Меню Рубрики

С точки зрения материализма законы диалектики имеют

Тест по философии, по теме «Диалектика бытия». Тестирование подходит для студентов различных специальностей. Правильные ответы выделены символом «+».

Единство качества и количества есть…

С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики…

-: отражают саморазвитие абсолютного духа

+: имеют универсальный характер

-: есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности

-: реализуются только в живой природе

Относительно связи движения и развития верным является суждение, что…

+: «не всякое движение является развитием»

-: «не всегда развитие есть движение»

-: «движение тождественно развитию»

-: «движение и развитие не связаны друг с другом»

Элементы диалектики встречаются в метафизическом подходе, который называется…

Логико-гносеологическая модель диалектики была разработана…

+: немецкой классической философией

Согласно диалектике, источником развития выступает…

-: стремление к установлению равновесия

-: любое изменение объекта

-: внешнее воздействие на объект

+: разрешение внутренних противоречий

Понимание диалектики как искусства ведения спора связано с именем…

Метод философского мышления, объясняющий мир в его единстве, противоречивости и динамике, называют…

Принцип детерминизма свидетельствует о том, что…

-: любое явление самопроизвольно

-: в иррациональном мире нет ни причин, ни следствий

+: причина всегда предшествует следствию

-: следствие может опережать причину

Качество предмета, с точки зрения диалектики, есть…

-: то, что можно измерить

-: внешние признаки предмета

-: то, что никогда не изменяется в предмете

+: система необходимых свойств предмета

С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики…

-: отражают саморазвитие абсолютного духа

+: имеют универсальный характер

-: есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности

-: реализуются только в живой природе

С точки зрения философии, развитие …

-: характерно только для материальных систем

-: характерно только для социума

-: наблюдается только в живых системах

+: присуще природе, обществу и сознанию

Одним из основных отличий развития от движения заключается в…

К диалектике не имеет отношения принцип…

Info Stadiya — информационная поддержка студентов. Большая коллекция справочных материалов для студентов всех направлений и специальностей. Наш сайт, поможет тебе сдать экзамены на отлично! Если вы сочли информацию на сайте полезной, обязательно поделитесь ей в социальных сетях или у себя на сайте, таким способом, вы поможете другим получить знания. © 2017

S: Единство качества и количества есть.

S: С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики.

-: отражают саморазвитие абсолютного духа

+: имеют универсальный характер

-: есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности

-: реализуются только в живой природе

S: Относительно связи движения и развития верным является суждение, что…

+: «не всякое движение является развитием»

-: «не всегда развитие есть движение»

-: «движение тождественно развитию»

-: «движение и развитие не связаны друг с другом»

S: Элементы диалектики встречаются в метафизическом подходе, который называется…

S: Логико-гносеологическая модель диалектики была разработана.

+: немецкой классической философией

S: Согласно диалектике, источником развития выступает.

-: стремление к установлению равновесия

-: любое изменение объекта

-: внешнее воздействие на объект

+: разрешение внутренних противоречий

S: Понимание диалектики как искусства ведения спора связано с именем.

S: Метод философского мышления, объясняющий мир в его единстве, противоречивости и динамике, называют.

S: Принцип детерминизма свидетельствует о том, что…

-: любое явление самопроизвольно

-: в иррациональном мире нет ни причин, ни следствий

+: причина всегда предшествует следствию

-: следствие может опережать причину

S: Качество предмета, с точки зрения диалектики, есть.

-: то, что можно измерить

-: внешние признаки предмета

-: то, что никогда не изменяется в предмете

+: система необходимых свойств предмета

S: С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики.

-: отражают саморазвитие абсолютного духа

+: имеют универсальный характер

-: есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности

-: реализуются только в живой природе

S: С точки зрения философии, развитие …

-: характерно только для материальных систем

-: характерно только для социума

-: наблюдается только в живых системах

+: присуще природе, обществу и сознанию

S: Одним из основных отличий развития от движения заключается в.

S: К диалектике не имеет отношения принцип…

V1: Сознание и познание

S: Чувственной формой познания является.

S: По мнению представителей ____________, «знания о вещах изменчивы и текучи, и поэтому о всякой вещи можно сказать двояко и противоположным образом».

S: «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах», – утверждают представители…

S: К формам рационального познания не относится

С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики

отражают саморазвитие абсолютного духа

есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности

имеют универсальный характер +

реализуются только в общественной жизни

15. Категория диалектики, обозначающая сходное, отвлеченное от единичных и особенных явлений свойство, признак, носит название…

16. Категория диалектики, обозначающая любой объект, который уже существует в качестве реализации некоторой возможности, носит название…

17. Категория диалектики, обозначающая необходимое условие или основу возникновения некоторого процесса, события, носит название…

18. Категория диалектики, обозначающая то, что должно обязательно произойти в данных условиях, носит название…

19. Внутреннее содержание предмета в единстве всех его свойств и отношений, определяющее его отличие от других предметов характеризует категория…

20. Внешнюю определенность бытия характеризует категория…

21. Закон диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания, носит название…

единство и борьбы противоположностей +

переход количественных изменений в качественные

сохранения и превращения энергии

22. Философское направление, развившее диалектику Гегеля как учение о взаимосвязи и развитии, носит название…

23. Закон диалектики, раскрывающий направленность развития развития объективного мира и познания, носит название…

единство и борьбы противоположностей

переход количественных изменений в качественные

сохранения и превращения энергии

24. Закон диалектики, раскрывающий сущность механизма развития, носит название…

единство и борьбы противоположностей

переход количественных изменений в качественные +

сохранения и превращения энергии

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Диалектический материализм

Диалектический материализм (диамат) — философское учение, утверждающее (гносеологическую) первичность материи и постулирующее три основных закона её движения и развития:

  • Закон единства и борьбы противоположностей
  • Закон перехода количественных изменений в качественные
  • Закон отрицания отрицания

Начало диамата как систематического учения — в трудах Маркса, Энгельса и Ленина. Однако формирование данного философского направления нельзя считать законченным.

Центральная идея диалектического материализма — взаимопроникновение и взаимопорождение противоположностей — заметно перекликается с древнекитайской философской концепцией инь и ян. Некоторые китайские философы по сути дела придерживались основных положений диамата. Не удивительно, что современный Китай с лёгкостью воспринял философию диамата как фундамент коммунистической идеологии.

Ряд положений диалектического материализма был сформулирован Гегелем и воспринят Марксом вследствие юношеского увлечения гегельянством. Так, Гегелем (и отчасти Шеллингом) был сформулирован принцип единства и борьбы противоположностей, получивший развитие в философских учениях 20-х годов XIX века (В. Кузен и его «взаимодействие противоположностей»). Основной заслугой Маркса стала систематизация уже имевшихся в историко-философской практике правил и придание им формы целостного учения.

Статья из «Философского словаря», изданного в СССР

Диалектический материализм — философское направление, изучающее наиболее общие закономерности и сущность бытия, отношение человека к миру и исторические изменения этого отношения в процессе предметно-практической и духовно-теоретической деятельности. Диалектический материализм создан в 19 веке Марксом и Энгельсом и развит в новых исторических условиях Лениным, другими философами-марксистами. Теоретическими источниками диалектического материализма явились прежде всего критически переработанные идеалистическая диалектика Гегеля и философский материализм Фейербаха. Марксистская философия является прямым продолжением лучших, наиболее прогрессивных учений прошлого. Диалектический материализм вбирает в себя наиболее значительные достижения современной мировой философской мысли, стремясь связать их с передовой культурой и духовными поисками нашей эпохи.

Основными системообразующими принципами диалектического материализма являются:

    принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включающей в себя все проявления, все формы действительности от объективной действительности (материя) до субъективной действительности (мышление);

принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание; («Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.» — К. Маркс, «К критике политической экономии»)

принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем и что мерой его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно-производственная практика;

принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном, диалектическом развитии, источник которого — возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов;

принцип преобразования мира, согласно которому историческая цель развития общества состоит в достижении свободы, обеспечивающей всестороннее гармоническое развитие каждой личности, в раскрытии всех ее творческих способностей на основе коренного преобразования общества и достижения социальной справедливости и равноправия членов общества;

  • принцип партийности философии, устанавливающий наличие сложной объективной связи между философскими концепциями и мировоззрением человека, с одной стороны, и социальной структурой общества — с другой.
  • Не сводя все развитие философии исключительно лишь к борьбе идеализма и материализма, данный принцип требует чёткого определения философской позиции и глубокого понимания познавательного, методологического и социального смысла каждого философского учения, школы или направления.

    Диалектический материализм стремится к творческому соединению в едином целостном учении всех достижений философского материализма и диалектики как метода познания и преобразования действительности. Он отличается от всех предшествующих форм материализма тем, что распространяет принципы философского материализма на понимание развития и функционирования общества. Тем самым материализм впервые достраивается доверху, охватывая не только отношения природы и мышления, но и все формы общественной деятельности, материальное и духовное производство. Поэтому диалектический материализм и исторический материализм представляют собой единое философское учение.

    Диалектический материализм выполняет ряд важных функций.

    Его мировоззренческая функция состоит в теоретическом обосновании и синтезе на основе достижений современной науки единой картины мира, в обосновании научного материалистического мировоззрения, дающего ответ на вопрос о месте человека в мире, его сущности, цели и смысле жизни, перспективах развития человечества и взаимоотношениях его с природной средой.

    Другая его функция — методологическая. На основе целостного миропонимания диалектический материализм разрабатывает и обосновывает систему норм, стандартов и правил познавательной и предметно-практической деятельности в современных условиях в целях наиболее эффективного и адекватного познания мира.

    Диалектический материализм играет важную методологическую и мировоззренческую роль в интеграции современных научных знаний в условиях научно-технической революции и информатизации общества.

    В период коренной перестройки, радикальной экономической и политической реформы философия марксизма выступает как теоретическое обоснование нового политического мышления. Вместе с тем обновление общества и идеология требуют обновления самой философии, отказа от догматических формулировок и жёстких ограничений философских исследований, сложившихся в эпоху культа личности и застоя.

    Читайте также:  Знание и познание с научной точки зрения

    Современные тенденции

    Дальнейшее творческое развитие диалектического и исторического материализма как единой системы философских взглядов возможно лишь в процессе творческого и критического анализа актуальных проблем, выдвигаемых самой жизнью. В сложном современном мире в условиях усиливающегося плюрализма мнений в сфере философской мысли существуют и функционируют различные концепции, школы и направления. Их многообразие отражает реальную сложность мира, разнообразие ценностей и проблем, стоящих перед человечеством.

    Важнейшей задачей диалектического материализма в этих условиях является разработка методологических основ, достижение консенсуса, то есть взаимопонимания и согласия относительно общечеловеческих, глобальных целей, сущности бытия и способов сохранения человечества, культуры и цивилизации как высших достижений мирового развития. Активно участвуя в процессе идеологического обновления, диалектический материализм стремится очиститься от груза ошибок и односторонности, получивших широкое распространение в годы культа личности Сталина, экономического, социального и духовного застоя в нашей стране. В сфере борьбы идей вместо огульного отрицания и бескомпромиссного нигилизма по отношению к немарксистским концепциям он стремится разрабатывать и углублять научную аргументацию в пользу теоретического обновления, ориентированного на гуманизм, демократию, достижение социальной справедливости и постижение глубинных сущностных проблем человеческого бытия.

      Самый доступный в чтении учебник, даже скорее просто книга по этой философии — Ракитов «Марксистко-ленинская философия»

    Лорен Грэхэм«Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе» — книга о взаимодействии советской науки с преобладавшим в то время философским течением — диалектическим материализмом

    Три закона

    а. Первый закон касается отношений. Это закон единства и борьбы противоположностей.

    Этот закон представлен вторым в работах Энгельса, но мы оставим его первым, т. к. он более значим. Марксисты обычно описывают единство и борьбу противоположностей, как наиболее важный из трёх законов. Согласно утверждению Ленина — это «ядро» диалектики.

    Согласно этому закону все существующее состоит из двух частей, которые в сущности противоречивы друг другу. В марксистской диалектике сотрудничество есть нечто преходящее; противоречие — фундаментально. Все существующее во Вселенной формируется посредством временного союза в основе своей противоположных и противоречивых элементов. «Противоречие, конфликт противоположностей — это главный источник развития материи и сознания».[1]

    б. Второй закон описывает процесс развития. Это переход количества в качество и наоборот. Этот закон утверждает, что всякий тип изменений во вселенной — всякий процесс развития — в первую очередь это изменения в количестве. В определенный момент эти изменения в количестве сами собой переходят в изменения в качестве. Как утверждается — эти изменения обычно резки.

    Настольная книга по марксистской философии описывает его так: «Как только достигнута определенная граница, несущественные количественные изменения неизбежно приводят к радикальным качественным преобразованиям: количество переходит в качество».[2]

    «Количественные изменения относительно медленны и продолжительны, в то время как качественные изменения непродолжительны».[3]

    с. Третий закон отрицания отрицания. Согласно этому закону, всё существующее сначала существует как утверждение, потом отрицается (производит своё собственное отрицание), а затем отрицание отрицается снова. Это рождает утверждение, многократно приумноженное, на более высоком уровне развития.[4]

    «Понятие „отрицания“ было введено в философию Гегелем, но он вкладывал в него идеалистическое значение… Маркс и Энгельс заимствовали это понятие, но интерпретировали его в материалистическом смысле».[5]

    Принципы, категории и законы диалектики.

    Основными принципами диалектики являются 1.принцип обособления 2.принцип становления и развития 3.принцип всеобщей связи 4.принцип изоляции.

    Ядром детерминизма признается существование 1.случаности 2.бытия 3.причинности4.вероятности.

    Учение о причинно-следственных связях называется 1.эмпиризмом 2.детерминизмом3.иррационализмом 4.рационализмом

    Принцип ________ утверждает всеобщую обусловленность и причинность явлений 1.детерминизма 2.индетерминизма 3.фатализма 4.телеологизма

    Установите соответствия между типами причинности и типами закономерностей 1.Линейная причинность (динамическая закономерность) 2.Вероятностная причинность (статистическая закономерность) ((общественная закономерность))

    Развитием, с точки зрения диалектики, является 1.циклическое движение 2.любое изменение 3.количественное изменение в структуре объекта 4.необратимое, поступательное изменение предметов материального и духовного мира

    Внутренняя упорядоченность множества взаимосвязанных элементов называется 1.системой 2.организацией 3.суммой 4. структурой (структура – это сама взаимосвязь).

    Представление об объективной, необходимой взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений характеризует…1. детерминизм2.мистицизм 3. индетерминизм 4. синергетику

    Качество предмета, с точки зрения диалектики, есть. 1.система необходимых свойств предмета2.внешние признаки предмета 3.то, что можно измерить 4.то, что никогда не изменяется в предмете

    Единство качества и количества есть. 1. норма 2. время существования 3.граница 4. мера

    Утрата объектом или предметной системой способности к выполнению тех или иных необходимых функций называется. 1. регрессом2.диалектическим отрицанием 3. случайностью 4. синергией

    Установите соответствие между принципами диалектики и их значениями 1.Системность (взаимосвязь явлений) 2.Историзм (процессуальность) 3.Противоречие (взаимоотрицание элементов) ((абсолютизация))

    Установите соответствие между этапами развития системы и их содержанием 1.Становление (соединение элементов) 2.Прогресс (возрастание возможностей) 3.Регресс (возрастание неупорядоченности) ((распадение на элементы))

    Диалектическое отрицание – это а)переход от старого к новому б)полное уничтожение одной из противоположностей в)возвращение к старому г)переход к новому с сохранением элементов старого

    Отрицанием в диалектике является 1.абсолютизация моментов преемственности в процессе развития 2.переход системы из одного состояния в другое, сопровождающийся сохранением некоторых элементов старого состояния 3.хаос и неустойчивость 4.отказ от преемственности в процессе развития.

    С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики. 1.отражают саморазвитие абсолютного духа 2. имеют универсальный характер3. есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности 4. реализуются только в живой природе

    . К законам диалектики по Гегелю не относится 1.закон взаимопроникновения противоположностей 2.единства и борьбы противоположностей (ЭТО ПО МАРКСУ) 3.перехода количества в качество 4.отрицания отрицания.

    К диалектическим законам Г. Гегеля не принадлежитзакон…1.исключенного третьего 2.единства и борьбы противоположностей 3.перехода количественных изменений в качественные 4.отрицания отрицания

    Установите соответствия между категориями развития и законами диалектики 1.источник развития (единство и борьба противоположностей) 2.форма развития (переход количества в качество) 3.модель развития (отрицание отрицания) ((закон перехода от однородности к неоднородности))

    Раздел 6.Гносеология

    Предмет и основные проблемы гносеологии.

    Гносеология — это раздел философии, в котором изучаются вопросы: 1.сущности и смысла истории 2. сущности человека 3. природы познания и его возможностей4. первоосновы всех вещей

    Вся совокупность достоверных сведений о внешнем и внутреннем мире человека, которым располагает общество или отдельный индивид, есть 1.познание 2.представление 3.концепция 4.знание

    Проблема истины – одна из важнейших проблем 1. аксиологии 2.социальной философии 3. теории познания4. онтологии

    Философская позиция, представители которой сомневаются в возможности познания мира, называется 1.наивный реализм 2.прагматизм 3.агностицизм 4.скептицизм.

    По мнению представителей ____________, «знания о вещах изменчивы и текучи, и поэтому о всякой вещи можно сказать двояко и противоположным образом» 1. агностицизма 2. гносеологического оптимизма 3. догматизма

    Скептицизма

    Для агностицизма характерны утверждения 1.научные достижения реализуются на практике 2.существует принципиально непознаваемое 3.отношение между фактом и высказыванием условно 4.между сущностью и явлением нет взаимосвязи 5.сущность и явление диалектически взаимосвязаны.

    Теория ________ отрицает возможность познания сущности предметов и процессов объективной реальности 1. скептицизма 2.агностицизма 3.сенсуализма 4.гносеологического оптимизма

    Сторонников позиции, согласно которой человек познает только явления, но не сущности вещей, называют а)агностиками б)догматиками в)гностиками г)апологетами.

    По мнениию Сторонников _______ все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума а)сенсуализма б)интуитивизма в)солипсизма г)рационализма.

    Философская позиция, которая источник познания видит в разуме а)мистицизм б)эмпиризм в)рационализм г)идеализм

    Установите соответствия между понятиями, отражающими сложность и противоречивость процесса познания и их определениями 1. апория: трудноразрешимая проблема, связанная с противоречиями между данными опыта и их мысленными аналогиями (апории Зенона) 2.антиномия: противоречие между суждениями, каждое из которых считается вв равной степени обоснованным и логически выводимым в рамках некоторой теории (антиномии Канта) 3.парадокс: противоречие, возникающее в теории при соблюдении в ней логической правильности рассуждения (все критяне лгуны, сказал критянин) 4.софизм: логически неправильное суждение, выдаваемое за правильное (рогатый софизм).

    История гносеологии.

    Древнейшей формой постижения реальности человеком является 1.миф 2.искусство 3.философия 4.наука

    Античный философ ____________ связал добродетель со знанием, создав концепцию этического интеллектуализма.1.Сократ 2.Парменид 3.Аристотель 4.Платон

    «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах», – утверждают представители 1. эмпиризма 2. рационализма 3. сенсуализма4. агностицизма

    Объектом познания, с точки зрения диалектического материализма,
    является(-ются) 1.фрагмент объективной или субъективной реальности, на которую направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта 2.«вещь-в-себе» 4.«комплекс ощущений» субъекта познания 4.феномены сознания

    К праксеологическим (практически ориентированным) теориям познания относятся 1.прагматизм 2.эволюционная эпистемология 3.субъективный идеализм 4.диалектический материализм.

    Ведущей гносеологической проблемой в философии Нового времени является пролема 1.соотношения синтетических и аналитических высказываний 2.исторического развития форм познавательной деятельности 3.отношения знания и мнения 4.взаимоотношения субъекта и объекта познавательной деятельности.

    . Установите соответствия между видами знания и основными вопросами философии, выделяемыми И.Кантом Виды: 1.Гносеология 2.Этика 3.Религия. Вопросы: Что я должен делать(2)? На что я могу надеяться(3)? Что я могу знать(1)? Что является основой всего существующего (не входит в философию)?

    Виды познания

    Общими чертами чувственного и рационального познания являются 1.способность к обобщению 2.их социальная обусловленность 3.способность к абстрагированию 4.способность отражать объективные стороны познаваемого объекта.

    К формам рационального познания не относится 1. гипотеза 2. теория 3.умозаключение 4. восприятие

    К формам рационального познания не относится 1.умозаключение 2.восприятие 3.гипотеза 4.теория

    К формам рационального познания не относится 1.ощущение 2.суждение 3.умозаключение 4.понятие

    К общелогическим методам познания не относится а)синтез б)анализ в)аналогия г)наблюдение (эмпирический метод).

    К общелогическим методам познания не относится а)дедукция б)индукция в)абстрагирование г)эксперимент(эмпирический метод).

    Форма организации научного знания, дающее целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта есть а)теория б)гипотеза в)обобщение г)факт.

    Систему приемов, процедур и правил, применяемых в целях получения достоверного знания, называют 1.законом 2.теорией 3.методом исследования 4.парадигмой

    Мысленное объединение частей в единое целое есть 1.синтез 2.корреляция 3.анализ (расчленение) 4.отождествление

    00Метод научного познания, связанный с выявлением сущности исследуемого объекта, подведением его под какой-либо закон, называется 1.объяснением 2.формализацией 3.наблюдением 4.пониманием

    К формам чувственного познания не относится 1.представление 2.ощущение 3.восприятие 4.умозаключение

    Чувственной формой познания является 1.интуиция 2. гипотеза 3. рефлексия 4. восприятие

    К теоретическому познанию относится 1.формализация 2.наблюдение 3.эксперимент 4.измерение

    00В научном познании выделяют два уровня: 1.новаторский и репродуктивный 2.эмпирический и теоретический 3.эклектический и монистический 4.диалектический и метафизический

    00Форма научного знания, содержащая предположение и нуждающаяся в доказательстве, есть 1.гипотеза 2.теория 3.закон 4.принцип

    Объектом гуманитарного знания является а)материальное производство б)духовный мир человека в)медицина и врачевание г)явления природы.

    Читайте также:  Точки зрения историков о правлении ярослава мудрого

    Характерными особенностями интуиции являются 1.неосознанность 2.стандартность мышления 3.неожиданность4.опосредованность достижения решения.

    Оценка информации как истинной без достаточных логических и фактических обоснований называется 1.верой 2.восприятием 3.знанием 4.обманом

    Принятие какого-либо положения без эмпирического или рационального обоснования называется 1.убеждением 2.знанием 3.верой 4.установкой.

    Непосредственное постижение целостности объекта выступает как 1.понимание2.описание 3.объяснение 4.предсказание.

    Существенной чертой понимания является 1.тождественность объяснению 2.иррациональность 3.осмысление, выявление и реконструкция смысла 3.психологизм, не имеющий отношения к процессу познания

    Откровения и медитации характерны для 1.обыденного познания 2.философии 3.религии4.науки.

    Социальной формой познания, сопровождающей человека на протяжении всей его истории, является 1.философия 2.наука 3.искусство 4.игра

    Истина.

    К формам практики как критерия истины не относится 1. научно-экспериментальная деятельность 2. идеология3. общественное производство 4. социально-политическая деятельность

    Даны концепции истины и их определения. Выявите соответствия. 1. Когерентная: непротиворечивость, согласованность с более общей системой знания 2. Корреспондентная: соответствие объективной реальности 3. Прагматистская: истинность через полезность, эффективность, инструмеентаальность.

    Соотнесите имена философов и высказывания по проблеме истины 1.Протагор: любое мнение является истинным, так как о каждой вещи возможны противоположные суждения (относительность истины у софистов) 2.Гегель: все истинное является таковым через идею (идеализм) 3.Ф.Бэкон: для овладения истиной следует прибегнуть к правильному методу работы с опытом (эмпиризм).

    Соотнесите имена философов и критерии истинности 1. Д.Юм: совокупность ощущений субъекта (субъективный идеализм) 2.Р.Декарт: ясность и самоочевидность идей (рационализм) 3.Ф.Бэкон: согласие с опытом понимаемым как планомерно организованный эксперимент (эмпиризм).

    С позиций прагматизма истинным признается такое знание, которое 1.философски обоснованно 2.может успешно применяться на практике 3.опровергается новыми теориями 4.имеет положительные последствия для человеческой жизни 5.подтверждается новыми теориями

    С позиции прагматизма истиной является(-ются) 1.непротиворечивые знания 2.соответствие знание объективной реальности 3.полезность, эффективность знания 4.соглашение по поводу того, что считать истиной

    У сторонников ___________ истиной считается всё, что полезно. 1.прагматизма2. марксизма 3. позитивизма 4. экзистенциализма

    Прагматической трактовки истины придерживались 1.У. Джемс 2.Ч. Пирс 3.К. Ясперс 4.Г.В.Ф. Гегель 5.Аристотель

    . Логические и математические концепции играют главную роль в ____ концепции истины 1.герменевтики 2.когеренции3.прагматизма 4.корреспонденции.

    Представители … считали, что истиной является знание, способствующее творческой самореализации личности и ее духовному росту 1.прагматизма 2.диалектического материализма 3.экзистенциализма 4.теории когерентности

    В современной гносеологии существуют различные концепции истины 1.конвенциональная 2.очевидности 3.классическая (корреспонденская) 4.здравого смысла

    . Ограниченность возможностей познания историческими условиями жизни общества характеризует такое свойство истины, как 1.объективность 2.субъективность 3.абстрактность 4.процессуальность

    К объективным причинам появления заблуждений в науке следует отнести 1.невозможность достигнуть истины 2.несовершенство методов познания 3.многогранность объектов изучения 4.процесс поиска истины, сопряженный с выдвижением предположений и гипотез 5.ошибки отдельных ученых

    Знание, соответствующее историческим условиям, уровню освоения действительности, называется 1.субъективной истиной 2.относительной истиной 3.абсолютной истиной 4.недоказуемым.

    ??К субъективным критериям истины относятся 1.ясность и очевидность 2.огласованность мысли 3.опредмечивание 4.общезначимость 5.опыт 6.полезность.

    Противоположностью истины является 1. ложь 2. заблуждение3. сомнение

    Свойство истины, характеризующее её независимость от познающего субъекта, – 1. объективность2. абстрактность 3. абсолютность 4.субъективность

    В гносеологии понятие «истина» применимо к 1.любому виду знания 2.представлениям о ценностях и идеалах 3.знанию, обусловленному свойствами объекта 4.любому суждению, высказанному субъектом

    С позиции диалектического материализма знанием является 1.любая информация 2.информация, которая обусловлена природой объекта, то есть объективна по содержанию 3.субъективное мнение о чем-либо, уверенность в своей правоте 4.только истинная информация

    Утверждая, что истина есть раскрытие сущностных сил самой материи, её самодвижение, философ встает на позиции 1.объективного идеализма 2.материализма 3.прагматизма 4.субъективного идеализма

    Вопрос об отношении знания к объективной реальности есть вопрос о(об) 1.истине 2.форме познания 3.уровнях познания 4.средствах познания

    Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

    Ответы на тесты по философии: Учение о бытии. Движение и развитие, диалектика

    Просмотр:
    Учение о бытии. Движение и развитие, диалектика

    1. Онтология — это учение:

    а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

    б) о развитии вселенной;

    *в) о бытии как таковом;

    г) о духовной культуре общества и человека;

    д) о сущности человеческой истории.

    2. Кто из древних философов первым сформулировал понятие «бытие»?

    3. Какое из данных философских понятий возникло первым?

    4. Аристотель выдвинул двойственную концепцию понимания бытия:

    *а) пассивную материю и активную форму;

    б) активную материю и пассивную форму;

    в) активное сознание и пассивную форму;

    г) пассивное сознание и активную форму.

    5. Развитие, сопровождающееся появлением более совершенного качества по сравнению с предыдущим:

    6. Объективная связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития:

    7. Детерминизм является учением:

    а) о божественной предопределенности;

    б) о всеобщей познаваемости мира;

    *в) о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной обусловленности явлений;

    г) о непознаваемости мира;

    д) о сотворении мира.

    8. Материалисты утверждают, что:

    а) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;

    б) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;

    *в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;

    г) мир создан Богом из ничего.

    9. Материалисты утверждают, что материя – это:

    а) пассивное начало, преобразующееся под воздействием сознания;

    *б) объективная реальность, данная человеку в ощущениях;

    в) абсолютное Единое;

    г) абстрактное понятие.

    10. Идеалисты утверждают, что:

    *а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;

    б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;

    в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;

    г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;

    д) мир создан Богом из ничего.

    11. Пантеизм — это:

    *а) учение, отрицающее личного Бога и приближающее его к природе, иногда отождествляя их;

    б) учение, утверждающее познаваемость мира;

    в) учение, о духовной культуре общества;

    г) о сущности познания, о путях постижения истины;

    д) о сущности человеческой истории.

    12. Гилозоизм — это:

    а) учение о природе;

    *б) учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи;

    в) учение о бытии как таковом;

    г) учение о мире как таковом;

    д) учение о духовной культуре общества и человека.

    13. Что является первоначалом в материалистических философских концепциях?

    14. Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях?

    15. Необратимое, однонаправленное и закономерное изменение, приводящее к появлению нового качества – это:

    16. Фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, устойчивые и повторяющиеся связи и отношения действительности и познания:

    17. Сущность любых объектов мира проявляется:

    а) в их внутренних качествах;

    б) в их внешних признаках;

    в) в их обособленности;

    *г) во взаимодействии с другими объектами.

    18. Форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем:

    19. Форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах:

    20. К основным трактовкам пространства и времени относят:

    21. К основным трактовкам категории материи относят:

    22. С точки зрения континуальной трактовки, материя есть нечто:

    а) обладающее энергией и массой;

    б) обладающее душой и жизненностью;

    *в) обладающее пространственно-временными характеристиками;

    г) обладающее волей и желанием;

    д) находящееся в движении.

    23. Универсальной формой существования материи является:

    г) определенный набор форм;

    д) ограниченность в пространстве.

    24. Основные виды взаимодействия элементов на уровне неживой природы (укажите все варианты):

    а) психологические и эмоциональные;

    *б) гравитационные и электромагнитные;

    *в) энергетические и информационные;

    г) социальные и институциональные.

    25. Существенная, устойчивая и повторяющаяся взаимосвязь – это:

    26. Неравномерность протекания присуща:

    а) физическому времени;

    б) математическому времени

    в) биологическому времени;

    *г) историческому времени.

    27. Материализм французских просветителей-энциклопедистов был:

    28. Материализм Фейербаха получил название:

    29. Сведение высших форм движения материи к низшим носит название:

    30. Сведение всех форм движения (в том числе биологической и др.) к механической носит название:

    31. Объективный идеализм признает следующее положение:

    а) мир состоит из материальных тел, а каждое тело — из мельчайших частиц;

    б) мир является ареной войны всех против всех;

    в) мир создан богом, и все происходит в нем по воле свыше;

    г) мир есть совокупность переживаний, представлений, стремлений и идеалов конкретного человека;

    *д) мир видимых вещей — это лишь отражение действительного мира совершенных первообразов, существующих вечно и неизменно.

    32. Какой закон диалектики можно образно проиллюстрировать спиралью?

    а) тождества материи и сознания;

    б) перехода количественных изменений в качественные;

    в) сохранения материи;

    *г) отрицания отрицания.

    33. Какой закон диалектики наглядно иллюстрирует таблица химических элементов Д.И. Менделеева?

    а) тождества материи и сознания;

    *б) перехода количественных изменений в качественные;

    в) сохранения материи;

    г) отрицания отрицания.

    34. Основными законами диалектики являются (укажите все правильные варианты):

    *а) закон единства и борьбы противоположностей;

    б) закон неба (Ли);

    *в) закон взаимного перехода качества и количества;

    *г) закон отрицания отрицания;

    д) закон нравственного воздаяния.

    35. Прогресс и регресс – это две формы:

    36. К законам диалектики не относится закон:

    а) единства и борьбы противоположностей;

    *б) тождества материи и сознания;

    в) перехода количества в качество;

    г) отрицания отрицания.

    37. Диалектика — это:

    *а) учение о всеобщих связях и законах развития природы, общества, мышления;

    б) учение, считающее источником и завершающей целью всех изменений в природе Бога;

    в) совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности;

    г) учение о всеобщей причинно-следственной связи;

    д) учение о божественном предопределении.

    38. Дополните парные категории диалектики:

    а) единичное – общее;

    б) причина – следствие

    в) возможное – действительное;

    г) сущность – явление

    д) форма – содержание.

    39. Установите последовательность возникновения трактовок бытия:

    2а) бытие творящее и бытие сотворенное;

    4б) бытие как экзистенция;

    1в) бытие как Единое;

    3г) бытие мира как «часовой механизм».

    40. Установите последовательность возникновения философских категорий:

    1б) первоначало (архэ);

    41. Установите последовательность в историческом развитии материализма:

    2а) механистический материализм;

    1б) стихийный материализм;

    4в) диалектический материализм;

    3г) антропологический материализм.

    42. Установите последовательность в развитии идеализма:

    5а) абсолютный идеализм Гегеля;

    4б) трансцендентальный идеализм Канта;

    1в) объективный идеализм Платона;

    3г) рационализм Декарта;

    2д) схоластический реализм Ансельма Кентерберийского.

    43. Установите последовательность возникновения онтологических трактовок:

    1а) мир идей и мир теней;

    2б) град земной и Град Божий;

    4в) мир как объективная реальность;

    3г) мир как механизм.

    44. Установите последовательность в развитии диалектики:

    4а) диалектический материализм;

    1б) стихийная диалектика (Гераклит);

    2в) идеалистическая категориальная диалектика (Платон);

    3г) абсолютный идеализм (Гегель).

    45. Установите соответствие определения бытия тому или иному философу:

    Читайте также:  Брак с юридической точки зрения это

    2а) бытие есть сущность и существование человека; при этом существование 1) Бл. Августину;

    человека предшествует его сущности; человек есть то, что сам из себя

    делает; при этом он осужден быть свободным;

    1б) Бог и только Он есть истинно существующее; неизменно пребывающее, 2) Ж.-П. Сартру;

    все порождающее, источник всякого бытия;

    3в) быть — это быть воспринимаемым через посредство чувств; ощущение и 3) Дж. Беркли.

    объект восприятия — одно и то же.

    46. Установите соотвествие понимания времени той или иной философской концепции:

    2а) пространство и время – это особые сущности, 1) реляционная;

    существующие сами по себе;

    1б) пространство и время – это особые отношения 2) субстанциональная;

    между объектами и процессами;

    3в) пространство и время – это формы восприятия мира; 3) субъективно-идеалистическая.

    47. Соотнесите данные трактовки бытия с философскими школами:

    2а) В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, 1) элеаты;

    и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою;

    3б) пустота; наличие бесконечного числа неделимых частиц; 2) христианство;

    все они разнообразны по величине и форме; кружась в вихре,

    частицы образуют огонь, воду, воздух и землю; движение

    частиц подчинено необходимости;

    1в) неподвижное, бесконечное, неделимое; постоянно пребывающее; 3) атомисты.

    только сущее; сплошное, наполненное, отсутствие небытия.

    48. Установите соответствие трактовки бытия учению того или иного философа:

    4а) бытие природы, в действительности, — небытие, «иное»; подлинное 1) Гегель;

    бытие не имеет возникновения (начала), оно вечно возникающее;

    постигается с помощью размышления;

    2б) бытие — объективная реальность, независимая от сознания человека; 2) Маркс;

    оно материально, к его различным сферам относятся — неорганическая и

    органическая природа, биосфера, общество и т. д.;

    1в) бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; 3) Беркли;

    инобытие идеи — природа; понятие есть истина бытия;

    3г) бытие вещей состоит в их воспринимаемости. 4) Платон.

    Ответы на тесты по философии: Учение о бытии. Движение и развитие, диалектика

    Просмотр:
    Учение о бытии. Движение и развитие, диалектика

    1. Онтология — это учение:

    а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

    б) о развитии вселенной;

    *в) о бытии как таковом;

    г) о духовной культуре общества и человека;

    д) о сущности человеческой истории.

    2. Кто из древних философов первым сформулировал понятие «бытие»?

    3. Какое из данных философских понятий возникло первым?

    4. Аристотель выдвинул двойственную концепцию понимания бытия:

    *а) пассивную материю и активную форму;

    б) активную материю и пассивную форму;

    в) активное сознание и пассивную форму;

    г) пассивное сознание и активную форму.

    5. Развитие, сопровождающееся появлением более совершенного качества по сравнению с предыдущим:

    6. Объективная связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития:

    7. Детерминизм является учением:

    а) о божественной предопределенности;

    б) о всеобщей познаваемости мира;

    *в) о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной обусловленности явлений;

    г) о непознаваемости мира;

    д) о сотворении мира.

    8. Материалисты утверждают, что:

    а) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;

    б) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;

    *в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;

    г) мир создан Богом из ничего.

    9. Материалисты утверждают, что материя – это:

    а) пассивное начало, преобразующееся под воздействием сознания;

    *б) объективная реальность, данная человеку в ощущениях;

    в) абсолютное Единое;

    г) абстрактное понятие.

    10. Идеалисты утверждают, что:

    *а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;

    б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;

    в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;

    г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;

    д) мир создан Богом из ничего.

    11. Пантеизм — это:

    *а) учение, отрицающее личного Бога и приближающее его к природе, иногда отождествляя их;

    б) учение, утверждающее познаваемость мира;

    в) учение, о духовной культуре общества;

    г) о сущности познания, о путях постижения истины;

    д) о сущности человеческой истории.

    12. Гилозоизм — это:

    а) учение о природе;

    *б) учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи;

    в) учение о бытии как таковом;

    г) учение о мире как таковом;

    д) учение о духовной культуре общества и человека.

    13. Что является первоначалом в материалистических философских концепциях?

    14. Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях?

    15. Необратимое, однонаправленное и закономерное изменение, приводящее к появлению нового качества – это:

    16. Фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, устойчивые и повторяющиеся связи и отношения действительности и познания:

    17. Сущность любых объектов мира проявляется:

    а) в их внутренних качествах;

    б) в их внешних признаках;

    в) в их обособленности;

    *г) во взаимодействии с другими объектами.

    18. Форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем:

    19. Форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах:

    20. К основным трактовкам пространства и времени относят:

    21. К основным трактовкам категории материи относят:

    22. С точки зрения континуальной трактовки, материя есть нечто:

    а) обладающее энергией и массой;

    б) обладающее душой и жизненностью;

    *в) обладающее пространственно-временными характеристиками;

    г) обладающее волей и желанием;

    д) находящееся в движении.

    23. Универсальной формой существования материи является:

    г) определенный набор форм;

    д) ограниченность в пространстве.

    24. Основные виды взаимодействия элементов на уровне неживой природы (укажите все варианты):

    а) психологические и эмоциональные;

    *б) гравитационные и электромагнитные;

    *в) энергетические и информационные;

    г) социальные и институциональные.

    25. Существенная, устойчивая и повторяющаяся взаимосвязь – это:

    26. Неравномерность протекания присуща:

    а) физическому времени;

    б) математическому времени

    в) биологическому времени;

    *г) историческому времени.

    27. Материализм французских просветителей-энциклопедистов был:

    28. Материализм Фейербаха получил название:

    29. Сведение высших форм движения материи к низшим носит название:

    30. Сведение всех форм движения (в том числе биологической и др.) к механической носит название:

    31. Объективный идеализм признает следующее положение:

    а) мир состоит из материальных тел, а каждое тело — из мельчайших частиц;

    б) мир является ареной войны всех против всех;

    в) мир создан богом, и все происходит в нем по воле свыше;

    г) мир есть совокупность переживаний, представлений, стремлений и идеалов конкретного человека;

    *д) мир видимых вещей — это лишь отражение действительного мира совершенных первообразов, существующих вечно и неизменно.

    32. Какой закон диалектики можно образно проиллюстрировать спиралью?

    а) тождества материи и сознания;

    б) перехода количественных изменений в качественные;

    в) сохранения материи;

    *г) отрицания отрицания.

    33. Какой закон диалектики наглядно иллюстрирует таблица химических элементов Д.И. Менделеева?

    а) тождества материи и сознания;

    *б) перехода количественных изменений в качественные;

    в) сохранения материи;

    г) отрицания отрицания.

    34. Основными законами диалектики являются (укажите все правильные варианты):

    *а) закон единства и борьбы противоположностей;

    б) закон неба (Ли);

    *в) закон взаимного перехода качества и количества;

    *г) закон отрицания отрицания;

    д) закон нравственного воздаяния.

    35. Прогресс и регресс – это две формы:

    36. К законам диалектики не относится закон:

    а) единства и борьбы противоположностей;

    *б) тождества материи и сознания;

    в) перехода количества в качество;

    г) отрицания отрицания.

    37. Диалектика — это:

    *а) учение о всеобщих связях и законах развития природы, общества, мышления;

    б) учение, считающее источником и завершающей целью всех изменений в природе Бога;

    в) совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности;

    г) учение о всеобщей причинно-следственной связи;

    д) учение о божественном предопределении.

    38. Дополните парные категории диалектики:

    а) единичное – общее;

    б) причина – следствие

    в) возможное – действительное;

    г) сущность – явление

    д) форма – содержание.

    39. Установите последовательность возникновения трактовок бытия:

    2а) бытие творящее и бытие сотворенное;

    4б) бытие как экзистенция;

    1в) бытие как Единое;

    3г) бытие мира как «часовой механизм».

    40. Установите последовательность возникновения философских категорий:

    1б) первоначало (архэ);

    41. Установите последовательность в историческом развитии материализма:

    2а) механистический материализм;

    1б) стихийный материализм;

    4в) диалектический материализм;

    3г) антропологический материализм.

    42. Установите последовательность в развитии идеализма:

    5а) абсолютный идеализм Гегеля;

    4б) трансцендентальный идеализм Канта;

    1в) объективный идеализм Платона;

    3г) рационализм Декарта;

    2д) схоластический реализм Ансельма Кентерберийского.

    43. Установите последовательность возникновения онтологических трактовок:

    1а) мир идей и мир теней;

    2б) град земной и Град Божий;

    4в) мир как объективная реальность;

    3г) мир как механизм.

    44. Установите последовательность в развитии диалектики:

    4а) диалектический материализм;

    1б) стихийная диалектика (Гераклит);

    2в) идеалистическая категориальная диалектика (Платон);

    3г) абсолютный идеализм (Гегель).

    45. Установите соответствие определения бытия тому или иному философу:

    2а) бытие есть сущность и существование человека; при этом существование 1) Бл. Августину;

    человека предшествует его сущности; человек есть то, что сам из себя

    делает; при этом он осужден быть свободным;

    1б) Бог и только Он есть истинно существующее; неизменно пребывающее, 2) Ж.-П. Сартру;

    все порождающее, источник всякого бытия;

    3в) быть — это быть воспринимаемым через посредство чувств; ощущение и 3) Дж. Беркли.

    объект восприятия — одно и то же.

    46. Установите соотвествие понимания времени той или иной философской концепции:

    2а) пространство и время – это особые сущности, 1) реляционная;

    существующие сами по себе;

    1б) пространство и время – это особые отношения 2) субстанциональная;

    между объектами и процессами;

    3в) пространство и время – это формы восприятия мира; 3) субъективно-идеалистическая.

    47. Соотнесите данные трактовки бытия с философскими школами:

    2а) В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, 1) элеаты;

    и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою;

    3б) пустота; наличие бесконечного числа неделимых частиц; 2) христианство;

    все они разнообразны по величине и форме; кружась в вихре,

    частицы образуют огонь, воду, воздух и землю; движение

    частиц подчинено необходимости;

    1в) неподвижное, бесконечное, неделимое; постоянно пребывающее; 3) атомисты.

    только сущее; сплошное, наполненное, отсутствие небытия.

    48. Установите соответствие трактовки бытия учению того или иного философа:

    4а) бытие природы, в действительности, — небытие, «иное»; подлинное 1) Гегель;

    бытие не имеет возникновения (начала), оно вечно возникающее;

    постигается с помощью размышления;

    2б) бытие — объективная реальность, независимая от сознания человека; 2) Маркс;

    оно материально, к его различным сферам относятся — неорганическая и

    органическая природа, биосфера, общество и т. д.;

    1в) бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; 3) Беркли;

    инобытие идеи — природа; понятие есть истина бытия;

    3г) бытие вещей состоит в их воспринимаемости. 4) Платон.

    Источники:
    • http://studfiles.net/preview/5567270/page:5/
    • http://studopedia.org/9-142719.html
    • http://www.psychologos.ru/articles/view/dialekticheskiy-materializm
    • http://religion.wikireading.ru/51139
    • http://infopedia.su/8xa1f9.html
    • http://www.antigtu.ru/994-otvety-na-testy-po-filosofii-uchenie-o-bytii-dvizhenie-i-razvitie-dialektika.html
    • http://www.antigtu.ru/994-otvety-na-testy-po-filosofii-uchenie-o-bytii-dvizhenie-i-razvitie-dialektika.html