- Теория государства и права в системе наук
- Формы правления и государственного устройства
- Государство и право
Государство — организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.
Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.
Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.
По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.
Признаки гос-ва – это те отличительные черты государства, характеризующие его как специфическую организацию общества. К ним относятся:
1) территория. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории, что влечет за собой административно-территориальное деление государства. Эти территориальные единицы называются в разных странах по-разному: районы, области, края, округа, провинции, дистрикты, муниципии, графства, губернии и т.д. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов — государственной границы, которая отделяет одно государство от другого;
2) население. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству, состав, гражданство, порядок его приобретения и утраты и т.д. Именно «через население» в рамках государства происходит объединение людей, и они выступают в качестве целостного организма — общества;
3) публичная власть. Государство — особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Первичной ячейкой этого аппарата является государственный орган. Наряду с аппаратом власти и управления государство имеет особый аппарат принуждения, состоящий из армии, полиции, жандармерии, разведки, а тж. в виде различных принудительных учреждений (тюрем, лагерей, каторги и т.п.). Через систему своих органов и учреждений государство непосредственно осуществляет руководство обществом, защищает неприкосновенность своих границ. К важнейшим государственным органам, которые в той или иной мере были присущи всем историческим типам и разновидностям государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные. На различных этапах общественного развития органы государства изменяются структурно и решают различные по своему конкретному содержание задачи;
4) суверенитет. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Государственный суверенитет — это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а тж. ее независимость на международной арене при условии ненарушения суверенитета других государств. Независимость и верховенство государственной власти выражаются в следующем:
а) универсальности — только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;
б) прерогативе — возможности отмены и признания недействительным любого незаконного деяния другой общественной власти:
в) наличии специальных средств воздействия (принуждения), которыми не располагает никакая другая общественная организация. При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает верховенство, его право самому решать свою судьбу, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти. Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. Суверенитет может быть формальным, когда он провозглашается юридически и политически, а фактически не осуществляется в силу зависимости от другого государства, диктующего свою волю. Принудительное ограничение суверенитета имеет место, например, по отношению к побежденному в войне со стороны государств-победителей, по решению международного сообщества (ООН). Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности для достижения общих целей, при объединении в федерацию и т.п.;
5) издание правовых норм. Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны в отличие от иных норм общественной жизни (норм морали, обычаев, традиций). Правовые нормы обеспечиваются мерами государственного принуждения с помощью специальных органов (судов, администрации и др.);
6) обязательные сборы с граждан — налоги, подати, займы. Государство устанавливает их для содержания публичной власти. Обязательные сборы используются государством на содержание армии, полиции и других принудительных органов, государственного аппарата, а тж. на другие государственные программы (образование, здравоохранение, культура, спорт и т.п.);
7) государственные символы. Каждое государство имеет официальное название, гимн, герб, флаг, памятные даты, государственные праздники, отличающиеся от таких же атрибутов других государств. Государство устанавливает правила официального поведения, формы обращения людей друг к другу, приветствия и т. п.
9. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
Функции гос-ва — это деятельность гос-ва по решению важнейших задач, стоящих перед ним на определенных исторических этапах развития общества.
Классификация функций государства —выделение основных направлений деятельности государства, которое осуществляется по следующим основаниям:
1) по сфере деятельности государства:
а) внутренние – функции, которые государство осуществляет на своей территории с целью решения внутриполитических задач:
– функция охраны прав и свобод человека и гражданина;
– функция обеспечения правопорядка;
– функция социальной защиты;
б) внешние – функции, которые государство осуществляет за пределами своей территории с целью решения внешнеполитических задач государства:
– функция обороны страны;
– функция поддержания мирового порядка;
– функция сотрудничества с другими государствами и т. п.;
2) по продолжительности осуществления:
а) постоянные – функции, которые государство осуществляет в течение всего развития;
б) временные – функции, которые носят краткосрочный характер и прекращают свое действие с решением определенной задачи;
3) по значимости и степени общности:
а) основные – функции, с помощью которых осуществляются наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по выполнению основных стратегических задач и целей, поставленных перед государством. Объект – общественные отношения, обладающие известным сходством; б) неосновные – функции, которые представляют собой составные части основных функций и направлены на выполнение государством конкретных задач. Объект – общественные отношения, которые возникают в строго определенной области;
4) по сферам общественной жизни, которые являются объектами государственного воздействия:
д) фискальные (финансовый контроль);
5) по функциональному назначению:
В классификации функций государства не следует выделять функции государственных органов, которые представляют собой реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов и их должностных лиц в соответствии с занимаемым ими местом в государственном механизме и политической системе общества.
Отличие функций государства от функций государственных органов – функции государства отражают всю деятельность государства, а не отдельных направлений, их осуществляют весь государственный механизм и входящие в него государственные органы.
Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 850 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
Признаки государства – это те свойства и особенности, которые отличают его от других форм организации общества. Их много и разные авторы классифицируют их по-разному. Мы же будем разделять признаки государства в зависимости от их значения на основные (обязательные) и факультативные (необязательные).
Основные признаки непосредственно характеризуют государство и отсутствие хотя бы одного из них лишает возможности считать общественное образование государством.
Факультативные признаки, как правило, конкретизируют основные, но не являются обязательными и присущи не всем государствам.
Среди основных признаков выделяют:
1) наличие политической публичной власти. Политический характер власти означает распространение власти государства на всё население. В отличие от политической власти, например, власть дисциплинарная распространяется не на всё население, а только на подчинённых лиц того начальника, который этой властью обладает. То есть, власть Президента Украины распространяется на всё её население, а власть Директора колледжа – только на коллектив сотрудников и учащихся. Публичный характер власти означает, что управленческие решения власти доступны для ознакомления всему населению. В отличие, например, от власти военной, при которой большинство приказов и распоряжений командования являются секретными.
2) наличие определённой территории и контроль над ней. Территория является необходимым условием признания государства субъектом международных отношений. Так, например, в начале ХХ века на большей части территории современной Украины была провозглашена Украинская народная республика, которая являлась государством. Однако в начале 20-х годов эта территория была оккупирована другим государством – Союзом советских социалистических республик, в результате чего УНР как государство перестало существовать. С другой стороны, в 1948 году в мире насчитывалось 11 миллионов евреев, но еврейского государство не существовало, потому что эта нация не имела контроля ни над какой частью поверхности планеты Земля. В 1949 году на территории Палестины создано государство Израиль.
3) суверенитет. Суверенитет – это исключительное право осуществлять верховную власть в определённом государстве независимо от кого бы то ни было. Противоположностью суверенитета являются вассалитет и протекторат, то есть разные формы зависимости государства от других государств. Источник и носитель суверенитета имеет название «суверен». В различных типах государств сувереном может быть один человек, например, монарх, диктатор и т.п., может быть группа людей, например, политическая партия, а может быть и весь народ. Суверенитет может быть полным, формальным и частично ограниченным. Полный суверенитет присущ самостоятельным, сильным государствам, например России, США, Великобритании, Франции и др. Формальный суверенитет означает наличие фактической зависимости государства от внешних субъектов при юридическом провозглашении суверенитета. Ограниченным суверенитет становится тогда, когда государство принудительно или добровольно отказывается от части своих полномочий. Добровольно это происходит
тогда, когда государство вступает в международные международные организации или образует федерацию с другими государствами. Так, например США, Мексика, Австралия и некоторые другие государства образованы в результате добровольного ограничения суверенитета их составных частей, которые сами по себе являются государственными образованиями. Федеративное устройство имел и Союз советских социалистических республик. Принудительное же ограничение суверенитета вводится в отношении побеждённых государств. Так, например, после ІІ мировой войны был принудительно ограничен суверенитет Японии.
4) верховенство власти. Верховенство государственной власти означает существование только лишь одной власти в государстве и наличие у неё возможности отменять решения любой другой социальной власти. Например, в Украине существует только одна политическая власть, которая разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Будучи триедина, эта власть является верховной, потому что имеет возможность отменять решения субъектов любой другой власти, например, религиозной, дисциплинарной, экономической.
5) наличие возможности самостоятельно разрабатывать общеобязательные правила поведения, то есть правовые нормы. Возможность правотворчества является неотъемлемым признаком государства, вытекающим из его основной функции и составляющая основной способ деятельности государства. То есть, государство выполняет свои функции преимущественно путём установления общеобязательных правил поведения.
6) наличие системы органов и организаций, создаваемых государством для выполнения своих функций, в том числе, аппарата принуждения. Наличие органов власти, и в частности аппарата принуждения, как признак государственности мы уже рассматривали, поэтому повторно останавливаться на нём не будем. Но рассмотрим взаимосвязь таких признаков государства, как нормотворчество и принуждение. На их взаимосвязь нет единого взгляда в науке, поэтому я выскажу лишь своё собственное мнение, не являющееся единственно возможным.
Правотворчество, то есть установление обязательных для всех правил поведения в государственной деятельности превалирует, имеет большее значение по сравнению с работой аппарата государственного принуждения к исполнению этих правил. Это происходит потому, что подавляющее большинство норм права исполняются добровольно, без наличия принуждения и без угрозы со стороны государства. Более того, обязательность разумного, рационального закона обеспечивается в большей степени силой внутреннего убеждения в его правильности и полезности, нежели внешней угрозой наказания за невыполнение его. Из этого следует важный вывод о том, что целью существования аппарата государственного принуждения является не насаждение установленных государством правовых норм, а наоборот, противодействие исполнению негосударственных и антигосударственных правил поведения, например, животных, экстремистских или криминальных обычаев.
К факультативным признакам государства относят:
1) наличие Конституции. Этот признак не является обязательным, поскольку государство может без него существовать. Например, Украина как государство существует с 1991 года, а Конституция Украины появилась только 28.06.1996 года.
2) наличие государственных символов. К ним принадлежат Государственный гимн, Государственный флаг и герб государства. Но они также не являются обязательными. Вот, например, Государственный герб Украины отсутствует, но это нисколько не мешает ей существовать.
3) наличие гражданства. Гражданство или подданство не являются обязательными признаками государства, но не потому, что государство может существовать без своих граждан, а потому, что эти понятия не соотносятся по размеру. Гражданство не может существовать без государства, оно возникает в результате установления взаимоотношения между государством и населением территории, на которой оно существует. Но не ограничивается этим. Так, например, во многих государствах допускается двойное гражданство, при котором один и тот же человек может быть признан одновременно гражданином нескольких государств, а кроме того, в большинстве государств широкие права предоставляются иностранцам, лицам без гражданства и беженцам.
4) наличие денежной единицы.В настоящее время этот признак утрачивает своё значение в результате процессов глобализации. Поэтому я считаю, что он является не только факультативным, но и устаревшим.
5) наличие вооружённых сил. Этот признак также не является характерным исключительно для государства, и так же, как и предыдущий всё более утрачивает своё значение в результате мировой тенденции ко взаимному проникновению государственных экономик и политических систем. Армия с древнейших времён служила для захвата и удержания материальных ресурсов, богатств, в том числе территорий. Однако в современном мире богатства становятся нематериальными, большую часть мирового ВВП составляют информационные продукты, а их невозможно ни захватить, ни удержать военными средствами.
6) участие государства в деятельности международных организаций. Этот признак также не является обязательным, потому что такое участие для государств является добровольным, а также потому, что в истории человечества есть примеры участия в деятельности международных организаций субъектов, не являющихся государствами. Так, Украина стала членом и соосновательницей Организации объединённых наций, не являясь государством, – в 1945 году.
С учётом рассмотренных нами признаков, можно усложнить определение понятия «государства» и понимать его как распространяющуюся на определённую территорию особую форму организации общества, характеризующуюся наличием политической публичной власти, имеющей суверенитет и осуществляемой в деятельности государственных органов, которые своими решениями придают общеобязательный характер правилам, основной задачей которых является регулирование общественных отношений.
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .
Юридические статьи
—>Главная » —>Статьи » Работы и конспекты по праву и экономике » Теория государства и права |
Поделиться:
Вопросы о государстве, его понятии, признаках и роли в обществе с давних пор относятся к числу дискуссионных вопросов в государствоведении. Эти вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Но что самое важное, так что никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. Поэтому государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление. Изучения признаков государства, как особой формы организации общества, имеющей законы, публичную власть, население, территорию, армию и правоохранительные органы, с целью всесторонне раскрыть понятие и сущность современного государства очень необходимы в наше время.
Данная тема не утратила актуальности и социальной значимости в условиях сложного этапа экономических, социальных и политических преобразований в современном российском обществе. Значительный вклад в исследование отдельных вопросов, касающихся определения государства внесли Г. Гроций, И. Кант, Н. М. Коркунов, Г. Ф. Шершеневич, Е. Н. Трубецкой, Н. Н. Алексеев, И. А. Ильин, П. А. Сорокин.
В своем капитальном труде «О праве войны и мира” Г. Гроций рассуждает над понятием государства и приходит к выводу, что государство — «совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы”. И. Кант в своем великом произведении «Метафизика нравов” говорит, что государство – это «объединение людей, подчиненных правовым законам”. Общетеоретические положения Н. М. Коркунова о государстве и праве имеют в наше время чрезвычайно актуальное звучание. Его работа «Лекции по общей теории права” заслуживает наибольшого внимания, в которой он дает понятие государству и его признакам. Г. Ф. Шершеневич – энциклопедист в области государственно-правовых наук. Его работы отличаются глубокой содержательностью, оригинальным научным подходом к исследованию государственно-правовых явлений общественной жизни. Теоретические положения и практические выводы автора актуальны и в наше время. Работа «Общая теория права. Вып. III” вполне отражает исследование Г. Ф. Шершеневича общетеоретическими проблемами государства и права. Князь Е. Н. Трубецкой – видный русский правовед и общественный деятель. Для юристов особую ценность имеет его монография «Лекции по энциклопедии права”, где излагаются фундаментальные научные взгляды на государственно-правовую жизнь общества. Автор основатель государственно-правового учения евразийцев Н. Н. Алексеев также очень основательно подходит к изучению государства. Это можно заметить в его работе «Очерки по общей теории государства”. И. А. Ильин – русский религиозный философ, публицист и юрист. Автор нескольких сотен статей и свыше 30 книг, в том числе «О сущности правосознания”, в котором И. А. Ильин очень четко дает понятие государству, говорит о душевно-духовной сущности государства, о различиях между пониманием государства как «механическое” и «органическое”, как «учреждения” или как «корпорация”. П. А. Сорокин также серьезно занимался проблемами общей теории государства и права в связи с философией и социологией. Его работы о назначении государства и права, соотношение государства и права, роли личности в государственно-правовой жизни общества имеют актуальное значение и в настоящее время. В «Элементарном учебнике общей теории права в связи с учением государства”, автор определяет государство как организованный союз людей, объединенных единной верховной властью.
Методологические подходы к определению государства
Определение понятия о государстве может подвергнуться двоякой методологической ошибке. Возможно, что определение будет стремиться дать понятие о государстве не в его исторической действительности, а в идеальном представлении. Вместо того чтобы определить, что такое государство, нередко определяют, чем оно должно быть. Примером может служить определение, которое дает Р. Фон Моль. «Государство есть постоянный, единый организм таких установлений, которые, будучи руководимы общей волей, поддерживаемы и приводимы в действие общей силой, имеют задачей содействие достижению дозволенных целей определенного, на данной территории замкнутого народа, — а именно, начиная от отдельной личности и кончая обществом, до тех пор, пока эти цели не будут удовлетворены собственными силами личности и пока они составляют предмет общей необходимости”. Такую же неправильность допускают те, кто пытается определить государство как правовое государство, забывая, что правовое государство, явившееся на смену полицейского государства, есть только проблема, поставленная госуларству в определенный исторический момент, и что проблема правового государства может быть не единственной для государства. В это заблуждение впадает даже такой реалист, как Гумплович, который определяет государство как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка”. Как бы подтверждая односторонность точки зрения тех, кто в основу понятия кладет правовое государство, Колер, следуя тому же методологическому приему, исходит из представления о культерном государстве. «Государство есть организованное в личность общение, которое, в силу собственного права, ставит себе задачей всестороннее споспешествование культуре и борьбу с некультурностью”. С таким же основанием в основу определения можно положить социальное государство будущего. Подобный прием приводит к тому, что государством признается лишь такой политический союз, который отвечает содержанию определения, все же остальные исторически данные союзы уже не могут быть признаны государствами.
Другая методологическая ощибка заключается в том, что, исходя не из идеального представления, а из исторической действительности, выбирают какой-нибудь исторический тип государства и его признаки делают признаками государства вообще. Таково, например, определение, предложенное Кирхманом: «государство есть союз между государем и народом”, исключающее республику из группы государств. Некоторые рассматривают государство вообще с точки зрения конституционного государства, которое им представляется не только типичным для настоящего времени, но сущностью государства вообще. Методологическая задача при определении понятия о государстве состоит в том, чтобы дать признаки того исторического явления, которое носит название государства. Отсюда следует, что, определяя понятие из действительности, мы не должны вносить в него чего-либо недействительного, а, с другой стороны, должны брать всю действильность данного рода, не допуская произвольного выбора. Определение понятия о государстве должно отвечать на вопрос, что такое государство в его исторической действительности, и притом во всех его исторических типах.
В действительности, в области явлений, называемых нами в своей совокупности государством, мы наблюдаем отношения между людьми определенной группы, из которых одни повелевают другими, а другие повинуются. В соответствии с этим наблюдаемым фактом характерными признаками понятия о государстве, по общему признанию , можно признать следующие три элемента: соединение людей; господствующая над ним власть; территория, как предел, действия этой власти. В сочетании эти признаки дают понятие о государстве, как соединении людей под одной властью в пределах огромной территории.
До сих пор мы рассматриваем государство с социологической точки зрения. Но рядом с этим социологическим определением понятия о государстве в учение о государстве вводится юридическое определение. Еллинек следующим образом обосновывает необходимость юридического понятия о государстве и допустимость двойственного определения: «Так как право – существенный элемент государства, то совершененное познание последнего невозможно без изучения его юридической природы. Государство, упорядочиваемое правом, хранитель и двигатель права, необходимо должно занимать определенное место в самом праве, — должно существовать правове понятие о государстве”.
С юридической точки зрения определяют государство, как правовое отношение. «Если само государство, — говорит Коркунов, — есть юридическое отношение, то субъекты его – все участники государственного общения, от монарха до последнего подданного”. «Объектом прав, составляющих юридическое отношение властвования, может быть признана только сама государственная власть”. Это представление о государстве едва ли способствует выяснению его сущности. Не вполне ясно, имеем ли мы дело с одним юридическим отношением, сплачивающим всех граждан, или с рядом юридических отношений между властвующими и подвластными?
Другие определяют государство как объект права. Таков взгляд Зейделя, который полагает, что отношение монарха к государству соответствует отношению собственника к вещи. Однако с признанием государства объектом права государя последней выносится за пределы понятия о государстве, и тогда оказывается совершенно невыясненным их взаимное отношение. Не лишенное исторической основы, представление о государстве как объекте прав государя не применительно к современной республикансокй форме. Нельзя же допустить, что одни и те же люди последовательно переходят из состояния объекта в состояние субъекта, и обратно.
Третья юридическая конструкция государства сводится к признанию его субъектом права. Представить государство в качестве физического субъекта можно только отождествив государство и монарха, и, кажется, от этого взгляда недалек Борнгак. Самой же распространенной в настоящее время теорией является конструирование государства как юридического лица.
Но и эта точка зрения возбуждает сомнения, как и обе предшествующие. Если государство есть субъект права, то существует какое-то юридическое отношение. В котором оно занимает положение субъекта права. С кем же государство состоит в юридическом отношении? Его субъект соответствующей обязанности? Граждане в совокупности или каждый в отдельности? Но тогда граждане уже не элемент понятия о государстве, а нечто существующее вне государства.
Перед нами три попытки конструировать юридически государство. Все они оказываются несостоятельными. Причина неудачи заключается в неправильности научного приема. Государство не поддается юридической конструкции, навеянной приемами гражданского правововедения, имеющее дело с чисто юридическими отношениями, которые имеют место в государстве. Государство есть источник права, и поэтому определение его в категории права логически недопустимо. «Юридическое познание государства имеет своим предеметом познание исходящих от государства и предназначенных к регулированию его учереждений и функций юридических норм”. Если юридические нормы исходят из государства, как возможно определить государство этими самыми юридическими нормами?
Невозможность юридического определения понятия о государстве поддерживается еще недопустимостью двойственного определения одного и того же понятия, социологического и юридического.
Юридичское определение не только не способно объяснить реального существа того, что мы называем государством, но оно кроет в себе опасность затемнить пред нами истинную сущность явлений, происходящих в государстве.
Понятие о государстве только одно – социологическое.
Различия в подходах к определению государства
Разнообразию целей соответствует и великое разнообразие форм человеческого общества. Так как различные человеческие общества отличаются друг от друга прежде всего своими целями, то казалось бы, что для определения отличия государства от других форм человеческого общества надо рассмотреть отличие цели государства от целей других общественных союзов. Поэтому многие философы и государствоведы, клали в основание своих исследований отличие государственной цели от целей друних общественных союзов. Попытки эти, однако, должны были окончиться полнейшей неудачей: прийти к какому-либо соглашению относительно цели государства представляется невозможным, так как не только само понимание цели государства в различные эпохи различно, но и в действительности государство в различные эпохи преследует различные цели: отсюда – разногласия между мыслителями, исходившими при определении государства из изучения его цели.
Аристотель, например, определяет государство, как «соединение многих родов и деревень ради общения наилучшей, совершенной жизни”. Древние греки вообще не признавали ничего высшего, чем государство и преследуемая им земная цель. И в самом деле, государство у них было средоточием всех умственных и нравственных интересов граждан: оно олицетворяло собою высшую цель и смысл существования личности, почему Аристотель и называет его «сообществом совершеннейшей жизни”. В Риме государство уже перестает быть средоточием всех умственных и нравственных интересов; задача его существенно суживается: соответственно с этим римлянин Цицерон видит в нем уже не олицетворение «высшего совершенства” человеческой жизни, а союз людей, объединенных общими началами права и общей пользой.
В Средние века цель государства – совершенно иная: оно рассматривается как орудие церкви: задачей его считается насаждение истинной веры, и в самом деле, помимо целей светских средневековое государство преследует также и цели религиозные, что явствует, например, из истории крестовых походов. Душевно-духовная сущность государства в том, что государство есть нечто от духа и нечто для души. Оно есть духовное единство людей, ибо в основе его лежит духовная связь, предназначенная для того, чтобы жить в душах и создавать в них мотивы для правильного внешенего поведения. [1]
В Новое время цель государства опять-таки меняется: оно становится светским союзом, преследующим чисто светские цели. Но и в этих пределах то, что понимается под целью государства, беспрестанно меняется; в действительности и тут цель государства то расширяется, то суживается. Сообразно с этим, по справедливому замечанию Коркунова, определения государства, даваемые с точки зрения его целей, в высшей степени субъективны; в этих определениях отражается не только разнообразие целей, в действительности преследуемых государством, но и разнообразие тех целей, которыми государство должно задаваться с точки зрених идеальных представлений о нем различных исследователей. Так, например, по Гегелю, государство есть «высшая действительность нравственной идеи”, по Велькеру, оно «союз, стремящийся к правовй свободе и к счастью своих подданных”, по Чичерину, оно — «союз, управляемый верховной властью для общего блага”. Все эти определения несостоятельны потому, что в действительности государство вовсе не всегда представляет собой высшую действиельность, нравственной идеи, вовсе не всегда стремится к общему благу, к счастью всех своих подданых: словом, государство в действительности преследует весьма разнообразные цели; а потому при определении государства нельзя исходить из предавления единой цели, преследуемой всеми государственными союзами.
Поэтому, какое бы не было определение государства, в нем необходимо «уложить” определяемое в определенный ряд вместе с другими явлениями, установить определенную связь между этими последними и государством. Задача научного определения предмета и заключается в том, чтобы вполне уяснить этот теоретический элемент, эту основную гипотезу, которая силой вещей лежит в основании превоначального определения, влияя таким образом на весь последующий ход научных построений. В этом смысле слова каждое научное определение государств необходимо должно быть некоторым основанием или принципом для теории госуларства. В определении должны заключаться в концетрированном, как бы сгущенном виде те возможности, которые развернуться потом в цельное здание науки. Определение, которое не ставит совей задачей породить из себя предмет, заставит возникнуть его, суть определения, лишенные всякой научной ценности. Можно сделать тысячи таких определений, но для науки они не будут иметь ровно никакого значения. Различия существующих определений государства и сводятся к различию тех гипотез, которые скрыто или открыто, бессознательно или сознательно вводились философами права и государствоведами в самом начале из научных взысканий.
Наиболее распространенное в настоящее время воззрение сводит определение государства к трем моментам: союз людей, власть и территория. Иногда ограничиваются, впрочем, и двумя первыми, полагая, что в истории мы встречаем такие общества, которые не имеют определенной территории, и, по-видимому, нет основания отказать таким обществам в названии государств. Часто указывают, что из этих трех моментов наибольшее значение имеет момент властвования, так как без принудительного властвования, по-видимому, не бывает государства и без него государство даже не может быть мыслимо. При этом значение первого момента как будто упускается, если только он не сводится к тем саморазумеющимся признакам, о которых даже не следует говорить науке. Но нельзя не подчеркнуть, что как раз в этом моменте и содержится та основная гипотеза, которая является определяющей для всякой возможной науки о государстве. Недастаточное уяснение принципиального характера этой основной гипотезы оказывает нередко самое пагубное влияние на теорию государства. В сущности говоря, государство нельзя определить иначе, как «совокупность людей”, как «союз”, как «объединенное множество” и так далее. Этот основной момент в идее государства, на который с преимущественной силой указывали древние, не может не играть в теории государства значительной роли. Наличностью его по существу дела утверждается принципиальная принадлежность предмета к известного рода фактам, которые мы в широком смысле этого слова называем социальными. В этом первом, и надо сказать, малозаметном и как бы малопримечательном моменте определения совершается тот важнейший в процессе научного творчества акт, при помощи которого предмет «полагается в ряд” с другими предметами и таким образом устанавливается известная на него точка зрения, известный принцип или известная гипотеза. В этом моменте устанавливается та «область”, к которой определяемый предмет принадлежит, и в соответствии с этим устанавливается «областная” категория, господствующая в данной сфере науки. Словом, здесь совершается то, что составляет основу всякого определения, — решение вопроса, к какой сфере предметов или к какой реальности принадлежит государство.
Поэтому в определении государства в первую очередь выдвигается момент социальный, — момент «общения”, «союзности”, «совокупности”, а не момент властвования, который иные считают наиболее важным и решающим. Конечно, государство есть «властный” союз, но, именно, «союз”, а не что-либо иное. И притом само властвование в государстве есть отношение социальное, ведь не является же оно «властвованием” над вещами или властвованием над собственной «волей”; напротив, это есть властвование над людьми и среди людей, или же, это есть властвование над разумными и духовными существами, способными входить друг с другом в общение. Нельзя отрицать, что стихия властвования составляет главную особенность государственной жизни, и в этом отношении, быть может, государствоведы слишком мало уделяли внимания изучению явлений властвования и подчинения, но об этом будет сказано ниже.
В истории государствоведения различные мыслители вкладывали в понятие государства и еще целый ряд весьма различных признаков. Таково, например, столь часто встречащееся в истории государственных теорий введение в определение государства понятия организма. Определяя государство, как организм, тем самым дают уже готовую теорию человеческих союзов, сближая их с органическими единствами. При этом, разумеется, в теорию государства вводятся все многочисленнейшие и по большей части непродуманные предпосылки, связанные с теорией органических явлений. Нередко определяют государство при посредстве некоторых моральных категорий, утверждая, что это есть «совершенный” союз, или союз «свободных” людей, ставя таким образом государственное общение в один ряд с общением нравсивенным или правовым. Вводят такде в определение государства нередко идею цели, которую государственный союз преследует. Однако все эти и многочисленные другие гипотезы обладают производным характером: общий смысл их, как мы увидим, определяется основным взглядом на государство, как на род человеческого общения.
Отличительная особенность государства
Действительная отличительная способность государства – это то, что оно одно осуществляет сосостоятельно принудительную власть. Все другие союзы, как бы они ни были самостоятельны в других отношениях, функцию принуждения осуществляют только по уполномочию и под контролем государства. Так, если церковные органы осуществляют иногда и принуждение, в каждом данном государстве они пользуются принудительною властью лишь в тех пределах, в каких это допускает местная государственная власть. Власти Римского Папы подчинены все католики, где бы они ни проживали, стало быть, это – власть над лицами, а не лицами и территорией. Правда, в былые времена существовала особая папская территория; но тогда эта территория была Папским государством, и Папа, как верховный глава этой области, был светским государем. Что качается других союзов, например, земств или городов, то в них власть также не самостоятельна; она существует лишь постольку, поскольку государство дает ее местным обществам, допускает в своих пределах местное самоуправление; она не исключительна, так как наряду с ней в той же местности существуют другие власти – власть центрального правительства в лице губернатора и другое. Напротив того, государство в пределах подчиненной ему территории господствует вполне исключительно, то есть не допускает в этих пределах существования власти, не подчиненной ему. Никакое государство, как бы сильно оно ни было, не может воспрепятствовать образованию в своих пределах враждебных ему анархических партий или разбойничьих обществ; но оно остается государством лишь до тех пор, пока оно в состоянии отстаивать свою самостоятельную власть над территорией против внутренних и внешних врагов.
Характерные признаки государства
В соверменной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. В наборе этих признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий. К признакам государства принято относить:
1. наличие публичной политической власти, располгающей специальным аппаратом управления и принуждения;
2. территориальную организацию населения;
3. государственный суверенитет;
4. общеобязательный и всеобъемляющий характер актов, то есть монопольное право на принятие общеобязательных (юридических) актов;
5. наличие государственной казны, что связано с взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и иные нужды государства.
Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства. Раскроем содержание этих признаков.
Публичная политическая власть есть один из главных признаков государства, поскольку в первобытном обществе власть не носила политического характера, а была общественной. Власть приобретает политический характер с дифференциацией общества на различные социальные группы, слои, классы, имеющие различные интересы и потребности. Выступая в роли арбитра между этими слоями, группами, классами, государство регулирует их отношения. И это означает политику.
Государственная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, которые образуют аппарат управления, для которого характерны следующие черты: 1. он специально предназначен для управления обществом; 2. обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения; 3. имеет право принимать обязательные для исполнения всеми акты; 4. существует особый слой людей, для которых работа в аппарате служит профессией.
Следовательно, государство — это политическая организация, объединяющая все общество и предназначенная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования.
Территориальная организация населения означает, что у государственно организованного общества появляются государственные границы. Они не только знаменуют переход начеления к оседлому образу жизни, но и очеркивают пределы власти данного государства. Одновременно государственные границы означают территориальную неприкосновенность страны.
В государственно организованном обществе население разделяется по административно-территориальному признаку, на базе которого организуется и сама государственная власть. Поэтому государственные органы имеют, как правило, территориальные пределы выполнения своих полномочий и управляют определенными административно-территориальными единицами.
Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.
Верховенство предполагает полноту государственной власти на своей территории, ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности и полноправие в установлении режима жизни общества. Верховенство не означает неограниченности государственной власти. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на нем.
Независимость государственной власти означает, что она самостоятельно определяет свою внешнюю политику и взаимоотношения с мировым сообществом. Но эта независимость не является абсолютной. Суверенитет современных государств самоограничивается взаимными обязательствами государств по международным договорам, а также необходимостью соблюдения общепризнанных норм и принципов международного права.
Государственный суверенитет обладает единством, то есть он принадлежит государству в целом, а не по его частям – административно-территориальным или политико-территориальным единицам и образованиям.
Общеобязательный и всеобъемлющий характер актов государства определяется исключительными полномочиями в сфере правотворчества, то есть правом принимать, изменять, дополнять или отменять свое действие на все население страны. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.
Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики и культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны. Понятие государственной казны помимо налогов и обязательных платежей включает в себя государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас и другое.
С учетом перечисленных признаков государства его можно определить как властно-политическую организацию общества, устанавливающую правовой порядок на определенной территории и обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления, принуждения и государственной казной.
Подводя итог вышесказанному, необходимо заметить, что государство можно рассматривать с разных позиций – философской, исторической, социологической, юридической и др. Это дает возможность выделить те или иные аспекты его характеристики, но не позволяет сформулировать универсальное его понятие. Недаром президент США В. Вильсон (1856-1924) признался в 1889 году, что он «безуспешно пытался найти определение государства”. А французский юрист Ж. Ссель (1878-1961) утверждал, что не существует четкого правового критерия государства, а есть лишь фактические характреные его признаки исторического, политического, психологического и иного свойства.
Несмотря на различные мнения в отношении понятия государства, можно сказать одно, что государство есть союз людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории. Соответственно с этим определением, как упоминалось ранее, в понятие государства входят следующие три элемента: 1. власть, обладающая указанными признаками самостоятельности и исключительности; 2. совокупность лиц, подчиненных этой власти, — народ; 3. территория.
В понимании права и государства человеку предстоит пережить глубокое обновление. Должен быть окончательно отвергнут гибельный предрассудок о «внешней” природе права и государства; должена быть усмотрена и усвоена их «внутреняя”, душевно-духовная сущность. Право только «проявляется” во внешнем, пространственно-телесном мире; сферою же его настоящей жизни и действия остается человеческая душа, в которой оно выступает с силой объективной ценности. Государство в свеом осуществлении «предполагает” наличность множества телесно разъединенных людей, теорий и внешних вещей; но именно человеческая душа остается той средой, в которой зарождается, зреет, протекает – и государственная жизнь индивида, и жизнь государства, как единого целого.
1. Алексеев Н. Н. Очерки по общей теории государства. М. : Юристь. — 2004
2. Гроций Г. О праве войны и мира. М.: Госполитиздат. — 1957. — С. 118-119.
3. Ильин И. А. О сущности правосознания. М., 1993
4. Кант И. Метафизика нравов. Соч. Т. 4(2). — С. 135
5. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. М.: Юридический центр Пресс. — 2003. — С. 430
6. Сорокин П. А. Элементарный учебник общей теории права в связи с теорией государства. Ярославль. — 1919. — С. 3-4
7. Трубецкой Е. Н. Лекции по энциклопедии права. Спб., 2001. — С. 326-327
8. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Вып. III. М., 1911. — С. 568
- http://studfiles.net/preview/5786835/
- http://studfiles.net/preview/5645316/
- http://spravochnick.ru/politologiya/gosudarstvo_i_ego_priznaki/
- http://studopedia.su/6_12279_priznaki-gosudarstva.html
- http://studopedia.org/4-179475.html
- http://mylawsuit.ru/publ/raboty/teorija_gosudarstva_i_prava/referat_ponjatie_i_priznaki_gosudarstva/27-1-0-26