Меню Рубрики

Понятие человек с точки зрения психологии

Что такое личность, индивид и субъект деятельности? В чем их различия?

Понятие личности, индивидуальности и индивида взаимосвязаны, но каждое имеет свою специфику. Третий термин включает в себя несколько определений. С одной стороны, он рассматривается как конкретное природное существо, имеющее родовую принадлежность, как биологический представитель вида Homo sapiens. С другой стороны, индивид может пониматься как социальное, применяющее орудия труда, как единичный образец человеческой общности. Человек обладает рядом индивидных особенностей: возрастными и конституциональными особенностями, половым диморфизмом, нейродинамическими свойствами головного мозга, функциональной мозговой асимметрией, органическими потребностями и психофизиологическими функциями. Интеграция индивидных качеств человека обуславливает задатки субъекта и его темперамент.

Что такое самоопределение личности и индивидуальность?

Человек с точки зрения психологии

Вернуться на главную страницу

Сущность человека с точки зрения психологии и философии

Сущность человека кажется всем самоочевидной, и очень часто об этом даже не задумываются. Но на самом деле это та проблема, которая до сих пор для многих остается загадкой. Существует разные взгляды на эту проблему: начиная с того, что нет какой-то определенной сущности, или что она-то есть, но ее невозможно познать, до того, что она познаваема и предлагаются разные концепции сущности человека. Особенно распространено мнение, что сущность человека связана с его личностью, а та, в свою очередь — с психикой, и познав психику, можно познать сущность человека. Но может ли наука психология, предметом которой является исследование психики, дать понимание сущности человека?

Современные психологи имеют полное право отрицательно относится к термину «душа», поскольку много веков считалось, что душа дается богом, и иного способа познать человека, как через познание бога, нет. Психические заболевания назывались душевными болезнями, а лечили их только в соответствующих учреждениях (и сейчас в городах старые психиатрические лечебницы располагаются рядом с церковью или монастырем). Конечно, это ни на шаг не продвигало человечество к пониманию действительной сущности человека, к пониманию личности.

Учение о душе освободилось от религиозных пут, и стало трактоваться как теория личности. Это было, без сомнения, прогрессивным шагом. Но прямо противоположный подход также не дает понимания сущности человека. Если искать сущность человека в его организме, в работе головного мозга, то этот путь тоже окажется тупиковым. И тем не менее, многие современные психологи ищут сущность человека в особенностях нейрофизиологической структуры организма. В русле такого подхода мышление понимается как продукт работы головного мозга, а загадка личности кроется в особенностях структуры головного мозга. К сожалению, обывательская аналогия мышления с процессами обработки информации в компьютере берут на вооружение и ученые (отсюда и попытки построить искусственный интеллект, заменив нейроны системой электронных логических элементов).

И Ильенков, и Дубровский стояли на материалистических позициях. Различие было в том, что у Дубровского — это позиция механистического (метафизического) материализма, а у Ильенкова — позиция диалектического материализма.

Но что такое человеческий индивид, и откуда он взялся? Если проследить историю человечества, то представление о человеке как об индивиде возникло довольно поздно — в XVII — XVIII веке, в эпоху зарождения капиталистического строя. Связано это, прежде всего, с экономическими условиями производства — единицей производства стал индивидуальный (частный) производитель. До этого речь о человечестве шла как о племени, роде, сословиях, классах, но не индивидах. Соответственно, сознание человека формировалось не как индивидуальное, а как общественное. Сам человек и его отношение к миру появляется в акте коллективной деятельности: человек появляется в процессе преобразования им окружающей действительности с помощью орудий труда, когда между ним и природой встает посредник — предмет труда. Здесь же возникает и отношение к другому человеку: посредством того, что человек по-человечески относится к предмету, сделанному другим человеком, он по-человечески относится и к самому другому человеку. Ильенков писал по этому поводу, что «и человеческая индивидуальность существует лишь там, где одно органическое тело человека находится в особом — социальном — отношении к самому себе, опосредствованном через отношение к другому такому же телу с помощью искусственно созданного «органа», «внешней вещи» — с помощью орудия общения. Только внутри такой состоящей из «трех тел» системы и оказывается возможным проявление уникальной и загадочной способности человека «относиться к самому себе как к некоему другому», то есть возникновение личности, специфически человеческой индивидуальности» [2]. Сущность человека нужно искать в его отношении к миру, которое отлично даже от самых ближайших его сородичей по биологическому виду. Поскольку это отношение отличается тем, что человек не приспосабливается к природным условиям, а наоборот, природные условия приспосабливает к своим потребностям, то его сущность нужно искать в способе приспособления, — а это производство. Производство же, хоть оно и осуществляется через деятельность конкретных людей, тем не менее, не может быть сведено к этому. Оно всегда носит общественный характер.

Изменились социальные условия — изменилась и культура, тип личности, сознание, мышление. Изменилась и психика. То, что психика, как и способности, и сознание, и мышление не являются врожденными, а человек приобретает их в процессе общественной жизни, это научный факт. Неоднократно ученым попадались «маугли» — люди, которые выросли в окружении зверей. Оказывалось, что такие люди вовсе не являются людьми. Отсутствовало все: начиная от прямохождения и речи, заканчивая присущими человеку психическими процессами. Что это означает? То, что принадлежность к соответственному биологическому виду совсем не делает человека человеком. Человек вышел из животного мира, но не биологические мутации сделали его человеком, а труд. Выражение «труд превратил обезьяну в человека» не может устареть только потому, что оно утвердилось очень давно и сейчас подвержено дискредитации со стороны всяких новомодных учений. Но, если не разбирать вопрос по сути, ограничиваясь запоминанием лишь фразы, то мы получим банальную схему.

Секрет личности кроется не внутри тела человека, а снаружи — в обществе, в «неорганическом теле человека». Силу личности составляет сила общества, которую усвоил индивид. Попытки искать сущность человека в нейрофизиологических процессах ни к чему не приводят и по сей день. Если раньше сторонники этого подхода говорили, что не хватает вычислительных мощностей, чтобы смоделировать сознание и мышление, то теперь, когда техника значительно развилась, и удается совместив работу мозга с электроникой, «измерить» состояние каждого нейрона мозга (пока только мозга животного), то ожидаемых результатов все равно не получают. Потому, что ищут не там. С другой стороны, простое сравнение превосходства личности человека, который получил всестороннее универсальное образование, над личностью, с узкоспециализированным образованием, почему-то не убеждает сторонников биологического и биосоциального подхода. А какая личность может быть в современном обществе у человека без образования?

Что такое «человек» ? С разных точек зрения.

(Фил) Человек — это единство материального и духовного (нематериального). Материальное — это организм человека. Духовное — это сознание человека.

(закон) Человек это субъект который имеет права и обязанности

(психол) Человек с точки зрения психологии представляет собой индивидуальную личность, то есть, набор определенных психологических черт (темперамент, характер и т. п.)

(Религ) Религиозная точка зрения рассматривает людей как часть общей божественной схемы и судит об их поведении по тому, как оно вписывается в такую схему. Только религия поднимает человека над животным.

(Моральн) Общепринятая форма поведения человека в обществе и отношений между людьми вообще.

Человек – внеусловное существо, безусловное существо, условное существо.

Человек – это сообщающиеся между собой сосуды тела, души и разума.

Человек – это информационная матрица, состоящая из двух основных файлов – файл «безусловность» и файл «условность». Оба файла ограничены определенным количеством операций, т. е. объемом памяти и количеством функций. Пусть безусловная часть будет беспристрастным наблюдателем, а условная – тем, за кем наблюдают. Значит, файл «безусловность» представляет собой непроизвольную способность к запоминанию, а файл «условность» представляет собой способность к действию, контролирующуюся способностью к запоминанию, потому как любое действие, характер этого действия, провоцируется неким информационным опытом, присутствующим в структуре человека.

1.Сущность человека с точки зрения психологии и философии

Сущность человека — философское понятие, обозначающее сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям. Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой.

Сущность человека кажется всем самоочевидной, и очень часто об этом даже не задумываются. Но на самом деле это та проблема, которая до сих пор для многих остается загадкой. Существует разные взгляды на эту проблему: начиная с того, что нет какой-то определенной сущности, или что она-то есть, но ее невозможно познать, до того, что она познаваема и предлагаются разные концепции сущности человека. Особенно распространено мнение, что сущность человека связана с его личностью, а та, в свою очередь — с психикой, и познав психику, можно познать сущность человека. Но может ли наука психология, предметом которой является исследование психики, дать понимание сущности человека?

Современные психологи имеют полное право отрицательно относится к термину «душа», поскольку много веков считалось, что душа дается богом, и иного способа познать человека, как через познание бога, нет. Психические заболевания назывались душевными болезнями, а лечили их только в соответствующих учреждениях (и сейчас в городах старые психиатрические лечебницы располагаются рядом с церковью или монастырем). Конечно, это ни на шаг не продвигало человечество к пониманию действительной сущности человека, к пониманию личности.

Учение о душе освободилось от религиозных пут, и стало трактоваться как теория личности. Это было, без сомнения, прогрессивным шагом. Но прямо противоположный подход также не дает понимания сущности человека. Если искать сущность человека в его организме, в работе головного мозга, то этот путь тоже окажется тупиковым. И тем не менее, многие современные психологи ищут сущность человека в особенностях нейрофизиологической структуры организма. В русле такого подхода мышление понимается как продукт работы головного мозга, а загадка личности кроется в особенностях структуры головного мозга. К сожалению, обывательская аналогия мышления с процессами обработки информации в компьютере берут на вооружение и ученые (отсюда и попытки построить искусственный интеллект, заменив нейроны системой электронных логических элементов).

Такая традиция была так же очень широко распространена у нас. Конечно, отечественные психологи имели более тонкий подход к вопросу о отношении особенностей психики к особенностям структуры нервной системы, чем кибернетики, однако часто считали, что первое зависит от второго. В 60-х годах на страницах журнала «Вопросы философии» произошел известный спор между философом Э.В. Ильенковым и психологом Д.И. Дубровским (см. Психика и мозг (Ответ Д.И. Дубровскому) «Вопросы философии», 11 (1968), с. 145-155)

Суть спора — вопрос о том, что является определяющим в личности — биологическое или социальное. Дубровский стоял на позиции, что определяющими являются особенности структуры головного мозга, хотя формируются способности и мышление посредством деятельности субъекта в социальной среде. Позиция Ильенкова была противоположна и состояла в том, что хотя мозг и является органом, с помощью которого мыслит человек, но его структура нисколько не определяют ни способности, ни мышление (естественно, речь идет о медицински здоровом мозге). Т. е. мозг обычного человека не отличается от мозга гения, и различия нужно искать не внутри тела человека, а исключительно в общественных условиях развития каждого конкретного человека.

Читайте также:  Реклама с точки зрения бизнеса это

И Ильенков, и Дубровский стояли на материалистических позициях. Различие было в том, что у Дубровского — это позиция механистического (метафизического) материализма, а у Ильенкова — позиция диалектического материализма.

Но что такое человеческий индивид, и откуда он взялся? Если проследить историю человечества, то представление о человеке как об индивиде возникло довольно поздно — в XVII-XVIII веке, в эпоху зарождения капиталистического строя. Связано это, прежде всего, с экономическими условиями производства — единицей производства стал индивидуальный (частный) производитель. До этого речь о человечестве шла как о племени, роде, сословиях, классах, но не индивидах. Соответственно, сознание человека формировалось не как индивидуальное, а как общественное. Сам человек и его отношение к миру появляется в акте коллективной деятельности: человек появляется в процессе преобразования им окружающей действительности с помощью орудий труда, когда между ним и природой встает посредник — предмет труда. Здесь же возникает и отношение к другому человеку: посредством того, что человек по-человечески относится к предмету, сделанному другим человеком, он по-человечески относится и к самому другому человеку. Ильенков писал по этому поводу, что «и человеческая индивидуальность существует лишь там, где одно органическое тело человека находится в особом — социальном — отношении к самому себе, опосредствованном через отношение к другому такому же телу с помощью искусственно созданного «органа», «внешней вещи» — с помощью орудия общения. Только внутри такой состоящей из «трех тел» системы и оказывается возможным проявление уникальной и загадочной способности человека «относиться к самому себе как к некоему другому», то есть возникновение личности, специфически человеческой индивидуальности» (Э. В. Ильенков. Философия и культура. М. 1991 с. 396)

Сущность человека нужно искать в его отношении к миру, которое отлично даже от самых ближайших его сородичей по биологическому виду. Поскольку это отношение отличается тем, что человек не приспосабливается к природным условиям, а наоборот, природные условия приспосабливает к своим потребностям, то его сущность нужно искать в способе приспособления, — а это производство. Производство же, хоть оно и осуществляется через деятельность конкретных людей, тем не менее, не может быть сведено к этому. Оно всегда носит общественный характер.

Сущность человека — понятие историческое, она изменяется с каждой эпохой, так как изменяется способ производства. Еще в 1844 г., говоря о науке, которая в то время еще не была создана- о будущей материалистической психологии, К. Маркс писал, что именно «история промышленности и сложившееся предметное бытие промышленности являются раскрытой книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед нами человеческой психологией» и что «такая психология, для которой эта книга, т. е. как раз чувственно наиболее осязательная, наиболее доступная часть истории, закрыта, не может стать действительно содержательной и реальной наукой» (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 42, с. 265)

Такой подход разрушает все основания для представлений о биосоциальной сущности человека. С точки зрения биологии организм современного человека не отличается от организма древнего грека или финикийца, но что касается сознания и мышления — то отличия кардинальные. Изменились не только способ удовлетворения потребностей человека, но и сами потребности. Например, даже если взять сугубо физиологическую потребность в пище, то она давно окультурилась — современный человек не только не захочет есть так, как это делал первобытный человек, но и не сможет есть ту еду, которую ели тогда. Что уж говорить о потребности чистить зубы, бриться или ежедневно мыться?

В Советском Союзе деятельный подход в психологии получил широкое распространение, развиваемое школой Выготского. С другой стороны развивалась философия диалектического материализма, позволяющая научно решать многие вопросы неподвластные как идеализму, так и метафизическому материализму. Особенно, это касалось сущности человека. Любая теория требует экспериментального подтверждения. В советской психологии был поставлен абсолютно всеобъемлющий эксперимент по становлению человеческой психики, мышления, способностей — по становлению личности. Для чистоты эксперимента были взяты слепоглухонемые дети. При рано наступившей слепоглухоте такие дети очень быстро деградируют и атрофируются все те намеки на человеческую психику, которые едва успели возникнуть до этой беды. Ребенок становится подобным некоему человекообразному растению, чем-то вроде фикуса, который живет лишь до тех пор, пока его не забыли полить. И все это при нормальном (с биологической точки зрения) мозге. Мозг продолжает развиваться по программам, закодированным в генах, в молекулах ДНК. Однако в нем не возникает ни одной нейродинамической связи, обеспечивающей психическую деятельность. Под руководством замечательных ученых И. А. Соколянского и А. И. Мещерякова была проведена колоссальная работа, в ходе которой слепоглухонемых детей воспитывали по методике, основанной на диалектико-материалистическом понимании личности. В результате все дети, участвующие в эксперименте, стали полноценными людьми, у которых появилась не только психика и сознание, но и способность говорить, читать, писать, а четверо закончили университет и занимаются наукой [4]. Эти люди живы и сейчас, и каждый желающий без особых трудностей может убедиться в «чуде».

Философия подходит к сущности человека через его деятельностное отношение к миру, через его деятельность, и следовательно, мышление. Этот подход может дать намного больше, чем «препарирование» индивида вида «homo sapiens», даже со ссылкой на его связи с окружающей средой, потому что связь здесь рассматривается как нечто данное и неизменное. На самом деле самый важный момент здесь — это диалектический характер этой связи. В этом характере связи и кроется разгадка сущности человека, его личности, мышления, психики и индивидуальности. И эта связь выражается в форме исторически-развивающегося общественного производства. Как говорил Маркс, сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Психология для дальнейшего своего развития должна переходить от старой, метафизической методологии к новой — диалектической. Только в этом случае возможна действительно материалистическая психология, наука о закономерностях развития личности, способная постигнуть настоящую сущность человека.

Похожие главы из других работ:

2.1 Будущее человека и человечества с точки зрения известных философов

Интерес к исследованиям, посвященным будущему, постоянно растет. Практически каждый философ имеет свой взгляд на будущее. Остановимся на положениях некоторых мыслителей. Николай Федорович Федоров.

3.1 Основные точки зрения на революцию в математике

Когда заходит речь о характере изменений, происходящих в развитии математического познания, в первую очередь обращают внимание не на качественные, а на количественные — постепенные, медленные — изменения.

1.1 Понятие и сущность нормы с точки зрения философии

Что же есть «норма»? Тем более, что многие люди с подачи уважаемых медиков совершенно искренне считают депрессии, а тем более суицид, выражением психического, органического заболевания. «Норма» — самоконтроль, уравновешанность.

Сознание выступает термином, трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, ощущения, восприятия, настроения, воображение и самоСознание.

Природа человека — спорный философский вопрос, однако, чаще всего, природу происхождения философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, которое обладает членораздельной речью, сознанием.

2.1 Противоположные точки зрения на взаимодействие человека и мира

Сопоставляя уже описанные выше метод объяснения и метод понимания, мы сможем сделать между ними такое важное различие. Познание есть процесс, в котором происходит взаимодействие человека и мира. Если при этом признается.

2.2 Классические философские концепции с точки зрения современности

Итак, немецкая классическая философия представлена системами И.Канта, И.Г.Фихте, Ф.В.Й.Шеллинга, Г.В.Ф.Гегеля, Л.Фейербаха. И.Канту принадлежит важнейший этический постулат: «Поступай так.

Среди многих проблем современности одной из центральных является проблема будущего. Все, кто живет сегодня, строят мир будущего, мир XXI века. Каким он будет? Что даст человечеству? Марксистско-ленинской концепцией общественного развития.

Известно, что животные чуют приближение смерти, особенно домашние, и их предсмертное поведение чаще всего напоминают мучительные поиски уединения и успокоения. Смерть вообще — расплата за усложнение биологической системы.

Основные признаки «живой воды» с научной точки зрения.

Проанализировав представленные выше другие результаты исследований можно сформулировать 8 основных признаков живой воды [25-29]. 1. Чистота от механических примесей и биологических загрязнений растительного происхождения. 2.

Чтобы ответить «что есть человек? ” надо найти сущность человека, то, что делает человека человеком, человеческое в человеке. Поскольку наука никогда не говорит ни о самом предмете, ни о его сущности, но только лишь об его отдельных свойствах.

Смысл проблемы бытия с точки зрения экзистенциализма. Краткое определение экзистенциализма

Начнем с рассмотрения вопроса: что такое экзистенциализм? Экзистенциализм — (от позднелат. exsistentia — существование), или философия существования, — направление в философии иррационализма, возникшее в нач. 20 в. в России, Германии, Франции и др.

Экзистенциализм упрекают в том, что он пессимистичен, подчеркивает человеческую низость, смотрит на человека как на изолированное существо; и это следствие того, что это исходит из чистой субъективности, из картезианского «я мыслю».

Альбер Камю будучи, прежде всего писателем, а не только философом (экзист., абсурд), написал множество произведений, в которых изображены и жизнь во всех ее проявлениях с точки зрения экзистенциализма, так и многие вопросы.

Две крайние точки зрения, из которых одну можно было бы назвать точкою зрения формального, другую — реального образования, составляют основную антиномию теории научного образования, аналогичную той.

Память человека с точки зрения психологии: плюс 7 интересных фактов

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова. Память в психологии давно занимает почётное место, существуют даже различные теории о том, как устроен процесс запоминая, и сегодня мы рассмотрим каждую из них.

Какие бывают виды?

Подробнее узнать о том, какие существуют виды, вы сможете, посмотрев статью , которая как раз посвящена этому вопросу. Вообще, процесс запоминания информации требует включения таких механизмов, как психологический, физиологический и химический. Мы же попробуем рассмотреть непосредственно теории, которые включает в себя психологический подход.

То есть, как вы уже поняли, основополагающим является принцип ассоциаций. Она является самой первой, и, между прочим, опирается непосредственно на учении Аристотеля. Он утверждал, что человек создаёт связи между явлениями, подбирая их по сходству, или наоборот, отличию, а также по смежности (то есть объединение с предыдущей полученной информацией).

В практически каждом упражнении предлагается создать связь между необходимым материалом и своими образами, картинками, мыслями, возникающими при его прочтении. Психолог и физиолог Вильгельм Вундт создал даже классификацию ассоциаций, по его мнению, они бывают:

  • Вербальные. То есть поиск и создание связей между словами. Например, в статье про мнемотехнику , рассказано о таком способе, как рифмование. То есть, если необходимо выучить номер телефона, человек придумывает рифму к цифрам, отчего легко впоследствии может воспроизвести его в любой момент.
  • Внутренние. Выбираются по сходству предметов или по содержанию. Например, волк – собака, речка – море…
  • Внешние – поиск привычных, последовательных и логичных ассоциаций. Допустим, если сказать «бульдог», то у многих в ответ возникнет слово «собака»…

Ассоцианисты открыли закон, который называется закон забывания Еббингауза. Его суть состоит в том, что после изучения какой-то информации, уже в течение первого часа примерно 60% её объёма забудется. А по истечении пяти-шести дней объём утраченных данных достигнет 80%. Вот почем специалисты в области рекомендуют неоднократно повторять выученное, чтобы оно навсегда отложилось в недрах вашего мозга.

Читайте также:  Учебники для детей инвалидов по зрению

Определение, историю возникновения и суть этого направления наряду с ценными рекомендациями вы узнаете тут .

Психика человека устроена таким образом, что, если она определила для себя задачу и не смогла её выполнить, то будет находиться в напряжении, пока всё-таки не завершит действие. И неважно, думает об этом человек или нет, часть энергии будет уходить в никуда, пока он не осознает свою проблему или не найдёт методы, с помощью которых реализует сформированную цель. Это подробно описано в статье про незавершенный гештальт .

Так вот, особенности не закрытого гештальта состоят в том, что личность способна на всю жизнь запомнить ту потребность, которую не смогла удовлетворить. Существует даже феномен Блюмы Зейгарник. Она обнаружила во время экспериментов, что группа испытуемых смогла через время восстановить условия задач, во время выполнения которых их прервали и не дали возможности доделать.

Эти задания они вспоминали в несколько раз чаще, чем те, с которыми удалось справиться. Также гештальтисты выяснили, что чем сложнее структура необходимого к изучению материала, тем хуже он запомнится, именно поэтому человек обычно пытается его систематизировать, ранжировать и преобразовать в более доступную для понимания форму.

Психологи этого направления внесли значительный вклад в экспериментальную психологию тем, что придумали массу методик, с помощью которых стало реально изучить память и её характеристики. Их теория немного схожа с учением асоццианистов, но существует одно значимое отличие.

Бихевиористы считают, что наиболее важным является выполнение упражнений на развитие когнитивных процессов, именно это способствует получению результатов. То есть, помимо использования различных мнемотехник, важно неустанно работать и повторять пройденный материал. Также они выяснили, что, чтобы закрепить выученную информацию, необходимо перенести положительные результаты ранее полученных навыков на будущее.

Например, мотивация к изучению нового у вас будет намного выше, если вы вспомните приятные последствия предыдущего обучения. Можете даже провести собственное исследование, вспомнив ситуации, где вам помогли ваши знания и принесли приятные ощущения. В большинстве случаев, вы сможете воспроизвести тот материал, за который получили долго ожидаемую похвалу на совещании или хорошую оценку на зачёте у очень скупого на них преподавателя.

Её яркими представителями являются Жан Пиаже, Валлон, Леонтьев, Смирнов, Рибо и прочие. Жан первым заявил о том, что память является системой действий, таких как, запоминание, переработка и хранение. Интересно, что психологи пришли к мнению, что животные и маленькие дети, примерно до 4-х лет не обладают способностью запоминать и хранить данные. И только со временем, развиваясь и обучаясь, они берут контроль над этими процессами.

В доказательство этого приведу в пример эксперимент над тремя группами испытуемых. Первая – дошкольники, вторая – непосредственно школьники, и третья – студенты. Первоначально всем участникам предлагалось для запоминания 15 фраз, после чего задание немного изменяли. Им давали новые 15 предложений, только с условием использования предоставленных изображений, которые совсем не отражали суть и не были связаны ассоциативно с текстом.

По результатам исследования было выявлено, что дошкольникам эти картинки совершенно были не нужны, они справились с поставленной задачей, не опираясь на них, как и студенты, кстати, тоже. Школьникам же они пригодились, показатели значительно увеличились.

А знаете, почему так? Потому что у маленьких детей процессы запоминания непроизвольные, естественные, в то время как ученики уже способны контролировать своё поведение и когнитивные процессы, отчего всякие дополнительные изображения будут в помощь. А студенты уже настолько овладели различными техниками, что вполне могли опираться на внутренние ресурсы, не пользуясь предложенными.

То есть, они с самого начала эксперимента создавали рифму, рисовали мысленно образы, многократно повторяли и, конечно же, придумывали ассоциации.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Если вышеизложенные теории вас заинтересовали, и вы хотели бы уделить максимальное время своему развитию, рекомендую ознакомиться со статьёй «9 упражнений для развития образной памяти» . Успехов вам и вдохновения!

Материал подготовила Журавина Алина.

С уважением, Валерий Харламов

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

  1. Влад (6)
  2. Надежда Введенская (5)
  3. Юлия (4)
  4. Владимир Шебзухов (3)
  5. Полина (3)

Блог Валерия Харламова

При копировании материалов с данного сайта, наличие активной и индексируемой ссылки обязательно.

Базовые категории психологии личности: индивид, личность, индивидуальность

Как в общественных науках, так и в житейской практике широко используются понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность. При этом нередко они или отождествляются, или противопоставляются. То и другое ошибочно.

Самое широкое понятие: человек — это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. Человек в отличие от животных наделен сознанием. У него особая телесная организация: прямохождение, наличие рук, приспособленных к труду, развитый мозг и т.п.

Вместе с тем человек — существо общественное. Человек — носитель сознания, которое само по себе является общественным продуктом. Вспомните отличия психики человека от психики животных.

Нередко применяемая формулировка «человеческая личность» некорректна. Хотя слова «человек» и «личность» не синонимы и человек может не быть личностью (новорожденный), личность — это всегда человек, и личностью не обладает никто, кроме человека. Но человек — это не только личность, но и организм, вершина филогенеза живых существ.

Индивид человек с точки зрения его психофизиологических особенностей (индивидуальные особенности). В основе понятия «индивид» лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей.

В понятии «человек» как индивид выражаются два основных признака:

1) человек — это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт;

2) отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное.

Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность.

В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями.

Как заметил А. Н. Леонтьев, в нашем языке хорошо отражается несовпадение понятий «индивид» и «личность». Слово «личность» употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Однако можно и о животном и о новорожденном говорить как об индивидах, об их индивидуальных особенностях (например, возбудимое, спокойное, агрессивное животное). Индивидом рождаются, а личностью становятся.

Личность — это сознательный индивид. Нельзя понять общественную роль личности, не анализируя ее психики: мотивов поведения, характера и способностей, а в некоторых случаях и особенностей ее телесной организации (например, типа нервной системы).

Личность — социальное качество человека, степень включенности в системы социальных отношений. Человек рождается биологическим существом, в процессе социализации становится собственно человеком (индивидом), далее — личностью, качество которой зависит от среды, культуры и других многочисленных социальных характеристик его окружения. Ж. Пиаже заметил однажды, что общество выпускает на свет божий тысячи дикарей, которых следует цивилизовать, сделать общественными индивидами.

В понятии «личность» явление и сущность не совпадают. В личности мы склонны видеть конкретного человека. Однако сущность отдельной личности — ее социальные качества. Физическая природа человека не меняется тысячелетиями. Социальные же качества человека проявляются в социальных отношениях, т.е. есть сеть общественных отношений, в которые каждый попадает с рождения (где, в каком обществе — от этого зависит даже имя человека).

Личностные черты зависят от потребности общества, т.е. существует заказ общества: какие типы личностей ему нужны. В России за последние годы изменилась система ценностей и произошел парадокс: вместо личности социалистического типа теперь образцом подражания становятся те, кого раньше репрессировали, подавляли.

Индивидуальность — это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется ярко, других — малозаметно.

При выделении понятия «индивид» в психологии личности отвечают прежде всего на вопрос, в чем данный человек подобен другим людям, т.е. указывают, что объединяет данного человека с человеческим видом.

Понятие «индивид» не следует смешивать с противоположным по значению понятием «индивидуальность», с помощью которого дается ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей. «Индивид» обозначает нечто целостное, неделимое. Этимологическим истоком этого значения понятия «индивид» и является латинский термин («индивидуум»). Характеризуя «личность» также имеют в виду «целостность», но такую «целостность», которая рождается в обществе.

Разграничение понятий «индивид» и «личность» имеет не только методологические, но и эмпирические основания. Если представить шкалу с противоположными точками «индивид» и «личность», то на одном ее конце окажется «личность без телесного индивида» вроде описанного Ю. Тыняновым поручика Киже или различных мифических личностей, а на другом — «индивид без личности» вроде детей, выращенных животными (феномен Маугли). Разрывать полностью эти понятия нельзя.

По мнению Б.Г. Ананьева, единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик, как индивид, личность, субъект и индивидуальность.

Рис. 5.2. Структура понятия «индивид» (по Б. Г. Ананьеву)

Носителем биологического в человеке является, главным образом, индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Человека как индивида и его развитие в онтогенезе изучают общая, дифференциальная, возрастная психологии, психофизиология, онтопсихофизиология.

Б. Г. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.

Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального хотя бы потому, что индивид в ходе индивидуальной жизни социализируется и приобретает новые свойства. С другой стороны, личностью и субъектом деятельности человек может стать лишь на основе некоторых индивидных структур.

Под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются следующие психологические свойства личности: мотивация, темперамент, способности и характер.

Наиболее известным определением личности является определение С. Л. Рубинштейна, согласно которому личность есть совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Таким образом, личность есть то, чего хочет человек (так называемая направленность как мотивационно-потребностная система личности, ценности, установки, идеалы); что может человек (его способности и дарования), что есть он сам (что из его тенденций, установок и поведения закрепилось в его характере).

Читайте также:  Лазерная коррекция зрения по методу magiclasic

Исходя из вышесказанного личность характеризуется пятью потенциалами:

1. Гносеологический (познавательный) потенциал личности определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Данная информация складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.

2. Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Речь идет здесь, следовательно, о единстве психологических и идеологических моментов, сознания личности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении.

3. Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному, а также мерой их реализации в той или иной сфере (или нескольких сферах) труда, социально-организаторской и критической деятельности.

4. Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.

5. Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная; активность личности развертывается и в творчестве, профессиональном и самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства. Каждый человек как личность проходит свой жизненный путь, в рамках которого происходит социализация индивида и формируется его социальная зрелость. В данном случае он представляет собой совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых. Человека как личность изучают общая, дифференциальная, сравнительная психологии, психолингвистика, психология отношений, психологическое учение о мотивации.

Однако человек — это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальные и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основу предметной деятельности человека составляет труд, и потому он выступает как субъект труда. Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания, и потому человек предстает как субъект познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения. Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости. Человека как субъекта деятельности изучают психология познания, творчества, труда, общая и генетическая психологии.

Таким образом, каждый человек предстает в виде некоторой целостности — как индивид, личность и субъект — обусловленной единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.

Итак, человек может рассматриваться:

• как представитель живой природы, биологический объект;

• как субъект сознательной деятельности;

• как социальное существо.

Следовательно, человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его индивидуальность.

В ряде концепций (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев) индивидуальность понимается как высший уровень развития личности. B. C. Мерлин рассматривает понятие «индивидуальность» как интегративную структуру любой личности. А. Г. Маклаков рассматривает индивидуальность как совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.

На уровне индивидуальности возможны наивысшие достижения человека, поскольку индивидуальность проявляется во взаимосвязи и единстве свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности . Именно это единство составляет основу для максимально полного развития и выражения человеком своих способностей, помогает ему внести свой собственный неповторимый вклад в общественное развитие. Психологическое содержание индивидуальности полнее других выражает понятие цельности.

Роль системообразующего качества (фактора) на уровне личности, в структуре которого функционируют и природные свойства индивида, выполняет направленность личности. На уровне субъекта деятельности аналогичную роль выполняет индивидуальный стиль деятельности. Взаимодействуя между собой, направленность личности и индивидуальный стиль деятельности обеспечивают содружество всех уровней, что выражается в единстве личностных и деятельностных характеристик человека.

Это единство личности и субъекта деятельности находит свое выражение в успешной трудовой, познавательной и коммуникативной деятельности человека, обусловливая неповторимость его вклада в общественный фонд.

Еще раз повторим мысль о том, что каждый человек предстает одновременно и как индивид, и как личность, и как субъект деятельности, но далеко не всякому удается стать индивидуальностью. Также верно и то, что каждый человек представляет собой структурное целое, но далеко не каждому удается стать цельной личностью, т. е. добиться гармоничного взаимодействия всех качеств, свойств, способов деятельности.

Итак, человек — один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность.

Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание — это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект — это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности. Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его индивидуальность

Индивидуальность — это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что человек — один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность. Поэтому не удивительно, что существует значительное число наук, изучающих человека и его деятельность.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Глава 1. Сущность человека с точки зрения психологии и философии

Сущность человека — философское понятие, обозначающее сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям. Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой.

Сущность человека кажется всем самоочевидной, и очень часто об этом даже не задумываются. Но на самом деле это та проблема, которая до сих пор для многих остается загадкой. Существует разные взгляды на эту проблему: начиная с того, что нет какой-то определенной сущности, или что она-то есть, но ее невозможно познать, до того, что она познаваема и предлагаются разные концепции сущности человека. Особенно распространено мнение, что сущность человека связана с его личностью, а та, в свою очередь — с психикой, и познав психику, можно познать сущность человека. Но может ли наука психология, предметом которой является исследование психики, дать понимание сущности человека?

Ответить на этот вопрос можно, лишь показав историческую связь психики с деятельностью человека, каким образом она возникает в человеке или она присуща ему от рождения?, каковы законы ее изменения, и правильно ли психология рассматривает психику человека. Известно, что термин психология — «наука о душе» — начали использовать в Древней Греции, а термин «психея» происходит из древнегреческой мифологии, которая зародилась еще в первобытнообщинном строе. Это было не случайно, ведь именно тогда люди стали впервые задумываться об окружающем их мире. Согласно материалистической концепции, сознание у человека, как и сам человек, возникает тогда, когда он начинает выделять себя из природы — противопоставлять себя природе. Причиной тому есть реальное противопоставление себя природе с помощью орудий труда. Отныне между ним и природой стоит посредник — предмет, непременно предмет человеческого труда, относясь к которому, человек относится к природе. Поначалу человек относился ко всему как к живому: всякая природная вещь и явление было для него наделено душой, но со временем, когда деятельность человека стала воспроизводить эти природные явления и вещи, когда они стали понятными, изменялось и его отношение к ним. Параллельно у людей складывалось особое отношение к сознанию, которое тогда было неразрывно связано с понятием души. Мифология решала этот вопрос по-своему, в силу имевшихся в то время знаний, но главное, что она дала в этом отношении — это основу понятия душа, с которым впоследствии имела дело наука.

Современные психологи имеют полное право отрицательно относится к термину «душа», поскольку много веков считалось, что душа дается богом, и иного способа познать человека, как через познание бога, нет. Психические заболевания назывались душевными болезнями, а лечили их только в соответствующих учреждениях (и сейчас в городах старые психиатрические лечебницы располагаются рядом с церковью или монастырем). Конечно, это ни на шаг не продвигало человечество к пониманию действительной сущности человека, к пониманию личности.

Учение о душе освободилось от религиозных пут, и стало трактоваться как теория личности. Это было, без сомнения, прогрессивным шагом. Но прямо противоположный подход также не дает понимания сущности человека. Если искать сущность человека в его организме, в работе головного мозга, то этот путь тоже окажется тупиковым. И тем не менее, многие современные психологи ищут сущность человека в особенностях нейрофизиологической структуры организма. В русле такого подхода мышление понимается как продукт работы головного мозга, а загадка личности кроется в особенностях структуры головного мозга. Почему именно общественные условия являются определяющими в формировании личности? Да потому, что сама личность — понятие сугубо общественное, возникает и существует исключительно в обществе. При этом общество — это не просто среда обитания человеческого индивида, и даже не совокупность индивидов, а живой, развивающийся организм, ансамбль всех человеческих отношений.

Об этом говорят и много современных модных направлений в философии и психологии, что сущность человека — это его неповторимый внутренний мир, переживания, эмоции.

Сущность человека нужно искать в его отношении к миру, которое отлично даже от самых ближайших его сородичей по биологическому виду. Поскольку это отношение отличается тем, что человек не приспосабливается к природным условиям, а наоборот, природные условия приспосабливает к своим потребностям, то его сущность нужно искать в способе приспособления, — а это производство. Производство же, хоть оно и осуществляется через деятельность конкретных людей, тем не менее, не может быть сведено к этому. Оно всегда носит общественный характер.

Сущность человека — понятие историческое, она изменяется с каждой эпохой, так как изменяется способ производства.

Источники:
  • http://notoffended.ru/polezno/chelovek-s-tochki-zreniya-psihologii/
  • http://studopedia.ru/3_62103_bazovie-kategorii-psihologii-lichnosti-individ-lichnost-individualnost.html
  • http://studfiles.net/preview/3166786/page:2/