Меню Рубрики

Точки зрения современной молодежи на семью

Проблема молодёжи и семьи – важная, острая и многоплановая. На уровне обыденного сознания семья соотносится с супружеством, родительством, родством, а молодые люди могут рассматриваться во всех перечисленных аспектах в силу следующих обстоятельств:

Образ жизни и поведение молодёжи в той или иной мере обусловлены условиями жизни и атмосферой родительской семьи, её семейной культурой.

В структуре ценностных ориентаций и видов деятельности, характерных для молодёжного возраста, общение, межличностные контакты и устройство личной жизни занимают одно из важнейших мест.

Стиль семейно-брачного и сексуального поведения, семейный статус молодёжи определяют состояние семьи, перспективы её развития, характер решаемых задач и проблем [10, с. 235; 50, с. 61].

По данным социологических исследований, в течение последних 10 – 15 лет семья, брак, дети устойчиво занимают лидирующее место в перечне базовых ценностей российской молодежи. В частности, по результатам опроса, проведенного исследовательской группой «Циркон» в 2006 г., семью, детей, дом в качестве ведущей сферы жизни указывали 67 % молодежи (в 2005 г. – 65 %), что является вторым по значимости показателем после образования (69 %). Еще 57 % молодых людей отмечали работу и 33 % – карьеру, продвижение по службе. В целом, как свидетельствуют результаты исследования, проведенного Институтом социологии РАН в 2007 г., семейные ценности (создание прочной, счастливой семьи, воспитание детей) занимают прочные лидирующие позиции в структуре ценностных ориентаций молодых россиян, наряду с такой ценностью, как создание материального достатка. Причем, в отношении семейных ценностей отчетливо фиксируются безусловно достижительные мотивации. Так, около четверти опрошенных (24 %) отметили, что уже смогли создать прочную, счастливую семью. Подавляющее большинство представителей молодежных групп указали, что еще не достигли этого, но им вполне это под силу (70 %). Главным для создания семьи современная российская молодежь, как и старшее поколение, считает взаимную любовь(73 %), хотя и не забывает о некоторых материальных факторах: наличие отдельного жилья (58 %) и приемлемого уровня доходов (61 %), позволяющих молодым семьям жить отдельно от родителей).

В социологии молодёжи семейные отношения преимущественно анализируются в аспекте создания и развития молодой семьи. Определение понятия «молодая семья» базируется на типологии жизненного цикла семьи, то есть последовательных стадий семейной жизни с указанием стажа брака на тот или иной момент, что позволяет рассчитать общую продолжительность семейной жизни и сроки отдельных стадий. Согласно данной типологии, принято выделять молодую семью (возраст супругов до 30 лет, стаж брака – до 5 лет); зрелую семью (возраст супругов 30 – 55 лет, возраст детей 10 – 25 лет); пожилую (состояние «пустого гнезда», выход на пенсию одного из супругов) [4, с. 121; 60, с. 50-51].

Таким образом, молодая (молодежная) семья представляет собой брачный союз, возраст супругов (в ряде нормативных актов – одного из супругов) в котором не превышает 30 лет, а стаж семейной жизни не более пяти лет. Молодые семьи составляют значительную часть российских семей. К 2006 году их насчитывалось более 6 миллионов (около 20 миллионов граждан России). В качестве специфической формы молодой семьи можно дополнительно рассматривать семью «матери-одиночки» в возрасте до 25 лет. При этом не оговаривается возможность или обязательность раздельного проживания с родительской семьей, что обусловлено спецификой жилищной ситуации в России.

Молодые семьи находятся в наиболее сложном материальном положении, нуждаются в государственной и родительской поддержке, они, как правило, не имеют жилья и не обзавелись домашним хозяйством, обладают повышенными запросами духовного развития. Следствием материальных проблем, проблем, обусловленных сложностью налаживания отношений между молодыми супругами, а также между ними и референтной средой, которая довольно часто является неблагоприятной, является нарастание конфликтов. В этой связи актуализируется вопрос о государственном регулировании брачно-семейных отношений в молодежной среде. Поскольку процесс регулирования возможен лишь при определении некоторого нормативного (желаемого) состояния, представляет интерес определение модели благополучной молодежной семьи. И. Свинцов в данной связи пишет: Под благополучной понимается молодая семья, которая:

осуществляет свою жизнедеятельность в зарегистрированном браке, ориентирована на рождение двух или более детей, имеет их, занимается их воспитанием и развитием на основе взаимодействия пространств семейного, общественного и государственного образования;

в состоянии самостоятельно решать все свои проблемы и в полной мере выполняет социальные функции на основе реализации своего внутреннего потенциала с использованием мер законодательно определенной ее поддержки;

обладает способностью к самореализации и саморазвитию как самостоятельный элемент социальной структуры российского общества на основе равноправия и взаимного сотрудничества с государством и обществом [50, с. 66-68].

Комплексный научный анализ молодых семей актуализируется противоречивостью тенденций сопровождающих процессы их жизнедеятельности в условиях современной России, в частности:

дестабилизация семьи – рост числа разводов, матерей-одиночек, распространение вдовства среди молодёжи;

нарастание конфликтности во внутрисемейных отношениях, сочетающееся с неумением или нежеланием молодых людей улучшать нравственно-психологический климат семьи, разрешать возникающие конфликты компромиссом, взаимными уступками;

ломка традиционных стандартов семейного уклада и обострение межпоколенческих отношений, особенно в связи с критическо-нигилистическим отношением молодёжи к опыту и семейным традициям старших поколений;

сложности для молодых женщин сочетания репродуктивной и профессиональной деятельности;

низкая культура интимных отношений, распространенность абортов, губительно сказывающихся на здоровье молодых женщин;

социально-психологические последствия акселерации, ведущие к более раннему началу половой жизни, более терпимому отношению к добрачным и внебрачным связям, к растущему плюрализму в оценках сексуального поведения, что сочетается с половой неграмотностью молодёжи или – в последние годы – с поверхностным «просвещением» в вопросах секса;

изменение взаимоотношений общества и семьи – сужении возможностей социального контроля за внутрисемейными отношениями, превращение семьи в пространство личной жизни;

становление разнообразных форм брака – фактический брак, гостевой брак, некоторые формы группового брака, многожёнства, повторный брак, «открытый брак» и т.д. [50, с. 66-68].

Кроме того, отмечается замена одного типа молодой семьи (традиционная семья) на другой тип (современная семья) (табл. 12).

Различия между традиционной и современной семьёй

Патриархальная семья (с верховенстовм старших, мужчины)

Биархатная, основанная на равенстве супругов

Чёткое разграничение семейных функций

Функции супругов «смазаны»

Семья сложная, расширенная, многопоколенная, с многочисленными родственниками

Семья нуклеарная, простая, состоит из родителей и детей, ещё не создавших семью

Семья как фактор производства

Семья как общность потребительско-бытовая, досуговая

Родительство и родство играют в семье ведущую роль

Супружество – ведущее отношение в семье

Семья – ячейка общества, семья существует для общества

Самоценность семьи, значимость межличностных отношений

Основные функции семьи – хозяйственная, досуговая, репродуктивная, воспитательная

Основные функции семьи – сексуальная, социально-психологическая, культурная

Следует отметить, что создание семьи осложняется для большинства молодых людей не только возможностью возникновения материальных трудностей и нерешенностью жилищных проблем, но и недостаточной социально-психологической подготовленностью молодых людей к семейной жизни. Особое значение в этом отношении играет готовность к браку и созданию семьи. Следует различать нравственную и психологическую готовность. Нравственная подготовка к браку – это формирование личности с высокой культурой чувств и поведения, воспитание характера, способствующего сотрудничеству супругов, родителей и детей, ответственности перед семьёй. Психологическая подготовка к браку предполагает знание психологии личности, супружеских взаимоотношений, методов разрешения супружеских и семейных конфликтов, способов саморегуляции собственной психики и поведения.

Создание семьи начинается с выбора молодыми людьми спутника жизни. Чаще всего будущие супруги знакомятся там, где проводят больше всего времени – на работе и в процессе учёбы. Затем там, где молодые люди живут, отдыхают и развлекаются. Таким образом, будущих супругов сводит совместное дело, общие интересы и соседство.

Выбор будущего супруга, как правило, соотносится с определёнными идеализированными представлениями. Например, для юношей важно, чтобы будущая жена была красивой, модной и привлекательной девушкой; заботливой и любящей матерью; верной и преданной женой; добрым, отзывчивым другом; практичной, умелой хозяйкой. Девушки же предпочитают, чтобы будущий супруг умел хранить верность и преданность жене; был сильной, активной, волевой и предприимчивой личностью; добрым, отзывчивым и нежным другом. Для современных девушек не безразлична внешность будущего мужа, его умение модно одеваться. Вместе с тем, показатели личностного портрета «реального» и «желаемого» брачного партнёра как правило не совпадают, что может послужить причиной конфликтов при попытке «подогнать» партнёра под свои идеализированные представления [50, с. 80].

В этом отношении показательны те характеристики, которыми молодые люди наделяют своего будущего супруга (супругу), неосознанно идеализируя его (её) (табл. 13) [50, с. 80].

Качества, ценимые молодыми людьми в представителях

Семья – одна из важнейших жизненных ценностей человека. На протяжении многих веков роль семьи и брака занимали ведущее место в жизни каждого индивида и всего общества. Являясь носителем духовных и культурных ценностей, она служила источником нравственных идеалов и образцов поведения. Нельзя не согласиться с тем, что и в современном мире семья является основой общества. Именно семья с самого раннего возраста закладывает фундаментальные качества человека, формирует основные ценности, идеалы, моральные нормы, закладывает первые уроки нравственности, обеспечивая тем самым полноценное формирование личности. Семья, как социальный институт, обеспечивает стабильное развитие общества, оказывает регулирующее воздействие на многие процессы и явления общественной жизни и выполняет ряд других немаловажных функций, способствующих эффективному и полноценному развитию нашего общества.

В последнее время можно заметить, что отношение к браку и семье в молодежной среде стало более упрощенным и легкомысленным. Вступая в брак, молодые люди всерьез не задумываются над принятым решением, так как не имеют достаточно четких представлений о семейной жизни. Можно проследить такую тенденцию, что большинство из них не стремятся к созданию семьи и официальной регистрации своих отношений. Как следствие одной из самых распространенных форм отношений на сегодняшний день является гражданский брак (сожительство), который не ставит своей целью рождение и воспитание детей, а значит и не выполняет основной функции семьи как полноценного социального института. По мнению многих исследователей, популярность гражданского брака в молодежной среде приводит к ряду проблем, обуславливающих кризис института семьи и порождающих демографическую нестабильность нашего общества.

Несмотря на положительное отношение к близким внебрачным отношениям, проведенный Долбик-Воробеем опрос в ее работе «Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости» показал, что все-таки главными для молодежи являются официально зарегистрированные союзы – 61% студентов состоят в юридически оформленном браке, а 39% — в гражданском.

По результатам многочисленных исследований можно наглядно продемонстрировать усредненный портрет современного молодого человека. В настоящее время ситуация складывается следующим образом: главными мотивами оформления официальных отношений становится любовь, а также взаимопонимание и общие интересы, немаловажной составляющей остается наличие постоянного полового партнера. Несмотря на популярность в современном мире гражданского брака, все же большинство молодежи предпочитают официально регистрировать свои отношения. А приверженности молодежи к гражданским бракам можно обосновать не только их безответственностью, легкомысленным поведением и утратой семейных ценностей, но и возможностью, в связи с увеличением в последнее время числа разводов, избежать дальнейших трудностей.

Гражданский брак в этом случае выступает в неком роде пробной версией брака. А в основе решения молодых людей заложен здравый смысл и рассудительность. Но негативным остается тот факт, что на первом месте по жизненным целям молодого поколения становится работа, карьера и образование. Молодежь отдает предпочтение материальной выгоде и нацелена в первую очередь на материальный успех. К тому же в последние десятилетия четко стала прослеживаться тенденция увеличения брачного возраста и откладывание создания семьи на более поздний период жизни.

Читайте также:  От чего зрение портится больше от компьютера или книги

Фондом Общественного мнения в 2014 году было проведено исследование «О молодежи: возрастные границы, ценности, особенности». На вопрос о жизненных целях, имеющих первостепенное значение для молодежи,

  • половина ответили «работа», «совершенствование в профессии», «карьера»;
  • 19 % – «получение образования», «востребованность профессии»;
  • 13 % – «деньги, богатство» и только 6% готовы к созданию семьи.

Главная цель семьи, как социального института, заключается прежде всего в передаче базовых общественных норм морали от поколения к поколению, обеспечивая тем самым элементарные навыки общения и успешный процесс социализации человека. В настоящее время для многих семья перестает быть главной жизненной ценностью, снижаются мотивы, побуждающие людей вступать в брак. В данном случае можно говорить о кризисе семьи.

Понятие «кризис семьи» используется в значении понимания общей ситуации, сложившейся в сфере семейно-брачных отношений, в более узком смысле кризис семьи означает ряд проблем, возникающих в семейно-брачных отношениях. Кризис института семьи стал наиболее ощутимым и очевидным к концу 70-х годов XX века. В первую очередь он проявляется через такие явления, как увеличение числа неполных семей; появление нетрадиционных, однополых браков, свободных союзов, приведших к ослаблению прочности браков; очень большое количество разводов; низкий уровень рождаемости, не обеспечивающий воспроизводство населения.

Также кризис института семьи обусловлен такими серьезными проблемами, встречающимися в молодых семьях, как материальная несостоятельность, жилищные проблемы, проблемы трудоустройства и медицинского обеспечения, психологические проблемы, заключающиеся в адаптации молодых супругов друг к другу и новым условиям. Все эти показатели, коснувшиеся российского общества, негативно влияют на рождаемость и приводят к демографическому кризису.

Остроух видит главную причину кризиса семьи в экономической независимости женщины, которую позволили ей приобрести условия современного общества. Успешно реализовав себя в профессиональной сфере женщина зачастую перестает нуждаться в мужчине. Работа и карьера становятся главными ориентирами жизни, поэтому рождение детей откладывается на более поздний срок, не редкостью становится внебрачные дети.

Одной из весомых причин кризиса института семьи является увеличение числа разводов. Развод как официальное расторжение брака можно рассматривать и в качестве результата эволюции семейно-брачных отношений и как проявление кризиса института семьи. Интенсивное нарастание числа разводов можно было наблюдать еще в советское время, когда распадался каждый третий брак. Упрощение процедуры развода привело к увеличению разводимости почти в два раза. Уже в 1999-2002 годах число разводов возросло на 60%. Если в 1970 г. число разводов составляло 30 %, то в 2015 г. количество разводов достигало 53 % от числа заключенных браков.

Сегодня к разводам стали относится намного проще и воспринимают данное явление как норму общественной жизни. В результате у исследователей сложились две разные точки зрения: одни ассоциируют развод как негативное явление, приводящее к кризису семейно-брачных отношений и отрицательно влияющим на многие общественные процессы, другие считают, что развод – это важный элемент современной семейной жизни, отражающий индивидуальную свободу и равноправие полов. Однако можно с точной определенностью сказать, что большой процент распада семей негативно сказывается на многие общественные процессы, тормозит экономику страны, способствует развитию демографического кризиса.

Таким образом, молодежь является неким определяющим фактором, от которого зависит развитие и полноценное функционирование всего общества. Ведь основа человеческого бытия – семья. Как следствие необходимостью становится формирование у молодежи серьезного отношения к созданию семьи, правильного представления о браке, воспитание бережного отношения к семейным ценностям.

Отношение к браку глазами современной молодежи

Дата публикации: 27.10.2013 2013-10-27

Статья просмотрена: 8111 раз

Библиографическое описание:

Валиуллина А. Ф., Кислова А. И. Отношение к браку глазами современной молодежи // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 760-762. — URL https://moluch.ru/archive/58/7781/ (дата обращения: 29.04.2019).

За многовековую историю человечества сложился определенный идеал воспитания юношества. У такого идеального человека много характеристик, одна из важнейших, причем вневременная, — быть отцом или матерью. В последние годы проблема подготовки подрастающего поколения к семейно-родительской деятельности актуализировалась. Брак и семья все больше дискредитируются молодым поколением. В связи с этим формируется легкомысленное отношение к половой жизни, которое порой облекается даже в форму некой «поэзии изящной безнравственности» [5]. Да и образ семьи в представлении молодых людей чаще всего искажен и деформирован.

В педагогической науке и практике воспитание нравственных качеств будущего семьянина, ответственного отношения к семье всегда рассматривалось как главное направление воспитательной работы. Однако проблема эта из-за объективных трудностей не решена до сегодняшнего дня. Наша работа призвана решить одну из проблем, связанных с недостаточной разработанностью программ по «Психологии семьи и семейной этике». Мы работаем над разработкой такой программы и составлением методического пособия вместе с электронным приложением к нему, включающим мультимедийные и видеоматериалы. Предварительным этапом работы над пособием стало проведение исследования в среде студенческого и школьного сообщества, которое должно было выявить точку зрения современной молодежи на мотивы вступления в брак. Сопутствующей линией данного исследования стало изучение мнения учащихся старших классов о тематике вопросов предполагаемой программы по «Психологии современной семьи».

Цель исследования: теоретическиописать и практически выявить особенности выбора мотивов вступления в брак у студентов пятых курсов педагогического института и учащихся одиннадцатых классов, разработка концептуальных основ электронного учебника для старшеклассников по курсу «Психология современной семьи».

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что на проявления гендерных различий в мотивах вступления в брак оказывает влияние возраст испытуемых.

В ходе проведенного исследования нами было предложено проранжировать представленные мотивы для вступления в брак (бегство от родителей; из чувства долга; боязнь одиночества; следование традициям; любовь; престиж или поиск материальных благ; месть) от самого значимого для них к самому не значимому. Были получены следующие результаты.

Школьниками основополагающим мотивом для вступления в супружеские отношения был выбран мотив «любовь». На втором месте «следование традициям (все выходят замуж/женятся)». На третьем месте оказался мотив «престиж или поиск материальных благ». Далее с небольшой разницей в показателях одним за другим расположились следующие мотивы: «боязнь одиночества», «из чувства долга». Шестой ранг учащиеся 11-х классов присудили мотиву «бегство от родителей». Последнее место из представленных мотивов присудили мотиву «из чувства мести».

У студентов 5 курса педагогического института (педфак, матфак, истфак, худграф, дошфак, географак) ситуация сложилась аналогичным образом. Наиболее значимой мотивационной составляющей вступления в брак, так же как и для школьников оказался мотив «любовь». Второй по значимости отмечен мотив «следование традициям (все выходят замуж/женятся)». Третье место присудили мотиву «престиж или поиск материальных благ». На четвертой ступени расположился мотив «боязнь одиночества», далее за ним на пятом месте мотив «из чувства долга». Мотиву «бегство от родителей» присудили пятое место. Мотивом «из чувства мести» студенты, как и школьники, расположили его на последнем седьмом месте (Таблица 1, 2).

Проранжированные мотивы для вступления в брак

Следование традициям (Инициатива родителей)

Из чувства долга

Престиж поиск материальных благ

Следование традициям (Инициатива родителей)

Из чувства долга

Престиж, поиск материальных благ

Бегство от родителей

Бегство от родителей

Принципиальных различий в средних значения факультетах нет. Первое место студенты всех факультетов отдали мотиву «любовь», а последнее место — мотиву «месть».

Проранжированные мотивы для вступления в брак в гендерном аспекте

Из чувства долга

Из чувства долга

Следование традициям (Инициатива родителей)

Престиж поиск материальных благ

Бегство от родителей

Престиж поиск материальных благ

Бегство от родителей

Следование традициям (Инициатива родителей)

В целом выборка % (чел.)

Считаете ли вы себя готовым к семейной жизни≤

Есть ли у вас опыт совместного проживания со своей «второй половиной»

Как вы относитесь к «гражданскому браку≤

По-вашему, беременность или рождение ребенка является основанием для вступления в брак≤

Согласны ли Вы с утверждением: «С милым рай и в шалаше»≤

Кто, по вашему мнению, должен быть инициатором совместной семейной жизни≤

Как, видно по результатам анкеты (Таблица 3), мы выявили, что из всех опрошенных школьников 9 % уже имели опыт совместного проживания со своей «второй половиной». Таких среди юношей больше, чем среди девушек.

Из опрошенных учеников 11-го класса к так называемому «гражданскому браку» положительно относятся 26,9 %, отрицательно 30,8 % и безразлично 42,3 %. Отсюда видим, что почти половине учащихся безразлично зарегистрирован брак или нет. Особенно пугает тот факт, что численный перевес тех, кто негативно относится к такому явлению как «гражданский брак» не намного больше, тех, кто положительно к этому относится. Это является демонстрацией того, что ценность такого социального института как семья в её традиционной форме теряется, и на её смену приходят альтернативные формы браков, в том числе и сожительство, каковым является незарегистрированный брак. Посмотрим различия между ответами юношей и девушек. 50 % юношей безразлично относятся к незарегистрированным бракам, а 30,6 % относятся положительно и всего 19,4 % — отрицательно. У девушек же наоборот: большинство, 40,5 % относятся отрицательно и 23,8 % положительно. Это свидетельствует, о том, что юноши больше склонны к «гражданским бракам», чем девушки.

На вопрос: «Является ли беременность или рождение ребенка основанием для вступления в брак≤», — 69,2 % учащихся ответили «да», а 30,8 % ответили «нет». Эту ситуацию можно трактовать двояко: с одной стороны это можно охарактеризовать положительно, так как это значит, что современная молодежь в лице выпускников школы осознает необходимость нести ответственность за свои поступки, что ребенку нужны оба родителя, о долге перед ним. С другой стороны, это означает, что школьники изначально допускают такую возможность как вступления в брак по беременности, при этом, возможно не всегда осознавая, что такой брак, основанный лишь на этом основанием, мало сулит добра, счастливой семейной жизни. В гендерном аспекте результаты девушек и юношей принципиально не различаются.

Нами был задан еще один вопрос: «Согласны ли Вы с утверждением: «С милым рай и в шалаше»≤ На что 70,5 % респондентов ответили «да» и 29,5 % ответили «нет». Это может свидетельствовать, что большинство учащихся 11-х классов материальными благами интересуются не в первую очередь. В этом вопросе, как и в предыдущем принципиальных различий между ответами юношей и девушек выявлено не было.

И последний вопрос был связан с тем, кто, по их мнению, должен быть инициатором совместной семейной жизни. Большинство, а точнее 91 % учащихся ответили, что им должен быть мужчина, и только 9 % посчитали, что это должна быть женщина. В этом вопросе и девушки и юноши солидарны.

На основе полученных результатов исследования были разработаны концептуальные основы электронного учебника для старшеклассников по курсу «Психология современной семьи».

Гипотеза исследования подтвердилась, действительно на проявления гендерных различий в мотивах вступления в брак оказывает влияние возраст испытуемых.

Результаты исследования говорят о том, что все-таки современная молодежь в своем большинстве считает «любовь» основополагающим мотивом при принятии решения вступления в брак, что, безусловно, радует. Тем не менее, мотив «престиж или поиск материальных благ» находится далеко не на последнем месте и можно предположить, что если со школьной скамьи у подрастающего поколения не воспитывать ценностное отношение к семье как основополагающей составляющей здорового общества и не культивировать нравственность, а также высокий уровень духовной культуры, у современной молодежи в скором будущем этот мотив займет ведущую позицию. В настоящее время молодое поколение воспитывается в основном реалиями сегодняшнего дня. Какими будут наши дети в завтрашней взрослой жизни, зависит от того, научим ли мы их бережно относиться к семье как самой большой ценности для человека [5].

Читайте также:  Лев понтрягин биография с того момента когда он потерял зрение

1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.

2. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. — М.: Изд-во МГУ, 1996. — 304 с

3. Ковалев С. В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988. — 208 с.

4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 220 с.

5. Урбанович Л. Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями. — М.: Издательство «Глобус», 2009. -256 с.

Исследовательская работа «Взгляд современной молодежи на семью»

за привлеченного слушателя на курсы профессиональной переподготовки

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 имени кавалера трёх орденов Славы

В.И. Курова г.Новоузенска Саратовской области»

«Взгляд современной молодежи на семью»

ученица 11 «Б» класса

МОУ «СОШ №8 им. В.И.Курова»
Акчурина Руфия
Учитель ОБЖ и биологии:

Бадак Ирина Игоревна

История возникновения семьи

5 брачных факторов

Глава II . Результаты анкетирования старшеклассников

Список литературы и источников

Брак -самое дорогое сокровище людей, когда согласие душ и сердец, чувств, вкусов и характеров стягивает его узы, созданные природой, связанные любовью и облагороженные честью…Ваши дети, драгоценный залог, рожденный от любви, служат новыми узами ее. Такой брак, такой дорогой союз, если он встречается, — само небо на земле.

Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. Это и школа любви, и школа нравственности, источник наших самых сокровенных ценностей.

Семьи создаются по разным причинам. По любви и по расчету, в силу каких-либо жизненных ситуаций. Но в России, где по-прежнему не так уж много мужчин, имеющих счет в банке и виллу на берегу лазурного озера, семьи создаются чаще всего просто влюбленными. Именно чувство, желание быть все время рядом с любимым человеком, помогать ему и ощущать его поддержку, иметь от него детей определяют решение жениться или выйти замуж. Не всегда влюбленность выдерживает испытания, которые неизбежны, когда люди становятся супругами, а потом- родителями. В совместной жизни мужчины и женщины немало трудностей, и требуются мудрость и настойчивость, чтобы их преодолевать и не позволять им разрушать любовь и взаимную симпатию. Многим это не удается. Развод, разлука- это всегда беда для обоих, а беды учат уму-разуму.

Но сегодня семья в опасности. Почему такое возможно? Люди не понимают, что, женившись или выйдя замуж, человек берет на себя ответственность за жизнь и состояние другого человека. Помните, как у писателя Сент-Экзюпери в «Маленьком принце»: «Мы в ответе за того, кого приучили»? А в семье- за того, кого взяли в мужья или жены и кому, сидя на скамейке при луне, обещали до гроба быть другом. Семья в опасности, потому что люди давно потеряли способность уживаться вместе. Достаточно посмотреть, как ведут себя мужчины и женщины разных возрастов в гостях, в магазинах, на улицах, в транспорте: никакого уважения друг к другу они не испытывают. А как человек ведет себя в общественном месте, такой он и в семье. Если не хуже.

Семья- это адский труд. И пока юноши и девушки не просчитают, что они получат от семейной жизни и что им придется оторвать от себя, и согласны ли они на такие жертвы,- они не должны вступать в брак, чтобы не стать несчастными.

Тема работы весьма актуальна и своевременна. В современное время институт брака и семьи находится в критическом состоянии. Несмотря на правительственную программу поддержки, смертность преобладает во многих регионах РФ. Молодежь не торопится заводить семью и детей, престиж брака падает. Молодые люди создают пробные союзы, которые распадаются с катастрофической скоростью. Такая обстановка негативно сказывается на развитии современного общества, в котором процветает «безотцовщина», перекосы в воспитании и распространение пьянства и наркомании.

Цель исследования : изучение представлений о своей будущей семье старшеклассников нашей школы

Объект исследования : учащиеся 9-11 классов.

Предмет исследования : представления о будущей семье.

Методы исследования : социологические опросы, беседы.

Гипотеза : современное поколение не видит в семье большой ценности и не стремится к созданию семейного очага.

История возникновения семьи

Семья — это сообщество, основанное на браке супругов (отца, матери) и их холостых детей (собственных и усыновленных), связанных духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья создается на основе брака, кровного родства, усыновления, а также на других основаниях, не запрещенных законом и таких, которые не противоречат моральным основам общества.

Несмотря на свою общеупотребительность, понятие семьи довольно многогранно, а его чёткое научное определение довольно затруднено. В различных обществах и культурах определение семьи может некоторым образом различаться. Кроме того, часто определение зависит также и от той области, относительно которой это определение даётся. Существует много определений семьи. Каждое из них зависит от конкретных исторических, этнических и социально-экономических условий, а также от конкретных целей исследования.

История семьи у нас, как, впрочем, и во всех других странах мира, тесно связана с историей общества в целом. Формы семейной жизни во всех сословных группах менялись постепенно.

Вплоть до XVIII века понятие семьи для крестьян, составлявших тогда большую часть общества, было по сути равно понятию «дом». Поэтому семьей тогда считалась группа родственников, которая проживала в одном доме и вела совместное домохозяйство. Однако постепенно, к началу XX века, более распространенной формой семейной жизни стала так называемая малая семья. Ее становление потихоньку меняло суть семейных отношений, которые до того основывались на патриархальной авторитарной системе.

Строгий контроль мужчин над женщинами, старших над младшими постепенно уступал место «демократии» семейных отношений. Процесс шел очень медленно — к началу XX века даже среди дворянства и интеллигенции внутрисемейные отношения все еще сохраняли традиционные черты. Даже среди образованных людей того периода индивидуализм, соблюдение частного пространства личности не были распространенной повседневной практикой.

Позже, в период советской власти, семья начала более стремительно модернизироваться под действием новых реалий. Семейная политика советского государства строилась на идеологии равенства и одновременной поддержки материнства и детства. Было узаконено формальное равенство женщин и мужчин во всех сферах жизни по обеспечению равного доступа к работе, образованию, социальным услугам и благам. Советский Союз был не только одной из первых стран мира, провозгласивших равенство полов, но и первой страной, в которой начала проводиться направленная социальная политика по созданию условий для реализации равных прав и равных возможностей для женщин.

Эмансипации женщин во многом способствовали введение облегченной процедуры развода и легализация абортов. Развод в российской империи был достаточно сложной и поэтому, в целом, редкой, процедурой.

Ситуация радикальным образом изменилась в 1917 году, когда декретом «О расторжении брака» процедуру развода сделали светской и доступной. Постановление Наркомата здравоохранения от 18 ноября 1920 года, разрешавшее искусственное прерывание беременности в медицинских учреждениях, было первым в европейской истории практикой легализации абортов. До того, в имперский период, согласно уголовному уложению 1903 года, существовала уголовная ответственность за аборт и для врача, и для матери.

Вот так и началась она, пресловутая эмансипация, и потихоньку дожила до наших дней. Теперь патриархат давно позади, разводы стали нормой, ничто уже не держит нас в рамках, кроме нашего желания. Пошла ли эмансипация нам всем на пользу? Конечно, да и, конечно, нет. Причем одновременно! Но как бы то ни было, историю вспять не повернешь — да и стоит ли? Но вот подумать о теплых семейных отношениях, безусловно, стоит.

Существует ряд критериев, по которым можно описать малые группы. В настоящее время, чтобы описать данный коллектив ученые используют несколько оснований:

-характер родственных связей;

-способ ведения родословной;

Традиционная союз мужчины и женщины в настоящее время уже редкость. И дело здесь не только в общем настрое и стремлениях девушек и парней. Социальные условия меняются, и в угоду им трансформируется устройство малой группы. Ранее это было прочное фундаментальное образование, где чтили традиции и ценили непререкаемые авторитеты. Ныне же малая группа стала более мобильной, а взгляды – лояльнее. Возникают даже однополые союзы в некоторых странах: Швеции, Голландии, Бельгии, Канаде, Норвегии.

В Российском обществе современного типа по-прежнему преобладают не только классический состав семьи, но количество детей. Во многом на то, сколько поколений сосуществуют в одном доме, влияют материальные возможности, но тенденция к отселению молодой пары от родителей становится все более популярной.

Характер родственных связей

По данному признаку социологи различают нуклеарные и расширенные семьи. Первый вид представляет собой супругов с детьми, а второй подразумевает сожительство с родственниками жены или мужа.

Расширенные союзы были широко распространены еще в советское время, не говоря о более давних временах. Такой образ ведения совместного быта учил лояльности, уважению старших, формировал истинные ценности, способствовал сохранению традиций.

В наши дни многие пары отказываются заводить детей вовсе или стремятся воспитать только одного. Но из-за кризисных явлений в демографии само государство проводит политику, стимулирующую рост рождаемости. Правительство установило определенный размер выплат на второго и последующих детей.

По данному критерию выделяют пары:

мало-, средне-, многодетные.

Способ ведения родословной

В обществознании семья в современном обществе характеризуется по еще одному основанию, а именно тому, чья линия наследования главенствует. Различают патрилинеальные (отцовская линия), матрилинеальные (материнская линия), билинеальные (по обеим линиям).

Благодаря равенству обоих партнеров в настоящее время устоялась билинеальная традиция ведения родословных. Учесть все нюансы и хитросплетения обеих линий сложно, но Российский Дом Родословия составит фамильное древо, соединив две ветви материнскую и отцовскую.

Существует три вида ячейки в зависимости от того, где молодожены предпочтут остаться после свадьбы:

патрилокальные (живут в доме родителей мужа);

матрилокальные (остаются у родственников жены):

неолокальные (переезжают в новое отдельное жилье).

Выбор места жительства зависит от взглядов и традиций, сложившихся в роду.

Ученые-социологи выделяют несколько типов сюзов по тому, в чьих руках сосредоточена власть.

патриархальные (отец – главный);

матриархальные (мать –главная);

Последний вид характеризуется равноправием. В таком союзе решения принимаются совместно. Социологи считают, именно этот тип семьи, преобладающим в современном обществе.

Брачные факторы , условно выделяемые составляющие взаимоотношений партнёров, лежащие в основе заключения и стабильности брачного союза. Эта концепция предложена Ю. А. Решетняком для диагностической оценки браков, переживающих кризис, облегчения выбора партнёра и прогнозирования семейных отношений.

Читайте также:  С точки зрения науки налогового права налоговые ставки могут быть

Концепция основана на полифункциональности брака, поскольку он служит для объединения различных потребностей мужчины и женщины в условиях тесного и длительного контакта. Считают, что общий брачный потенциал состоит из материального, физического, культурного, сексуального и психологического факторов.

Для формирования стабильных брачных отношений решающее значение имеет не только наличие у супругов тех или иных положительных качеств по каждому из факторов, но и степень соответствия этих качеств ожиданиям друг друга.

Физический фактор часто носит неосознанный характер: вне зависимости от половой принадлежности один человек может вызвать у другого симпатию или антипатию.

Восприятие одного человека другим сугубо индивидуально и определяется всем физическим обликом (особенно важное значение имеет лицо), голосом, манерой поведения, речи, мимикой, жестикуляцией, одеждой, запахом. Этот фактор определяется, как правило, на самых начальных этапах общения между людьми и носит исключительно устойчивый характер, подолгу сохраняя свою положительную или отрицательную окраску.

В процессе общения с человеком возможны лишь незначительные изменения: усиление симпатии, большая терпимость или, наоборот, обострение непереносимости.

Физический фактор тесно спаян с сексуальным, но не исчерпывается им: он включает в себя отношения партнёра к здоровью, своему телу, одежде, косметике и т. д. В молодом возрасте влияние сексуального фактора выражено наиболее ярко, с годами отношение к человеку нередко определяется возрастающей ролью культурного фактора.

Материальный фактор определяется вкладом партнёра в материальный уровень семьи и соответствием этого вклада ожиданиям и требованиям другой стороны. Соответствие может быть высоким как при удовлетворении больших требований, так и при малом вкладе, но невысоких требованиях к материальному благополучию.

Таким образом, материальный фактор в решающей степени зависит от того, насколько важна для каждого из супругов материальная сторона брака. Практическая оценка материального фактора осуществляется соотношением доходов и имущественного положения мужа и жены с учётом взаимных претензий и упрёков в этом плане.

Культурный фактор определяется соотношением интеллектуально-культурных запросов супругов, а на практике осуществляется соотношением образовательных индексов, профилей работы, кругом выписываемых газет и журналов, заполнением досуга (совместные посещения театров, кино, музеев, совместные и раздельные чтение и просмотр телевизионных программ), а также учётом взаимных претензий и упрёков в этом плане.

Выраженность этого фактора весьма изменчива на протяжении жизни даже у одной пары.

Сексуальный фактор определяется соответствием реального сексуального поведения каждого из партнёров ожиданиям другого. Сексуальные запросы супругов могут сильно различаться в зависимости от особенностей их воспитания, жизненных установок, диапазона приемлемости тех или иных ласк, темперамента, возраста, состояния здоровья обоих партнёров и т. д.

Необходимо учитывать и естественные различия между моделями мужской и женской сексуальности. Они могут быть как качественного плана (например, различия эрогенных зон), так и возрастного. Известно, что общей тенденцией мужской сексуальности является нарастание однообразия в половой активности при постепенном снижении её уровня после 30—35 лет, тогда как именно в этом возрасте у женщины наблюдается повышение сексуальных запросов.

Психологический фактор – имеет особое значение для удачного брачного союза и определяется степенью соответствия личностных особенностей партнёра: черт характера, эмоционально-волевых качеств и интеллекта, различий в притязаниях на лидерство в семье.

Очень часто именно игнорирование особенностей характера и устремлений друг друга образует в отношениях супругов первые трещины на пути к пропасти непонимания и к фактическому распаду брака.

Каждый из пяти брачных факторов в различных браках характеризуется различной относительной величиной и может приобретать разную направленность. В сексологической практике используется специальный тест, позволяющий произвести подсчёт полученных данных.

Если большинство брачных факторов имеют положительную направленность, способствуя укреплению семьи, брачный потенциал характеризуется положительным индексом; если же преобладают факторы отрицательные, направленные на распад союза, то брачный потенциал имеет отрицательный индекс.

Результаты исследования могут быть использованы как для оценки перспектив брачного союза, так и при необходимости психологической коррекции взаимоотношений в супружеской паре.

Результаты проведенной работы

С целью выявления взглядов современной молодежи на семью и ее ценности было проведено анкетирование школьников 9-11-х классов нашей школы, которое включало в себя поиск ответов на следующие вопросы:

1. Влияние культурно-образовательного уровня молодежи на благополучие совместной семейной жизни;

2. Отношение молодых людей к материальной обеспеченности друг к другу;

3. Черты характера партнеров, желательные для заключения брака;

4. Формы брачно-семейных отношений;

5. Время появления детей в семье и их количество;

6. Отношение молодых людей к старшему поколению и их семьям;

7. Отношение к разводу и его причины;

8. Права и обязанности супругов;

9.Благоприятный возраст для вступления в брак.

В результате проведенного исследования были получены данные, свидетельствующие о значимости различных факторов, влияющих на образование, благополучие и сохранение молодой семьи.

В ходе анкетирования было выяснено, что, в целом, семья для наших респондентов остается значимой ценностью (99%). Сознательное одиночество и бессемейная жизнь большинством молодого поколения не приветствуется(1%). Главными ценностями семейной жизни большинство молодых людей традиционно считает детей и эмоционально- духовную близость брачных партнеров.

Более половины юношей и девушек считают, что партнер по браку должен иметь равный образовательный статус, и только незначительная часть девушек готовы к тому, что партнер по браку будет более образован, чем они сами (14%). Однако часть респондентов считает, что уровень образования не имеет принципиального значения, лишь бы был достойный и интересный человек (33%). Примерно такие же представления существуют у молодежи относительно равенства партнеров в культурном уровне. Таким образом, в отношении культурного и образовательного статуса брачных партнеров взгляды юношей и девушек сходны. Это позволяет нам сделать вывод, что система ценностей молодежи в оценке культурно- образовательного уровня партнеров по браку остается стабильной.

Что касается материального статуса, молодежь демонстрирует достаточно традиционные, стереотипные взгляды: мужчины видят себя, прежде всего, добытчиками, ответственными за материальное благополучие семьи, а девушки — хранительницами домашнего очага.

Относительно того, какие черты характера молодежь хотела бы видеть в партнере по браку, можно сказать следующее: девушки в партнере ценят такие качества, как доброта, образованность ,искренность, уважение, чувство юмора, целеустремленность, ответственность, уверенность, заботливость и т.д. Юноши значимыми чертами партнерши по браку считают доброту, привлекательность, понимание, скромность, заботливость, верность, честность.

Следующий блок исследования был посвящен отношению молодежи к формам брачно-семейных отношений.

В современном обществе большинство молодых людей считают добрачные сексуальные отношения не только возможными, но и необходимыми, поскольку интимный контакт имеет для человека не только прямое физиологическое значение, а вбирает в себя разнообразные личностные смыслы, получение чувственного удовольствия, познания, удовлетворения любопытства, общение.

При выборе форм брачно-семейных отношений более половины опрошенных юношей и девушек выбирали зарегистрированный брак (88%), 3% предпочитает незарегистрированное сожительство и 9% респондентов предпочитает жить в одиночестве. Девушки указывают и другие варианты развития отношений с партнером: первоначальное проживание в незарегистрированном браке с последующей регистрацией отношений. Юноши также считают, что выбор формы брачно-семейных отношений зависит от жизненных обстоятельств. С точки зрения юношей и девушек незарегистрированный брак гарантирует большую свободу отношений, меньше обязательств и ответственности, дает возможность разойтись без лишних проблем и, в то же время, обеспечивает возможность лучше узнать друг друга.

Преимущества законного, юридически зарегистрированного брака большая часть девушек и юношей видят в большей уверенности, стабильности, надежности, ответственности друг за друга, чувстве спокойствия, постоянстве, возможности завести детей.

Среди доминирующих мотивов вступления в брак девушки указывают любовь, желание отделиться от родительской семьи и лишь затем — материальную выгоду, боязнь одиночества, нежелание остаться «старой девой», стремление к взрослой жизни, беременность. Мотив современной молодежи к вступлению в брачные отношения в связи с беременностью, возможно, связан с тем, что юноши и девушки предпочитают свободные отношения и, как это не печально, к регистрации их подталкивает зачастую не любовь друг к другу, не желание быть вместе, а беременность партнерши.

Подавляющее большинство юношей и девушек в будущем видели себя родителями в течение первых пяти лет (73%), и только 22% в первый год брака. Большинство из тех, кто хотел иметь детей, планировали иметь не менее двух- трех детей. Нежелание иметь детей, как возможный вариант ответа на вопрос о будущей семейной жизни, к счастью, выбрало несколько человек. Данное обстоятельство позволяет нам предположить, что в системе семейных ценностей молодежи, дети занимают одно из главных мест, наряду с индивидуально- личностными отношениями супругов. Признаки благополучия в семейных отношениях девушки видят в обоюдном общении, приносящем радость и духовное удовольствие; гармонии между мужчиной и женщиной (духовная и физическая); во взаимной любви и уважении; продуктивном и согласованном планировании жизни; преданности.

Большой интерес представляют мнения молодых людей о родительской семье, ее главных ценностях и материальном достатке. По данным исследования, около трети респондентов считают родительскую семью образцом для себя. Вместе с тем значительное число опрошенных указывают, что не хотели бы, чтобы их семьи были похожи на родительские. При этом обращает на себя внимание тот факт, что ответы, полученные в ходе опроса, равномерно распределились между юношами и девушками. Характерно, что наиболее радикально были настроены девушки, юноши имели более традиционные взгляды на семью и ее ценности.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что современная молодежь живет в совершенно других условиях, и значительная часть родительских ценностей перестает быть актуальной для нее. Одновременно, данные о культурно-образовательном уровне и материальной обеспеченности супругов остаются практически неизменными.

Что касается взглядов на обязанности супругов, на удивление, девушки и юноши разделяют одни и те же позиции. А именно, девушка-хранительница домашнего очага, хозяйка в доме. Молодые люди материально обеспечивают семью. Также, что нужно подчеркнуть, и девушки, и юношу считают, что воспитанием детей должны заниматься оба родителя, а домашние обязанности должны быть разделены поровну.

Еще одним интересующим вопросом является развод. Начнем с причин развода. По мнению молодых людей, самые распространенные причины разводов: супружеская измена, вмешательство родителей, остывшие чувства, домашнее насилие, ссоры, разные характеры и ранний брак. Причин много ,но, к счастью, отношение всех опрошенных к разводу отрицательное.

К счастью, моя гипотеза не подтвердилась. Практически все опрошенные мною молодые люди ценят семью и хотят создать свой семейный очаг в будущем. Уже более четко понимаю, что представляет собою семья. Приятно осознавать, что большинство молодых людей видят себя главой семейства, которое не только полностью должно будет обеспечивать семью, но и выполнять равные с супругой обязанности по дому.

Семья — важный социальный институт, в нем развертывается процесс социализации человека, и любые, даже не ярко выраженные, изменения этого института свидетельствуют об изменениях в других областях человеческой жизни, государства, общества Я уверена, что негативные тенденции в институте семьи обязательно будут преодолены. Чем эффективнее государство будет решать проблемы в этой области, тем лучше. Наше государство всегда опиралось на семью, где детям прививались основные моральные ценности, главная из которых –любовь к своей Родине.

Источники:
  • http://idatenru.ru/sociology/molodej-o-brake-i-seme
  • http://moluch.ru/archive/58/7781/
  • http://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-vzglyad-sovremennoy-molodezhi-na-semyu-2695305.html