Меню Рубрики

Я это оцениваю с точки зрения

Самопознание и развитие личности

Работаем с документами. Ответы пишем в комментариях

59 комментариев:

1. Человек может обладать представлением о своем «Я»(благодаря этому он личность),у человека есть рассудок.
2. Благодаря тому, что человек обладает представлением о своем «Я», благодаря тому, что у человека есть рассудок, он является человеком и познает себя. Мыслит, рассуждает, делает выводы о себе, сравнивает себя с другими, интересуется и познает окружающий мир.
3. Да, я согласна с высказыванием И.Канта о том, что изменение формы высказывания человека о себе отражает развитие самопознания, потому что когда у нас-людей появляется собственное «Я»,только тогда мы начинаем истинно познавать себя как отдельную личность,непохожую на других.В этом случае процесс самопознания очень прогрессивен и быстр.Иначе,если мы будем говорить о себе в первом или втором лице,мы не будем понимать,что каждый из нас отдельная и неповторимая личность и развитие самопознания будет замедлен.

1.а)открытие собственных личностных качеств и образов:представление человека о внешности,умениях,социальной значимости-результат познавательного процесса
б) эмоциональная сторона: наличие или отсутствие самокритичности, самоуважения,самоуничтожения
в) волевое начало: стремление завоевать симпатии, уважение или желание остаться незамеченным
2. «Я-образ» многосторонен потому, что каждый человек, каждая личность живет в обществе,где у всех людей есть свои мысли и определенные чувства. Каждый окружающий человека вносит свою крупицу мыслей, чувств, которые испытывает именно он один. В «Я-образе» есть чувства, мысли о себе и окружающих, и чувства и мысли самих окружающих. Поэтому «Я-образ» многосторонен.«Я-образ» не может быть одномерен, тогда люди бы были просто растениями без эмоций, чувств, разума.
3. Я думаю, что особенности моего «Я-образа» с точки зрения места в нем разума, чувств, волевого начала абсолютно равнозначны. Мои решения, мысли, действия исходят из абсолютно правильного решения (разума), моих чувств (правильно ли я поступлю и как я отношусь к этому) и волевого начала (хочу ли я этого и нужно мне это или нет, выгодно ли мне).

Юля, мне понравились твои рассуждения по документу И.Канта «О сознании самого себя». особенности твоего собственного «Я-образа», я думаю, описаны верно.

О сознании самого себя.
1.Человек может обладать представлением о своем «Я», он способен мыслить т.е. у него есть рассудок. Благодаря этому он личность, т.е. существо, по своему положению и достоинству совершенно отличное от вещей, каковы неразумные животные, с которыми можно обращаться и распоряжаться как угодно.
2.Человек осознает себя как личность и он размышляет, он понимает что он такое и где он находится – человек познает себя и мир, который его окружает.
3.Да, я согласна с И.Кантом, ведь так и есть, пока ребенок говорит о себе в третьего лице, он не осознает как он велик, как он индивидуален, он только начинает соображает , и с начала «он только чувствовал себя, а теперь он мыслит себя» .

Три стороны образа «Я».
1.Первая сторона «Я-образа» — это открытие собственных личностных качеств и особенностей.
Вторая сторона «Я-образа» – эмоциональная: наличие или отсутствие самокритичности, самоуважения, себялюбия, самоуничижения.
Третья сторона «Я-образа» – волевое начало: стремление завоевать симпатии, уважение, повысить свой статус, или же, наоборот, она может быть активной, характеризующейся уходом от деятельности и общения.
2.Каждый человек индивидуален как внешне, так и внутренне(т.е. сознание ), нет на Земле абсолютно одинаковых людей, поэтому «Я-образ» многосторонен. Нет, одномерное «Я», как мне кажется, нельзя представить, т.к. я уже повторюсь, каждый человек индивидуален, каждый человек разносторонний.
3. Особенности моего «Я-образа», все мои действия рациональны, они не могут быть спонтанными, прежде чем я что-то сделаю, я с начала это обдумаю, но иногда так не получается, так как есть чувства и эмоции, которые мешают свободно думать. «Мы, иногда — рабы, что служат чувствам».

Катерина, по первому документу вопросов нет. а вот по второму возникают. Ты описываешь основные стороны «я-образа», а на третий вопрос отвечаешь совсем по-другому

О сознании самого себя.
1. И.Кант считает, что человек может обладать представлением о своем «Я», и это отличает его от других существ, живущих на земле. Значит он может мыслить и у него есть рассудок (разум). Благодаря этим качествам он личность.
2. Во-первых человек себя осознает, как личность. Он начинает правильно преподносить себя в обществе, задумываться чего он хочет, какой на самом деле. А вместе с этим развивается мышление, разум, интересы, любовь к себе и окружающему миру.
3. Да, я согласна с положением И.Канта, когда у ребенка формируется речь и он начинает себя самоузнавать, в его лексикон входит местоимения «Я», что окончательно закрепляет осознание тождества своей личности, и он начинает воспринимать себя как активного субъекта, позже начинается период самооценки. Но до этого всего дети просто не понимают, кто же они на самом деле, и что каждый человек это отдельная личность. Поэтому и говорят о себе в третьем лице.

Три стороны образа «Я».
1. Автор выделяет три стороны «Я-образа»:
-открытие собственных личностных качеств и особенностей.
-эмоциональная (Наличие или отсутствие самокритичности, самоуважения, себялюбия, самоуничижения)
-волевое начало (стремление завоевать симпатии, уважение, повысить свой статус, или наоборот желание остаться незамеченным, уклонившись не только от критики, но и вообще от какой-либо оценки)
2. «Я-образ» многосторонен, т.к каждый человек индивидуален, у него свои чувства, свои эмоции, свои идеи, конечно же чем-то люди и схожи по этим признакам, но все же это не то. Так что одномерным «Я» себя представить нельзя.
3. Для начала, за что бы я не взялась, первым делом оцениваю себя и свои умения. Мои действия целесообразны, (другими словами рациональны). Я склонна относиться ко всему и действовать рассудочно, а не под влиянием своих чувств, но иногда бывает и наоборот. Т.е эмоциональный образ так же значимо на меня влияет. Ну и конечно же волевая сторона, за счет этого я пытаюсь показать себя, свою работу, проверяю свои возможности, рискую, повышаю статус, а так же полезно послушать и критику о свои ошибках, и недостатках.

Карина, спасибо за ответ. Я бы поспорила с тобой про описание твоего образа, но только тет-тат

И. Кант – немецкий философ.
1. Человек может обладать представлением о своем «Я» возвышает
его над всеми другими существами, живущими на земле. Поэтому он личность, и в силу
единства сознания при всех изменениях, которые он может претерпевать, он одна личность, т.е. существо, по своему положению и достоинству совершенно отличное от вещей, каковы неразумные животные, с которыми можно обращаться и распоряжаться как угодно.
2. Они связаны с тем, что человек способен мыслить и у него есть рассудок. Даже когда человек не может произнести слово «Я»: он все же имеет его в мысли. Он познает самого себя, а так же мир вокруг, появляются взаимоотношения с другими людьми, а вместе с чем и чувства (такие как любовь, дружба, сострадание, зависть и многие другие), человек может принимать самостоятельные решения(это можно отнести и к выделению человека от других существ).
3. Я скорее согласна с этим положением, потому как ребенок не может не узнавать себя ни на фотографиях, ни в зеркале, у него нету своего образа «Я», он не осознает себя частью общества и лишь с взрослением уже начинаем отличать себя от других людей, узнавать себя, пытаться изменить себя и т.д.

Три стороны образа «Я»
1. Первая сторона — личностные качества человека(его внешность, способности, умения, социальный статус и роль в обществе и т).
Вторая сторона- эмоциональная. (его самокритичность, самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т. д.)
Третья сторона- волевое начало: ( его стремления завоевать симпатии, уважение,
повысить свой статус; проверить свои возможности, желание остаться незамеченным, скрыть свои недостатки и слабости)
2. Я думаю, нельзя. Любой человек многосторонен, потому как любого человека можно описать с разных сторон (например, с одной стороны -общительный, с другой — красивый, с третьей –сильный) т.е. одному человеку можно дать множество характеристик. Также любой человек индивидуален и наделен истинно личными качествами..
3. Я считаю, что с точки зрения разума, не абсолютно все мои действия и решения разумны и рациональны, иногда я допускаю ошибки, но это свойственно любому человеку. С точки зрения чувств я оцениваю свои поступки и в целом саму себя, критикую или же наоборот чувствую гордость или радость за проделанную работу. Ну и смотря со стороны волевого начала я считаю во мне достаточно самокритики ну и самолюбия, я почти всегда стараюсь проверить свои способности на прочность, оценить свое место в обществе и многое другое, я считаю иногда послушать критику в свой адрес и поработать над ошибками и недостатками не кому не навредит.

Настя, по первому вопросу ты как-то увлеклась и не получилось у тебя ответа. По второму документу — мне понравилось!

О сознании самого себя.
1. Человек может обладать представлением о своем «Я», человек является личностью, и в силу единства сознания при всех изменениях, которые он может претерпевать, он одна личность, человек обладает рассудком.
2.Эти основания непосредственно связаны со способностью человека осознавать самого себя. Благодаря представлению человека о своем «Я», рассудку и тому, что человек является личностью, человек способен оценивать себя и свои возможности, способности. Также человек может сравнивать себя с другими людьми, познавать окружающий мир.
3. Я согласна с высказыванием И. Канта, который сказал, что изменение формы высказывания человека о себе отражает развитие самопознания. Действительно,я думаю,что формы высказывания человека зависят от развития человека, от осознания им самого себя. Ребенок говорил про себя в третьем лице, потому что он не осознавал себя, как личность, он еще не обладал представлением о своем «Я».

Три стороны образа «Я».
1. Первая сторона «Я-образа»- это открытие собственных личностных качеств и особенностей, представление человека о его внешности, способностях, умениях, социальной значимости.
Вторая сторона » Я-образа»- эмоциональная, наличие или отсутствие самокритичности, самоуважения, себялюбия, самоуничижения.
Третья сторона»Я-образа»- волевое начало: стремление завоевать симпатии, уважение, повысить свой статус, остаться незамеченным.
2. Я думаю, что «Я-образ» многосторонен потому что каждая сторона этого образа отражает разные свойства личности человека, одна сторона характеризует личностные качества и особенности, вторая-
наличие или отсутсвие самокритичности, а треться сторона характеризует волевое начало человека. Я считаю, что представить себе одномерное «Я» нельзя, потому что каждый человек индивидуален, каждая сторона «Я-образа» характеризует определенную сторону личности.
3. С точки зрения разума, я считаю, что не все мои действия и поступки являются правильными, но я ничего не делаю неожиданно, все мои решения обдуманны. С точки зрения чувств я очень часто критикую свои решения, саму себя. И с точки зрения волевого начала во мне присутсвует желание остаться незамеченной.

Елизавета, спасибо за старания.

И. Кант.
1. Человек может обладать представлением о своем «Я», тем самым возвышая себя над другими существами, живущими на земле. Исходя из этого, можно понять, что у он может мыслить, следовательно у него есть рассудок, т.е. разум. Благодаря этому он личность.
2. Основания связаны с тем, что человек размышляет и осознает себя как личность. Так человек делает выводы в первую очередь о себе, кем он является, что он значит в обществе и т.д.
3. Да, я согласна с высказыванием И. Канта о том, что изменение формы высказывания человека о себе отражает развитие самопознания, т.к. когда мы маленькие и говорим о себе в третьем лице, то мы себя совершенно не знаем. А как только у нас сформировывается собственное «Я», так сразу мы начинаем более глубоко познавать себя, и понимать, что мы вовсе не похожы друг на друга, а совершенно разные личности.

А.В. Петровский.
1. Первая сторона «Я-образа» — открытие собственных личностных качеств и особенностей.
Вторая сторона «Я-образа» — эмоциональная, т.е. наличие или отсутствие самокритичности, самоуважения, себялюбия, самоуничижения и т.д.
Третья сторона «Я-образа» — волевое начало, т.е. стремление завоевать симпатии, уважение, повысить свой статус, так же может быть и наоборот, она может быть активной, характеризующейся уходом от деятельности и общения.
2. Я думаю, нельзя представить себе одномерное «Я», т.к. все люди разные, у каждого свой характер, внешность, мысли и т.д., может конечно и есть что-то схоже, но все же вс люди разные, и именно поэтому «Я-образ» многосторонен.
3. Я думаю, что большинство моих действий рациональны и обдуманны, но бывают не редкие случаи, когда все же поддаюсь эмоциям и совершаю глупости, но потом я все это обдумываю и делаю выводы для себя, как будет лучше поступить в следующий раз. «Человеку свойственно ошибаться» Марк Анней Сенка старший.

Ирина, спасибо за ответ и отдельно за высказывание, которое тебе очень подходит

Кант.
1. Человек обладает представлением о своем «Я», тем самым возвышая себя над другими существами, живущими на земле.Благодаря этому он личность, и в силу единства сознания при всех изменениях, которые он может претерпевать, он одна личность, т.е. существо, по своему положению и достоинству совершенно отличное от вещей, каковы неразумные животные, с которыми можно обращаться и распоряжаться как угодно.
2. Человек осознает самого себя по своим поступкам, у него есть рассудок, а значит человек может мыслить, думать, давать конкретное объяснение своим действиям.
3. Я согласна с высказыванием Канта, потому что когда ребенок говорит о себе, то он говорит в третьем лице, а когда уже более взрослый человек осознает себя, свои чувства и характер, свои черты и особенности, то он уже смело может говорить про себя «Я».
Три стороны образа «Я».
1. Первая сторона «Я-образа» — открытие собственных личностных качеств и особенностей.
Вторая сторона «Я-образа» — эмоциональная, т.е. наличие или отсутствие самокритичности, самоуважения, себялюбия, самоуничижения и т.д.
Третья сторона «Я-образа» — волевое начало, т.е. стремление завоевать симпатии, уважение, повысить свой статус, так же может быть и наоборот, она может быть активной, характеризующейся уходом от деятельности и общения.
2. Я считаю, что одномерное «Я» не может быть т.к. каждый человек индивидуален, уникален по своим качествам и у людей не могут полностью совпадать качества личности и характер, даже не может полностью совпадать внешность. Каждый человек разный и поэтому «Я-образ» многообразен.
3. Я считаю, что в большинстве моих случаев мои действия разумны и обдуманны, но редко бывают и ошибки в поступках, когда мной «владеет» не разум, а эмоции и чувства. Но как говорится, на ошибках учатся, поэтому надо запоминать свои ошибки, обдумывать почему они произошли и пытаться сделать так, что бы их избежать.

Читайте также:  Эффективность и безопасность гепатопротекторов с точки зрения доказательной медицины

Виктория, по первому вопросу, надо было написать свое мнение, а не цитировать автора.

Оценка и осуждение — одно и то же или нет?

Дать человеку оценку и осудить его — это одно и то же или нет? Этот вопрос мучает многих. Поэтому скажу сразу: оценить, насколько нам приятен или интересен человек, чего от него ждать и как с ним лучше общаться, — это не значит осудить его, нарушив одну из христианских заповедей.

Для начала предлагаю вам разобраться в определениях, что есть оценка, а что есть осуждение. С философской точки зрения оценка — это установление значимости чего-либо для каждого из нас, понимание того, хорошо для нас то, что происходит, или плохо. А осуждение — это уничижающее мнение о ближнем, пристрастно исследующее его недостатки, порицающее его за что-либо.

Что мы на самом деле делаем, производя оценку человека и составляя мнение о нем, анализируя его слова и поступки? Мы пытаемся постичь его суть и понять, чего от этого человека можно ждать, как лучше строить отношения с ним и какие именно отношения, как он ведет себя с разными людьми и в разных ситуациях, какие у него сильные места, а какие слабые, что у нас общего, чем мы друг от друга отличаемся, и т. д.

Мы как бы освещаем фонариком темноту, выхватываем из нее тот совместный путь, по которому нам придется с этим человеком идти. То есть, изучая человека, его особенности, мы, во-первых, обеспечиваем свою безопасность — как физическую, так и психологическую. Во-вторых — свою социальную адаптацию, максимально мягкое, комфортное вхождение в тот или иной коллектив и эффективное взаимодействие внутри него.

Обязывает ли оценка осуждать человека? Совершенно не обязывает. Напротив, выяснив, каким и кем он является для нас (да и не только для нас), мы как раз-таки и можем, как и советует заповедь, принять его со всеми его «потрохами». Именно принять, а не осудить. И, приняв как некую данность, внести необходимые коррективы в свой способ взаимодействия с ним. Выстроить это взаимодействие так, чтобы оно было продуктивным и взаимовыгодным, представляло собой сотрудничество, а не соперничество, способствовало достижению поставленных целей, а не мешало этому. Использовать психологию общения.

Мы не осуждаем, а констатируем факт: это так, а это вот так; в такой-то ситуации этот человек ведет себя вот таким образом, а вот в этой — вот таким; в этом я могу на него положиться и довериться ему, а вот в этом нет; с этим лучше обратиться к этому человеку, а вот с этим — к другому.

То есть оценивание, в отличие от осуждения, помогает нам ориентироваться в окружающем мире.

Трезвая оценка ситуации и констатация фактов, а не превращение любой мелочи и вообще всего происходящего в неразрешимую катастрофу/проблему вселенского масштаба — вот что от нас требуется.

И, кстати, такой подход — верный способ обеспечить себе душевное равновесие и душевное здоровье, снизить количество стрессов в жизни и решать задачи, вместо того чтобы сходить с ума от проблем. Это способ научиться управлять своей жизнью и тем, что в ней происходит, вместо того чтобы продолжать играть роль незаслуженно обиженного страдальца и беспомощной жертвы. И как тут не вспомнить расхожую фразу: все в наших руках!

Как мы сами себя оцениваем?

О Один из учеников буддийской философской школы дзен постоянно просил учителя оценить его, но не получал никакого ответа. Более того, учитель раз за разом задерживал перевод ученика в следующий класс. Ученик же спрашивал все настойчивее: Скажи мне, наконец, наставник, какой я — хороший или плохой? Но учитель по-прежнему молчал.

Наконец разъяренный ученик пришел к учителю и закричал: Знаешь, наставник, меня уже не интересует твое мнение о том, плохой я или хороший!

Теперь я могу перевести тебя в следующий класс, — ответил учитель. — Ты понял, что тебе не нужны другие, чтобы ответить на твой вопрос. Ты сам лучше всех знаешь, какой ты.

Интересно, сколько лет понадобилось бедному ученику, чтобы убедиться, что он сам лучше всех разбирается в себе.

Из введения к предыдущему уроку Вы помните, что самооценка — это неотъемлемый компонент самосознания.

Остановимся теперь на различиях между понятиями самопринятия и самооценки. Расскажу-ка я Вам две хорошие басенки, и все станет ясно и понятно.

О Что Вам больше нужно для жизни: хлеб или соль? — Что за глупый вопрос! Мне нужно и то и другое.

О Кто тебя больше любит: папа или мама? (Этот старый как мир вопрос разозлил не одного малыша. И не известно, почему его повторяют снова и снова, хотя мир вроде бы движется вперед) — Меня любят оба, но каждый по-своему, и это необходимо мне для развития и нормальной жизни.

Так же обстоит дело с самопринятием (хлебом, мамой, беззаветной любовью) и самооценкой (солью, отцом, любовью с определенными требованиями, с заданиями для выполнения, гордостью и поражениями).

Самооценка — это табель с отметками, выставленными самому себе. (На ум приходит образ стопроцентного мужчины или ученика-отличника.) Самооценки как элемент самопознания — это разновидность оценивающих суждений. Они касаются различных особенностей человека, таких как:

— физические свойства (внешний вид, здоровье, ловкость);

— черты личности (творческие способности, эмоциональная зрелость, потребности);

— отношения с другими людьми (положение в семье, социальный статус в других группах, общая социальная привлекательность).

Результаты психологических исследований показали, что процесс формирования самооценок включает несколько стадий. Рассмотрим их на примере формирования самооценки такой черты, как критичность.

1. Проанализировав данную черту, Вы, скорее всего, разделите ее на несколько категорий. Возможно, это будут только две категории: критичный — некритичный, а может быть, Вы выделите целых пять градаций: наивный, доверчивый, критичный, критикан, негативист.

2. Следующая фаза формирования самооценки состоит в оценивании указанной черты:

а) некоторые черты оцениваются линейным методом: в этом случае их значимость прямо пропорциональна интенсивности, то есть с усилением данной черты растет и ее ценность (это касается, например, умственного развития, организационных способностей, физической и социальной привлекательности);

б) другой метод — усредняющий, когда средняя интенсивность черты рассматривается как более значимая, чем экстремальная интенсивность. Этот метод хорош для оценки таких черт, как рост, вес, бережливость

Степень значимости определенной черты сугубо индивидуальна. Одну и ту же черту разные люди могут оценивать по-разному.

3. На третьей стадии человек формулирует окончательную самооценку, называя определенные черты и определяя их уровень развития и субъективную значимость. Например, человек, говорящий о себе, что он умеренно критичен, оценит это положительно, если он пользовался усредняющим методом (где выше ценится как раз среднее значение какого-либо свойства).

Рассмотрим данный процесс еще на одном примере.

Подросток говорит нам, что его рост 180 см . Это элемент самоописания, а не показатель самооценки. Лишь когда парень утверждает, что он слишком высок, и это его расстраивает, он оценивает себя. Подумайте, как часто мы принимаем описательные характеристики за часть самооценки и сами их так оцениваем (часто через проекцию, то есть в соответствии с защитным механизмом перенесения на других собственных неприемлемых черт, свойств и эмоциональных состояний). Например, наш сосед рассказывает нам, что, будучи в отпуске, он прошел пешком 12 километров и очень устал, и мы не знаем, гордится ли он собой или не доволен Мы оцениваем его как сильного или слабого в зависимости от наших убеждений, личного опыта, собственного физического состояния. А он сам?

А каковы наши самооценки? Как отмечают психологи, они могут иметь светлый или темный колорит. В зависимости от качества выделяют положительную и отрицательную самооценку, а по уровню — высокую, среднюю и низкую.

Надеюсь, эта информация не сложна, Вы легко поймете ее и запомните.

Какие же факторы оказывают влияние на уровень и качество самооценки? Во-первых, самооценка зависит от социально-экономического статуса и семейного положения человека. Оценивая себя, мы также учитываем результаты собственных действий, сопоставляя их с планируемыми, а также с достижениями других людей. Человек, одерживающий победы, имеет более высокую самооценку, чем тот, чьи действия заканчиваются неудачами.

Безусловно, самооценка зависит от мнений и оценок человека другими людьми. При этом не имеет значения, высказываются ли эти оценки в неконкретной форме (комплимент знакомого) или являются строго дифференцированными (школьные баллы, экзаменационные отметки); достоверны они или сомнительны; исходят из одного или из нескольких источников информации. Как это ни парадоксально, но для нас имеют значение оценки различных людей: хорошо знакомых и первых встречных, умных и не очень, культурных и невоспитанных, грубых и утонченных. И делая вид, что нас совершенно не интересует чье-то мнение, мы пытаемся обмануть не только окружающих, но прежде всего самих себя.

У меня для Вас есть прекрасная цитата.

Проклятием человечества является то, что наше существование в этом мире не выносит никакой установленной иерархии, что все течет, переливается, движется, и каждый должен быть прочувствован и оценен каждым, а понять Вас — темных, ограниченных, тупых — для меня не менее важно, чем понять умных, светлых и тонких. Ибо человек глубоко зависим от своего отражения в душе другом человеке, даже если это душа кретина (В. Гомбрович, роман Фердидурк).

В данном процессе существенную роль играют эмоции, стремление к самозащите, желание получить общественное одобрение. Об этом уже шла речь в предыдущем журнале.

Интересны результаты исследования самооценки, проведенного среди студентов одного из западных колледжей. Студенты должны были оценить: уровень своего умственного развития, степень подготовленности к предстоящему экзамену и устойчивость к стрессу. Ни один из 127 участников не признал свой уровень умственного развития ниже среднего по группе, в то время как другие черты имели более реальные оценки. Естественно, возникает сомнение в существовании такой большой группы, все члены которой обладали бы умственным развитием выше среднего уровня Здесь явно проявились стремление к общественному признанию и защита собственного Я.

Помимо общего вопроса: Какой я?, люди оценивают отдельные присущие им черты, а также задаются вопросом: Каким я хотел бы быть?

Таким образом они определяют свои желания, стремления и личные амбиции. В них проявляются личные стандарты, то есть состояния, свойства, качества, которых они хотели бы достичь.

Совокупность таких внутренних стандартов, относящихся к самому себе, определяется в психологии как идеальное Я.

Каким образом проявляются наши стандарты? По каждому рассматриваемому и оцениваемому качеству у нас формируется описательное суждение и его оценка, соотносящаяся с нашими убеждениями и нормами. Например, Вы владеете двумя иностранными языками (описательное суждение) и оцениваете эти знания как недостаточные (самооценка). В то же время Ваш идеальный стандарт — это говорить на четырех языках, а достаточный — это знание двух языков на хорошем уровне.

А какова Ваша позиция в такого рода проблемах: к чему Вы стремитесь как к идеалу, а что Вас вполне устраивает? Может, стоит побеседовать об этом с Попутчиком?

Желаемый уровень наших стандартов для нас важнее, чем реально достигнутые результаты.

Иными словами, значимость наших стремлений чаще всего выше значимости наших самооценок. Однако в определенных обстоятельствах они могут совпадать.

В таких случаях человек стремится к сохранению достигнутого, поддержанию существующего собственного образа.

Как Вы думаете, почему так происходит? Постарайтесь привести пример, иллюстрирующий это явление. Для меня таким примером служит стремление стареющего человека сохранить прежнюю гибкость ума и тела. Побеседуйте на эту тему со своим Попутчиком.

Важно видеть разницу между вопросами:

— Каким я хотел бы быть? — это вопрос о стандартах;

— Каким я мог бы быть? — это вопрос о возможностях, входящих в состав самооценок и самоописания;

— Чего ждут от меня другие? — это вопрос, касающийся ожиданий других людей. Пришло время для практического упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Сравните свои оценки

Выберите не менее 7 черт, навыков или свойств, которые Вы считаете важными для своего нынешнего существования. Постарайтесь, чтобы они были разнородными и касались различных сфер (например: работы, семейной жизни, хобби). Затем внимательно заполните следующую таблицу:

Каким я хотел бы быть?

Каким я мог бы быть?

Каким я должен быть с точки зрения других?

Обратите внимание как на черты, описания которых в разных колонках почти не отличаются, так и на те, которые имеют существенные различия. Интересно, какие черты — положительные или отрицательные оцениваются одинаково во всех категориях? Что это для Вас означает?

Читайте также:  Резко упало зрение причины у подростка

Совпадение оценок в различных категориях вызывает пассивность, значительные расхождения тоже не способствуют нашим активным действиям. Наиболее стимулирующим к переменам является небольшое расхождение. Оно дает надежду, что изменение существующего положения вещей -дело для нас возможное.

Приглашаю Вас к размышлениям и беседам, по возможности подробным и творческим.

Личные стандарты не всегда представлены в нашем сознании. Их содержание зависит от семейной среды, в которой мы выросли, от социально-экономического статуса нашего окружения, от индивидуальных особенностей психики — типа личности, от культурных традиций нашей социальной группы. Например, стремления людей с нарушениями психики, по сравнению со здоровыми людьми, непостоянны и разрозненны. Личные стандарты японцев поразительно сложны и богаты по сравнению с европейцами, а структура их идеального Я более развита, чем Я реального.

Образ самого себя мы творим, собирая определенные сведения и соответствующим образом их объединяя. Понимаем ли мы, как протекает этот процесс? Пожалуй, да. Во всяком случае, частично.

1 Мне всегда говорили, что я самый некрасивый ребенок в семье. Возможно, в этом и было немного правды, потому что от других я отличалась Родители говорили, что я совершенно не удалась Все это привело к тому, что я сама себя боялась. Когда я выходила на улицу, у меня дрожали колени.

(Хороший подарок от мамочки и папочки, не правда ли? Богатое приданое на долгую и счастливую жизнь!)

А что Вы можете вспомнить о самых ранних внешних оценках, полученных Вами?

УПРАЖНЕНИЕ 2. Проверь состояние своего счета в банке Жизнь

Позаботьтесь о своем благоприятном эмоциональном состоянии. Обеспечьте себе внешний комфорт: тишину, покой, достаточное количество свободного времени. Вспомните свое детство, важных для Вас людей того периода родителей, дедушек и бабушек, других родственников, может быть, соседей.

Постарайтесь оживить как можно больше конкретных воспоминаний о том, как Вас оценивали, какие свойства (и в какой степени) Вам приписывали, какие мнения о Вас выражали. Вспомните и хорошие, и плохие переживания. Возрождайте все: образы, звуки, сопутствующие переживаниям вкусы и запахи.

Может, Вам вспомнится бабушка, тихим голосом говорящая, что Вы самый лучший внучек? А может, Вы слышите дядюшкин хохот: Такого бестолкового лентяя я еще не видел!?

Сопоставьте то, что сумели припомнить. Поздравьте себя (и я Вас поздравляю), что Вы так хорошо справляетесь с жизненными проблемами, располагая такой суммой внешних оценок на своем жизненном счету. Задумайтесь о том, насколько поспешно ставим мы отрицательные оценки беззащитным малышам и каким чудесным капиталом становятся те первые положительные оценки Они источник жизненной силы, радости и оптимизма.

Прошу Вас о том же, о чем и всегда: о хорошей беседе и заботе о своем самочувствии по окончании этого упражнения. Люди часто отдают себе отчет в том, каким образом формируются их самооценки и стандарты. Это происходит в процессе самонаблюдения, анализа и сравнения, а также учета мнений важных для них людей.

Располагая разнообразными данными, мы должны их как-то сгруппировать, чтобы иметь возможность им пользоваться. Применяют три общие стратегии группировки информации о себе:

1) линейная, состоящая в суммировании всех имеющихся сведений об успехах, неудачах, недостатках и достоинствах. По сумме мнений выносится общее описательное

2) конъюнктивная, при которой индивид высоко оценивает себя только тогда, когда вся информация положительная. Одна неудача может вызвать резкое занижение всей самооценки. Ее применяют люди с низкой общей самооценкой;

3) альтернативная, в этом случае высокая самооценка возникает, если хотя бы одна информация положительная; самооценку в этом случае определяют лучшие моменты жизни. Эта стратегия ведет к формированию завышенной самооценки.

Какую из описанных стратегий используете для самооценки Вы? Интересные мысли на эту тему могут возникнуть при выполнении очередного практического упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Оцените свои достижения

Читая помещенный ниже текст, вписывайте в скобках цифры от -5 до +5 напротив каждого описанного действия. Цифры должны выражать оценку данного эпизода Вашего дня. Независимо от того, близки или нет Вам описанные ситуации, постарайтесь оставаться в оценках честными перед собой.

Представьте, что Вы просыпаетесь утром, не выспавшийся и злой на себя за то, что не услышали будильник ( ). Не успели, несмотря на данные себе в течение недели обещания, позавтракать ( ). Вам удалось сесть вовремя в автобус ( ). На работе начальник встретил Вас с улыбкой ( ), а коллега раздраженным замечанием ( ). Первая половина дня прошла в рутинных, скучных занятиях, с которыми Вы успешно справились ( ). Обеденный перерыв оставил воспоминания приятного, полного комплиментов разговора с приятелем из соседнего отдела ( ). Оставшуюся часть работы Вы, по мнению начальника, выполнили посредственно ( ). После разговора с ним Вы обнаружили у себя круги под глазами и легкую дрожь в руках ( ). Приятель сказал, что Вам не повезло, и билета на концерт по льготной цене Вам не досталось ( ). Вам удалось договориться со знакомыми о встрече вечером ( ). Вы приготовили себе и своим гостям вкусный ужин ( ). К сожалению, с напитками Вы попали впросак ( ). Вы с удовольствием демонстрируете свои ухоженные цветы ( ). Слышите ехидные замечания коллег о них ( ). Демонстрируете, причем успешно, результаты дрессировки собственного пса ( ). После ухода гостей чувствуете, что сил для уборки уже не осталось ( ). Пробуете посмотреть фильм, которого не понимаете, хотя и прилагаете к этому усилия ( ). Хотя еще рано, Вам очень хочется спать ( ). Перед сном пишете несколько слов в своем дневнике и

какую общую оценку поставите Вы себе за этот день?

Подумайте, имеет ли смысл сопоставлять столь разные умения и знания? Сравните отдельные оценки и общий результат. Какой из вышеописанных стратегий Вы пользовались? Используете ли Вы ее в реальной жизни? Что нового узнали Вы о себе, выполняя это упражнение? Поговорите об этом со своим Попутчиком.

Оказывается, что люди, описывая и оценивая внешний мир, чаще всего используют линейную стратегию, но редко отдают себе в этом отчет. Интересно, а какую стратегию они используют, оценивая себя.

Когда анализируешь высказывания одного и того же человека о себе самом, легко заметить, что они существенно различаются в зависимости от обстоятельств. В определенных условиях мы переоцениваем собственную личность, наделяя ее несуществующими достоинствами, преувеличивая достижения; в других ситуациях мы более реалистичны. А в каких случаях, по-Вашему, мы принижаем собственное Я?

УПРАЖНЕНИЕ 4. Опишите себя в 7 предложениях в письме к:

Выберите из перечисленных трех адресатов. Придерживайтесь установленного размера письма. Для описания выбирайте черты и действия, существенные для адресата.

Интересно, как Вы справились с заданием? Каких адресатов Вы выбрали? Почему? Чем отличаются Ваши письма? Каким образом Вы проводите самопрезентацию?

Объем и содержание высказывания о себе зависят от психологической дистанции между людьми. Мы рассказывали об этом явлении в предыдущем журнале. Чем более натянутые и официальные отношения существуют между людьми, тем ограниченнее, поверхностнее сведения о себе они сообщают. Совпадает ли это с Вашими выводами, сделанными в предыдущем упражнении?

Стремление к общественному одобрению, самоутверждению человека оказывает значительное влияние на особенности проявления его личности, самопрезентацию. При этом он осознает, что это будет оцениваться окружающими (сравните, например, самопрезентации на встречах с работодателем, другом или психологом).

Самоутверждение — стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности — может занимать в структуре потребностей человека как рядовое, так и доминирующее место. При определенных условиях оно может стать даже ненасыщаемым. Такой характер самоутверждения создает специфическую направленность личности — сугубо личную.

В процессе изучения представления женщинами своего Я различным коллегами (с высокой, средней и низкой самооценкой) было выявлено, что при знакомстве с коллегами, отличающимися высокой самооценкой, они завышали самооценку, а, общаясь с коллегами, оценивающими себя средне или низко, исследуемые проявляли самокритичность, отмечая собственные недостатки. Таким образом появлялось стремление к достижению сходства с оценивающим их лицом!

Стремясь к достижению сходства, мы обеспечиваем себе ощущение безопасности, рассчитывая на дружественное отношение к нам.

Помните, что это не реальное сходство, а лишь стремление к нему, связанное с ожиданием оценок окружающих.

Удовлетворение потребности в самоутверждении может достигаться разными путями: путем реальных достижений в какой-либо деятельности или путем создания видимости достижений, когда субъект стремится казаться таким человеком, каким бы ему хотелось быть, хотя в действительности он таковым не является.

Способ самоутверждения зависит от характера и содержания притязаний личности, а также от ее возможностей и способностей.

Как правило, человек имеет более конкретные личностные стандарты и нормы в значимых для него сферах и более точные представления об уровнях развития важных, с его точки зрения, качеств. Например, ученый может иметь четкое представление о своих творческих способностях, имеющих в его жизни важнейшее значение, и испытывать затруднения при определении собственной внешней привлекательности или общительности. Миллиарды лет соединялись и делились клетки, чтобы такая противная сволочь, как

я, могла сказать о себе: Я (С. Виткевич Портные).

Интересно, откуда такое мнение о себе, такая малоприятная оценка? Возможно, она возникла из слишком больших расхождений между системой самооценок и личных стандартов?

Для человека, как правило, черты, которыми он хотел бы обладать, имеют большую ценность, чем те, которыми он уже обладает.

Несовпадения самооценок и стремлений человека вполне естественны. Они не являются выражением противоречий или непоследовательности личности.

Экспериментально доказано, что между реальным Я и идеальным Я всегда существуют расхождения.

Эта дистанция изменяется на протяжении нашей жизни, увеличиваясь, в частности, на отрезке между 40 и 50 годами. Это связано с подведением жизненных итогов, характерным для людей этого возраста. Прошу Вас обратить внимание, что изменения происходят в самооценке, а не в самопринятии.

Ощущение недооцененности — лучший друг соперничества. Пока я чувствую себя приниженным, я буду демонстрировать всем и везде свою компетентность. Чувствуя себя оцененным по достоинству, таким, каков я есть, я не буду вступать в состязание, что-либо доказывая, проводя сравнения с кем-то (Дж. Зинкер, известный американский психотерапевт).

Самооценка может быть:

• парциальная, когда относится к одной черте, сфере деятельности, умению;

• общая, когда касается более широких сфер деятельности или личности в целом.

С точки зрения устойчивости, самооценки могут характеризоваться как:

• устойчивые (неизменные продолжительное время);

• неустойчивые (зависимые от конкретной ситуации).

С точки зрения процесса возникновения, самооценки можно разделить на:

• зависящие от мнения других;

• независящие от внешних оценок.

Вспомним, что самооценки бывают также положительные и отрицательные.

Уровень самооценки может быть:

Самооценки далеко не всегда соответствуют реальной действительности, поэтому выделяют:

• адекватные (соответствующие действительности);

• неадекватные (не соответствующие действительности).

В свою очередь, неадекватные самооценки делятся на завышенные и заниженные.

В зависимости от особенностей строения самооценки разделяются на конфликтные и бесконфликтные.

По характеру временной отнесенности выделяются самооценки:

• ретроспективные (связанные с прошлым);

• актуальные (оценивающие что-либо в настоящем времени, в данный момент);

• прогностические (направленные на будущее).

Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватными, дифференцированны-ми парциальными самооценками разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев и т.п.)

является оптимальной как для развития личности, так и для продуктивности ее деятельности.

Отрицательное влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная (негибкая) самооценка, а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая.

Конфликтность самооценки может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер.

Неустойчивость и конфликтность самооценок возрастают в критические периоды развития личности, в частности в подростковом возрасте.

Самооценка как элемент самопознания есть субъективная переменная. Она связана с оценками окружающих, оценками человеком результатов собственной деятельности, а также с соотношением его реального и идеального представления о себе.

Сохранение сформировавшейся, привычной самооценки становится для человека потребностью.

УПРАЖНЕНИЕ 5. Какая это самооценка?

Приведите пример самооценки парциальной, неустойчивой, заниженной и отрицательной одновременно.

А затем дайте пример глобальной, независимой, устойчивой, высокой и адекватной самооценки.

Надеюсь, что Вам это удалось! (Если необходимо, вернитесь к предыдущим урокам.) После такой разминки заполните пробелы в предлагаемом тексте, определяя отмеченные выше виды самооценок.

Петр говорит о себе, что он гениален.: (1) Другие не разделяют

его мнения .. (2) Вместе с тем он считает себя посредственным

теннисистом .. (3) хотя в этом сезоне уже вышел в финал турнира .. (4) Сравнив себя со старшим братом, он изменил свое мнение по этому вопросу .. (5) но, несмотря на мнения членов семьи, считает свои умственные способности исключительными .. ..(6)

Когда женщины восхищаются им, он считает себя интересным ..(7)

а встречая критические и неодобрительные взгляды, утверждает, что он некрасив (8) Определяет себя как среднего шахматиста

(9) слабого пловца (10)

и бездарного математика(11)

Как Вам понравилось наше очередное упражнение? Оно должно выработать у Вас навыки свободного владения психологической терминологией, касающейся самооценки.

Мы вернемся к нему в домашнем задании.

Исследования показывают, что большинство людей дают точные самооценки результатов выполнения ими практической деятельности. Это так называемая прогностическая-точность: люди способны достаточно точно предвидеть успешность выполнения определенного задания.

Адекватность самооценки зависит от ситуации и особенностей анализируемой черты. Чем важнее для человека оцениваемая черта, тем большим объемом информации о ней человек располагает и тем более адекватными будут его суждения (Например, менеджер, прекрасно знающий свои организаторские способности, может совершенно ошибочно оценивать свой творческий потенциал и физическое совершенство)

Менее точно люди оценивают личностные черты и качества, в особенности — уровень умственного развития. Тот факт, что некоторые из них дают точные самооценки, свидетельствует, что они способны взглянуть на себя объективно, как на один из объектов познания.

Читайте также:  С каким зрением можно поступить в военный институт

Однако существует достаточно большое количество людей с завышенными самооценками. Причем, в основном это касается черт личности, являющихся важнейшими для уважения и общения с окружающими. Таковыми выступают искренность, честность, физическая и личностная привлекательность, доброжелательность, уровень умственного развития. Безусловно, эти свойства важны для оценки и самооценки, но они не должны влиять на самопринятие человека.

Одной из причин неадекватной самооценки может выступать существующее у человека чувство собственной уникальности и непогрешимости, которое благодаря защитным механизмам создает у него идеальный образ своей личности.

И вновь обратимся к цитате:

Восхищенное подчеркивание какого-либо свойства, хвастовство им означает признание его отсутствия. Все равно, хвастается ли человек отвагой, знаниями, остроумием, успехом у женщин, богатством или происхождением, можно сделать вывод, что именно этого

ему и не хватает; тому, кто действительно обладает определенными достоинствами, в голову не придет выставлять их с восторгом напоказ — он совершенно спокоен за них (А. Шопенгауэр, Афоризмы житейской мудрости).

Именно такого спокойствия я Вам и желаю.

Гораздо меньшее количество людей имеют заниженную самооценку. Почему их так мало вопреки общему мнению? Кто эти люди, не способные по достоинству оценить собственные интеллектуальные возможности, видящие свою личность в кривом зеркале? Существует много факторов, влияющих на занижение самооценки, например:

• слишком строгое, репрессивное семейное воспитание;

• низкий социально-экономический статус;

• культурные традиции определенной социальной группы.

Рассмотрим подробнее проблему самонаблюдения. Это чрезвычайно сложная проблема, поскольку непросто ответить на вопрос: что значит — точно наблюдать, а в особенности

• точно видеть и понимать самого себя. Не просто, не правда ли?

Точность как способность к предвидению поступков (прогностическая — относящаяся к тому, что произойдет в будущем) не вызывает никаких возражений. Но точность как совпадение с мнением большинства — это поразительно! Она выражает стремление к конформизму.

Приведу Вам пример из одного комикса.

На вершине холма лежит группа детей и наблюдает за тучами. Один из них говорит, что видит в них силуэт церкви, второй — фигуру Георгия Победоносца на коне, третий — портрет Моны Лизы. Когда спрашивают до сих пор хранившего молчание ребенка, он отвечает приятелям: Я видел плавающего утенка, но теперь я его не вижу.

Ни один плавающий утенок ничем не хуже всех воображаемых церквей вместе взятых

Будем же иметь смелость, чувство собственного достоинства и уважение к себе, чтобы

признаться в этом всему миру!

А что Вы думаете о совпадении нашего мнения с оценками специалистов в определенной отрасли? (Всем нам известно, насколько неточными бывают диагнозы и прогнозы врачей, педагогов, синоптиков, так что это, скорее всего, разновидность точного предвидения их неточных мнений и их старания о положительных оценках значимых лиц.)

Является ли безумец, называющий себя шизофреником, точным наблюдателем, ловкачом или приспособленцем? (Думаю, Вам хорошо знаком фильм Полет над гнездом кукушки?) Нелегко найти хорошие критерии точности восприятия самого себя. Это категория особая, субъективная и очень интимная. Но иногда хотелось бы знать, не обманываем ли мы сами себя.

Ведь: Легче быть мудрым для других, чем для себя (Ларошфуко).

Откуда же берется ощущение собственной значимости? Чем оно отличается от общей самооценки и самопринятия? Рассмотрим это более подробно.

Общая самооценка состоит из совокупности оценок, выставляемых человеком себе за отдельные свойства и действия, за достижения и провалы. Она формируется на протяжении нашей жизни, зависит, как уже отмечалось, от оценок значимых лиц и может изменяться.

Представьте себе школьный аттестат, где проставлены оценки по всем — обязательным и необязательным — предметам. Возможно, там есть предметы, от которых Вас освободили или по которым не удалось получить аттестацию? Почему Вы ощущаете гордость и радость или же стыд и разочарование? С чем Вы сравниваете результаты своей работы?

Одного приводит в восторг тройка, а другому и четверки мало. Конечно, это наши стандарты и амбиции, о которых уже шла речь. Но при этом большую роль играет значимость оцениваемого качества или сферы деятельности в системе ценностей. Для одного ученика важнее всего оценки по информатике и физкультуре, для другого — по физике и английскому языку. Именно таким образом мы возводим здание нашего ощущения собственной значимости: распределяем наши свойства и поступки по значимости,

соотносим собственные оценки с мнением окружающих и суммируем все это вместе.

Выполните практическое упражнение, которое позволит Вам закрепить данный материал.

УПРАЖНЕНИЕ 6. Проанализируй свой аттестат

Представьте себя учеником, изучающим свой аттестат. Сначала определите список предметов: выберите, пожалуйста, около десяти категорий сфер деятельности, в которых Вы в настоящее время задействованы. Это могут быть выполняемые Вами социальные роли: сын, муж, отец, внук (семейные); подчиненный, руководитель, сотрудник (профессиональные); читатель, зритель, турист, филателист, спортсмен (досуговые) Помимо блуждания по дорогам социальных ролей, которые Вы играете, можете отметить и более конкретные функции, например: повар, дачник, нянька, певец, портной, любовник Все эти сферы деятельности будут выступать в качестве предметов в Вашем аттестате.

Теперь оцените в баллах (от 0 до 10) их выполнение. Дополнительно умножьте оценки на коэффициент важности данной сферы, причем этот показатель может колебаться в диапазоне от 1 до 5. После умножения суммируйте полученные результаты.

Что получилось? Интересно, а сколько удовольствия доставило бы Вам выставление оценок другим людям Но ведь тогда Вы не смогли бы определить коэффициенты важности, поскольку они являются сугубо индивидуальными.

Если хотите, обсудите это упражнение с Попутчиком. Возможно, его мнение об отдельных оценках окажется важным для Вас? Может быть, стоит обсудить также значение Ваших коэффициентов важности?Однако возникает вопрос: как жить с полным удовольствием и действовать конструктивно, если до сих пор не удалось добиться достаточно высокого ощущения собственной значимости? Одним из называемых в психологической литературе способов является возможность самообнажения. При этом сторонники данного средства понимают, что нет ничего более трудного, чем самообнажение перед значимыми лицами, реакции которых можно предугадать лишь частично. Отсюда возникает сопротивление, которое так затрудняет терапию и для лечащего, и для лечащегося. Если существует какой-то рецепт обучения искусству психологической помощи — психотерапии, то это искусство борьбы со страхом, сопровождающим самообнажение, а также искусство понимания вербального и невербального языка, на котором человек говорит о своих внутренних переживаниях.

Подлинное самообнажение является одновременно как признаком здоровой индивидуальности, так и результатом ее развития. Самообнажение — это возможность бытия самим собой. Оно, конечно, предполагает смелость — смелость бытия (С. Джорард, американский психотерапевт).

Я знаю людей, которые предпочли бы умереть, но не дать узнать себя. И действительно случается так, что некоторые умирают, осознав, что их раскусили окружающие.

Называя самообнажение признаком здоровой индивидуальности, имеют в виду, что тот, кто обладает множеством других свойств, свидетельствующих о здоровой индивидуальности, способен раскрыться хотя бы перед одним из значимых для него людей. Говоря о том, что самообнажение означает обретение здоровой индивидуальности, подразумевается, что индивидуальное Я формируется и развивается только в равноправном общении с Я других людей.

Как Вам использовать данную информацию? Возможно, Вашей самооценке и ощущению собственной значимости ничто не угрожает? Это было бы прекрасно. Но в любом случае Вам будет полезно обратиться к известным Вам по первому журналу аффирмациям (это тоже способ достижения ощущения собственной значимости), а если у Вас есть более эффективные способы улучшения отношения к самому себе, то, может быть, поделитесь ими с Вашим Попутчиком?

УПРАЖНЕНИЕ 7. Полюби себя

Пожалуйста, прочитайте приведенные ниже аффирмации громко, если возможно в присутствии Вашего Попутчика. Если же его нет, читайте громко и после каждого предложения пристально всматривайтесь в свое отражение в большом зеркале. Начинаем:

Любовь есть позитивное отношение к себе.

Любовь это основа не только твоего происхождения, но и твоего существования. Любовь это принятие другого человека с его достоинствами и недостатками. Любовь это подтверждение уже существующего единства.

Важно, однако, понять, что можешь принять от других ровно столько чувства, сколько сам готов дать себе. Часто люди так плохо о себе думают, что вообще не понимают, что это такое любить себя. Что означает такая любовь?

Любить себя — значит хвалить себя и на словах выражать уважение к себе.

Любитьсебя — значит одобрять все свои действия.

Любить себя — значит любить свое тело и восхищаться своей красотой.

Любитьсебя — значит заботиться и лелеять свое тело.

Любить себя — значит давать себе то, чего хочешь, с ощущением, что ты этого заслуживаешь.

Любитьсебя — значит позволять себе выигрывать. ,

Любить себя — значит допускать к себе других вместо того, чтобы соглашаться с одиночеством

Любить себя — значит руководствоваться собственной интуицией.

Любить себя — значит с чувством ответственности вырабатывать свои собственные принципы.

Любить себя — значит видеть собственное совершенство.

Любить себя — значит приписывать себе заслуги за все, что случилось.

Любить себя — значит окружать себя красотой.

Любить себя — значит разрешить себе богатство вместо бедности.

Любить себя — значит окружить себя множеством друзей.

Любить себя — значит награждать себя и никогда себя не наказывать.

Любить себя — значит доверять себе.

Любить себя — значит питаться доброй пищей и добрыми мыслями.

Любить себя — значит окружать себя людьми, чье присутствие тебе приятно и полезно.

Любить себя — значит получать радость от секса.

Любить себя — значит считать себя равным всем другим.

Любить себя — значит прощать себя.

Любить себя — значит быть для себя авторитетом.

Любить себя —значит развивать свои творческие начинания.

Любить себя — значит позволять себе развлекаться.

Любить себя — значит обращаться с собой ласково и нежно.

Любить себя — значит внутренне стать собственным любящим родителем.

Любить себя — значит преобразовать все свои отрицательные мысли в аффирмации.

Думаю, понятно, о чем идет речь: чтобы найти любовь, не нужно искать ее где-то — она в нас самих.

Сначала Вы должны услышать, что любите себя, а потом действительно почувствуете, что Вас любит кто-то другой. Это самое важное. И помните: любовь не угасает, это ведущая сила всей жизни.

Как Вы сейчас себя чувствуете? Было бы странно, если бы Вы одинаково восприняли все элементы этой своеобразной молитвы самому себе. У каждого из нас есть свои предубеждения, в том числе и связанные с особым языком аффирмации. Некоторые освоят этот метод легко и быстро, а другие смогут пользоваться им только в исключительных случаях. Кто-то сможет принять все аффирмации, а для кого-то отдельные формулировки будут трудными для воспроизведения. Но если ни одна из аффирмации не пришлась Вам по вкусу — это крайне тревожный симптом.

УПРАЖНЕНИЕ 8. Упражнение на влюбление

В заключение нашего сегодняшнего путешествия в Страну Самопознания предлагаю Вам упражнение, представляющее собой своеобразный тренинг.

Подберите себе хороших, можно сказать, исключительных зрителей. Их должно быть, как минимум, трое. Попросите их внимательно выслушать инструкцию к этому упражнению: они должны аплодировать, визжать, кричать, выражать неподдельный восторг всеми доступными способами!

А Вы должны будете очень быстро продолжить неоконченные предложения типа:

— Я восторгаюсь собой, когда

— Я всегда доверяю своему

— Я неподражаем в

— Мне прекрасно удается

— Мне очень нравится в себе

— Я горжусь собой, когда

— Я фантастичен в

— Я не обманул своих ожиданий в

Лучше всего реагировать быстро, не задумываясь. Вы не должны объяснять своих громких высказываний, аргументировать восторгов, обосновы¬вать похвалы Когда Вы будете говорить, Ваша публика не должна расспрашивать Вас ни о чем, она должна просто купать Вас в овациях!

Не стремитесь побыстрее закончить, постарайтесь продержаться хотя бы три минуты. (А может быть, Вам удастся восхищаться собой даже дольше?) Увидите, что в процессе работы Вы начнете ощущать положительные эмоции. Когда преодолеете стыд и напряжение, Вы ощутите непосредственную детскую радость. Желаю Вам целое море удовольствия!

Было бы хорошо для всех, если бы участники поменялись ролями. Тогда Вы почувствуете себя друг с другом ближе, естественней и безопасней.

На прощание хочу процитировать еще одну глубокую мысль:

Человек в глубине души знает только, что знание его — как маленький островок в бесконечном океане. Вопрос заключается в том, что он любит больше — маленький островок своего так называемого знания или море бесконечной тайны? (К. Рахнер)

Желаю успеха! До новой встречи!

Домашняя работа 1 2

Из предложенных вариантов ответов выберите правильный.

1. С возрастом расхождения между реальным и идеальным Я:

в) остаются без изменений.

2. К формированию какой самооценки приводит строгое, репрессивное воспитание?

3. «За выполнение домашней работы к уроку 1 я получил оценку «отлично». Значит, из меня получится хороший психолог».

Какая из стратегий группировки информации о себе использовалась в данном случае?

4. «Мама хочет, чтобы я выросла чистюлей, и требует, чтобы моя комната всегда была в идеальном состоянии. Я же считаю, что в этом нет необходимости и достаточно поддерживать порядок и просто следить за собой и своими вещами».

Какой метод оценивания аккуратности проявился в данном случае?

Один комментарий от “ Как мы сами себя оцениваем? ”

Статья как раз про меня! История про мудреца очень напоминает несколько ситуаций из жизни. Всегда прежде чем что-то сделать, думаю о том, а что обо мне скажут остальные. Надо почаще выполнять упражнения из этого текста…

Источники:
  • http://shkolazhizni.ru/psychology/articles/91673/
  • http://vapakol.ru/psikhologiya-otnoshenijj/kak-my-sami-sebya-ocenivaem-urok-12.html