Меню Рубрики

Нигилизм с вашей точки зрения это убеждение или их отсутствие

МОУ «ГИМНАЗИЯ» п.г.т. БОГАТЫЕ САБЫ

САБИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ

НИГИЛИЗМ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

Урок – размышление, 10 класс

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Шакирова Наиля Накиповна.

Цель: дать понятие о нигилизме, познакомиться с характеристиками определения нигилизма, данными в разных источниках разного времени; сопоставить понятие нигилизма и взгляды Базарова; показать, как влияют убеждения человека на его судьбу; проанализировать последствия нигилизма, подвести к мысли о разрушительном воздействии нигилизма на характер личности и общества; развитие навыков устной монологической речи, выразительного чтения.

Дидактическое пространство урока:

Портрет героя романа «Отцы и дети» Евгения Базарова (художник К. Рудаков),

Роман «Отцы и дети»,

Выставка в школе «Иван Сергеевич Тургенев»,

Манифест «Пощечина общественному вкусу»,

Статья «Феномен нигилизма в правосознании русского народа»,

Эпиграф: «Сердце Тургенева не могло быть с первым в нашей литературе большевиком».

Вступительное слово учителя.

— Тема сегодняшнего урока «Нигилизм и его последствия». Сегодня мы постараемся поглубже узнать, что скрывается под пугающим словом «нигилизм», поговорим об убеждениях Евгения Базарова, героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Попытаемся ответить на вопрос: «Зависит ли судьба человека от его убеждений. Могут ли убеждения погубить человека, разрушить его жизнь или, наоборот, сделать его счастливым?»

При подготовке к уроку вы, ребята, должны были перечитать отдельные главы романа «Отцы и дети», выполнить некоторые задания.

II. Нам предстоит словарная работа. Посмотрим, как одно и то же понятие «нигилизм» раскрывается в разных источниках.

(Чтение формулировок определений нигилизма, данные в Большом энциклопедическом словаре, словаре В.Даля, Толковом словаре и Британской энциклопедии.)

-НИГИЛИЗМ (от лат. nihil – «ничто») – отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.

Большой энциклопедический словарь

-НИГИЛИЗМ – «безобразное и безнравственное учение, отвергающее всё, чего нельзя ощупать».

-НИГИЛИЗМ – «голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм».

Толковый словарь русского языка

-НИГИЛИЗМ – «философия скептицизма, отрицания всех форм эстетического». Социальные науки и классические философские системы полностью отрицались, отрицалась любая власть государства, церкви, семьи. Наука для нигилизма стала панацеей от всех социальных проблем.

— На что вы обратили внимание?

— Интересно отметить, что в разных источниках даётся свой вариант толкования этого понятия и его возникновения.

Британская энциклопедия ведёт его историю со Средних веков. Современные исследователи относят его к началу XIX века. Некоторые издания считают, что понятию нигилизм впервые дал определение немецкий философ Фридрих Ницше. «Что означает нигилизм? – спрашивает он и отвечает:- То, что высшие ценности теряют свою ценность…нет цели, нет ответа на вопрос «зачем?»

— Интересна история слова «нигилист» в России.

— Слово «нигилист» имеет сложную историю. Оно появилось в печати в конце 20-х гг. XIX в. И вначале это слово употребляли по отношению к невеждам, которые ничего не знают и не хотят знать. Позднее, в 40-е гг., слово «нигилист» как бранное стали употреблять реакционеры, называя так своих идейных врагов – материалистов, революционеров. Передовые деятели не отказались от этого названия, но вложили в него свой смысл. Герцен утверждал, что нигилизм означает пробуждение критической мысли, стремление к точному научному знанию.

— Итак, нигилизм – это убеждения или их отсутствие? Можно ли считать нигилизм социально позитивным явлением? Почему?

— Нигилизм – это убеждения, жёсткие и непреклонные, основанные на отрицании всего предшествующего опыта человеческой мысли, на разрушении традиций. Философия нигилизма позитивной быть не может, т.к. отвергает всё, не предлагая ничего взамен. Нигилизм возникает там, где жизнь обесценивается, где потеряна цель и нет ответа на вопрос о смысле жизни, о смысле существования самого мира.

III. И.С.Тургенев в своём знаменитом романе «Отцы и дети» изложил в общедоступной форме идею нигилизма устами персонажа Евгения Базарова.

Давайте вспомним взгляды Базарова. Дома вы должны были заполнить таблицу, подобрав цитаты из романа (чтение цитат и их обсуждение).

Научные и философские взгляды:

1) «Есть науки, как есть ремёсла, знания; а науки вообще не существует вовсе. Изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезёнка, сердце, лёгкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельной берёзой».

2) «Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может, а он ещё сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою жизнь».

3) «Мы теперь вообще над медициной смеёмся и ни перед кем не преклоняемся».

4) «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет. А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже. Что за безобразие! Что за пустяки!»

5) «Я придерживаюсь отрицательного направления – в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мозг мой так устроен – и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? – тоже в силу ощущения. Это всё едино. Глубже этого люди никогда не проникнут».

1) «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения…»

2) «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… — подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны. Мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание- мы отрицаем… Всё…»

3) «Что ж, коли он (народ) заслуживает презрения! Вы порицаете моё направление, а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете?»

4) «А потом мы догадались, что болтать, всё только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведёт только к пошлости и доктринёрству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди, и обличители никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и чёрт знает о чём, когда дело идёт о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только налиться дурману в кабаке…»

5) «А я тогда буду готов согласиться с вами…когда вы представите мне хоть одно постановление в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания».

6) «Нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивали людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет… По крайней мере, при правильном устройстве общества совершенно будет всё равно, глуп ли человек или умён, зол или добр».

7) «А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет…да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух будет расти, ну, а дальше?»

«Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта».

2) «И природа пустяки в том значении, в каком ты её понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…»

3)«Рафаэль гроша медного не стоит…»

4) «Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть…»

5) «Я нахожу, что говорить красиво – неприлично».

6) «…Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает… Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросать эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время! Дай ему что-нибудь дельное почитать…»

7) « Помилуй! В 44 года человек, отец семейства, в …м уезде – играет на виолончели! (Базаров продолжал хохотать…)»

— Соответствуют ли взгляды Базарова нигилистическим воззрениям, или Тургенев ошибся, причисляя его к нигилистам?

— Взгляды Базарова вполне соответствуют нигилистическим воззрениям. Отрицание, доходящее до абсурда, всего и всех: нравственных законов, музыки, поэзии, любви, семьи; попытка объяснить все явления действительности, даже необъяснимые, с помощью научных изысканий, материалистически.

А что говорят о нигилистах герои романа «Отцы и дети»?

Николай Петрович Кирсанов говорит, что нигилист – это человек, «который ничего не признаёт».

Павел Петрович добавляет, «который ничего не уважает».

Аркадий: «который ко всему относится с критической точки зрения, не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип».

— Какое из 3 толкований больше подходит к нигилизму Базарова?

А что же признаёт Базаров? (науку, огромную роль самовоспитания, труд, работу)

— Хорошо это или плохо относиться ко всему с критической точки зрения?

— Глядя на всё критически, можно найти недостатки, ошибки, исправить их. Сомнения и отрицание всегда были двигателем научного и социального прогресса. Всё новое строится на основе отрицания старого. Но нельзя всё слепо отрицать, нельзя отказываться от положительного опыта, от традиций. Обязательно должна быть новая позитивная программа. Что предлагаешь взамен, какими способами?

— Базаров критически относился к крепостному праву, к самодержавию, к государственному строю вообще, к религии, к законам, к традициям. Базаров собирается «место расчистить», т.е. сломать старое.

— Как называются люди, ломающие старый строй?

— Значит, Базаров по взглядам – революционер. Тургенев писал: «…и если он называется нигилистом, то надо читать революционером». Теперь скажите, во имя чего ломают старое? Зачем?

— Чтобы построить новое – лучше старого.

И что же собирается строить Базаров?

Ничего. Он говорит, что это не его дело. Его дело – место расчистить, и всё.

Что же хорошо и что плохо в программе Базарова?

Хорошо, что он видит недостатки современного общества. Плохо, что не знает, что строить, и не собирается строить. У него нет созидательной программы.

Как относится Тургенев к убеждениям Базарова? Разделяет ли он их?

Автор не разделяет нигилистических убеждений Базарова, наоборот, он всем ходом романа последовательно их развенчивает. С его точки зрения, нигилизм обречён, т.к. не имеет позитивной программы.

Тургенев по своему мировоззрению либерал, по происхождению – аристократ. Как же мог он своего противника сделать лучше и дать ему одержать победу?

Возможно ответ на этот вопрос вы найдёте в высказывании самого Тургенева: «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями».

По этим словам Тургенева получается, что образ Базарова — это объективная истина, хотя она противоречит симпатиям автора.

Как вы относитесь к Базарову? Почему Тургенев так пишет о своём герое: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, — я виноват и не достиг своей цели».

Тургенев – великий психолог. Его Базаров, будучи циничным, бесстыдным на словах, в душе человек нравственный. В Базарове скрыто присутствует многое из того, что он отрицает: и способность любить, и романтизм, и народное начало, и семейное счастье, и умение ценить красоту и поэзию. (В минуты отчаяния бродит по лесу, перед дуэлью замечает красоту природы; стремясь скрыть своё смущение, ведёт себя развязно; дуэль).

Почему Базаров не отказался от участия в дуэли?

Павел Петрович угрожал в случае отказа ударить его палкой. Что ж с того? Человек, который искренне не признаёт никаких условностей, может позволить себе не заботиться об общественном мнении. Базаров гораздо моложе Павла Петровича и вряд ли позволил бы себя избить. Но он испугался другого – позора. И это доказывает, что далеко не ко всему, о чём отзывался с презрительной ухмылкой, он действительно был равнодушен.

Сам этого не осознавая, Базаров живёт по достаточно высоким нравственным принципам. Но эти принципы и нигилизм несовместимы. От чего-то придётся отказаться. Базаров как нигилист и Базаров как человек борются между собой в душе.

Читайте также:  Что представляет собой рак с современной точки зрения

Как вы думаете, отражаются ли убеждения человека на его судьбе?

Убеждения героя, которые он последовательно воплощает в жизнь, не могут не отразиться на его судьбе. Они моделируют его судьбу. И получается, что сильный и властный человек, перед которым ещё никто не спасовал, отрицающий романтизм, настолько доверяет своим идеям, что одна только мысль об ошибке приводит его в уныние, в состояние депрессии. За это он будет страшно наказан: врачебные занятия окажутся для него роковыми, а медицина, которую он так почитал, не сможет его спасти. Логика романа заставляет нас видеть в смерти Базарова торжество сил здравого смысла, торжество жизни.

III. Последствия нигилизма.

Можете ли вы привести примеры нигилизма в истории нашей страны?

Я хочу прочитать строчки из манифеста «Пощёчина общественному вкусу»:

«Только мы – лицо нашего Времени. Рог времени трубит нам.

Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.

Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с Парохода современности».

Эти слова были написаны в 1912 году. Под ними подписи нескольких поэтов, в том числе В.Маяковского.

Авторы манифеста называли себя футуристами, от лат. futurum – будущее. Они презирали общество и его законы, старую литературу с её традициями, общепринятые правила поведения, принципы, авторитеты. Они выступали с чтением своих странных, грубых, диких стихов, появлялись перед публикой вызывающе одетые, с раскрашенными лицами, они постоянно издевались над читателями и слушателями, хамили им, показывая им, как они презирают сытый благополучный мир. Они пытались сокрушить даже язык и совершали дерзкие опыты над поэтическим словом.

Мне кажется, что эти люди похожи на нигилистов.

О футуристах мы будем с вами подробно говорить на будущий год. Что это за направление, что оно привнесло в литературу. Но хочу отметить, что В.Маяковский примыкал к футуристам лишь в самом раннем творчестве. А позднее взгляды его не были уже такими крайними. Мало того, у него появились стихи, в которых он беседует с Пушкиным о назначении поэта и поэзии.

Похожий период в истории нашей страны был и после Великой Октябрьской социалистической революции, когда некоторые деятели искусства решили отказаться от всего предшествующего опыта и создать на голом месте новую пролетарскую культуру.

Именно к этому периоду относится мнение Бориса Зайцева, взятое в качестве эпиграфа к нашему уроку: «Сердце Тургенева не могло быть с первым в нашей литературе большевиком».

Борис Зайцев прожил долгую жизнь. Наблюдал расцвет культуры Серебряного века, а затем – раскол мира, уничтожение общества, в котором он жил и творил, истребление культуры и цивилизации. Вынужденный эмигрант, всю оставшуюся жизнь проживший за границей, прекрасный знаток классической литературы, он имел право увидеть в нигилизме Базарова воинствующий нигилизм большевика и связать все события, произошедшие через полвека, с идеями, которые проповедовал Базаров.

Сейчас много говорят и пишут о надвигающейся экологической катастрофе. Исчезли многие виды животных и растений. Уменьшается озоновый слой. В больших городах не хватает питьевой воды. В разных точках планеты возникают различные катаклизмы: то землетрясения, то наводнения, всемирное потепление. Вы спросите, причём здесь нигилизм? Вспомним фразу Базарова: «Природа – это не храм, а мастерская». На протяжении лет человек действительно относится к природе как к мастерской. Он придумывает новые высокие технологии, использует новейшие достижения химии, физики, генной инженерии. И в то же время не думает, что отбросы этих высоких технологий, всевозможные эксперименты наносят большой вред природе и самому человеку. И к природе мы должны относиться в первую очередь как к храму, а потом как к мастерской.

Проблема диалога человека и природы – проблема общечеловеческая. Она постоянно рассматривалась русской литературой как XIX, так и XX веков. Давайте сейчас прослушаем стихотворение Роберта Рождественского. Написанное с 70-годы оно, к сожалению, и сейчас остаётся актуальным.

Кромсаем лёд, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот…

Но мы ещё придём просить прощенья

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…

Пока об этом думать неохота.

Сейчас нам не до этого

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды…

Всё меньше – окружающей природы,

Всё больше – окружающей среды.

Итак, нигилизм – это болезнь или лекарство от болезней?

Нигилизм – очень знакомая нашей стране болезнь, которая приносила беды, страдания, смерть. Нигилизм – это смертельная болезнь не только для общества, но и для всей планеты. Получается, что Базаров – герой всех времён и народов, рождающийся в любой стране, где нет социальной справедливости и благополучия. Нигилистическая философия несостоятельна, т.к. она, отрицая духовную жизнь, отрицает и нравственные принципы. Любовь, природа, искусство – не просто высокие слова. Это фундаментальные понятия, лежащие в основе человеческой нравственности. Слепое преклонение перед авторитетами- глупо. Но слепое их отрицание – ничуть не умнее. Слишком коротка жизнь, чтобы каждый человек мог начать построение мира «с нуля», отринув всё, что открыто и создано предками. Можно не любить Пушкина и Рафаэля. Но вообще отрицать их на том основании, что ты их не знаешь, не понимаешь – признак невеликого ума.

Ведь критиковать и уничтожать легко. И эта лёгкость привлекательна для любого. Для этого не нужны ни знания, ни ум, ни трудолюбие. Именно этим, наверное, нигилизм и привлекает молодых.

Мы должны понять, что есть на свете такие ценности, которые отрицать никак нельзя. Человек не должен восставать против тех законов, которые не им определены, а продиктованы…Богом ли, природой ли – как знать? Они непреложны. Это закон любви к жизни и любви к людям, закон стремления к счастью и закон наслаждения красотой…

Взгляните, как прекрасна наша земля в любое время года! Воспитывайте в себе жалость к сломанному дереву, к брошенной собаке. А когда вырастете и станете рабочими, строителями, инженерами, умейте думать не только о производстве, но и о нашей земле, о природе.

В романе Тургенева побеждает то, что естественно: возвращается в родительский дом Аркадий, создаются семьи, основанные на любви, а непокорного, жёсткого, колючего Базарова и после его смерти по-прежнему любят и помнят его родители.

Нужно понять: отрицая природу, отрицаешь сам себя, свою жизнь как часть природы человека.

Пусть наш сегодняшний урок закончат финальные строчки романа Тургенева. Пусть прозвучат они как гимн, прославляющий природу, любовь, жизнь!

« Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

1 группа – написать сочинение – эссе «Мои размышления по поводу урока «Нигилизм и его последствия».

2 группа – письменный ответ на вопрос «Как я понимаю нигилизм».

Урок провела учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, победитель нацпроекта «Образование» 2006г.(Гимназия п.г.т. Б.Сабы Сабинского муниципального района РТ)

Портал педагога

Автор: Овчинникова Ольга Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ ВСОШ №1
Населённый пункт: город Серпухов
Наименование материала: конспект урока литературы
Тема: «Нигилизм и его последствия»
Дата публикации: 25.02.2016
Раздел: полное образование

Тема : «Нигилизм и его последствия» по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».


познакомиться с характеристиками определения нигилизма, данными в разных источниках разного времени; сопоставить понятие нигилизма и взгляды Базарова; подвести к мысли о разрушительном воздействии нигилизма на характер личности и общества;

развивать познавательный интерес школьников через исследовательскую деятельность , формировать умение презентовать конечный исследовательский продукт, умение высказывать свои мысли связно и логично;

обеспечивать гуманистический характер обучения, приоритет общечеловеческих ценностей.
Оборудование
: компьютер, проектор, портрет И.С.Тургенева, классная доска.
Словарная

работа
: панацея – мнимое всеисцеляющее лекарство (от лат.
panacea
по имени древнегреческой богини Панакии- «всеисцеляющей»- средство, которое может помочь во всех случаях жизни. Первоначальное значение – универсальное лекарство от всех болезней, которое пытались изобрести алхимики.
1. Вступительное слово учителя.
Тема нашего сегодняшнего урока — «Нигилизм и его последствия». Мы постараемся обобщить полученные знания о нигилизме, поговорим об убеждениях нигилиста Евгения Базарова, героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», попробуем ответить на вопрос: «Каковы же последствия нигилизма?» Вам было дано задание на дом по теме нашего урока. Вы разделились на несколько групп для исследования учебного материала. В процессе работы вы принимали активнейшее участие, и я думаю, вам очень хочется поделиться с результатами своей работы. Итак, дорогие мои исследователи, слово предоставляется вам.
2. Презентация «Нигилизм и его последствия» ( выступление группы).
1. Организовать поиск материала о нигилизме в справочной литературе, словарях, СМИ, Интернете. 2. Создать рабочие группы по сбору и анализу материала. 3. Разработать план итогового продукта учебного проекта. 4. Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы.
Вопросы проекта:
 Что такое нигилизм?  Что знают окружающие о нигилизме?  Соответствуют ли взгляды Базарова нигилистическим?  Каковы последствия нигилизма?
Выступление.
Данный проект был разработан нами в рамках уроков по изучению творчества И.С.Тургенева. Нас заинтересовала теория нигилизма, преподнесенная Иваном Сергеевичем через образ главного героя романа – Евгения Базарова. Первопричинами выбора именно данной темы стали ее актуальность и значимость. Сегодня мы довольно часто становимся свидетелями отрицания молодым поколением классической музыки, литературы, норм поведения в обществе, видим негативное отношение к образованию, к окружающей природе и даже к любви. В ходе работы над проектом мы узнали много нового о нигилизме, проводили сравнение сегодняшней молодежи с молодым поколением 19 века, представителями которого являются Е.Базаров и А.Кирсанов.
Мы использовали следующие виды работы: анализ текста, социологический опрос, поиск материалов в дополнительных источниках, работа в сети Интернет, сочинение- рассуждение в форме письма-обращения к Е.Базарову, создание презентации, как готового продукта проекта, сбор материалов проекта.
Результаты нашей работы.
Первый вопрос нашего учебного проекта звучит так:
« Что же такое нигилизм?»
Мы исследовали следующие виды словарей: Большой энциклопедический словарь, словарь В.Даля, Толковый словарь С.И.Ожегова
,
Толковый словарь русского языка Ушакова, Словарь исторических терминов, Философский словарь, Краткий религиозно- философский словарь, Словарь по этике, Словарь иностранных слов , Британскую энциклопедию , ресурсы Интернет, критическую литературу и пришли к следующим открытиям: Слайд №. — НИГИЛИЗМ (от лат. nihil – «ничто») – отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Большой энциклопедический словарь Слайд № — НИГИЛИЗМ – «безобразное и безнравственное учение, отвергающее всё, чего нельзя ощупать». В.Даль Слайд № — НИГИЛИЗМ – «голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм». Толковый словарь русского языка Слайд № — НИГИЛИЗМ – «философия скептицизма, отрицания всех форм эстетического». Социальные науки и классические философские системы полностью отрицались, отрицалась любая власть государства, церкви, семьи. Наука для нигилизма стала панацеей от всех социальных проблем. Британника Интересно отметить, что в разных источниках даётся свой вариант толкования этого понятия и его возникновения. Британская энциклопедия ведёт его историю со Средних веков. Современные исследователи относят его к началу XIX века. Некоторые издания считают, что понятию нигилизм впервые дал определение немецкий философ Фридрих Ницше. «Что означает нигилизм? – спрашивает он и отвечает:- То, что высшие ценности теряют свою ценность…нет цели, нет ответа на вопрос «зачем?» Мы узнали, слово «нигилист» в России имеет сложную историю. Оно появилось в печати в конце 20-х гг. XIX в. И вначале это слово употребляли по отношению к невеждам, которые ничего не знают и не хотят знать. Позднее, в 40-е гг., слово «нигилист» как бранное стали употреблять реакционеры, называя так своих идейных врагов – материалистов, революционеров. Передовые деятели не отказались от этого названия, но вложили в него свой смысл. Герцен утверждал, что нигилизм означает пробуждение критической мысли, стремление к точному научному знанию. Второй вопрос исследования звучал так
: «Что знают о нигилизме окружающие нас

люди?»
Социологический опрос был проведен среди педагогов и работников школы, учащихся 9, 11 классов, родителей. Всего в опросе участвовало : 35 человек Знакомы с понятием «нигилизм»: 23 человека, что составляет 66% опрошенных Не смогли ответить на вопрос: 12 человек, что составляет 34%
Беседа с классом:

Читайте также:  Болят глаза от компьютера падает зрение

Итак, нигилизм – это убеждения или их отсутствие? Можно ли считать нигилизм социально позитивным явлением? Почему? Мы пришли к выводу, что нигилизм – это убеждения, жёсткие и непреклонные, основанные на отрицании всего предшествующего опыта человеческой мысли, на разрушении традиций. Философия нигилизма позитивной быть не может, т.к. отвергает всё, не предлагая ничего взамен. Нигилизм возникает там, где жизнь обесценивается, где потеряна цель и нет ответа на вопрос о смысле жизни, о смысле существования самого мира.

Соответствуют ли взгляды Базарова нигилистическим?

Ответ на него вы нашли в тексте романа. Приведите примеры, отражающие

Первая группа (научные и философские взгляды)
: «Есть науки, как есть ремёсла, знания; а науки вообще не существует вовсе. Изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезёнка, сердце, лёгкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельной берёзой». «Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может, а он ещё сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою жизнь». «Мы теперь вообще над медициной смеёмся и ни перед кем не преклоняемся». «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удается прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет…А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже…Что за безобразие! Что за пустяки!» «…я придерживаюсь отрицательного направления – в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? Тоже в силу ощущения. Это все едино. Глубже этого люди никогда не проникнут».
Вторая группа (политические взгляды):
«Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения…» «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… — подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны. Мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание- мы отрицаем… Всё…» «А потом мы догадались, что болтать, всё только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведёт только к пошлости и доктринёрству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди, и обличители никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и чёрт знает о чём, когда дело идёт о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только налиться дурману в кабаке…»
«Нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивали людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет… По крайней мере, при правильном устройстве общества совершенно будет всё равно, глуп ли человек или умён, зол или добр». «А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет…да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух будет расти, ну, а дальше?» «А я тогда буду готов согласиться с вами. когда вы представите мне хоть одно постановление в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания».
Третья группа (эстетические взгляды):
«Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта». «И природа пустяки в том значении, в каком ты её понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…» «Рафаэль гроша медного не стоит…» «Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть…» «Я нахожу, что говорить красиво – неприлично» «…Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает… Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросать эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время! Дай ему что-нибудь дельное почитать…» « Помилуй! В 44 года человек, отец семейства, в …м уезде – играет на виолончели! (Базаров продолжал хохотать…)»
Беседа с классом:

— Соответствуют ли взгляды Базарова нигилистическим воззрениям, или Тургенев

ошибся, причисляя его к нигилистам?
— Взгляды Базарова вполне соответствуют нигилистическим воззрениям. Отрицание, доходящее до абсурда, всего и всех: нравственных законов, музыки, поэзии, любви, семьи; попытка объяснить все явления действительности, даже необъяснимые, с помощью научных изысканий, материалистически.

что говорят о нигилистах герои романа «Отцы и дети»?

Николай Петрович Кирсанов
говорит, что нигилист – это человек, «который ничего не признаёт».
Павел Петрович
добавляет, «который ничего не уважает».
Аркадий
: «который ко всему относится с критической точки зрения, не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип».
Учитель:
 Какое из 3 толкований больше подходит к нигилизму Базарова?  А что же признаёт Базаров? (науку, огромную роль самовоспитания, труд, работу)  Хорошо это или плохо относиться ко всему с критической точки зрения? — Глядя на всё критически, можно найти недостатки, ошибки, исправить их. Сомнения и отрицание всегда были двигателем научного и социального прогресса. Всё новое строится на основе отрицания старого. Но нельзя всё слепо отрицать, нельзя отказываться от положительного опыта, от традиций. Обязательно должна быть новая позитивная программа. Что предлагаешь взамен, какими способами?
— Базаров критически относился к крепостному праву, к самодержавию, к государственному строю вообще, к религии, к законам, к традициям. Базаров собирается «место расчистить», т.е. сломать старое.

Как называются люди, ломающие старый строй?
— Революционерами.

Значит, Базаров по взглядам – революционер. Тургенев писал: «…и если он

называется нигилистом, то надо читать революционером». Теперь скажите, во имя

чего ломают старое? Зачем?
Чтобы построить новое – лучше старого.

И что же собирается строить Базаров?
Ничего. Он говорит, что это не его дело. Его дело – место расчистить, и всё.

Что же хорошо и что плохо в программе Базарова?
Хорошо, что он видит недостатки современного общества. Плохо, что не знает, что строить, и не собирается строить. У него нет созидательной программы.
— Так какими же могут последствия нигилизма?

Выступление группы:
На этот вопрос мы получили следующие ответы,что подтверждает негативное влияние нигилизма на общество. В качестве примера учитель привела следующий факт: после Великой Октябрьской социалистической революции некоторые деятели искусства решили отказаться от всего предшествующего опыта и создать на голом месте новую пролетарскую культуру. -А я хочу прочитать строчки из манифеста «Пощёчина общественному вкусу»: «Только мы – лицо нашего Времени. Рог времени трубит нам. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с Парохода современности». Эти слова были написаны в 1912 году. Под ними подписи нескольких поэтов, в том числе В.Маяковского. Авторы манифеста называли себя футуристами, от лат. futurum – будущее. Они презирали общество и его законы, старую литературу с её традициями, общепринятые правила поведения, принципы, авторитеты. Они выступали с чтением своих странных, грубых, диких стихов, появлялись перед публикой вызывающе одетые, с раскрашенными лицами, они постоянно издевались над читателями и слушателями, хамили им, показывая им, как они презирают сытый благополучный мир. Они пытались сокрушить даже язык и совершали дерзкие опыты над поэтическим словом. Мне кажется, что эти люди похожи на нигилистов.
Учитель
: О футуристах мы будем с вами подробно говорить в 11 классе. Что это за направление, что оно привнесло в литературу. Но хочу отметить, что В.Маяковский примыкал к футуристам лишь в самом раннем творчестве. А позднее взгляды его не были уже такими крайними. Мало того, у него появились стихи, в которых он беседует с Пушкиным о назначении поэта и поэзии.
Беседа с классом:

Тургенев – великий психолог. Его Базаров, будучи циничным, бесстыдным на словах, в душе человек нравственный. В Базарове скрыто присутствует многое из того, что он отрицает: и способность любить, и романтизм, и народное начало, и семейное счастье, и умение ценить красоту и поэзию.
Обобщение.

Итак, нигилизм – панацея от социальных болезней или болезнь века? Нигилизм – очень знакомая нашей стране болезнь, которая приносила беды, страдания, смерть. Получается, что Базаров – герой всех времён и народов, рождающийся в любой стране, где нет социальной справедливости и благополучия. Нигилистическая философия несостоятельна, т.к. она, отрицая духовную жизнь, отрицает и нравственные принципы. Любовь, природа, искусство – не просто высокие слова. Это фундаментальные понятия, лежащие в основе человеческой нравственности. Мы должны понять, что человек не должен восставать против тех законов, которые не им определены, а продиктованы…Богом ли, природой ли – как знать? Они непреложны. Это закон любви к жизни и любви к людям, закон стремления к счастью и закон наслаждения красотой… В романе Тургенева побеждает то, что естественно: возвращается в родительский дом Аркадий, создаются семьи, основанные на любви, а непокорного Базарова и после его смерти по-прежнему любят и помнят его родители. Пусть наш исследовательский проект завершат финальные строчки романа Тургенева. Пусть прозвучат они как гимн, прославляющий природу, любовь, жизнь!
Чтение отрывка наизусть:
«Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»
Задание на дом: С каким же письмом вам захотелось обратиться к Базарову?

Нигилизм с вашей точки зрения это убеждение или их отсутствие

Популярные Фобии

  • Страх смерти (танатофобия) — это фобия человека, выражающаяся в навязчивой, неко.
  • Страх неудачи (атихифобия) свойственен каждому индивиду, но одному человеку удае.
  • Страх одиночества хоть раз в жизни испытывал каждый индивид. Многие люди понимаю.
  • Консультации

    • Ведмеш Н.А к записи Девиантное поведение
    • Ольга к записи Девиантное поведение
    • Галина Николаевна к записи Как стать сильным духом
    • Сергей к записи Тревожность
    • шура к записи Сильная депрессия
  • Пройдите наш опрос

    Нигилизм – это особое мировоззренческое убеждение, полностью отрицающее либо ставящее под сомнение общеустановленные ценностные ориентиры, нормы культуры и каноны нравственности, идеалы. Понятие нигилизм базируется на нескольких вариантах философских принципов:

    — воззрение, утверждающее, что объективным смыслом, причинами, ценностями или истинами бытие не обладает;

    — мереологический нигилизм, заключающийся в суждении, о несуществовании объектов, слагающихся из частей;

    — философская теория, строящаяся на необязательности существования в реальности объектов (метафизический нигилизм);

    — эпистемологический нигилизм, базирующийся на отрицании знания;

    — нигилизм моральный, основывающийся на метаэтическом воззрении, что никакие вещи не могут являться моральными либо аморальными.

    Индивидов-последователей нигилизма называют нигилистами. Они придерживаются следующих взглядов, а именно отсутствие истинной нравственности, нет рационального подтверждения наличия создателя, не существует безусловных правд, вследствие чего никакое действие или поступок объективно не может быть предпочтительнее всякого другого.

    Суть нигилизма

    На самом деле понятие нигилизм означает отвержение существования в любом виде автономных «смыслов», включая и отрицание особой рациональности человеческого бытия, значимость общеустановленных нравственных канонов и культурных норм, непризнание авторитетов. Данный термин считается близким к реализму, опирающимся исключительно на факты и стопроцентные доказательства. По своей сути его можно приблизить к скептицизму и критическому мышлению, но при этом нигилизм характеризуется более широким философским смыслом. Классический нигилизм можно представить, в качестве теоретической базы минимализма и осмысленности.

    Читайте также:  Прибыль с точки зрения различных авторов

    Часто возникают споры между последователями данной мировоззренческой позиции и остальным социумом. Люди не понимают, как можно проявлять заботу о ком-либо или стремиться к цели, ни во что не веря, а придерживаясь исключительно убеждению, что ничто не обладает истинным смыслом. Нигилисты, в свой черед, указывают на допущение свойственного вещам смысла и проблемы такого допущения. Нуждается ли человечество, чтобы бытие что-либо означало? Ведь бытие всегда остается таким, каким оно есть, независимо от мнения людей о нем. Индивид может производить с ним любые действия. Некоторые могут желать большей эффективности, красоты, функциональности и истины, а другие могут не желать этого, что приводит к конфликту.

    Психологическая проблема нигилизма заключается в потребности противостояния воздействию извне, отрицании внушения и насильственного навязывания личности определенных социальных ролей, эталонов поведения, традиций норм и ценностей, разочаровании в них и стремлении их изменить. Он выражает абсолютное отвержение всего общепринятого, исходя из убежденности в абсолютной ложности отвергаемого.

    Подобное умозаключение переходит в социально-негативные поведенческие реакции, идущие вразрез с ожиданиями, признаваемыми законными внутри этой макроструктуры и разделяемыми конкретным социумом.

    В истоках отрицания как мировоззренческой позиции лежит концепция об абсолютном достоинстве личности. Поэтому, по сути, оно являет собой одну из форм гуманизма. Ее специфика заключается в связывании трагичности человеческого существования исключительно с несовершенством для человека условий извне, например, плохим устройством социума и государства, дефектами в религиозных убеждениях и нравах. Другими словами, трагедия человека заключена не в его несовершенстве или «греховности», не в несовершенстве взаимоотношений между людьми, а вне его. А потому, чтобы индивид стал счастливым, необходимо лишь изменить имеющиеся общепринятые и культурно-моральные формы либо отменить их вовсе. Свободная воля индивидов – это единственная ценность, подлежащая утверждению.

    Исторически данное мировоззрение считалось своеобразным выражением протеста против тоталитарных режимов в государствах и ответным реагированием на крайне высокий уровень консервативности православного вероисповедания.

    Нигилизм, воздвигая до абсолюта индивидуальную свободу, по сути, отождествляет ее исключительно с общественным и политическим освобождением. Вследствие этого социальные трансформации оказываются единственным средством ее достижения.

    Индивидуальная свобода в нигилистическом понимании в этом плане является разрушительной силой, оказывающей в конечном итоге, деструктивное воздействие не только на личность, но и социальную систему в целом.

    Особенность нигилистического мировоззрения заключается в его рационалистичности и прогрессистском характере.

    Рациональность рассматривается, с позиции единственного базиса человеческого существования и основы движущей силы социального прогресса. Общественный прогресс характеризуется абсолютностью. Именно он низвергает веками, создававшиеся ценности, составляющие систему мировых культур.

    Э. Фромм предлагал рассматривать нигилизм в качестве одного из «орудий» психологической защиты. Центральной проблемой личности, как полагал Фромм, является внутреннее противоречие, свойственное человеческому существованию, в которое вступают бытие «вброшенного, помимо своей воли, в мир индивида» и выход его за границы природы, вследствие наличия способности осознавать собственную личность, окружающий социум, прошлое и будущее.

    Он считал, что развитие личности обусловлено формированием двух основных тенденций, а именно направленность на свободу и устремленность к отчуждению. Человеческое развитие проистекает в направлении увеличения «свободы», однако не всякий индивид способен адекватно воспользоваться таким путем, провоцируя некоторые психические переживания и состояния негативного характера, что ведет его к отчуждению. Вследствие чего индивид утрачивает свою самость. Таким образом, зарождает защитный механизм под названием «бегство от свободы», которому свойственны: мазохистские и садистские черты, деструктивизм, устремленность к разрушению мира, в противном случае, он разрушит самого индивида, автоматический конформизм, нигилизм.

    Проблема нигилизма также рассматривалась В. Райхом, который утверждал, что такие характеристики, как напряженность и сдержанность, и такие специфические черты, как пренебрежительно-ироничное и провоцирующее поведение, являются остатками очень сильных механизмов защиты прошлого, которые отделились от первоначального предназначения и трансформировались в постоянные индивидуальные черты характера. Они выражаются в качестве «невроза характера», причиной которого и является функционирование механизма защиты — нигилизма. Тип невроза, характеризующийся защитным конфликтом и выражающийся в отдельных индивидуальных чертах характера и способах поведенческого реагирования, называется «неврозом характера».

    В тенденциях философии Запада в семидесятых годах понятие нигилизма тесно связывалось с концепцией, инспирированной фрейдизмом, заключающейся в гипотетической независимости врожденного «я» от угнетающей его культуры.

    Сегодня теория нигилизма активно используется порицателями современной цивилизации, например, философом из Австрии В.Краусом, выделяющим философский, психолого-невротический и социально-политический и нигилизм. При этом все описанные им виды друг друга взаимно поддерживают, приумножая свои негативные следствия и тем самым формируя что-то на подобии порочного круга нигилизма. По Краусу, разнообразные формы нигилизма связаны с утрачиванием чувства вины и ответственности, а также с недостаточностью влияния сверх-«Я» в качестве противовеса для необузданных вожделений индивида.

    Правовой нигилизм

    Юридическим нигилизмом называется непринятие права в качестве социального института, отвержение системы норм поведения, которая в состоянии успешно управлять взаимоотношениями людей. Подобный юридический нигилизм состоит в отвержении законов, что впоследствии может привести к действиям противоправного характера, анархии и в целом будет тормозить формирование правовой системы государства.

    Данный вид нигилизма характерен, как для социума в целом или социального коллектива, так и для отдельной личности.

    Юридический нигилизм бывает спонтанным либо стойким. Истоки недоверия к правовой системе корнями уходят в предубеждение против государственной власти, видение законов в качестве приказов, указаний со стороны власть имущих, безнаказанность должностных фигур, пороки правосудия, расхождение законов и действительности. Подобное мнение во многом обусловлено несовершенством и двойственностью законодательной базы, неспособностью власти ликвидировать преступность, гарантировать населению соблюдение их прав, защитить от произвола чиновников. Зачастую беззаконие совершается либо от имени закона, либо с его молчаливого позволения, формально прикрывающего преступные намерения или интересы частных лиц.

    Правовой нигилизм его формы и пути преодоления

    Нигилисты характеризуются различной степенью интенсивности отношения к законодательной базе и правовому институту в целом. Поэтому выделяют следующие формы нигилизма: активную и пассивную. Первая форма заключается во враждебном отношении к законодательной базе, пропагандой нигилистского мировоззрения среди широких масс (анархизм). Вторая – характеризуется недоверием правовому потенциалу, отрицанием его положительного значения в социуме.

    Кроме этого, различают бытовой правовой нигилизм, тесно связанный с непониманием или незнанием законов, философский, связанный с выстраиванием личностью мировоззрения, отрицающего социальную роль права.

    Одновременно с этим данный вид нигилизма нередко отмечается у субъектов, которые активно сотрудничают с правом, воспринимая его в качестве чисто номинального института, поскольку в реальности для осуществления собственных целей используют коррупцию и злоупотребление властью.

    Выделяют следующие пути преодоления нигилизма: широкая пропаганда правосознания, правовое воспитание, рост уровня культуры населения, предотвращение правонарушений, в первый черед, криминального характера, совершенствование законодательной базы, массовое правовое просвещение, упрочение законности и государственной дисциплины, подготовка высококвалифицированных юристов, уважительное отношение к человеку, соблюдение прав и свобод и другое.

    Таким образом, правовой нигилизм его формы и пути преодоления заключаются в изменении сознания людей, реформировании экономики и социальной отрасли государства, максимальное приближение законодательной базы к соблюдению интересов всех слоев населения, реформирование судебной деятельности для поднятия авторитета и роста доверия правосудию и др.

    Преодоления данного вида нигилизма довольно длительный процесс, который затрагивает видоизменение объективных условий существования социума, целеустремленную мировоззренческую, организационную работу, организацию комплекса специальных и юридических мер. Другими словами, комплекс таких мер должен, в первый черед, быть ориентированным на создание качественно новой социально-правовой среды и вселение в людей веры в правовые каноны.

    Формирование новой системы политических ценностей является важнейшей политической предпосылкой обретения победы над правовым нигилизмом.

    Социальный нигилизм

    Само понятие нигилизм выражает отрицательное отношение индивида (группы или класса) к конкретным традиционным ценностям, правилам и нормам, воззрениям и идеалам, отдельным или всем аспектам человеческого бытия. Данное понятие является одной из форм мировосприятия и общественного поведения. Социальный нигилизм в качестве направления общественной мысли появился давно, однако наибольшее распространение он приобрел лишь в прошлом веке, преимущественно, в России и странах Западной Европы.

    Социальный нигилизм считается многоликим понятием, поскольку он бывает нравственным, религиозным, идеологическим и т.п. Так как зависит от принадлежности к сфере знаний отрицающихся ценностей – культуре, искусстве, политике и др. Между всеми видами нигилизма существует множество нюансов и взаимопереходов. Кроме этого, каждый его вид характеризуется собственной историей.

    Общая черта всех видов нигилизма – это отрицание. Однако нужно понимать, что не любое отрицание будет являться нигилизмом. Смысл «отрицания» гораздо обширнее. Оно органически характерно человеческому разуму и диалектическому мышлению. Отсюда, далеко не всех индивидов, отрицающих что-либо, можно относить к нигилистам. Иначе само понятие «нигилизм» утрачивает собственный смысл и теряется в более объемной категории – «отрицание».

    Нигилизм перестает быть мировоззренческой позицией, когда трансформируется в естественное (объективное) отрицание консервативного, устаревшего, реакционного. Так, например, отрицание многих сумрачных и нередко трагических событий недавнего прошлого, преимущественно, в политико-правовой сфере государства и жизни социума, справедливо и даже оправданно, поскольку являет собой неминуемый процесс обновления.

    Позитивный посыл содержит в себе конструктивно направленная критика недостатков, безнравственных или устаревших порядков, несовершенства различных социальных институтов, отдельных действующих законов и в целом всех негативных явлений действительности.

    Однако в действительности понятие нигилизм воспринимается, в основном, в качестве деструктивного, социально вредного явления, особенно сегодня. Зачастую нигилизм может принимать разрушительные формы, смыкаясь в крайних проявлениях, с всевозможными анархическими течениями, праворадикальными устремлениями, большевизмом и необольшевизмом, максимализмом, экстремизмом.

    Отрицание как мировоззренческая позиция является стереотипом мышления любого радикально настроенного индивида, нередко, он даже может этого не осознавать.

    Отличительной чертой отвержения как идеологического воззрения считается не объект отрицания, являющийся лишь определителем конкретного вида, а интенсивность, бескомпромиссность, категоричность такого отрицания с доминированием субъективного начала.

    Нигилисты склонны выражать гипертрофированную, часто преувеличенную неуверенность в широко известных принципах и традиционных ценностях. Причем, в большинстве своем, выбираются наихудшие методы действия, зачастую граничащие с антисоциальным поведением, нарушением морально-правовых норм.

    Социальный нигилизм сегодня может выражаться в совершенно разных ипостасях:

    — отвержение определенными социальными слоями курса реформ государства, нового устройства жизни и новых ценностей, неодобрение перемен, общественные протесты против крайне резких методов воплощаемых преобразований;

    — расхождение с некоторыми политическими решениями, неприязнь к государственным институтам, нередко даже ненависть в отношении власть имущих и структур власти;

    — отвержение не характерных менталитету определенного народа шаблонов поведения, морально-нравственных ориентиров.

    Социальный нигилизм сегодня представлен различными его формами и выражается в недоверии, выдвинутом обществом либо отдельно стоящим индивидом, социальным ценностям, традиционным идеалам, политико-правовому устройству, социальным институтам, разнообразным нормам.

    Особенность сегодняшнего общества заключается в потребности понимания значимости этого самого социума, необходимости наличия высокого уровня сознательности, потребности солидарности с разными социальными структурами. В наше время, то, что ранее социальными порядками традиционных социумов обеспечивалось автоматически их укладом, в социумах современного типа должно быть обеспечено поддержкой сознательных граждан, которые разделяют заботу о благе коллектива в целом. Отсюда, соответственно, несогласие с подобным поведением представляется социальным явлением отрицания в качестве принципиальной позиции, причины которого скрыты в деформации социального бытия, в разрушении естественного коммуникативного взаимодействия между членами общества.

    Следовательно, можно заключить, что базисом всех форм нигилизма являются социальные факторы, а сами проявления данного воззрения характеризуются четко выраженной коммуникативной природой. Отрицание как особое явление мировоззрения во всех проявлениях содержит в себе социальную и коммуникативную составляющую, что позволяет связать все вышеперечисленные формы нигилизма в один родовой феномен под названием социальный нигилизм.

    Пути преодоления нигилизма лежат в приумножении уровня значимости социальных норм и нравственно-ценностных ориентиров для общества и его отдельных граждан. Только таким путем возможно создать условия для стабильного и поступательного формирования общества. Кроме того, искоренение отрицания как социальной мировоззренческой позиции является настоятельным велением времени, так как в мире сегодня господствуют экстремистские настроения, одним из причин которых является социальный нигилизм.

    В конечном итоге, пути искоренения нигилизма имеют связь с выходом социума из системного кризиса, затрагивающего все сферы человеческого существования, а именно: социально-экономическую, политическую, духовно-нравственную. Одновременно с этим от активной личностной позиции индивида также многое зависит. В маленькой личности необходимо с рождения воспитывать ответственность за собственные поступки и заботу не исключительно об индивидуальных благах, но и о благополучии общества.

  • Источники:
    • http://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=5465
    • http://psihomed.com/nigilizm/