Меню Рубрики

Биологическая точка зрения на формирование личности

У человеческой личности есть определенные черты, общие с другими людьми или присущие только ей. Постараемся раскрыть эти положения в данной главе.

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности, так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая что личность — это некоторый продукт, полностью формируемый ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: «Личность — целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и -включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения» (96, т. 2, с. 71) соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.

Для анализа возникновения и развития личностных черт paздeлим факторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт. Проанализируем влияние этих факторов на личность.

Биологическая наследственность. Кирпичный дом не может быть построен из камня или из бамбука, но из большого количества кирпичей можно построить дом множеством различных способов. Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.

В отличие от многих видов животных человеческое существо проявляет сексуальность во все времена года, что в большей или меньшей степени сказывается на деторождении. Ребенок рождается совершенно беспомощным и остается таким первые годы своей жизни. Подобные биологические факты закладывают основу социальной жизни людей. Кроме того, человек не имеет инстинкта моногамной сексуальной жизни, и в каждом обществе эта особенность проявляется по-разному, сказываясь на формировании института семьи и на воспитании детей. Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпера-Ментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Физическое окружение. Некоторые исследователи придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности. Известный социолог Питирим Сорокин в нескольких работах, опубликованных в 1928 г., обобщил теории многих ученых — от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до современного ему географа Эллиота Хантингтона, согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах. К этой группе ученых можно отнести также философа Г.В. Плеханова и историка Л.Н. Гумилева. Теории, разработанные этими исследователями, являются хорошей основой для оправдания этноцентрического, националистического сознания, однако не могут оправдать решающего влияния физического фактора на развитие личности. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.

Культура. Прежде всего, следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты, чем личность, воспитанная в христианской стране.

Американская исследовательница К. Дьюбойс (148, с. 3—5) назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, «модальной» (от взятого из статистики термина «мода», обозначающего величину, которая встречается наиболее часто в ряду или серии параметров объекта). Под модальной личностью Дьюбойс понимала наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Таким образом, в каждом обществе можно найти такие личности, которые воплощают средние общепринятые черты. Говорят о модальных личностях тогда, когда упоминают о «средних» американцах, англичанах или об «истинно» русских. Модальная личность воплощает в себе все те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Эти ценности в большей или меньшей степени содержатся в каждой личности данного общества.

Другими словами, каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Такие личностные образцы усваиваются, как правило, с детства. У равнинных индейцев Южной Америки социально одобряемым типом личности для взрослого мужчины был сильный, самоуверенный, воинственно настроенный человек. Им восхищались, его поведение вознаграждалось, и мальчики всегда стремились быть похожими на таких мужчин.

Каким же может быть социально одобряемый тип личности для нашего общества? Пожалуй, это личность социабельная, т.е. легко идущая на социальные контакты, готовая к сотрудничеству и обладающая при этом некоторыми агрессивными чертами (т.е. способная за себя постоять) и практической сметкой. Многие эти черты развиваются скрытно, внутри нас, и мы испытываем неудобство, если эти черты отсутствуют. Поэтому мы обучаем своих детей говорить «спасибо» и «пожалуйста» старшим, учим их не стесняться взрослого окружения, уметь постоять за себя.

Однако в сложных обществах очень трудно найти общепринятый тип личности из-за наличия в них большого числа субкультур. Наше. общество имеет много структурных подразделений: регионы, национальности, род занятий, возрастные категории и др. Каждое из этих подразделений имеет тенденцию к созданию собственной субкультуры с определенными личностными образцами. Эти образцы смешиваются с личностными образцами, присущими отдельным индивидам, и создаются смешанные личностные типы. Для изучения личностных типов различных субкультур следует изучать каждую структурную единицу отдельно, а затем учитывать влияние личностных образцов доминирующей культуры. Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако следует помнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

Формирование человеческой личности: как происходит и чем обуславливается

На сегодняшний день в психологии существует около пятидесяти теорий личности. Каждая из них рассматривает и по-своему трактует то, как происходит формирование личности. Но все они сходятся во мнении, что человек проживает этапы становления личности так, как не проживал никто до него, и не будет проживать ни один человек после.

Почему один человек любим, уважаем, успешен во всех сферах жизнедеятельности, а другой деградирует и становится несчастным? Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать факторы формирования личности, оказавшие влияние на жизнь конкретного человека. Важно как проходили этапы формирования личности, какие новые черты, качества, свойства и способности появлялись в течение жизни, учитывать роль семьи в формировании личности.

В психологии есть несколько определений этого понятия. Определение в философском смысле – это ценность, ради и благодаря которой развивается общество.

Самые общие из них: личность – это человек, рассматриваемый как система социально обусловленных психологических характеристик; совокупность качеств человека, которые он приобретает, общаясь и действуя в социокультурной среде.

Принято считать, что слово «личность» от латинского persona (или английского personality), но точнее переводить его как английское self – самость, Я сам.

Персона – маска, которую надевал актер древнегреческого театра, играя роль. Но личность – это не просто лицо, личина, которую «надевает» человек в обществе.

Человек проявляется в общественных связях и отношениях. Индивидуальные характеристики устойчивы и определяют значимые для индивида и его окружения поступки. Формирование личности – это длительный процесс, ее не «надевают» на себя, ею становятся.

Формирование человеческой личности

Процесс становления личности – это появление у индивида исторически сформировавшихся человеческих качеств. Какое качество в человеке проявится, зависит от нескольких факторов.

Факторы формирования личности:

  • Воспитание в детстве и самовоспитание в зрелости

Роль семьи в формировании личности трудно переоценить. Воспитательная функция – основная функция социального института семьи.

В полноценных и благополучных семьях вырастают гармонично развитые личности. Нерешенные детские проблемы становятся факторами, мешающими человеку развиваться. Ребенок учится быть членом общества, слушая и копируя родителей.

Дети копируют стили и модели поведения, роли, стратегии, привычный тип мышления и выражения чувств значимых взрослых. Ценности и идеалы, позитивные и негативные (например, тревожность и мнительность) качества бессознательно перенимаются от родителей.

Позже родительские наставления превращаются во «внутренний голос», формируются (или не формируются) такие моральные качества, как совесть, честь, нравственность и другие. Становясь взрослым, человек использует данные родителями знания о социально-одобряемом и приемлемом поведении и вырабатывает новые.

Люди разные, потому что нет ни одного человека с одинаковым набором генов. Часть особенностей и компонентов индивидуальности человек получает при рождении с набором генов.

Основные эмоции ребенок испытывает и умеет выражать уже с первых дней жизни, темперамент определен с рождения. Относительно фактора генетики роль семьи в формировании личности не менее важна, чем в воспитании. Генетически передаются некоторые психические заболевания.

Социальное влияние референтных (значимых) групп, близких, друзей, коллег и других людей из близкого окружения.

Каждое событие, происходящее с человеком, затрагивает его внутренний мир, особенно если это знаковое происшествие. Индивидуальный опыт может изменить ход и направление развития жизни. Человек воспитывает силу воли, характер, развивает способности, находит или теряет мотивацию под влиянием произошедших в его жизни событий.

На менталитет влияет окружающая среда и климат, в котором проживают представители той или иной народности. Менталитет можно обозначить как «характер» народа. Например, в южных странах люди, как правило, активные, эмоциональные, темпераментные.

Культура, нравственные ценности и мораль, распространенные в обществе, прививаются людям с рождения и направляют процесс формирования личности. В одних культурах люди более свободно, естественно и развязно ведут себя, в других культивируется сдержанность, необходимость строго придерживаться правил поведения.

Факторы формирования личности влияют на нее всякий раз, когда человек оказывается в новой социокультурной среде. Формирование личности, по сути, и есть череда вхождений человека в новую для него социальную общность и результат пребывания в ней. То, как формируется и проявляет себя индивидуальность в конкретной среде, зависит от успешности прохождения трех фаз развития.

Фазы становления личности:

Становление личности происходит за счет принятия ею норм и форм деятельности в социальной общности. Индивид стремится и в некоторой степени становится таким же, как и все остальные люди.

На втором этапе человек, осознавая, что он «как все», ищет, находит и проявляет свои индивидуальные особенности, активно стремится к персонализации.

Эта фаза определяет не только становление личности, но и развитие того общества, в котором человек действует. Индивид должен успешно согласовать свою индивидуальность с обществом, проявлять те свои уникальные отличительные качества, которые полезны для людей. Принося пользу обществу, человек развивается.

Если эти этапы становления личности не пройдены, наступает дезинтеграция, человек не принимается обществом. Его либо вытесняют, либо он сам изолируется от людей. Формирование личности при дезинтеграции останавливается и может повернуться вспять. Если человек возвращается на более ранние стадии своего развития, происходит его деградация.

Этапы развития

Способен к развитию активный и деятельный человек. Для каждого возрастного периода один из видов деятельности является ведущим.

Концепцию ведущей деятельности разработал советский психолог А.Н. Леонтьев, он же выделил основные этапы формирования личности. Позже его идеи развил Д.Б. Эльконин и другие ученые.

Ведущий вид деятельности – фактор развития и деятельность, которая определяет формирование основных психологических новообразований индивида на очередной ступени его развития.

«По Д. Б. Эльконину»

Этапы формирования личности по Д. Б. Эльконину и ведущий вид деятельности в каждой из них:

  • Младенческий возраст – непосредственное общение со взрослыми.
  • Ранее детство – предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок учится обращаться с простыми предметами.
  • Дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра. Ребенок в игровой форме примеряет взрослые социальные роли.
  • Младший школьный возраст – учебная деятельность.
  • Подростковый возраст – интимное общение со сверстниками.
Читайте также:  Клуб знакомств для инвалидов по зрению

«По Э. Эриксону»

Психологические периодизации развития индивидуальности разрабатывали и зарубежные психологи. Наиболее известной является периодизация, предложенная Э.Эриксоном. По Эриксону формирование личности происходит не только в юности, но и в глубокой старости.

Психосоциальные стадии развития – кризисные этапы становления личности индивида. Становление личности – это прохождение одного за другим психологических этапов развития. На каждом этапе происходит качественное преобразование внутреннего мира индивида. Новообразования каждого из этапов – следствие развития индивида на предыдущем этапе.

Новообразования могут быть как положительными, так и отрицательными качествами. Их сочетание определяет индивидуальность каждого человека. Эриксон описал две линии развития: нормальную и аномальную, в каждой из которой выделил и противопоставил психологические новообразования.

Кризисные этапы формирования личности по Э. Эриксону:

  • Первый год жизни человека – кризис доверия

В этот период особо важна роль семьи в формировании личности. Через мать и отца ребенок узнает, добр к нему мир или нет. В лучшем случае появляется базовое доверие к миру, если формирование личности аномальное, образуется недоверие.

  • От одного года до трех лет

Самостоятельность и уверенность в себе, если процесс становления личности происходит нормально или неуверенность в себе и гипертрофированный стыд, если он аномальный.

Активность или пассивность, инициатива или чувство вины, любопытство или безразличие к миру и людям.

  • От пяти до одиннадцати лет

Ребенок учится ставить и достигать цели, самостоятельно решать жизненные задачи, стремится к успеху, развивает познавательные и коммуникативные навыки, а также трудолюбие. Если формирование личности в этот период отклоняется от нормальной линии, новообразованиями станут комплекс неполноценности, конформность, ощущение бессмысленности, тщетности усилий при решении задач.

  • От двенадцати до восемнадцати лет

Подростки переживают этап жизненного самоопределения. Молодые люди строят планы, выбирают профессию, определяются с мировоззрением. Если процесс формирования личности нарушается, подросток погружается в свой внутренний мир в ущерб внешнему, но у него не получается разобраться в себе. Путаница в мыслях и чувствах приводит к снижению активности, неспособности планировать будущее, трудности с самоопределением. Подросток выбирает путь «как все», становится конформистом, не имеет своих личных мировоззренческих установок.

  • От двадцати до сорока пяти лет

Это ранняя взрослость. У человека появляется желание быть полезным членом общества. Он работает, создает семью, заводит детей и при этом чувствует удовлетворенность от жизни. Ранняя зрелость – период, когда роль семьи в формировании личности снова выходит на первый план, только семья эта уже не родительская, а созданная самостоятельно.

Положительные новообразования периода: интимность и общительность. Отрицательные новообразования: изоляция, избегание близких отношений и неразборчивые связи. Трудности характера в это время могут перерасти в расстройства психики.

  • Средняя зрелость: сорок пять – шестьдесят лет

Прекрасный этап, когда процесс становления личности продолжается в условиях полноценной, творческой, разнообразной жизни. Человек воспитывает и обучает детей, достигает определенных высот в профессии, уважаем и любим семьей, коллегами, друзьями.

Если формирование личности благополучное, человек активно и продуктивно работает над собой, если нет – происходит «погружение в себя» с целью уйти от реальности. Такой «застой» грозит потерей трудоспособности, ранней инвалидностью, эгоизмом и озлобленностью.

  • После шестидесяти лет наступает поздняя взрослость

Время, когда человек подводит итоги жизни. Крайние линии развития в старости:

  1. мудрость и душевная гармония, удовлетворенность прожитой жизнью, ощущение ее полноты и полезности, отсутствие страха смерти;
  2. трагичное отчаяние, ощущение того, что жизнь прожита зря, а прожить ее заново уже нельзя, боязнь смерти.

Когда этапы формирования личности переживаются благополучно, человек научается принимать себя и жизнь во всем ее многообразии, живет в гармонии с собой и окружающим миром.

Теории формирования

О том, как формируется личность, каждое направление в психологии отвечает по-своему. Есть психодинамические, гуманистические теории, теория черт, теория социального научения и другие.

Некоторые теории появились в результате многочисленных экспериментов, другие неэкспериментальные. Не все теории охватывают возрастной диапазон от рождения до смерти, некоторые «отводят» на формирование личности только первые годы жизни (обычно до совершеннолетия).

  • Наиболее целостной, совмещающей сразу несколько точек зрения, является теория американского психолога Эрика Эриксона. По Эриксону формирование личности происходит по эпигенетическому принципу: от рождения до смерти человек проживает восемь стадий развития, предопределенных генетически, но зависящих от социальных факторов и самого индивида.

В психоанализе процесс формирования личности – адаптация природной, биологической сущности человека к социальной среде.

  • Согласно основателю психоанализа З. Фреду, человек формируется, когда учится удовлетворять потребности в социально-приемлемой форме и вырабатывает защитные механизмы психики.
  • В противовес психоанализу, гуманистические теории А. Маслоу и К. Роджерса, концентрируются на способности человека самовыражаться и самосовершенствоваться. Основная идея гуманистических теорий – самоактуализация, она же и основная человеческая потребность. К развитию человека подталкивают не инстинкты, а высшие духовные и социальные потребности и ценности.

Становление личности – это постепенное нахождение своего «Я», раскрытие внутреннего потенциала. Самоактуализирующийся человек активный, творческий, непосредственный, честный, ответственный, свободный от шаблонов мышления, мудрый, способный принять себя и других такими, какие они есть.

В качестве компонентов личности выступают следующие свойства:

  1. способности – индивидуальные свойства, определяющие успешность той или иной деятельности;
  2. темперамент – врожденные особенности высшей нервной деятельности, обуславливающие социальные реакции;
  3. характер – совокупность воспитываемых качеств, обуславливающих поведение по отношению к другим людям и самому себе;
  4. воля – способность достичь цели;
  5. эмоции – душевные волнения и переживания;
  6. мотивы – побуждения к деятельности, стимулы;
  7. установки – убеждения, взгляды, направленность.

Формирование личности

Влияние биологических факторов на формирование и развитие личности человека. Становление личности в концепции Э. Эриксона. Соотношение социализации и индивидуализации человека как важная проблема его социализации. Основные теории развития личности.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 09.06.2016
Размер файла 18,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Формирование и развитие личности

На формирование и развитие личности человека большое значение оказывают биологические факторы: наследственность, физиологические особенности пребывания в среде обитания, образа жизни. Однако все же человек личностью не рождается, а становится. Если предположить, что, к примеру, Михайло Ломоносов родился бы в восемнадцатом веке до нашей эры, он был бы, скорее всего, простым рыболовом (охотником, земледельцем), который не оставил никакого следа в истории. Может быть и так, что никому не известный человек, родись он в другое время и в другом месте, мог бы своей славой затмить и Михайла Ломоносова, и Исаака Ньютона.

Данное разумное соображение всем понятно, и подавляющее большинство современных психологов согласно с тем, что личностью человек именно становится. Однако существуют различные точки зрения на то, как реализуется сам механизм формирования и развития личности. Эти расхождения вызваны различным пониманием значения общества и социальных групп для развития личности, а также закономерностей и этапов развития, кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам. В теории социального обучения процесс развития личности рассматривается как формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая психология трактуют формирование и развитие личности как становление «Я» человека, утверждение его самости.

Существует ряд попыток придать развитию личности некоторый стандартный вид, рассматривая это развитие как череду этапов. Э. Эриксон провозгласил принцип генетической предопределенности стадий формирования и развития личности. Он же выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, случающихся якобы у каждого человека: личность социализация индивидуализация эриксон

1. Кризис доверия — недоверия (первый год жизни).

2. Автономия в противовес сомнениям и стыду (2 — 3 года).

3. Появление инициативности в противовес чувству вины (3 — 6 лет).

4. Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (7 — 12 лет).

5. Личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и конформизму (12 — 18 лет).

6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).

8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере, в виде заметных следов) в течение всей жизни. Новые личностные черты возникают лишь на основе предыдущего развития.

В отечественной психологии, особенно в советский период ее развития, полагается, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Человек — существо социальное, с первых дней окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия.

Первый социальный опыт приобретается в собственной семье еще до того, как начинает говорить. В последующем человек постоянно приобретает новый опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Этот процесс и называется социализацией. Он неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

В отечественной психологии, это надо заметить, социализация не рассматривается как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно, зависит во многом от целей и ценностей самого человека. Восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть совершенно различным.

Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций разные выводы. Один, увидев как сильный обижает слабого, решит, что важно быть сильным, другой решит, что надо бороться с хулиганами.

Социализация осуществляется как при активном содействии специальных социальных институтов (школ, например). Большое значение в социализации имеют неформальные объединения, такие как группа близких друзей или разного рода клубы (точнее соответствует популярное слово — «тусовки»), сетевые сообщества.

Характер социализации может быть:

В первом случае кем — то (часто это государство в лице учителя) определяются цели социализации и основные средства ее. Часто это целенаправленное влияние колоссально, часто эффекты сводятся на нет неграмотным, непродуманным воздействием на подрастающее поколение, отсутствием системы в действиях. В случае стихийной социализации нет определенного, запланированного воздействия на молодого человека, который при этом может быть подвержен самым разным влияниям.

Интересно, что регулируемая социализация всегда сопровождается стихийными элементами. Ребенок воспринимает не только то, что говорит учитель, но и то, как он это говорит. Если педагог не контролирует интонации своей речи, то эффект от слов может быть обратным. Может быть так, например, что учитель долгое время призывает учеников не использовать в речи нецензурные выражения, однако сам, попав в неловкое неожиданное положение, не удержался и выругался. В мгновение ока воспитательный эффект слов будет утерян или даже получит отрицательный знак.

Существует важная теоретическая проблема в социализации: соотношение социализации и индивидуализации человека. Одни психологи утверждают, что социализация мешает раскрытию творческих возможностей человека, его индивидуальных качеств. Другие полагают, что индивидуализация личности — негативная черта, которая должна быть компенсирована процессом социализации. А.А. Реан утверждает, что социализацию не следует рассматривать как процесс, ведущий к нивелированию личности, размытию индивидуальности человека, как процесс — антагонист индивидуализации. Наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, чаще всего сложным и противоречивым образом. Эти процессы могут и должны обогащать друг друга новым опытом. Социум обогащает индивидуальность человека, но и индивидуальность обогащает социум.

Процесс социализации, и это важно понимать, осуществляется постоянно, не прекращаясь в зрелом возрасте. Таким образом, это — бесконечный процесс.

Смежный с социализацией процесс — инкультурация, процесс освоения индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий, в которых ассимилированы духовные и материальные продукты деятельности человека в различных эпохах. Между социализацией и инкультурацией нет тождества, эти понятия пересекаются.

Еще один важный термин в современных теориях личности — самоактуализация, развитие потребности в саморазвитии. Если обычные потребности могут быть удовлетворены, то особенность самоактуализации состоит в том, что с возрастом она обычно только усиливается. Самоактуализирующиеся люди — это люди с высокой потребностью в мотивации достижения. Они постоянно ставят перед собой новые цели, всеми силами стремятся к достижению этих целей, предпочитают личную ответственность и испытывают настоящее счастье, когда им удается достичь очередной цели.

Большое значение для развития личности имеет ядро характера человека — набор основополагающих жизненных суждений, которые на протяжении жизни меняются мало. Часто бывает так, что невозможно понять динамику развития конкретной личности, если не известны эти самые основополагающие суждения.

Читайте также:  Очки для зрения в аптеках москвы

Развитие — это процесс достижения ранее не достигаемого результата.

Формирование понятий (образование понятий) — усвоение или выработка человеком новых для него понятий на основе опыта.

Концепция, или же понимание развития личности — это специфическая совокупность представлений об особенностях всех процессов, которые характеризуют собой формирование и дальнейшее развитие личностных данных каждого человека. На данный момент существуют различные варианты концепций развития личности, которые анализируют возможные механизмы развития личности и объясняют наличие разницы между двумя индивидуумами. Следует понимать, что формирование и дальнейшее развитие индивидуальности — это не только приобретение определенных навыков и жизненного опыта, способностей и определенных характеристик. Изучение в психиатрии самой сути такого понятия как «личность» позволяет иметь некоторое представление о индивидуальности каждого человека и ее особенностей. Хотя современная наука пока еще не способна сформировать единую общую концепцию, большинство из них опираются на тот факт, что главным потенциалом развития личности является внутренний конфликт.

Основные теории развития личности.

Поэтапное формирование индивидуальной личности не является результатом каких — либо случайных процессов, зависящих исключительно от внешних факторов и стечения обстоятельств. Основные теории развития личности подчеркивают тот факт, что становление личности — это вполне закономерный и сложный процесс, который выражается в ряде изменений психики индивидуума, его духовной и интеллектуальной сферы, а также организма в целом. Вопрос познания специфики человеческой личности и особенностей ее процессов остается актуальным и в наши дни. В психологии и психиатрии уже принято различать социогенетическую и биологозаторскую концепции в данном вопросе. Первая из них представляет индивидуальность человека как нечто, сформированное в результате воздействия последовательных процессов окружающей социальной среды. Такая теория попросту игнорирует возможность самостоятельных действий субъекта и представляет его как нечто совершенно спонтанное, приспосабливающееся к конкретным социальным установкам, нравам. Критика социогенетической теории основывается на том, что она не объясняет появления в одном и том же социальном слое индивидуумов с совершенно различными характеристиками.

Личность — конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности — совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий человека, сложившихся в процессе его развития и определяющих его поведение.

Формирование личности, процесс формирования личности

Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, на процесс формирования личности действует ряд факторов:

* В первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.

* Вторым фактором, оказывающим влияние на формирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через изменение своей личностной структуры.

* Третьим фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.

* Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.

* Пятым фактором, формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый человек попадает в разные ситуации, в ходе которых он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека, и он ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Основные закономерности и механизмы социализации личности. Воздействие биологических и культурных факторов. Дотрудовая, трудовая и послетрудовая стадии. Теории развития личности. Концепция возрастов Эриксона. Исследования по депривации и госпитализму.

курсовая работа [51,9 K], добавлен 14.12.2009

Структура личности, периодизация ее развития. Внутренняя динамика развития личности и становление ее индивидуальности. Деятельностный подход к социализации. Воздействие на личность разных обстоятельств жизни. Взаимодействие личности и социальной жизни.

курсовая работа [46,0 K], добавлен 05.12.2014

Понятие личности в психологии, поведение личности в обществе. Черты девиантной личности. Роль самовоспитания в развитии личности. Формирование личности на определенных этапах развития человека, особенности поведения людей разных возрастных групп.

курсовая работа [35,9 K], добавлен 20.05.2012

Характеристика теорий социализации в гендерном контексте. Проблемы формирования гендерной идентичности личности в социально-психологическом контексте. Исследование влияния факторов дифференциальной социализации на уровень гендерной идентичности личности.

курсовая работа [45,7 K], добавлен 27.02.2015

Проблематика социальной психологии личности. Понятие о социализации. Сферы, этапы и институты социализации. Ролевое поведение как механизм социализации, а также взаимозависимость качеств личности и групп. Идентичность личности: социальная и личностная.

реферат [34,3 K], добавлен 03.02.2009

Общее представление о личности. Структура личности. Формирование и развитие личности. Основные факторы развития личности. Роль наследственности в развитии личности. Роль воспитания и деятельности в развитии личности. Роль среды в развитии личности.

курсовая работа [28,6 K], добавлен 27.09.2002

Исследование личности в социальной психологии. Формирование и развитие психолого-социологических концепций личности. Основные противоречия социальной психологии личности. Механизмы социальной регуляции поведения личности, институты социализации.

курсовая работа [44,4 K], добавлен 15.05.2015

Особенности взаимоотношений личности и общества. Формирование и развитие личности — проблема современной психологии и социологии. Ролевая концепция личности. Психоаналитическая теория личности З.Фрейда. Культурно-историческая концепция личности.

дипломная работа [76,4 K], добавлен 22.08.2002

Сходство и отличие теории Эриксона о формировании личности с теориями Фрейда. Краткая характеристика восьми стадий согласно теории Эриксона. Идентификация личности и путаница ролей в возрасте 12-18 лет. Суть личности при достижении среднего возраста.

контрольная работа [27,9 K], добавлен 20.12.2014

Кризисные стадии в развитии личности. Влияние социокультурного контекста на развитие личности. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. Восемь универсальных стадий, восемь возрастов. Персонология Г. Мюррея. Аналитическая теория К.Г. Юнга.

реферат [21,8 K], добавлен 08.10.2008

Существуют три концепции (биологическая, социологическая, биосоциальная) соотношения биологического и социального в развитии человека и формировании его как личности

Читайте также:

  1. II. Основные этапы и уровни развития современной экономики. Проблема периодизации истории экономики. Цикличность в экономическом развитии.
  2. II.1.4. Светские концепции абсолютной власти
  3. IV. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Историческая типология личности-1. Личность как сплав внешних сил и внутренних достоинств
  4. VII. ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА И ИХ РАЗВИТИЕ.
  5. Автономия личности от социального статуса
  6. Административно-правовая организация управления в области прогнозирования социального развития.
  7. АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
  8. АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
  9. Акустические поля человека
  10. Анализ средней заработной платы и соотношения темпов ее роста с темпами роста производительности труда
  11. Антропогенез, предки человека и основные этапы его эволюции
  12. Аюрведа и потенциал человека

При этом развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего уровня организации к высшему. Характерная особенность этого процесса — диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Таким образом, человек, появляясь на свет существом почти исключительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятельности.

Представители различных философских течений по-разному объясняют процесс развития личности.

Представители биологической концепции, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (3. Фрейд и др.). Их взгляды сводятся к следующему:

1) человек — сугубо природное существо;

2) духовные свойства личности имеют биологическую основу;

3) развитие и поведение определяется врожденными потребностями, влечениями и инстинктами, а также внешними требованиями, к которым человек вынужден приспосабливаться;

4) воспитание способно лишь ускорить или затормозить процесс естественного развития.

Представители социологической концепции считают:

1) человек рождается как существо биологическое, однако в процессе жизнедеятельности постепенно социализируется под влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, с которыми он общается, которые составляют его ближайшее окружение;

2) среда является определяющим фактором формирования личности;

3) воспитание призвано корректировать характер влияния среды;

4) чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т. п.

Представители биосоциальной концепции считают:

1) человек — существо и биологическое и социальное;

2) психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу;

3) направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные в результате объективных и специально организованных воздействий социальной среды.

| следующая лекция ==>
В педагогике под развитием подразумевают количественно — качественные изменения личности от одной возрастной ступени к другой | Выделяют внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 3083 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

§ 3. Биологическое и социальное в развитии человека

Биологическое и социальное в историческом развитии человеческого рода

Первый вопрос, который в связи с этим возникает: продолжается ли биологическая эволюция человека после возникновения 30—40 тыс. лет назад Homo sapiens? Другими словами, как культурная организация жизни людей, включая способы производства, развитие трудовой деятельности, образ жизни и т. д., могла влиять на биологическую эволюцию человека и влияла ли она на нее вообще?

Строго говоря, эволюция человека происходит на всем протяжении его существования. Но она относится к социальной стороне его жизни. Что же касается биологической эволюции человека, то с тех пор как он выделился из животного мира, она перестала иметь по крайней мере решающее значение. Даже люди с ослабленным здоровьем благодаря успехам медицины могут принимать активное участие в жизни общества. Сила естественного отбора в социальном мире все более ослабевает, так как социальные институты, здравоохранение постоянно сглаживают влияние индивидуальной биологической изменчивости.

Так, снижение в Европе уровня смертности от туберкулеза с 4000 человек на миллион в 1840 г. до 13 человек на тот же миллион в настоящее время свидетельствует о том, что естественный отбор по сопротивляемости туберкулезу по существу прекратился. Это же можно сказать и о многих других болезнях.

Сегодня наблюдается очень медленный темп генетических изменений, производимых отбором, и вместе с тем большое генетическое сходство между различными человеческими группами. С другой стороны, имеется огромное разнообразие человеческих культур и образов жизней, очень быстрый рост социальных изменений, свидетельствующих о происходящей культурной эволюции человечества. Поэтому можно с уверенностью говорить о ведущей роли культуры в эволюции Homo sapiens.

Политические, экономические и социальные изменения во многих странах, связанные с улучшением жизни людей, прямо влияют на состояние их здоровья и, следовательно, на уменьшение зависимости человека от естественного отбора. У человека роль естественного отбора заключается в сохранении генофонда, в сдерживании мутаций, отрицательно влияющих на его здоровье.

Но меняется ли вместе с социальным обликом человека и его биологическая природа, его физический облик, его умственные способности? Становятся ли новые поколения людей более развитыми в физическом и умственном плане?

Прежде всего о физическом здоровье. Вполне очевидно, что его состояние за историю Homo sapiens существенно улучшилось. Комплексным показателем здесь может служить увеличение средней продолжительности жизни населения. Под влиянием социальных условий она возросла с 20—22 лет в древности до 30 лет в XVIII в. К началу XX в. в странах Западной Европы она составляла примерно 56 лет. Сегодня в этих странах средняя продолжительность достигла 75—78 лет, т.е. приближается, по данным современной науки, к средней «нормальной» продолжительности жизни Homo sapiens — 80—90 лет.

Читайте также:  Восстановить зрение мне помогли очки с дырочками

Теперь обратимся к вопросу о развитии умственных способностей. Один из создателей евгеники (теории о наследственном здоровье человека и путях его улучшения) английский психолог и антрополог Фрэнсис Гальтон (1822—1911) был убежден в том, что интеллект современного человека снижается. По его мнению, представители низших классов обладают более низким коэффициентом интеллектуальности — IQ. В то же самое время именно эти слои имеют и больше детей.

Причем статистические данные, говорившие о более высоком репродуктивном уровне людей с более низким IQ, были широко распространены до сравнительно недавнего времени. На основании этих предпосылок Гальтоном и некоторыми другими учеными делался вывод о том, что человеческий вид будет все более наполняться «худшими породами» людей, все более уменьшать свой IQ. Однако в начале 60-х гг. была показана ошибочность того, что существует прямая зависимость между социальным положением, количеством детей и IQ. К тому же у человека нет прямой зависимости между величиной мозга и индивидуальной одаренностью.

Так, по имеющимся данным, довольно маленький мозг среди одаренных людей имел известный французский писатель Анатоль Франс. У него размер мозга не превышал 1000 куб. см. Большой объем мозга имел И.С. Тургенев — 2012 куб. см. Но вряд ли кто возьмется сравнивать их способности и тем более ставить последние в зависимость от объема мозга. Современные биологи и антропологи полагают, что процесс биологической эволюции человека как вида, т.е. процесс видообразования человека, прекратился со времени образования Homo sapiens.

Прежде всего об этом свидетельствует тот факт, что в течение этого периода мозг человека не изменился, морфологическое изменение его завершилось. Противоположная точка зрения не имеет достаточного основания.

С возникновением человека и общества генетическая информация утрачивает свое главенствующее значение в жизнедеятельности вида человек. Она заменяется социальной информацией, развитие которой «определяется уже не столько естественным отбором наиболее умелых и одаренных, сколько социальными факторами, которым подчиняется и общебиологический процесс».

При ответе на вопрос, какое будущее ожидает человечество с точки зрения развития вида, иногда высказывается мнение, что все виды животных и растений постепенно вымрут вследствие деградации генома (генетической программы развития). По мнению большинства ученых, самая главная опасность состоит не в старении вида, а в опасности все большего загрязнения биосферы различного рода отходами, повышении уровня радиации в связи с авариями, в увеличении мутационной опасности химических загрязнителей и т. п.

Достаточно отметить, что в России в конце прошлого столетия уровень рождаемости детей с генетическими отклонениями достиг 17 процентов. Все более увеличивается число людей, страдающих слабоумием (олигофренией), имеющим генетическое происхождение. Все это свидетельствует о том, что главная опасность и угроза дальнейшему существованию человека — в нашей собственной культуре, а не в мифическом старении вида или каких-либо других биологических факторах.

Биологическое и социальное в онтогенезе человека. Рассмотрим соотношение биологических и социальных факторов в индивидуальном развитии человека, или в его онтогенезе. В современной литературе по вопросу о роли социальных и биологических факторов в индивидуальном развитии человека существуют два различных подхода к решению проблемы.

Одни авторы утверждают, что развитие человека целиком обусловлено генами, абсолютизируя, таким образом, биологический фактор. Это направление называется панбиологизм.

Вторая точка зрения состоит в том, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и образование. Эта концепция получила название пансоциологизм.

Рассматривая данную проблему, следует иметь в виду, что в индивидуальном развитии человека различаются два периода — эмбриональный и постэмбриональный. Первый охватывает период внутриутробного развития человеческого эмбриона (зародыша). Уже на самой ранней стадии развития эмбриона начинается реализация генетической программы, полученной от родителей и закрепленной в хромосомах ДНК. Каждый человек является носителем специфического индивидуального набора генов, вследствие чего он генетически уникален. Свойства человека, как и других живых существ, во многом детерминированы генотипом, а их передача от поколения к поколению происходит на основе законов наследственности. Индивид наследует от родителей такие свойства, как телосложение, рост, массу, особенности скелета, цвет кожи, глаз и волос, химическую активность клеток.

Многие также говорят о наследовании способности к вычислению в уме, склонности к тем или иным наукам и т. д. На сегодняшний день господствующей точкой зрения можно считать ту, которая утверждает, что наследуются не сами способности как таковые, а лишь их задатки, которые в большей или меньшей степени могут проявляться в условиях среды. Генетическим материалом у человека, как и у других млекопитающих, является ДНК, которая находится в хромосомах. Хромосомы каждой клетки человека несут в себе несколько миллионов генов. При этом генетические возможности, задатки реализуются только при том условии, что ребенок с раннего детства находится в общении с людьми, в соответствующей социальной среде.

Если, например, у человека нет возможности заниматься музыкой, то его врожденные музыкальные задатки так и останутся неразвитыми. Генетический потенциал человека ограничен во времени, причем достаточно жестко. Если пропустить срок ранней социализации, этот потенциал не успевает реализоваться и угасает. Ярким примером этого могут служить многочисленные случаи, когда младенцы, силой обстоятельств попавшие в джунгли, проводили среди зверей несколько лет. После возвращения их в человеческое сообщество они не могли уже в полной мере наверстать упущенное, не смогли овладеть речью, приобрести достаточно сложные навыки человеческой деятельности, у них плохо развивались человеческие психические функции. Это свидетельствует о том, что характерные черты человеческого поведения и деятельности приобретаются только через социальное наследование, через передачу социальной программы в процессе воспитания и обучения.

Для понимания роли наследственности и среды в онтогенезе человека важное значение имеют такие понятия, как генотип и фенотип. Генотип — это наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в его хромосомах; это та генетическая конституция, которую организм получает от своих родителей. Фенотип — это совокупность всех свойств и признаков организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития.

Фенотип определяется взаимодействием организма с условиями среды, в которых протекает его развитие. В отличие от генотипа фенотип изменяется на протяжении жизни организма. Таким образом, фенотип зависит от генотипа и среды. Одинаковые генотипы (у однояйцовых близнецов), которые оказываются в различных средах, могут давать различные фенотипы.

С учетом сказанного можно выделить следующие факторы, воздействующие на человека:

биологические задатки, кодируемые в генах;

среда (социальная и природная);

ум (сознание, мышление).

Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека имеет место в течение всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в эти периоды наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности. Наследственность определяет то, каким может стать организм, но формируется он под одновременным влиянием обоих факторов как наследственности, так и среды. Сегодня становится все более общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследования — биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются, таким образом, результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек является и частью природы, и продуктом общественного развития. С такой позицией сегодня согласно большинство ученых. Разногласие возникает тогда, когда речь заходит о роли наследственности и среды в детерминации умственных способностей человека.

Следует отметить, что точное определение самих умственных способностей представляет собой довольно трудную задачу. Дело в том, что, прежде всего, сами интеллектуальные способности весьма разнообразны и своеобразны. Человек может быть гениальным шахматистом и плохим артистом (поэтом, математиком и т. д.), и наоборот.

Кроме того, сама процедура применения тестов на определение IQ имеет недостатки, которые отмечают многие ученые. В частности, при определении IQ многое зависит от социальной среды, уровня и характера воспитания и образования испытуемых, их организованности, внимательности, собранности и даже темперамента. Более того, результаты тестирования зависят не только от испытуемых, но и от тестирующих: какие вопросы задаются, с какой целью, из какой области знания или деятельности и т. д. Так, если детям с улицы задавать вопросы, как вести себя среди почтенной публики, а детей аристократов спрашивать, как вести кулачный бой, то, по всей вероятности, IQ тех и других будет невелик и достаточно одинаков.

Социобиология о природе человека.

Выше отмечалось, что, хотя психика человека и его развитие во многом обусловлены биологически, следует, однако, избегать абсолютизации влияния этого фактора на его жизнедеятельность. В этой связи необходимо затронуть такое современное течение, как социобиология. Ее возникновение связано с выходом в 1975 г. книги американского энтомолога Э.О. Уилсона «Социобиология: новый синтез». В рамках этой концепции ставится задача по-новому подойти к проблемам морали, свободы, детерминизма, агрессии, альтруизма, эгоизма и других качеств человека. Важнейшее место в ней отводится анализу возможностей и границ применения аналогий между поведением животных и человека. Первостепенное значение при решении указанных проблем уделяется принципам и понятиям дарвинизма, в том числе и естественному отбору, и наблюдается широкая экстраполяция выводов, полученных при изучении животных, на поведение человека. С точки зрения методологии, здесь наблюдается биологический и молекулярно-генетический редукционизм: антропология сводится к биологии, а последняя — к молекулярной генетике.

По мнению социобиологов, принципиальные изменения в представления о природе человека должна внести теория геннокультурной коэволюции. Суть ее состоит в том, что процессы органической (генной) и культурной эволюции человека происходят совместно. Гены и культура в эволюции человека связаны между собой. Однако ведущая роль в этом процессе отводится генам. Они оказываются конечными причинами многих человеческих поступков. Поэтому человек выступает на самом деле объектом биологического знания. Сам Уилсон определяет задачу социобиологии как «изучение биологических основ всех форм социального поведения. у всех животных, включая человека». Главные положения его теории сводятся к тому, что у человека не может быть «трансцендентальных» целей, возникших вне его биологической природы. По их мнению, весьма вероятно, что человек наследует моральные чувства по биологическим каналам. Так, например, происхождение запретов кровнородственных браков (инцест) усматривается в поведении животных и из этого поведения выводятся биологические основания моральных табу вообще.

То же самое относится к агрессивности человека, которая якобы является неотъемлемой его чертой. Поэтому, скажем, война в обществе — это не что иное, как проявление внутривидовой агрессии вообще. О характере социобиологических аналогий и изысканий может свидетельствовать, например, объяснение человеческой любви как поведенческого механизма, обеспечивающего оптимальную связь между удовлетворяющими друг друга партнерами. Дело доходит до того, что само сознание человека рассматривается в качестве инструмента только для исполнения биологических функций.

Человеческое сознание, — пишет Уилсон, — является устройством для выживания и воспроизводства, а разум есть всего лишь один из инструментов для биологического воспроизводства. Оценивая сказанное, нельзя отрицать продуктивности и эвристической ценности самой идеи коэволюции. Хотя сразу же следует дистанцироваться от спекуляций на ней различного рода представителей и вариантов современного социал-дарвинизма, расизма и евгеники.

Коэволюция как взаимодействие биологического и социального в развитии человека и общества действительно имеет место. Более того, человек и все человечество могут развиваться только в единстве с природой, т.е. в рамках коэволюции. И то, что мы сегодня называем этим словом, было осмыслено и понято замечательным русским ученым В. И. Вернадским еще в начале нашего столетия. Именно он впервые научно обосновал тесную взаимообусловленность человека (человечества) и природы, и прежде всего человека и биосферы. Но все дело в том, в какой мере и до какого предела признается влияние биологического на социальное и биологическая детерминация поведения человека. Наша биология, наши гены, конечно, определяют наше поведение, человек не может вырваться за пределы своей биологической природы, даже если бы очень сильно захотел. Существует и эволюционная связь человека с животным, и определенные аналогии между их поведением. Другими словами, существуют биологические основы социальности человека.

Однако объяснять развитие и поведение человека преимущественно в терминах и рамках биологии, как это делают представители социобиологии, было бы неверно. На самом деле биологическое и социальное в человеке, как мы уже отметили, находятся между собой в тесной взаимосвязи. Вне социальных условий одно биологическое еще не делает человека человеком. Еще один аспект влияния социального на биологическое в человеке состоит в том, что биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме.

Природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и «очеловечивается» социокультурными факторами. Это касается и удовлетворения таких сугубо биологических потребностей, как продолжение рода, еда, питье и т.д. Правда, следует отметить, что это «очеловечивание» природы на практике не всегда означает ее облагораживание. Подобно тому, как отдельный индивид неадекватными действиями и поведением способен наносить ущерб своей собственной природе, своему здоровью, подобно этому и все общество способно пагубно влиять на свою природную среду. Такое влияние сегодня налицо и представляет важнейшую глобальную проблему. Таким образом, при рассмотрении проблемы, касающейся роли биологических и социальных факторов в развитии человека следует избегать как панбиологизма, так и пансоциологизма. В первом случае человек низводится до уровня животного. Во втором — предстает как tabula rasa (чистая доска), на которой среда пишет все развитие индивида.

Источники:
  • http://headlife.ru/formirovanie-lichnosti/
  • http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00684727_0.html
  • http://studopedia.su/1_9839_sushchestvuyut-tri-kontseptsii-biologicheskaya-sotsiologicheskaya-biosotsialnaya-sootnosheniya-biologicheskogo-i-sotsialnogo-v-razvitii-cheloveka-i-formirovanii-ego-kak-lichnosti.html
  • http://studfiles.net/preview/4431051/page:3/