Меню Рубрики

Развитие движения с точки зрения философии

Одной из старейших философских категорий является материя. Понятие о ней изначально было очень конкретным, затем оно развивалось, расширялось и, в конце концов, превратилось в описание объективной реальности, которую мы можем ощущать.

Наиболее обобщенное определение этой категории тождественно бытию мира, как его понимает философия. Движение, пространство, время являются ее атрибутами. В этой статье мы поговорим об одной из важнейших философских категорий. Речь идет о движении. Можно сказать, что этот термин охватывает все процессы, происходящие в природе и обществе.

Можно сказать, что эта категория описывает способ существования материи. В принципе, в очень общих чертах движение в философии – это любое изменение, взаимодействие материальных объектов, переход из одного состояния в другое. Оно объясняет все многообразие мира. Без него трудно представить себе любое бытие. Ведь существовать – это значит двигаться. Всякое иное бытие практически недоказуемо. Его невозможно обнаружить, ведь оно не вступает во взаимодействие ни с предметами, ни с нашим сознанием.

Материя и движение в философии тоже взаимосвязаны. Они не могут существовать одно без другого. Поэтому движение считается абсолютным философским понятием. А покой, наоборот, относительным. Почему? Дело в том, что мыслители согласились с определением покоя как одного из видов движения. Очень хорошо доказывают это астрономы. Если некое тело, к примеру, пребывает в покое на Земле, то оно двигается по отношению к другим планетам и звездам.

Апории – существуют ли изменения и процессы?

Еще в античном мире обратили внимание на противоречия этой проблемы. Движение в философии – это, с точки зрения школы элеатов, предмет для особого рода рассуждений – апорий. Их автор, Зенон, вообще полагал, что об этом нельзя непротиворечиво мыслить. Следовательно, размышлять о движении вообще невозможно. Философ приводил примеры того, что если на практике быстрый бегун (Ахилл) может догнать медленную черепаху, то в области мысли это невозможно, хотя бы потому, что за то время, пока животное ползет из одной точки в другую, человеку тоже нужно время, чтобы добраться туда, где оно было. А его там уже нет. И так до бесконечности, на которую делится пространство.

То же самое происходит, когда мы наблюдаем за полетом стрелы. Нам кажется (наши чувства говорят об этом), что она движется. Но ведь каждый момент стрела находится (покоится) в какой-то точке пространства. Поэтому то, что мы видим, не соответствует тому, что можно помыслить. А поскольку чувства второстепенны, движения нет.

Правда, еще в эпоху античности нашлись критики и у этих утверждений. К примеру, против апорий элеатов выступил известный авторитет Древнего мира Аристотель. Движение в философии – это некое единство с пространством и временем, – утверждал мыслитель. Они не существуют в отрыве. Поэтому механически делить их на бесконечные точки – неверно и нелогично. Мир изменчив, он развивается из-за противоборства стихий и начал, и следствием этого является многообразие. Так, движение и развитие в философии стали отождествляться. Подтверждения этому появились в эпоху Возрождения. В указанное время была очень популярна идея о том, что и то, и другое происходит потому, что весь мир – это арена становления души или жизни. Последняя разлита по всему бытию. Даже материя одухотворена, и поэтому развивается.

Однако в Новое время философы принялись искать, что же является основой движения. Они отождествляли материю с веществом, а последнее наделяли косностью. Поэтому лучшего объяснения, чем то, что некто, например, Бог или Высшее существо, сделал «первый толчок», после чего все стало развиваться и двигаться по установленным законам, придумать не могли.

В эпоху механицизма проблему движения преимущественно объясняли с точки зрения деизма. Это философская концепция, несколько преобразившая популярную религиозную теорию о том, что Бог «завел» Вселенную как часы, и потому является единственным и первоначальным источником движения в ней. Так объясняли причину изменений во времена Ньютона и Гоббса. Но это неудивительно, поскольку тогда человека тоже считали чем-то наподобие сложного механизма.

Материализм

Марксисты тоже очень много рассуждали о движении. Они, прежде всего, отвергли идею о его внешнем источнике. Представители этих взглядов первые заявили о том, что движение в философии – это атрибут материи. Последняя сама является его источником. Можно сказать, что она саморазвивается из-за собственных противоречий. Последние толкают и побуждают ее к движению.

Движение материи происходит из-за взаимодействия различных противоположностей. Они являются причиной изменения конкретных ее состояний. Материя – это некое целое, которое нельзя уничтожить. Она постоянно видоизменяется. Поэтому мир столь многообразен. Если в нем происходят какие-то процессы, которые не меняют структуру объекта, то они называются количественными трансформациями. А если же предмет или явление внутренне преобразуется? Тогда эти изменения называют качественными.

Разнообразие

Диалектический материализм выступил с концепцией, которая описала формы движения. В философии марксизма изначально было пять таких видов изменения – от простых ко все более сложным. Считалось, что особенности форм движения обуславливают качества предметов. Они же представляют собой источник специфики явлений материального мира.

В девятнадцатом веке выделялось пять таких форм. Это механика, физика, химия, биология и социальные процессы. Каждая из них имеет свой материальный носитель – тела, атомы, молекулы, белки, людей и общества. Однако впоследствии развитие науки показало, что эта классификация не совсем соответствует действительности. Теория о структурных формах организации материи продемонстрировала, что механическое движение по своей сути является сложным, а не простым. Физические процессы имеют свои микро- и макроуровни. Оказалось, что каждая структурная организация материи обладает своей сложной иерархией, а количество форм их движения стремится к бесконечности.

Как материя, так и общество находится в постоянном изменении. Если они последовательны, необратимы и качественны, то их принято называть развитием. Движение и развитие в философии очень связаны. Второй термин шире первого по значению, ведь существует и движение, не приводящее к качественным изменением, например, перемещение. Но и развитие имеет несколько уровней и значений. Например, о том, как произошел мир, куда он движется, есть мифологические и религиозные объяснения, а не только научные.

В понимании диалектического материализма, существует такое развитие, как прогресс. Это значит, что уровень структурной организации повышается, становится более сложным. Если же происходит обратный процесс, он называется регрессом. Но это тоже развитие. Так называют и самодвижение природы, социума. В целом считается, что развитие является универсальным качеством Вселенной.

Философия бытия

Сделаем некоторые выводы. В разных школах мышления движение понимается онтологически, выступает основой бытия. Оно признается не только неотъемлемым свойством материи, но и принципом единства мира, и источником его многообразия.

Движение в философии бытия – это связующее звено между пространством и временем. Оно – не только атрибут материи, но и фундамент жизни природы, человека и общества. Движению присущи противоречия и диалектика. Оно одновременно абсолютно и относительно, изменчиво и устойчиво, находится в какой-то точке и не делает этого. В современной онтологии движение имеет также вид идеального. Речь идет о субъективных процессах в мире человеческого сознания. Наверное, это то движение, которое великий Гете называл счастьем.

ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ;

Способом существования бытия выступает движение. Движение – это особый диалектический процесс, сочетающий в себе противоположные составляющие:устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность, единство и иерархическую соподчиненность. В философии движение понимается как всеобщий и важнейший атрибут мироздания, включающий в себя все процессы изменения, которые происходят в мире: в природе, обществе, познании или мышлении. Еще Гераклит говорил, что все течет и все изменяется. Древние философы возникновение и уничтожение вещей, бесконечное становление всего сущего видели именно в движении. В последующем развитии философии эта проблема получила дальнейшее развитие.

Атрибутивность движения достаточно очевидна, т.к. движение понимаемое как изменение вообще, включает и взаимодействие, вне которого проявление вещей невозможно. Вещи, явления мира через обмен материей, энергией и информацией с необходимостью являют себя, раскрывая свои качества. Поэтому движение – это всеобщая форма существования бытия, которая выражает его активность, всеобщую связность и процессный характер.

Эту позицию выражает диалектическаяконцепция в философии, которая подчеркивает изменчивость бытия. Другая точка зрения, наоборот, абсолютизирует момент устойчивости, неподвижности бытия. Она вытекает из особенностей нашего познания. Чтобы что – либо познать, мы как – бы приостанавливаем движение, вырываем из поцесса изменчивости какое – либо явление, тем самым делаем упор на его устойчивости. Так возникла метафизическаяконцеция движения в противоположность диалектической.

Для метафизического мышления характерны две односторонние точки зрения.

Согласно первой, движение понимается как нечто внешнее, налагающееся на материальный объект, который может существовать и вне движения. Эта точка зрения была свойственна старому материализму и находила свое оправдание на уровне науки XVII – XVIII в.в. Основанная на механике Ньютона, она сводила движение лишь к механической его форме, т.е. к перемещению. Метафизический подход вступает в противоречие с данными естествознания, начиная со второй половины XIX в. Возникает новая ситуация, когда метафизическое мышление, ранее абсолютизировавшее субстанцию, теперь начинает абсолютизировать движение. Появляется вторая точка зрения, которую можно назвать идеалистическим релятивизмом. Релятивизмприходит к отрицанию субстанции вообще, к провозглашению чистого движения, существующего якобы без всякого носителя. Разновидностью релятивизма был энергетизм (В.Освальд и др.). Представители энергетизма отрицали необходимость материального носителя для энергии, тем самым они считали, что преодолевают односторонность материализма и идеализма.

Диалектическая концепция наиболее адекватно и полно выражает подлинное состояние бытия, определяя следующие черты движения:

объективный характер движения;

абсолютный характер движения, который означает, что только в движении во взаимодействии различные материальные тела могут проявить себя, выявить свое существование;

Движение относительно, так как оно проявляет себя лишь в каких–то качественно определенных формах, зависимых от своего носителя. Так, неорганическая природа представлена движением разнообразных элементарных частиц и полей, атомов и молекул, макроскопических тел, планет, галактик. Живая природа – это различные биологические процессы: биоценозы, виды и т.п. Общество представляет из себя социальное движение, в котором участвуют личности, коллективы, общности и т.д. Духовная жизь также имеет свои особенности – движение идей, целей, ценностей не может быть сведено просто к каким – либо биологическим, или социально – политическим основаниям. Ф.Энгельс в своё время выделял механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение. В наши дни эта классификация форм движения получила дальнейшее развитие.

Объяснение тех или иных уровней бытия должно строиться в соответствии с характером движения, которое ему присуще. Сведение высших форм движения к низшим, т.е. объяснение более высокого уровня развития на основе законов и закономерностей более низкого уровня называется механицизмом. Действительно, исключительно сложно понять общественные процесссы, если исходить только из биолгической природы человека.

Между формами движения материи существуют следующие основные типы взаимодействия:

1. Генетическое взаимодействие. Оно означает, что все высшие формы движения материи произошли из низших (социальная – от биологической, биологическая – от химической и т. д.).

2. Связь включения. Суть её в том, что каждая последующая высшая форма движения включает в себя в снятом виде все предшествующие низшие (но сама к ним не сводится, т. к. является качественно новым уровнем развития). Например, в теле человека, как социального существа, проходят биологические, химические и физические процессы.

3. Связь сосуществования. Она означает, что наряду с высшими формами движения, взаимодействуя с ними, существуют низшие (кроме общества, существуют животные, растения, происходит круговорот в природе и т.д.).

Таким образом, движение и абсолютно (как способ существования) и относительно (так как всегда проявляется только через конкретные и переходящие формы изменения явлений природы и общества и мышления).

Читайте также:  Почему американцы не были на луне с точки зрения физики

Соотношение движения и покоя.С точки зрения диалектичекой концепции, движение абсолютно, покой относителен. Относительность покоя вытекает из следующего:

1. Покой в одних системах координат, есть движение в других.

2. Всякий покой временен, рано или поздно он будет нарушен.

3. Тела как целостные объекты находятся в совокупности многих форм движения материи. Покой одних форм движения материи не означает покой других.

Особо следует сказать о социальной форме движения, поскольку в силу своей специфики она качественно отличается от всех других.

Качественную специфику социальной формы движения материи и социальной деятельности как ее субстанции составляет диалектика материального и идеального. Эта особенность обусловлена тем, что носителем социального движения является человеческая деятельность. Деятельность в самом абстрактном ее определении есть материальный процесс, обладающий в отличие от всех других материальных процессов особой внутренней зависимостью от идеального. Идеальное формируется в процессе социальной деятельности, воспроизводится и функционирует как необходимый исходный момент, поэтому социальная деятельность всегда протекает как взаимодействие наделенных сознанием субъектов. Через это взаимодействие и протекает преобразовательная связь с миром.

1. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2003. Гл. 9, п. 8.

2. Философия / Под ред. А.Ф.Зотова и др. – М., 2003. Разд. IV, гл. 3, п. 1, 2.

3. Философия / Под ред. В.В.Миронова. – М., 2005. Разд.IV, гл. 2.

Движение в философии — это что такое? Движение и развитие в философии

Простым языком движение можно охарактеризовать как абсолютно любой процесс перехода из одного состояние в иное, происходящий во Вселенной. Рассмотрев движение и развитие в философии кратко , стоит сделать вывод о том, что данный аспект можно разделить на материальную и идеальную сферы. Как разграничить эти понятия? Каким образом определить тот или иной процесс? Что за этим стоит?

Понятие самого процесса

Движение в философии – это термин весьма многогранный. По сути, его можно определить как совершенно любое изменение. То есть, это может быть как перемещение в пространстве, так и передвижение в отношении мышления индивида. Это не что иное, как атрибут материи, само собой разумеющееся свойство материального объекта. Из данного факта следует вывод о том, что движения без материи существовать не может. Значит, столь масштабная наука рассматривает движение как способ существования материи. Философия предполагает, что в мире не существует объекта, пребывающего абсолютно неподвижным.

Целесообразным будет сделать заключение: понятие покоя противоположно изучаемому термину. Так, абсолютно любой предмет, пребывающий в движении до конкретного времени, имеет возможность сохранять свои некоторые свойства, стабильность внутреннего строения, другими словами, некоторую неизменность. Именно так звучит условие существования абсолютно любого объекта.

Противоречивые понятия

Как выяснилось, движение и покой являются весьма противоречивыми на диалектическом уровне свойствами объекта материи. Под развитием следует понимать необратимое изменение в отношении качественных характеристик. Оно классифицируется по двум типам. Прогрессивное развитие подразумевает процесс, которому сопутствует условие нарастания сложности, а также упорядоченности материального объекта. Регрессивное говорит о том, что в ногу с данным развитием идет деградация, распад.

Материальное движение

Движение в философии – это изменение, происходящие по одному из двух сценариев. Так, под материальной составляющей понятия следует понимать любые колебания, уместные в объективном мире. То есть, без него не может быть материи, и наоборот: движение, не наделенное носителем материального происхождения, не имеет смысла.

Следует сделать вывод о том, что материальная составляющая процесса является объективной, не зависящей от сознания человека. Но это не равнозначно тому, что сознание не имеет возможности влиять на некоторые проявления процесса, имеющие конкретный характер. Речь идёт том, что движение ни в коем случае не перестанет существовать и это никак не зависит от сознания человека. Кроме того, на уровне гносеологии сознание является в любом случае вторичным, оно служит отражением объективной реальности, которая пребывает в движении.

Идеальное движение

Как выяснилось, движение в философии – это его изначальная его классификация на материальное и идеальное. Под вторым следует понимать абсолютно все процессы, которые имеют место в субъективном мире, то есть в человеческом сознании. Как отмечалось выше, понятие движения весьма противоречиво. В чем же кроется эта противоречивость? Во-первых, движение можно рассматривать как единство абсолютного (например, неуничтожимость или вечность) и относительного (например, изменение местоположения объектов) в один и тот же период времени. Во-вторых, движение необходимо изучать как единство устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности (например, конкретный предмет в один и тот же момент находится и не находится в определенной точке пространства). В-третьих, движение считается единством как количественных, так и качественных изменений. Из данных положений можно сделать вывод, что движение, пространство и время в философии тесно взаимосвязаны. Кроме того, они и взаимозависимы.

Формы движения

В соответствии с изложенными выше фактами Энгельс выделил основные формы движения материи. Философия, таким образом, подразумевает наличие следующих:

  • Механическое движение – не что иное, как перемещение тела в пространстве, которое возможно охарактеризовать наличием определенной траектории.
  • Физическое движение относится к атомам, поэтому данному процессу сопутствуют понятия теплоты, гравитации и электромагнетизма.
  • Химическое движение подразумевает изменения на молекулярном уровне, связанные с некоторой перестройкой оболочек атомов, имеющих электронную природу. Важно отметить, что в данном случае ядра не перестраиваются!
  • Биологическое движение соотносится с нуклеидами.
  • Социальное движение, прямо относящееся к людям и совершаемой ими деятельности.

Заключительный аккорд

Движение в философии – это наличие определенных его форм, перечисленных выше. Важно заметить, что все они взаимосвязаны и взаимозависимы. Так, простейшие формы являются неотъемлемой составляющей более сложных, и, кстати, каждая из них содержит в себе немыслимое количество видов движения. Например, самая простая форма включает в себя следующие виды движения:

  • Равномерно прямолинейное движение.
  • Равномерно ускоренное движение.
  • Криволинейное движение и так далее.

Легко догадаться, что самой сложной формой считается социальное движение, ибо материальный носитель является сложнейшим видом социальной материи. Кроме того, законы сохранения материи и движения гласят о том, что различные формы (перечислены выше) могут переходить друг в друга. В этом и заключается свойство неуничтожимости и несотворимости движения и материи в философской науке.

Типы движения

Рассмотрев движение в философии кратко , несложно догадаться о том, что логичным является существование некоторых типов движения. Так, основными из них являются следующие:

  • Изменение подразумевает превращение одной системы в принципиально другую, носящее обратимый характер.
  • Функционирование говорит о беспрерывной деятельности системы, которой не сопутствуют те или иные перемены. В пример можно привести работу абсолютно любого здорового органа человека.
  • Развитие предполагает необратимое превращение системы в другую. Как правило, данный процесс осуществляется на основании перехода от низшей ступени к высшей.

Что же за этим следует?

Как выяснилось выше, понятие движения в философии своей неотъемлемой частью считает наличие определенных типов движения. Из этого следуют некоторые выводы:

  • Деятельность, которая неизменна на протяжении своего цикла существования, не может длиться вечность.
  • Абсолютно обратимых процессов в природе просто-напросто не существует и быть не может. Данный факт подтверждается законами всей глобальной спирали развития.

Таким образом, следует мысль о том, что функционирование и изменение являются лишь промежуточными этапами на пути к процессу глобального развития. И совершенно неважно, что в какой-то период времени они изменяются, ведь данная тенденция может реализоваться лишь в конкретных условиях.

Движение в пространстве. Философия

Под пространством в философии следует понимать некоторый атрибут материи, выражающий ее протяженность, определенную структурность, конечно же, существование и взаимодействие ее составляющих в разнообразных системах материальной природы. При изучении вопроса движения в пространстве в первую очередь необходимо четко понимать свойства материи, среди которых, как отмечалось выше, укорененная взаимосвязь с материей и движением, абсолютная зависимость от отношений структурного характера в материальных системах, протяженность (положение элементов структуры в ряд, возможность дальнейшего добавления составляющих), единство непрерывности и прерывности, трехмерность (что подразумевает наличие линии, плоскости и тела), а также бесконечность.

Материя и движение в философии. Современная классификация

Необходимо заметить, что классификация Энгельса сегодня относительно устарела и утратила своих ярых приверженцев, ибо нельзя сводить физическое движение исключительно к тепловому. Именно поэтому была разработана современная классификация форм движения, которая включает следующие пункты:

  • Перемещение в пространстве.
  • Движение электромагнитов (заряженных частиц).
  • Гравитационное движение.
  • Взаимодействие на уровне ядер (самое сильное).
  • Взаимодействие, носящее слабый характер (излучение и поглощение нейтрона).
  • Движение, имеющее химическую природу (как процесс, так и дальнейший результат взаимного действия молекул и атомов).
  • Движение материи, носящее геологический характер, которое в первую очередь связано с некоторыми изменениями в геологических системах, таких, как материки или же слои земной коры.
  • Движение, имеющее биологическую природу, куда необходимо отнести процессы, которые происходят на уровне клеток, или же обмен веществ в организме живого существа.
  • Движение, носящее социальный характер и отражающее разнообразные общественные процессы и явления.

Проблема движения в философии

Изначально необходимо указать, что данная проблема сегодня занимает одно из центральных мест в столь широкой науке, как философия. Ни для кого уже не секрет, что абсолютно любой объект так или иначе пребывает в движении. Оно носит всеобщих характер и является основой существования для всех объектов, а также их целостности. Но движение – это еще основание изменчивости и разнокачественности данных объектов. А то, что ведет неподвижный «образ жизни», не имеет возможности принципиально менять свои качества или быть наделенным какими-либо новыми свойствами. Так, абсолютно все объекты, имеющие материальное происхождение, выступают одновременно и процессами, и вещами. Ведь предмет не имеет возможности существовать без движения, что верно и наоборот.

Все объективные характеристики материи так или иначе имеют отношение к движению. Среди них бесконечность, неуничтожимость, единство перечисленных в предыдущих главах составляющих (например, прерывность и беспрерывность) и так далее. Движение является абсолютным показателем, а покой – относительным.

Но в философской истории известны мыслители, которые сомневались в том, может ли движение существовать объективным образом. Скорее, многие отрицали это. А может быть, движение – это лишь видимость? Или это только один из методов видения индивидом окружающего его мира? А вдруг основа всего неизменна? Или движение и вовсе не имеет связи с материей? Возможно, в будущем кто-то ответит на эти вопросы.

27. Понятие движения в философии. Формы движения и их взаимосвязь

В основе диалектико-материалистического понимания движения лежат следующие положения.

Во-первых, движение есть неотъемлемое, необходимое и существенное свойство, способ существования материи. «Материя без движения, – писал Ф. Энгельс, – так же немыслима, как и движение без материи».

Во-вторых, движение в философии определяется как любое изменение. «Движение, в применении к материи, – утверждал Ф. Энгельс, – это изменение вообще»

В-третьих, движение представляет собой противоречие, а его источником взаимодействие противоположностей. «Движение есть противоречие, – отмечал В. И. Ленин, – есть единство противоречий».

Неисчерпаемость материи, многообразие объектов и явлений связаны с многообразием форм движения, ибо последнее, как уже выяснено, является способом существования материи.

Механическое движение – пространственное перемещение объектов, но, нужно отметить сегодня, – не любое, а лишь характеризующееся наличием траектории, — распространение в пространстве полей, например, — это не механический процесс. «В механике, – писал Ф. Энгельс, – мы не встречаем никаких качеств» Но уже в физике любое изменение – это переход количества в качество.

Физическое движение — теплота, электромагнетизм, гравитация.

Химическое движение — превращение атомов и молекул, связанное с перестройкой электронных оболочек атомов (но не их ядер).

Читайте также:  Целесообразное производство с хозяйственной точки зрения

Биологическое движение — специфические для живого, процессы. Последнее можно охарактеризовать так: «Жизнь представляет собой способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является непрерывный обмен веществ между организмом и окружающей средой, процессы отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение и воспроизводство организмов. Эти признаки вскрывают специфику живого только взятые как система.

Все эти формы движения взаимосвязаны между собой и более простые входят в более сложные, образуя качественно иную форму движения. Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения. Даже простейшая механическая включает в себя такие виды движения, как равномерно прямолинейное, равномерно ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое и др. Наиболее сложной формой движения является социальная, т.к. материальный носитель есть самый сложный вид материи социальный. Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и движения в философии.

28. Пространство и время как формы существования материи.

Пространство и время, как и движение – атрибуты материи, основные условия ее бытия. Это объективно-реальные формы существования материи.

Исследования астрономии и астрофизики в масштабах сотен миллионов световых лет, а также изучение микроявлений порядка 10 -16 см длины и 10 -25 сек. времени подтверждают существование всех процессов в пространстве и во времени.

Какова природа пространства и времени? Как соотносятся пространственно-временные отношения с материей и движением? В решении этих и научных, и мировоззренческих проблем возможны два подхода и два ответа. Представители одного утверждают, что пространственно-временные отношения не зависят от материи и движения.

Те философы, которые исходят из догмы о творении мира духовной силой (Платон, Августин, Гегель), считают пространство и время также порождением бога или абсолютной идеи.

Субъективный идеализм в соответствии со своей исходной посылкой рассматривает пространство и время как создания человеческого сознания. Так, английский философ ХVII в. Д. Юм считает, что мир состоит из восприятий, а люди якобы не знают и не могут знать, скрывается ли что-нибудь за ними. Задача ума состоит в том, чтобы установить связи между восприятиями либо находящимися рядом друг с другом, либо следующими одно за другим. И. Кант, признавая существование материальных вещей вне нас, считал, что свойства пространства и времени не зависят от материи. Это – формы чувственного восприятия, данные человеку вне его опыта.

Но исходная посылка не мешала представителям материалистических школ по-разному решать частные вопросы.

Так, в наивном стихийном материализме античности господствовала концепция, идущая от атомистов (Левкипп, Демокрит, Эпикур). По их мнению, все тела существуют в бесконечном и однородном пространстве как пустом вместилище атомов и состоящих из них тел. Оно существует реально, как и материя (атомы).

Представление о самостоятельном и независимом существовании пространства и времени получило всестороннее развитие в концепции И. Ньютона, который выдвинул понятие «абсолютного пространства» и «абсолютного времени». По Ньютону, абсолютное (математическое) пространство есть чистая протяженность, «пустое вместилище событий». Согласно этой концепции пространство и время независимы друг от друга, от материальных тел и их движения, они однородны, непрерывны. Пространство трехмерно и симметрично, время одномерно, равномерно течет от прошедшего к будущему. Такое представление опиралось на геометрию Евклида и соответствовало законам классической механики. Эти представления имеют серьезные основания и потому, что в сфере обыденного опыта ни протяженность, ни длительность от взаимодействий объекта не зависят. Кроме того, есть целый ряд пространственно-временных характеристик, для которых связь пространства и времени не обнаружена (например, их топологические свойства). И, наконец, с чисто «житейской» стороны для каждого из нас имеет смысл рассматривать пространственно-временные отношения как фон для процессов, соизмеримых с земными процессами (земные часы, земные измерения расстояний).

Такие взгляды на пространство и время просуществовали вплоть до ХIХ в. Созданная Н. Лобачевским и Б. Риманом неевклидова геометрия, которая строилась на признании зависимости геометрических свойств пространства и времени от физических свойств движущейся материи, показала всю ограниченность и относительность ньютоновской концепции и метафизического материализма во взглядах на эти формы бытия материи.

Эти идеи получили свое дальнейшее развитие в теории относительности А.Эйнштейна. Эта теория является современной естественно-научной теорией пространства и времени, которая подтверждает основные положения диалектического материализма о неразрывной связи пространства и времени с движущейся материей.

Естественно-научная философия в основу понятий «простран­ство» и «время» кладет принцип структурности материи, ее прерывность.

Пространство – объективно-реальная форма бытия материи, выражающая ее протяженность и структурность, сосуществование и взаимодействие элементов материальных систем. В обыденном сознании пространство воспринимается как расположение одного объекта возле другого, то есть свойство «соседства» материальных объектов.

Время – объективно-реальная форма бытия материи, отражающая длительность существования всех объектов и последовательность смены состояний движущейся материи. В обыденном сознании время воспринимается как последовательность событий. Оно отражает простейшее, но всеобщее свойство материальных явлений: следовать друг за другом.

Но наряду с объективной реальностью существует и субъективная реальность, поэтому необходимо говорить и о пространстве, и о времени этой реальности. В этой связи существует понятие перцептуального пространства и времени, как формы субъективного восприятия пространства и времени. Эти восприятия отличны от объективной характеристики пространственно-временных форм бытия материи и таковы, каковы наши индивидуальные ощущения их. А ощущения, в свою очередь, зависят от уровня духовной культуры человека, его возраста, конкретной временной или пространственной ситуации и т.п. Перцептуальное время может останавливаться, в нем можно возвращаться назад, в прошлое, его можно обгонять. По особому воспринимается и пространство в субъективной реальности.

Существование перцептуального времени и пространства есть объективная предпосылка для субъективной трактовки самих пространственно-временных форм материи.

Естественнонаучная философия, опираясь на достижения позитивных наук, определяет содержание пространства и времени как форм бытия материи в их объективных свойствах.

1. Объективность, то есть существование вне и независимо от воспринимающего субъекта, его сознания.

2. Абсолютность, всеобщность.

3. Относительность, то есть пространство существует в конкретных формах, соответственно формам движущейся материи.

4. Неразрывная связь с материей и движением, то есть пространство не существует вне материи и движения.

5. Неразрывная связь пространства и времени.

6. Единство прерывности (дискретности) и непрерывности.

7. Бесконечность пространства (свойство, вытекающее из бесконечности материального мира, его неисчерпаемости, выступающей как бесконечное проявление видов, форм, свойств и структур материи).

10. Многомерность: от трехмерности в макромире до двадцатипятимерности в микромире и n-мерности во Вселенной.

3. Относительность, то есть зависимость от скорости движения материи. Так, например, экспериментально доказано, что при увеличении скорости движения микрообъектов, увеличивается время их жизни.

4. Неразрывная связь с материей, то есть нет «чистой длительности», нет времени, в котором не происходили бы те или иные события.

5. Единство прерывности (дискретности) и непрерывности, обеспечивающей связность потока событий, без деления их на секунды, месяцы, годы, эпохи, века и т.д. Такое деление – акт субъективный.

6. Неразрывная связь с пространством. В теории относительности пространство-время существует как единый четырехмерный континуум, где три пространственные и временная координата выступают как одинаково изменяющиеся при переходе от одной системы отсчета к другой.

7. Вечность и бесконечность времени. Вселенная, как доказывает естествознание, развивается от минус-бесконечности до плюс-бесконечности.

8. Необратимость времени.

9. Одномерность времени.

Особо, как всеобщее свойство и времени, и пространства, необходимо выделить качественное многообразие пространственно-временных форм, соответствующих качественному многообразию структурных форм материи.

Три основных сферы материального мира – неживая природа, жизнь и общество – характеризуются специфическими пространственно-временными структурами. В свою очередь, в неживой природе, представленной возникшими в нашей Метагалактике уровнями организации материи, существуют особенности простран­ства-времени в мега-, макро- и микромире. Об этих особенностях данной сферы материального мира по разному поводу, то есть в связи с характеристикой иных ее свойств уже говорилось выше (кривизна пространства-времени; расширение и процесс разбегания галактик; сжатие и т.п.).

Появление живой природы также было связано с формированием специфического типа ее пространственно-временной организации. Возникает особое, биологическое пространство-время, как бы вписанное во внешнее по отношению к нему пространство-время неживой природы. Особенности биологических пространственно-временных структур проявляются на разных уровнях организации живого – от микроорганизмов до человека. И хотя наличие особых пространственно-временных характеристик у живых систем известно уже давно (от концепций Л. Пастера), научного обоснования их фактически еще нет.

Живая материя имеет специфику и временной организации. Приспособительная активность организмов во многом связана с формированием в процессе эволюции внутри них своеобразных моделей временной организации внешних процессов. Такие модели являются уже известными нам «биологическими часами», «работа» которых обеспечивает приспособление организма к определенному ритмическому чередованию факторов внешней среды, связанному со сменой дня и ночи, времен года и т.д. Они предвосхищают наступление определенных состояний внешней среды, обеспечивают готовность организма к целесообразному функционированию в условиях, которые должны с определенной вероятностью наступить в будущем. Во внутреннем времени организма, в ритмах его биологических часов внешнее время как бы сжимается, а затем происходит активный перенос на будущее этих «спрессованных» ритмов прошедшего внешнего времени. Живой организм путем иерархической организации системы «биологических часов» (от клетки до работы сложных органов) запускает такие реакции, которые обеспечат ему возможность приспособиться к будущим событиям. Он как бы обгоняет время. Спрессовывая прошлое в своей внутренней пространственно-временной организации, он живет и настоящим и будущим одновременно.

Возникновение социально организованной материи связано с формированием новых, качественно специфических пространственно-временных структур.

Пространственные структуры, определяющие общественную жизнь, не сводятся ни к пространству неживой природы, ни к биологическому пространству. Здесь возникает и исторически развивается особый тип пространственных отношений, в которых воспроизводится и совершенствуется человек как общественное существо. Социальное пространство, вписанное в биосферу и космос, обладает особым человеческим смыслом. Оно функционирует как система, расчлененная на ряд подпространств, характер которых и их взаимосвязь исторически меняются по мере развития общества от ранних стадий человеческой истории (дикость, варварство) до современных цивилизационных форм и уровней.

Освоенное человеком («очеловеченное») и неосвоенное пространство природы с точки зрения природных свойств не различаются. Но в социальном плане их различие существенно. Оно определено отношениями человека к миру, исторически складывающимися особенностями воспроизводства способов человеческой деятельности и поведения.

Специфические черты и характеристики социального пространства отражаются и в образе жизни, и в мировоззрении человека соответствующей исторической эпохи. Понятия и представления о пространстве, свойственные различным историческим эпохам, выражают различные исторически развивающиеся смыслы важнейшей мировоззренческой категории пространства. В ней находят отражение прежде всего характеристики и свойства социального пространства, сквозь призму которых человек рассматривает остальное пространство мироздания.

Привычные нашему здравому смыслу представления о пространстве, где все точки и направления одинаковы, возникли в качестве определяющих мировоззренческих образов не так уж давно, примерно в ХIV-ХV вв. Это была эпоха формирования буржуазных отношений и необходимости ломки мировоззренческих ориентаций, возникших в эпоху средневековья. Средневековому мировоззрению было свойственно рассматривать пространство как некоторую систему разнокачественных мест, каждое из которых наделялось определенным символическим значением. Так, различался земной греховный мир и мир небесный – мир «чистых сущностей», где выделялись святые места и особые направления (к Богу, к святым местам, к храму, к исцелению и т.п.).

Важно учитывать, что мировоззренческие категории, в том числе и категория пространства, не просто отражают общественное бытие, но и активно воздействуют на общественную жизнь. Они функционируют в качестве своеобразного эталона, в котором в определенные эпохи воспроизводится, «кодируется» свойственный им образ жизни людей.

Читайте также:  Из чего делают линзы для зрения

Чтобы понять особую природу социального пространства как объективно существующего, важно выработать представления о целостной системе общественной жизни. Она включает в качестве своих компонентов как предметный мир, созданный и воспроизводимый человеком, так и самого человека, его отношения к другим людям, состояние человеческого сознания. Все это единое целое существует только благодаря взаимодействию составляющих его частей – мира вещей, мира идей и мира человеческих отношений. Это целое усложняется и меняется в процессе исторического развития.

Специфика социального пространства тесно связана со спецификой социального времени, которое является внутренним временем общественной жизни и как бы вписано во внешнее по отношению к нему время природных процессов.

Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей. На ранних стадиях общественного развития ритмы социальных процессов были замедленными и, по сути, воспроизводили на протяжении не одного тысячелетия существующие социальные отношения. Ориентиром общественной практики было повторение уже накопленного опыта, воспроизводство действий и поступков прошлого, ставших священными традициями. Отсюда особая ценность прошлой истории в жизни древних (особенно восточных) цивилизаций.

Идея линейной направленности времени и ориентация на будущее возникли в культуре значительно позднее, скорее в обществе эпохи формирования капиталистических отношений. Капиталистическая система производства по сравнению с ей предшествующими привела к скачку в развитии всей системы социальных процессов и задала ей высокие темпы развития. Это особенно касается современной эпохи, стержнем которой является научно-техническая революция со всеми ее научными, техническими и социальными последствиями.

Таким образом, социально-историческое время течет неравномерно. Оно как бы уплотняется и ускоряется, наполняется содержанием по мере общественного прогресса. Причем само ускорение социально-исторического времени происходит неравномерно. В эпоху революционных преобразований это ускорение, его насыщение социально значимыми историческими событиями, происходит в значительно большей степени, чем в периоды эволюционного развития.

Социальное время, как и социальное пространство, имеет сложную структуру. Оно существует как наложение друг на друга различных временных событий: событий, характеризующих историю человечества, нации, индивидуальную судьбу, собственное бытие, индивидуально значимое для меня и т.д. Проблема полиструктурности социального пространства-времени, его изменения на разных этапах человеческой истории имеет особое значение сегодня и особенно для тех стран и народов, которые переживают эпоху ренессанса и материальной, и духовной культуры.

Заключение. Категория бытия, выступая предельно общей абстракцией, объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы и процессы: природные объекты, их свойства, связи и отношения, человеческие коллективы и отдельных людей, социальные институты, состояния человеческого сознания и т.д. Все существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим.

Выделяя главные сферы бытия (природу, общество, сознание), мы неявно полагаем, что многообразие явлений, включенных в эти сферы, имеет общую основу. Мир един в его многообразии.

Идея такого единства приводит к представлению об общей основе всего существующего, о субстанции, в качестве которой можно мыслить и материю и дух. Соответственно, различается материалистический и идеалистический монизм. Для монистической философии мир выступает как единство материи и сознания, но для материализма это единство понимается как материальное единство мира. Причем единство мира понимается как единство материи и ее атрибутов (движения, пространства, времени), материи и законов ее движения, а это требует рассмотрения «вещественного» и структурного единства мира. В этом смысле единство должно пониматься диалектически, как единство в многообразии и через многообразие, так как общее не существует иначе как в отдельном.

Развитие движения с точки зрения философии

Движение — важнейший атрибут, способ существования материи. Д. включает в себя все происходящие в природе и обществе процессы. В самом общем виде Д. — это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний. В мире нет материи без движения, так же как не может быть и Д. без материи. Д. материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен, и представляет собой один из моментов движения. Поскольку мир бесконечен, то всякое тело участвует в бесконечном множестве перемещений. Д. определяет свойства, структурную организацию и характер существования материи. Д. материи многообразно по своим проявлениям и существует в различных формах. Любой объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движений. Движение внутренне присуще материи. 2 основных типа движения:

1. Д. когда сохраняется качество предмета;

2. изменение качественного состояния предмета.

Одни формы движения превращаются в другие.

Последние характеризуются как развитие. Развитие представляет собой закономерное, целостное, необратимое структурное изменение систем, имеющее определенную направленность. Эта направленность является равнодействующей от сложения различных внутренних тенденций изменения, вытекающих из законов движения системы и наличных внешних условий. Процесс развития — переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, которые рождаются из предшествующих систем.

2 разновидности процессов развития:

1. качественные превращения, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации;

2. процессы перехода от одного уровня к другому.

В основу классификации форм движения Энгельс положил следующие принципы:

1. формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, т.е. каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения;

2. между формами существует генетическая связь, т.е. форма движения возникает на базе низших форм;

3. высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам.

Энгельс выделил 5 форм движения материи: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное.

3 блока движений: неживой природы, живой природы и общества.

Под движением материи следует понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими воздействиями.

Многообразие форм движения материи связано с определенным уровнем организации материи, каждый из которых характеризуется своей системой законности и носителем.

Эволюция — развитие, поступательное движение, развитие к лучшему, более сложному. Эволюционизм — мировоззрение в котором все процессы рассматриваются с точки зрения эволюции. Согласно диалектике (Гегеля), эволюция (прогресс) является не только принципом мышления, но и принципом мировых событий вообще.

Революция (поворот, переворот) — переворот в области мировоззрения, науки, искусства, моды; внезапное, насильственное изменение существующего общественного строя — в противоположность эволюции, постепенному изменению.

Регресс (обратное движение) — движение назад.

Прогресс — поступательное движение; развитие людей и человечества в направлении к лучшему, более совершенному.

Развитие движения с точки зрения философии

Любая форма бытия может существовать и проявлять свои специфические особенности лишь при взаимодействии с другими. Всеобщие внутренние и внешние взаимодействия приводят к изменениям взаимодействующих явлений и объектов. Всякое изменение в философии обозначается понятием «движение».

В современной ситуации движение принято понимать как не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются данными взаимодействиями. Однако, насколько движение абсолютно? с древних времен сущность движения, природу его многообразных форм трактуют по-разному. Со времен античности сложились три основных моделей понимания движения и его роли в мировом процессе.

Первая модель была представлена милетской школой (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и Гераклитом. Движение здесь понималось как перманентное возникновение и уничтожение вещей, как бесконечное становление всего сущего. Вторая (противоположная) модель трактовки движения получила рассмотрение в элеатской школе (Ксенофан, Зенон, Парменид). Не отрицая движение как таковое – они ставили под сомнение его всеобщность. По Пармениду бытие неподвижно, едино и замкнуто. Мир сохраняет свою устойчивость в движении. Третья модель, представленная Эмпедоклом, который попытался объединить противоположные взгляды и стал рассматривать изменчивость и устойчивость как две стороны процесса движения. Своеобразный итог данным спорам подвел Аристотель, который дал общую классификацию видов изменения, среди которых выделил возникновение, уничтожение и собственно движение, понимаемое как осуществление сущего в возможности, переход его в действительность. Античная мысль справедливо понимала движение как противоречивый процесс, который является одной из граней мира. Другой гранью выступает понятие вечности, неизменности. Это хорошо просматривается на примере соотношения временного и вечного, раскрытого А.Ф. Лосевым «время не есть только время, т.е. чистая длительность, ибо эта длительность или когда-нибудь кончается, или никогда не кончается. а) Если она когда-нибудь кончается, то время содержит в своей природе конец, т.е. оно не есть только время, но и…не-временное. b) если же время никогда не кончается и не кончится, то оно есть вечность».

Таким образом, указанные модели подчеркивают противоречивость понятия движения. Это означает необходимость введения новых понятий и классификации форм и типов движения. В самом общем виде принято выделять два основных типа движения. 1) движение, когда сохраняется качество предмета (определенный набор признаков, позволяющий говорить о каком-либо предмете как именно о данном предмете, отличном от других). Подобные процессы принято называть функционированием и 2) движение, когда благодаря взаимодействию объекты образуют более сложную систему, новый объект. Подобные процессы, связанные с преобразованием качества также называют развитием.

Таким образом, развитие – это процесс качественных изменений взаимодействия объектов, связанный с возникновением новых свойств или возникновением нового объекта. Выделяют две разновидности развития: 1) когда процессы качественных превращений не выходят за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня его организации (напр. эволюция звезд) и 2) когда процессы переходят от одного уровня организации к другому (эволюция неорганического мира по направлению к органическому, возникновение человека).

Как атрибут бытия развитие характеризуется рядом фундаментальных характеристик: всеобщность (на всех уровнях бытия имеется развитие, хотя и носящее разный качественный характер), необратимость (возникновение качественно новых возможностей не существовавших ранее и невозможность возвращения к прошлым состояниям), направленность (движение объектов и систем по определенным предпочтительным траекториям).

В истории философии и науки сложилось несколько основных моделей понимания развития. Модель регрессивного развития (конфуцианство, К.Н. Леонтьев, Р. Генон) утверждает, что необратимые качественные изменения идут в направлении постоянного понижения качественных характеристик бытия. Эволюционная модель (Г. Спенсер) обосновывает положение о всеобщей постепенной эволюции природы от простого к сложному, где все системы эволюционируют путем появления новых элементов (дифференциация) и их последующего объединения (интеграции) в рамках новой целостности. Эмерджентизм (Л. Морган, Д. Александер, Г. Плеснер, А. Бергсон) утверждает преимущественный характер революционных скачков в процессе развития. Высшая ступень не может быть полностью объяснена низшей. Теория равновесия (ле Дантек, Л.Ф. Уорд) любое развитие есть процесс достижения равновесия, которое является главным свойством бытия.

Анализ феномена развития предполагает — учение утверждающее всеобщую причинную обусловленность событий называется детерминизмом (от лат. Determine — определяю). Несмотря на то, что причинно-следственных цепочек и вариантов развития событий может быть очень много – принято выделять три основных вида детерминизма – механический, телеологический и статистический. Механический детерминизм (Демокрит, Лаплас, Ньютон) понимает причинную связь как однозначную. В подобном развитии отсутствует случайность. Еще одним видом детерминизма является телеологический детерминизм (Аристотель), который утверждает важную роль цели в будущем как определяющего фактора движения объекта. Причинно-следственная связь здесь не менее жесткая, чем в механическом детерминизме. Развитие науки в течение XIX-XX вв. привело к пониманию вероятностного характера мира, что существенно трансформировало и традиционные представления о причинности. От ньютоновской механической детерминации (в причине – одна возможность) совершается переход к статистической детерминации, многозначному соответствию между причинами и следствиями (в причине ряд возможностей). Статистическая детерминированность – результат взаимодействия большого числа элементов, у каждого из которых своя индивидуальная детерминация. Это и порождает множество альтернатив. Детерминизму в истории философии и науки противостоит индетерминизм – философское учение, утверждающее отсутствие всеобщих причинно-следственных связей. Мир в подобном ракурсе оборачивается потоком случайностей, понимание и прогноз которых невозможны.

Источники:
  • http://studopedia.su/13_28921_filosofskoe-ponyatie-dvizheniya.html
  • http://www.syl.ru/article/306137/dvijenie-v-filosofii---eto-chto-takoe-dvijenie-i-razvitie-v-filosofii
  • http://studfiles.net/preview/4518907/page:19/
  • http://filosofedu.ru/index.php/filosofija-otvety/111-dvizhenie-i-razvitie-osnovnye-formy-dvizhenija-i
  • http://studfilosed.ru/uchebnye-materialy-po-filosofii/261-dvizhenie-i-razvitie.html