Меню Рубрики

Лиманская л ю оптические миры эстетика зрения и язык искусства

Alib.ru > Автор книги: лиманская. Название: оптические миры

Археология визуальности на материале русской живописи XIX — начала XX веков 2008 год, доктор философских наук Курбановский, Алексей Алексеевич

Феномен визуального в удмуртской устно-поэтической традиции и современной поэзии: на анализе творчества П.М. Захарова 2009 год, кандидат филологических наук Арзамазов, Алексей Андреевич

Президиум решение от» » 0 ^ ( № Н фЦ присудил ученую степень ДОКТОРА. Начальник управления ВАК России» У

Проблема эволюции визуальности в кинематографе и других экранных искусствах 2008 год, кандидат искусствоведения Буров, Андрей Михайлович

Функции экфрасиса в русской прозе 1920-х годов 2009 год, кандидат филологических наук Криворучко, Анна Юрьевна

Визуальность в поэтике Н.В. Гоголя: повествовательный аспект 2013 год, кандидат филологических наук Кауфман, Светлана Николаевна

Художественное решение фильмов Александра Сокурова: изобразительные особенности 2011 год, кандидат искусствоведения Тихонова, Рита Евгеньевна

Теоретическая история эстетико-цветовой рефлексии в европейской мысли 2004 год, кандидат философских наук Клинцова, Юлия Григорьевна

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Лиманская, Людмила Юрьевна

Анализ и использование современных методов культурно-исторического анализа эстетики зрения и теории изобразительного языка искусства позволили выявить роль культурно-исторической памяти в формировании эстетики зрения и изобразительного языка искусства.

Сопоставление культурно-исторических функций памяти показало, что представления об обратимости мифологического прошлого определяло тот факт, что воспоминание рассматривалось как способ анимации мифологического прошлого. В результате коммеморативные функции изобразительного языка искусства конституировали природу эстетического созерцания и были направлены на воплощение идеи жизненного сходства мифа и реальности. Для этого использовались законы оптики и анатомии, которые позволяли смоделировать пластическую форму по принципу жизнеподобия. Особую роль память играла в художественной интроспекции, так как при помощи воспоминания мысль становилась прикосновенной к Богу. Способность памяти отпечатывать идеи (образы) рассматривалась как деятельность, направленная на достижение высшего блага, к которому наряду с другими профессиями были причастны живописцы и строители. Подобная практика формируется в искусстве классической Греции и получает развитие и переосмысление в эпоху Возрождения и в Новое время.

В средневековом искусстве коммеморативные функции художественного образа рассматривались как путь к анагогическому «просвещению». Особое значение придавалось способности религиозного воспоминания вызывать духовные аффекты и содействовать эмпатической имитации страстных состояний. Эстетика зрения рассматривалась как «видение глазами сердца», что предполагало отношение к зрительным образам, как к символам духовного «преображения». Коммеморативные и анагогические функции художественного образа понимались как воплощение логоса, при этом вопрос о силе его эмоционального воздействия соотносился с вопросом о том, как он взаимодействует с памятью, посредством каких ощущений эти образы возникают в памяти, какая сила связывает их между собой. В результате эстетическое созерцание было ориентировано на устное прочтение

Оптика средневекового самосознания была ориентирована на «жизнь превыше видимого», а память «сердца» нуждалась в постоянном обращении к чувственным ассоциациям, в основе которых лежал вопрос о том, что сущность Бога открывается человеческому уму лишь в символах и отражениях. Самосознание средневекового мастера в процессе познания-творения основывалось на том, что «свет технических умений» позволяет усовершенствовать недостатки материальных форм.

Сформированный в эпоху Возрождения и Нового времени опыт работы с инструментальной оптикой позволил открыть глазу то, что не видно непосредственно. Это приводит к появлению новых оптических ценностей, основанных на способности зрительно постигать сокрытые таинства природы и закреплять полученное знание в художественной форме. Культурно-историческая память ориентирована на соотнесение естественнонаучного опыта с его символическим смыслом. Природа (бытийный мир) являлись не только отражением божественного бытия и божественной силы, но скорее становились Книгой, собственноручно начертанной Богом. Поэтому ни субъективное, ни мистическое чувство оказываются недостаточны для того, чтобы осмыслить и понять значение текста, начертанного в символах природы, она должна быть исследована и расшифрована.

Использование оптических приспособлений позволяло скоординировать познавательные процессы и зрительный опыт между микро- и макроскопическим мирами. В художественно-эстетический потенциал визуальных взаимодействий мира и человека вводится инструментальное исследование скрытых уровней реальности. На смену эстетике зрительных «отражений» приходит эстетика дешифровки потаенных смыслов природы путем технического программирования бесконечной множественности визуальных миров.

Наряду с оптикой одним из методов познания и пластической репрезентации скрытых уровней реальности издревле была анатомия. Начиная с Античности, анатомия входит в систему художественного образования и используется для изучения и демонстрации универсальных аналогий между микро- и макромиром, является формой самопознания и самооценки. Логика репрезентации универсальных аналогий между строением человеческого тела и Вселенной связана с изучением симметрии, как функциональной соразмерности частей и целого. Симметрия использовалась для морально-дидактической и художественно- эстетической интерпретации анатомического опыта. Развитие натурфилософского толкования законов оптики, анатомии, психологии и их осмысление в искусстве Нового и Новейшего определили появление новых ракурсов самосознания. Логика репрезентации скрытых уровней реальности связана с пониманием анатомии, как способа проведения универсальных аналогий между строением человеческого тела и Вселенной. В области самосознания подобно анатомическим опытам и инструментальному зрению мысленный взгляд художника препарирует проявления собственного Я и выносит на публичное обозрение анализ душевных побуждений.

Эстетика зрения Новейшего времени определяется поэтапным отказом от мысли о том, что художник должен ориентироваться на науку, толковавшую цвет как результат световой рефракции. В теории и художественной практике XIX — XX веков ставится задача выражения эстетической эмоции посредством цветовых отношений. В живописи подобные соотнесения проявляются в стремлении условностью цвета, светотени, распадающимся мазком, ускользающей линией силуэта зафиксировать неустойчивую, несубстанциональную плоть оболочки видимого. Смысл художественного произведения во многом начинает определять интерес к отдельным автобиографическим интенциям, спонтанным ассоциациям, импульсам бессознательного.

Сравнительно-исторический анализ оптики, анатомии и биографических текстов и автопортретов позволил проследить движение и изменение оптических представлений, выявить их роль в формировании эстетики зрения и теории языка изобразительного искусства, проследить связь форм художественного опыта с самосознанием художника.

Список литературы диссертационного исследования доктор искусствоведения Лиманская, Людмила Юрьевна, 2005 год

1. Августин. Исповедь. М.: Канон, 2000. 464С.

2. Аквинский Ф. Сумма теологии. Киев: Ника-Центр, 2002. 560С.

3. Апьберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве: В 2-х т. М.: Искусство, 1935

4. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1976-1983.

5. Ассизский Ф. Наставления. //Антология средневековой мысли: В 2-х Т.

6. СПб.: РГХИ, 2001-2002, Т.2, С.33-41.

7. Архимед. Сочинения. М.: Физматгиз, 1962. 271С.

8. Беллори Дж.П Идея живописца,скульптора и архитектора избранная отестественных красот, превосходящая природу.// Панофски Э.ШЕА. Кистории понятия в теории искусства от античности до классицизма.

9. СПб.: Аксиома, 1999 228 С.

10. Бонавентура. О возвращении наук к теологии.//Антология средневековой мысли. В 2-х Т. СПб.: РГХИ, 2001-2002 Т.2, С. 122127.

11. Бонавентура. Путеводитель души к Богу//Книга Ангелов. Антология. М.: Амфора, 2001.- С.271-283.

12. Бэкон Р. Opus Tertium. //Антология средневековой мысли: В 2-х.Т. СПб.: РГХИ, 2001-2002.- Т.2, С.81-89.

13. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелейи зодчих. Соч в 5 т. М.: Искусство, 1956-1971.

14. Ван Гог. Дневники, Письма. М.: Азбука-классика, 2002.- 640 С.

15. Варки Б. Диспуты.//Эстетика Ренессанса. В 2-х Т., Т II. М.: Искусство, 1981.- С.389-411.

16. Везалий А. О строении человеческого тела: Пер. с лат.: В 2-х Т. М.: Наука, 1954.

17. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. СПб.: Мифил, 1994.-ХУШ+ 398 С.

18. Вельфлин Г. Ренссанс и барокко. СПб.: Азбука-классика, 2004 . 288С. Виллани Д. Новая хроника или История Флоренции. М.: Наука, 1997.551 С.

19. Витрувий М.П. Десять книг об архитектуре. М.: Искусство, 1936. -254С.

20. Гален К. О назначении частей человеческого тела. В 2-х Т. М.: Наука, 1971.

21. Гете И.В. Избранные философские произведения. М.: Наука , 1964. -520 С.

22. Гете И.В. Избранные сочинения по естествознанию. М.: Наука, 1965.250 С.

23. Гиберти Л. Комментарий II. // Эстетика Ренессанса. В 2-х Т. М.: «Искусство», 1981., Т.Н. С.341-355.

24. Гильдебрандт А. Проблема формы в изобразительном искусстве. СПб.: Мифрил, 1998.-159 С.

25. Гиппократ. Избранные книги. М.: Наука, 1994. -190 С.

26. Гомер. Илиада. М.: Белый город, 2002. 672 С.

27. Гоген П. Дневники, письма. М.: Искусство, 1966 540 С.

28. Гроссетест Р. Сочинения. М: Едиториал УРСС, 2003.- 328 С.

29. Гуго Сен-Викторский. Семь книг назидательного обучения, или

30. Дидаскалион. // Антология средневековой мысли. В 2-х Т. СПб.: РГХИ,2001-2002, Т.1. С.294-298.

31. Гуго Сен-Викторский. О созерцании и его видах. //Антология средневековой мысли .В 2 -х Т. СПб.: РГХИ, 2001-2002. Т.1. С.298-342.

32. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. — М.: Прогресс, 1985. -396С.

33. Делакруа Э. Дневник. Сочинения: В 2 т. М.: Искусство, 1961. 350 С. Данти В. О совершенных пропорциях// Эстетика Ренессанса. В 2-х Т., T.l, М.: Искусство, 1981. — С. 441- 457.

34. Дидро Д. Дени Дидро об искусстве. В 2-х Т. М.: Искусство, 1936. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. СПб.: Глаголь, 1994. 390 с

35. Дионисий Ареопагит. О небесных иерархиях. СПб.: «Глаголь» ,1997. -187 С.

36. Дидро Д. Салоны. Соч. в 2 -х Т. М.: Искусство, 1976.

37. Дидро Д. Опыт о живописи. // Дидро Д. Эстетика и литературнаякритика. М.: Художественная литература, 1980.- 659 С.

38. Дольчи JI. Трактат о живописи//Эстетика Ренессанса. В 2-х Т., М.:

39. Искусство, 1981.Т II, С.457-485

40. Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты. СПб.: Азбука, 2000. 704 С. Дюбо Ж-Б. Критические размышления о поэзии и живописи. М.: Искусство 1976. — 767 С.

41. Евклид. Начала. М.; JL: Наука, 1948-1950. Т.1-3.

42. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX XX вв. — М.: Изд-во МГУ, 1987.-511 С.

43. Зедльмайр Г. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства. СПб.: Axioma, 2000.- 272 С.

44. Кандинский В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. 109 С. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. — 784С.

45. Корбюзье. Афинская хартия. М.: Стройиздат, 1976. 136 С.

46. Кондильяк Э.Б. Сочинения: В 3 т. М.:Мысль,1980.

47. Леонардо да Винчи. Анатомия, записи и рисунки. М.: Наука, 1965.562С.

48. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Сочинения: В 2-х т. М.: Наука, 1998.

49. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М.: Гослитиздат, 1957. 519с.

50. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М.: МГУ, 1981.-450 С.

51. Ломаццо Д.П. «О прекрасных пропорциях». Комментарий к «Пиру» Марсилио Фичино// Панофски Э. IDEA. К истории понятия в теории искусства от античности до классицизма. СПб.: Аксиома 1999. — 228 С., С.195-209.

52. Луллий Р. Краткое искусство // Антология средневековой мысли .В 2 Т. СПб.: РХГИ, 2001-2002, Т.Н. С.188-200

53. Локк Д. Опыт о человеческом разумении// Локк Д. Сочинения: В 3 т. Т.1М.: Мысль, 1985. С.35-140.

54. Лукиан Самосатский. Сочинения: В 2 т. СПб.: Алетейя, 2001. Лукреций Т. К. О природе вещей. М.: Мысль, 1983.-240 С. Малевич К. Сочинения: В 5 т. М.: Гилея, 1995.

55. Ньютон Исаак. Оптика или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света. М.: Наука, 1954-240 С. Павсаний. Описание Эллады. В 2-х Т. М.: Ладомир, 2002. Памятники византийской литературы IV- IX вв. М.: Наука, 1968. -290 С.

56. Памятники византийской литературы IX-XIV вв. М.: Наука , 1969.-285С.

57. Памятники средневековой латинской литературы IV-VII веков. М.: Наука, 1998.-471 С.

58. Пачоли JI. О божественной пропорции.//Эстетика Ренессанса. В 2-х Т.М.: Искусство, 1981- Т.Н. С.373-389.

59. Петрарка Ф. Лирика. Автобиографическая проза. М.: Искусство, 1989. -190 С.

60. Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. М.: Искусство 1982. 367 С. Птолемей К. Альмагест: Математическое сочинение в тринадцати книгах. М.: Наука. Физматлит, 1998. — 672 С. Платон. Сочинения: В 4-х Т. М.: Мысль 1990.

61. Платон. Филеб. Государство. Тимей. Критий. М.: Мысль, 1999. 656 С.

62. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. М.: Ладомир, 1994. -941 С.

63. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Трактаты и диалоги. М.:РИПОЛ КЛАССИК, 1998. 672 С.

64. Плутарх. О лике видимом на диске Луны//Философия природы в Античности и в Средние века. М.: РРГУ,2000. Плотин. Эннеады (II). Киев: УЦИММ-ПРЕСС, 1996.- 235 С. Рубенс П.П. Письма, документы, суждения современников. М.: Искусство, 1977-480 С.

65. Руссо Ж.Ж. Об искусстве. Статьи, высказывания, отрывки из произведений. М.: Искусство, 1959.- 329 С.

66. Рунге Ф.О. Из писем. //Эстетика немецкого романтизма. М.: Искусство 1985 С.450-481.

67. Сартр Ж.-П. Тошнота. М.: Искусство, 1997.- 350 С. Сартр Ж.-П. Слова. М.: Ладомир, 2002. 150 С. Страбон. География: В 17 кн. М.: Наука, 1964.- 540 С.

68. Филострат. Картины. Каллистрат. Описание статуй. Томск: Водолей, 1996.-192 С.

69. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М.: Наука, 1996.- 450С. Фридрих К.Д Письма, высказывания, толкования.//Эстетика немецкого романтизма. М.: Искусство, 1985-560 С., С.492-523. Цицерон. Эстетика. Трактаты. Речи. Письма. М.:Искусство, 1994.-460С.

70. Царлино Д. Установления гармонии.//Эстетика Ренессанса. В 2-х Т. М.: Искусство, 1981, Т.Н. С.595-639.

71. Цуккаро Ф. Идея живописцев, скульпторов и архитекторов.// Эстетика Ренессанса. T.II, М.: Искусство, 1981. С.532-541.

72. Челлини Б. Жизнеописание. Трактаты. Письма. СПб.: Азбука-классика, 2003.-617 С.

73. D’Agoty G., Fabian J. Anatomie generale des viscères en situation, de grandeur et couleur naturelle, avec l’angeologie, et la nevrologie de chaque partie du corps humain. Paris, 1752.

74. Documentary History of Art. Ed. E.Gilmore Holt. From Classicists to the Impressionists. L.: Yale University Press.,1986. 460P. Art in Theory 1900-1990. An Anthology of Changing Ideas. Ed. By Charles Harrison and Paul Wood. Oxford, 1999. — 1190 P.

75. Doesburg T. From Principles of Neo-Plastic Art 1915-25.// Art in Theory 1900-1990. An Anthology of Changing Ideas. Ed. By Charles Harrison and Paul Wood: Oxford, 1999.- P.270-287.

76. Cochin C.-N. Recueil de queleques pièces concervant les arts. Paris. 1757. Jombert Ch.-A., Cochin Ch.-N. Nouvelle Me’thode pour apprendre le dessein. Paris, 1755.

77. Maurolico F. De conspiciliis.// Riv. Internaz. Storia Sci. 16 (2), 1974. P. 149198.

78. Mondrian P. Dialogue on the New Plastic 1919. // Art in Theoiy 1900-1990. An Anthology of Changing Ideas. Ed. By Charles Harrison and Paul Wood. Oxford, 1999.- P.282-287.

79. Neoclassicism and Romanticism 1750-1850. Sources and 46 Documents. Vol.l-2.N.Y., 1970.

80. Verga E. Bibliografía vinciana. 1493-1930. V. 1-2. Bologna, 1931.

81. Warburg A. Gesammelte Schriften.Liepzig; Berlin.1932. Bd.2 S.459-481. ЛИТЕРАТУРА:

82. Аверинцев C.C. Наблюдение над композиционной техникой Плутарха в «Параллельных жизнеописаниях» («Солон»).//Вопросы классической филологии. 1965. №1. С.35-47.

83. Аверинцев С.С. Образ античности в западноевропейской культуре XX века. // Новое и современное состояние классической филологии. М., 1979.-267 С., С.14-35.

84. Аверинцев С.С. Образ античности. СПб.: Азбука-классика, 2004-480С. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.: Школа, 1996.- 446 С.

85. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Coda, 1997. 342 С.

86. Авто-био-графия. К вопросу о методе. М.: Логос, 2001-434С.

87. Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли. М.2002.

88. Альберти Леон-Батиста . М.: Наука, 1977-345 С.

89. Алпатов М. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М.: Искусство, 1987 221 С.

90. Алпатов М. Художественные проблемы итальянского Возрождения.

91. М.: Искусство, 1976.- 287 С. Андреев М. Л. Итальянская литературапозднего и зрелого Возрождения. М.: Наука, 1988. 294 С.

92. Андреев М. Л. Средневековая европейская драма. Происхождение истановление. (X-XIII в.). М.: Искусство. 1989. 215 С.

93. Андреев М. Л. Семиотика «Новой жизни» // Другие средние века. К 75летию А.Я. Гуревича. М. СПб., 2000. — С. 13 — 18.

94. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.-352 С.

95. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. Проблемывзаимодействия материальной и художественной культуры XX века.

96. М.: Советский художник, 1987-232 С.

97. Асмус В.Ф. Античная эстетика. М.:Искусство, 1965-345 С.

98. Базыма Б.А. Цвет и психика. Харьков: ХДАК, 2001. — 172 С.

99. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: «Прогресс». 1994.-616 С.

100. Барт Р. Camera Lucida. М.: «Ad Marginem», 1997 223 С. Барт Р. ролан барт о ролане барте. М.: «Ad Marginem», 2002 — 285 С. Баткин JI. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческогомышления.М.:Искусство, 1990-415С.

101. Баткин Л.М. Петрарка на острие собственного пера. Авторское самосознание письмах поэта. М.,1995- 60 С.

102. Баткин Л.М. Европейский человек наедине с самим собой. М.: РГТУ, 2001 -1005С.

103. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979- 359 С. Безобразов П.В., Любарский Я.Н. Две книги о Михаиле Пселле. М.,1991.

104. Бел Н., Брайсен Н. Семиотика и искусствознание.//Вопросы искусствознания. М., 1996.№IX. С.545-547

105. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. II-III века. М.: Наука, 1981.-325 С.

106. Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М.: Искусство, 1984. 264 С. Бычков В.В. Эстетика отцов церкви. Апологеты: Блаженный Августин. М.: Ладомир,1995. — 593 С.

107. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры. В 2 т. М.- СПб.: Университетская книга, 1999. 575 С.

108. Вейберг И.П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. М.: Наука, 1984.-258 С.

109. Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. М.: Наука, 1989-276 С.

110. Владимиров Л. Всеобщая история книги: Древний мир, Средние века,

111. Возрождение, XVII век. М.: Книга, 1988-312 С.

112. Волков Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1965 230 С.

113. Волков Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977-280 С.

114. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965 379 С.

115. Гаспаров Б. Язык. Память. Образ. М.: Наука, 1996 — 352С.

116. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.: Прогресс, 1986394 С.

117. Гращенков В.Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. В 2-х т. М.: Искусство, 1996.

118. Гренберг Ю. Технология станковой живописи. М.Искусство,1982.-320С.

119. Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. М.: Наука, 1971-551С.

120. Головин В. Внутренний мир художника. Очерки визуальности. М.: Белый город, 2003 — 250 С.

121. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство,1981-359 С.

122. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984 -350 С.

123. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990- 396 С.

124. Данилова И.Е. Искусство Средних веков и Возрождения. М.: Советский художник, 1984- 350 С.

125. Данилова И.Е. Брунеллески и Флоренция. Творческая личность в контексте ренессансной культуры. М.: Искусство, 1991 -294С. Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи. М.:РГГУ,1996- 72 С.

126. Данилова И.Е. Проблема жанров в европейской живописи: Человек и вещь. Портрет и натюрморт. М.:РГГУ,1998- 104 С.

127. Даниэль С.М. Искусство видеть: о творческих особенностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. М.: Искусство, 1990 -223С.

128. Делез Ж. Различие и повторение. — СПб.: Петрополис, 1998. 384 С. Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. — М.: Логос, 1998 — 262С. Диди-Юберман Ж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас. СПб.: Наука, 2001-262 С.

129. Дюби Ж. Время соборов: Искусство и общество 980-1420 годов. М.: Ладомир, 2002. — 369 С.

130. Дюби Ж. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом. М.: Языки русской культуры, 2000. — 320 С. Жмудь Л.Я. Зарождение истории науки в античности. СПб.: РХГИ, 2002. — 424 С.

131. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения (условность древнего искусства). М.: Искусство, 1970. 231 С.

132. Зубов В. П. Леонардо да Винчи. М.-Л.: АН СССР, 1961.-150 С. Зубов В.П. Архитектурная теория Альберти. СПб: Алетейя, 2001,-464 С.

133. Зубов В.П. Метод и путь изучения хроматики Гете.//Вопросы искусствознания XI(2/97) М.: РИМ, 1998. — С. 36 — 59. Зубов В.П. Труды по истории и теории архитектуры. М.:Искусствознание,2000.- 528 С.

134. История европейского искусствознания от античности до конца 18 в. М.: Искусство , 1964-350 С.

135. История европейского искусствознания первой половины 19 в. М.: Искусство, 1965- 350 С.

136. История европейского искусствознания конца 19 нач. 20 века. М.:Искусство, 1969- 324 С.

137. История эстетической мысли. Сочинения: В 5 т. М.: Наука, 1985-1986. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.: Наследие, 1994. 512 С. Искусство слова. М.: Наука, 1973.

138. Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция. М.: НЛО,2000.- 528 С.к s

139. Иейтс Ф. Искусство памяти. СПб. : Университетская книга, 1997.- 480 С.

140. Каган Ю.М. Платон и слова, обозначающие свет и темноту.// Платон и его эпоха. М.: Наука, 1979- 240 С.

141. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. (Становление греческой философии)-М.: Наука,1972.-246 С.

142. Котанджян Н.Г. Цвет в изобразительном языке средневековой живописи. // Советское искусствознание — 77. Вып. 1 M., 1978. Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи. Л.-М., 1952.

143. Лакан Ж. Семинары. Кн. 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа. М.: Логос, 1998. -519 С.

144. Лакан Ж. Инстанция буквы, или судьба разума после Фрейда. М.: Логос 1997.-184 С.

145. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Мысль, 1984- 343 С. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1997.-210 С.

146. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М.:Прогресс, 2001. -440 С.

147. Лиманская Л.Ю. Пространство метафоры. // Творчество, 1989, №2, С.12-15.

148. Лиманская Л.Ю. Художественный образ как культурно-историческая память.//Искусство и народное творчество конца XX столетия. Киев, Наукова думка, 1990. С.2-3.

149. Лиманская Л.Ю. Эрнст Гомбрих и язык формы в теории искусства XX века.//Искусствознание 1/01 .С.87-106.

150. Лиманская Л.Ю. Теория искусства в аспекте культурно-исторического опыта. М.: РГГУ, 2004- 223С.

151. Лиманская Л.Ю.Оптические иллюзии и пластические образы: игра подобий или эстетика обмана//Киноведческие записки №70, 2004.-С.249-259.

152. Лиманская Л.Ю. Вербальность и визуальность в контексте иконологических интерпретаций искусства». //Вестник МГУКИ №4, 2004.С.59-65.

153. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М.Искусство, 1975 776 С.

154. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., Мысль ,1978 540 С.

155. Лосев А.Ф. Эстетика символической выразительности у Аристотеля.//

156. Искусство слова. М.: Наука, 1973. 260 С.

157. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1965.

158. Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3-х Т. Талин: Александра, 1993. Метаморфозы творческого Я художника. М.: Памятники исторической мысли, 2005 375 С.

159. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Наука, 1999. -606 С.

160. Мифологии Древнего мира. М.: Наука, 1977-351 С.

161. Михайлов Б.П. Витрувий и Эллада. Основы античной теории архитектуры. М.: Издательство литературы по строительству 1967.- 280 С.

162. Ольшки JI. История научной литературы на новых языках. В 2-х т. М.-J1.: Искусство, 1933.

163. Панофски Э.ШЕА. К истории понятия в теории искусства от античности до классицизма. СПб.: Аксиома 1999.-228 С. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб.: Академический проект, 1999. 394 С.

164. Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». Готическая архитектура и схоластика. СПб.: Азбука-классика, 2004.- 356 С. Педретги К. Леонардо. Книга о художнике. М.: Искусство, 1986. -150 С.

165. Пиаже Ж. Семиотика. М.: Радуга, 1983 233 С.

166. Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход. М.: Эдиториал УРСС,2002. 325 С.

167. Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и

168. Африки. М.: Наука, 1973.-269 С.

169. Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993-204 С.

170. Расторгуев А. Место и природа символа в композиции итальянских

171. Благовещений»ХУ в.//Вопросы искусствознания Х1//1997. С. 123-145.

172. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. М.: Искусство, 1980 358 С.

173. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М.: УРСС, 2004 -22С.

174. Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII века. М.: Искусство, 1971. 164 С.

175. Ротенберг Е.И Искусство Италии XVI века. М.: Искусство, 1967 — 124 С.

176. Ротенберг Е.И. Искусство Италии XVI XVII веков: Микеланджело. Тициан. Караваджо. Избранные работы. М.: Искусство, 1989 — 279 С. Ротенберг Е.И. Искусство готической эпохи. М.: Искусство, 2001. — 121 С.

177. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М.: Наука, 1979.-485 С.

178. Тасалов В.И. Светоэнергетика искусства. Очерки теоретического искусствознания. СПб.: Дмитрий Буланин,2004.- 463 С.

179. Турчин. B.C. По лабиринтам авангарда. М.: Искусство, 1993 -248 С.

180. Успенский Б. Избранные труды в 2-х Т. М.: Гнозис, 1994.

181. Фрейберг Л.А., Попова Т.В. Византийская литература эпохирасцвета.1Х-ХУ вв. М.: Наука, 1978 -288С.

182. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: Аксиома, 1994.-406 С.

183. Хейзинга Й. Осень средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в веках во Франции и Нидерландах .М.: Наука. 540 С.

184. Ходель Р. Экфрасис и демодализация высказывания.//Экфрасис в русской литературе. М.: МИК, 2002. С.23-32.

185. Хренов H.A. Социальная психология искусства. Теория, методология, история. М.: ГИИ, 1998. 278 С.

186. Художественный язык средневековья. М.: Наука, 1982. 278 С.

187. Шишков A.M. Средневековая интеллектуальная культура. М.: Савин. 2003. -592 С.

188. Шестаков В.П. Развитие музыкально-эстетических идей западноевропейского средневековья //Эстетика и искусство. М.: Искусство, 1966.

189. Шестаков В.П. Венская школа истории искусств: генезис и современность // Искусствознание 2/01.

190. Шестаков В.П. Интеллектуальная история Кембриджа. М.: Рос. ин-т культурологи, 2004. 204 С.

191. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М.: Петрополис, 1998.-432 С.

192. Юнг К.Г., Нойман Э. Психоанализ и искусство. М.: Refl-book и Ваклер, 1996.-304 С.

193. Ясперс К. Стринберг и Ван Гог. СПб.: Академия, 1999. 220С. Якимович А. О двух концепциях культуры Нового и Новейшего времени. // Искусствознание 1//01, С.40-60 .

194. Якимович А. Новое время. Искусство и культура XVII XVIII веков. СПб.: Азбука-классика, 2004.- 440 С.

195. Ackerman J.S. Leonardo’s Eye. // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, XLI, 1978, P. 108-146.

196. Agostini A. La prospettiva e le ombre nelle opere di Leonardo da Vinci, Pisa, 1954.- 156 P.

197. Alpers S. Ekphrasis and Aeshtetic Attitudes in Vasari’s Lives.//Journal of the Wartburg and Courtauld Institutes 23 (1960), 190-215. Alpers S. The Art of Describing. Chicago: The University of Chicago Press. 1976- 250 P.

198. Barber Ch. Mimesis and Memory in the Narthex Mosaics at Nea Moni, Chios.// Art History,2001, Vol.42 No 3.

199. Bassoli F S. Leonardo da Vinci e l’invenzione delle anamorfosi.// Atti della Societa dei naturalisti e matematici di Modena, LXIX (17 della ser. 6a), 1938, PP. 61-66.

200. Baxandall M. Jotto and Orators. Humanist observes of painting in Italy and the discovery of pictorial composition 1350-1450.L. Yale University Press, 1971-207 P.

201. Baxandall M. Painting and Experience in Fifteenth Century Italy. A Primer in the Social History of Pictorial Style. L. Yale University Press, 1972-190 P.

202. Baxandall M. The Limewood Sculptors of Renaissance Germany. Pattern of Intention L. Yale University Press, 1980- 156 P.

203. Baxandall M. Patterns of Intention. L. Yale University Press, 1985-147P. Baxandall M., Alpers S. Tiepolo and the Pictorial Intelligence L.: Yale University Press, 1989- 245P.

204. Baxandall M. Shadow and Enlightenment. L.:Yale University Press, 1995-192P.

205. Becker A.S.The Shield of Achilles and the Poetics of Ekphrasis. Lanham and London 1995- 239 P.

206. Bennett J. Stigmata and sense memory: St. Fraincis and the affective image.

207. Art History. 2001, Vol. 24, No.l, PP. 1-17.

208. Berger J. Ways of Seeing. London: Penguin Books, 1972.- 243 P.

209. Boase T.S.R. Vasari, The Man and the Book. London: Penguin Books1979.- 178 P.

210. Bryson N. Vision and Painting. New York: Macmillan,1983.- 245 P. Bryson N. Tradition and Desire: from David to Delacroix. Cambridge, 1984. 250 p.

211. Bryson N., Holly M. And Moxey K. Visual Theory: Painting and Interpretation. Hanover and London, 1994 440 p

212. Clagett M. The works of Francesco Maurolico. // Physis Riv. Internaz. Storia Sci. 16 (2) ,1974. P. 149-198.

213. Carrier D. Ekphrasis and Interpretation: Two Models of Art History Writing // British Journal of Aesthetics 27 (1987),P20-31.

214. Carruthers M. The Book of Memory. Cambridge: Univ.Press, 2001. -390 p. Concepts of Modern Art: From Fauvism to Postmodernism. London: Penguin books, 1994.- 360 p.

215. Didi-Huberman G. Fra Angelico: Dissemblance and Figuration. Chicago: U-Chicago, 1995. 240p.

216. Didi-Huberman G. Devant l’image, Question posée aux fins d’une histoire de l’art. Paris. 1990-352 P.

217. Gablik S. Progress in Art. New York: Rizzoli.1976 192 P.

218. Gage J. Color and Culture: Practice and Meaning from Antiquity to

219. Abstraction. Univ California Press, 1999.-260 p.

220. Ginzburg C. From Aby Warburg to E.H. Gombrich: a problem of method.// Clues, Myths and Historical Method.L.,1989

221. Gombrich E. Art and Illusion: A Study in the Psychology of Pictorial Representation. L.: Phaidon, 1960- 358 P.

222. Gombrich E. Norm and Form. Studies in the Art of the Renaissance. L.: Phaidon, 1966-401 P.

223. Gombrich E. The Heritage of Appeles. Studies in the Art of the Renaissance. L.: Phaidon, 1976 -289 P.

224. Gombrich E. The Sense of Order: A Study in the Psychology of Decorative Art. L.: Phaidon, 1979 360 P.

225. Gombrich E. Ideals and Idols. Essay on Values in History and in Art. N.Y.: Oxford: 1979- 156 P.

226. Goodmen N. Languages of art: An Approach to a Theory of Symbols. New York. Macmillan 1968-280 P.

227. Grabar A. Christian Iconography. A Study of its Origins. London, 1968. Heffernan J. A. W.: The Museum of Words. The Poetics of Ekphrasis from Homer to Ashbury. Chicago, 1993 -189 P.

228. Eisner J. Art and the Roman Viewer. Cambridge, 1995 350 p.

229. Eco U. Art and Beauty in the Middle Age. N.Y.,1986.

230. Edgerton S. Pictures and Punishment: Art and Criminal Prosecution Duringthe Florentine Renaissance. Cornell Univ.Pr.1985 -230 p.

231. Edgerton S. The Heritage of Giotto’s Geometry: Art and Science on the Eveof Scientific Revolution .Cornell Univ. Pr. 1994 393 P.

232. Edgerton S. The Renaissance Rediscovery of Linear Perspective. New YorkrBasic Books, 1975.-206P.

233. Keele K.D., Pedretti C. Corpus of the anatomical works in the collection of her Majesty the Queen. N.Y. 1979-1981. Vol III.

234. Keele K.D. Leonardo da Vinci’s elements of the science of man. N.Y.,1983.

235. Kemp M. Leonardo da Vinci: The Marvelous Works of Nature and Man. Cambridge, 1981.-240 p.

236. Kemp M. Leonardo and the Visual Pyramid.// Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. XL, 1977. P. 129-149.

237. Kemp M. The Science of Art: Optical Themes in Western Art from Brunelleschi to Seurat. Yale University Press, 1990.- 390 P. Kemp M. Visualizations: The Nature book of Art and Science. Oxford, 2000 -202 P.

238. Klark T.J. The Image of the People: Gustave Courbet and the Second French Republic. L.,1973.

239. Kenneth K.D. Leonardo da Vinci on Vision.// Proceedings of the Royal Society of Medicine, XLVIII, 1955, P. 384-390.

240. Kenneth K.D. Leonardo da Vinci’s Elements of the Science of Man. New York, 1983. -280 P.

241. Kepes G. Language of Vision. Chicago, 1944

242. Krieger M. Ekphrasis. The Illusion of the Natural Sign. Baltimore 1992.345 P.

243. Mitchell W.T.J. Iconology: Image, Text, Ideology. Chicago: U of Chicago: U of Chicago, 1986.- 265 P.

244. Mitchell W.T.J. Picture Theory. Essays in Verbal and Visual Representation. Chicago: U of Chicago, 1995- 445 P.

245. Modernity and the Hegemony of Vision. Ed. By Levin D.M. Berkeley, 2000 405 P.

246. Murdoch I. The Fire and the Sun: why Plato Banished the Artists. L.,1990-320 P.

247. Nelson R. S. To Say and to See. Ekphrasis and Vision in Byzantium.// Visuality Before and Beyond the Renaissance. Seeing as Others Saw. Cambrigde 2000, PP. 141-168.

248. Onians J. Art and Thought in the Hellenistic Age. L.: Princenton,1979-186 P.

249. Onians J. Bearers of Meaning: the Classical Orders in Atiquity, Middle Age and Renaissanse.L.: Princenton,1990. 386 P.

250. Pedretti C. L’Anima e il volto. // Leonardo: Studi di fisiognomica .Milan, 1991, P. 44-47.

251. Pedretti C. Leonardo and the Antique: A Bibliography. //Achademia Leonardi Vinci: Journal of Leonardo Studies and Bibliography of Vinciana 4 (1991), P. 214-44.

252. Pierenne M.H. The Scientific Basis for Leonardo da Vinci’s Theory of Perspective. //The British Journal for the Philosophy of Science 3 (19521953), PP. 169-185

253. Pirenne M. H. Optics, Painting, and Photography. Cambridge, 1970- 327 P. Politt J. J.Art and Experience in Classical Greece. Cambridge, 1972 —204 P.

254. Pordo M. The Critical Historians of Art. L., 1982- 235 P. Potts A. Michael Baxandall and Shadows in Plato’s Cave. // Art History, 1998, Vol.21, No 4.

255. Read R. Art Criticism versus Art History: The Letters and Works of Adrian Rosand D. Ekphrasis and the Generation of Images.// Arion NS 1 (1990),P61-105.

256. Rudolph C. The Things of Creater Importance- Bernard of Clairvaux’s Apologia and Medieval Attitude towards Art.L.,1990 236 P. Rosenberg H. The de-definition of Art. Action Art to Pop to Earthworks. N.Y : Horizon 1972-196 P.

257. Smalley B. Study of the Bible in the Middle Age. Cambridge, 1963 349 P. Solso R. L.The Psychology of Art and the Evolution of the Conscious Brain. Cambridge, 2000 — 350 P.

258. Vision in context: historical and contemporary perspectives on sight. Routledge, 1996- 233 P.

259. Veltman K.H. Gli studi di Leonardo da Vinci suH’ottica. //Almanacco Italiano, LXXX, 1980, P. 134-144.

260. Veltman K.H. Panofsky’s Perspective: A Half Century Later», in La Prospettiva Rinascimentale. Codifícazioni e trasgressioni. Atti del convegno internazionale di studi. Milano 11-15 ottobre 1977, Florence, 1980, P. 565584.

261. Visuality Before and Beyond the Renaissance. Seeing as Others Saw. Cambridge,2000- 460 P.

262. Walker D.P. Spiritual and Demonic Magic from Ficino to Campanella. L.,1958 —450 P.1. СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

263. Рис. 1. Альбом Виллара де Оннекура. Лист 18. XIII в. Национальная библиотека. Париж

264. Рис.2. Альбом Виллара де Оннекура. Лист 19. XIII в.Национальная библиотека. Париж

265. Рис.3. Альбрехт Дюрер. Головы в скошенных кубах. Четыре книги о пропорциях. 1528.

266. Рис.4 Пабло Пикассо. Портрет Амбруаза Воллара. 1910. ГМИИ им. A.C. Пушкина. Москва

267. Рис. 5. Скопас. «Менада». Римская копия с мраморного греческого оригинала середины IV в.до н.э. Британский музей, Лондон.

268. Рис. 6. Донателло. «Оплакивание». Фрагмент. 1456. Музей Виктории и Альберта, Лондон.

269. Рис.7. Восемь положений руки. Мел, акварель. Флоренция.ХУ в. Музей Боймен-ван Бйенинген. Роттердам,

270. Рис.8. Мазаччо. «Изгнание из Рая» Фрагмент фрески. Ок.1427 Церкви Санта Мария дель Кармине, Флоренция.

271. Рис.9. Гиельмо Ебрео. Трактат о танце (ок.1470), Париж, Национальная библиотека, MS, Italian 973, миниатюра, т.21 V.

272. Рис. 10. Санто Браско. Святая гробница Иисуса. Ксилография. 1481. Милан.

273. Рис. 11. Бартоло да Сасофератто. Течение реки. Ксилография .1483 .Милан.

274. Рис. 12 Оптические искажения горизонтальных курватур Парфенона ( In: N.Ballanos, Les Monuments de l’Acropole, pl.2, fig.2)

275. Рис. 13. Иктин и Калликрат. Парфенон. Афинский акрополь. 447- 432 до н.э. Точка зрения снизу вверх.

276. Рис. 14. Круг Фидия. « Юноши, ведущие жертвенных животных». Парфенон. 447- 432 до н.э. Деталь рельефа южного фриза Разделение поверхности рельефа на пять пространственных уровней.

277. Рис. 15. Круг Фидия «Квадрига». Парфенон. 447- 432 до н.э. Деталь рельефа северного фриза. Радиально-осевая разверстка движения на плоскости.

278. Рис.16. Круг Фидия. «Возничий ». Парфенон. 447- 432 до н.э. Деталь рельефа южного фриза. Разновекторная направленность ритмической организации движения.

279. Рис.21. Лефтвич Г. Анатомический анализ поз Дорифора ( Leftwich G.V. Polykleitos and Hippokratic Medicine //Polykleitos, the Doryphoros, and tradition. Minneapolis, 1995. P.42).

280. Рис. 22. Лисипп «Апоксиомен» Мраморная копия с греческого бронзового оригинала IV и до н.э. Рим, Ватикан. Отказ от фронтальности, пластическая композиция как система пересекающихся в пространстве плоскостей.

281. Рис. 23. Исидор Севильский. «Этимологии». Ок.бОО г. Британский музей. Лондон. Описание цилиндра.

282. Рис.24 а,Ь Гуго де Фольето. Иллюстрации трактату «De avibus» .Сер.ХИв. Британский музей, Лондон.

283. Рис 25. Джотто. Введение во храм. Капелла дель Арена в Падуе.1. Ок. 1305-1313 г.

284. Рис.26. Пьетрус Висконте. «Карта мира». 1306-1321 в. Британский музей, Лондон.

285. Рис. 27. а,Ь. Кузанский. Теория динамического слияния геометрических фигур.

286. Рис.28. Леонардо да Винчи. Постановочный рисунок драпировки ок.1470 . Изучение метода relievo.

287. Рис.29 .Мазаччо. «Крещение неофита». Фреска Капелла Бранкаччи. Ц. Санта-Мария дель Кармине. Флоренция. Ок.1424-1427.

288. Рис.30. Мазаччо. Троица. Фреска церковь Санта Мария Новелла. Флоренция. Ок. 1426-1427. Надпись на надгробном камне гласит: «Я был некогда тем, чем вы являетесь, а тем, чем я являюсь, вы еще станете».

289. Рис.31. Перспективное построение фресковой композиции Мазаччо «Троица»- вид сбоку. Церковь Санта Мария Новелла. Флоренция. 14261427.

290. Рис.32 Перспективный анализ композиции Мазаччо «Троица»- вид спереди. Фреска церковь Санта Мария Новелла. Флоренция. Ок. 14261427.

291. Рис.33. Птолемей. «Карта Ойкумены. Седьмой день творения», 1483. Библиотека Лауренциана, Флоренция.

292. Рис. 34 . Диаграммы изображающие способы расчета конических проекций с учетом фокусной точки зрения. Согласно трем методам изложенным в Географии Птолемея ( In: Edgerton S. The Renaissance Rediscovery of Linear Perspective)

293. Рис.35. Н.Кузанский. Карта мира. Изд. 1491

294. Рис.Зб. П.Тосканелли . Карта мира. Изд. 1474. Оригинал утрачен реконструкция К. Хэпгуда. (In: С.Н Hapgood. Maps of Ancient Sea Kings, P. 50.)

295. Рис40. Армилла. Угломерный прибор, описанный Птолемеем.

296. Рис.41. Леонардо да Винчи . Художник, строящий конические проекции при помощи армиллы. Атлантический кодекс. Лист 5 г. Амброзиана, Милан.

297. Рис 42. Леонардо да Винчи. Анатомия кровеносных жил. Тетради по анатомии. Лист 2, оборотный. «Древо кровеносных жил., как Птолемей изобразил вселенную в своей «Космографии».» Виндзор, Королевское собрание.

298. Рис.43. Леонардо да Винчи . Анатомия плеча. Тетради по анатомии. Лист 4, оборотный. Ок. 1501. Виндзор, Королевское собрание.

299. Рис.44. Леонардо да Винчи. Поперечное сечение черепа. 1489. Пересечение диагонали и вертикали образуют место «слияния всех смыслов» и «эманаций зрения» Тетради по анатомии. Кн.У, лист 41, лицевой. Виндзор, Королевское собрание.

300. Рис.45. Леонардо да Винчи . Оболочки луковицы и человеческой головы, разрезанной сагитально. Тетради по анатомии . Кн. V, лист 6 , оборотный. Виндзор, Королевское собрание.

301. Рис. 46 Леонардо да Винчи. Изучение пропорций человеческого тела. Рукописи Академии в Венеции. Лист 342

302. Рис.47 Кодекс Гюйгенса. Лист 7. Принципы соответствия движения членов человеческого тела движению небесных тел.

303. Библиотека Моргана (Cod М.А. 1139)

304. Рис.48. Кодекс Гюйгенса. Лист 29. Трансформация пропорций человеческого тела в момент движения по кругу. Библиотека Моргана ( Cod М.А. 1139)

305. Рис. 49. Геоцентрическая модель мироздания по Птолемею.

306. Рис. 50. Принцип равномерного кругового движения планет по эпициклам по Птолемею.

307. Рис.51. Леонардо да Винчи. Сферическое освещение сферической поверхности. 1490-93. Библиотека Института Франции. Париж

308. Рис. 52. Леонардо да Винчи. Эскиз к «Тайной вечере». Ок. 14941497. Академия, Венеция

309. Рис. 53. Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря». Фрагмент фрески: Апостолы Фома, Иаков Старший и Филипп . 1495-1497. Трапезная монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане.

310. Рис.59. Леонардо да Винчи. «Мадонна с младенцем и св.Анной».Ок. 1500-1507 Лувр, Париж. Сочетание пирамидальной организации пространства с динамикой композиционных осей

311. Рис.бО. Одно из ранних наблюдений в области законов линейной перспективы, гласит, что та часть окружности, которая расположена ближе к зрителю, будет казаться больше, чем та, которая расположена дальше.

312. Рис.61. Ф. Мауролико. «De conspîciliis». 1554. Преломления световых лучей образуемые двояковыпуклой и двояковогнутой линз.

313. Рис 62. Д. делла Порта. Зрительная пирамида расположенная перпендикулярно роговице, диаметр которой равен зрачку. « De refractione optics parle libri novem».1593.

314. Рис.63. Д. делла Порта. Зрительная пирамида, имеющая форму воронки, образ, который продиктован аналогиями с преломлением светового луча в водной среде. «De refractione optics parle libri novem» .1593.

315. Рис.64. Кодекс Гюйгенса. «Del sole. Per L’ombra prima demonstratione»(ot Солнца. Тень первая для изображения). Лист 88. Библиотека Моргана ( Cod M.А. 1139)

316. Рис.65. Кодекс Гюйгенса. «Del foco. Terza per l’ombra dimonstratione» ( От огня. Тень третья для изображения) Лист 90. Библиотека Моргана ( Cod M.А. 1139)

317. Рис.67. Кодекс Гюйгенса. «Quinita figura del terzo vedere inferiore». (Фигура увиденная сверху вниз в профиль и в фас). Лист 126 .

318. Библиотека Моргана ( Cod M.А. 1139)68.рис.68 a,b,c.

319. Корреджо. Камера ди Сан Паоло в Парме. 1519 Перспективные приемы сходные с методами построения фигуры в перспективе, которые изображены на листе 116 и 126 из Кодекса Гюйгенса.

320. Рис.69 А.Кирхер. Палатка камера обскура . Ars Magna Lucis et1. Umbrae. 1646.

321. Рис. 70. Ф.Стедман. Использование палатки с встроенной камерой обскура Я. Вермером.( In: Steadman P. Vermeer’s Camera: Uncovering the Truth Behind the Masterpieces. Oxford, 2001 .P.75,79)

322. Рис. 71. a, b, с . Типы портативной камеры обскура 17в. И. Захн. Oculus Artifïcialis. 1685.

323. Рис.72. П. П.Рубенс. Фронтиспис к трактату «Шесть книг по оптике и перспективе» (Opticorum libri sex) Франсуа Агилона. Антверпен, 1613г.

324. Рис.73. И. Торрентиус. Натюроморт.1614. Амстердам Государственный музей.

325. Рис. 74. Я. Гейн Насекомые и цветы. 1600. Амстердам Государственный музей.

326. Рис.75. Я. Верколье Портрет А. Ливенгука. 1686. Амстердам. Государственный музей.

327. Рис.76. Я. Вермер. Астроном. 1668. Лувр, Париж.

328. Рис .77 С. ван Хогстратен. Кинетоскоп(1655 -1660). Лондон, Национальная галерея.

329. Рис. 78 а,Ь,с . Ф. Стедман. Конструкция камеры обскура и ее расположение при работе Я.Вермера над композицией «Прерванный урок музыки» (In: Steadman P. Vermeer’s Camera: Uncovering the Truth behind the Masterpieces. P.l 13, 116-117).

330. Рис.81. П. Сюблейр . Харон .1747. Лувр, Париж.

331. Рис. 83. Ж.- Б.С. Шарден. «Юный рисовальщик». 1738. Национальный музей. Стокгольм.

332. Рис. 84 Ж.Б.С. Шарден. Виноград и гранаты. 1768. Лувр, Париж.

333. Рис.85.Гете. Набросок цветового круга 1793 г.

334. Рис.86. Ф.О. Рунге. Модель цветового шара. 1810

335. Рис.87. Компьютерная разверстка цветового шара Ф.О.Рунге

336. Рис.88. П.Мондриан .Эволюция. 1911. Муниципальный музей Гааги.Гаага.

337. Рис.89 Ван Гог. Автопортрет. Фрагмент. 1887-1888. Музей Ван Гога. Амстердам.

338. Рис.90. Ван Гог. Автопортрет. 1889. Музей Ван Гога. Амстердам.

339. Рис.91 Ван Гог. Череп 1889 . Музей Ван Гога. Амстердам.

340. Рис.92. Э. Уорхол. Автопортрет красно-желтый . 1986. Шелкография. Музей Э. Уорхола в Питсбурге

341. Рис. 93. Э. Уорхол. Череп желтый 1986. Шелкография. Музей Э. Уорхола в Питсбурге.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Научная электронная библиотека disserCat — современная наука РФ, статьи, диссертационные исследования, научная литература, тексты авторефератов диссертаций.

Источники:
  • http://www.dissercat.com/content/estetika-zreniya-i-teoriya-yazyka-izobrazitelnykh-iskusstv-opyt-kulturno-istoricheskogo-anal