Меню Рубрики

Индивид и личность с точки зрения философии

Вопрос: «Что есть человек?» издавна получал самые разные, зачастую противоположные, ответы. В одних ? человеческие качества отождествлялись с духовным, разумным, идеальным; в других ? приоритет признавался за социально-экономическими или природно-телесными факторами. Существовали и дуалистические воззрения, исходящие из «равноправия» материального и духовного в человеке. Также по-разному рассматривалось соотношение внутренних и внешних условий существования людей, определяющих их образ жизни, мысли и действия. Каждая философская эпоха приносила свои «измерения» личностного мира.

Под антропологией (гр. antropos ? человек; гр. logos ? учение) в широком смысле понимается совокупность наук о человеке. Понятие философской антропологии, впервые введенное И. Кантом, относится к разделу философского знания о бытие человека как личности.

При рассмотрении проблемы личности традиционно используются такие понятия, как «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Несмотря на сходство, содержание их различно. Коротко рассмотрим содержание этих понятий.

Человек ? высшая ступень развития живых организмов на Земле; субъект исторической деятельности, наделенный разумом, свободной волей и словесной речью. Процесс происхождения физического типа человека, развития его деятельностных способностей, речи, а также общества получил название антропогенеза (греч. ?nthropos ? человек; genesis ? происхождение). Значительную роль в решении проблемы происхождения человека играют эволюционное учение Ч. Дарвина и трудовая теория Ф. Энгельса. На закономерном характере возникновения человека настаивают сторонники концепции ноосферы, у истоков которой стоят выдающийся русский ученый-естествоиспытатель В.И. Вернадский и французский религиозный философ П. Тейяр де Шарден.

Под индивидом понимается отдельный человек в отличие от сообщества людей, коллектива. Содержание этого термина фиксирует единичные черты, особенности, качества данного человека, принципиально не сводимые к каким-либо всеобщим признакам. Уникальная совокупность неповторимых проявлений человека составляет его индивидуальность.

Личность (лик, лицо), персона (лат. persona ? маска, личность) ? основное понятие философской антропологии. Термин «персона» появился в теологии. Наиболее часто использовался в спорах вокруг божественного триединства: «три персоны ? одна субстанция» (Троица). Затем философское понятие «личность» приобретает гуманистическое содержание, светскую форму и обозначает реального человека. Приступая к рассмотрению содержания понятия личности, исходят из того, что ее носителем выступает индивид, располагающий целостностью присущих ему человеческих свойств и качеств. Но индивидуальность не может служить единственным критерием личностного облика. Для этого требуется дополнительный критерий, которым является отношение индивида к миру. Труд, язык, искусство, религия, наука, любая экзистенция проявляются как отношение «Я» к окружающей реальности. Индивид ? явление объективного мира, но как носитель личностного «Я» он выступает в качестве точки отсчета, которая и задает границы личностного мира. Отношение является результатом познавательных, волевых, эмоциональных деятельных актов, осуществляемых личностью. Между этими деятельными актами устанавливаются отношения координации и субординации. Образуется многообразие деятельностных структур, которые дополняют и определяют друг друга, обеспечивают реализацию жизненных, как индивидуальных, так и личностных, задач и целей, определяющих профессиональную деятельность, семейно-интимную жизнь, социальную и политическую активность индивида. Личность не только отражает определенные «ансамбли», системы общественных отношений, но и сама, являясь их фокусом, воспроизводит эти отношения, а вместе с ними и саму себя. Таким образом, можно сделать вывод о том, что деятельная активность человека лежит в основе всей гаммы общественной, экономической, политической и духовной жизни человеческого бытия, порождает бесконечное многообразие отношений личности к природе, обществу и самой себе. Это обстоятельство объясняет также и то, что личностные качества не ограничены «телесными» контурами человека. Именно поэтому личность человека в существенном, главном определяется не только и не столько индивидуальными признаками, каким бы значительными они не были, сколько совокупностью и социальной значимостью отношений, в которые она вовлечена посредством собственной деятельности.

Какими основными чертами характеризуется личность? Это, прежде всего, ? сознание и самосознание. Возникновение и развитие сознательного отношения к миру и себе характеризует все этапы становления личности. К основным характеристикам личности относится также память, т.е. прошлый опыт, отложившийся в сознании. В структурах человеческой деятельности постоянно присутствует телеологический (гр. telos ? цель) аспект. Он проявляется в формировании намерений, выработке целей и программ. Существенной характеристикой личности как целенаправленного субъекта выступает также и ее готовность к внутренним усилиям по выполнению планов и замыслов ? воля. Личность характеризуется также и эмоциональным миром чувств, состояний, переживаний. Индивиды по-разному выражают свое отношение к различным событиям окружающей жизни в виде радости, страха, удовольствия, неудовлетворенности, надежды и т.д. Формирование эмоций у человека ? необходимое условие его развития как личности. Нравственные идеалы, обязанности, нормы поведения становятся реальными мотивами поведения, только лишь став предметами устойчивых эмоциональных отношений: добро проистекает из чувствующего сердца.

Личностные черты и качества не являются врожденными, а носят прижизненный характер. Личностью не рождаются, а становятся. Процесс становления индивида называется социализацией, т.е. его приобщением к социальному целому, обществу. В процессе социализации индивид овладевает различными формами деятельности, в совокупности составляющими определенный способ жизнедеятельности. Человеческая речь, прямодвижение, способы удовлетворения потребностей, нормы поведения, прижизненно приобретенные навыки от умывания лица до виртуозной игры на рояле и управления глобальными системами ? все это и многое другое – результат социализации. То же самое можно сказать об органах чувств и речевом аппарате. Они приобретают «человеческие» формы только лишь в рамках определенной культуры, определенных общественных отношений. Но индивид – это не восковая доска, на которой общество стремиться начертать свои символы и знаки. Индивид формируется как личность, одновременно выступая как объект и субъект общественных отношений. Это означает, что им обязательно будет произнесено первое слово и свершится первое целенаправленное действие. Происходит второе рождение человека ? личностное. Формирование индивида тем более успешно, чем активнее воспроизводит он общественные отношения, начиная с простейших, чем многообразнее его деятельностные связи с обществом. Происходит сложное, взаимопроникающее социальное движение от человека к обществу и наоборот.

4. Соотношение понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Длительное время в марксистской литературе указанные понятия почти не различались и употреблялись как нечто взаимозаменяемое. Постепенно этот подход был преодолен. Названные понятия однопорядковые, но не идентичные. Вместе с тем различение этих понятий не должно приводить к другой крайности — их резкому разграничению и противопоставлению.

Наиболее общим, родовым понятием является человек. Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, или — точнее — субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. Будучи высшей ступенью развития живых организмов, на Земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных качеств, получивших отражение в определении человека как целостной многосложной биосоциальной (биопсихосоциальной) системы.

Индивид — это единичный представитель человеческого рода, частное от общего, отдельно взятый человек — безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок — индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.

Личность — это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.). Она представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. «.. . Сущность «особой личности»,— писал К. Маркс,— составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество.. . ». Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам, а также посредством анкет, тестов и самонаблюдения можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах. Внутреннее содержание личности не есть результат механического внедрения в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог той внутренней ее работы, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и применяется ею в практической деятельности. Сложившаяся таким образом система воспитанных и самостоятельно выработанных индивидом социальных качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т. д.), отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром. Понятие личности характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек — это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций (ролей), которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Характер мировоззрения личности, формируемого социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем». Мировоззрение личности в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков.

Если по своей сущности личность социальна, то по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность — это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой. Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в ее развитии опосредствована социальными факторами. Индивидуальность — это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе диалектического взаимодействия его качеств — общих, типических (общечеловеческих природно-антропологических и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития трудовой деятельности человека происходит все большая дифференциация человеческих отношений и индивидов, развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности. Марксизм-ленинизм подчеркивает величайшую ценность индивидуальности, развитие которой играет важную роль в истории человечества как одно из необходимых условий его прогресса.

Одной из важнейших тенденций развития современной философии является все большее внимание к человеку, к проблемам его бытия в мире и к его внутреннему миру.

Для исследования человека как сложного объекта научного познания философская мысль выработала целый ряд понятий, позволяющий достаточно полно и развернуто ответить на вопрос о сущности и природе человека, смысле его существования.

Прежде всего, человек — это высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно — исторической деятельности и культуры. Понятие человек — понятие родовое, выражающее общие черты человеческого рода, социализированного человека. В этом понятии объединены биологические и общесоциальные черты человека.

Для изучения отдельного человека в философии и иных науках применяется понятие “индивид”. Под индивидуальностью понимаются самобытные, неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду.

Личность — это социальные качества индивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно — практической деятельности и взаимодействия с обществом. Личность обладает, прежде всего, духовными качествами. Личность не дана человеку извне, она может быть сформирована лишь им самим. Подлинная личность не есть застывшее явление, она вся динамична. Личность — это всегда творчество, победа и поражение, поиск и обретение, преодоление рабства и обретение свободы.

По природе своей человек является существом активным, деятельным. В значительной мере он сам творит собственную жизнь и судьбу, он,- автор истории и мира культуры. Деятельность в различных ее формах (труд, политика, познание, воспитание, и др.) является способом существования человека в качестве человека, творца нового мира. В ходе ее он изменяет не только окружающий мир, но и свою собственную природу. Все качества и способности людей носят конкретно — исторический характер, т.е. они изменяются в ходе деятельности.

Человек обладает механизмом не только биологического, но и социального наследования. Социальное наследование осуществляется в обществе в ходе социализации. Социализация — это процесс становления личности, происходящий, прежде всего с помощью воспитания как специального вида деятельности.

Читайте также:  Гражданский брак с юридической точки зрения это

Человеку присущ коллективный образ жизни. Только в рамках такой деятельности он может формировать и развивать свои качества. Богатство ума человека и эмоционального мира, широта его взглядов, интересов и потребностей во многом зависят от широты его общения и взаимодействия с другими людьми.

Человек обладает также и рядом иных качеств. Для современного человека характерны высокий уровень образованности, социальная активность, прагматичность и эвристичность, целеустремленность. Современный человек — это человек, освоивший демократические и общечеловеческие ценности и идеалы. Он не отделяет свою судьбу от судьбы своего народа и общества в целом.

1. Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969—1971.

2. Барулин С.В./ Социальная философия. — М., 1994.

3. Тейяр де Шарден П./ Феномен человека. — М., 1997.

4. Бердяев Н.А. / О назначении человека. – М., 1993.

[1] Камю Альбер. Бунтующий человек. М., 1990, С. 38, 39. [2] Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произв. В 3 т., М., 1979, Т. 1, С. 8. [3] Маркс К. И Энгельс Ф. Сочинения, Т. 25 , ч. II, С. 387.

Человек: индивид, индивидуальность, личность. Проблема личности в философии

Понятия «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность» однопорядковые, но не идентичные.

Человек — это субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового истор. и культурного процесса. По своей природе он представляет собой целостную биосоциальную систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами.

Индивид — единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и соц. особенностям.

Личность — это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами ее развития являются качества социально значимые. Для личности х-ны осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей.

Индивидуальность — это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность по своей сущности социальна, но по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой среди других.

Проблема личности в философии — это вопрос о том, какое место занимает человек в мире, чем он фактически является и чем он может стать, каковы границы его свободного выбора и соц. ответственности. Хотя отдельный человек не властен над результатами совокупной общественной деятельности, он всегда обладает свободой выбора и именно этот выбор конституирует его как личность.

В ходе истор. развития меняются не только преобладающие соц. типы личности, их ценностные ориентации, но и сами взаимоотношения личности и общества. В первобытном обществе отдельный человек не был самостоятельным пo отношению к общине. Лишь усложнение и дифференциация общественной деятельности создают предпосылки для автономии личности. Однако процесс этот глубоко противоречив.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9116 — | 6863 — или читать все.

Индивид, индивидуальность, личность

Понятие общества как системы конкретных исторических социальных связей, системы отношений между людьми. Понятие индивида и индивидуальности человека, отличие данного конкретного человека от других людей. Особенности личности с философской точки зрения.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 14.05.2015
Размер файла 34,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство науки и образования РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южный Федеральный Университет»

Академия Архитектуры и Искусств

На тему: «Индивид, индивидуальность, личность»

Выполнила: Вуколова А.А.

Проверила: Бурмистрова И.В.

1. Общество и человек

2. Индивид и индивидуальность

4. Роль личности в историческом процессе

Общество выражается как система конкретных исторических социальных связей, систему отношений между людьми. Отдельно взятый человек это уже система, которая обладает сложной структурой, которая не укладывается в пространственные и физические рамки человеческого строения.

Метод структурного анализа может выявить несомненные компоненты, составляющие такие понятия как «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность». Структура представляет собой нечто устойчивое, стабильное и систематизированное. Долгое время в нашей исконно русской литературе они почти не различались и их употребляли как нечто взаимозаменяемое, что постоянно приводило к большой теоретической путанице. Хотя термины «индивид», «личность», «человек» — схожи между собой, но не равны по смыслу друг другу. Вместе с тем полностью их нельзя разграничивать и противопоставлять понятия . Уже абсолютен тот факт, что человек, с одной стороны, часть природы, биологическое существо особого рода, а с другой — часть социальных отношений, наводит на мысль, что по своей сути термины «человек», «личность», «индивидуальность» составляют и социальные и биологические компоненты, хотя они различаются по соотношению и содержанию их в себе. Человек — состоит из единства всех общественных отношений:

1. Идеалистическое и религиозно-мистическое понимание человека;

2. натуралистическое (биологическое) понимание человека (то есть это анатомия и физиология, тип нервной системы, половые и возрастные особенности);

3. сущностное понимание человека;

4. целостное понимание человека.

«Человек» как система остается неизменным социальным и биологическим существом,которое не существует без таких понятий как личность, индивидуальность. Натуралистическое и социальное — это два устойчивые подструктуры, которые и составляют структуру человека как целостной системы.

Понятие Человека — понятие общее. Человек — это субъект общественной и исторической деятельности, он является субъектом общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. По своей природе человек это уникальное существо -биосоциальное, которое способно разумно мыслить, производить орудия труда, обладать членораздельной речью, нравственными качествами, ценностными качествами, различной степенью духовной культуры, сознательная деятельность.

В человеческой среде индивид, то это — единичный представитель человечества , отдельно взятый человек. Индивид — это представитель рода человеческого, обозначение единичного в отличие от совокупности, множества. Наряду с общими чертами, которые присущи всему человеческому роду, у него есть свои особые свойства, благодаря которым он имеет отличия от других. Здесь и природные(биологические) — рост,вес, цвет глаз, строение тела,цвет кожи,раса и социальные — интеллектуальный уровень развития, психологический склад. Хотя только что родившийся ребенок уже является индивидом, но у него нет еще человеческой индивидуальности. С индивидом их объединяет то, что они по своей сути являются биологической, природной единицей. Однако у индивидуальности она является более сложной и разносторонней. Индивид начинает быть индивидуальностью тогда, когда он перестает быть только «биологической единицей» человечества и у него проявляется свой характер. Прежде всего индивидуальность проявляется в природных и психических характеристиках человека, а если говорить конкретнее: в памяти, темпераменте, характере, эмоциональности. Человек становится индивидуальностью, когда он высказывает свои суждения, совершает определенные поступки, за которые он несет ответственность, когда у него появляются личные запросы. И хотя они, по большому счету, не очень сильно отличаются от тех, которые присущи другим людям, мы же все одинаковы в своих запросах: желаем одно и то же, думаем шаблонно. Но тем не менее для индивидуальности характерно кое-что свое, отличное от других. Например, кто-то воспринимает полученное известие о происшедшем в обществе спокойно, другой усмехнется, а третий покажет свой скептицизм. Как показывает практика понятия общество и индивид либо противопоставляют друг другу , либо говорят о том, что индивид полностью растворяется в обществе. А общественное и индивидуальное преодолевается, если индивид — это не просто единичное биосоциальное существо, которое является частью общества, которое просто не отделимо от него , а он сам,индивид, является индивидуальной форма того же общества.

Естественно, каждый индивид, будучи представителем человечества, имеет общие биологические качества человека, но в то же время он — уникальная, неподражаемая индивидуальность. Индивидуальность — это временное и совсем не вечное понятие в том смысле, что она[индивидуальность] умирает, когда умирает сам индивид. Индивидуальное не противопоставляется обществу . Их нельзя противопоставить друг другу, потому что индивид уже является существом общественным. Даже если индивид проявляет себя не вместе с коллективом, всякое проявление его жизни является проявлением общественной жизни. Также нельзя отождествлять индивид и общество, потому что каждый индивид, обладая биосоциальными признаками, может выступать исключительной и неординарной индивидуальностью.

Понятие индивидуальности акцентирует внимание на том особенном, специфическом, своеобразном, что отличает данного конкретного человека от других людей. Оно может рассматриваться как антитеза по отношению к понятию средне типичного. С представлением о развитой индивидуальности связывается наличие многообразных социальных качеств, сообщающих человеку подлинную неповторимость.

Чтобы сделать это утверждение более понятным, обратимся к такому наглядному примеру социальных качеств человека, как способности. Уметь многое, не быть профессионально ограниченным, соединять в своем занятии различные дарования и обладать способностью в случае необходимости быстро овладевать другими видами деятельности — таково, пожалуй, наиболее емкое выражение индивидуальной развитости. Не случайно в течение более двух веков философы и историки, поясняя, что они разумеют под индивидуальностью, указывают на выдающихся деятелей эпохи Возрождения.

Понятие индивидуальности можно назвать ренессансным по своему происхождению и духу. Не в том смысле, что эпоха Возрождения выработала это понятие (оно появилось значительно позже), а в том, что деятели Возрождения реально явили миру его содержание, хотя, конечно, многосторонне одаренные люди жили и прежде. Самобытность каждого из тогдашних мастеров (а она удивительна) была интегральным выражением многосторонности. В итальянских, южнофранцузских и немецких городах XV — первой трети XVI столетия родилась культура, деятели которой ярко продемонстрировали, чем вообще может быть человек, какие универсальные задатки кроются в каждом из людей. Сообщество деятелей ренессансной культуры было как бы наброском, провозвестием того, чем должно стать в отдаленном будущем все человечество: бесконечным многообразием многогранно одаренных индивидуальностей.

Конечно, культуру Возрождения неправильно было бы идеализировать. Нельзя забывать, что она еще во многих отношениях была элитарным духовным образованием, нуждалась в опеке богатых меценатов, а с конца XVI столетия вступила в фазу аристократического перерождения. И все-таки для большинства западных мыслителей, размышлявших над проблемой индивидуальности, Ренессанс был общекультурной мерой, с которой они соотносили и свои идеалы, и свои упреки по адресу развивающегося разделения труда.

Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Богато одаренный человек обладает не просто набором, совокупностью, но ансамблем различных задатков. При этом одно из его дарований, как правило, возвышается над всеми другими, определяя оригинальный способ их сочетания. Это обстоятельство было акцентировано эстетической теорией XIX века. Размышляя над загадкой художественного творчества, И. В. Гёте и философы-романтики (Ф. Шлегель, Новалис, Ф. Шлейермахер) приходили к выводу, что гармоническое многообразие способностей достигается путем реализации какого-то главного призвания-дарования, или «гения», отличающего отдельного конкретного индивида.

Процесс самореализации должен носить совершенно свободный характер. Призвание — не роль, не задача, которую человек может перед собой поставить, а затем планомерно и методично осуществлять. Вся его преднамеренность и воля должны быть как раз направлены на то, чтобы «не препятствовать гению», чтобы дарование-призвание «само в нем заговорило». Напряженная целенаправленная работа совершенно необходима для творчества, но сама по себе она лишь подготовляет момент вдохновения, озарения, открытия. Работая, мастер как бы просто разминает глину, ваять же из нее будет не он, а его разбуженный дар. Только так рождается на свет подлинный шедевр — произведение, которое поражает своей слаженностью, естественностью и непринужденностью.

Читайте также:  Классификация лексики с точки зрения хронологии

Не иначе обстоит дело и с индивидуальной целостностью человека. Чтобы эта целостность образовалась, нужны многообразные целенаправленные усилия. Но не они строят индивидуальность: она сама строится, а точнее — сбывается, вырастает из зерна дарования в почве, которая разрыхлена работой.

Наблюдения Гёте и романтиков содержали, возможно, самое яркое описание индивидуальности, позволяющее раскрыть данное понятие. Но они же выявили, что понятие это еще далеко не исчерпывает человеческой активности. Они указывали (или по крайней мере намекали) на какую-то иную структуру этой активности, с помощью и под эгидой которой сама индивидуальность зреет, развертывается и гармонизируется. Речь идет о личностной структуре, определяющими характеристиками которой являются как раз преднамеренность, целенаправленность, проективность.

Человеческий индивид, если рассмотреть его в социальном аспекте(взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.), образует понятие личности. Это и есть следующая более высокая степень характеристики социальных свойств человека является его превращение в личность. Правомерно сказать так: каждая личность — человек, но не каждый человек является личностью. Ничего обидного для людей в этом высказывании нет и используется оно лишь для того, чтобы в самой краткой форме выразить степень социального различия между человеком и личностью. Надо прямо сказать, что в понимании сущности личности больше вопросов, чем ответов, но удивляться этому не следует. Вся причина состоит в том, что этой проблемой начали по серьезному заниматься только в XX веке — срок, как можно заметить, совсем небольшой для досконального прояснения этой проблемы.

Одно можно сказать с уверенностью. В отличие от индивида и индивидуальности, сущность которых опирается главным образом на натуралистической природе человека, сущность личности опирается главным образом на ее социальные качества. Слово «личность» (от лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре (ср. русское «личина»). Затем оно стало означать самого актера и его роль (персонаж). У римлян слово «persona» употреблялось не иначе как с указанием определенной социальной функции, роли, амплуа (личность отца, личность царя, судьи, обвинителя и т.д.). Превратившись в термин, в общее выражение, слово «личность» существенно изменило свой смысл и даже стало выражать нечто обратное тому, что разумели под ним в древности. Личность — это человек, который не играет выбранную им роль, ни в каком смысле не является «лицедеем». Социальная роль (скажем, роль врачевателя, исследователя, художника, учителя, отца) принимается им абсолютно всерьез; он возлагает ее на себя как миссию, как крест — свободно, но с готовностью нести всю полноту связанной с этой ролью ответственности.

Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественного взаимопризнания, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. При этом, однако, оно предполагает не своеобразие и многообразие последних, а прежде всего специфическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отношение к ней, свободное и заинтересованное (или наоборот — вынужденное и формальное) ее исполнение. общество индивидуальность человек личность

Личность является предметом исследования многих наук — таких, как философия, социология, психология, физиология, которые изучают качества под различным углом зрения. С философской точки зрения можно так определить ее суть. Основу личности составляет устойчивая система значимых социальных черт, которая выражается в активном участии в общественной, экономической, культурной жизни общества и имеет конкретное влияние на происходящие в обществе, а порой, и в мире событий. Личность — это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Хотя природную основу личности образуют ее натуралистические качества, все же определяющими факторами ее развития (сущностным основанием) являются не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социальные. Можно утверждать,что для личности характерны осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей. Комплекс своеобразных неповторимых качеств и действий, характерных для данной личности, выражается в понятии «индивидуальность».

Личность отображает собой единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального и т. д.) и отдельного (индивидуального). В конкретных исторических обстоятельствах она будет являться целостностью, тип которой формируется под влиянием определенной социальной системой. Личность — это часть индивида как социальной части общества, которое проявляет себя в различных видах социального общения и действия.

Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся поступкам, а также наблюдением за самим собой можно в известной степени судить о душевном внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах (как положительных, так и отрицательных). Это создает возможность не только объективно сказать о тех или иных социальных качеств личности, но и и как они формируются. Чтобы понять структуру личности, нужно посмотреть на нее как в общем теоретическом плане, так и в плане научных исследований тех или иных аспектов этой структуры определенными науками — биологией, психологией, физиологией, социологией, педагогикой и др. Внутренняя сущность личности , ее духовный мир — это последствия не просто механического здействия ее сознание многообразных внешних воздействий, а это итог внутренней трудоемкой работы самой личности, в процессе которой окружающее воздействие, пройдя через духовное состояние личности, перерабатывается, осваивается и реализуется в практической деятельности. таким образом создается система воспитанных самостоятельно, проникнутых и выработанных индивидом определенных социальных качеств, которые имеют место быть в личной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т. д.),которые отражают взаимодействие личности с окружающим объективным миром. В зависимости от характера и качества общественных отношений, уровня знаний и силы воли индивид имеет возможность и силы(если имеется таковое желание) оказывать большее или меньшее влияние на обстоятельства своего развития.

Что же влияет на становление личности и какие конкретно различия личность имеет относительно простых людей? Однозначно найти ответ на интересующий нас вопрос непросто. Безусловно, таких факторов большое колличество, но в настоящее время наука еще не может обоснованно объяснить те из них, которые поясняют процесс становления человека к личности. Однако можно сказать и о том что , что важная, но не единственная роль в ее становлении, относится к социальным критериям- то есть это и воспитание, и образование, и окружающая социальной среде, и родители. Роль воспитания состоит в том, что стало нравственными и общественными ценностями для дитяти в детские и отроческие годы, что они дали ему, что воспитали в нем? Патриотизм? Верность и служение отчизне, любимой стране? Процесс обучения вкладывает в человека различные знания и что особо важно, оно вырабатывает у него мышление, способность к оцениванию и анализированию событий в различных сферах земной жизни. Окружающая социальная среда — это тот мир, высокопрофессиональный или сословный, кастовый, иерархичный, в котором находится человек, это мировоззренческие, профессиональные, нравственные ценности, которые самым непосредственным образом влияют на становление личности. Но именно родители имеют самое большое прямое влияние на личность ребенка, на его становление в этой жизни . Именно они составляют для ребенка как его “первоначальный мир”, находясь в котором он начинает копировать, опровергать или же изменять его. Семья может выступать в качестве и позитивного и негативного фактора воспитания. Позитивное влияние на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых родных для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не любит его так, не балует, не уделяет столько внимания и не хлопочет столько о нем. Но в тоже время никакой другой социальный институт не может теоретически принести столько урона и негатива в формировании личности детей, кроме как родные и близкие.

Семья — это своего рода ограниченный круг лиц, который играет в воспитании судьбоносную, многозначащую и главную роль. У беспокоящихся мамаш часто подрастают и неугомонные дети; отец с матерью очень часто так угнетают своих детей, что это у ребенка появляется комплекс неполноценности; импульсивный отец, который выходит из себя по малейшему поводу, почти всегда, сам того не понимания, неосознанно, создает у детей пример для подражания.

В связи с педагогическим процессом в семейном кругу возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы сделать максимально позитивные и свести к минимуму негативные воздействия семьи на формирование личности ребенка. Для этого нужно точно соотнести семейные социальные и психологические факторы, многозначащие для воспитания.

Основной вопрос в воспитании ребенка — достижение душевного покоя, моральные отношения родителей с ребенком. Отцу и матери не следует предоставлять ребенка самому себе, тем более в отрочестве, когда ребенок начинает проявлять свой характер, реже бывать в кругу семьи, им не следует оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

В семейном кругу ребенок получает первоначальные уроки, ведет наблюдения за близкими и учится как себя вести в различных ситуациях. Самое главное, чтобы обучение имело наглядный образец для подражания, чтобы он понимал, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Например, если чадо видит, что родители поучают его не лгать, но сами же в это время противоречат своим словам и поступают так, то никакого воспитательного эффекта это не несет).

Каждый из близких родных видит в детях свое продолжение себя, они хотят, чтобы дети выполнили их мечты и образы. И каждый родитель не хочет отказываться от этого.

Проблемная ситуация между родителями — различные подходы к формированию личности у собственных чад.

Первая цель, которую должны поставить перед собой родители — это прийти к общему решению, убедить друг друга. Если нужно пойти на компромисс, то нужно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Второе — это принятие решений без присутствия ребенка, нужно сделать так, чтобы он не видел расхождения в позициях родителей,

Дети быстро усваивают сказанное и очень просто маневрируют между отцом и матерью, чтобы добится, чего они желают(плохо слушаются, ленятся, не стараются в учебе и т.д.).

Родители, думая о ребенке, должны на первое место ставить не личные амбиции, а то, что будет важнее для ребенка.

Так что личные качества родителей, их участие в воспитании ребенка, их отношение к обществу и себе подобным — главный фактор в формировании личности ребенка, которое в конечном итоге будет основами его будущей взрослой жизни.

Понятие «личность» характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек — это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций (ролей), которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Мировоззрение личности, формируемое социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем». Оно в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков.

Социальная структура личности формируется как в производственной, так и в непроизводственной сферах: общественной деятельности, семье, быту. Степень развитости личности прямо зависит от богатства реальных общественных отношений, в которые она включена. Общество, человечество объективно заинтересовано в создании условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности, формирование ярких, духовно и нравственно богатых индивидуальностей.

Индивидуальность — это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность по своей сущности социальна, но по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь.

Читайте также:  Инженерная деятельность с точки зрения социальной ответственности

Индивидуальность раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой среди других. Важную роль в развитии индивидуальности играют природные задатки, врожденные особенности. Индивидуальность — это единство уникальных и универсальных свойств человека, формирующихся в процессе взаимодействия его качеств — общих, типических (общечеловеческих природных и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития деятельности человека все более развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности. Формирование индивидуальностей — величайшая ценность, так как развитие многообразия индивидуальных способностей и талантов, их состязательности в историческом плане представляет собой одно из необходимых условий социального прогресса.

Богатый опыт философско-антропологических изысканий, и прежде всего проблем личности, ее духовного самосовершенствования представлен в истории русской философии. Как отмечал еще В. В. Зеньковский, отечественная философия носит антропоцентричный характер. Труды русских мыслителей демонстрируют многообразие подходов к проблемам личности: от религиозно ориентированных до позитивистских, натуралистических и материалистических.

История представлений философов России XVIII—XX вв. о понятии личности тесно связана с особенностями развития философской мысли в стране. Во-первых, в противоположность западному мировоззрению, исходившему из индивидуалистически трактуемого «я» как последнего основания всего прочего и независимой сущности, русское мировоззрение, как отмечал С. Л. Франк, глубоко проникнуто общинным чувством, философией «мы», из которого только и вырастает «я». Во-вторых, в противоположность раздробленности, теоретизации и рационалистической атомизации жизни на Западе, русские мыслители выступали за синтетический, целостный подход в анализе теоретической и практической сфер жизни человека. Отсюда — разработка идеала «целостности» как единства теории и практики, мысли и действия, а задачи духовного самосовершенствования тесно увязывались с размышлениями о смысле истории, «цельности духа», «соборности».

Поэтому уже в философии славянофилов (Хомяков, Киреевский) разрабатывалась идея «целостной личности». Исходя из православного учения о трех элементах личности (тело, душа, дух), они подчеркивали важность согласования рассудка и чувств с другими требованиями духа, их подчинения «внутреннему корню разумения» в душе, слиянию в «одно живое и цельное зрение ума». Вслед за славянофилами С. Н. Трубецкой утверждал, что сознание личности может быть понято лишь при допущении идеи соборности, общественного целого, коллективного сознания.

Оригинальную философию «симфонической личности» развивал один из лидеров евразийства — Л. П. Карсавин. Он считал, что бытие носит личностный характер, состоит из существ потенциально личных (неодушевленные предметы), зачаточно личных (животные) и действительно личных (человек, социальные образования). Возможность превращения личности из потенциальной в актуальную осуществляется через познавательный акт. В качестве духовного существа личность есть свобода. Мир — это симфоническая всеединая личность, иерархическое единство множества симфонических личностей — индивидуальных и социальных. Наивысшей стадией симфонического мира является социальная личность (народ, семья, государство, человечество, вселенская церковь).

Содержательные мысли высказывал С. Л. Франк в своей философской антропологии: о двойственной природе человека (природное и сверхприродное, т. е. духовное существо), о диалектике взаимосвязи между Богом и человеком, внутренней антиномичности человека и т. д. Подчеркивая, что человеческая жизнь имеет форму общественной жизни, он отмечал, что двигателем ее является именно личность. Но личность не есть некая замкнутая в себе, самодовлеющая реальность. Изолированно мыслимый индивид есть лишь абстракция.

Важные аспекты теории личности развивал И. А. Ильин. Особое внимание он уделял проблеме борьбы со злом — наиболее трудной как для христианской этики, так и для других этических доктрин. Подвергнув критике концепцию непротивления злу Л. Н. Толстого, И. А. Ильин, хотя и не оправдывая применения насилия, все же считал его допустимым в определенных условиях, когда в интересах человека или общества необходимо прибегнуть к принуждению. Проблему преодоления зла он увязывал с проблемой формирования и воспитания духовно и морально здоровой личности, а эту последнюю — с пониманием смысла жизни человека.

Глубокую разработку категория личности получила в творчестве Н. А. Бердяева, причем на принципиально новой, экзистенциальной основе. Он считал, что понятие личности следует отличать от понятия индивида. Индивид — категория натуралистическая, которая обозначает часть рода, единицу общества, космоса. В этой своей ипостаси индивид связан с материальным миром. Личность же означает независимость от природы и общества, которые предоставляют лишь материю для образования активной формы личности. Личность нельзя отождествлять с душой, это не биологическая или психологическая, а этическая и духовная категория. Личность не есть часть общества или универсума. Напротив, общество есть часть личности, ее социальная сторона (качество), равно как и космос есть часть личности, ее космическая сторона. Этим объясняется, что в каждой личности есть нечто общее, принадлежащее всему человеческому роду, тому или иному профессиональному типу людей, но не в этом ее суть. Она в том, что личность — это микрокосм, универсум в индивидуально неповторимой форме, соединение универсального и индивидуального. Тайна существования личности — в ее абсолютной незаменимости, в ее однократности и несравнимости. Парадокс ее существования: она должна себя реализовывать на протяжении всей своей жизни, и в то же время она должна для этого уже изначально быть.

Будучи экзистенциально мыслящим философом, Бердяев вместе с тем не употреблял характерных для экзистенциализма понятий «экзистенция», «бытие-в-мире» и других «экзистенциалов», а выдвигал в качестве важнейшей именно категорию личности, которую основоположники экзистенциализма в Западной Европе, напротив, употребляли крайне редко, так как считали непригодной из-за ее социально-опредмеченной заземленности.

4. Роль личности в историческом процессе

Велика роль личности в историческом процессе. Известно, что историю делают люди и никто другой. Но среди людей есть такие, которые оказывают на происходящие события значительную, а порой, в отдельные периоды, решающую роль. Известно и то, что в кризисные или переломные моменты истории далеко не все личности, в том числе из числа очень известных, оказывались на Уровне поставленных жизнью проблем. Можно привести множество примеров, подтверждающих влияние переломных или критических этапов в развитии общества на формирование личностей. Так, Александр Невский стал национальным героем России главным образом потому, что в суровую годину испытаний сумел разгромить тевтонских рыцарей в 1242 г . на Чудском озере, проявив при этом высокое полководческое искусство и незаурядную храбрость, и спасти родную землю от чужеземного нашествия. Выдающейся личностью в историю России вошел русский царь Александр II, осуществивший, вопреки мощному противодействию со стороны дворянско-помещичьих кругов, в 1861 году отмену крепостного права. Вклад Александра II в отечественную историю заключается в том, что он, как, может быть, никто до него, понял необходимость этого акта для дальнейшего развития страны.

Исходя из сказанного, можно с полным основанием утверждать, что значение личности, ее след в истории в значительной степени сохранялся в немалой степени благодаря тому, в какой степени ее деятельность соответствовала историческому ходу развития. Действительно, если обратиться к истории человечества, то в памяти сохранились имена тех ученых, мыслителей, политических деятелей, писателей, живописцев, которые своей деятельностью способствовали развитию и укреплению позиций человека в мире. Получается, что только те исторические события сохранились в человеческой памяти и оказали влияние на дальнейшее развитие, которые отвечали объективным задачам и условиям своего времени. Тщательный, а если говорить современным слогом, научный учет этих условий, способность оценить существующие возможности и выбрать правильное решение — вот те слагаемые, которые придавали личности историческую значимость. Вместе с тем никакая личность не может изменить исторический ход развития. Если в обществе не созрели необходимые условия для кардинальных перемен, то создать их искусственно невозможно. Правда, в истории были случаи, когда на какое-то время, годы или десятилетия, некоторые исторические личности пытались изменить общественный строй или народные нравы, но это у них, в конечном счете, не получалось. Само собой разумеется, что выдающаяся личность, в конечном счете, благодаря своим качествам ускоряет или замедляет происходящие события, проявляет свой стиль и подходы, но решающая роль все же принадлежит объективным условиям.

Выдающиеся личности, подобно великим общественным идеям, возникают, как правило, в период кризисных или переломных периодов в истории народов. Но не они создают эти эпохи, а как раз наоборот, именно последние выступают той благоприятной средой, которая вырабатывает условия для превращения талантливых и профессионально подготовленных людей в великие символы человечества.

Быть личностью совсем непросто. И это относится не только к великим, выдающимся личностям, возложившим на себя бремя ответственности за масштабные и важные дела, за значительное политическое или интеллектуальное движение; это относится ко всякой личности, к личности вообще. Ведь даже самая скромная роль, если она выбрана всерьез, предъявляет человеку целый комплекс обязанностей.

Личностное бытие — это непрекращающееся усилие. Его нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уклониться от объективной оценки своих поступков и от беспощадного анализа внутренних мотивов. Но и не быть личностью нелегко, или, если выразиться точнее, несладко. В реальной системе общественных отношений уклонение от самостоятельного решения и ответственности равносильно признанию своей личностной неразвитости и согласию на подопечное существование. За дефицит сознательно-волевого начала людям нередко приходится расплачиваться всеми бедствиями деспотического порядка. И это уже не говоря о том, что сам индивид, страдающий таким дефицитом, обычно доходит до жалкого состояния: впадает в лень, ипохондрию, мечтательность или завистливость.

Нравственные основы личности и признание обществом ее достоинства. Что такое личность (не великая, исключительная, а личность вообще, личность в достаточно массовом ее выражении), история продемонстрировала в ту же эпоху, когда миру была явлена плеяда самобытных и многосторонних ренессансных индивидуальностей. Основные этические выводы, вытекающие из этого нового (строгого и полного) понимания личности, делает И. Кант. «Самодисциплина», «самообладание», «способность быть господином себе самому» (вспомните пушкинское: «умейте властвовать собой. «) — таковы ключевые понятия кантовского этического словаря. Но самая важная кантовская категория, проливающая свет на всю проблему личности, — это автономия. Слово «автономия» имеет двоякий смысл. С одной стороны, оно означает просто независимость по отношению к чему-то (автономия — то же самое, что и суверенность). С другой стороны, автономия в буквальном смысле слова — это «самозаконность».Как понимать данное выражение? Конечно, речь не идет здесь о том, что человек изобретает для себя законы: сегодня выдумывает одни, завтра подчиняется другим, словом, пародируя Бога и подражая правителям-тиранам, чинит свой личный произвол, капризы и прихоти. И в этической традиции, и особенно в работах самого Канта понятие автономии (самозаконности) подразумевает добровольный ограничительный принцип, когда определенное правило поведения (по Канту, «максиму поступка») человек задает себе сам раз и навсегда, то есть ставит его выше своих меняющихся желаний, потребностей, пристрастий и преходящих обстоятельств, к которым надо приспосабливаться. Но существует только один род общезначимых норм, действительных для всех времен. Это простейшие требования нравственности и правосознания, такие, как «не лги», «не воруй», «не чини насилия», «уважай чужое право». Их-то человек и должен прежде всего возвести в свой собственный безусловный законы и принципы поведения. Лишь на этом нравственной основе может утвердиться его личностная независимость, развиться умение «властвовать собой», строить свою жизнь как осознанное продвижение вверх. Свобода от произвольных социальных ограничений достигается только за счет нравственного самоограничения. Лишь тот, у кого есть принципы, способен к независимому оцениванию и полаганию целей. И нет ничего более пагубного для личности , чем беспринципность.

1) И.Т. Фролов. Введение в философию: учебное пособие для ВУЗов

2) Миронов Владимир. Философия: Учебник для вузов

3) Смирнов И., Титов В. Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений

Источники:
  • http://www.kazedu.kz/referat/193338/2
  • http://studopedia.ru/6_112233_chelovek-individ-individualnost-lichnost-problema-lichnosti-v-filosofii.html
  • http://revolution.allbest.ru/philosophy/00552828_0.html