Рубрика | Философия |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 22.05.2016 |
Размер файла | 24,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Природа как объект созерцания
На раннем этапе развития китайцы, как и русские, прошли через языческое поклонение и обожествление природы. В китайских религиозных верованиях сохранился культ Земли, Неба (как верховного правителя всего сущего), поклонение горам и водоемам, старым деревьям определенной породы. И в наши дни известны случаи, когда при сооружении скоростной автомагистрали строителям приходилось отклоняться от запланированной трассы, чтобы сохранить древнее дерево, на защиту которого выходила вся деревня, по традиции считающая его своим оберегом. С древних времен наделялись сакральным значением такие горы, как Тайшань, Хуашань, Хэншань и др. (так наз. Уюэ — Пять вершин) В современных условиях шлейф языческого менталитета (пользуясь термином академика В.С. Мухиной) 1 утратил сакральную окраску, но по-прежнему часто проявляет себя, например, в том, что сотни тысяч туристов в определенное время года стремятся взойти на вершину горы Тайшань и полюбоваться с нее восходом солнца. Или являет себя в бережном отношении к старым могучим деревьям, которые аккуратно инвентаризируются, снабжаются табличками с указанием на возраст дерева и окружаются оградками. «Созерцание красот природы есть даже по преимуществу продукт культуры» — указывает Н. Бердяев. 2 Китайская культура на основе даосских воззрений (гармония Неба и человека, увэй — недеяния и пр.) издревле выработала созерцательное отношение к природе, навевающее философские мысли. «Излишне утверждать, что природа в китайской поэзии не существует просто для любования ею. Есть и более возвышенная цель — размышления о жизни, которые возникают при взгляде на мир живой и мертвой природы, окружающий нас и неотделимый от нас». 3 Этот духовный настрой ярко выражается в классической поэзии, в которой пейзажная лирика занимает одно из самых значительных мест. Возьмем для примера два стихотворения Танской эпохи, по праву считающейся вершиной развития древнекитайской поэзии
строителям приходилось отклоняться от запланированной трассы, чтобы сохранить древнее дерево, на защиту которого выходила вся деревня, по традиции считающая его своим оберегом. С древних времен наделялись сакральным значением такие горы, как Тайшань, Хуашань, Хэншань и др. (так наз. Уюэ — Пять вершин) В современных условиях шлейф языческого менталитета (пользуясь термином академика В.С. Мухиной) 1 утратил сакральную окраску, но по-прежнему часто проявляет себя, например, в том, что сотни тысяч туристов в определенное время года стремятся взойти на вершину горы Тайшань и полюбоваться с нее восходом солнца. Или являет себя в бережном отношении к старым могучим деревьям, которые аккуратно инвентаризируются, снабжаются табличками с указанием на возраст дерева и окружаются оградками. «Созерцание красот природы есть даже по преимуществу продукт культуры» — указывает Н. Бердяев. 2 Китайская культура на основе даосских воззрений (гармония Неба и человека, увэй — недеяния и пр.) издревле выработала созерцательное отношение к природе, навевающее философские мысли. «Излишне утверждать, что природа в китайской поэзии не существует просто для любования ею. Есть и более возвышенная цель — размышления о жизни, которые возникают при взгляде на мир живой и мертвой природы, окружающий нас и неотделимый от нас». 3 Этот духовный настрой ярко выражается в классической поэзии, в которой пейзажная лирика занимает одно из самых значительных мест. Возьмем для примера два стихотворения Танской эпохи, по праву считающейся вершиной развития древнекитайской поэзии породили такое явление, как отшельничество (иньцзюй), но не в религиозном, а в социальном смысле. Интеллектуал-отшельник (иньши), бросив службу, покинув столичный город, искал счастья в сельской жизни — будь то в усадьбе, или в хижине (как часто именуют свое жилье древние поэты), наблюдая за сменой весен и осеней, набуханием почек на ветках ивы, дрожанием капельки росы на листике травы, кружением лепестков, опадающих на землю. Он испытывал глубокое душевное удовлетворение от того, что видит, как «Ручей стремится,/ Огибая скалы,/ Луна восходит/ Среди старых сосен», 1 и радовался естественному течению жизни, как поэт Тао Юаньмин (365-427 гг. н.э.), воспевший деревенскую идиллию в таких строках:
Созерцательное отношение к природе в китайской культурной традиции постепенно приобрело ритуализованный характер, соединившись с определенными праздниками и временами года. Современные китайцы, как и их предки, отлично знают, какие именно красоты, где и когда следует созерцать, и стремятся следовать древним обычаям. Например, Праздник Луны (иначе Праздник Середины осени) после семейного застолья предполагает совместное созерцание светила, которое в эту ночь бывает особенно ярким и красивым; в конце октября — начале ноября принято ездить в Западные горы под Пекином, чтобы посмотреть на краснеющую листву кленов; ранней весной любуются цветами зимней сливы «мэйхуа» и магнолии, а в конце осени устраивают выставки хризантем, привлекающие множество посетителей. В условиях развития рыночной экономики, индустрии туризма и увеличения численности населения созерцание природы, когда-то требовавшее сосредоточенности и уединения, в наши дни становится массовым действом, привязанным к определенным туристическим точкам. Так, на весь Китай славятся морские приливы возле города Ханчжоу, пров. Чжэцзян, воспетые еще интеллектуалами древности. В середине августа по лунному календарю, когда приливы в устье реки Цяньтанцзян бывают особенно мощными и впечатляющими, там собираются десятки тысяч туристов со всех концов страны. Современный блоггер Фэй Сян так описывает эту картину: «В тот год сразу после праздника Середины осени, когда я оказался в Ханчжоу по делу, мне удалось посмотреть на это зрелище. В середине дня я приехал в парк «Любование приливом». На высокой набережной, специально построенной в парке, уже сгрудились толпы народа, люди теснились плотными кольцами — прямо яблоку негде упасть». И после подробного описания картины могучего прилива блоггер в заключение делится личными впечатлениями и философскими мыслями, как того требует древняя традиция: «Я счастлив тем, что мне довелось полюбоваться приливом на реке Цяньтанцзян. Когда видишь эту картину своими глазами, то тебя потрясает божественное мастерство Природы, ее волшебное умение творить и созидать. Морской прилив — это ведь просто подъем и спад воды, но насколько он схож с траекторией жизни человека! Ведь наша жизнь не что иное, как подъемы и спады, не так ли?» 1 В этом высказывании звучит не только преклонение перед мощью Природы, но и глубоко внедренное в китайское сознание ощущение естественной связи природных явлений и жизни человека.
природа созерцание китайский эстетизация
2. Природа как объект эстетизации
Мифопоэтическое отношение к природе свойственно любой культуре. «Едва ли не всегда природа была предметом поэтизации» 2 , приобщая людей к прекрасному, доставляя эстетическое наслаждение. Однако следует задать вопрос: «Какая именно природа?» Как можно заметить по приведенным выше поэтическим строкам, внимание китайских поэтов, а также художников, в первую очередь, привлекали горные вершины, ручьи, реки и водоемы. Об этом свидетельствуют тематика и названия многих поэтических и живописных произведений. Так, сокровищами древнего искусства считаются картины художника Фань Куаня (династия Северная Сун) под названием «Путешествующие вдоль горного потока» и «Горы, покрытые снегом». Горы и воды стали первейшим объектом эстетизации до такой степени, что само понятие «пейзаж» в китайском языке передается словосочетанием шаньшуй, т.е. «горы и воды», соответственно пейзажная живопись — шаньшуй хуа, а о поездке в живописные места говорят юшань ваньшуй, буквально «прогулка по горам и развлечение на воде». Горы и воды выступали как синоним Природы, получив особую роль в эстетическом воспитании в соответствии с высказыванием Конфуция: «Знающий наслаждается [красотой] вод, человеколюбивый любуется [красотой] гор». 3 В европейской культуре (и в русской тоже) под влиянием идей Ж.-Ж. Руссо и развития романтизма закрепилось благоговейное отношение к девственной природе, вызывающей внутренний трепет своей первозданной мощью и красотой. Это чувство посещает нас, когда мы смотрим, например, на картины Шишкина или Айвазовского. «Лесные дали» И.Шишкина завораживают простором и безбрежностью лесов, уходящих за край окоема. И в том случае сравнение с русским культурным менталитетом делает особенно заметным отчуждение китайца от дикой (нетронутой) природы, вызванное длительным существованием в условиях «окультуренного» мира. Так, лес, являющийся привычной и любимой средой обитания (местом отдыха) для русского человека, для китайца — неведомый и чужой мир. В отличие от русских, китайцы совершенно не разбираются в названиях дикорастущих деревьев, трав, грибов, ягод и т.п. и не проявляют к ним интереса, если только они не имеют лекарственного значения. Зато фармакологическое назначение и способы применения лекарственных трав и прочих органических ингредиентов, зафиксированные в древних книгах, широко известны в народе. Лесные массивы вызывают чувство настороженности и напряжения, так как люди, прежде всего, видят в лесной чащобе скрытую опасность: неведомые звери, змеи, комары, возможность заплутаться, окарябаться и т.п. Замечено, что китайцы предпочитают гулять по парку, а не по лесу; гуляя же по лесопарку, как правило, ходят по дорожкам, следуя маршрутам с указателями и избегая углубляться в чащу. Мне рассказывали такой случай: один китайский предприниматель по приезде в Москву стал искать себе квартиру. Его привезли в тихий зеленый район, в квартиру на первом этаже, в окна которой заглядывали деревья. Реакция китайца оказалась совершенно неожиданной. Он в ужасе замахал руками и закричал: «Куда это вы меня привезли?! Тут же кругом лес! Людей не видно!» Привычка жить в гуще людей (а Китай был густонаселенной страной уже во времена Марко Поло) породила в китайской ментальности особые представления и оценочные характеристики. Слово жэнао (весело, оживленно), употребляющееся с одобрительной окраской, подразумевает наличие множества людей в парке, на ярмарке, на городской улице и т.д. Существует также понятие жэньци (буквально: человеческий дух), которое китайская медицина связывает с представлениями о Ян, а бытовые воззрения — с наличием людей, которое само по себе создает положительную ауру, притягивающую удачу, успех, общественное внимание. Отсутствие жэньци, согласно геомантии, является большим недостатком, могущим помешать успеху в бизнесе, благополучию семьи и даже сказаться на здоровье человека. Шумная говорливая толпа, наводняющая общественные места, — обязательный компонент веселья по- китайски, поднимающего тонус и создающего праздничное настроение. (Именно такую картину изображает самый известный живописный свиток времен династии Северная Сун, 960-1127 гг. н.э., «Праздник Цинмин на реке»). И наоборот, малолюдье понижает тонус у китайцев, вызывает тоску, удручение, а полное безлюдье порождает даже страх (исключением являются созерцатели- интеллектуалы, о которых говорилось выше). Китайская культура антропоцентрична по своему характеру, поэтому природа без человека, без артефактов, созданных человеческими руками, не может считаться полноценной. Кисть древних мастеров на фоне гор, деревьев и водной глади изображает еще фигурки людей, беседки, пагоды, павильоны, мостики, рыбацкие хижины и т.п., составляющие неотъемлемую часть пейзажа. Поэты древности воспевали не просто реку Янцзы, а водную стремнину, открывающуюся с верхнего яруса Пагоды Желтого аиста, любовались красотами пейзажа, поднимаясь на башню, ступая по тропинке, ведущей к храму, или сидя в беседке у пруда. Как видим, прямо или косвенно, но артефакты, как правило, присутствуют. Древняя китайская поговорка утверждает: «Как бы хороша ни была гора, с беседкой она становится еще лучше». Стремление «украсить» природу, эстетизировать ее с помощью артефактов, наполнить культурными смыслами и символами наблюдается в Китае с древних времен. Ярче всего оно проявляет себя в традициях парковой культуры, значительно отличающихся от европейских. Если в европейском регулярном парке природу навязчиво преобразовывают, втискивают в рамки человеческих представлений о «правильном», подстригая, обрезая, придавая искусственные формы, то в садах Сучжоу, например, создается эстетизированная имитация природного ландшафта — горки, гроты, озера, ручейки, рощицы и водопады. На обнесенной стенами ограниченной территории сада возникает иллюзия большого многообразного пространства, где каждый поворот дорожки открывает новую пейзажную картину, новые возможности для любования. Сучжоуские сады стали эталоном китайского паркового искусства. Сегодня, когда в Китае ширится увлечение созданием садов, парков и туристических лесопарковых зон, садово-парковое искусство обрело новую жизнь, но китайская ментальность по отношению к этой «вторичной природе» осталась прежней. По-прежнему ведущей мыслью является украшение, «улучшение» природы. Строятся традиционные пагоды, беседки, мостики; возводятся скульптурные группы и монументы, составляющие единое целое с пейзажем. Вдоль скоростных трасс на скалах вырезаются иероглифы «фу» — «счастье» или целые изречения, поэтические строфы и т.д. Искусственное гармонично соединяется с естественным. Здесь уместно будет подчеркнуть, что, в отличие от европейской традиции, наделяющей естественное (природное) высшей эстетической ценностью, в китайской ментальности нет противопоставления «естественное — искусственное», а есть стремление сблизить эти антиномии, стереть границу между ними. Китайцы, великие имитаторы, с давних времен стремились к созданию артефактов, берущих за образец создания природы. Искусственное, создающее иллюзию естественного, вызывало даже большее восхищение своим рукотворным мастерством, чем безыскусные порождения природы. Великолепные букеты искусственных цветов и целые банзаи из драгоценных камней украшали императорские покои — в то время, как обычай ставить в вазы срезанные букеты живых цветов появился лишь совсем недавно. Императрица Цыси (1835-1908), не осмелившаяся совершить морское путешествие, наслаждалась тем, что садясь лицом к огромному зеркалу на своем каменном (!) корабле в Летнем дворце и глядя на отражение озерной зыби, представляла себе, что несется по волнам. Великолепным примером соединения природного с рукотворным, насыщенности культурными смыслами является пейзажная местность, расположенная вокруг озера Сиху, г. Ханчжоу. Желание обустроить, «окультурировать» замечательный природный ландшафт проявляло себя из поколения в поколение на протяжении более чем тысячи лет. Деятельные правители (и среди них такие выдающиеся поэты, как Бо Цзюйи и Су Дунпо) и императоры, посещавшие этот край, — все стремились оставить по себе память, будь то в строительстве дамб, посадке деревьев, или в сооружении павильонов, беседок, мостиков, каменных стел и пагод. Или, по меньшей мере, в «дарении» каллиграфических надписей, и поныне украшающих изящные постройки, арки и камни по берегам озера. В соответствии с китайской традицией, еще в период династии Южная Сун (1127-1270) самые живописные виды Сиху были классифицированы, сведены к числу 10 (одно из любимых чисел китайской нумерологии) и обозначены поэтическими наименованиями из 4 иероглифов, указывающих, чем и в какое время года следует любоваться:ЃF ?’зЏt? Весенний рассвет на дамбе Су Дунпо. ‹И‰‘?‰Ч Лотосы, колеблемые ветром, в саду Цюйюань. •ЅЊОЏHЊЋ Осенняя луна над озерной гладью. ’f?Ћcђб Тающий снег возле мостика Дуаньцяо. –цQ?? Пение и волги среди ивовых ветвей. ‰ФЌ`?? Золотые рыбки в Цветочной бухте. —‹•ф—[ЏЖ Грозовый пик в лучах вечерней зари. Вершины-близнецы, пронзающие облака. “м› ?? Вечерний звон в горах Наньпин. ЋOаK€уЊЋ Отражение луны в трех заводях. Несколько лет назад мэрия города Ханчжоу подготовила заявку на включение парковой зоны озера Сиху в реестр Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, подтвердив тем самым, что для китайцев не существует четкой границы между «природным» и «культурным». Эта заявка была отклонена в силу того, что в данный реестр включаются естественные, «неокультуренные» объекты (классификация, отвечающая европейской традиции), мэрии города пришлось переработать заявку, и в 2011 г. озеро Сиху по достоинству вошло в реестр мирового культурного наследия
3. Природа как объект утилизации
Стремление жить в гармонии с природой, не нарушая естественных процесов, не означало отказ от преобразования среды обитания. На протяжении многих тысячелетий китайцы неуклонно и последовательно познавали и осваивали окружающую их среду. При этом утилитарные мотивы нередко выступали на первый план, особенно у низших слоев населения. Чтобы выжить, преумножающемуся в численности этносу требовались все новые и новые источники питания. Желание насытить желудок и удовлетворить растущий позыв к гурманству толкало на кулинарные эксперименты с самыми разными растениями, животными и птицами. Ввиду отсутствия сакрализованных табу в этой сфере ничто не останавливает и сегодня пытливую китайскую кулинарную мысль, которая признает главным только один посыл — полезность для человека. Садясь за стол с китайцами, надо быть готовым встретиться с самыми экзотическими блюдами. При этом хозяева чаще всего не скажут вам: «Попробуйте, это вкусно», — а подчеркнут: «Это полезно для здоровья», — и сообщат вам массу сведений о том, какие продукты в какое время года и при каком состоянии здоровья особенно полезны согласно воззрениям китайской медицины. В отличие от христианской культуры, рассматривающей все живое как создание Божие и требующей относиться к животным, как «к братьям нашим меньшим», китайский антропоцентричный менталитет не может допустить приравнивания животных к человеку. «Собака — друг человека» — это расхожее русское выражение вызывает улыбку у китайца, для которого собака — такая же бессловесная животина, призванная подчиняться человеку, как и всякая другая тварь, или даже хуже («собака» нередко поминается в китайских ругательствах, впрочем, и в русских тоже). «И почему собачатину нельзя применять в пищу, а говядину и баранину — можно? Какая разница, если и тех и других животных человек выращивает для себя?» — недоумевает китаец. В данной ситуации проявляется заметная разница между русскими и китайцами, выделяется прагматичный подход последних в решении жизненных проблем. В современном обществе рыночные механизмы еще больше усилили эту врожденную прагматичность, особенно в тех случаях, когда в авангарде предпринимательства идут люди, далекие от интеллектуальных традиций, для которых природа имеет смысл постольку, поскольку она может принести материальную (денежную) пользу. Китаю приходится платить высокой экологической ценой за такой хищнический, утилитарный подход к природному окружению. Однако постепенное осознание важности сохранения среды обитания, новое прочтение традиционной формулировки, призывающей к10 «гармонии Неба и человека», позволяют надеяться, что в отношении к Природе возобладают другие начала, выработанные китайской культурой.
Лекция 5. Философия природы
Читайте также:
- IV. Философия в поисках новых форм общественной солидарности
- IX. Философия и методология науки
- VI. НАУКА И ФИЛОСОФИЯ
- VI. Социальная философия
- VII. Философия истории
- А. Основы организации неживой природы
- А.Маслоу из книги Новые рубежи человеческой природы. М.1999.
- АНАЛИЗ ПРИРОДЫ ПСИХИЧЕСКОГО НАПАДЕНИЯ
- АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- Аналитическая философия и герменевтика (К.-О.Апель)
- Аналитическая философия науки
Понятие бытия. В широком, самом общем смысле понятие «бытие» означает «существование». В философии под бытием, как правило, понимают реальность, существующую объективно, т. е. независимо от человека. Следовательно, бытие – это материальное существование природной и социальной реальности (действительности). Раздел философии, посвященный изучению наиболее общих проблем бытия, называется онтологией.
Бытие – одно из фундаментальных философских понятий. Возникновение самой философии в определенной мере связано с постановкой и разрешением проблемы бытия. Одними из первых учение о бытии начали развивать древнегреческие философы. Они противопоставляли бытие и небытие. Постепенно оформились два различных понимания бытия:
• бытие – это нечто неизменное, единое, неподвижное (линия Парменида)
• бытие – это нечто изменчивое и претерпевающее постоянное становление (линия Гераклита).
Эти две линии прошли через всю историю философии и сохраняются по сей день.
Поскольку понятие «бытие» включает природную и социальную реальность, то условно можно выделить природное и социальное бытие.
Природное бытие охватывает множество различных вопросов. Мы рассмотрим только основные атрибуты природного бытия. Атрибут есть неотъемлемое, существенное свойство или качество чего-либо. Атрибутами природного бытия являются:
— движение и развитие
— детерминизм и закономерность
— организованность и структурность
Понятие природы. Корни экологического кризиса. В различные исторические эпохи люди по-разному понимали природу и, следовательно, имели к ней различное отношение. В широком смысле это все, что существует во Вселенной. В этом значении понятие «природа» почти совпадает с понятием «бытие». Но чаще понятие «природа» употребляется в другом, более специальном значении – как совокупность естественных условий существования человека и общества, все многообразие материальных и духовных тел и процессов.
В древнем мире, как правило, считалось, что природа (космос) есть бытие упорядоченное, организованное и конечное. Оно имеет свое первоначало и подчиняется неким законам или богам. Природа совершенна. Человек должен учиться у природы и стремиться к своему совершенству.
В Средние века распространяется религиозное убеждение в том, что природа сотворена Богом. Истинное бытие – только Бог. Природа – отражение божественного мира, причем далеко не совершенное. Она не является истинным бытием, стоит ниже Бога. Все природное и материальное – тленно, греховно. Человек должен стремиться вырваться из природного мира в мир божественный.
В философии эпохи Возрождения природный и божественный миры сливаются воедино (пантеизм). Природа наделяется божественными свойствами. Человек, как творец, уподобляется Богу. Природные (чувственные) устремления человека считаются естественными и нормальными.
В Новое время укрепляется научное и, вместе с тем, практическое отношение к природе. Природный мир, как полагали многие философы, сотворен Богом, но существует по своим естественным законам (деизм). Природа – материальна и познаваема. Цель человека – познать законы природы и покорить ее, заставить служить себе и своим интересам.
Такое утилитарное, потребительское отношение к природе в Новейшее время укрепилось и породило закономерный результат – углубляющийся экологический кризис. С точки зрения философии, экологический кризис – это негативное влияние деятельности человека на окружающую природную среду. Причина негативного влияния в убеждении, что человек – царь, хозяин, господин природы, а она – его служанка. Такое отношение порождает бездумное, хищническое, варварское отношение к природе.
Атрибуты бытия. Субстанция. Понятие субстанция означает сущность, первоначало, нечто, лежащее в основе. Природное бытие обладает субстанциальностью, т.е. оно из чего-то состоит. Это что-то лежит в основе всех вещей. Поэтому философская проблема субстанции прежде всего заключается в вопросе: из чего состоит мир или что лежит в основе всех вещей? Эта проблема волновала умы мыслителей еще в глубокой древности. С того времени было предложено несколько ее решений:
• Монизм – концепция, согласно которой мир имеет только одно первоначало (т.е. одну субстанцию). Разновидности монизма:
— материалистический монизм — субстанцией является материя (Маркс, Энгельс, Ленин и др.)
— идеалистический монизм – субстанцией является некое идеальное (т.е. духовное) начало — Бог, Дух, идея, логос, Космический Разум, Мировая душа и т.д. (Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Гегель и др.);
— пантеистический монизм — субстанция понимается как тождество Духа (Бога) и Природы (Коперник, Бруно, Спиноза, Блаватская, Рерих).
• Дуализм – концепция, согласно которой мир имеет два первоначала – духовное и материальное (Рене Декарт (XVII в.)).
• Плюрализм — концепция, согласно которой мир имеет множество первоначал. Самый известный сторонник плюрализма — немецкий философ и ученый Готфрид Лейбниц. Такими первоначалами он считал монады – нематериальные частицы, из которых состоят предметы и живые существа. Самая высшая и совершенная монада – Бог.
Понятия духа и материи.
Дух. В философии оформились три основных ответа на вопрос «Что есть дух?»:
— Дух есть нечто нематериальное, противоположное вещественному, телесному, материальному. Дух неуловим, неосязаем и непознаваем. Так думали, например, христианские философы Средних веков.
— Дух есть порождение высокоорганизованной материи. Он тесно с ней связан и не имеет никакой самостоятельности. Например, сознание человека – духовное образование, порождаемое биофизическими процессами мозга. Но продукты сознания – мысли, нематериальны, их невозможно как-либо зафиксировать. Так думали материалисты – Маркс, Энгельс, Ленин.
В XX в. была доказана ошибочность такого понимания мысли. Мысль – особое энергетическое (полевое), а значит, материальное образование.
— Дух есть особое состояние материи – разреженное, утонченное и высокоорганизованное. Дух и материя – различные состояния (полюса) единой космической субстанции («материя есть кристаллизованный дух»). Такая точка зрения характерна для эзотерической философии (Махатмы, Блаватская, Рерих и др.). Научные факты, получаемые исследователями, все более убедительно свидетельствуют в пользу данной точки зрения. Оказалось, что различные духовные образования подлежат научному изучению и фиксации (мысли, аура, фантомы сознания – тонкие энергетические тела человека и т.д.).
Материя.Представления о материи в истории философии не единожды изменялись. Так, например, у Аристотеля материя – пассивное, неорганизованное начало, которое нуждается в форме. Форма – то, что придает материи содержание и позволяет существовать в виде определенной вещи. Например, форма человека – его душа.
В Средние века материальные вещи противопоставлялись духовным образованиям – Богу, божественному миру, ангелам и т.д.
В Новое время понятие «материя» отождествлялось с понятием «вещество». Но с развитием физики эти понятия были разведены. Веществом стали называть лишь один из видов материи.
Широко известно определение материи, сделанное Лениным: материя есть объективная реальность, существующая вне человеческого сознания. С позиций современной науки это определение является неточным. Мысль – особое энергетическое (полевое), а значит материальное образование.
Материя существует вечно, она неуничтожима и неисчерпаема, постоянно видоизменяется и переходит из одного состояния в другое.
Современная наука выделяет два основных вида материи – (вещество и поле) и две основных формы существования материи (пространство, время).
Вещество— вид материи, обладающая дискретным (прерывистым) строением и массой покоя. Частицы вещества – кварки, протоны, нейтроны, атомы, молекулы и т. д.
Физическое поле— вид материи, обладающий непрерывностью и отсутствием массы покоя. Частицы поля – кванты. Современной науке известны четыре вида полей – гравитационное, электромагнитное, слабое ядерное и сильное ядерное. Некоторые физики полагают, что существует и пятый вид – торсионное поле (порождаемое процессами вращения).
Пространствоесть способность материальных тел занимать определенное местоположение, или располагаться относительно других тел. Размерность физического пространства в макромире равна трем, однако ученые и философы полагают, что размерность пространства как в макро-, так и в мегамирах может быть выше трех.
Времяесть длительность или скорость развития материальных процессов, их ритм или темп. Размерность времени в физическом макромире равна единице, т. е. оно одномерно.
Движение и развитие. В природном мире все подлежит изменениям. Всякое изменение материи в философии называется движением.Существуют следующие формы движения материи:
—механическое — перемещение, например, шара по плоскости;
— физическое — например, ядерная реакция;
— химическое — например, химическая реакция окисления;
— биологическое — например, деление клетки;
— психическое — например, ощущение или мышление;
— социальное — например, социальная революция;
— космическое- например, расширение межгалактического пространства Вселенной.
Сложный вид изменений и движения называется развитием,или более точно: развитие есть направленные, качественные, необратимые изменения сложных системных объектов.
Детерминизм и закономерность.Детерминизм или принцип причинности предполагает обусловленность одних явлений другими явлениями. Его основная идея состоит в том, что никакое событие в природе не может произойти само по себе. Оно должно быть порождено другими событиями, которые выступают по отношению к нему как причины.
Другое важнейшее основание детерминизма – принцип закономерности, согласно которому взаимодействия между природными объектами происходят по определенным устойчивым схемам. Такие схемы называются законами.
Например, схема взаимодействия камня и Земли всегда одинакова (устойчива). Камень будет притягиваться к Земле, т.е. падать. Это падение объясняется законом гравитации (притяжения). Если однажды камень зависнет в воздухе и не упадет на Землю, не следует торопиться объявлять это «чудом» в религиозном смысле этого понятия, т.е. как нечто сверхъестественное, необъяснимое с точки зрения причинности и закономерности. Если камень завис, значит, на него действует неизвестная сила, причинность и закономерность действия которой необходимо установить. Возможно, это будет сделать непросто. Но это не означает нарушения причинности и закономерности как базовых принципов научно-философского познания мира.
Организованность. Структурность. Многомерность.Очевидно, что в природном мире существует как порядок, так и беспорядок. Тем не менее, упорядоченность, или организованность, материального и духовного бытия во многих явлениях и процессах явно преобладает над хаосом.
Это поняли еще древние греки. Не случайно ими было сформулировано понятие космос,которое означало упорядоченное, организованное, конечное бытие в противовес хаосу — бытию неупорядоченному и бесконечному.
В настоящее время наука объясняет происхождение Космоса на основе теории Большого Взрыва: много миллиардов лет назад космическое пространство было сжато в единую сверхплотную вакуумную точку. В результате неизвестных процессов в недрах вакуума произошел огромный (взрывной) выброс энергии и расширение космического пространства, которое продолжается до сих пор. Постепенно, по мере расширения Космоса, стали образовываться микрочастицы и космические тела-галактики, звезды, планеты и т. д.
Материя в Космосе имеет определенную структурность — это организованность, упорядоченность в системы, элементы которых связаны между сорбой.
В самом общем виде выделяют три уровня организации материи в Космосе: микромир (физический вакуум, элементарные частицы), макромир (макротела, молекулы), мегамир (планеты, планетные системы и звёзды, галактики, метагалактика (доступная изучению часть Вселенной)).
Важный атрибут космического бытия и материи — многомерность.Долгое время ученые думали, что существуют только три пространственных размерности и одна временная. Однако оказалось, что физические теории, объясняющие структуру и взаимодействия микрочастиц, свидетельствуют об их многомерности. Сейчас в науке укрепляется убеждение, что многомерность может существовать не только в микро-, но и в макро- и мега-мирах.
Эзотерическая философия уже давно обосновывает эту идею. В Космосе, кроме нашего мира, могут существовать миры иных измерений. Причем эти миры находятся не где-то далеко, а параллельны с нашим. Их называют «тонкие миры», «духовные сферы бытия», «внутренний космос», «астральный и ментальный миры» и т.д. Многие древние философы и ряд современных ученых полагают, что сознание человека во время сна и после смерти биологического тела пребывает в этих мирах. В настоящее время в науке разворачиваются теоретические и экспериментальные исследования этих проблем.
Дифференцированность.Понятие дифференцированность означает разъединенность, расчлененность на отдельные фрагменты и образования. Материя не только структурирована и организована, но и разделена. Например, то, что каждый процесс или явление имеет свои противоположные, полярные свойства – положительные и отрицательные заряды в электричестве, разделение полов и т.д.
Дифференцированность проявляется в дискретности — вещество состоит из отдельных микрочастиц, общество состоит из отдельных индивидов, галактики состоят из отдельных звезд и планет и т.д.
Философы утверждают, что возможны и недифференцированные состояния материи. В таком состоянии материя, вероятно, находилась до появления Вселенной из вакуумной точки.
Жизнь. В изучении жизни главными являются три вопроса: Что есть жизнь? Когда и как она появилась? В каких формах она существует?
На вопрос: «Когда и как появилась жизнь?» в философии существуют два ответа. Философы-материалисты (Маркс, Энгельс, Ленин) утверждали, что жизнь есть свойство высоко организованной материи, которое появляется на определенной (биологической) ступени ее эволюции. Согласно этой точке зрения природу принято делить на неживую и живую. Живые объекты природы появляются из неживых случайно или закономерно (единого мнения на этот счет нет).
Согласно другой точке зрения, которая называется жизнь есть неотъемлемое свойство материи, она никогда не появлялась и никогда не исчезнет, вся материя (Космос) является живой (Платон, Анаксимен, Аристотель и др.).
Краеугольным является вопрос «Что есть жизнь?», так как от ответа на него зависят ответы и на другие вопросы. Материалисты воспринимали жизнь только в биологическом смысле, поэтому наука долгое время признавала живыми исключительно биологические существа. Однако оказалось, что жизнь может существовать и в небиологической — энергетической (полевой) форме.
Наиболее глубокое определение жизни дают эзотерический буддизм и йога. Жизнь в этих учениях отождествляется с движением материи и понимается как всякое изменение и взаимодействие материи. Она существовала всегда, но в различных формах и видах, многие из которых человеку пока не известны.
В XX в. началось целенаправленное изучение энергетических форм жизни — тонкоматериальных полевых образований. Результаты, полученные исследователями, противоречили узким материалистическим представлениям о жизни и свидетельствовали в пользу древней восточной философии. Научное определение жизни – форма существования живой материи, состоящая в обмене веществом, энергией и информацией с окружающей средой, в их переработке для осуществления своих функций.
Сознание.Сознание изучается многими научными дисциплинами, центральное место среди которых занимают философия и психология. Сознание – это особая функция или способность материи (духа), которая заключается в субъективном отражении и предвосхищении объективной действительности. Существуют три основные точки зрения на проблему происхождения сознания:
— сознание есть продукт высокоорганизованной материи (марксизм и др.);
— сознание (дух) существует изначально до появления материи (идеалистическая философия — Аристотель, Августин, Аквинский, Гегель и др.);
— сознание — имманентное (внутренне присущее, неотъемлемое) свойство субстанции, которое существует вечно, но по-разному проявляется во множестве всевозможных материальных форм и имеет различные степени развития (эзотерическая философия — Махатмы, Блаватская, Рерих и др.).
Наука XIX — XX вв. воспринимала сознание механистично, ориентируясь на первую из указанных точек зрения. Ученые думали, что сознание человека порождается, полностью зависит и может быть объяснено биофизической активностью мозга. Но оказалось, что на самом деле все намного сложнее. Было установлено, что сознание может сохранять свою активность во время полной остановки биофизических мозговых процессов (клиническая смерть). Подобные феномены нашли свое объяснение в развивающейся энерго-информационной концепциисознания, в которой оно трактуется как особое энергетическое явление (функция), связанное с полевыми формами материи.
Мозг осуществляет связь между миром идеальным и материальным. в мозге – 10 млрд. нервный клеток (нейронов). Мы очень много знаем о том, что делает мозг, и очень мало о том, как делает.
Связь, детерминизм, развитие.Еще в древности люди начали понимать, что различные природные процессы и явления существуют не сами по себе, а так или иначе взаимосвязаныдруг с другом. Гром и молния связаны с дождем; хороший урожай – с достаточным количеством влаги и тепла. Представление о взаимосвязи отдельных природных объектов и явлений нашло свое отражение уже в ранних философских учениях. Однако идея всеобщей взаимосвязиявлений и процессов бытия входила в науку и философию достаточно долго. Наибольшее количество споров вызывала не просто взаимосвязь, а всеобщая взаимосвязь в природе. До сих пор эта идея имеет своих противников, несмотря на убедительные аргументы естествознания. Так, мир является единым целым, например, потому, что все его элементы связаны между собой силами гравитации (притяжения).
Почему же идея всеобщей взаимосвязи вызывала и вызывает столько споров? Дело в том, что всеобщие (универсальные) связи бытия не так наглядны и понятны, как связи между отдельными явлениями. Их понимание требует не просто наблюдений, но познания определенных закономерностей, которые часто именуют диалектическими (от слова «диалектика»).
Виды универсальных связей бытия. Универсальные связи бытия делят на две группы:
• структурные связи выражают организованность бытия, его упорядоченность в системы, элементы которых связаны между собой.
• причинно-следственные связи (детерминизм) – выражают обусловленность одних явлений другими. Известно пять основных исторических форм детерминизма:
—кармический детерминизм: основан на учении о карме, в котором признается сложная причинная обусловленность и закономерность явлений природы, общественной жизни и психики человека (в буддизме, йоге и других школах индийской философии).
—теологический детерминизм:Бог — причина всех событий (христианская, исламская теология Средних веков).
—механистический детерминизм: причинно-следственные связи считались жесткими и постоянными, случайности исключались (был распространен в Европе в Новое время; Ньютон и др.).
—статистический,иливероятностный, детерминизм: причина и следствие связаны не жестко, а вероятностно, допускаются случайности и неопределенности (современная наука).
Изменения и развитие.Давно замечено, что в природе нет ничего постоянного и устойчивого. Постепенно, медленно или быстро, все претерпевает определенные изменения. Направленные, качественные, необратимые изменения сложных систем называются развитием. Все виды развития по направленности разделяются на:
• прогресс — вид развития, при котором наблюдается переход от низших, малоорганизованных форм к высшим, высокоорганизованным формам.
• регресс(инволюция или деградация) — вид развития, при котором наблюдается переход от высших, высокоорганизованных форм к низшим, малоорганизованным формам.
• одноплоскостное развитиеосуществляется в пределах одного уровня или плоскости, переход системы в более высокоорганизованное или малоорганизованное состояние не наблюдается.
• цикличное развитиеосуществляется по замкнутому циклу, в котором могут быть фазы прогресса и регресса, однако система возвращается в исходное состояние.
По качеству все виды развития делятся на:
• эволюцию– плавное, постепенное изменение системы. Когда говорят «эволюция», то, как правило, предполагают изменения в сторону совершенствования (например развитие живых существ). Изменения в противоположную сторону называют «инволюция» (регресс, деградация).
• революция– резкое, быстрое, качественное изменение системы. Такой вид развития может наблюдаться как в природе (взрыв сверхновой звезды и т.д.), так и в обществе (социально-политическая революция, научная революция и т. д.).
В природной и общественной жизни происходят все перечисленные виды развития. Одни из них наблюдаются чаще (прогресс, регресс, эволюция), другие реже (одноплоскостное и цикличное развитие, революция). Однако многие философы и ученые полагают, что природа и общество включены в глобальный процесс космической эволюции, в котором осуществляется совершенствование материи и духа.
Диалектика.Диалектика – философское учение о развитии и взаимодействии противоположностей. Отцом диалектики как целостного учения считают немецкого философа Георга Гегеля, которому удалось сформулировать ее основные законы и понятия.
Диалектика основана на нескольких фундаментальных идеях:
— все в природе подлежит непрерывным изменениям и развитию;
— явления и процессы неизбежно обладают полярностью и противоречивостью;
— существует всеобщая связь и взаимовлияние вещей друг на друга.
Существуют три закона развития, или закона диалектики.
• Закон единства и противостояния противоположностей.Каждое явление или процесс есть противоречивое совмещение противоположных (полярных) качеств, свойств или признаков (каждый момент времени заключает элемент прошлого и элемент будущего; знание всегда содержит в себе элементы незнания). Взаимодействие противоположностей является причиной (источником) развития
• Закон перехода количественных изменений в качественные.Постепенное и незаметное накапливание количественных изменений рано или поздно неизбежно приводит
к появлению нового качественного свойства. Например, постепенное охлаждение воды приводит ее в новое состояние – она становится твердой (лед). Физико-механические свойства льда отличаются от свойств воды.
• Закон двойного отрицания.Возьмем, например, зерно и посадим его в землю. Когда появляется росток, зерно разрушается. Это есть отрицание предыдущего состояния. Однако постепенно росток развивается, и, в конечном счете, на нем появляются новые зерна. Новое зерно отрицает предыдущую фазу ростка и являет собой синтез первой и второй фаз развития.
То есть развитие осуществляется по спирали, где следующий виток повторяет траекторию предыдущего, но, вместе с тем, разворачивается на ином – более высоком уровне.
Диалектический и догматический методы мышления.В философском, сознании долгое время господствовал догматический способ мышления, при котором внимание уделяется отдельным элементам, качествам и характеристикам предметов, явлений и процессов. Предполагается, что они не зависят друг от друга. Мир видится преимущественно статичным, развитие учитывается слабо или не учитывается совсем.
Диалектическое мышление предполагает единство и взаимодействие полярных сил, многообразие связей, изменения и развитие различных предметов, явлений и процессов.
Дата добавления: 2014-12-24 ; Просмотров: 1864 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
- http://www.winstein.org/publ/11-1-0-385
- http://studbooks.net/610127/filosofiya/priroda_filosofskom_ponimanii
- http://studopedia.ru/5_115845_filosofiya-prirodi.html
- http://otherreferats.allbest.ru/philosophy/00679307_0.html
- http://studopedia.su/14_24627_lektsiya--filosofiya-prirodi.html