Меню Рубрики

Обоснуйте свою точку зрения по поводу кризиса института семьи

Во всех цивилизованных странах, за исключением исламского мира, — острое неблагополучие в семейных отношениях. Главная причина та, что в новом историческом жизнеустройстве семья старого типа уже нежизнеспособна, а новые формы ее еще не прижились.

Традиционная семья была малогуманна, но очень прочна. «Да убоится жена мужа своего. » — девочкам внушалось с детства. Сызмальства девочек воспитывали в духе послушания мужу, готовили к домохозяйству и воспитанию детей. «Домострой» не имел законодательной силы, но, отражая и формируя общественное мнение, предписывал: «Если жена не слушается мужа, то он поучает ее плеткой, но лучше, если нет свидетелей, а наедине. И бьет не в лицо, а по уху и осторожно, чтобы кулаком не попасть в сердце, и лучше бьет не палкой и железным прутом. Лучше всего плеткой, это и больно, и действенно, и напугает, и полезно для здоровья».

Понятно, что в такой ситуации разногласий в вопросе: «Кто в доме хозяин?» — не было.

Раньше было однозначно: замужем женщина уважаема, живет как женщина, рожает и воспитывает детей. Муж — ее защитник, муж — добытчик и кормилец, — а без мужа как? Да и общественное мнение на разведенную женщину реагировало практически одинаково — соседки на порог не пустят.

А сейчас семья для женщины — поиск счастья. А если счастья нет — естественно, развод.

Для мужчин же смысл «супружеских уз» (а мужчины семью понимают чаще всего именно как «узы»!) еще менее ясен. Действительно, зачем мужчине жениться, какая ему в этом нужда?

Прекрасно помню разговор с одним парнем, Володей, членом нашего клуба. Я его как-то спросил: «Володь, ты парень здоровый, крепкий, тебе двадцать три года и зарабатываешь нормально — что не женишься?» Спросил его вроде в шутку, а он отвечает всерьез: «Николай Иванович, а зачем мне жениться?» Я был не готов к такому вопросу, даже немного опешил: «Как зачем? Ведь человеку нужна семья, дети. » — «А что дети? — отвечает Володя, — я свой вклад вношу. »

Народ собирается вокруг нас, а он продолжает свою мысль, уже в наступление перешел:

— А действительно, Николай Иванович, давайте разберемся, зачем мне жениться. Во-первых, семья мне экономически выгодна? Девушки (обращается он к рядом стоящим девушкам), вы как рассчитываете, что вы мужа будете содержать или он вас должен содержать? (Девушки засмеялись, ответ ясен.) И смотрю я на своих знакомых: вот они дружат-встречаются, у него зарплата небольшая, но ему хватает, у нее немного, но как-то тоже хватает, поженились — обоим не хватает. Развелись — снова все нормально. Парадокс, никто его не объяснил, но факт остается фактом — семья «съедает» деньги вообще и у мужчин в особенности. Мужчине семья экономически невыгодна.

— Дальше, — продолжает Володя, — с социально-бытовой точки зрения. Конечно, приятно, я женился, жена и носки заштопает, и борщ сварит. Но у меня и мама пока жива, обо мне заботится, и сам я не без рук плюс подруги рядом — помогут, пока понравиться хотят.

Ну, а что касается сексуальной стороны жизни. Ну было бы мне восемнадцать лет, проблемы были бы. А сейчас мне двадцать три. Николай Иванович, как вы думаете, проблемы есть?

— Правильно, нет, плюс есть еще разнообразие, чего в семейной жизни буду лишен.

Разговор подредактирован, но не выдуман.

Но самое интересное то, что проходит полгода или год, и приходит тот же Володя в клуб и не один, а с девушкой, довольный-довольный, говорит: «Н.И., вот это Лена, поздравьте нас, мы скоро поженимся. » Я ему припоминаю: «Володь, ты вроде не так давно какие-то интересные идеи на тему семьи развивал. » Он отвечает: «Да, но ведь мы так любим друг друга. »

Кризис семьи во многом обусловлен значительными изменениями социальной жизни в целом. Исследования, ведущиеся на стыке социологии и психологии со всей убедительностью показывают, что: «Радикальный переворот в системе социальных связей человека во многом обусловлен процессами, усложняющими социально-групповую структуру общества. Большие и малые группы, основанные на социально-экономической дифференциации общества, все более теряют свою роль пространства, в котором замыкаются непосредственные отношения между людьми, формируются их мотивы, представления, ценности. . значительно ослабевают связи между каждой из такого рода групп, ее «низовыми», первичными ячейками и личностью.

Как правило, причины кризиса семьи усматриваются большинством специалистов (особенно не психологов) во внешних (социальных, экономических, политических, идеологических, экологических и даже биолого-генетических) факторах. Данный подход к определению причин кризиса семьи можно назвать социологическим (в широком смысле) и адаптивным: семья рассматривается здесь как неизменная данность, существующая в изменяющихся внешних условиях; кризис семьи — результат действия неблагоприятных внешних влияний; преодоление этого кризиса видится в создании оптимальных (наиболее благоприятных) условий для функционирования семьи. Подобный подход к пониманию природы, функций и назначения семьи долгое время был доминирующим, и лишь в самое последнее время он начинает критически переосмысляться.

На первый взгляд, рассмотрения кризиса семьи представляется парадоксальным, поскольку оказывается, что оптимизация (улучшение) социальных условий ведет не к уменьшению, но, напротив, к увеличению числа семейных проблем, не к ослаблению, но, напротив, к обострению кризиса современной семьи.

Констатация данного парадокса является, одновременно, непреодолимым тупиком для исследований, реализуемых в логике социологического подхода.

Наряду с данным традиционным подходом к кризису семьи существует также иное, прямо противоположное видение данной проблематики. Это видение можно назвать экологическим: семья рассматривается как достаточно автономная подсистема в системе взаимоотношений «социум — семья — индивид», причем сама семья также является сложной системой интер- и транс-персональных взаимоотношений, существующих между ее членами. Это видение можно назвать также психологическим: семья как определенная система внутренних, психологических, интер- и транс-персональных отношений существует, конечно же, в изменяющемся мире, в изменяющихся социальных (в самом широком смысле этого слова) условиях, однако сама семья тоже развивается (причем это развитие ни в коем случае нельзя определять лишь негативно, редуцировать до отклонений от некоего стандарта, образца или понимать как производное, вторичное).

Воспитательные возможности современной российской семьи усложнены социально-экономическим кризисом. Неустойчивое материальное положение, риски, связанные с безработицей, увеличение бытовых нагрузок влияет на степень удовлетворенности браком. Неблагоприятный социально-психологический климат отражается на отношениях между детьми и родителями, что ведет к осложнению их социализации.

Изменение социально-экономической жизни в стране в 1990-х гг. потребовали перестроить систему помощи и поддержки детям-сиротам. Кризис семьи, который выражался в снижении уровня потребления, разрушении структуры, маргинализации — все это способствовало росту детского сиротства в России. По данным Госкомстата России в 2000 г. на 897,3 тыс. браков приходилось 627,7 тыс. разводов. Можно отметить, что в 1990-е гг. наметилась устойчивая тенденция роста численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Возросла и детская безнадзорность на уровне регионов. Помимо объективных социально-экономических условий, есть и субъективные, связанные с проблемами семейных отношений в системе родители — дети: неспособность родителей выполнять родительские функции, повышенная агрессивность, неумение выслушивать и интересоваться проблемами ребенка и т. п. Для каждого периода развития семьи характерны определенные функции для родителей и их детей. Практика социальной работы показывает, что непонимание и неприятие этих функций на разных стадиях оформления семейных отношений осложняет социальное функционирование индивидов. Другой полюс проблем — это брачно-семейные отношения между родителями, которые также могут провоцировать различный спектр проблем, осложняющих жизненные стратегии, как детей, так и брачных партнеров.

Согласно выработанному экспертами ООН определению, «семья — это группа, состоящая из двух или большего числа совместно проживающих лиц, ведущих общее хозяйство с целью обеспечения продовольствием или другими предметами первой необходимости и определенным образом связанных кровным родством, усыновлением детей или брачными узами (включая гражданские браки)».

В любом обществе семья как уникальный исторический феномен имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой — малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Изначально семья была основным способом организации общества, характеризовалась как общность людей, объединенных единством жизненных ценностей, представлений, позиций во взаимоотношениях с обществом. В семье закладывался фундамент ценностных ориентации, выступающих критериями отбора информации, предпочтения одних ее форм и источником другим. С институтом семьи тесно связан институт брака.

Семья — своеобразная система поддержки прав каждого ее члена. Для выполнения этих функций большое значение имеют семейные и родственные связи, взаимодействие семейных групп. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи. В настоящее время в теории и практике социальной работы большое распространение получили типологии семей «групп социального риска». К факторам или критериям социального риска можно отнести:

социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия, безработица родителей);

социально-демографические факторы (отсутствие одного или обоих родителей, повторный брак, неродной ребенок в семье);

медико-санитарные факторы (неблагоприятные условия проживания, хронические заболевания родителей, наличие в составе семьи инвалидов, отягощенная наследственность);

психолого-педагогические факторы (нарушение межличностных внутрисемейных отношений, деформирование ценностных ориентации членов семьи, предразводная и послеразводная семейная ситуация, педагогическая несостоятельность родителей, отчуждение между родителями и детьми, недостаток эмоционального и доверительного отношения родителей с ребенком, дефекты воспитания и т.д.);

криминальные факторы (семейная (домашняя) жестокость, паразитический образ жизни родителей, пьянство родителей и т.д.). Таким образом, понятием «семья группы риска» определяется тип семьи, в которой существует отклонение от норм, не позволяющее ее определить как благополучную семью.

Отклонения не всегда являются дезадаптирующими факторами, порой компенсируются другими характеристиками. К семьям «социального риска» относят: малообеспеченные семьи, семьи беженцев и вынужденных переселенцев, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой (многодетные, имеющие в составе инвалидов), неполные семьи, семьи военнослужащих срочной службы и др.

Объектом социальной поддержки семьи может стать семья любого типа, однако степень нуждаемости в социальной поддержке будет различна, как различно и ее конкретное содержание, т.е. виды помощи, в которых нуждаются или могут нуждаться семьи, относящиеся к разному типу.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, семейных отношений, структуры семьи, влияния в обществе на другие социальные институты. Разрушение патриархальных внутрисемейных связей привело к усложнению межличностных отношений между супругами, родителями и детьми в сфере родительства. Потребность в детях стала занимать невысокое положение в структуре потребностей личности. В сфере добрачного поведения и выбора брачного партнера ценностные ориентации юношей и девушек утратили матримониальное направление, согласие родителей на брак перестало быть общепринятой нормой. Резко изменились внутрисемейные функции супругов, произошла утрата патриархальной роли отца и супруга в семье в связи с возрастанием материнского участия в обеспечении семьи и ее обслуживании. Прямым выражением этого противоречия стала социальная проблема супружеского неравенства при новых семейных ролях. Процесс демократизации общественной жизни непосредственно повлиял на развитие семейных отношений в сфере супружества. В современных условиях моногамия все больше утрачивает свой пожизненный характер, заменяясь правом вступления в повторные браки. В результате этого распадается слитность, целостность брачного, сексуального и репродуктивного поведения; разваливается единство системы «супружество — партнерство — родительство — родство». Среди общих характеристик, свойственных семьям в изменяющемся обществе, можно выделить следующие: увеличение числа малообеспеченных слоев населения; увеличение социальной и географической мобильности; миграция, в том числе и за пределы государства; ухудшающееся состояние здоровья, демографической ситуации (началась естественная убыль населения); фундаментальные изменения традиционных ролей членов семьи, особенно женщины; рост количества неполных семей; повышение коэффициента иждивенчества; насилие в семье, социальное сиротство.

В структуре экономических проблем острейшая — резкое падение реальных доходов большинства семей России. Для большинства семей стали менее доступными услуги здравоохранения, в том числе квалифицированная медицинская помощь, лекарства и медикаменты. Все больше семей не могут позволить себе пользоваться учреждениями культуры и отдыха, организовать семейный летний отдых, отправить своих детей в оздоровительные загородные лагеря. Сокращается посещение театров, кино, концертов, музеев, библиотек. Неразрешимая проблема для большинства семей — улучшение жилищных условий. Особенно остра она для молодых семьи, не имеющих собственного жилья. Нестабильность семьи и рост количества разводов, конфликтность в отношениях между родителями и детьми, рост безнадзорности и криминогенности поведения подростков, нарушение преемственности поколений в семье, согласно «кризисной парадигме» — кризис семейного образа жизни и семейных ценностей.

Читайте также:  С широкой точки зрения язык это

Российская семья находится на пути перехода от авторитарного уклада к более демократическому. В его основе — почти всеобъемлющая вовлеченность женщин в сферу общественного труда, растущая материальная независимость жен от мужей. В целом сегодняшние стереотипы мужа и жены непоследовательны и противоречивы, представляя собой конгломерат традиционных и эгалитарных взглядов. В системе представлений людей о браке и семье этот комплекс относится к числу консервативных, наименее гибких, трудно поддающихся изменению. Тем не менее сдвиги в направлении эгалитаризации требований, предъявляемых к каждому из супругов, налицо.

В психологическом состоянии российских семей превалируют неуверенность в завтрашнем дне и слабая защищенность от насилия и преступного мира.

Современная семья, выражающая в полной мере кризис и дезорганизацию семейного образа жизни, не может в полной мере осуществлять семейный потенциал социальной компетентности. Более того, во многих современных исследованиях выявляется негативное воздействие кризисных семейных структур, в особенности послеразводных, на социализацию детей. Важно подчеркнуть, что в социологии семьи, утверждается особое свойство и особое качество целостности семейной общности — ценностное единство ориентации, определяющее сходство индивидуальных действий членов семьи во внешней среде. Каждый член семьи ведет себя одновременно и как индивид, и как часть семейной целостности. В фамилистическом обществе индивид — эгоист способен чаще (в значимых для личности ситуациях) демонстрировать поведение, отвечающее общесемейным интересам. В трансформирующемся обществе с массовым распространением малодетной и многоразводной семьи свободно раскрывающий себя индивид, лишенный положительных качеств семейной социализации, постепенно превращается из эгоцентриста в нигилиста.

Общество, допустившее кризис семьи и семейного образа жизни, неминуемо ведет к усилению государства как агента социального влияния, оказывающего авторитарное воздействие на «свободно» выбравшего бессемейность индивида. Элиминирование семьи увеличивает для государства соблазн тоталитарного воздействия на индивида. Это обстоятельство раскрывает в полной мере социологическое значение семьи и ее роли в процессе социализации. В конечном счете, социальный порядок, свобода и независимость, возможность сохранения демократии, даже рыночной экономики определяется, как это ни странно звучит, именно возможностями сохранения семьи. Если общество отказывается от укрепления семьи с детьми, семьи как арены базовой социализации, тогда поиск «новых форм» приобщения человека к общезначимым ценностям выродится в массовую социальную патологию, которая благодаря антисемейному воспитанию не будет считаться таковой.

Во-первых, как уже отмечалось, кризис семьи — это проявление смены ее социальной ориентации на ориентацию гуманную, переход от социо- к человеко-центрированной семье. Если рассматривать кризис семьи в данном аспекте, то в этом кризисе должна быть преодолена социальная ориентация семьи как ее доминирующая ориентация. Во-вторых, этот кризис есть проявление кризиса идентичности современного человека, основной характеристикой которого является его ложное самоотождествление со своей персоной, с «позитивным» компонентом своей личности, а не со своей подлинной сущностью, имеющей трансперсональную природу. Подобное рассмотрение кризиса семьи дает возможность говорить о преодолении этого ложного самоотождествления, что неразрывно связано с процессами индивидуации и аутентификации отдельных людей.

И, наконец, в-третьих, кризис семьи можно рассматривать как ее освобождение от такой ее наиболее институциализированной формы, какой является социально санкционированный брак. Действительно, что собственно чаще всего преодолевается в каждом конкретном семейном кризисе? Как правило, преодолевается определение семьи через систему брачных отношений, преодолевается брак как таковой. Семья как система отношений конкретных людей может испытать при этом очень сильные напряжения и деформации, но как таковая она не преодолевается и, на наш взгляд, не может быть преодолена в принципе.

Иначе говоря, маргинальная семья является такой «экспериментальной площадкой», на которой идет непрекращающийся эксперимент, во-первых, с социальной ориентацией семьи, во-вторых, — с личностью каждого ее члена и, в-третьих, — с браком как наиболее институциализированным, социальным, формальным и ролевым аспектом семейной жизни.

Представленный в данной работе ракурс рассмотрения эволюции межличностных отношений в современной семье позволяет, на наш взгляд, обозначить в самом первом приближении ту искомую и единственную траекторию развития семьи, которая выводит ее из маргинальной кризисной ситуации. Данная траектория может быть намечена тремя основными вехами: отказ семьи от служения обществу в пользу служения человеку; отказ семьи от служения личности человека в пользу служения его сущности; отказ семьи от социально санкционированного брака как интерперсонального отношения в пользу сущностно санкционированной любви как отношения транс-персонального.

Почти всеми социологами разделяется точка зрения о том, что последняя четверть ХХ в. отмечена кризисом семьи как социального института. В своей сущности этот кризис означает, что семья утрачивает в значительной степени свои традиционные функции (репродуктивную, воспитательную и гедонистическую). Еще один наиболее существенный показатель кризиса семьи — резко возросшее количество разводов. Изучая их с точки зрения причин и последствий, социология установила, что легкость и частота разводов стали основным фактором возникновения нетрадиционных форм и стилей семейной жизни. Становится обычной монородительская семья, состоящая из детей и одного из родителей (чаще всего матери). Но, как подтверждают исследования, кризис семьи не сопровождается отрицанием большинством людей ее ценности, равно как и ценности брака. В современном обществе идет формирование новых ценностных ориентаций в отношении форм, стилей и образцов семейно-брачного поведения. С этим и связаны тенденции развития семьи в начале ХХI в.

Основой семьи является брак. Под институтом брака, как правило, понимают социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений, институционализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства. Брак имеет санкционированный характер, то есть признаваемый обществом, которое берет на себя определенные обязательства по его защите и налагает на вступающих в брак ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а тем самым за будущее семьи. Общество, признавая в определенной культурной форме законность брака, оказывает материально-финансовую помощь семье, особенно в тех случаях, когда семья является многодетной или в ней отсутствует один из родителей. В обществе проводится соответствующая семейно-демографическая политика.

36. Кризис семьи как социального института

В каждой категории есть часть семей, правда незначительная, которая успешно преодолевает материальные трудности и дополнительной помощью в социальные службы не обращается.

Причины кризисного положения семей можно условно разделить на экономические и социальные. Экономические − такие как потеря работы, невыплата заработной платы или пособий, низкий уровень оплаты труда − являются наиболее характерными. Среди социальных причин часто встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, формирует стереотипы общественного поведения неадекватные общей социальной и культурной среде. Очень часто дети именно из таких семей — трудные дети, трудные подростки, из числа рекрутируются юные правонарушители.

Проблемы семьи представляют интерес, как для специалистов, так и для неспециалистов, т.к. эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества.

Социальные проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества. Семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социальную работу, направленную на совершенствование семейно-брачных отношений и укрепление семьи.

В общем виде кризис семьи проявляется в том, что она хуже реализует свои функции.

Социологи отмечают, что кризисные явления в семье, характерные для зарубежных обществ, к настоящему моменту стали характерны и для российских семей. Негативная тенденция и экономический кризис 90-х годов 20 века усилил негативные изменения этого социального института. И только комплексные меры по смягчению этих негативных тенденций помогут выйти российской семье из кризисного состояния и улучшат не только демографическую ситуацию, но и снизят дисфункциональные последствия для российского общества в целом.

Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис. Являясь первичным элементом общества, она дает в миниатюре картину тех же противоречий, которые присущи и обществу.

В начале 80-х гг. вмешательство государства в демографическую сферу посредством целенаправленной социальной политики взорвало ситуацию. Моментные индикаторы рождаемости существенно повысились, причем в различных поколениях женщин. По мере реализации мер социальной политики в 80-е гг. еще больше усилилась тенденция к омоложению этой модели, наблюдавшаяся до этого на протяжении десятилетий. Средний возраст вступления в первый брак у женщин достиг рекордно низких величин.

С такими характеристиками демографического поведения Украина ушла далеко в сторону от западных стран, где, наоборот, с конца 60-х годов гг. усиливалась тенденция к повышению возраста вступления в брак, увеличивались интервалы между рождениями, и соответственно возрастал вклад женщин средних и старших возрастов в общую рождаемость.

Не секрет, что современная семья переживает кризис. Проявлениями этого кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей (сегодня таких семей — 15%), сознательный отказ от рождения единственного ребенка; массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома; жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.

Показателем кризиса семьи выступает также резкое сокращение уровня “брачности” и одновременно активный рост внебрачной рождаемости. Число браков, начиная с 90-х годов, с каждым годом снижается. С 1991 г. смертность значительно превысила рождаемость. Идет процесс тотальной депопуляции населения. Катастрофически растут темпы сокращения населения.

Реформирование общества резко обострило проблему семей, нуждающихся в социальной защите. Среди ее объектов – семьи одиноких матерей, военнослужащие срочной службы с детьми; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; взявшие детей под опеку; многодетные с малолетними детьми до трех лет; студенческие семьи с детьми.

Произошел значительный рост малообеспеченных семей среди многодетных. При этом четко прослеживается и другая тенденция – снижение количества многодетных семей и рост семей с детьми-инвалидами и неполных.

Кризис института семьи: зачем он нужен государству?

Семья представляет собой ценность для большинства людей. Поэтому «создание семьи» является целью для многих. Крепкой, счастливой, дружной, обеспеченной, — и еще множество эпитетов, — семьи.

При этом, как показывает жизненная практика, современные семьи долго не живут.

В 2015 году в России были зарегистрированы 1.161.068 браков и при этом – 611.646 разводов.

Т.е. 52,7%. Больше половины. Эту печальную статистику Госкомстата можно посмотреть тут.

Каждый третий ребенок в России рождается вне брака. Почти полмиллиона российских малышей рождены одинокими мамами.

Об этом пишет «Российская газета» в номере от 10 июня 2011 года.

Половина молодых семей распадается в первый год жизни, две трети — в первые пять лет, в 70% семей, которые еще не распались, супруги находятся в напряженных отношениях.

Эти данные приведены д.ф.н. В.М. Розиным в книге «Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание» (М.: Логос, Высшая школа, 1999. С. 50.)

Всё это – проявления кризиса института семьи. И этот кризис выгоден государству.

Государству не выгодно, чтобы семьи были крепкими, а люди — счастливыми. Не выгодно с политической и экономической точки зрения.

С политической точки зрения не выгодно потому, что на основе крепкой семьи может образоваться род.

Род — это совокупность всех поколений людей, происходящих от одного предка. Они сплочены, преданы друг другу. Они не предают и не «продают» своих. Род успевает накопить, аккумулировать, значительные ресурсы: финансовые и административные (связи). А если учесть, что к роду присоединяются новые участники (путем браков), между родами создается кооперация, они еще более усиливаются. Примеры: кланы Республики Дагестан в современной России или пресловутая сицилийская мафия.


Кадр из сериала «Клан Сопрано» (США)

Монархия опиралась на родовую аристократию. Когда произошла революция, родовая аристократия уничтожалась путем жестких репрессий. Попросту — истреблялась физически. Сейчас такие меры считались бы неконституционными.

Почему роды уничтожались? Потому что ими сложно управлять. Род представляет собой силу, и часто отстаивает свои интересы, стремится к повышению влияния в обществе.

Читайте также:  Физическая природа света с волновой точки зрения

Можно произвести простой подсчет. Если допустить, что каждая семья в роду заводит троих детей в 20-25 лет, то за 60-75 лет «с нуля» может образоваться род, включающий примерно 40 взрослых дееспособных людей (3 поколения). Все они связаны кровными узами, поддерживают друг друга и имеют в распоряжении серьезные ресурсы. С течением времени, по мере разрастания рода и накопления ресурсов, их становится все сложнее контролировать.


Род — сила, растущая в геометрической прогрессии

А «атомизированной» массой народа управлять легко.

С экономической точки зрения, крепкие семьи не выгодны потому, что постоянный процесс распада семей и создания новых стимулирует экономику. Он создает спрос во многих отраслях:

  • «свадебная» индустрия,
  • индустрия красоты,
  • туризм (свадебные путешествия),
  • недвижимость (купля-дележка квартир)…

Спрос порождает сделки и доходы, с которых государство получает налоги. Плюс, для обслуживания этого спроса создаются рабочие места, растет занятость, снижается безработица.

Государству также не выгодно, чтобы люди были счастливы. Счастливы не в режиме периодических коротких вспышек (влюбился — женился — обжегся — разошелся), а всерьез и надолго. Потому что счастливый человек — плохой потребитель.

А несчастливого человека легко заставить потреблять, покупать то, что производят. Говорят, «стресс заедают шоколадом». И в погоне за хорошим настроением (кратковременным «счастьем») люди занимаются «шоппингом» и тратят на него уйму денег. Плюс еще, с помощью рекламы можно связать какой угодно продукт с надеждой на обретение счастья, и создать, таким образом, спрос на этот продукт. Со счастливыми людьми это не сработает.

Чтобы затруднить и сделать невозможным формирование крепких и счастливых семей, государство действует спомощью пропаганды (телевизор, кинематограф и др.):

  • внедряет в умы людей антисемейные ценности,
  • навязывает деструктивные для семьи модели поведения,
  • разнуздывает низменные инстинкты.

Чтобы создать счастливую и крепкую семью, нужны два человека с соответствующими ценностями и моделями поведения, которые, как минимум, нравятся друг другу. Учитывая мощь пропаганды и то, сколько времени эта пропаганда уже ведется, встреча таких людей (которые подходит и нравятся) — событие с не слишком высокой вероятностью.

Людям, собирающимся создавать семью, стоит иметь в виду эти печальные факторы.

Обоснуйте свою точку зрения по поводу кризиса института семьи

Слова «кризис современной семьи» уже даже навязли на зубах, так часто на всех уровнях ведутся серьёзные обсуждения этого самого кризиса. Но в чём он конкретно заключается? В чём состоит? И, самое главное, чем угрожает этот кризис простому человеку? Давайте попробуем разобраться в этих волнующих общественность вопросах с современной точки зрения.

Говоря о кризисе современной семьи, обычно подразумевают, что современные молодые люди:
— всё реже хотят обзавестись семьёй;
— всё чаще живут в «гражданском браке», не оформляя отношения;
— имеют всё меньше детей (в среднем);
— всё чаще разводятся.

В подтверждение этих фактов различные, озабоченные проблемой, профессора социологии и психологии приводят многочисленные данные статистики. Мы же эти данные приводить не будем, поскольку это скучно, а сомнений они всё равно не вызывают. Да и безо всякой статистики, очевидно, что все четыре пункта не надуманы, а взяты из обыденности современного положения дел. Почему же так происходит? Тому есть объективные причины.

Институт брака, как таковой, эволюционно возник, когда для вскармливания жизнеспособного потомства требовалось не четыре-пять лет, как это было в животном мире, а уже 13-14 лет приходилось воспитывать и растить детей, прежде чем они становились более-менее самостоятельными, их самих можно было отдавать замуж или женить. В такой семье (их принято называть традиционнымисемьями) женщина выполняет роль домашнего повара, уборщика, няньки и воспитателя, а также, по мере сил и остающегося времени, следит за хозяйством. А мужчина — типичный добытчик. Он пашет землю, ходит на охоту, ловит рыбу, или добывает на пропитание иным промыслом.

Таким образом, единственная реальная цель брачного союза — это воспитание детей и содержание хозяйства. А развод в таком контексте означал бы для мужчины полное лишение потомства и одиночество до конца дней, а для женщины и детей попросту голодную смерть. Конечно, мужчина всё же мог найти и другую женщину, которая могла бы принять его в свою семью, а женщине могли помочь выжить родственники, но не имеет смысла вдаваться в детали, основная мыль понятна.

Современная же семья уже попросту не несёт того смысла, и не исполняет тех целей, для которых она изначально была создана. Целью брака стало сожительство двух влюблённых людей, в первую очередь, а дети рассматриваются как нечто необязательное, хотя и, конечно, традиционно присутствующее. Любовь прекрасное чувство, возвышающее нас и вдохновляющее на подвиги, но совсем не такое же прочное, как сильная финансовая зависимость и необходимость растить детей.

Ведь, заметьте, что и сегодня многие люди отказываются от развода по одной только причине, что у них совместные дети, которых нужно растить. Как только ребёнок вырастает и становится самостоятельным, родители разводятся и разбегаются. Защитники традиционных семей, говоря о необходимости их возрождения через повышение сознательности, донесение до понимания граждан необходимости улучшить демографическую ситуацию и так далее, совсем забывают о том, что в большинстве традиционных семей никто вообще не говорил ни о какой любви. Именно она-то и была чем-то второстепенным, несущественным, в вопросах брака. Многие ли сегодняшние граждане готовы на такое супружество?

Да и вообще, что несёт обычному, простому человеку, этот самый семейный кризис? Выходит, он означает, что всё меньшее количество людей желают завести семью и потомство. Но, почему? Тому есть простое объяснение. В природе у каждого вида есть свои внутренние регуляторы численности. Как только количество особей превышает какую-то определённую норму, включается «регулятор». В плохом варианте — это яростная война за ресурсы, в котором гибнет «излишек». Такой вариант мы наблюдали во времена Второй Мировой войны, трагического события, унесшего многие миллионы человеческих жизней, которому предшествовал скачкообразный рост населения. В хорошем варианте — подсознательное нежелание размножаться. Согласитесь, такой вариант куда предпочтительнее иприта и ковровых бомбардировок.

Современная цивилизация предлагает достойную альтернативу каждому, кто не желает обзаводиться семьёй — одинокую жизнь, полную иных возможностей. И этот выбор, между крепкой семьёй и свободой одиночества, каждый делает сам. «Кризис современной семьи» вовсе не означает, что два человека, которые любят друг друга, и желают иметь детей, под влиянием каких-то магических флюидов «кризиса семьи» потерпят поражение в своём начинании, вовсе нет! Кризис этот означает только, что всё большее число людей, из-за проблем с демографией, отказываются от размножения, от заведения детей.

Кстати, учитывая серьёзную проблему перенаселения планеты, которая реально нависла над нами, учитывая голод и болезни в странах третьего мира, массовую эмиграцию слабо цивилизованных народов в Европу и США, ставящую под угрозу само существование цивилизации, о каком «демографическом кризисе» говорят представители власти, когда призывают «плодиться и размножаться»? Им хорошо, они к своей трибуне проехали по пустым улицам, с сиренами и мигалками. А как быть простым людям, которые каждый день добираются на работу через пробки по два часа? Что они им предлагают? Стоять в них по четыре часа, хорошенько «размножившись»?

Нет, совершенно очевидно, что слова о «ухудшающейся демографической ситуации» и «кризисе современной семьи», не более чем политика. Призывы политиков «обогнать в плодовитости» варваров просто смешны — ведь людей в странах третьего мира уже давно гораздо больше, чем в странах первого и второго. Нужна сбалансированная и продуманная миграционная политика, а не истеричные призывы вспомнить былое и начать рожать по восемь человек в каждой семье. Люди в странах третьего мира, во многом, именно потому и живут так плохо, что не умеют контролировать рождаемость. Подражать им не стоит — это точно.

Так что, весь этот «кризис» никак на деле не касается простого гражданина. У каждого из нас по-прежнему есть право выбора, чему посвятить свою жизнь, и никто не имеет права его отнять. Да и указывать, кому и как жить, по большому счёту, тоже.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Кризис института семьи и брака

Постоянный рост на протяжении нескольких десятилетий числа разводов породил в США мнение о кризисе семьи как социального института. Пик таких разговоров пришелся на начало 70-х годов. Однако в конце 70-х наметилось возрождение семейных ценностей. Возникло так называемое просемейное движение. Сегодня большинство американских и европейских социологов перестали драматизировать ситуацию и перешли к серьезному анализу ситуации (рис. 16.12).

В России обсуждение этой проблемы пришлось на более поздний период. В 90-е годы многие специалисты в области социологии стали говорить о кризисе института семьи [1] . Под этим подразумевалась неспособность семьей как институтом выполнять те функции и роль, которые она всегда была призвана выполнять и с которыми справлялась раньше. О кризисе института семьи, по мнению Т. А. Гурко, свидетельствуют следующие факты:

Число разводов на 1000 браков в год

Рис. 16.12. Кризис института брака

Источник: Аргументы и факты. 1991. № 2.

  • 1) постоянное увеличение удельного веса матерей (а на Западе и отцов), воспитывающих ребенка без мужа (жены). По данным выборочной переписи 1994 г., в РФ 20% семей с детьми несовершеннолетнего возраста были «неполными», преимущественно материнскими;
  • 2) рост числа родителей (отчимов, мачех, приемных), не связанных с воспитываемым ребенком биологическими узами. Вследствие увеличения разводов и внебрачных рождений (19,6% всех детей в 1994 г. рождены вне брака) многие отцы (иногда матери) не проживают с детьми, причем некоторые из них являются «эпизодическими», а другие, не поддерживая никаких контактов с ребенком, так и остаются только биологическими родителями;
  • 3) снижение брачности и рождаемости (в 1920 г. суммарный коэффициент рождаемости у российских женщин составлял в среднем 7,5 ребенка, а в 1994 г — 1,4);
  • 4) как результат снижения рождаемости увеличивается число однодетных родителей;
  • 5) кризис отцовской воспитательной роли;
  • 6) увеличение числа разводов, брошенных детей и сирот.

Некоторые исследователи, в частности А. И. Кузьмин, считают,

что у института семьи в современном российском обществе налицо не только глубочайшие проблемы, которые заставляют говорить о серьезном кризисе, но и несомненные позитивные тенденции:

«Формально никакого кризиса семьи в обществе нет, хотя и наблюдается некая напряженность в реализации ее жизнедеятельности и общении между поколениями и супругами. В семьях проживает 9 /, всего населения, доля абсолютно одиноких людей в период 1979—1989 гг. и по микропереписи 1994 г. сократилась. Одинокие молодые люди могут быть представлены в качестве потенции семьи, этапа ее формирования. Процесс разводимости затормозился и, можно сказать, по ряду территорий (особенно сельских) стал уменьшаться. Вал брачности по международным стандартам может быть признан высоким. Кроме того, после двух лет экономических реформ в экономически развитых районах России (с высоким уровнем цен, но и насыщенным рынком) семья стала адаптироваться к новым формам жизни и нащупала рыночные источники средств существования. В положительной мотивации рождаемости начали звучать новые интонации и осознанное желание родителей иметь ребенка независимо от материальных условий. В отрицательной — на первое место вышли фобиозные переживания за судьбу детей, страх перед будущим. Идеалом семейного благополучия все отчетливее становится семья, в которой муж осуществляет функции «добытчика», а жена тем временем контролирует внутрисемейную и финансовую ситуацию, расходы. Приватизация квартир и земельных участков сделала возможным легальное наследование жилплощади и земли младшими поколениями в семье, что объективно укрепило положение молодой семьи как субъекта наследования фамильной собственности. Снижение роли государственных институтов социального обеспечения пожилых и престарелых, значимости пенсионной поддержки в старости в силу роста цен и инфляции, удорожание питания, квартплаты, затрат на одежду, медикаменты и ритуальные услуги повышают роль детей и подрастающего поколения в целом в качестве залога обеспеченной старости. Дети и подростки начинают «возвращать» себе статус не только потенциальной, но и актуальной рабочей силы, что, конечно же, требует их правовой защиты, но одновременно усиливает мотивационную сторону будущей рождаемости. Происходящие сегодня в экономике изменения повышают роль отца и власть мужчины в семье. В будущем, при трансляции норм репродуктивного поведения на младшие поколения, это может усилить сыновнюю ориентацию. Включение России в мировое сообщество, возможность выезда за границу на работу и жительство — положительные моменты распада старой политической системы, влияющие на выбор семьей своего жизненного пути. Семья получила не только новые свободы территориального передвижения и миграции, выбора места проживания, но и доступ к мировым стандартам питания, одежды, услуг, социальной гигиены, экологии и уровня информированности о среде своего обитания» 1 .

Читайте также:  Как восстановить зрение на 100 операция

Несмотря на обнадеживающие тенденции, в целом семья переживает кризис, который, по мнению автора, следует считать кризисом институциональным и культурологическим. Главной причиной выступает то обстоятельство, что в институте семьи рушатся те исторические скрепы, на которых он всегда держался, прежде всего связи между поколениями, родителями и детьми, семейные и этнические узы. «Современный кризис — результат умножения неблагоприятных многолетних изменений института семьи» [2] [3] .

В. Борисов и А. Синельников отмечают, что при современном уровне смертности, уровне разводов среди супругов с детьми и росте числа детей, рожденных вне брака, доля детей, которые проведут часть своей жизни в семье с одним родителем, достигла 63,3% [4] .

Обостряющийся экономический кризис в России пока не позволяет стабилизировать ситуацию и принять меры по оздоровлению семейных отношений. Тем не менее, считают специалисты, такое время придет, хотя, быть может, и с опозданием: «семья может стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класса и способствовать возрождению России» 1 .

Нередко отечественные социологи гипертрофируют особенности России, считая происходящее в ней уникальным. На самом деле многие закономерности, характерные ныне для России: экономические (например, грабительские тенденции эпохи первоначального накопления), демографические и семейные (сокращение рождаемости, изменение модели брачного поведения, рост числа разводов и т. д.)-в то или иное время были присущи всем индустриально развитым странам, но на более ранних этапах развития. Это касается основного аргумента, выдвигаемого в пользу институционального кризиса семьи-роста разводимости.

В России в течение последних пяти лет наблюдался рост разводимое™, но количество вторых браков также росло. К примеру, по данным социологических исследований, в Москве 17% мужей и жен состояли во втором браке, в Пскове и Саратове — приблизительно 10%. Специалисты полагают, что «русские проходят через тот же опыт супружеского поведения, который был отмечен в индустриальных странах: высокая доля разводов и повторные браки» [5] [6] .

Кризис семьи как социального института.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

В каждой категории есть часть семей, правда незначительная, которая успешно преодолевает материальные трудности и дополнительной помощью в социальные службы не обращается.

Причины кризисного положения семей можно условно разделить на экономические и социальные. Экономические − такие как потеря работы, невыплата заработной платы или пособий, низкий уровень оплаты труда − являются наиболее характерными. Среди социальных причин часто встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, формирует стереотипы общественного поведения неадекватные общей социальной и культурной среде. Очень часто дети именно из таких семей — трудные дети, трудные подростки, из числа рекрутируются юные правонарушители.

Проблемы семьи представляют интерес, как для специалистов, так и для неспециалистов, т.к. эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества.

Социальные проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества. Семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социальную работу, направленную на совершенствование семейно-брачных отношений и укрепление семьи.

В общем виде кризис семьи проявляется в том, что она хуже реализует свои функции.

Социологи отмечают, что кризисные явления в семье, характерные для зарубежных обществ, к настоящему моменту стали характерны и для российских семей. Негативная тенденция и экономический кризис 90-х годов 20 века усилил негативные изменения этого социального института. И только комплексные меры по смягчению этих негативных тенденций помогут выйти российской семье из кризисного состояния и улучшат не только демографическую ситуацию, но и снизят дисфункциональные последствия для российского общества в целом.

Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис. Являясь первичным элементом общества, она дает в миниатюре картину тех же противоречий, которые присущи и обществу.

В начале 80-х гг. вмешательство государства в демографическую сферу посредством целенаправленной социальной политики взорвало ситуацию. Моментные индикаторы рождаемости существенно повысились, причем в различных поколениях женщин. По мере реализации мер социальной политики в 80-е гг. еще больше усилилась тенденция к омоложению этой модели, наблюдавшаяся до этого на протяжении десятилетий. Средний возраст вступления в первый брак у женщин достиг рекордно низких величин.

С такими характеристиками демографического поведения Украина ушла далеко в сторону от западных стран, где, наоборот, с конца 60-х годов гг. усиливалась тенденция к повышению возраста вступления в брак, увеличивались интервалы между рождениями, и соответственно возрастал вклад женщин средних и старших возрастов в общую рождаемость.

Не секрет, что современная семья переживает кризис. Проявлениями этого кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей (сегодня таких семей — 15%), сознательный отказ от рождения единственного ребенка; массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома; жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.

Показателем кризиса семьи выступает также резкое сокращение уровня “брачности” и одновременно активный рост внебрачной рождаемости. Число браков, начиная с 90-х годов, с каждым годом снижается. С 1991 г. смертность значительно превысила рождаемость. Идет процесс тотальной депопуляции населения. Катастрофически растут темпы сокращения населения.

Реформирование общества резко обострило проблему семей, нуждающихся в социальной защите. Среди ее объектов – семьи одиноких матерей, военнослужащие срочной службы с детьми; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; взявшие детей под опеку; многодетные с малолетними детьми до трех лет; студенческие семьи с детьми.

Произошел значительный рост малообеспеченных семей среди многодетных. При этом четко прослеживается и другая тенденция – снижение количества многодетных семей и рост семей с детьми-инвалидами и неполных.

Проблемы современных родственно-брачных отношений и пути их решения.

Семья – это главная ценность. Кровная семья – это ценность в первую очередь. И проблемной, кризисной семье нужно помогать на ранней стадии, пока она еще не деградировала.

Современная семья в силу социально-экономических потрясений в стране испытывает огромные трудности. Украинское общество, находящееся в социально-экономическом кризисе, не в состоянии помочь и поддержать институт семьи. Не выдерживая внешнего деструктивного натиска, семья рушится. Основная цель современной семьи сегодня − выжить.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменяются ее социальные функции. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролями, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд как позитивных, так и негативных для общества последствий. С одной стороны, это способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличения уровня смертности.

Проблемы семьи представляют интерес, как для специалистов, так и для неспециалистов, т.к. эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества.

Социальные проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества. Семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социальную работу, направленную на совершенствование семейно-брачных отношений и укрепление семьи.

Комплекс проблем всех типов семей обусловлен вопросом о предназначении семьи в современном мире. Возникнув, как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточила в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Поскольку семья постепенно избавлялась от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными: институтами; в последнее время трудно выделить специфический вид деятельности, присущий только семье.

Все множество проблем, связанных с современной семьей, можно разделить на следующие группы:

1. Социально-экономические проблемы: К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими потребностями многодетных и молодых семей, государственной системы материальной помощи.

2. Социально-бытовые проблемы: по смысловому содержанию сходны с социально — экономическими проблемами. К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а так же потребительским бюджетом средней семьи ит.д.

3. Социально-психологические проблемы: Эта группа включает самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее — брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждением в семье. Кроме того, к ним относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье.

4. Проблемы стабильности современной семьи: Данную проблематику составляют состояние и динамика семейных разводов, их социально-типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком как фактор стабильности семейного союза, ее социально — психологическая характеристика.

5. Проблемы семейного воспитания: В данной группе проблем могут рассматриваться состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье, условия эффективности и просчеты семейного воспитания. указанные проблемы естественным образом связаны с социально — психологическими проблемами и проблемами стабильности семьи.

6. Проблемы семей группы риска: Факторы, обуславливающие социальный риск, могут иметь социально — экономический, медико-санитарный, социально — демографический, социально — психологический, криминальный характер. Их действие приводит к утрате семейных связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию. Безнадзорность детей продолжает составлять одну из наиболее тревожных характеристик современного российского общества. К семьям группы риска относят: неполные семьи, семьи, воспитывающие или имеющие в своем составе инвалидов, многодетные семьи, малоимущие и бедные семьи и др. исходя из выше описанных критериев Холостова Е. И. Социальная работа: учебное пособие.

В этих условиях возрастающую значимость приобретает научно-обоснованная и целеустремленно осуществляемая Государственная семейная политика и вытекающая из нее социальная защита семьи. Основные направления этой социально значимой деятельности можно свести к следующему:

  • Поднять уровень и роль доходов в экономике семьи, укрепить ее экономическую самостоятельность.
  • Изменить отношение общества к ведению домашнего хозяйства, уравнять его в правах с другими формами хозяйства и производства.
  • Более адресно, дифференцировано и последовательно проводить политику материальной поддержки многодетных и малообеспеченных семей, включая выплату компенсаций, выделение денег на детское питание и одежду, школьные учебники и т.п. Проводить в жизнь политику поддержки молодых семей. Увеличить ежемесячные пособия одиноким матерям на детей до 16 лет, приведя их в соответствие с прожиточным минимумом и соответствующей индексацией.
  • Разрабатывать и внедрять научно обоснованные и практически ориентированные программы социальной помощи семье, психолого-педагогического содействия супругам, родителям и детям с целью стабилизации семейных отношений, упрочнения семьи как важного социального организма воспроизводства человека и общества, их полноценного развития.


Источники:
  • http://studwood.ru/612019/sotsiologiya/krizis_instituta_semi
  • http://studfiles.net/preview/5920122/page:30/
  • http://www.b17.ru/article/krizis-instituta-semji/
  • http://meduniver.com/Medical/Psixology/krizis_sovremennoi_semii.html
  • http://bstudy.net/661638/sotsiologiya/krizis_instituta_semi_braka
  • http://students-library.com/library/read/25883-krizis-semi-kak-socialnogo-instituta