Меню Рубрики

Сочетание различных цветовых оттенков с точки зрения яркости и насыщенности

Цветовой тон (оттенок цвета) обозначается такими терминами, как «желтый», «зеленый», «синий» и т. д. Насыщенность — степень или сила выражения цветового тона. Эта характеристика цвета указывает на количество краски или на концентрацию красителя.

Светлота — признак, позволяющий сопоставить всякий хроматический цвет с одним из серых цветов, называемых ахроматическими.

Качественная характеристика хроматического цвета:

· насыщенность. (Рисунок 8)

Цветовой тон определяет название цвета: зеленый, красный, желтый, синий и др. Это качество цвета, которое позволяет сравнить его с одним из спектральных или пурпурным цветом (кроме хромотических) и дать ему название.

Светлота также является свойством цвета. К светлым можно отнести желтый, розовый, голубой, светло-зеленый и т. п., к темным — синий, фиолетовый, темно-красный и др. цвета.

Светлота характеризует, насколько тот или иной хроматический цвет светлее или темнее другого цвета или насколько данный цвет близок к белому.

Это степень отличия данного цвета от черного. Она измеряется числом порогов различия от данного цвета до черного. Чем светлее цвет, тем выше его светлота. На практике принято заменять этот понятие понятием «яркость».

Термин насыщенность цвета определяется его (цвета) близостью к спектральному. Чем ближе цвет к спектральному, тем он насыщеннее. Например, желтый цвет лимона, оранжевый — апельсина и т. д. Цвет теряет свою насыщенность от примеси белил или черной краски.

Насыщенность цвета характеризует степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического.

ЦВЕТОВОЙ ТОН НАСЫЩЕННОСТЬ СВЕТЛОТА


Цветовой тон определяет место цвета в спектре («красный-зеленый-желтый-синий») Это главная характеристика цвета. В физическом смысле ЦВЕТОВОЙ ТОН зависит от длины световой волны. Длинные волны — красная часть спектра. Короткие — сдвиг в сине-фиолетовую сторону. Средняя длина волны — это желтые и зеленые цвета, они наиболее оптимальны для глаза.


Существуют АХРОМАТИЧЕСКИЕ цвета. Это черный, белый, и вся шкала серых между ними. Они не имеют ТОНА. Черный — это отсутствие цвета, белый — это смешение всех цветов. Серые обычно получаются от смешения двух и более цветов. Все остальные — ХРОМАТИЧЕСКИЕ цвета.


Степень хроматичности цвета определяется насыщенностью. Это степень удаленности цвета от серого той же светлоты. Представьте, как свежую траву у дороги покрывает пыль слой за слоем. Чем больше слоев пыли, чем слабее виден первоначальный чистый зеленый цвет, тем меньше НАСЫЩЕННОСТЬ этого зеленого. Цвета с максимальной насыщенностью — это спектральные цвета, минимальная насыщенность дает полную ахроматику (отсутствие цветового тона).


Светлота (яркость)- это положение цвета на шкале от белого до черного. Характеризуется словами «темный», «светлый». Сравните цвет кофе и цвет кофе с молоком. Максимальной СВЕТЛОТОЙ обладает белый цвет, минимальной — черный. Некоторые цвета изначально (спектрально) светлее — (желтый). Другие темнее (синий).

В фотошеп:Следующая система, которая используется в компьютерной графике, система HSB. Растровые форматы не используют систему HSBдля хранения изображений, так как она содержит всего 3 миллиона цветов.

В системе HSBцвет разлагается на три составляющие:

  1. HUE(Цветовой тон) — частота световой волны, отражающейся от объекта, который вы видите.
  2. SATURATION(Насыщенность) является чистотой цвета. Это соотношение основного тона и равного ему по яркости бесцветно серого. Максимально насыщенный цвет не содержит серого вообще. Чем меньше насыщенность цвета, тем он нейтральней, тем труднее однозначно охарактеризовать его.

· BRIGHTNESS(Яркость) это общая яркость цвета. Минимальное значение этого параметра превращает любой цвет в черный. . (Рисунок 9)

Краткие конспекты для повторения и задания

Цвет в композиции

  1. Что такое цвет?
  2. Физика цвета
  3. Основные цвета
  4. Цветовой тон, яркость, насыщенность, светлота
  5. Теплые и холодные цвета
  6. Психология цвета, значение цвета

Что такое цвет?

Цвет – это волны определенного рода электромагнитной энергии, которые после восприятия глазом и мозгом человека преобразуются в цветовые ощущения (см. физика цвета).

Цвет доступен не всем животным на Земле. Полное цветное зрение есть у птиц и приматов, остальные в лучшем случае различают некоторые оттенки, в основном красный.

Появление цветного зрения связано с образом питания. Считается, что у приматов оно появилось в процессе поиска съедобных листьев и зрелых плодов. В дальнейшей эволюции цвет стал помогать человеку определять опасность, запоминать местность, различать растения, определять по цвету облаков надвигающуюся погоду.

Цвет, как носитель информации, в жизни человека стал играть огромную роль.

Цвет – как символ. Информация о предметах или явлениях, окрашенных в определенный цвет, объединились в образ, который сделал из цвета символ. Этот символ меняет свое значение от ситуации, но всегда понятен (он может быть не осознан, но принят подсознанием).
Пример: красный в «сердечке» — символ люби. Красный цвет светофора – предупреждение об опасности.

С помощью цветовых образов можно донести до читателя больше информации. Это лингвистическое понимание цвета.
Пример: Надел я черный цвет,
В душе надежды нет,
Постыл мне белый свет.

Цвет вызывает эстетическое удовольствие или неудовольствие.
Пример: Эстетика выражается в искусстве, хоть оно состоит не только из цвета, но и формы и сюжета. Вы, не зная почему, скажете, что это красиво, а это искусством назвать нельзя.

Цвет влияет на нашу нервную систему, заставляет учащается или замедляться сердцебиение, влияет на обмен веществ и т. д.
Например: в комнате, выкрашенной в синий цвет кажется прохладней, чем есть на самом деле. Потому что, синий замедляет наше сердцебиение, погружает нас в покой.

С каждым столетием цвет все больше и больше несет для нас информации, и теперь есть такое понятие как «цвет культуры», цвет в политических движении и обществ. [1]

Физика цвета

Как такового цвета в природе не существует. Цвет — продукт умственной переработки информации, которая поступает через глаз в виде световой волны.

Человек может отличить до 100 000 оттенков: волны от 400 до 700 миллимикрон. Вне различимых спектрах лежат инфракрасный ( с длинной волны более 700 н/м) и ультрафиолет (с длинной волны меньше 400 н/м).

В 1676 г И. Ньютон провел эксперимент по расщеплению светового луча с помощью призмы. В результате он получил 7 явно различимых цветов спектра.

Цвет Длина волны в н/м
Красный 800-650
Оранжевый 640-590
Желтый 580-550
Зеленый 530-490
Голубой 480-460
Синий 450-440
Фиолетовый 430-390

Эти цвета часто сокращают до 3 основных (см. основные цвета)

Волны имеют не только длину, но и частоту колебаний. Эти величины взаимосвязаны, поэтому задать определенную волну можно либо длиной, либо частотой колебаний.

Получив непрерывный спектр, Ньютон пропустил его через собирающую линзу и получил белый цвет. Тем самым доказав:

1 Белый цвет состоит из всех цветов.
2 Для цветовых волн действует принцип сложения
3 Отсутствие света ведет к отсутствию цвета.
4 Черный – это полное отсутствие цвета.

В ходе экспериментов было выяснено, что сами предметы цвета не имеют. Освещенные светом, они отражают часть световых волн, а часть поглощают, в зависимости от своих физических свойств. Отраженные световые волны и будут цветом предмета.
(Например, если на синюю кружку посветить светом, пропущенным через красный фильтр, то мы увидим, что кружка черная, потому что синие волны блокируются красным фильтром, а кружка может отражать только синие волны)

Получается, что ценность краски в ее физических свойствах, но если вы решите смешать синий, желтый и красный (потому что остальные цвета можно получить из комбинации основных цветов (см. основные цвета) ), то получите не белый цвет (как если бы вы смешали волны), а неопределенно темный цвет, так как в данном случае действует принцип вычитания.

Принцип вычитания говорит: любое смешивание ведет к отражению волны с меньшей длиной.
Если смешать желтый и красный, то получится оранжевый, длина волны которого меньше длины волны красного. При смешивании красного, желтого и синего получается неопределенно темный цвет – отражение, стремящееся к минимальной воспринимаемой волне.

Этим свойством объясняется маркость белого цвета. Белый цвет – отражение всех цветовых волн, нанесение любого вещества ведет к уменьшению отражения, и цвет становится не чисто белым.

Черный же цвет наоборот. Чтобы выделиться на нем, нужно повысить длину волны и количество отражений, а смешивание ведет на понижение волны. [1]

Основные цвета

Основные цвета – это цвета, с помощью которых можно получить все остальные.

Это КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ СИНИЙ

Если смешать между собой красные, синие и желтые цветовые волны, то получится белый цвет.

Если же смешать красную, желтую и синюю краски, то получится темно-неопределенный цвет (см. физика цвета).

Эти цвета разные по светлоте, в которой яркость на пике. Если их перевести в черно белый формат, то вы отчетливо увидите контраст.

Сложно представить себе яркий темно — желтый цвет, как яркий светло — красный. За счет яркости в разных диапазонах светлоты создается огромная гамма промежуточных ярких цветов.

КРАСНЫЙ+ЖЕЛТЫЙ=ОРАНЖЕВЫЙ
ЖЕЛТЫЙ+СИНИЙ=ЗЕЛЕНЫЙ
СИНИЙ+КРАСНЫЙ=ФИОЛЕТОВЫЙ [1]

Цветовой тон, яркость, насыщенность, светлота

Тон – это основная характеристика, по которой называют цвета.

Например, красный или желтый. Существует обширная палитра цветов, основой которой являются 3 цвета (синий, желтый и красный), они, в свою очередь, являются сокращением от 7 основных цветов радуги (потому что, смешивая основные цвета можно получить недостающие 4)

Тона получают смешиванием в разных пропорциях основных цветов.

Тона и оттенки – синонимы.

Полутонами называется незначительное, но уловимое глазом изменение в цвете.

Яркость — характеристика восприятия. Она определяется нашей скоростью выделения одного цвета на фоне других.

Яркими считается «чистые» цвета, без примеси белого или черного. У каждого тона максимальная яркость наблюдается при разной светлоте: тон/светлота.

Это утверждение верно в том случае, если рассматривать линейку оттенков одного цвета.

Если же выделять наиболее яркий оттенок среди других тонов, то более яркими будут цвет как можно больше разнящийся по светлоте с остальными.

Насыщенность (интенсивность) – это степень выраженности определенного тона. Понятие действует в переделе одного тона, где степень насыщенности измеряется степенью отличия от серого: насыщенность/светлота

Читайте также:  Как остановить падение зрения при астигматизме

Это понятие так же связано с яркостью, так как самый насыщенный тон в своей линейке будет самым ярким.

По шкале светлоты видно, что чем больше насыщенность, тем светлее тон.

Светлота – это степень отличия цвета от белого и черного. Если разница между определяемым цветом и черным больше, чем между ним и белым, значит цвет светлый. Если наоборот – темный. Если разница между черным и белым равны, то цвет средний по светлоте.

Для более удобного определения светлоты цвета, без отвлечения на тон, можно перевести цвета в черно-белый вариант:


Светлота важное свойство цвета. Определение темного и светлого очень древний механизм, он наблюдается у простейших одноклеточных животных, для различения света и темноты. Именно эволюция этой способности привела к цветному зрению, но до сих пор глаз охотнее зацепляется за контраст светлого и темного, чем за какой-нибудь другой.

Теплые и холодные цвета

Теплые и холодные цвета связанны с атрибутами времен года. Холодными называют оттенки присущие зиме, а теплые — лету.

Это то «неопределенное», что лежит на поверхности при первом столкновении с понятием. Оно верно, но действительный принцип разделения лежит гораздо глубже.

Разделение на холодные и теплые идет по длине волны. Чем короче волна, тем холоднее цвет, чем длиннее волна, тем теплее цвет.

Зеленый является пограничным цветом: оттенки зеленого могут быть холодными и теплыми, но при этом они в своих свойствах сохраняют серединное положение.

Зеленый спектр самый комфортный для глаза. Наибольшее количество оттенков мы различаем именно в этом цвете.

Цвет Длина волны в н/м
Красный 800-650
Оранжевый 640-590
Желтый 580-550
Зеленый 530-490
Голубой 480-460
Синий 450-440
Фиолетовый 430-390

Почему именно такое разделение: на холодные и теплые? Ведь волны не имеют температуры.

Сначала деление было интуитивно, потому что действие коротковолновых спектров успокаивает. Чувство вялости напоминает состояние человека зимой. Длинноволновые спектры, наоборот, способствовали активности, что похоже на состояние летом. (см. психологию цвета)

С основными цветами понятно. Но есть множество сложных оттенков, которые также относят к холодным или теплым.

Влияние светлоты на температуру цвета.

Для начала определим: холодными или теплыми являются черный и белый цвета?

Белый цвет – это присутствие всех цветов одновременно, это значит, что он наиболее сбалансирован и нейтрален по температуре. По своим свойствам к нему стремится зеленый. (мы можем различить огромное количество белых оттенков)

Черный цвет – отсутствие цветов. Чем короче волна, тем холоднее цвет. Черный достиг апогея – его длина волны – 0, но в связи с отсутствием волн, его также можно причислить в разряд нейтральных.

К примеру, возьмем красный цвет, который является определенно теплым, рассмотрим его светлые и темные оттенки.

Самым теплым будет «чистоволновый», насыщенный, яркий красный цвет (который посередине).

Как получается более темный оттенок красного?

Красный смешивается с черным — перенимает часть его свойств. Точнее, в данном случае, нейтральный смешивается с теплым и остужает его. Чем выше степень «разбавления» красного черным, тем температура бордового ближе к черному.

Как получается более светлый оттенок красного (розовый)?

Белый своей нейтральностью разбавляет теплый красный цвет. За счет этого красный теряет «количество» тепла, в зависимости от пропорции смешивания.

Цвета, разбавленные черным или белым, никогда не перейдут из категории теплых в холодные: они лишь приблизятся к нейтральным свойствам.

Цвета нейтральные по температуре

Нейтральными по температуре можно назвать цвета, имеющие холодный и теплый оттенок в одной светлоте. Например: тон/светлота

[1]

Цветовые контрасты

При соотношении двух противоположностей, по какому либо качеству, свойства каждого из группы приумножается. Так, например, длинная полоска кажется еще длиннее рядом с короткой.

При помощи 7 контрастов можно подчеркнуть в цвете то или иное качество.

Существует 7 контрастов:

1 Контраст по тону построен на разнице между цветами. Он представляет собой комбинирование цветов, приближенных к определенным спектрам.

Этот контраст влияет на подсознание. Если рассматривать цвет, как источник информации об окружающем мире, то такое сочетание будет нести информационное послание. ( а в некоторых случаях вызывать эпилепсию).

2 Контраст светлого и темного. Самым выразительным примером является сочетание белого и черного.

Прекрасно подойдет для достижения эффекта определенности.

Как уже говорилось в статье о светлоте цвета: разницу между светлым и темным увидеть проще, чем соотнести оттенки. За счет этого контраста можно достичь объемности и реалистичности изображения.

3 Контраст холодного и теплого основан на разнице «тормозящих» и возбуждающих цветов. Для создания теплового контраста цвета, в чистом виде, цвета берутся одинаковые по светлоте.

Этот контраст хорош для создания образов с разной активностью: от «снежной королевы» до «борца за справедливость».

4 Контраст дополнительных цветов. Дополнительными называют цвета, при смешивании которых получается серый цвет. Если смешивать спектры дополнительных цветов, то получается белый цвет.

В круге Иттена, эти цвета стоят напротив друг друга.

Это наиболее сбалансированный контраст, так как вместе дополнительные цвета достигают «золотой середины» (белого), но проблема заключается в том, что они не могут создать ни движения, ни достижения цели. Поэтому эти сочетания редко используется в повседневности, так как создают впечатление накала страстей, а в таком состоянии тяжело находиться долго.

А вот в живописи этот инструмент весьма уместен.

5 Симультанный контраст – его не существует вне нашего восприятия. Этот контраст более других подтверждает стремление нашего сознания к золотой середине.

Симультанный контраст – это создание иллюзии дополнительного цвета на соседнем оттенке.

Более всего это проявляется в сочетание черного или серого с ароматичными (отличным от черно-белого) цветами.

Если сосредоточенно смотреть на каждый серый прямоугольник по очереди, дожидаясь, когда глаз устанет, то серый изменит оттенок на дополнительный по отношению к фону.

На оранжевом, серый примет синеватый оттенок,

На красном – зеленоватый,

На фиолетовом – желтоватый оттенок.

Этот контраст скорее вреден, чем полезен. Для его погашения следует в изменяемый цвет добавить оттенок основного. Точнее, если в серый цвет добавить желтизны и определить его на оранжевый фон, то симультанный контраст сведется к нулю.

6 Контраст по насыщенности. С понятием насыщенности можно ознакомиться здесь.

Добавлю, что к ненасыщенным цветам могут также относиться затемненные, засветленные, сложные не яркие цвета.

Чистый контраст по насыщенности строится на основе разницы между ярким и не ярким цветами в одной светлоте.

Этот контраст дает ощущение выдвижения вперед ярких оттенков на фоне не ярких. С помощью контраста по насыщенности можно подчеркнуть деталь гардероба, расставить акценты.

7 Контраст по размеру цветовых пятен. Основан на количественной разнице между цветами. В этом контрасте можно достигнуть равновесия или динамики.

Замечено, что для достижения гармонии светлого должно быть меньше, чем темного.

Чем светлее пятно на темном фоне, тем меньше для равновесия оно занимает пространства.

При цветах равных по светлоте пространство, занимаемое пятнами, равно. [1]

Психология цвета, значение цвета

Цветовые сочетания

Гармония цветов заключается в их согласованности и строгом сочетании. При подборе гармоничных сочетаний легче пользоваться акварельными красками, а имея определенные навыки подбора тонов на красках, нетрудно будет справиться и с нитками.

Гармония цветов подчиняется определенным законам, и, чтобы лучше их уяснить, надо изучить образование цветов. Для этого используют цветовой круг, который представляет собой замкнутую ленту спектра.

На концах диаметров, разделяющих круг на 4 равные части, располагают 4 главных чистых цвета — красный, желтый, зеленый, синий. Говоря о «чистом цвете», подразумевают, что он не содержит в себе оттенков других, соседних с ним в спектре цветов (например, красный цвет, в котором не замечается ни желтого, ни синего оттенков).

Далее на круге между чистыми цветами располагают промежуточные или переходные цвета, которые получают, смешивая попарно в различных пропорциях соседние чистые цвета (например, смешав зеленый с желтым, получают несколько оттенков зеленого цвета). В каждом спектре можно расположить по 2 или 4 промежуточных цвета.

Смешав каждый цвет в отдельности с белой и черной краской, получают светлые и темные тона одного цвета, например, синий, голубой, темно-синий и т. д. Светлые тона располагают с внутренней стороны цветового круга, а темные — с внешней. Заполнив цветовой круг, можно заметить, что в одной половине круга расположены теплые цвета (красный, желтый, оранжевый), а в другой половине — холодные (синий, голубой, фиолетовый).

Зеленый цвет может быть теплым, если в нем есть примесь желтого, или холодным — с примесью синего. Красный цвет также может быть теплым — с желтоватым оттенком и холодным — с синим оттенком. Гармоничное сочетание цветов заключается в уравновешенности теплых и холодных тонов, а также в согласованности различных цветов и оттенков между собой. Наиболее простым способом определения гармоничных сочетаний цветов является нахождение этих цветов на цветовом круге.

Выделяют 4 группы цветовых сочетаний.

Монохромные — цвета, имеющие одно название, но разную светлоту, то есть переходные тона одного цвета от темного до светлого (полученные путем добавления в один цвет черной или белой краски в разных количествах). Эти цвета наиболее гармонично сочетаются между собой и просты в подборе.

Гармония нескольких тонов одного цвета (лучше 3-4) выглядит интереснее, богаче, чем одноцветная композиция, например белый, светло-голубой, синий и темно-синий или коричневый, светло-коричневый, бежевый, белый.

Монохромные сочетания часто используют в вышивке одежды (например, на голубом фоне вышивают нитками темно-голубыми, голубыми и белыми), декоративных салфеток (например, на суровом полотне вышивают нитками коричневыми, светло-коричневыми, бежевыми), а также в художественной вышивке листьев и лепестков цветов для передачи светотени.

Родственные цвета располагаются в одной четверти цветового круга и имеют в своем составе один общий главный цвет (например, желтый, желто-красный, желтовато-красный). Существуют 4 группы родственных цветов: желто-красные, красно-синие, сине-зеленые и зелено-желтые.

Читайте также:  Современная таблица для проверки зрения у окулиста

Переходные оттенки одного цвета хорошо согласованы между собой и гармонично сочетаются, так как имеют в своем составе общий главный цвет. Гармоничные сочетания родственных цветов спокойны, мягки, особенно если цвета слабо насыщены и близки по светлоте (красный, пурпурный, фиолетовый).

Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга на концах хорд (то есть линий, параллельных диаметрам) и имеют в своем составе один общий цвет и два других составляющих цвета, например, желтый с красным оттенком (желток) и синий с красным оттенком (фиолетовый). Эти цвета согласованы (объединены) между собой общим (красным) оттенком и гармонично сочетаются. Существуют 4 группы родственно-контрастных цветов: желто-красные и желто-зеленые; сине-красные и сине-зеленые; красно-желтые и красно-синие; зелено-желтые и зелено-синие.

Родственно-контрастные цвета гармонично сочетаются, если они уравновешены равным количеством присутствующего в них общего цвета (то есть красные и зеленые цвета одинаково желтоваты или синеваты). Эти сочетания цветов выглядят более резко, чем родственные.

Контрастные цвета. Диаметрально противоположные цвета и оттенки на цветовом круге самые контрастные и несогласованные между собой.

Чем больше цвета отличаются друг от друга по цветовому тону, светлоте и насыщенности, тем менее они гармонируют друг с другом. При соприкосновении этих цветов возникает неприятная для глаза пестрота. Но существует способ согласования контрастных цветов. Для этого к основным контрастным цветам добавляют промежуточные, которые гармонично соединяют их.[2]

Теория цвета. Основные характеристики цвета.

Каждый объект в природе человек может увидеть как предмет того или иного цвета.
Это обусловлено способностью разных предметов поглощать или отражать электромагнитные волны определённой длины. И способностью человеческого глаза воспринимать это отражение посредством особых клеток в сетчатке глаза. Сам предмет при этом цвета не имеет, он обладает только физическими свойствами – поглощать или отражать свет.

Откуда берутся эти самые волны? Любой источник света состоит из этих волн. Таким образом, человек увидеть цвет предмета может только при его освещённости. Причём в зависимости от источника света (солнце днём, солнце на закате или на восходе, луна, лампы накаливания, огонь и т.д.), силы света (более яркий, более тусклый), а также от способности личного восприятия конкретным человеком, цвет предмета может выглядеть по-разному. Хотя сам предмет при этом не меняется, конечно. Итак, цвет – это субъективная характеристика предмета, которая зависит от разных факторов.
Некоторые люди в силу особенностей развития организма вообще не различают цвета. Но большая часть людей способна воспринимать глазом волны определённой длины – от 380 до 780 nm. Поэтому данный участок был назван видимым излучением.

Если солнечный свет пропустить через призму, этот луч разложится на отдельные волны. Это как раз те самые цвета, которые может воспринимать глаз человека: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Это 7 электромагнитных волн разной длины, которые вместе составляют белый свет (глазом видим как белый цвет), т.е. его «спектр».
Итак, каждый цвет – это волна определённой длины, которую может увидеть и распознать человек!

Видимый цвет предмета определён тем, каким образом этот предмет взаимодействует со светом, т.е. с составляющими его волнами. Если предмет отражает волны какой-то длины, то эти волны и определяют то, каким мы видим этот цвет. Например, апельсин отражает волны длиной примерно от 590 до 625 nm – это волны оранжевого цвета, а остальные волны поглощает. Именно эти отражающиеся волны и воспринимаются глазом. Поэтому апельсин человек видит оранжевым. А трава выглядит зелёной, потому что благодаря своей молекулярной структуре, поглощает волны красного и синего цвета и отражает волны зелёной части спектра.
Если предмет отражает все волны, а как мы уже знаем, все 7 цветов вместе образуют белый свет (цвет), то такой предмет мы видим белым. А если предмет поглощает все волны, то такой предмет мы видим чёрным.
Промежуточные варианты между белым и чёрным – оттенки серого. Три этих цвета – белый, серый и чёрный – называются ахроматическими, т.е. не содержащими «цветного» цвета, они не входят в спектр. Цвета из спектра – хроматические.

Как я уже говорила, воспринимаемый цвет зависит от источника света. Без света нет волн и нечему отражаться, глаз не видит ничего. Если освещение недостаточно, то глаз видит только очертания предметов – более тёмные или менее тёмные, но все в одной серо-чёрной гамме. За способность глаза видеть в условиях плохого освещения отвечают другие участки сетчатки.

Таким образом, в зависимости от характера света, попадающего на предмет, мы видим разные варианты цвета этого предмета.
Если предмет освещён хорошо, мы видим его чётким, цвет чистый. Если света слишком много, цвет видится разбелённым (вспомните пересвеченные фотографии). Если света мало, цвет выглядит темнее, постепенно стремясь к чёрному.

Каждый цвет можно проанализировать по нескольким параметрам. Это характеристики цвета.

Характеристики цвета.

1) ЦВЕТОВОЙ ТОН. Это та самая длина волны, которая и определяет положение цвета в спектре, его название: красный, синий, жёлтый и т.д.
Необходимо различать понятия «тон» и «подтон».
Тон – это основная краска. Подтон – примесь другого цвета.
За счёт разности подтонов и образуются разные оттенки одного и того же цвета. Например, жёлто-зелёный и сине-зелёный. Основной тон – зелёный, подтон (в меньшем количестве) – жёлтый или синий.
Как раз подтон и определяет такое понятие, как ТЕМПЕРАТУРА цвета. Если к основному тону добавить жёлтый пигмент, то температура цвета будет ощущаться тёплой. Ассоциации с красно-жёлто-оранжевыми цветами – огонь, солнце, тепло, жар. Предметы тёплых оттенков кажутся ближе.
Если к основному тону добавить синий пигмент, то температура цвета будет восприниматься холодной (цвета голубой и синий ассоциируются с льдом, инеем, холодом). Предметы холодных оттенков кажутся дальше.

Здесь важно запомнить и не путать понятия. Есть два значения словосочетаний «тёплые цвета» и «холодные цвета». В одном случае говорят о цветовом тоне, тогда красный, оранжевый и жёлтый – тёплые, а синий, сине-зелёный и фиолетовый – холодные цвета. Зелёный и сиреневый – нейтральные.

Во втором случае речь идёт о подтоне цвета, о его преобладающем оттенке. Именно в этом значении и будет употребляться этот термин в дальнейшем для описания цветов внешности – тёплых и холодных цветотипов. И говоря о температуре цвета в этом значении, мы имеем в виду, что каждый цвет может иметь и тёплый, и холодный оттенок в зависимости от своего подтона! Кроме оранжевого – он всегда тёплый (из-за особенностей его расположения в спектре). Белый и чёрный вообще не входят в цветовой круг и потому для них не применимо понятие цветового тона, но коль речь зашла о температуре всех цветов, то обозначу сразу, что эти два относятся к холодным цветам.

2) Вторая характеристика каждого цвета – ЯРКОСТЬ.
Она показывает, насколько сильно световое излучение. Если сильное, то цвет максимально яркий. Чем меньше света, тем цвет выглядит темнее, яркость снижается. Любой цвет при максимальном снижении яркости становится чёрным. Представьте предметы яркого цвета в условиях сумерек – цвет кажется тёмным, его яркость не видна. Понижение яркости за счёт добавления чёрного делает цвет более НАСЫЩЕННЫМ. Тёмно-красный – это насыщенный (глубокий) красный, тёмно-синий – насыщенный (глубокий) синий и т.д. В английском языке для более густого, тёмного цвета применяются слова-синонимы: deep (глубокий) и dark (тёмный). В названиях цветотипов вы эти термины тоже встретите.
Яркость света и яркость цвета – разные понятия. Выше говорилось именно о цвете предмета при ярком свете. В графических программах (в том же painte) яркость используется именно в этом значении. На картинке ниже можно увидеть уменьшение параметра «яркость» при затемнении цвета.
Но также существует термин «яркость», в значении «чистота», «сочность» цвета, т.е. максимально интенсивный цвет без примесей чёрного, белого или серого. И именно в этом значении я буду использовать этот термин в дальнейшем. Если написано «параметр «яркость»», то речь идёт об изменении освещения (т.е. светлоте/темноте).

3) Третья характеристика каждого цвета – СВЕТЛОТА.
Это характеристика , противоположная насыщенности (затемнённости, силе) цвета.
Чем больше светлота, тем ближе цвет к белому. Максимальная светлота любого цвета – белый цвет. Параметр «яркость» при этом повышается. Но эта яркость – не цветность (чистота), а увеличение освещённости, ещё раз делаю акцент на разнице этих понятий.
Оттенки с повышающейся степенью светлоты воспринимаются как всё более и более разбелённые, бледные, слабые. Т.е. с малой насыщенностью.

4) Четвёртая характеристика каждого цвета – ХРОМАТИЧНОСТЬ (ИНТЕНСИВНОСТЬ). Это степень «чистоты» цвета, отсутствие примесей в его тоне, его сочность. При добавлении в основной цвет серого пигмента, цвет становится менее ярким, иначе – приглушённым, мягким. Т.е. его хроматичность (цветность) понижается. При максимально сниженной хроматичности цвета любой цвет становится одним из оттенков серого.
Важно не путать понятия «сочный» и «насыщенный» цвет. Напоминаю, что насыщенный – это тёмный оттенок, а сочный – это яркий, без примесей, тон.
Часто, когда говорят, что цвет яркий, имеют в виду, что он максимально хроматичен, чистый, сочный цвет. Именно в этом значении данный термин и используется в теории цветотипов, о которых пойдёт речь дальше.
Если же говорить о параметре «яркость» в значении освещённости (много света – яркость выше – цвет белее, мало света – яркость ниже – цвет темнее), то мы увидим, что при снижении хроматичности этот параметр не меняется. Т.е. характеристика хроматичность применяется к предметам с одним цветовым тоном в условиях одинаковой освещённости. Но один предмет при этом выглядит более «живым», а другой более «выцветшим» (выцветший – потерявший свой яркий цвет).

Если увеличить параметр «яркость», т.е. добавить белый цвет, то и на этом уровне светлоты можно таким же образом делать цвет более приглушённым, добавляя серый оттенок.

Читайте также:  Как влияют на зрение цветные линзы

Аналогично и с более насыщенными (более тёмными) оттенками – они тоже бывают как более чистыми, так и более приглушёнными. Главное, что мы видим во всех случаях при уменьшении хроматичности – это всё более выраженный серый подтон. Именно это отличает мягкие цвета от ярких (чистых).

Ещё один важный нюанс – при добавлении в основной тон любого ахроматического цвета (белый, серый, чёрный), меняется температура цвета. Она не меняется на противоположную, т.е. тёплый цвет не станет таким образом холодным или наоборот. Но эти цвета приблизятся по характеристике «температура» к нейтральным оттенкам. Т.е. без ярко выраженной температуры. Именно поэтому представители мягких, тёмных или светлых цветотипов могут носить некоторые цвета из нейтрально-холодных или нейтрально-тёплых вне зависимости от своего основного цветотипа. Но об этом буду рассказывать позже.

Таким образом, по своим основным характеристикам все оттенки делятся на:
1) Тёплые (с золотистым подтоном) / холодные (с синим подтоном)
2) Светлые (ненасыщенные) / тёмные (насыщенные)
3) Яркие (чистые) / мягкие (приглушённые)

И у каждого цвета есть одна ведущая характеристика и две дополнительных, что и обусловливает название некоторых оттенков. Например, светло-розовый – ведущая характеристика – «светлый», дополнительные – может быть как тёплым, так и холодным, как ярким, так и мягким.

Потренируемся определять ведущую характеристику.

Или одну ведущую и одну – дополнительную.

На приведённых выше примерах хорошо видно влияние полутона на ведущую характеристику оттенка:
Тёмные цвета – цвета с добавлением чёрного (насыщенные).
Светлые цвета – цвета с добавлением белого (выбеленные).
Тёплые цвета – цвета с тёплыми (жёлтыми, золотистыми) полутонами.
Холодные цвета – цвета с холодными (синими) полутонами, кажутся льдистыми.
Яркие цвета – чистые, без добавления серого.
Мягкие цвета – приглушённые, с добавлением серого.

Насыщенность и яркость | Мастер-класс «Понимание цвета» ч.2

Часть 2. Насыщенность и яркость

Насыщенность — это интенсивность или чистота цвета и она является одним из основных пособников уродливых цветорешений. Яркость — она имеет отношение к светлым или темным тонам красок.

Итак, давайте посмотрим вот на что, слева здесь — 100% насыщенности, очень трудно на это смотреть. Но если мы уменьшим её до 20%, то цвет станет почти телесно-розовым. И опять же, цвета я вообще не менял, просто уменьшил насыщенность, а в результате получилась такая разница.

Попробуем сделать то же самое с яркостью. 100% яркости слева, 20% — справа. В результате квадрат справа выглядит грязно-коричневым, чем красным.

Если вы разберётесь в обоих этих факторах и в насыщенности и яркости, то, как видите можете получить изобилие разных оттенков — и всё это из одного чистого цвета, который был вначале.

Пример вы можете увидеть в этой картине. Хорошо видно, что единственный цвет, который здесь есть — это красный. Простое смешивание его с белой и чёрной краской меняет насыщенность и яркость и обладает силой создать целое изображение из одного единственного цвета. Это очень интересно.

Что же касается мира компьютерной графики, насыщенность здесь является одним из главнейших «преступников».

Многие художники выбирают цвета с высокой насыщенностью, потому что думают, что результат будет превосходным. Однако это очень далеко от правды. Цвета с высокой насыщенностью выглядят не только ненатурально, но и не дают глазу отдохнуть. Особенно, если в рисунке они повсюду, а ведь такой «отдых» очень важен для изображения.

Что касается этого рисунка, то когда вы долго на него смотрите, он начинает вас раздражать. Поэтому участки с низкой насыщенностью цвета очень важны для изображения.

Но нельзя сказать, что использование ярко насыщенных цветов, это всегда плохо. В этом примере вы можете видеть, что ваше внимание невольно привлекают те ярко-красные-горы на заднем фоне.

Это было сделано осознанно и является частью композиционного элемента. Ваши глаза прослеживают весь путь, по которому идут верблюды, вперед и назад, отличное решение.

Что касается этой картины Клода Монэ, здесь автор явно хотел, чтобы вы заметили эти цветы, дикий мак, они называются. Ну, это и так видно. Их красный цвет здесь флуоресцентный, он практически выпрыгивает на вас с картины.

Очень выразительный и, наверное, единственный элемент, который вам запоминается на этой картины.

Цвет ещё используется и для того, чтобы рассказать историю. Если посмотреть на историю живописи, то на большинстве картин Иисус всегда одет в красное. И сделано это для того, чтобы ваше внимание останавливалось на нём. Также красный цвет делает его могущественным и значительным.

Что касается мультфильмов, то здесь насыщенные или яркие цвета играют в вашу пользу. Потому что незамедлительно притягивают внимание к ненатуральным объектам и это играет на руку нереалистичным и гипертрофированным качествам.

Яркость и насыщенность может даже подчеркнуть ваше настроение. Если помните начало мультфильма «ВВерх», то можете обратить внимание, что цвета там очень яркие: много оранжевого, розового, флуоресцентной травы. Это было сделано для того, чтобы обозначить радостные, счастливые моменты в жизни героев. Но далее последовали печальные сцены и цвета потеряли эту насыщенность, там появилось много серого, коричневого.

Если посмотрите на изображение справа, то увидите, что там почти нет цвета. Я имею ввиду, что там есть немного голубого, чуть-чуть коричневого, но они практически лишены насыщенности. Это сделано для того, чтобы вы ощутили те чувства холода и одиночества, которые переживают герои. Этот же эффект использовался в начале «The Incredibles» («Суперсемейки») и The Matrix (« Матицы»).

Цвета очень сильно влияют на смену настроения, и это очень часто используется в Голливуде, а также в видеоиграх. Например, «Call of Duty» практически лишён насыщенности.

Яркость и насыщенность так же влияют и на построение композиции. Посмотрите на эту картин, ваш взгляд, наверняка, привлекают вон те парни в красных штанах.

Действительно, это отводит ваш взгляд на задний план, снимая внимание с переднего, просто потому, что там есть насыщенные краски. Это очень важно.

Такой же эффект вы можете увидеть здесь. Если бы не ярко окрашенный попугай на переднем лане, вряд ли этот рисунок можно было бы назвать удачным.

Этот попугай даёт нам возможность остановить на нём своё внимание, а потом рассматривать всю остальную картину.

Если резюмировать всё о чём мы говорили, то насыщенность и яркость чрезвычайно важны:

  • не переусердствуйте с ними — не нужно делать весь рисунок насыщенным и ярким, иначе в результате вы получите ужасное изображение;
  • применяйте насыщенность и яркость, чтобы направлять внимание зрителя;
  • используйте из для того чтобы рассказать историю, показать кто является главной фигурой, к кому или к чему вы хотите привлечь внимание;
  • также с помощью яркости и насыщенности, вы можете менять настроение, в анимации применяют много ярких красок, а потом уменьшают их насыщенность для грустных сцен;
  • ещё вы можете использовать насыщенность и яркость для объектов, которые без них потерялись бы в картине.

Итак вот почему насыщенность и яркость, ведут нас к пункту номер 3 — Цветовым гармониям (цветовым гармониям)

Текст и изображения взяты из видео на YouTube канале «MAUZER696»:

Характеристики цвета

В колористике принято выделять целый ряд характеристик цвета:

Насыщенность — характеристика цвета, которая характеризует содержание чистого хроматического цвета в смешанном цвете. Насыщенность зависит от чистоты цвета, чем более он чист, тем более он насыщен. Серый цвет придает холод цвету, но делает его менее насыщенным. Наиболее насыщенные цвета — спектральные (чистые).

Определения насыщенности цвета

Светлота — это характеристика цвета, которая определяет близость хроматического и ахроматического цветов к белому. Это единственная из характеристик цветов, которая присуща и хроматическим, и ахроматическим цветам.

Каждый хроматический цвет максимальной насыщенности имеет свою светлоту и не может быть полученным в такой же насыщенности в более светлом или более темном варианте. Применительно к колористике волос насыщенный фиолетовый может быть получен на уровне глубины тона 4, синий — 5, красный — 7, оранжевый — 9 и т. д.

Светлота цвета

Яркость — характеристика цвета, которую часто путают со светлотой, но это объективное понятие, которое зависит от количества света, попадающего в глаз наблюдателю от объекта испускающего, пропускающего или отражающего его. Объективность данной характеристики обеспечивается тем, что яркость измеряются специальными приборами, а не на глаз.

Наиболее яркий ахроматический цвет — это белый, а наиболее темный — черный. При снижении яркости любой цвет становится черным.

Чем ближе цвета в композиции по яркости, тем более спокойной композиция получается. Чем более контрастные цвета, тем более яркой и экспрессивной будет композиция.

Цветовой тон — основная характеристика хроматических цветов, которая определяет сходство цвета с одним из цветов спектра.

Цветовой тон

Часто дополнительно разделяют цвета на холодные и теплые. В упрощенной художественной трактовке холодными цветами считаются: синий, фиолетовый, зеленый, а теплыми: красный, оранжевый, желтый. Такая трактовка соответствует психологическому и вегетативному восприятию цвета. Однако, обычно цвета характеризуют только исходя из сравнения цветов между собой. Поэтому все цвета можно более тонко разложить на теплые и холодные оттенки, что позволяет подбирать холодные красные цвета или теплые зеленые. Это явление широко применяется в теории цветотипов при подборе цветов волос, одежды и макияжа.

Теплые и холодные цвета

Для удобной систематизации различных характеристик цвета и подбора гармоничных сочетаний цветов были разработаны системы цветовых кругов, а так же цветовых объемных тел (шаров, цилиндров и т. п.). На практике обычно применяются цветовые круги в различных вариациях градации, так как объемные тела сложны в использовании, хотя и содержат в себе более подробные характеристики цветов.

Источники:
  • http://zavadskaya.wordpress.com/2012/10/12/%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82-%D0%B2-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8/
  • http://image-and-style.ru/teoriya-tsveta/
  • http://skillupdesign.ru/nasyschennost-i-yarkost/
  • http://haircolor.org.ua/koloristika/102-harakteristiki-tsveta.html