Меню Рубрики

Синергетический процесс с социальной точки зрения

Говоря о развитии систем в историческом плане, мы невольно смотрим на них с позиции Господа Бога. Ученые также, как правило, в качестве исследователей занимают позицию Всевышнего. И системы и их составляющие — всего лишь объекты рассмотрения. И с этой позиции выражение «системы меняют свои свойства так, чтобы…» имеет право на существование.

Однако не следует забывать, что изменение параметров технических, человеко-машинных, или социальных систем — это всегда работа конкретных людей: инженеров, менеджеров, технологов, администраторов, бизнесменов. История социальной системы — это ведь наша с вами жизнь, полная радости и страданий, свершений и трагедий. То, что исследователю или Всевышнему представляется скачком, быстрым переходом на новый уровень, бифуркацией состояния, для конкретных личностей может составлят целый этап жизни (если не всю ее).

Синергетический процесс самоорганизации материи это (с точки зрения Господа) бесконечное чередование этапов «спокойной» адаптации и «революционных» перерождений, выводящих системы на новые ступени совершенства.

Но в тоже время (спускаемся с небес на грешную землю!), синергетический процесс самоорганизации материи это бесконечное чередование этапов «спокойной» инженерной, управленческой, организационной работы, адаптирующей существующие объекты к изменениям среды, и неординарных идей, новаторских решений, изобретений и «революционных» реорганизаций, выводящих системы на совершенно новые ступени совершенства. Именно на этих этапах человек, нашедший неординарное решение, практически реализует бифуркацию состояния конкретной системы. Что такое «адаптационный этап» с нашей земной точки зрения? С точки зрения, так сказать, элементика, находящегося внутри системы. Просто мы все время занимаемся оптимизацией: инженер «шлифует» конструкцию изделия, управляющий добивается лучшей работы коллектива, бизнесмен — повышения рентабельности фирмы. Что означает «катастрофный этап»? Это означает, что наступает наш звездный час: инженер изобретает новую конструкцию, управленец проводит коренную реорганизацию, бизнесмен открывает новое дело. Очевидно, что такие решения составляют наиболее эффективную форму человеческой деятельности. Умение, во-первых, в любой ситуации увидеть суть дела, во-вторых, вовремя заметить проблему, то есть не пропустить момент, когда обстоятельства требуют ломки привычных представлений, и, в-третьих, найти одно или несколько красивых решений, отличает людей, добивающихся успеха в любом деле. Бифуркация состояния социальных и человекомашинных систем таким образом есть не только объективный факт, но и продукт мыслительной деятельности конкретных личностей. Итак, история любой системы есть чередование эволюционных этапов, когда специалисты могут применять полученные ими знания, и этапов бифуркационного развития, когда находится человек, способный к неординарному мышлению, новаторству, изобретательству. И если законы синергетического развития универсальны, то можно предположить, что в основе неординарных творческих способностей гениальных личностей лежат как раз эти законы.

Говоря о развитии систем в историческом плане, мы невольно смотрим на них с позиции Господа Бога. Ученые также, как правило, в качестве исследователей занимают позицию Всевышнего. И системы и их составляющие – всего лишь объекты рассмотрения. Однако не следует забывать, что изменение параметров технических, человеко-машинных, или социальных систем – это всегда работа конкретных людей: инженеров, менеджеров, технологов, администраторов, бизнесменов. История социальной системы – это в то же время жизнь, полная радости и страданий, свершений и трагедий. То, что исследователю или Всевышнему представляется скачком, быстрым переходом на новый уровень, бифуркацией состояния, для конкретных личностей составят целый этап жизни.

Синергетический процесс самоорганизации материи – это бесконечное чередование этапов «спокойной» адаптации и «революционных» перерождений, выводящих системы на новые ступени совершенства. Но в то же время синергетический процесс самоорганизации материи – это бесконечное чередование этапов «спокойной» инженерной, управленческой, организационной работы, адаптирующей существующие объекты к изменениям среды, и неординарных идей, новаторских решений, изобретений и «революционных» реорганизаций, выводящих системы на совершенно новые ступени совершенства. Именно на этих этапах человек, нашедший неординарное решение, практически реализует бифуркацию состояния конкретной системы.

Бифуркация состояния социальных и человекомашинных систем, таким образом, есть не только объективный факт, но и продукт мыслительной деятельности конкретных личностей. История любой системы есть чередование эволюционных этапов, когда специалисты могут применять полученные ими знания, и этапов бифуркационного развития, когда находится человек, способный к неординарному мышлению, новаторству, изобретательству.

И если законы синергетического развития универсальны, то можно предположить, что в основе неординарных творческих способностей гениальных личностей лежат как раз эти законы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 7656 — | 7304 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Синергетический процесс с социальной точки зрения

Говоря о развитии систем в историческом плане, мы невольно смотрим на них с позиции Господа Бога. Ученые так же, как правило, в качестве исследователей занимают позицию

Всевышнего. И системы и их составляющие — всего лишь объекты рассмотрения. И с этой позиции выражение «системы меняют свои свойства так, чтобы…» имеет право на существование.

Однако не следует забывать, что изменение параметров технических, человеко-машинных или социальных систем — это всегда работа конкретных людей: инженеров, менеджеров, технологов, администраторов, бизнесменов. История социальной системы — это ведь наша с вами жизнь, полная радости и страданий, свершений и трагедий. То, что исследователю или Всевышнему представляется скачком, быстрым переходом на новый уровень, бифуркацией состояния, для конкретных личностей может составлять целый этап жизни (если не всю ее).

Синергетический процесс самоорганизации материи это (с точки зрения Господа) бесконечное чередование этапов «спокойной» адаптации и «революционных» перерождений, выводящих системы на новые ступени совершенства.

Но в тоже время (спускаемся с небес на грешную землю!), синергетический процесс самоорганизации материи это бесконечное чередование этапов «спокойной» инженерной, управленческой, организационной работы, адаптирующей существующие объекты к изменениям среды, и неординарных идей, новаторских решений, изобретений и «революционных» реорганизаций, выводящих системы на совершенно новые ступени совершенства. Именно на этих этапах человек, нашедший неординарное решение, практически реализует бифуркацию состояния конкретной системы.

Что такое «адаптационный этап» с нашей земной точки зрения? С точки зрения, так сказать, элементика, находящегося внутри системы. Просто мы все время занимаемся оптимизацией: инженер «шлифует» конструкцию изделия, управляющий добивается лучшей работы коллектива, бизнесмен — повышения рентабельности фирмы.

Что означает «катастрофный этап»? Это означает, что наступает наш звездный час: инженер изобретает новую конструкцию, управленец проводит коренную реорганизацию, бизнесмен открывает новое дело. Очевидно, что такие решения составляют наиболее эффективную форму человеческой деятельности. Умение, во-первых, в любой ситуации увидеть суть дела, во-вторых, вовремя заметить проблему, то есть не пропустить момент, когда обстоятельства требуют ломки привычных представлений, и, в-третьих, найти одно или несколько красивых решений, отличает людей, добивающихся успеха в любом деле.

Бифуркация состояния социальных и человеко-машинных систем таким образом есть не только объективный факт, но и продукт мыслительной деятельности конкретных личностей.

Итак, история любой системы есть чередование эволюционных этапов, когда специалисты могут применять полученные ими знания, и этапов бифуркационного развития, когда находится человек, способный к неординарному мышлению, новаторству, изобретательству.

И если законы синергетического развития универсальны, то можно предположить, что в основе неординарных творческих способностей гениальных личностей лежат как раз эти законы.

Синергетический процесс с социальной точки зрения

Говоря о развитии систем в историческом плане, мы невольно смотрим на них с позиции Господа Бога. Ученые также, как правило, в качестве исследователей занимают позицию Всевышнего. И системы и их составляющие – всего лишь объекты рассмотрения. Однако не следует забывать, что изменение параметров технических, человеко-машинных, или социальных систем – это всегда работа конкретных людей: инженеров, менеджеров, технологов, администраторов, бизнесменов. История социальной системы – это в то же время жизнь, полная радости и страданий, свершений и трагедий. То, что исследователю или Всевышнему представляется скачком, быстрым переходом на новый уровень, бифуркацией состояния, для конкретных личностей составят целый этап жизни.

Синергетический процесс самоорганизации материи – это бесконечное чередование этапов «спокойной» адаптации и «революционных» перерождений, выводящих системы на новые ступени совершенства. Но в то же время синергетический процесс самоорганизации материи – это бесконечное чередование этапов «спокойной» инженерной, управленческой, организационной работы, адаптирующей существующие объекты к изменениям среды, и неординарных идей, новаторских решений, изобретений и «революционных» реорганизаций, выводящих системы на совершенно новые ступени совершенства. Именно на этих этапах человек, нашедший неординарное решение, практически реализует бифуркацию состояния конкретной системы.

Бифуркация состояния социальных и человекомашинных систем, таким образом, есть не только объективный факт, но и продукт мыслительной деятельности конкретных личностей. История любой системы есть чередование эволюционных этапов, когда специалисты могут применять полученные ими знания, и этапов бифуркационного развития, когда находится человек, способный к неординарному мышлению, новаторству, изобретательству.

И если законы синергетического развития универсальны, то можно предположить, что в основе неординарных творческих способностей гениальных личностей лежат как раз эти законы.

Подходы к анализу систем

Нужно сказать, что изучением систем, состоящих из большого числа частей, взаимодействующих между собой тем или иным способом, занимались и продолжают заниматься многие науки. Одни из них предпочитают подразделять систему на части, чтобы затем, изучая разъятые детали, пытаться строить более или менее правдоподобные гипотезы о структуре или функционировании системы как целого. Другие изучают систему как единое целое, предавая забвению тонко настроенное взаимодействие частей. И тот, и другой подходы обладают своими преимуществами и недостатками.

Синергетика наводит мост через брешь, разделяющую первый, редукционистский, подход от второго, холистического. К тому же в синергетике, своего рода соединительном звене между этими двумя экстремистскими подходами, рассмотрение происходит на промежуточном, мезоскопическом уровне, и макроскопические проявления процессов, происходящих на микроскопическом уровне, возникают «сами собой», вследствие самоорганизации, без руководящей и направляющей «руки», действующей извне системы.

Это обстоятельство имеет настолько существенное значение, что синергетику можно было бы определить как науку о самоорганизации.

Редукционистский подход с его основным акцентом на деталях сопряжен с необходимостью обработки информации о подсистемах, их структуре, функционирования и взаимодействии в объемах зачастую непосильных для наблюдателя, даже вооруженного сверхсовременной вычислительной техникой. Сжатие информации до разумных пределов осуществляется различными способами. Один из них используется в статистической физике и заключается в отказе от излишней детализации описания и в переходе от индивидуальных характеристик отдельных частей к усредненным тем или иным способом характеристикам системы. Импульс, получаемый стенкой сосуда при ударе о нее отдельной частицы газа, заменяется усредненным эффектом от ударов большого числа частиц – давлением. Вместо отдельных составляющих системы статистическая физика рассматривает множества (ансамбли) составляющих, вместо действия, производимого индивидуальной подсистемой, — коллективные эффекты, производимые ансамблем подсистем.

Синергетика подходит к решению проблемы сжатия информации с другой стороны. Вместо большого числа факторов, от которых зависит состояние системы (так называемых компонент вектора состояния), синергетика рассматривает немногочисленные параметры порядка, от которых зависят компоненты вектора состояния системы и которые, в свою очередь, влияют на параметры порядка.

В переходе от компонент вектора состояния к немногочисленным параметрам порядка заключен смысл одного из основополагающих принципов синергетики – так называемого принципа подчинения (компонент вектора состояния параметрам порядка).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

реферат Эволюционно-синергетическая парадигма

Синергетика – наука о сложном. Сущность гуманитарного аспекта синергетики. Синергетический процесс с социальной точки зрения. Подходы к анализу систем. Эволюционная триада и принцип причинности. Диалектика, самоорганизация, хаос и порядок, эволюция.

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Читайте также:  Душа после смерти с точки зрения ислама

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

Рубрика Биология и естествознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 10.01.2011
Размер файла 96,3 K

Подобные документы

Существо и понятие синергетики как нового направления современной научной мысли. Основные проблемы синергетики и отношение к ней других наук. Самоорганизация в синергетике, синергетический процесс с социальной точки зрения, его методологические проблемы.

реферат [33,6 K], добавлен 10.03.2011

Особенность синергетики как науки. Синергетика Ч. Шеррингтона, синергия Улана и синергетический подход И. Забуского. Объекты исследования синергетики. Структура и хаос. Теория диссипативных структур и автоволновых процессов. Поиски универсальной модели.

контрольная работа [31,5 K], добавлен 16.04.2011

Основные свойства эволюционных процессов и их отличие от динамических и статистических процессов и явлений в природе. Современные подходы к анализу сложных самоорганизующихся систем. Особенности синергетики. Экономика с точки зрения синергетики.

курсовая работа [23,1 K], добавлен 01.10.2010

Характеристики самоорганизующихся систем. Открытость. Нелинейность. Диссипативность. Системная модель мира. Самоорганизация и эволюция сложных систем, далеких от равновесия. Основы теории самоорганизации систем. Синергетическая картина мира.

реферат [53,9 K], добавлен 18.11.2007

Синергетика как новое направление междисциплинарных исследований и новое миропонимание. Основные этапы развития синергетики: термины, понятия и категориальный аппарат, уровни самоорганизации материи, концепция развития. Диалектика эволюции живой природы.

курсовая работа [42,6 K], добавлен 09.06.2010

Физика глазами гуманитария: образы физики. Физика необходимого и возможного. Живые системы и человек в биосфере. Принципы синергетики, эволюционная триада и системный подход. Качественные методы в эволюционных задачах, а также самоорганизация в природе.

курс лекций [284,0 K], добавлен 14.01.2009

Исторические этапы и структура процессов эволюции. Суть теории бифуркации в синергетике. Кризис современной цивилизации и пути выхода. Синергетика как составляющая научной картины мира. Идея самоорганизации системы. Эволюционно-синергетическая концепция.

презентация [23,6 M], добавлен 22.11.2011

Воздействие синергетики на современные высокие социальные технологии. Синергетика как междисциплинарное направление научных исследований. Основные понятия синергетики. Синергетический подход в биофизике. Основные принципы синергетики в естествознании.

реферат [18,8 K], добавлен 25.06.2010

Понятия «эволюционизм» и «эволюция». Исторические этапы развития и принципы универсального эволюционизма. Сущность основных понятий синергетики: аттрактор, бифуркация, диссипативность, нелинейность, открытая система, порядок, синергия, флуктуации, хаос.

презентация [195,9 K], добавлен 05.12.2013

Синергетическая парадигма в современном естествознании. Кибернетика: сущность, концептуально-понятийная характеристика, основополагающие концепции. Исходные положения инфодинамики. Самоорганизующиеся системы, их структура, элементы и оценка возможностей.

контрольная работа [30,9 K], добавлен 11.02.2011

Развитие общества с позиций синергетики Текст научной статьи по специальности « Философия»

Аннотация научной статьи по философии, автор научной работы — Цырендоржиева Дари Шойбоновна

Сложности применения синергетики к анализу социальных процессов связаны с уникальной спецификой социальных систем. Основные черты социальной эволюции с позиций синергетики определяются как неравновесность, открытость и нелинейность.

Похожие темы научных работ по философии , автор научной работы — Цырендоржиева Дари Шойбоновна,

DEVELOPMENT of SOCIETY From POSITIONS of SYNERGETICS

Complexities of application of synergetic to the analysis of social processes are connected with unique specificity of social systems. The basic features of social evolution from positions of synergetic are defined as an nonequilibrium, openness and nonlinearity.

Текст научной работы на тему «Развитие общества с позиций синергетики»

УДК 316.42 ББК 60.032.621.2

РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА С ПОЗИЦИЙ СИНЕРГЕТИКИ

Сложности применения синергетики к анализу социальных процессов связаны с уникальной спецификой социальных систем. Основные черты социальной эволюции с позиций синергетики определяются как неравновесность, открытость и нелинейность.

Ключевые слова: система, социальная система, самоорганизация и организация, бифуркация, флуктуация.

D.Sh. Tsyrendorzhieva DEVELOPMENT OF SOCIETY FROM POSITIONS OF SYNERGETICS

Complexities of application of synergetic to the analysis of social processes are connected with unique specificity of social systems. The basic features of social evolution from positions of synergetic are defined as an nonequilibrium, openness and nonlinearity.

Key words: system, social system, self-organizing and the organization, bifurcation, fluctuation.

На рубеже III тысячелетия цивилизованное общество живет в условиях ускоряющихся социальных перемен во всех сферах жизнедеятельности. Противоречивость и многоплановость различных социальных процессов сделали актуальным теоретическое осмысление динамики общественных явлений и направленности происходящих в обществе изменений. Социальная динамика характеризуется возрастающей нелинейностью и, как следствие, неожиданными, непредсказуемыми изменениями и последствиями. Линейная парадигма изучения общественных процессов к концу XX века продемонстрировала свою ограниченность, поэтому возникает необходимость в выработке новых подходов к анализу социума. Синергетический подход открывает принципиально новое видение мира и новое понимание процессов развития. Особенность синергетического подхода состоит в переходе от исследования простых систем к сложным, от закрытых к открытым, от линейности к нелинейности, от рассмотрения равновесия и процессов вблизи равновесия к делокализации и нестабильности, к изучению того, что происходит вдали от равновесия. Синергетику следует рассматривать как методологическую стратегию исследования сложных систем и нелинейной динамики. В 90-е гг. XX в. к синергетике как методологической основе процесса социального познания начинают обращаться ученые-философы. С позиций синергетического подхода рассматриваются социальные явления, вводятся исторические модели, обсуждаются различные модели исторического развития [1]. С первых шагов развития нового направления его основатели задумывались о границах применимости собственных исследований, а также о возможности его применения к социально-философскому знанию. И. Пригожин и Г. Николис отмечали такие трудности применения синергетики к анализу социальных процессов, как неопределенность переменных («качество жизни», например); необходимость учета «. довольно жестко заданного внешнего окружения, с которым рассматриваемая система обменивается веществом, энергией и информацией» [2], наличие у человека «собственных проектов» и «собственных желаний». По этой причине различие меж-

ду желательным и действительным поведением выступает как «. внешнее условие нового типа, определяющее контуры динамики наряду с внешней средой». Таким образом, сложности применения синергетики к анализу социально-исторических процессов связаны с уникальной спецификой шциальных систем, состоящих в том, что их эволюция определяется поведением действующих лиц во взаимодействии с условиями, накладываемыми внешней средой. Это подводит авторов к выводу о высокой степени непредсказуемости будущего, составляющей суть человеческих поступков. Тем не менее И. Пригожин и Г. Николис предприняли попытку анализа с синергетической точки зрения процесса возрастающей урбанизации, общественной организации племен Бирмы и других социальных явлений [3]. В результате проведенного анализа исследователи пришли к выводу, что понятия структурной устойчивости и порядка через временное отклонение от состояния равновесия (флуктуацию) применимы «. в том числе к проблеме эволюции человечества» [4].

Согласно синергетической концепции самоорганизация может осуществляться только в открытых системах. Вторым необходимым условием самоорганизации системы является ее неравновесность. Эти два условия признаются почти всеми учеными, занимающимися проблемами синергетики. На наш взгляд, необходимо выделить три условия для самоорганизации системы: открытость, неравновесность и ее сложность. Система должна состоять из многих «элементарных» объектов, в результате взаимодействия которых возникает их коллективное, упорядоченное движение. Г. Хакен пишет: «Синергетика занимается изучением систем, состоящих из многих подсистем самой различной природы, таких как электроны, атомы, молекулы, клетки, нейроны, механические элементы, фотоны, органы, животные и даже люди»[5]. При исследовании сложных систем акцент делается на внутренние свойства как источник саморазвития. При этом происходит новое отношение к проблеме целого и части. Для философских школ Древней Греции характерно предположение, что часть всегда проще целого, что, изучив каждую из частей, можно понять свойства целого. И ес-

тествознание — вплоть до последних десятилетий -этот подход вполне устраивал. Однако сначала общественные науки, а потом и точные пришли к выводу о необходимости целостного, системного анализа многих объектов. Синергетика, как правило, имеет дело с процессами, где целое обладает свойствами, которых нет ни у одной из частей. Целое в таких системах отражает свойства частей, но и части отражают свойства целого. Здесь нельзя утверждать, что целое сложнее части, оно совсем другое. Для синергетической концепции характерен взгляд, когда мы видим сразу все: и целое, и его части. В нем объединяются холизм и элементаризм, непрерывно переходящие друг в друга. Т акой переход от классической науки к постнеклассической является вполне закономерным, так как в классической парадигме научного знания доминировал детерминистский подход. Классическая наука рассматривает мир, обусловленным жесткими причинно-следственными отношениями. Поэтому в классической парадигме предполагается возможность реконструкции любой прошлой ситуации, а также возможность предсказания будущего с полной определенностью. Можно сказать другими словами, развитие обусловлено непреложными законами: настоящее определяется

прошлым, а будущее — настоящим и прошлым. Случайность считается второстепенным фактором.

Синергетика, по сути дела, интегрирует детерминистический и вероятностный стили научного мышления. В эволюции систем различной природы действуют как детерминистические, так и стохастические тенденции, которые носят исторический характер и зависят от синергетического взаимодействия конкретных факторов. Случайность как фундаментальное свойство системы проявляется благодаря нелинейному влиянию внешней среды, которая вызывает в системе различные флуктуации. Случайность является источником возникновения нового в мире и условием появления относительного порядка и сохранения устойчивости в сложно организованных системах.

Социальная система — это сложная, упорядоченная, самоорганизующаяся целостность множества общественных отношений, носителем которых является индивид и те социальные группы, в которые он включен. Однако, несмотря на отличие социальных систем, в основе их эволюции лежит процесс самоорганизации — такой же, как и в системах неорганической природы. И. Пригожин и И. Стенгерс отмечают, что «. идеи о нестабильности флуктуаций -начинают проникать в социальные науки. Ныне мы знаем, что человеческое общество представляет собой необычайно сложную систему, способную претерпевать огромное число бифуркаций, что подтверждается множеством культур, сложившихся на протяжении сравнительно короткого периода в истории человечества. Мы знаем, что столь сложные системы обладают высокой чувствительностью по отношению к флуктуациям. Это вселяет в нас одновременно и надежду, и тревогу: надежду на то, что даже малые флуктуации могут усиливаться и изменять всю их структуру (это означает, в частности, что индивидуальная активность вовсе не обречена на бессмыслен-

ность); тревогу — потому, что наш мир, по-видимому, навсегда лишился гарантий стабильных, непреходящих законов»[6, 386].

Всякий процесс самоорганизации начинается со случайных воздействий на систему, которые непрестанно флуктуируют. В синергетике флуктуациями считаются отклонения макропараметров от «стандартных» значений, происходящих внутри системы или, другими словами, флуктуации — неустранимые малые случайные колебания. Флуктуации — это основной способ существования диссипативных систем. Наличие флуктуаций — показатель хаоса на микроуровне системы. Когда значения параметров близки к критическим, то достаточно незначительного воздействия на систему, чтобы она перешла из одного стабильного состояния в другое: система либо качественно меняется, либо разрушается. Этот переломный момент есть особая критическая точка, или точка бифуркации (от лат. Ыйдгсш — раздвоенный), точка «разветвления» возможных путей эволюции системы. В этот переломный момент невозможно определить, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие систем: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на более высокий уровень упорядоченности или организации. «В случае неравновесных процессов встречается прямо противоположная ситуация. Флуктуации определяют глобальный исход эволюции системы» [6, 237]. Ситуацию, возникшую после воздействия флуктуации на систему, ученые назвали термином «порядок через флуктуацию». Возможность спонтанного возникновения упорядоченных структур из хаоса — важнейший момент процесса самоорганизации системы.

В условиях эволюционной модели развития системы нарастание хаоса носит отрицательный характер, так как ведет к разрушению внутренних закономерностей и гомеостаза. В синергетике хаос является механизмом самоорганизации системы. Переход от хаоса к определенному порядку происходит в результате согласованного, когерентного взаимодействия элементов системы. Процессы, которые приводят к согласованному, когерентному поведению элементов или компонентов системы, в синергетике называют кооперативными. В результате самоорганизации возникает новый спонтанный порядок в системе. В момент бифуркации возникает разрыв стабильной эволюции общества, и появляются различные альтернативы развития. Синергетика показывает научную ограниченность линейного подхода и открывает принципы нелинейного мышления. Социум предстает как сложная открытая система, имеющая в неравновесном состоянии потенциальное множество путей эволюции. Нелинейность социальной эволюции не означает бесконечную множественность исторических возможностей, а предполагает социальную дилемму. В точке бифуркации возможно появление многих социальных возможностей, но, как правило, остаются две альтернативы, другие выступают как переходные, промежуточные. «Это, в свою очередь, обычно создает иллюзию множественности путей будущего социального развития, но на самом деле промежуточные аттракторы обречены либо на коалицию с первым аттрактором или вторым (как

Читайте также:  Центр контактной коррекции зрения жесткие линзы

правило, наиболее доминантными), либо на беспощадную борьбу с ними. В любом случае промежуточные аттракторы теряют собственную социальную и политическую индивидуальность и абсорбируются победившей структурой-аттрактором, причем здесь не исключается и фатальный вариант («Горе побежденным»)» [7]. Нелинейность в нестабильном обществе означает возможность неожиданных изменений в направлении течения социальных процессов.

Исключительной особенностью социальных систем является то, что в них самоорганизация дополняется организацией, поскольку в обществе действуют люди, одаренные сознанием, ставящие себе определенные цели. Е.М. Николаева пишет: «Нормы права и морали, законы и постановления государства и его органов управления создаются и принимаются для того, чтобы скорректировать и исправить недостатки стихийно протекающих самоорганизующихся процессов»^, 9]. Синергетика демонстрирует способность человека влиять на ход социальных процессов, хотя и в ограниченной степени. С точки зрения синергетики, неустойчивый мир, в котором малые причины порождают большие следствия, непроизволен. И. Пригожин и И. Стенгерс пишут: «если флуктуация становится неуправляемой, это еще не означает, что мы не можем локализовать причины неустойчивости, вызванной усилением флуктуаций»[8, 269270]. По мнению А.П. Назаретяна, синергетика превращает человека в центральное звено научной картины мира. Он пишет: «В рамках классического и неклассического. естествознания присутствие человека в мире виделось досадным недоразумением. Напротив, в неоклассической науке, проникнутой идеей самоорганизации, картезианский тезис «Я существую» принимается за эмпирически наиболее достоверный и исходный для построения универсальной теории; отсюда любая масштабная естественнонаучная модель, игнорирующая факт существования человека, трактуется как заведомо недостоверная» [9]. Прогресс и развитие социальных систем в существенной степени зависят от соотношения самоорганизации и организации, а также от того, насколько организация соответствует внутренней природе систем, объективным потребностям их развития. История демонстрирует нам примеры, когда самоорганизация социальных систем подавлялась организацией. Если насилие и давление выступают открыто, тогда ни о каком единстве самоорганизации и организации, а, следовательно, прогрессе социальных систем говорить не приходится. Например, политика сплошной коллективизации или политика Н. С. Хрущева о посадке кукурузы на всей территории России. Решения были приняты без учета реальных условий и возможностей деревни.

Концепция управления должна учитывать альтернативность эволюции и особенности поведения в критической области значений параметров системы, налагающие существенные ограничения на внешние управляющие воздействия. При этом следует учитывать, что не существует таких внешних воздействий, которые могли бы реализовать способ поведения, отсутствующий в потенциальной структуре системы. Более того, даже если внешнее воздействие в крити-

ческой области значений параметров осуществляется, то результат воздействия нельзя предопределить в силу объективной неопределенности будущего. Важность полученного результата может оказаться непропорциональной приложенным усилиям. Значительные усилия могут привести к незначительному результату, а незначительные по величине усилия могут дать существенный результат. Для того, чтобы полученный результат не был «чисто случайным», в управлении должен быть специальный механизм для передачи внешних воздействий на уровень индивидуального поведения субъектов (индивидов). Если при этом возникает кооперативный эффект, делающий организованным поведение миллионов людей, то результат предпринятых действий однозначен, в противном случае он формируется неустранимыми малыми флуктуациями среды.

Самым важным условием самоорганизации любых социальных систем является постепенный, эволюционный процесс формирования спонтанного порядка и новой структуры в ходе многовекового процесса проб и ошибок. Постепенный, эволюционный процесс способствовал внедрению таких отношений, норм поведения, обычаев и традиций, которые наилучшим образом соответствовали изменившимся условиям существования людей. Приобретаемый таким образом социально-исторический опыт закреплялся в традициях и путем подражания и обучения передавался от поколения к поколению. Именно на основе этого опыта и традиций постепенно возникли мораль, право, язык, наука, искусство и культура в целом.

Таким образом , основополагающими методоло -гическими принципами синергетики являются: не-равновесность, открытость и нелинейность. На их основании синергетика рождает новый образ постне-классического детерминизма, в котором активная роль отводится человеку. Человечество может влиять на будущее, выбирая оптимальный путь развития, но для этого оно должно лучше понять отличие социальной динамики от природной, личностные аспекты социогенеза и механизм его функционирования.

1. Назаретян А.П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги / А.П. Назаретян // Общественные науки и современность. — 1997. — № 2. — С. 91-98; Малинецкий Г.Г. Нелинейная динамика — ключ к теоретической истории? / Г. Г. Мали-нецкий // Общественные науки и современность. — 1996. — № 5. -С. 54; Международный Московский синергетический форум (некоторые итоги и перспективы) // Вопросы философии. — 1996.- № 10, 11 и др.

2. Николис Г. Познание сложного. Введение / Г. Николис, И. Пригожин. — М, 1990. — С. 275-276.

3. Николис Г. Самоорганизация в неравновесных системах / Г. Николис, И. Пригожин. — М.: Мир, 1979.- С. 488-489.

4. Пригожин И.Р. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках / И.Р. Пригожин. — М., 1985.-С.134.

5. Хакен Г. Синергетика: Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах / Г. Хакен. — М., 1985.-С.19.

6. Пригожин И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. — М.: Прогресс, 1986.

7. Ельчанинов М.С. Социальная синергетика и катастрофы России в эпоху модерна / М.С. Ельчанинов. — М.: КомКнига, 2005.- С. 37.

8. Николаева Е.М. Социальная философия и синергетика / Е.М. Николаева. — Набережные челны: Изд-во Камского политехн. ун-та, 2001.

9. Назаретян А.П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги / А.П. Назаретян // Общественные науки и современность. — 1997. — № 2. — С.92.

1. Nazaretjan A.P. Synergetic in humanitarian knowledge: preliminary results / A.P. Nazaretjan // Social studies and the present. -1997. — 2. — P. 91-98; Malinetsky G.G. Nonlinear dynamics — a key to theoretical history? / G.G.Malinetsky // Social studies and the present. — 1996. — 5. — P. 54; International Moscow synergetic forum (some results and prospects) // Questions of philosophy. — 1996.10, 11, etc.

2. Nikolis G. Knowledge of complex. Introduction / G. Nikolis, I. Prigozhin. — M., 1990. — P. 275-276.

3. Nikolis G. Self-organizing in nonequilibrium systems / G. Nikolis, I. Prigozhin. — М.: the World, 1979. — P. 488-489.

4. Prigozhin I.R. From existing to arising. Time and complexity in physical sciences / I.R. Prigozhin.- M., 1985. — P.134.

5. Khaken G. Synergetrics: Hierarchy instabilities in selforganizing systems and devices / G. Khaken.- M., 1985. Q19.

6. Prigozhin I. The order from the chaos: New dialogue of the person with the nature / I. Prigozhin, I. Stengers. — М.: Progress, 1986.

7. Elchaninov M.S. Social synergetic and accidents of Russia during an epoch of a modernist style / M.S. Elchaninov. — М., 2005. — P. 37.

8. Nikolaev E.M. Social philosophy and synergetic / Е.М. Nikolaev. — Naberezhnye Chelny: Publishing house Kamsky polytechnic univ., 2001.

9. Nazaretjan A.P. Synergetic in humanitarian knowledge: preliminary results / A.P.Nazaretjan // Social studies and the present. -1997. — 2. — P.92.

Сведения об авторах

Цырендоржиева Дари Шойбоновна — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, dari48@mail.ru.

Data on authors

Tsyrendorzhieva Dari Shoybonovna — doktor of phylosophical science, professor, the head of Phylosophy departament of BSU, Ulan-Ude, dari48@mail.ru.

УДК 130.2 ББК Ю 6

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НОВОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ И «МОЛОДОЙ» РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦЕННОСТНОЙ ЭКСПАНСИИ ДОМИНИРУЮЩИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ МИРА

Данная статья посвящена проблеме формирования российской ценностной стратегии глобализации молодой России, способной служить контрбалансом альтернативным цивилизационным стратегиям, распространяющим свою ценностную экспансию на Россию и весь мир.

Ключевые слова: ценностные ориентации, интеллигенция, глобализция, цивилизационные стратегии.

THE PROBLEM OF FORMING VALUES OF NEW INTELLIGENTSIA AND «YOUNG» RUSSIA IN CONTEXT GLOBAL VALUE ETPANSE OF DOMINANT WORLD OIVILIZATION

Present article devote to problem of forming global value strategy of young Russia, which shall be able counterbalance to alternative civilization strategy, which spreading value expanse in Russia and in all world.

Key words: values of orientation, intelligency, globalizations, civilizations of strategy.

Старая русская интеллигенция исчезла как социальное явление, но те формы духовности, те формы жизни, которые были связаны с нею, намного пережили ее социальную судьбу и стали наследием нового поколения интеллигенции России. Осмысление этого наследия — один из наиболее важных факторов формирования новой интеллигенции. Этот вектор самосознания российской студенческой молодежи должен быть актуализирован всей мыслящей элитой России. И его актуальность усугубляется тем, что власть в России до сих пор не признала свою культурную миссию, а на российское общество все больше начинает влиять распространяющаяся во всем мире этика «холодного мира» эпохи глобализации. В этом глобальном контексте трагедия ныне живущих россиян, российской интеллигенции, усугубляется тем, что радикальными реформаторами «для них искусственно создается ситуация духовного разрыва связи времен» [4; 23]. Эта искусст-

венно создаваемая и поддерживаемая частью политической, интеллектуальной элиты и СМИ ситуация модернизации без глубокой рефлексии о характере российской цивилизации и роли духовных универсалий российской культуры, отражающая отсутствие самостоятельной российской ценностной стратегии глобализации, способствует успеху доминирующих ныне глобальных цивилизационных стратегий.

Это соперничество «сильных» цивилизаций, все более напоминающее, по сути, конфликт цивилизаций по Хантингтону, как считает югославский социолог Зоран Видоевич, достаточно детально анализируется в аспекте социально-экономическом, геополитическом, экологическом. Но в гораздо меньшей степени, на наш взгляд, этот «конфликт цивилизаций» осознается по линии духовного противоборства и противостояния ценностных миров. Планетарный кризис, активировавший несколько гло-

4.3. Исторический процесс с точки зрения синергетики

Синергетика, разрабатываемая представителем брюссельской школы И. Пригожиным (хотя сам термин «синергетика» предложен Г. Хакеном) и другими учеными, изучает процессы самоорганизации, саморазвития в открытых неравновесных системах. Рассмотрим кратко ее основные положения.

Открытая система всегда находится в состоянии неустойчи­вого равновесия, которое постоянно нарушается как факторами внешней среды, так и факторами, принадлежащими самой системе. Особенностью таких систем является непропорциональность между значимостью фактора и степенью изменений системы: фактор может быть малозаметным, но при этом он может вызвать в системе ради­кальные изменения. Максимально неравновесное состояние системы называется точкой бифуркации. Характерной чертой системы в этой точке является потеря системной памяти, когда разрушаются преж­ние причинно-следственные связи, а новые еще не созданы. Это при­водит к тому, что система становится неуправляемой. В то же время перед ней раскрывается «веер» возможных направлений (или сцена­риев) развития. Какой из них выберет система, предсказать в прин­ципе невозможно, он является случайным. Большую роль в этом вы­боре играет аттрактор, предельное состояние системы. Но система не обязательно достигает этого более высокого состояния, она может перейти и на низший уровень или потерпеть крах. Когда выбор сде­лан, в системе вновь формируются связи и отношения, которые су­ществуют до следующей точки бифуркации. Развитие приобретает, таким образом, нелинейный характер. Это обстоятельство, естест­венно, оказало влияние и на характер предвидения. Прямолинейная экстраполяция данных стала невозможной, будущее теперь рассматривается как совокупность возможностей, а настоящее — как напря­женный выбор одной из них.

Попробуем теперь применить принципы синергетики к обще­ству.К открытым неравновесным саморазвивающимся системам принадлежат:, в частности, общество и чсультура. С точ\я\ зрения этой теории общество предстает как нелинейная система, обладающая ин­тегрирующим системообразующим фактором. Роль этого фактора в разных системах могут играть различные подсистемы, в том числе далеко не всегда экономическая сфера. Развитие общества зависит во многом от реакции социума на вызов «внешней среды» (например, природы) и динамики внутренних процессов, т.е. стабильность в раз­витии общества нарушается активностью самого общества (А.П. Назаретян). В результате взаимодействия внешних и внутрен­них факторов степень неравновесности системы возрастает, что в конечном итоге приводит к ее кризису. В строении системы есть уяз­вимые места — «дырки», где удар возмущающих воздействий дает наибольшие последствия. Поэтому особенности дестабилизации за­висят не столько от воздействия внешних факторов, сколько от уст­ройства самой системы.

Читайте также:  Что является предметом философии с точки зрения фейербаха

В точке бифуркации (таковыми в истории были эпохи Воз­рождения, Реформация, социальные революции и т.д.) происходит, как уже отмечалось, исчезновение прежнего системного качества. Развитие общества не определяется ни законами причинности, ни вероятностью — в момент взрыва эти механизмы полностью отклю­чаются, новые же взаимосвязи еще не сформировались. В этих усло­виях перед обществом возникают разнообразные сценарии развития: от полного краха до перехода на новые системные качества. Выбор будущего реализуется как случайность, проявляющаяся в ходе дея­тельности конкретных людей.

Большую роль в этом выборе играет конкретная историче­ская личность (личности). Причем выбор пути осуществляется ею исходя из индивидуальных предпочтений и установок, идеалов. Они-то и выполняют роль аттрактора. Волевые решения, принятые в уз­ком кругу и весьма слабо связанные с экономической и социальной динамикой, не раз круто меняли судьбы народов. Кроме того, при анализе многих исторических событий оказывается, что общество порой выступает как огромный усилитель отдельных поступков, мыслей, случайных обстоятельств.

В-П. Бранский сформулировал понятие суператтрактора как общечеловеческого идеала. Он является результатом «борьбы идеа­лов», в ходе которой происходит идеализация самих идеалов, т.е. стираются их случайные черты и сохраняются общечеловеческие, инвариантные.

Ученые отмечают, что в ходе развития системы происходит эволюция областей притяжения аттракторов. Это означает, что об­щественные идеалы (религиозные верования, философские системы, научные теории) в ряде случаев со временем могут измениться. Если иметь в виду ближайшую перспективу, то это кажется несуществен­ным, но с точки зрения долговременной перспективы оказывается, что у общества изменились цели развития, а значит и будущее. Но каковы бы ни были идеалы, они предохраняют общество от распада, что придает культуре в целом антиэнтропийную функцию.

Картина усугубляется также тем, что доминирующим эле­ментом может стать при этом любой элемент этой или другой систе­мы. Таким образом, роль случайности, свободы в точке бифуркации не просто велика, она фундаментальна. Все эти обстоятельства при­водят к тому, что развитие каждого конкретного общества приобре­тает непредсказуемый, индивидуальный и неповторимый характер.

Это, в свою очередь, привело к совершенно новому понима­нию исторической закономерности: признавая множественность пу­тей развития различных социумов, прокладывающих индивидуаль­ные маршруты через точки бифуркации, синергетика понимает под общеисторической закономерностью не единый путь исторического развития, а единые принципы функционирования разнообразных ис­торических процессов.

Таким образом, синергетика позволяет преодолеть ограни­ченность классических подходов в истории. Она сочетает идею эво­люционизма с идеей многовариантности исторического процесса. Конечно, эта проблема требует более детального рассмотрения.

Так, социальная синергетика по-новому решает вопрос о со­циальном прогрессе: само понятие прогресса не отрицается, но ут­верждается, что объективного критерия прогресса не существует, что прогресс связан со степенью реализации общественного идеала. А так как этот идеал включает в себя экономический, политический, этический, эстетический и другие аспекты, то ни один из этих при­знаков, взятый в отдельности, критерием прогресса считать нельзя, таковым может быть только полная гармония всех сторон социального идеала. Отсюда вытекает и ответ на вопрос, есть ли у истории конец? Этот ответ тоже не является однозначным: с одной стороны, у истории есть предел (абсолютный идеал — суператтрактор), с другой стороны, — движение к этому пределу бесконечно. Таким образом, в социальной синергетике возрождается идея глобального прогресса, но он приобретает нелинейный и асимптотический характер, являя собой синтез порядка и свободы «золотую середину» между ними. В политической сфере это может быть середина между тоталитаризмом и анархизмом, в гносеологии — между догматизмом и скептицизмом, в системе ценностей-между утопизмом и прагматизмом.

При этом «синергётически» мыслящие историк, политолог или экономист уже не могут сравнивать только предыдущее и после­дующее состояние: они обязаны сравнить реальный ход событий с вероятным ходом событий в альтернативных вариантах.

Следует отметить, что идеи синергетики применительно к социальному познанию, хотя и получили широкое распространение, еще не стали общепринятыми. Против применения синергетики к анализу социальных явлений выступил К.Х. Момджян, утверждая, что никакая синергетика не может объяснить специфические меха­низмы регуляции, отсутствующие в физической среде, а именно -систему потребностей существования, а также информационные ме­ханизмы поведения, позволяющие носителям активности избира­тельно относиться к среде, обеспечивать свое существование в ней:

Но несмотря на различное отношение философов к синерге­тике, данное направление в науке существует, так же как существуют формационный и цивилизационный подходы к познанию общества. В связи с этим возникает закономерный вопрос, как соотносятся формационный, цивилизационный и синергетический подходы? Ко­нечно, мнения на этот счет высказываются противоречивые. Некото­рые ученые (Ю.В. Павленко, С. Гомаюнов, И.Я. Левяш) полагают, что формационный и цивилизационный подходы взаимно дополняют друг друга. И.Н. Ионов же решает проблему сосуществования раз­личных подходов к истории не как самостоятельную, а вводит ее в общенаучный контекст, связывая с этапами развития науки. Так, формационный подход соответствует классическому этапу, цивили­зационный — неклассическому, синергетический — постнеклассическому (постмодернистскому). Естественно поэтому, что и способы решения проблем социальной философии в них абсолютно различны. Рассмотрим кратко эти этапы.

Классическая наука, созданная в XVII в. Г, Галилеем и Ф. Бэконом, изучала простые объекты л основывалась на принципах линейного,, жесткого детерминизма, согласно которому из известных начальных условий можно однозначно вывести последующие со­стояния. Она стремилась к абсолютной истине, не зависящей от лич­ности ученого.

Неклассическая наука рубежа XIX и XX вв. изучала сложные объекты, основываясь на принципах вероятностною детерминизма. Она ориентировалась на познание относительной истины об отдель­ных объектах, которая допускала различные описания одной и той же реальности в зависимости от применяемых средств и операций познавательной деятельности.

В настоящее время формируется постнеклассическая наука, которая ставит в центр исследования уникальные объекты — откры­тые неравновесные саморазвивающиеся системы, в рамках которых ограничена возможность постановки опыта и повторяемость процес­сов (цивилизация, биосфера, метагалактика). Особое место среди та­ких объектов занимают системы, где элементом является сам чело­век. Познание таких систем предполагает изучение ценностных ори­ентации самого познающего субъекта.

Нетрудно заметить, что теория общественно-экономических формаций вполне согласуется с жестким детерминизмом, характер­ным для классического этапа развития науки; теория локальных культур — с вероятностным типом детерминации, постулируемой в неклассической науке. Неклассическая версия теории истории дос­тигла пика в структурализме (Башляр, Фуко). История стала описы­ваться как безличностно функционирующая структура, а субъект включался в теорию лишь как фактор, искажающий полученное зна­ние. История уже не рассматривалась как единая. Такой отказ от идеала мировой цивилизации очень опасен, особенно в условиях глобальных кризисов.

В постнеклассический период ведущей становится теория си­нергетики, которая активно внедряется и в историческую науку. Его особенностью является активная роль субъекта в познании, учет- его ценностных ориентации. Не случайно именно в это время приобрели большую популярность феноменологический подход Гуссерля, гер­меневтический метод Дильтея, которые позволяют рассматривать весь ход истории как закономерный, необходимый, но одновременно и как личностный, а историческую задачу — как задачу собственно человека, личности. В то же время эти подходы позволяют не догма­тизировать субъективные ценности и цели, так как целью при этом выступает достижение общезначимых идеалов, т.е. интеграция куль­туры, создание универсальной системы ценностей и знаний, являю­щейся основой культурного диалога в рамках всего человечества, т.е. мировой цивилизации. В свете изложенного принципиально новое решение получает и проблема смысла истории. Современный этап развития социально­го знания отличается от предыдущих тем, что теперь проблема даже ставится иначе: если раньше историк раскрывал смысл истории (ми­ровой истории или в рамках локальной культуры), который содер­жится в ней объективно, то теперь он придает истории смысл сам. Историки, принадлежащие разным эпохам, рассматривая один и тот же процесс, по-разному расставляют в нем акценты: для историка классического периода важен только факт выбора исторического пу­ти. Хотя выбор исторической альтернативы в точке бифуркации про­исходит стихийно, факт выбора, став исторической реальностью, требует от историка, чтобы прошлое ретроспективно оценивалось исходя именно из этого факта. В итоге вместо реальной картины не­предсказуемого развития неравновесной социальной системы мы получаем картину детерминированного линейного развития, кото­рую привыкли называть историей. Непредсказуемость заменяется закономерностью. Выбор кажется фиктивным, поскольку «объектив­но» он был «предопределен» всем причинно-следственным движени­ем предшествующих событий. Историк фатализирует исторический процесс и сам конструирует преемственную линию, с наибольшей надежностью ведущую к этому заключительному пункту.

Неклассическая наука делает акцент на случайности выбора, что позволяет ей устранить из исторической теорий представление об исторической закономерности, линейном развитии и даже о при­чинности в истории. Постнеклассическая наука делает объектом сво­его внимания «веер возможностей» и аттрактор, благодаря которому и происходит выбор одной из них: Это приводит не только к форми­рованию образа будущего, но и к переосмыслению образа прошлого.

На этом фоне’ появились концепции, которые свидетельству­ют о том, что поиски объективности в истории сменились абсолют­ной апологией субъективности. Так, Т. Лессинг утверждал, что исто­рику только кажется, что он. воспроизводит то, что было. На самом же деле он заполняет промежутки между датами (а это единственное, что можно считать достоверным) содержанием, которое принадле­жит не прошлому, а современности, причем рассматривая эту совре­менность через призму собственных интересов, пристрастий, ценно­стей. История, таким образом, представляет собой не последова­тельно изложенную совокупность фактов, а совершенно произволь­ную мысленную модель. Вполне очевидно, что эта точка зрения -крайность, называемая субъективизмом. Но в ней тем не менее на­шли свое отражение тенденции в развитии современного научного познания, которые на самом деле имеют место. Речь идет о том, что изменилось само понимание научного факта. Это уже не объектив­ные «атомы», не заданные извне кирпичики, из которых строится здание исторического знания. Каждый из них — это целая теория, где объективное и субъективное тесно переплетаются, так что их даже не всегда можно отделить друг от друга (В.Б. Власова). Причем это ха­рактерно не только для гуманитарных, но и для точных наук, кото­рые вынуждены считаться со сложной гносеологической природой своих объектов. Ученые считают, что реабилитация момента субъек­тивности в науке не означает, что наука перестала быть таковой; счи­тается, что она просто перешла на качественно новый (постнеклас-сический) уровень своего развития. Переход этот объясняется мно­гими причинами, среди которых изменение задач общественного развития, духовное развитие человечества, собственная логика раз­вития науки и т.д. Каков же выход из этой трудной ситуации?

По-видимому, он заключается в попытке объять необъятное: с одной стороны, учитывать специфику гуманитарного (и историче­ского, в частности) познания, которая заключается в том, что исто­рический факт — не «голый». Он не может не отражать ценностные идеалы, мировоззрение историка, которые проявляются уже на ран­них стадиях исторического познания — на стадии отбора фактов и их компоновки. В связи с этим меняется характер социального позна­ния: это уже не поиски объективного смысла истории и даже не со­всем выявление смысла истории в рамках разных культур. Прежде всего — это попытка придать истории понятный нам смысл.

Следует учесть и такое обстоятельство, как незавершенность истории. Об этом хорошо написал К. Ясперс: «При таком понимании даже прошлое не завершено: оно продолжает жить, его решения не полностью, а лишь относительно окончательны, они могут быть пере­смотрены. То, что было, может быть истолковано по-новому. То, что казалось решенным, вновь становится вопросом. То, что было, еще

откроет, что оно есть. Оно не лежит перед нами как останки былого. В прошлом заключено больше, чем было извлечено до сих пор объектив­но и рационально. Мыслящий человек еще сам находится в развитии, которое и есть история, он незавершен и поэтому, — обладая ограничен­ным полем зрения, стоя на холме, а не на высоте, откуда открывается широкий горизонт, — видит, в каком направлении могут идти возмож­ные пути, но не знает, что является истоками и целью целого. Поэтому историю можно рассматривать как сферу опыта, поэтому единство то­нет в бесконечности возможного. Нам остается только вопрошать».

Итак, вкратце рассмотрены основные подходы к решению проблем общественного развития. Чтобы различия между ними ста­ли более рельефными, приведем таблицу (табл. 4.1).

Решение проблем социального развития на различных этапах развития науки

Источники:
  • http://studopedia.ru/10_131239_sinergeticheskiy-protsess-s-sotsialnoy-tochki-zreniya.html
  • http://studbooks.net/856423/prochie_distsipliny/sinergeticheskiy_protsess_sotsialnoy_tochki_zreniya
  • http://cyberpedia.su/16x11166.html
  • http://knowledge.allbest.ru/biology/d-3c0a65635a2ad78b5c53a89521306d27.html
  • http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-obschestva-s-pozitsiy-sinergetiki
  • http://studfiles.net/preview/1001889/page:8/