Меню Рубрики

Кто такие экстрасенсы с православного зрения

Откуда некоторые люди, такие, например, как Ванга, Нострадамус, знают прошлое и будущее? Если им помогают бесы, то откуда у бесов такое знание?

Любой опытный врач, наблюдающий больного и знающий его состояние, может поставить диагноз и сказать: «С твоей болезнью ты проживешь два месяца». Проходят два месяца, и человек умирает. Откуда у врача такое знание? У него сотни больных с таким диагнозом прошли, потому знание его опытное. А у диавола опыт гораздо больший, около 8000 лет, с тех пор, как он начал борьбу против Бога. Бесы — это ангелы, хоть и злые, но ангелы — ангелы, у них способности иные, не как у человека. Они, зная, что Господь за благочестивую жизнь прибавляет лет жизни, а за нечестивую убавляет, видя, как мы живем нечестиво, делают расчеты и предсказывают. И в этом ничего удивительного нет. Даже многие люди, знающие своих собеседников, с полуслов понимают их и могут «предсказать», как человек поступит и что скажет. И это без особого дара прозорливости, просто жизненный опыт подсказывает. Так что бесы о многом могут «предсказать», но ничего окончательно не знают. И о конце мира они ничего не знают, но только Один Отец Небесный.

Я больна, долго лечилась, а теперь врачи советуют обратиться к экстрасенсам.

В Библии сказано: «Если желаешь быть здоровым — не греши. Согрешил — попадешь к врачу. Врач прописывает лекарство, а Бог лечит». Оттого, что мы будем обращаться к экстрасенсам, пользы никакой не будет, только один вред. Если человек заболел, ему надо покаяться во всех грехах с юности, пособороваться, обратиться к Богу. Если болезни будут продолжаться, значит, у него еще много грехов, совершенных в прошлом. Вот за них-то и надо потерпеть, чтоб душа очистилась. Болезни помогают душу смирить, очистить. Человек болеет и перестает грешить. Ни в коем случае нельзя обращаться к экстрасенсам, они энергию берут из космоса, а в космосе господствует диавол. Его так и называют — «князь мира», а «мир» по-гречески «космос», значит, «князь космоса». Он может на время дать облегчение, а потом еще хуже будет, и душа погибнет. Если Бог не даст здоровья — никто не даст.

Eсли экстрасенс стал ходить в церковь, исповедуется и причащается — можно ли ему лечить людей?

Если человек пришел и покаялся в своей прежней деятельности, то зачем же ему снова ее начинать? Он покаялся, причастился — он уже не экстрасенс. Он стал уже христианином. Это при условии, что исповедь была не общей, а индивидуальной, с покаянным чувством и с осознанием своих грехов.

А насчет лечения людей — есть свои соображения. Цель человека на земле — спасти душу от погибели. Человек грешит, утопает в пороках и страстях, порой он так далеко ушел от Бога, что его постигают скорби и болезни. Чем грешил — тем и начинает страдать. Это все посылает Господь, чтобы он обратился и покаялся, исправился. А экстрасенс этого ничего не знает; что Господь призывает болезнями к покаянию, что ему за грехи телесно надо пострадать, помучиться. Этот экстрасенс (даже если у него самые лучшие намерения — избавить от страданий) проникает в домостроение спасения человека Богом. Если человек понял, что его болезнь от грехов, исправился, начал в церковь ходить, строго соблюдать посты, с женой повенчались, молится, читает Евангелие и Псалтырь, то Господь его Сам исцелит за его покаяние. А если Господь не исцеляет, значит человеку это не полезно, вылечится, опять начнет грешить.

Есть ли у человека биополе? Или это только выдумки экстрасенсов?

Слова «биополе», «энергетика» не православные. Принято считать, что они означают присутствие в каждом человеке и около него некоторой силы. Да, действительно в каждом человеке есть определенная сила. Какая? Или божественная, или демоническая, и она обязательно влияет на окружающих.

Все зависит от нашего внутреннего состояния, от того, как человек ведет себя в жизни. Если он молится, делает много добрых дел, очищается на исповеди — это человек праведной жизни. Например, апостолы проходили мимо больных людей, и их тень исцеляла больных. Апостол Павел своими веригами исцелял людей. Источником этих исцелений является Господь. И когда люди прикасались ко Господу, получали чудесные исцеления.

Многие думают: «Я исцеляю, значит, делаю доброе дело. Значит, стужу Богу». Но человек нецерковный, с нераскаянной душой, не может обладать божественной силой. Он до последней клетки заполнен отрицательной энергией. Пусть даже он говорит: «Я верю в Бога, я Ему служу». Пусть даже помещения, где он проводит сеансы, будут увешаны иконами, крестами. Если он не очищает душу через церковные таинства, он не служит Богу.

Когда мы всей своей жизнью будем служить Господу — и в словах, и в делах, и в мыслях, — наша душа заполнится божественной энергией. И даже воздух вокруг нас освятится. А если ближние наши начнут молиться, станут благочестивыми, появится домашняя церковь, храм Божий, святое место. И когда к нам зайдут посторонние люди, они сразу почувствуют духовную чистоту и святость.

Знаю одного московского врача — женщину, она в залах собирает людей, проводит сеансы, наговаривает воду. В зале есть иконы Божией Матери, читаются православные молитвы, больных призывают ходить в церковь. Но почему-то православные священники ее не признают.

Лично я с этим врачом не знаком, но видел газету, которую она выпускает. Там много неправославного, соблазнительного: в обыкновенных анализах, на рентгеновских снимках она видит парашютистов, животных, которые, как утверждает, и есть причины болезней. И еще такая интересная подробность: она не начинает лечение, прежде чем человек не уничтожит все имеющиеся в доме перьевые и пуховые подушки-Многие спрашивают: целительница она или нет? От Бога ли у нее дар? Когда целитель пишет о себе в газете, что он маг или экстрасенс, это одно, но когда целитель говорит, что он православно верующий и сам будто бы ходит в церковь, это многих может сбить с толку.

В Иванове я как-то увидел одного человека. Он подошел ко мне в монастыре брать благословение, чтобы лечить. Спрашиваю:

— А как ты лечишь?

Он принес с собой два больших плаката, которые наклеил на фанеру.

— Я выхожу на улицу и там на людном месте ставлю свою рекламу. Говорю, что за восемь секунд любую болезнь вылечу, за определенную сумму — восемь тысяч.

— И что, бывает, что вылечиваешь болезни?

— Ну, а как же! Иначе я не стоял бы там!

— А может, ты и в залах выступаешь?

— Да, бывает, и зал снимаю.

— Наверное, денег много набираешь? А не бывало ли у тебя такое, что хотели у тебя деньги отнять? Например, в зале.

— О! Видите, у меня большая красная сумка? Она всегда открыта, в ней молоток. В случае чего, я сразу его выхватываю и по ключицам бью! Отбиваю руки так, что нападающий их уже не поднимет.

— Как же совместить: ты человека лечишь и сразу же калечишь?

Вот такие несовместимые вещи можно встретить у «целителей»: одной рукой в церковь идти благословляют, другой — в погибель толкают.

Когда Господь создал Адама, Он даровал ему большие возможности. Пока Адам был без греха, он на много веков вперед знал, какой от него пойдет род человеческий.

И у самого человека есть творческое начало. Господь Творец, а мы Его дети, и нам тоже дана способность к творчеству, потребность реализовать себя в помощи ближним.

Но эта потребность у разных людей используется по-разному. Например, потребность излечить недуг ближнего у одних мирских людей выливается в профессию врача, полученную в ВУЗе. У другого, верующего, в безвозмездную помощь: он помогает не за деньги и лечит по благословению священника. У третьего нет ни специального образования, ни благословения священника, а только желание помогать людям, и делает он это, надеясь только на свое «я», думая, что его дар от Бога. Человек уверен, что никто, кроме Бога, не мог дать ему эту способность, он уверен, что бесы не могут лечить людей, что желание помочь им несвойственно. Но тут сокрыт великий секрет: бесы под видом помощи и исцеления отвлекают заблудших рабов Божиих от своего Творца. Вместо того, чтобы принести Господу покаяние в грехах, получить прощение и исцеление, человек идет к бабкам, знахаркам, сомнительным «целителям» и от них получает временное облегчение, — это могут бесы устроить, чтобы тот поверил в такое «излечение». Нет ни покаяния, ни веры в Бога. Есть вера в добрую «тетю Машу». Такие «целители» встают на место Бога.

Что значит «лечение вне Церкви?» А если целители лечат под иконами, с православными молитвами и крестом?

Когда человек ложь принимает за истину, это называется прелестью. Прелесть завлекает в свои сети людей, которые без благословения берутся лечить болезни. По телевидению проводились целые серии сеансов «исцелений». Люди за деньги, и немалые, брались на расстоянии излечить многолетние людские недуги. На экране алтарь, служит священник, горят свечи, какой-то человек в костюме, а перед ним женщина на коленях. Он над ее головой яйцом выкатывает болезни. Льет воск. А в Апостольских правилах сказано: «Все восколеи и оловолеи двадцать лет да не причастятся.» А все, кто ходят лечиться к знахарям, к экстрасенсам вместо того, чтобы идти в церковь на исповедь, «шесть лет да не причастятся.» Какова цель строгости этих правил? Церковь не отвергает медицину, она признает многие ее методы, кроме тех, что вторгаются в душу человека, таких, как гипноз, медитация.

Когда человек живет в грехах, утопает в пороках и страстях, он грехами удаляет себя от Бога, находится вне Церкви, во власти дьявола, и после смерти его ожидают вечные адские муки. К сожалению, об этом он даже не думает. Бывают у него болезни, скорби и всякого рода неприятности. Но он бежит не к Богу каяться в грехах, а ищет бабку, чтобы та заговорила «от порчи, от сглаза», исцелила. Надо сказать, что хозяин таких «целителей» только на время освобождает человека от болезни, потом они возвращаются с новой силой. Самое страшное — от якобы исцеленного человека отходит благодать Божия.

Прежде чем лечить тело, надо вылечить свою душу. А если душа остается больной, прокаженной, мертвой, то она не способна находиться в церкви, воспринимать Слово Божие, она не переносит колокольного звона. У такого человека и душа мучается, и тело.

Знаю одну женщину. Сейчас она настоящая верующая христианка. Но прежде чувствовала в себе странные способности, своего рода болезнь: прикоснется к металлу, и падает. «Скорая помощь» увозит ее в больницу. Какой-то врач беседовал с ней и сказал: «Вам надо лечить людей.» Она спрашивает: «А как?» — «У Вас огромный избыток энергии. Прикасаетесь к железу, и Вам становится плохо. А Вы должны прикасаться к людям, делать им массаж, лечить.» И она мне рассказала: стала лечить людей, устроилась массажисткой. Прикасалась к телу человека, — и сразу все его болезни чувствовала в своем теле. Печень, сердце, почки, головные боли. Начинала его массировать, разминать, и своим телом чувствовала, что его боль проходит.

Когда прикасалась к другому человеку, то болезни второго вытесняли недуги первого. И второго она массировала, и снова боль убирала. Через нее проходило до шестидесяти человек в день. А когда принимала последнего, его боль в ней оставалась, и она мучилась. Стала воду молитвой наговаривать, опускала туда крест, ей стало легче народ лечить.

Пришлось с ней очень много беседовать, убеждать, можно сказать, вести борьбу с демонами, захватившими ее в свой плен. Было сложно, потому что они находилась в прелести, была убеждена, что у нее великий дар от Бога и что она лечит людей только во славу Божию. Она не уставала повторять: «Я, батюшка, много людей вылечила от этой болезни, от другой, от третьей. » Клиентов у нее за миллион. «Всех, — говорит, — и от всех болезней лечу.» «Вот, — отвечаю ей, в этом и весь секрет твоего «успеха», вернее, падения. Ты незащищенная, безблагодатная, поставила себя на место Бога.» Она мне на это: «Но Бог же через меня лечит!» — «Заметь, что вся слава при этом не Богу, а тебе. Ты себе приписываешь: я вылечила.» Осуждает врачей, подарки любит получать. А свя|тые отцы, наделенные Богом даром исцеления, были безсеребренниками, денег не брали и свой карман не обогащали. «Даром получили, даром отдавайте», — эту заповедь они соблюдали неукоснительно.

Святые люди, такие, как преподобный Серафим Саровский, когда к ним обращались за помощью, зажигали свечи, вместе с больным становились на колени и говорили: «Давай, помолимся Господу. Он у нас Единый Врач и Целитель душ и телес.» И начинали усиленно молиться. Если Господу было угодно, Он исцелял. Ведь центр болезни — грехи. Сначала надо их из души вытрясти, а потом уже приступать лечить тело.

Читайте также:  Склонность к подтверждению своей точки зрения это

Почему бывает так, что и после покаяния Господь не дает человеку здоровья, освобождения от недугов? Потому что это ему неполезно. Господь знает, что человек, получив исцеление, снова возвратится к своей прежней греховной жизни. Снова пойдет адской дорогой в бездну.

Известно, что в храм ходят не только православные, но и экстрасенсы, и даже колдуны. Знаю, что некоторые прихожане смущаются. Боятся: вдруг колдун во время службы что-то наколдует или экстрасенс подействует. Как успокоить таких людей?

Если колдуны, маги, чародеи всего мира соберутся и будут колдовать против вас и Бог не попустит им повредить вам, ничего они сделать не смогут! Без воли Божией ни один лист с дерева не упадет, ни один волос с головы человеческой. Колдуны над православными верующими власти не имеют! Запомните это все. Над кем же они имеют власть? Тот, кто в церковь не ходит, Богу не молится, молитв не знает, не защищен ничем. Но и таким колдуны навредить не смогут, если это Бог не попустит. А попустить Он может для того, чтобы пробудить от спячки безверия, привлечь к Себе в объятия Отчие. Он напоминает человеку, что без веры Христовой его ждет бездна. И зовет его к покаянию и исправлению.

«Не бойтесь никого, кроме Бога одного!» А люди верят больше в колдунов, нежели в Бога. Стоит человек в храме пред Богом, просит у Него защиты и покровительства. И что? Неужели Бог попустит прямо тут кому-то вас испортить? Нет. И благодать после причастия колдун не отнимет, ее отнимет наша злая воля и греховные привычки, наши страсти. Мы нагрубим ближнему, осудим его, а потом ищем виноватого — колдуна. «Злоречивые Царства Божия не наследуют», — сказано в Священном Писании. Туда входят только добрые, смиренные, светлые души.

Все свои силы надо сконцентрировать на мысли: «Я ноль, я ничто без Бога. Живущий Бог во мне — все. И я должна стараться быть чистой, чтобы Он жил во мне Своею благодатию!» Когда мы привыкнем к этой мысли, смиримся, и это будет постоянным состоянием нашей души, тогда Господь будет совершать через нас чудеса, явит Свою силу. Сказано в Священном Писании: «В немощи человеческой сила Божия совершается».

Начиная с 90-х годов прошлого столетия, в нашей стране стали популярны гадалки, народные целители, экстрасенсы и т.п. В газетах печатаются объявления, где потомственные ясновидящие предлагают услуги по привороту, «выправке кармы», лечению алкоголизма и снятию «венца безбрачия». По центральным телеканалам транслируются соревнования колдунов.

После семидесяти лет атеизма народ снова в одночасье стал религиозным, но, в большинстве случаев, это было возвращение не к христианству, а к дремучему язычеству.

Христианский взгляд на экстрасенсов

Провидцы, целители и все прочие их разновидности утверждают, что они, то ли обладают сверхспособностями и умением будить «спящие возможности сознания», то ли черпают силу из каких-то «высших источников» или «накапливают энергию Вселенной».

В любом случае, отношение Церкви к экстрасенсам одно: если они не мошенники, значит, все их сверхъестественные возможности — действия злых духов.

Дело в том, что духовный мир может быть либо небесным, либо адским. Для того чтобы творить чудеса силой Божией, надо быть святым. По молитве, скажем, преподобного Серафима или святителя Николая, Бог действительно исцелял больных, прекращал засуху и даже воскрешал умерших.

Читайте о православных чудотворцах:

А сказать такое об экстрасенсах вряд ли возможно, так что их «высшие источники силы», вовсе не «высшие» и отнюдь не добрые. И даже если колдуны уверяют, что нет никакой мистики, что действуют только скрытые возможности их ментальной энергии, на самом деле, это все одно и то же.

Меняет ли дело использование колдунами православных святынь и молитв

Самый современный вид колдунов — это экстрасенсы, которые проповедуют оккультные идеи, сформулированные псевдонаучными терминами. Скажем, уверяют, что владеют техникой конденсирования в своем теле космической энергии, чтобы затем обратить ее на изменение окружающего мира, например, лечение больных.

Но есть среди них и традиционалисты, которые предпочитают народные языческие верования, смешанные с христианскими обрядами.

Часто малознающих людей сбивает с толку, наличие православных атрибутов в кабинете знахаря: свечей, икон, Библии. Такие колдуны могут послать человека в храм за святой водой или посоветовать ему чтение молитв, но все это только форма. Суть же остается оккультной, нехристианской.

Что такое настоящая молитва? Это обращение человека к Богу, для которого нужна и вера, и смирение. Молящийся, прося у Бога помощи, предоставляет свою жизнь Его воле, возлагает надежду на Его милосердие. Тут дело не в словах, а во внутреннем настрое человека.

Колдуны же предлагают просто магический заговор. Даже если это текст молитвы «Отче наш», речь идет не о милости Божией, а о некоем механическом действии. Якобы, слова этой молитвы сами по себе обладают силой. И если их произнести 3 раза на закате солнца, в 15 день месяца и т.п., то желание исполнится — язва желудка пройдет, конкурента выгонят с работы, дочка выйдет замуж и т.д.

То же самое касается и святынь. Одно дело, поклонится образу, прибегая мысленно к Богу, другое — выполнить по велению ясновидящей некий колдовской ритуал — прикладывание к 9 иконам.
Бывало, что знахари даже пытались примешать свою магию к Святым Церковным Таинствам.

Например, посылали клиента исповедоваться и причаститься, чтобы очистить себя для дальнейших ритуалов. Или отправляли человека, креститься во второй раз, с целью «получить другую внутреннюю сущность», потому что первая «сильно повреждена порчей».

Тот, кто выполнит подобные советы, совершит тяжелейший грех. Мало того, что здесь совершенно не осознается смысл Святых Великих Таинств, так они еще и становятся частью колдовства. Трудно придумать большее кощунство!

Исповедь нужна, чтобы покаяться перед Господом, измениться, получить благодать для помощи в борьбе с грехами. Причащаясь Тела и Крови Христовой, человек становится одной с Ним природы, соединяется с Самим Богом. Это Таинство — основа и смысл нашей религии, главная цель в жизни христианина.

Не может оно быть этапом подготовки к каким-то высшим ритуалам. Ничего более великого, чем евхаристия, нет. А крещение бывает только один раз, и это не языческое «приобретение сущности», а посвящение себя Христу. Благодать крещения остается с человеком на всю жизнь.

Внимание! Смешивая оккультизм с атрибутами православия, колдуны пытаются показать, что они, якобы, вовсе не враждебны Церкви. Это нужно им, чтобы обмануть людей, а может быть и себя. Но тут нет ничего, кроме подмены смысла и кощунства.

Что ожидает человека, обратившегося к колдунам

Священником известно немало подобных историй. Развиваются они примерно по такому сценарию: человек приходит к гадалке и жалуется, скажем, на плохое здоровье. Она назначает ему читать 3 раза в день в течение недели «Отче наш», дополняя его некой «особо сильной молитвой».

Человек все выполняет, но исцеление не произошло. Приходит во второй раз. Целительница говорит: я чувствую, что кто-то из вашего окружения наложил на вас сильную порчу. Это какая-то женщина с темными волосами, которую вы знаете с детства, давайте думать, кто это может быть. Думают. Выясняют, что это бывшая одноклассница клиента, живущая в соседнем подъезде.

Целительница советует посыпать ее дверь священной Иерусалимской землей, 30 раз прочесть акафист Богоматери «Нерушимая стена» и, в течение месяца, ровно в полдень, повторять молитву об укреплении ауры.

В данном случае, это очень эффективные меры защиты. Но странно, человек дословно выполняет советы ясновидящей, а чем дальше идет время, тем хуже ему становится. Здоровье совсем испортилось, в жизни — сплошная полоса неудач, на душе как-то пусто и мутно. Временами на него находят приступы отчаяния. «Это — очень злая и сильная женщина, она вас сушит. Она хочет искорежить вашу ауру и укоротить срок жизни!» — объясняет ему гадалка и все больше и больше усиливает меры защиты. «Исполненная лести и погибели, да будет злоба твоя тебе в погибель! Как Егорий воевал, побеждал, так и я врага сокрушу, дело его разрушу. Кисель, кисель, варись весь день…» — твердит клиент, чувствуя к своей бывшей однокласснице вполне заслуженную лютую ненависть.

Молитвы от злых сил:

Если клиент, наконец, догадается обратиться к священнику, тот откроет ему глаза на настоящее положение дел. Когда человек пришел к гадалке, стал читать заговоры, он призвал злых духов и дал им возможность влиять на свою жизнь. Близость души к невидимому злому миру всегда вызывает тоску, опустошенность и отчаяние.

Ухудшение здоровья и неудачи после знакомства с гадалкой также вызваны их воздействием. Но главная их цель, конечно, нравственная деградация человека, особенно хорошо, если удастся взрастить в его душе ненависть. Это наиболее антихристианская «мера воспитания».

А бывает, что желание клиента действительно сбывается. Оккультное действие дает ожидаемый эффект и человек получает внешнее благополучие, которого он искал. Но за это придется дорого заплатить. Не говоря уж о том, как визит к колдуну скажется на состоянии души человека, его жизнь вскоре тоже будет искалечена.

Священникам известно немало таких историй: пришел к экстрасенсу лечиться от экземы, помогло. А через несколько лет заболел раком кожи. Попросила ведунью приворожить мужчину, вроде и вправду подействовало, поженились. Оказался садистом и зарезал жену в припадке необъяснимой злобы.

Те силы, которые действуют через колдунов, хотят только погубить людей, «ибо диавол есть человекоубийца от начала» (от Иоанна, 8-44).

Совет! Лучшее, что может сделать тот, кто посетил целителя — это скорее бежать в церковь и покаяться во всем батюшке на исповеди, чтобы Господь помиловал и защитил человека от злых сил.

Грех ли смотреть передачу «Битвы экстрасенсов»

Это точно не принесет пользы душе. Христианину не стоит смотреть на оккультную практику, ведь она, как уже было сказано, связана со злыми силами. Зачем интересоваться всем этим? К тому же, на «Битве экстрасенсов» произносится много лжи и кощунства. Например, что преподобный Серафим был великим магом и современные экстрасенсы ничем от него не отличаются.

Христиан, которые знают свою веру, коробит от таких высказываний, а незнающие могут быть введены в заблуждение.

Об отношении Церкви к эстрасенсам и природе «паранормальных явлений»

Беседа с игуменом Нектарием (Морозовым)

Текстовая версия телепрограммы

Вед.: Сегодня в Интернете, на телевидении, во многих печатных СМИ можно найти огромное количество объявлений, предлагающих услуги экстрасенсов, биоэнергетиков, магов, ясновидящих. Причем спектр проблем, которые они предлагают решить, довольно широк: от исцеления различных недугов до устройства личной жизни и даже приворота денег и удачи. Почему их так много, и чем они опасны, ― сегодня мы говорим с настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» игуменом Нектарием (Морозовым). Здравствуйте, отец Нектарий.

Этой «эпидемии» уже не один год и, как мы видим, она не утихает и только, кажется, набирает обороты. Почему это происходит?

Игумен Нектарий: Наверное, здесь можно выделить несколько основных причин. Одна из них заключается в том, что для человека свойственно не удовлетворяться только лишь тем, что может ему предложить материальный мир. Человек инстинктивно ищет решения своих проблем за границами этого видимого мира. Скажем так, для человека в полном смысле слова верующего, церковного совершенно естественно обращаться в молитве к Богу и просить не только о вечном спасении, но и о каких-то своих временных нуждах, потому что без этого наша жизнь обойтись не может. Для человека же, который к Богу по-настоящему не пришел, не обратился, вера еще является некой абстракцией, чем-то, не вошедшим в его жизнь. И вместе с тем его душа настойчиво напоминает ему: «ты слаб, ты ограничен, ты нуждаешься в той помощи, которую люди тебе дать не могут». И вот тут на том пути, который логически должен был бы привести человека все-таки в храм, оказываются расставлены многочисленные ловушки и силки, в которые человек, религиозно неграмотный, закономерным образом попадается. А эти силки и ловушки и есть те самые специалисты очень широкого рынка оккультных услуг. Это и маги, и экстрасенсы, и астрологи, и так называемые «бабки» и прочие, прочие, прочие, вся подобного рода публика.

Почему такой ажиотаж на сегодняшний день у нас сохраняется устойчиво в этой области? Дело в том, что практически все исследователи данной проблемы ― а проблеме этой не год, не десять лет, она периодически возникает на протяжении, наверно, всей истории человечества ― сходятся в том, что все неблагополучные периоды в истории различных государств, мира в целом, обязательно оказываются отмечены всплеском интереса к этой стороне — как раз по той причине, о которой мы говорим.

Отчего возникает, если судить с религиозной, духовной точки зрения тот или иной кризис в стране, в мире? Да от того, что люди забывают о Боге, от Него удаляются как от Источника своего бытия, и это приводит к сбою во всем — в экономике, в политике, в личной жизни конкретных людей, а из личной жизни конкретных людей складывается и жизнь того общества, которое они составляют. И от этого возникает ощущение неуверенности, паники: «Куда идти?». И вся эта масса на самом деле далеких от Бога людей устремляется туда, куда мы говорим. А в нашей стране мы можем наблюдать на протяжении, к сожалению, очень-очень многих лет крайнюю нестабильность и в политической, и в экономической сфере, а отсюда неуверенность людей не только в завтрашнем, но и в сегодняшнем дне. Поскольку, к сожалению, проблемами людей толком никто не занимается, это и толкает их в объятья потенциальных обманщиков и душегубцев.

Читайте также:  Как развить в себе зрение пальцами

Вед.: Но ведь мы постоянно слышим о том, что люди, которые называют себя ясновидящими, экстрасенсами, целителями истинными, очень часто обманывают своих «клиентов», оказываются на поверку аферистами. Неужели человек, обращаясь к такому «специалисту», не боится, что его обманут? Почему этот страх отсутствует, почему отсутствует здравый смысл?

Игумен Нектарий: Опять-таки тут несколько причин. Во-первых, на самом деле человек — это существо, которое с завидным упорством склонно повторять свои ошибки. Я как-то раз совершено случайно увидел, как на площадке, для этого специально предназначенной, инструктор обучает щенков немецкой овчарки недоверчивости. Есть такой необходимый навык, который должен быть у служебной собаки, и это делается очень просто: инструктор подзывает к себе щенка, пришедшего с владельцем и, когда тот весело подбегает, он его щиплет. Тому становится больно, он обижается, отбегает. И вот очень интересно, что были щенки, которые не подходили с первого раза, были те, которые подходили один раз, и пережив неприятное ощущение от щипка, больше не подходили, а были те, которые подходили два, и три, и четыре, и пять раз. И оказывалось — что с ними не делай, они все равно будут подходить. Большинство людей, к сожалению, таковы, потому что беспечны, живут, не используя тот опыт, который им предлагает сама реальность, их окружающая. Ну, и плюс, наверное, есть в этом некий элемент сознательного «делегирования ответственности». Когда человек склонен отказаться от ответственности за что-либо, от него очень трудно ожидать разумных действий. Психологи говорят о том, что существует множество различных страхов, фобий у современного человека. Но эти фобии действительно очень различны, и их можно объединить в одну — это страх жить, в принципе. А что самое страшное в жизни? Не страх голода, не страх смерти, не страх каких-то болезней, нет. Это страх отвечать за тот дар бытия, который тебе дал Бог. Конечно, не каждый человек понимает это именно таким образом, но, тем не менее, это так. Есть огромный соблазн кому-то эту ответственность «передоверить».

Когда человек приходит в храм, ему начинают объяснять: «Это действие выполняется с такой-то целью, это ― с такой-то целью…», ― и человек может понять, что он делает. Если же человек приходит к какому-то колдуну, магу, целителю, он ничего не понимает. Он говорит: «Вот у меня такая-то проблема, решите мне ее». Уже само это обращение предполагает, что человек не будет интересоваться, что с ним делают, (и действительно ни один человек не знает, что с ним там делают). Значит, это человек определенного склада: он все равно будет приходить и даже не задумываться о том, что его могут обмануть, и доверяться, и терпеть вред, ущерб, а потом снова пойдет. Причем, может быть, не к этому, а ко второму, к третьему, к четвертому. Потому что мне много приходилось видеть людей, которых передавали, как эстафету: сначала они пришли к бабке, потом к астрологу, потом к какому-то экстрасенсу из какой-то далекой страны, который даже не помнит, как она называется, и прочее, прочее, прочее. В этих блужданиях может наступить момент, который будет критическим, когда и психика человека, и его телесный состав придут в такое состояние, что он уже закономерным образом приблизится к смерти. Таких людей тоже видеть приходится.

Вед.: Но получается, что есть и люди, которые ни при каких условиях не пойдут к магам и целителям?

Игумен Нектарий: Да. Есть люди, которые просто по своему складу не пойдут, и не пойдут именно по той причине, что они считают так: «Если я не понимаю, что со мной будут делать, то я никому с собой делать ничего не дам». Вы знаете, у нас норма в советской медицине была: «Что мне сейчас будут делать. » — «Больной, это не ваше дело, как вас будут лечить». Это ненормальный подход к процессу излечения. То же самое и здесь. Человек должен понимать. Если он не понимает, он не идет ― если у человека развито критическое мышление. В сущности, те люди, которые попадают в тоталитарные секты, те, кто идет лечиться к экстрасенсам, магам и оккультистам — это люди примерно одного склада. Это люди, не склонные критически мыслить, анализировать и желающие кому-то делегировать свою ответственность за себя и за свою судьбу. Причем потрясающая вещь — люди порой готовы на любой ущерб для себя, даже на ущерб здоровью и жизни, но только бы не отвечать ни за что.

Вед.: Батюшка, но ведь бывают такие ситуации, когда человек на самом деле адекватно их оценивать не может. Я говорю сейчас, вспоминая пример матерей Беслана, которым Григорий Грабовой обещал воскресить их детей. В таких случаях, наверно, трудно требовать от матери какого-то критического подхода. Человек доведен до отчаяния. Может быть, можно как-то себя заранее подготовить?

Игумен Нектарий: В каком бы состоянии человек ни находился, он все равно будет делать то, что ему свойственно. Конечно, Грабовой в той трагической ситуации сыграл самым страшным, самым подлым образом на человеческом горе, на том состоянии, в котором эти люди находились. Но, с другой стороны, если бы до этого страшного эпизода, до этой страшной трагедии у них не было потенциальной готовности обращения к подобного рода шарлатану, то этого бы и не произошло, когда трагедия случилась на самом деле. Поэтому здесь единственный способ не совершить такую ошибку — это иметь совершенно четкое отношение к данного рода рынку, а это именно рынок.

Это коммерция, это рынок, и на самом деле ничего более. Хотя это не всегда аферисты, не всегда шарлатаны, зачастую это люди, действительно обладающие некими возможностями. Но характер этих возможностей — это уже другой вопрос. Я даже сказал бы так: попасть к шарлатану не столь опасно, потому что шарлатан может вытянуть деньги, обмануть, заставить принять какие-то решения, которые не лучшим образом повлияют на жизнь, но он не может причинить человеку непоправимого духовного вреда. А если это не шарлатан, если это настоящий экстрасенс, то есть человек, вольно или невольно отдавшийся служению темным силам, то все будет гораздо хуже.

Вед.: Да, Православная Церковь говорит о том, что самое, наверное, страшное — это навредить своей душе через общение с миром духов или хотя бы через попытку общения с этим миром. Насколько такая опасность реальна, и в чем она заключается?

Игумен Нектарий: Она совершенно реальна. Просто большинство людей, которые обращаются за такого рода помощью, совершенно не думают ни о каком мире духов. Они слышат что-то о космических энергиях, о скрытых резервах самого человека, но не задаются вопросами ― ни что такое эта энергия, ни что такое эти скрытые возможности, а позволяют рассказать себе любую более-менее подходящую к этому случаю историю. На самом же деле мы находимся в неком постоянном пространстве, поле борьбы. Это примерно та борьба, о которой говорил Достоевский, когда говорил о том, что сердце человека — это поле, на котором Бог и диавол борются за душу человека. Но все это не столь просто, не столь однозначно. Не то, чтобы Бог и диавол боролись за душу человека, нет. Бог дает человеку все, что ему необходимо для спасения, а враг хочет его погубить ― так, наверное, было бы сказать правильнее. И когда у человека даже не возникает нравственный вопрос: «Откуда придет помощь?»,― то уже одним тем, что он не делает такого различения, он ставит себя в некую зону риска. А далее, когда оказывается, что он ищет помощи у тех людей, которые свою силу черпают у этой противной Богу, злой, страшной, разрушительной силы, он дает этой силе право в свою жизнь войти.

Почему мы убеждены в том, что подобного рода «чудотворцы» черпают свою силу из такого нечистого источника? По очень простой причине: если говорить о том, были ли истинные чудотворцы в истории Православной Церкви — да, действительно, были, и их было множество, но никто из них не занимался «практикой исцеления». Это просто были люди, которые жили в Боге, и Господь скорее слышал и исполнял их молитвы по причине чистоты их сердца, по причине их близости к Нему. Господь слышит каждого человека, и молитвы каждого человека готов исполнять, но проблема в том, что порою исполнение молитвы человека может оказаться для него опасным. И есть масса людей, молитвы которых нельзя исполнять не только потому, что они просят того, что не на пользу, а просто потому, что они возгордятся, погибнут от тщеславия, да просто даже сойдут с ума. Таких случаев в истории Церкви известно много, когда люди гибли только от того, что им начинало казаться, что они чудотворцы, что Господь все их прошения исполняет. Поэтому Господь и может исполнить просьбу либо человека, к Нему близкого, чистого сердцем, либо того человека, исполнение просьбы которого ему не нанесет вреда. Это как ребенок, которому можно дать лекарство, и оно вылечит ту болезнь, от которой хочет ребенок лечиться, но сам он может принять слишком большую дозу или неправильно его принимать, и погибнет от какой-то другой болезни или последствий приема этого лекарства.

Те же люди, которые занимаются практикой целительства сегодня, если посмотреть на их жизнь,— это не праведники, не святые, не отшельники, не безмолвники, не столпники. Это люди, которые в своей повседневной жизни совершают очень многие грехи, проступки. Дело не в том, что я их в чем-то обвиняю и говорю, что они хуже всех остальных. Да нет, они могут быть и не хуже, но и не лучше. И тогда возникает вопрос: откуда у них этот удивительный дар? Если же взять последствия такого рода обращения, то мы видим, что они оказываются очень разрушительными. Порою человек приходит к экстрасенсу с язвой, проходит какое-то количество лет после полученной «помощи» ― и он умирает от рака желудка. Бывает так, что совершенно разрушается жизнь семьи, которая сложилась благодаря каким-то приворотам и отворотам. Бывает, что в таких семьях происходят страшные события, причина которых совершенно непонятна ― например, муж вдруг взял и выбросился из окна, а жена взяла и открыла газ. И никто не может понять, что было отправной точкой того процесса, который потом полностью разрушил и семью, и личность.

Но бывает и так, что ничего столь страшного видимым образом не случается, однако происходят вещи еще более страшные: человек в своей жизни проходит мимо Бога. Потому что отчего Господь посылает нам болезни, скорби, какие-то тяжелые обстоятельства? — Оттого, что это для нас, неразумных, является поводом к Нему обратиться. И вот, как я уже говорил, человек двинулся определенной дорогой, и вдруг у него на пути появился кто-то и говорит: «Не надо туда ходить, я сейчас тебе все решу». И «решается» проблема без покаяния и без изменения сердца человека, и человек так и не приходит к Источнику бытия, счастья и спасения. Это даже еще страшнее, чем какие-то видимые последствия такого обращения.

Вед.: Тем более ведь часто, придя к какому-то экстрасенсу или ясновидящему, человек видит вокруг себя христианскую атрибутику — иконы, свечи, Распятие. Ему трудно узнать в этом целителе, к которому он пришел, шарлатана или мага, который может нанести вред его душе. В таких случаях на что он должен обратить внимание, о чем задуматься?

Игумен Нектарий: Ну, прежде всего, что касается атрибутики — это совершенно естественная вещь, потому что мы живем в стране с очень глубокими и древними православными корнями, и поэтому людям, которые занимаются оказанием подобного рода услуг, в общем-то, понятно, что на этом можно прекрасно сыграть. Хотя есть другой, скажем так, «пласт» специалистов такого рода, которые понимают, что есть огромная тяга, условно говоря, к некому Востоку, и ничего об этом Востоке не зная, они окружают себя какими-то атрибутами восточной религиозной мистики. Это могут быть курящиеся палочки, определенные звуки, определенные позы, одеяния и прочее. На что нужно смотреть для того, чтобы не обмануться? Опять-таки на то, о чем говорим мы: чего человек ищет прежде всего? Исцеления своей души, источник бедствий своей жизни? Если человек начинает его настойчиво искать, он понимает, что этот источник — его отступление от Бога, и даже непомышление о Нем. По большому счету, нужно не забывать о том, что необходимость анализировать и критически мыслить — это то, что должно быть присуще абсолютно каждому разумному, ответственному за свою жизнь человеку. И вот эти небольшие предосторожности, критическое мышление, анализ — они уже позволят избежать подобной беды.

Читайте также:  Как отстоять свою точку зрения если тебе 14 лет

Вед.: Батюшка, а что делать, если, например, я узнаю, что какой-то мой близкий человек собирается обратиться к такому целителю, допустим, и я пытаюсь объяснить, что «ты можешь навредить своей душе», я пытаюсь для него найти какие-то слова. а он говорит: «Нет, это не важно, самое главное, чтобы мне сейчас помогли, самое главное, чтобы у меня перестало болеть». Как быть, какое «последнее слово» для него найти?

Игумен Нектарий: Апостол говорит о том, что разумных надо спасать разумными доводами, а тех, кто очевидно неразумен, надо спасать страхом. То есть если человек не боится духовных последствий, мы можем объяснить возможность последствий чисто физических, о которых мы говорили уже раньше. Если этот человек живет в современном мире, он представляет себе, что такое заключение сделки или какого-то договора. Например, людям приходится продавать и покупать квартиру, масса бывает каких-то юридических моментов. И вот если человек не прочитал договора о предоставлении тех или иных услуг, он, как правило, его не подписывает. А здесь человек идет и подписывает договор, предметом которого является он сам, а что в этом договоре, какие последствия — он понятия не имеет. Прежде, чем пользоваться лекарством, следует прочитать прилагающуюся к нему бумажечку, аннотацию, в которой написано, каковы могут быть побочные последствия приема этого препарата. И надо человека ознакомить, если он нигде мне ознакомился, каковы могут быть последствия. А дальше остается только за него помолиться и надеяться, что он сделает правильный выбор. Хотя в конечном итоге это будет зависеть от самого человека. И каждому человеку обязательно Бог даст по его сердцу. Если человек ищет быть искушаемым, он будет искушаться и падет в этом искушении. А от нас зависит только сделать то малое, что мы можем.

Вед.: Бывает так, что человек сам в себе ощущает какой-то необычный дар: он либо предвидит какие-то события, либо чувствует, что может лечить или как-то воздействовать на других людей. Что он должен в таком случае делать, как к этому относиться, и как помочь ему разобраться, от кого этот дар — от Бога или с противоположной стороны? Существует мнение, что диавол не может подавать никаких дарований.

Игумен Нектарий: Нужно, наверное, не имея опыта самостоятельного различения подобных даров, обращаться к опыту, уже существующему. Для нас, верующих людей, таким опытом, точнее, сокровищницей опыта является огромная библиотека святоотеческих творений. И при всей разности, при всем различии тех ситуаций, которые описываются и в житиях святых, в различных Отечниках и Патериках, можно увидеть нечто общее. Когда святым давался дивный дар чудотворения, исцеления немощствующих, изгнания нечистых духов, большая часть этих святых, за редким исключением, этого дара бежали, просили, чтобы Господь у них дар отъял. И более того, были святые, у которых по их молитве Господь этот дар отнимал. Почему? Потому что они знали, насколько легко даже Божиим даром прельститься, насколько легко пасть.

Почему апостол Петр сначала идет по воде, а потом начинает тонуть? Говорят, просто потому, что он усомнился. А усомнился в чем, если копнуть поглубже? Он не усомнился вступить на бушующую воду, пошел по ней. Значит, у него хватило веры, чтобы это сделать. Но, как некоторые толковники объясняют, в какой-то момент он забыл, что идет по воде только лишь силой Божией, подумал, что он идет сам. А как только он подумал, что идет сам, в этот момент он уже усомнился и начал тонуть.

То же самое происходит, и очень легко может произойти, с любым человеком, который получил от Бога какой-то дар, поэтому святые этих даров боялись. Но что такое святой человек? Это человек, который стяжал эту святость, эту чистоту долговременным подвигом, долговременным вниманием к себе, отсечением всех гордых, тщеславных, нечистых помыслов и движений сердца. А имеем ли такой опыт мы? Имеем ли мы опыт подобного рода борьбы, подобную же сердечную чистоту? Нет, не имеем. И поэтому, если этот дар (даже не будем разбираться, откуда он) у нас появляется, конечно, он очень скоро может нас погубить.

Что касается дара, я не думаю, что его будет давать человеку, не готовому к этому, именно Господь, потому что Он заботится о человеке и не хочет для него ни погибели, ни какого-то искушения. Тогда это действительно некое искушение от врага, а враг не может творить подлинных чудес. Но, тем не менее, он имеет ту силу с отрицательным знаком, которая может создавать иллюзию чудес. Он ничего не может создать по-настоящему, он ничего не может сотворить. Но приставить к чему-то заплатку, так образно, примитивно говоря,— да, конечно же, может.

Но это могут быть и естественные способности человека. Какие? Не какие-то загадочные «резервы», о которых говорят экстрасенсы, а, скорее, это некая тень утраченного, потому что первозданный человек был прекрасен, он был совершенен. И ему были присущи очень многие возможности, которые уже не присущи нам сейчас. Наверное, самое главное изменение, которое произошло,— это утрата способностей душой человека. Вот мы читаем в Писании, что после грехопадения наших праотцев Господь сделал для них кожаные ризы, и они стали их и нашим достоянием на всю оставшуюся жизнь. Безусловно, это не кожные покровы, которые, видимо, и первоначально присутствовали у человека. Это и не шкуры диких животных, которыми человек себя покрыл, чтобы не бояться холода. Эти кожаные ризы, по толкованию многих святых отцов, — некая «отгороженность» от духовного мира. Почему? Потому что в своем падшем состоянии человек гораздо скорее вступил бы во взаимоотношения с миром падших духов, нежели с миром духов светлых. И все-таки повышенная чувствительность души у некоторых людей сохраняется. Это как какая-то очень тонкая мембрана, которая улавливает колебания происходящего, но эти колебания бывают очень неясными, нечеткими. И опять-таки — пережив, как сбывается то, что ты предчувствовал или видел во сне раз, другой, третий, очень легко этим обольститься, очень легко повредиться. А враг находится где-то рядом, и он уже готов взять человека, ему поверившего, и повести куда-то за руку. Даже не ему поверившего, а просто поверившего себе. Потому что это одинаково — что верить себе, что верить врагу — для него это одно и то же.

Бывает так, что мы чувствуем, что что-то происходит с близким нам человеком. Чувствуем почему? Душа наша это ощущает. Но лучше всегда не доверяться этому чувству, а хотя бы позвонить и спросить. И даже если это подтвердится, не считать в следующий раз, когда мы вновь что-то почувствовали, что так оно и есть. Опять-таки ведь были подвижники в истории Церкви, которые начинали видеть сны, слышать какие-то голоса, и это сбывалось, реализовывалось. А потом они вдруг в какой-то момент бросались в пропасть, накладывали на себя руки или каким-то другим способом кончали очень бедственно свою жизнь.

Вед.: Если человек все-таки мучается тем, что, отказавшись от своего дара, он не поможет кому-то другому, как его можно утешить или немножко изменить его сознание?

Игумен Нектарий: Опять-таки такой страх, такое неверие — это отсутствие надежды на Бога, потому что у Бога очень много способов человеку помочь. А считать, что именно через наши некие непонятные нам способности Он эту помощь готов оказать — на самом деле это большая гордость и большое неразумие. У нас есть руки, у нас есть ноги, у нас есть силы ― и это то, что мы реально можем положить на служение своему ближнему, и в последствиях такого служения можем быть более или менее уверены. А если это какие-то неведомые нам самим силы, откуда мы можем знать ― эти силы созидают или разрушают? Или сначала созидают, а потом разрушают? Не знаем. Поэтому не стоит, не зная самим, своим незнанием губить другого человека. Потому что если говорить о медицине, один из ее основополагающих принципов — «Не навреди». А как ты можешь быть уверен, что ты не навредишь, когда ты оперируешь тем, что даже твоему сознанию неподвластно?

Мне пришлось не так давно общаться с одним бывшим экстрасенсом. Это чудно звучит: «бывший экстрасенс», уже само по себе наводит на мысль, что это некая «профессия», которую человек приобретает, а потом может ее оставить. И это был достаточно искренний, откровенный человек, который как раз говорил о том, что он очень хорошо понимал: то, что он делает,— это просто зарабатывание денег, эксплуатация того, что он сам в себе не понимает до конца. И эта мысль все больше угнетала его и, в конце концов, настолько измучила его совесть, что он отказался от того, чем занимался. К сожалению, такая честность, искренность и готовность последовать велению совести — большая редкость. Но есть еще один момент: он ощущал опасность того, что он делал, потому что действительно не знал источника этой силы, этих зарождающихся способностей. А надо сказать, что то, что приходит от Бога, всегда мирно и спокойно, и у человека нету ни страха, ни трепета, ни дрожи. Наоборот, ощущение мира. А «сила», которая приходит от врага, и «помощь», которая от него приходит, всегда сопряжена с чувством беспокойства, немирности, возбуждения, экзальтации. Но опять-таки по-настоящему различать это могут люди с навыком к различению добра и зла, к различению духов, как говорит один из апостолов. Нам же, обычным немощным людям, лучше просто помнить, что все, что от Бога, Господь нам обязательно даст Сам, а неизученные способности человека или «космические энергии» — это то, во что рядится враг для того, чтобы нас обмануть.

Как православная церковь относится к экстрасенсам, ясновидящим и целителям?

Как православная церковь относится к экстрасенсам, ясновидящим и целителям?

Православная церковь во все времена относилась резко отрицательно ко всем ясновидящим, экстрасенсам и т.п. Даже всем известную провидицу Вангу церковь не жаловала. Церковь считает, что их дар не от Бога и те люди, которые прибегают к их услугам тоже грешат.

Церковь всегда относится к целителям, прорицателям, ясновидящим и экстрасенсам с недоверием и ревностью. Хотя среди самих священнослужителей такие способные люди тоже есть.

Наверное, всем в нашей стране известен отец Герман из Троице — Сергиевской лавры, который обладает способностью и силой изгонять бесов из человека, проводит регулярные quot;отчиткиquot; и люди к нему едут со всей страны и не только.

Уже отвечал на подобный вопрос:

Отец Владимир (Головин) из городка Болгар в Татарии тоже весьма знающий священник и исцеляет больных людей молитвами.

Получается так, что если экстрасенс или целитель сотрудничает с Церковью, то его деятельность одобряется, если работает сам по себе, то осуждается.

Смотря к кому. Кого то признает, кого то отвергает. Хотя они делают почти одно и тоже. Слепую Вангу считают чуть ли не нечистой силой, хотя она была верующей. А такую же слепую Матрону святой. Хотя их методы идентичны.

Православная церковь относится к гадалкам (волхованию ) магам и экстрасенсам- резко отрицательно..

Если будущее человека закрыто- значит это имеет определенное божественное основание,и оно открывается только святым и праведным- а не всем- кто -за это заплатит.

болезни даются нам за грехи и очистясь от грехов- мы можем избавиться от болезней.

Победитель одного из сезонов quot;Битвы экстрасенсовquot; Александр Шепс в одном из интервью честно сказал _Я могу исполнить любое желание- но потом я изменить ничего не могу.

Дык, отрицательно относится, хлеб эти самозванцы у церкви отнимают.

По всей видимости относятся терпимо. Хотя в Библии четко сказано: Второзаконие 18:10 Никто у тебя не должен проводить своего сына или дочь через огонь, гадать, заниматься магией, высматривать приметы, колдовать, 11 связывать других заклинаниями, обращаться к вызывающему духов, предсказывать будущее или спрашивать о чм-нибудь умершего.

Ни под каким предлогом, ни в каком либо виде этого делать не стоит. А ещ если это священник делает (а ведь должен знать, что это для Бога неприемлемо) — с него вдвойне спросит Творец.

Источники:
  • http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavie-i-celiteli-i-ehkstrasensy.html
  • http://pravoslavie.ru/55675.html
  • http://info-4all.ru/obrazovanie/filosofiya-nepoznannoe/kak-pravoslavnaya-cerkov-otnositsya-k-ekstrasensam-yasnovidyashim-i-celitelyam/