Меню Рубрики

Современная точка зрения на развитие общества

  • Общество
  • Понятие и признаки общества
  • Сферы жизни общества
  • Общество как социальная система
  • Цивилизационный и формационный подходы
  • Типология общества
  • Типы обществ
  • Правовое государство

Общество — динамичная система. Поэтому важнейший вопрос социального познания связан с определением характера и направленности изменений в обществе. В обществознании предложены четыре основных типа социальной динамики: (1) циклический, (2) линейный, (3) спиралеобразный, (4) ризомообразный (рис. 1.3, соответственно а, б, в, г).

Рис. 1.3. Типы социальной динамики

Циклическое представление о развитии общества — наиболее древнее. Для первобытного человека время замкнуто в круг вечно повторяющихся циклов — времен года, восходов Солнца, фаз Луны. Все повторяется и в социальной жизни: законы традиционного общества направлены на поддержание стабильности, и образ жизни древнего человека на протяжении веков почти не изменялся.

Теории о линейном характере развития общества впервые появляются в Средневековье. Именно тогда возникают представления о прошлом, которое больше не повторится (сотворение мира) и будущем, которого еще не было (Страшный Суд). Развитие приобретает направленность и получает цель (установление царства божьего на земле) — круг распрямляется в прямую линию. Появляются идеи о цели истории, она приобретает смысл.

Спиралеобразная модель развития предложена немецким философом Георгом Гегелем (1770-1831). Спираль объединяет свойства линии и круга. В истории все повторяется, но каждый раз — на качественно новом, более совершенном уровне. Как и в линейной модели, история имеет цель. В качестве цели разные исследователи предлагали: построение идеального государства, достижение социальной справедливости, организацию общества на разумных началах, учреждение «царства свободы» и т.д.

Ризомообразная концепция развития общества предложена философией постмодернизма. В ботанике ризомой (от фр. rhizome — корневище) называют корневище многолетних растений, в котором отсутствует стержневой корень. Ризома состоит из побегов, переплетенных между собой, растущих в непредсказуемых направлениях, постоянно отмирающих и вырастающих вновь. В применении к обществу ризома символизирует полную хаотичность и бессмысленность социальных процессов.

Направленность и характер социального развития

Направленность и характер общественного развития также важны для понимания. Развитие само по себе есть закономерное, направленное, качественное изменение. По направленности выделяют такие формы развития, как прогресс (от лат. progrcssus — движение вперед) и регресс (от лат. regressus — движение назад). Прогресс есть совершенствование, поступательное движение от низшего к высшему, от простого к сложному, а регресс представляет противоположный тип изменений. Начиная с XVII в. мыслители Европы, рассуждая о развитии разума, личной и общественной свободы, производительных сил (эти параметры воспринимались как критерии прогресса), полагали, что общество совершенствуется. Однако есть теории, утверждающие, что развитие общества регрессивно, так как непохоже, что человек при всех изменениях науки и техники улучшается в духовном плане. Например, французский философ Жан Жак Руссо (1712-1778) считал, что человек не стал добрее за время развития цивилизации, напротив, цивилизация развратила его.

По своему характеру изменения делятся на революционные и эволюционные.

Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот) — глубокое качественное изменение, резкий скачок в развитии. Термин «революция» может применяться к обществу в целом (аграрная или буржуазная революция) и к его отдельным элементам (научная революция, техническая, культу рная). Эволюция (от лат. evolutio — развертывание) — постепенные количественные изменения. Эволюцию следует отличать от реформы — нововведения, не уничтожающего основ господствующей структуры. И эволюция, и реформа противопоставляются революции, но в разных отношениях. Говоря об эволюции, подчеркивают постепенность развития, говоря о реформах — неизменность структурной основы в ходе развития.

Модели социального развития

Модель общественного развития выделяются в зависимости от представлений исследователя о роли прогресса и революций, признания цели или бесцельности истории.

Формационная модель предложена марксизмом. Согласно этой модели, на каждом этапе развития общества люди вступают в производственные отношения, в совокупности образующие экономическую систему. Именно она определяет образ жизни человека и общества. Все остальное — идеи, теории, мораль, право — всего лишь надстройка над экономическим базисом (фундаментом).

Вся история общества определена материальными, экономическими условиями. В зависимости от этих условий выделяются пять общественно-экономических формаций:

  • первобытнообщинный строй,
  • рабовладельческое общество,
  • феодализм,
  • капитализм,
  • коммунизм.

Движение от формации к формации является прогрессивным развитием, цель которого — бесклассовое коммунистическое общество.

Смена формаций характеризуется обострением борьбы между угнетенными и угнетающими классами — рабами и рабовладельцами, феодалами и зависимыми крестьянами, рабочими и капиталистами. Подобно тому, как феодализм был ликвидирован революцией, капитализм должен уступить свое место коммунизму. По мнению марксистов, угнетенный рабочий класс при помощи революции уничтожит отмирающую буржуазию.

Обычно формации противопоставлястся цивилизация. Цивилизация — многозначное понятие, которое может рассматриваться в трех основных смыслах: как временная стадия в развитии общества, как локальный социокультурный тип и как этап развития культуры, противостоящий варварству и дикости. При описании стадиально-цивилизационной и локально-цивилизационной моделей это понятие употребляется в первых двух значениях.

Стадиально-цивилизационная модель считает фундаментом для изменений не экономику, а технику. Изменения в технике обработки земли, производства товаров, коммуникации приводят к последовательной смене стадий цивилизационного развития.

Американский социолог Элвин Тоффлер (р. 1928) полагает, что первая технологическая революция — аграрная — сформировала традиционную цивилизацию с рядом ее характерных черт. Вторая цивилизация — индустриальная — основана на машинной экономике и массовой культуре (табл. 1).

Процесс перехода к индустриальной культуре называется модернизацией (реже модернизацией называют переход к пост- индустриальной культуре). Постиндустриальной Тоффлер назвал третью волну, захлестывающую уже современное общество. Другие исследователи называют ее информационной. Эта цивилизация сформирована прогрессом в компьютерной технике, точной электронике, массовых коммуникациях, генной инженерии и биотехнологии. На смену мускульной силе и машинному труду приходят умственный труд и информатизация. Именно информация становится основной ценностью, трансформируя систему образования, воспитания, характер труда. В экономике информационный сектор преобладает над всеми остальными и начинает определять политические, духовные процессы. Наконец, развивается всемирная сеть коммуникаций, прежде всего Интернет.

Таблица 1. Сравнение традиционной и индустриальной цивилизаций

Традиционная цивилизация

Индустриальная цивилизация

Перспективы развития общества

Общество как организованная совокупность людей, объединенных схожими политическими, морально-нравственными и социальными взглядами, живущих на одной территории, конкретно очерченной географически, постоянно развивается.

Развитие общества

Основой любого общества является единство его членов. Единство людей строится на единстве их взглядов, суждений, политических позиций, а также на единстве цели.

Цели, преследуемые обществом, включают в себя устремления каждого конкретного индивида, но при этом поднимаются над всеми, потому как имеют глобальный характер. Развитие общества невозможно без постановки конкретной цели — иными словами каждая общность людей, имеющая организованный постоянный характер, имеет конкретно выработанную установку — программу действий по улучшению различных сфер своей жизни либо по сохранению уже имеющихся.

Таким образом, развитие общества всегда имело за свою основу определенную программу, выработанную либо собранием всего общества либо принятую избранным/назначенным верховным руководителем общества. Программа могла представлять собой:

— совокупность мер по совершенствованию тех сторон жизни общества, где все еще присутствуют негативные тенденции, ухудшающие жизнедеятельность людей;

— совокупность мер по сохранению и стабилизации уже совершенных положительных преобразований в основных сферах жизнедеятельности общества: экономической, политической, социальной и других.

Исторические перспективы развития общества

При различных этапах развития европейского общества наблюдались различные целевые установки. Не на всех исторических этапах общество видело конкретную перспективу в своем динамичном развитии.

Если рассмотреть Древний Рим и Грецию, то есть период Античности, на предмет наличия цели у общества, то у общества того времени преобладала цель сохранения уже действующего государственного и социального порядка.

Все социальные и политические меры были направлены на стабилизацию уже устоявшихся сфер общественной жизнедеятельности. Постановку именно этой цели можно объяснить высоким правосознанием древних граждан, активной гражданской и социальной позицией, когда члены социума принимали непосредственное участие в построении именно того государственного и социального порядка, который они хотели видеть.

Перспектива строилась на сохранении уже действующей эффективной общественной структуры. С распространением христианства в Римской империи, а затем и по всему миру, возникла точка зрения общественности о том, что для перспективного развития человечества необходимо поставить во главу угла иную цель: спасение своей души.

Улучшение бытовых сторон жизни было подчинено цели воскресения человеческих душ для Бога и Богочеловека Иисуса Христа. Стоит отметить, что постановка данной цели была крайне продуктивной для общества, поскольку помогала ранним христианам, чье число было крайне велико, переносить тяжелейшие обстоятельства и жизненные условия, и делала их более жизнеспособными по сравнению с элитными слоями римского населения, которые предпочитали комфорт своему духовному развитию.

На смену Римской империи пришла эпоха европейского Средневековья, чье общество вплотную переняло христианское вероучение, хотя значительно и исказив его. Но, как и у ранних христиан, у большей части средневекового общества перспектива своего развития заканчивалась верой в будущность каждого отдельного человека и его пребывание в вечности с Творцом.

Главной целью развития оставалось очищение души в земной жизни и нестяжательство земных благ.

Эпоха Просвещения в истории развития человеческой цивилизации ознаменовалась резким расцветом естественных наук. Религия уступила место объективному знанию, получаемому опытным и анализаторским путем.

Наука открывала перед обществом широчайшие перспективы качественного изменения всех сторон жизни: от применения плодов технологического прогресса для улучшения тяжелых бытовых условий до поднятия значимости человечества в целом как царя природы, а соответственно и позитивного общественного сознания, нацеленного на успех и новые свершения.

Современные перспективы развития общества

Нынешний технологический век знаменует эпоху глобализации и экуменизма. Мир объединяется под эгидой общечеловеческих ценностей перед лицом серьезных мировых проблем: голодания населения на обширных территориях земного шара, вымирания фауны и негативного влияния технологического прогресса на естественную среду, изменение климата, милитаризация общественных и политических отношений и других острых вопросов.

Сохранение ныне существующих мировых отношений практически невозможно без объединенного решения тех пунктов, которые раскалывают страны, препятствуя их продуктивному сотрудничеству. Можно предположить, что целью мирового сообщества должен стать коренной пересмотр военных, экономических и социальных концепций под ракурсом политики не отдельно взятого государства, а в интересах населения всего земного шара.

Без объединения усилий всех стран по решению острейших проблем современности перспективы развития представляются размытыми и неопределенными.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Современный мир: многообразие и единство, глобальные проблемы человечества
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspЛичность и моральная ответственность: что такое личность

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Современное общество: тенденции и перспективы развития.

Анализ критериев социального прогресса позволяет выделить специфические особенности современного мира, тенденции и перспективы его развития.

Прежде всего необходимо отметить глобальный, всемирный характер современной цивилизации, ее единство и целостность. Суть единого человечества заключена в его первоначале, т. е. в самом человеке. У всех людей схожие потребности, желания, интересы, они объединены Землей, дышат одним воздухом, имеют единую общность — человечество. Мир связан в единое целое: а) всеохватывающим характером научно-технического прогресса; б) процессами интернационализации мировых хозяйственных связей в производстве и обмене; в) новой всемирной ролью средств массовой информации и коммуникации; г) глобальными проблемами человечества (опасностью возникновения войны, экологической катастрофы и необходимостью их предотвращения).

Особенностью современного мира является и то, что наша цивилизация индустриально и техногенна, но в концеXX— началеXXIв. она постепенно переходит в информационную. Перспективы ее развития будут позитивны лишь в том случае, если в центре ее вXXIв. окажутся не машины, а люди. Развитие личности, создание условий для ее инициативы, для того, чтобы люди испытывали счастье и радость, — вот единственно прогрессивное направление развития человечества. А это возможно, если уже сейчас будут созданы предпосылки для компромиссного решения человеческих проблем, для преодоления конфронтации, для решения социальных конфликтов ненасильственным путем. В истории человечества, к сожалению, было много насилия и физического (которое оканчивалось кровопролитием), и идейно-нравственного. Насилие часто рассматривалось как единственно возможный путь развития общества. Для примера возьмем идеи «социального дарвинизма» (Дюринг, Гумилович) о том, что наиболее сильные, жизнеспособные общества и социальные общности побеждают слабые и властвуют над ними, или идею Маркса о классовой борьбе и о применении определенным классом (пролетариатом) различных форм принуждения в отношении других классов с целью приобретения и сохранения экономического и политического господства. Правда, уже в концеXIXв. Ф. Энгельс отмечал «совершенное изменение» условий и не исключал возможность мирного врастания старого общества в новое. Насилию нельзя приписать решающей роли в истории, а современный этап развития доказывает, что лишь ненасилие может спасти человечество. Если даже не вдаваться в морально-нравственный аспект этого вопроса, достаточно сказать, что глобальные проблемы, опасность возникновения всемирной ядерной бойни, которая приведет к «вечному миру лишь на гигантском кладбище человечества» (И. Кант), заставляют разумных людей современности стараться не прибегать к насилию ни в коем случае. М. Ганди пишет: «Единственной надеждой для страждущего мира является узкий и прямой путь ненасилия».

Характерной чертой современного мира является его многополюсность, сегментность. Человечество реализует себя в разнообразных типах обществ, этнических общностей, культурных пространств, религиозных верований, духовных традиций — все это полюсы, сегменты мировой цивилизации. Целостность мира не противоречит его многополюсности. Есть ценности, которые мы относим к общечеловеческим: нравственность; образ жизни, достойный гуманной сущности человека; доброта; духовная красота и др. Но есть ценности, которые принадлежат определенным обществам или социальным общностям: классам, нациям, поколениям, слоям, отдельным индивидам и др. В рациональном обществе речь должна идти о гармоничном сочетании и тех, и других.

Любопытно, что в современной науке поднимается вопрос о том, что сегментный, многополюсный мир не имеет перспективы в своем развитии. Прогрессировать он будет лишь в том случае, если при всем многообразии структура мира поменяется на двухполюсную, т. е. появятся два центра мира не конфронтационных, но все же конкурирующих. Это может быть стимулом к движению. Предполагается, что такими центрами могут стать Запад и Восток (при будущем усилении позиций — прежде всего экономических — Востока). Но этот вопрос остается на уровне дискуссии.

Современному миру свойственна и противоречивость. Противоречия надстраиваются одно на другое, как этажи многоэтажного дома: между человеком и природой, государством и личностью, сильными и слабыми странами, возможностями и потребностями человечества в природных, материальных, энергетических ресурсах, в сырье и др. Противоречия современного мира порождают глобальные проблемы человечества, т. е. те проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всех народов планеты и представляют угрозу для ее выживания, а поэтому требуют неотложного решения, причем усилиями народов всех стран. Среди наиболее серьезных глобальных проблем следует назвать проблемы предотвращения мировой бойни, экологической катастрофы, развития и совершенствования образования и здравоохранения, обеспечения населения Земли природными ресурсами (сырьем, продовольствием, источниками энергии) или нахождения их заменителей, преодоления возрастающего разрыва в уровне и доходах различных стран, ликвидации голода, нищеты и др.

До степени антагонизма противоречия эти обострились в последние десятилетия в связи с использованием достижений научно-технической революции. НТР явилась объективным условием, но отнюдь не причиной перерастания этих проблем в глобальные. Война веками рассматривалась как эффективный способ политических действий, способ запечатления социальным субъектом своей роли в истории. Сегодня мы становимся свидетелями формирования в массовом сознании принципиально нового отношения к войне (пока — к мировой) как к явлению абсолютно неприемлемому. За полвека после создания ядерной бомбы пройден огромный путь от изумления, эйфории до обыденного ужаса, способствующего все более полному восприятию идеи ненасилия, развитой мыслителями XIX—XXвв. Мировое сообщество все больше усилий прилагает ради свертывания гонки вооружений. Реальностью становятся отказ ведущих государств мира от воспроизводства наиболее антигуманных биологических и химических средств массового уничтожения, свертывание научных разработок в сфере модернизации ядерного оружия, приостановки испытания ядерного оружия. Возникают организации, занятые проблемой ограничения производства оружия в мире, созданием системы международной безопасности. Определенные прогрессивные изменения налицо. С конца 80-х годов впервые вXXв. социологи констатируют формирование тенденции к уменьшению военных расходов в большинстве государств или по крайней мере к их стабилизации. Однако мир продолжает оставаться перенасыщенным оружием. В борьбе с милитаризмом приходится учитывать, что оружие обладает свойствами «идеального товара»: быстро устаревает и, следовательно, требует постоянной модернизации, замены; при использовании самоуничтожается; в процессе самоуничтожения уничтожает другие материальные ценности, освобождая тем самым рынок. Поэтому производство оружия неизменно рентабельно с экономической точки зрения.

На наших глазах меняются основные формы использования вооруженного насилия. Наряду с войнами (по подсчетам ЮНЕСКО их не менее 50 ведется в мире) нарастает эскалация терроризма. Он используется при обострении конфликтности между религиозными, этническими группами, может быть вызван экономическими причинами (в связи с изменением сфер влияния в теневом бизнесе — между кланами мафии, например). Совершенствование оружия, вероятность создания «портативного» ядерного оружия ведет к глобализации террористической угрозы. Поэтому сегодня столь важное значение приобретают терпимость, толерантность в социальном диалоге, взаимоуважение социальных субъектов как предпосылка ненасилия.

С помощью средств ведения войны сегодня можно многократно уничтожить жизнь на Земле. Однако эта страшная, губительная для биосферы нагрузка остается в основном потенциальной, чего нельзя сказать о нагрузке, связанной с трудовой активностью людей. Последняя в настоящее время близка к критической и в недалеком будущем способна привести к разрушению биосферы — не столь молниеносному, как в войне, и от того, возможно, еще более мучительному. Современный экологический кризис выражается в изменении климата; в загрязнении природы — воды (Арал, Байкал и др.), земель, воздуха; в истончении озонового слоя («озоновые дыры»).

Приведем лишь несколько примеров, которые без всяких комментариев показывают крайнюю тревожность ситуации и необходимость человеческих действий по спасению среды обитания. Природные ресурсы: за 40 лет после Второй мировой войны было использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю; запасы минеральных ресурсов по расчетам ученых истощатся через несколько десятилетий. Лес: его вырубка в 18 раз превышает прирост. Почва: 1 см чернозема накапливается за 300 лет, а погибает сейчас за 3 года. Океан: нефтяные пятна, отходы, содержащие фосфор, свинец, радиоактивные элементы, которые на 1 кв. км поверхности составляют 17 т. Пресная вода: 80% всех болезней вызваны недоброкачественной водой. Воздух: 115 млн. легковых автомобилей только в США поглощают кислород, выбрасывают вредные вещества — примерно 150 млн. т. Одна из экологических проблем — потепление климата. В настоящее время температура на планете на 0,6 градуса выше, чем 100 лет назад. К концу следующего века она может возрасти на 2,5—5,5 градусов. Под влиянием глобального потепления уровень моря поднимется на 0,5—2 м. Это нанесет огромный ущерб большинству государств.

История человечества учит нас, что всегда существовала необходимость согласования человеческой деятельности с возможностями природы. Судьба общества во многом определяется тем, что происходит вокруг нас по законам, от нас не зависящим. 2,5 тыс. лет назад в Южном Китае назревал экологический кризис: население быстро росло, но пищевые ресурсы не прибавлялись. Выход нашел человек: он открыл эффективную технологию поливного рисоразведения. Рис стали высаживать в чеки, полностью залитые водой. Кроме того, в чеках стали разводить рыбу, которая снимала труд прополки рисовых плантаций, удобряла почву, служила пищей. Возникли новые гармоничные отношения человека и природы. Кризис был снят, а на этой основе возникла удивительная цивилизация. Решить экологическую проблему—в силах человечества, но для этого оно должно регламентировать деятельность общества, согласовывать «стратегию общества» и «стратегию природы», учитывать особенности развития природных систем. И тогда общество обретет стабильность в своем развитии, достигнет расцвета экономической деятельности, техники, искусства, проявления творческой индивидуальности человека.

Разумность цивилизации («ноосферность») — необходимая черта современного мира. Под биосферой обычно понимают оболочку Земли, в которой сосредоточено все живое, но деятельность человека может разрушить ее, а может поддержать и развить ее многообразие, ее способности к адаптации. В. Вернадский раскрыл введенное французскими учеными понятие «ноосфера». Для него ноосфера — это новое эволюционное состояние биосферы, связанное с возникновением и развитием в ней человеческого общества. Это — взаимодействие природы и общества, в котором разумная деятельность человека является главным фактором развития. Человечество рассматривается в единстве с природой как целостная система «земная планета — человечество», и жизненность этой системы всецело зависит от человеческого разума. Академик Н. Моисеев использует понятие «рациональное общество», под которым он понимает общество, идущее в эпоху ноосферы, т. е. к состоянию, которое необходимо человечеству, чтобы сохранить возможность дальнейшего развития 1 .

Разумное, нравственно полноценное, рациональное общество — вот так мы представляем себе будущее XXIвека. Каким образом человечество может добиться этого, спасти себя и продвинуться по пути прогресса?

В качестве «категорического императива» социального процесса могут быть рассмотрены бесконечное многообразие социальных изменений как основа прогресса общества и принцип ограничения этих изменений критериями природосообразности и самосохранения. Если же говорить более подробно, то можно выделить такие тенденции, как:

глобализация социальных изменений наряду с их индивидуализацией и демассофикацией, что ведет к возрастанию роли личности;

развитие открытости общества, обеспечиваемой восстановлением форм полноценного диалога общества и природы;

углубление системности, комплексности, взаимосвязанности развития экономической, социально-политической, духовной сфер жизни общества;

распространение толерантности, взаимной терпимости в отношениях между социальными субъектами, сознательный отказ от единообразия как цели социальных изменений;

преодоление антагонизма между общечеловеческими, групповыми и индивидуально-личностными целями общественного развития;

развитие как универсальных в социальной практике

принципов взаимного ограничения и взаимного стимулирования неравенства и равенства, свободы и ответственности.

Не утратить, а развить, проявить, отразить бесконечное многообразие мира и сохранить при этом его целостность — вот смысл существования социального и границы новой специфической меры свободы и ответственности для каждого человека, народа, общества.

Каковы основные формы социальных изменений? В чем их сущность?

Как Вы полагаете, в какой форме осуществляются социальные изменения в современном российском обществе?

Что такое социальный прогресс? Проанализируйте различные подходы к его определению.

Каковы критерии социального прогресса?

Каковы основные черты и особенности современного мира? В чем его противоречивость?

Каковы основные тенденции и перспективы развития современного общества?

Проблемы и перспективы современного общества

Современная цивилизация с точки зрения развития взаимодействия человека и техники. Характеристика информационно-технического общества и глобальные проблемы человечества. Основные идеи современного понимания цивилизации и модели будущего развития общества.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 09.09.2015
Размер файла 30,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки России

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Московский Государственный Университет Экономики, Статистики и Информатики (МЭСИ)

Проблемы и перспективы современного общества

Студентка 2 курса

1. Современная цивилизация с точки зрения развития взаимодействия человека и техники

2. Характеристика информационно-технического общества

3. Глобальные проблемы человечества

4. Основные идеи современного понимания будущего мировой цивилизации

Список используемой литературы

1. Современная цивилизация с точки зрения развития взаимодействия человека и техники

На рубеже третьего тысячелетия в философско-социологическую литературу данного этапа цивилизации прочно вошли такие понятия, как «техногенная и индустриальная цивилизация», определение которых разрабатывались западными философами. Античная философия в лице великих Платона и Аристотеля настойчиво концептуировала слово «технэ». Слово «технэ» описывает особый род занятий, которые направлены на производство и конструирование. Технэ — это продуктивное знание, которое своей конечной целью имеет создание чего-то нового, нового бытия.

Греки задаются вопросом: где находятся источник движения в развитии технэ? Сравнивая способность природы к творчеству и развитие творчества человека, они приходят к мысли, что в природе источник развития находится в самом объекте природы, в технэ источник развития коренится в мыслящей душе того, кто осуществляет технический процесс, т.е. осуществляет производство. Общим является наличие цели в реализации формы. В природе эта цель имманентная самому процессу развития, в технэ — цель ставит человек. При этом греки считали, что акт целеполагания у человека сходен с природным актом развития формы, и в этом процесс производства аналогичен процессу порождения в природе, однако технэ способна совершенствовать созданное природой.

Прежде всего, для пользы человека. Польза так же разнообразна, как и потребность человека. В древности потребности человека удовлетворялись мастерами и ремесленниками. Их труд носил характер технэ и восторгал греков. Произведения искусства дополняли гармонию природы. Для греческой цивилизации технэ как условия существования человека носит гуманистический характер, входит в мир человека. В то же время греки подмечают опасность, которую техника несет для человека. Софокл пишет о « чудовищной» силе, которую дала техника в руки человека. Она сделала его владыкой земли и моря, дала ему возможность учредить государство и развивать культуру и даже вооружила его против смерти. Но так как человек с изобретением техники получил в свои руки неожиданное интеллектуальное средство, он находится на перепутье между добром и злом.

Философский подход к анализу развития техники и общества ставит вопрос о познавательных возможностях человека и их технической реализации. С 17 в. этот вопрос предстает как вопрос о взаимообусловленности науки и техники. На современном этапе общественного развития философия техники ставит проблемы, связанные с новой формой экзистенции человека, обусловленной развитием науки и техники. Прежде всего, это проблема формирования новой концепции природы. Современная техника не может исходить из старой парадигмы понимания природы как пассивного поставщика средств существования для человека. Речь идет о новых формах приспособления общества к природе, приспособления в том смысле, что в технологии производства должны быть включены компоенты, способствующие природному воспроизводству, восстановлению. Теперь в технэ не только творчество воспроизводства из естественного материала, но и воспроизводство самого естественного материала.

Философия в современном обществе ставит проблему человека, создающего и использующего технику. Здесь важной составляющей является проблема коммуникаций в обществе, создание новых, искусственных языков, например языков программирования. Новые формы коммуникаций требуют соответствующего логического аппарата, увеличения технической оснащенности субъектов коммуникации. Происходит изменение ментальности людей, в цивилизованных странах стираются этнические различия. Многие процессы протекают противоречиво, а иногда принимают угрожающие человеку формы. Этим порождаются многочисленные « антитехнические» течения и концепции. Такая борьба отражает идущие на протяжении всей истории существования техники споры о ее воздействии на человека.

2. Характеристика информационно-технического общества

С появлением новых технических средств и новых технологий в социальной философии формируется новый подход к рассмотрению развития общества, базирующегося на этих новых технологиях. Этим подходам стали характеристики общества как постиндустриального. Почему можно говорить о постиндустриальном обществе, если оно активно развивает индустрию, производство, технологии? В современном обществе пересматривается отношение к природе и всей окружающей среде как к условию развития производства. Происходит бурный рост индустрии знаний, в которую перемещается все больше и больше людей и ресурсов. Сегодня в развитых странах система образования превращается в ведущую отрасль человеческой деятельности. Сфера образования, область научных исследований, технических разработок, сфера телекоммуникаций и компьютерной деятельности, средства массовой информации, книгопечатная и библиотеки — в этих отраслях деятельности, в этой индустрии знания в современных условиях производится более половины национального продукта высокоразвитых стран.

Функционирование знания в современном обществе имеет еще один важный аспект. Информация как вид знания необходима современному человеку не только для того, чтобы создавать материальные и культурные блага, но и для того, чтобы формировать у граждан определенную экономическую, социальную и политическую позиции. Без развитого самостоятельного мышления, без умения анализировать информацию из названных выше областей не может быть сформирована личность в современном обществе. Свободное демократическое общество строится на свободном доступе к информации, способности к ее переработке. Социальные знания и политическая информация нужны всем людям, если они хотят жить в свободном обществе. Для того чтобы выполнять гражданский долг в современном обществе, также необходимо иметь информацию и владеть способами пользования информацией.

Огромная роль информации и рост знаний дали толчок к представлению современного общества как общества, в основе развития которого находится развитие информации и знания, а не труд и капитал, как утверждается в формационном подходе. Западный философ и социолог Е. Масуда полагает, что классы и слои в социальной структуре современного общества заменяет социально недифференцированные « информационные сообщества». В перспективе рисуется проект глобальной электронной цивилизации на базе синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики, полагает другой социолог, Дж. Пелтон. Компьютерная революция приводит к постепенной замене традиционной печати электронными книгами. Социальные и политические измерения в современных информационных обществах предлагается рассмотреть как следствия развития новых технологий, которые изменяют также способы социальной коммуникации.

На базе лавинообразного роста технических средств получения и переработки информации, роста количества информации, предназначенной для гражданского общества, формируется новый тип потребителя информации. Потребности личности меняются в своих приоритетах. Личность строит технологию поведения на основе обширной информации. Образование для современного человека имеет своей целью не столько обучить традиционным алгоритмам в мышлении и практике, сколько умению выбрать необходимую информацию в соответствии со своими потребностями, принимать самостоятельное решение. Действия, основанные не на традиции, а на информации, — характерная черта современного человека. В то же время в мыслительном процессе человека многие функции копируются искусственным интеллектом, который заменяет рутинные формы интеллектуальной деятельности. Техника вторгается во все сферы жизни современного человека даже в такие интимные, как деторождение, что приводит зачастую к «обожествлению» техники. Появляется иллюзия, что в скором будущем человек с радостью расстанется со многими видами традиционной деятельностью, поскольку, будучи технологичной, она может быть выполнена машиной. Осуществляются также попытки представить алгоритмы решения нравственных, политических и социальных проблем на основе машинных технологий. Однако приходится признать подобную перспективу развития неудовлетворительной. У человека всегда присутствует способность личностной оценки и интерпретации информации. Этот личностный компонент есть составляющая человеческого Я. Помимо знаний, которые можно хранить в опредмеченной форме, человек обладает верой, интуицией, чувствование и другими компонентами жизнедеятельности. Это относится и к ментальным структурам. Ментальные структуры придают как личности, так и обществу неповторимость, они, в конечном счете, отличают человека от других объектов среды.

Главная перспектива развития современного информационно-технократического общества — в создании плодотворной гармонии между развитием знания и технологий, с одной стороны, и способностью к адекватному развитию темпов приспособления человека к собственным результата деятельности — с другой. Остановить прогресс невозможно, но разработка определенных амортизаторов при взаимодействии не готовы к этому социумов с новыми технологиями реальна. Эту проблему можно также представить как технологическую в условиях информационно — технократического общества.

3. Глобальные проблемы человечества

Сегодня человечество переживает глубокий кризис. По-видимому, глубочайший из всех, что были в истории. Кризисность нынешнего момента не просто субъективное ощущение множества людей, особенно в современной России. И она связана вовсе не с тем внешним, хронологическим обстоятельством, которое в прошлом в аналогичных случаях приводило людей к мыслям о конце света, повергло их в мистический страх и трепет. Сегодняшний кризис обусловлен, для всех очевидными новыми явлениями планетарного масштаба. Их легко сравнить с теми угрозами, что встречались человечеству в прошлом, чтобы увидеть безрадостную уникальность нынешней ситуации, глубину и беспрецедентность новых опасностей.

Специалисты выделяют от двух-трех до примерно десяти острейших, неотложных проблем, стоящих сегодня перед мировым сообществом. Эти проблемы можно условно разделить на два класса. Один из них связан с отношением между человечеством (обществом) и природой, другие — соотношениями внутри сообщества людей (между странами, народами, различными группами населения Земли). К одному классу проблем следует отнести, прежде всего, угрозу экологической катастрофы на Земле, а также минерально-сырьевой кризис и, в известной мере, проблемы здоровья, жизни (физического выживания, сохранения собственной идентичности вида Homo sapiens). Последние можно рассматривать как «стыковые», они непосредственно связаны одновременно и с отношением общество — природа, и с отношениями внутри человеческого сообщества.

К проблемам другого класса, так сказать, «внутрисоциального» характера, относится, прежде всего, проблема предотвращения мировой войны с использованием современных средств массового поражения, а также прекращения гонки вооружений, сокращение непомерного экономического и культурного разрыва между населением наиболее развитых стран мира и огромной массой беднейшего населения, проживающего в странах, деликатно названных «развивающимися» (проблемы Север-Юг). Можно заметить некоторую условность отнесения проблем к разряду « глобальных». Действительно, в чем состоит критерий (основания) «глобальности»? Если вдуматься, дело не только в том, что есть вопросы, постоянно волнующие человечества во всех концах планеты. Таких вопросов множество, но далеко не все из них принято называть глобальными. К последним, пожалуй, относят только наиболее злободневные, острые, тревожные — такие, к решению которых зависит судьба человечества, само его выживание. Но все ли из названных выше проблем отвечают указанному критерию глобальности? В отношении некоторых сомнения нет. К таковым относится проблема предотвращения мировой войны и экологическая проблема, т.е., по существу, спасения человека от самого себя, от изобретенных им средств уничтожения и спасения природы от человека, от недопустимого, гибельного техногенного давления на « среду обитания». В этих двух отношениях люди, видимо, вполне осознали свою необыкновенную мощь, к сожалению, отрицательно зараженную.

Характерной чертой глобальных проблем современности является наличие теснейшей взаимосвязи, взаимовлияния между ними. Одни из них порождают другие. По существу, глобальные проблемы — это сложный клубок. Так, обездоленность, нищета, голод на одном полюсе и изобилие, роскошь, пресыщенность на другом закономерно вызывают зависть, злобу, культивирование «образ врага» среди населения и, соответственно, обострение отношений между народами и государствами, рост вооружений, а далее — конфликты, вплоть до крупных вооруженных столкновений.

В свою очередь, наращивание экономической и военной мощи в современных масштабах далеко не безобидно в экологическом плане, оно порождает непомерно, жесточайшее давление на природу. Последнее просто не выдерживает и отвечает нам, людям, «взаимность». В этих условиях не может не пострадать человеческая телесность, складывается реальная угроза выживанию человека как биологического вида, даже в случае отсутствия крупномасштабных военных столкновений. Объективная взаимосвязь и взаимообусловленность глобальных проблем делает нерациональными, бессмысленными попытки раздельного, обособленного их рассмотрения и решения. В этом случае, как нигде, требуется системный, комплексный подход. Причем, он должен осуществляться коллективными, совместными, скоординированными усилиями субъектов мирового сообщества — народов, государств, общественных объединений.

4. Основные идеи современного понимания будущего мировой цивилизации

Представления о будущем всегда играли важную роль в истории общественной мысли. Особое значения предвидение будущего имело в переломные эпохи истории человечества. На рубеже второго и третьего тысячелетий развития человечества проблем будущего земной цивилизации приобретает особую актуальность. По какому пути пойдет человечество? По сути, указанному идеологами современных западных стран, или по пути, определенному в манифестах коммунистических партий? А может быть, для человечества возможны другие перспективы развития. Законы развития общества, как известно, имеют объективно — субъективный характер. Это означает, что на основе объективных тенденций развития общества создается концепция будущего пути формирования общества. Поэтому можем сказать, что проблема выбора той или иной страной своего будущего зависит от конкретно — исторической ситуации, а также от правящей идеологии, которая и будет определять путь развития страны.

В современной отечественной и мировой философской и социальной мысли существуют различные модели будущего развития общества. Наиболее известные из них теории запанных идеологов, связанные с постиндустриальной, постмодернистским обществом, а также постхристианской цивилизацией. Все это концепции общества возникли под влиянием научно-технической революции, получившей свое широкое развертывание после Второй мировой войны. Абсолютизация научно-технических возможностей современной западной цивилизации привела к созданию теории технотронного общества, ведущего к власти технократов, а также концепции информационного общества, связанного с всеобщей компьютеризацией постиндустриального общества. Теория постиндустриального общества (информационной цивилизации) — одна из наиболее известных концепций будущего общества. Близкой к модели постиндустриального общества является теория «государства всеобщего благосостояния», которое в специальной литературе обозначает страны, западные, демократические, с социально-ориентированной рыночной экономикой (более точно, общества с экономикой смешенного типа). Дальнейшие развитие государства всеобщего благосостояния связано с движением к «сегментарному» обществу, а именно: наряду с двумя секторами смешанной экономики появляется третий сектор-совокупность добровольных организаций, стимулирующих активность общества, поддерживающих плодотворное сотрудничество с государственными организациями социального обеспечения.

В последнее время широкое распространение получает идеология неоконсерватизма, делающая ставку на частную собственность, свободный рынок и конкуренцию. Неоконсерватизм обосновывает необходимость денационализации, приватизации государственной собственности западных стран. Близким, но не тождественным неоконсерватизму является неолиберализм, идеологии которого считают, как мы отмечали выше, что человечество достигло либеральной стадии своего завершающего поступательного движения, и только «перспектива мгновенной скуки,- отмечает Фукуяма, — может вынудить историю человечества взять еще один, новый старт».

Противоположность западным моделям либерального будущего до недавнего времени являлись различные концепции социализма, перерастающего в коммунистическое общество. В современных странах, как социалистических, так и постсоциалистических, а также в развивающихся существуют многочисленные теории социализм: от социал-демократического до мусульманского. Практика социализма в бывших странах социалистической ориентации показала односторонний характер коммунистической идеологии. Разумеется, нельзя полностью отвергать коммунистическое учение, гуманистические моменты в марксистской идеологии были, и их надо сохранять и использовать при создании новой идеологии.

Все же думается, что будущее мировой цивилизации связано не с технотронным обществом, абсолютизирующим технологическую сторону прогресса, не с коммунистической перспективой, в которой человек превращается в безликую часть тотального государства, а с гуманистическим обществом. Гуманистическое общество будет подлинно человеческим обществом достойных и свободных людей, стремящихся к знаниям, гармонически сочетающих в себе духовные, материальное, физическое и экологическое богатство личности, при приоритете, разумеется, духовного совершенствования человека. Это будет общество социального гуманизма, которое, наконец-то, станет подлинно человеческим обществом реального гуманизма. Не капитализм, не социализм, а новое гуманистическое общество — такова цель будущей мировой цивилизации глобального гуманизма.

Список используемой литературы

общество человечество цивилизация

1. Современная философия: учебник / В.А. Канке — 2-е изд.-М.: Издательство «Омега — А» 2011 г.

2. Основы современной философии: Учебник для высших учебных заведений. 4-е изд., доп.- СПб.: Издательство «Лань», 2002.

Современное общество: тенденции и перспективы развития.

1. В обществе непрерывно происходят различные социальные процессы, которые могут приводить к возникновению новых элементов и исчезновению ранее существовавших элементов и отношений между ними. В этом случае мы говорим, что система подвергается изменению. Проблемы социальных изменений находились в центре внимания ученых с момента возникновения социологии как самостоятельной науки.

В процессе развития социума просматриваются две основные модели поведения общественных систем, две основные формы социальных изменений — эволюция и революция.

Представители эволюционной социологии (О. Конт, Г. Спенсер и др.) пытались доказать единство законов развития в физическом и социальном мирах. Спенсер, подобно биологам, различающим «высшие» и «низшие» по уровню организации организмы, представляет эволюцию как внутренне направленный процесс появления все более сложных социальных форм.

Основные источники развития социальных процессов — это противоречия и способы их разрешения. При этом выделяются противоречия антагонистические и неантагонистические, внутренние и внешние, разрешаемые мирно и средствами насилия, вооруженной борьбы.

Социальная революция — способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в крайне неравновесном состоянии. Какие из отклонений от привычного развития станут толчком, определяющим новый облик системы, в условиях ломки структуры общества предсказать трудно. Развитие оказывается прерывным, часто определяется случайными факторами. Социальная революция — это высшая точка социального конфликта. В революционные эпохи темпы развития ускоряются, в активную социальную деятельность вовлекаются широчайшие массы народа. Вместе с тем нарушение «равновесия», «баланса» социальных сил, дестабилизация системы ввергают общество в атмосферу беспорядка, насилия, чреваты трагическими последствиями. Разрушительные действия увеличивают хаос, энтропию.

Если представить на схеме модель общества, то можно выделить ядро (базовую систему духовных, этических и эстетических ценностей), центральную область (сферу экономики, науки, техники) и внешнюю оболочку (политическую и юридическую сферы)[7].

политические идеи и политическая практика

(традиции и политическая и юридическая

оболочка)

ядро: отличительная культура, система

область экономики, науки,

Развитие общественной системы может идти извне, когда политическая сфера провоцирует культурные мутации. Обычно инициатива исходит от других цивилизаций. Возможен и иной путь: через естественные изменения собственной культуры к изменениям в экономике и соответствующему политико-юридическому оформлению. Первый путь — революционный, путь агрессии против чужой культуры. Второй — эволюционный путь поступательного перехода от низшей ступени к высшей, путь традиционный и гуманный.

Важным является вопрос о направленности социальных изменений и о факторах, обусловливающих их.

Возьмем современное общество. Конец XX в. подвел человека к таким рубежам, за которыми начинается совершенно новый этап его истории. Это — век технических свершений, человек впервые, преодолев силу земного притяжения, вырвался в космос, средства транспорта и связи сократили время и расстояния. Человечество превращается в единый организм, в нем возникают некоторые общие стандарты поведения, государственного устройства, без которых трудно организовать необходимое взаимодействие внутри возникающей планетарной общности.

В то же время наш век обрушил на человечество невиданные ранее войны и катастрофы. Могущество цивилизации сделалось угрозой для жизни ее создателей, и проблема сохранения жизни на Земле стала реальностью. Ответ на вопрос о направленности социальных изменений и о факторах, обусловливающих их, как видим, далеко не однозначен.

Представление о том, что изменения в мире происходят в направлении от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, возникшее в глубокой древности, противостояло концепциям регресса (нисходящая линия развития от древнего «золотого» века — Гесиод, Сенека), а также теориям циклического круговорота, повторяющего одни и те же стадии (Платон, Аристотель).

2. Идея прогресса начала утверждаться в науке с XVII—XVIII столетий (Бэкон, Вольтер), впоследствии она стала общепризнанной.

Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нем, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального производства и благосостояния людей, осуществляется и развивается человеческая личность.

Социологическое понятие прогресса неизбежно включает проблему взаимоотношения личности и общества. И здесь нельзя не согласиться с определением социального прогресса, данным русским социологом П. Л. Лавровым: «Прогресс, как смысл истории, осуществляется в росте и скреплении солидарности, насколько она не мешает развитию сознательных процессов и мотивов действия в личностях, точно так же как в расширении и уяснении сознательных процессов и мотивов действия в личностях, поскольку это не препятствует росту и скреплению солидарности между возможно большим числом личностей»[8].

Прогресс как понятие можно применять к системе в целом и к отдельным ее элементам. Для примера возьмем сферу материального производства. Совершенствование средств и организации труда ведет к росту его эффективности, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания. Мы бесконечно далеко ушли от примитивной культуры наших предков восьмитысячелетней давности. Они даже представить себе не могли, что поля можно обрабатывать машинами, что хлеб можно выпекать, не прикасаясь к нему руками, что можно получать энергию от мощных электростанций и в считанные часы преодолевать расстояния во многие тысячи километров. Современная цивилизация, индустриальная и техногенная, создавшая огромные промышленные комплексы, превратившая развитие техники и научных знаний в ведущую детерминанту общественного развития, — это следствие прогресса.

Произошли изменения и в характере трудовых отношений. Рабство Древнего мира сменилось феодальным устройством, основанным на отношениях вассальных, а оно в свою очередь уступило место системе наемного труда.

Научно-технический прогресс (машинизация и автоматизация) определяет другие стороны прогресса: урбанизацию, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни. Все эти стороны прогресса теснейшим образом взаимосвязаны.

Однако отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Ряд ученых считают, что надежды на безграничный прогресс, составляющий ядро «новой религии», призванной заменить Град Божий Земным Градом, не оправдались. Все большее число людей начинают сознавать, что:

— неограниченное удовлетворение желаний не является путем к счастью и даже к получению максимального удовольствия;

— экономический прогресс коснулся лишь ограниченного числа богатых наций, пропасть между богатыми и бедными увеличивается;

— независимыми хозяевами своей жизни мы не стали, а стали винтиками бюрократической машины;

— технический прогресс создал опасность окружающей среде и угрозу ядерной войны;

— человек, превратившись в сверхчеловека, наделенный сверхчеловеческой силой, пока не поднялся до уровня сверхчеловеческого разума.

Причину столь неутешительных последствий прогресса Э. Фромм[9] и ряд других авторов видят в самой индустриальной системе, в том, что ее психологическими посылками являются себялюбие, эгоизм, алчность, которые порождены данной системой и отнюдь не ведут к гармонии и миру. Людей все больше привлекает все механическое, безжизненное, все сильнее охватывает жажда разрушения. Оказывается забытым человек, который отторгнут от общества, потерян в современном индустриальном мире. Кризис личности — одна из самых сложных проблем, порожденных современной цивилизацией, современным индустриальным миром.

Конечно, прогресс не представляет собой прямолинейной дороги развития общества. Социальные изменения гораздо более сложны и противоречивы. Типы и темпы их различны: возможны застойные явления, попятное движение, топтание на месте, движение по кругу. Несколько веков совершенствования сменяются периодами упадка, и человечеству вновь приходится бороться за те принципы, которые, казалось, были уже прочно завоеваны.

Для определения уровня прогрессивности того или иного общества в социологии традиционно используются два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Как прогрессивное, соответственно, характеризуется то общество, в котором достаточно высоки (по сравнению с другими обществами) оба эти показателя, первый из которых порой называют «базисным», а второй — «надстроечным». Однако в современной ситуации все очевиднее становится недостаточность использования этих двух критериев при определении уровня прогрессивности социальных изменений.

Первый критерий социального прогресса — уровень производительности труда — в наибольшей степени сохранил свою роль критерия, отражающего состояние экономической сферы жизнедеятельности общества. Хотя уже сегодня необходимо учитывать принципиальные изменения, которые происходят в этой сфере. На основе компьютерной техники в экономической жизни реализуется то, что А. Тоффлер назвал «альтернативным будущим»: переход от стандартизованного массового обслуживания населения к учету потребностей каждой индивидуальности, создание «малых сетей» производства, отработка «мягких технологий», переход в экономике от централизации к децентралиии и автономии, от концентрации к диффузии, от иерархии к независимости, от унификации к многообразию, от Скопления масс людей на производстве и скученности городов к надомному труду и децентрализованным общинам. Персональная информатизационная система предоставляет Новые возможности личности выступить в роли самостоятельного производителя, особенно при производстве новой Основной ценности — информации, наиболее рентабельного товара- «ноу-хау».

Наряду с интеллектуальным трудом все большее значение приобретает труд в сфере социального обеспечения и обслуживания. Если индустриальное общество определялось качеством товаров, выражающим уровень жизни, то постиндустриальное определяется качеством жизни, измеряемым обслуживанием и услугами — здравоохранением, образованием, развлечениями и искусством (Д. Белл). С изменением соотношения физического и умственного труда, пропорций сфер труда усложняется проблема подсчета средней производительности труда как критерия, используемого при определении прогрессивности общества. Однако в целом Роль этого критерия сохраняется.

Второй критерий — уровень свободы личности — долгое время считался комплексно отражающим прогрессивность социально-политических изменений в обществе. Однако феномен «бегства от свободы» (Э. Фромм), столь ярко представленный в современных социологических исследованиях, заставил усомниться в универсальности свободы личности как цели социально-политического развития общества. Человек нуждается не только в свободе, но и в ответственности за других. И отнюдь не всякая социально-политическая организация общественной жизни предоставляет личности возможности полноценно удовлетворять и первую и вторую потребность. Осознание данного факта могло произойти, очевидно, не раньше современного периода, когда Развитие демократии во многих странах мира достигает стадии, на которой становятся явственно ощутимы ее «пределы роста». Сегодня необходимостью стало преодоление представлений о свободе личности как единственной цели социально-политического развития. В связи с этим второй критерий прогресса может определяться как Уровень развития социально-политических средств обеспечения потребности членов общества в свободе и ответственности.

Однако мало того, что формулировка второго критерия представляется некомплексной. Нетрудно заметить, что в самом наборе критериев социального прогресса пока имеется существенный пробел.

Традиционно комплексный анализ жизни общества, социальных изменений осуществляется через исследование состояния трех основных сфер — экономической, социально-политической и духовной. Последняя (очевидно, не по значению) пока никак не отражена в критериях прогрессивности общественного развития. По-видимому, это можно объяснить тем, что, с одной стороны, духовной сфере очень часто в социологии отводилась роль необязательного украшения, орнамента, оформляющего «реальные» экономические и политические процессы; с другой — даже увидев и поняв, сколь велико значение духовной сферы в жизни общества, чрезвычайно затруднительно выделить определенный, операбельный критерий, характеризующий уровень духовной жизни общества, позволяющий сопоставить прогрессивность духовной жизни разных обществ. И все же попытки такого рода предпринимаются. На наших глазах ценностный подход все глубже проникает в ткань социологических исследований. Эта тенденция отражает суть того явления, которое называется в современной социологии веберовским ренессансом. Анализ ценностей, нравственных мотивов экономической и социально-политической активности людей становится неотъемлемой частью характеристики всего процесса развития общества в целом. «Внутреннюю духовную жизнь людей, внутренние импульсы их активности трудней всего прогнозировать, но именно от этого зависит в конечном итоге и гибель, и спасение цивилизации, — писал А Д Сахаров. — Я убежден, что «сверхзадачей». прогресса является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной ^ смерти, но и сохранить в человечестве все человеческое».[10]

Таким образом, в социологии выявляется третий критерий, позволяющий определять уровень прогрессивности того или иного общества — уровень нравственности в обществе. По-видимому, именно третьему критерию прогресса предстоит, развившись и оформившись, стать интегральным критерием, сводящим воедино все многообразие подходов к проблеме прогресса, отражающим тенденцию гармонизации социальных изменений. В третьем критерии прогрессивности социальных изменений отражены также два критерия, которые выделил А. Энштейн для характеристики научного познания: критерий изящества (соответствие научного познания внутреннему совершенству) и критерий красоты (соответствие научного познания внешнему оправданию, сочетающемуся с внутренним совершенством). Социальные изменения прогрессивны при условии, что они отвечают «критерию изящества», т. е. внутренне совершенны, оптимально (по времени, по затрате социальной энергии) решают определенную социальную задачу, и «критерию красоты», т. е. эти изменения не только позволяют решить определенную социальную проблему, но и получить позитивную суммарную «отдачу» в общественном организме от предпринятого изменения.

Последняя проблема является особенно острой применительно к социальным изменениям в России. Особенности социальных изменений в нашей стране отражают своеобразие национальной культуры, в которой как ни в какой другой развита идея безмерности, страстное стремление к реализации идеала, что нередко служит препятствием в достижении прагматических, обыденных целей, реализации преобразований, способных обеспечить постепенный прогресс общества.

3. Анализ критериев социального прогресса позволяет выделить специфические особенности современного мира, тенденции и перспективы его развития.

Прежде всего необходимо отметить глобальный, всемирный характер современной цивилизации, ее единство и целостность. Суть единого человечества заключена в его первоначале, т. е. в самом человеке. У всех людей схожие потребности, желания, интересы, они объединены Землей, дышат одним воздухом, имеют единую общность — человечество. Мир связан в единое целое: а) всеохватывающим характером научно-технического прогресса; б) процессами интернационализации мировых хозяйственных связей в производстве и обмене; в) новой всемирной ролью средств массовой информации и коммуникации; г) глобальными проблемами человечества (опасностью возникновения войны, экологической катастрофы и необходимостью их предотвращения).

Особенностью современного мира является и то, что наша цивилизация индустриально и техногенна, но в конце XX — начале XXI в. она постепенно переходит в информационную. Перспективы ее развития будут позитивны лишь в том случае, если в центре ее в XXI в. окажутся не машины, а люди. Развитие личности, создание условий для ее инициативы, для того, чтобы люди испытывали счастье и радость, — вот единственно прогрессивное направление развития человечества. А это возможно, если уже сейчас будут созданы предпосылки для компромиссного решения человеческих проблем, для преодоления конфронтации, для решения социальных конфликтов ненасильственным путем. В истории человечества, к сожалению, было много насилия и физического (которое оканчивалось кровопролитием), и идейно-нравственного. Насилие часто рассматривалось как единственно возможный путь развития общества. Для примера возьмем идеи «социального дарвинизма» (Дюринг, Гумилович) о том, что наиболее сильные, жизнеспособные общества и социальные общности побеждают слабые и властвуют над ними, или идею Маркса о классовой борьбе и о применении определенным классом (пролетариатом) различных форм принуждения в отношении других классов с целью приобретения и сохранения экономического и политического господства. Правда, уже в конце XIX в. Ф. Энгельс отмечал «совершенное изменение» условий и не исключал возможность мирного врастания старого общества в новое. Насилию нельзя приписать решающей роли в истории, а современный этап развития доказывает, что лишь ненасилие может спасти человечество. Если даже не вдаваться в морально-нравственный аспект этого вопроса, достаточно сказать, что глобальные проблемы, опасность возникновения всемирной ядерной бойни, которая приведет к «вечному миру лишь на гигантском кладбище человечества» (И. Кант), заставляют разумных людей современности стараться не прибегать к насилию ни в коем случае. М. Ганди пишет: «Единственной надеждой для страждущего мира является узкий и прямой путь ненасилия».

Характерной чертой современного мира является его многополюсность, сегментность. Человечество реализует себя в разнообразных типах обществ, этнических общностей, культурных пространств, религиозных верований, духовных традиций — все это полюсы, сегменты мировой цивилизации. Целостность мира не противоречит его многополюсности. Есть ценности, которые мы относим к общечеловеческим: нравственность; образ жизни, достойный гуманной сущности человека; доброта; духовная красота и др. Но есть ценности, которые принадлежат определенным обществам или социальным общностям: классам, нациям, поколениям, слоям, отдельным индивидам и др. В рациональном обществе речь должна идти о гармоничном сочетании и тех, и других.

Любопытно, что в современной науке поднимается вопрос о том, что сегментный, многополюсный мир не имеет перспективы в своем развитии. Прогрессировать он будет лишь в том случае, если при всем многообразии структура мира поменяется на двухполюсную, т. е. появятся два центра мира не конфронтационных, но все же конкурирующих. Это может быть стимулом к движению. Предполагается, что такими центрами могут стать Запад и Восток (при будущем усилении позиций — прежде всего экономических — Востока). Но этот вопрос остается на уровне дискуссии.

Современному миру свойственна и противоречивость. Противоречия надстраиваются одно на другое, как этажи многоэтажного дома: между человеком и природой, государством и личностью, сильными и слабыми странами, возможностями и потребностями человечества в природных, материальных, энергетических ресурсах, в сырье и др. Противоречия современного мира порождают глобальные проблемы человечества, т. е. те проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всех народов планеты и представляют угрозу для ее выживания, а поэтому требуют неотложного решения, причем усилиями народов всех стран. Среди наиболее серьезных глобальных проблем следует назвать проблемы предотвращения мировой бойни, экологической катастрофы, развития и совершенствования образования и здравоохранения, обеспечения населения Земли природными ресурсами (сырьем, продовольствием, источниками энергии) или нахождения их заменителей, преодоления возрастающего разрыва в уровне и доходах различных стран, ликвидации голода, нищеты и др.

До степени антагонизма противоречия эти обострились в последние десятилетия в связи с использованием достижений научно-технической революции. НТР явилась объективным условием, но отнюдь не причиной перерастания этих проблем в глобальные. Война веками рассматривалась как эффективный способ политических действий, способ запечатления социальным субъектом своей роли в истории. Сегодня мы становимся свидетелями формирования в массовом сознании принципиально нового отношения к войне (пока — к мировой) как к явлению абсолютно неприемлемому. За полвека после создания ядерной бомбы пройден огромный путь от изумления, эйфории до обыденного ужаса, способствующего все более полному восприятию идеи ненасилия, развитой мыслителями XIX — XX вв. Мировое сообщество все больше усилий прилагает ради свертывания гонки вооружений. Реальностью становятся отказ ведущих государств мира от воспроизводства наиболее антигуманных биологических и химических средств массового уничтожения, свертывание научных разработок в сфере модернизации ядерного оружия, приостановки испытания ядерного оружия. Возникают организации, занятые проблемой ограничения производства оружия в мире, созданием системы международной безопасности. Определенные прогрессивные изменения налицо. С конца 80-х годов впервые в XX в. социологи констатируют формирование тенденции к уменьшению военных расходов в большинстве государств или по крайней мере к их стабилизации. Однако мир продолжает оставаться перенасыщенным оружием. В борьбе с милитаризмом приходится учитывать, что оружие обладает свойствами «идеального товара»: быстро устаревает и, следовательно, требует постоянной модернизации, замены; при использовании самоуничтожается; в процессе самоуничтожения уничтожает другие материальные ценности, освобождая тем самым рынок. Поэтому производство оружия неизменно рентабельно с экономической точки зрения.

На наших глазах меняются основные формы использования вооруженного насилия. Наряду с войнами (по подсчетам ЮНЕСКО их не менее 50 ведется в мире) нарастает эскалация терроризма. Он используется при обострении конфликтности между религиозными, этническими группами, может быть вызван экономическими причинами (в связи с изменением сфер влияния в теневом бизнесе — между кланами мафии, например). Совершенствование оружия, вероятность создания «портативного» ядерного оружия ведет к глобализации террористической угрозы. Поэтому сегодня столь важное значение приобретают терпимость, толерантность в социальном диалоге, взаимоуважение социальных субъектов как предпосылка ненасилия.

С помощью средств ведения войны сегодня можно многократно уничтожить жизнь на Земле. Однако эта страшная, губительная для биосферы нагрузка остается в основном потенциальной, чего нельзя сказать о нагрузке, связанной с трудовой активностью людей. Последняя в настоящее время близка к критической и в недалеком будущем способна привести к разрушению биосферы — не столь молниеносному, как в войне, и от того, возможно, еще более мучительному. Современный экологический кризис выражается в изменении климата; в загрязнении природы — воды (Арал, Байкал и др.), земель, воздуха; в истончении озонового слоя («озоновые дыры»).

Приведем лишь несколько примеров, которые без всяких комментариев показывают крайнюю тревожность ситуации и необходимость человеческих действий по спасению среды обитания. Природные ресурсы: за 40 лет после Второй мировой войны было использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю; запасы минеральных ресурсов по расчетам ученых истощатся через несколько десятилетий. Лес: его вырубка в 18 раз превышает прирост. Почва: 1 см чернозема накапливается за 300 лет, а погибает сейчас за 3 года. Океан: нефтяные пятна, отходы, содержащие фосфор, свинец, радиоактивные элементы, которые на 1 кв. км поверхности составляют 17 т. Пресная вода: 80% всех болезней вызваны недоброкачественной водой. Воздух: 115 млн. легковых автомобилей только в США поглощают кислород, выбрасывают вредные вещества — примерно 150 млн. т. Одна из экологических проблем — потепление климата. В настоящее время температура на планете на 0,6 градуса выше, чем 100 лет назад. К концу следующего века она может возрасти на 2,5—5,5 градусов. Под влиянием глобального потепления уровень моря поднимется на 0,5—2 м. Это нанесет огромный ущерб большинству государств.

История человечества учит нас, что всегда существовала необходимость согласования человеческой деятельности с возможностями природы. Судьба общества во многом определяется тем, что происходит вокруг нас по законам, от нас не зависящим. 2,5 тыс. лет назад в Южном Китае назревал экологический кризис: население быстро росло, но пищевые ресурсы не прибавлялись. Выход нашел человек: он открыл эффективную технологию поливного рисоразведения. Рис стали высаживать в чеки, полностью залитые водой. Кроме того, в чеках стали разводить рыбу, которая снимала труд прополки рисовых плантаций, удобряла почву, служила пищей. Возникли новые гармоничные отношения человека и природы. Кризис был снят, а на этой основе возникла удивительная цивилизация. Решить экологическую проблему—в силах человечества, но для этого оно должно регламентировать деятельность общества, согласовывать «стратегию общества» и «стратегию природы», учитывать особенности развития природных систем. И тогда общество обретет стабильность в своем развитии, достигнет расцвета экономической деятельности, техники, искусства, проявления творческой индивидуальности человека.

Разумность цивилизации («ноосферность») — необходимая черта современного мира. Под биосферой обычно понимают оболочку Земли, в которой сосредоточено все живое, но деятельность человека может разрушить ее, а может поддержать и развить ее многообразие, ее способности к адаптации. В. Вернадский раскрыл введенное французскими учеными понятие «ноосфера». Для него ноосфера — это новое эволюционное состояние биосферы, связанное с возникновением и развитием в ней человеческого общества. Это — взаимодействие природы и общества, в котором разумная деятельность человека является главным фактором развития. Человечество рассматривается в единстве с природой как целостная система «земная планета — человечество», и жизненность этой системы всецело зависит от человеческого разума. Академик Н. Моисеев использует понятие «рациональное общество», под которым он понимает общество, идущее в эпоху ноосферы, т. е. к состоянию, которое необходимо человечеству, чтобы сохранить возможность дальнейшего развития[11].

Разумное, нравственно полноценное, рациональное общество — вот так мы представляем себе будущее XXI века. Каким образом человечество может добиться этого, спасти себя и продвинуться по пути прогресса?

В качестве «категорического императива» социального процесса могут быть рассмотрены бесконечное многообразие социальных изменений как основа прогресса общества и принцип ограничения этих изменений критериями природосообразности и самосохранения. Если же говорить более подробно, то можно выделить такие тенденции, как:

— глобализация социальных изменений наряду с их индивидуализацией и демассофикацией, что ведет к возрастанию роли личности;

— развитие открытости общества, обеспечиваемой восстановлением форм полноценного диалога общества и природы;

— углубление системности, комплексности, взаимосвязанности развития экономической, социально-политической, духовной сфер жизни общества;

— распространение толерантности, взаимной терпимости в отношениях между социальными субъектами, сознательный отказ от единообразия как цели социальных изменений;

— преодоление антагонизма между общечеловеческими, групповыми и индивидуально-личностными целями общественного развития;

— развитие как универсальных в социальной практике

принципов взаимного ограничения и взаимного стимулирования неравенства и равенства, свободы и ответственности.

Не утратить, а развить, проявить, отразить бесконечное многообразие мира и сохранить при этом его целостность — вот смысл существования социального и границы новой специфической меры свободы и ответственности для каждого человека, народа, общества.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы основные формы социальных изменений? В чем их сущность?

2. Как Вы полагаете, в какой форме осуществляются социальные изменения в современном российском обществе?

3. Что такое социальный прогресс? Проанализируйте различные подходы к его определению.

4. Каковы критерии социального прогресса?

5. Каковы основные черты и особенности современного мира? В чем его противоречивость?

6. Каковы основные тенденции и перспективы развития современного общества?

Дата добавления: 2016-03-27 ; просмотров: 1003 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Читайте также:  Когда можно приступить к работе после лазерной коррекции зрения
Источники:
  • http://www.nado5.ru/e-book/perspektivy-razvitija-obshchestva
  • http://xstud.ru/19682/sotsiologiya/sovremennoe_obschestvo_tendentsii_perspektivy_razvitiya
  • http://revolution.allbest.ru/sociology/00596312_0.html
  • http://helpiks.org/7-59836.html