Меню Рубрики

Три точки зрения на возможность социального познания

Человечеству во все времена свойственно было желание познать не только природу, но и общество.

Социальное познание – это изучение процессов, происходящих в обществе, выявление их закономерностей, особенностей, причин и источников развития. Сфера социального познания – это деятельность человека во всех её проявлениях и формах.

  • Объект и субъект совпадают. Действительно, изучая общество, закономерности его развития, учёный одновременно сам является частью этого общества.
  • Специфика методов социального познания. Многие методы, характерные для научного познания, в данном случае либо вообще неприемлемы, либо используются в редких случаях, часто с согласия самих людей (например, наблюдение, эксперимент).
  • Зависимость исследователя от общества. Это может привести к необъективности тех или иных выводов. Достаточно привести в пример деятельность Сталина. Разве могли в его время критиковать политику вождя? Всё приукрашивалось и многое искажалось.
  • Высокая вероятность неточности исследований. Приведём пример. В школе проводится анкетирование учащихся с целью выявления их отношения к наркотикам. Можно быть уверенным, что тот, кто их уже пробовал , никогда в анкете в этом не признается , а значит, и выводы будут неточными, приблизительными.
  • Изучение предмета исследования в его взаимоотношениях,взаимосвязях, а не изолированно, обособленно.

Принципы социального познания

  • Исследователи рассматривают общество, процессы и законы в нём в развитии,а не в статичности.
  • Все процессы , происходящие в обществе взаимосвязаны и влияют друг друга. Социальное познание основано на изучении этой взаимосвязи.
  • В социальном познании важен и каждый индивид в отдельности, и общество в целом, то есть происходит выявление общего и особенного.

Источники социального познания

  • Социальная действительность, её развитие на данном этапе.
  • Исторический опыт, знания о процессах развития общества, накопленные человечеством.
  • Общественная практика, в ходе которой происходит развитие , изменение, преобразование общества.

Основана форма социального познания – это социальный и научный факт. В чём их различие?

Социальный факт – это какое-то конкретное событие, которое имело место в действительности в ту или иную эпоху и время.

Научный факт – событие, которое описано, изучено, с учётом конкретной ситуации, причин, последствий события на развитие общества.

Объекты социального познания

  • Действия, поступки как отдельных лиц, так и социальных групп и всего общества в целом.
  • Материальные и духовные ценности, созданные человечеством, то есть продукты деятельности.
  • Словесные действия людей: высказывания, точки зрения, мысли, идеи, суждения о чём-либо.

Цели социального познания

  • Изучение закономерностей развития общества, сложных взаимодействий и взаимосвязей, существующих в нём как между отдельными людьми, так и между группами.
  • Стремление понять место и роль человека в обществе
  • Изучение и постижение внутреннего мира личности, его «Я-концепции».

Методы социального познания

Эмпирические

  • Наблюдение (может быть невключённым, то есть со стороны изучается объект, и включённым, когда объект познания принимает участие в исследовании, изучение объекта изнутри- например, социальной группы).
  • Опрос (анкетирование, интервью)
  • Тестирование
  • Экспертная оценка
  • Социометрия (изучение и измерение межличностных отношений)
  • Эксперимент
  • Измерение социальных установок (шкала самооценок, ранжирования, например вероятность победы на выборах того или иного кандидата).

Теоретические

  • Анализ (анализ документов, социально-исторический анализ литературы)
  • Обобщение
  • Классификация
  • Умозаключение
  • Статистический метод
  • Выдвижение гипотезы
  • Научная абстракция

Итогом социального познания является знание

Типы социального знания

  • Гуманитарное(предмет – субъективный мир человека)
  • Социально-экономическое(изучение процессов, оказывающих значительное влияние на развитие общества – отношения собственности, распределения, обмена, потребления, то есть изучение экономической жизни)
  • Социально-философское (изучение наиболее общих законов развития общества).

Социальное прогнозирование

В 20 веке появилась особая отрасль социальных знаний – футурология, занимающаяся социальным прогнозированием.

Научное прогнозирование следует отличать от утопии и фантастики.

Утопия основана на вере в предполагаемое будущее, а прогноз- на возможность альтернативного развития.

Фантастика — это художественное творчество, вымысел, характеризуется конкретностью деталей, а прогноз – лишь обобщённое видение будущего.

Виды социальных прогнозов

  • Прогноз на ближайшее будущее е— 25-30 лет. Для него характерно достаточно точное и определённое видение будущего (например, численность населения, запасы сырья и др.)
  • Прогноз на обозримое будущее (30-80 лет, до которого хоть кто-то из сегодня живущих людей сможет дожить ). Прогноз носит общий и вероятный характер.
  • Прогноз на необозримое будущее (свыше 80 лет, когда будет жить совершенно новое поколение людей). Это лишь гипотезы общего плана.

Методы социального прогнозирования

  • Моделирование – создание реальной или воображаемой модели развития общества и её дальнейшее изучение.
  • Экспертиза— изучение мнения экспертов по той или иной изучаемой проблеме с целью выявления наиболее вероятных вариантов развития
  • Экстраполяция– (лат. extra сверх, вне и polio выправляю, изменяю) изучение части или явления в целом и распространение выводов на будущее.

Таким образом, социальное познание- познание законов развития общества- это довольно сложный, но очень нужный и важный вид деятельности человека, направленной на дальнейшее совершенствование жизни людей.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Лекции / Лекции по истории философии и социальной философии / 1. Социальное познание. Его особенности

по «Социальной философии»

Автор – Зельников Юрий Иванович

Все права защищены законом

без разрешения автора запрещено.

Общество как объект познания

Тема №8. Общество как объект познания

1. Социальное познание и его особенности

Познание (вообще) – есть процесс приобретения знаний о бытии (о природе, обществе, человеке).

Оно включает в себя: 1) процесс отражения действительности в мозгу человека и 2) ее дальнейшее объяснение.

Понятие объекта и субъекта в гносеологии (в познании):

Субъект познания – тот, кто познает (человек), исследователь.

Объект познания – то, что познается.

Объект познания человека: мир в целом, общество, человек, само познание.

Источники и способы познания: человеческие чувства, разум, интуиция.

(см. виды знания у Спинозы! – эмпиризм, рационализм, интуиция)

Тесная, диалектическая связь чувственного (эмпирического) и рационального и разума.

Ведущая роль у разума, рационального познания (понятийное отражение, абстракции, теоретическое мышление).

Однако, человеческий разум в познании не всесилен.

Т.к.к за его пределами и помимо его действуют силы, ему неподвластные.

См. Кант: «Критика чистого разума» (рационализма).

Иррационализм – критика рационализма, указание на ограниченность человеческого разума в познании. Наличие в мире иррационального фактора и причин (интуиция, инстинкт, воля, мистическое озарение и др.), играющих важную роль в жизни общества и в познании.

Иррационалисты: Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Гартман, Бергсон, Хайдеггер и др.

Социальное познание – приобретение и система знаний об обществе (социуме).

Социальное познание есть одна из разновидностей познания (вообще).

Особенности социального познания:

1. Сложность и трудность социального познания по сравнению с другими видами познания (например, природы) из-за разнокачественности общества, действия в нем сознательных сил (людей, наделенных волей, страстями, желанием и т.п.).

2. Личностный фактор субъекта познания (индивидуальность исследователя – его опыт, интеллект, интересы, пристрастия и др.).

3. Исторические условия социального познания – определенный уровень развития общества, социальная структура, господствующие интересы.

В качестве объекта выступает:

— деятельность самих субъектов познания (людей);

взаимодействие между объектом и субъектом познания (т.е. в самом объекте изначально присутствует и его субъект).

Наличие и комбинация всех указанных факторов (особенностей) обуславливает многообразие точек зрения и теорий, объясняющих развитие и функционирование общественной жизни.

Все это определяет особую специфику и трудности социального познания.

Данная специфика социального познания во многом определяет характер и особенности различных сторон социального познания.

Стороны социального познания:

(онтологическая, гносеологическая, ценностная)

1. Онтологическая сторона – (онтос – сущее) касается объяснения бытия (существования) общества, закономерностей и тенденций его функционирования и развития, а также человека как члена общества.

Сложность и динамичность общественной жизни (здесь действуют люди, наделенные волей, разумом, своими интересами) – объективная основа сложности данного познания о сущности социального бытия людей и, соответственно, наличия множества различных точек зрения и теорий.

Например: Что же считалось основой бытия общества в истории философской мысли:

Платон: идея справедливости;

Августин Блаженный – божественный замысел;

Гегель – абсолютный разум;

Маркс – экономический фактор;

Фрейд – борьба инстинкта жизни и инстинкта смерти;

Географическая среда – Монтескье, Чаадаев. И др.

Задача социальной науки – найти объективные закономерности, тенденции функционирования и развития общественной жизни.

Вопрос: есть ли они? Если объективных законов в обществе нет, то не может быть и научного знания об обществе, т.к. наука имеет дело с законами. Однозначного ответа на поставленный вопрос на сегодня не существует.

1. Неокантианцы (В.Виндельбанд, Г.Риккерт): никаких объективных законов в обществе нет и быть не может, так как все явления здесь носят неповторимы й и индивидуальный характер.

2. Последователи неокантианцев: само общество существует лишь как наше представление о нем, как «мир понятий», не как объективная реальность.

Однако, все-таки (?) существуют

Объективные основы существования человеческого общества:

1. Природная основа – общество возникает и развивается объективно, независимо от субъекта познания, от того, познает его кто-либо или нет.

2. Уровень и характер экономического развития общества, материальные интересы и потребности людей.

Возможно также взаимовлияние самых различных факторов, например, географическая среда или субъективные представления о мире.

2. Гносеологическая сторона социального познания

— связана с особенностями самого социального познания:

Роль общественной практики в социальном познании

Личный опыт познающего субъекта; (возраст и опыт. Но: Лермонтов – в 15 лет написал пророческое стихотворение «Предсказание» — «Настанет год, России страшный год…»)

Роль социологических исследований и социальных экспериментов в социальном познании;

Возможности человеческого разума в познании общества и человека (Ограничения. Плохо и хорошо, т.к. не знаем своего будущего).

Признание ученым объективного существования общества и наличия в нем объективных законов (или отрицание этого), то есть его позиция по онтологической проблеме социального познания;

Каким образом осуществляется познание общественных явлений;

Каковы возможности их познания и каковы границы познания;

3. Ценностная (аксиологическая) сторона социального познания

(гр. Аксиос – ценный)

Любое социальное познание связано с определенными ценностями исследователя. Эти ценностные приоритеты определяют выбор объекта познания, его методы, специфику истолкования полученных результатов исследования.

Будет ли истинным полученное таким образом знание? Скорее всего – да, т.к. ценностные приоритеты определяют лишь характер и специфику самого исследования, а не существование, функционирование и развитие объекта исследования.

Все три стороны (аспекта) социального познания (онтологическая, гносеологическая и ценностная) тесно взаимосвязаны между собой и образуют целостную структуру познавательной деятельности человека.

Три точки зрения на возможность социального познания

17 апреля Кратко о специальной теории относительности.

14 апреля Вариант резервного дня ЕГЭ по математике.

13 апреля Вариант досрочного ЕГЭ по физике.

12 апреля Вариант досрочного ЕГЭ по информатике.

25 декабря На нашем сайте размещён курс русского языка Людмилы Великовой.

− Учитель Думбадзе
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

7. В чем состоит специфика социального познания? Ответ аргументируйте с помощью трех положений.

1. В социальном познании субъект познания (человек) совпадает с объектом познания (обществом). так как сам субъект является членом данного общества, т.е. изучает «сам себя»

2. Позиция исследователи всегда влияет на оценку факта, т.е. исследователь — активный субъект, его оценка во многом личностна и может зависеть, например, от идеологии общества, воззрений исторической эпохи.

3. В социальном познании методы естественных наук не совсем приемлемы, так как общество представляет собой мир живых людей. Если естествознание ориентировано на причинно-следственное объяснение явлений, то социальное — на понимание смыслов и целей.

Три точки зрения на возможность социального познания

Тема IV. СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ

Уроки 63-64. Социальное познание

Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «научное социальное знание», «обыденное знание», «методы социального познания», «социальный факт», «смысл», «ценности», «интерпретация», «культурный контекст», «идеальный тип», «конкретно исторический подход»; ознакомить с особенностями социального познания, раскрыть проблемы социальных и гуманитарных наук; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Читайте также:  Зрачки у человека с нормальным зрением

Тип урока: урок-проблема.

I. Организационный момент

— Каких только сенсационных сообщений не встретишь сегодня в средствах массовой информации. В исторической литературе нередко произвольно трактуются факты и события. Вот один только из «опусов» подобного плана:

Полцарства в крови, в развалинах век,

И сказано было недаром:

«Как ныне сбирается Вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам. »

И эти, звенящие медью слова

Мы все повторяли не раз и не два.

Но как-то с трибуны большой человек

Воскликнул с волненьем и жаром:

«Однажды задумал предатель Олег

Отмстить нашим братьям-хазарам. »

Уходят слова и приходят слова,

За правдою правда вступает в права,

Так помните ж, люди, и знайте вовек,

И к черту дурацкая смута.

«Каким-то хазарам, какой-то Олег

За что-то отмстил почему-то!»

И это преданье седой старины –

Пример для историков нашей страны.

— Почему так происходит? В чем сложности в изучении человеческого общества?

Об этом и пойдет речь на наших уроках.

Тема урока: «Социальное познание». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Сравнительный анализ научного познания природы и общества.

2. Основные принципы научного социального познания.

3. Инструмент научного социального познания.

4. Виды социальных знаний.

5. Проблемы социальных наук и гуманитарных знаний.

II. Новый материал

Среди ученых-обществоведов существуют три различных точки зрения на возможности социального познания:

1. Наука должна точно описывать факты, а интерпретировать их не может, потому что объяснение и оценка всегда произвольны.

2. Описание факта не может быть точным, так как никогда не могут быть собраны полные данные о событиях прошлого, а также потому, что разные исследователи выделяют в качестве существенных неодинаковые признаки события. Поэтому все зависит от интерпретации факта.

3. Исследователь может приближаться к истине путем добросовестного изучения фактов в их связи и обоснованного их объяснения, но должен воздерживаться от оценки, так как она всегда субъективна.

Представьте себе, что мы присутствуем на заседании ученого совета, где обсуждаются вопросы и проблемы социального познания. Нам необходимо выработать свой взгляд на обсуждаемую проблему и высказать свои мысли. Для того чтобы справиться с таким заданием, нам необходимо «вникнуть» в этот проблемный вопрос, изучив материал учебника.

Первая проблема, которая возникает у нас на пути: мы уже знаем, каким образом происходит процесс изучения природы, а каким же образом происходит процесс формирования общества?

— Прочитайте п. 1 § 25.

— Какие натуралистические взгляды на процесс познания общества были развиты до начала XX в.?

— Назовите сторонников подобного подхода и охарактеризуйте сущность их воззрений.

— Как У. Дильтей трактовал процесс усвоения социальных знаний?

— Проанализируйте взгляды Г. Риккерта.

— В чем состоят существенные особенности познания общества, которые порождают трудности изучения социальных процессов?

— Что является объектом и субъектом естествознания? (Объектом является природа, а субъектом — все общество.)

— Что является объектом и субъектом обществознания? (И объектом и субъектом является общество.)

Таким образом, в естествознании субъект и объект познавательной деятельности выступают раздельно. В обществознании объект и субъект познания совпадают. То есть общество познает само себя.

Факт включенности в изучаемые процессы имеет положительную и отрицательную стороны:

• положительная сторона: «изнутри» многое виднее;

• отрицательная сторона: ученый не может быть безразличным к происходящему, поэтому трудно удержаться в объективной позиции, а значит появляется большая доля субъективизма.

Большое значение имеет несовпадение интересов больших социальных групп, государств. Отсюда стремление получить от науки желаемый ответ. Например, «украинская версия» концепции возникновения Древнерусского государства, согласно которой Рюрик создал Древнеукраинское государство.

1. Социальное познание связано со сложностью познаваемого объекта общества и протекающих в нем процессов. Существует плюрализм мнений относительно одного и того же явления, факта, понятия. Например, Октябрьская революция — переворот, благо, революция?

2. Ограниченные возможности использования некоторых методов исследования, применяемых естествоиспытателями. Так, наблюдение и эксперимент в социальных исследованиях могут быть проведены в ограниченных масштабах. Трудно проводить исследование таких явлений, как смысл, мотив, намерение.

2. Основные принципы научного социального познания

— Чем же должен руководствоваться ученый, чтобы достичь объективности и точности социального познания?

Основные принципы научного социального познания

Руководство научными методами

Строгость и однозначность теоретических понятий. Доказательность рассуждений.

Логическая непротиворечивость логических рассуждений.

Объективность научных выводов, т. е. независимость от личных желаний, мнений, предрассудков

Способность сопереживания, сочувствия, способность увидеть и почувствовать так, как видят и чувствуют другие люди

«Соблюдение дистанции к объекту»

Быть предельно внимательным к тем предпосылкам своего мышления, которые почерпнуты из его собственной жизни, из традиций его образования, воспитания и научной школы

Конкретно исторический подход

Полнота описания особенностей изучаемого объекта. Любое социальное явление необходимо рассматривать в его историческом развитии и во взаимной связи с другими социальными явлениями, т. е. в историческом и культурном контексте

Выбор значимого в явлении

Научный факт всегда должен определяться значимым, должен включать в себя оценку ученым его роли в происходящем, интерпретацию социального факта

3. Инструмент научного социального познания

Что же еще может помочь ученому глубже вникнуть в изучаемую эпоху, понять происходящие там события? В естествознании часто используются научные понятия. А как обстоит дело в общественных науках?

Посмотрите на схему:

Идеальный тип — инструмент научного социального познания

Образ идеального типа позволяет:

• Запечатлеть важнейшие, устойчиво повторяющиеся черты субъекта определенной эпохи.

• Выйти за рамки имеющейся ситуации и описать типичные характеристики.

• Помогает получить знания об отношениях больших групп людей.

• Заглянуть в будущее.

4. Виды социальных знаний

— Прочитайте п. 4 § 25.

— Что мы подразумеваем под обыденным социальным знанием?

— Приведите примеры подобных знаний.

— Проведите сравнительный анализ двух видов социального знания: выявите черты сходства и различия.

— Как они соотносятся между собой?

— Какую роль играют обыденные знания в нашей жизни?

— Согласны ли вы с утверждением, что обыденное знание ошибочно, а научное истинно?

— Зачем, по-вашему, надо изучать общественное мнение?

5. Проблемы социальных наук и гуманитарных знаний

— Какие социальные науки вы знаете?

— К чему обращено гуманитарное познание?

— В 60-е гг. XX в. наблюдался спор между «физиками» и «лириками», который был выигран «физиками». Как вы считаете, кто сегодня идет впереди? Свой выбор объясните.

— Какие сильные и слабые стороны вы видите в социальных науках?

— Вы сделали свой выбор в пользу социально-гуманитарных наук? Почему?

— Какие трудности вы видите в развитии этих наук?

— Что бы вы сделали, чтобы их преодолеть?

— Сочините «Гимн социально-гуманитарным наукам» и предъявите результаты своего труда.

— Вернемся на заседание ученого совета. Какую из трех позиций вы поддерживаете? Почему?

Уроки 63-64. Социальное познание

Итог

Вопросы

— Что такое «стереотип»?

— Каковы причины складывания стереотипов?

— Какие вы знаете стереотипы? Охарактеризуйте их.

— Какова их роль в процессе восприятии? Ответ аргументируйте. (По ходу проверки задания на доске выстраивается схема.)

— Попробуйте на практике отработать приемы восприятия партнеров.

Домашнее задание

Выучите § 33, выполните задания.

— Каких только сенсационных сообщений не встретишь сегодня в средствах массовой информации. В исторической литературе нередко произвольно трактуются факты и события. Вот один только из «опусов» подобного плана:

Полцарства в крови, в развалинах век,

И сказано было недаром:

«Как ныне сбирается Вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам. »

И эти, звенящие медью слова

Мы все повторяли не раз и не два.

Но как-то с трибуны большой человек Воскликнул с волненьем и жаром: «Однажды задумал предатель Олег Отмстить нашим братьям-хазарам. » Уходят слова и приходят слова, За правдою правда вступает в права, Так помните ж; люди, и знайте вовек, И к черту дурацкая смута. «Каким-то хазарам, какой-то Олег За что то отмстил почему-то!» И это преданье седой старины -Пример для историков нашей страны.

— Почему так происходит? В чем сложности в изучении человеческого общества?

Среди ученых-обществоведов существуют три различных точки зрения на возможности социального познания:

1. Наука должна точно описывать факты, а интерпретировать их не может, потому что объяснение и оценка всегда произвольны.

2. Описание факта не может быть точным, так как никогда не могут быть собраны полные данные о событиях прошлого, а также потому, что разные исследователи выделяют в качестве существенных неодинаковые признаки события. Поэтому все зависит от интерпретации факта.

3. Исследователь может приближаться к истине путем добросовестного изучения фактов в их связи и обоснованного их объяснения, но должен воздерживаться от оценки, так как она всегда субъективна.

Представьте себе, что мы присутствуем на заседании ученого совета, где обсуждаются вопросы и проблемы социального познания. Нам необходимо выработать свой взгляд на обсуждаемую проблему и высказать свои мысли. Для того чтобы справиться с таким заданием, нам необходимо «вникнуть» в этот проблемный вопрос, изучив материал учебника.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 8923 — | 6986 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Уроки 63-64. Социальное познание

Уроки 63-64. Социальное познание

— Каких только сенсационных сообщений не встретишь сегодня в средствах массовой информации. В исторической литературе нередко произвольно трактуются факты и события. Вот один только из «опусов» подобного плана:

Полцарства в крови, в развалинах век,

И сказано было недаром:

«Как ныне сбирается Вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам. »

И эти, звенящие медью слова

Мы все повторяли не раз и не два.

Но как-то с трибуны большой человек Воскликнул с волненьем и жаром: «Однажды задумал предатель Олег Отмстить нашим братьям-хазарам. » Уходят слова и приходят слова, За правдою правда вступает в права, Так помните ж; люди, и знайте вовек, И к черту дурацкая смута. «Каким-то хазарам, какой-то Олег За что то отмстил почему-то!» И это преданье седой старины -Пример для историков нашей страны.

— Почему так происходит? В чем сложности в изучении человеческого общества?

Среди ученых-обществоведов существуют три различных точки зрения на возможности социального познания:

1. Наука должна точно описывать факты, а интерпретировать их не может, потому что объяснение и оценка всегда произвольны.

2. Описание факта не может быть точным, так как никогда не могут быть собраны полные данные о событиях прошлого, а также потому, что разные исследователи выделяют в качестве существенных неодинаковые признаки события. Поэтому все зависит от интерпретации факта.

3. Исследователь может приближаться к истине путем добросовестного изучения фактов в их связи и обоснованного их объяснения, но должен воздерживаться от оценки, так как она всегда субъективна.

Представьте себе, что мы присутствуем на заседании ученого совета, где обсуждаются вопросы и проблемы социального познания. Нам необходимо выработать свой взгляд на обсуждаемую проблему и высказать свои мысли. Для того чтобы справиться с таким заданием, нам необходимо «вникнуть» в этот проблемный вопрос, изучив материал учебника.

Читайте также:  Точки зрения на россию до реформ петра

Сравнительный анализ научного познания природы и общества

Первая проблема, которая возникает у нас на пути: мы уже знаем, каким образом происходит процесс изучения природы, а каким же образом происходит процесс формирования общества?

— Прочитайте п. 1 § 25.

— Какие натуралистические взгляды на процесс познания общества были развиты до начала XX в.?

— Назовите сторонников подобного подхода и охарактеризуйте сущность их воззрений,

— Как У. Дильтей трактовал процесс усвоения социальных знаний?

— Проанализируйте взгляды Г. Риккерта.

— В чем состоят существенные особенности познания общества, которые порождают трудности изучения социальных процессов?

— Что является объектом и субъектом естествознания? (Объектом является природа, а субъектом — все общество.)

— Что является объектом и субъектом обществознания? (И объектом и субъектом является общество.)

Таким образом, в естествознании субъект и объект познавательной деятельности выступают раздельно. В обществознании объект и субъект познания совпадают. То есть общество познает само себя.

Факт включенности в изучаемые процессы имеет положительную и отрицательную стороны:

• положительная сторона: «изнутри» многое виднее;

• отрицательная сторона: ученый не может быть безразличным к происходящему, поэтому трудно удержаться в объективной позиции, а значит появляется большая доля субъективизма.

Большое значение имеет несовпадение интересов больших социальных групп, государств. Отсюда стремление получить от науки желаемый ответ. Например, «украинская версия» концепции возникновения Древнерусского государства, согласно которой Рюрик создал Древнеукраинское государство.

1. Социальное познание связано со сложностью познаваемого объекта — общества и протекающих в нем процессов. Существует плюрализм мнений относительно одного и того же явления, факта, понятия. Например, Октябрьская революция -переворот, благо, революция?

2. Ограниченные возможности использования некоторых методов исследования, применяемых естествоиспытателями. Так, наблюдение и эксперимент в социальных исследованиях могут быть проведены в ограниченных масштабах. Трудно проводить исследование таких явлений, как смысл, мотив, намерение.

Виды социальных знаний

— Прочитайте п. 4 § 25.

— Что мы подразумеваем под обыденным социальным знанием?

— Приведите примеры подобных знаний.

— Проведите сравнительный анализ двух видов социального знания: выявите черты сходства и различия.

— Как они соотносятся между собой?

— Какую роль играют обыденные знания в нашей жизни?

— Согласны ли выс утверждением, что обыденное знание ошибочно, а научное истинно?

— Зачем, по-вашему, надо изучать общественное мнение?

Итог

— Вернемся на заседание ученого совета. Какую из трех позиций вы поддерживаете? Почему?

Домашнее задание:Выучите § 25, выполните задания.

Что такое «сознание»

Попробуем сопоставить первичные знания о достаточно сложном вопросе философии: что такое «сознание»? Посмотрите на схему:

СОЗНАНИЕ
Способностьчеловека оперировать образамисоциального взаимодействия, природных и культурных связей, отделенными от непосредственных контактов с людьми и актов деятельности, рассматривать эти образы в качестве условий, средств, ориентиров своего поведения Это высшая, свойственная лишь человекуформа отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией, а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий
Понятие сознания в философии

Богословырассматривают сознание как крохотную искру величественного племени божественного разума Идеалистыотстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Рассматривают сознание как самостоятельную и созидательную сущность бытия Материалистыот стаивают мысль о вторичности сознания, признавая сознание функцией мозга и отражением внешнего мира
Сознаниетрактуется как проблемачеловеческого бытия,как способ отражения проблемности общественного прогресса, как явление,обеспечивающее связность человеческой истории и культуры
Сознаниечеловека как особого рода его связи с миром
В каждый момент времени сознаниечеловека к чему-то привлечено,на чем-то зафиксировано. Оно само «определяется», проясняется по отношению к определенному предмету
В нем сопрягаютсяразличные отношениячеловека к людям, вещам, природе, подкрепленные различным характером деятельности, в которой он обособлен от людей и зависим от них.
Сознаниеявляется своего рода объектом, не поддающимся обычным способам исследования и разъяснения

— Как вы думаете, всегда ли человек осознает все то, что относится к знанию?

— Ряд философов в наши дни в качестве главного признака сознания выделяют не знания, а направленность на определенный предмет и объект.

Итог

— Как понималась сущность сознания сторонниками различных точек зрения?

— Как связаны между собой общественное сознание и духовная культура?

— Дайте характеристику различных форм общественного сознания.

Какие уровни принято выделять в общественном сознании?

— Чем связаны между собой общественная психология и идеология?

— Как связаны между собой общественное и индивидуальное сознание?

— Выполните задания к параграфу.

Домашнее задание:Выучите § 26, выполните задания.

Самосознание и самопознание

Каждый из нас уникален. Мы отличаемся цветом глаз, волос, полом, возрастом, привычками, именами и многим-многим другим. Но есть и то, что нас всех объединяет. У нас есть мысли, чувства, желания, память.

Есть такое выражение «внутренний мир человека». Это его собственное пространство, куда нет доступа практически никому, разве что самому человеку.

Внутренний мир человека и его самосознание издавна привлекали внимание философов, психологов, лингвистов, социологов, педагогов, деятелей искусства. Как же они представляли себе эти процессы?

• Дж. Локк — человек познает себя интуитивно на основе рефлексии (осмысления) жизненного опыта, который расширяется с годами.

• И. Кант придавал пониманию «я» ценностно-личностное измерение. Он ввел в научный оборот разделение сознания и самосознания человека. С его точки зрения, самосознание -необходимая предпосылка нравственности и моральной ответственности.

• Г. Гегель рассматривал самосознание в развитии, при изучении самосознания он выделял ступени, соответствующие фазам развития человеческой деятельности.

Что же говорит сегодняшняя наука психология о самосознании и самопознании? По ходу моего рассказа запишите в виде тезисов план ответа на вопрос: «Самосознание и самопознание».

1. Сложность проблемы состоит в том, что субъект и объект познания совпадают, поэтому сложно установить степень достоверности знаний человека о самом себе.

2. Самосознание — определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.

3. Важный признак самосознания

готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.

4. Самопознание происходит на индивидуальном уровне в течение всей жизни.

5. Личность проявляет себя не только через самосознание, но и в процессе самореализации — это процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности. 6. Для того чтобы реализовать себя, человек должен знать свои особенности.

Проведем эксперимент. Ученые утверждают, что первый шаг к узнаванию самого себя — самодиагностика. Как вы думаете, знаете ли вы себя? Мнения людей очень различаются по ответу на этот вопрос, различаются даже по тому, что понимают под словами «знать себя». Для одних это значит представлять, на что способен, что от себя ждать, для других — знать свои положительные и отрицательные качества, достоинства и недостатки, для третьих — хорошо разбираться в тончайших движениях своей души, в своих чувствах и переживаниях. Для кого-то это доскональное знание своей внешности, для кого-то — умение общаться. А некоторые искренне не понимают, как это можно не знать себя.

— А вы? Что означает для вас «знать себя»? Легко ли вам ответить на этот вопрос?

Уровень самопрезентации — это уровень представления, предъявления самого себя.

Низкий уровень самопрезентации означает, что человек или не хочет предъявлять себя даже самому себе (почему? что такого неприятного или страшного он может сам от себя скрывать? подумайте об этом), или — это встречается чаще — просто не думает о себе и пользуется в повседневной жизни лишь некоторыми, возможно, наиболее важными, а чаще наиболее простыми и очевидными характеристиками. Но, возможно, ему этого достаточно?

Средний, умеренный уровень самопрезентации. Как почти о всяком среднем уровне, здесь трудно сказать что-либо определенное. Вроде бы человек и знает себя, да как-то не очень хорошо, может быть, думает о себе, да как-то не очень много.

Те, у кого низкий и средний уровень самопрезентации, должны подумать, что им помешало ответить? Чего им не хватало? Умения сделать над собой усилие — вам просто надоело отвечать? Не смогли сразу включиться в работу? А может быть, вы слишком жестко контролировали себя, подвергали свои ответы строгой цензуре? Или вам не хватило слов, чтобы выразить то, что вы чувствуете? Решите это для себя и запишите свой ответ. Он очень важен, потому что показывает, над чем именно надо работать.

Высокий уровень самопрезентации. Обычно он свидетельствует, что человек смотрит на себя с разных сторон, так или иначе думает о себе, не стесняется сам себя. Но внимание! Те, у кого высокий уровень самопрезентации, должны посмотреть, нет ли у них повторяющихся ответов, например: «Я люблю рок-музыку»; «Вечерами я часто слушаю записи рок-музыкантов»: «Мое самое любимое занятие — слушать музыку», ит. п. Или так: «Я очень некрасивая»; «У меня некрасивые глаза и волосы»; «Самое некрасивое во мне — рост и вообще фигура»; «Я часто смотрю в зеркало и думаю, почему я такая некрасивая»; «У меня некрасивое лицо»; «Со мной никто не дружит, потому что я некрасивая». Такие повторяющиеся ответы свидетельствуют о том, что человека волнует какая-то одна тема, одна проблема. И это очень важно. Но для определения уровня самопрезентации, уровня того, насколько вы знаете себя и можете говорить о себе, посчитайте все эти высказывания за одно. (Кстати, это полезно сделать и тем, у кого низкий и средний уровень.) Сколько осталось? Подчеркните и выпишите эту важную для вас тему, даже если она теперь покажется вам и странной, да и не темой вовсе (так, например, у одного юноши такой темой оказалось то, что он учится в 10 классе). Подумайте, почему вы «застряли» именно на этой характеристике. О чем она говорит? И учтите, это почти никогда не бывает случайным.

Сверхвысокий уровень!Не перехитрили ли студент самого себя? Может быть, он решил — задача в том, чтобы написать как можно больше, и стал писать что попало, лишь бы набрать желаемое число. Он не попал в ловушку «Кто больше»? Не решил ли, что здесь соревнование, и он обязательно должны выиграть? Он всегда стремитесь только к выигрышу? Часто видит ситуацию соревнования там, где ее вовсе не предполагалось? Перечитайте свои ответы, сколько из них действительно как-то характеризует вас, а сколько написано случайно, просто так? Подумайте, что вы выигрываете, а что проигрываете, стремясь угадать, чего, от вас ждут, и добиться «первого места»?

— Вы убедились в том, что процессы самопознания и самосознания далеко не простые. С чего начинается наш процесс самопознания? Видим ли мы себя реальными?

Ученые провели оригинальный эксперимент. Испытуемого фотографировали и предлагали спроецировать фотографию на настенный экран. Одновременно перед ним ставили зеркало. Он должен был «подогнать» фотографическое изображение к зеркальному отражению, для чего имел возможность изменять пропорции фотографии — расширять, сужать. Выявилось, что между реальным образом и тем, который имеет человек, есть существенные расхождения, которые нами не осознаются.

Воистину, человек — знакомый незнакомец. Человек не видит своего настоящего лица, также как и своего голоса не слышит.

С. Эйнштейн видел в каждом лице многоликость, так как человеческое лицо подвижно и изменчиво.

Психологи пришли к выводу, что внешность человека значима не только для него, но и для окружающих: обладающим приятной внешностью приписывают те достоинства, которых у них нет, и наоборот. Может быть: поэтому в народе сложено много пословиц на эту тему:

Читайте также:  Почему знаменитости не делают лазерную коррекцию зрения

• С лица воды не пить.

• Не родись красивой, а родись счастливой.

• Красота спасет мир.

• Лицо выдает негодяя.

• У него на лице все написано.

— Как вы думаете, действительно ли так уж важна для человека его внешность?

— А как же тогда другая поговорка: «Встречают по одежке, провожают по уму»? Свой ответ аргументируйте.

Итог

— Какие этапы самопознания можно выделить?

— Можно ли считать представления о собственной внешности истинными?

— Какие факторы, с вашей точки зрения, влияют на самооценку личности?

— Какие способы повысить свою самооценку вы знаете?

— Выполните одно из упражнений на повышение самооценки. Это задание разработала психолог И.В. Дубровина.

Возьмите лист бумаги. Напишите в центре крупно букву «я». Можете даже нарисовать вокруг нее кружочек, выделить каким-нибудь способом. Ваша задача состоит в том, чтобы назвать как можно больше областей, где это «я» может быть реализовано, и определить желательное и нежелательное «я» для каждой области. Просто проводите линию от «я», центра вашей Вселенной, нарисуйте квадратик или кружочек и пишите.

— Сколько областей вы смогли выделить? Теперь, когда вы все закончили, придумайте еще четыре — любых, самых неожиданных. Но важное условие — они должны быть реальны, впрочем, как и все остальные.

Домашнее задание

Выучите § 27, выполните задания.

Уроки 63-64. Социальное познание

— Каких только сенсационных сообщений не встретишь сегодня в средствах массовой информации. В исторической литературе нередко произвольно трактуются факты и события. Вот один только из «опусов» подобного плана:

Полцарства в крови, в развалинах век,

И сказано было недаром:

«Как ныне сбирается Вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам. »

И эти, звенящие медью слова

Мы все повторяли не раз и не два.

Но как-то с трибуны большой человек Воскликнул с волненьем и жаром: «Однажды задумал предатель Олег Отмстить нашим братьям-хазарам. » Уходят слова и приходят слова, За правдою правда вступает в права, Так помните ж; люди, и знайте вовек, И к черту дурацкая смута. «Каким-то хазарам, какой-то Олег За что то отмстил почему-то!» И это преданье седой старины -Пример для историков нашей страны.

— Почему так происходит? В чем сложности в изучении человеческого общества?

Среди ученых-обществоведов существуют три различных точки зрения на возможности социального познания:

1. Наука должна точно описывать факты, а интерпретировать их не может, потому что объяснение и оценка всегда произвольны.

2. Описание факта не может быть точным, так как никогда не могут быть собраны полные данные о событиях прошлого, а также потому, что разные исследователи выделяют в качестве существенных неодинаковые признаки события. Поэтому все зависит от интерпретации факта.

3. Исследователь может приближаться к истине путем добросовестного изучения фактов в их связи и обоснованного их объяснения, но должен воздерживаться от оценки, так как она всегда субъективна.

Представьте себе, что мы присутствуем на заседании ученого совета, где обсуждаются вопросы и проблемы социального познания. Нам необходимо выработать свой взгляд на обсуждаемую проблему и высказать свои мысли. Для того чтобы справиться с таким заданием, нам необходимо «вникнуть» в этот проблемный вопрос, изучив материал учебника.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Тема 7. Социальное и гуманитарное знание

Вопрос об уникальности социальных знаний является в истории философской мысли предметом дискуссий.

Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существо­вать без общества.

Особенности гуманитарного знания: понимание; обраще­ние к текстам писем и публичных выступлений, дневников и программных заявлений, художественных произведений и критических рецензий и т. д.; невозможность сведения зна­ния к однозначным, всем признанным определениям.

Гуманитарное знание призвано воздействовать на челове­ка, одухотворять, преображать его моральные, идейные, ми­ровоззренческие ориентиры, способствовать развитию его че­ловеческих качеств.

Социальное и гуманитарное знания — результат социаль­ного познания.

Социальное познание — процесс приобретения и разви­тия знаний о человеке и обществе.

Познание общества, протекающих в нем процессов имеет, наряду с общими для всей познавательной деятельности чер­тами, также и существенные отличия от познания природы.

Особенности социального познания

1.Субъект и объект познания совпадают. Общественная жизнь пронизана сознанием и волей человека, она, по сущест­ву, субъект-объектна, представляет в целом субъективную ре­альность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием).

2.Получаемое социальное знание всегда связано с инте­ресами индивидов-субъектов познания. Социальное познание задевает непосредственно интересы людей.

3.Социальное знание всегда нагружено оценкой, это цен­ностное знание. Естествознание насквозь инструментально, в то время как обществознание — это служение истине как цен­ности, как правде; естествознание — «истины разума», обще­ствознание— «истины сердца».

4.Сложность объекта познания — общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных за­кономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. В отличие от естествознания в обществознании невозможны (или очень ограничены) пред­сказания.

5.Поскольку общественная жизнь изменяется очень бы­стро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

6.Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент. Наиболее распростра­ненном методом социального исследования является научная абстракция, в социальном познании исключительно велика рольмышления.

Описать и понять социальные явления позволяет пра­вильный подход к ним. Это означает, что социальное позна­ние должно опираться на следующие принципы:

— рассматривать социальную действительность в разви­тии;

— изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости;

— выявлять общее (исторические закономерности) и осо­бенное в общественных явлениях.

Всякое познание общества человеком начинается с восп­риятия реальных фактов экономической, социальной, поли­тической, духовной жизни — основы знаний об обществе, де­ятельности людей.

Наука различает следующие виды социальных фактов.

Чтобы факт стал научным, его следует интерпретиро­вать (лат. interpretatio — истолкование, разъяснение). Прежде всего факт подводится под какое-либо научное поня­тие. Далее изучаются все существенные факты, из которых складывается событие, а также ситуация (обстановка), в кото­рой оно происходило, прослеживаются многообразные связи изучаемого факта с другими фактами.

Таким образом, интерпретация социального факта — это сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения. Только интерпретированный факт является действительно научным фактом. Факт, представ­ленный только в описании его признаков, — всего лишь сырье

С научным объяснением факта связана и его оценка, кото­рая зависит от следующих факторов:

— свойства изучаемого объекта (события, факта);

— соотнесение изучаемого объекта с другими, однопо- рядковыми, или идеалом;

— познавательные задачи, которые поставил исследова-

— личная позиция исследователя (или просто человека);

— интересы той социальной группы, к которой исследова-

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

«Специфика познания общественных явлений, специфи­ка обществознания определяется многими факторами. И, по­жалуй, главный среди них — само общество (человек) как объект познания. Строго говоря, это и не объект (в естествен­но-научном смысле этого слова). Дело в том, что обществен­ная жизнь насквозь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием). Ес­тественно-научными методами, однако, этого делать нельзя. Естествознание охватывает и может осваивать мир лишь объ­ектным (как объект-вещь) образом. Оно действительно имеет дело с ситуациями, когда объект и субъект находятся как бы по разные стороны баррикад и потому так различимы. Ес­тествознание и субъекта превращает в объект. Но что значит превратить субъекта (человека, ведь, в конечном счете) в объ­ект? Это значит убить в нем самое главное — его душу, сде­лать из него некую безжизненную схему, бездыханную конст­рукцию. Субъект не может стать объектом, не перестав быть самим собой. Познать субъекта можно только субъект­ным же образом — через понимание (а не абстрактно-общее объяспепне), чувствование, выживание, сопереживание, как бы изнутри (а не отстранение, извне, как в случае с объектом),

Специфичен в обществознании не только объект (субъект- объект), но и субъект. Везде, в любой науке кипят страсти, без страстей, эмоций и чувств нет и не может быть человеческого поиска истины. Но в обществознании их накал, пожалуй, са­мый высокий» (Гречко П. К. Обществ о знание: для поступаю­щих в вузы. Часть I. Общество. История. Цивилизация. М., 1997. С. 80-81.).

[ С1. | Опираясь на текст, укажите главный фактор, который определяет специфику познания общественных явлений. Како­вы, по мнению автора, особенности данного фактора? Ответ: Главным фактором, который определяет специфику познания общественных явлений, выступает его объект — са­мо общество. Особенности объекта познания связаны с уни­кальностью общества, которое пронизано сознанием и волей челопека, что делает его субъективной реальностью: субъект йозняет субъекта же, т. е. познание оказывается самопозна­нием.

С2. В чем заключается, по мнению автора, отличие обще- ствознания от естествознания?

Ответ: По мнению аптора, отличие обществознания от есте­ствознания заключается в различии объектов познания, его методов. Так, в обществознании объект и субъект познания совпадают, а в естествознании или разведены, или существен­но различаются, естествознание — это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней, об- ществоэнание — это диалогическая форма знания: субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать без­гласным; в обществознании познание осуществляется как бы изнутри, в естествознании — извне, отстраненно, с помощью абстрактно-общих объяснений.

сз. Почему автор считает, что в обществознании накал

страстей, эмоций и чувств является самым высоким? Дайте свое объяснение и приведите с опорой на знания обществовед­ческого курса и факты общественной жизни три примера «эмоциональности» познания общественных явлений. Ответ: Автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким, поскольку здесь всегда присутствует личностное отношение субъекта к объек­ту, жизненная заинтересованность в том, что познается. В ка­честве примеров * эмоциональности» познания общественных явлений могут быть приведены: сторонники республики, изу­чая формы государства, будут искать подтверждение преиму­ществ республиканского строя перед монархическим; монар­хисты особое внимание уделят доказательствам недостатков республиканской формы правления и достоинств монархиче­ской; всемирно-исторический процесс рассматривался в на­шей стране в течение длительного времени с точки зрения классового подхода и др.

| С4. | Специфика социального познания, как отмечает ав­тор, характеризуется рядом особенностей, две из которых рас­крыты в тексте. Опираясь на знания обществоведческого кур­са, укажите любые три особенности социального познания, не отраженные во фрагменте.

Ответ: В качестве примеров особенностей социального по­знания могут быть приведены следующие: объект познания, которым является общество, сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, что затрудняет установле­ние социальных закономерностей, а открытые социальные за­коны носят вероятностный характер; в социальном познании ограничена возможность применения такого метода научного исследования, как эксперимент; в социальном познании иск­лючительно велика роль мышления, его принципов и методов (например, научная абстракция); поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социаль­ного познания можно говорить об установлении только от­носительных истин и др.

Источники:
  • http://studfiles.net/preview/1492286/
  • http://soc-ege.sdamgia.ru/problem?id=10820
  • http://compendium.su/social/10klass/25.html
  • http://studopedia.ru/3_185015_uroki---sotsialnoe-poznanie.html
  • http://cyberpedia.su/12xe3a9.html
  • http://megaobuchalka.ru/6/45824.html