Меню Рубрики

Пословицы и поговорки с точки зрения психологии

Даже беглый анализ пословиц, поговорок позволяет обнаружить их ярко выраженную смысловую насыщенность, обращенную к рефлексивной способности человека. По мнению Л.И.Ростовцевой, пословицы и поговорки выполняют три общественно значимые функции:

институциональную — содержат нормы и правила, которые способствуют выработке стереотипов поведения;

социального контроля — ориентируют на воспитание социально-одобряемого поведения (хвалят, если поведение должное, или осуждают, высмеивают);

психологическую (точнее, психотерапевтическую) — включают вербальные, логотерапевтические формы обращения к человеку, способствуя обеспечению психологической защиты, давая человеку надежду, веру в наличие выхода из сложной жизненной ситуации.

Именно эта функция и представляет для нас особый исследовательский интерес. Пословицы многозначны, что, собственно, и роднит их с символом. Как утверждает О.А. Белобрыкина, «специфика природы символа заключается в множественности его интерпретаций — он богат своим содержанием, допускает многовариантность прочтения». Именно этот аспект и придает пословицам особый психологический смысл, на котором и будет сконцентрировано наше внимание.

Так, довольно часто в пословицах подчёркивается таинство, таинственность, неизвестность, интимность человеческой души. Например:

«человека видим, а душу его не видим»;

«сердце без тайности — пустая грамота»;

«чужая душа — потемки»;

«нет таких трав, чтоб узнать чужой нрав».

Глубинный психологический смысл этих пословиц как раз и состоит в том, что указывает на тайну, загадку человеческой души — ни один человек не знает и не может до конца узнать, что происходит в душе другого человека, какие чувства он испытывает. И действительно, понять другого человека — это и великий труд (и интеллектуальный, и эмоциональный), и особый (можно даже сказать божественный) дар. Искусством понимания другого (человека) владеет не каждый, да и не каждому это дано. Отсюда и трудности понимания чувств, переживаний другого человека, осмысления того, что он испытывает в данный момент, трудности в объяснении тех или иных человеческих поступков.

В ряде пословиц и поговорок содержится указание на то, что человек хочет и пытается раскрыть; на то, что у него происходит в душе. Об этом свидетельствуют поговорки: «разговаривать по душам», «облегчить душу», «излить душу», «как камень с души упал».

Как отмечает В.П.Зинченко, душа и тело в современной культуре зачастую существуют как полюса оппозиции. Подобный дуализм наблюдается и во многих пословицах:

«телу простор — душе теснота»;

«что телу любо, то душе грубо»;

«душа на прохладу, а плоть в баню»;

«душа прохладу любит, а плоть — пар».

Заметим, что в пословицах и поговорках основной акцент смещается именно на возвышенность, значимость душевной жизни человека. Душа всегда чище, бесценнее, чем тело: «Чистота духовная паче телесной». Сохранить в чистоте душу много сложнее для человека, чем тело: «Душа всего дороже, душа — заветное дело». Однако именно тело (соматические реакции, психосоматическое состояние) служит индикатором состояния души, внутреннего мира человека, так как человек целостен — он есть единство тела, души и духа. Душа человека в народной мудрости понимается как возвышенная, утонченная, легко ранимая субстанция, тогда как тело — более приземлено: «Душа бессмертна, тело — тленно», «Тело — вместилище души», «Обидеть легко, да душе каково».

Т.С.Леви полагает несинонимичность понятий «тело» и «телесность». Она пишет: «Тело» означает, прежде всего, физический объект, не несущий субъекности, духовности. «Телесность» есть одухотворенное тело. Понятия «тело» и «телесность» отличает мера жизненности». По мысли В.П.Зинченко, «одухотворение тела связано с рождением смысла, чувства души, создания тайны, которое и для психологии остается тайной».

«Душа — это таинственный избыток познания, чувства и воли, без которого невозможно ни их полноценное развитие, ни развитие самой души».

В народной мудрости немало высказываний о нравственных основаниях человека, мерой которых выступает совесть. Именно совесть, а наряду с ней страх и стыд представлены в пословицах и поговорках в качестве регуляторов поведения человека:

«не за страх, а за совесть»;

«в ком стыд, в том и страх».

Заметим, что страх и стыд как особые эмоциональные состояния выступают предметом изучения в психологической науке. Причем обращает на себя внимание, что совесть рассматривается как явление, не зависящее от человека и обладающее собственной силой — может наказывать его за плохие поступки, даже если сам он этого не хочет и не думает об этом. Совесть начинает как бы «грызть» человека изнутри:

«добрая совесть — глаз божий»;

«совесть без зубов, а грызёт»;

«как ни мудри, а совесть не перемудришь»; «сам от себя не утаишь, сам себя и обличишь».

Обратимся к М.К. Мамардашвили, который отмечает, что «человек как человек существует или не существует в поле совести и понимания. Оно, это поле, существует независимо от человека, и он может в этом поле только возникать и рождаться в качестве человеческого существа, узнающего о себе, например, что у него есть душа. То есть ему больно, беспричинно больно. То, что болит без причины, по определению есть душа» [5, с. 205-206].

Очевидно, что телесное и душевное человека напрямую не сводимы друг к другу, не взаимозаменяемы:

«личиком беленёк, да душой черненёк»;

«рожа крива, да душа пряма».

Как видим, хороший человек не обязательно должен быть красивым, т.е., иначе говоря, если человек внешне приятен, красив, то это вовсе не значит, что они в душе таков же (красив) и что его совесть чиста.

Как утверждают многие русские пословицы, душу другого человека можно узнать эмоциональным, эмпатийным путём — через сочувствие, сострадание, сопереживание, вживание в переживание другого: «Душа душу знает, а сердце сердцу весть подаёт». В то же время, как гласит народная мудрость, одной эмпатии недостаточно, необходимы и опыт, и некоторое время, чтобы хорошо узнать человека, его душу, узнать, на что он способен, что он чувствует, переживает: «Человека узнаешь, когда с ним пуд соли сам расхлебаешь».

Очевидно, что народный кладезь мудрости несомненен для профессионального становления психолога. Мы полагаем, что и пословицы, и поговорки помогут психологам (особенно начинающим) лучше понять человека, его внутренний мир (душу, её ранимость, возвышенность), с которым им, собственно, и предстоит работать.

Кроме того, пословицы могут выполнять психотерапевтическую функцию, позволяя придать смысл любой жизненной ситуации. Психолог с помощью пословиц может показать варианты поведения человека в сложных ситуациях, актуализировать рефлексию и придать оптимистический смысл отчаявшимся в жизни людям.

Немаловажен в деятельности психолога и ментальный потенциал пословиц и поговорок. Как отмечает Е.А.Савина, «пословицы могут использоваться как богатый источник для этнопсихологии, для изучения менталитета, характера, темперамента какого-либо народа или этнической группы». Известно, что в силу этнических, демографических, культурных различий разные народы имеют и психологическую специфику. У каждого народа свой особый менталитет, свои моральные и нравственные принципы, которые отличаются от менталитета, моральных и нравственных принципов другого народа. И поэтому пословицы и поговорки разных народов, особым образом отражающие специфику внутреннего мира их создателей, будут различны и по структуре, и по смыслу, что тем самым, позволит обнаружить и понять индивидуальность, особенность того или иного народа, нации.

Следует отметить и такую актуальную для настоящего времени проблему, как затруднения в становлении и развитии личности современных детей и подростков. Это обусловлено рядом социальных, экономических, политических и прочих причин, следствием которых стали отсутствие чёткости мировоззренческих позиций, размытость нравственных ориентиров. Кроме того, современная ситуация обучения школьников характеризуется увеличением доли приходящейся на них интеллектуальной и эмоциональной нагрузки, в связи с чем особое значение приобретает психологическое сопровождение педагогического процесса. Одной из важнейших задач психолого-педагогического взаимодействия является разработка и внедрение эффективных методик, оказывающих конструктивное влияние на формирование личности школьника. Причем все чаще и чаще специалисты сферы образования (учителя, воспитатели, психологи и др.) при разработке развивающих, коррекционных программ, технологий, методик стали обращаться к народному фольклору и его разнообразным жанрам. Очевидно, что пословицы и поговорки могут использоваться как действенные средства психолого-педагогического влияния на развитие личности ребёнка, непосредственно вовлекая его в культурное пространство и обращаясь тем самым к самым сокровенным человеческим переживаниям и универсальным знаниям о сущности человеческого бытия.

ЖИТЕЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ПОСЛОВИЦАХ О РАБОТЕ (ТРУДЕ)

«Сначала было Слово, ну а потом слова, слова, слова», — которые «собирались» в предложения, высказывания, словосочетания. Они отражали впитанную мудрость времени, опыт поколений, энергетический заряд людей. Сегодня эту часть русского фольклора мы называем пословицы и поговорки.

По определению русского литературоведа Марии Александровны Рыбниковой: «Поговорка – это оборот речи, выражение, элемент суждения. Пословица же – законченное суждение, завершенная мысль». В народе говорят: «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка».

Пословицы и поговорки возникали среди различных классов и социальных групп населения, у людей не схожих профессий и родов занятий. Они отражали все стороны жизни людей. Были с ними «в горе и радости», в отдыхе и труде.

Пословицы и поговорки – это отражение житейской психологии народа. Не зря можно часто услышать: «У кого что болит, тот о том и говорит».

Значительное количество пословиц и поговорок возникло в среде работящих людей. Например, среди ремесленников: «Без топора — не плотник, без иглы — не портной», «Ремесло пить – есть не просит, а само кормит», «С ремеслом и увечный хлеба добудет».

Наиболее многочисленной является группа пословиц и поговорок, возникших в крестьянской среде. Большинство из них непосредственно связанно с сельскохозяйственным трудом: «Вешний день целый год кормит», «Доброе семя, добрый и всход», «До поры до времени не сеют семени», «Пашню пашут — руками не машут».

Очевидно, что все пословицы и поговорки о труде, работе. Правильно подмечено: «Движение – это жизнь». Вот и учат нас пословицы и поговорки что «Жизнь пройти – не поле перейти», «Какие труды, такие и плоды», «К чему душа лежит к тому и руки приложатся», «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Пока железо в работе его и ржа не берет».

Все вышеперечисленное – психологические знания, накопленные и употребляемые человеком в повседневной жизни, которые формируются в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений.

«Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться», «Любишь кататься – люби и саночки возить», «За много дел не берись, а в одном отличись», «Не говори что делал, а говори, что сделал», «Не начавши, думай, а начавши, делай».

Следует отметить, что для житейских психологических знаний характерна фрагментарность. Такие знания носят интуитивный характер.

Достоверность житейской психологии проверяется на личном опыте и опыте людей, с которыми человек непосредственно соприкасается. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт.

Пословицы и поговорки характеризуются доступностью, наглядностью и правдивостью. Это бесценное народное богатство, параллельно с которым мы взрослеем, а позже изучаем психологию как науку.

Пословицы и поговорки для работы психолога

Автор Сообщение

Психолог, Супервизор, Личный терапевт

Сейчас на сайте

Я в своей работе довольно часто использую разные пословицы и поговорки. Некоторые из них я запомнила еще в детстве. А какие изречения используете вы? Или что вам запомнилось из разговоров с другими людьми?

Психолог, Супервизор, Личный терапевт

Сейчас на сайте

Повадился кувшин по воду ходить. Видно головы не сносить.

Психолог, Супервизор, Личный терапевт

Сейчас на сайте

Из бабушкиных изречений: «Лень-то вперед тебя родилась».

О да, это точно для работы с психологом поговорка.

Вы психолог или воспитатель?

Психолог, Супервизор, Личный терапевт

Сейчас на сайте

А я ведь могу быть в разных ролях. И не всегда я — психолог. Иногда и мне кто-то психолог. А иногда и воспитатель.

Психолог, Супервизор, Личный терапевт

Сейчас на сайте

И еще очень известное, но от этого не менее любимое:
«Два сапога — пара. И оба левые. «
Читайте также:  Лазерная коррекция зрения при вич инфекции

Психолог, Системный терапевт коуч

Это, конечно, не пословица, но ставшая для меня уже крылатой фраза: «Хорошие девочки попадают в рай, а плохие. А плохие — куда захотят.»

Психолог, Клинический психолог

Добрый день! Использую много и достаточно часто, не только пословицы и поговорки, но и «крылатые фразы», цитаты из фильмов и т.д.
Для подростков — «В этой жизни падают и спотыкаются все. Побеждает тот, кто сможет раньше подняться!», «Не ошибается только тот, кто ничего не делает!»
Для людей ищущих счастье — «По настоящему счастлив тот, кто мечтает о многом, и умет радоваться тому, что имеет».
Всего много для начинающих можно для себя составить словарь, но в целом они уже есть словари справочники пословиц и поговорок, крылатых фраз и выражений. Найдите те, которые Вам близки и пользуйтесь. Удачи всем! «Рыбак рыбака видит издалека». Люди, имеющие сходные интересы, быстро находят общий язык.

Психолог, Супервизор, Личный терапевт

Сейчас на сайте

Я это тоже очень люблю и знаю с детства.

Психолог, Супервизор, Личный терапевт

Сейчас на сайте

Про рыбака тоже одно из часто вспоминаемых.

Психолог, Психоаналитический терапевт

Сапожник без сапог! А я отношусь к поговоркам, как к застывшим, регидным формам. И поэтому стараюсь расшатывать выражения, которыми «накормили» клиента. Предлагаю посмотреть, а так ли эта поговорка или высказывание живы и актуальны для клиента сейчас.

Психолог, Супервизор, Личный терапевт

Сейчас на сайте

Я использую пословицы и поговорки не как нравоучения или руководство к действию, а скорее как юмор. Или что-то для разрядки напряженности в клиенте или в его рассказе. Мне кажется, что любая шутка или вовремя вплетенная крылатая фраза делает разговор не таким академичным и исключительно рабочим. Не плюй в колодец — вылетит не поймаешь!

Психолог, Супервизор, Личный терапевт

Сейчас на сайте

И, кстати, «доработанные» поговорки и пословицы бывают тоже очень интересны. Есть любимая цитата: «Ничто человеческое мне не чуждо».

Психолог, Личный семейный психолог

К сожалению, очень часто приходится соглашаться и с этим: «От осинки не родятся апельсинки».

Психолог, Психоаналитический терапевт

мыло, мочало, начинай сначала..

Психолог, Супервизор, Личный терапевт

Сейчас на сайте

Я это первый раз услышала от своего клиента лет пять назад.

Психолог, Супервизор, Личный терапевт

Сейчас на сайте

«На колу висит мочало — начинаем все сначала. » — услышала еще в школе. И тоже иногда использую в работе.

С этим согласна. Восхищаюсь коллегами, которые к месту вставляют анекдоты или фразы, разряжающие атмосферу.

Психолог, Супервизор, Личный терапевт

Сейчас на сайте

Так попробуйте. И поделитесь.

Психолог, Психоаналитический терапевт

Молчание — золото

Психолог, Психоаналитический терапевт

Не буди лихо, пока тихо

Психолог, Супервизор, Личный терапевт

Сейчас на сайте

Не буди лихо, пока спит тихо.

Психолог, Детский психолог Гештальт-терапевт

Когда-то меня зацепило выражение «причинить добро»

Психолог, Супервизор, Личный терапевт

Сейчас на сайте

Еще есть фразы, которые слышу последние лет пять.
Меня это улыбнуло.
Он (она) сделал(а) мой день.

Не знаю куда это отнести, но для переписки подходит идеально.

Психолог, Ведущий тренингов

Не сделаешь добра не получишь зла

Психолог, Психоаналитический терапевт

Слово не воробей

«Усилием Воли могу вызвать дождь»,
сказал Йог-аскет, Силой Воли гордясь.
«А я Силой Мысли погну любой гвоздь»,
Тантрический Мастер ответил. смеясь.

В дебаты вмешался философ ДАВид,
он точностью Мысли своей знаменит.
«А я сделал выбор. по сути простой,
Ты смело иди. иль уверенно стой!»

P.S. пси-граммка на тему. «во всём нужна золотая середина». ))).

© Copyright: Александр Владимирович Дудкин, 20.11.2015
Свидетельство о публикации №115112009544

Амне почему-то черный юмор нравится, странно, но в трудные минуты эти поговорки не расстраивают, а наоборот. Мои любимые:
Не все коту масленица.
Трудно в жизни, легко потом.
Поздно пить боржоми, когда почки отказали.

№30 | Дудкин Александр Владимирович писал(а):
Спор Магов.

«Усилием Воли могу вызвать дождь»,
сказал Йог-аскет, Силой Воли гордясь.
«А я Силой Мысли погну любой гвоздь»,
Тантрический Мастер ответил. смеясь.

В дебаты вмешался философ ДАВид,
он точностью Мысли своей знаменит.
«А я сделал выбор. по сути простой,
Ты смело иди. иль уверенно стой!»

P.S. пси-граммка на тему. «во всём нужна золотая середина». ))).

© Copyright: Александр Владимирович Дудкин, 20.11.2015
Свидетельство о публикации №115112009544

§ 9. Психологическое знание о труде в народных пословицах и поговорках

В XIX в. многие писатели, лингвисты, этнографы занима­лись собиранием фольклора, описаний обрядов, поверий. Именно этот период в истории нашей страны был связан с накоплением материалов указанного рода и осознанием свое­образия национальных культур России. Среди интересней­шего для психологов материала, собранного в этот период и до сих пор тщательно не изученного (именно в контексте пси­хологического знания), большой интерес представляют посло­вицы и поговорки, отражающие сферу трудовой жизни наро­да.

Конечно, собранные в XIX в. пословицы и поговорки могли возникнуть многие века назад или отражать новые ус­ловия хозяйственной и политической жизни народа в XIX в. Несмотря на то что уже в первую половину XIX в. начали применять в сельском хозяйстве машины (паровые молотил­ки, конные жатки, косилки и пр.), в основной своей массе земледельческое хозяйство сохраняло традиции, сформиро­вавшиеся в течение многих веков.

Возьмем в качестве первоисточника сборник пословиц и поговорок России, составленный В. Далем и насчитывающий порядка 30 тысяч образцов [23].

Если выбрать из этого набора пословицы, имеющие отно­шение к сфере труда, и упорядочить их в группы соответствен­но смысловому содержанию, мы получим некоторую семанти­ческую структуру, которую можно соотнести с сеткой поня­тий и проблем психологии труда как отрасли науки. Может быть проведен и количественный анализ частоты встречаемос­ти группы пословиц определенного смыслового содержания, который может дать материал, косвенно свидетельствующий о степени значимости именно данной стороны труда в народ­ном сознании. Но это — особая задача.

Не претендуя на полноту охвата всего материала, мы ог­раничимся попыткой выделения в нем элементов, созвучных, аналогичных проблематике современного научно-психологи­ческого знания, а именно: представлений о трудовой деятель­ности как ведущей форме деятельности в онтогенетическом развитии личности, понятий, характеризующих человека как субъекта труда с точки зрения его формирования, функциони­рования и принципов рациональной организации конкретной трудовой деятельности. Так, в контексте этих вопросов сре­ди пословиц и поговорок можно найти утверждение обяза­тельного характера труда, его основополагающего значения в жизни -крестьянина: «Масло само не родится»; «Не разгры­зешь ореха, так не съешь и ядра»; «Без труда не вынешь и рыбку из пруда»; «Не от росы (урожай), а от поту»; «Бобы — не грибы: не посеяв, не взойдут»; «С разговоров сыт не бу­дешь».

Здесь отражено и представление о труде, основе нрав­ственности и морали человека:

«Не то забота, что много работы, а то забота, как ее нет»;

«Трутни — горазды на плутни»; «Праздность — мать поро­ков»; «Без дела жить — только небо коптить».

Воспитание потребности в труде, умение трудиться ока­зывается несравненно важнее для крестьянина, нежели вера в бога, религиозные обряды:

«На бога уповай, а без дела не бывай»; «Гребено (прял­ка) не бог, а рубаху дает».

Мы видим характеристику желательных результатов (про­дуктов) труда, а именно, осуждается труд низкопроизводи­тельный: «Три дня молол, а в полтора съел». Осуждается «псевдотруд»: как поведение, лишенное главного психологи­ческого признака труда: «Ты что делаешь? — Ничего. — А ты что? — Да я ему помощник»; «Он служит за козла на ко­нюшне»; «И козлу недосуг: надо лошадей на водопой прово­жать»; «Пошел черных кобелей набело перемывать».

Здесь речь идет о случаях, когда у человека не сформиро­вана (или утрачена) осознанная потребность быть полезным обществу членом. Он озабочен неким трудоподобным процес­сом, не имеющим социальной ценности.

Общественно ценный (а не любой!) труд объявляется ос­новой здорового образа жизни (хорошего сна, аппетита, про­филактики болезней): «Шевелись, работай — ночь будет ко­роче» (т. е. хорошо уснешь); «Лежа цела одежа, да брюхо со свищом»; «Кто много лежит, у того и бок болит»; «Работай до поту, так поешь в охоту»

Но труд непосильный, подневольный несет несчастье лю­дям: «Уходили сивку крутые горки»; «На мир не наработаешь­ся»; «Работа молчит, а плеча кряхтит».

Труд — верное средство управления своим настроением, способ борьбы со скукой, это источник счастья, радости, не зависящий от случайных обстоятельств жизни: «Не сиди, сложа руки, так не будет и скуки»; «Скучен день до вечера, коли делать нечего»; «Он в святцы не глядит, ему душа праздники сказывает».

Чтобы в жизни был не только труд, но и отдых и не толь­ко отдых, но и труд, чтобы они чередовались: «Мешай дело с бездельем, проживешь век с весельем» (или «с ума не сой­дешь») ; «После дела и гулять хорошо».

Далее важно знать правила, принципы эффективной орга­низации труда. Так, наряду с идеей о естественности и зако­номерности траты себя, своего здоровья в труде, для получе­ния желаемого продукта труда, отраженной в пословицах («Где бабы гладки, там нет воды в кадке»; «Лежит на боку, да глядит на реку»; «Лежа не работают»; «Не отрубить дуб­ка, не надсадя пупка»), отмечается необходимость рассчиты­вать свои силы в труде, управлять своим функциональным со­стоянием, предвидеть последствия чрезмерных усилий, пере­утомления; призыв к степенности, ритмичности в работе был средством дольше сохранить трудоспособность: «Ретивая ло­шадка недолго живет»; «Ретивый надсадится»; «Горяченький скоро надорвется»; «Лошадка с ленцой хозяина бережет».

К принципам эффективной организации труда относится также представление о важности плана, замысла, представ­лений о конечном результате труда: «Фасон дороже прикла­да»; «Швецу — гривна, закройщику рубль»; «Как скроишь, так и тачать начнешь»; «Не трудно сделать, да трудно заду­мать»; указана идея систематичности, постепенного, дли­тельного характера труда: «За один раз дерево не срубишь»; идея необходимости доводить начатое дело до конца, требую­щая волевых качеств: «Сегодняшней работы на завтра не по­кидай».

Отмечается важность регулирования работы во времени, отношение ко времени, как особой ценности: «Время деньгу дает, а на деньги времени не купишь»; «Век долог, да час до­рог»; «Куй железо, пока не остыло» (или «пока горячо»); «Работе время, а досугу час».

Вот пример заповеди, выделяющей набор важных требо­ваний к организации труда, процессу его исполнения: «Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно».

Интересны представления о роли продуманной организа­ции коллективного труда, о психологии управления: «В со­гласном стаде волк не страшен»; «У семи нянек дитя без глазу»; «От беспорядка и сильная рать погибает»; «Без пригляду одни только муравьи плодятся»; «Порядок дела не портит»; «Одна дверь на замок, другая настежь».

Нередко опыт осуждает нерационально организованный труд, неэффективное распределение обязанностей, «имита­цию» трудовой деятельности: «Один с сошкой (работник), а семеро с ложкой»; «Двое пашут, а семеро руками машут»; «Один рубит, семеро в кулаки трубят».

Подчеркивается значение положительных мотивов труда, необходимости желания, «охоты» трудиться для достижения хороших результатов в труде: «Сытое брюхо к работе (к уче­нью) глухо»; «Послал бог работу, да отнял черт охоту»; «Бы­ла бы охота, а впереди еще много работы». Указана важ­ность осознания смысла труда для себя как способа повыше­ния результативности труда при снижении субъективных ощу­щений усталости: «Своя ноша не тянет».

Для успешных результатов дела существенно значимы во­левые качества субъекта труда, позволяющие продолжать работу, несмотря на ее трудности: «Люблю сивка за обычай: кряхтит, да везет»; «Терпенье и труд — все перетрут».

К воспитанию волевых качеств можно отнести и умение человека-труженика начать и продолжить дело, требующее огромных физических, душевных затрат, решимость и муже­ство выполнять так называемые «слоновые задачи»: «Гла­за страшат, а руки делают»; «Муравей не велик, а горы ко­пает».

Читайте также:  У человека зрение бинокулярное или монокулярное

Пословицы содержат мысль о неэффективности одновре­менного выполнения действий разного содержания, о важнос­ти концентрации сил на одном предмете: «Либо ткать, либо прясть, либо песни петь»; «Орать (пахать) — так в дуду не играть»; «За все браться — ничего не сделать».

В труде необходима полная отдача сил, добросовестность: «Дело шутки не любит»; «Делать как-нибудь, так никак и не будет».

Разносторонне развита в народных пословицах проблема негодности работников, во-первых, по причине «лени». Зафик­сирован внешний, поведенческий признак ленивого человека (сонливость): «От лени опузырился (распух)»; «Кто ленив, тот и сонлив»; «Сонливый да ленивый — два родные братца»; «Сонливого не добудишься, ленивого не дошлешься».

Другой признак лени — болтливость: «Работа с зубами, а леность с языком».

Негодный работник — тот, кто не умеет достичь нужного результата: «У него дело из рук валится»; «Работа в руках плеснеет (гниет)». Либо тот, у кого несерьезное отношение к жизни: «Лентяй да шалопай — два родных брата».

Фиксация презрения к лени, воспитание негативного от­ношения к плохим и ленивым работникам выражены в пого­ворках. характеризующих поведение человека в труде и по­треблении (в отношении к еде): «Ленивый к обеду, ретивый к работе»; «Ест руками, а работает брюхом».

Пословицы содержат и представление о формах взаимосо­ответствия требований профессии и человека, идею индивиду­ально-психологических различий людей в труде, в учении: «Пошел бы журавль в мерщики, так не берут, а в молотиль­щики не хочется»; «Кто дятла прозвал дровосеком, а желну бортником?», «Всяк годится, да не на всякое дело»; «Волк- не пастух, свинья — не огородник»; «Молодой — на битву, старый — на думу»; «Приставили козла к огороду»; «Стрель­ба да борьба — ученье, а конское сиденье — кому бог даст»; «Иной охоч, да не горазд, иной и горазд, да не охоч».

Есть идея, отстаивающая право человека на индивидуаль­ный стиль деятельности, на творческую самостоятельность и своеобразие: «Мастер — мастеру не указ»; «Кто как знает, тот так и тачает»; «Всякий мастер про себя смастерит».

Народная мудрость зафиксировала представление о цен­ности профессионального мастерства, об особом уважении среди людей мастеров своего дела: «Не кует железа молот, кует кузнец»; «Не топор тешет, а плотник»; «Не работа доро­га — уменье»; «Из одной мучки, да не одни ручки»; «Коли не коваль, так и рук не погань»; «И медведь костоправ, да са­моучка»; «Не учась и лаптя не сплетешь»; «Кто больше зна­ет, с того больше и спрашивается».

Интересны «формулы» народного опыта, относящиеся к процессу, методам обучения мастерству, ремеслу: «Учи дру­гих и сам поймешь»; «Мудрено тому учить, чего сами не зна­ем».

Подчеркнута особая сложность работы учителя-мастера: «Всяк мастер на выучку берет, да не всяк доучивает».

Есть идея возрастных ограничений при наборе учеников ре­меслу: «Старого учить, что мертвого лечить».

Глубокая и очень важная мысль содержится в пословице: «Недоученый хуже неученого». На языке современной психо­логии можно здесь говорить о формировании неадекватной завышенной самооценки, уровня притязаний у «недоучки», о снижении «порога бдительности» у него, что может привести к несчастным случаям или низкому качеству работы, может быть причиной конфликтов в трудовом коллективе.

В пословицах можно обнаружить следы древности, наво­дящие на мысль о том, что это фонд многослойной, многове­ковой народной памяти, не случайно сохранившейся, но имев­шей особую функциональную роль в жизни людей. Так, на­пример, поговорка «Он на этом собаку съел» в наше время (как, вероятно, и в XIX в.) понимается так, что данный чело­век в данном деле — мастер, познал все его тонкости, ему нет в нем равных. Здесь можно увидеть следы тотемизма, ибо «собака» в древности выступала в роли тотема (в то время, когда ее удалось впервые приручить и она стала помощницей охотников и скотоводов). Мы уже писали о том, чтобы овла­деть тайными свойствами, качествами тотема, лучшее сред­ство — его съесть. Собак было не принято потреблять в пи­щу у славян, их можно было съесть только с магической целью. Утраченное со временем мифическое значение образа собаки и процедуры ее поедания в данной поговорке замени­лось другим — устройчивым значением — приобретения осо­бого опыта применительно к конкретному делу.

Другой пример — свидетельство эпохи анимизма: «У не­го лень за пазухой гнездо свила». Здесь причина дефекта тру­доспособности — «лень» представляется в виде невидимого, мифического существа, поселившегося на теле человека, ана­логично «криксе», заставляющей ребенка плакать, «тряс­це» — причине болезни и пр.

Пословицы и поговорки живучи и потому, что создают яркий наглядный образ, играющий функцию некоторого эта­лона социального поведения: «Есть — так губа титькой, а ра­ботать — так нос окован»; «Тит, поди молотить! — Брюхо болит. — Тит, поди кисель есть! — А где моя большая лож­ка?»; «Собака собаку в гости звала. — Нет, нельзя, недо­суг. — А что? — Да завтра хозяин за сеном едет, так надо вперед забегать, да лаять».

Здесь, по сути, в этих сценках содержатся «диагностичес­кие портреты», помогающие разобраться в людях, дать им общественную оценку как членам общества, как тружени­кам.

Другой вариант «живучих» пословиц — выражения, ис­пользующие минимум слов, максимально обобщенные, при­годные для разных типовых ситуаций, имеющие глубокий смысл, фиксирующий народный опыт в виде легко запоми­нающихся словесных «формул»: «Учи других и сам поймешь». Здесь, в частности, содержится замечательная мысль о том, что двигателем общественного познания является необходи­мость воспроизводить новые поколения тружеников. Можно быть хорошим мастером-исполнителем, но не понимать до кон­ца тонкости своего дела. Проблемы, неясности вскрываются именно при обучении, при передаче своего мастерства.

Конечно, и сама лингвистическая форма пословиц содей­ствует их запоминанию и применению многими поколениями. Имеется в виду их поэтический, размерный ритм, музыкаль­ность фразы, повторяющиеся обороты речи. Это часто строч­ки стиха: «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи»; «Каков строитель, такова и обитель».

Понятно, что критерий сохранности в народной памяти пословиц и поговорок, как свидетельство полезности их ис­пользования в жизненной практике, еще не является доста­точным основанием для прямого перенесения их значения в сферу научно-психологического знания о труде. Необходимо каждый случай соотнести с системой современных психологи­ческих представлений, учитывая исторический контекст, соци­ально-исторические условия жизни народа. Так, пословица «Кто к чему родится, тот к тому и пригодится» еще не озна­чает общепринятого понимания «прирожденности профессио­нальных способностей». Здесь, может быть, скорее отражена реальная ситуация выбора профессии, передачи ремесла, про­фессии по наследству в условиях сословного общества и от­сутствия начальной грамотности детей трудящихся, что созда­вало реальные препятствия свободного выбора профессии, жестко социально регламентировало профессиональное буду­щее обстоятельствами рождения человека. Такая трактовка опирается па разносторонне и богато представленное указа­ние роли учения, мотивация (охоты) в профессиональной ус­пешности.

Итак, пословицы, поговорки — это не только способ хра­нения и передачи морально-нравственных норм и ценностей, важных для общественной трудовой жизни в условиях, когда население в своей основной массе не владеет письменностью. Это знаковые (вербальные) орудия для фиксации социаль­ного опыта, необходимого для воспитания новых поколений тружеников, для выбора наиболее рациональных способов организации коллективного и индивидуального труда, подбо­ра и оценки работников.

В целом мир пословиц и поговорок — богатая кладовая народного опыта, источник сведений не только для писателей и лингвистов, но и для этнопсихологии, психологии труда и ее истории.

Русские пословицы и поговорки, которые могут быть использованы педагогом (психологом) в целях саногенного воспитания младших школьников

Из большого числа пословиц и поговорок нами были отобраны те из них, где ярко заметна жизненная позиция, дан ценный совет, — все это может быть с успехом использовано в педагогическом процессе в целях саногенного воспитания детей.

Ахи да охи не дадут подмоги.

Бежать — и хвост поджать, а стоя — и меч поднять.

Без обиды век не проживешь.

Без ума — голова — котел.

Без ума голова — ногам пагуба.

Битого, пролитого да прожитого не воротишь.

Ближнего обидеть — самому в беде быть.

Больше думая, меньше говори.

Бранись, бранись, да и на себя оглянись.

Браниться бранись, а на мир слово береги.

Бывает и виноватый прав.

В добрый час молвить, а в худой промолчать.

В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.

В счастье всякий умеет попеть, а умный умеет и горе терпеть.

В умной беседе быть — ума прикупить, а в глупой и свой растерять.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

Век без ошибки не проживешь.

Век живи, век надейся.

Век живи, век учись.

Велик почет не живет без хлопот.

Веселое слово — речи основа.

Веселье не вечно, и печальное конечно.

Видимая беда — что во ржи лебеда.

Вина голову клонит. Все горе не оплачешь.

Все перемелется, мука будет.

Вспыльчивый нрав не бывает лукав.

Встречай людей не с лестью, а с честью.

Всю ночь собака на месяц пролаяла, а месяц того и не знал.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Всяк в беде бывает, а на другом видя, забывает.

Всяк глядит, да не всяк видит.

Всяк по-своему с ума сходит.

Всяк по себе дерево рубит.

Всяк правду любит, да не всяк ее сказывает.

Всяк правду ищет, да не всяк ее хранит.

Всяк человек своего счастья кузнец.

Всякая дорога вдвоем веселей.

Всякая неправда — грех.

Всякая помощь хороша вовремя.

Всякий совет к разуму хорош.

Всякое решение любит рассуждение.

Всякому свое счастье.

Всякому своя честь дорога.

Всяку ложь к себе приложь.

Вчерашнего дня не воротишь.

Выпей чайку — забудешь тоску.

Где беде быть, там ее не миновать.

Где правда, там и счастье.

Где радость,тут и горе; где горе, там и радость.

Где слова привета, там улыбка для ответа.

Где слова редки, там они вески.

Где ум, там и толк.

Где ума не хватит, спроси разума.

Глупого учить — что решетом воду носить.

Глупый киснет, а умный все промыслит.

Глупый осудит, а умный рассудит.

Гнева не пугайся, на ласку не сдавайся.

Гнило слово от гнилого сердца.

Говори смелее — будет вернее.

Горе да беда с кем не была.

Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости.

Горькая правда лучше сладкой лжи.

Горько не вечно, а сладко не бесконечно.

Дай боли волю, она в дугу согнет.

Дальше в спор — больше слов.

День меркнет ночью, а человек печалью.

День прошел, все свое с собой унес.

Дерево держится корнями, а человек друзьями. Добрая ссора лучше дурного согласья. Добро не умрет, а зло пропадет. Добро помни, а зло забывай. Доброе дело без награды не останется. Доброе дело питает и разум и тело. Доброе молчанье лучше худого ворчанья. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Доброта без разума пуста.

Добрый смех не грех, со смехом-то и беда в полбеды живет.

Добрым быть — добрым и слыть.

Друг он мой, а ум у него свой.

Друга иметь — себя не жалеть.

Других не суди — на себя погляди.

Другого выручишь — себя выучишь.

Дружбу помни, а зло забывай.

Думай ввечеру, что делать поутру.

Думай дважды — говори раз.

Думал, думал — жить нельзя, передумал — можно.

Думу трижды вокруг головы оберни, да раз выскажи.

Дурак мелет, а умный верит.

Дурак не рассудит, а умный не осудит.

Дурак сам не рад, что ума нет.

Дурак спит, а счастье в головах лежит.

Читайте также:  Как ванга потеряла зрение на самом

Дурная (бестолковая) голова ногам покоя не дает.

Дурное слово что смола: пристанет — не отлепится.

Дурной человек не любит никого, кроме себя самого.

Дурной язык голове неприятель.

Жесток нрав не будет прав.

За добро плати добром.

За доброго человека сто рук.

За правое дело стой смело.

Завидливого и сон не берет.

Задним умом дело не поправишь.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

И на нашей улице будет праздник.

И не любо, да смейся.

И сила есть, да воли нет.

И сила уму уступает.

И собака ласково слово знает.

И собака старое добро помнит.

И солнце не без пятен.

Избави меня боже от плохих друзей, а от врагов я сам избавлюсь.

Иная слава хуже поношения.

Иное слово хуже стрелы.

Иному мило, а другому постыло.

Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

Истина не боится света.

Ищет вчерашний день, а он уже прошел.

К большому терпенью придет и уменье.

Каждый человек кузнец своего счастья.

Какой мерой меришь, такой и тебе отмерится.

Когда живется весело, то и работа спорится.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Конь вырвется — догонишь, а слова сказанного не воротишь.

Корень ученья горек, а плод его сладок.

Красное слово — серебро, а хорошее дело — золото.

Красота приглядится, а ум вперед пригодится.

Кручиною моря не переедешь.

Кто в горе руки опускает, тот счастья никогда не узнает.

Кто в нраве крут, тот никому не друг.

Кто в правде тверд, того не обманет и черт.

Кто в радости живет, того и кручина неймет.

Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает.

Кто доброе творит, тому зло не вредит.

Кто друг себе, а кто и недруг.

Кто дружбу водит, тот счастье находит.

Кто завидлив, тот и обидлив.

Кто не любит шуток, над тем не шути.

Кто поет, того и беда не берет.

Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.

Ласковое слово лучше мягкого пирога.

Ласковое слово, что весенний день.

Лбом стены не прошибешь.

Лесть да месть дружны.

Лестью и душу вынимают.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Лучше умного упрек, чем глупого похвала.

Льстец под словами, змей — под цветами.

Любви нужна воля, а уму простор.

Любил шутить над Фомой, так люби и над собой. Любишь браниться, так умей и помириться.

Любовь да совет — на том стоит свет.

Людей не осуждай, а за собой примечай.

Мир лучше ссоры.

Мир не без добрых людей.

Много бранился, а добра не добился.

Много помнится, да не воротится.

Москва слезам не верит, ей дела подавай.

На каждую беду страха не напасешься.

На ласковое слово не кидайся, на грубое не гневайся.

На привычку есть отвычка.

На простака хитрецы падки.

На сердитых воду возят.

На ум не все доброе приходит.

Над другом посмеешься — над собой поплачешь.

Натерпишься горя — научишься жить.

Не беда ошибиться, беда не исправиться.

Не будет скуки, коли заняты руки.

Не было бы зла, да зависть занесла.

Не всякая вина виновата.

Не слушай всего света, а слушай доброго совета. Не тужи: перемелется — все мука будет.

Необдуманное слово в беду зовет, а обдуманное — из беды выведет.

Ошибся, что ушибся — вперед наука.

Посильна беда со смехом, непосильна со слезами.

Приветливое слово гнев побеждает.

Прожитого не пережить, а прошлого не воротить.

Радость без печали не бывает.

Радость не вечна, печаль не бесконечна.

Решенного дела советом не поправишь.

Ржа железо ест, а печаль сердце.

Самолюб никому не люб.

Свет не без добрых людей.

Сделав худо, не жди добра.

Сердилась лягушка на Новгород, да лопнула.

Сила молчит, слабость кричит.

Слезами беду не поправишь.

Совесть — верный советчик.

Страх на тараканьих ножках ходит.

Страшно дело до зачина.

Сумел оступиться, сумей и поправиться, сумел провиниться, сумей и исправиться.

Счастью не верь, а беды не пугайся. Тому тяжело, кто помнит зло.

Ты умеешь зло говорить, а я умею зло не слушать. У страха глаза велики, да ничего не видят. Утро вечера мудренее. Хвастливое слово гнило. Храни себя от бед, пока их нет. Худое видели, хорошее увидим.

Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Что про то говорить, что не можно воротить.

# Психологические пословицы

# Этот мир есть великая школа

Встречай жизнь мужественно; смело сражайся за лучшее.

Роскошь есть враг покоя.

Никогда не старайся казаться тем, кем ты не являешься.

Здоровье лучше богатства.

Нет огня жарче, чем похоть; нет зла худшего, чем гнев.

Страдание — это великий очиститель.

Где есть желание, там нет покоя; где есть покой, там нет желания.

Будь кроток, но смел.

Будь мягок, но решителен.

Будь смиренен, но отважен.

Будь прост, но благороден.

Не думай снова и снова о своих недостатках.

Думай о противоположном качестве, если желаешь избавиться от пагубной наклонности.

Будь молчаливым свидетелем своих мыслей.

Чистота пищи ведет к чистоте ума.

Любовь правит без меча и соединяет без веревки.

Говори о том, во что веришь и верь в то, о чем говоришь.

Чистая совесть подобна мягкой подушке.

Имеющий такую подушку спит спокойно.

Имей храбрость льва и силу слона.

Имей силу дуба и чистоту гималайского снега.

Будь искренен; будь серьезен.

Будь смел. Будь весел. Действуй. Иди вперед без страха.

Подозрения омрачают ум.

Путь покоя — это путь терпимости.

Закрой глаза и видь Свет.

Размышление есть почва для мудрости.

Нерассудительность есть паутина глупости.

Удовлетворенность есть уравнивающий фактор в обществе.

Мысль о болезни усиливает ее.

Правдивость есть краеугольный камень характера.

Убей убийцу — ум.

Внимание укрепляет волю.

Несчастья ведут к двери в Вечное Блаженство.

Сегодня принадлежит тебе.

Недостаток искренности есть корень слабости.

Бережливость есть дочь благоразумия.

Надежда — это бальзам для души.

Добродетель ведет к счастью; порок — к страданию.

Дисциплина воспитывает характер.

Нравственность есть путь к религии.

Чистота есть свобода от желаний.

Любовь есть исполнение закона.

Проживай каждый день так, как если бы это был последний день.

Терпение есть основа покоя.

Жизни святых — это компасные стрелки в твоем послании к Мокше. Праздность искушает к погибели.

Расширение есть жизнь.

Сужение есть смерть.

Гордость питается тщетностью.

Озабоченность есть ржавчина жизни.

Ненавидь грех, но не грешника.

Неудача — это еще один шаг к победе.

Грехи — это проявления ментальных ошибок.

Добродетель — это одеяние святости.

Признак святости — это равное видение всего.

Склоняйся перед неизбежным.

Легче проповедовать двадцати, чем быть одним из двадцати, следующих наставлениям.

Одержи победу над всем миром.

Победа над собой есть величайшая победа.

Сожги похоть, пока она не сожгла тебя.

Примиряй; улаживай; согласовывай.

Ешь немного; пей немного; говори немного; спи немного.

Упрощай, очищай, усиливай.

Сноси оскорбление; сноси обиду.

Богатые покупают беспокойство.

Умение видеть приносит успех.

Слабый в драке силен в страдании.

Бесстрастие есть лекарство от всего.

Бесстрастие обусловлено умением видеть.

Желание порождает желание.

Радуйся в страдании.

Страсть делает тебя нищим.

Роскошь — это бедствие.

Деньги — это опиум.

Власть — это коньяк.

Страдание — это подготовка к наслаждению.

Молодость есть состояние ума.

Чувственная жизнь есть пища для печалей.

Справедливый наслаждается покоем.

Небеса отвергают сухую любовь.

Щедрый дает деньги бедному; скряга швыряет камни.

Сон ласкает лень.

Подмети сперва перед своей собственной дверью.

Сей учтивость и пожинай дружбу.

Сей доброе и пожинай любовь.

Время — лучший лекарь.

Ленивый человек — старший брат нищего.

Праздность — мать голода и родная сестра воровства.

Победа над природой следует за победой над умом.

Смирение обладает притягательной силой.

Отрешенность порождает бесстрашие.

Зависть — дурной глаз.

Похожие главы из других книг

Психологические упражнения

Психологические упражнения Суть упражнений – оградить сознание от внешних впечатлений. Упражнение в Пратья-харе следует непосредственно после упражнений в Пранаяме. Чтобы не воспринимать вкусовых, слуховых, обонятельных, осязательных впечатлений, достаточно

Пословицы, поговорки

Пословицы, поговорки Был Иван, а стал Болван, а всё винцо виновато. Вешний путь — не дорога, а пьяного речь — не беседа. В луже водки и богатыри тонут. Водку пить — себя губить. Водка не лечит, а калечит. Водка без огня разум сожжёт. Вино полюбил — семью разорил. Вино приходит

Психологические аспекты

Лекция № 15. Латинские пословицы и афоризмы

Лекция № 15. Латинские пословицы и афоризмы Alea jacta est. – Жребий брошен (Цезарь).Aliis inserviendo consumer. – Служа другим, сгораю (Ван дер Тульп, голландский врач. Одной из эмблем медицины является горящая свеча).Alit lectio ingenium. – Чтение питает ум.Amantium irae amoris integratio est. – Ссоры влюбленных –

Психологические факторы

Психологические факторы Точно так же, как и язва желудка, боль в спине имеет как физиологические, так и психологические особенности и способна изменить характер человека. Всякий, кто сам испытывал боль в спине или жил рядом с таким человеком, знает, как нелегко в этих

Психологические нагрузки

Психологические нагрузки Соревнования сильно отличаются от поднимания гирь «для себя» в выходные дни, от тренировок в знакомом спортивном зале. Почти каждый гиревик испытывает беспокойство, которое выражается в вопросах к самому себе: «Какой у меня будет результат?»,

Психологические факторы

Психологические факторы Еще в прошлом столетии ученые, занимавшиеся проблемами сексуальных расстройств, стремились размежевать физические и психологические причины этих нарушений. Господствовало мнение, что, к примеру, врач-уролог не должен вникать в тонкости

# Духовные пословицы

# Философские пословицы

# Философские пословицы # Не богатство, но мудрость есть твой путь.Время — лучший лекарь.Грех — это только Заблуждение.В тебе есть безграничное могущество и мудрость.Истина, красота и добродетель есть одно.Вера определяет поведение; мысль формирует характер.Учись

# Социальные пословицы

# Социальные пословицы # Видь хорошее; слушай хорошее; говори хорошее; и поступай хорошо.Любить — значит служить.Маленькие поступки творят великие дела.Время более драгоценно, чем деньги.Не умножай число друзей.Хорошие манеры есть лучшее рекомендательное письмо.Кто

Психологические проблемы

Психологические проблемы Для меня они обострились, когда опасность одряхления отодвинулась. Стали одолевать сомнения: «Подумай, Амосов, а есть ли смысл выламываться по три часа?»Слово «смысл» имеет два значения: смысл как «содержание» и смысл как цель действий,

5. Народные пословицы и поговорки об алкоголе

5. Народные пословицы и поговорки об алкоголе В народных пословицах и поговорках выражается народная мудрость. По выражению Даля, пословицы и поговорки — «ходячий ум народный». Понятно, народ в своих пословицах не мог пройти мимо алкоголя, так как опьянение всегда играло

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки Хочешь жить так же долго, как Ной, принимай пилюли из алоэ.Алоэ и мед – все болезни в

Психологические черты

Психологические черты Группа крови накладывает отпечаток не только на функциональность всего организма, но и на характер человека. Следует отметить, что обладатели первой группы крови обладают исключительной уверенностью в собственных силах, это смелые и

Психологические черты

Психологические черты В ходе наблюдений за представителями второй группы крови было замечено, что это хладнокровные, здравомыслящие люди. Они немного медлительны, но всегда добросовестно выполняют любую работу, за которую берутся. Из-за склонности прислушиваться к

Психологические изменения

Психологические изменения 552. Застенчивость и обидчивость.В результате всех физиологических и эмоциональных перемен внимание подростка обращается на самого себя. Он становится более чувствительным и застенчивым. Он расстраивается из-за малейшего дефекта,

Источники:
  • http://scienceforum.ru/2013/275/5092
  • http://www.b17.ru/forum/topic.php?id=35069
  • http://studfiles.net/preview/4582789/page:12/
  • http://texts.news/psihologiya-obrazovanii-knigi/russkie-poslovitsyi-pogovorki-kotoryie-mogut.html
  • http://med.wikireading.ru/81060