Меню Рубрики

Политические организации с точки зрения социологии

Современные представления о социологии политики складывались в процессе эволюции политической мысли, накопления знаний, совершенствования методов политической практики.

Если наука о политике (политология) исследует политическую жизнь во всех ее многообразных проявлениях от сущности власти, ее природы и до конкретных форм ее проявления и институализации, то социология политикиотрасль социологии, изучающая взаимоотношения политической сферы с другими сферами общественной жизни политических институтов, с другими социальными институтами. Социология политики изучает проблемы, связанные непосредственно с государством, политическими партиями, общественными объединениями и движениями и т.д.

Сущностную основу политической жизни, как и всей политики, составляет вопрос о власти и об ее использовании. В этой связи с позиции социологии следует рассматривать политическое сознание и политическую деятельность, которые представлены, во-первых, деятельностью государства и олицетворяющих его политическую сущность партий, учреждений и организаций и, во-вторых, деятельностью общественных и добровольных объединений и организаций, частично выполняющих политические функции, и, наконец, деятельностью социальных групп, слоев, отдельной личности.

Без преувеличения можно сказать, что главным для социологии политики становится исследование личности как субъекта политической жизни. Являясь структурным элементом класса и нации, личность в то же время, в зависимости от конкретных обстоятельств, самостоятельно «включается» в политическую деятельность, олицетворяет

ту или иную степень воплощения политических отношений любого общества.

Содержание политической жизни представляет особую форму реализации интересов политических партий и объединений, классов, наций, социальных групп, добровольных организаций и даже отдельного человека по сознательному использованию власти, которая направлена на удовлетворение политических интересов.

Зная особенности взаимодействия социально-политических субъектов и предлагая сценарий развития событий, социология политики обозначает границы принимаемых решений и тем самым определяет меру политической ответственности. В этом смысле социология политики является непременным атрибутом политической культуры демократического общества, так как она вырабатывает критерий приемлемости политических решений. Другая сторона этой функции социологии политики состоит в обеспечении правильности принимаемых политических решений, когда принятое решение должно соответствовать интересам основных участников политического процесса, и ориентирована на наиболее благоприятные для них варианты развития событий.

Социология политики не только выявляет интеграционные социальные механизмы, анализирует условия их укрепления и развития, но и поставляет информацию, необходимую для конструирования новых механизмов интеграции.

Подпадая под власть общественного мнения, социология политики может легко утерять свой объект, а тем самым не выполнить одну из основных своих функций — поддержания в обществе общественного согласия и соответствующего ему политического порядка.

Социология политики формирует идеологию гражданских прав и свобод, которая предполагает знания границ, действенности принимаемых решений и условий функционирования тех или иных политических ролей, приобщает граждан к демократической системе политических ценностей, способствует политической социализации личности.

Центральными проблемами социологии политики являются вопросы: каким образом взаимодействие соци-

альных общностей отражается на характере и способах функционирования политических институтов, в какой мере политическое нормирование воздействует на устойчивость структуры, как характер процессов институциа-лизации общности меняет ее статус в обществе, какова социальная база того или иного политического порядка. «Собственными» объектами социологии политики являются события, процессы, субъекты социальной сферы. Однако социология политики исследует и те объекты, которые имеются в экономической, политической и духовной сферах.

Социологии политики — это наука о взаимодействии социальных общностей, политических институтов и граждан по поводу отношений власти и политического влияния в обществе. Основная задача ее состоит в том, чтобы выявить, при каких социальных условиях формируется тот или иной политический порядок и каковы социальные основания его воспроизводства. При этом в разряд условий попадают, во-первых, взаимодействия социальных общностей; во-вторых, структура социальных институтов, типы и формы социальных движений; наконец, характер традиций, обеспечивающий воспроизводство данного социального и политического порядка. Совокупность условий и образует различные социальные механизмы политических процессов.

Предметом социологии политики является исследование социальных механизмов власти и влияния в обществе на различных этапах его развития и в разных фазах его функционирования. При этом в состав социального механизма включаются как деятельностные моменты, обеспечивающие достижение политических целей, так и естественные, определяющие характер политического процесса. Таким образом, многообразие социальных механизмов, благодаря которым обеспечивается формирование и функционирование динамичного, но вместе с тем устойчивого политического порядка, является тем специфическим признаком, благодаря которому предмет социологии политики выделяется из предмета политологии и отличается от предметов других политологических дисциплин.

Основной трудностью в исследовании феномена власти является ее многомерность и амбивалентность; в

рамках каждого социального института имеется свой способ властвования.

Выделяются три вектора измерения пространства политической власти. Первое измерение образуется отношениями политического субъекта и той социальной общности, интересы которой он представляет — «ось представительства». Второе измерение представляет собой многообразные отношения политического субъекта и социальных институтов общества, властвующей элиты -«институциональная ось». На третьей оси откладываются «технологии» решения политическим субъектом встающих перед обществом проблем — «ось политической деятельности». Природа каждого из этих измерений определяется целой системой объективных и субъективных обстоятельств.

Отношения представительства и влияния изменчивы, динамичны, зависят от множества факторов социальной среды. Глубже отразить характер этих отношений поможет понятие «политического рынка», которое подразумевает особую форму обмена. Исходным ресурсом, подлежащим обмену на политическом рынке является возможность. Лица, претендующие на статус политического субъекта, предлагают членам своей общности некоторые программы решения общественных проблем. Программа — это уже оформление неких возможностей.

Анализ показывает, что отношения представительства и влияния возникают в результате обмена такого рода ресурсом, как возможность. Парадоксально, но факт: власть, одна из мощных и даже грозных реалий общественной жизни, вырастает из чего-то, казалось бы, эфемерного и трудноуловимого — из обмена возможностями. Модель политического рынка отражает онтогенез политической власти в рамках представительных институтов.

Анализ политических стратегий показывает, Что власть может использоваться различными политическими субъектами как для созидания, так и для разрушения. Поэтому возникает необходимость такого мощного стабилизатора, как. государство, благодаря которому обществу обеспечивается минимум условий, необходимых для его развития.

Республика Беларусь — одно из новых независимых государств, образовавшихся после распада СССР — унитарное демократическое социальное правовое государство. Конституцией утвержден принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом является Верховный Совет Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь является главой государства и исполнительной власти. При нем создается Кабинет Министров Республики Беларусь, который реализует полномочия исполнительной власти на высшем уровне (до принятия Конституции 1994 года и выборов Президента эти функции выполнял Совет Министров Республики Беларусь).

Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального гражданского самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.

Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь, который избирается Верховным Советом из квалифицированных специалистов в области права в количестве 11 человек. Срок полномочий членов Конституционного суда — 11 лет.

В результате демократизации общественно-политической жизни в Беларуси сформировалась многопартийная система. Политические партии, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, способствуют выявлению политической воли граждан, участвуют в выборах, оказывают влияние на формирование общественного мнения.

На 1 января 1996 года в Министерстве юстиции Республики Беларусь было зарегистрировано 34 политических партии. Наиболее крупными по численности из них являются Партия коммунистов, Аграрная партия,

Белорусская социал-демократическая Грамада, Объединенная гражданская партия. В Верховный совет тринадцатого созыва избраны депутаты, представляющие 16 политических партий.

Большое воздействие на политические процессы оказывает общественное мнение, под которым понимается один из наиболее доступных и оперативных способов репрезентации социальным субъектом своих потребностей и интересов с целью повлиять на поведение других социальных субъектов и ситуацию в целом. В общественном мнении воспроизводятся образцы доминирующей политической культуры, выступающие как самоочевидные истины. Не попасть под полное влияние общественного мнения и вместе с тем уметь вовремя и правильно его услышать — в этом искусство политика.

В последнее время на Западе на формирование общественного мнения все большее влияние оказывает такая специализированная деятельность как public relations. Цель этой деятельности состоит в управлении политическим субъектом информацией о своих действиях, намерениях и целях. В результате в общественном мнении формируется адекватный образ политика. Воздействие на общественное мнение различных социальных групп осуществляется через самые разнообразные каналы, начиная от межличностного общения и заканчивая средствами массовой информации. Общественное мнение — необходимый элемент демократии, благодаря чему различные социальные группы населения получают доступ к системе управления.

В социологии политики важное место отводится анализу политической культуры как совокупности образцов поведения и деятельности, обеспечивающих передачу накопленного опыта от поколения к поколению и тем самым способствующих устойчивости политических отношений под воздействует времени. Вместе с тем политическая культура выступает как нормативный механизм, обеспечивающий регуляцию поведения и деятельности. Воспроизводство и регуляция политических отношений происходит и на уровне общества в целом, и в рамках социальной общности или группы, и на индивидуальном уровне — все это вбирает в себя политическая социализация.

Под политической социализацией понимается приобщение индивида к ценностям, знаниям, ролевым образцам, позволяющим ему адаптироваться к политической жизни общества. Обычно социализация осуществляется на основе общепринятых норм и образцов, вошедших в сферу политической культуры. Политическая социализация — это двусторонний процесс. С одной стороны, воздействие социально-политической среды на индивида, а с другой — формирование политической индивидуальности, предполагающей свободный выбор и ответственность за принятые со стороны индивида решения.

Результатом политической социализации является готовность индивида к участию в политической акции, т.е. определенный уровень социальной мобилизации. Эта готовность проявляется и на уровне знаний, представлений об основных, принципах функционирования политической системы, и на уровне приверженности к фундаментальным принципам общества, и на уровне политических навыков, позволяющих индивиду переходить от слов к делу. Те члены общества, которые не смогли мобилизоваться, поставляют материал для маргинальных слоев общества. В этом смысле политическая социализация -это еще и механизм естественного отбора таких субъектов, которые готовы принять на себя ответственность за судьбы страны. При этом необходимо подчеркнуть, что социальная мобилизация предполагает довольно высокий уровень идентификации индивида с политическими институтами и интересами общества в целом.

В связи с начавшимися переменами все население страны вынуждено было начать процесс ресоциализации, т.е. коренной смены политических ценностей и ориентиров, а также навыков участия в политической жизни. Одна из сложностей политического реформирования как раз и состоит в том, что одновременно с созданием новых политических отношений необходимо осуществлять процесс обучения населения владения ими. При этом необходимо отметить, что господствующий тип политических отношений воспроизводится на основе соответствующего типа социализации населения.

Итак, политическая культура представляет собой сложившийся механизм воспроизводства политических

отношений как в масштабе общества, так и на уровне социальных групп. Сущность политической культуры состоит в приобщении индивида к политическим ценностям общества и формировании политической индивидуальности. Усвоение как общих для всего общества моделей поведения и деятельности, так и специфических для данной социальной среды происходит в рамках политических субкультур, взаимодействие которых порождает все мно-гоцветие политической жизни.

В самом общем виде политический процесс представляет собой переход от одного политического события к другому за определенный промежуток времени. Под событием мы подразумеваем некоторое нарушение регулярности, обычного состояния вещей, которое оказывает воздействие на последующее состояние политической реальности. Например, августовский (1991 г.) путч в Москве оказался крупнейшим событием, привлекшим внимание всей общественности, он значительно ускорил все политические события в стране.

Читайте также:  Короткие стрижки для девушек в очках для зрения

Важнейшим методологическим требованием при исследовании политических процессов является различение трех подходов к политике. В рамках структурно-функционального подхода (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.) политический процесс понимается как результат совокупного функционирования как всей политической системы, так и отдельных ее элементов. Функциональные процессы переводят политическую систему из одного состояния в другое.

Источником измерения является сама социальная (в широком смысле) среда, вызывающая ответные реакции органов политической системы. Дисфункция политической системы и невозможность ее устранить порождает политический кризис, который приводит или к устранению дисфункции и перестройке системы, или же к ее разрушению. Преодоление кризиса означает переход политической системы на новый этап развития, предполагающий более высокую степень ее адаптированное™ к социальной среде.

Что имеется в виду под функциональным характером политических процессов в рамках этого подхода?

Прежде всего то, что процесс возникает как реакция органа политической системы на воздействие социальной среды. Следует учитывать и то, что орган политической системы может функционировать, так сказать, непроизвольно, вне зависимости от состояния среды, в силу определенной заданное™. В этом случае происходят псевдополитические процессы, похожие на политические лишь с формальной стороны. Основные функциональные процессы связаны с поддержанием целостности и порядка в обществе. Для этого возникают институциональные и неинституциональные формы социального контроля, блокирующие аномальные общественные процессы. А вместе с тем формируются каналы социальных взаимодействий, в рамках которых реализуется социальная активность.

Иной тип функционального процесса — внесение в социальную среду соответствующих норм и образцов, задающих определенный ролевой набор, интериоризируе-мый членами общества. Усвоение этих ролей способствует поддержанию политической системы на уровне индивида. И, наконец, последний тип процесса в рамках этой парадигмы — это поддержание целостности политической системы, повышение ее статуса и роли в обществе. Эти процессы связаны с утверждением властных полномочий и авторитета органов власти. Результатом функционирования политической системы является интеграция общества через структуры власти и влияния, а уровень интегрированности общества выступает как показатель результативности всей политической системы в целом. Механизмом политических процессов в этом случае выступает институциональная среда общества.

Если представители функционального подхода рассматривают политический процесс с точки зрения общества в целом, то в рамках конфликтного подхода (Р. Да-рендорф, Л. Козер и др.) политические процессы выступают прежде всего как процессы борьбы, соперничества и соглашения относительно материальных ресурсов и социальных статусов в обществе. При этом политический процесс раскрывается с точки зрения участвующих в них субъектов. Поэтому для описания политического процесса нужно знать, какие субъекты в нем участвуют, их статус,

цели, ресурсы и стратегию поведения. Анализ характера взаимодействия политических субъектов раскрывает нам содержание таких процессов, как консолидация политических силг монополизация и концентрация власти, завоевание влияния и формирование социальной базы поддержки, мобилизация социальных ресурсов и т.п.

Результатом всех этих политических процессов является изменение соотношение сил на политической аре не, появление новых политических субъектов и новых отношений между ними. Главными событиями при эток выступает победа или поражение в соперничестве с противником. Символическое закрепление этих событий служит важным средством укрепления социальной базы политического субъекта. В ходе взаимодействия различны политических субъектов формируется «политическое со общество», куда входят прежде всего политики, а также журналисты, исследователи, политические менеджеры и т.п., т.е. все те, кто профессионально занимается политической деятельностью или обслуживает ее.

Ядром политического сообщества является политическая элита — наиболее влиятельные политики и их помощники. Сформировавшись, политическое сообщество обретает свой собственный интерес, независимый от интересов избирателей, и на основе этого интереса возникают единые правила «политической игры».

Конфликт между управляющими и управляемым п задает содержание и основную направленность политических процессов.

И, наконец, в рамках поведенческой модели (И. Мерриам, Г. Лассуэлл, Дж. Кетлин и др.) политические процессы предстают как поведение и деятельность людей, направленные на овладение и использование власти в личных и общественных интересах. С одной стороны, содержание политических процессов определяется механизмами социализации и изменениями в ценностной структуре общества, а с другой стороны — способами и формами политического участия индивида. В данном случае политические процессы оцениваются с социокультурной точки зрения как реализация прототипов культуры на материале политики. Источником развития в рамках

этой модели выступает девиантное поведение, характеризующееся определенным способом рассогласования целей и средств их достижения. При этом предполагается, что цели заданы образцами культуры. Основным показателем политических процессов здесь выступает уровень включенности индивида в политические отношения. Проблемы соотношения политики и морали, политической ответственности, цены политических решений и т.п. целесообразно обсуждать в рамках данной модели, ориентированной на индивида и его деятельность.

Анализ различных моделей политического процесса показывает, что его природа многообразна и многоуров-нева. И вряд ли одно представление политического процесса, скажем, функциональное, можно свести к другому. Каждое из этих представлений имеет равную ценность, свой язык описания и логику анализа.

Политический процесс имеет двухслойную структуру: первый слой представляет собой официальные акты и действия, нормативно определяющие и расстановку политических сил, и характер их деятельности; второй слой -это неофициальные взаимодействия политических субъектов по поводу доступа к ресурсам и рычагам власти. Политическая реформа представляет собой объединение и координацию реформирования различных политических процессов в едином информационно-политическом пространстве. Трудность этого объединения состоит в том, что различные социально-политические субъекты созревают к восприятию тех или иных идей, а также к способности действовать не одномоментно, и это обстоятельство зачастую является причиной политического противостояния.

Существуют политические процессы, которые длятся на протяжении одного или нескольких поколений. Эти процессы носят исторический характер. Процессы, начавшиеся в нашем обществе в конце 80-х годов XX столетия, по своим масштабам и значению — исторические, оказывают сильное воздействие на мировой политический порядок и характер политических отношений в будущем.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Политические отношения, политическая сфера с одними из основных отношений (наряду с экономическими, правовыми, социокультурными), обусловленных историческим развитием общества, в которые люди включены в процессе жизнедеятельности. На протяжении всей истории человечество идентифицировало себя через сферу социокультурных, экономических, политических и правовых отношения.

Политическими отношениями называть те отношения между классами, нациями, социальными слоями, социальными институтами и другими социальными группами, ядром которых является проблема применения, удержание и использование власти.

Основу политической жизни, политических отношений составляет политика — важнейший фактор природно-исторического процесса (сфера целенаправленных отношений), что обще организует и регулирует деятельность общества.

Роль политики в обществе обусловлена той ее свойством, что политика должна всеобъемлющий характер, способна влиять практически на любые стороны жизни общества, элементы, отношения, начиная от государства и заканчивая индивидуальными чертами характера человека.

Политика — специфическая область человеческой деятельности, в которой находят проявление различия интересов социальных групп, классов, наций. Они сталкиваются, противопоставляются или совпадают, что в конечном итоге приводит к сопоставлению позиций и поиска способов, обеспечивающих согласованность этих интересов. Это и спивкоординация данных интересов, их подчинение более значимым, что в конце концов порождает властные отношения. А осуществление власти — это основное содержание политики. Именно эта особенность тесно связывает политическую сферу с правовой. В дальнейшем более целесообразно говорить не о чисто политические отношения, а политико-правовые, что указывает на органическое единство политики и права.

Политическая система (как обобщенная система отношений) изучается многими науками. Философия исследует политику как своеобразный феномен мирового развития и компонент и продукт человеческой цивилизации. Политология, как одна из главных наук о политике, акцентирует основное внимание на изучении политики как целостного объекта с присущими ей закономерностями властных отношений и политических механизмов их действия. Правовая наука занимается изучением области правовых и государственных норм и институтов на их стыке. Психология ориентируется на исследование психологических механизмов и стереотипов политического поведения людей, их групп. История интересуется вопросами последовательно-хронологического сбора и описания эмпирических фактов политических событий, роли в политических процессах выдающихся людей, развития и формирования политических институтов, идей. Социология же в основном анализирует деятельность общества в политической сфере.

С целью конкретизации исследования данной отрасли в структуре социологического знания выделена отдельная научная отрасль — социология политики (или политическая социология, иногда отождествляется) — отраслевая социологическая теория, отрасль социологического познания, которая изучает взаимосвязи между обществом и государством и политическими институтами, социальные механизмы власти и их реализацию в обществе. Здесь изучаются взаимоотношения политической сферы с другими социальными институтами и проблемами, которые непосредственно связаны с государством, политическими партиями, общественными объединениями, движениями и др.

Считают, что социология политики образовалась на стыке двух общих наук — таких, как политология и социология, однако, имея практически одни и те же элементы — составные изучения деятельности политических институтов, организаций, политическая социология изучает именно присущие ей предметы и объекты исследования.

Политическая наука начинается с государства и исследует то, как государство влияет на общество; политическая же социология начинает изучение с общества и исследует, как оно влияет на государство (то есть разделение и осуществления власти). Существуют различные точки зрения, по которым противопоставляется политология и политическая социология. Если политическая наука исследует политическую жизнь общества во всех его многие политические проявлениях, то политическая социология раскрывает отношения общества к государству, институтов разделения и формирования власти. А это проявляется в направленности политического сознания и политического поведения. Политическая социология концентрирует внимание на лице как субъекте политической жизни, как члена гражданского общества. В ее поле зрения находится проблема власти с точки зрения конкретного человека, а также социологии групп, слоев, партий, общественных организаций.

Объектом изучения этой науки — политическая система и политический процесс, политические отношения, закономерности функционирования и развития политической власти.

Социология политики нацеливает на изучение сущности проблем власти, политических прав и свобод, с точки зрения конкретного человека как гражданина, а также социальных групп, организаций. Именно поэтому для социологии политики предметом особого внимания с личность как предмет политики. Особый интерес вызывает деятельность государства и партий, учреждений и организаций, которые дополняют ее политическую сущность, деятельность ее общественных объектов, организаций, частично выполняют политические функции.

Именно поэтому для нее предметом особого внимания является рассмотрение личности и социальных групп как объектов и субъектов политических отношений.

Предметом социологии политики является социальный механизм власти и ее влияние в обществе на разных этапах его развития и функционирования. Именно изучение механизма трансформации социального в политическое отличает социологию политики от других наук о политике.

Предмет социологии политических отношений еще нет точного определения, которое было бы общепризнанным. И сегодня продолжаются дискуссии о альтернативной названия «политическая социология» и соотношение ее с «социологией политики». Возникает потребность разграничения понятий «политическая социологии» и «социология политики». Задача социологии политики заключается в конкретном анализе содержания политики и политической деятельности различных социальных групп. Социология политики — это отрасль политики, которая изучает взаимоотношения политической сферы и других сфер жизни, политических институтов и других социальных институтов. Социология политики занимается изучением закономерности социально-политической сферы и охватывает ту отрасль экономических и политических отношений, где социальных целей достигают политическими средствами. При этом политическая социология в основном рассматривается как ориентирована на раскрытие проблемы отношения общества к государству и институтов разделения и формирования власти, проявляется в направленности политического сознания и политического поведения.

Политическая социология должна ответить на вопрос: как политическая реальность, система властных отношений, права и свободы осознается индивидом, социальными группами и слоями, партиями и общественными организациями. Это, в свою очередь, дает возможность составить представление, как гражданское общество взаимодействует с политическими институтами, структурами. Социология политики же определяется изучением взаимосвязи политических сфер и институтов с развитием политической структуры общества, форм общественно-политической деятельности, общественного мнения, партий в системе власти.

Читайте также:  Как восстановить зрение с помощью продуктов

Задача социологии политики заключается в конкретном анализе политики и политической деятельности различных социальных групп, в исследовании характера их политических интересов и соответствующих отношений, содержания деятельности политических институтов, в изучении политических движений, поведения и сознания масс.

Как самостоятельная наука социология политических отношений возникает в начале XX в. Основным предметом ее изучения были социальные конфликты, факторы социальной напряженности и т. Но корни этой науки начало еще в античные времена, на базе творческого наследия Платона (работы «Государство», «Политик», «Законы») и Аристотеля («Политика»).

Именно им принадлежат взносы в создание основ социальных знаний в видении государства.

В дальнейшем подобные «социологические» аспекты видения государства и политики были внедрены философами эпохи Средневековья и Нового времени, где была изложена программа создания централизованного государства Н. Макиавелли («Государь»), Ж. Боден («Шесть книг о республике», где он отрицал божественную появление власти, обосновывал идею монархии, ограниченной законами и обосновал причину политических преобразований через социальное неравенство) Т. Гоббс («Левиафан», «О гражданине» — государство как следствие общественного договора), Ш. Монтескье признавал конституционную монархию, разделял законодательную, исполнительную и судебную власти; Дж. Локк («Два трактата о государственном управлении», осветил теорию конституционно-парламентской монархии, идейно-политическую доктрину либерализма, неизбежность государственной власти определяет с позиции теории естественного права и «общественного договора») К. Сен-Симон подал идею «рационального общества», при котором развитие любого общества обусловлен господством соответствующих философских, религиозных и научных идей и соответствующей «промышленной системы»).

Большой вклад в развитие данной отрасли знаний было сделано Г. Гегелем («Философия права»), К. Марксом, что создало предпосылки для выделения политики в отдельную сферу жизни и привлечения социологии к ее изучению.

В дальнейшем данная научная отрасль получила свое развитие благодаря творческом наследии таких деятелей, как М. Вебер (анализ проблематики власти, изучение феномена бюрократии) В. Парето, Т. Моска, Р. Михельс (концепции циркуляции и структуры элит, взаимоотношений элиты и масс), М. Острогорский (теория политических партий), а также других представителей различных социологических направление и школ.

С середины XX в. основное внимание сосредоточено на изучении демократии, ее предпосылок, характера функционирования и возможностей обеспечения социальной стабильности.

Теоретически изучались особенности демократии и тоталитаризма, либерализма и плюрализма.

На эмпирическом — конкуренция политических партий и лидеров, политических групп и организаций, стабильность политических режимов, социальные условия демократического общества. В этом, приобрели актуальность работы С. Липсета (анализ социальных условий развития демократии); Р. Миллса, А. Ростоу (анализ правящей элиты) теории конфликтов Р. Дарендорфа.

С 60-х годов развитие социологии политических отношений приобретает новый толчок благодаря достижениям в новых средствах эмпирических исследований и сближению с политологией. Широко применяются математические методы исследования политической активности (электорального поведения), методы оценки политических мотиваций, социальные моделирование, прогнозирование.

Политическая социология, как и любая наука, опирается на систему научных категорий. Коротко рассмотрим основные из них.

Понятие «политика» выражает сферу целенаправленных отношений между социальными общностями по реализации власти и разделения ее между социальными общностями для осуществления их коренных интересов. Основными элементами структуры политики является политическое сознание, политические отношения, политические организации.

Политическое сознание — это система взглядов, чувств, настроений, представлений, интересов, идей, идеалов, ценностей, убеждений, навязанные и сопоставлением социальных общностей к политической власти, ее завоеваниями и содержанием.

Вся эта система вышеперечисленных составляющих отражает степень знакомства субъекта с политикой и характер отношения к ней. Политическое сознание человека, группы может быть достаточно изменчивой, в зависимости от ряда влиятельных факторов.

Социология же занимается изучением именно реальной политического сознания конкретных социальных общностей, общества, личности, в конкретный период, вызывает соответствующие социальные действия и взаимодействия. Социология отслеживает реальную сознание масс, ее положение, тенденции к изменению, настроения, убеждения, мысль социальных общностей, индивидов.

Политические отношения — это устойчивые политические связи и взаимодействия, формируются между государствами, нациями, классами, национальными группами, индивидами в форме борьбы, компромисса, выражающих отношения, оценку, их характер, направление друг к другу.

Политические отношения оказываются непосредственно через политическую деятельность субъектов политики (между индивидами, группами, сообществами). Политические отношения субъектов политики в этих условиях определяют их политическую жизнь как совокупность духовных, чувственных, эмоциональных форм политического бытия человека и общества. Они характеризуют отношение людей к политике и участие в ней. Однако базой политической жизни служат экономические, идеологические, культурные, социальные, правовые, религиозные формы совместной жизни людей и отношений.

Неотъемлемой частью общественно-политической сферы (реальности) выступают политические процессы. Это, своего рода, совокупность действий субъектов политики, направленных на достижение политических целей путем участия их в формировании общей направленности общества.

Основными составляющими политических отношений, политической жизни, процессов является антиподы субъектов политики — политические организации или объекты политики.

Сюда относят совокупность всех государственных и негосударственных учреждений и организаций, реализующих политическую власть, участвуют в регулировании взаимоотношений между социальными общностями. Сюда отнесены не только органы и учреждения государственного управления, но и политические партии, общественные организации, различные социальные объединения, движения.

Наиболее широким понятием в социологии политики является «политическая сфера», которая включает все явления политического характера, пространство, где происходят политические процессы, основные составляющие политических отношений — индивиды, группы, сообщества, партии, организации, институты, движения, объединения, учреждения . Иными словами, политическая сфера — это то пространство (социальный), в рамках которого осуществляется политика.

Основу политической сферы составляют политические отношения, которые включают:

■ систему норм и ценностей, которые играют роль в статусе различных общностей и индивидов;

■ различные социальные институты (экономические, религиозные)

■ деятельность организаций (социальных институтов и учреждений, которые контролируют социально-политические и правовые нормы);

■ социальные связи между общностями и индивидами, которые непосредственно затрагивают интересы общества и государства.

Поскольку политика — явление сложное и многообразное, то и структура (горизонтальная) социологического знания о ней сложной и разветвленной.

В связи с этим исследователи определяют такие внутренние составляющие политической социологии, которые могут выступать и как отдельные отраслевые социологические теории:

■ «социология власти» — что проявляется прежде всего в деятельности; государства и его различных институтов (государство — ведущий институт политической системы, сосредоточивает максимальную политическую власть)

■ «социология политических движений, организаций и партий» — где изучаются их типологии, место, роль, функции в политической системе;

■ «социология правовой (политической) сознания» — которая рассматривается через призму элементов правовой (политической «) информированности, правового (политического) воспитание, правовой (политической) активности.

Все эти направления изучения во многом совпадают с объектами исследования политологии и во многом накладываются друг на друга, поэтому нет необходимости в более тщательном анализе и описании составляющих социологии политики.

Главным же для социологии в этой сфере исследования личности, субъекта политической жизни. Являясь структурным компонентом организации, группировки, класса, нации, индивид одновременно (в зависимости от конкретных обстоятельств) самостоятельно включается в политическую деятельность, отражает при этом степень активизации политических отношений любого общества.

Политика давно стала делом большинства. Процесс постоянного роста участия лица в политической жизни проявляется и в деятельности социально-политических организаций, партий, учреждений.

Все это позволяет сделать вывод, что содержание политической жизни является особой формой реализации интересов всех субъектов и объектов политических отношений — от политических партий и объединений — к конкретному лицу.

В этом плане актуальность приобретает исследование общественного мнения и электорального поведения.

1. Социология политики как научная дисциплина.

2. Предмет изучения социологии политики.

3. Основные понятия социологии политики.

Рекомендуемая литература (к теме 17):

Амелин В. И. Социология политики. — М .: Политиздат, 1992.

Бурлацкий Ф., Голин А. Современный Левиафан. Очерки политической социологии капитализма. — М., 1985.

Вятр Ежи. Социология политических отношений. — М., 1979.

Демидов А. И., Федосеев А. А. Основы политологии. -М., 1995.

Пича В. М., Стеблич В. А. Социология политики. -Львов, 1994.

Политическая культура населения Украины. — К. одна тысяча девятьсот девяносто три.

Социология управления / Под ред. Пилипенко В. Есть, — М .: Высшее образование, в 2003.

Социологические аспекты государственной власти

Политика, с точки зрения социологии, область социальных отношений по поводу государственной власти, ее завоевания, удержания и использования.

Существует достаточно большое количество понятий государства. В качестве наиболее значимых теорий о сущности и возникновении государства назовем следующие: патриархальная теория, органическая теория, теория насилия, теория «общественного договора», психологическая теория, марксистское учение о государстве.

Согласно патриархальной теории (Аристотель) государство возникает в результате естественного развития семьи сначала в селение, затем — в племя, а потом — в государство. Его лидер стоит во главе общества, как отец во главе семьи.

Представители органической теории полагали, что государство можно уподобить особому живому существу, имеющему свой организм и самостоятельную волю. Воля государства выражается в законах и прочих правовых нормах.

Согласно теории насилия, основателем которой является Л. Гумплович, государство возникает в результате покорения одного племени другим. Для того, чтобы сохранить власть над побежденными, победители создают такую машину, как государство.

Представители теории общественного договора, Т. Гоббс и Ж. Руссо считали, что государство возникает в результате добровольного взаимного договора, заключенного между людьми, проживающими на определенной территории. Люди посредством договора создают государство, имеют одинаковые права, но при этом граждане передают государству часть своих прав и своих доходов. Государство должно обеспечить им беспрепятственную реализацию той части прав, которая ему не передается.

Психологическая теория (Ж. Гобино, Х. Чемберлен) гласит, что люди делятся на два основных типа. К первому относятся те, кому по психическим качествам предначертано господствовать. Второй тип составляют те, кто по этой же причине нуждается в лидерах, руководителях.

Марксистское учение представляет государство как организацию господствующего класса, предназначенную для защиты интересов последнего, и главным образом, собственности. Правда, со временем складывается особый слой государственных чиновников, бюрократия, которая в интересах сохранения и развития государства может навязывать определенные правила и господствующему классу, в том числе силой.

Типы политических систем

В зависимости от состояния государства определяется тип политической системы конкретного общества. Чаще всего в качестве критериев для различения государств по организации власти выступают формы правления, виды политического режима, формы общественного устройства и способы осуществления правовых функций.

1. По форме правления государства делятся на монархии и республики.

Монархии в свою очередь можно разделить на:

абсолютные и конституционные;

парламентские и дуалистические (сам монарх возглавляет правительство).

Республики — это такие государства, которые возглавляет лицо или коллективный орган, пришедшие к власти в результате выборов.

По способу организации и осуществлению власти различаются республики:

В республиках с парламентской системой основная власть принадлежит парламенту, а главе государства отводится второстепенная роль.

В президентских республиках президент и парламент параллельно осуществляют каждый свои определенные конституцией властные функции.

2. С точки зрения существующего политического режима различаются автократические, тоталитарные и демократические государства.

В автократических государствах большая часть населения не имеет никаких прав и не может оказывать влияния на ведение государственных дел. Государственный аппарат в автократиях зависит фактически от одного человека.

Тоталитарный тип государства — продолжение авторитарного типа, но с более жестким контролем за всеми сферами жизни общества. Для него характерны широчайшее использование идеологии во всех сферах жизни общества, как правило, однопартийная система, контроль за средствами массовой информации, сильное вмешательство государства в экономику.

В демократическом типе политической системы формируются различные ветви власти на основе свободного волеизъявления. По образному выражению, У. Черчилля «демократия» — вещь не очень приятная, но ничего лучше человечество не придумало». В демократическом обществе человеческая личность, защита ее прав стоят на первом месте.

Читайте также:  Кабинет контактной коррекции зрения в харькове

3. С точки зрения формы государственного устройства, которая определяется отношениями центральных и региональных органов власти, государства делятся на простые (унитарные) и сложные.

Унитарными государствами являются те, в которых нецентральные (региональные) органы власти осуществляют властные функции от имени центрального государственного органа. Их решения центральный орган может отменить или приостановить.

Сложное государство характеризуется таким отношением между центральными и региональными органами власти, которое означает децентрализацию, разделение полномочий. Таким образом, сложное государство, по существу, состоит из некоторого числа составляющих его государств.

4. По способу создания различаются два основных типа государств: федерация и конфедерация.

Конфедерацию образуют государства, объединившиеся на основе международного договора и создавшие совместные органы управления. Любое из таких государств может выйти из конфедерации.

Федерация — сложное государство, которое составляют тесно связанные между собой государственные образования. Центральное правительство и другие органы управления в полном смысле слова являются источником государственной власти. Его решения обязательны для всех членов федерации. Федерации могут быть договорные и конституционные.

Разумеется, в экстремальных условиях роль государства может резко усиливаться, например, во время военных действий, стихийных бедствий. Но если таких условий нет, то это приведет к авторитаризму, существенному ограничению демократических прав и свобод.

На первый взгляд, авторитарные государственные механизмы обладают большей эффективностью в управлении. Но такой тип государственного управления разрушает механизмы саморегулирования в экономике, общественной жизни, и общество становится застойным, вялым, не способным к динамичному развитию. В этом вся драма советской системы, которая на первых этапах показала свою высокую эффективность, а потом остановилось в развитии. Но, с другой стороны, вряд ли оправданны попытки насаждения западного типа демократической системы во всех странах без исключения. Она не очень подходит для России, т. к. у нас сильны традиции коллективизма, патернализма. Разумеется, политическая система в отличие от организационно-технических подчиняется своим законам, имеет более сложные социально-психологические механизмы управления. Можно вспомнить сокрушительное поражение, У. Черчилля и его партии в 1945 г. или огромный авторитет, Б. Ельцина в начале 90-х гг., который за несколько лет был практически исчерпан. Государство в современном обществе — главный властный институт, воплощение политической власти. Именно оно способно эффективно обеспечить интересы класса, социальной группы, нации. Поэтому и главный вопрос политической жизни — вопрос о государственной власти.

Если рассматривать политическую жизнь нашей страны, то можно заметить удивительное сочетание: с одной стороны, некоторые социальные группы, накопив честным и нечестным путями деньги, собственность, рвутся к политической власти, с другой стороны, интеллигенты, вчерашняя номенклатура, заполучив власть, прибирают к рукам собственность.

В советской системе положение государства было серьезно деформировано. Однопартийная система привела фактически к тому, что эта партия сама стала государственной и подменяла государство. По нормальной демократической логике партия проводит свои интересы через государственные структуры. Выдвигается привлекательная программа, проводятся демократические выборы, и победившая политическая партия формирует властные структуры для реализации своей программы. Но политическая деятельность — это всегда борьба, в том числе и со своими оппонентами, оппозицией. В советской системе всякая возможность организованной оппозиции была уничтожена в 20-30-е гг. Но без оппозиции политическая жизнь в демократическом обществе просто невозможна. Власть портит, абсолютная власть — портит абсолютно. О. Бальзак заметил: «Опираться можно лишь на то, что оказывает сопротивление».

Органы государственной власти в советской системе, по существу, представляли собой декоративное оформление власти государственной партии. При том условии, что руководители партии обладали абсолютной властью. Складывалась парадоксальная ситуация: там, где принимали решение, не несли ответственности за его последствия, а там, где несли ответственность, не имели права принимать решения. Даже награждение Почетной грамотой, присвоение почетного звания от имени государственных органов первоначально рассматривались в партийных комитетах. Триумфальные выборы ничего не решали.

Шаг за шагом по мере укрепления командно-административной системы из компетенции государства изымались властные функции. В рамках КПСС была создана параллельная структура управления страной, всеми сферами жизни. Коммунистическая партия представляла собой стержень, на котором держался весь СССР. Убрали стержень — и все рассыпалось. Поэтому сегодняшние попытки воссоздания СССР в прежнем виде нереальны.

С точки зрения современной науки, накопленного опыта, любое общество может эффективно развиваться только в том случае, если оно имеет следующие относительно самостоятельные структуры:

В. Ленин говорил, что в основе любой политики лежит экономика. Однако проблема в том, что в основе советской экономики лежала чистейшей воды идеология, политика. Только коллективное, общественное, государственное имело право на существование. В Китае отец экономической реформы Ден Сяопин заметил: «Не имеет значения цвет кошки, лишь бы ловила мышей». В России в начале века столыпинская реформа дала мощный толчок развитию сельского хозяйства, потому что позволила дать выход инициативе крестьянства, разрешила уход их части из общины на отруба, хутора, заимки.

В демократической системе в самой организации власти, властных структурах также требуется относительная самостоятельность ее отдельных ветвей. Излишняя концентрация власти ни к чему хорошему не приводит. Общественная мысль и практика доказали необходимость выделения в демократической системе законодательной, исполнительной и судебной власти. Только при их самостоятельности, независимости возможно нормальное функционирование гражданского, демократического общества и правового государства. В противном случае процветает «телефонное» право, сплошь и рядом нарушаются права и свободы граждан. В нашей стране только начинается процесс продвижения к такому обществу. Однако уже виден колоссальный перекос в сторону исполнительной власти: она сама организует выборы, подводит итоги, формирует президентскую вертикаль власти. Представительные органы не имеют необходимых прав. По существу, в России развивается авторитарный тип политической системы.

Демократия как способ осуществления политической власти предполагает правовое равенство основных политических институтов, четкое разделение их функций. Только демократия может обеспечивать легитимность политической власти. Понятие легитимности власти введено в социологию, М. Вебером. Первым ее принципом является доверительное отношение людей к власти, вера в ее способность решать жизненно важные задачи. Если власть опирается только на силу и на страх, то никакой легитимности быть не может. Видимой ее частью является отношение людей к конкретным государственным деятелям. Поэтому через социологические опросы общественного мнения можно отслеживать индикаторы легитимности. Сама легитимность не является чем-то раз и навсегда данным. Другое дело, что она часто бывает иррациональной и люди могут любить и уважать самого откровенного диктатора, харизматического лидера.

Утрата легитимности власти всегда имеет определенные внешние признаки. Они проявляются в нарастании беспорядков, нарушениях сложившихся норм взаимоотношений между властью и гражданами и, как следствие, нарастании роли карательных органов, применении силы. Легитимным является тот режим, который может обеспечить стабильное развитие общества, не прибегая к насилию. Авторитаризм или тоталитаризм как способы реализации власти не возникают на основе каких-то новых политических институтов. Происходит гипертрофированное возвеличивание роли одного из механизмов власти, что дает возможность их лидеру присвоить дополнительную политическую власть. Варианты разные — президент, армия, монарх, партия и небольшая группа людей — хунта.

Властные отношения всегда связаны с принятием правовых актов. Вот почему такое важное значение имеют принципы формирования представительных органов власти, законотворческая деятельность парламентов. В законы могут оформляться процессы, которые реально пробиваются к жизни.

Французский поэт Пьер Ронсар еще в ХVI в. написал:

Законы новые пуская в оборот,

Подумайте сперва, чтобы потом народ

Не вздумал действовать наперекор декретам,

Ребячества нельзя позволить в деле этом.

Это наблюдение имеет особенно важное значение для нашей страны. Кто-то из великих заметил, что строгость российских законов всегда компенсировалась возможностью их неисполнения. Об этом же гласят народные пословицы: «Закон что дышло, куда повернешь, туда и вышло», «Закон что телеграфный столб: перепрыгнуть нельзя, но обойти можно».

Если законы противоречат интересам классов, больших социальных групп, то возникают конфликты, социальные антагонизмы. Все это ведет к социальным потрясениям, отставкам правительства и т. п. Политика — это всегда искусство возможного.

В современных условиях особую актуальность приобретает проблема построения правового государства и развития гражданского общества. Говорить об этом стало очень популярно в последние годы, и не только в России. В конституциях многих европейских государств (США, Германия, Франция и др.) провозглашается и закрепляется правовой характер отношений в обществе. Это означает, что только через право определяется связь государства и гражданина. По состоянию права можно судить о развитости того или иного государства, о степени свободы и безопасности его граждан.

Правовое государство — это форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права. Это инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей личности каждого человека. социологический отношения политика власть

Правовое государство строится на следующих принципах:

Господство закона во всех сферах жизни.

Верховенство и прямое действие конституции (основного закона государства).

Разделение властей, наличие системы сдержек и противовесов.

Связанность законом государства и его органов.

Правовая организация системы органов государственной власти.

Наличие развитого гражданского общества.

Незыблемость личности, ее правовая защищенность.

Взаимная ответственность государства и личности.

Наличие эффективных форм контроля за реализацией законов.

Единство прав и обязанностей граждан.

Соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права.

Если внимательно проанализировать эти принципы, то мы увидим, что в настоящее время в России можно говорить лишь о наличии некоторых элементов правового государства.

Власти противостоит гражданское общество, которое в России также находится в зачаточном состоянии. Успешно развиваться оно может лишь при наличии системы правовых норм, соответствующих принципам демократии и согласующихся с культурно-историческими традициями.

Важная роль в становлении правового государства наряду с социально-экономическими условиями принадлежит формированию политической культуры населения. Она базируется на информированности людей, знании теории и практических проблем, сформированных в процессе социализации ценностях и убеждениях. В современном российском обществе существуют разнообразные политические убеждения — от монархических до анархических, от религиозных до фашистско-атеистических, от либеральных до коммунистических.

Политическая культура проявляется в политической деятельности и выражается в степени осмысленности участия гражданина в политическом процессе. Это и участие в выборах, и в принятии политических решений федерального, и тем более регионального значения. Политическая культура находит непосредственное проявление в ходе политических дискуссий, споров и согласований.

Социологические характеристики политических партий, движений, лидеров

Кроме государства, в политической структуре демократического общества важное место занимают политические партии, общественные организации, трудовые коллективы, средства массовой информации, которые нередко называют четвертой властью.

Полицентризм политической системы — нормальное явление для демократического общества. Каждый человек, социальная группа имеют возможность выразить свой политический интерес через ту или иную партию, организацию, газету. Монополизм в политической системе общества всегда чреват авторитаризмом.

Принятие в нашей стране в 1991 г. Закона об общественных объединениях привело к формированию десятков самых различных партий, общественных движений. В настоящее время зарегистрировано около 50 политических партий и более 100 общественно-политических движений. Достаточно отметить, что на выборах в Государственную Думу в 1995 г. в избирательные бюллетени было внесено 43 партии и общественно-политических движения, в 1999 году — 28 избирательных объединений и блоков. Это свидетельствует о тенденциях консолидации политических партий и движений. Правда, многие из них еще не ушли от кружкового принципа организации и действуют, в основном, в пределах Садового кольца столицы.

Источники:
  • http://studbooks.net/13384/sotsiologiya/sotsiologiya_politiki
  • http://studwood.ru/625057/sotsiologiya/sotsiologicheskie_aspekty_gosudarstvennoy_vlasti