Меню Рубрики

Что такое душа с этической точки зрения

Утверждение, что человек – это нечто гораздо большее, чем физическое тело, сегодня уже никем не подвергается сомнению.

Независимо от того, относит себя человек к какой-либо религии или нет, каждый из нас рано или поздно задумывается о том, что такое душа.

Если не брать во внимание церковных представлений, то можно дать более реалистичное определение души, как продукта работы мозга, сознания, но откуда же оно берется?

Очень трудно принять, что все то, ради чего мы живем, воспитываем в себе, созидаем — уйдет в никуда. А как же «мысль — материальна»? Глупо не бояться смерти. Но жить надо, если уж не в ожидании загробной жизни, то хотя бы ради того, чтобы люди вспоминали о тебе с теплотой, а не с отвращением. Мы приходим на Землю с определённой миссией. Кто-то обогащает свою душу, а кто-то растрачивает и прожигает во время земной жизни. Может, потому и мельчают и истончаются души у некоторых людей, что не нашли они свой смысл и предназначение в этой жизни…

Душа человека — энергетическое поле?

Душа – эфемерная оболочка живого человека, однако, есть теория, по которой ее можно измерить вполне земными единицами измерения.

Предположим, что душа – продукт излучения мозга, потока сознания. Значит, это некое энергетическое поле. Но всякое поле, с точки зрения физики, определяется своими параметрами, которые поддаются измерению.

Например, свет измеряется квантами, а электромагнитное поле – мощностью и другими параметрами. Не все элементарные частицы, составляющие поля, имеют массу покоя, но ведь научились же ученые измерять, например, поток электронов или гамма-излучение?

«Есть много, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам»

Если мы чего-то еще не знаем, это не значит, что этого нет или не может быть никогда. Значит, велика вероятность, что со временем научатся измерять и «душевный» квант!

В конце концов, если у какого-либо энергетического поля есть энергия (а у души-то, как раз, очень мощный потенциал), то рано или поздно удастся ее выделить для измерения. Что же касается души – эта энергия может иметь как положительно направленный поток, так и отрицательно.

Да, сейчас определенных данных, убедительно свидетельствующих, что душа существует, нет. Но ведь это не значит, что и души нет! Когда-то люди не могли «увидеть и потрогать» электромагнитное поле или инфракрасное излучение – не было технической возможности.

Со временем, возможно, научатся люди и силу человеческой души измерять не только по ощущениям, по воздействию на окружающих, но и точными приборами. Прогресс-то не стоит на месте!

Но, честно говоря, рассуждая о душе, как-то не хочется думать о ней с таких позиций, чуть ли не превращая в килограммы и метры чувства и отношения человека к живому и неживому миру. Попробуем ее наличие (или отсутствие) доказать и более человеческими (то есть, душевными) доводами.

Обратимся к классикам. Закон сохранения Ломоносова гласит: «Ничто не появляется из ничего и не пропадает бесследно». А значит, душа человека тоже не возникает ниоткуда, и после смерти не умирает вместе с ним.

Что же такое душа человека, и куда она девается после его смерти?

Представления о душе человека в разных теориях

К примеру, теория реинкарнации душ. То есть, душа после смерти человека не пропадает совсем, а переселяется в другое тело, живое или неживое. Если душа попала в тело человека, то в некоторых случаях может срабатывать «генная память».

Например, маленькой девочке, всю жизнь прожившей в российской глубинке, вдруг снятся сны, в которых она видит себя английским лордом, а мужчина, плавающий, как рыба, видит сон, в котором он, находясь в женском теле, тонет в мелкой речушке.

Есть теория, которая объясняет не только наличие души, но и ее «круговорот», то есть, ее состояние в каждый отрезок времени, начиная с момента зарождения.

Предположим, что есть какое-то место, в котором живут души, лишенные тела. Неважно их происхождение: космическое или божественное, или еще какое – важно то, что это место есть (а, может, и не одно, согласно религиозным учениям), и количество этих душ конечно. Состояние души в каждый конкретный момент времени может быть различно (опять же, исходя из религиозных учений):

  • Находится в раю
  • Находится в аду
  • Находится в теле человека
  • Находится в любом другом теле, живом или неживом
  • Находится в состоянии мытарства, испытания или ожидания решения за свои грехи в земной жизни

Так как за многие тысячелетия, прошедшие со времени зарождения душ, население Земли увеличилось многократно, естественно предположить, что некоторым людям души человеческой «не досталось», и они живут либо с какой-то другой душой (например, душой дерева или рыбы), или совсем без души. И подтверждением этому могут служить древние определения, остающиеся вполне современными и в наши дни: «каменная душа», «бездушный человек», «человек-деревяшка» и т.п.

Некоторые души человека «износились», стали меньше, некоторые, наоборот, стали больше. Почему так происходит? Может ли душа исчезнуть совсем, и могут ли души размножаться?

Куда девается душа после смерти, и откуда берутся новые души?

Пусть простят люди верующие за вторжение в такие святыни – но ведь в конечном итоге, это лишь попытка подтверждения теории наличия души в каждом живом и неживом предмете!

Как и любое энергетическое поле, душа тоже может быть уничтожена, то есть, перейти в какое-то иное состояние. Совершая плохие поступки, поступая против законов Божьих и человеческих, человек ранит свою душу. Материя души человека истончается, рвется на части, уменьшается.

Эти израненные души можно и нужно лечить, восстанавливать целостность. Но, если этого не происходит, эти обрывки душ либо погибают, либо, если они достаточно жизнеспособны, начинают свое собственное существование, проходя путь очищения и восстановления.

Или, наоборот, два духовно близких человека настолько обогащают и близко воспринимают души друг друга, что, сливаясь в едином душевном порыве, рождают новую душу, которая так же имеет право на существование.

Почему одни души могут достаточно часто переходить из одного человеческого тела в другое, а другим приходится ждать вечность, чтобы второй раз прожить земную жизнь? Почему одни люди, совершая добрые дела, обогащают свою душу, щедро раздавая ее окружающим, а другие, напротив, так же щедро делятся своим отношением к жизни и людям, но только негативным, и тоже чувствуют себя в душевном комфорте? Может, дело в том, что это – изначально разные души? И может ли душа переродиться?

У человечества пока нет ответов на эти вопросы. Но размышлять и рассуждать об этом может каждый желающий, имеющий душу – то есть, небезразличный к человечеству в целом и к осознанию своего места в этом мире.

Делитесь щедро своей душевностью — обогащайте свою душу!

Пусть каждый попытается дать свой ответ, который будет близок ему и понятен. Главное, вопрос-то ведь не в конкретном определении, а в понимании того, что душа – она есть у каждого! И нельзя ее вечно проверять на прочность, подвергая бесконечным пыткам в виде проступков, идущих вразрез со своей совестью, нельзя переступать через себя и ломать свою душу.

Зато можно щедро делиться своей душой, потому что, чем больше отдаешь, тем больше получаешь взамен внимания, доброты и просто позитивного настроя, и душа, вместо того, чтобы уменьшаться от деления, чудесным образом увеличивается.

Мы должны беречь и обогащать свою душу, а не растрачивать ее. Мы— лишь носители души, ее проводники на Земле, и, зная это, просто недопустимо жить так, чтобы душа разлагалась. Вроде, как взял дом в аренду и развалил его.

Отвечать потом нужно будет, прежде всего, перед самим собой и своей совестью. Если уж нет возможности проверить, держат ли ответ за это «там», куда все уходят после смерти.

Нужно помнить о том, что душа – вечна, и даже после смерти телесной оболочки продолжает жить, накапливая в себе земной жизненный опыт. Вы ведь не хотите послужить источником отрицательного опыта? Тогда живите по совести, не оскверняйте свою душу!

Независимо от того, есть душа или нет, будет переселение или нет, хочется, чтобы потомки вспоминали нас добрым словом не только потому, что о мертвых плохо не говорят. Память о том, что по нашим поступкам будут судить нас наши дети, внуки и следующие поколения — серьезный мотиватор «вести себя хорошо».

В песне «Загадочная русская душа» — глубокий смысл. Возможно, она приблизит к пониманию, что такое душа человека?

Психология форум: Душа с точки зрения религии — Психология форум

  • Психология форум
  • >Психология
  • >Душа и тело
  • Просмотр новых публикаций

Свернуть Прикрепленные теги

Душа с точки зрения религии Душа с точки зрения религии

#1 rsd

  • Психолог

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 897
  • Регистрация: 13 Август 11

Слово «душа» (ψυλή) «принадлежит к числу наиболее сложных как в Библии, так и в христианской литературе». Оно имеет много значений в Священном Писании и в сочинениях святых отцов. Как замечает профессор Христос Яннарас,

«семьдесят толковников Ветхого Завета использовали слово ψυλή для перевода еврейского термина nephesch, имеющего много значений. Этим словом именуется все живое, всякое животное, хотя в Писании оно обычно употребляется применительно к человеку и обозначает способ проявления в нем жизни. Оно относится не к одной лишь духовной составляющей человеческого существа, в противоположность материальной, но обозначает человека как целое, как уникальную живую ипостась. Душа не просто обитает в теле, но выражает себя через тело, ибо оно, так же как и плоть или сердце, соотносится с нашим «я», с образом нашего бытия. Душа – то же, что и «человек», «некто». «.

Душа – не причина жизни, но скорее ее носитель.

Душа – это жизнь, присутствующая в каждом создании, например в растениях и животных; душа – это и жизнь, которая присутствует в человеке. Это и каждый человек, обладающий жизнью, и та жизнь, которая выражается через духовную часть нашей личности. Это и сама духовная составляющая нашей личности. Многозначность термина «душа» приводит к неясности во многих вопросах.

Ниже мы постараемся объяснить некоторые значения этого термина на основании новозаветных текстов и сочинений отцов Церкви.

Господь и святые апостолы употребляют слово «душа» в значении «жизнь». Ангел Господень сказал Иосифу, обручнику Пресвятой Богородицы: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца». Господь, описывая Самого Себя как доброго пастыря, говорит: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь (την ψυλήν) свою за овец. ». Кроме того, апостол Павел пишет о Прискилле и Акиле: «. которые голову свою полагали за мою душу». Во всех этих трех случаях термин «душа» означает «жизнь».

Как мы уже сказали, это слово используется и для обозначения духовной части нашей личности. В подтверждение этой точки зрения приведем несколько мест из Священного Писания. Господь сказал Своим ученикам: «. не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто[41] может и душу и тело погубить в геенне». Люди не могут убить душу, в то время как диавол в состоянии сделать это. Здесь имеется в виду, что мертвой является душа, не имеющая Святого Духа. Диавол – это мертвый дух, поскольку он не является причастником Бога. Он передает свое омертвение и тем, кто сочетается с ним. Хотя диавол и является живым существом, однако не существует в Боге. А в притче о безумном богаче Господь говорит этому последнему: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил»?».

Различие между душою как духовной составляющей человеческой личности, которая по природе является смертной, но по благодати – бессмертной, и жизнью ясна и из другого поучения Христа: «. ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее». В первом случае Господь использует термин «душа» для обозначения духовной составляющей нашей личности, а во втором – имеет в виду жизнь. Апостол Павел желает Фессалоникийцам: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». Речь здесь идет не о так называемой трисоставности человека: под термином «душа» апостол подразумевает благодать Божию – дар, который получает душа. Но как бы то ни было, сейчас для нас существенно то, что существует различие между душою и телом. А евангелист Иоанн пишет в Апокалипсисе: «. я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели». Тело убито, но душа пребывает рядом с Богом и даже беседует с Ним, как сообщает далее евангелист.

Кроме того, слово «душа» используется для обозначения всего человека. Апостол Павел советует: «Всякая душа да будет покорна высшим властям. ».

Полагаю, что из этого небольшого анализа становится ясной многозначность термина «душа» в Священном Писании. Ведь под ним может подразумеваться и весь человек, и духовная составляющая его личности, и жизнь, пребывающая в человеке, растениях и животных, во всем, что причащается животворящей энергии (ενέργείας) Божией. Святитель Григорий Палама, говоря о нетварном свете, который дается богоносной душе «живущим в ней Богом», указывает, что это именно энергия, а не сущность Бога, и что энергия Его зовется светом так же, как и сущность. То же самое относится и к душе. Душою называется и духовная, и биологическая жизнь:

«Как от души рождается жизнь в одушевленном теле и мы называем эту жизнь тоже душой, хотя знаем, что живущая в нас и дающая жизнь душа есть что-то отличное от жизни тела, так в богоносной душе рождается свет от вселившегося в нее Бога».

Мы поместили здесь это высказывание святителя, чтобы стало ясным: отцы хорошо знают, что термин «душа» применяется не только к духовной составляющей нашей личности, но и к самой этой жизни, а также и то, что между первым и вторым значениями существует большая разница. Однако это мы яснее увидим ниже, когда разберем вопрос о различии между душою человека и животных.

Пытаясь дать некое определение души в духовном смысле, как духовной части человеческой личности, мы можем сослаться на преподобного Иоанна Дамаскина, который говорит:

«Итак, душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная и разумом, и умом, не имеющая формы, пользующаяся снабженным органами телом и доставляющая этому телу жизнь и приращение. независимая и одаренная способностью желания, также и способностью действования, изменчивая, то есть обладающая слишком изменчивой волею, потому что она – и сотворенна, получившая все это естественно от благодати Сотворившего ее, от которой она получила и то, что существовала, и то, что была таковою по природе».

Душа наша проста и блага, «ибо такою создана от благаго Владыки своего».

Почти такое же, как у Иоанна Дамаскина, определение дает и святитель Григорий Нисский, писавший, разумеется, ранее первого:

«Душа есть сущность рожденная, сущность живая, обладающая умом; через нее органическое и чувственное тело получает способность жить и воспринимать чувственные вещи, доколе существует естество, способное к такому восприятию».

Святитель Григорий Палама, объясняя слова апостола Павла «первый человек Адам стал душою живущею», говорит, что слово «живая» в применении к душе означает «вечно живая, бессмертная, или, что то же самое, разумная, – ибо все бессмертное разумно, – и не только это, но и наделенная божественной благодатью. Ибо такова поистине живая душа».

Говорят, что душа является бессмертной. Нам хорошо известно, что по своему происхождению это представление о бессмертии не является христианским, однако христиане приняли его с некоторыми ограничениями и некоторыми непременными условиями. Характерны слова профессора Иоанна Зизиуласа:

«Идея бессмертия души, не будучи по происхождению христианской, вошла в церковное предание, став источником образов даже для нашей типографии. Никто не сможет отрицать ее, оставаясь на почве Церкви с ее богослужением. Церковь приняла платоновскую идею не без некоторых ограничений и условий. К этим условиям в числе прочего относятся три принципиально важных обстоятельства. Одно из них заключается в том, что души не существуют от века, но являются созданными. Второе – что душу ни в коем случае не следует отождествлять с человеком. Душа человека – это не сам человек; одно дело – душа, и совсем другое – человек, духовно-телесное существо. И третье, самое существенное, состоит в том, что бессмертие человека зиждется не на бессмертии души, но на воскресении Христовом и будущем воскресении тел».

Выше мы обратили внимание на то, что человеческая душа бессмертна по благодати, а не по природе. Кроме того, следует подчеркнуть, что бессмертие человека в отеческом православном предании – это не загробная жизнь души, но преодоление смерти с помощью благодати Христовой. Именно жизнь во Христе делает человека бессмертным, поскольку без нее нам грозит омертвение, в то время как благодать Христова дает жизнь душе.

Указав некоторые элементы, составляющие определение души, нам следует на некоторое время перейти к теме ее создания. Душа является тварной, поскольку она была создана Богом. Главным источником наших сведений об этом служит откровение, данное Моисею: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Здесь для нас описывается создание души человека. Объясняя это место, святитель Иоанн Златоуст говорит, что его необходимо рассматривать «очами веры», ибо так сказано «по великому снисхождению к нашей немощи». «Самое выражение „создал Бог человека и вдунул“ недостойно Бога, но божественное Писание так повествует об этом ради нас и нашей немощи, снисходя к нам, чтобы мы, удостоившись такого снисхождения, могли взойти на высоту (истинного понятия)». Способ, которым Бог создал человеческое тело и сделал его душою живою, так описывается в божественном Писании по снисхождению, ради нашей собственной немощи.

Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что «то, что сказано о Боге телесным образом, сказано символически и имеет очень возвышенный смысл, ибо божество – просто и не имеет формы». Поскольку же Писание говорит, что Бог вдунул в лице человека, давайте посмотрим, какое толкование дает Иоанн Дамаскин относительно уст Божиих: «Уста же и речь – то, что изъясняет Его волю, вследствие того что у нас заключающиеся в сердце помышления показываются через посредство уст и речи». Разумеется, одно дело – уста, и другое – дуновение, однако я привожу это место как свидетельство, поскольку между ними существует связь и взаимная зависимость. Вообще, как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, «все то, что телесным образом сказано о Боге, имеет некоторый сокровенный смысл, посредством того, что бывает с нами, научающий тому, что выше нас, если не сказано чего-либо о телесном пришествии Бога Слова».

Итак, душа, как и тело, есть творение Божие.

Святитель Иоанн Златоуст, объясняя это дуновение Божие, говорит, что предположение, будто дуновение Бога было душою, душа же была передана от сущности Божией через рот Адама, «исполнено не только невежества, но и бессмыслицы». Ведь если бы это было правдой, то душа не была бы в одном человеке мудрой, а в другом – глупой и неразумной; в одном – праведной, а в другом – неправедной. Сущность Бога «не разделяется и не изменяется, но пребывает неизменной». Следовательно, дуновение Бога было «действием Святого Духа». Как Христос сказал «примите Духа Святаго», так и божественное дуновение, «называемое так по-человечески, есть поклоняемый и Святой Дух». Согласно словам святителя, душа – это не частица Бога, но действие Пресвятого Духа, Который сотворил и создал душу, однако сам не стал ею.

«Изойдя, этот Дух не сделался душою, но сотворил душу; не сам преложился в душу, но создал ее. Ибо Дух Святой созидателен, и он принимает участие и в создании тела, и в создании души. Ведь Отец, Сын и Дух Святой божественной силою творят создание».

Другое важное обстоятельство, выделяемое святыми отцами, заключается в том, что тело не может существовать без души, равно как и душа без тела. Создавая тело, Бог тотчас же создает и душу. Преподобный Анастасий Синаит пишет: «Ибо не было ни тела прежде души, ни души прежде тела». А преподобный Иоанн Дамаскин, возражая Оригену, афористично подчеркивает, что «тело и душа сотворены в одно время, а не так, как пустословит Ориген, что одна прежде, а другое после».

Душа не существовала прежде создания тела, но создается вместе с ним: «Ибо Он не ставит душу до или после тела, но вместе с его возникновением создается и она».

Человек создан по образу Божию. Конечно, этот образ относится не к телу, но прежде всего и главным образом к душе. В человеке образ Божий сильнее, нежели у ангелов, поскольку, как мы увидим, человеческая душа оживотворяет соединенное с нею тело. Вообще можно сказать, что душа – это образ Божий. И подобно тому как Бог триедин: Ум, Разум (Логос) и Дух, так и человеческая душа обладает тремя силами: умом, разумом и духом, Во всей природе существуют «образные отражения» Святой Троицы, однако наиболее очевидны они в человеке. Святитель Григорий Палама, говоря о крещении Христа в реке Иордан и объясняя, по какой причине «при творении и при воссоздании человека является тайна Святой Троицы», отвечает на этот вопрос так: «Не только потому, что он единственный на земле является таинником и поклонником Ее, но и по той причине, что он единственный – по образу Ее. Потому что чувственные и бессловесные твари животного мира имеют в себе только дух жизни, да и тот сам по себе не в силах существовать, совершенно же лишены они ума и разума». Ангелы же и архангелы, будучи духовными и разумными, обладают умом и разумом, «но не имеют в себе животворящего духа, а поэтому и телом не обладают, которое получает жизнь от сего животворящего духа». Итак, поскольку у человека есть ум, разум и животворящий дух, дающий жизнь сопряженному с ним телу, человек – «единственный, созданный по образу Триипостасного Естества».

То же самое учение святитель Григорий Палама излагает в своих «Естественных и богословских главах». Человек подобен Триединому Богу, Который есть Ум, Разум и Дух. Дух, оживотворяющий тело, – это «умное рачение (любовь – ред.) людей», «происходящее от ума и принадлежащее разуму; оно пребывает в разуме и уме, а разум и ум – в нем». Духовное же и разумное ангельское естество, хотя оно и обладает умом, разумом и духом, однако «не имеет и этого животворящего духа». Как мы заметили выше, слова «по образу» относятся в первую очередь к душе. Но, поскольку тело приобретает жизнь благодаря духу, образ этот в человеке сильнее, нежели в ангелах.

Святитель Григорий находит между образом Божиим в человеке и в ангелах и другое различие. Известно его учение о том, что в Боге следует различать сущность и энергию, которые соединены, будучи раздельными, и разделяются, будучи соединенными. Такова тайна нераздельного разделения сущности и энергии. Человек не может быть причастником сущности Божией, но может причаститься Его энергий. Поскольку же человек создан по образу Божию, святитель перенес учение о сущности и энергии и на человека. Таким образом, душа нераздельно разделяется на сущность и энергию.

Сравнивая душу животных с человеческой душой, святитель говорит, что животные имеют душу как энергию, но не как сущность. Душа каждого бессловесного животного – это жизнь «его одушевленного тела, и они (бессловесные – ред.) обладают этой жизнью не как сущностью, но как энергией, поскольку она (эта жизнь – ред.) пребывает в ином (т.е. теле. – Ред.), а не в ней (душе – ред.). Именно поэтому душа животных, обладающая только энергией, умирает вместе с телом. Напротив, человеческая душа – это не только энергия, но и сущность:

«Но он обладает жизнью не только как энергией, но и как сущностью, поскольку она (жизнь – ред.) живет в ней (в душе – ред.)». Поэтому, когда тело гибнет, она не распадается вместе с ним, но пребывает бессмертной. Разумная и умная душа является сложной, но, «сама пребывая в ином (т.е. теле – ред.), не может вносить [в него] сложность».

Преподобный Максим Исповедник в своем учении указывает, что душа обладает тремя силами: 1) питательной; 2) воображательной и побудительной; 3) разумной и умной. «Одной первой причастны растения; второй вместе с первою – бессловесные животные, третьей же вместе с двумя первыми – люди». Это свидетельствует о том, что человек в сравнении с бессловесными животными обладает великим достоинством. Кроме того, все сказанное делает понятной и разницу между человеком и ангелами. Поэтому Христос, вочеловечившись, принял тело человека, а не ангела; Он не Богоангел, а Богочеловек.

Сказанное дает нам возможность рассмотреть и состав души. Мы не собираемся говорить об этом предмете подробно, но изложим те необходимые сведения, которые связаны с основной темой нашего исследования.

Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что душа разумна и духовна. Бог дал «душу. одаренную разумом и умом (λογικήν και νοεράν). посредством Своего дуновения». Основополагающее учение святых отцов заключается в том, что ум и разум (λογική) – это два параллельных вида деятельности души. Святитель Григорий Палама, указывая, что душа создана по образу Божию, а Святая Троица есть Ум, Разум и Дух, говорит, что душа, создаваемая Богом по Его образу, «умна, разумна и духовна». Поэтому ей надлежит сохранять свой чин: всецело возноситься к Богу и видеть только Бога, украшая себя непрестанной памятью, созерцанием и самою горячей и пламенной любовью к Нему.

Душу раздирают страсти и грехи, поэтому ее необходимо сделать единой, принося Богу. Соединение сил души достигается многими способами, и главным образом исполнением слова Христа. Феолипт, митрополит Филадельфийский, подчеркивает прежде всего значение молитвы.

«И чистая молитва, соединив в себе ум, разум и дух, разумом имя Божие призывает, умом воззревает без парения к призываемому Богу, духом являет сокрушение, смирение, любовь – и таким образом преклоняет к себе безначальную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, Единого Бога».

Разумом мы непрерывно повторяем имя Христово, умом без парения устремляемся к Богу и благодаря духу испытываем сокрушение, смирение и любовь.

Таким образом, три силы души соединяются и приносятся Святой Троице. Так достигается исцеление души, о котором мы поговорим подробнее в другой связи. Разрыв душевных сил способствует развитию болезни, объединение же – исцелению.

Никита Стифат подразделяет душу на три части, но останавливается главным образом на двух: разумной (τό λογικόν) и страстной. Разумное незримо и «неопределимо чувствами, яко вне и внутрь их бывающее». Говоря «разумное», преподобный, как мне кажется, подразумевает ум человека. Ниже мы проведем различение между разумным началом (του λογικόυ) и умом, однако здесь следует подчеркнуть, что ум связан с Богом и принимает энергии Бога; в нем открывается Бог; разум же, как действие, – это та способность, которая формулирует и выражает опыт ума. Страстная часть души распадается на ощущения и страсти. Она называется страстной, «как в страстях и страданиях проявляющаяся».

Преподобный Григорий Синаит, анализируя силы души и описывая, что именно господствует в каждой из них, говорит, что в разумной части (λογική) действуют помыслы, «в раздражительной – зверские страсти, в вожделевательной – скотские похоти, в уме – мечтательные воображения, в рассудке (διανοιαητικόν) – мысли».

Тот же святой указывает, что «когда душа чрез дуновение создана была разумною и умною (λογική και νοερά), тогда вместе с нею Бог не создал ярости и похоти скотской, но одну силу желательную вложил в нее и мужество к исполнению желаний». Душа «не получила вместе с бытием похоти и гнева» Все это пришло как результат греха.

Мы не говорим о составных частях души подробнее, поскольку соответствующие вопросы разбираются в четвертой главе, где идет речь о страстях. Здесь же следовало сказать лишь немногое, поскольку речь идет собственно о душе.

Конечно, существует некая связь и сопряженность души с телом. Но что это за связь и какова ее степень? Об этом предмете нам надлежит сказать здесь.

Человек состоит из тела и души, причем каждый из этих элементов сам по себе не составляет человека. Святой Иустин, философ и мученик, говорит, что душа сама по себе не есть человек, но зовется «человеческой душою». Точно так же и тело называется не человеком, но «человеческим телом».

«Итак, если ни то, ни другое из двух само по себе не является человеком, человеком же называется то, что составляется из них обоих, а Бог призвал к жизни и воскресению человека, то не часть его призвал, но всего целиком, то есть и душу, и тело».

Душа, как мы отметили, создана вместе с телом. Эмбрион «приобретает душу при зачатии». Душа создается в момент зачатия, и «после того душа действует столько же, сколько и плоть; ибо вместе с ростом тела и она проявляет свою деятельность».

Между душою и телом существует четкое различие, поскольку «душа будет не телом, но бестелесною». Тем не менее совершенно невозможно, чтобы душа или тело оказались существующими или были так названы вне всякой связи и зависимости друг от друга. «Ибо связь неразрывна».

Древние философы считали, что душа находится в какой-то определенной части тела, тело является темницей души, и ее спасение заключается в освобождении от тела. Святые отцы учат, что душа разлита по всему телу. Святитель Григорий Палама говорит, что ангелы и душа, будучи бестелесными существами, «не находятся в определенном месте, но не находятся и повсюду». Душа, которой принадлежит тело, созданное вместе с нею, «находится по всему телу, а не в одном месте, и не она содержится в нем, но сама владеет им, содержит в себе и оживляет его, имея и его по образу Божию».

Тот же святой, зная о том, что одни богословы (эллинствующие) размещают душу в мозгу, как в некоем акрополе, другие же (иудействующие) «отводят ей вместилищем глубочайшее средоточие сердца, очищенное от душевного духа», говорит, что, как нам точно известно, разумная сила (το λογιστικόν) находится в сердце, но не как в сосуде, поскольку она бестелесна, и не за его пределами, поскольку она соединена с ним. По словам святителя Григория, сердце – это владычественный орган, престол благодати. Там пребывает ум и все помыслы души. Святитель утверждает, что это учение мы приняли от Самого Христа, Создателя человека. Он напоминает слово Христа: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, по то, что выходит из уст, оскверняет человека», равно как и другое речение: «Ибо из сердца исходят злые помыслы». Святитель приводит также и высказывание святого Макария:

«Сердце правит всем составом человека, и если благодать овладеет пажитями сердца, она царит над всеми помыслами и телесными членами; ведь и все помыслы души – в сердце».

Поэтому главная цель лечения заключается, по словам святителя, в том, чтобы вернуть «рассеянный по внешним ощущениям ум» из внешнего мира в сердце, эту «сокровищницу помыслов» и «первый телесный разумный орган».

Мы вернемся к этому вопросу в дальнейшем, но здесь хотели бы подчеркнуть главным образом то, что душа, согласно учению святых отцов, распоряжается телом и использует в качестве своего органа сердце. Она составляет единое целое с телом, не будучи для него чем-то чуждым. Немесий Эмесский учит, что душа, «будучи бестелесной и не ограниченная местом, проходит вся через все и проникает своим светом все тело; нет освещенной части, в которой она не присутствовала бы целиком». Несмотря на это, «душа, соединившись с телом, остается совершенно неслитной».

Душа приводит в движение тело и распоряжается им и всеми его членами. Согласно учению Православной Церкви, Бог управляет миром лично, без тварных посредников, но с помощью Своей нетварной энергии. Таким образом, как Бог управляет природой, точно так же и «душа движет члены тела и направляет каждый из них к свойственному ему действию». Следовательно, «как дело Божие – управлять миром, так дело души – править телом».

Святитель Григорий Палама, подробно рассматривавший связь между душою и телом, говорит, что к душе относится то же, что и к Богу. В душе неизменно содержатся «все промыслительные силы тела». И даже если некоторые члены тела терпят ущерб, «если будут вынуты глаза и оглохнут уши», число промыслительных сил тела не становится меньше. Душа не сводится к этим промыслительным силам, но обладает ими. Несмотря на присутствие в ней промыслительных сил, душа «едина, проста и несложна», а не «множественна и сложна».

Очень характерно, что здесь святитель сопоставляет душу в ее отношении к телу и Бога в его отношении ко всей твари. Бог управляет миром при помощи Своих промыслительных сил. Бог обладал промыслительными силами еще до того, как был создан мир. Кроме того, Он многосилен и всесилен, но единство и простота Божий не нарушаются из-за наличия у Него сил (там же). Отсюда ясно видно, что душа создана «по образу Божию». Все, что относится к Богу, по аналогии может быть отнесено и к человеческой душе.

Святитель Григорий Нисский говорит, что душа бесплотна и бестелесна, она «действует и двигается по своей природе и проявляет свои движения через телесные органы». Тот же святой в афористичной форме учит, что не тело обладает душой, но она сама обладает телом. Она не пребывает в теле как в сосуде или мешке, но, скорее, тело пребывает в ней, и «нет части, освещенной ею, в которой она не присутствовала бы целиком».

Основной вывод относительно связи души с телом заключается в том, что душа находится во всем теле, и нет такой части человеческого тела, в которой не присутствовала бы душа; сердце – это главная разумная сокровищница души, там находится ее центр, но не как в сосуде, а как в некоем органе, который управляет всем телом; хотя душа и отлична от тела, но все же теснейшим образом связана с ним.

Все сказанное имеет самое непосредственное отношение к предмету данного исследования. Ибо мы не поймем, в чем состоит падение и немощь души, если не будем точно знать, что такое душа и каким образом она соединена с телом.

Душа человека. Что такое Душа с точки зрения эзотерики и философии

Содержание статьи:

Что такое Душа человека и в чем ее суть, ищут многие, как философы, так и ученые. Но, наиболее предпочтительны в этом вопросе − эзотерические знания, которые отличаются от традиционных методов научного исследования.

Каждая религия признает существование Души, однако, у каждой из них свое понятие о ней.

Люди много знают о Душе и даже придали ей совершенно конкретные характеристики: широкой Души человек или наоборот, слабая она или сильная, она болит и её можно врачевать, можно к ней прикоснуться, а можно разрушить. Она может умереть и возродиться. В народе существует такое понятие: «загадочная русская Душа» или например, − у него «добрая Душа», эти понятия иногда подсознательно вырываются из уст человека.

Душа человека, что это такое с точки зрения эзотерики?

Современные эзотерики предлагают свою версию. Для более глубокого понимания давайте дадим несколько определений:

Душа человека − это информационная структура, инсталлированный «пакет» высших чувств и законов, делающими нас людьми, а не роботами с холодным рассудком, некое хранилище жизненной энергии (Света Божьего).

Душа человека − это энергия, это некоторая часть сознания Бога (Творца, Высшего Разума), это сама жизнь, продолжающаяся, изменяющаяся, трансформирующаяся. Она бессмертна и неделима.

Предположение. Предполагается, что когда человек развивает свою душу, он развивает сознание Бога, тем самым приближаясь и воссоединяясь с ним. Связь между сознанием Бога и душой человека никогда не разрывается. Конечная цель человека − это достичь просветления и соединиться со своим божеством, соединиться настолько, чтобы стать им же, то есть − вернуться к своему первоисточнику. И это предположение недалеко от истины.

Душа − это вы и есть внутри себя. Человек думает и чувствует внутри себя таким, какой он есть, но выразить это словами не может, боится, что его не поймут другие. Именно она определяет человека как личность.

Она источник вечной жизни, она её смысл. Именно Душа мотивирует человека развиваться, не останавливаться на достигнутом, искать новые способы функционирования и воспроизводит сама себя, создавая таким образом абсолютную самоподдерживающую систему жизни. Жизнь в теле, Душе необходима для ускоренного развития, которое может ускоряться в сотни раз.


Очертания (характеристики) Души

Душа − это энергия в виде небольшого шара, диаметром от 30 до 150 мм., состоит из 12 чакр, имеет очень сложное энергетическое строение. Эта энергия состоит из невидимых серебристых ниточек, в центре которой находится светящаяся точка.

Американские ученые серией опытов установили, что в момент смерти человек сразу теряет в весе от 3 до 7 грамм. Поэтому можно сделать вывод, что «вес» Души составляет 3-10 граммов. Такое понятие как «большая Душа» можно воспринимать буквально.

Ученые также обнаружили при помощи специальной, чувствительной аппаратуры, что в момент смерти человека (отделение Души от тела) происходит значительный скачок энергии. Многие ученые признают факт существования человеческой Души.

Душа − создаётся Богом (Высшим Разумом, Творцом). Душу человека можно определить как высшую сущность, данность, которая не может существовать без временного физического пристанища, и, с завершением круга человеческой жизни, неизбежно находит себе новое воплощение для дальнейшего развития и трансформации прежнего накопленного опыта.

По своей природе Душа:

  • Светлая и чистая, состоит из светлых божественных энергий;
  • на Земле развивается ускоренно, через физическое тело, по сравнению с тонким миром (намного медленнее);
  • имеет безграничный потенциал для развития т.е. в Душе потенциально заложены большие возможности и даны ей для реализации своего предназначения.

Можно даже сказать, что Душа — это космическая субстанция, которая то соединяется с физическим телом, то вновь разъединяется, чтобы суммировать всё разнообразие мыслей, изменений, опыта, накопления знаний и выйти на новый уровень энергии и самовоспроизводящейся жизни. Чистота Души определяется тем, какого опыта больше – светлого или темного.

Здесь присутствует отождествление физического образа человека с Душой, населяющей его в данной жизни. Уже упоминалось о том, что Душа не всесильна и использует материальную оболочку тела временно, потому что, в нашем измерении не может она существовать и развиваться, как чистое сознание.

Ей требуется постоянный поиск, движение, развитие, поэтому и привязана к телу, которое выбрала для этих целей. Но она не определяет вектор этого движения, она может лишь пытаться его направить и дать возможность выбора. Кроме Души есть мысли, намерения, стремление к комфорту и занятию благополучного статуса, согласно нормам, принятым в данном обществе.

И не в каждом теле Душа может полноценно жить и развиваться. Для полноценного духовного развития нужно учиться «слышать» свою Душу, прислушиваться к своему внутреннему голосу (интуиция) − иметь с Ней связь. Таким образом, Духовный путь развития важен для каждого из нас и не возможен без реального познания себя (своего внутреннего мира чувств и мыслей).

Что такое Духовный путь развития, читайте здесь>>

Что такое Душа человека с точки зрения философии?

Древние философы поначалу рассматривали Душу человека как физическую субстанцию, состоящую из огненных атомов, которые приводятся в действие другими атомами, исходящими из внешних материальных предметов. Дальнейшие философские размышления закрепили понятие о Душе, как о чём-то эфирном, не зависящем от физического существования. Меж тем, подчёркивалась несомненная связь телесного с духовным.

Душа вселяется в тело человека для поиска нового опыта и дальнейшего совершенствования, но иногда попадает в физический плен и понижает своё стремление к развитию из-за бытовых, повседневных, жизненных потребностей, обуревающих тело. Некоторые из философов придали ей три способности: 1-познание, 2-разум, 3-воля.

Определение понятия души человека с научной точки зрения

Несмотря на то что почти каждый сталкивался с понятием души, это слово является крайне сложным и до конца не понятым. Нередко происходит путаница на семантическом уровне. Например, в древнегреческом языке это слово имеет несколько другое значение, чем в христианстве. Нематериальная тонкая субстанция зачастую противопоставляется грубому материальному телу.

Общее определение души

Этимология этого слова довольно многозначна.

Происхождение берет начало от старославянского слова «доуша». По всем религиозным учениям и некоторым философским теориям она определяется как бессмертная нематериальная или невидимая, неощутимая субстанция, сущность человека.

В ней выражено божественное начало, жизненная сила, личность и сознание, а также способности человека: мышление, чувства и сила воли. Без неё тело не может жить.

По толковому словарю Ушакова существует несколько определений:

  • религия и идеалистическая философия — бестелесная бессмертная сущность, концентрирующая в себе жизненную силу, во время смерти эта нематериальная сущность покидает тело;
  • психология — набор происходящих в мозге психических процессов, мысли и переживания человека;
  • повседневная жизнь — внутренний мир человека.

Библейский смысл понятия

В современном мире большая часть населения воспринимает слово «душа» скорее в платоновском смысле. Люди представляют её нематериальной частью физического тела. Понимание её как некой тонкой субстанции не совсем точно отображает библейский смысл.

На еврейском языке этим словом обозначалось абсолютно любое живое существо. Она не обитает в человеке, не вселяется и не улетает, но является человеком в широком понимании.

Душа — не исток и не причина человеческой жизни, а, скорее, признак жизни. В Ветхом Завете она ассоциировалась с кровью. В Новом Завете она стала символом вечной жизни.

Святые отцы объясняли душу и тело как различные, не связанные между собой формы проявления божьего образа в человеке. Существуют также различные понятия души и духа. В православии дух — это жизненная сила. Его можно сравнить с электрической энергией, заставляющей работать электроприборы.

Научное мнение

Несмотря на то что для многих верующих людей существование души не вызывает сомнений, до сих пор непонятно, где находится душа в теле человека, из чего состоит и как выглядит. Вопрос о существовании души для научного сообщества остается открытым.

Современная наука крайне скептично относится к существованию души по причине невозможности зафиксировать нематериальную субстанцию и её влияние на материальный мир.

Если явление, которое мы хотим изучить, существует в реальности, мы можем его изучить. Но нет научных доказательств существования души, как и прочих нематериальных сущностей. Зато есть причины полагать, что ее не существует.

Функции, приписываемые верующими некой неизмеримой, непостижимой и несуществующей субстанции, полностью лежат на головном мозге и других частях центральной нервной системы. Сознание, мышление, чувства, эмоции и другие психические процессы — это продукты нашего мозга.

Сознание — это биологический феномен, обусловленный нейрохимическими процессами в мозге. Все аспекты нашей психики (даже мораль) имеют материальную основу, что подтверждается самыми современными исследованиями мозга.

Таким образом, нет никаких оснований полагать, что после биологической смерти мозга наше сознание или какая-либо его часть продолжит существовать.

В поисках материальных доказательств

В конце XIX века на Геттингенском физиологическом конгрессе выступил известный учёный Рудольф Вагнер. Он выдвинул интересную гипотезу о возможности существования некой «субстанции души». Впрочем, это выступление не имело каких-либо значимых последствий в научном сообществе.

В начале XX века в 1901 году в Америке некий врач Дункан Макдугалл решил взвесить невидимую сущность на вполне материальных рычажных весах. Заручившись согласием умирающих пациентов, он измерял колебания веса человека в момент смерти. В пяти случаях из шести было зафиксировано уменьшение веса на 15−35 г.

После публикации результатов и описания своих исследований, Макдугалл подвергся критике, его даже обвинили в некорректности экспериментов и явном мошенничестве. Потеря веса объяснялась обычным усилением потоотделения в момент смерти. На сегодняшний день сделанные им эксперименты не имеют ни малейшей научной ценности.

Таким образом, ни одного подтверждённого материального проявления до сегодняшнего дня так и не было найдено. Пока что остаётся неизвестно, как выглядит она на самом деле и какие у неё свойства.

Народные и религиозные поверья

Существует множество народных и религиозных поверий, мифов и обрядов, связанных с нематериальной сущностью человека.

Вот некоторые из них:

  • Неприкаянные души. Если душа по каким-либо причинам не смогла покинуть земной мир, она обречена на долгие скитания среди живых людей. Бывает, что она приходит на службу к нечистой силе, пугает и мучает близких людей своим появлением в кошмарных снах и наяву.​
  • Душа сама выбирает родителей и тело. Существует немало мифов о том, как происходит этот выбор.
  • Обряд продажи души дьяволу. Свою бессмертную тонкую сущность при желании можно продать самому князю тьмы, попросив за неё любое материальное вознаграждение, которое можно получить здесь и сейчас. После смерти человека, подписавшего договор, дьявол забирает его невидимую сущность на вечные муки в ад.
  • Согласно православным традициям, духовная сущность человека 40 дней находится на земле и проходит различные испытания бесами (мытарства), и лишь по истечении этого периода отправляется в высокий рай или глубокий ад.
  • В доме, где находится умерший, принято завешивать все зеркала. Считается, что зеркало может быть своеобразной ловушкой для души. Попав в него, она навсегда останется в Зазеркалье и даже может изредка появляться в зеркале.

Каждый человек самостоятельно принимает решение о том, верить ли в существование души. Однако на данный момент этот феномен не имеет никакого научного подтверждения.

Что такое душа человека с научной точки зрения?

Есть ли реально хоть какие-то доказательства существования души. Этими вопросами задавались и задаются многие. Что такое душа человека с научной точки зрения?

Даже Иосифа Виссарионыча Сталина, в свое время, интересовал этот вопрос. И он задал его однажды симферопольскому архиепископу Луке:

«Неужели вы, будучи известным и знаменитым врачом, верите в существование души?»

Врач ответил утвердительно и без тени всякого сомнения. На что Сталин возразил:

«Разве она была вами найдена во время операции в теле человека?»

Естественно, хирург ответил, что там он ее не находил… Это дало повод великому кормчему еще раз усомниться:

«Как же, в таком случае, можно верить, что душа существует?»

«А вы верите, Иосиф Виссарионович, например, в то, что у человека есть совесть. » — спросил, в свою очередь, Лука (он же Валентин Войно-Яснецкий) у собеседника.

Сталин замолчал, некоторое время думал, потом сказал: «Верю». Ответ знаменитого хирурга был поистине великолепен:

«Совести в телах больных, которых оперировал, я также не обнаружил».

Эту забавную историю можно цитировать, вспоминать, каким-то образом трактовать… но суть ее от этого не меняется. Факт остается фактом: далеко не все, что существует во Вселенной, можно увидеть или потрогать. Но от этого существование тонких материй не становится менее убедительным.

Тем не менее, независимо от самых разных существующих на эту тему взглядов, в мире есть и безусловные научные доказательства факта существования душевной субстанции, и в этом смысле ученым тайну человеческой души разгадать-таки удалось.

Что такое душа с научной точки зрения?

Существование души с точки зрения науки подтверждает ряд научных экспериментов и доказательств. То есть понятия наука и душа сегодня уже не столь несовместимые, какими они казалось многим раньше. И если прежде об этом размышляли все больше философы и религиозные деятели, то сегодня все чаще и чаще высказываются о душе и ученые.

Так например, профессором Коротковым из Санкт-Петербурга с помощью специальных приборов была зафиксирована аура умирающих людей и было доказано, что ее свечение длится даже после их смерти, лишь постепенно затухая и исчезая в пространстве. И только после этого тело умершего становилось некой неодушевленной плотью, вызывавшей ассоциацию предмета. То есть, очевидно, что наша энергетическая оболочка живет дольше, чем наш физический организм.

О том, что у каждого человека есть душа, доказал и ученый из Барнаула Павел Гуськов. Что же такое душа с научной точки зрения по Гуськову, например?

  • Во-первых, у каждого человека, — считает он, — душа неповторима так же, как и отпечатки его пальцев.
  • Во-вторых, в результате серии экспериментов и метода материализации души, которые были проведены его научной группой, выяснилось, что в нашем теле присутствует и некая энергоинформационная субстанция.

Как ни удивительно, ученому удалось ее выявить с помощью присутствия рядом с человеком обычной воды, которая, как оказалось, способна менять свою структуру при записи разного рода информации. Опыты выглядели следующим образом: возле того или иного человека на некоторое время помещалась очищенная от разного рода энергетического влияния другой природы вода, после чего исследовалась ее структура.

Проведенные подобные эксперименты с участием сверхточных измерительных приборов тысячи раз показали, что в каждом случае, в зависимости от того, рядом с кем из испытуемых стояла емкость с водой, в ее структуре происходими те или иные изменения. Причем, если испытуемым оказывался один и тот же человек дважды — эта структура повторялась.

Другие ученые о существовании души

Существует ли душа с научной точки зрения? Во всяком случае, научные доказательства факта существования души существуют. Их много и их можно проследить. В принципе, их результат, с точки зрения науки, подтверждает, что природа сознания как такового нематериальна.

Это отмечал создатель квантовой механики и лауреат Нобелевской премии Э.Шредингер уже в двадцатом веке. Он говорил, что природа связи сознания с физическими процессами лежит в стороне от науки и за пределами человеческого понимания.

Российский академик П.К. Анохин также утверждал, что ни одну из мыслительных операций, которые мы обычно приписываем разуму, ученым до сих пор так и не удалось связать напрямую с какой-либо частью нашего мозга. И вообще:

психика не является по своей сущности функцией мозга как таковой. Она являет собой проявление совсем каких-то иных — нематериальных — духовных сил.

Это ли не есть еще одно доказательство существования души.

Факт существования души подтверждается

самыми разными учеными и их многочисленными научными исследованиями. Так например, известны и результаты четырехлетних опытов, проводившихся немецкими медиками и психологами. На примере пребывания в состоянии клинической смерти около тысячи человек испытуемых, научной группой доктора Бертольда Аккермана в Берлинском техническом университете было собрано множество свидетельств о характере послесмертного состояния людей.

И все эти люди, независимо от взглядов своих конфессий, — а для опытов подбирали самых разных их представителей, от атеистов до христиан, иудеев, мусульман… — все они после своего возвращения в мир (а отсутствовали они в нем под наблюдением ученых от сорока минут до часа) свидетельствовали об одном и том же: о своем ощущении покидания телесной оболочки, об ощущении безопасности, спокойствия и тепла; все помнили состояние левитации и образ яркого света…

Я понимаю, что итоги наших научных исследований на базе этого медицинского эксперимента могут противоречить убеждениям большинства, — заметил позже Аккерман, — но в результате мы получили искомый ответ: вечная душа есть. Так же, как и есть некая другая жизнь после нашей смерти.

Аналогичные итоги похожих экспериментов уже в Англии подтвердили Питер Фенвик и Сэм Парния из института психиатрии Лондона. Они также изучили состояние пациентов, которым удалось возвратиться к жизни после того, как остановилось их сердце. Было установлено, что некоторыми из этих пациентов абсолютно точно передавались, например, разговоры медперсонала в момент, когда сами эти люди находились в состоянии клинической смерти. Ими также во всей точности описывались некоторые происходившие в тот момент факты и события внешнего характера.

О бессмертии души как о научной проблеме

Об этом и прямо, и косвенно говорила академик, нейрофизиолог, профессор, доктор медицинских наук Наталья Бехтерева. Впервые из доклада всемирно известного ученого, профессора Джона Эккзла, также получившего Нобелевскую премию за свои исследования, она узнала о том, что

человеческий мозг, например, не создает и не продуцирует мысли самостоятельно: он их лишь воспринимает поступающими откуда-то извне, являясь, по сути, только их ретранслятором.

Это подтвердили впоследствии и ее собственные эксперименты: ученые из Петербурга (НИИ мозга) так и не смогли объяснить с научной точки зрения механику творческого, например, процесса. Оказалось, что сам мозг способен генерировать лишь элементарные мысли, такие, например, как — “размешать в стакане сахар” и что-либо в этом роде. Что же касается творческого процесса — то это проявления абсолютно иного качества и

как верующий человек,— высказала свое мнение Бехтерева, — я допускаю участие Всевышнего в управлении мыслительным процессом.

Жизнь после смерти есть

На международном симпозиуме «Жизнь после смерти: от веры к знанию», проходившем в начале двухтысячных в С.Петербурге, ученый А.В. Михеев обозначил некоторые важные научные позиции, которые были доказаны и подтверждены:

  1. Доказано существование так называемого тонкого тела, которое является носителем таких составляющих человеческого существа как самосознание, память, эмоции и внутренняя жизнь. Это тонкое тело является некой параллельной компонентой нашего тела физического, что и обеспечивает вышеобозначенные процессы. Физическое же тело — лишь посредник для их проявления в физическом мире.
  2. Научный эксперимент, в широком смысле этого слова, доказал: наша жизнь не оканчивается земной смертью, а продолжается и после. И это — естественный закон, распространяющийся на любого человеческого индивидуума.
  3. Предстоящая нам новая реальность состоит из большого количества различных уровней, которые различаются своими частотными характеристиками и их, в свою очередь, составляющими.
  4. Место, где окажется человеческая душа после смерти физическоо тела, определяется предстоящей настроенностью человека на определенный энергетический уровень, что является общим результатом его мыслей, чувств и поступков, сгенерированных в течение его земного пребывания. То есть, это можно сравнить со спектром электромагнитного излучения, что исходит от того или иного химического вещества и зависит, в конечнм итоге, от его состава.
  5. Такие общеизвестные понятия как рай и ад — всего лишь отражение двух возможных полярных посмертных состояний человеческой души.

В продолжение мысли о реальности и даже некоторого рода материальной составляющей нашей души можно еще раз упомянуть и о человеческой ауре. Долгое время ее существование, — как, впрочем, и всё вышеизложенное, — подвергалось сомнению. (Надо отметить, что во все времена, независимо от того, существуют или нет неопровержимо-научные доказательства того или иного явления, — всегда существовали, существуют и будут существовать люди, которые их отрицают). Но мы сейчас не о них.

А всего лишь, о том, — что под аурой человека понимается его вполне реальное биополе. И существуют уже высокочувствительные приборы, способные улавливать как это биополе, так и, собственно, — саму его ауру: светящиеся разноцветные световые лучи-отражения. При этом, — те или иные цвета ауры, степень ее плотности и даже направление ее лучей связаны с интенсивностью и характером нашего биополя и первопричиной того или иного его излучения: состоянием нашего организма, в том числе, и нашего психологического состояния.

Многие уже знают о том, что наше жизненное поведение способно как укрепить нашу ауру, а, следовательно, и состояние нашего здоровья, так и разрушить и наше биополе (что будет отражать излучение ауры), и наше здоровье в целом.

Очень важно поэтому следить как за своими мыслями, так и за своими действиями.

Источники:
  • http://www.rsd.in.ua/topic/990-%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%B0-%D1%81-%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8-%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%B8/
  • http://avisi.ru/dusha-cheloveka-chto-takoe-dusha-s-tochki-zreniya-ezoteriki-i-filosofii.html
  • http://molitva.guru/interesno-znat/opredelenie-ponyatiya-dushi-cheloveka-s-nauchnoj-tochki-zreniya.html
  • http://extranorm.pro/dushevnye-podrobnosti/chto-takoe-dusha-cheloveka-s-nauchnoi-tochki-zreniya
Читайте также:  Автомобили для людей с плохим зрением