Меню Рубрики

С точки зрения автора совесть это корабль

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «немощная» >>

Задания по тексту. А1 Выберите верное продолжение утверждения. С точки зрения автора, совесть – это… 1) корабль, отправляющийся в плавание. 2) чувство нравственной ответственности за свое поведение перед людьми, обществом. 3) «духовный навигационный прибор». 4) зона аномалий, в которую мы попадаем, отказавшись повиноваться Богу.

Картинка 4 из презентации «Гиа русский а1»

Размеры: 214 х 193 пикселей, формат: png. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока педагогики щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Гиа русский а1.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива — 846 КБ.

«Работа с текстом» — Обязательно – файлы с номерами версий. Риторические фигуры – или уметь применять, или не применять. К сожалению, граница между оговорками и многословием очень тонка. 3. Составление «сводного конспекта». М., 2006. 1. Определить свою позицию. По умолчанию – обычно предполагают противоположное. Составление плана идет в двух направлениях – сверху и снизу.

«Работа с текстом» — Создание итогового варианта работы. Выборочное чтение текста при изучении нового материала. Представление работы классу, обсуждение. Выборочное чтение текста при закреплении материала. География 9 класс «Понятие хозяйства. Метод – ответы на вопросы, применение знаний в новой ситуации. Особенность учебников географии.

«Слова в тексте» — Омонимы. Улыбаются желтыми глазками одуванчики. План текста. Подберите слова к схемам. Корень Коса Ключ. Посчитать количество абзацев в тексте. Летают над цветами пчелы и шмели. Выписать ключевое слово или записать одним предложением основную мысль. Архаизмы. Заимствованные слова. Стало тепло и светло.

«Текст урок 2 класс» — — наблюдение за началом текста. (Вся работа выполняется фронтально). Работа над любым из видов текста начинается с наблюдения над текстом. Текст учитель выбирает из предлагаемых вариантов. В последнем предложении объясняют орфограммы. Итогом работы в блоке «Развитие речи» является контрольное изложение.

«Работа с текстом» — Обзор литературы. Чего еще могут ждать от устного выступления. Устное выступление (слайды 15 – 28) о работе с программами MS word (2 – 12) и MS power point (13 – 14). Здесь же основное понятие МРР: «слайд» – один кадр, один экран. Другие необходимые части начальной части выступления: Стили. Команда: «Файл – Сохранить как».

«Пример текста» — Без памяти мы потеряемся в потоке времени, утратим свои корни. Что такое тезис? «Славка заметил картину на стене биллиардной случайно. Заключительная часть. Завороженный, восхищенный, Кинтель долго ещё слышал скрипку. Истинное произведение искусства помогает в жизни. И долго ещё слышал скрипку. ». Каковы детали, представленные во фрагменте?

«1) Однажды в Индии богатый человек захотел искупаться в бассейне, заполненном молоком» по В.П.Коровицкому

Здравствуйте, уважаемые посетители!

НА ЭТИХ СТРАНИЦАХ ВЫ НАЙДЕТЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ

  • ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ПОЛУГОТОВЫЕ И ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ И ТЕКСТЫ ПО ТЕМАМ. ТЕКСТЫ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК АРГУМЕНТ ДЛЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ
  • ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: АРГУМЕНТЫ ПО ТЕМАМ И ТЕКСТЫ ПО ТЕМАМ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК АРГУМЕНТ ДЛЯ ЭССЕ
  • по истории: личности, исторические факты и примеры, которые помогут написать сочинение

Полуготовые сочинения доступны на сервере Plati.ru по чисто символической цене – 30 руб. за одно полуготовое сочинение

Авторские сочинения ЕГЭ и Аргументы к сочинению вы найдете здесь

АРГУМЕНТ С ОПОРОЙ НА ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ

В сочинении по русскому языку на ЕГЭ ученику 11 класса необходимо доказать свою точку зрения по проблеме, поставленной автором текста. Аргументировать нужно, опираясь на читательский опыт. Такой аргумент вызывает наибольшие затруднения у учащихся.

Аргументами могут быть фрагменты из произведений художественной, исторической, научно-популярной литературы. В некоторых случаях довольно сложно подобрать аргумент из литературы. Поэтому можно воспользоваться публицистическими текстами, написанными деятелями культуры, учёными, журналистами. Такие тексты в ходе подготовки к ЕГЭ анализируются на уроках русского языка.

Кратко передайте содержание текста, обязательно отразив авторскую точку зрения. И такой сжатый текст станет аргументом к сочинению. И именно аргументом из читательского опыта.

1)Однажды в Индии богатый человек захотел искупаться в бассейне, заполненном молоком. 2)Поздно вечером вышел указ о том, что каждый, кто принесет чашу молока и выльет в бассейн до утра, получит золотую монету. 3)Люди шли ко дворцу и опрокидывали свои чаши в бассейн, а взамен получали золотую монету.

4)Утром раджа вышел к бассейну, чтобы искупаться в молоке, и обнаружил, что бассейн заполнен простой водой. 5)Он понял, что его обманули. 6)Люди решили, что ночью никто не отличит молоко от воды, и без зазрения совести лили в бассейн обыкновенную воду.

7)Что такое совесть? 8)Существуют разные определения совести. 9)Приведем некоторые из них. 10) «Совесть – способность личности осуществлять нравственный самоконтроль и производить самооценку совершаемых поступков». 11) «Совесть – чувство нравственной ответственности за свой поведение перед людьми, обществом». 12) «Совесть – это голос Бога в нашей душе».

13)Что же случилось с нашей совестью? 14) Конфликты во всех сферах жизни, начиная от испорченных взаимоотношений на личностном уровне до международных скандалов.

15)Сотворив человека по своему образу и подобию, Бог вложил в него «духовный навигационный прибор» — совесть – и пустил человека в самостоятельное «плавание». 16)Этот «прибор» можно назвать голосом Бога внутри нас. 17)Но отказавшись повиноваться Богу, мы попадаем в зону аномалий, когда этот прибор перестает работать исправно. 18)Совесть становится «резиновой», гибкой, приспосабливающейся к обстоятельствам. 19)Её невозможно измерить, по ней нельзя ориентироваться. 20)Представим себе корабль, отправляющийся в плавание и управляемый резиновым рулём, изгибающимся под ударами волн. 21)Вряд ли такой корабль доплывёт до назначенного места.

22)Библия сообщает нам, что совесть может быть непорочной, доброй, чистой, а может быть немощной, осквернённой, порочной и даже сожжённой.

23)Какова моя совесть? 24)Беспокоит она меня или нет? 25)Заставляет ли она меня задумываться, что-то менять?

26)Кто-то успокаивает свою совесть: 27)»Завтра обязательно начну жить по-новому», или оправдывается: 28) «Пойми – обстоятельства». 29)Кто-то глушит совесть наркотиками, кто-то алкоголем, кто-то развлечениями. 30)Но настанет время, когда совесть выйдет из повиновения и взбунтуется. 31)Чем больше мы её растягиваем, тем сильнее она ударит.

Что такое совесть с научной точки зрения?!

Совесть — это потребность человека нести ответственность за свои действия. Как правило, осознаётся через чувство внутреннего дискомфорта при нарушении собственных нравственных правил.

Совесть — это потребность человека нести ответственность за свои действия. Как правило, осознаётся через чувство внутреннего дискомфорта при нарушении собственных нравственных правил.

С О В Е С Т Ь
Голос Божий в человеке
Одна женщина по бедности что-то взяла в магазине и тайком унесла. Никто ее не видел. Но с этого момента какое-то неприятное чувство не давало ей покоя. Пришлось ей вернуться в магазин и положить на место взятую вещь. После этого она пришла домой с чувством облегчения. Подобных примеров, когда люди вынуждены бывают поступать вопреки своей выгоде или удовольствию, — не перечислишь.

Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, которой то его упрекает и как бы гнетет, то поощряет и радует. Это тонкое врожденное нравственное чувство называют совестью. Совесть — это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее различает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках.

В Священном Писании совесть еще называется сердцем. В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос совесть уподобил “оку” (глазу) , посредством которого человек видит свое нравственное состояние (Мт. 6:22). Господь еще совесть уподобил “сопернику, ” с которым человеку необходимо примириться до того, как он предстанет пред Судьей (Мт. 5:25). Это последнее наименование указывает на отличительное свойство совести: противиться нашим плохим поступкам и намерениям.

Наш личный опыт убеждает нас также в том, что этот внутренний голос, называемый совестью, находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно тому, как мы не можем себя убедить, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы — отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем себя убедить в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо.

Некоторые видят в словах Христовых о “черве неумирающем, ” который в той жизни будет мучить грешников, указание на угрызения совести (Мк. 9:40).

Подобные мучения совести образно описал А. С. Пушкин в драматическом произведении “Скупой рыцарь: ”

Когтистый зверь, скребущий сердце; совесть —

По проблеме воспитания совести (по тексту Ф.Искандера «Мы живем в век кризиса мировой совести. ») (ЕГЭ по русскому)

Что такое совесть? Нужна ли она человеку? Как и когда можно ее воспитать? Эти вопросы являются сторонами проблемы воспитания совести, которую поднимает в данном тексте Ф.Искандер.

Размышляя над поставленной проблемой, автор задумывается над вопросом: откуда берется совесть? Он уверяет читателей в том, что она изначально присуща каждому человеку, дается от рождения и «продолжает. жить в сердцах народов как высшее свойство человеческой души». Но некоторые люди, к сожалению, начисто забывают о ней. Поэтому необходимо воспитывать совесть в каждом. Ф.Искандер уверен, что на практике это вполне реально. «Если человек со слабо выраженной совестью. попадает в коллектив. и видит, что в этом коллективе господствуют совестливые отношения, он заставляет себя придерживаться уровня этих отношений, » — приводит он пример. Автор говорит, что даже такое «механическое» осмысление границ нравственности воспитывает в человеке совесть.

Позиция автора ясна. Он считает, что если все общество живет по совести, то и отдельный человек стремится так жить. Именно общество должно воспитывать в человеке совесть.

Читайте также:  Таблица для проверки зрения на водительские права

Я полностью согласен с позицией автора.

Действительно, сейчас очень много людей живут не по совести. Необходимо воспитывать в людях это качество, и делать это надо на всех этапах его жизни.

В правильности такой точки зрения меня убеждают произведения художественной литературы. Так, М.Е.Салтыков-Щедрин в сказке «Пропала совесть» представляет это человеческое качество в виде старой ненужной тряпицы, от которой все хотят избавиться. Автор рассуждает о том, что нужно воспитывать совесть в людях, чтобы они не стремились отделаться от нее, а шли по жизни, соизмеряя с ней свои шаги.

О совести рассуждает и Д.С.Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном». Он считает, что совесть — это одно из самых ценных человеческих качеств. Автор уверен, что его надо воспитывать, чтобы «ходить путями добра так же просто и безотчетно, как вы ходите вообще».

Таким образом, прочитанный текст заставил задуматься о том, что совесть — это очень важное и нужное человеческое качество, ведь именно оно регулирует поведение человека, не дает ему ступить на путь зла.

Поступаете в 2019 году?

Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:

  • подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);
  • оформим заявления (Вам останется только подписать);
  • подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);
  • мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);
  • подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).

Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

И поэтому важно воспитывать совесть в каждом.

Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9.

(1) Однажды в Индии богатый человек захотел иску­паться в бассейне, заполненном молоком. (2) Поздно вече­ром вышел указ о том, что каждый, кто принесет чашу мо­лока и выльет в бассейн до утра, получит золотую монету. (3) Вскоре к бассейну выстроилась очередь. (4) Люди шли ко дворцу и опрокидывали свои чаши в бассейн, а взамен получали золотую монету.

(5) Утром раджа вышел к бассейну, чтобы искупаться в молоке, и обнаружил, что бассейн заполнен простой водой. (6) Он понял, что его обманули. (7) Люди решили, что ночью никто не отличит молоко от воды, и без зазрения совести лили в бассейн обыкновенную воду.

(8) Что такое совесть? (9) Существуют разные определе­ния совести. (10) Приведем некоторые из них. (11) «Со­весть — способность личности осуществлять нравственный самоконтроль и производить самооценку совершаемых по­сту пков». (12) «Совесть — чувство нравственной ответствен­ности за свое поведение перед людьми, обществом». (13) «Совесть — это голос Бога в нашей душе».

(14) Что же случилось с нашей совестью? (15) Конфлик­ты во всех сферах жизни, начиная от испорченных взаимо­отношений на личностном уровне до международных скан­далов.

(16) Сотворив человека по своему образу и подобию, Бог вложил в него «духовный навигационный прибор» — совесть — и пустил человека в самостоятельное «плавание».

Этот «прибор» можно назвать голосом Бога внутри нас.

Но отказавшись повиноваться Богу, мы попадаем в зону аномалий, когда этот прибор перестает работать ис­правно. (19) Совесть становится «резиновой», гибкой, при­спосабливающейся к обстоятельствам. (20) Ее невозможно измерить, по ней нельзя ориентироваться. (21) Предста­вим себе корабль, отправляющийся в плавание и управля­емый резиновым рулем, изгибающимся под ударами волн. (22) Вряд ли такой корабль доплывет до назначенного мес­та.

Библия сообщает нам, что совесть может быть непо­рочной, доброй, чистой, а может быть немощной, осквернен­ной, порочной и даже сожженной.

Какова моя совесть? (25) Беспокоит она меня или нет? (26) Заставляет ли она меня задумываться, что-то ме­нять?

(27) Кто-то успокаивает свою совесть: (28) «Завтра обязательно начну жить по-новому», или оправдывается: (29) «Пойми — обстоятельства». (30) Кто-то глушит совесть наркотиками, кто-то алкоголем, кто-то развлечениями. (31) Но настанет время, когда совесть выйдет из повиновения и взбунтуется. (32) Чем больше мы ее растягиваем, тем силь­нее она ударит. (По В. П. Коровицкому)

Задания А1-А 7 выполните на основе анализа содер­жания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А 7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1-АЗ обведите кружком.

А1 Выберите верное продолжение утверждения.

С точки зрения автора, совесть — это.

корабль, отправляющийся в плавание и управляемый резиновым рулем.

чувство нравственной ответственности за свое пове­дение перед людьми, обществом.

«духовный навигационный прибор», голос Бога внут­ри нас.

зона аномалий, в которую мы попадаем, отказавшись повиноваться Богу.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «немощная» (предложение 23).

A3 Укажите предложения, в которых автор использует развер­нутую метафору.

А4 Укажите ошибочное суждение:

1)В слове НОЧЬЮ (предл.7) звуков столько же, сколько и букв

2)В слове ГЛУШИТ (предл.30) все согласные звуки твердые

3)В слове ЧУВСТВО (предл.12) 6 звуков

4)В слове ИСКУПАТЬСЯ (предл.1) Ь выполняет разделительную функцию

А5Укажите слово с чередующейся гласной в корне:

А6 В каком слове правописание приставки не зависит от качества последующего звука?

А7. В каком слове правописание суффикса является исключением из правил?

Задания В1-В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените фразеологизм «без зазрения совести» в предложе­нии 7 одним словом. Напишите это слово.

В2 Замените словосочетание ЗОЛОТУЮ МОНЕТУ (предл.2), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

ВЗ Выпишите грамматическую основу предложения 17

В4 Среди предложений 17-20 найдите предложение с обособ­ленным обстоятельством. Напишите номер этого предло­жения.

В5 В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначаю­щие запятые между частями сложного предложения, связан­ными подчинительной связью.

Но отказавшись повиноваться Богу, 1 мы попадаем в зону аномалий, 2 когда этот прибор перестает рабо­тать исправно. Совесть становится «резиновой», 3 гибкой 4 приспосабливающейся к обстоятельствам. Ее невозможно измерить, 5 по ней нельзя ориентировать­ся. Представим себе корабль, 6 отправляющийся в пла­вание и управляемый резиновым рулем, 7 изгибающимся под ударами волн. Вряд ли такой корабль доплывет до назначенного места.

Библия сообщает нам, 8 что совесть может быть непорочной, 9 доброй, 10 чистой, 11 а может быть немощ­ной, оскверненной, порочной и даже сожженной.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложе­нии 5.

В7 В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначаю­щие занятые, которые обособляют придаточное цели.

Люди шли ко дворцу и опрокидывали свои чаши в бассейн, 1 а взамен получали золотую монету.

Утром раджа вышел к бассейну, 2 чтобы искупать­ся в молоке, 3 и обнаружил, 4 что бассейн заполнен простой водой. Он понял, 5 что его обманули. Люди ре­шили, 6 что ночью никто не отличит молоко от воды, 7 и без зазрения совести лили в бассейн обыкновенную воду.

В8. Среди предложений 2-7 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения

В 9 Среди предложений 8-14 найдите определенно-личное. На­пишите номер этого предложения.

Ребят,помогите,срочно!
Напишите сочинение-рассуждение,раскрывая смысл высказывания Цицерона: Самое главное украшение-чистая совесть.Аргументируя свой ответ,привидите 2 примера из прочитанного текста

Однажды в Индии один очень богатый человек захотел искупаться в бассейне, заполненным молоком. Поздно вечером вышел указ о том, что каждый человек, который принесет чашу молока и выльет в бассейн до утра, получит золотую монету.Вскоре к бассейну выстроилась целая очередь.Люди шли ко дворцу и опрокидывали свои чаши в бассейн,а взамен получали золотую монету.Утром раджа вышел к бассейну, чтобы искупаться в молоке, и обнаружил, что бассейн заполнен простой водой. Он понял, что его обманули. Люди решили, что ночью никто не отличит молоко от воды, и без зазрения совести лили в бассейн обыкновенную воду. Что такое совесть? Существуют разные определения совести. Приведём некоторые из них. «Совесть – это чувство ответственности за своё поведение перед людьми, обществом».«Совесть – это голос Бога в нашей душе».

Что же случилось с нашей совестью? Конфликты во всех сферах жизни, начиная от испорченных взаимоотношений на личностном уровне до международных скандалов.

Сотворив человека по Своему образу и подобию, Бог вложил в него «духовный навигационный прибор» – совесть – и пустил человека в самостоятельное «плавание». Этот «прибор» можно назвать голосом Бога внутри нас. Но, отказавшись повиноваться Богу, мы попадаем в зону аномалий, когда этот прибор перестает работать исправно. Совесть становится «резиновой», гибкой, приспосабливающейся к обстоятельствам. Ее невозможно измерить, по ней нельзя ориентироваться.

Представим себе корабль, отправляющийся в плавание и управляемый резиновым рулем, изгибающимся под ударами волн. Вряд ли такой корабль доплывет до назначенного места.Библия сообщает нам,что совесть может быть непорочной,доброй,чистой,а может быть немощной,оскверненной,порочной и даже сожженной.Какова моя совесть?Беспокоит она меня или нет?Заставляет ли она меня задумываться, что-то менять? Кто-то успокаивает свою совесть: «Завтра обязательно начну жить по-новому», или оправдывается: «Пойми-обстоятельства». Кто-то глушит совесть наркотиками,кто-то алкоголем,кто-то развлечениями.Но настанет время,когда совесть выйдет из повиновения и взбунтуется. Чем больше мы ее растягиваем,тем сильнее она ударит.

Русский язык и литература

Блог преподавателя Мироновой Марины Викторовны

Аргументы к сочинению по тексту № 21 учебника «ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько»

1) «Война и мир» (Лев Николаевич Толстой).

Долохов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» извиняется перед Пьером накануне Бородинского сражения. В минуты опасности, в период общей трагедии в этом жестком человеке просыпается совесть. Этому удивлён Безухов. Долохов проявляет себя как порядочный человек, когда он с другими казаками и гусарами освобождает партию пленных, где будет и Пьер; когда он с трудом будет говорить, увидев неподвижно лежащего Петю. Совесть – категория нравственная, без неё невозможно представить себе настоящего человека.

Читайте также:  Культура с точки зрения аксиологического подхода культура это

Вопросы совести и чести важны для Николая Ростова. Проиграв Долохову большие деньги, он даёт себе слово вернуть их отцу, который спас его от бесчестья. Спустя время, Ростов поступит так же по отношению к отцу, когда вступит в наследство и примет все его долги. Мог ли он поступить иначе, если в родительском доме в нем воспитали чувство долга и ответственности за свои поступки. Совесть – тот внутренний закон, который не позволяет Николаю Ростову поступать безнравственно.

2) «Капитанская дочка» (Александр Сергеевич Пушкин).

Образцом верности своему долгу, чести и совести является и капитан Миронов. Он не предал Отечество и государыню, а предпочёл достойно умереть, смело бросив в лицо Пугачёву обвинения в том, что тот преступник и государственный изменник.

3) «Мастер и Маргарита» (Михаил Афанасьевич Булгаков).

Проблема совести и нравственного выбора тесно связана с образом Понтия Пилата. Историю эту начинает рассказывать Воланд, а главным героем становится не Иешуа Га-Ноцри, а сам Пилат, который казнил своего подсудимого.

4) «Тихий Дон» (М.А.Шолохов).

Григорий Мелехов в годы гражданской войны руководил казачьей сотней. Он лишился этой должности из-за того, что не разрешал своим подчиненным грабить пленных и население. ( В прошлых войнах грабеж был обычным делом в рядах казаков, но он был регламентирован). Такое его поведение вызвало недовольство не только со стороны начальства, но и со стороны Пантелея Прокофьевича, отца, который, пользуясь возможностями сына, решил «поживиться» награбленным. Пантелей Прокофьевич уже проделал это, побывав у старшего сына Петро, и был уверен в том, что и Григорий позволит ему обобрать сочувствующих «красным» казаков. Позиция Григория в этом отношении была конкретна: он брал «лишь съестное да корм коню, смутно опасаясь трогать чужое и с омерзением относясь к грабежам». «Особенно отвратительным» казался ему грабеж своих же казаков, даже если они поддерживали «красных». «Своего мало? Хамы вы! За такие штуки на германском фронте людей расстреливали», — бросает в сердцах он отцу. (Ч.6 гл.9)

5) «Герой нашего времени» (Михаил Юрьевич Лермонтов)

То, что за поступок, совершенный вопреки голосу совести, рано или поздно будет возмездие, подтверждает и судьба Грушницкого. Желая отомстить Печорину и унизить его в глазах знакомых, Грушницкий вызывает его на дуэль, зная, что пистолет Печорина не будет заряжен. Подлый поступок по отношению к бывшему приятелю, к человеку. Печорин случайно узнает о планах Грушницкого и, как показывают дальнейшие события, предотвращает собственное убийство. Так и не дождавшись, когда в Грушницком проснется совесть и он признается в своем коварстве, Печорин хладнокровно убивает его.

6) «Обломов» (Иван Александрович Гончаров).

Михей Андреевич Тарантьев со своим кумом Иваном Матвеевичем Мухояровым несколько раз совершают беззаконные деяния по отношению к Илье Ильичу Обломову. Тарантьев, пользуясь расположением и доверием простодушного и несведущего в делах Обломова, предварительно напоив его, заставляет подписать контракт о найме жилья на грабительских для Обломова условиях. Позднее он порекомендует ему в качестве управляющего имением афериста и вора Затертого, рассказав о профессиональных достоинствах этого человека. Понадеявшись, что Затертый, действительно, толковый и честный управляющий, Обломов доверит ему имение. Есть что-то пугающее своей обоснованностью и вневременностью в словах Мухоярова: «Да, кум, пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги, не читая, нашему брату можно жить!» (ч.3 гл.10). В третий раз Тарантьев с кумом обяжут Обломова выплачивать несуществующий долг по заемному письму своей квартирной хозяйке. Как низко должно быть падение человека, если он позволяет себе наживаться на простодушии, доверчивости, доброте других людей. Мухояров не пожалел даже родную сестру с племянниками, заставив их жить чуть не впроголодь, ради своего собственного достатка и благополучия.

7) «Преступление и наказание» (Федор Михайлович Достоевский).

Раскольников, создавший свою теорию “крови на совести”, всё рассчитал, проверил “арифметически”. Именно совесть не позволяет ему стать “Наполеоном”. Смерть “никому не нужной” старухи вызывает неожиданные последствия в жизни окружающих Раскольникова людей; следовательно, решая вопросы нравственные, нельзя доверяться только логике и разуму. “Голос совести долгое время остаётся у порога сознания Раскольникова, однако лишает его душевного равновесия “властелина”, обрекает на муки одиночества и разъединяет с людьми” (Г.Курляндская). Борьба между разумом, оправдывающим кровь, и совестью, протестующей против пролитой крови, заканчивается для Раскольникова победой совести. “Есть один закон — закон нравственный”, — утверждает Достоевский. Поняв истину, герой возвращается к людям, от которых он был отдалён совершённым преступлением.

Лексическое значение:

1) Совесть — категория этики, выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, определять с позиций добра и зла отношение к своим и чужим поступкам, линии поведения. С. выносит свои оценки как бы независимо от практич. интереса, однако в действительности в различных проявлениях С. человека отражает воздействие на него конкр. историч., соц.-клас. условий жизни и воспитания.

2) Совесть — одно из качеств человеческой личности (свойств человеческого интеллекта ), обеспечивающее сохранение гомеостаза (состояния среды и своего положения в ней) и обусловленное способностью интеллекта моделировать свое будущее состояние и поведение других людей по отношению к «носителю» совести. Совесть является одним из продуктов воспитания.

3) Совесть — (совместное знание, ведать, знать ): способность человека осознавать свой долг и ответственность перед другими людьми, самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение, быть судьей своим собственным мыслям и поступкам. « Дело совести есть дело человека, которое он ведет против себя самого» (И. Кант). Совесть – нравственное чувство, позволяющее определять ценность собственных поступков.

4) Совесть — — понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение; выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль на базе сформулированных в данном обществе норм и правил поведения, самостоятельно формулировать для себя высокие нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков с высот морали и нравственности.

«Самую сильную черту отличия человека от животных составляет нравственное чувство, или совесть. И господство его выражается в коротком, но могучем и крайне выразительном слове «должен»». Ч.Дарвин

«Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь». А Шопенгауэр.

«Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен». Овидий

«Никогда не поступайте против совести, даже если этого требуют государственные интересы». А.Эйнштейн

«Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью». Л.Н.Толстой

«Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!» Д.И.Фонвизин

«Наряду с законами государственными есть еще законы совести, восполняющие упущения законодательства». Г.Филдинг.

«Без совести и при большом уме не проживешь». М.Горький

«Лишь тот, кто облек себя в броню лжи, нахальства и бесстыдства, не дрогнет перед судом своей совести». М. Горький

  • Обновлено: Май 31, 2016
  • Автором: Миронова Марина Викторовна

Вариант 21

С течением времени начинаю понимать, что до человека порой может достучаться только совесть — внутренний его голос, он куда действенней, чем бесконечные призывы, требования учителей, воспитателей, даже родителей.
Поступок, совершённый целиком по совести, — это свободный поступок.


К сожалению, в современном мире обесценилось множество вечных нравственных устоев, хорошее смешалось с плохим, достойное с похабным, и среди нравственных ориентиров остались лишь те, подавить которые нельзя ни одной пропагандой. В своем тексте Д.А. Гранин предлагает нам задуматься над вопросом: «Что такое совесть?».

Анализируя проблему, рассказчик приводит в пример случай из своей жизни, в котором ему пришлось столкнуться с поступком, попадающим в ранг совестливых. Герой описывает панихиду великого писателя, М.М. Зощенко, на которой, к удивлению автора, до определенного момента не было сказано ни слова про трагедию из жизни этого человека, про травлю и постановление ЦК. Однако в один момент Дом писателя пронзил крик раскаяния, поступок поистине совестливого человека: к гробу прорвался Леонид Борисов и громко, надрывно, всколыхнув толпу, стал просить у М.М. Зощенко прощение за то, что в тяжелый момент жизни советского писателя никто не смог его защитить. Автор обращает наше внимание на то, что Леонид Борисов не собирался произносить речь, однако «что-то прорвалось, и он уже не мог справиться с собой».

Автор считает, что совесть – это внутренний судья человека, никак не связанный с доносчиками и стукачами, которые были популярны в СССР, их поведение никак не было связано с их личностью и душой. Совестью можно назвать черту духовного облика человека, выражающую его способность к внутренней оценке своего поведения, чувств, а также поведения других людей.

Я полностью согласна с мнением Д.А. Гранина и тоже считаю, что совесть существует в качестве внутреннего ограничителя человека, и вместе с тем она способна заставить нас совершать действия и поступки зачастую совершенно безрассудные. Совесть существует отдельно от разума, предприимчивости, логики – она относится лишь к душе человека, и поэтому поступок, совершенный по совести, всегда верный.

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» был движим идеей мести за всех бедных и обездоленных людей своего времени. Родионом Раскольниковым руководила идея о «тварях дрожащих» и «право имеющих», и в его философии одним из пунктов было убийство людей – что и стало одной из главных причин краха подобного стремления. Родион решил пойти на сделку с собственной совестью, проверить, способен ли он сам жить по своей теории, однако его чувства, его внутренний гуманизм оказался сильнее, и за убийство старушки герой поплатился невыносимыми муками совести, в итоге приведшие его на каторгу. Лишь спустя годы в голову к Родиону Раскольникову пришла мысль о том, что зло нельзя искоренить злом, все совершенные им до этого поступки приносили ему дискомфорт собственной низостью и бесчеловечностью, — осознав это, он обрел гармонию в душе и начал жить «по совести».

Читайте также:  Какие документы нужно на втэк по зрению

Герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с самой юности жил по законам чести и совести. Все поступки Петра Гринева были свершены под влиянием его «внутреннего судьи» — он, вопреки возражениям Савельича, честно возвращает карточный долг, благодарит путника за помощь заячьим тулупчиком и вместе с тем спасает его от гибели от обморожения. Герой, исходя лишь из собственных соображений и руководствуясь лишь собственными чувствами, защищает честь девушки на дуэли и позже становится ответственным за судьбу бедной сиротки. Жить по совести было главным для молодого дворянина, именно поэтому его можно считать достойным примером для многих людей.

Таким образом, можно сделать вывод, что совесть позволяет жить человеку в гармонии с собой и с внешний миром, и одновременно может стать причиной долгих мук. Это чувство тесно переплетается с нравственностью и честью и образует крепкий внутренний костяк человека.

Проблема совести.. по Л.Ф. Воронковой

Сочинения в данном разделе написаны учениками общеобразовательных школ. В сочинении могут присутствовать ошибки..

Текст Л.Ф. Воронковой

(1)-Ты варенье любишь?
(2)-Какое?
(3)-Ну вишнёвое, например.
(4)Антон улыбнулся, не понимая, к чему речь.
(5)-Конечно, люблю.
(6)-А поел бы сейчас вареньица?
(7)-Конечно, поел бы. (8)А где оно у тебя?
(9)-Оно у меня пока что вон в той квартире, за окном.
(10)Видишь?
(11)-У тебя. (12)Да разве это у тебя? (13)Это же у чужих!
(14)-Пока что у чужих. (15)А вот, если ты войдёшь в квартиру и скажешь: (16)«Можно мне ну.. Анну Ивановну? «(17)Там старая такая тётка живёт, заговори ей зубы, а потом скажи: (18)«Ну, значит, я ошибся.. «(19)Вот и всё.(20)И уходи. (21)Понял?
(22)Антон кивнул головой. (23)Он всё так и сделал, как велел ему Клеткин. (24)Поговорил с доброй старой женщиной, которая открыла ему дверь. (25)А потом отправился за сарай, радуясь, что так хорошо сумел разыграть ее. (26)Яшка сидел на старых досках и открывал банку с темным вишневым вареньем. (27)Голубая тесемка валялась на почерневшем, подтаявшем сугробе.
(28)– Ой! – удивился Антон. (29)– Откуда? (30)Как?
(31)– А так, – спокойно ответил Клеткин, – садись и ешь. (32)Разговаривать после будешь.
(33)Они ели варенье прямо из банки через край. (34)Темные, налитые сладостью вишни таяли на языке. (35)Антону сначала казалось, что, если бы у них было хоть пять таких банок, он все варенье смог бы съесть один. (36)Он старался повыше запрокинуть банку, чтобы как можно больше попало в рот этой тягучей, густой вишневой сладости. (37)Варенье текло по подбородку, попадало за воротник, длинные медленные капли падали на рубашку, на распахнутое пальто. (38)В банке оставалось чуть поменьше половины, когда Яшка вдруг оттолкнул варенье:
(39) – Ешь сам. (40)Не хочу больше.
(41)Но и Антон, к своему удивлению, больше не хотел, чересчур сладко, приторно до отвращения. (42)Ни одной этой набухшей сладостью ягоды он больше не мог взять в рот.
(43)– Ешь, чего ты, – сказал Яшка. (44)– Сам же хотел варенья!
(45)– Отнеси лучше домой, – попросил Антон.
(46)То, что полчаса назад казалось ему необыкновенной, похожей на чудо удачей, сейчас было невыносимо тягостным и противным.
(47)– Ешь, ешь, – настаивал Клеткин. (48)– Куда это мне домой нести? (49)Думаешь, мать за ворованное похвалит?
(50)«Ворованное» !
(51)Антон вдруг прозрел. (52)Пока он разговаривал со старой женщиной, Яшка вытащил банку в форточку. (53)У Антона что-то задрожало внутри. (54)Он встал и начал мыть жестким, остеклившимся снегом липкие руки, оттирать пальто. (55)Брошенная тесемка от банки пронзительно голубела на сугробе.
(56) – Ты что это? – насторожился Клеткин и по-недоброму прищурил и без того узкие глаза. (57)– Может, пойдешь расскажешь? (58)Предателем хочешь быть?
(59) «Предателем»? (60)Антон всегда знал, что предатели – это самый подлый народ на земле, что предателей все презирают, что лучше умереть, чем стать предателем.
(61)– Никакой я не предатель, – сказал Антон расстроенно, – только я не хочу… ворованное.
(62)Ему было тошно, вишнёвое варенье душило его тягучим отвращением. (63)А из глаз его всё не уходила, куда бы он ни глядел, тесёмка от банки, пронзительно голубеющая на тёмном дырчатом снегу.

(по Л.Ф. Воронковой)
Любовь Фёдоровна Воронкова (1906-1976) советская писательница, автор многих детских книг и цикла исторических повестей для детей.

Сочинение:

Л. Воронкова поднимает в своем тексте проблему совести.
Проблема, бесспорно, является актуальной, потому что человек в своей жизни совершает много бессовестных поступков. Вот и два друга совершили преступление:украли у доброй старой женщины банку варенья. Один пошел на это умышленно, а другой стал орудием в руках маленького преступника. Но когда Антон понимает, что он стал невольным соучастником воровства, то он почувствовал уколы совести. Л.Воронкова очень ярко показывает состояние мальчика, он как бы пытается оттереть чистым снегом не только свои руки, но и запятнанную душу. Именно она заставляет Антона сделать выбор: предать друга, рассказав о краже, или остаться вором, утаив правду.
Позиция автора четко не заявлена, но мы понимаем, что совесть — внутренний судья человека, позволяющий оценивать свои поступки.
Я согласна с автором в том, что совесть — это нравственный выбор человека, перед человеком всегда стоит выбор, и именно совесть указывает правильное направление.
Действительно, проблема совести была актуальна всегда. Многие писатели и поэты обращались к ней, им важно показать читателям, насколько ужасно выглядят люди без совести. Вспоминается сказка М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». Как легко жилось людям без этой «надоедливой приживалки», а «бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов». Автор с сатирой говорит о жалком обществе, забывшем о высоких человеческих достоинствах.
Н.В.Гоголь, автор комедии «Ревизор», также обратился к проблеме совести. Всё произведение основано на грязных и бессовестных поступках чиновников: взяточничество, недобросовестное отношение к службе, произвол, беззаконие, подхалимство — все эти ужасные и самые низкие качества человека собраны воедино и представляют собой страшную картину бессовестного общества. Автор смеется «Не над кривым носом, а над кривою душою». Ведь совесть это в какой-то мере защитник души. Но у героев «Ревизора» не было этой «Защиты», поэтому души их искривились.
Выбор есть всегда. Делать всё честно, по совести или обманывать и жить в неправде — индивидуальное решение каждой отдельно взятой личности. Но только стоит всегда помнить: жизнь намного спокойнее и счастливее в гармонии с совестью.

Что такое совесть с научной точки зрения? Откуда она берётся у человека?

Совесть — одно из важнейший понятий европейской культуры. До последнего времени считалось, то совесть пришла с наступлением христианства. Но это слово встречается и у стоиков.

Во всех европейских языках это слово значит одно и то же: «кто-то, кто знает о чем-то вместе со мной». От др-гр syneidesis. Кто-то подобно идеальному свидетелю в суде, который все знает о том, что ты сделал, при этом он неподкупный и честно говорит о том, что происходило. При этом природа этого «кого-то» не ясна. В другие языках: con-science — совместное знание, con-scienta, ge-wissen.

Стоики выделяли три варианта совести^

1. Божественное знание, которое есть во мне

2. Другие люди, сообщество

3. Мои собственные знания, про которые я уже забыл, но они еще ведут меня изнутри

У Средневековых схоластов уже было обсуждение «хорошей» совести и «плохой» совести. Пока ты грешник, совесть — это твое наказание за неправильный образ жизни. А когда ты покаялся, совесть становится направляющей, говорит тебе, куда нужно идти перед тем, как ты что-то сделаешь.

Хайдеггер: голос совести — свидетельство человека быть подлинным, быть самим собой. Он говорит про зов совести. Совесть выводит человека из повседневности. Вина — вина перед самим собой за утрату себя. Х. говорит про ретроспективно-укоряющую совесть и про проспективно-предостерегающую совесть.

Франкл — совесть помимо двух этих функций — еще источник смысла.

Если говорить о совести в рамках современной экзистенциальной парадигмы в психологии, то можно сказать следующее.

Совесть это чутье в отношении иерархии ценностей в какой либо ситуации, ощущение «правильного»

Чувство, что это адекватно

Стоит различать Совесть и Сверх-Я

Сверх-Я, это та самая «плохая» совесть

Оно натренированно, это общественное Я впитавшее условия, правила, отношения окружающего общества.

Заповеди, запреты, авторитеты, страх наказания, все это относится к Сверх-Я

Голос Сверх-Я имеет характер интернализированного авторитета, директивный, довлеющий, угрожающий,унижающий.

Собственная Совесть персональна и аутентична. Она говорит о правильном в конкретной ситуации, о «правильном в моих собственных глазах». В Совести ты отвечаешь сам за себя перед самим собой.

Совесть указывает на направление, которое ведёт к оптимуму ценностей

Голос совести имеет характер партнера, друга. Тон спокойный, позитивный. При этом чаще всего голос совести звучит как свой собственный.

Совести нужно учиться. Вернее, нужно учиться ее слышать и действовать в соответствии с ней.

Источники:
  • http://www.egeteka.ru/learning/course/composition/125/1950/
  • http://otvet.mail.ru/question/41165698
  • http://www.kritika24.ru/page.php?id=28649
  • http://gigabaza.ru/doc/68583.html
  • http://znanija.com/task/7707528
  • http://mmv-teacher.ru/l3_arguments/
  • http://4ege.ru/sochineniya/52299-variant-21.html
  • http://vopvet.ru/news/problema_sovesti_po_l_f_voronkovoj/2014-12-29-391
  • http://thequestion.ru/questions/83655/chto-takoe-sovest-s-nauchnoi-tochki-zreniya-otkuda-ona-beryotsya-u-cheloveka