Меню Рубрики

С точки зрения теории дж мида социализация это

По Миду, общество и социальный индивид (социальное «Я») конституируются (оформляются) в совокупности процессов межиндивидуальных взаимодействий. Стадии принятия роли другого, других («обобщенного другого») — этапы превращения физиологии организма в рефлексивное социальное «Я». Происхождение «Я», таким образом, целиком социально, а главная его характеристика — способность становиться объектом для самого себя, причем внешний социальный контроль трансформируется в самоконтроль.

Таким образом, основное понятие символического интеракционизма — взаимодействие (интеракция). И взаимодействие это представляет собой обмен символами. Символический интеракционизм (Дж. Мид, Ю.Хабермас, X.Блумер), взяв за основу взгляды Зиммеля, развил его идею об обществе как построенном на обмене жестами и символами: интеракции осуществляются посредством языка, через обмен жестами, символами. Для понимания человеческого поведения необходимо познание внутреннего символического смысла (кода, воплощенного прежде всего в языке, понятном участникам взаимодействия) — раскрытие значимых символов коммуникативного общения. Использование коммуникативных символов предполагает, что все участники взаимодействия адекватно понимают этот условный язык и тем самым успешно общаются друг с другом. Благодаря значимым символам люди легче представляют последствия своего поведения с точки зрения других и легче адаптируются к их ожиданиям.

Чтобы взаимодействовать, люди должны интерпретировать значения и намерения других. Это осуществляется с помощью процесса, который Мид определил как «принятие роли». Процесс принятия роли предполагает, что индивид путем воображения ставит себя на место человека, с которым осуществляется общение. Через принятие роли индивиды развивают «самость» — способность людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли, что обеспечивает превращение внешнего социального контроля в самоконтроль.

Мид различает два аспекта формирования самости:

1. 1. Я (I) — это то, что я думаю о других и о себе, это мой внутренний мир.

2. 2. Мне (Me) — это то, что, по моему мнению, обо мне думают другие, это моя внешняя социальная оболочка, как я её себе представляю.

Индивид, считает Мид, развивает самосознание в момент, когда он видит себя так, как его видят другие. Понятие самости не является врожденным, его происхождение целиком социально.

Задумайтесь, что происходит, когда вы размышляете, задать или не задать вопрос профессору, читающему у вас на курсе лекции. Вы думаете: «Если я задам вопрос, он сочтет меня тупицей. Лучше уж промолчать», то есть вы воображаете отношение профессора к студентам. При этом вы как бы берете на себя роль профессора и смотрите на самого себя как на объект, или «меня» (Me). Именно вы, действуя в качестве субъекта, или «я» (I), решаете, что задавать вопрос не стоит.

Стадии социализации в раннем возрасте:

1. Стадия имитации, на которой ребенок повторяет (копирует) отдельные действия, присущие той или иной роли, например, укладывает куклу или прикладывает к ней стетоскоп.

2. Игровая стадия (стадия индивидуального играния роли) (play stage), на которой ребенок играет целостную роль, но в «социальной группе» своих игрушек (папа, мама, врач, и т. д.). На этой стадии и происходит «принятие роли другого».

3. Стадия игры (коллективного играния ролей) (game stage), где ребенок вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие между различными действующими лицами, например, когда группа детей 5-8 лет распределяет какие-либо роли: «дочки-матери», «казаки-разбойники», «Штирлиц-Мюллер» и т. д.

«Значимые другие» — люди, играющие решающую роль в процессе социализации, чьи суждения, действия являются образцом при формировании наших собственных суждений, мнений, линий поведения.

Согласно воззрениям Мида, социальное целое предшествует индивидуальному разуму как логически, так и во времени. Мыслящий, обладающий самосознанием индивид невозможен без первичной социальной группы. Сначала идет социальная группа, и она приводит к развитию мыслительных процессов самосознания.

Но какие бы проблемы ни изучались, все они связаны с вхождением ребенка в культуру своего народа – инкулътурацией, если воспользоваться термином, который ввел в культурантро-пологию М. Херсковиц . Разделяя понятия социализации и ин-культурации, под первым он понимает интеграцию индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальных ролей. А в процессе инкульту-рации, по его мнению, индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. Процесс инкультурации начинается с момента рождения – с приобретения ребенком первых навыков и освоения речи, а заканчивается, можно сказать, со смертью. Он совершается по большей части не в специализированных институтах социализации, а под руководством старших на собственном опыте, т.е. происходит научение без специального обучения.

Конечный результат процесса инкультурации – человек, компетентный в культуре – в языке, ритуалах, ценностях и т.п. Однако Херсковиц особо подчеркивает, что процессы социализации и инкультурации протекают одновременно, и без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества

Херсковиц выделяет два этапа инкультурации, единство которых на групповом уровне обеспечивает нормальное функционирование и развитие культуры:

Детство, когда происходит освоение языка, норм и ценностей культуры. Ребенок, по мнению Херсковица, хотя и не является пассивным элементом процесса инкультурации, скорее инструмент нежели игрок. Взрослые, применяя систему наказаний и поощрений, ограничивают его права выбора или оценки.

Хотя «инкультурация индивида в первые годы жизни – главный механизм стабильности и непрерывности культуры», она не может привести к полному повторению предыдущих поколений. Результат процесса инкультурации может находиться в любой точке континуума между точным и безусловным освоением культуры новым поколением (с едва уловимыми различиями между родителями и детьми) и полной неудачей в ее передаче (с детьми, абсолютно непохожими на родителей). Если вспомнить классификацию культур М. Мид, то первый вариант инкультурации характерен для постфигуративных, а второй – для префигуративных культур.

Зрелость. Вхождение в культуру не заканчивается с достижением человеком совершеннолетия. Но инкультурация во взрослом возрасте носит прерывистый характер и касается только отдельных «фрагментов» культуры – изобретений, открытий, новых, пришедших извне идей. Основная черта второго этапа – возможность для индивида в той или иной мере принимать или отбрасывать то, что ему предлагается культурой, возможность дискуссии и творчества. Поэтому инкультурация в период зрелости открывает дорогу изменениям и способствует тому, чтобы стабильность не переросла в застой, а культура не только сохранялась, но и развивалась.

Используя – вслед за Херсковицем – понятие инкультурации, исследователи сталкиваются с серьезными трудностями при попытках отграничить его от понятия социализации, тем более что и последний термин имеет множество толкований. Так, М.Мид под социализацией понимает социальное научение вообще, а инкуль-турацию рассматривает как «реальный процесс научения, как он происходит в специфической культуре». Д. Матсумото видит различие между двумя понятиями в том, что «социализация, как правило, больше относится к процессу и механизмам, с помощью которых люди познают социальные и культурные нормы», а инкультурация – «к продуктам процесса социализации – субъективным, базовым, психологическим аспектам культуры».

В настоящее время в этнопсихологии используется еще одно понятие – культурной трансмиссии, включающей процессы инкультурации и социализации и представляющей собой механизм, с помощью которого этническая группа «передает себя по наследству» своим новым членам, прежде всего детям. Используя культурную трансмиссию, группа может увековечить свои особенности в последующих поколениях с помощью основных механизмов научения ( learning and teaching ). Обычно выделяются три вида трансмиссии:

вертикальная трансмиссия, в процессе которой культурные ценности, умения, верования и т.п. передаются от родителей к детям;

горизонтальная трансмиссия, когда от рождения до взрослости ребенок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками;

«непрямая» ( oblique ) трансмиссия, при которой индивид обучается в специализированных институтах социализации (школах, вузах), а также на практике – у окружающих его помимо родителей взрослых (родственников, старших членов общины, соседей и т.п.) .

«Человек» — биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями.

Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид»характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.

Индивидуальность — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Личность— это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Э. Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Наиболее существенный вклад Э. Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:

1. Кризис доверия — недоверия (в течение первого года жизни).

2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2—3 лет).

3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).

4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).

5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).

6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).

8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере в виде заметных следов) в течение всей жизни.

12.

14.Межкультурная компетентность:

— диалог как вз/д культур в современном мире;

-практика межкультурной аккультурации

-культурный шок, аккультурация

-понятие К.Ш., признаки, формы проявления, механизм развития к.ш..ю факторы к.ш.

-модель освоения чужой культуры Беннета

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .

По мнению многих авторов название теории Ч. Кулипереведено на русский язык не совсем корректно-правильнее ее обозначить как теорию «зеркальной самости». В этой версии сохраняется изначальное представление родоначальников символического интеракционизма о сложной структуре личности индивида, состоящей, изIиMe.

Концепция самости получила дальнейшее развитие в трудах идейных последователей символического интерракционизма, предложивших свое видение самости (Гоффман и др.) Чтобы не вносить путаницу в терминологию, сохранено традиционное название теории – «Зеркальное Я».Однако в уме мы должны помнить, что в данном случае Я выступает синонимом самости.

Социолог отмечает, что «Социализацию такого рода можно назвать отраженной или зеркальной самостью. Мы видим наше лицо, фигуру и одежду в зеркале, интересуемся ими, поскольку все это наше. Бываем довольными, а бываем и нет, в соответствии с этим принимаем какие то решении об изменении своего поведения или облика. Точно так же в своем воображении мы воспринимаем мысль о нашем облике, манерах от других людей. И это самым различным образом на нас воздействует.

Читайте также:  Лексика с точки зрения ее происхождения и потребления

По мнению Кули социализация складывается из 3х элементов:

1.Того, как по нашему мнению нас воспринимают другие люди.

2. Того, как люди реагируют на то, как они нас воспринимают.

3.Как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.

В процессе формирования личности особо важную роль играют первичные группы (семья, сверстники). Если представители первичных групп уважительно относятся к ребенку, то это зеркально отражается на нем-ребенок сам начинает уважать себя, что проявляется в адекватных социальных действиях. И напротив, если в силу разных причин ребенок лишается материнской любви,уважения окружающих,то это обязательно сказывается на становление личности – роли, которые он способен играть, перестают соотносится с ожиданиями близких ему людей, а позднее и более широкого общества.

Кули предположил, что Я состоит из Я-чувств, которые оформляются через отношение с другими людьми. Так же он называл важнейшим признаком социального существа способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я».

Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего «Я». Как и Кули, он считал, что «Я» — продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. В начале, будучи маленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других; ребенок начинает приобретать чувство своего «Я». Дж.Г. Мид (1863-1931 гг.), подобно своему предшественнику Ч. Кули, придавал решающее значение в процессе социализации индивида социальному взаимодействию, однако, в отличии от него, Мид пытался более глубоко раскрыть роль символов и жестов в процессе взаимодействия. Усматривая главную особенность человеческого сознания в способности использовать символы и адекватно их интерпретировать, американский социолог полагал, что необходимой стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия является способность человека, формирующаяся еще в детском возрасте, принимать на себя роли других людей. Главное место в формировании этой способности, по его мнению, принадлежит детским играм. По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии:

Первая — имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Маленький мальчик может «помогать» родителям вычистить пол, таская по комнате свой игрушечный пылесос или даже палку.

Вторая игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Играя в куклы, маленькие дети обычно говорят с ними то ласково, тo сердито, как родители, и отвечают вместо кукол так, как мальчик или девочка отвечают родителям. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества,- это следующий важный шаг в процессе создания своего «Я». По мнению Мида, человеческое «Я» состоит из двух частей: «Я — сам» и «Я — меня». «Я — сам» — это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. «Я — меня» — это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей). «Я — сам» реагирует на воздействие «Я — меня» так же, как и на воздействие других людей. Например, «Я — сам» реагирую на критику, старательно обдумываю ее суть; иногда под влиянием критики мое поведение меняется, иногда нет; это зависит от того, считаю ли я эту критику обоснованной. «Я — сам» знаю, что люди считают «Я — меня» справедливым человеком, всегда готовым прислушаться к мнению других. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают свое «Я — меня». Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся воспринимать впечатления о себе.

Третий этап, по Миду, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, каждый игрок бейсбольной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды и всех игроков в бейсбол. Эти установки и ожидания создают образ некого «другого» — безликого человека «со стороны», олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают свое поведение по стандартам, установленным «другими со стороны». Следование правилам игры в бейсбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.

Социализация. теория социализации Дж. Мид, З. Фрейд, Ж. Пиаже

Социализация — процесс, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился. Социализация не является разновидностью некоего “культурного программирования”, во время которого ребенок пассивно воспринимает воздействия со стороны того, с чем входит в контакт. С самых первых мгновений своей жизни новорожденный испытывает нужды и потребности, которые в свою очередь влияют на поведение тех, кто должен о нем заботиться.
Социализация связывает друг с другом различные поколения. Рождение ребенка изменяет жизнь тех, кто ответственен за его воспитание, и кто таким образом приобретает новый опыт. Родительские обязанности, как правило, связывают родителей и детей на весь остаток жизни. Старики остаются родителями даже тогда, когда у них появляются внуки, и эти связи позволяют объединять различные поколения. Несмотря на то, что процесс культурного развития протекает более интенсивно в младенчестве и раннем детстве, чем на позднейших стадиях, Краткое Краткое содержание

1.Социализация — это процесс, в ходе которого через контакты с другими людьми беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился

2.Зигмунд Фрейд в своих работах выдвигает теорию, что ребенок становится автономным существом в том случае, если ему удается научиться удерживать в равновесии требования окружения и мощные влечения подсознания. Наша способность к самосознанию развивается мучительно, путем подавления бессознательных порывов.

3.Согласно Дж. Г. Миду, ребенок начинает осознавать себя как обособленное существо, наблюдая, как другие ведут себя по отношению к нему. Позднее, участвуя в играх и постигая правила игры, ребенок приходит к пониманию “обобщенного другого” — общих ценностей и культурных норм.

4.Жан Пиаже различает несколько основных стадий в развитии способностей ребенка осмысленно воспринимать мир. Каждая стадия характеризуется приобретением новых познавательных способностей и зависит от успешности предыдущей. Согласно Пиаже, эти стадии когнитивного развития являются универсальными чертами социализации.

5.Агенты социализации — это структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы социализации. Во всех культурах основным агентом социализации ребенка является семья. Кроме того, агентами социализации являются группы сверстников, школа и средства массовой информации.

6.Формальное школьное образование ослабляет влияние, которым обладают семья и группа сверстников в процессе социализации. Давать образование — значит сознательно обучать навыкам и ценностям. Помимо этого, школа воспитывает и менее заметным путем, формируя установки и нормы посредством “скрытой программы”.

7.Развитие средств массовой коммуникации увеличило число возможных агентов социализации. Распространение массовых печатных изданий было позднее дополнено средствами электронной коммуникации. Телевидение оказывает особенно сильное влияние, ежедневно вступая в контакт с людьми всех возрастов.

8.В некоторых обстоятельствах индивиды или группы людей подвергаются процессу ресоциализации. Ресоциализация связана с изменением ориентации личности под воздействием угрожающих или стрессовых ситуаций.

9.Социализация — непрерывный процесс, который продолжается в течение всего жизненного цикла. В каждой фазе существуют переходные периоды, через которые нужно пройти, и кризисы, которые нужно преодолеть. Сюда относится также и смерть как окончание существования личности.

Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Примером успешной социализации может служить группа школьных сверстников. Дети, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения; все остальные либо ведут себя так же, как они, или хотят этого.

Разумеется, социализация осуществляется не только под влиянием сверстников. Мы также учимся у своих родителей, учителей, начальников и т.д. Под их влиянием у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения наших социальных ролей. В /95/ какой-то мере они тоже учатся у нас — социализация не является односторонним процессом. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. Поведение некоторых школьников расходится с образцами, установленными наиболее влиятельными учащимися. Хотя их дразнят за это, они отказываются изменить свое поведение. Сопротивление, протест, вызывающее поведение могут придать процессу социализации необычный характер. Поэтому результаты социализации детей не всегда, соответствуют ожиданиям их родителей, учителей или сверстников.

Иногда можно такой процесс направить в противоположную сторону. Например, однажды группа студентов университета Сассекса, отличавшихся левыми взглядами, заявила, что считает целесообразным ввести на факультете общественных наук курс лекций по теории и практике революций. Вначале руководство факультета отвергло эту идею, но в дальнейшем было решено поддержать ее. В этом случае предполагаемые объекты социализации (т.е. студенты) оказали влияние на агентов социализации (руководство факультета), убедив их в том, что именно необходимо изучать в период политических беспорядков 1968 г. (Йэо, 1970).

Тем не менее социализация является исключительно мощной силой. Стремление к конформизму скорее правило, чем исключение. Это объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человека и ограничениями, обусловленными культурой. Нетрудно понять, что мы имеем в виду, говоря об ограниченных биологических возможностях: человек не способен летать, не имея крыльев, и его нельзя этому научить. Поскольку же любая культура избирает лишь определенные образцы поведения из множества возможных, она тоже ограничивает социализацию, только частично используя биологические возможности человека. Например, случайные половые связи с биологической точки зрения вполне возможны, но каждое общество регулирует сексуальное поведение своих членов. Дальше мы рассмотрим, каким образом биологические и культурные факторы воздействуют на социализацию.

Таблица 4-1. Теории развития личности

Теория Теоретик Основная идея
Теория развития личности Чарлз Кули (теория“зеркального Я”) Эффект “зеркального отражения” у людей представлений о том, как их оценивают другие
Джордж Герберт Мид Развитие личности включает несколько стадий, связанных с принятием на себя роли других людей и формированием “Я” и “Меня”
Психоаналитические теории Зигмунд Фрейд В своем развитии личность проходит ряд последовательных стадий, заканчивающихся половой зрелостью; на каждой стадии возникает напряженность между “Оно” и “Сверх-Я”
Эрик Эриксон На своем жизненном пути личность проходит стадии развития, связанные с преодолением кризиса
Теория развития познания Жан Пиаже Способность мыслить развивается по мере прохождения последовательных стадий, каждая из которых способствует овладению новыми познавательными навыками
Теория нравственного развития Лоренс Колберг Нравственное развитие личности включает несколько последовательных стадий, предполагающих развитие познавательной способности и понимания чувств других людей

По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая — имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Маленький мальчик может «помогать» родителям вычистить пол, таская по комнате свой игрушечный пылесос или даже /102/ палку. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Играя в куклы, маленькие дети обычно говорят с ними то ласково, тo сердито, как родители, и отвечают вместо кукол так, как мальчик или девочка отвечают родителям. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества,- это следующий важный шаг в процессе создания своего «Я».

По мнению Мида, человеческое «Я» состоит из двух частей: «Я — сам» и «Я — меня». «Я — сам» — это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. «Я — меня» — это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей). «Я — сам» реагирует на воздействие «Я — меня» так же, как и на воздействие других людей. Например, «Я — сам» реагирую на критику, старательно обдумываю ее суть; иногда под влиянием критики мое поведение меняется, иногда нет; это зависит от того, считаю ли я эту критику обоснованной. «Я — сам» знаю, что люди считают «Я — меня» справедливым человеком, всегда готовым прислушаться к мнению других. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают свое «Я — меня». Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся воспринимать впечатления о себе.

Читайте также:  С точки зрения маркетинга к микросреде относится

Третий этап, по Миду, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, каждый игрок бейсбольной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды и всех игроков в бейсбол. Эти установки и ожидания создают образ некого «другого» — безликого человека «со стороны», олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают свое поведение по стандартам, установленным «другими со стороны». Следование правилам игры в бейсбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.

ФРЕЙД

Теория развития личности, разработанная Зигмундом Фрейдом, в какой-то мере противоположна концепции Мида, поскольку основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно Фрейду, биологические побуждения (особенно сексуальные) /103/ противоречат нормам культуры и социализация есть процесс обуздания этих побуждений.

Три составные части личности. Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид («Оно»), Эго («Я») и Суперэго («сверх-Я»). Ид («Оно») — источник энергии, направленной на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия. «Оно» побуждает нас к сексу, а также осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей.

Эго («Я») контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго («сверх-Я») — это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребенка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины.

Стадии сексуального развития. Согласно теории Фрейда, процесс формирования личности проходит четыре стадии. Каждая из этих стадий связана с определенным участком тела — эрогенной зоной. На каждой стадии возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, установленными сначала родителями, а в дальнейшем и Супер-эго.

В самом начале жизни ребенка эрогенной зоной является рот. Вся энергия младенца направлена на то, чтобы получить удовлетворение через рот — не только от приема пищи, но и от процесса сосания как такового; таким образом, источником /104/ удовольствия для ребенка является рот. Данный период в жизни малыша Фрейд назвал оральной стадией.

На второй, или анальной, стадии главной эрогенной зоной становится задний проход. В это время дети стремятся к самостоятельности, а родители стараются приучить их проситься на горшок. В этот период важное значение приобретает умение контролировать процессы экскреции.

Третья стадия названа фаллической. На этой стадии главным источником удовольствия для ребенка является пенис или клитор. Именно в этот период, как считает Фрейд, начинают проявляться различия мальчиков и девочек. Мальчики вступают в так называемую Эдипову стадию — подсознательно они мечтают занять место своего отца рядом с матерью; девочки же осознают, что у них отсутствует пенис, поэтому они чувствуют себя неполноценными по сравнению с мальчиками.

После окончания латентного периода, когда девочки и мальчики еще не обеспокоены проблемой половой близости, в жизни юношей и девушек наступает генитальная стадия. В этот период сохраняются некоторые особенности, характерные для ранних стадий, но главным источником удовольствия становится половое сношение с представителем противоположного пола.

ПИАЖЕ

Подход, предложенный Жаном Пиаже, значительно отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определенной последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами.

Первый период, от рождения до двух лет, называется сенсомоторной стадией. В это время у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. До этой стадии им, по всей вероятности, кажется, что предмет перестает существовать, когда они на него не смотрят. Существование данной стадии может подтвердить любая приходящая няня, которая знает, как пронзительно кричат младенцы, видя, что родители уходят, а через полгода, прощаясь с родителями, они весело машут им ручкой. /105/

Второй период, от двух до семи лет, называется предоперациональной стадией. В это время дети учатся различать символы и их значения. В начале данной стадии дети расстраиваются, если кто-то разрушает построенный ими замок из песка, символизирующий их собственный дом. В конце этапа дети понимают разницу между символами и предметами, которые они обозначают.

В возрасте от семи до 11 лет дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполнили только руками. Пиаже называет этот период стадией конкретных операций. Например, если на данной стадии детям показывают ряд из шести палочек и просят взять такое же количество палочек из лежащего рядом комплекта, они могут выбрать их, не прикладывая каждую палочку из комплекта к палочке из ряда. Дети меньшего возраста, еще не научившиеся считать, чтобы получить нужное число, кладут палочку к палочке.

В возрасте примерно от 12 до 15 лет дети вступают в последнюю стадию, называемую стадией формальных операций. На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии (Элкинд, 1968).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Теории социализации

Младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира.

Этот процесс усвоения личностных качеств на разных этапах физического существования человека определяется в социологии термином «социализация».

Социализация — это сложный процесс включения индивида в общественные отношения, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе.

Первичная социализация — та социализация, в которую индивид включается в детстве. Вторичная социализация — это последующий процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни.

Люди и учреждения, с помощью которых осуществляется социализация личности, называются агентами социализации. Агенты первичной социализации — родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, все остальные родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи — все люди, кто связан с индивидом тесными личными отношениями. Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально деловыми отношениями, т.е. представители администрации школы, вуза, армии, суда и т.д.

Теории Ч. Кули и Дж. Мида

Теории социализации имеют довольно длительную историю становления и развития. Наибольшую известность получили теории Ч. Кули и Дж. Мида, Р. Линтона, З. Фрейда. Большой вклад в объяснение процесса социализации внесли представители школы символического интеракционизма Ч. Кули и Дж. Мид.

По их мнению, каждый человек строит своё «я», основываясь на реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Стержень личности — это результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя как на объект, глазами других людей. Человек имеет столько социальных «я», сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится. Решающая роль в социализации отводится первичным группам, в которых складываются неформальные и доверительные отношения.

Человеческое «я», открывающееся через реакции других людей, известно как «зеркальное я». Другие люди — это те зеркала, в которых формируется образ «я» человека. «Я» включает: 1) представление о том, «каким я кажусь другому человеку», 2) представление о том, «как этот другой оценивает мой образ», 3) вытекающее из этого специфическое «чувство» гордости или унижения.

Дополняющей и развивающей теорию «зеркального» я стала концепция «обобщённого другого», разработанная Дж. Мидом. «Обобщённый другой» означает анонимных людей, народ, общество как абстрактное лицо — сеть институтов (семья, религия, образование), государство. Формирование в сознании «обобщённого другого» — решающая фаза социализации.

По мнению Мида, сознательное «я» вырастает в социальном процессе. Маленький ребёнок обнаруживает своё я как существо, обладающее определёнными намерениями только во взаимодействии с другими. Если ребёнок обращается только с одним человеком, его развитие как индивидуальности будет сравнительно прямолинейным и одномерным. Ребёнку требуется несколько взрослых, которые по-разному реагируют на мир. К тому же необходимо, чтобы значимые для ребёнка другие сами контактировали с «обобщённым другим».

Усматривая особенность человеческого сознания в способности использовать символы и жесты, Мид полагал, что человек может быть объектом для самого себя, будучи и субъектом. Психическую систему этого процесса Мид называет «я» и «меня». Как субъект «я» может оставаться самим собой, как объект, приняв отношение другого к самому себе. Посредниками этого процесса являются «значимые другие», т.е. мать, отец и другие близкие.

Главная роль в процессе социализации, по мнению Мида, принадлежит детским играм, в процессе которых развиваются разум и способности ребёнка, усваиваются роли сразу нескольких лиц. На первой стадии развития (1-3 года) ребёнок просто примеряет на себя всевозможные роли. На второй стадии вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие между различными лицами (игра в «дочки-матери»). Критерием формирования зрелого «я» служит способность принять на себя роль «обобщённого другого» — с наступлением третьей стадии (от 4 лет и далее). Мид подчёркивал значение отношений со сверстниками для формирования самостоятельной и ответственной личности.

Социологическая концепция личности Дж. Г. Мида

Читайте также:

  1. CALS-технологии — основная концепция разработки удаленных баз данных
  2. II. Историческая концепция М.В. Ломоносова.
  3. II. Историческая концепция М.Н. Покровского.
  4. II. Историческая концепция славянофилов и славянофильствующие ученые.
  5. II. Концепция внедрения ИТ в виде систем, таких как MRP, ERP, CRM.
  6. II. Концепция Смутного времени.
  7. III. Историческая концепция В.Н. Татищева.
  8. IV. Историческая концепция Б.Н. Чичерина
  9. IV. Историческая концепция С.М. Соловьева.
  10. V. Историческая концепция И.Н. Болтина
  11. Безопасность прав и свобод личности, вне и помимо которой нет и не может
  12. Благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства

Микросоциологические концепции личности

Как уже ранее говорилось, микросоциологические концепции рассматривают проблематику личности непосредственно в поле межличностных взаимодействий. Поэтому процесс развития личности рассматривается в ней через призму ролевых концепций.

Этот подход почти одновременно возник в исследованиях Ч. Кули, Г. Мида и Р. Линтона.

Чарльз Кули (1864-1929) – американский социолог и социальный психолог, автор концепции «Зеркальное «Я», один из основоположников теории малых групп. Кули вводит различения первичных групп (ему принадлежит и сам термин) и вторичных. Первичные группы являются основными общественными ячейками и характеризуются интимностью, личностными связями, непосредственным общением, устойчивостью и малочисленностью. В них происходит социализация, формирование личности, усваивающей в ходе взаимодействия-интеракции основные общественные ценности, нормы и способы деятельности. Особое значение при формировании сознания и самосознания ребёнка (а это, по мнению Кули, и есть структура личности) он придавал мнениям и представлениям окружающих его лиц в первичном коллективе – родителей, друзей, соседей.

Читайте также:  Теория мальтуса с точки зрения сегодняшнего дня

Мнение окружающих становится настолько важным и существенным для индивида, что под их влиянием у индивида формируется чувство «Я». Другие люди – это зеркала, в которые смотрится индивид. В постоянном общении с другими людьми и формируется его собственное «Я» как некая сумма зеркальных «Я», т.е. человеческое «Я» оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми.

Джордж Гербер Мид (1901-1978) – американский философ, социолог и социальный психолог, работавший в Чикагском университете, подход которого к социологии больше всего увязывают с символическим интернационализмом. Сам же Мид называл свой подход социальным бихевиоризмом, чтобы отличать его от более ортодоксального психологического бихевиоризма Уотсона.

По мнению Мида, процесс формирования личности включает три стадии.

Первая стадия – имитация, когда ребёнок копирует поведение взрослых, не понимая его.

Вторая стадия – игровая, когда дети понимают поведение как исполнение определённых ролей и в процессе игры воспроизводят различные роли. Это развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям смысл, какой придают ему другие члены группы.

Мид полагал, что человеческое «Я» состоит их двух частей: «Я–сам» и «Я-меня».

«Я-сам» – это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом.

«Я-меня» – это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей).

«Я-сам» реагирует на воздействие «Я-меня» так же, как и на воздействие других людей. Поэтому, обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают своё «Я‑меня». Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся воспринимать впечатление о себе.

Третья стадия формирования личности, по мнению Мида, – стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы, олицетворяющей общественное мнение. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.

Психоаналитические теории личности наиболее ярко представлены в трудах З. Фрейда и Э. Эриксона.

Теория развития личности, представленная З. Фрейдом (1856-1939) в какой-то мере противоположна концепции Мида, поскольку основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно Фрейду, биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры, а социализация есть процесс обуздания этих побуждений. Именно в постоянной борьбе с природными инстинктами, с социальным контролем и формируется структура личности, состоящая из трёх элементов:

1. Идоно») – бессознательный компонент личности, являющийся источником внутренней энергии, порождающей стремление к удовольствию;

2. ЭгоЯ») – разумное, сознательный цензор, контролирующий побуждения бессознательного компонента. Эго руководствуется, главным образом, принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряжённость Ид.

3. Суперэго («сверх-Я») – это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

Итак, Фрейд рассматривал личностный конфликт как борьбу внутренних потребностей человека и возможностей осуществить их в социально-приемлемой форме. Он изучал процесс реализации инстинктов, отмечая, что какова модель согласования инстинкта и воли, такова и личность.

Теория развития личности Эрика Эриксона. Социальный психолог Эрик Эриксон (1902-1994) – основатель психоистории и автор психосоциальной теории жизненного цикла человека. Согласно теории Эриксона, жизненный цикл развития человека состоит из восьми стадий; первые пять приходятся на детство, а последние три соответствуют определённым периодам в жизни взрослых людей.

На каждой стадии в жизни индивида возникает специфический кризис, или сомнение, а переход от одной стадии к другой происходит в результате преодоления этого кризиса (даже если он разрешается не полностью). Так, когда мы становимся взрослыми, нам надо решить проблему интимных отношений, проблему выбора между интимностью и одиночеством. В это время мы стремимся к открытым, доверительным отношениям с постоянным партнёром (близость). Если это не удаётся, может произойти разрыв или развод (одиночество). Если проблема выбора между интимностью и одиночеством не решается, может случиться, что всю жизнь человек будет вступать в связь со случайными неподходящими ему партнёрами.

Далее приводятся все стадии развития личности в соответствии с теорией Э. Эриксона.

Восемь стадий человеческого развития по Эриксону.

1.Доверие – недоверие (грудной возраст). Когда младенца кормят грудью, ласкают, баюкают, меняют пелёнки, он узнаёт, в какой мере будут удовлетворены его потребности. Если дети чувствуют себя в достаточной безопасности и больше не плачут, когда уходят те, кто о них заботится, то можно считать, что они преодолели первый кризис в своей жизни. Однако в некоторой степени недоверие к окружающим может сохраниться, ведь кризис часто разрешается не полностью.

2.Автономия – стыд и сомнение (1-2 года жизни). Ребёнок учится говорить и бегать не падая. Расширяются его знания об окружающем мире. Именно в этот период особенно ярко проявляется стремление детей к самостоятельности и неповиновению авторитету. Однако именно на данном этапе родители обычно стараются приучить их садиться на горшок. Когда ребёнку предъявляют слишком много требований в такой интимной сфере, он испытывает глубокое чувство стыда и собственной неполноценности; тем самым подрывается его стремление к самостоятельности в окружающем мире.

3.Инициатива – чувство вины (3-5 лет). В этот период у детей наблюдается подвижность, любознательность, работа фантазии. Ярко проявляется дух соперничества и осознание различий между мальчиками и девочками. В результате ребёнок конфликтует с окружающими по поводу того, как далеко может заходить его инициатива в демонстрации своих новых способностей.

4.Трудолюбие – неполноценность (младший школьный возраст). Дети учатся выполнять индивидуальные задания, например, читать и работать сообща, – участвуя в действиях, выполняемых всем классом. Они устанавливают отношения с учителями и другими взрослыми людьми. Дети начинают проявлять интерес к реальным жизненным ролям: пожарного, лётчика, врача, учителя и т.д. Однако на данной стадии главное значение имеет развитие их уверенности в себе и компетентности, ведь именно в этот период они начинают усваивать (и воспроизводить в своём воображении) подлинные роли взрослых. Если ребёнку не удаётся обрести уверенность, он чувствует себя неполноценным.

5.Становление индивидуальности (идентификации) – ролевая диффузия* (юность). В этот период происходят два основных события. По своему физическому развитию молодые люди становятся взрослыми и испытывают активное сексуальное влечение, в это же время им приходится искать своё место в жизни. Юноши и девушки должны решить вопрос об учёбе в колледже (институте, университете), или найти подходящую работу, выбрать спутника жизни. Неудачи на этой стадии могут отрицательно повлиять в дальнейшем на выбор подходящей работы, партнёров, друзей.

6.Интимность – одиночество (начало взрослого периода). На этой стадии большое значение приобретает ухаживание, брак и другие виды интимных отношений. Человек стремится к искренним, доверительным отношениям с постоянным партнёром. Однако это не всегда удаётся, и люди расстаются или разводятся. Если конфликт между интимностью и одиночеством не находит разрешения, может случиться, что в дальнейшем человек будет вступать во временные связи, всегда заканчивающиеся разрывом.

7.Творческая активность – застой (средний возраст). На данной стадии люди, главным образом, осваивают определённую деятельность и родительские функции. Эта стадия даёт ответы на следующие вопросы. Насколько честолюбив тот или иной человек? Выкладывается ли он на работе и с какого момента проявляет особый интерес к своей карьере? Может ли он дать обществу новых членов, родив и воспитав детей? Каким образом он преодолевает неудачи, возникающие на работе и в связи с воспитанием детей?

8.Умиротворение – отчаяние (старость). На этой стадии люди подводят итоги своей жизни; некоторые из них спокойно встречают старость, другие испытывают чувство горечи; многие по-новому осмысливают свою жизнь. Если люди довольны ею, то возникает чувство, что все стадии жизни представляют собой некое целостное единство. Если нет, наступает отчаяние.

Теория развития познания Ж. Пиаже.Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980) исследовал когнитивное (умственное) развитие как цепь последовательных стадий социализации личности. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека.

Первая стадия (до 2-х лет) – сенсомоторная – вещь есть, пока ребёнок её видит или чувствует.

Вторая стадия (от 2-х до 7 лет) – преоперациональная – ребёнок начинает различать вещи и символ вещи.

Третья стадия (0т 7 до 11 лет) – конкретно-операциональная – мысленное оперирование понятиями, развитие воображения.

Четвёртая стадия (после 12 лет) – формально-операциональная – происходит формирование абстрактных понятий и осмысление нравственных проблем, размышления о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии.

Лоренс Колберг, психолог из Гарварда, придавая большое значение нравственному развитию детей, разработал ещё один подход к этой проблеме, при сильном влиянии Пиаже.

Колберг выделяет шесть стадий нравственного развития, меняющих друг друга в строгой последовательности. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию эмпатии. Колберг не связывает периоды нравственного развития с возрастом. По Колбергу, большинство людей достигают, по крайней мере, третьей стадии, некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми.

Итак, две первые стадии относятся к детям, которые ещё не освоили понятия о «хорошем» и «плохом». Они стремятся избежать наказания (первая стадия) или заслужить поощрения (вторая стадия).

На третьей стадии люди отчётливо осознают понятия о «хорошем» и «плохом», но в основном, стремятся приспособиться к окружающим, чтобы заслужить социальное одобрение. На четвёртой стадии люди осознают интересы общества и правила поведения в нём. Именно на этой стадии формируется нравственное сознание. Как считает Колберг, на этих двух последних стадиях люди способны совершать высоконравственные поступки независимо от общепринятых ценностей.

На пятой стадии люди осмысливают возможные противоречия между различными нравственными убеждениями и способны делать обобщения, представлять себе, что произойдёт, если все будут поступать определённым образом. Так формируется собственные суждения личности о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

На шестой стадии у людей формируется собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы. Такие люди лишены эгоцентризма; они предъявляют к себе такие же требования, как и к любому другому человеку. Это люди-мыслители, достигшие высшей стадии нравственного развития.

Подведём итог изложенных выше микросоциологических исследований. Первое, что следует отметить – это, что микросоциология часто заимствует психологические концепции. Социолог не может удовлетвориться тем, что человек выполняет роль, он должен понять, как человек приспосабливается к роли. Как осваивает её. Микросоциология личности не даёт ответа на подобные вопросы. На сегодняшний день можно выделить несколько научных проблем формирования личности, требующих теоретических и практических изысканий.

Первая проблема – конкретный анализ всех процессов формирования целостной личности, составляющий в совокупности и единстве механизм формирования индивида.

Вторая проблема – раскрытие содержания социального механизма формирования целостно развитой личности как факторов одновременного взаимодействия и взаимопроникновения процессов образования личностных отношений обществом и процесс создания личностью отношений общества; формирования новых отношений индивида и общества; и, наконец, отношения формирующейся целостной личности, представляющие собой отношения взаимопроникновения и взаимообогащения общества и личности.

Третья проблема охватывает вопросы духовной основы личности, а точнее, гуманизация общества через социальный механизм формирования целостной личности во всех сферах непроизводственной сферы и, прежде всего, в сфере духовного производства.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 6571 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники:
  • http://studfiles.net/preview/6368017/page:23/
  • http://studopedia.ru/14_52626_sotsializatsiya-teoriya-sotsializatsii-dzh-mid-z-freyd-zh-piazhe.html
  • http://studwood.ru/628218/sotsiologiya/teorii_sotsializatsii
  • http://studopedia.su/8_43470_sotsiologicheskaya-kontseptsiya-lichnosti-dzh-g-mida.html