Меню Рубрики

Психология с точки зрения бихевиориста 1913

Предмет рассмотрения

Изучать не сознание, а поведение человека.

Личность – все то чем обладает индивид.

Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение.

Теоретические положения

Благодаря манипуляциями внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.

Связь «ситуация-реакция» характеризуется признаками:

1) исходный пункт – проблемная ситуация;

2) организм противостоит ей как целое;

3) он активно действует в поисках выбора;

4) выучивается путем упражнения.

Законы «естественного отбора» полезных действий у индивида: закон упражнения – при прочих равных обстоятельствах реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторения связей и их силе. закон готовности – упражнения изменяют готовность организма к проведению нервных импульсов. закон ассоциативного сдвига – если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию. закон эффекта —

Сфера психологии – взаимодействие между организмом и средой.

Коннексия – это элемент поведения.

Человек полностью зависит от своей среды, и всякая свобода действий, которой, как ему кажется, которой он может пользоваться – чистая иллюзия.

Одна из главных причин сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны, могут быть результаты такого подражания для нас.

Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки.

Вклад в психологию

Подняли эксперимент на высокую ступень исследования.

В результате проделанной работы было выявлено 16 типов поведения. (перцептивное поведение, защитное, индуктивное, привычное, утилитарное, ролевое, сценарное, моделирующее, уравновешивающее, освобождающее, атрибутивное, экспрессивное, автономное, утверждающее, исследовательское, эмпатическое.)

Бихевиоризм в психологии

Поведенческая психология, в основании которой лежит бихевиоризм, является одним из самых значительных направлений практической психологии.

Джон Бродес Уотсон (1878–1958) – американский психолог, основатель одной из самых распространённых психологических теорий двадцатого века – бихевиоризма.
В 1903 году окончил Чикагский университет. В 1908 возглавил лабораторию, а затем кафедру по психологии университета в Балтиморе. 24 февраля 1913 года Джон Уотсон прочитал в Нью-Йорке знаменитую лекцию (манифест) – «Психология с точки зрения бихевиориста», этот день считается рождением нового направления, а в 1915 был избран президентом Американской психологической ассоциации.
В 1920 году, в возрасте 42 лет, его активная карьера в качестве учёного завершилась. В местной газете была опубликована, перехваченная его первой женой, часть любовной переписки Уотсона с аспиранткой Розалией Рейнер. В результате этого скандала он был «изгнан» из научных сообществ, уволен из университета и потерял возможность публиковать свои работы в научных журналах Америки.
Джон Уотсон переезжает в Нью-Йорк для работы в рекламной индустрии. Выступает по радио, публикует работы по поведенческой психологии в журналах для женщин, используя все имеющиеся возможности для продвижения своих идей.

Джон Бродес Уотсон и Розали Рейнер. Автор фото Jacy Young.
Источник: сайт о жизни и деятельности Джона Уотсона.

В 1935 умирает его жена Розалия Рейнер, что явилось для него тяжёлым ударом судьбы. Спустя некоторое время Уотсон оставляет рекламную компанию, меняет дом на небольшую ферму и уезжает из города. Лишь в 1957, за год до смерти учёного, Американская психологическая ассоциация внесла его имя в список своих почётных членов. Джону Уотсону было тогда 79 лет.

Поведенческая психология.

В конце XIX века русским физиологом Иваном Петровичем Павловым были опубликованы работы по исследованию системы пищеварения животных, на основании которых впоследствии вошло в обиход понятие условного рефлекса. В смежной дисциплине был заложен фундамент для научного подхода к психологии как к науке. Сам Уотсон так охарактеризовал суть предложенной им поведенческой психологии: «Психология с точки зрения бихевиоризма – это сугубо объективная ветвь естественной науки. Её теоретическая цель – предсказание поведения и контроль над ним» (1).
«Отправной идеей для бихевиоризма является тот факт, что организм как человека, так и животного приспосабливается к своему окружению посредством врождённого и приобретённого набора актов». Именно этим объясняется подход бихевиористов к вопросу экспериментального исследования: «Мы не признаём демаркационной линии между человеком и животным» (1).
Бихевиоризм отрицает понятие сознания (систему ценностей, убеждений и внутренних установок) как объекта в исследовании: «Данные в терминах сознания зависят от их субъективной интерпретации» (1).
При этом Уотсон не придавал большого значения и врождённым инстинктам: «Их доля относительно приобретённых в результате научения поведенческих актов очень мала» (2).
Основная формула бихевиоризма гласит: «Стимул – Реакция».
Поведение, с точки зрения бихевиоризма, зависит прежде всего от внешних стимулов и окружающей среды, а не от внутренних психических процессов. Главная задача состоит в том, чтобы подобрать такие стимулы, в результате действия которых можно было бы получить нужную реакцию (1).

Образование социальных установок.
Публичная порка мужчины, осужденного за изнасилование в городе Себзевар, Иран.
Фото: AP. Источник: страница журнала Esquire Россия.

Образование нового навыка.
Уотсоном была выработана устойчивая реакция страха у 11-месячного ребёнка на вид белых мышей, которой раньше не было (во время игры с мышкой били молотком по металлическому листу, громкий удар пугал малыша).
Со временем один вид мышки стал вызывать у ребёнка чувство страха. Действие целенаправленного стимула вызывало ожидаемую реакцию. Подобные эксперименты и результаты от них хорошо известны и широко используются людьми, живущими вместе или работающими с домашними питомцами.
Изменение негативного навыка.
Можно создать устойчивое чувство страха к чему-либо, а можно освободить от этого чувства. Эксперименты Мэри Джонс, коллеги Джона Уотсона, по устранению чувства страха перед белым кроликом проводились с ребёнком в возрасте два года десять месяцев (Питером), малыш очень боялся белого кролика.
Постепенно, с помощью пошагового преодоления, Питер стал не только касаться белого кролика, но и играть с ним. Впоследствии этот опыт был проработан более детально и получил название метода систематической десенсибилизации.

Поведенческая психология в повседневной жизни.
Принципы поведенческой психологии наиболее эффективно работают для так называемого среднестатистического человека. Они известны и широко используются в психологии рекламы, юридической, политической и производственной психологии, тестологии и педагогике. Позволяют получить прогнозируемые результаты с высокой степенью вероятности. Представителями необихевиоризма были предложены в основную формулу концепции промежуточные звенья, делающие её более гибкой, адаптивной.

Проработка страхов.
Аэропорт Шереметьево, центр когнитивно-поведенческой терапии. Помощь пассажирам, страдающим аэрофобией. 2013.
Фото: Трансаэро. Источник: страница журнала GEO в России.

Заслуга бихевиоризма состоит в том, что была сделана попытка перевести психологию из области субъективных интерпретаций и фантазий на уровень объективных научных знаний. «Я верю, что мы можем «написать» психологию, определив ее как «науку о поведении»… Это можно сделать в терминах стимула и реакции, в терминах образования навыка, интеграции навыков и т. п. Более того, я верю, что действительно стоит сделать эту попытку теперь»,– писал Джон Бродес Уотсон (1).

Критика бихевиоризма.
Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных. Установленные закономерности простых форм проецировали на поведение человека. Как указывали критики бихевиоризма, нельзя проводить параллель между животными и человеком без учёта внутреннего мира, внутренних переживаний последнего.
Представители бихевиоризма признавали, что пока уровень научных знаний не позволяет объяснять сложные формы поведения, связанные с процессами мышления и формирующими внутренний мир. Именно поэтому они не принимали к рассмотрению существующие психологические термины в понятиях сознания.
И это, пожалуй, является самым слабым звеном в теории бихевиоризма. Иногда для решения проблем отдельной конкретной личности одних лишь поведенческих методов (без учёта сложившихся ранее внутренних установок) может оказаться недостаточно. Возможно, придёт время, когда психология как наука будет полностью соответствовать только строгим принципам научной методологии, если потребность в этом возобладает.

Литература:
1. Джон Бродес Уотсон. Психология с точки зрения бихевиориста.
2. Л. Я. Аверьянов. Хрестоматия по психологии. Джон Бродес Уотсон.
3. Д. Б. Уотсон. Век психологии: имена и судьбы. Библиотека FictionBook.
4. А. Н. Ждан. История психологии. Период открытого кризиса (10-е — 30-е гг.). Под ред. П. Я. Гальперина, 2-е изд. М. Изд-во Московского университета, 1992. Джон Бродес Уотсон. Бихевиоризм.

Вернуться к меню навигации на главной странице сайта: Чем интересна психология?
Все тексты авторские. Полное или частичное использование материалов сайта разрешается с указанием прямой ссылки на источник.

I бихевиоризм

бет 1/3
Дата 12.07.2016
өлшемі 486.94 Kb.

его программная статья «Психология с точки зрения бихевиориста», в кото­рой сформулированы задачи бихевиоризма в противоположность интроспек­тивной психологии как науки о «содержаниях сознания». В 1914 г. вышла кни­га «Поведение. Введение в сравнительную психологию», в 1919 г.— «Психоло­гия с точки зрения бихевиориста». В 1915 г. Уотсон был избран президентом Американской психологической ассоциация. Его успехи как ученого и преподава­теля обещали длительную и блестящую карьеру. Но по семейным обстоятельст­вам Уотсон был вынужден выйти в отставку (1920). Ему пришлось заняться рекламным бизнесом, где он и работал до 1946 г. «Бихевиоризм», популярная книга Уотсона, вышла в 1925 г., уже после того, как он оставил область ака­демической психологии. Работа вызвала гораздо большую критику, чем ка­кие-либо другие книги того времени. В 20-е годы он выступил с популярны­ми произведениями по воспитанию детей («Psychological care of infant and child» (1928), переведена на русский язык в 1929 г. — «Психологический уход за ребенком»). В 1928 г. появилась последняя работа Уотсона «Пути бихе­виоризма». Несмотря на то, что он был вынужден оставить академическую психологию, влияние его идей на современную ему психологию продолжа­лось.

В хрестоматию включены статьи Уотсона: «Psychology as the Bechavio-rist views it» («Psychological Review», 1913, XX, p. 158—177) и «Бихевио­ризм», написанная им по заказу БСЭ. (М,, 1930, т. 6).

ПСИХОЛОГИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БИХЕВИОРИСТА

С точки зрения бихевиориста психология есть чисто объективная

отрасль естественной науки. Ее теоретической целью является
предсказание поведения и контроль за ним. Для бихевиориста

Традиционно утверждалось, что психология — это наука о явлениях сознания. В качестве основных проблем выдвигалось, с одной стороны, расчленение сложных психических состояний (или процессов) на простые элементарные составляющие их, а с другой стороны, построение сложных состояний, когда даны эле­ментарные составляющие. При этом мир физических объектов (стимулов, включая все, что может вызвать активность в рецеп­торе), которые составляют область естествознания, рассматри­вается только как средство для получения конечного результата. Этот конечный результат является продуктом духовных состоя­ний, которые можно «рассматривать» или «наблюдать». Психо­логическим объектом наблюдения в случае эмоций, например, является само духовное состояние. Проблема эмоций, таким об­разом, сводится к определению числа и вида элементарных составляющих, их места, интенсивности, порядка, в котором они появляются, и т. п. Соответственно интроспекция есть par excel­lence метод, посредством которого можно манипулировать с духовными явлениями в целях их исследования. При таком под­ходе данные поведения (включая в обозначаемое этим термином все, что называют этим именем в сравнительной психологии) не представляют ценности per se. Они имеют значение только по­стольку, поскольку могут пролить свет на состояния сознания 1 . Такие данные должны, по крайней мере, по аналогии или косвен­но, принадлежать к области психологии.

Действительно, иногда находятся психологи, которые прояв­ляют скептическое отношение даже к этим ссылкам по аналогии. Часто такой скептицизм проявляется в вопросе, который возни­кает перед исследователем, изучающим поведение: «Какое отно­шение к психологии человека имеет изучение животных?» Моя задача — рассмотреть этот вопрос. В своей собственной работе я интересовался этим вопросом и понял всю его важность, но я не мог обнаружить никакой определенной связи между ним и тем пониманием психологии, которое было у психолога, задающего этот вопрос. Я надеюсь, что такая исповедь прояснит ситуацию до такой степени, что у нас больше не будет необходимости идти в своей работе ложным путем. Мы должны признать, что те необыкновенно важные факты, которые были собраны по крупи-

1 Или непосредственно на состояния сознания наблюдателя, или косвен­но на состояния сознания экспериментатора.

цам из разбросанных по разным источникам исследований ощу­щений животных, проведенных с помощью бихевиористского ме­тода, внесли вклад только в общую теорию процессов органов чувств человека; но они оказались недостаточными для определе­ния новых направлений экспериментальных исследований. Те многочисленные эксперименты, которые мы провели по научению, также очень мало внесли в психологию человека. По-видимому, совершенно ясно, что необходим некоторый компромисс: или пси­хология должна изменить свою точку зрения таким образом, чтобы включить факты поведения независимо от того, имеют ли они отношение к проблемам сознания или нет; или изучение поведения должно стать совершенно отдельной и независимой наукой. Если психологи, изучающие человека, не отнесутся к на­шим попыткам с пониманием и откажутся изменить свою пози­цию, бихевиористы будут вынуждены использовать человека в качестве своего испытуемого и применить при этом методы ис­следования, которые точно соответствуют новым методам, приме­няемым в работе с животными.

Любая другая гипотеза, кроме той, которая признает само­стоятельную ценность данных поведения без отношения к созна­нию, неизбежно приведет к абсурдной попытке конструировать содержание сознания животного, поведение которого мы изучаем. С этой точки зрения после того, как мы определим способности данного животного к научению, простоту и сложность этого науче­ния, влияние прошлого навыка на данный ответ, диапазон сти­мулов, на которые оно обычно отвечает, диапазон стимулов, на которые оно должно отвечать в экспериментальных условиях, или, в общем, после того, как определены различные задачи и различные способы их решения, выявляется, что задача еще не решена, а результаты не имеют настоящей ценности до тех пор, пока мы можем интерпретировать их, лишь пользуясь анало­гиями с данными сознания. Мы чувствуем беспокойство и трево­гу из-за нашего определения психологии: нам хочется сказать что-то о вероятных психических процессах у животного. Мы го­ворим, что если у животного нет глаз, поток его сознания не мо­жет содержать яркости и ощущения цвета такими, какими они известны нам; если у животного нет вкусовых почек, мы гово­рим, что поток его сознания не может содержать ощущений слад­кого, кислого, соленого и горького. Но, с другой стороны, поскольку животное все же отвечает на температурные, тактиль­ные и органические стимулы, содержание его сознания должно быть, вероятно, составлено главным образом из этих ощущений; и чтобы защитить себя от упреков в антропоморфизме, мы при­бавляем обычно: «если оно вообще имеет сознание». Конечно, может быть показана ложность доктрины, требующей интерпре­тации всех данных поведения по аналогии с сознанием. Это по­зиция, заключающаяся в таком наблюдении за поведением, пло­дотворность которого ограничивается тем фактом, что полу-

ченные данные интерпретируются затем только в понятиях созна­ния (в действительности человеческого сознания). Этот особый акцент на аналогии в психологии и заставил бихевиориста выйти на арену. Не имея возможности освободиться от уз сознания, он чувствует себя вынужденным найти в схеме поведения место, где может быть установлено появление сознания. Эта точка переме­щалась с одного места на другое. Несколько лет тому назад было высказано предположение, что некоторые животные обла­дают «ассоциативной памятью», в то время как другие якобы не обладают ею. Мы встречаем эти поиски источников сознания, скрытые под множеством разнообразных масок. В некоторых из наших книг утверждается, что сознание возникает в момент, ког­да рефлекторные и инстинктивные виды активности оказываются не в состоянии сохранить организм. У совершенно приспособлен­ного организма сознание отсутствует. С другой стороны, всякий раз, когда мы находим диффузную активность, которая в резуль­тате завершается образованием навыка, нам говорят, что необ­ходимо допустить сознание. Должен признаться, что эти доводы обременяли и меня, когда я приступил к изучению поведения. Боюсь, что довольно большая часть из нас все еще смотрит на проблему поведения под углом зрения сознания. Более того, один исследователь поведения пытался сконструировать крите­рии психики, разработать систему объективных структурных и функциональных критериев, которые, будучи приложены к част­ным случаям, позволяют нам решить, являются ли такие-то про­цессы безусловно сознательными, только указывающими на со­знание или они являются чисто «физиологическими». Такие проблемы, как эта, не могут удовлетворить бихевиориста. Лучше оставаться в стороне от таких проблем и открыто признать, что изучение поведения животных не подтверждает наличия каких-то моментов «неуловимого» характера. Мы можем допустить присутствие или отсутствие сознания в каком-либо участке фило­генетической шкалы, нисколько не затрагивая проблемы поведе­ния, во всяком случае не меняя метода экспериментального под­хода к нему. С другой стороны, я не могу, например, предполо­жить, что парамеция отвечает на свет; что крыса научается быст­рее, если тренируется не один, а пять раз в день, или что кривая научения у ребенка имеет плато. Такие вопросы, которые касают­ся непосредственно поведения, должны быть решены с помощью прямого наблюдения в экспериментальных условиях.

Читайте также:  Эритроциты покрывают все поле зрения мазок

Эта попытка объяснить процессы у животных по аналогии с человеческими сознательными процессами и vice versa: поме­щать сознание, каким оно известно у человека, в центральное по­ложение по отношению ко всему поведению приводит к тому, что мы оказываемся в ситуации, подобной той, которая сущест­вовала в биологии во времена Дарвина. Обо всем учении Дар­вина судили по тому значению, которое оно имеет для проблемы происхождения и развития человеческого рода. Предпринимались

экспедиции с целью сбора материала, который позволил бы установить положение о том, что происхождение человека было совершенно естественным явлением, а не актом специального творения. Тщательно отыскивались изменения и данные о накоп­лении одних результатов отбора и уничтожении других. Для этих и других дарвиновских механизмов были найдены факторы достаточно сложные, чтобы объяснить происхождение и видовые различия человека. Весь богатый материал, собранный в это время, рассматривался главным образом с той точки зрения, насколько он способствовал развитию концепции эволюции че­ловека. Странно, что эта ситуация оставалась преобладающей в биологии многие годы. С того момента, когда в зоологии были предприняты экспериментальные исследования эволюционного характера, ситуация немедленно изменилась. Человек перестал быть центром системы отсчета. Я сомневаюсь, пытается ли ка­кой-нибудь биолог-экспериментатор сегодня, если только он не занимается непосредственно проблемой происхождения человека, интерпретировать свои данные в терминах человеческой эволю­ции или хотя бы ссылаться на нее в процессе своих рассужде­ний. Он собирает данные, изучая многие виды растений и живот­ных, или пытается разработать законы наследственности по отно­шению к отдельному виду, с которым он проводил эксперименты. Конечно, он следит за прогрессом в области разработки проблем видовых различий у человека, но он рассматривает их как спе­циальные проблемы, хотя и важные, но все же такие, которыми он никогда не будет заниматься. Нельзя также сказать, что вся его работа в целом направлена на проблемы эволюции челове­ка или что она может быть интерпретирована в терминах эво­люции человека. Он не должен игнорировать некоторые из своих фактов о наследственности, касающиеся например окраски меха у мыши, только потому, в самом деле, что они имеют мало отно­шения к вопросу о дифференциации человеческого рода на от­дельные расы или к проблеме происхождения человеческого рода от некоторого более примитивного вида.

В психологии до сих пор мы находимся на той стадии раз­вития, когда ощущаем необходимость разобраться в собранном материале. Мы как бы отметаем прочь без разбора все процес­сы, которые не имеют никакой ценности для психологии, когда говорим о них: «Это рефлекс», «Это чисто физиологический факт, который не имеет ничего общего с психологией». Нас (как психологов) не интересует получение данных о процессах при­способления, которые применяет животное как целое, мы не интересуемся нахождением того, как эти различные ответы ассо­циируются и как они распадаются, чтобы разработать, таким образом, систематическую схему для предсказания ответа и кон­троля за ним в целом. Если только в наблюдаемых фактах не обнаруживалось характерных признаков сознания, мы не ис­пользовали их, и если наша аппаратура и методы не были пред-

назначены для того, чтобы делать такие факты рельефными, к ним относились с некоторым пренебрежением. Я всегда вспоминаю замечание одного выдающегося психолога, сделанное им во вре­мя посещения лаборатории в Университете Джона Гопкинса, ког­да он знакомился с прибором, предназначенным для изучения реакции животных на монохроматический свет. Он сказал: «И они называют это психологией!»

Я не хочу чрезмерно критиковать психологию. Убежден, что за весь период пятидесятилетнего существования как экспери­ментальной науки ей не удалось занять свое место в науке в ка­честве бесспорной естественной дисциплины. Психология, как о ней по большей части думают, по своим методам есть что-то, понятное лишь посвященным. Если вам не удалось повторить мой данные, то это не вследствие некоторых дефектов в исполь­зуемых приборах или в подаче стимула, но потому, что Ваша интроспекция является недостаточно подготовленной 2 . Нападкам подвергаются наблюдатели, а не экспериментальные установки и условия. В физике и в химии в таких случаях ищут причину В условиях эксперимента: аппараты были недостаточно чувстви­тельными, использовались нечистые вещества и т. п. В этих науках более высокая техника позволяет вновь получить воспро­изводимые результаты. Иначе в психологии. Если вы не можете наблюдать от 3 до 9 состояний ясности в вашем внимании, у вас плохая интроспекция. Если, с другой стороны, чувствование кажется вам достаточно ясным, опять ваша интроспекция являет­ся ошибочной. Вам кажется слишком много: чувствование никог­да не бывает ясным.

Кажется, пришло время, когда психологи должны отбросить всякие ссылки на сознание, когда больше не нужно вводить себя в заблуждение, думая, что психическое состояние можно сделать объектом наблюдения. Мы так запутались в спекулятивных во­просах об элементах ума, о природе содержаний сознания (на­пример, безобразного мышления, установок и положений созна­ния и т.п.), что я как ученый-экспериментатор чувствую, что есть что-то ложное в самих предпосылках и проблемах, которые из них вытекают. Нет полной уверенности в том, что мы все имеем в виду одно и то же, когда используем термины, распро­страненные теперь в психологии. Возьмем, например, проблему ощущений* Ощущения определяются в терминах своих качеств. Один психолог устанавливает, что зрительные ощущения имеют следующие свойства: качество, протяженность, длительность и интенсивность. Другие добавляют к этому ясность, еще кто-то —

* В этой связи я обращаю внимание на противоречие между сторонни­ками и противниками безобразного мышления. «Типы реакций» (сенсорная и моторная) также были предметом спора. Компликационный эксперимент был источником другой войны слов относительно точности интроспекции спорящих сторон.

упорядоченность. Я сомневаюсь, может ли хоть один психолог соотнести то, что он понимает под ощущением, с тем, что пони­мают под этим три других психолога, представляющих различ­ные школы. Вернемся к вопросу о числе отдельных ощущений. Существует много цветовых ощущений или только четыре: крас­ное, зеленое, желтое и синее? К тому же желтый, хотя психоло­гически и простой цвет, можно наблюдать в результате смеше­ния красного и зеленого спектральных лучей на той же самой поверхности! Если, с другой стороны, мы скажем, что каждое значимое различие в спектре дает простое ощущение и что каж­дое значимое увеличение в данном цвете его белой части также дает простое ощущение, мы будем вынуждены признать, что число ощущений настолько велико, а условия для их получения так сложны, что понятие ощущения становится невозможным. Титченер, который в своей стране вел мужественную борьбу за психологию, основанную на интроспекции, чувствовал, что эти различия во мнениях о числе ощущений и их качествах, об отно­шениях между ними и по многим другим вопросам, которые, по-видимому, являются фундаментальными для такого анализа, совершенно естественны при настоящем неразвитом состоянии психологии. Допущение о том, что развивающаяся наука полна нерешенных вопросов, означает, что только тот, кто принял си­стему, существующую в настоящее время, кто не жалея сил боролся за нее, может смело верить, что когда-нибудь настанет большее, чем теперь, единообразие в ответах, которые мы имеем на все эти вопросы. Я же думаю, что и через двести лет, если только интроспективный метод к тому времени не будет оконча­тельно отброшен, психологи все еще не будут иметь единого мнения, отвечая, например, на такие вопросы: имеют ли звуко­вые ощущения качество протяженности, приложимо ли качест­во интенсивности к цвету, имеются ли различия в «ткани» между образом и ощущением и др. Такая же путаница существует и в отношении других психических процессов. Можно ли экспери­ментально исследовать образы? Существует ли глубокая связь между мыслительными процессами и образами? Выработают ли психологи единое мнение о том, что такое чувствование? Одни утверждают, что чувствование сводится к установке, другие на­ходят, что они являются группами органических процессов ощу­щений, обладающих некоторой цельностью. Другая — и боль­шая — группа ученых считает, что они являются новыми элемен­тами, соотносимыми с ощущениями и занимающими положение, одинаковое с ощущениями.

Я веду спор не только с одной систематической и структур­ной психологией. Последние 15 лет мы наблюдали рост так на­зываемой функциональной психологии. Этот вид психологии осуждает использование элементов в статическом смысле струк­туралистов. При этом делается ударение на биологической значи­мости процессов сознания вместо разведения состояний сознания

23

на интроспективно-изолированные элементы. Я сделал все воз­можное, чтобы понять различие между функциональной психо­логией и структурной психологией, но не только не достиг ясно­сти, а еще больше запутался. Термины — ощущение, восприя­тие, аффект, эмоция, воля — используются как функционалистами, так и структуралистами. Добавление к ним слова «процесс» (духовный акт как «целое» и подобные, часто встречающиеся термины) служит некоторым средством удалить труп «содержа­ния» и вместо этого дать жизнь «функции». Несомненно, если эти понятия являются слабыми, ускользающими, когда они рас­сматриваются с точки зрения содержания, они становятся еще более обманчивыми, когда рассматриваются под углом зрения функции и особенно тогда, когда сама функция получается с по­мощью интроспективного метода. Довольно интересно, что ни один функциональный психолог не проводит тщательного разли­чия между «восприятием» (и это справедливо и для других пси­хологических терминов), как этот термин употребляется система­тическими психологами, и «перцептивным процессом», как он используется в функциональной психологии. По-видимому, нело­гично и едва ли приемлемо критиковать психологию, которую нам дает систематический психолог, а затем использовать его термины, не указывая тщательно на изменения в значениях, производимые при этом. Я был очень удивлен, когда недавно, открыв книгу Pillsbury, увидел, что психология определяется как «наука о поведении». В другом, еще более недавно появившемся издании утверждается, что психология есть «наука о ментальном поведении». Когда я увидел эти многообещающие утверждения, то подумал, что теперь, конечно, мы будем иметь книги, базирую­щиеся на другом направлении. Но уже через несколько страниц наука о поведении исчезает и мы находим обычное обращение к ощущениям, восприятиям, образам и т. п. вместе с некоторыми смещениями ударения на дополнительные факты, которые служат для того, чтобы запечатлеть особенности личности автора.

Одной из трудностей на пути последовательной функциональ­ной психологии является гипотеза параллелизма. Если функцио­нализм пытается выразить свои формулировки в терминах, кото­рые делают психические состояния действительно похожими на функции, выполняющие некоторую активную роль в приспособле­нии к миру, он почти неизбежно переходит на термины, которые соответствуют взаимодействию. Когда его за это упрекают, он отвечает, что это удобно и что это делается для того, чтобы избежать многоречивости и неуклюжести, свойственных ради­кальному параллелизму 3 . На самом деле, я уверен, функциона-

* Мой коллега проф. Н С. Warren, который предложил эту статью для «Review», полагает, что параллелист может полностью избежать терминологии взаимодействия.

лист действительно думает в терминах взаимодействия и прибе­гает к параллелизму только тогда, когда требуется дать внеш­нее выражение своей точке зрения. Я чувствую, что бихевиоризм есть только последовательный и логический функционализм. Только в нем можно избежать положения как Сциллы паралле­лизма, так и Харибды взаимодействия. Их освещенные веками пережитки философских спекуляций также мало должны трево­жить исследователя поведения, как мало тревожат физика. Рас­смотрение проблемы дух — тело не затрагивает ни тип выбирае­мой проблемы, ни формулировку решения этой проблемы. Я могу яснее сформулировать свою позицию, если скажу, что мне хоте­лось бы воспитать своих студентов в неведении такой гипотезы, как это характерно для студентов других областей науки.

Это приводит меня к положению, которое хотелось бы обстоятельно обсудить. Я верю, что мы можем «написать» пси­хологию, определив ее как Pillsbury, и никогда не возвращаться к нашему определению, никогда не использовать термины «соз­нание», «психическое состояние», «ум», «объем», «устанавливае­мое интроспективно», «образ» и т. п. Я верю, что в течение не­скольких лет это можно сделать, не прибегая к абсурду терми­нологии Beer, Bethe, Von Uexull, Nuel, представителей так называемой объективной школы. Это можно сделать в терминах стимула и ответа, в терминах образования навыка, интеграции навыков и т. п. Более того, я верю, что действительно, стоит сде­лать эту попытку теперь.

Психология, которую я пытаюсь построить, возьмет в качест­ве отправной точки, во-первых, тот наблюдаемый факт, что орга­низм как человека, так и животного приспосабливается к своему окружению посредством врожденного и приобретенного набора актов. Эти приспособления могут быть адекватными или они могут быть настолько неадекватными, что с их помощью орга­низм лишь едва поддерживает свое существование. Во-вторых, также очевидно, что некоторые стимулы вызывают реакции орга­низма. В системе психологии полностью разработано, что если дан ответ, может быть предсказан стимул, и если дан стимул, может быть предсказан ответ. Такое утверждение является край­ним обобщением, каким и должно быть обобщение такого ро­да. Однако оно является едва ли более крайним и менее реаль­ным, чем другие, которые ежедневно появляются в психо­логии. Вероятно, я мог бы проиллюстрировать свою точку зре­ния лучше, выбрав обычную проблему, с которой, пожалуй, встре­чается каждый в процессе работы. Некоторое время тому назад я был вынужден изучать некоторый вид животных. До тех пор, пока я не приехал в Tortuga, я никогда не видел этих живот­ных. Когда я прибыл туда, я увидел, что эти животные делают некоторые вещи: некоторые из актов, по-видимому, являются особенно соответствующими условиям их жизни, в то время как Другие — нет. Я изучал, во-первых, ответные акты групп в це-

Бихевиоризм

Развитие этого психологического направления началось из статьи Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиористов» (1913). Согласно нему психология должна ограничиться только изучением поведения, поддающемся наблюдению и измерению («Психология без души» Ф.А. Ланге, 1875), во избежание субъективной недостоверности.

Личность, с точки зрения бихевиоризма, есть не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию.

Формула «стимул — реакция» (S-R) стала основополагающей в бихевиоризме. Закон (эффект) Торндайка уточняет ее: связь между S-R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть позитивным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.) или отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.п.).

Позднее один из последователей Уотсона — Б. Скиннер, развивая концепцию необихевиоризма, доказал, что любое поведение определяется последствиями. Он сформулировал «принцип оперантного предопределения» — поведение живых организмов определяется последствиями, которые оно вызывает.

Эксперименты с животными стали центральной темой бихевиористских исследований и должны были обеспечивать научную объективность в ее естественно-научном понимании. Например, в опытах с крысами в лабиринте устанавливали максимально точное количество ошибок при различных условиях.

В начале бихевиоризм основывался прежде всего на психофизиологической теории (т.н. рефлексологии российских физиологов Бехтерева и Павлова). В результате научение попало в центр научных исследований и его считали основным процессом всего психического.

В раннем бихевиоризме (Торндайк, Йеркс, Морган) научение доминировало как процесс проб и ошибок (англ. Trial and error). На более поздних этапах развития бихевиоризм раскололся на три теоретические направления: классическое, оперантное и когнитивное.

Для классического предопределения справедливо, что научение возникает благодаря временным связям в ЦНС. Такие условные рефлексы усваиваются, если безусловный раздражитель врожденной программы поведения часто дополняют нейтральным раздражителем, который подается одновременно или сразу после безусловного и который, в конце концов, и сам начинает действовать как условный раздражитель, пробуждающий программу.

Оперантное предопределение происходит скорее описательно. Б.Ф. Скиннер, главный представитель данного направления, описывает успехи в научении, которых можно достичь через вознаграждение (усиление; англ. Reinforcement). При этом выясняли действие различных форм усиления (полное усиление, частичное усиление) на кривую научения.

Читайте также:  Что такое гносеология с точки зрения философии

А. Бандура дополнил это направление воздействием подражания имеющимся образцам (моделям) и назвал это явление имитационным научением.

Когнитивное предопределение как теоретическое направление началось с исследований Лешли (1929) и Толмена (1932). Толмен включил в свои первоначальные идеи понятие переживания, такие как ожидание цели, представления и т.д. в роли интервентной переменной (промежуточных причин) и, таким образом, соединил необихевиоризм с когнитивным переструктурированием (В. Келер).

С ортодоксального бихевиоризма развилась поведенческая терапия (Айзенк), а с необихевиоризма — когнитивная поведенческая терапия (Магон).

БИХЕВИОРИ́ЗМ

  • В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 566-567

    Скопировать библиографическую ссылку:

    БИХЕВИОРИ́ЗМ (от англ. behavio[u]r – по­ве­де­ние), на­прав­ле­ние пси­хо­ло­гии, ог­ра­ни­чи­ваю­щее­ся изу­че­ни­ем по­ве­де­ния , под ко­то­рым по­ни­ма­ют­ся те­лес­ные ре­ак­ции на из­ме­не­ния сре­ды. Воз­ник­ло в США в нач. 20 в. Пред­по­сыл­ка­ми Б. бы­ли по­зи­ти­визм и праг­ма­тизм в фи­ло­со­фии; ис­сле­до­ва­ния по­ве­де­ния жи­вот­ных (Э. Торн­дайк и др.); фи­зио­ло­гич. и пси­хо­ло­гич. идеи И. П. Пав­ло­ва и В. М. Бех­те­ре­ва (пре­ж­де все­го кон­цеп­ция ус­лов­ных реф­лек­сов , по­слу­жив­шая ес­теств.-на­уч. ба­зой Б.); мно­го­числ. при­клад­ные про­бле­мы, ко­то­рые не мог­ла ре­шить гос­под­ство­вав­шая в то вре­мя ин­трос­пек­тив­ная пси­хо­ло­гия .

    Будь умным!

    «>41, Основные научные школы в психологии периода кризиса в психологии. Бихевиоризм Джона Уотсона и Барреса Скиннера.

    «>Бихевиоризм Джон Уотсон (1878 – 1958)

    «>Статья «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913-начало направления. Критика психологии за субъективизм и практическую бесполезность, называя «… сознание с его структурными единицами, элементарными ощущениями, чувственными тонами, вниманием, восприятием, представлением одними лишь неопределенными выражениями».

    ;text-decoration:underline»>Предмет бихевиоризма — «>изучение поведения объективным путем с целью служить практике.

    ;text-decoration:underline»>Поведение – «>это то, что делают люди и животные, а человек имеет возможность наблюдать. ;text-decoration:underline»>Поведение человека «>как предмет бихевиоризма – это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные. включает любую реакцию. Но ограничивается только внешне наблюдаемым: из анализа исключаются ненаблюдаемые физиологические механизмы и психические процессы.

    «>Поведение как некая цепочку взаимосвязей, основанных на принципе « » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>S «> – » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>R «>».

    ;text-decoration:underline»>Задачи психологии: «>1, зафиксировать тот ответ, который дает организм, ;text-decoration:underline»>2 «> – зафиксировать факт стимулирования в момент ответа.

    «>Классификация реакций: «>- являются ли они «>приобретенными «> или наследственными;

    «>- являются ли они «>внутренними «> (скрытыми) или «>внешними «> (наружными).

    ;text-decoration:underline»>1 ;text-decoration:underline»>,Наружные (видимые) приобретенные «>: например, игра в теннис. «>2 «>, ;text-decoration:underline»>Внутренние (скрытые) приобретенные «>: мышление, внешняя речь. ;text-decoration:underline»>3 ;text-decoration:underline»>,Наружные (видимые) наследственные «>:, хватание, чихание, мигание,. инстинкты и эмоции «>4. ;text-decoration:underline»>Внутренние (скрытые) наследственные «>: реакции желез внутренней секреции др., изучаемые в физиологии.

    ;text-decoration:underline»>Признаки внутренней мотивации «> – самодетерминация и самообновляемость . можно воспитать Моцарта, т. е. организовать стимульное пространство .

    ;text-decoration:underline»>Любой, акт поведения есть результат научения «>.Число сложных незаученных врожд. реакций не может обеспечить приспособления

    ;text-decoration:underline»>Более того, нет данных, подтверждающих существование наследственных форм поведения «>.

    «>Практически поведение является результатом обучения

    ;text-decoration:underline»>Навык «> – это индивидуально приобретенное или заученное действие. Основа- элементарные врожденные движения.

    ;text-decoration:underline»>Новый, или выученный элемент в навыке «> –объединение отдельных движений в виде новой деятельности.

    «>Феномен «маленького Альберта».Научение звуком за спиной при кролике, затем плачет просто при виде кролика. И потом обратную формировали предлогали пищу при виде кролика.

    ;text-decoration:underline»>только два фактора являются вызывающими доверие у человека: опора или еда.

    «>По практике, ;text-decoration:underline»>когда студентов начинаешь наказывать, группа работает плохо.

    «>Теория оперантного научения Баррес Скиннер (1904 – 1990)

    ;text-decoration:underline»>Три вида поведения: «>1.безусловно-рефлекторное;2.условно-рефлекторное;3.оперантное

    ;text-decoration:underline»>Безусловно- и условно-рефлекторное, вызываемое стимулами «> – это респондетное, т. е. отвечающее поведение.

    «>Приспособления строится на основе активных проб – воздействий на окружающий мир, некоторые случайно могут приводить к полезному результату, который закрепляется.

    ;text-decoration:underline»>Такие реакции, которые не вызываются стимулами, а выделяются («испускаются») организмом, Скиннер назвал ;text-decoration:underline»>оперантными «>. Именно эти реакции преобладают в адаптивном поведении животного.«Ящик Скиннера ;text-decoration:underline»>Главным средство формирования нового поведения выступает подкрепление «>. Вся процедура научения у животных получила название «последовательного наведения на нужную реакцию». «>Программированное обучение по Скиннеру:

    1. «>учебный материал расчленяется на мелкие порции ,которые доступны для учащихся;
    2. «>Каждый шаг подкрепляется;
    3. «>Используются технические средства.

    «>42.Основные научные школы в психологии периода кризиса в психологии. Классический психоанализ Зигмунда Фрейда.

    «>Зигмунд Фрейд (1856 – 1839) «>«Об афазии» (1891)«Защитные неврозы» (1894)

    ;text-decoration:underline»>критика концепции «>локализации функций мозга в определенных его центрах и предложен функционально-генетический подход к изучению психики. Зависимость соматики от псих состояния.

    «>Понимание невротических болезней как патологического функционирования «ущемленных» аффектов, сильных, но задержанных в бессознательной области переживаний.

    ;text-decoration:underline»>Решающим «>моментом в становлении оригинальной теории Фрейда отход от гипноза.Переход к толкованию сноведений, ассоциаций оговорок забываний.(Психоаназом назвал)

    «>Первый период (1897 – 1905) психоанализ – метод лечения неврозов с отдельными попытками общих заключений о характере душевной жизни.

    «>Психоанализ только метод лечения неврозов. Заметки носят фрагментарный характер.

    «>В Вене — психоаналитический кружок. Психоанализ набирает популярность. В этот же период в работе «Толкование сновидений» Фрейд представляет первый вариант учения о системе душевной жизни как имеющей глубинное строение.

    «>Три уровня психического: «>1 «>. Сознательное «>2 «>. Предсознательное «>3 «>. Бессознательное

    «>С цензурой между ними. То есть содержание из этих отделов не может просто так перетекать из одного отдела в другой. Изучению этих перетеканий, и выводы, что ;text-decoration:underline»>источником неврозов являются подавленные (либидо) «>. Также может быть перенаправлено на несексуальные цели (сублимация). проявления подавленного либидо могут быть найдены также в литературе и искусстве.

    «>Второй период (1906 – 1918)

    «>Фрейдизм как общепсихологическое учение о личности и ее развитии

    «>Нам интересен именно «Тотем и табу», где ;text-decoration:underline»>он распространяет теорию и на религиозные тенденции «>. «Лекции по введению в психоанализ» Анализ фобий маленького мальчика.

    «>Третий период Фрейдизм как философское учение(1919 – 1939)

    «> «По ту строну принципа удовольствия» (1920) –Влечение к жизни и к смерти.

    «>«Психология масс и анализ человеческого Я» (1921) У человека есть влечение к разрушению.

    «>«Я и Оно» (1923).. Говорит от трех «инстанциях» в структуре психики человека.

    ;text-decoration:underline»>Религиозность человека – это тоже некая форма сублимации «>.

    «>Психоанализ рассматривает душевную жизнь человека с трех точек зрения:

    «>- динамической- топической — экономической

    «>С топической точки зрения «> ;text-decoration:underline»>сознательное, предсознательное, бессознательное «>.

    ;text-decoration:underline»>Сознательное «> имеет свойство переживания. ;text-decoration:underline»>Бессознательное «> – это вытесненная бессознательная психика (область вытесненного содержания), не обладает способностью проникнуть в сознание: проникнуть в него может только представитель вытесненной бессознательной психики.

    ;text-decoration:underline»>Предсознательное «> – пограничная область между сознанием и бессознательным.

    «>З. Фрейд рассматривал (забывчивость, описки, сновидения), как явления, которые имеют причины и поэтому должны получить объяснение.

    ;text-decoration:underline»>Методы выявления вытесненного содержания:

    «>- метод анализа свободно всплывающих ассоциаций- метод толкования сновидений- анализ ошибочных действий повседневной жизни

    ;text-decoration:underline»>Смысл вытесненного выражается в символике сновидений «>. ;text-decoration:underline»>Анализ ошибочных действий повседневной жизни

    ;text-decoration:underline»>Такие явления, как описки, оговорки, потери вещей и др., «>не случайны и выражают импульсы и намерения, которые отстранены и должны быть скрыты от сознания.

    «>Вечерние «> и полуночные – это «снятие шелухи дня». А «>предутренние «> сны –творческие, пророческие.

    ;text-decoration:underline»>Под влиянием цензуры «>вытеснение идеи, в бессознательное, продолжает существовать в измененном виде, происходит переработка этой тенденции, создание замены невозможного удовлетворения путем искажения, образования болезненного симптома, навязчивого состояния, сублимации (переключения на другие пути) – в рамках творческой, научной и т. п. деятельности) и др.

    «>Психоанализ – это научение клиента интерпретировать комплексы.

    «>. ;text-decoration:underline»>Скрытые тенденции «> – это всегда желания, с которыми наше социализированное сознание не может примириться.. ;text-decoration:underline»>Бессознательное называется первичным психическим процессом. Оно – исходный момент душевной жизни и истинная психическая реальность

    «>В начале Фрейд считал, что ;text-decoration:underline»>бессознательное «>– вытесненное сознательное, в конце – что наоборот, что сознательное надстраивается над бессознательным.

    «>Экономическая точка зрения на деятельность психического аппарата «> рассматривает подход к душевной жизни с точки зрения затрат энергии.

    ;text-decoration:underline»>влечения заряжены определенным количеством энергии, которая создает напряжение в организме, сопровождаемое неудовольствием, страданием

    «>Динамическая точка зрения «> рассматривает действие вытесненного содержания как влечения.

    «>С начало ,Фрейд различал сексуальные влечения, и влечения к самосохранению

    «>В окончательном варианте они объединяются в (эрос). Другим вявляется (танатос). Неопсихоанализ разделяет танатос на мортидо и деструто. В результате развития складывается «Я», формируются инстанции «Сверх-Я», и вытесненного «Оно». ;text-decoration:underline»>Развитая, правильно сформированная личность представляет собой систему первичных влечений, нашедшую пути их удовлетворения «>: частично прямые, но главным образом, обходные, через сублимацию.

    «>Соотношение между сферами в структуре личности рассматривалось Фрейдом как их динамическое столкновение и борьба по типу конфликта между сознательным и бессознательным, а человек выступал их продуктом. ;text-decoration:underline»>Психоанализ – это в большей степени мифология «>. Его теория не может быть ни верифицирована, ни опровергнута.

    «>43,Основные научные школы в психологии периода кризиса в психологии. Аналитическая психология К.Г.Юнга.

    «>Карл Густав Юнг (1875 – 1961)

    «>спорил с Фрейдом по поводу идеи пансексуальности. Фрейд трактовал сон как желание убить своего учителя. Около 40 лет, после разрыва с Фрейдом, Юнг пережил кризис, испытал тяжелые травматические переживания. ;text-decoration:underline»>Его продуктивная симптоматика усилилась. У него был выбор: отправиться в психоз, или удерживать себя в реальности. Он выбрал «пойти в психоз», пережил глубокие переживания. После чего опубликовал свою структуру личности. «> В рамках своих переживаний он увидел картины, которые потом совершались в реальности (2-я мировая война).

    «>у Юнга – «>комплекс «>– это совокупность ярко окрашенных переживаний, собранных вокруг одного, главного переживания.

    » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>C «>руктура бессознательного. ;text-decoration:underline»>бессознательное состоит из двух больших компонентов. «>Личное бессознательное «> – это переживания, связанные с личной историей человека.

    «>Коллективное бессознательное «>– это переживания, встречаемые в различных культура и у различных народов. культурные эталоны встречаются везде. — «>архетипамы «>: младенца, героя, зла и добра, дома,: архетип – карты Таро «Великие арканы» — несут в себе основные архетипы.

    «>Юнг заявил, Эго и СуперЭго, не совсем адекватна. ограничена, надо глубже. ;text-decoration:underline»>Компоненты личности «>.

    «>Личность «> напоминает луковицу. Внейшний слой и сердцевина

    «>Персона (Р) «> – ;text-decoration:underline»>внешняя сторона личности «>. Она осознаваема. «>Тень «> – ;text-decoration:underline»>это еще не самая глубокая часть «>. Компоненты: «>индивидуальное «> «>бессознательное «> – это история каждого из нас. Второй: элементы, обусловленные полом. У женщин — сексуальность, у мужчин – агрессия.

    «>анимус и анима «>. ;text-decoration:underline»>Дух и душа «>. По мнению Юнга, душа человека андрогинна, т. е. двупола. Персона и тень выделяют один пол, но мы несем в себе психологические черты другого пола. Женщины несут в себе анимус, мужчины аниму.

    ;text-decoration:underline»>Анимус для женщин «> несет в себе следующие компоненты:

    «>1. Умение ;text-decoration:underline»>выстраивать отношения «> с реальным мужчиной; умение выстраивать свои границы (это умение говорить «нет» и умение взаимодействовать с агрессией.

    «>2. Умение ;text-decoration:underline»>структурировать и планировать «> свою деятельность. Это считается мужским вариантом, женщина имеет эту способность в анимусе.

    ;text-decoration:underline»>Мужская анима «> состоит из:

    «>1. ;text-decoration:underline»>Остатков Эдипова «> комплеса. Построение отношений с противополжным полом начинается со значимых моментов отношений с матерью.

    «>2. То, что у женщины близко к Персоне – у мужчины это в аниме – интуиция и связанная с ней ;text-decoration:underline»>рефлексия. «> Женщине близка рефлексия, а мужчины рефлексию получают.

    «>Ядро «> – это глубочайшее, которое проявляется в осознании смысла жизни, своего пути, своей миссии, а также внутриличностной гармонии. Мужчина более гармоничен от природы, чем женщина, но он ищет смысл. ;text-decoration:underline»>понятие экстраверсии и интроверсии «>. ;text-decoration:underline»>Интроверт энергию ищет внутри себя, а экстраверт – с помощью внешних факторов, к ним относятся люди, вещи, стимулы извне

    «>44, Основные научные школы в психологии периода кризиса в психологии. Индивидуальная психология Альфреда Адлера

    «>Альфред Адлер (1870 – 1937) «>«Исследование неполноценности органов» (1907)

    «>чувство неполноценности «> занимают центральное место. ;text-decoration:underline»>Чувство неполноценности вызывается как органическими «> ;text-decoration:underline»>так и субъективными факторами «> – ощущением природной слабости. названа

    «>Основные положения индивидуальной психологии:

    «>Чувство неполноценности — стимулом психического развития. ;text-decoration:underline»>чем сильнее чувство неполноценности, тем сильнее стремление.

    «>Чувство неплоноценности на основе сравнения с его родителями. Впоследствии будет трактовать как идею стремления к совершенству.Мы видим две взаимодействующие тенденции: чувство неполноценности и стремление к совершенству.

    ;text-decoration:underline»>Три группы условий, способствующих появлению чувства неполноценности в раннем детстве «>:

    1. «>Наличие физических недостатков
    2. «>Гиперопека детей, и Дефицит родительского внимания,

    «>Социальность теории Адлера.

    ;text-decoration:underline»>С чувством неполноценности связана постановка жизненной цели.

    ;text-decoration:underline»>Цель вырабатывается в виде фиктивной идеи и не воплощается в жизни «>. «>Задача «> – избежать возможности критики этой идеи, поэтому женщина с такой идеей(что мужики козлы) будет выбирать только козлов. ;text-decoration:underline»>Цель «> вырабатывается индивидуально и «стиль жизни и является мерой личности у Адлера. ;text-decoration:underline»>Стиль жизни «> – это уникальность человека. Он связан с недостатками, которые человек преодолевает с детства, со способом совладания с этими недостатками ;text-decoration:underline»>.

    «>Через общение с матерью закладывается осознание недостатков и особенностней.

    ;text-decoration:underline»>«Стиль жизни» — это выражение «Я»– продукт творчества индивида, отражающей его уникальность,

    «>личность = стиль жизни. Человеческое бытие социально

    ;text-decoration:underline»>Социальное чувство (или социальный интерес) «>: в профессиональной деятельности, в социальных контактах с другими людьми, в любви и браке (это развитие личности вглубь).

    «>Три непродуктивных типа:

    1. ;text-decoration:underline»>Управляющий тип «>. Тенденция к превосходству.
    2. ;text-decoration:underline»>Сензитивный тип «>. Это человек, который считает, что в нем много неполноценности. Будет, заставлять социум компенсировать эти недостатки.
    3. ;text-decoration:underline»>Избегающий тип «>. Не стремится реализовать систему отношений в социуме.

    «>Продуктивная стратегия: взаимное обогащение и использование личности и общества: они обогащают друг друга.

    «>45,Основные научные школы в психологии периода кризиса в психологии. Французская социологическая школа: Эмиль Дюркгейм и Люсьен Леви-Брюль.

    «>Эмиль Дюркгейм «> (1858-1917)«Элементы социологии» (1889)«О разделении общественного труда» (1893)«Элементарные формы религиозной жизни» (1912)

    «>Изучая обычаи, и нормы как сила, господствующую над сознанием каждого отдельного человека.

    «>Человек — существо двойственное: индивидуальное (биологическое) и социальное.

    ;text-decoration:underline»>Индивидуальное «> руководит отношениями индивида с окружающим миром.

    ;text-decoration:underline»>Социальное «> существо в человеке формируется обществом. у животных нет общественного опыта.

    «>Общество выступает как духовное образование и включает совокупность мнений, знаний.

    «>Коллективные «> представления ( «>коллективное сознание «>) закрепляются в языке и обладают всеобщностью и необходимостью. «>Коллективное «> сознание имеет свою отдельную реальность. «>Коллективное сознание «> – это «психический тип общества, тип, имеющий свой собственный способ развития, свои свойства, свои условия существования».

    «>Коллективное сознание – условие единения индивидов в целостность. В различных масштабах оно выполняет роль связи индивида с группой.

    ;text-decoration:underline»>Социальные факты «> — «>образы действий, способы мышления и чувствования, существующие вне индивида (то есть объективно) и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.

    «>Дюркгейм проводит сбор и анализ статистических данных, характеризующих динамику самоубийств в различных европейских странах. выделил три типа самоубийств. «>Эгоистическое самоубийство «> — намеренный разрыв человеком социальных связей, связанный с чрезмерной индивидуализацией.

    «>Альтруистическое самоубийство «> — возникает вследствие абсолютной зависимости индивида от общества. Например, капитан.

    «>Аномическое самоубийство «> — самоубийство, связанное с потерей ценностной системы в обществе; старые соц нормы не работают а новых нет.(при урбанизации)

    ;text-decoration:underline»>Патологичные «> формы состояния общества: аномия (отсутствие норм), социальное неравенство, рутинизация труда, деградация рабочей силы, классовые конфликты. «>

    ;text-decoration:underline»>Нормальное «> состояние общества – коллективное сознание на основе общих верований и чувств индивидуумов составляющих общество регламентирует социальную жизнь общества.

    «>Люсьен Леви-Брюль (1857-1939 «>)

    «>«Мыслительные функции в низших обществах» «Первобытное мышление» «Сверхъестественное в первобытном мышлении»

    «>Смена типов мышления при накоплении знаний. Современный тип – логический – пришел на смену первобытному мышлению, которое называется пралогическим.

    «>Первобытное мышление имеет магический характер; мирвещей наделен одновременно естественными и сверхъестественными, первобытный человек всегда думает о магических силах, скрытых за событиями. Мышление первобытного человека, подчиняется закону «>партиципации «>, т.е. сопричастия: все предметы, сходные между собой, имеют общую магическую силу (вера в тень).

    Читайте также:  С точки зрения теории дж мида социализация это

    «>Магическая сила передается также путем соприкосновения. Мышление первобытного человека абсолютно причинно: оно не признает случайностей. Влияние общества на сознание человека осуществляется главным образом через (верования, магические обряды).
    с развитием общества сектор логического мышления лишь увеличивается, оттесняя мистическое пралогическое мышление.

    «>46, Основные научные школы в психологии периода кризиса в психологии. Описательная (понимающая) психология Вильгельма Дильтея.

    «>Описательная (понимающая) психология Вильгельм Дильтей (1833 – 1911)

    «>«Введение науки о духе» «Описательная психология» «Построение исторического метода в науках о духе» «Философия жизни» — мировоззрение, основанное на самой жизни, единственной реальности,

    «>Наука о духе имеет дело с непосредственной психической деятельностью – переживанием – и поэтому должна отстаивать свой, специфически соответствующий ей метод.

    «>Дильтей пытался «скрестить» английский позитивизм и немецкий идеализм.

    ;text-decoration:underline»>Философия жизни – «>естественно-научное постижение жизни невозможно, пагубно и вредно. Жизнь ценна сама по себе (а не знания о ней). Ницше, Шопенгауер, Кьетьегор (последователи данной философии).

    ;text-decoration:underline»>Переживание «> – это главный «кирпичик» построения любого знания. ;text-decoration:underline»>Ценность научного познания состоит во внимании к этому переживанию «>. Переживание – это новая единица рассмотрения психической реальности,невозможно зафиксировать как некое статичное состояние.

    «>Жизнь ничем не ограничена и неопределима.

    ;text-decoration:underline»>Жизнь «>важна именно как ;text-decoration:underline»> процесс. Цель «>есть, но она ;text-decoration:underline»> неопределенная, доступна познанию лишь частично «>. индивидуальная жизнь – это проявление общего духа эпохи.

    «>Дильтей говорит о том, что ;text-decoration:underline»>созерцать себя, не созерцая другого, невозможно «>. «>Общение «> – неустранимый онтологический (онтология – учение о бытии) принцип существования человека.

    «>Психические факты образуют их важнейшую составную часть, и поэтому они не могут быть рассматриваемы без психического анализа». (Дильтей В. «Описательная психология»)

    ;text-decoration:underline»>Вектор «>описательной психологии – направлен «>вглубь ;text-decoration:underline»>. «> ;text-decoration:underline»>Цель ;text-decoration:underline»> – «>изменение меня, если я познаю предмет. Противопоставление понимания и объяснения – центральный методологический принцип описательной психологии ;text-decoration:underline»>. «> Нельзя переживания возводить в понятия.

    ;text-decoration:underline»>Понять «>– значит оценить субъективные переживания как осмысленные, включить субъективные переживания в более широкие смысловые связи, которые определяют их.

    ;text-decoration:underline»>Развитие «> состоит в переходе от элементарных к более высоким ценностям, ибо «с поступательным течением жизни развивается все более расчлененный склад душевной жизни, которому доступны все высшие соединения».

    «>47. Основные научные школы в психологии периода кризиса в психологии. Подход к трактовке психического и основные идеи в русле Гештальтпсихологии: Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер, Курт Левин.

    «>Макс Вертгеймер «> (1880 – 1943)«Экспериментальные исследования восприятия движения»

    «>важность изучения целого для осмысленного понимания его частей. сознание навязывает ощущениям определенные организационные принципы.Принципы организации восприятия:

    «>А. Близость. «> Стимулы, расположенные рядом, восприниматься вместе.

    «>Б. Схожесть. «> Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, имеют тенденцию восприниматься вместе.

    «>В. Целостность. «> Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.

    «>Г. Замкнутость. «> Отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму.

    «>Д. Смежность. «> Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.

    «>Е. Фигура – фон. «>видеть объект (фигуру,более заметна) и задний план (фон), на котором она проявляется. ;text-decoration:underline»>Пример продуктивного «> ;text-decoration:underline»>мышления «>:

    «>А. «>Начальная ситуация с незавершённостью структуры. Осознать проблему затем переструктурировать ее «>А. «>сумма 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10 простым способом.

    «>Б. «> Начальная ситуация с несовершенством структуры.(стремление постичь структуру задания)

    «>Конечная ситуация «>—состояние, которое поддерживается внутренними силами, существует гармония взаимных требований, части определяются структурой целого и наоборо

    «>Классификация задач (по М.Вертгеймеру) (S ;vertical-align:sub»>1 «> — начальная ситуация, S ;vertical-align:sub»>2 «> — конечная ситуация):

    «>а) «> задачи с незавершённостью структуры: S ;vertical-align:sub»>1 «> → … → S ;vertical-align:sub»>2 «>, «>б) «> задачи с несовершенством структуры: S ;vertical-align:sub»>1 «> → ….; «>в) «> … → S ;vertical-align:sub»>2 «> : ( «>напр «>. художественное творчество. Из общего вида к результату).

    ;text-decoration:underline» xml:lang=»vi-VN» lang=»vi-VN»>Вольфганг Кёлер «> (1887 – 1967) Инсайт — внезапное понимание.

    «>три этапа: «>1 «>) попытка решить задачу известными способами; «>2 «>) осознается несостоятельность этих попыток и разрушение прежнего гештальта. «>3 «>) инсайт – внезапное озарение благодаря новому гештальту.

    ;text-decoration:underline» xml:lang=»vi-VN» lang=»vi-VN»>Курт Левин «> (1890 – 1947) » xml:lang=»vi-VN» lang=»vi-VN»>

    «>Теория поля «>– психологическая система, использующая концепцию силового поля для объяснения поведения личности в терминах влияния на него поля общественного воздействия.

    «>Годологическое пространство «>– все события прошлого, настоящего и будущего, которые могут повлиять на нашу жизнь.

    «>Валентность – « «>притягательность» или «отталкиваемость» предмета в феноменологическом поле субъекта. Если человек подчиняется в основном смыслу потребности — это действие «>намеренное «>или «> волевое «>. Если же человек подчиняется валентности вещей, за которой не стоит потребность, т. е. если происходит как бы « «>Полевое поведение «> – ситуативно обусловленное поведение.

    «>Концепция мотивации: «> предположение о существовании состояния баланса или равновесия между индивидуумом и его психологическим окружением. Если равновесие нарушается то напряженность отношений. Всякий раз, когда у индивидуума возникает какая-то потребность, то есть состояние напряженности, он своими действиями старается снять это напряжение и восстановить внутреннее равновесие.

    «>48, Развитие направлений, сформировавшихся в период начала XX в.: Неофрейдизм. Развитие психоаналитических идей в творчестве Карен Хорни, Эриха Фромма и Эрика Эриксона.

    «>Решающая роль придавалась влиянию социокультурнон среды. В свое время Адлер стремился объяснить бессознательные комплексы личности социальными факторами То, что Фрейд относил за счет биологии организма, заложенных в нем влечений, неофрейдисты объясняли адаптацией индивида к исторически сложившейся культуре. выводы базировались на изучении нравов и обычаев племен, далеких oт западной цивилизации.

    «>Карен Хорни «> (1885- 1953). все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями ребенка с родителями. Базальное чувство тревоги, отражающее беспомощность ребенка в потенциально враждебном мире. Невроз — реакция на тревожность, описанные же Фрейдом извращения и агрессивные тенденции являются — его результатом. Возникает невроз когда «>попытки уменьшить тревожность приводят в свою очередь к защитным тенденциям. Невротическая мотивация приобретает три направления: движение «>к людям как потребность в любви «>, движение «>от людей как потребность в независимости «> и движение «>против людей как потребность но власти «> (порождающая ненависть, протест и агрессию).

    «>Э. Фромм «> — проблема счастья человека — обладания и бытия. Центральной проблема — проблема идеала и реальности в конкретной жизни человека. Человек осознает себя как особое существо, отделенное от природы и других людей, своего физического тела и лиц другого пола, то есть осознает свою совершенную отчужденность и одиночество, что составляет основную проблему человеческого существоваиня. В качестве единственного ответа на проблемы человеческого существования Фромм называет любовь, конечную и реальную потребность ‘. Пути удовлетворения этой основной потребности и выражается в двух основных способов существования. Неврозы — это симптомы морального поражения человека в его жизнедеятельности. любовь по принципу бытия, или плодотворную любовь, и любовь по принципу обладания, или неплодотворную любовь «>

    «>Эрик Эриксон: «>Эго-психология. А.Фрейд и Э. Эриксон . Согласно этой концепции главной частью структуры личности является не бессознательное Ида ее сознаваемая часть Эго, которая стремится к сохранению своей цельности и индивидуальности. В теории Э.Эриксона (1902-1994) развитие личности продолжается всю жизнь, a не только первые шесть лет, как полагал Фрейд. Влияет на этот процесс не только узкий круг людей, но и общество в целом. 8 стадий: «>1) «>оральная доверие\недоверие «>2) «>2-3 год жизни «>, совпадает с анальной фазой самостоятельность\нерешительность. «>3) «>4-5 лет сам придумывает занятия себе.предпреимчивость\чувство вины. «>4) «>6 — 11 лет латентная фаза творчество\неполноценность «> 5) «>12-18 идентификация я или путаность ролей «>6) «>19 – 25 лет близость\одиночество 7) «>19 – 25 лет «>бщечеловечность\самопоглащенность 8) пенсия) ценность\безнадежность.

    «>49. Развитие направлений, сформировавшихся в период начала XX в.: Необихевиоризм. Промежуточные переменные Эдварда Толмена, Закон первичного подкрепления Кларка Халла и Социально-когнитивная теория научения Альберта Бандуры, теория социального научения Джулиана Роттера.

    «>Необихевиоризм Эдвард Толмен (1886 – 1959)

    ;text-decoration:underline»>Основные независимые причины поведения «>:1)стимулы окружающей среды 2)психологические побуждения 3)наследственность 4)предшествующее обучение 5)возраст

    ;text-decoration:underline»>Поведение – это функция этих переменных «>.

    «>между этими переменными и ответным поведением– Толмен ввел набор ненаблюдаемых факторов, обозначенных им как промежуточные переменные. Они связывают между собой стимиулирующую ситуацию и наблюдаемую реакцию.

    » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>S «> → » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>R

    » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>S «> → » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>O «> → » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>R

    «>Организм, постепенно осваивая обстановку, строит («когнитивную») карту того пути, которому нужно следовать для решения задачи. выделил ;text-decoration:underline»>особый тип научения, которое было названо латентным (скрытым, без подкрепления) «>. ;text-decoration:underline»>Подкрепление оказывает на научение довольно слабый эффект «>.

    «>Повторяющееся выполнение одного и того же задания усиливает связи между факторами окружающей среды и ожиданиями организма. назвал гештальт-знаками, а само научение когнитивным.(Лабиринт с крысами)

    «>. Каждый из нас должен ставить себя в достаточно комфортные условия, чтобы быть в состоянии развивать широкие карты, быть способным научиться жить в соответствии с принципом реальности, а не в соответствии со слишком узкими и непосредственным принципом удовольствия.

    «>Нужно создавать оптимальные условия при умеренной мотивации, оберегать от фрустрации, когда «бросаем» их и самих себя в тот огромный лабиринт, который есть наш человеческий мир.

    «>Кларк Халл (1884 – 1952)«Гипотетико-дедуктивная» концепция поведения

    «>«Математико-дедуктивная теория механического научения: исследования в области научной методологии» (1940)«Система поведения» (1952)

    ;text-decoration:underline»>Мотивами поведения выступают потребности организма, возникающие в результате отклонения от оптимальных биологических условий. «> Побуждение, подавление или удовлетворение которой выступает единственной основой для подкрепления. ;text-decoration:underline»>Побуждение придает ему энергию поведению «>.

    «>Два вида побуждения ;text-decoration:underline»>Первичные «> связаны с биологическими потребностями организма (потребности в еде, воде.). ;text-decoration:underline»>Вторичные «>– связаны с процессом научения и соотносятся с окружающей средой. «>Теория научения: ;text-decoration:underline»>Закон первичного подкрепления – «>если связь между стимулом и определенной реакцией сопровождается снижением потребности, то возрастает вероятность, что при последующем возникновении такого же стимула опять будет возникать (выбираться) такая же реакция. «> Законы поведения «>: «> «>- основной детерминантой поведения является потребность

    «>- потребность вызывает активность организма- от силы потребности зависит сила реакции

    «>- потребность обуславливает характер поведения, различного в ответ на разные потребности

    «>- Сила связи (потенциал реакции) зависит от количества подкреплений.

    «>Альберт Бандура (р. 1925)Принцип викарного научения или социально-когнитивная теория научения.

    ;text-decoration:underline»>Научение у людей в значительной степени определяется процессами моделирования, наблюдения и подражания «>.

    «> «Имитация моделей агрессивного поведения» (1963)

    «>Эксперименты с Куклой Бобо: актер на глазах у детей совершал агрессивные действия с этой куклой. Когда детей (зрителей) попросили поиграть с куклой, они совершали с ней в основном агрессивные действия. Через некоторое время дети опять играли с данной куклой, и опять совершали агрессивные действия.

    ;text-decoration:underline»>Для формирования поведения не обязательно требуется непосредственное подкрепление. «> Люди могут учиться на чужом опыте.

    «>Ввел ;text-decoration:underline»>понятие промежуточного механизма «> между стимулом и реакцией, этим механизмом выступают когнитивные процессы личности.- мы склонны моделировать поведение людей своего пола, — на нас производит сильное впечатление поведение «моделей», занимающих высокое положение в обществе

    «>- более простые типы поведения имитируются намного чаще, чем более сложные — агрессивное и враждебное поведение имитируется с наибольшей готовностью, особенно детьми

    «>Эффективность личности или Самоэффективность

    «>Убежденность индивида в том, что он может управлять своими поведением так, чтобы оно являлось результативном.

    «>Люди, с высокой самоэффективностью, верят, что они в состоянии справиться с неблагоприятными событиями.Более успешны и здоровы

    «>Люди с низкой самоэффективностью при столкновении с препятствиями и затруднениями склонны впадать в беспомощность,

    «>Джулиан Роттер (р. 1916) Теория социального научения

    «>«Это теория социального научения, потому что она подчеркивает тот факт, что ;text-decoration:underline»>главным или основным типам поведения можно научиться в социальных ситуациях, и эти типы поведения сложным образом соединены с нуждами, требующими удовлетворения в посредничестве с другими людьми».

    «>Прогноз поведения человека «> в сложных ситуациях, через анализ взаимодействия четырех переменных: ;text-decoration:underline»>Потенциал ;text-decoration:underline»> поведения «> – вероятность данного поведения. ;text-decoration:underline»>Ожидание ;text-decoration:underline»> «>относится к субъективной вероятности того, что определенное подкрепление будет иметь место в результате специфического поведения.(хорошо или плохо будет на вечеринке) ;text-decoration:underline»>Ценность подкрепления «> – степень, с которой мы при равной вероятности получения подкрепления предпочитаем одно подкрепление другому..

    ;text-decoration:underline»>Психологическая ситуация с точки зрения индивидуума «>. Роттер утверждает, что социальные ситуации таковы, какими их представляет наблюдатель.

    ;text-decoration:underline»>Основная формула прогноза поведения: «>Потенциал поведения = «>ожидание «> + «>ценность подкрепления

    «>Г ;text-decoration:underline»>лавный вклад Роттера в поведение человека – концепция локуса контроля «>. «>Локус контроля

    «>1. Люди различаются по тому, как и где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. экстернальный и интернальный.

    «>2. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности как в случае неудач, так и в случае достижений

    «>50,Формирование и развитие новых психологических направлений. ;color:#ffffff»> «>Гуманистическая психология. Значение индивидуального опыта в психологии Гордона Олпорта, понятие самоактуализации в психологии Абрахама Маслоу. Категория переживания как основная рабочая категория гуманистической психологии, основные характеристики процесса переживания.

    ;text-decoration:underline»>Первичными данными психологии должны быть опыт и смысл.

    «>Источниками данных о внутреннем мире могут послужить произведения искусства. Каждый человек уникален. Люди совершают акты свободного выбора, и каждый совершающий выбор индивидуум наделен ответственностью за развитие системы ценностей, которая будет служить для него направляющей силой в достижении осмысленной и полноценной жизни (самореализация).

    «>Гордон Олпорт (1897 – 1967)

    «>«… психология упускает из вида индивидуальный опыт («идеографическое»). Идеома – понимание.

    «>«Личность: психологическое истолкование» (1937)

    «>Выдвигает «> идею функциональной автономии мотивов «>, ;text-decoration:underline»>Т. е. мотивы деятельности взрослого не зависят от исходных обстоятельств их возникновения в детстве.

    «>Проприум «> (от лат. » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>proprium «> – личная собственность) – это совокупность всех сторон личности, ее внутреннее единство. То знание человека о том, что он представляет своим. Выделяется ряд аспектов «самости», которые участвуют в развитии проприума на протяжении всей жизни индивида – проприативные функции. На каждом возрастном этапе это будут разные вещи, но в целом структура единая. Итог-, зрелое «Я», как объект субъективного познания и ощущения.

    ;text-decoration:underline»>Олпорт впервые предлагает понимание зрелой личности «>. Предлагает некий порядок качеств личности, который предполагает суждение о личности, как о зрелой.

    «>Проприативные функции зрелой личности: 1. «>Ощущение тела «>2. «>Самотождественность, ощущение себя собой. «>3. «>Возвеличивание эго – эгоцентризм. «>4. «>Расширение эго. Человек начинает осваивать культурные пространства, включаться в некие сообщества. «>5. «>Рациональный субъект. отражает тенденцию человека строить свою жизнь рациональным образом. «>6. «>Образ себя – это то, каким человек видит себя в данный момент времени. «>7. «>Личное стремление, или мотивация. когда человек переживает более или менее глобальное стремление к некоторому идеальному состоянию. «>8. «>Субъект познания. Интегрирует все предыдущие функции в единое целое.

    «>Первые три формируются в детстве, представляют собой костяк для остальных.

    «>Для уточнения пределов развития проприума выделяет понятие зрелого человека. «>Зрелый человек:

    1. «>Имеет широкие границы «Я».
    2. «>Способен к теплым, сердечным социальным отношениям.
    3. «>Демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самопринятие.
    4. «>Имеет здоровое чувство реальности.
    5. «>Обладает способностью к самопознанию и чувством юмора.
    6. «>Имеет цельную жизненную философию. Интеграция всех предыдущих.

    «>Абрахам Маслоу (1908 – 1970)

    «>Самоактуализация «> – ;text-decoration:underline»>это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и «> т. п., как более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности.

    «>Маслоу утверждал ;text-decoration:underline»>идею доброкачественности человеческой природы и того, что при благоприятных обстоятельствах самоактуализация должна произойти.

    «>Он считал, что самоактуализация возможна для 100% людей, но только 1% пользуется этой возможностью. Маслоу не работал как психотерапевт, больше работал как исследователь, как педагог. Это некий взгляд в будущее человечества. Он показывает возможности человека в благоприятных условиях для самоактуализации.

    Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе

    Источники:
    • http://psy-nets.ru/behaviour.html
    • http://dereksiz.org/i-biheviorizm.html
    • http://psyfactor.org/hist/psychology-10-1.htm
    • http://bigenc.ru/sociology/text/1872273
    • http://samzan.ru/7816