Меню Рубрики

Смысл жизни с психологической точки зрения

Человек, который начинает задумываться о целях своего существования – это истинный человек, умный, умеющий мыслить за рамками своих животных инстинктов.

С точки зрения медицины ХІХ-ХХ века физическое тело человека развивается по нисходящей траектории. Никто не сможет обмануть смерть. Аналогично этой концепции душа прекращает существование в момент ухода органической жизни. Но человек должен ощущать потребность в своей деятельности. Только тогда в его существовании будет смысл. Это возможно при общении с другими индивидами, должна проявляться польза для окружающих.

Позже научная точка зрения изменилась в пользу индивидуальности. Каждый человек неповторим — у него есть свои мечты, планы, чувства. Будучи в центре своего маленького психологического мира, индивид сам формирует основную цель своего существования, которую, кроме него, никто не может знать.

Наиболее глубокие исследования в сфере осознания смысла жизни провел психиатр, невролог и психолог из Австрии В. Франкл. Он пришел к выводу, что понимание значимости человеческого бытия зависит не только от индивидуальных характеристик, но и от возраста или периода жизни. Смысл общества построен на индивидуальности каждого из его членов, а смысл личности исходит из смысла общества. Франкл объясняет это убеждение на примере ценности неповторимости мозаичного изображения лишь в совокупности всех составляющих элементов.

Поиск себя и своего предназначения в этом мире – это врожденная потребность. Она характерна для всех людей и является основным мотиватором для развития личности. В определенный период времени человек инстинктивно начинает чувствовать потребность в определении смысла существования. Например, великий Бетховен говорил, что от ухода из жизни его удерживает только искусство и желание сделать все, к чему он чувствовал предрасположенность.

Можно выделить объективный и субъективный смысл жизни . В первом случае – это потребность в размножении, сохранении своего вида и передачи генов. Во втором – мы все хотим знать, зачем необходимо обеспечивать бессмертие своим генам и какая цель пребывания на Земле всего человечества.

Необходимо стараться сделать свою жизнь более осмысленной. Как показывает практика и исследования, в таком случае люди живут дольше и сохраняют свое психологическое здоровье.

Следовательно, человек может справиться с любыми испытаниями, когда видит в них определенный смысл.

Итак, мы рассмотрели один из важнейших уровней структуры личности – ценностно-смысловое измерение ее существования, ее внутренний мир. Источниками и носителями значимых для человека смыслов являются его потребности и личностные ценности, отношения и конструкты. В их форме в личности человека представлены все смыслы, образующие основу его внутреннего мира, определяющие динамику его эмоций и переживаний, структурирующих и трансформирующих его картину мира и ее ядро – мировоззрение. Все сказанное относится к любым смыслам, устойчиво укорененным в личности. Но на одном из этих смыслов стоит остановиться отдельно, поскольку по своей глобальности и роли в жизни человека он занимает совершенно особое место в структуре личности. Это смысл жизни.

Вопрос, в чем состоит смысл жизни, не входит в компетенцию психологии. В сферу интересов психологии личности входит, однако, вопрос о том, какое влияние оказывает смысл жизни или переживание его отсутствия на жизнь человека, а также проблема психологических причин утраты и путей обретения смысла жизни. Смысл жизни — это психологическая реальность независимо от того, в чем конкретно человек видит этот смысл.

Одним фундаментальным психологическим фактом является широкое распространение чувства смыслоутраты, бессмысленности жизни, прямым следствием которого является рост самоубийств, наркомании, насилия и психических заболеваний, в том числе специфических так называемых ноогенных неврозов — неврозов смыслоутраты [336].

Вторым фундаментальным психологическим фактом является то, что на бессознательном уровне определенный смысл и направленность жизни, цементирующие ее в единое целое, складываются у каждого человека уже к 3-5 годам и могут быть выявлены в общих чертах экспериментально-психологическими и клинико-психологическими методами [384].

Наконец, третьим фактом является определяющая роль именно этой объективно сложившейся направленности жизни. Она несет в себе истинный смысл, а любые попытки сконструировать себе смысл жизни умозрительным рассуждением, интеллектуальным актом будут быстро опровергнуты самой жизнью.

Лучше всего это иллюстрирует история духовных исканий Льва Толстого. После нескольких неудачных попыток найти смысл жизни и затем строить свою жизнь в соответствии с ним Толстой понял ошибочность самого подхода. «Я понял, что для того, чтобы понять смысл жизни, надо, прежде всего, чтобы сама жизнь была не бессмысленна и зла, а потом уже — разум, для того, чтобы понять ее. Я понял, что если я хочу понять жизнь и смысл ее, мне надо жить не жизнью паразита, а настоящей жизнью и, приняв тот смысл, который придает ей настоящее человечество, слившись с этой жизнью, проверить его» [326, с. 147; 149]. Другим примером является драма Родиона Раскольникова, который построил образ себя, основанный на интеллектуально обоснованной идее превосходства. Однако этот образ не выдержал столкновения с реальной жизнью и привел не только к краху задуманного Раскольниковым предприятия, но и к смысловому краху.

Таким образом, можно утверждать, что жизнь любого человека, поскольку она к чему-то устремлена, объективно имеет смысл, который, однако, может не осознаваться человеком до самой смерти. Вместе с тем жизненные ситуации (или психологические исследования) могут ставить перед человеком задачу на осознание смысла своей жизни. Осознать и сформулировать смысл своей жизни — значит оценить свою жизнь целиком. Не все успешно справляются с этой задачей, причем это зависит не только от способностей к рефлексии, но и от более глубинных факторов.

Если моя жизнь объективно имеет недостойный, мелкий или, более того, аморальный смысл, то осознание этого ставит под угрозу мое самоуважение. Чтобы сохранить самоуважение, я внутренне бессознательно отрекаюсь от истинного смысла моей реальной жизни и заявляю, что моя жизнь лишена смысла. На деле за этим стоит то, что моя жизнь лишена достойного смысла, а не то, что она не имеет смысла вообще.

С психологической точки зрения главным является не осознанное представление о смысле жизни, а насыщенность реальной повседневной жизни реальным смыслом. Как показывают исследования, существует много возможностей обрести смысл. То, что придает жизни смысл, может лежать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни). Чаще всего смысл жизни и мужчины и женщины видят в семье и детях, а также в профессиональных делах.

Как мы уже подчеркивали выше, потребности являются ключевым понятием мотивационной сферы личности. Для того чтобы определить уровень своих личных потребностей в достижении успеха, в заключение данной лекции, предлагается ответить «да» или «нет» на вопросы теста (№ 8).

1. Думаю, что успех в жизни, скорее, зависит от случая, чем от расчета.

2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл.

3. Для меня в любом деле важнее его исполнение, а не конечный результат.

4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.

5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.

6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.

7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.

8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.

9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.

10. Мои близкие считали (считают) меня ленивым.

11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.

12. Мои родители слишком строго контролировали меня.

13. Терпения во мне больше, чем способностей.

14. Лень, а не сомнения в успехе вынуждают меня часто отказываться от своих намерений.

15. Думаю, что я уверенный в себе человек.

16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.

17. Я не усердный человек.

18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.

19. Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.

20. Мои близкие обычно не одобряют моих планов.

21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.

22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

Ряд восточных «религий без бога» (например, буддизм). рассматривает высший смысл жизни в максимальном от этой жизни отречении.

Основные категории бытия человека, определяющие его жизнь — это прежде всего свобода, поиски смысла жизни, творчество, любовь, счастье, вера, смерть.

Во все времена люди искали ответ на вопрос: в чем смысл жизни, какой смысл. имеет болезнь, почему существует боль тела и души?

Выступал против социализма как крайней степени общественного. рационализма. Основные сочинения: «Предмет знания» (1915), «Смысл жизни» (1926), «Духовные основы общества» (1930).

. ни в каких продуктах, гениальным может быть мучение над вопросом о смысле жизни и искание правды жизни. … Творчество — это образ жизни. Увидеть что-либо впервые чрезвычайно трудно.

Смысл и основное содержание жизни Эйнштейна в некоторой мере раскрыты им не только в научном, публицистическом и эпистолярном наследстве.

Для верующего он предоставляет, во-первых, систему конечных целей, определяющих. смысл жизни, и абсолютных критериев для оценки событий и действий; и

В таком случае смысл смерти понятен: ограничивать экспансию жизни. Однако тогда смысл жизни вовсе пропадает: для чего нужны сложнейшие создания.

Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, проходят через все его творчество.

Большая цель выходит за рамки жизни. Мы уже говорили, что смысл всякой деятельности лежит за ее пределами. Смысл жизни лежит за ее пределами.

Смысл жизни

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.
Аристотель

Многие люди задаются вопросом – в чем смысл жизни? И затем они старательно ищут ответ на этот вопрос, изучая самые разные мнения известных и не очень людей, которые можно найти в многочисленных источниках информации. А мнений на этот счет много. Кто-то видит смысл жизни в одном, кто-то в другом, а кто-то в третьем. Но в этой статье я покажу вам, уважаемые читатели, что ответ на этот извечный вопрос лежит на поверхности, он достаточно простой и очевидный и его не нужно нигде искать. Этот ответ напрашивается сам собой, нам нужно только внимательнее присмотреться к нашей жизни, и тогда мы сразу все поймем. А жизнь наша, одновременно проста и сложна – она проста по своему замыслу, но сложна с точки зрения самого процесса, когда человеку нужно не просто суметь выжить в этом далеко не самом дружелюбном мире, но и что-то после себя оставить. Вопрос лишь в том – что и зачем нам нужно после себя оставлять и как это сделать? Вот на него я и буду отвечать в этой статье, чтобы объяснить вам, дорогие друзья, в чем заключается смысл жизни человека.

Первым делом хочу сразу сказать вам, что человек, задающийся вопросом о смысле жизни – это с моей точки зрения настоящий человек, разумный человек, человек, умеющий мыслить за рамками своих животных потребностей. Животные не задаются вопросом о смысле жизни – они просто живут. Их задача заключается в том, чтобы выжить и оставить потомство, чтобы продолжить свой род. А вот человек – единственное существо на этой планете, который хочет знать – зачем ему жить, зачем ему выживать, ради чего, ради какой цели? И это очень хороший, очень правильный вопрос. Так что, друзья, задумываясь о смысле жизни – вы подтверждаете свою разумность.

Так вот, взглянув на жизнь людей, как бы со стороны и поразмыслив над ней, я пришел к выводу, что существует объективный и субъективный смысл жизни. Объективный смысл жизни выражается в том, что человеку нужно продолжить свой род, оставив после себя потомство. К этому его призывает инстинкт размножения. То есть, нам нужно продолжить род человеческий, чтобы сохранить человека как вид. На самом деле, многие наши инстинкты направлены именно на это, не только инстинкт размножения, а значит, в этом заключается объективный смысл жизни человека. Таким образом, с точки зрения природы, мы как и животные – должны выживать и размножаться, должны продолжать свой род – это наша задача. Вы спросите – зачем нам продолжать род человеческий, ради какой цели? Честно сказать друзья, я этого не знаю, и никто этого не может знать. Но, мы можем предположить, что все процессы во Вселенной происходят ради достижения какой-то конечной цели, о которой мы с вами знать не можем, потому что не должны. Наша задача – выжить. Вернее, мы должны передать свои гены потомкам, и таким образом сыграть свою роль в долгой истории эволюции. А уж для какой конечной цели нам [людям] необходимо это делать – никто не знает. О том, что мы живем прежде всего для того, чтобы обеспечить бессмертие человеческих генов, писал такой известный английский ученый, как Ричард Докинз, который в своей книге “Эгоистичный ген” очень хорошо объяснил эту мысль. Докинз писал, что главную роль в эволюции играет именно ген, а не особь и не популяция, и главная задача гена – выжить и размножиться, в условиях жесточайшей конкурентной борьбы с другими генами. На самом деле, к этой мысли приходят многие люди, задумывающиеся о смысле жизни, ведь совершенно очевидно, что независимо от наших желаний – наши инстинкты подталкивают каждого из нас к размножению. Задача – передать свои гены, стоит перед каждым из нас. Так что, повторюсь, с этой точки зрения – мы ничем не отличаемся от животных – нам нужно выживать и размножаться, чтобы продолжить жизнь нашего вида.

С другой стороны – мы все-таки хотим знать, ради какой конечной цели мы обеспечиваем бессмертие не только своим генам, но и вообще человеческим генам, мы хотим понять – в чем смысл жизни человечества в целом. Ведь как писал Виктор Франкл в своих книгах – сводя смысл жизни к продолжению рода, мы не отвечаем на этот извечный вопрос, не закрываем его полностью, а перекладываем его на своих потомков. Я с этой точкой зрения скорее не согласен, чем согласен, поскольку незнание человеком конечной цели существования и развития вообще всего во Вселенной, не оставляет вопрос о смысле жизни открытым. Я считаю, что мы, люди, промежуточные звенья в каком-то большом деле, мы часть какого-то замысла, или, возможно, часть эксперимента, проводимым кем-то, кто создал Вселенную со всеми ее законами. Это ведь возможно, согласитесь. Наша задача – сыграть свою роль в течение определенного отрезка времени в материальном мире, а возможно и в нематериальном, после чего, мы должны предоставить такую возможность другим людям – нашим потомкам. Я бы сравнил нас, людей – с отдельными кадрами фильма, которые должны сделать свою работу в течении всего лишь доли секунды, но из которых в конечном счете получается целый фильм со смыслом. Вот мы с вами – частичка Вселенского смысла жизни, и в этом заключается объективный смысл нашей собственной жизни. Таким образом, наши гены стремятся продлить свое бессмертие, а мы должны им в этом помочь, чтобы позволить им прийти к тому, к чему в итоге придет Вселенная.

Нужно ли нам знать о том, к чему стремится Вселенная, какая у нее или у того, кто ее создал, конечная цель? Не думаю, что нам это нужно знать. Я считаю, всему свое время. Возможно мы этого не узнаем, но наши потомки узнают больше, они познают мир еще лучше и поймут что-то, чего сейчас не понимаем мы. Мы с вами видим, по заложенным в нас природой инстинктам, что нам нужно выживать и размножатся, а также делать все, чтобы человечество не просто выжило, но и развивалось, значит именно это нам и нужно делать, не ломая голову над тем, чем в итоге закончится существование человечества. Это смысл нашей жизни, объективный смысл. Впрочем, поразмышлять на эту тему можно, ибо это очень интересная тема. И мы будем это делать.

Читайте также:  Бюджетные расходы с точки зрения заявленных и фактических приоритетов

Теперь давайте поговорим о более интересном – о субъективном смысле нашей жизни, то есть, о том, ради чего мы сами можем хотеть жить. Задумайтесь над тем, ради чего, ради какого дела, хотите прожить свою жизнь именно вы? Не надо искать смысла жизни – придумайте смысл сами. Сами решите – ради чего вам жить. У животных такого выбора нет – их жизнь настроена исключительно на самовоспроизводство, ради объективного смысла, то есть, ради какой-то конечной цели, к которой стремиться природа, Вселенная, и/или тот, кто ее создал. А вот мы с вами можем выбирать, чему посвятить свою жизнь, помимо основной нашей цели – продолжение своего рода. Разве это не здорово? На мой взгляд, это просто чудесно, мы с вами просто счастливчики – мы можем жить не только ради достижения какой-то неведомой нам цели, к которой стремится Вселенная, но и ради чего-то своего, что мы можем назвать – субъективным смыслом нашей жизни. А у каждого из нас могут быть свои представления о том, ради чего и для чего нам жить. Цели в жизни у нас у всех тоже могут быть разные. Так что обеспечивая бессмертие своим генам и в целом генам человечества, мы также можем пожить и для себя – реализовав себя в каком-нибудь значимом и интересном для нас деле, достигнув успеха в чем-то, что для нас важно, и таким образом оставив свое имя в истории, или просто, без всякой надежды на славу, дав человечеству что-то, что после нашей смерти будет приносить ему пользу и существовать еще очень долго. Такой подход к жизни делает ее чудовищно интересной. Мы ведь можем любую сказку сделать былью, порадовав и себя, и других.

Еще очень важно понимать, что жизнь каждого человека является по-своему уникальной, как и сам человек. Из этого следует, что каждый из нас пришел в этот мир, чтобы сыграть свою роль, чтобы сделать свой вклад в историю и развитие человечества и Вселенной. От каждого из нас есть польза, жизнь каждого человека – бесценна и имеет смысл! Поэтому какой бы вы не сделали выбор, решая, чему посвятить свою жизнь, вы в любом случае сделаете правильный выбор – вы сыграете ту роль, которая внесет свой вклад в развитие всей Вселенной. История жизни каждого человека, когда-либо жившего на земле – это бесценный опыт для Вселенной, мы все с вами являемся частью единого целого, без нас целое не может быть целым. Поэтому ваша жизнь, сама по себе, независимо от того, как вы ее проживете – имеет смысл для нас всех, так как она являются частью нас всех. Как человек не может состоять только из костей или только из мяса, так и Вселенная не может быть целостной без каждого из нас и не может развиваться без опыта каждого отдельно взятого человека. Так что жизнь каждого из вас, уважаемые читатели, бесценна! Даже если вы не сможете передать свои гены дальше и ничего за свою жизнь не добьетесь, не создадите ничего существенного – ваша жизнь не будет бессмысленной. Вы все равно сделаете свой вклад в общую историю человечества и историю Вселенной, просто он будет небольшим, важным, нужным, но небольшим. Только не забывайте о том, что вы всегда можете добиться большего, поэтому стремитесь к большему, старайтесь быть более значимым человеком, как для других, так и для самого себя.

И все же, как сделать выбор – чему посвятить свою жизнь? Полагаю, ее следует посвящать чему-то такому, что останется на века и будет служить человечеству долгие годы. Мне кажется, это оптимальный вариант для любого человека, который хочет прожить свою жизнь ярко и интересно. Сделайте свой вклад в нашу историю, дайте миру что-то, что сделает его богаче, лучше, красивее, и я вас уверяю, вы почувствуете огромное удовлетворение от своей жизни, вы почувствуете свою значимость – вы обретете смысл жизни. Каждому из нас не так уж и много отмеряно, поэтому каждая потраченная впустую минута – это потерянная частичка жизни. Поэтому не нужно ничего ждать – нужно идти и делать что-то грандиозное и выдающееся. Кто-то из нас сможет успешно передать свои гены и таким образом обрести генетическое бессмертие, а кто-то сделает что-нибудь такое для человечества, что будет напоминать о нем в течении долгих лет. Но есть и такие люди – которые просто прожгут свою жизнь и канут в лету, не оставив, ни потомства, ни каких-то значимых результатов своего труда, никакого наследия. Вот это, пожалуй, самое страшное для человека – когда в его жизни практически нет никакого смысла, когда он просто живет, чтобы прожить свою жизнь, чтобы, так сказать, отбыть номер и навсегда уйти из этого мира. Но это не судьба человека – это в значительной степени его выбор. За всех говорить не буду, ситуации разные бывают, но у многих из нас есть выбор – как прожить свою жизнь. Мы можем стремиться к тому, чтобы оставить после себя достойное потомство или какие-нибудь значимые для человечества результаты, а лучше и то, и другое, это возможно. А можем просто прожечь свою жизнь, ничем не запомнившись и не оставив после себя не только достойного, но и вообще никакого потомства.

Выше я писал, что так или иначе, мы все вносим свой вклад в историю человечества и в развитие Вселенной, поэтому в жизни каждого человека есть смысл, жизнь каждого человека бесценна. Но это не означает, что нам не нужно стремиться к тому, чтобы оставить свой след в мире. Ведь чем больше мы после себя оставим, чем больше всего хорошего успеем в своей жизни сделать, тем более удовлетворенными своей жизнью мы будем.

Так что, друзья, выбор за вами – решайте, как и ради чего вы будете жить. Будет ли для вас смыслом жизни являться следование законам природы, законам Вселенной, или если хотите, законам Бога, согласно которым вам необходимо передать свои гены максимально успешным образом, продолжив таким образом род человеческий, и/или вы решите добиться в жизни выдающегося успеха в каком-нибудь деле, чтобы что-то существенное после себя оставить людям, человечеству, всеми миру. Вам вполне по силам преуспеть и в том и в другом деле. Оставьте после себя достойное потомство и реализуйте себя в каком-нибудь важном для вас и желательно для других людей деле, чтобы оставить свой след в этом мире, и вы будете полностью удовлетворены своей жизнью, потому что в ней будет действительно большой смысл. Я желаю вам в этом удачи!

О смысле жизни с точки зрения социальной психологии

О смысле жизни с точки зрения социальной психологии

В конце XIX – начале XX века австрийский психолог, психиатр и мыслитель Альфред Адлер писал:

«С медицинской точки зрения, все органы развиваются в направлении конечной цели … Развитие души аналогично развитию органической жизни. У каждого человека есть концепция цели или идеал, необходимый для того, чтобы добиваться больше того, что возможно для него в актуальной жизненной ситуации… Без ощущения цели деятельность индивида не имела бы никакого смысла» — Адлер, А. «Наука жить»

При этом он придерживался идеи, что истинные смыслы жизни – общие, те, которые другие люди могут разделять и принимать для себя. Смысл возможен лишь в коммуникации: слово, которое означает что-то лишь для одного человека, было бы лишено смысла. То же относится к целям и действиям; их единственный смысл – смысл для других.

Позже понимание смысла жизни в науке начало сдвигаться в сторону большей индивидуализации. Так, американский психолог Карл Роджерс, один из создателей и лидеров гуманистической психологии, в книге «Теория личности» говорит уже о сугубо индивидуальном характере смыслов жизни. По его утверждению, каждый индивид существует в постоянно изменяющемся мире переживаний, центром которого он является, и только небольшая часть личного мира индивида переживается сознательно.

«Важная истина относительно личного мира индивида состоит в том, что подлинный и полный смысл его может знать только сам индивид… только сам индивид может знать, как он воспринимает то или иное свое переживание. Я никогда не могу со всей очевидностью и полнотой знать, как вы воспринимаете булавочный укол или свой провал на экзамене. Для каждого человека мир его переживаний является в самом прямом смысле индивидуальным, личным миром». — Роджерс, К. «Теория личности»

Наиболее полно тему смысла жизни исследовал австрийский психиатр, психолог и невролог Виктор Франкл. Франкл утверждает понимание смысла жизни как категории не всеобщей, а индивидуальной, разительно различающейся не только от человека к человеку, но и в разные периоды жизни индивида. Поиск каждым человеком смысла является главной силой его жизни, а не «вторичной рационализацией» инстинктивных влечений. Смысл уникален и специфичен потому, что он должен быть и может быть осуществлен только этим человеком и только тогда, когда он достигает понимания того, что могло бы удовлетворить его собственную потребность в смысле. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни в современном понимании – это врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности. На проблеме потери смысла жизни, которую сам ученый называл экзистенциальным вакуумом, основана его психиатрическая школа логотерапии.

Что знает психология о смысле жизни?

Начните знакомство с этой темой (в чём смысл жизни ?) со статьи на нашем сайте “Доклад Всемирного Банка о России или четыре ступени к долгой жизни”.

И Вы поймёте главное: смысл жизни человека заключается в том, чтобы жить — счастливо.

А вот как он этого добьётся и что будет понимать под счастьем в разные периоды своей жизни — это уже второй вопрос.

Если же само слово “счастье” стоит у Вас где-то на десятом плане и не воспринимается как серьёзное, то Вам до приближения к пониманию “в чём смысл жизни” ой как далеко.

Смысл жизни человека традиционно искали деятели всех религий и философы. В двадцатом веке эту тему пере­дали психологии. На том основании, что “диссертант не справился со своей темой” .

Философы и деятели религий увлеклись каждый своими делами, считая их более важными, чем поиск смысла жизни человека.

Одни посчитали, что и так уже всё знают. Вторые посчитали, что сам вопрос “в чём смысл жизни человека?” глуп и что есть вопросы позабористее и поинтереснее.

В последние сто лет этим вопросом занимается психология, и, если посмотреть на процесс глазами заинтересо­ванного наблюдателя, то можно увидеть: психология добилась на этом поприще многих успехов.

Конечно, начала психология думать над смыслом жизни не с чистой страницы.

Психологии (как Вы помните) достались уже какие-то материалы, наработанные предыдущими “диссертантами”, философией и религией.

И за это им нужно сказать спасибо. Мы отнюдь не умаляем их заслуг в нелёгком деле попыток ответить на вопрос “В чём смысл жизни человека?”

именно гуманистическая или экзистенциально-гуманистическая психология впервые дала чёткий ответ: смысл жизни в счастье.

Осталось только научиться быть счастливым и не путать “счастье” с второсортными товарами “массового спроса”.

А вот об этом и написаны десятки статей на нашем сайте.

Приглашаем к путешествию!

В статье “Притча о костюме” Вы прочитаете что делает с человеком приросшая к нему намертво социальная мас­ка или, если по Юнгу, — Персона.

Вы ещё раз прочитаете старую истину психологии от том, что отстоять своё право быть собой с самого начала — это и трудно, и страшно.

Но ещё труднее и страшнее — всю жизнь прожить не так, как тебе хотелось. И понять, как ты «лоханулся», толь­ко лёжа на своём смертном одре.

Читая статью с говорящим названием “В чём смысл жизни? (Читая Виктора Франкла. )” Вы узнаете много муд­рых мыслей этого великого человека.

Смысл — это всегда то, что мы должны делать В ДАННЫЙ МОМЕНТ.

Смысл жизни — это всегда ПРЕДЛОЖЕНИЕ и одновременно ТРЕБОВАНИЕ настоящего момента.

Я не понимала этого раньше, и узнала только недавно, благодаря Виктору Франклу. И поспешила поделиться с Вами, Уважаемый Читатель, найденной информацией.

«Смысл нельзя навязать, одолжить или вручить. Никто не может диктовать другому, в чём тот должен видеть свой смысл. Ни начальник — подчинённому, ни родитель — ребёнку, ни врач — пациенту. Смысл нельзя ни дать, ни предписать — его нужно найти, обнаружить, РАСПОЗНАТЬ»

В общем, читайте статью “В чём смысл жизни? (Читая Виктора Франкла. )” полностью.

Читая статью “Через пустыню во мраке” Вы узнаете, что думал о смысле жизни великий и загадочный человек — известный учёный, профессор медицины, военный хирург и вместе с этим — монашествующий архиепископ В.Ф. Войно-Ясинецкий (Архиепископ Лука).

Он в своей книге «О духе, душе и теле» развивает павловскую науку в весьма необычном ключе, делая выводы, которыми могут гордиться вместе взятые философия и психология .

В статье “Жизнь как чудо” (моей любимой статье о смысле жизни!) Вы прочитаете о том, что такое “перспектива” и что такое “ретроспектива” с точки зрения психологии и как одно мешает, а другое способствует нашему сча­стью.

В статье “Кони бегают по кругу. ” Вы прочитаете о жестоком эксперименте Фабра — знатока и любителя живой природы и о том, как этот эксперимент наглядно показал важность дара свободы выбора, которым наделён чело­век.

Ну а в статье “Строители дорог” Вы прочитаете одну из моих самых любимых метафор о Строителях дорог и о Строителях Стен. и сделаете свой собственный вывод — в чём смысл ВАШЕЙ жизни.

Для тех же, для кого смысл жизни заключается не в “свободе выбора” и не в “просветлении ума” а в коротком и простом слове ЛЮБОВЬ, для таких людей написана статья “В её маленьком теле гостила душа”.

Вообще-то это статья про плюшевые игрушки, точнее про повесть одной известной английской писательницы о смысле жизни одной игрушки из плюша. Но так присмотришься, а сказка-то — про людей. И про смысл их жиз­ни.

И ещё одна сказка “Пять уроков карандашного мастера: сказка для детей”. Тоже вот, вроде бы про смысл жизни. цветного карандаша. Хотя на самом деле всё там про смысл жизни чело­века. Очень точные наблюдения, ёмкие, метафоричные — можно отпечатать красиво и повесить себе на стену, до того хороши эти реплики карандашного мастера.

Всё ещё ищете смысл жизни?

Вам не хватило материалов на нашем сайте? Ну тогда прочитайте самую распоследнюю (из рекомендованы мною) статью и бросайте уже играть роль любопытненького Буратино.

Всё ещё ищете смысл жизни?

Елена Назаренко

© www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»

Авторская разработка центра — методика работы с бессознательным с помощью психологических карт. Подробнее.

В чём смысл жизни?

В век технического прогресса и глобального интернета человеку легко заблудится в поисках себя, в поисках того, что ему нужно, зачем он пришёл на планету Земля. Вы, может быть, спросите, кому нужны эти поиски, если всё давно просчитано и организовано заранее системой: школа, потом образование, работа. Но тогда более сложный вопрос: зачем мы учимся и работаем, какая глобальная цель предусматривается в этом? Служить людям, или приобрести господство над ними, подчиняться или подчинять, жить или существовать, что за этим стоит?

  • Как отыскать смысл жизни в век технократии и погони за успехом?
  • формула выведения смысла жизни
  • Причины пребывания души в теле в философии индуизма
  • Смысл жизни в перерождении
  • Наука психология о смысле жизни
  • Уровни осознанности

Практические советы. Выводы, решения, ценности

Более подробно об экзистенциальных переживаниях, связанных со смыслом жизни в моей статье:

Читайте также:  Какое зрение должно быть у поступающего в мвд

Парадокс экзистенциальных переживаний.Уникальность представлений об истине. — https://www.b17.ru/article/49214/

Роль разочарования в вопросах смысла жизни:

Как отыскать смысл жизни в век технократии и погони за успехом?

Никого уже не удивят сегодня новомодные программы по манипулированью людьми, которые учат как получать выгоду, забывая о долгосрочных отношениях. Но хорошо ли это? Давайте задумаемся. Кчему это ведёт? Человек с сильной энергетикой и харизмой сможет подчинить немалое количество людей. Осталась одна загвоздка: к какой цели он будет их вести, что стоит за этой целью, какая мораль? и сразу напрашивается мысль о смысле жизни, её предназначении.

Любая идея о смысле жизни при внимательном рассмотрении обязательно вступает в противоречие с бесчисленными наблюдениями — за собой, за людьми, за Природой. Известна цитата З. Фрейда: «В тот момент, когда человек усомнился в смысле жизни, он болен». Может быть, Фрейд прав? Может, размышления о смысле жизни – удел избранных, мягко говоря, чудаков? А действительно, зачем нормальному человеку думать о каком-то там смысле, когда лично ему смысл этот ничего не дает?

Сколько уже написано о том, как жить счастливо, как быть успешным, как избавиться от тревог и страданий. Талантливые авторы практических пособий по счастью точно знают, что и как делать. Знают, верят, подтверждают десятками примеров. Советы практической психологии часто оказываются полезны, но любая конкретная психология покоится на фундаменте из каких-то принципов. Практической психологии, рано или поздно, потребуется практическая Философия.Все сферы жизни человека так или иначен связаны с поиском себя. Не понимая себя, смысла своих поступков и поведения, трудно сделать осознанный выбор.

Формула выведения смысла жизни))):

Сопровождается ли ваше познание своего смысла жизни стойким ощущением счастья? Есть ли у вас возвышенная цель? Если да, то вы нашли свой смысл.

Если нет, значит тот смысл и принципы жизни, по которым вы живёте, принадлежат кому-то другому. И вы ведёте не проактивный, а реактивный способ существования. В реактивном существовании вы идёте на поводу у окружающих, которые, возможно, манипулируют вашим сознанием! если обстоятельства всегда складываются не в вашу пользу, за редким исключением, стоит задуматься, а не живёте ли вы чужим смыслом жизни?!

Карл Густав Юнг — психолог и философ, равно верящий в науку, в религию и в мистическое откровение, писал: «Человек может претерпеть тяжелейшие испытания, если он видит в них смысл. Вся трудность заключается в создании этого смысла… Чувство ширящегося смысла существования выводит человека за пределы обыденного приобретения и потребления. Если он теряет этот смысл, то тотчас же делается жалким и потерянным».

Любая научная задача, касающаяся Вселенной, Земли либо человека рано или поздно возвращается к необходимости решения главных проблем, – Почему именно так, а не иначе? Как все это связано друг с другом? Почему происходящее необходимо и возможно? Современная наука – что это, как не поиск смысла жизни в общемировом масштабе? Что было до Большого Взрыва, почему он произошел? Как возникла жизнь во Вселенной? Кто ее создал или она возникла случайно? Почему, несмотря на второе начало термодинамики, Вселенная усложняется? Почему живые организмы, развиваясь, становятся все более совершенными? Как возник человек?

Причины пребывания души в теле в философии индуизма

В индуизме, причиной пребывания души (дживы) в мире сансары считается авидья (невежество), которое проявляется в незнании индивидом своей истинной природы, своего истинного «Я» и отождествлении себя с бренным материальным телом и иллюзорным миром майи. Подобное отождествление держит дживу в оковах чувственных наслаждений, заставляя её перевоплощаться и принимать всё новые и новые тела в круговороте сансары.

Стадия конечного освобождения из цикла сансары называется в индуизме по разному: мокша, мукти, нирвана или махасамадхи.

Однажды, Сиддхартха, который стал аскетом и странствовал по Индии, чтобы обучаться у учителей, решил отказаться от всех советов извне и стал искать решение проблемы страдания там, откуда оно, как он начал подозревать, происходит: а именно, в своём уме. Сидя в тени дерева в месте под названием Бодхгая индийской провинции Бихар, он стал всё глубже и глубже погружаться в свой ум, полный решимости найти ответ или умереть.

Спустя много дней и ночей он, наконец, обнаружил то, что искал – фундаментальное осознавание, которое было неизменным, нерушимым и необъятным. Выйдя из этого состояния глубокой медитации, он уже был не Сиддхартхой. Он стал Буддой, что на санскрите означает «пробуждённый».

Смысл жизни в перерождении

Круг Сансары — Сансара (санскр.; тиб. кхорва, «круговорот») – обусловленное существование, круговорот вынужденных рождений и смертей в обусловленных мирах. Согласно выдающемуся тибетскому ламе Гампопе (1079-1153гг.), сансара имеет следующие три базовые характеристики:

ее природа – пустота,
ее проявление – иллюзия,
ее характеристика – страдание

В круговороте сансары живые существа, эволюционируя или деволюционируя, проходят через различные формы жизни от микробов, насекомых, растений и даже минералов — до самой возвышенной позиции девы-творца вселенной Брахмы. Положение, в котором оказывается живое существо в этой жизненной иерархии, зависит от качеств, приобретённых в прошлых воплощениях и является плодами кармы, которые индивид вынужден пожинать.

Существует несколько вариантов объяснения работы кармических реакций в цикле сансары. Согласно некоторым из них, душа (джива) после оставления грубого материального тела переносится тонким телом на небесные или адские планеты или планы бытия (локи) и прибывает там до тех пор, пока не пожнёт определённую часть плодов своей хорошей или плохой кармы. После этого джива рождается заново и оказывается в определённом теле и при определённых обстоятельствах, которые являются результатом остатка её кармы. Теоретически, это делает возможным памятование о прошлой жизни (джатисмара) — способность, которой часто обладают великие святые и которая может быть развита посредством определённых духовных практик.

Действительно, если учесть, что мы все в недалеком прошлом пребывали в состоянии белкового организма, самый древний орган которого, кишечник, наши все потаенные мысли и чувства зависят от нижних слоев души, которые, частично находятся в кишечнике. Не зря говорилось у древних «лишить живота», значит, лишить жизни. Потому что основные слои души ассоциировались с животом, процессами пищеварения – основными процессами жизнедеятельности. И лишь потом, как оказалось, что высокие чувства человека находятся в области груди. Показывая на свою грудь, на свое сердце, человек говорит о любви, преданности и вере. Высшие слои души связаны с духом и сознанием и находятся над головой человека. Поэтому у святых часто рисуют эту высшую энергию в виде нимба над головой.

Обратите внимание на то, как мы крестимся. Мы начинаем крещение с головы, с того места, где находятся наши самые высокие чувства, потом кладем руки на живот, как бы связывая Божественное и животное начало воедино, и, в заключение, возлагаем руки на груди, где наше Божественное начало и инстинкты объединяются и проходят трансформацию через сердце человека. Получается, что наше сердце является проводником и в мир Божественный, и в мир человеческий, и в мир животный одновременно. Наша задача – объединить эти начала воедино и приблизиться к нашей Божественной сущности.

Наука психология о смысле жизни

Существует много различных точек зрения на то, в чём смысл жизни человека. Одна из тайн мироздания, наверное, и есть поиски причины нашего появления на свет и определения цели нашего дальнейшего существования. От того, как каждый из нас ответит на эти вопросы и зависит его жизнь. С этим связаны многие аспекты поведения и психики человека во время его «путешествия на землю». Может быть, психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек (или любой другой носитель психики) ведёт себя так или иначе. С чем связаны процессы нашего осознания себя в этом мире?

В современной психологии, когда мы сталкиваемся со всеми так называемыми психосоматическими состояниями «пребывания души в невежестве» или заболеваниями, в том случае, даже если они представляют угрозу для жизни, они могут быть использованы, как это ни парадоксально, с целью психического выживания человека. «Psycho» от греч. душа. Подобные техники выживания требуют подавления враждебных мыслей. Таким образом, то естественное или вынужденное состояние, при котором человек сохраняет и поддерживает любовь в своёй душе, и называется смыслом и целью его пребывания. Ведь самое драгоценное для человека, который вытесняет из своего сознания мысли, враждебные миру, как оказалось не тело, а те качества души, которые необходимы для жизни на Земле. Погибает тело, но человек старается спасти свою душу. Любой отказ выполнять этот закон приводит к утрате любви и, соответственно, к психической смерти. Таков порядок Мироздания.

«Душа есть Божественная струя, у нее одно дело, единственно родственное ей, — вступать в общение с Богом» (святитель Григорий Богослов).

«Иной не дает пылинке упасть на одежду его, а душа у него — то же, что свинья, едва вышедшая из зловонной ямы» (Преподобный Ефрем Сирин).

«Горе нам, что мы к болезням и недугам телесным довольно внимательны, а к болезням и язвам душевным, самым тягчайшим, бесчувственны» (Преподобный Исайя Отшельник).

Так что же всё-таки связывает наше пребывание в этом мире с нашим осознанием этого пребывания? В колесе сансары чётко указано на то, что смыслом нашего существования является обретение более новых, совершенных уровней осознания, хотя современная наука довольствуется совершенствованием способов восстановления психического и физического здоровья человека. Всем давно уже стало известно, что все физические заболевания являются следствием болезней души. Именно от того, насколько правильно мы себя осознаем в этом мире, настолько хорошо мы себя чувствуем.

От чего зависит новый уровень осознания человеком своего существования? Каждое живое существо может быть охарактеризовано тремя основными аспектами, или качествами: телом, речью и умом. Тело, естественно, относится к физической, или материальной, части нашего существа, которая постоянно меняется. Оно рождается, растёт, болеет, стареет и, в конце концов, умирает. Речь относится не только к нашей способности говорить, но и ко всем разнообразным сигналам, которыми мы обмениваемся, и даже выделяемым феромонам – химическим веществам, которые оказывают тонкое влияние на наше поведение. Определить реакцию страха можно по запаху пота, выделяемого в этот момент нашим организмом. Как и тело, речь представляет собой непостоянный аспект опыта. Все послания, которыми мы обмениваемся посредством слов и других сигналов, в своё время приходят и уходят. И когда тело умирает, с ним умирает и способность речи.

Ум описать труднее. Как бы глубоко мы ни исследовали этот аспект бытия, нам не удается обнаружить какой-то определенный объект, который мы называем умом. Однако, благодаря уму, у нас происходят конечные процессы осознания. Известно, что все проблемы, которые испытывают люди – это привычки мышления и восприятия, укоренившиеся в нашем уме. Естественно, то, как в уме укореняются ошибочные понятия и как от них можно избавиться, стало темой учений, которая привлекает людей.

Как применить смысл к своей собственной жизни?

Когда мы оглядываемся в прошлое, как часто мы понимаем, что основная причина наших тревог и недоумений была в том, что мы ещё не вполне осознавали действительную природу своего ума. И где-то на уровне подсознания, которое объединяет в себе и наш древний ум, который находится в стволовом мозге (рептильный мозг), и головной мозг, мы осознаем, что устройство нашего мозга создаёт реальные возможности изменять качество нашего повседневного опыта. Наш повседневный опыт это и есть те мысли, которые прошли через наши чувства, которые «переварила» наша душа.

В сущности, страдание и неудовлетворенность только помогают нам достичь состояния нирваны или хотя бы приблизиться к нему. Потому что именно страдание, начиная с назойливого внутреннего шёпота, говорящего нам о том, что мы могли бы быть счастливее, если только какой-то незначительный аспект нашей жизни был бы другим, и заканчивая муками болезни и ужасом смерти подталкивает нас к изменениям. По этому поводу есть притча, она называется «Магический пендель». Утро перед казнью. Трех приговоренных спрашивают об их последнем желании. Первый хочет выпить для храбрости, второй – сигарету, а третий говорит:

– Дайте мне пинка!

Что ж, последнее желание – закон. Стражники пнули его хорошенько. Он охнул, подскочил, разметал стражников, меч у одного из них выхватил, дверь вышиб и – удирать! Двое первых приговоренных – за ним. Остановились они в лесу, отдышались, и спрашивают:

– Что же ты сразу так не сделал?

– Такой уж я… Пока хорошенько не пнут, ничего и делать не хочется!

Практические советы. Выводы, решения, ценности:

Для того, чтобы жить на земле, каждый человек должен проникнуться причиной своего пребывания, смыслом жизни. И если он выбрал путь совершенства необходимо помнить три правила:

  • Правило первое – Помнить, что люди по своей природе Божественны.
  • Правило второе – заниматься поисками Бога в себе, усиливать единство с Богом, раскрывая свою Божественную сущность.
  • Правило третье – Помнить, что ты человек (что жизнь кратковременна и этот мир — не конечная станция нашего пребывания).

Друзья, это очень серьёзная работа, проделанная мной,

искренне, честно прошу поделиться своими воззрениями на смысл жизни, очень приятно знать, как и о когда вы задумываетесь об этом, ведь когда нас много, мы создаём поле Единства и платформу созидания этого самого СМЫСЛА…

Бакаева Л., практический психолог

Смысл жизни в психологии

Поиск смысла жизни как основная проблема психологии, история и подходы к ее разрешению. Исследование смысла жизни в различные периоды развития науки. Особенности ее отражения в трудах Зигмунда Фрейда, Виктора Франкла, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна.

Рубрика Психология
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 03.06.2014
Размер файла 24,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Проблема поиска смысла жизни как основная проблема психологии

Каждый человек сталкивается с вопросом: «В чем смысл моей жизни». В разные времена и при разных психических состояниях проявляется одна или другая сторона тревоги (страх смерти, неизбежности судьбы, беззащитности, осуждения и.п.), осознание того, что человек живет лишь один раз и смерть неизбежна заставляет человека вновь и вновь возвращаться к этому вопросу.

На современном этапе развития общества значение смысла и смысловых образований личности возросло, происходит осмысление внутреннего мира личности, ее внутреннего стержня, нравственных и этических проблем личности и мотивационно-смысловых образований.

Психология, работающая с глубинными психологическими проблемами человека может помочь ему найти себя не только в обычных житейских целях, но и в более высоком измерении, связанным с обретением смысла жизни. Люди нередко обращаются к психологам, чтобы те помогли им найти прочный и устойчивый смысл жизни. Некоторые люди затягивают поиск смысла на всю жизнь, другие рано находят опору и держатся за нее многие годы. Каждый человек сам должен найти тот смысл, который даст ему счастье и гармонию. Главный закон на пути обретения смысла — никогда не сдаваться и идти за истиной до конца.

Многие знаменитые психологи и за рубежом и в России посвятили данной проблеме свои труды, излагая порой совершенно разные иногда диаметрально-противоположные точки зрения.

Так, широко известно суждение Зигмунда Фрейда, которое он высказал в письме к своей последовательнице и поклоннице Марии Бонапарт: «Если человек задумался о смысле жизни, значит, он серьезно болен».

Виктор Франкл, явившийся основателем «логотерапии» — одного из видов экзистенциальной психотерапии, основанного на анализе смыслов существования, имел диаметрально противоположный взгляд на эту проблему, назвал поиски смысла жизни путем к душевному здоровью, а утрату смысла — главной причиной не только нездоровья, но и множества иных человеческих бед. Самый знаменитый труд ученого так и называется «Человек в поисках смысла».

В отечественной психологии Алексей Николаевич Леонтьев родоначальник династии психологов еще в 40-е годы ввел понятие личностного смысла, которое продуктивно используется в качестве одного из основных объяснительных понятий, как в психологии, так и в смежных научных дисциплинах. Его внук Д.А. Леонтьев посвятил деду труд «Психология смысла природа, строение и динамика смысловой реальности»

Читайте также:  Женский таз с акушерской точки зрения презентация

Труд Сергея Леонидовича Рубиенштейна «Человек и мир» стал последним произведением автора, в котором он преследовал цель раскрытия проблемы бытия и сознания в нем.

Цель настоящей работы рассмотреть и сопоставить взгляды, описанные в трудах нескольких отечественных и зарубежных психологов на проблему смысла жизни человека.

2. Проблема смысла жизни в трудах Зигмунда Фрейда

психология жизнь фрейд рубинштейн

Зигмунд Фрейд (1856-1939) года родился в небольшом городе Фрайберг в Моравии, которая на тот момент принадлежала Австрии, наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс в научном сообществе. Интерес к теориям учёного не угасает и в наши дни.

В работах Фрейда мы впервые встречаемся с понятием смысла, включенным в ряд объяснительных понятий научной психологии.

«Вопрос о смысле человеческой жизни ставился бесчисленное количество раз. Удовлетворительный ответ на него пока что не был найден. Может быть, его вообще не найти. Некоторые из вопрошавших добавляли: если жизнь не имеет никакого смысла, то она теряет для них всякую ценность. Но угроза такого рода ничего не меняет. Скорее, может показаться, что мы вправе отклонить этот вопрос. Его предпосылкой является человеческое сомнение, с многообразными проявлениями которого мы уже знакомы. Ведь не говорят о смысле жизни животных, разве что в связи с их предназначением служить человеку…»

Содержане, которое вкладывал Фрейд в понятие смысла в своих ранних работах не позволяет прийти к однозначному выводу о видении З. Фрейдом проблемы смысла жизни.

В специальном исследовании, посвященном анализу понятия смысла в работах Фрейда (Shape, 1973), Р. Шоп выделяет четыре несовпадающих трактовки смысла в различных контекстах:

В первом понимании смысл сновидения или смысл символа — это мыслительный процесс, психическое содержание, которое данным сновидением или символом замещается.

Второе понимание отождествляет смысл с целью или намерением данного психического акта.

Третье понимание отличается от второго добавлением указания на значимость того акта. Четвертое понимание отождествляет смысл действия с лежащими за ним скрытыми мотивами.

Как правило, эти мотивы не осознаются, однако не всегда. Критикуя видного представителя ортодоксального психоанализа Ч. Бреннера за выведение смысла лишь из неосознанных мотивов, Р. Шоп отмечает, что смысл действиям могут придавать и осознанные интенции.

Сам Фрейд утверждает, однако, что смысл симптомов содержится именно в бессознательных процессах, осознание которых приводит к исчезновению симптома (Фрейд, 1922 а, с. 69).

Фрейд постоянно перескакивал с одного понимания на другое, что облегчалось значительным пересечением всех четырех определений и размытостью значения слова «смысл» в обыденной речи (Shape, 1973, р. 284)

По мнению Д.А. Леонтьева Фрейд обладал цельным представлением о смысле, однако, это понятие, заимствованное из обыденного языка, еще не стало у Фрейда полноправным научным термином и не получило однозначной дефиниции. Высказывания его отражают, скорее, различные грани, которыми поворачивается описываемое явление (смысл) в тех или иных контекстах.

3. Проблема смысла жизни в трудах Виктора Франкла

Виктор Эмиль Франкл (1905-1997) родился в Вене, Австро-Венгрия — австрийский психиатр, психолог и невролог. Франкл является создателем логотерапии — метода экзистенциального психоанализа, ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии.

Проблема смысла жизни интересовала В. Фрагнкла отнюдь не с абстрактно-теоретической точки зрения. Как известно, он прошел через нацистский лагерь и наблюдал собственными глазами гибель многих ни в чем не повинных людей, попавших в бессмысленную гитлеровскую мясорубку. Выживали в тех испытаниях, как убедился Франкл, только те люди, кто сумел поставить цель не просто выжить любой ценой, но сохранить человеческое достоинство даже в самых адских условиях бытия.

Созданная Франклом теория логотерапии и экзистенционального анализа представляет собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений не природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии и на пути и способы коррекции аномалий в развитии личности. В своей теории Франкл выделяет три основных части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли.

а) что человеческий дух есть особая сущность, которая и испытывает потребность в смысле;

б) что смыслы в мире существуют объективно, поскольку даны Богом;

в) что поэтому за реализацию смыслов человек несет ответственность перед Богом;

г) что познание интуитивно, и совесть есть тот орган, который всегда и в любой ситуации провидит «должное».

Смысл действий есть их результат (совокупность всех последствий). Человек существует во взаимосвязанном мире и в силу этого любое его действие или бездействие (то есть само его существование) объективно имеет тот или иной результат. Понимание результата как смысла — субъективно, но объективно обусловлено имеющейся у человека потребностью в смысле. (Результат объективно существует во внешней реальности; смысл является его образом в нашей логической реальности, но в этой реальности он также существует объективно. Не стоит вновь напоминать, что про внешнюю реальность мы ничего не знаем и имеем на практике дело только с реальностью своих представлений). Смысл жизни человека это совокупность всех последствий его существования в объективном мире.

Цель есть еще не достигнутый результат, к которому человек намеренно стремится. Возможный результат должен объективно существовать в пространстве возможностей (иначе нет смысла к нему стремиться так как он был бы недостижим). И в этом смысле он объективен и может быть только открыт (а не выдуман или изобретен). Но понятие цели всегда субъективно, поскольку субъективно (и не наблюдаемо!) намерение. Каковое, впрочем, также объективно обусловлено потребностью «человека рационального» в том, чтобы его поведение было целесообразным. Если человек пассивен, то нет смысла говорить о рациональном управлении поведением. Если же он намеренно активен, то эта активность не абстрактна, а всегда проявляется в конкретной объективной ситуации жизни. При этом среди своих возможных действий человек пытается выбрать те, которые повлияют на данную ситуацию в пользу реализации одного или нескольких ее возможных исходов, которые выбираются из всего множества таких возможностей в качестве целей. Цель сознательного существования человека — изменить смысл этого своего существования (на более желательный из возможных).

Поиск каждым человеком смысла является главной силой его жизни, а не «вторичной рационализацией» инстинктивных влечений. Смысл уникален и специфичен потому, что он должен быть и может быть осуществлен только самим вот этим человеком и только тогда, когда он достигает понимания того, что могло бы удовлетворить его собственную потребность в смысле.

Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Из жизненных наблюдений, клинической практики и разнообразных эмпирических данных Франкл заключает, что для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки.

Вопрос о том, как человек находит свой смысл, является ключевым для практики логотерапии. Франкл подчеркивает, что смыслы не изобретаются, не создаются самим индивидом; их нужно искать и находить. Найти смысл — не конечная цель человека. Нужно еще осуществить его. Франкл характеризует стремление, порождаемое смыслом, в отличии от влечения, порождаемого потребностями, как то, что требует постоянного принятия индивидом решения.

Поскольку стремление к реализации уникального смысла своей жизни делает каждого человека уникальной личностью, Франкл говорит также о смысле самой личности человека, его индивидуальности. Смысл человеческой личности всегда связан с обществом, в своей ориентации на общество смысл жизни трансцендирует себя. И наоборот, смысл общества в свою очередь конституируется существованием индивидов [2; С. 15].

Таким образом, учение о смысле жизни в теории Франкла может быть выражено в следующем тезисе: жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. Осуществление смысла своей жизни является для человека императивной необходимостью по причине конечности, ограниченности и необходимости бытия человека в мире, невозможности отложить что-то на потом. Осуществляя смысл своей жизни, человек осуществляет тем самым самого себя (самоактуализация).

4. Проблема смысла жизни в трудах Дмитрия Алексеевича Леонтьева

Дмитрий Алексеевич Леонтьев родился 28.07.1960 в г. Москва — российский психолог, доктор психологических наук, профессор факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Д.А. Леонтьев является продолжателем дела династии российских психологов преемником взглядов на вопросы психологии своих выдающихся деда А.Н. Леонтьева и отца А.А. Леонтьева, Лауреат премии Фонда Виктора Франкла г. Вены (2004) за достижения в области ориентированной на смысл гуманистической психотерапии.

В своей работе Д.А. Леонтьев провел подробнейший многосторонний анализ точек зрения множества выдающихся отечественных и зарубежных психологов на проблему смысла и подходов к пониманию смысла в психологии.

Одним из основных положений работы является утверждение Д.А. Леонтьева о том, что «Смысловая регуляция жизнедеятельности, то есть регуляция действий на основе их смысла, который определяется всем жизненным миром субъекта, является основой специфического для человека способа существования и конституирующей функцией личности. Она является одной из высших форм регуляции жизнедеятельности и присуща всем людям; степень развитости смысловой регуляции и ее удельный вес среди других форм регуляции жизнедеятельности выступает как мера личностной зрелости», основная функция личности — ориентировка в отношениях, связывающая субъекта с объективной действительностью.

5. Проблема смысла жизни в трудах Сергея Леонидовича Рубинштейна

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) — выдающийся отечественный психолог и философ. Разработал деятельностный подход в философии, психологии.

В книге «Человек и мир» был сделан принципиальный шаг вперед по сравнению с предыдущим исследованием автора — монографией «Бытие и сознание». В этой монографии мысль Рубинштейна еще не вышла за пределы традиционной для марксистской философии гносеологической постановки вопроса, которая сводила работу человеческой психики к отражению-познанию материального мира. Дальнейший ход размышлений — это, по сути дела, возвращение от односторонне-гносеологической плоскости философского анализа к тому праксеолого — антропологическому подходу, который содержался в рукописи К. Маркса 1844 года. Рубинштейн нашел иной путь преодоления опасности подмены человека одним лишь его мышлением: метафизический разрыв бытия на три несвязанных сферы — природу, общество и мышление — был преодолен благодаря трактовке человека как единства «субъектов, личностей, людей», поскольку они принадлежат и природе, и обществу и являются носителями мышления. Так, онтологический подход к человеку дал автору книги «Человек и мир» возможность уточнить пред­ставление о сущности, предмете и структуре философского знания.

С.Л. Рубинштейн утверждал, что «смысл жизни каждого человека определяется только в отношении содержания всей его жизни с другими людьми. Все вопросы, которые затрагивают мировоззрение, ответ на которые определяет то, как человеку жить и в чем искать смысл жизни… совпадают в одном вопросе — о природе человека и его месте в мире». Объясняя психологические явления, С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что «личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, которые преломляются через все внешние влияния». При этом смысл жизни личности как феномен складывается благодаря проявлению этих «внутренних условий» во внешнем мире.

Основной причиной возникновения повышения интереса к проблеме смысла по мнению большинства авторов является возникновение нехватки или отсутствия смысла, тогда «..проблема смысла начинает играть важную роль в сознании и самовыражении личности». Так в 50-60 гг. в западном обществе произошло все более широкое распространение обществе утраты людьми смысла собственной жизни, что послужило причиной создания множества трудов западных психологов, посвященных этой проблеме.

Анализируя представления разных авторов о внутреннем строении и динамике смыслов трудно выделить общие положения. Исключением являются лишь идея ситуативной изменчивости смысла и зависимости его от актуального состояния субъекта (К. Левин, Л. Нистедт и др.) и подчеркивание того, что смысл не всегда понятийно репрезентирован, не всегда осознан и не всегда может быть четко выражен доступными средствами (З. Фрейд, В. Франкл, и др.).

Среди попыток классификаций смысловых образований повторяется лишь классификация по основанию индивидуальные-общие (т.е. разделяемые другими) смыслы (В. Франкла и др.).

Повторяющиеся в различных разрабатывавшихся независимо друг от друга подходах положения о природе смысла свидетельствуют о том, что смысловая проблематика отнюдь не является изобретением или внутренним делом лишь одной научной школы. Напротив, совокупность рассмотренных в данной работе подходов убеждает в том, что смысл является особой психологической реальностью, игнорируя которую или сводя ее к другим (например, эмоциональным) явлениям, невозможно построить достаточно полную теорию ни личности, ни сознания, ни деятельности.

«Проблема смысла… — это последнее аналитическое понятие, венчающее общее учение о психике, так же как понятие личности венчает всю систему психологии» писал А.Н. Леонтьев.

Список использованной литературы

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — 4-изд. — СПб.: Питер, 2004. — 678 с.

2. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. — М.: Наука, 1997. — 190 с.

3. Франкл, В. Поиск смысла жизни и логотерапия. /Психология личности. Сборник, М., МГУ, 1982, с. 118-126.

4. Франкл, В. Человек в поисках смысла: Сборник: / Общ. ред. Л.Я. Гозмана. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.

5. Фрейд, 1922 а, с. 69

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Предыстория смысла как объяснительного понятия в психологии: психодинамические теории личности. Понимание смысла в деятельностном подходе. Смысл жизни как интегральная смысловая ориентация в исследованиях Д.А. Леонтьева. Методы изучения смысла жизни.

курсовая работа [648,9 K], добавлен 23.09.2016

Проблемы смысла жизни, общения, любви и одиночества. Категории и положения экзистенциального направления в психологии, краткий обзор общепсихологических теорий и методологических основ психологической практики Виктора Франкла и Джеймса Бюджентала.

реферат [31,0 K], добавлен 15.04.2009

Кризис методологических оснований в психологии. Разрушение основополагающих и в предыдущий период весьма четких бинарных оппозиций. Интерес к проблеме смысла. Введение А.Н. Леонтьевым понятия смысла. Построение общепсихологической концепции смысла.

презентация [5,6 M], добавлен 31.08.2013

Жизненный путь человека-проблема психологии. Закономерности жизненного пути. Варианты жизненного пути. Поиск смысла жизни. Понимание личностью смысла жизни Изучение биографических явлений. Разрыв между личностью как субъектом и ее жизнью как объектом.

реферат [27,2 K], добавлен 24.09.2008

Постановка проблемы смысла жизни человека по Франклу, ее решение в социально-психологическом аспекте. Понятие «экзистенциального вакуума». Виды смыслов по Франклу: ценности. Учение Франкла о свободе воли. Роль субъекта в поиске и реализации смысла жизни.

контрольная работа [21,8 K], добавлен 05.03.2010

Психологическое состояние человека, попавшего в концлагерь, потеря себя, смысла жизни и принятие происходящего должным, постоянная борьба за кусочек хлеба и место в строю. Роль идей Виктора Франкла в настрое людей на жизнь в будущем, на поиск цели.

реферат [12,6 K], добавлен 09.06.2012

Особенности Я-концепции в юношеском возрасте. Юношеский возраст (границы). Задачи юношеского возраста. Понятие смысла жизни. «Онтогенез» поиска смысла жизни. Исследование различий в ценностных ориентациях современной молодежи по гендерному признаку.

курсовая работа [75,5 K], добавлен 03.04.2008

Удовлетворение потребности в самоуважении и его реализация. Проблема смысла жизни и жизненных ориентиров. Отличительные черты личности с ярко выраженной потребностью в самоактуализации. Теория социального действия и фазы потребностей смысла жизни.

реферат [19,3 K], добавлен 06.02.2009

Концепции развития ребенка от рождения до старости в современной психологии. Анализ Я-концепций в изложении З. Фрейда и Э. Эриксона. Уровни психической жизни по Фрейду. Стадии генеза психического в течение жизни ребенка. Кризисы идентичности личности.

реферат [21,1 K], добавлен 19.10.2012

Подходы к изучению человека: физиологические и психологические подходы. Особенности периода ранней взрослости. Исследование смысложизненных ориентаций человека. Проблема смысла жизни в психологии. Смысложизненные ориентации современного человека.

курсовая работа [38,4 K], добавлен 08.12.2007

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Источники:
  • http://www.bibliotekar.ru/psihologia-4/102.htm
  • http://psichel.ru/smysl-zhizni/
  • http://deathor.ru/2014/07/08/o-smysle-zhizni-s-tochki-zreniya-sotsialnoj-psikhologii/
  • http://www.live-and-learn.ru/catalog/article/chto-znaet-psikhologiya-o-smysle-zhizni/
  • http://www.b17.ru/article/48667/
  • http://revolution.allbest.ru/psychology/00420993_0.html