Меню Рубрики

Понятие общение с точки зрения разных наук

Человек своего рода социальное создание, и это обязывает его входить в контакт с иными людьми, собственно говоря — способы вхождения в контакт и сам процесс контакта человека с человеком называется общением. Сама структура общения иной раз может быть непонятной, если перед ее описанием не изучить главные понятия и функции, которые относятся к термину «общение».

Понятие общение, если говорить научным языком, — это особый характерный вид отношений между определенными лицами, с помощью которого происходит обмен информации, а также выказывается воздействие личностей друг на друга и производится его оценка. Естественно с общением связаны почти все мировые процессы, в особенности те, которые имеют отношение к общественной сфере жизни человека. Разумеется, с формированием общения в мировом масштабе мы также можем заявлять и о развитии других общественных процессов.

Так, например, благодаря развитой технологии, на данный момент все больше людей считают виртуальное общение нормальным. Отдельные личности предпочитают общаться только таким способом. А по данным социологического опроса более 60% людей признались, что они не прочь целиком и полностью заменить настоящее общение на виртуальное, а 40% считают, что настоящее общение ничем не заменить и что близкие и друзья таких людей, наверное, просто слепы, раз допускают такое общение. В связи с этим многие ученые «забили тревогу», может быть и не зря. Но если взглянуть на то, что на данный момент происходит с людьми, то это в принципе соответствует понятию общения и полностью и выполняет все его функции.

Думаю, разговаривать о невербальном и вербальном общении много рассказывать нет нужды, так как почти каждый школьник отлично понимает, что к вербальному общению относятся разные речевые виды общения, а к не вербальным поведенческие факторы. Стоит заметить, что при здоровом общении действует комбинация из невербальных и вербальных символов, которые и способствуют лучшему пониманию нашего собеседника.

Структура

Итак, если разговаривать о главных компонентах, которые составляют «скелет» структуры общения, то это будут выглядеть так:

Если же повествовать о главных элементах в структуре общения, то в таком случае это будет выглядеть таким образом:

  • интерактивный элемент, который сильно связан с поведенческими факторами персоны,
  • информационный элемент, означает — передача какой-то информации иному адресату, подразумевая под этим действием какую-то возвратную реакцию,
  • познавательный элемент формируется на самом процессе восприятия ситуации и обретенной в процессе общения информации.

Все эти факторы еще раз указывают на огромное значение правильного восприятия понятия общение, которое очень часто искажают и оно становится непонятным. Стали пропадать и скрадываться почти все функции, которые раньше были присущи общению. Так эмоциональная сторона реального общения принимается страдать только от того, что за экраном компьютерного монитора можно придумать практически любого героя. Все это приводит к тому, что человек начинает жить виртуальной жизнью и полностью в ней теряется. Подобное действие многими людьми не поощряться.

6) Понятие общения в психологии

Общение — это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

Общение — сложный и весьма многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми. И чаще всего оно включено в практическое взаимодействие людей. Интерес ученых (социологов, психологов, философов и др.) к феномену общения настолько велик, что рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок как самого понятия «общение», так и нахождением его места в иерархии других социально-психологических феноменов, таких как взаимодействие, восприятие, взаимоотношения и др.

Из обилия трактовок общения можно выделить главные:

1) общение — вид самостоятельной человеческой деятельности;

2) общение может входить в иную деятельность в статусе ее структурных элементов;

3) общение — одна из форм взаимодействия.

В специальной социально-психологической литературе (да и не только в специальной) общение понимается и как коммуникативная деятельность. Существенную роль здесь сыграла разработанная в начале века Дж. Мидом концепция «ролевого поведения», а во Франции — учение П. Жане, который противопоставил традиционному для психологии исследованию «процессов поведения и сознания у отдельных индивидов» изучение психологических механизмов их деятельности, развертывающейся «в условиях сотрудничества между людьми», то есть их общения. Именно отсюда берет свое начало направление, именуемое «интеракционистской ориентацией». Отправным пунктом для него был не индивид, а процесс символического взаимодействия (интеракции), которое понимается как «система коммуникаций и межличностные отношения». Односторонность такой позиции была в свое время подвергнута критике со стороны отечественной школы социальной психологии, в рамках которой считалось, что сама сущность социальных отношений сводится ими к межличностной интеракции.

Наиболее известным нашему читателю представителем символического интеракционизма в социальной психологии является Т. Шибутани. В основе его подхода лежит убеждение, что «человеческая природа и социальный порядок являются продуктами коммуникации». Это означает, что поведение человека рассматривается «как результат взаимных уступок людей, зависящих друг от друга и приспосабливающихся друг к другу». С точки зрения интеракционизма, все, что люди делают и говорят, исследуется не как нечто изолированное, но как части большой системы деятельности».

Мотивом же любого социального общения является то или иное изменение в характере социальных отношений внутри данного общества, его социальной и социально-психологической структуре, в общественном сознании или непосредственных проявлениях социальной активности членов общества. В сущности, такое общение есть процесс внутренней организации самого общества (социальной группы, коллектива, его саморегуляции).

Используемые в этом тезисе идеи Г.В. Гусева непосредственно накладываются на регуляционную функцию ПР, когда одна часть общества (группа, организация) воздействует на другую ее часть (общественность) с целью оптимизации взаимоотношений и, в частности, увеличения его социально-психологической сплоченности, повышения уровня сознательности и доверия, уровня информированности и т.п.

«В этом случае, — отмечает А.А. Леонтьев, — процессы взаимодействия осуществляются внутри «совокупного субъекта». Субъект же социально-ориентированного общения — оратор, коммуникатор».

Личностно-ориентированное общение выступает в двух вариантах: диктальное общение, т.е. общение, связанное с предметным взаимодействием (согласование позиций, обмен информацией, значимой для деятельности, и т.п.). Такое общение тождественно предметно-ориентированному, где предметом является взаимодействие, а субъекты взаимодействия и общения совпадают. Второй вариант — модальное общение — «это то, что в обиходе называется «выяснением отношений». Оно также связано с определенным видом взаимодействия.

Согласие устанавливается путем взаимного принятия ролей. Когда возникает согласие, происходит взаимопроникновение картин мира, что позволяет каждому участнику согласованного действия понимать точку зрения других участников.

Итак, во всех рассмотренных видах общения предметом является не конкретный человек, а либо взаимодействие (в социально-ориентированном могут выступать и общественные отношения), либо психологические взаимоотношения людей.

Рассмотрим суть построения процесса общения.

Процесс коммуникативной деятельности в социальной психологии будем рассматривать как «систему сопряженных актов» (Б.Ф. Ломов). Каждый такой «сопряженный акт» — это взаимодействие двух субъектов, двух наделенных способностью к инициативному общению людей. В этом может проявляться (согласно М.М. Бахтину) диалогичность коммуникативной деятельности, а диалог может рассматриваться как способ организации «сопряженных актов».

Таким образом, диалог — это реальная единица коммуникативной деятельности. Элементарными единицами диалога являются действия, высказывания и слушания. Однако на практике личность выполняет роль не просто субъекта общения, но и субъекта — организатора коммуникативной деятельности другого субъекта. Таким субъектом может стать отдельная личность, группа, массы (применительно к системе ПР — сама ее структура, отдельные специалисты).

Общение субъекта-организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативной деятельности, а общение с группой — как личностно-массовый. Коммуникативная деятельность рассматривается как единство этих трех уровней, так как все уровни опираются на единое организационно-методологическое основание — личностно-деятельное. Такой подход предполагает, что в центре общения находятся два субъекта общения, взаимодействие которых реализуется через деятельность и в деятельности.

Деятельный подход применительно к коммуникативной психологии в рамках социальной психологии означает, прежде всего, трактовку ее как организации и управления формированием системы взаимовыгодных, гармоничных взаимоотношений, достижения взаимопонимания, общих взглядов и оценок, доверительных отношений.

Общение же, как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется: а) субъектом — инициатором общения; б) субъектом — партнером, которому адресована инициатива; в) нормами, по которым организуется общение; г) целями, которые преследуют участники общения; д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

Каждый акт общения представляет собой цепь (алгоритм) взаимосвязанных коммуникативных действий.

В зависимости от уровня психологического единства группы каждый такой акт может происходить в трех основных коммуникативных формах:

Здесь речь идет именно о коммуникативных формах, а не о коммуникации.

Смешение понятий общения и коммуникаций берет свое начало в середине ХХ века в результате этологических исследований в западной науке. Общение тогда стало рассматриваться как отнюдь не специфически человеческий феномен. Оно было обнаружено в мире животных, в связи с чем получили распространение такие понятия, как «зоосоциология» или «зоосемиотика». «Биологизация общения привела к стиранию коренного различия между общением и коммуникацией, т.е. между взаимодействием субъектов и информационной связью индивидов, передачей сообщений от некоего «отправителя» к некоему же «получателю». Такая «коммуникативная редукция» получила поддержку в новой научной дисциплине — теории коммуникации.

Речь и письменный язык — главные, но не единственные коммуникативные системы. Социальное общение использует мимику и жесты, манеры и разнообразные формы поведения, а в современном мире все большее значение получают технические средства коммуникации (теперь уже и Интернет). Коммуникация делает осуществимой общественную жизнь, поэтому «коммуникация» означает «организацию».

Поскольку общение предстает как межсубъектное взаимодействие, многообразие его форм должно определяться всеми возможными типами связей всех модификаций субъекта.

Теоретические подходы к изучению понятия общения

Общение является одной из наиболее распространенных категорий, имеющих описание в философской, социологической и психолого-педагогической литературе. Существует огромное количество трактовок понятия общения, потому что интерес ученых разных наук к данному феномену велик. Каждая наука изучающая общение, рассматривает феномен общения с различных позиций и смыслы, которые вкладываются в понятие «общение» отличаются. Это в свою очередь усложняет процесс создания одного общего понятия «общения», которое можно было бы применить ко всем дисциплинам. Слово «общение» часто используется не в строго терминологическом смысле и обозначает процесс обмена мыслями, информацией и даже эмоциональным переживанием собеседников[22]. Многие ученые занимались и продолжают заниматься исследованием общения. Определение понятия общение можно найти в работах Ломова Б.Ф., Андреевой Г.М., Бодалева А.А., Парыгин Б.Д., Каган М.С. и других ученых. Эти ученые рассматривали это понятие в зависимости от понимания его в различных науках, таких как PR, социальная психология и социология. Основных виды и формы общения охарактеризованы в работах Немова Р.С., Кузнецова И.Н., Луневой О.В, Рыжова М.В., Фельдштейна Д.И.

Можно выделить три подхода к изучению общения:

1) Информационный подход, главной целью общения согласно этому подходу является коммуникативная сторона общения, а именно обмен, передача и получение информации между людьми

2) Интерактивный подход, основан на том, что главное в общении это взаимодействие, а именно организация взаимодействий между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями.

3) Перцептивный подход главной особенностью общения выделяет процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.

Каждая сторона общения имеет самостоятельное значение и в разных ситуациях может превалировать. Полноценным общение становится, когда проявляются все стороны общения. Рассмотрим определение понятия общения с точки зрения этих подходов.

Рассмотрим, как понимают понятие «общение» сторонники информац-ионного подхода к изучению общения:

Определение «общения», прослеживаемого в работах Бодалева А.А., трактуется как средство «паблик рилейшнз», берется из самого определения PR: «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми» [5,с.13] .

«Общение» по Кагану М.С. это взаимодействие между двумя субъектами, которые являются соучастниками совместного дела. Этот процесс носит практический, духовный, эмоциональный и информационный характер, в результате которого субъекты должны придти к выработке результативной информации [17].

Рассмотрим, как понимают понятие «общение» сторонники интеракти-вного подхода к изучению общения:

В работах Ломова Б.Ф. «общение» рассматривается, как специфическ-ая форма взаимодействия человека с другими людьми. В котором проявляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями и установками. Благодаря общению конкретный индивид овладевает «фондом духовного богатства», созданным другими людьми, вследствие чего преодолевается ограниченность его индивидуального опыта; вместе с тем через общение он вносит в этот «фонд» то, что создал сам. Именно этим определяется значение общения в жизни индивида [27].

Парыгин Б.Д. в своих работах рассматривает «общение», как очень сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как отношение людей друг к другу. Также, этот процесс способствует взаимовлиянию, сопереживанию и взаимному пониманию людей и является необходимым условием существования и социализации личности [35].

Читайте также:  Какие две точки зрения на происхождение понятия культура

Сторонниками перцептивного подхода можно считать ученых рассматриваемых понятие «общение» с точки зрения социальной психологии.

В социальной психологии понятие «общение» представляется, как сложный процесс взаимодействия между людьми, состоящий в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения могут выступать живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее — реципиентом [1,с.53] .

В нашей работе мы будем придерживаться следующего понятия общение Общение – это взаимодействие между людьми (субъект-субъектное отношение) и характеризующее базовую потребность человека, а именно быть включенным в социум и его культуру. В отличие от коммуникации общение предполагает не только информационную, но и личностно-экзистенциальную связь между людьми, что в свою очередь обеспечивает нелинейное движение информационных потоков в системе общения, а также прирост личностно значимой информации [14] .

Рассмотрим функции общения:

Творогова Н.Д. приводит следующую классификацию функций общения:

1.) Социальные функции общения, общение рассматривается, как фактор влияющий на развитие общества. К социальным функциям можно отнести такие функции, как

а) Собственно социальные функции, такие функции, которые направлены на удовлетворение потребностей общества в целом и его отдельных групп (можно отнести функцию планирования и организации совместной

б) Социальнопсихологические функции, связанные с потребностями отдельных личностей (функции социализации, передача опыта поколений).

2.) Общение, как фактор развития личности и ее формирования ( благодаря общению, человек осознает свою человеческую сущность). В общении отдельный индивид способен получить и усвоить опыт, который был выработан человечеством, благодаря преодолевается ограниченность индивидуального опыта[42].

Ильин выделяет следующие функции в соответствии с содержанием общения:

1) Информационную — передача и прием информации, знаний или умений

2) Экспрессивную — понимание переживаний и эмоционального состояния друг друга. Возможность изменения эмоционального состояния во время общения так, как потребность в общении может возникать из-за необходимости изменения эмоционального состояния.

3) Регулятивная — обоюдное воздействие друг на друга с целью изменить или сохранить поведениям собеседника, его активность, состояние, отношения друг к другу).

4) Социального контроля — регламентирование деятельности с помощью групповых и социальных норм, путем использования позитивных (одобрение или похвала) и негативных (неодобрение или порицание) санкций.

5) Социализации — формирование у людей умения действовать в интересах коллектива, усвоение правил и норм в обществе [16].

Ломов Б.Ф. выделяет следующие функции общения:

1) Информационно-коммуникативная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации.

2) Регуляционно-коммуникативная функция заключается в корректировке поведения. Благодаря общению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей.

3) Аффективно-коммуникативная функция характеризует эмоцио-нальную сферу человека. Общение влияет на эмоциональные состояния чел-овека [28]

Так рассмотрев множество различных понятий «общения» можно сказать, что «общение» — это сложный многоплановый процесс самостоятельной человеческой деятельности в установлении и развитии контактов между людьми и группами, являющийся важной частью его повседневной жизни. Этот процесс, прежде всего, возникает из-за потребностей в совместной деятельности и включающий в себя, как минимум три различных процесса: обмен информацией, обмен действиями, и восприятие и понимание партнера. В общении всегда существуют такие аспекты, как содержание — информация, которая передается от одного человека к другому; цель общения – основывается на том ради чего человек вступает в акт общения; средства общения — кодирование, передача, переработка и расшифровка информации, которая передается в процессе общения от одного человека к другому. Общение имеет множество функций. Рассмотрев разные трактовки функций общения можно сделать вывод, что все ученые не исключают полифункциональность общения.

Общение между людьми имеет свои виды и формы, которые стоит рассмотреть. В зависимости от содержания, формы протекания и целей общение можно разделить на несколько видов.

1) По содержанию общение бывает:

Материальное общение — заключается в обмене предметами и продукт- ами деятельности людей, которые в свою очередь предназначены для удовлетворения актуальных потребностей субъектов.

Когнитивное общение — предполагает обмен знаниями между людьми

Кондиционное общение — основано на обмене психическими или физиологическими состояниями. При таком виде общения люди оказывают влияние друг на друга, примером может служить стремление одного из собеседников поднять настроение или испортить его то, есть выразить предопределенное влияние на самочувствие друг друга.

Мотивационное общение — заключается в обмене побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями между людьми.

Деятельностное общение — это обмен действиями, операциями, умениями и навыками

2)По целям общения выделяют такие виды общения как:

Биологическое общение — необходимое для поддержания, сохранения и развития организма

Социальное общение — целью, которого является расширение и укрепление межличностных контактов, также установления и развития интер-персональных отношений и личностного роста индивида [24].

3)По характеристике психологических целей и свойств общения выделяют:

«Контакт масок» — в процессе такого общения отсутствует желание понять человека, не придают значения его индивидуальным особенностям, поэтому представленный вид общения принято называть формальным. В ходе такого общения применяется шаблонный набор масок, которые являются уже привычными, а также соответствующий им набор выражений лица и жестов[25].

Примитивное общение — этот вид общения характеризуется «нужностью» то, есть человек оценивает другого как нужный или ненужный объект. Если человек нужен, с ним активно вступают в контакт, в противном случае «отталкивают» острыми репликами.

Формально-ролевое общение — основано на понимании личности собеседника, обходясь знанием его социальной роли. В жизни каждый человек играет множество ролей и в разных ситуациях ведет себя, так как предназначено его ролью.

Деловое общение — этот вид общения основан на том, что учитываются особенности личности, возраст, настроение собеседника, при этом интересы дела являются более важными. Особенность такого вида общения заключается в том, что оно осуществляется обычно в форме переговоров.

Светское общение — заключается в беспредметном общении, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в похожих случаях. Вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий можно считать основной для данного вида общения [19] .

4)Так же общение может быть: вербальным и невербальным.

Вербальным — осуществляется с помощью речи. Оно является доминирующим у человека, это связано с тем, что речь обладает уникальными и безграничными возможностями в плане кодирования и передачи информации, и

выражения душевного внутреннего состояния человека.Вербальное общение связано с речью, может быть представлено в устном и письменном виде. В таком виде общения используется в качестве знаковой системы человеческая речь, естественный звуковой язык, то есть система фонетических знаков. Речь является самым универсальным средством общения, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

Невербальным — осуществляется на основе всевозможных неречевых средств: кинетических (мимика, жесты, пантомимика); паралингвистических (особенности голоса: высота, тембр, эмоциональная особенность);эктралинг-вистических (особенности говорения: паузы, покашливания, темп, сиплость); проксемических (пространственное расположение партнёров: занимаемое место, дистанция); визуальных (выражение глаз); практических действий и их продуктов; физических прикосновений и поглаживаний; одежды и других атрибутов оформления внешнего облика [1] .

Большое количество невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными, что дает ему возможность взаимодействовать, добиваться взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Такой вид общения позволяет личности представить свое внутреннее «Я» в межличностном взаимодействии, создавая свой собственный образ партнера по общению [4].

Данный вид общения очень сложен так, как включает в себя не только обмен экспрессивными сообщениями между людьми, но и их дальнейшую интерпретацию. Для того, чтобы понимать этот язык нужно изучить различные средства невербального выражения эмоций и уметь их корректно и адекватно интерпретировать. Во всем мире используются по большей части, одни и те же невербальные сигналы, но в зависимости от ситуации они могут восприниматься и интерпретироваться по-разному [34].

5)В зависимости от уровня регламентированности общения можно выделить:

Формальное общение — регламентировано определенными правилами, инструкциями, должностными обязанностями, морально-этическими нормами, традициями, предрассудками, кодексами, правовыми и административными актами и ролевыми предписаниями. С помощью, которых происходит ограничение общения по тем или иным параметрам по содержанию, форме, средствам, времени, виду, количеству участников, месту, ситуации и особенностям партнёра.

Формальное общение также используется при общении малознакомых или незнакомых людей, в том числе и с лицами, которые выполняют свои служебные обязанности [3]. Формальное общение является функционально-ролевым так, как статус каждого члена коллектива заранее определен. Для формального общения характерна ситуация «ответственной зависимости», то есть некорректное поведение человека может негативно отражаются на имидже и авторитете, как самого человека, так и коллектива в котором человек работает.

Неформальное общение — не имеет никаких нормативных ограничений, все правила и нормы определяются самими партнёрами. Данный вид общения позволяет человеку максимально раскрыть себя в личностном плане. Подобное общение встречается среди близких друзей, супругов, матери и ребёнка [19,с.63] . Неформальные отношения живут по своим правилам, иногда и вовсе без правил, по крайней мере, они не укладываются в существующие формально установленные правила и нормы. Такой вид общения используется при общении по интересам, симпатиям и таким образом дополняет формальный вид общения. С помощью такого вида общения быстрее распространяется информация и оказывается огромное влияние на распределение организационных задач [34].

Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам. Формы общения включают в себя различные способы коллективных контактов, имеющих традиционные повторяющиеся признаки, традиционно-бытовую культуру общения, общепризнанные шаблоны коммуникативного поведения, приуроченные к часто повторяющимся ситуациям взаимодействия. По формам проявления специалисты выделяют такие формы как:

Непосредственное общение — является исторически первой формой общения людей друг с другом. Такое общение выполняется с помощью органов, данных человеку природой ( голова, руки, голосовые связки) .

Опосредованное общение — это взаимодействие осуществляется с помощью дополнительных специальных средств и орудий, письменности, телевидения, радио, телефона, интернет-общения и других современных средств для организации общения и обмена информацией.

Прямое общение — это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу: «ты — мне, я — тебе».

Косвенное общение — предполагает участие в процессе общения другого человека, а именно «посредника», через которого передается информация.

Межличностное общение -связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, стабильных по составу участников. Оно подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера и наличие общего опыта деятельности, сопереживания и понимания. По критерию равноправия партнеров в межличностном общении выделяют два типа: диалогическое и монологическое. Диалогическое общение — равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, стремление к реализации целей каждого партнера. Монологическое общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и представляет собой субъект-объектные отношения. Оно может быть императивным и манипулятивным.

Массовое общение — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная всевозможными видами средств массовой информации (телевидение, радио, журналы, газеты и т. д.). Массовое общение может быть прямым и опосредованным.

Императивное общение — это авторитарная, руководящая форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям либо решениям. Партнер по общению в этом случае выступает пассивной стороной. Конечной не завуалированной целью императивного общения принято считать принуждение партнера. Применяются такие средства для оказания влияния, как приказы, предписания и требования.

Манипулятивное общение — это форма межличностного взаимодейст- вия, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений исполняется скрытно. Так же манипуляция предполагает беспристрастное восприятие партнера по общению, латентным же выступает стремление достичь контроля над поведением и мыслями другого человека.

Анонимное общение — это взаимодействие между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми. Чаще всего под анонимным общением понимают любые временные связи между людьми, в которых они выступают как граждане, жители города или населенного пункта, пассажиры поезда, самолета или городского транспорта, зрители кинотеатра, посетители музея или выставки.

Формы общения людей могут отличаться в зависимости от их возраста. Так среди молодежи можно считать распространенными такими формами общения как: непосредственное общение, межличностное общение, прямое общение и опосредованное общение. Молодым людям всегда легче осваивать новые знания именно поэтому они легко осваивают и новые формы общения, к которым можно отнести опосредованное общение с помощью новых технологических средств. Общение с помощью телефонной связи уже давно стало частью нашего повседневного общения, то же можно сказать и о интернет-общении. Все больше и больше людей разных возрастов осваивают данную форму общения, но при всем при этом, молодежь все равно лидирует по объемам использования данной формы общения в повседневной жизни. С развитием интернета и внедрением его во все сферы нашей жизни, стало не возможным не использование данного вида связи. Особенно для молодых людей, которые всегда являются в курсе всех новшеств и используют его в самых различных целях, как и для учебы, работы, так и для развлечения и общения. Традиционное общение в боль­шой степени зависит от географической близости, а интернет нам дает возможность общаться в любое время и в любом месте [37] .

Читайте также:  Как продолжить фразу с точки зрения

Фельдштейн Д. И. предлагает три формы общения молодежи: интимно — личную, стихийно — групповую, социально — ориентированную

«Интимно-личностное общение – это взаимодействие, организованное на личных симпатиях, — «я и ты». Такое общение основано на соучастие собеседников в проблемах друг друга. Интимно — личностное общение появляется при условии общих ценностей у партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, симпатией. К таким формам можно отнести дружбу и любовь.

Стихийно — групповое общение – это взаимодействие, сформированное на случайных контактах – «я и они». Стихийно — групповой характер общения становится основным, если неорганизованна общественно — полезная деятельность, молодых людей. Данный вид общения приводит к появлению разного рода компаний, неформальных групп. В процессе стихийно — группового общения стабильный характер, приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т. д.

Социально — ориентированное общение – это взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно важных дел — «я и общество». Этот вид общения обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим организации форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т. д. [44,с.195].

Рассмотрев различные понятия «общения» мы выяснили, что оно в первую очередь, возникает из-за потребностей человека в совместной деятельности, также оно влияет на формирование личности, в овладении принципами и нормами поведения в обществе и конкретной социальной среде, а все это невозможно без контактов с другими людьми. Существуют множество видов и форм общения, которые человек использует в зависимости от целей общения и его содержания, что предполагает то, что в разных ситуациях человек применяет разные типы общения и есть формы общения, которые наиболее популярны у определенных групп людей.

Содержание понятия «непосредственное общение» в повседневной жизни студенческой молодежи

«Непосредственное общение» — это естественное общение, когда люди взаимодействующие друг с другом находятся рядом и общаются посредством речи, мимики или жестов. Эта форма общения является наиболее полноценной, потому что индивиды в процессе его получают максимальную информацию друг о друге. Непосредственное общение предполагает общение между людьми лицом к лицу, то есть при обязательном визуальном контакте. Осуществляется данная форма общения с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки.

Непосредственное общение более результативно благодаря силе эмоционального воздействия и внушения так, как в нем непосредственно действуют все социально-психологические механизмы. При таком общении присутствует постоянная обратная связь потому, что каждый из собеседников получает информацию о том, как его действия, слова, поступки влияют на другого, какое впечатление на него производят. Важной особенностью этого вида общения можно считать своевременную коррекцию собственного поведения в процессе общения.

Непосредственное общение имеет огромные преимущества. Оно может носить более личный характер особенно при встречи с группами, достаточно небольшими для двустороннего обмена мнениями, позволяет задавать вопросы и обсуждать их. Подобная связь создает и обратную связь. Выражение гнева, интереса или недоумения может отразиться на его лице. Слова имеют различное значение для разных людей. Непосредственное общениелюдей друг с другом возможно лишь на небольшом расстоянии, поэтому на любом уровне развития общества существовали многообразные способы передачи данных на расстоянии.

Условия непосредственного общения не позволяют заранее спланировать разговор, собеседники вынуждены мыслить и говорить одновременно. Контекстуальная связанность, спонтанность и непринужденность речи в непосредственном общении усиливают ее эмоциональную окраску, выдвигают на первый план эмоционально-индивидуальное восприятие собеседниками как темы разговора, так и собеседника. В целом для понимания смысла разговора более важны не строгая регулярность утверждений и ответов, не их грамматическая и синтаксическая выдержанность и даже не что говорится, а то, как говорится. Стремление быть понятыми побуждает собеседников к частому выражению личных оценок, эмоциональных предпочтений, мнений.

Очень важной способностью, связанной с непосредственным общением и устной речью, является умение удерживать внимание слушателей. Выбор словесных средств, также как и сопровождающих их невербальных, способствует формированию и пониманию определенных социальных ситуаций. Главным требованием к эффективному общению является ясность мысли, умение выразить существующую информацию с помощью слов, способность к слушанию, восприятию предоставляемой информации. Также эффективность вербального общения, или даже применения тех или иных инструментов зависит от того, насколько говорящий овладел ораторским искусством, а также от его сугубо личных качеств, характера, показателя харизмы. Тем не менее, вербальные и невербальные методы коммуникации всегда воспринимаются одномоментно и рассматриваются как единый комплекс. Любой жест может быть совершенно несостоятельным без сопровождающей его речи, впрочем, как иногда и речь без жеста может быть абсолютно не значимой для собеседника. Психологами установлено, что в процессе прямого непосредственного взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения. Все мы бессознательно жестикулируем и принимаем различные позы в зависимости от конкретной жизненной ситуации и так же бессознательно, но весьма точно, оцениваем невербальное поведение других людей [13,39].

Непосредственное общение может иметь происходить, как в формальной, так и неформальной форме.На это влияют те социальные роли и статусы, которые занимают собеседники знанием его социальной роли. В жизни каждый человек играет множество ролей и в разных ситуациях ведет себя, так как предназначено его ролью.

Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом, на его основе на более поздних этапах развития цивилизации возникают различные виды опосредствованного общения. Преобладавшее ранее непосредственное общение в настоящее время все больше заменяется опосредованным (с помощью дополнительных средств: письма, аудио и видеотехники) и становится более массовым. Таким образом, можно сделать вывод, что непосредственное общение можно считать традиционной формой общения, так как является первой формой общения и так как традиционное общение основано на форме передачи информации без использования каких-либо средств, что и главной является особенностью непосредственного общения[16].

«Традиционно общение» обычно связывается со способом передачи информации «из уст в уста». Сферой его применения является межличностн- ая коммуникация, а именно коммуникация в неформальной группе, в семье, между друзьями и т.д. Спектр ситуаций, в которых применяется данный способ весьма высок сюда можно отнести: разговор начальника и подчиненного, который иногда обходится и без звукоусиливающих устройств, хотя и может осуществляться на повышенных тонах. Но в настоящее время с учетом развития технологий можно оправлять и письма, следовательно, коммуникация «из уст в уста» — дистанционное общение нуждается в дополнении, между кем осуществляется эта коммуникация. Это можно рассмотреть на примере, а именно противопоставление дружеского разговора и сугубо служебных отношений между начальником и подчиненным, первую ситуацию можно определить «межличностым общением», а вторую «специальной коммуникацией». Соответственно, «традиционная коммуникация» подразделяется на межличностную и специальную, а дистанционная может быть межличностной, специальной, массовой и прямой [12] .

Так как это общение предполагаетестественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично от одного собеседника к другому то, несомненно, такой вид общения включает в себя и межличностное общение потому, что такое общение основано на непосредственных контактах людей в группах или парах. В зависимости от социального статуса участников общения непосредственное или традиционное общение может происходить в формальной или неформальной обстановке, следовательно, эти виды общения включают в себя так же и формальное и неформальное общение. А это означает то, что могут применяться определенные правила, которые в свою очередь могут ограничивать содержание общения по определенным параметрам по содержанию, форме, средствам, времени, виду, количеству участников, месту, ситуации и особенностям партнёра это может происходить, если традиционное общение используется в формальной остановке. В ходе такого общения применяется шаблонный набор масок, которые являются уже привычными, а также соответствующий им набор выражений лица и жестов. При таком общении каждый участник общения выстраивает свое поведение в соответствии с ролью, которая ему предназначается, это означает, что при формальном непосредственном общении применяется и формально-ролевое общение и так, как очень часто могут осуществляться с помощью переговоров, то и деловое общение так же являются частью непосредственного формального общения.

Но так, же традиционное общение может не иметь никаких нормативных ограничений, и тогда все правила и нормы определяются самими партнёрами. Это происходит при общение в неформальной обстановке, именно при таком общении у участников общения появляется возможность максимально раскрыть себя в личностном плане. [19,с.63]. Неформальные отношения осуществляются по своим правилам, а иногда и вовсе их не имеют.

Правила повседневного или традиционного общения достаточно условны, главную роль играют общепринятые нормы вежливости. Так же повседневная разговорная речь отличается своей экономичностью, так как для передачи мысли требуется меньше слов по сравнению с письменной речью, присутствует другой порядок слов, жесты, что дает дополнительную информацию для собеседника. В данной форме речи так же отражается уровень образования человека и его воспитанности. Всегда присутствует сильная эмоциональная составляющая процесса общения, что отличает этот вид общения от других видов. Значительность обмена эмоциями настолько высока, что иногда он может совершаться в ущерб семантике. Немало важную роль играют доверительность отношений и совпадение эмоциональных и ценностных шаблонов. Отношения между участниками всегда наблюдаются более или менее равноправные (любящая пара, семья, компания). Число общающихся, ограничено как во времени, так и в пространстве: группа в 7-8 человек может создать «междусобойчик», но если людей будет больше, то эта масса, скорее, разделится на атомарные подгруппы [43].

«Повседневность не может существовать вне коммуникации, как способа передачи информации», именно поэтому «коммуникация выступает, как способ бытия повседневности, функцией которого является организация повседневности с помощью транслируемых знаний». Любой исторической эпохе характерен свой стиль общения, различающийся набором значений слов, поэтому укоренение в речи новых словесных обозначений указывает об изменении повседневной жизни. Примером может служить, каждодневное употребление понятий «паровой двигатель», «электрическая лампочка», что в свою очередь доказывает закрепление в бытии человека новаций, отражающих прогрессивное техническое развитие. Повсеместное использование в разговоре значений «Интернет» и «компьютер» указывает о существовании информационного общества. А активное употребление таких слов, как «кидать», «наезжать» является ярчайшим показателем спада общей культуры, Таким образом, изменение повседневности непременно сказывается на коммуникативной и социальной сторонах жизни общества. При изменении повседневного бытия и культурно-коммуникативных пространств изменяются культурные традиции, укрепляются новые поведенческие модели, трансформируются пространственные границы национальной и этнической принадлежности [45,с.157].

Непосредственное или традиционное общение имеет важное значение в нашей жизни. Оно является исторически первым видом общения и тот факт, что оно до сих пор применяется в нашей жизни, говорит о важности данного вида общения для общества. Непосредственное общение может иметь различные формы и включает в себя другие виды общения. Так непосредственное общение может иметь формальный и неформальный характер общения, включать деловое, межличностное, формально-ролевое, прямое, вербальное и невербальное и другие виды общения. Это говорит о том, что непосредственное общение может быть разноплановым и разнообразным в своем проявлении. С помощью этого вида общения у человека появляется больше возможностей для того, чтобы проявить себя, показать свои таланты и возможности. В процессе такого общения индивиды получают максимальную информацию друг о друге, благодаря невербальным и вербальным особенностям данного вида общения и имеет большую эмоциональную окрашенность. Так же в данный вид общения привносятся изменения связанные с той эпохой при которой этот вид общения используется, следовательно, любой исторической эпохе характерен свой стиль повседневного общения, который включает свои особенности и отличия.

Общение: определение, предмет и свойства

Роль общения со взрослыми в развитии ребенка

Если посмотреть на само слово «общение» с точки зрения его этимологии, то можно увидеть, что оно происходит от слова «общее». В чем-то схожая ситуация и в языках германо-романской группы: так например, английское слово «communication» происходит от латинского «связывать, давать». Во всех этих словах мы можем увидеть как язык отражает один из основных смыслов общения — являясь связующим звеном между людьми, способствовать нахождению и передачи общего что есть (или может быть) между ними. Причем это общее может быть как что-то возникшее только что, в процессе совместной деятельности, так и передаваемым через многие века знание.

Читайте также:  Лексика с точки зрения сфер употребления

Развитие ребенка во много зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка. Тому как это влияние осуществляется, в чем его специфическое значение на разных этапах развития ребенка, что происходит в случае недостаточного общения с ребенком и другому будут посвящена эта работа.

Общение: определение, предмет и свойства

Существует множество более точных дефиниций общения. Остановимся коротко на некоторых их них, чтобы более четко представлять себе предмет данной работы.

Общение можно рассматривать с точки зрения разных гуманитарных наук. Так, в социологии оно понимается как способ существования внутренней эволюций или поддержания status quo социальной структуры общества — в той мере, в какой эта эволюция вообще предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества, невозможное без общения. В марксисткой философии оно понимается как процесс превращения общественного отношения из виртуальной в реальную «действенную» форму, осуществляемого при определенных обстоятельствах. Здесь оно понимается и как процесс (актуализации) и как условие (способа актуализации). Таким образом, в рамках этой философской концепции, любая общественная деятельность является в известном смысле общением.

C точки зрения психологии (например А.А. Леонтьевым) общение понимается как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении. Осуществление этого контакта позволяет либо изменить протекание совместной деятельности за счет согласования «индивидуальных» деятельностей по тем или иным параметрам, или, напротив, разделение функций (социально ориентированное общение), либо осуществить целенаправленное воздействие на формирование или изменение отдельной личности в процессе коллективной или «индивидуальной», но социально опосредованной деятельности (личностно ориентированное общение). Более простое определение дается М.И. Лисиной: общение — это взаимодействие 2-х и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.

Как и у всякого объекта научного изучения у общения выделяют ряд присущих ему свойств. Среди них:

· общение есть взаимонаправленное действие;

· оно подразумевает активность каждого из его участников;

· участники его рассчитывают получить отклик/ответ от партнера по общению;

· каждый из участников этого процесса выступает как личность.

Из этого, в частности следует, что предметом общения является другой человек, партнер по общению. Каждый человек стремиться к познанию и оценке других людей. Узнавая и оценивая других человек получает возможность самооценки и самопознания. Это стремление суть потребность в общении. Таким образом, основными функциями общения являются:

· организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для их достижения);

· формирование и развитие межличностных отношений;

· познание людьми друг друга;

· общение — необходимое условие формирование личности, ее сознания и самосознания.

В ходе общения формируется т.н. продукт общения — образования как материального так и духовного характера. Среди основных продуктов общения выделяют: общий результат, взаимоотношения, избирательные привязанности, а также образ самого себя.

Имея эту теоретическую базу мы можем перейти к рассмотрению особенностей общения ребенка со взрослыми.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9116 — | 6862 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Понятия «общение» и «коммуникация» в психологии

Дата публикации: 20.06.2016 2016-06-20

Статья просмотрена: 5118 раз

Библиографическое описание:

Лето Я. В. Понятия «общение» и «коммуникация» в психологии // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 770-772. — URL https://moluch.ru/archive/116/31756/ (дата обращения: 30.04.2019).

В статье рассматриваются такие понятия как «общение» и «коммуникация». Анализируются определения данных феноменов с точки зрения психологии. Сравниваются понятия «общение» и «коммуникация», выделяются и описываются основные признаки их разграничения.

Ключевые слова: коммуникация, общение, кодирование, декодирование, информационный обмен, психический контакт, коммуникационная модель

The article provides an overview and analysis of the definitions of such phenomena as “socialization” and “communication” from the point of view of psychology. It compares the concepts of “socialization” and “communication”, and analyses the main signs of the differentiation of these concepts.

Key words: communication, socialization, an encoding process, a decoding process, information exchange, emotional bond, the communication model.

В русском языке общение и коммуникация часто используются как синонимы, независимо от их различного происхождения. Однако, содержание понятий «общение» и «коммуникация» близки, но не тождественны.

Слово «Общение» является старославянизмом, вошедшим в древнейшую пору в состав русского литературного языка. Это слово в старославянском языке означало 1) сообщество, сношение, участие; 2) причастие — оно сохраняло и в языке древнерусской письменности до конца XVII — начала XVIII в. В «Словаре Академии Российской» слово «общение»признано «словенским». Его употребление иллюстрируется только библейскими, церковнославянскими выражениями. Его значения определяются так: 1) Участие. 2) борьба за подаяние, снабдевание кого потребнымь. 3) Причащение, причастие. Очевидно, слово «общение»также не входило в общелитературный активный словарь XVIII в. и не было включено в лексическую норму русского литературного языка конца XVIII в. Оно оставалось за пределами живых литературных стилей и в первой трети XIX в. Во всяком случае, словарь 1847 г. квалифицирует это слово, как «церковное», т. е. в общелитературном языке первой четверти XIX в. неупотребительное или не очень употребительное. В слове «общение»отмечаются те же три церковнославянских значения, которые указаны в словарях Академии Российской: 1) Сообщество; 2) Подаяние. 3) Причащение. [1, с. 134]

Позднее в словаре Даля было указано новое общелитературное понимание слова «общение», отличное от его старинного церковного употребления: «действие по глаголу (общаться), сообщенье, сообщество, взаимное обращенье с кем» црк. «подаяние, милостыня». Святоеобщение, причащенье. [2, с. 654]

Что касается слова «коммуникация», в латинском языке имеется слово «communicare» означает не только «общаться», но и «делать нечто общим; делиться чем-либо; действовать заодно, сообща». Как и русское слово «общение», communicatio имеет корень одинаковый с прилагательным «общий» (communis). Подразумевается, что общение завязывается вокруг какого-либо общего предмета, который выступает в качестве субстанции процесса общения. [3, с. 2]

Существует три точки зрения о соотношении этих понятий. 1. Многие лингвисты настаивают, что они тождественны. 2. Психологи и культурологи утверждают, что общение шире социальной коммуникации.

Философ и психолог Б. Д. Парыгин выделил следующие параметры процесса общения: а) психический контакт, возникающий между индивидами и реализующийся в процессе их взаимного восприятия друг друга; б) обмен информацией посредством вербального и невербального общения; в) взаимодействие и взаимовлияние друг на друга. [4, с. 140] Философ и культуролог М. С. Каган в свою очередь считает, что «общение» имеет и практический, материальный, и духовный, информационный характер, тогда как «коммуникация» — это чисто информационный процесс, т. е. передача сообщеий. Подлинное общение — это именно субъект-субъектная связь, при которой «нет отправителя и получателя сообщений, а есть собеседники, соучастники общего дела». Процесс общения, в отличие от коммуникации, носит двунаправленный характер. Коммуникация — монологична, общение диалогично. Подлинное общение — это Я+Ты=Мы; это явление обусловлено этимологией русского слова «общение», которая раскрывается через термин «ОБЩЪ» — вместе, совместно. [5, с. 144] 3. Понятие «коммуникация» шире общения: оно включает в себя и технические аспекты, и обмен информацией в обществе в целом и в его подсистемах. [6, с. 24]

«Общение», в целом, является одним из основных психологических категорий с гораздо более богатым содержанием, и которое более полно раскрывает сложность человеческих отношений по сравнению с коммуникацией, которая отражает в первую очередь информационные процессы.

Общение и коммуникация являются объектами научного интереса уже в течение долгого времени — и за это время было предложено огромное количество дефиниций.

Так, например, основатель информационного подхода, Клод Элвуд Шеннон определил, что «коммуникация является передачей и приёмом информации».

Джессика Груган считает, что коммуникация является непрерывным процессом, в течение которого люди взаимодействуют друг с другом и устанавливают взаимоотношения.

Более полное определение было представлено Национальным совместным комитетом США в сфере коммуникационных потребностей для лиц с тяжелыми формами инвалидности «любой акт, при помощи которого индивид предоставляет или получает информацию о потребностях, желаниях, восприятиях, знаниях или аффективном состоянии другого индивида. Коммуникация может быть интенциональной или неинтенциональной, содержать конвенциональные и неконвенциональные сигналы, принимать лингвистические и нелингвистические формы». [7]

Р. Адлер и Н. Тоун описывают коммуникацию как «процесс, по меньшей мере, между двумя людьми, который начинается, когда один человек хочет общаться с другим. Коммуникация возникает в качестве мысленных образов внутри человека, который желает передать эти изображения другому человеку. Мысленные образы могут включать в себя идеи, мысли, фотографии и эмоции». [8, c. 79] Человек, который хочет общаться называется «отправителем». Для того чтобы передать изображение другому лицу, отправитель должен сначала перенести или перевести изображения в символы, которые получатели смогут понять. Зачастую символами являются слова, но также могут быть фотографии, звуки или информацию, которую можно считать (например, потрогать или почувствовать запах). Только через символы ментальные образы отправителя могут иметь смысл для получателей. Процесс перевода изображений в символы называется кодированием. Цели кодирования — доведение замысла (идеи) отправителя до получателя; обеспечение такой интерпретации сообщения получателем, которая адекватна замыслу отправителя. Иными словами, получатель должен воспринять смысл сообщения именно таким, какой был вложен его отправителем.

После того, как сообщение было закодировано, следующим уровнем в процессе коммуникации является передача сообщения получателю.Когда сообщение уже получено другим лицом, происходит процесс декодирования. Подобно тому, как отправитель должен кодировать свои сообщения в рамках подготовки к их передаче по коммуникационным каналам, получатели должны воспринимать и интерпретировать символы, а затем декодировать информацию обратно в образы, эмоции и мысли, которые имеют смысл для них. Следовательно, декодирование — это обратный процесс перевода закодированного сообщения на язык, понятный получателю. В более широком плане это: а) процесс придания определенного смысла полученным сигналам; б) процесс выявления первоначального замысла, исходной идеи отправителя, понимания смысла его сообщения. Если смысл сообщения будет адекватно расшифрован получателем, то его реакция будет именно такой, какую и стремился вызвать отправитель (источник) сообщения. Однако, то, как получатель расшифрует сообщение, в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей восприятия информации, присущих каждому человеку.

Янкулова-Цветкова Й. определяет «общение» как взаимодействие между людьми на разных уровнях, когнитивных, эмоциональных и поведенческих. Следовательно, можно выделить три основных функции: познавательную, эмоциональную и коннотативную.

Познавательная функция связана с развитием когнитивно-интеллектуальной сферы личности, что предполагает передачу знаний и информации, а также передачу навыков и умений.

Эмоциональная функция имеет два аспекта: 1. эмоциональная глубина общения и 2. интенсивность эмоционального обмена, с одной стороны, и с другой стороны — возможность развития эмоционального восприятия, как своего собственного внутреннего мира, так и чужого. Именно через общение, вступая в контакт с эмоциями окружающих нас людей, это вызывает эмоции в нас самих. Коннотативная функция связана с волевой сферой личности, что предполагает совокупность волевых качеств, характеризующую личность человека со стороны его способности достигать поставленные цели в условиях реальных трудностей. [9, c. 121]

Таким образом, «общение» и «коммуникация» имеют как общие, так и отличительные признаки. Общими являются соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий. Это связано с тем, что они используются в разных науках, которые на первый план выдвигают различные аспекты этих понятий. Тем не менее, без общения наша жизнь была бы немыслима — в онтогенезе это означает приобщение формирующегося человека к окружаемому его миру. Коммуникативные способности развиваются в общении, в освоении культуры человеческих отношений. Конечными продуктами развития и саморазвития человека становятся передаваемые ему накопленные человечеством знания. В этом процессе социализации индивида, в процессе социального бытия, врастания человека в культуру, освоения им законов, правил, норм общежития формируется сознание человека как система знаний, интегрирующая психические процессы и состояния свойства его личности, и развивается самосознание как системе интегрирующая свойства индивидуальности.

Источники:
  • http://studfiles.net/preview/5430432/page:4/
  • http://zdamsam.ru/a15827.html
  • http://studopedia.ru/10_193089_obshchenie-opredelenie-predmet-i-svoystva.html
  • http://moluch.ru/archive/116/31756/