Меню Рубрики

Что такое обломовщина с точки зрения штольца

Скачать сочинение

Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Социально-психологический роман Ивана Гончарова «Обломов» был создан во второй половине XIX века. Автор, в своем произведение отображает общественную жизнь той эпохи, но стоит заметить, что проблемы, которые поднимает автор в своем воспроизведение, также актуальны и сейчас. Одним из самых важных вопросов, поднимающихся в произведении, является вопрос: «А что же все-таки эта самая Обломовщина?»
Слово «Обломовщина» произошло от имени главного героя романа Ильи Ильича Обломова. Слово, ставшее нарицательным после первой публикации романа в 1859 году, ныне используется для обозначения общественного и личностного застоя, инертности и апатии. Впервые в романе это слово употребил антипод Обломова Андрей Иванович Штольц. Между друзьями завязался небольшой спор. Обломов не разделял мнения Штольца по поводу той светской жизни, в которую Андрей пытался втянуть Илью. Друзья делятся тем, что они считают настоящей жизнью и когда Обломов поведал Андрею о своих «планах», «Это… (Штольц задумался и искал, как назвать эту жизнь) Какая-то… обломовщина, — сказал он наконец».
«- О-бло-мовщина! – медленно произнес Илья Ильич, удивляясь этому странному слову.»
Сюжет книги довольно прост: добряк-барин, который постоянно лежит на диване и ничего не делает, подумают многие.
Но на самом деле, это «история, в которой отразилась русская жизнь, современный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостью и правильностью; в ней сказалось новое слово нашего общественного развития. Слово это — обломовщина», — говорил Добролюбов
Эта самая «Обломовщина» зарождалась в Илье ещё с детства. Родители постоянно старались уберечь Илюшу от любого физического труда. Постоянные няньки и «300 Захаров» делали все за маленького барина. Для Илюши труд был хуже самого тяжкого наказания. Даже учеба стоила его родителям «скандалов, криков и слез». В результате этого Илья Обломов, который с детства был живым и любознательным мальчиком, приучился на все смотреть через «Обломовщину». Тот образ жизни, который вели Обломовци наложил на Илюшу самое сильно влияние.
Воспитание, полученное Ильей Обломовым, сформировало его характер, его нравственное понятие и отразилось на всей его судьбе: «Началось с неумения надевать чулки, а закончилось неумением жить».
Лень, постоянная апатия и несамостоятельность Обломова – единственная пружина действия во всей его истории, говорил Добролюбов.
А Причина его нынешней апатии заключается отчасти в его внешнем положении, в образе его умственного и нравственного развития. Но Илья Ильич абсолютно этим доволен и объясняет Захару преимущество своего положения так: Разве я мечусь, разве работаю? Мало ем, что ли? худощав или жалок на вид? Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать, сделать есть кому! Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? из чего мне. И кому я это говорил? Не ты ли с детства ходил за мной? Ты все это знаешь, видел, что я воспитан неясно, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался.»
Обломов не привык ничего делать. Его желания являются только в форме: «А было бы хорошо, если.. ». Обломов постоянной раб свое лени, и привычка получать все не своим трудом развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в состояние жалкого нравственного раба. «Обломов не мог осмыслить своей жизни, поэтому тяготился и скучал от всего, что ему приходилось делать», писал Добролюбов.
Таким образом, понятие «Обломовщина» — это инертность, эгоизм, лень, расхлябанность, разгильдяйство. Обломовщина страшна тем, что она губит способны, талантливых людей, гасит в них жизнь, не дает полностью раскрыть характер, не дает возможности воплотить идеи в жизнь. Внутреннее желание переложить все обязанности на других, стремление к спокойной, размеренной, сытой жизни, не омраченной никакими проблемами, преобладают в «Обломовщине».
Мне кажется, что Гончаров лишь хотел показал читателю одни из главных пороков и слабостей каждого человека: лень, безделье и слабоволие. «Обломовщина» служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни, и она придает роману Гончарова общественного значения.

37985 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Смотрите также по произведению «Обломов»:

Что такое обломовщина с точки зрения штольца

ТИП ОБЛОМОВА В ОЦЕНКИ ДОБРОЛЮБОВА

Обломов — образ огромного обобщающего Тип Обломова значения. Это отметил Н. А. Добролюбов в Добролюбова своей классической статье «Что такое обломовщина?», опубликованной вскоре после появления в печати романа Гончарова.

Добролюбов показал, что в идейном отношении роман «Обломов» был безусловно знамением времени, как выражение новой оценки жизненных явлений, как приближение поры общественной работы. В романе, глубоко отразившем русскую жизнь, перед читателем предстаёт, по словам критика, «живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью».

Главные черты обломовского типа — апатия, лень и бездеятельность — «создание воспитания и окружающих обстоятельств». Они являются, с точки зрения Добролюбова, столько же результатом положения Обломова как помещика крепостной эпохи, усвоившего гнусную привычку получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от «чужих», сколько и от особого склада его умственного и нравственного развития.

Отметив, что мировоззрение Обломова характеризуется прежде всего взглядом на жизнь как на стремление к покою и наслаждению, презрением к труду и трудящейся части общества, Добролюбов указывает, что обломовщина не была новым явлением в русской литературе, что черты обломовщины были присущи в какой-то мере и Онегину, и Печорину, и Манилову, и Бельтову, и Рудину.

Добролюбов не отрицал, впрочем, некоторой разницы между Обломовым и его литературными предшественниками. Это была естественная разница личных свойств, темперамента и условий времени.

Совершенно очевидно, например, что у Обломова есть черта, явно выделяющая его из среды других «лишних людей». Обломов — неисправимый крепостник, помещичья психология которого чувствуется во всём.

Следуя за Добролюбовым, и другие русские писатели и критики отмечали широту литературного обобщения в образе Обломова. А. И. Герцен, например, считал, что Онегины и Печорины относятся к Обломову, как отцы к детям. Д. И. Писарев, современник Добролюбова, тоже признавал общие свойства у Обломова и других «лишних людей».

И ещё одну сторону в обрисовке образа Обломова правильно отмечает Добролюбов. «Лишние люди» предшествующих десятилетий, по его мнению, всё же окружены некоторым романтическим ореолом и кажутся нам даже сильными личностями, исковерканными жизнью.

Обломов же является перед нами вполне разоблачённым героем, «сведённым с красивого пьедестала на мягкий диван». Над обломовщиной Гончаровым произведён строгий и беспристрастный суд, и приговор, вынесенный обвиняемому, оказался беспощадным.

Добролюбов рассматривал обломовщину как социальное зло, влияние которого чувствуется в самых различных слоях русского общества — ив среде чиновников, и офицеров, и журналистов, и общественных деятелей.

В статье «Что такое обломовщина?» Добролюбов дал превосходную трактовку романа Гончарова. Сам Гончаров, прочитав статью, признал, что критик «очень полно и широко разобрал обломовщину» и что об обломовщине «уже сказать после этого ничего нельзя».

Сбраз Захара

Обломова трудно представить себе без Захара, а Захара — без Обломова. Типичный слуга эпохи крепостного права, Захар своей забитостью и рабской психологией как бы подчёркивает крепостническую сущность обломовщины и помогает освещению характера Ильи Ильича в его излюбленной сфере — в домашнем быту.

Образ Захара дан в романе замечательно выпукло. Вот Захар тяжело спрыгивает с лежанки и с угрюмым видом появляется в дверях комнаты Обломова. Сначала показываются его бакенбарды, а затем и он сам в сером сюртуке с прорехой под мышкой, откуда торчит клочок рубашки. Обломов указывает ему на беспорядок в комнате, на пыль, покрывающую вещи. Захар оправдывается: «Стараюсь, жизни не жалею! и пыль-то стираю, и мету-тс почти каждый день». Лентяй, подстать самому Обломову, он искренне убеждён в том, что выполняет свои обязанности безупречно. Разве он виноват, что «уберёшь, а завтра опять пыль наберётся»? Обломов жалуется: «. захочется пить, взял графин, да стакана нет». «Можно и из графина напиться!»-добродушно разъясняет Захар.

Захар угрюм и груб. Грубовата и его речь. «Бесится с жиру»,- говорит он о барине. «Вишь дрыхнет, словно чурбан осиновый». «Эк его там с квасу-то раздувает». Однако у него доброе сердце. Он ласков с детьми, и среди детей на дворе у него было много своих маленьких приятелей. Несмотря на ворчливость по отношению к Обломову, Захар по-своему любил барина. Ему было присуще «кровное, родственное чувство преданности. ко всему, что носит имя Обломова, что близко, мило, дорого ему». Он не мог «представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время внутренне благоговеть перед ним». Без услуг ворчливого, неуклюжего, но преданного Захара Обломов беспомощен, как ребёнок.

Захар так же порождён крепостным правом, как и Обломов. Он и Обломов — не контрасты, а глубоко родственные натуры.

В галерее образов слуг крепостной эпохи, созданных в нашей художественной литературе, Захар по праву занимает место рядом с образами Савельича из «Капитанской дочки» Пушкина и Фирса из «Вишнёвого сада» Чехова.

Андрей Штольц

Задача разоблачения обломовщины была бы выполнена Гончаровым не до конца, если бы рядом тольца с Обломовым он не показал в романе человека, характер и деятельность которого явились живым обличением обломовщины. Таким человеком представлен в романе Андрей Штольц.

Андрей Штольц во всех отношениях противоположен Обломову. Обломов — барин. Штольц — новый, буржуазный делец.

Если в Обломове мы видим паралич воли и беспробудную лень, то в Штольце чувствуется непреклонная энергия. Если Обломов живёт воображением, то Штольц — практическим делом, опытом, фактами. Если идеалом жизни для Обломова служит безмятежный покой, то во взглядах Штольца мы находим подлинный культ труда, делячества, предприимчивости.

Штольц — друг Обломова с детства, с тех времён, когда они оба ещё учились в пансионе отца Штольца, в Верхлёве. Жизнь Штольца, однако, сложилась совершенно иначе, чем жизнь Обломова. Он всегда что-то делает, к чему-то стремится, чего-то добивается. Взгляд на жизнь раскрывается у него в следующих словах: «Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей».

Штольц делает всё, чтобы пробудить Обломова к деятельности. Попытки эти ни к чему не приводят, и жизненные пути двух друзей расходятся. В то время как Обломов заживо хоронит себя в домике Пшеницыной, Штольц расширяет размах своей деятельности, жадно берясь за новые предприятия. Штольц идёт пожизненному пути как победитель. В романе это подчёркнуто тем, что всё, что было особенно дорого Обломову, переходит к Штольцу; он становится мужем Ольги, невесты Обломова; делается управляющим имением Обломова и, наконец, воспитателем его сына.

Так в романе утверждается идея: на смену беспочвенным мечтателям типа Обломова идёт новая общественная сила, буржуазия, шаг за шагом вытесняя дворянство.

Типичен ли образ Штольца? Да, по-своему типичен. Буржуазно-капиталистическое общество порождало различные типы энергичных, предприимчивых дельцов, ставящих целью личное обогащение. Чем объяснить, однако, что образ Штольца получился в романе Гончарова бледнее и схематичнее, чем образ Обломова, хотя последний почти всё время лежит на диване, а Штольц весь в движении, в действии? Объясняется это тем, что интересный по замыслу образ Штольца оказался в романе художественно не дорисованным, а потому и маловразумительным. Штольц дан вне своей естественной сферы -сферы практической деятельности. Писатель главным образом рассказывает о нём, а не показывает его на деле. Читатель узнает, что Штольц разбогател (по словам Тарантьева, «сделал тысяч триста капиталу»), что он необыкновенно легко устраивает свои дела и дела Обломова, но как он это делает, читатель не знает.

Гончаров и сам сознавал, что художественный образ Штольца «слаб, бледен — из него слишком голо выглядывает идея».

Людей, которые шли на смену беспочвенным мечтателям и лентяям, требовала сама жизнь и ждало общество. Но Штольц очень далёк от идеала русского общественного деятеля. Он сам признаётся Ольге: «Мы не титаны с тобой. мы не пойдём. на дерзкую борьбу с мятежными вопросами». Вот почему Добролюбов говорит о нём: «Не он тот человек, который сумеет на языке, понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово «вперёд!»

Добролюбов, как и все революционные демократы, видел идеал «человека дела» в служении народу, в революционной борьбе. От этого идеала Штольц далёк. Однако рядом с Обломовым и обломовщиной Штольц был всё же явлением прогрессивным.

Главное слово романа. Обломовщина

Анализ романа И.А. Гончарова «Обломов»

Главное слово романа. Первая глава второй части рассказывает известную уже нам историю европейского воспитания Штольца. Вторая повествует о его настоящем: «Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет. Он служил, вышел в отставку…» Все этапы жизненного пути внешне похожи на Обломова и внутренне противоположны ему. Третья глава, описав круг, возвращает читателя к сцене встречи друзей со следующего момента, когда радостно встреченный Штольц произносит: «Здравствуй, Илья. Как я рад тебя видеть! Ну что, как поживаешь?»

Читайте также:  Личность с точки зрения ее отношения к себе

Увидев, вслед за читателем, как «поживает» его друг, Штольц обращается с призывом, который звучит уже в его собственной душе: «“Надо же выйти из этого сна. Скорей, скорей!” – торопил Штольц». Старый друг с горечью напоминает ему о былых мечтах и намерениях Обломова. Оказывается, помимо «сна», в судьбе Обломова было пробуждение, бодрая и живая юность. В романе, таким образом, развертывается не одна, а две предыстории.

Четвертую главу можно назвать кульминационной по отношению ко всему произведению. В ней происходит спор и столкновение идеалов двух друзей. Здесь наконец «слово найдено» для определения всего, что увидел и узнал читатель об Обломове. Как в «Обыкновенной истории», каждая сторона владеет частью истины. Потребность трудиться для Обломова непонятна:

– Когда-нибудь перестанешь же трудиться, – заметил Обломов. – Так из чего же ты бьешься, если цель твоя не обеспечить себя навсегда и удалиться потом на покой, отдохнуть?

– Для самого труда, больше ни для чего. Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей.

Решающим аргументом в пользу Штольца, как ранее в пользу дядюшки, становится необходимость трудиться. А отрицательный пример перед глазами: «Вон ты (Обломов) выгнал труд из жизни: на что она похожа. » Внутреннюю правоту Штольца подтверждают библейские реминисценции. Потрясенному Обломову это слово «обломовщина» «снилось ночью, написанное огнем на стенах, как Бальтазару на пиру». Вот что открывает нам «Книга пророка Даниила»: «Валтасар царь сделал большое пиршество . В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала». Испугавшись, «закричал царь, чтоб привели обаятелей, Халдеев и гадателей». Пророки объяснили: «И ты, Валтасар, не смирил сердца своего , но вознесся против Господа небес…» Оказывается, Обломов совершает своего рода святотатство, дерзновенно отказываясь трудиться наравне с другими людьми. Библейский Валтасар поплатился за это жизнью. Вот как все серьезно!

Обломовщина для Штольца синоним лени. Этого своего врага герой видит везде и разоблачает под всеми личинами. Илья Ильич искренне полагает, что его идеал мало чем напоминает Обломовку: «И сам бы я прошлогодних бы газет не читал, в колымаге бы не ездил , выучил бы повара в английском клубе…»

– Это не жизнь! – упрямо повторил Штольц.

– Что ж это, по-твоему?

– Это… (Штольц задумался и искал, как назвать эту жизнь.) Какая-то… обломовщина, – сказал он наконец.

«Удалиться на покой» – есть «деревенская обломовщина». В «почетном бездействии наслаждаться заслуженным отдыхом» на службе – та же обломовщина, только «городская».

Обломов уже не возражает. Он лишь пытается понять, в чем высшая цель неусыпных практических трудов друга: «Так зачем же жить. Для чего же мучиться весь век?» Он согласен, что обходиться без труда грешно. Но ради чего должен работать он, Обломов? «…Общезначимое приходит в противоречие с конкретной ситуацией, частным случаем, его характером. В кульминационные моменты и возникает многозначное слово «обломовщина».

Слово «обломовщина» поистине многозначно или, вернее, многомерно. Штольц видит ее вокруг себя – в городе, в деревне. И знает, как ему кажется, рецепт. Стоит начать трудиться – и болезнь исчезнет. Обломову же, русскому человеку, важен итог, необходимо изначально знать перспективу будущих трудов. Кому они помогут? Кому принесут пользу? Что же предлагает Штольц? Он наслаждается трудом ради труда. Труд дает ему комфорт и уважение, как Петру Иванычу. Кроме того, работа дает гордое сознание, что ты не отсталый барин, а европейский джентльмен. «К какому же разряду общества причисляешь ты себя?», – спрашивает он у Обломова. На замечание последнего: «Джентльмен – такой же барин», – Штольц возражает категорически: «Джентльмен есть такой барин , который сам надевает чулки и сам же снимает сапоги». Но Обломов не хочет быть ни джентльменом, ни барином, – он хочет оставаться Человеком. Даже если для этого приходится запереться дома и порвать связи с миром. Обломщина в понимании Ильи Ильича превращается в философскую категорию, поиск высшего смысла бытия.

Конечно, и у Обломова есть свои планы и мечты. Однако русскому человеку гордость и «наполеоновские» честолюбивые проекты чужды. Ему присуще умение наслаждаться малым, не желая лишнего. Илья Ильич мечтает переехать в деревню, жениться. Добролюбов с иронией писал, что счастье Обломова заключается в «прогулках с кроткою, но дебелою женою и в созерцании того, как крестьяне работают». В его будущей идиллии, однако, наслаждение бездельем сочетается с наслаждением природой, музыкой. Услышав его блестящие пейзажные импровизации, Штольц в изумлении восклицает: «Да ты поэт, Илья». Его друг погружен в заботы, не видя высокой цели. Обломов не имеет сил достичь ее.

Штольц, однако, не отступает. В нем говорит и товарищеское чувство, и европейское стремление решить поставленную задачу. Другу нужна великая цель – она у него будет. И если Илью Ильича не прельщает труд сам по себе, быть может, он встанет с дивана ради любимой и осуществит свои надежды?

Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.А. Гончарова «Обломов»:

Что такое обломовщина с точки зрения штольца

Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений

Характеристика Андрея Штольца в романе «Обломов»: описание внешности, характера, происхождения в цитатах

Андрей Штольц является одним из центральных героев романа «Обломов» Гончарова.

В этой статье представлена цитатная характеристика Андрея Штольца в романе «Обломов»: описание внешности и характера, происхождения и воспитания героя и т.д.

Смотрите:
Все статьи о Штольце
— Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Обломов»

Характеристика Андрея Штольца в романе «Обломов»: описание внешности, характера, происхождения, воспитания героя

Возраст Андрея Штольца — за 30 лет:
«. Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет. «

Штольц — худощавый, мускулистый, стройный мужчина:
«. Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости. »
«. в организме нет у него ничего лишнего. «

У него крепкое тело:
«. У него не было идолов, зато он сохранил силу души, крепость тела. «

У него зеленые глаза:
«. Андрюша детскими зелененькими глазками своими смотрел вдруг в три или четыре разные сферы. »
«. глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. »

У него смугловатый цвет лица:
«. цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца. «

Штольц не делает лишних движений:
«. Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно. «

Андрей Штольц с детства много учился:
«. С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал Священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же «Телемака». «

Штольц с детства был приучен к труду. Будучи мальчиком, он помогал отцу в работе и за это получал деньги:
«. отец сделал его репетитором в своем маленьком пансионе. »
«. он положил ему жалованье, как мастеровому, совершенно по-немецки: по десяти рублей в месяц, и заставлял его расписываться в книге. »
«. Четырнадцати, пятнадцати лет мальчик отправлялся частенько один, в тележке или верхом, с сумкой у седла, с поручениями от отца в город, и никогда не случалось, чтоб он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах. «

В детстве Штольц был бойким и живым мальчиком:
«. Мать всегда с беспокойством смотрела, как Андрюша исчезал из дома на полсутки, и если б только не положительное запрещение отца мешать ему, она бы держала его возле себя..»
«. Помилуй, Иван Богданыч, – жаловалась она, – не проходит дня, чтоб он без синего пятна воротился, а намедни нос до крови разбил. «

Андрей Штольц получил трудовое и практическое воспитание:
«. Ей не совсем нравилось это трудовое, практическое воспитание. Она боялась, что сын ее сделается таким же немецким бюргером, из каких вышел отец. «

По происхождению Штольц является сыном русской дворянки и немца-недворянина. При рождении мальчик не получил потомственного дворянства, которое передавалось только от отца:
«. но все-таки сына русской дворянки. «

Штольц является наполовину немцем, наполовину русским:
«. Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская; веру он исповедовал православную. »

Чин Штольца — надворный советник:
«. Станет надворный советник учиться. »
«. в службе за надворного перевалился. » (Это достаточно высокий чин — VII класс в Табели о рангах. Например, Обломов это чиновник более низкого, X класса)

Уже во возрослом возрасте Андрей Щтольц получает право на потомственное дворянство благодаря успехам в карьере. Чин надворного советника дает ему такое право:
«. Станет надворный советник учиться. » (чин надворного советника дает Штольцу право на личное дворянство)

«. Хорош мальчик! Вдруг из отцовских сорока сделал тысяч триста капиталу. «

На момент событий, описанных в романе, Штольц является отставным чиновником. Уйдя в отставку, он занимается торговлей:
«. Он служил, вышел в отставку. »
«. занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу. »
«. Я слышал, он какую-то машину поехал смотреть да заказывать: видно, тиски-то для русских денег! Я бы его в острог… Акции какие-то… Ох, эти мне акции, так душу и мутят. »

Андрей Штольц — хорошо образованный человек:

«. Образован ты хорошо: перед тобой все карьеры открыты; можешь служить, торговать, хоть сочинять, пожалуй. «

Штольц — трудолюбивый человек:
«. Тружусь…
– Когда-нибудь перестанешь же трудиться, – заметил Обломов.
– Никогда не перестану. »
«. Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей. «

Андрей Штольц окончил университет:
«. это будет не немецкий университет, нужды нет, что университет русский должен будет произвести переворот в жизни его сына. «

Он говорит по-русски и по-немецки:
«. природная речь его была русская: он учился ей у матери и из книг [. ] Немецкий же язык он наследовал от отца да из книг. »

Андрей Штольц много путешествует:
«. Я два раза был за границей, после нашей премудрости, смиренно сидел на студенческих скамьях в Бонне, в Иене, в Эрлангене, потом выучил Европу, как свое имение [. ] а Россия? Я видел Россию вдоль и поперек. »
«. Штольца почти никогда не было в Петербурге. «

Господин Штольц всю жизнь чему-то учится:
«. Учиться хочет, все видеть, знать. «

Судя по всему, ему нравится читать книги:
«. он ездит и в свет и читает. «

Господин Штольц бывает на светских вечерах:
«. Между тем он ездит и в свет. »

Он умеет играть на фортепиано:
«. Скоро он стал читать «Телемака», как она сама, и играть с ней в четыре руки. » (мать научила музыке)

Андрей Штольц — самостоятельный человек:
«. Не надо, не говори, – возразил Андрей, – я пойду к нему, когда у меня будет четырехэтажный дом, а теперь обойдусь без него. «

Он все время находится в движении:
«. Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента – посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу – выбирают его. »
«. Да нет, ты не усидишь на одном месте. » (Обломов о Штольце)

В нем отлично сочетается практичность и духовность:
«. в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа. Две стороны шли параллельно, перекрещиваясь и перевиваясь на пути, но никогда не запутываясь в тяжелые, неразрешаемые узлы. «

Читайте также:  Что такое душа с этической точки зрения

Андрей Штольц является сдержанным человеком:
«. Удержанность его от порывов, уменье не выйти из границ естественного, свободного состояния духа . «

Он умеет управлять своими чувствами:
«. Кажется, и печалями и радостями он управлял, как движением рук, как шагами ног или как обращался с дурной и хорошей погодой. »
«. Он распускал зонтик, пока шел дождь, то есть страдал, пока длилась скорбь, да и страдал без робкой покорности, а больше с досадой, с гордостью, и переносил терпеливо. «

Штольц винит в своих неудачах самого себя, а не других:
«. причину всякого страдания приписывал самому себе, а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь. «

Он смотрит на жизнь прямо и просто:
«. Простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь – вот что было его постоянною задачею. »
«. Мудрено и трудно жить просто. » (слова Штольца)

Иногда Штольц резко отзывается о людях, по мнению Обломова:
«. Как ты иногда резко отзываешься о людях, Андрей, так Бог тебя знает. «

Штольц является реалистом, он не любит мечтать:
«. Больше всего он боялся воображения, этого двуличного спутника. »
«. Он боялся всякой мечты или, если входил в ее область, то входил [. ] зная час и минуту, когда выйдешь оттуда. »
«. Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе. То, что не подвергалось анализу опыта, практической истины, было в глазах его оптический обман. «

Он никогда не бросается в крайности:
«. Он считал себя счастливым уже и тем, что мог держаться на одной высоте и, скача на коньке чувства, не проскакать тонкой черты, отделяющей мир чувства от мира лжи и сентиментальности, мир истины от мира смешного. «

Андрей Штольц является сильной личностью:
«. Он и среди увлечения чувствовал землю под ногой и довольно силы в себе, чтоб в случае крайности рвануться и быть свободным. »

Он знает цену себе и своим редким качествам души:
«. Он знал цену этим редким и дорогим свойствам и так скупо тратил их, что его звали эгоистом, бесчувственным. «

Андрей Штольц ценит ровную и стабильную жизнь:
«. Он говорил, что «нормальное назначение человека – прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков, и донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно. «

Он не теряется в сложных ситуациях:
«. его не пожирали угрызения утомленного сердца; не болел он душой, не терялся никогда в сложных, трудных или новых обстоятельствах, а подходил к ним, как к бывшим знакомым, как будто он жил вторично, проходил знакомые места. «

Штольц является целеустремленным, настойчивым человеком:
«. Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей: это было признаком характера в его глазах, и людям с этой настойчивостью он никогда не отказывал в уважении, как бы ни были не важны их цели. »
«. он шел к своей цели, отважно шагая через все преграды, и разве только тогда отказывался от задачи, когда на пути его возникала стена или отверзалась непроходимая бездна. «

Он — расчетливый, осторожный человек. Штольц не делает ничего «на авось»:
«. он не способен был вооружиться той отвагой, которая, закрыв глаза, скакнет через бездну или бросится на стену на авось. Он измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет, что бы там про него ни говорили. »

Штольц умеет жить по бюджету (в отличие от своего друга Обломова):
«. жил по бюджету. »

Андрей Штольца не волнуется о том, что о нем говорят люди:
«. он отойдет, что бы там про него ни говорили. «

Господин Штольц — самолюбивый человек:
«. Андрей Иваныч говорит, что это почти единственный двигатель, который управляет волей. Вот у вас, должно быть, нет его, оттого вы всё…

Он любит порядок:
«. а книга чужая, Штольца, у которого заведен такой строгий и скучный порядок, особенно насчет книг, что не приведи Бог! Бумаги, карандаши, все мелочи – как положит, так чтоб и лежали. «

«. рос, учился и жил с ним вместе. Это Андрей Иванович Штольц. »
«. о близком мне человеке…» (Обломов о Штольце)

Штольц постоянно улаживает дела Обломова и помогает ему в трудных ситуациях. Когда Обломов умирает, Штольц берет к себе на воспитание его сына:
«. Надо Штольца спросить, как приедет, – продолжал Обломов, – кажется, тысяч семь, восемь… худо не записывать. «

Это была цитатная характеристика Андрея Штольца в романе «Обломов» Гончарова: описание характера, внешности, происхождения, воспитания героя и т.д.

Характеристика лучшего друга Обломова – Андрея Штольца

Образ Штольца в романе «Обломов» Гончарова – второй центральный мужской персонаж романа, являющийся по своему характеру антиподом Ильи Ильича Обломова. Андрей Иванович выделяется на фоне других персонажей своей активностью, целеустремленностью, рациональностью, внутренней и внешней силой – будто он был «составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь». Даже портрет мужчины представляет собой полную противоположность портрета Обломова. Герой Штольц лишен присущей Илье Ильичу внешней округлости и мягкости – его отличает ровный цвет лица, легкая смугловатость и отсутствие какого-либо румянца. Андрей Иванович привлекает своей экстравертностью, оптимизмом и умом. Штольц постоянно устремлен в будущее, что словно возвышает его над другими персонажами романа.

По сюжету произведения Штольц – лучший друг Обломова Ильи, с которым главный герой знакомиться еще в школьные годы. Видимо, они уже на тот момент почувствовали друг в друге близкого по духу человека, хотя их характеры и судьбы кардинально отличались еще с юношеских лет.

Воспитание Штольца

С характеристикой Штольца в романе «Обломов» читатель знакомится во второй части произведения. Герой воспитывался в семье предпринимателя-немца и русской обедневшей дворянки. От отца Штольц перенял весь тот рационализм, строгость нрава, целеустремленность, понимание труда как основы жизни, а также предпринимательскую жилку, присущие немецкому народу. Мать же воспитывала в Андрее Ивановиче любовь к искусству и книгам, мечтала видеть его блистающим светским человеком. Помимо того, сам маленький Андрей был очень любопытным и активным ребенком – ему хотелось узнать как можно больше об окружающем мире, поэтому он не только быстро впитывал все, что прививали ему отец и мать, но и сам не прекращал познавать новое, чему способствовала достаточно демократичная обстановка в доме.

Юноша не находился в атмосфере чрезмерной опеки, как Обломов, а любые его выходки (вроде моментов, когда он мог на несколько дней уйти из дому) воспринимались родителями спокойно, что способствовало развитию его как самостоятельной личности. Этому во многом способствовал отец Штольца, который считал, что в жизни нужно всего достичь собственным трудом, поэтому всячески поощрял это качество в сыне. Даже когда Андрей Иванович вернулся после университета в родное Верхлево, отец отправил его в Петербург, чтобы тот мог сам прокладывать себе дорогу в жизнь. И это Андрею Ивановичу прекрасно удалось – на момент описываемых в романе событий Штольц был уже значимой фигурой в Петербурге, известной светской личностью и незаменимым человеком на службе. Его жизнь изображается как постоянное стремление вперед, непрерывная гонка за новыми и новыми достижениями, возможностью стать лучше, выше и влиятельнее других. То есть, с одной стороны, Штольц полностью оправдывает мечты матери, став состоятельным, известным в светских кругах человеком, а с другой, становится идеалом своего отца – личностью, стремительно строящей свою карьеру и достигающим все больших высот в своем деле.

Дружба Штольца

Дружба для Штольца была одним из важных аспектов его жизни. Активность, оптимизм и острый ум героя привлекали к нему других людей. Однако Андрей Иванович тянулся только к искренним, порядочным, открытым личностям. Именно такими людьми для Штольца были душевный, добрый, умиротворенный Илья Ильич и гармоничная, артистичная, умная Ольга.
В отличие от Обломова и друзей, которые у Андрея Ивановича искали скорей внешней поддержки, реальной помощи и здравого, рационального мнения, Штольцу близкие люди помогали вернуть внутреннее равновесие и спокойствие, нередко теряемое героем в непрерывной гонке вперед. Даже та «обломовщина», которую Андрей Иванович всячески осуждал в Илье Ильиче и старался удалить из своей жизни, так как считал ее разрушительным жизненным явлением, на самом деле привлекала героя своим однообразием, сонной размеренностью и безмятежностью, отказом от суеты внешнего мира и погружением в однообразие семейной, но по-своему счастливой жизни. Словно русское начало Штольца, отодвинутое назад активностью немецкой крови, напоминало о себе, привязывая Андрея Ивановича к людям с истинно русской ментальностью – мечтательным, добрым и душевным.

Любовь Штольца

Несмотря на исключительно положительную характеристику Штольца в «Обломове», его осведомленность практических во всех вопросах, острый ум и проницательность, существовала сфера, недоступная для Андрея Ивановича – сфера высоких чувств, страстей и мечтаний. Более того, Штольц боялся и опасался всего непостижимого разумом, так как не всегда мог найти его рациональное объяснение. Это отразилось и на чувствах Андрея Ивановича к Ольге – казалось бы, они обрели истинное семейное счастье, найдя вторую половинку, полностью разделяющую взгляды и стремления другого. Однако рациональный Штольц не мог стать «прекрасным принцем» Ольги, мечтающей видеть рядом действительно идеального мужчину – умного, активного, состоявшегося в обществе и карьере и при этом чуткого, мечтательного и нежно любящего.

Андрей Иванович подсознательно понимает, что не может дать того, что Ольга любила в Обломове, и потому их брак остается скорее крепкой дружбой, чем союзом двух пылающих сердец. Для Штольца жена была бледным отражением его идеала женщины. Он понимал, что рядом с Ольгой ему нельзя расслабиться, показать свое бессилие в чем-либо, так как он может этим нарушить веру жены в него как мужчину, мужа и их хрустальное счастье разобьется на мелкие осколки.

Заключение

По мнению многих исследователей, образ Андрея Штольца в романе «Обломов» изображен словно набросками, а сам герой более похож на механизм, подобие живого человека. При этом по сравнению с Обломовым, Штольц мог бы стать идеалом автора, человеком-образцом для многих будущих поколений, ведь для гармоничного развития и успешного, счастливого будущего у Андрея Ивановича было все – прекрасное всесторонне воспитание, целеустремленность и предприимчивость.

В чем же проблема Штольца? Почему он вызывает скорей сочувствие, чем восхищение? В романе Андрей Иванович, как и Обломов, является «лишним человеком» – личностью, живущей будущим и не умеющей наслаждаться радостями настоящего. Более того, Штольцу нет места ни в прошлом, ни в будущем, так как он не понимает истинных целей своего движения, на осознание которых у него просто нет времени. На самом деле все его стремления и поиски направлены к отрицаемой и осуждаемой им «обломовщине» – средоточии спокойствия и умиротворения, места, где его примут таким, каков он есть, как это делал Обломов.

Обломов и Штольц. Что такое обломовщина?

Сопоставительная характеристика персонажей.

Обломов Штольц
Бездеятельный Активный
Ленивый Работящий
Мягкий Настойчивый
Добродушный Добр, но до определенного предела
Равнодушный Пытается все успеть и изменить мир к лучшему.
Любит поэзию Более склонен к точным наукам, инженер по образованию
Не приносит пользы Его реформы принят реальные перемены
Не приносит вреда Не вредит ничему разумному, враг глупого
Коммуникабельный Чрезвычайно общителен, открыт

Таким образом, мы видим, что перед нами — два антипода – совершенно, казалось бы, противоположных человека.

? Что же является фундаментом их дружбы? Почему Обломову нравился только Штольц? Почему Штольца так тянет к Обломову?

Несмотря на то, что они являются антиподами, — они две стороны русского характера. Две противоположности, которые, по определению, сходятся. Штольц компенсирует все те качества, которых так не хватает Обломову. В Обломове же Штольц видит необозримое поле его кипучей энергии и деятельности. Он любит его как университетского друга и до последнего пытается спасти. Штольц – это мечта Обломова. Так он хотел бы жить, но природная лень не дает сделать ему этого.

Обломов и Штольц. В чем смысл противопоставления персонажей? Показать какие разный бывают люди? Но это делали многие и до Гончарова.

Доказать, что вся последующая жизнь человека зависит от его воспитания? Это азбучная истина: все мы родом из детства.

Создать объемную характеристику русского национального характера и приблизиться к разгадке неизведанной русской души? Возможно. И это ему, отчасти, удалось.

Читайте также:  Какое должно быть зрение при поступлении в мчс

Но очевидной становится проблема романа, рассмотренная с позиции сегодняшнего дня, т.е. с позиции будущего!

Роман «Обломов» — это роман-предчувствие. И, на мой взгляд, самый точный и актуальный вопрос, поставленный в романе: за кем будущее?

Это роман – предсказание будущего. При такой постановке вопроса, все становится на свои места. Понятно, зачем нужно в таких подробностях описывать быт Ильи Ильича. Зачем его нужно столкнуть со Штольцем. 2 половина 19 века – эпоха предчувствия бурь и революций. Кто в них выживет? За кем будущее? Создавая этот роман автор пытался ответить не на вопрос : какой он, Обломов, какой он, Штольц, а что с ними будет дальше? Куда двинется Россия, по какому пути? Кто будет занимать лидирующие позиции?

Судьбы Обломовых – это судьба будущих Раневских, Судьба всей русской интеллигенции, которая не смогла отстоять драгоценную ей Россию как духовно-неделимую сущность. Не смогла спасти свои усадьбы от разорения, потому что при все тонкости её души была абсолютно бездеятельна и нежизнеспособна. И на ней (интеллигенции) лежит вина в том семидесятилетнем кошмаре, который творился в России на протяжении почти всего 20 века. Это и судьба «Трех сестер». Обломовы вымирают.

Штольцам тоже придется несладко. Их раскулачат , объявив врагами народа за то, что умели и хотели работать, за то, что были креппкими хозяйственниками, многих из них сошлют в лагеря, где многие из них погибнут. Но они выживут! Благодаря трудолюбию, стойкости, практицизму и верности самим себе. А так же способности противостоять реалиям и отстаивать свое я. Они уедут в эмиграция, но, вернувшись в конце 20 века, поднимут Россию.

Сегодня в России, безусловно, время Штольцев. Сегодня они короли и хозяева жизни. И эту перспективу еще более 1, 5 веков назад предсказал Гончаров. Мечтательным лентяям, хотя и с очень богатым внутренним миром сегодня делать нечего.. Они и сегодня существуют, но именно существуют. Живут же Штольцы. Но сегодня жить почему-то страшно. Потому что нет в сегодняшнем мире места милосердию, нет места духовности. Власть крепких промышленников, называемая технократия, страшная власть.

Роман «Обломов»- гениальное предвидение жизни России 20-21 веков. И в этом смысле гончаров, бесспорно, гений.

Сочинение.

1.Полнота и сложность характера Обломова.

2.Обломов и Штольц. Смысл противопоставления персонажей.

3.Смысл названия романа «Обломов».

4.Обломовщина как социальное явление.

Примерный план по теме «Обломов и Штольц. Смысл противопоставления персонажей».

I. Роман И.А.Гончарова «Обломов»;

1) краткая история создания,

2) место романа в творчестве писателя,

3) чем меня заинтересовала эта тема.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 8558 — | 6842 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Критика Н.А. Добролюбова: статья «Что такое обломовщина?» (И. А. Гончаров «Обломов»)

Буквально сразу после выхода романа И.А. Гончарова «Обломов» в конце 1859 года в журнале «Современник» выходит статья известного критика Н.А. Добролюбова, посвященная основным сюжетным линиям романа, анализу главного героя и такому собирательному явлению, как обломовщина. К сожалению, до наших дней не сохранились рукописи статьи, однако живы первые типографские гранки, которые использовались при печати первого варианта статьи. Сегодня эти реликвии хранятся в Пушкинском доме академии наук СССР.

Как среди литературных произведений есть свои шедевры, так и среди критических материалов статья Добролюбова можно назвать вершиной его мастерства. В ней автор проявил оригинальность своей эстетической мысли, а его мысли стали самостоятельным документом, претендующим на общественно-политическую значимость. Для автора «обломовщина» стала «знамением времени». Он считал главного героя «живым современным русским типом», утверждая, что таких людей, как Илья Ильич, в российском обществе не так уж и мало. В статье Добролюбова «Обломовщина» являла собой определенную аллегорию крепостного права.

В статье Добролюбова явно прослеживалось его мнение относительно того, что необходимо как можно скорее разорвать все связи, сложившиеся между русской революционной демократией и либерально-дворянской интеллигенцией. Именно реакционная сущность последней, в отличие от революционного взгляда на жизнь первой, стало для Добролюбова свидетельством разложения правящего класса. Такое состояние автор считал опасностью для освободительной борьбы, которая велась в те годы внутри России.

И.А.Гончаров в своем знаменитом романе «Обломов» описывает жизнь одного единственного человека – Ильи Ильича Обломова. Его любимое занятие, которым он привык заниматься – это лежание на диване. Он не трудится, поскольку для этого есть другие люди – крепостные, а он – барин. В его жизни нет места проблемам, решениям, планам, зато охотно находится место для мечтаний, халата и лени. Несмотря на достаточно молодой возраст (главному герою едва исполнилось 32 года), он нигде не служит, у него нет причин и желания выходить из дома, он ведет размеренную и спокойную жизнь в своем имении – Обломовке. И такая жизнь для него привычна и, что самое страшное, приятна. Паразитировать на труде крепостных крестьян для него привычно, комфортно и, что самое страшное, нормально.

(Агафья Матвеевна Пшеницына — жена Обломова)

Что еще включается в понятие обломовщины? Во-первых, это стремление к удовлетворению естественных, почти животных потребностей: главные занятия для них – приготовление еды с ее последующим поглощением и сон, ничем непобедимый. Во-вторых, это косность и бедный духовный мир. Жителей Обломовки не интересует смысл жизни – для них важно лишь решение бытовых вопросов. В-третьих, невозможность сделать что-то полезное для общества. Как результат – из любознательного и живого мальчонки, коим был Илюша в детстве, он вырос в ленивого и ничего не желающего мужчину. И даже пылкое чувство в душе, возникающая любовь к Ольге и искренняя дружба со стороны Андрея, не смогли преодолеть лень и нежелание жить полной жизнью.

Еще одним человеком, против которого были направлены основные тезисы статьи, был известный публицист и писатель А.И.Герцен. Как известно, последний выступал автором статей, в которых высказывалась иная от мнения Добролюбова точка зрения относительно такого понятия, как лишние люди и той миссии, с которой они пришли на эту землю. Нельзя сказать, что Герцен не отреагировал на статью Добролюбова, внеся изменения в свои прежние высказывания.

Опубликованная критическая статья «Что такое обломовщина» вызвала противоречивую реакцию. Консерваторы, либеральные дворяне, буржуазная общественность негодовали, а представители революционного вектора развития общества, наоборот, праздновали победу. Даже автор, придумавший образ Ильи Ильича, согласился с Добролюбовым.

С легкой руки автора статьи понятие «Обломовщина» вошло в литературный оборот и применялось многими политиками и революционерами того времени – в частности, В.И.Лениным.

Главное слово романа. Обломовщина

Анализ романа И.А. Гончарова «Обломов»

Главное слово романа. Первая глава второй части рассказывает известную уже нам историю европейского воспитания Штольца. Вторая повествует о его настоящем: «Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет. Он служил, вышел в отставку…» Все этапы жизненного пути внешне похожи на Обломова и внутренне противоположны ему. Третья глава, описав круг, возвращает читателя к сцене встречи друзей со следующего момента, когда радостно встреченный Штольц произносит: «Здравствуй, Илья. Как я рад тебя видеть! Ну что, как поживаешь?»

Увидев, вслед за читателем, как «поживает» его друг, Штольц обращается с призывом, который звучит уже в его собственной душе: «“Надо же выйти из этого сна. Скорей, скорей!” – торопил Штольц». Старый друг с горечью напоминает ему о былых мечтах и намерениях Обломова. Оказывается, помимо «сна», в судьбе Обломова было пробуждение, бодрая и живая юность. В романе, таким образом, развертывается не одна, а две предыстории.

Четвертую главу можно назвать кульминационной по отношению ко всему произведению. В ней происходит спор и столкновение идеалов двух друзей. Здесь наконец «слово найдено» для определения всего, что увидел и узнал читатель об Обломове. Как в «Обыкновенной истории», каждая сторона владеет частью истины. Потребность трудиться для Обломова непонятна:

– Когда-нибудь перестанешь же трудиться, – заметил Обломов. – Так из чего же ты бьешься, если цель твоя не обеспечить себя навсегда и удалиться потом на покой, отдохнуть?

– Для самого труда, больше ни для чего. Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей.

Решающим аргументом в пользу Штольца, как ранее в пользу дядюшки, становится необходимость трудиться. А отрицательный пример перед глазами: «Вон ты (Обломов) выгнал труд из жизни: на что она похожа. » Внутреннюю правоту Штольца подтверждают библейские реминисценции. Потрясенному Обломову это слово «обломовщина» «снилось ночью, написанное огнем на стенах, как Бальтазару на пиру». Вот что открывает нам «Книга пророка Даниила»: «Валтасар царь сделал большое пиршество . В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала». Испугавшись, «закричал царь, чтоб привели обаятелей, Халдеев и гадателей». Пророки объяснили: «И ты, Валтасар, не смирил сердца своего , но вознесся против Господа небес…» Оказывается, Обломов совершает своего рода святотатство, дерзновенно отказываясь трудиться наравне с другими людьми. Библейский Валтасар поплатился за это жизнью. Вот как все серьезно!

Обломовщина для Штольца синоним лени. Этого своего врага герой видит везде и разоблачает под всеми личинами. Илья Ильич искренне полагает, что его идеал мало чем напоминает Обломовку: «И сам бы я прошлогодних бы газет не читал, в колымаге бы не ездил , выучил бы повара в английском клубе…»

– Это не жизнь! – упрямо повторил Штольц.

– Что ж это, по-твоему?

– Это… (Штольц задумался и искал, как назвать эту жизнь.) Какая-то… обломовщина, – сказал он наконец.

«Удалиться на покой» – есть «деревенская обломовщина». В «почетном бездействии наслаждаться заслуженным отдыхом» на службе – та же обломовщина, только «городская».

Обломов уже не возражает. Он лишь пытается понять, в чем высшая цель неусыпных практических трудов друга: «Так зачем же жить. Для чего же мучиться весь век?» Он согласен, что обходиться без труда грешно. Но ради чего должен работать он, Обломов? «…Общезначимое приходит в противоречие с конкретной ситуацией, частным случаем, его характером. В кульминационные моменты и возникает многозначное слово «обломовщина».

Слово «обломовщина» поистине многозначно или, вернее, многомерно. Штольц видит ее вокруг себя – в городе, в деревне. И знает, как ему кажется, рецепт. Стоит начать трудиться – и болезнь исчезнет. Обломову же, русскому человеку, важен итог, необходимо изначально знать перспективу будущих трудов. Кому они помогут? Кому принесут пользу? Что же предлагает Штольц? Он наслаждается трудом ради труда. Труд дает ему комфорт и уважение, как Петру Иванычу. Кроме того, работа дает гордое сознание, что ты не отсталый барин, а европейский джентльмен. «К какому же разряду общества причисляешь ты себя?», – спрашивает он у Обломова. На замечание последнего: «Джентльмен – такой же барин», – Штольц возражает категорически: «Джентльмен есть такой барин , который сам надевает чулки и сам же снимает сапоги». Но Обломов не хочет быть ни джентльменом, ни барином, – он хочет оставаться Человеком. Даже если для этого приходится запереться дома и порвать связи с миром. Обломщина в понимании Ильи Ильича превращается в философскую категорию, поиск высшего смысла бытия.

Конечно, и у Обломова есть свои планы и мечты. Однако русскому человеку гордость и «наполеоновские» честолюбивые проекты чужды. Ему присуще умение наслаждаться малым, не желая лишнего. Илья Ильич мечтает переехать в деревню, жениться. Добролюбов с иронией писал, что счастье Обломова заключается в «прогулках с кроткою, но дебелою женою и в созерцании того, как крестьяне работают». В его будущей идиллии, однако, наслаждение бездельем сочетается с наслаждением природой, музыкой. Услышав его блестящие пейзажные импровизации, Штольц в изумлении восклицает: «Да ты поэт, Илья». Его друг погружен в заботы, не видя высокой цели. Обломов не имеет сил достичь ее.

Штольц, однако, не отступает. В нем говорит и товарищеское чувство, и европейское стремление решить поставленную задачу. Другу нужна великая цель – она у него будет. И если Илью Ильича не прельщает труд сам по себе, быть может, он встанет с дивана ради любимой и осуществит свои надежды?

Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.А. Гончарова «Обломов»:

Источники:
  • http://russkay-literatura.ru/analiz-tvorchestva/52-goncharova-i-a/237-tip-oblomova-v-oczenki-dobrolyubova.html
  • http://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/45-russkaya_klassika_xix_veka_ia_goncharov_is_turgenev/stages/2763-glavnoe_slovo_romana_oblomovschina.html
  • http://www.literaturus.ru/2015/07/shtolc-harakteristika-roman-oblomov.html
  • http://obrazovaka.ru/sochinenie/oblomov/shtolc-drug-oblomova-harakteristika.html
  • http://studopedia.ru/19_393963_oblomov-i-shtolts-chto-takoe-oblomovshchina.html
  • http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%94%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2%20%D0%A7%D1%82%D0%BE%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0.html
  • http://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/45-russkaya_klassika_xix_veka_ia_goncharov_is_turgenev/stages/2763-glavnoe_slovo_romana_oblomovschina.html