Меню Рубрики

Социализация с точки зрения социальных норм

Какие два со­ци­аль­ных процесса, с точки зре­ния авторов, обу­сло­ви­ли не­об­хо­ди­мость осмыс­ле­ния со­ци­аль­ных норм? Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские знания, объ­яс­ни­те причину.

В первобытном обществе общественный порядок поддерживался всеми членами общества на основе жёстких запретов, традиций и обычаев. Социальные нормы были встроены в социальный порядок жизни. Посредством этих норм (образцов) закреплялся и воспроизводился данный тип общественных связей, осуществлялась передача опыта первобытной социальности.

В зависимости от дифференциации общественной жизни, с переходом в архаическом обществе к различным формам обмена деятельностью возникает проблема осмысления и обоснования (оправдания) социальных норм. Усложняется само понятие социальной нормы, поскольку нужно сопоставить различные образцы, правила и предписания, выработать определённые стандарты и стереотипы. В отличие от образца, регулирующего весь процесс взаимодействия, норма представляет собой принцип, допускающий вариативность поведения. Тем самым осуществляется взаимная оценка различных социальных норм. Этот оценочный момент становится важным мотивом выполнения или невыполнения социальной нормы.

Социальные нормы являются способом добровольного и осознанного взаимодействия, сотрудничества людей. На их основе возможно прогнозирование поведения взаимодействующих сторон, что делает более устойчивыми общественные связи, повышает меру стабильности общества, соотносит интересы индивидов и общества в целом.

В развитых обществах социальные нормы становятся мерой и инструментом измерения человека и человеческой деятельности.

С ориентацией на социальные нормы человек воспитывает в себе определённые личностные качества. Через усвоение социальных норм происходит социализация индивидов, однако самореализация не сводится к усвоению социальных норм.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы:

а) диф­фе­рен­ци­а­ция общественной жизни;

б) пе­ре­ход к раз­лич­ным формам об­ме­на деятельностью;

2. Причина, например: эти со­ци­аль­ные процессы спо­соб­ство­ва­ли появлению новых со­ци­аль­ных групп, услож­не­нию социальной струк­ту­ры общества и со­ци­аль­ных отношений, что по­тре­бо­ва­ло переосмысления дей­ству­ю­щих норм.

Социальный контроль представляет собой механизм поддержания общественного порядка. Это процесс, посредством которого общество пытается обеспечить конформность в отношении доминирующих в данном обществе ценностей и норм. Это фундамент стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведут к аномии, беспорядкам, социальной дезорганизации.

Контроль может быть внешний и внутренний. Внешний контроль — совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Внешний контроль бывает:

неформальный (внутригрупповой) — осуществляется родственниками, друзьями и др., основан на силе общественного мнения;

формальный (институциональный) – его осуществляют социальные институты, призванные поощрять конформизм среди членов общества (суд, армия, образование, производство, правительство).

Методы контроля зависят от применяемых санкций и бывают: жесткие и мягкие, прямые и косвенные (СМИ). В организациях также существует общий и детальный контроль (надзор).

Внутренний контроль (самоконтроль): индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются так прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. В таком случае обычно возникает чувство вины, и тогда говорят о муках совести.

Норма социальная — общепринятые правила поведения людей; предъявляемые обществом или социальной группой требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения. Нормы различаются масштабом. Одни возникают в малых группах (семье, коллективах и т.п.). Это — “групповые привычки”. Другие нормы возникают в больших группах или в обществе в целом.

Нормы интегрируют людей в единую общность.Нормы выполняют определенные функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют, — как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакции других людей). Выделяют, поэтомунормы-требования(обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам) инормы-ожидания(от человека окружающие ждут однозначного поведения в соответствии с нормой).

Таким образом, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе; формируют систему социального взаимодействия.

Санкции– средства утверждения социальных норм. Санкции существуют в виде поощрений и наказаний, которые могут быть формальными и неформальными.

Нормы и санкции — элементы социального контроля. В системе социального контроля социальные санкции выполняют ключевую роль. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает регулировать социальное поведение.

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешной деятельности в данном обществе.

Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а множество ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, процесс социализации продолжается всю жизнь. Ресоциализацией называется процесс усвоения личностью новых знаний, ролей, навыков вместо прежних.

Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация осуществляется под влиянием ближайшего окружения человека, ее осуществляют те, кто связан с нами личными отношениями. Вторичная социализация осуществляется под воздействием учреждений и институтов, формального окружения.

Агенты социализации — люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. Агенты первичной социализации — родителя, родственники, братья и сестры, учителя, друзья и т.п. Агенты вторичной социализации — администрация школы, университета, армия, церковь, СМИ и т.п.

Агенты первичной социализации универсальны, выполняют множество функций; агенты вторичной — одну-две функции.

З. Фрейд выделил психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, подкрепление, чувство стыда и вины.

Имитация — осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения (родителей, родственников, друзей). Идентификация — это осознание принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение окружающих, их нормы, ценности как свои собственные. Подкрепление — поощряя определенное поведение ребенка, наказывая его за нарушение правил, родители внедряют в его сознание систему норм, знание о том, какие из них одобряются, какие — нет. Стыд и вина подавляют или запрещают некоторые образцы поведения.

Воспитание в семье очень влияет на социализацию. Почти 70% «неблагополучных» родителей сами же воспитывались в тех же условиях. Негативные условия: низкий культурный, образовательный, часто и профессиональный уровень, примитивный круг интересов, пьянство, наркотики, семейные скандалы, жестокость в детьми, воспитание детей без родителей, внебрачное рождение ребенка, вовлечение детей родителями в попрошайничество, проституцию, преступную деятельность.

Девиантное поведение (от лат. deviatio — уклонение) — отклоняющиеся от общепризнанных норм социальные действия, поступки людей или социальных групп, приводящие к нарушению этих норм и вызывающие необходимость соответствующего реагирования со стороны социальной группы или общества в целом.

В широком смысле девиантное поведение включает любые отклонения от норм — как в положительную, так и в отрицательную сторону. В узком смысле под девиантным поведением понимается только негативное отклонение от утвержденных норм. Представление о девиантном поведении относительно. В разных странах, в разные эпохи и в разных социальных группах свое представление о девиации. Делинквентное поведение — преступное поведение.

Отклонения могут быть индивидуальные (человек отвергает принятые в его среде нормы) и групповые. В каждом обществе есть отклоняющиеся субкультуры, нормы которых осуждаются доминирующей моралью общества. Отклонения также могут быть первичные и вторичные. Под первичным отклонением понимается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует нормам, принятым в обществе. Совершаемое индивидом отклонение незначительно и терпимо и он не классифицируется как девиант. Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Личность при этом воспринимается как девиант.

Социальные отклонения играют в обществе противоречивую роль. С одной стороны, они представляют угрозу стабильности общества. С другой стороны, девиантное поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Отклоняющееся от старых норм поведение большого числа индивидов может стать началом создания и распространения новых нормативных образцов.

Неоднозначным является вопрос о причинах девиантного поведения. Причинами культурно одобряемых отклонений (героизм, самопожертвование, гениальность и другие отклонения, связанные с возвеличиванием над другими) считают: выдающиеся личные качества, особые способности, сверхмотивация (повышенное стремление к успеху, славе).

Причинами культурно осуждаемых отклонений также могут стать множество факторов. Поэтому существует целый ряд теорий, по-разному объясняющих возникновение девиантного поведения.

Социализация и социальные нормы

Читайте также:

  1. Акцентологические нормы
  2. Акцентологические нормы (нормы ударения)
  3. Амортизация основных фондов сущность, нормы, методы, назначение
  4. Банк. Нормы обязательных резервов. Банковский мультипликатор
  5. Биосоциальные факторы в детерминации преступного поведения.
  6. Большие социальные группы
  7. В зависимости от функциональных особенностей отрасли права выделяют нормы процессуальные и материальные.
  8. Важнейшие нормы российского законодательства о налогах и сборах
  9. Вариативность нормы.
  10. Взаимодействие культуры и экономики. Социальные функции культуры
  11. ВОПРОС 11.Экономические, социальные и культурные права и свободы
  12. ВОПРОС 5. Конституционно-правовые нормы: их структура, виды и особенности

Формирование способности личности к жизни в данном обществе на основе присвоения ею социальных ценностей и способов социально адаптированного поведения называется социализацией.

Социализация личности — формирование у нее такойструктуры потребностей, которая соответствуетинтересам данного общества овладение личностьюэталонными образцами и нормами поведения в данной социальной среде. В широком смысле слова социализация личности — это овладение ею культурой общества.

В результате систематического повторения социально положительных форм поведения формируются поведенческие навыки и привычки. При этом поведение в значительной мере начинает осуществляться наподсознательном уровне. Привычки, шаблоны поведения формируются в наиболее часто встречающихся, типичных ситуациях социального взаимодействия, в которых соответствующее поведение социально одобряется или порицается.

В поведении человека закрепляются те формы и способы, которые содействуют его адаптации в данной социальной среде. Значительный фонд навыков социализированного поведения формируется благодаря устойчивым эмоциональным реакциям окружающих людей на те или иные акты поведения. Воспитание человека в значительной мере осуществляется вне формальных воспитательных процессов. Социализация личности осуществляется в непрерывном процессе социальной коммуникации.

Ценность — значение, придаваемое социальной общностью различнымявлениям. Наиболее важные, базовые ценностные представления определяют всю жизнедеятельность группы и входящих в нее личностей.

Социальные условия, потребности общества выражаются в интересах общества.В зависимости от соблюдения или несоблюдения индивидом интересов общества его поведение оценивается или как социально положительное или как асоциальное, или как антисоциальное.

Социальные интересы обусловлены объективными социальными условиями. Само объединение людей в социальные общности вызывается единством их интересов. Социальные интересы определяются условиями существования каждой социальной общности. Интересы общности объективно являются и интересами каждого члена этой общности, но не каждый член общности осознает эти интересы как свои личные интересы.

Регуляция поведения людей в соответствии с интересами общества и определенных социальных групп осуществляется на основе социальных норм и посредством социального контроля.

Социальная норма — предписание общепринятой формы, способа поведения в социально значимых ситуациях.

Социальные нормы формируются как в микро— и макрогруппах, так и в обществе в целом. Общественные и макрогрупповые нормы обусловлены общественно-историческими условиями, они являются средством включения человека в сложившуюся социальную структуру общества. Благодаря социальным нормам формируется, поддерживается и воспроизводится тип взаимодействия людей данной социальной общности.

Нормы социальной группы — обобщенные требования к поведению членов группы.

Различаются нормы обыденного сознания и нормы, закрепленные в кодексах. Наряду с вербальными нормами существуют и образные нормы (таковыми являются, например, нормы этикета, моды и т.д.).

В различных сферах общественных отношений социальные нормы имеют свою специфику. Различаются нормы моральные, политические, правовые, культурные, этические. Социально—экономические отношения регулируются нормами права. Взаимоотношения между людьми, их образ жизни, стиль поведения регулируются нормами культуры, морали.

На основе социальных норм происходит подразделение поведения на нормальное (социально адаптированное), отклоняющееся (девиантное) и противонормное (в том числе и противоправное) поведение.

Поведение — система поступков, направленных на социально значимые объекты.

| следующая лекция ==>
Исследования конформности | СОЦИАЛИЗАЦИЯ, Понятие социализации

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 948 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Вопрос 3. Психология освоения социальных норм: субъективные предпосылки социализации

Любые социальные нормы нуждаются в психологическом освоении индивидом, в их превращении из внешних регуляторов поведения во внутренние, при этом важна направленность мотивации индивида на выполнение социальной нормы – позитивная, нейтральная или негативная.

Социализация индивида осуществляется тем успешнее, чем глубже внутренне освоены, интериоризированы социальные нормы, и их реализация становится для индивида привычкой. Это может произойти только тогда, когда та или иная социальная норма стала неотъемлемой частью внутреннего мира индивида, перешла в его подсознание.

Для правильного усвоения нормы необходимо ее познание личностью и сопоставление со своими внутренними параметрами – с тем, насколько ее будущая реализация соответствует интересам, потребностям, ценностным ориентациям, возможностям и способностям индивида.

Читайте также:  Все снегурочки это геометрические фигуры с точки зрения логики

В освоении социальной нормы для человека важны социально-психологические факторы, к примеру, такой: насколько данную норму признают и реализуют окружающие его люди, особенно из числа референтной группы — семья, близкие, официальное руководство на службе и др. Их мнения и оценки наиболее значимы для индивида.

Можно выделить следующие социально-психологические факторы, способствующие усвоению социальной нормы:

— внутреннее убеждение индивида в необходимости соблюдения нормы;

— самоактуализация индивида, его личностный рост, самовоспитание, самосовершенствование и самостимулирование;

— осознание общественной значимости соблюдения нормы и сознательное подчинение своих моделей поведения ее требованиям;

— выработанная привычка, стереотип поведения в силу осознания важности нормы или боязни санкций за ее невыполнение;

— соблюдение групповых требований и интересов;

— конформизм, нежелание быть «белой вороной» и др.

Некоторые социально-психологические факторы препятствуют усвоению социальной нормы, среди них:

— негативное отношение индивида к «создателю» нормы, будь то личность или орган. Соответствующее отношение распространяется на саму норму;

— неприязненные межличностные отношения с субъектом, во взаимодействии с которым должна быть реализована норма, хотя индивид, как правило, признает норму как таковую;

— противоречия и расхождения в понимании нормы;

— «двойная мораль», ханжество и лицемерие в моделях поведенияпровозглашателей норм;

— противоречия личных и групповых интересов и др.

Для трансформации внешних норм во внутренние ориентиры поведения необходимы следующие условия:

— всемерное сближение социально оправданных норм с Интересами, запросами членов общества

— подбор из традиционных культуральных источников-систем (религия, народная мудрость, фольклор, литература) норм и ценностей общечеловеческого характера, раскрытие социально-психологической и исторической неизбежности их возникновения;

— практическая поддержка норм окружающими и следование нормам, обязательное для представителей властных структур, авторитетных лиц;

— общественная оценка, меры порицания или поощрения, которыми должны сопровождаться нарушения норм и их эффективная реализация.

Реальное отношение индивида к конкретным социальным нормам зависит от его социального статуса, его социальных ролей. Кроме того, восприятие, понимание и мотивация в отношении тех или иных норм в немалой мере предопределяются индивидуальными целями и ценностями; которые человек стремится достигнуть. В этом плане то, что для одного выступает как право-возможность, для другого – это право-обязанность; дозволение для одного может быть запретом для другого.

Вопрос 4 Психосоциальная концепция Эриксона.

Известный американский психолог Э. Эриксон предложил свою психосоциальную концепцию развития личности по возрастным этапам-стадиям. Он же ввел в научный оборот понятие «групповая идентичность».

В представлении Э. Эриксона групповая идентичность формируется с первых дней жизни человека: как только ребенок включается определенную группу, он начинает понимать мир как эту группу и в последующем ориентируется на нее.

Вместе с тем, у ребенка постепенно формируется и его собственная «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», хотя процесс этот сложный и динамичный. Формирование эгридентичности включает ряд стадий, или этапов, в развитии личности, каждый из которых характеризуется задачами определенного возраста, выдвигаемыми социумом. Однако решение этих задач определяется исключительно индивидуальным уровнем психологического развития человека, с одной стороны, и духовной атмосферой социума, в котором он живет, – с другой. Основные стадии психосоциального развития индивида таковы.

Младенчество. Период характеризуется тем, что главную роль в жизни ребенка играет его мать – она кормит ребенка, ухаживает за ним, дает ему ласку, заботу. В результате у ребенка формируется базовое доверие к миру.

Раннее детство (от 1 года до 3 лет). Этот период связан с формированием автономии и независимости ребенка. Он начинает ходить, обучается гигиеническому самоконтролю; постепенно встречается с актами одобрения или неодобрения со стороны социума, которые открывают ребенку глаза на самого себя. Впервые формируется одно из важнейших чувств – чувство стыда.

Предшкольное детство (от 3 до 6 лет). На этой стадии ребенок начинает осознавать себя как личность и еще более активно осваивает мир. У него формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в его играх. Он глубже осваивает отношения между людьми, развивает свои психические возможности, прежде всего – познавательные.

Младший школьный возраст. К этому периоду общения в семье
оказывается недостаточно для развития ребенка, к последующему развитию подключаются другие социальные институты, прежде всего – школа. Здесь социум приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает ему технологический эгос культуры. На этой стадии происходит углубленное психическое развитие ребенка, формируется психический склад его личности.

В этот же период приобретаются стойкие невротические реакции, ребёнок испытывает чувство тревоги вследствие боязни:

— какого-либо несчастья с родителями;

— отсутствия денег в семье;

— неопределенности в будущем.

У тревожного ребенка может быть меньше успехов в школе, ему трудно адаптироваться в обществе, развивать в себе дух здорового конформизма и чувство свободы-ответственности.

Подростковый возраст (в России: от 10 до 17 лет; призывной возраст в армию – 18 лет; в некоторых цивилизованных странах: от 10 до 20 лет, призывной возраст в армию – 21 год). Период формирования центральной формы эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, гиперсексуальность. Муки сравнения себя с другими. Поиски смысла жизни. Любовь и разочарования. Смятение души. Профессиональное самоопределение: Основные психологические проблемы подростков:

— отношения с родителями;

— любовь и близость;

— принятие собственного гнева;

— принятие собственного тела;

— принятие своего характера.

Основные психологические реакции подростков:

Созревание познавательных и эмоциональных функций может вести к тому, что подростки используют новые способности в форме критики, сомнений, противодействия ценностям, установкам и образу действий взрослых. Часто это вызывает конфликт с родителями, особенно если в семье господствует авторитарный и ограничительный стиль воспитания. В процессе социализации группа сверстников в значительной мере замещает подростку родителей и становится для него референтной группой. Перенос центра социализации из семьи в группу сверстников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями, к замене их взаимоотношениями со многими людьми, меньше влияющими на личность как целое, но формирующими определенные формы ее поведения. Особое значение для подростка приобретают внешний вид и производимое им впечатление, что также часто приводит к конфликтам с членами семьи.

Молодость. На этой стадии актуальны поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой. Индивид в этот период устойчив в ситуации обезличивания, он способен без ущерба для личности смешивать свою идентичность с другими людьми.

Взрослость. Развитие идентичности происходит всю жизнь. На человека воздействуют другие люди, особенно его собственные дети. Вкладывая себя в любимый труд, в заботу о детях, человек психологически может быть удовлетворен собой и своей жизнью.

Старость. Эго-идентичность на основе всего жизненного пути личности приобретает завершенную форму. Человек переосмысливает нею жизнь, осознает свое «Я» в размышлениях о прожитых годах. Психологически адекватный человек принимает себя и свою жизнь, осознает необходимость в ее логическом завершении, способен проявлять мудрость. Проявляется отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Направленность формирования психики индивида на всех его этапах-стадиях может быть позитивной и негативной. Динамика этой направленности зависит от всех институтов социализации, прежде всего – семьи, особенно на ранних этапах социализации. Достаточно отметить, что сильно выраженный дефицит эмоционального общения матери с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.

Переходы от одного периода к другому – это изменение сознания и отношения индивида к окружающей действительности и ведущее деятельности, ломка социальных взаимоотношений человека с другими людьми.

Что такое социализация личности?

socialization.jpg

Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Любой человек, появляясь на свет, попадает в окружение других людей и постепенно усваивает модель их жизни и взаимоотношений друг с другом. Это является социальной средой, образованной людьми, без которой они не могут жить. Чтобы стать членом этой среды, человек должен усвоить правила и нормы общества, в котором он пребывает. Процесс постепенного усвоения социальных правил и норм культуры общества, окружающего человека, и есть социализация личности.

Понятие социализации было введено впервые социологом, проживающим в Америке в 19 веке Ф.Гиддингсом, а также французским психологом Г.Тардом. Они определили термин «социализация» как процесс социального развития человека, и формирования его как личности под влиянием социального окружения. Наиболее общее понятие этого процесса означает взаимодействие отдельного индивидуума с обществом на основе установленных этим обществом правил и норм.

Взаимоотношение с обществом отдельного человека широко изучается кроме социологии такими науками, как психология, экономика, этнография, политология, педагогика и другим. В зависимости от того, какая наука изучает социализацию, трактовка этого понятия имеет свою специфику.

Так, например, в обществознании это понятие обозначает процесс человеческого приспособления к социальной среде. В педагогике понятие «социализации» иногда интерпретируют как «воспитание», понимая его в широком смысле слова. Воспитывая человека, общество целенаправленно передает ему определенную систему знаний, норм и понятий, действуя на него односторонне.

Социализация же подразумевает двустороннее воздействие: передачу общественного социального опыта человеку с одной стороны, и проявление им усвоенного социального поведения, знаний, норм и правил при взаимодействии с окружающей социальной средой. В педагогике большое значение при адаптации человека к социуму придают социальным группам и институтам, которые его окружают на протяжении всей жизни, начиная с семьи, школы, института, трудового коллектива.

Социологию можно назвать базовой наукой, изучающей общество со всех сторон, опираясь на весь человеческий опыт и знания.

К каким сферам относится этот процесс?

Социально адаптируется человек через три основные сферы:

  • через свою деятельность;
  • через общение с окружающими людьми;
  • через формирование самосознания.

Проявление социализации происходит в создании устойчивых связей внутри этих сфер, а также между ними, т. е. человек адаптируется в обществе на основе:

  • своей деятельности и постоянного ее расширения,
  • вступления в общение с все большим количеством людей;
  • осознания себя, как индивидуума.

Осваивая какую-либо деятельность, а также ее различные виды, человек выбирает направления, в которых он чувствует себя наиболее комфортно и уверенно. Это происходит также под влиянием отношения других людей к его деятельности. В процессе деятельности круг общения человека значительно расширяется, связи приобретают устойчивый глубокий характер, что оказывает на человека и его адаптацию в обществе огромное влияние. В результате у него формируется внутренняя самооценка и идентификация своей личности. Собственный образ человек оценивает и формирует на протяжении всей жизни. Он может меняться под влиянием разных социальных условий, например, при попадании в различные социальные группы.

Какие бывают виды социализации?

Правила жизни человек усваивает в процессе всей жизни с момента рождения и до ее окончания. Человек, изолированный от общества, не способен в полном объеме реализовать свой потенциал, как личности. Усвоение социальных норм поведения превращает его из биологического элемента в социальное существо.

Изучая этот процесс, ученые по-разному объясняют его формирование. Одна точка зрения ученых подразделяет социализацию на две разновидности: первичную и вторичную, и связывают их с периодами жизни. Первый жизненный этап связан с усвоением основных правил и норм человеческой жизни в детском и юношеском возрасте. Вторичная социальная адаптация охватывает зрелый и старческий возраст и происходит во второй половине жизни.

Другая точка зрения не связана с делением процесса на возрастные этапы. По утверждению ученых первичная и вторичная социализации длятся на протяжении всей жизни. Признаком первичной адаптации является влияние проводников, к которым относятся люди из ближайшего окружения: родители, родственники, друзья. С ними человек поддерживает неформальные отношения. Вторичная социальная адаптация происходит под воздействием норм и правил, исходящих от проводников, с которыми у человека формальные отношения. Это малознакомые люди, формальные представители институтов, школы, администрации производственного коллектива, армии, домоуправления и т. д.

Какие факторы оказывают влияние на социализацию?

На процесс адаптации к социуму влияет много факторов, но основными считаются следующие:

  • наследственные свойства человека;
  • близкое физическое социальное окружение;
  • общая культура;
  • уровень группового опыта;
  • собственный уникальный опыт.

Биологический наследственный фактор также как ближайшее окружение, показывающее образцы культурного поведения своей социальной группы, оказывают значительное влияние на формирование личности. Но определяющими факторами, влияющими на процесс приспособления к социуму, являются групповой социальный опыт и уникальный опыт, полученный самой личностью.

Читайте также:  С точки зрения судьбы совесть самое большое богатство

Стадии и этапы социализации личности

Первичная и вторичная социализация происходят на протяжении всей жизни, формируя и меняя мировоззрение человека поэтапно. После начального этапа социализации, когда человек отходит от влияния родителей, наставников и других проводников социальной жизни, он начинает самостоятельно приобретать опыт социума и приспосабливаться к окружающей его среде. Это продолжается до самых последних дней жизни человека. При этом у него могут не раз меняться привычное окружение близких людей, с которыми он общается неформально.

Также могут измениться и условия формального социума: место работы, службы, изменение среды и места проживания. Ему приходится приспосабливаться к новому социуму, отвергая привычные, полученные ранее, установки. Такой процесс называется вторичной социализацией или ресоциализацией. Этот процесс происходит всю сознательную жизнь, даже если у человека не происходят кардинальные изменения, ему приходится приспосабливаться к возникающим обстоятельствам и вписываться в окружающий социум постоянно.

Что такое десоциализация?

Процесс, противоположный социализации, когда утрачивается значение ценностей, связей, норм и жизненных установок, которыми человек раньше руководствовался и дорожил, называется десоциализацией. Например, это происходит при изоляции от общества, когда человек попадает в тюрьму или, кардинально меняя мировоззрение, уходит в монастырь. Часто десоциализация объясняется психологическими причинами, когда человек сознательно уходит от общества, не принимая его правила и нормы и теряет интерес к жизни.

Социализации личности в различных теоретических перспективах

Термин «социализация», применительно к личности, впервые появился в работе американского социолога Ф.Г. Гиддингса «Теория социализации», изданной в 1887 году. Социализация, с точки зрения Гиддингса, означала «развитие социальной природы или характера индивида, подготовку человеческого материала к социальной жизни»[1]. Несмотря на то, что сам термин был введён в научный обиход американским социологом, представления о формировании личности индивида в процессе взаимодействия с социумом были отражены в ряде концепций, появившихся на рубеже XIX-XX вв., в частности З. Фрейда, Ж. Пиаже, Э. Дюркгейма и других авторов.

Процесс социализации изучается разными науками: психологией (механизмы деятельности, усвоения жизненного опыта на разных вековых стадиях); социальной психологией (функции непосредственного окружения, межличностные отношения); социологией (соотношения процессов и учреждений социализации в макросистеме); историей и этнографией (сравнительно-исторический анализ социализации в различных обществах, культурах); педагогикой (воспитание, обучение); философией (закономерности социализации, проблемы методологии исследования) [2].

Сравнительный анализ термина «социализация» в ряде указанных областей знания не выявил существенных различий в его определении. Так, в философии под социализацией понимается процесс формировании человеческой личности на основе обучения и воспитания, усвоения социальных ролей, общественного и собственного опыта, который превращает человека в члена общества[3]. В психологии под социализацией понимается процесс, в рамках которого происходит освоение индивидом социального опыта, прежде всего системы социальных ролей, формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознани, либо процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в деятельности и общениии [4]. В социальной психологии под социализацией понимается процесс усвоенияиндивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, а также процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду[5]. В социологии под социализацией понимается процесс, посредством которого люди обучаются соответствию социальным нормам[6].

Если рассматривать определения социализации, предложенные отдельными авторами, то можно привести следующие:

И.С. Кон: социализация – это «усвоение социального опыта, создающего конкретную личность»[7].

Б.Д. Парыгин: социализация – это «процесс вхождения в социальную среду, приспособление к ней, освоение социальных ролей и функций[8].

У. Бронфенбреннер: cоциализация – это «совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную

систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества»[9].

Э. Гидденс: cоциализация – это «процесс, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился»[10].

Н. Смелзер: cоциализация – это «процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям»[11].

П. Штомпка: cоциализация – это «процесс, благодаря которому отдельный человек приобщается к образу жизни своей группы и более широкого сообщества посредством обучения тем правилам и изучения тех идей, которые содержатся в данной культуре»[12]. В своей книге «Социология» автор образно называет социализацию «врастанием в общество».

Таким образом, в самом широком смысле, социализацию личности можно определить как процесс усвоения (интернализацию) и воспроизводства (экстернализацию) индивидом культурного опыта, необходимого для жизни в социуме. В данном случае, культура понимается веё антропологическом значении как противоположность биологического[13].

Представление о человеке как о социальном существе принадлежит ещё мыслителям древности, в частности Аристотелю. Согласно философу, тот, кто живёт вне государства (Аристотель отождествлял понятия «общество» и «государство»), теряет статус человека, «становится или животным, или божеством»[14]. Предположение о том, что личностью не

рождаются, а становятся исключительно в социальной среде, подтверждается результатами исследований феральных людей[15].

Обратимся к более детальной характеристике процесса социализации. Среди теоретиков здесь нет полного согласия. Можно указать на несколько основных моделей взаимодействия личности и культуры.

Одна из таких моделей относится к бихевиористскому направлению, которое восходит к Дж. Уотсону[16]. Учёный представляет личность как усвоенный поведенческий репертуар, с помощью которого отдельный человек реагирует на возбудители, поступающие из его окружения.

Основной механизм социализации здесь определяется как инструментальное обучение – доработка поведенческого репертуара при опоре на результаты прежнего поведения. Человек, как и любое другое живое существо, обладает определённой, генетически переданной ему гаммой типичных способов поведения. Он может вести себя одним образом и не может вести себя другим образом. Реализуя виды поведения, которые доступны ему в силу самого его вида, человек достигает определённых результатов. Эти результаты приводят его к определённым выводам. Иначе говоря, он трактует своё поведение как инструмент для достижения своих целей. Некоторые из достигнутых результатов приносят индивиду гратификацию (поощрение), другие же, наоборот, депривацию (лишение). Повторяя своё поведение, человек методом «проб и ошибок» через некоторое время приобретает способность отличать те свои действия, которые приносят ему гратификацию, от тех, которые приносят ему депривацию. И он начинает избегать действия, за которыми следует депривация, исключает их из своего поведенческого репертуара, а оставляет в этом репертуаре такое поведение, которое приносит ему гратификацию.

В социологическом аспекте это означает, что поведение человека встречается с позитивными или негативными реакциями общественного окружения. Стремясь к социальному признанию и избегая осуждения, человек интернализирует в своей личности культурные ожидания[17].

Более сложный образ процесса социализации сформировался в рамках психоаналитической теории, связанной, главным образом, с именем З.Фрейда и его учением о структуре личности[18]. Личность здесь выступает как система, состоящая из нескольких слоёв, или сфер. Первая сфера – это сумма биологически предопределённых генетически унаследованных потребностей и влечений (импульсов), которые в их связи друг с другом определяются термином «ид». Это основные пружины человеческой активности. Однако человек является также объектом внешнего воздействия со стороны общества, социального натиска. Этот натиск отражается в другой сфере – «суперэго». Здесь происходит и фиксируется передача культуры, свойственной данной группе – морали, обычаев, обязательных для обеспечения совместного существования, кооперации многих людей, чтобы избежать «войны всех против всех». Нравственное поведение требует, чтобы во внимание принимались благо и интересы других людей, тем самым оно противостоит чисто эгоистическому, гедонистическому удовлетворению своих влечений и обеспечению своих потребностей. Сформированное таким образом суперэго входит, следовательно, в конфликт с «ид». Между этими двумя полюсами личности возникает и существует неизбежное, непрерывное напряжение, поскольку суперэго блокирует, ограничивает, сдерживает инстинктивные, естественные стремления. Чтобы разрешить эти противоречия, человек прибегает к собственным, индивидуальным поискам и оправданиям компромиссов, создаёт свой специфический стиль поведения, который относится к третьей сфере его личности – «эго».

Отсюда следует, что в психоаналитической интерпретации социализация – это процесс, в ходе которого культура проникает только в одну сферу личности – суперэго. Освоенные, интернализированные культурные образцы не реализуются сразу и непосредственно в действиях человека, но проходят сложный процесс постепенного совмещения, согласования с биологическими стремлениями, в результате подвергаются модификации, основанной на компромиссах, и проявляются в деятельности человека не в полном объёме, а лишь частично.

Следующая модель социализации, которая будет рассмотрена нами, была сформулирована в рамках концепции символического интеракционизма. Здесь внимание было сконцентрировано на процессеформирования у индивида особого психического механизма, который делает возможным усвоение культуры и протекает только во взаимодействиях с другими людьми, прежде всего в первичных группах.

Этот психический механизм был назван американским теоретиком Дж. Г. Мидом «самостью» (self)[19]. Самость представляет собой систему, состоящую из двух подсистем. Одну из них Мид называет «Я» (I), другую — «мне\меня» (Me). Первая имеет автономный характер, является источником спонтанного, непредсказуемого поведения, отражает специфику реакций индивида на социальные символы. Последняя, в свою очередь, представляет собой свойственную данному индивиду совокупность установок «других», т.е. интернализованную структуру групповой деятельности.

Становление самости, согласно Миду проходит ряд стадий. Изначально, индивид не способен отделять себя от других людей, однако постепенно он начинает проводить это различие и приобретает способность «принимать роль другого». Первая стадия этого процесса – имитация. На ней индивид копирует поведение взрослых, не понимая его. Затем следует игровая стадия (play), когда индивид понимает поведение как исполнение определенных ролей. Третий этап, по Миду, стадия коллективной игры (game), когда индивид учится осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Эти установки и ожидания создают образ «обобщённого другого» – безликого человека «со стороны», олицетворяющего общественное мнение. Индивид оценивает свое поведение по стандартам, установленным «обобщённым другим». Следование правилам игры подготавливает индивида к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.

Символический интеракционизм оказал значительное влияние на феноменологическую социологию, в рамках которой проблема социализации анализируется довольно подробно. О процессе социализации личности в свете феноменологической социологии мы скажем чуть позднее, после того как рассмотрим социализацию личности с точки зрения системного подхода, оппонентами которого, в определённой степени, являются представители феноменологической социологии.

Рассмотрим взгляды Т. Парсонса, на проблему социализации, представленные в рамках разработанной им теории социальной системы[20]. Личность по Парсонсу – это система, функционирование которой осуществляется за счёт трёх категорий механизмов: обучения, защиты, адаптации.

В узком смысле, социализация по Парсонсу – это один из видов обучения, который состоит в получении индивидуальным актором ориентаций, необходимых для удовлетворительного функционирования роли в процессе взаимодействия с другими акторами. Механизм социализации заключается в стремлении акторов действовать таким способом, который бы поддерживал равновесие во взаимодействии при осуществлении ими тех или иных ролей. Это стремление предполагает взаимную конформность по отношению к ожиданиям друг друга (когда реакции другого на действия эго, являются позитивными санкциями, подкрепляющими его систему потребностей). При возникновении тенденции к отклонению от ролевых ожиданий срабатывает механизм социального контроля (включающий некоторые аспекты механизмов защиты и адаптации), который заключается в противодействии одного или более акторов возникшей тенденции, что, в свою очередь, способствует восстановлению равновесия.

В широком смысле, социализация по Парсонсу – это процесс обучения любым ориентациям, имеющим функциональное значение для действия системы взаимных ролевых ожиданий. Парсонс отмечает, что социализация индивида начинается тогда, когда процесс обучения является составной частью интеракции во взаимодополняющих ролях.

В детстве, как считает Парсонс, у индивида формируется так называемая базисная структура личности, в основе которой лежат ценностные ориентации – наиболее стабильные и глубоко укоренившиеся элементы личности, приобретаемые путём обучения.

Наиболее важным механизмом обучения для усвоения ценностных стандартов, с точки зрения автора, является механизм идентификации.

Идентификация по Парсонсу означает принятие, т.е. интернализацию ценностей другого, с кем данный индивид себя идентифицирует. В данном случае, эго и другой постоянно находятся во взаимных ролевых отношениях, в которых ценностные стандарты для них являются общими. Идентификация выражается в наличии конкретной или диффузной привязанности, а также наличии чувственной (любовной) привязанности или нейтральной (уважение). Когда оформляется взаимная привязанность, эго получает так называемое «обладание отношениями», т.е. некую гарантию поддержания у другого благоприятных установок, его любви, одобрения, уважения, и возникает необходимость избегать разрыва этих отношений, формирования враждебных, неблагоприятных установок.

Читайте также:  Ухудшение зрения у ребенка 8 лет причины

Согласно Парсонсу, умение выбирать между возможностями занятия тех или иных ролей, которые социальная система открывает индивиду, усваивается в процессе социального обучения, а выбор этот, в свою очередь демонстрирует ценностные ориентации, полученные в процессе социализации. Таким образом ценности, выступают в качестве стандарта, посредством которого отбираются цели действия.

Концепция Парсонса объединяет два подхода к социализации. С одной стороны, социализация рассматривается как существенный элемент социального взаимодействия. Это понимание основывается на предположении о том, что люди социализируются по мере приведения своих действий в соответствие с ожиданиями других. С другой стороны, социализация понимается как интернализация социальных норм: социальные правила становятся внутренними для индивида в том смысле, что они более не навязываются посредством внешней регуляции, а налагаются индивидом самим на себя, становясь, таким образом, частью его «Я». Вследствие этого индивид ощущает потребность соответствовать социальным нормам. Интернализированные ценности по Парсонсу являются связующим звеном между социальной системой и системой личности.

Теперь, вернёмся к анализу процесса социализации личности в рамках феноменологического подхода, о котором мы упомянули выше. Сначала,кратко охарактеризуем сущность этого подхода. В качестве самого общего его определения можно принять предлагаемую Л. Г. Иониным характеристику феноменологической социологии как теоретико-методологического направления в современной социологии, рассматривающего общество в виде явления, созданного и постоянно воссоздаваемого в духовном взаимодействии индивидов[21]. Причины появления и утверждения феноменологической социологии, с точки зрения Г.Е. Зборовского, состояли в необходимости изучения социального мира как повседневного (обыденного) жизненного мира индивида, причём не просто индивида, а чувствующего, переживающего, стремящегося к чему-либо человека [22].

Истоки феноменологической социологии связаны, в первую очередь, с философией Э. Гуссерля, который и ввёл понятие «жизненный мир», являющееся для феноменологической социологии объектом пристального внимания. Идеи Гуссерля, развитые в последствии М. Шелером и А. Шюцом, нашли своё продолжение в социологических воззрениях П. Бергера и Т. Лукмана, изложенными в их труде «Социальное конструирование реальности» [23].

Данный труд представляет для нас интерес в виду довольно подробного рассмотрения в нём вопросов социализации личности. Стоит отметить, что в своём анализе социологи стремились исходить из уже имевшихся к тому времени философско-социологических взглядов на данный процесс. Так, в примечаниях к третьей главе «Социального конструирования реальности» (в которой развёрнуто их описание социализации в связи с анализом общества как субъективной реальности) они пишут: «Наши определения социализации и двух её подтипов (первичной и вторичной) соответствуют современному их употреблению в социальных науках. Мы лишь приспособили словесное их выражение к целям нашего общетеоретического подхода»[23]. В частности, стоит отметить, что воззрения авторов во многом схожи с подходами к социализации У. Джемса, Дж. Дьюи, Э. Дюркгейма, М. Вебера и Дж. Мида.

Бергер и Лукман считают, что человек не рождается членом общества, а появляется на свет лишь с предрасположенностью к социальности. Членом общества он становится лишь в ходе длительного процесса социализации, отправным пунктом которого является интернализация. Последняя означает

прежде всего, постоянную, непрерывную идентификацию людей друг с другом, поскольку каждый из них участвует в бытии другого.

Социализацию социологи определяют как «всесторонее и последовательное вхождение индивида в объективный мир общества или отдельную его часть»[23]. В этом процессе следует различать первичную социализацию, которой индивид подвергается в детстве и вследствие чего он становится членом общества, и вторичную социализацию, благодаря которой уже соцализированный индивид включается в новые сектора объективного мира общества.

Первичная социализация рассматривается социологами как нечто гораздо большее, чем просто когнитивное обучение. Решающей её фазой является формирование в сознании индивида образа обобщённого другого. Эта кристаллизация происходит наряду с интернализацией языка, который, по мнению социологов, представляет собой наиболее значимую часть и наиболее важный инструмент социализации[23]. Целью процесса первичной социализации является конструирование первого мира индивида, который обладает особым качеством устойчивости, поскольку в ходе этого процесса ребёнок интернализует мир своих значимых других как единственно возможный для себя мир (выбора значимых других у него нет). Следовательно, считают Бергер и Лукман, мир, интернализуемый в ходе первичной социализации, укореняется в сознании прочнее, чем миры, конструируемые в процессе вторичной социализации[23].

Сущность вторичной социализации рассматривается социологами сквозь призму социального распределения знания. Отличие вторичной социализации от первичной состоит в том, что она выступает как «приобретение специфическо-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда».[23] Говоря об институциональных средствах распределения знания в процессе вторичной социалиазации, учёные отмечают, что если знание является достаточно простым, то эти средства могут быть те же, что и в процессе первичной социализации, но если оно оказывается достаточно сложным, то необходимы специальные механизмы вторичной социализации с подготовленным для этой цели персоналом.

Прежде, чем перейти к анализу профессиональной социализации в рамках феноменологического подхода, рассмотрим ещё одну современную концепцию, затрагивающую проблему социализации – концепцию социального пространства П. Бурдьё [23].

В самом общем виде социальное пространство у исследователя представляет собой, с одной стороны, совокупность агентов, наделённых различными систематически взаимосвязанными свойствами, с другой – связи и взаимодействия, которые устанавливаются между агентами и социальными группами.

По мнению социолога, социальное пространство сконструировано так, что агенты, занимающие сходные или соседние позиции, находятся в сходных условиях, подчиняются сходным обусловленностям и имеют все шансы обладать сходными диспозициями и интересами, а следовательно, производить сходные практики. Данный комплекс, интернализируемый агентами, занимающими сходные позиции в социальном пространстве, именуется габитусом.

Бурдьё определяет габитус как, во-первых, систему прочных приобретённых диспозиций, производимых объективной структурированной социальной средой; во-вторых, бесконечную способность для производства мыслей, восприятий, выражений и действий; в-третьих, продукт истории, который производит индивидуальные и коллективные практики – опять историю – в соответствии со схемами, порождаемыми историей. Габитус формируется постепенно и поэтапно, в процессе социализации личности.

Вначале речь может идти о складывании первичного габитуса в семье, затем – вторичного – в процессе осуществления школьного образования. Потом в процесс формирования личности включаются всё новые структуры, и это означает появление иных форм габитуса, в которых число диспозиций личности увеличивается, и габитус становится довольно сложным образованием.

Подведём итог. В данном параграфе мы проанализировали различные определения понятия социализации личности и, исходя из них, сформулировали одно общее определение, согласно которому, социализация личности, в самом общем смысле, понимается как процесс усвоения (интернализации) и воспроизводства (экстернализации) индивидом культурного опыта, необходимого для жизни в социуме. Мы также указали на антропологическое понимание термина культуры в данном контексте. Это определение мы будем рассматривать в качестве «рабочего» в нашем исследовании.

Сформулировав определение социализации личности в указанном смысле, мы рассмотрели в рамках шести теоретических концепций (бихевиористической Дж. Уорда, психоаналитической З. Фрейда, теорий символического интеракционизма Дж. Г. Мида, социальной системы Т. Парсонса, социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана, социального пространства П. Бурдьё) то, каким образом происходит усвоение индивидом культурного опыта в процессе социализации, а также, что представляет собой этот культурный опыт.

В результате проведённого анализа, мы сделали вывод о том, что первые три подхода (бихевиоризм, психоанализ и символический интеракционизм) являются для нас не вполне достаточными, несмотря на то, что в них содержатся довольно чёткие представления о механизмах социализации. Причина этой недостаточности заключается в предмете нашего исследования, которым является роль высшего образования в процессе профессиональной социализации личности.

Высшее образование, в данном случае, выступает как один из институциональных способов профессиональной социализации, существующих в российском обществе. В связи с этим, мы сталкиваемся с понятием социального института. Иначе говоря, нам важно изучить не только процесс профессиональной социализации с учётом его механизмов, которые позволяют культурному опыту, становится частью индивидуального Я и затем, реализовываться в профессиональной деятельности индивида, но и те структурные особенности российского общества в целом и института высшего профессионального образования в частности, которые влияют на характер процесса профессиональной социализации личности [23].

Перечисленные нами концепции не дают целостных представлений об упомянутом социальном институте. В их рамках социализация личности рассматривается с психологической и социально-психологической точек зрения.

Если говорить о последних трёх концепциях (Т. Парсонса, П. Бергера и Т. Лукмана, П. Бурдьё), рассмотренных нами, то в них анализ процесса социализации взаимосвязан с целостными представлениями социологов о социальных институтах. Данные концепции, в полной мере являются социологическими. Но в феноменологическом подходе, применительно к предмету нашего исследования, важным является такое понятие как знание.

Процесс социализации, который Бергер и Лукман определили как процесс «всестороннего и последовательного вхождения индивида в объективный мир общества или отдельную его часть», является процессом, в ходе которого происходит приобретение и реализация в деятельности знания, имеющего интерсубъектиный характер. Бергер и Лукман писали: «Такое знание составляет мотивационную динамику институционализированного поведения. Оно определяет и конструирует роли, которые следует играть в контексте рассматриваемых институтов»[24].

1. http://www.otrok.ru/teach/enc/index.php?n=18&f=94 (Педагогическая энциклопедия) (Дата обращения: 12.11.2015 г.)

2. Философский словарь/под общ. ред. проф., докт., философ. наук Ярещенко А.П. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. С. 421.

3. Философский словарь/под общ. ред. проф., докт., философ. наук Ярещенко А.П. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. С. 420.

4. http://psi.webzone.ru/st/109100.htm (Психологический словарь)

5. Психологический словарь. — М.: Академический проект, 2002. С. 260. 6 Андреева Г.М.Социальная психология.- М.: Аспект, 2004. С. 194.

6. Аберкромби Н.Социологический словарь: Пер. с англ./Н.Аберкромби, С.Хилл, Б.С. Тернер; под ред. С.А. Ерофеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. С. 430.

7. Кон И.С. Социология личности. М.: Академический проект, 2003. C. 36.

8. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. М.: Аспект, 2001.C. 17.

9. Андреева Г.М.Социальная психология.- М.: Аспект, 2004. С. 240.

10. Гидденс Э. Социология: пер. с англ. – М.: УРСС, 2005. C. 69.

11. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. — М.: Феникс, 1994. C. 107.

12. Штомпка П. Социология.Анализ современного общества: Пер. с польск. С.М. Червонной.- М.: Логос, 2005. C. 435.

13. Аберкромби Н.Социологический словарь: Пер. с англ./Н.Аберкромби, С.Хилл, Б.С. Тернер; под ред. С.А. Ерофеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. – с. 224

14. Философский словарь/под общ. ред. проф., докт., философ. наук Ярещенко А.П. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – с. 48.

15. Феральные люди, по определению К Линнея, — это индивидуумы, выросшие в изоляции от людей.

16. Столяренко Л.Д. Психология управления : учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Изд. 4-е. – Ростов н / Д: Феникс, 2007. С. 29.

17. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер. с польск. С.М. Червонной. — М.: Логос, 2005. С. 415.

18. Фрейд З. Психика: структура и функционирование: Пер. с нем. А.М. Боковиков. – М.: Академический проект, 2007.

19. Мид Дж. Интернализованные другие и самость//Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. – М. : Изд-во МГУ, 1994.

20. Парсонс Т. О социальных системах / под ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. – М.: Академический проект, 2002.

21. 21.Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – Мн.: Книжный Дом, 2003. С. 525.

22. Зборовский Г.Е. История социологии: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. С. 486.

23. Горбачева Н.Б. Cовременная профессиональная ориентации молодежи//

Гражданское общество в России: состояние, тенденции, перспективы. 2015. № 1 (4). С. 44-48.

24. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М.: «Медиум», 1995.

Источники:
  • http://studfiles.net/preview/2802219/page:10/
  • http://studopedia.su/7_8801_sotsializatsiya-i-sotsialnie-normi.html
  • http://megaobuchalka.ru/5/35297.html
  • http://9psy.ru/chto-takoe-socializaciya-lichnosti
  • http://e-koncept.ru/2016/56884.htm