Меню Рубрики

Происхождение человека с точки зрения православия

Нас учили, что человек произошел от обезьяны. Мы, ведь, и вправду похожи на них.

Как общество превратить в стадо животных?

Очень просто — надо объявить, что Бога нет. И когда человек думает, что Бога нет, что ему все позволено, он и начинает матом ругаться, пьянствовать, блудить; благодать Божия отходит от человека, и он становится животным. Опускается на самый низкий уровень и начинает думать: «Откуда же произошел человек? » И решает: «От обезьян. Труд создал человека». Вот как все просто! Сколько лет ишак трудится, а умнее не стал, каким был упрямым, таким и остался. Тридцать пять лет человек трудился в шахте, стал он умнее? Через каждое слово — мат. Вот так нас дурачили. Как-то я с одним атеистом беседовал, о том, что первично: сознание или материя. Говорю:

— Давайте разберемся. Вот, Вы закончили институт, защитились. Прежде, чем дипломная работа была написана, где она хранилась?

— А самой работы еще не было. Но вот, Вы собрали материал, изучили много книг, написали работу. Она имеет вес, объем, — это чистая материя. Так что же первично — вот эта материя, или идея, в нее заложенная?

— В этом случае идея, потому что первой идет мысль, а потом уже ее записываешь.

— Ученые говорят, что природа — это раскрытая книга. В ней скрыта бездна премудростей. И ученые с каждым годом все больше их открывают. Так что первично, вот эта материя — книга природы, или идея, в нее заложенная?

— А законы в природе мы признаем?

— А Законодателя этих законов? Автора этой книги мы должны признавать?

Вот так мы с одним атеистом беседовали.

Что означают слова «образ и подобие Божии»?

Когда человек учится в школе или институте, он там образования не получает. Он получает познание окружающего мира и сведения о том, как в нем жить. Образование человек получает тогда, когда в его душе проявляется образ Божий, когда он становится не просто человеком, имеющим животные инстинкты — поесть, поспать, удовлетворить плотские похоти, а Человеком, носящим в себе образ Божий. Такого Человека среди людей очень трудно найти. Недаром Диоген ходил по Риму днем с зажженной свечой и говорил вопрошающим: «Ищу человека!»

Вот икона Спасителя, она давно потемнела с годами, образ на ней уже не виден. Реставратор-художник тщательно, кропотливо, понемногу начинает очищать ее и, когда приведет в надлежащий вид, очистив от пыли и от грязи, тогда увидит образ Божий, он проявится. Так и человек должен кропотливым трудом, подобно реставратору, очищать свою душу, омывать ее слезами, тогда постепенно проявится в его душе образ Божий.

Подобие Божие — это уподобление Господу во всем. Господь говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5,48). Для этого совершенствования у человека нет предела.

Значит, он может совершенствоваться постоянно. Душа человека может получить от Бога бездну талантов. Надо только дать возможность раскрыться уже имеющимся талантам.

Человек крестом и словом может воскресить мертвого человека, погасить любой огонь, любую болезнь исцелить. Надо только не сомневаться. Апостол Петр, увидев Христа, идущего по воде к их лодке, вскричал: «Повели мне идти к Тебе!» Христос сказал: «Иди» и Петр пошел по волнам. Вдруг особо большая волна подошла к нему, он испугался и, потеряв веру, стал тонуть. Христос взял его за руку и сказал: «Маловерный, зачем ты усомнился, испугался? » (Мф.14,28-31)

Вот, точно так же и мы с вами живем в житейском море; постоянно нас обуревают большие и малые волны скорбей, болезней, напастей и неприятностей. Вроде бы все у нас хорошо, но как только приходят к нам невзгоды, так мы сразу теряем веру, не надеемся на заступничество Бога. Забываем, что все от Господа. Он знает, что нам полезно. Когда же человек настоящую веру имеет, хоть малую крупинку, с горчичное зерно, тогда он может любое горе свободно перенести.

Когда на нас напали невзгоды и нам их тяжело переносить, тогда мы должны вспомнить о Господе и пожелать себе еще большего горя. И тогда это желание вытеснит боль от малого горя, и душа умиротворится.

Наш разум бесплотен и злые духи также не имеют плоти. Они подходят к нам, внушают помыслы различные и, если мы им соизволяем, внедряются в нашу душу. Мы начинаем тосковать, унывать, возмущаться, роптать. А что откуда взялось? На этот вопрос мы в этот момент и ответить не можем — так предаемся своим чувствам, навеянным вражьими помыслами. От них надо отмежевываться, отстраняться. Надо всегда иметь в своем арсенале оружие, данное нам Спасителем. Осеняйте себя крестом — и диавол сразу отойдет, не будет уже нам внушать. Пришло к вам уныние и отчаяние? Вспомните в тот момент, что Бог есть Любовь, что у Него милости целый океан. Наши грехи — мелкая горсть песка. Если бросить песок в океан, то океан из берегов не выйдет, настолько мала эта горсточка. Так и надо надеяться на милость Божию. Господь для нас приготовил Царствие Небесное. Он нас любит, спасает. В любой ситуации помните, что если Господь начал спасать, то Он уже не перестанет это делать; надо только идти Ему навстречу и не отчаиваться. Имейте надежду на спасение, и Господь не оставит.

Если мы пребываем в гордыне, начинаем превозноситься, то вспомним слова преподобного Силуана Афонского: «Ум свой держи во аде и не отчаивайся». Эти слова пришли к нему во время посещения его Господом. Они означают, что мы должны считать себя хуже всякой твари, но не отчаиваться, а надеяться на спасение. Святые отцы советуют держаться «золотой середины» — не идти вверх резко и не ползти вниз. Самое главное для спасающегося — воспитание внутреннего человека. Надо стараться изо всех сил проявлять в душе образ Божий.

Когда мы видим духовно пустых людей, то мы чувствуем, что нет ни в них самих, ни рядом с ними Бога. Дела они делают не во славу Божию, а в свою славу: суетятся о мирском — о власти, о славе, о почестях, о мирском успехе, о своем брюхе. По весне на деревьях много цветов, но сколько среди них пустоцвета. Не все цветки приносят плоды. И даже завязи опадают, если не имеют достаточного питания. Возьмем, к примеру, девушку, не знающую Господа, не живущую по Его заповедям. Она на первое место ставит свою плоть, создает ей все блага: и подкрасится, и подпудрится, и прическу сделает для соблазна окружающих. И духами обрызнется, и платье такое наденет, которого на ней как бы и нет — вся вылезает из него, все выставит наружу. Это говорит о том, что она душой нищая, пустая. И эту нищету она стремится внешним восполнить.

Встречались и другие люди — на вид неприглядные, незаметные. Но когда узнаешь их поближе, то увидишь, что внутри они исполнены благодати, любви ко всем. Они очень добрые. А внешность мирская их сразу исчезает, как только они уверуют во Христа и пойдут по Его пути. Мы видим в них внутреннего человека, вот этот самый образ Божий.

Вот и нам надо так раскрыться: быть добрыми, чистыми, святыми. Тогда и внешнее все расправляется. Молодой цветочек только-только начинает распускаться и вдруг вянет. В чем дело? Оказывается, его не полили. Добавят водички и он, смотришь, распускается. Господь всех создал красивыми. Но когда юное лицо начинает носить на себе килограммы краски, тогда это говорит об отсутствии благодати в этом человеке, нет у него молитвы, нет духовной жизни. Вот, эти страсти и пороки все в человеке гасят и делают его пустым. Приходится этому человеку украшать себя внешне — он теряет образ и подобие Божий; становится плотским, животным человеком, а точнее сказать — «ходячим трупом».

Среди всех гипотез о происхождении человечества религиозная является самой древней: она появилась еще в те времена, когда лишь религия, но никак не наука могла ответить на сложные вопросы. Религиозная теория происхождения человека Теории происхождения человека: на любой вкус, но без доказательств не требует доказательств, поскольку основана на вере. Этим она не устраивает ученых, но вполне удовлетворяет верующих людей.

Древние религии и религии Востока

Жители Древнего Египта, а также шумеры Шумеры — загадки исчезнувшей цивилизации полагали, что человек – создание богов. При этом в качестве материала для создания первого человека уверенно называлась глина. По всей вероятности, это было связано с тем, что глина была материалом распространенным, пластичным и удобным для лепки – одним словом, идеально подходящим для создания людей.

Примечательно, что для замешивания глины при создании первых людей использовалась не вода, а кровь, причем кровь богов. Это приближало людей к божествам. При этом египтяне считали, что боги создавали людей не просто так, а в качестве своих рабов.

Восточные религии к вопросу возникновения человечества относились довольно равнодушно. Сам Будда на этот вопрос попросту не отвечал, и его последователи поступали аналогичным образом. Идея бесконечного колеса сансары, сойти с которого можно только достигнув определенного уровня просветления и погрузившись в нирвану, вообще не предполагает какого-то начала мира. Согласно философии буддизма мир существовал всегда, и люди существовали всегда, а уж как менялись формы их существования, зависело от разных факторов.

Даосизм, единственная в мире религия, где боги отсутствуют как класс, тоже уделяет не очень много внимания созданию человечества. Согласно этой религии, из первоначального хаоса появилось две энергии – мужская и женская. И все, что существует в этом мире – плод взаимодействия этих энергий. Для людей исключения не делается.

Религиозные воззрения народов Индии, напротив, предполагали божественное происхождение человека. Относительно того, кому именно из богов люди обязаны своим появлением, единого мнения нет, но чаще всего называют имя Брахмы, чуть реже – Шивы. Интересно, что индуистские боги не занимались лепкой людей из глины, а просто создавали новых существ силой духа.

Христианство

Сегодня христианство – одна из наиболее распространенных в мире религий. Кроме того, эта религия оказала огромное влияние на культуру многих стран на планете. И нет ничего удивительного в том, что именно христианский миф о возникновении человека приобрел широкую известность.

Процесс сотворения мира описывается в первой части Библии – священной христианской книги. Согласно христианству, человек – последнее божье творение, что позволяет считать его творением наиболее совершенным. Первый человек – Адам – был создан из «праха земного», после чего Бог вдохнул в него жизнь и поселил в райском саду. В задачу Адама входило возделывание сада и придумыванием имен всем существующим на тот момент животным. Вскоре Адаму была дана супруга – Ева. Для ее создания Бог использовал ребро Адама.

Лишь два дерева Бог запретил трогать – Древо Познания Добра и Зла и Древо Жизни. Однако под воздействием Змия первые люди обошли запрет, попробовали плод с Дерева. Это вызвала гнев Бога, который прогнал Адама и Еву из рая. Эта история хорошо отражает суть религии, основанной на покорности и послушании – за нарушение запрета люди стали смертными, Еве было предречено в муках рожать детей, а Адаму – в поте лица работать. В дальнейшем жизнь первых людей была безрадостной и полной страданий, но свое предназначение они выполнили и стали родоначальниками человеческого рода.

Гораздо менее известна легенда о первой жене Адама – Лилит Лилит: придуманный женский идол . История об этом браке в библию не вошла, но упоминается в каббалистической теории. Лилит была создана Богом так же, как и Адам, поэтому считала себя равной мужу и не желала ему подчиняться. Она сбежала (вернее, улетела) от Адама, но была настигнута и наказана ангелами Ангелы: 10 неверно понимаемых фактов . В результате первая жена Адама превратилась в демоницу, которая специализировалась на убийствах новорожденных младенцев и рожениц. Несмотря на то, что она была первой женщиной, род ее прервался, поэтому праматерью человечества считается Ева, которую Бог создал уже с учетом прежних ошибок.

Читайте также:  Влияние курения на организм человека зрение

Креационизм

Креационизм представляет собой теологическую концепцию, согласно которой человек (как и все сущее) был продуктом деятельности творца, то есть бога. Происхождение человека от бога в течение тысячелетий не подвергалось сомнению. Однако в конце XIX века развитие науки привело к тому, что религиозные воззрения, основанные исключительно на вере в бога, стали казаться неубедительными на фоне проверенных опытным путем научных открытий. В результате появился новый термин, обозначающий воззрения консервативно настроенных христиан, не принимающих теорию эволюции и другие научные открытия.

Большинство ученых относятся к креационизму в высшей степени скептически. Ни одно из положений креационизма не может быть проверено эмпирическим путем, поэтому даже претендующие на научность теории не внушают научному миру доверия. Тем не менее, у этой теории немало поклонников, что находит свое отражение, например, в образовании: были прецеденты, когда под давлением сторонников креационизма в школах не преподавали теорию эволюции. По этой причине отношение к креационизму в сфере образования настороженное, эта концепция рассматривается как нарушающая права человека.

Течений в креационизме существует множество – от буквальных трактовок Библии и иной религиозной литературы до теорий на стыке науки и религии. Такие теории, например, могут не отрицать геофизические данные о происхождении планеты, но категорически отвергают теорию эволюции. Лишь эволюционный креационизм не отрицает эволюцию как таковую, но в то же время считают ее орудием Бога, а не закономерным процессом.

Божественное происхождение человека

Очень часто на различных интернет-форумах задаётся вопрос о происхождении человека. Например, пользователь с ником Rostoman спрашивает у своих друзей: «Кто мы? Плод эволюции, или кто-либо создал нас такими, какие мы есть»? Для верующего человека ответ на этот вопрос сложностей не представляет, так как он знает, что человека создал Господь. Об этом прямо говорит Священное Писание.

Основных концепций происхождения человека насчитывается три

Знание о сути человека — это та цель к которой сам человек стал стремиться с того момента, как он появился на земле. При этом человечество делится на две части. Одна часть указывает на собственное божественное происхождение, другая же говорит о том, что человек произошёл вследствие череды биологических превращений (эволюции). На основе этих концепций строятся следующие теории происхождения человека:

  • Эволюционная или научная;
  • Религиозная, говорящая о сотворении человека Богом;
  • Теория внешнего вмешательства или же теория палеоконтакта. Научной она не считается.

Наскальная живопись в Валкамоники (Италия, ок. 10 000 до н. э.). По научным представлениям — ритуальное изображение богов или мифических существ. Сторонники же палеоконтакта видят здесь инопланетян, от которых, по их мнению, произошёл человек

Самая спорная и практически недоказуемая теория ― это теория внешнего вмешательства или же палеконтакта. Кратко её можно изложить так: человека создали инопланетяне.

При этом в простейшем виде эта теория говорит о том, что все люди ― потомки инопланетян, которые высадились на землю в доисторические времена.

Некоторая часть сторонников теории внешнего вмешательства говорит о том, что люди созданы инопланетными существами методом генной инженерии. При этом они развиваются на земле согласно заложенной в них внеземным разумом программе, что проявляется в идее эволюции.

Среди представителей этого течения можно назвать учёного Захарию Ситчина, который опубликовал статью под названием «Дело об инопланетных генах Адама», в которой утверждает, что древний человек создан путем генной инженерии.

Захария Ситчтин, американский писатель. Сторонник и популяризатор антинаучной теории о палеоконтактах и инопланетном происхождении человека. Опубликовал статью под названием «Дело об инопланетных генах Адама», в которой утверждает, что древний человек создан путем генной инженерии инопланетянами

Теория палеконтакта подвергается серьёзной критике. Дело в том, что научно она никак не подтверждается, так как достоверных фактов посещения земли внеземными существами в истории человечества не зафиксировано.

Все имеющиеся «свидетельства» представляют собой плод предвзятых интерпретации исторических фактов и произвольное толкование обнаруженных в разных частях света артефактов.

Что же касается идеи о создании человека сторонними существами и развитии его по созданной им программе, то она очень напоминает те идеи, которые выдвигает божественная теория, только здесь Бог заменён инопланетянами.

Гипотеза парадоксального происхождения человека — плод развития физики

Существует ещё одна теория, появившаяся относительно недавно, которая претендует на альтернативное объяснение процесса происхождения человека. Это гипотеза парадоксального происхождения человека. Её условно можно причислить к научным, хотя научными методами она пока что проверена быть не может.

Кип Стивен Торн. Астроном, физик. На его работы часто ссылаются сторонники гипотезы парадоксальной теории происхождения человека в качестве её подтверждения

Суть этой теории состоит в том, что планета Земля и вся Вселенная созданы как будто специально для того, чтобы в здесь жил человек. При этом её сторонниками приводятся ссылки на работы известных учёных, преимущественно физиков, в которых указывается на различные физические парадоксы.

Например, ссылаются на работы Стивена Хокинга и физика Кип Торна, говорящие о том, что человек может влиять на развитие вселенной как в прошлом, так и в будущем.

Таким образом, сторонники гипотезы парадоксального происхождения человека утверждают, что Вселенная, земля и сам человек созданы людьми и происходят они из будущего. То есть они — результат перемещения человека во времени с цель создания из будущего самого себя и удобных для своего существования условий жизни.

При этом механизм создания мира и человека в таком случае не раскрывается, так указывается на то, что такое «творение» продолжается каждую секунду.

Физик Стивен Хокинг. Учёный пытался найти доказательства невозможности путешествия во времени, но не смог сделать это. Сторонники гипотезы парадоксального происхождения указывают на этот факт, как на доказательство своей правоты

Богословы, изучая эту теорию, говорят о том, что она очень похожа на религиозную теорию происхождения человека. Дело в том, что она указывает на то, что имеется факт творения человека и мироздания.

При этом Бог здесь заменяется человеком будущего. Естественно, что верующими никогда она принята не может, учёные же, указывая на то, что даже два столетия — времена разные, говорят о том, что подтвердить её может только создание машины времени. На сегодняшний день эта идея антинаучна.

Эволюционная теория — главная альтернатива божественной теории происхождения человека

Наиболее популярной среди людей не верующих считается эволюционная или научная теория происхождения человека. Она говорит о его животном происхождения, что вызывает глубокое возмущение многих христиан. При этом для многих людей сущность данной теории состоит в утверждении, что человек произошёл от обезьяны.

Чарлз Роберт Дарвин. Основоположник эволюционного учения. Ему приписывается теория о происхождении человека от приматов (обезьяны)

Современная эволюционная теория происхождения человека считает своим фундаментом теорию Дарвина. Она предполагает, что человек произошёл от высших приматов. При этом у человека и обезьяны был один предок, но прямо от неё человек никогда не происходило.

Изменение же человеческой природы, по мнению эволюционистов, происходит постепенно под влиянием внешних факторов и естественного отбора. Эволюционисты оперируют разнообразным арсеналом доказательств: палеонтологических, археологических, биологических, генетических, культурных, психологических и т.д.

Стоит отметить, что идея происхождения человека из низших форм жизни не принадлежит Чарльзу Дарвину. Он указал только на эволюцию вида, но говоря о межвидовой эволюции.

Вывод о генезисе всех животных и человека из теории Дарвина сделал Томас Гексли, указав на сходство человеческой биологией с животной, особенно с биологией приматов.

Тома Генри Гексли, по прозвищу «Дарвиновский бульдог». Зоолог, активный дарвинист. Многие идеи, приписываемые Дарвину, сформулированный Гексли, в том числе и мысль и происхождении человека от обезьяны

Эволюционная теории или же концепция считается основополагающей в современной науке. Большинство представителей научного сообщества придерживаются её и не признают различные псевдонаучные теории, вроде «духа на энергии».

При этом теория о том, что человек произошел от высших приматов — человекоподобных существ путем постепенного видоизменения до сих пор не доказана. На это указывают, в том числе, и религиозные деятели, говоря о том, что не найдены все звенья эволюции человека от приматов до гоминидов.

Человека создал Бог — вот взгляд православного человека на теорию происхождения человечества

Для православного естественна религиозная теория происхождения человека. Суть её состоит в том, что человек сотворён Богом. При этом нельзя говорить о том, что человек произошёл от Бога, так как он Его творение.

Именно поэтому, размышляя над этим вопросом необходимо обращаться непосредственно к священному Писанию, в котором говорится:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою»

В Библии о создании человека говорится ещё раз:

«И был вечер, и было утро; день пятый…И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их…И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, весьма хорошо. И был вечер, и было утро; день шестой» Библия, писание Моисея, книга Бытие, гл. 1»

Здесь Священное Писание указывает на одну природу мужчины и женщины, ведь потом Господь создать Еву из ребра Адама. Таким образом, для верующего человека никаких загадок в вопросе происхождения человека нет, на это всегда указывали христианские пророки и святые.

При этом необходимо отметить, что единства в православном мире по вопросу отношения к научной теории происхождения человека нет.

Дело в том, что в православие существует два взгляда на толкование Священного Писания по вопросу о том, как природа человека создана Богом.

Одно из них подразумевает буквальное прочтение Библии и отвергает все попытки научного подхода к теме происхождения человека. Так, например, считал святой Иоанн Кронштадтский.

Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В своих рождественских выступлениях в 2007 году Патриарх сказал о том, что не видит ничего плохого в том, что школьники познакомятся с положениями эволюционной теории, но её сторонники не должны навязывать её другим

Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В своих рождественских выступлениях в 2007 году Патриарх сказал о том, что не видит ничего плохого в том, что школьники познакомятся с положениями эволюционной теории, но её сторонники не должны навязывать её другим

Второй взгляд подразумевает признание научных методов познания в вопросе происхождения человека при неизменности самого факта творения его Богом. Сторонником такого считается протоиерей Александр Мень. Высшее священноначалие РПЦ не поддерживает позицию сторонников буквального толкования Библии, так как она приводит к конфликту Церкви со школой и научным сообществом.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, выступая в 2007 году на XV Рождественских чтениях, отметил:

«Никакого вреда не будет школьнику, если он будет знать библейское учение о происхождении мира. А если кто хочет считать, что он произошёл от обезьяны, — пусть так считает, но не навязывает это другим».

Существует 4 постулата библейского учения о человеке

Библейская теория происхождения человека составляет основу библейского учения о человеке. Она содержит четыре постулата:

  • человек есть творение Божие;
  • по своей духовной природе человек есть творение, глубоко отличное от всех других земных тварей, несравненно совершеннее их и представляет собой образ и подобие Божие;
  • по телесной природе своей человек также является совершеннейшим творением Божиим, венцом всего земного творения;
  • и по телесной, и по духовно-нравственной своей природе человек сотворен в совершеннейшем виде, как чистейшая разумная нравственная личность.

Изгнание из Рая. Роспись притвора Трапезного храма Троице-Сергиевой Лавры. Божественная теория происхождения человека говорит о том, что человек сотворён безгрешным и бессмертным, но в результате грехопадения Адама человек утратил эти свойства

Это важнейшее знание о сути происхождения человека согласно взглядам Православной Церкви. При этом необходимо всегда помнить о том, что душа каждого человека, как и сам человек, по своей природе бессмертны. Вследствие грехопадения человек подвергся проклятию и смерти, от чего может быть спасен и избавлен через искупление.

Читайте также:  Бермудский треугольник с точки зрения ислама

Существует 4 постулата библейского учения о человеке.

От всех натуралистических учений о человеке Божественное откровение отличается тем, что через него:

  • разрешается неразрешимый для естественных познавательных сил человека вопрос о его происхождении;
  • разрешается другой неразрешимый для человека вопрос о происхождении зла и его ликвидации.

Преподобного Аввы Дорофея Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов. Репринтное издание 1900 года. В «Поучениях» Аввы Дорофея кратко изложено учение Православной Церкви о природе человека

Православное учение о человеческой природе наиболее сжато изложено в «Душеполезных поучениях» Аввы Дорофея. «Эта книга принята в Православной Церкви как азбука, основной учебник православной духовности; это первое духовное чтение, которое дают православному монаху, и оно остается его постоянным спутником в течение всей жизни, читаемое и перечитываемое.

Чрезвычайно важно, что православное учение о человеческой природе излагается на первой же странице этой книги, так как учение это является основанием всей православной духовной жизни» (Иеромонах Серафим (Роуз)).

Сотворение человека Богом не означает, что человек может самостоятельно обрести связь с ним

Некоторые верующие, знающие о том, что божественное происхождение человека это единственно правильное объяснение вопроса происхождения человечества, впадают в крайность. Она состоит в том, что утверждается возможность установления самостоятельной связи с Богом. В результате человек становиться на грань ереси.

Видеоролик: 963 Гц и 528 Гц Исцеление Ангельской музыкой: Частота Бога и Глубокий исцеляющий чудо-тон. В видеоролике содержится подборка «исцеляющей» музыки, якобы играющей на частоте «Бога». Такая практик4а находится на грани ереси, так как установить связь с творцом можно только путём молитвы исповеди покаяния, а не путём прослушивания какой-либо музыки.

Дело в том, что такие люди по средствам духовных практик пытаются как-то «выйти на связь» со своим Создателем. В ход идут такие понятия как: «частота Бога», «потенциал Бога в человеке» и т.д. Цель таких практик — раскрыть в человеке новые горизонты, развить его сверхчеловеческие качества.

Этот гибельный путь, который может привести человека, для которого существование своей души — «особый» знак «божественности», к духовной гибели. Дело в том, что человеческая природа извращена грехопадением первочеловека Адама.

Для того чтобы вернуть её первоначальную природу и восстановит связь с Богом необходимо покаяние и искупление. Путь к этому открыл нам Иисус Христос через страдания на Кресте, смерть и воскрешение.

Распятие. Страстной монастырь. Художник Парланд. Иисус Христос через страдания на Кресте, смерть и воскрешение открыл людям врата в Царство Небесное, которые Бог затворил после грехопадения Адама

Только путём покаяния и молитвы можно раскрыть в человеке его истинную сущность, которая в нём присутствует, но скрыта вследствие первородного греха. Православная Церковь указывает верующим путь, который предоставляет возможности по раскрытию в каждом сыне или дочери Адама и Евы заложенного Творцом огромного потенциала.

Об этом необходимо помнить всегда, что же касается людей, исповедующих научный взгляд на происхождение человека, то верующим необходимо их мягко переубеждать, не навязывая им своё мнение.

Происхождение человека с точки зрения православия

Библейская версия происхождения человека

Христианская пропаганда утверждает, что все люди якобы братья и все произошли якобы от Адама и Евы. Но христианская пропаганда – это одно, а христианские первоисточники – это нечто другое. Христианским каноническим первоисточником является Библия. Давайте внимательно посмотрим на версию происхождения человека, которая даётся в Библии, как в первоисточнике.

В первой книге Библии (Бытие) в первой главе описываются деяния некоторого существа, которого называют Богом. Просто Богом вообще без всяких дополнительных прилагательных. То есть это Всевышний (в еврейском варианте Торы его называют Всесильным). Этот Бог (Всевышний) много что сотворил, а потом решил сотворить человека по образу и подобию своему: «И сотворил Бог человека по образу своему, мужчину и женщину сотворил. И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь … и владычествуйте над рыбами, над зверями, над птицами, над всяким животным …» (Бытие 1:27-28).

Здесь важно отметить 3 момента.

Первое: Всевышний создал человека по образу своему.

Второе: Всевышний создал сразу одновременно и мужчину и женщину. И он создал их разнополыми, то есть сексуальными. И это естественное их состояние изначально по созданию.

Третье: Всевышний сразу призвал их: «Плодитесь и размножайтесь!». Плодиться и размножаться мужчина и женщина могли естественно только половым сексуальным путём, потому, что их так создал Бог. Это была естественная форма размножения. Ни о каких там непорочных зачатиях, от святого духа речи не велось. Такое не предусматривалось Богом в естественных формах жизни. Никаких сексуальных ограничений (не ешьте яблоко с древа познания и т.д.) Бог также не делал. Ни о какой греховности якобы сексуальных отношений между мужчиной и женщиной Бог также речей не вёл. Сексуальные отношения не считались грехом со стороны Всевышнего.

Так и жили и размножались первые люди. Так было в языческие времена до иудохристианства.

Потом во второй главе книги Бытие появляется новое существо, которое называется Господь бог. Это уже не Всевышний, это некий конкретный бог, с конкретным именем: Господь. В последующих главах Библии будет указано, что Господь бог – это бог евреев. Только евреев, а не всех людей, это важно отметить.

Так вот этот Господь бог создаёт нового человека из пыли и грязи: «И создал Господь бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни и стал человек душою живою» (Бытие 2:7). Потом Господь запретил человеку (Адаму) есть плоды с дерева познания добра и зла: «От дерева познания добра и зла не ешь, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» (Бытие 2;17). То есть этот Господь хотел держать Адама в глупости, в непонимании того, что есть добро, что зло. Он хотел использовать Адама только как раба божьего, как всего лишь сторожа в райском саду. Вот такие планы были у Господа бога.

Потом Господь решил всё-таки сделать Адаму жену: «И навёл Господь бог на человека крепкий сон и, когда он уснул, взял одно из рёбр его и закрыл то место плотию. И создал Господь бог из ребра, взятого у человека, жену …» (Бытие 2: 21-22).

Здесь важно отметить 4 момента.

Первое. Господь бог, в отличие от Всевышнего, не создал человека по образу и подобию своему, а создал его из праха земного.

Второе. Господь бог, в отличие от Всевышнего, создал первоначально только одного мужчину. Женщину не создавал. Женщину создал позже из ребра мужчины. Женщина получилась как бы вторичной по отношению к мужчине. Не равноценным существом, а чем-то сделанным из мужского ребра. Это важное обстоятельство позволяет унизить женское начало в иудохристианском обществе. Если в языческие времена женских Богинь было не меньше мужских Богов, то в иудохристианстве о женских богинях речи не ведётся вообще. Святая троица – это всё мужчины: Бог отец, Бог сын, Бог дух святой. А где женское начало? Его нет вообще. Папа Римский есть, Мамы Римской нет. Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова …. А где женщины? А они не нужны. Вот такие порядки в иудохристианстве.

Третье. Господь бог, в отличие от Всевышнего, не только не призывал «плодиться и размножаться» Адама и Еву, а строго настрого им это запретил. Запретил им есть яблоко с древа познания и вообще разбираться в том, что есть добро, что зло, под угрозой смерти. Мудрый змей рассказал Еве, что Господь бог их нагло обманывает и что они не умрут. Ева съела яблоко, потом это сделал и Адам и никто из них не умер. Они познали свою сексуальность, стали жить нормальной естественной жизнью и родили двух сыновей: Каина и Авеля. Это естественное поведение людей со стороны Господа бога уже считалось грехом. Естественное сексуальное зачатие стало считаться порочным, а непорочным стало считаться «от святаго духа» или ещё какое-то, главное, чтобы было неестественным. Белое стало считаться чёрным, чёрное — белым. Хорошее стало считаться плохим, плохое — хорошим. Вот такие порядки установил Господь бог (бог евреев).

Четвёртое. Господь бог оказался существом лживым. Обманывал и Адама и Еву. Говорил Адаму, что он, вкусив яблоко с древа познания, умрёт в тот же день, а Адам после этого вкушения прожил 930 лет. А лгать и обманывать – занятие плохое и недостойное.

Далее. Адам и Ева родили двух сыновей – Каина и Авеля, никаких дочерей у них не было. Потом Каин убил Авеля, на земле осталось якобы всего 3 человека (Адам, Ева и Каин), и бог сослал Каина «в землю Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха» (Бытие 4:16, 17).

Откуда же жена у Каина появилась? Отсюда очевидно, что до Адама и Евы на Земле жили какие-то другие люди. Это как раз те люди, которых создал Всевышний (по образу и подобию своему) и которые жили естественной жизнью.

Какие отсюда следуют выводы? Во-первых, не все люди братья. Не все люди произошли от Адама и Евы. От Адама и Евы произошли евреи, но не русские, белорусы, украинцы, татары, грузины, киргизы, казахи, таджики, литовцы, китайцы, японцы, индийцы, турки и сотни других народов.

Другие народы произошли от других первопредков. С точки зрения генетики и расовой теории имеется как минимум 4 разных источников происхождения людей разных перворас: белой расы, чёрной расы, красной расы, жёлтой расы (жёлтых рас может быть и несколько).

Вот какова картина происхождения людей по Библии, если внимательно прочитать хотя бы её первые 3 страницы, да ещё к тому же немного порассуждать. К сожалению, подавляющая масса людей первоисточники не читают, довольствуются пропагандой. А теперь эту пропаганду сравните с первоисточником. Есть разница?

Происхождение человеческого тела: Учение Отцов и современных апологетов

Священник Даниил Сысоев
кандидат Богословия

В богословской науке последние полтора века наблюдается факт удручающего разрыва между дисциплинами, что особенно проявляется в конфликте между апологетикой и догматикой. Один и тот же вопрос рассматривается представителями этих предметов с диаметрально противоположных точек зрения и при этом делается вид, что все идет, как надо. Корень этого конфликта коренится в том, что догматика Православной Церкви традиционно следует учению Отцов, а апологетика в последние десятилетия придерживается аверроистской концепции «двойной истины», предполагающей возможность коррекции Божественного Откровения (или, как часто смягчают эту посылку, изменения Его понимания [1] ) в угоду данным «современной науки». Особенно явно этот конфликт проявляет себя при рассмотрении темы, вынесенной в заглавие.

Острота этого вопроса связана с огромным влиянием теорий происхождения человека от животного предка на систему мировоззрения современного человека даже вне зависимости от его принадлежности к западной цивилизации. Этот миф играет ключевую роль в основных современных антихристианских идеологиях (таких как материализм, пантеизм, оккультизм, синкретизм, прогрессизм и т.д.) и естественно, что он вызывает к себе пристальное внимание апологетов. Но, к сожалению, последние не удосужились провести границу между «научной картиной мира» и фактами науки, и потому решили, что надо «защищать религию от науки и науку от религии» [2] .

Итак, посмотрим, как понимают апологеты христианства последних полутора веков происхождение человека. По их мнению «нет ничего антирелигиозного в гипотезах происхождения человека от обезьяноподобного существа; для христианина подтверждение этих гипотез лишь раскрывает то, как создавался человек в биологическом процессе своего становления. Главное для Библии не в этом, а в том, что: человек, бывший до этого «перстью земной», животным, хотя и совершеннейшим и разумнейшим из всех животных, приобрел Духа Святого и через это — способность реального общения с Божеством и возможность бессмертия» (прот. Глеб Каледа) [3] . Заметим, что приведенные размышления почтенного протоиерея принятые буквально приводят к мнению о материальном происхождении не только тела, но и души. Более того, ряд сторонников гибридизации богословия и научной мифологии убеждены, что «мысль о родственниках в зоопарке» оскорбляет человека. Но верующему человеку стоит помнить, что гордыня — грех. Так что спорить и тут нечего» [4] . Если же им все же приходится описывать происхождение человеческой плоти, они просто воспроизводят схемы из учебников биологии добавляя при этом, что процесс эволюции якобы руководился Богом. Проявлялось же это вмешательство в виде мутаций, «случайностей» [5] . Таким образом для сторонников примирения науки и религии Гоподь проявляет Себя через то, что обычно считается знаком распада, гибели, уродства! По мнению этих богословов Адам по своему телу ничем не отличался от обезьяны (Каломирос). Следовательно он так же был подвержен болезням и страстям, и если не впадал в них, то только благодаря действию «удерживающей узды благодати» (выражение Фомы Аквинского и Тридентского собора).

Читайте также:  После операции на зрение какие ограничения

Мы видим, что апологеты встали на позицию безусловной капитуляции перед «научной картиной мира» и все остальное считают мракобесием.

Более того, они утверждают, будто святые Отцы были дарвинистами до Дарвина. Для обоснования этой позиции они буквально насилуют их творения. По справедливому замечанию Ярослава Козлова, «есть несколько высказываний, кочующих из одной телеологистской статьи в другую. Выражения эти до того, как попали к эволюционистам, принадлежали перу святых отцов, теперь же от авторов остались только имена. Таков метод модернистов, им не нравятся мысли святых, но нравится их авторитет. Таким образом, если в сочинениях святого есть какое-либо предложение, которому, вырвав его из контекста, можно придать эволюционный пафос, телеологисты это делают. Очень удачным считается найти фразу, в которой были бы слова «мир», «творение», «природа», «вселенная», «закон», «период», «устроение» и т.п. Предложения, в которых сосуществуют слова «человек» и «животное» сами по себе уже считаются доказательствами эволюционных воззрений их автора [6] . Если же искать у святого такие высказывания недосуг, приходится их выдумывать. Именно так, например, поступили с преп. Серафимом Саровским» [7] . [8] Известное выражение о том, что Адам был подобен животному искажает подлинные слова преподобного, который на самом деле учил о том, что первый человек был создан из персти земной живым существом.

Но теперь надо изложить истинную точку зрения на данную вопрос Древней Церкви. В силу того, что «святые Отцы Шестодневное творение [9] , свидетельство о Боговоплощении и Крестных страстях, а также, пожалуй, пророчества Апокалипсиса и примыкающие к ним эсхатологические тексты выделяли в особую группу, к которой не дозволялось применять аллегорический метод толкования» [10] , они понимали творение человеческого тела как чудесное творение из обычной земной пыли («праха»). При этом, конечно же, отвергались все антропоморфистские представления о «Руках Бога» и длительной работе по оформлению сопротивляющейся материи, свойственные языческим мифологическим системам. Более того, любые попытки понимания «праха земного» как чего-то иного (а такие попытки были в гностической системе Валентина) опровергались ссылкой на исцеление слепорожденного, у которого глаз был вылеплен из реальной земли (Ин. 9,6) подобно тому как все тело было сформировано из нее же в начале. Этот аргумент впервые был использован св. Иринеем Лионским [11] , а затем употреблялся неоднократно вплоть до свят. Фотия [12] . С буквальным пониманием творения из земли связана и православная танатология («прах ты, и в прах возвратишься»), и учение о воскресении мертвых в котором суть благовестия [13] .

Отцы подчеркивали уникальность создания Адама из праха и Евы из ребра (также понимаемого как реальная кость, а не просто «грань») по сравнению с обычным рождением и находили в этом аналогию с ипостасными свойствами лиц Святой Троицы. Они также указывали сходство в чудесном сотворении Адама из необработанной земли с девственным рождением Сына Божия. Таким образом буквальное понимание первых глав книги Бытия для сознания Церкви связано и триадологией, и христологией.

Отцы подчеркивали, что сам акт творения не имел временной длительности и тело было одушевлено Божественным вдуновением в тот же момент, в который было сотворено. И одновременно с сотворением души человек стал причастным божественной благодати. Начиная с подробного опровержения теории предсуществования человеческого тела его душе предложенного св. Григорием Нисским (см. Об устроении человека. XXVII-XXIX), утверждение о том, что и тело и душа возникли одновременно не сходит со святоотеческих страниц [14] вплоть до тех пор, как оно не было догматизированно V Вселенским Собором, принявшим послание св. Юстиниана к патриарху Мине [15] .

Само человеческое тело первозданного, по учению Отцов, качественно отличалось от современного. Оно было более тонким, бесстрастным, не способным испытывать боль, не нуждающееся во сне и в пище, не извергающее из себя ничего [16] . По словам преп. Серафима, Адама ни вода не могла потопить, ни огонь сжечь, ни земля пожрать, ни воздух повредить и обладал он величайшей мудростью [17] . Человеческая природа была устроена иерархично, и тело находилось полностью под контролем души, которая в свою очередь подчинялась Богу. Плоть Адама была окутана одеждой нетварных энергий Святого Духа и потому он был наг и не стыдился (Быт.2, 25). Но при этом указывалось, что состояние это не было еще совершенным (св. Симеон Новый Богослов. Слово 45).

А нынешнее состояние нашего тела — результат страшной катастрофы грехопадения и наложение кожаных риз на осужденного человека. В результате проклятия Божия человек стал подобным животному по своему телу, а его душа попала в плен к плотским страстям. Таким образом нынешнее состояние человека вполне противоестественно.

Как мы видим, понимание происхождение человеческого тела современными апологетами совершенно несовместимо с патристической традицией. (Кстати, касается это утверждение не только Древних, но и новых святых [18] ).

Ведь для сторонников синтеза науки и религии человек имеет два источника своего бытия (эволюция и Бог), а для Отцов — Один Господь.

Для первых человеческое тело чуждо Божьего образа и потому радикально противоположно (если не враждебно по природе) душе [19] , а для Отцов характерно подчеркивание внутреннего единства человеческой природы, не смотря на существующую разницу между нематериальной душой и плотью, так что Халкидонский догмат утверждает двух-, а не трехприродность Господа Иисуса Христа. Некоторые Отцы (такие как свв. Ириней Лионский, Григорий Палама, Мелитон Сардийский, Иоанн Дамаскин) утверждают, что и тело не непричастно образу Создателя.

Для апологетов космос античеловечен, он не замечает людей, в нем живущих, его «благие законы» способны погубить несчастного человека, сохраняемого лишь «атмосферой благодати» [20] . Для Отцов — вселенная существует для человека. Он создан последним, ибо ему надлежало войти в этот мир как в приготовленный дворец.

Для апологетов человеческое тело у первозданного ничем принципиально не отличается от современного, а Отцы говорят о страшной порче грехопадения, извратившей всю нашу как духовно-телесную природу.

Для апологетов смерть для нашего тела — просто возвращение к дочеловеческим реальностям, а для Отцов — это последний враг, катастрофа в эпицентре которой был сам человек и уже от него эта болезнь распространилась на все остальное творение. До грехопадения не было никакой смерти и именно поэтому страдания Второго Адама могут изгнать из Вселенной то, что было впущено в нее Адамом Первым.

Для апологетов «прах» — обезьяноподобное существо, а для Отцов — та земля, в которую снова возвращается каждый, чтобы из нее быть восстановленным в Последний День.

Для апологетов сам первый человек часто не более чем фикция, или мифический всечеловек, или неизвестно когда и где жившее существо или группа существ периода палеолита. Для Отцов Адам — это конкретная личность, жившая 7000 лет назад от которой до Господа Иисуса Христа прошло ровно 77 поколений.

И нам предстоит совершить выбор между двумя несовместимыми учениями. Для православных христиан он не составит труда, ибо они помнят девятнадцатое правило VI Вселенского Собора, которым предписывается толковать Библию «не инако, разве как изложили Светила и Учители Церкви в своих писаниях» [21] . Но для объективности мы сравним эти точки зрения с позиции здравого смысла.

Итак сперва посмотрим, какие основания у обоих взглядов. Взгляд апологетов основан на обычно не афишируемой посылке о непогрешимости современных научных представлений, построенных на атеистических предпосылках. Причем авторитет последних для них гораздо выше, чем Божественное Откровение. Но при этом и Библию они полностью отбрасывать не хотят. Естественно, что при этом не существует согласованной позиции по вопросам согласования двух несовместимых мировоззрений и возникает великое множество попыток примирения. По верному замечанию Й. Тэйлора, «каждая из них смешивает более или менее науку с более или менее Писанием и дает более или менее абсурдный результат» [22] . Не удивительно, что столь неустойчивая конструкция не привлекает ни безбожных ученых [23] (для которых апологеты вроде бы стараются), ни истинных православных — святых, отвергающих попытки «тайком сплетать свои верования, в которых думает совместить и спиритизм, и геологические бредни с Божественным Откровением» (св. Феофан Затворник) [24] . Убедить в том, что между научной мифологией и христианством нет противоречий можно только тех кто или совершенно не знает ни того, ни другого, или того, кто желает быть обманутым.

Учение же святых Отцов основано не на убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией (1 Кор. 2,5-6). Отцы прекрасно знали, что светская ученость не может открыть ничего верного о Боге (св. Григорий Палама). И знание это основано не на «мракобесии» и «ненависти тьмы к свету» (как объясняют это науковеры), а на трезвой оценке границ и возможностей научного знания. Церковь во-первых знает, что обычное человеческое ведение находится в пределах природы и не способно познать то, что выше природы, а вера касается того, что выше природы. Совершенно очевидно, что, как нельзя вытащить самому себя из болота, так невозможно естественному разуму узнать то, как возникла сама природа. Из закона не выведешь процесс его появления. Так что космогония просто по определению не может находиться в сфере деятельности науки. И если она за это берется, то мы имеем дело не с ней, а с прикрывающейся ей мифологией.

Во-вторых, Отцы прекрасно знали о том, что человеческий разум поврежден грехом и потому непрерывно меняется, ему свойственно заблуждаться и потому он не способен достичь полной истины даже в познании видимого мира. Часто «последнее слово науки» устаревает еще до своей публикации. Не нелепо ли требовать от нас пересмотра своей веры каждый раз после новых «открытий»? [25] Поэтому мы, по словам свят. Василия Великого, «предоставив им низлагать друг друга, сами же, не касаясь рассуждений о сущности, и поверив Моисею: прославим наилучшего Художника» [26] .

Это тем более важно, что если наука принципиально не способна дать адекватную оценку прошлого (ведь для восстановления прошедших событий неприменим экспериментальный метод) при отсутствии свидетелей, то Откровение само является таким свидетельством, исходящим от Творца, и дает возможность любому человеку «воспроизвести этот опыт». Для этого существует иной, сверхрациональный способ познания, именуемый созерцанием. А по словам преп. Григория Синаита (Главы о заповедях, догматах и пр. гл. 130) и преп. Исаака Сирина (Слово 21), душа, очистившаяся от страстей бывает восхищаема до видения «составления видимых вещей». Но этот способ познания, — совершенный, безошибочный, истинный, — доступен лишь тем, кто хранит Предание Бога, неразбавленное мутными измышлениями философии по человеку, а не по Христу (Кол. 2, 8), через Которого только и возможно пройти мимо пламенного меча и вкусить плод Древа Жизни, с которого не вкусил Адам.

Источники:
  • http://www.chuchotezvous.ru/human-evolution/1572.html
  • http://hranitel.club/691-bozhestvennoe-proishozhdenie-cheloveka
  • http://www.zrd.spb.ru/letter/2009/letter_20_2009.htm
  • http://www.creatio.orthodoxy.ru/articles/human_body.html