Меню Рубрики

Какие две точки зрения на происхождение понятия культура

Феномен культуры является исторической категорией, вбирающей в себя множество значений и смыслов, которые формировались и трансформировались на протяжении веков. Благодаря достижению человечеством определенного уровня осознания и отражения окружающей действительности, появляется потребность не только в познании мира, но и в его преобразовании. Впоследствии, все материальные и нематериальные преобразования человеком окружающей действительности плотно закрепляются в мировой истории, приобретая обобщающее значение «культура».

Возможность построения обобщающей модели культуры привлекает внимание представителей разных наук: философии, психологии, истории, археологии, этнографии, в том числе и социологии. Такой интерес обусловлен многогранностью культурных явлений, и их функциональным значением, а также возможностью собственной интерпретации данного феномена. Несмотря на это только в середине XX в. начинается реализация все более осознаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры.

Культура, являясь, прежде всего социальной категорией имеет соответственно свои особенности, и несет в себе некоторые социальные функции, которые и будут рассмотрены в данной работе.

Понятие «культура» (происходит от латинского culture — взращивать, возделывать почву, заниматься земледелием) родилось в Древнем Риме как противоположное значение понятию «натура» — природа. Следовательно, изначально термин «культура» применяли относительно человеческой деятельности, направленной на преобразование «естественного», «природного», а именно возделывание и обработка земли, уход за животными, занятие сельским хозяйством.

Со временем слово «культура» стало вбирать в себя всё более широкий круг предметов, явлений, действий, общим свойством которых было их человекотворное происхождение. Соответственно и сам человек в той мере, в какой он рассматривался как творец самого себя, попадал в сферу культуры, и она обрела смысл «образование», «воспитание» т. е. взращивание, возделывание, уход за человеком, в ходе которого нечто дополняется и исправляется в природе человека.

Лингвисты отмечают, что до XVII века термин «культура» не имел самостоятельного употребления. Он употреблялся только в словосочетаниях, означая совершенствование, улучшение того, с чем сочетался: «culturejuries» — выработка правил поведения, «culturelingual» — совершенствование языка и т. д.

Более четкое содержание термину «культура» впервые придал немецкий мыслитель С. Пуфендорф. Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному.

В XVIII веке продолжая античную традицию, идеологи просвещения с помощью термина «культура» выражали идею культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» в противоположность природному, стихийному, животному. Таким образом, в эпоху просвещения культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Здесь культура приобретает значение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». К ней относится только то, что выражает достоинство человека и способствует его развитию. Следовательно, не всякий результат деятельности человеческого рода заслуживает того, чтобы называться достоянием культуры. Но, с другой стороны, культура рассматривалась и как имеющийся в действительности, реально существующий и исторически меняющийся образ жизни людей, специфика которого обусловлена достигнутым уровнем человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. С этой точки зрения явлениями культуры следовало признавать не только позитивные достижения человечества, но и отрицательные проявления человеческой активности (религиозные распри, войны, преступность и т. д.).

В дальнейшем закрепилась расширительная трактовка культуры: культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. Она включает в себя не только результат духовной деятельности человека, но и изменение окружающей природы, создание искусственной среды обитания, технику, формы общественных отношений, социальные институты и т. д. В узком смысле культура — это уровень отношений, которые сложились в коллективе, те нормы поведения, которые освящены традицией, обязательны для представителей данного этноса и различных его социальных групп. Культура здесь выступает как форма трансляции социального опыта через освоение каждым поколением не только предметного мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения. Причем эта регулирующая социальный опыт роль культуры такова, что она формирует устойчивые художественные и познавательные каноны, представление о прекрасном и безобразном, добре и зле, отношении к природе и обществу, сущему и должному и т.п.

Еще в одном смысле понятие культуры раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Конечно, здесь надо различать, во-первых, свободу как неотъемлемую духовную потенцию человека и, во-вторых, осознание, и осознанную социальную реализацию свободы. Без первого культура просто не может появиться, но второе достигается лишь на сравнительно поздних стадиях ее развития. Далее, когда речь идет о культуре, то имеется в виду не какой-то отдельный творческий акт человека, но творчество как универсальное отношение человека к миру. В таком понимании культура обозначает отношение человека к окружающей его действительности, через которое человек создает мир и самого себя. Таким образом, каждая культура становится способом творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.

В наше время слово «культура» является одним из наиболее употребляемых и в обыденном языке, и во множестве научных определений, что говорит как о многозначности термина, так и о многообразии самого феномена культуры. В 60-е годы нашего века насчитывалось 237 толкований «культуры», на сегодняшний день существует около 400 различных научных определений данного феномена.

С содержательной точки зрения под культурой понимается совокупность биологически ненаследуемых, искусственно созданных людьми материальных объектов, идей образов, технологий их изготовления и оперирования ими, устойчивых связей между людьми и способов их регулирования на основе оценочных критериев, имеющихся в обществе. Для каждого общества все эти составляющие в их конкретно — исторической форме образуют ее социокультурный комплекс, или культуру данного общества.

В обыденной жизни термин культура употребляется либо для обозначения оптимального функционирования социальных институтов («культура быта», «культура труда», «политическая культура» и т.д.), либо ассоциируется с вежливостью и образованностью («культура поведения», «культура мышления», «культура чувств» и т.п.). В публицистических штампах («наука и культура», «культура и экономика», «новости культурной жизни») область культуры ограничивается сферой искусства и нравственностью. Таким образом, обыденным сознанием культура воспринимается как сумма ценностей, некий исторически сложившийся эталон совершенства, к которому должно стремиться общество.

Подводя итог всему вышесказанному, можно говорить о том, что культура включает в себя, не только созданное человеком и характеризующее его жизнь в определенных исторических условиях, но и средства, способы и результаты человеческой деятельности, изменения, которые он производит в самом себе, в своем теле, в своей душе, в физическом и духовном облике. Такое расширительное содержание понятия культуры, делает ее объектом изучения целого комплекса наук об обществе: философии, политологии, религии, истории, социологии и т.п.

Культурология как наука XX в. соединяет существующее многообразие представлений о культуре, опираясь на определенную традицию. Основные исторические этапы этой традиции (исторического развития представлений о культуре и ее понимания) для европейской культурологии следующие: античность, Средние века, Возрождение, Новое и Новейшее время. Проследим эволюцию понятия «культура» в истории человечества.

Культура (лат. cultura) — первоначально обработка и уход за землей. Римский государственный деятель и писатель Марк Катон написал трактат о земледелии, название которого по-ла- тыни звучало примерно так: агрикультура. Он посвящен именно уходу за участком земли. В трактате рассматривается особое душевное отношение к ней, не только способ обработки земли, но и почитание, поклонение.

Со временем словом «культура» стали обозначать весь комплекс традиций и жизненный уклад людей. Но затем и этот смысл стал меняться. Марк Тулий Цицерон (45 г. до н.э.) говорил об улучшении, облагораживании телесных и душевно-духовных склонностей и способностей человека; можно сказать, что речь шла о «возделывании» человеческого ума. В его сочинении «Тускуланские беседы» читаем: «. как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей сеять, так сказать, только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший урожай» [72. С. 252]. У римлян культура — личная доблесть, совершенство.

В Древней Греции культура означала воспитанность, образованность, просвещенность (пайдейя). Пайдейя, по Платону, означает руководство к изменению всего человека в его существе.

В эпоху Возрождения главное для культуры — соответствие гуманистическому идеалу человека. Идеал эпохи Просвещения — культура познания. Впервые как самостоятельное понятие «культура» появилось в работе «О праве естественном» немецкого философа-просветителя и юриста второй половины XVII в. С. Пуфендорфа. Термин «культура» в современном значении вошел в обиход европейской научной мысли со второй половины XVIII в. В немецкой классической философии сущность культуры, согласно И. Канту, находится в моральной сфере. Ф. Шиллер видел культуру в сфере эстетического и философского сознания. Первую попытку сформулировать определение культуры предпринял английский этнограф, исследователь первобытной культуры Э.Б. Тайлор в работе «Первобытная культура» (1871): культура — сложное целое, слагающееся из «знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» [53. С. 18]. Культура в трудах Н.К. Рериха определяется как «красота во всем творческом величии, утверждении добра, переоценка ценностей для нахождения истинных сокровищ человечества» [49. С. 27]. Н. Бердяев, один из самых известных русских религиозных философов, связывал культуру с культом предков, преданием и традицией. Знаменитый австрийский психоаналитик 3. Фрейд в работе «Неудовлетворенность культурой» писал, что «культура обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков и служащих двум целям — защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми» [61. С. 34]. Первое серьезное обобщение определений культуры дали американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон в работе «Культура. Критаческий обзор концепций и дефиниций». Они выделяют следующие основные типы определений культуры [22. С. 75]: о описательные, которые перечисляют все то, что охватывает понятие культуры;

Читайте также:  Может ли испортиться зрение в темноте

о исторические, акцентирующие внимание на процессах социального наследования, традициях;

О нормативные, подчеркивающие роль ценностей и норм; о психологические, которые делают акцент на процессы их адаптации к среде;

О структурные, акцентирующие внимание на структуре культур.

В Философском энциклопедическом словаре приводится следующее определение: «В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов. Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, включает различные области: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, постановку воспитания, общественно-политическое устройство, науку, искусство, религию, все формы проявления объективного духа данного народа».

Эксперты ЮНЕСКО насчитывают около 600 определений культуры. По мнению некоторых современных исследователей культуры, в мировой литературе свыше 1500 определений. Разнообразие точек зрения на культуру свидетельствует о многоаспектное™ и сложности этого понятия.

Вопрос 1 Происхождение и содержание термина «культура»

Термин «культура». История взглядов на культуру.

Явления культуры. Культурные объекты

Понятие «культура» является центральным в культурологии. Однако в употреблении этого понятия имеется много смыслов и значений. Чтобы разобраться в этом множестве смыслов и значений и определить, что представляет собой культура, важно выяснить, как развивались различные представления в ней и что вкладывает в это понятие современная культурология.

Термин «культура» впервые встречается у Цицерона и происходит от латинского culture, производимое от слова colere — взращивать, возделывать почву, заниматься земледелием. И действительно, первое значение этого термина — это возделывание, обработка, уход, в первую очередь возделывание земли и уход за ней и за животными, т. е. занятие сельским хозяйством. Позднее в термин «культура» начали вкладывать смысл воспитание, обучение, образование, т. е. взращивание, возделывание, уход за человеком, в ходе которого нечто дополняется и исправляется в природе человека. Культурный человек — это воспитанный и образованный человек.

Лингвисты отмечают, что до XVII в. термин «культура» не имел самостоятельного употребления. Он употреблялся только в словосочетаниях, означая совершенствование, улучшение того, с чем сочетался: «culture juries» — выработка правил поведения, «culture lingual» — совершенствование языка и т. д.

Более четкое значение термину «культура» впервые придал немецкий мыслитель С. Пуфендорф. Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному, В XVIII в. перед идеологами Просвещения остро встала проблема объяснения специфики образа жизни человека, особенностей человеческого бытия. Для этой цели они стали активно использовать термин culture, противопоставляя его слову naturale — природа. Таким образом, продолжая античную традицию, идеологи Просвещения с помощью термина «культура» выражали идеи культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» в противоположность природному, стихийному, животному. В идеологии Просвещения культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Ее развитие связывалось с просвещением и воспитанием.

В идеологии Просвещения термин «культура» приобрел нравственно-оценочный характер. С точки зрения идеологов Просвещения, культура есть воплощение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». К ней относится только то, что выражает достоинство человека и способствует его развитию. Следовательно, не всякий результат деятельности человеческого рода заслуживает того, чтобы называться достоянием культуры.

Но с другой стороны, культура рассматривалась и как имеющийся в действительности, реально существующий и исторически меняющийся образ жизни людей, специфика которого обусловлена достигнутым уровнем человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. С этой точки зрения явлениями культуры следовало признавать не только позитивные достижения человечества, но и отрицательные проявления человеческой активности (религиозные распри, войны, преступность и т. д.). Отмахнуться от этих явлений невозможно. Поэтому в дальнейшем закрепилась расширительная трактовка культуры. Культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. Она включает в себя не только результат духовной деятельности человека, но и изменение окружающей природы, создание искусственной среды обитания, технику, формы общественных отношений, социальные институты и т. д. Таким образом, культура включает в себя, по сути дела, все, что создано человеком и характеризует его жизнь в определенных исторических условиях. Такое расширительное содержание понятия культуры делает ее объектом изучения целого комплекса наук об обществе.

Для современной культурологии характерен более узкий подход к истолкованию содержания понятия «культура». Исходным пунктом такого подхода к культуре является положение, что в культуре воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности.

Культурные явления искусственны. Они создаются людьми, в отличие от того, что дано природой, образовалось естественным путем без вмешательства человека. Создавая культуру, люди отделяются от природы и строят новую «сверхприродную среду обитания». Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления называются артефактами (от лат. arte — искусственное и factus — сделанный). Артефактами, т. е. явлениями культуры, являются сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, выработанные им средства и способы действия. Культура включает в себя не только то, что находится вне человека, но и изменения, которые он производит в самом себе, в своем теле, в своей душе, т. е. в собственном физическом и духовном облике.

Культура включает в себя образцы человеческих отношений. Известный американский культуролог Дж. Ханигман выделил в культуре два рода явлений. Во-первых, социально стандартизированное поведение в сообществах. Во-вторых, материальные продукты групповой активности. Из единиц такого рода складываются определенные образцы, конфигурации, стереотипные формы — паттерны. Паттерны это относительно устойчивые и повторяющиеся способы восприятия, чувствования, мышления, поведения. Они могут быть универсальными для данной культуры (например, государственное творчество), а могут быть и специфичными для региона (например, способ обработки земли) или для группы (например, жаргон). Культурные образцы могут носить характер реальных действий или отношений или воображаемых представлений. К числу последних относятся идеалы.

В культуре значительное место занимает технология. Технология — это специально организованная деятельность, ориентированная на достижение результатов, в зависимости от типа объектов, на создание которых они ориентированы. Можно выделить различные типы технологий: технологии создания физических объектов, социальные технологии, ориентированные на организацию социального взаимодействия, символические технологии, связанные с порождением и трансляцией символов.

Символические объекты составляют значительный объем мира культуры. Сюда относятся знания, идеи, ценности, нормы, знаковые системы.

Таким образом, с содержательной точки зрения, под культурой понимается совокупность биологически ненаследуемых, искусственно созданных людьми материальных объектов, идей, образов, технологий их изготовления и оперирование ими, устойчивых связей между людьми и способов их регулирования на основе оценочных критериев, имеющихся в обществе. Для каждого общества все эти составляющие в их конкретно-исторической форме образуют ее социокультурный комплекс, или культуру данного общества.

Прочтите текст и выполните задания С1

страница 2/9
Дата 18.02.2016
Размер 1,29 Mb.
    Навигация по данной странице:
  • Прочтите текст и выполните задания С1 — С6.
  • Материальная культура Духовная культура
  • Прочтите текст и выполните заданияС1-С6

В первом приближении культуру можно определить так: культура — это все то, что не природа. Все, что сделано руками человека. Культура — тот искусственный мир, который человек создает вокруг, чтобы поддержать себя в своем искусственном, т.е. человеческом, состоянии. Есть две точки зрения на происхо­ждение понятия и смысл слова «культура». Одни возводят его к латинскому — по корню глагола «культивировать» — обрабатывать почву. Первым проявлением культурной деятельности человека была, по их мнению, обработка земли. Согласно второй точке зрения, культура производна от понятия «культ» — от совокупно­сти религиозных, ритуальных действий, с помощью которых че­ловек призывал высшие силы, «общался» с ними.

Культура давно стала для человека второй природой: все, что он видит в мире, он видит через культуру. Древние видели в небе Большую Медведицу, а мы — ковшик с ручкой, потому что у нас другая культура. Но и для древних, и для нас звездное небо — продукт культуры. Оно осмыслено, упорядочено, звезды названы, туманности очерчены, короче говоря, вся история человеческой культуры вошла в картину звездного неба. Все, что мы видим во­круг себя, есть продукт деятельности предшествующих поколе­ний. Мир, справедливо замечал в свое время К. Маркс, есть про­дукт промышленности и торговли, это — «сделанный» мир. Все, что мы представляем собой — наши мысли, чувства, наше вооб­ражение, — есть продукт культурного воспитания.

(По материалам энциклопедии для школьников)

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смы­словые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. Какие две точки зрения на происхождение понятия «культура» приведены в тексте?

С3. В тексте культура характеризуется как «все то, что не природа» и «вторая природа». Найдите и выпишите объяснение каждой из этих характеристик.

С4. Используя факты общественной жизни и личный опыт, подтвердите тремя примерами содержащееся в тексте утверждение о том, что человека окружает «сделанный мир».

С5. На уроке состоялся спор о роли культуры в формирова­нии личности. Одна группа учащихся утверждала, что личность формируется под влиянием культуры в процессе воспи­тания и образования. Другая группа доказывала, что человек формирует себя сам, и зависимость от культурных ценностей не­значительна. Какая из этих точек зрения представлена в тексте? Выпишите из текста фразу, отражающую эту точку зрения.

С6. В тексте человеческое состояние названо искусствен­ным. Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения (аргумента) своего мнения.

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смы­словые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. Ответ:


С1

В правильном ответе пункты плана должны соответство­вать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) сущность понятия «культура»;

2) роль культуры в жизни человека и общества.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не иска­жающие сути основной идеи фрагмента, и выделение до­полнительных смысловых блоков.


Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.
Количество выделенных фрагментов может быть различным.

2

Верно выделены более половины смысловых фраг­ментов текста, их названия (пункты плана) отража­ют основные идеи соответствующих частей текста.

1

Не выделены основные фрагменты текста ИЛИ на­звания выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих час­тей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента, ИЛИ ответ неверный.

0

Максимальный балл

2

С2. Какие две точки зрения на происхождение понятия «культура» приведены в тексте? Ответ


С2

Должны быть приведены следующие точки зрения:

1) культура как обработка почвы;

2) культура как производная от понятия «культ».

Данные точки зрения могут быть даны в иных, близких по содержанию формулировках


Приведены две точки зрения

2

Приведена одна любая точка зрения

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С3. В тексте культура характеризуется как «все то, что не природа» и «вторая природа». Найдите и выпишите объяснение каждой из этих характеристик. Ответ:


С3

Могут быть выписаны следующие объяснения:

1) Культура — «все то, что не природа», т.к. это «все, что сделано руками человека»;

— «культура — тот искусственный мир, который человек создает вокруг, чтобы поддержать себя в своем искус­ственном, т.е. человеческом, состоянии»;

2) «Культура давно стала для человека второй приро­дой: все, что он видит в мире, он видит через культуру».

Объяснения могут быть даны в иных, близких по содер­жанию формулировках.


Приведены объяснения обоих характеристик.

2

Приведено объяснение одной любой характеристики.

1

Ответ неверный.

0

Максимальный балл

2

С4. Используя факты общественной жизни и личный опыт, подтвердите тремя примерами содержащееся в тексте утверждение о том, что человека окружает «сделанный мир».


С4

Могут быть приведены такие примеры:

1) большинство людей живет в специально построенных домах, отсутствовавших в природной среде;

2) большинство людей пользуются специально изготов­ленной одеждой и предметами быта;

3) жизнь людей регулируется специально созданными со­циальными нормами.

Могут быть приведены другие примеры.


Приведены три примера.

3

Приведены два примера.

2

Приведен один пример.

1

Ответ неверный.

0

Максимальный балл

3

С5. На уроке состоялся спор о роли культуры в формирова­нии личности. Одна группа учащихся утверждала, что личность формируется под влиянием культуры в процессе воспи­тания и образования. Другая группа доказывала, что человек формирует себя сам, и зависимость от культурных ценностей не­значительна. Какая из этих точек зрения представлена в тексте? Выпишите из текста фразу, отражающую эту точку зрения. Ответ:


С5

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. ответ на вопрос: в тексте представлена первая точка зрения;

  2. фраза текста: «Все, что мы представляем собой — на­ши мысли, чувства, наше воображение, — есть продукт культурного воспитания».

Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по
содержанию формулировках.


Дан правильный ответ на вопрос, приведен фраг­мент текста.

Дан правильный ответ на вопрос

1

Дан неверный ответ на вопрос при наличии или отсутствии фразы текста ИЛИ ответ неверный.

Максимальный балл

2

С6. В тексте человеческое состояние названо искусствен­ным. Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения (аргумента) своего мнения.


С6

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенной в тексте мыслью;


  • 2) приведены два объяснения (аргумента), например: в случае согласия может быть указано,

  • что в процессе воспитания и самовоспитания человек искусственно ограничивает свое поведение определен­ными рамками, отражающими социальные нормы;

  • некоторые культурные ценности, усваиваемые челове­ком, напрямую противоречат его базовым инстинктам, причиняют вред его природной составляющей;

  • человек живет в искусственно созданном мире, многие его потребности носят искусственный характер;

в случае несогласия может быть указано, что


  • в процессе своего развития человек сформировался как особый биологический вид, отличный от других животных;

  • многие потребности, модели поведения человека явля­ются биологически обусловленными.

Могут быть приведены другие объяснения (аргументы).


Выражено мнение учащегося, приведены два объяснения (аргумента)

Выражено мнение учащегося, приведено одно объяснение (аргумент) ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два объяснения (аргумента)

1

Выражено мнение учащегося, объяснения не приведены ИЛИ мнение не выражено, но понятно из контекста, приведено одно объяснение ИЛИ Ответ неверный.

Максимальный балл

2

Прочтите текст и выполните задания С1 — С6.

Трудно назвать другое понятие, которое имело бы столько же смысловых оттенков, сколько имеет слово «культура». Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как «культу­ра ума», «культура чувств», «культура поведения», «физическая культура». В обыденном сознании культура служит оценочным понятием и относится к таким чертам личности, которые точнее было бы называть не культурой, а культурностью.

Культура в современном понимании есть совокупность ма­териальных и духовных продуктов человеческой деятельности, организационных форм, служащих обществу, духовных процес­сов и состояний человека и видов его деятельности.

Специфика культуры как явления состоит в присущей ей способности вбирать в себя, закреплять и накапливать в виде знаний, орудий труда и т.д. результаты труда и мысли многих поколений людей. Культура выражает, прежде всего, тот аспект общественной жизни, который связан с преемственностью.

В соответствии с разделением деятельности на материаль­ную и духовную принято различать материальную и духовную культуру. Провести между ними грань по принципу: «из чего сделан» предмет, по-видимому, невозможно. Иначе пришлось бы отнести искусство, существующее всегда в какой-то телесно-вещной форме, к материальной культуре, а, скажем, знания о выплавке металлов к культуре духовной. Правильнее будет считать материальной культурой те вещи, орудия, навыки, знания, которые являются продуктами материального производства или обслуживают жизнь общества. К духовной культуре следует от­нести продукты духовного производства, идейное систематизи­рованное содержание основных форм общественного сознания, а также эстетические ценности, выраженные средствами искусст­ва. Если материальная культура в своей конкретности воплощает собой степень практического овладения человеком силами и ве­ществами природы, то духовная культура — это внутреннее бо­гатство сознания, степень развитости самого человека.

Духовная культура не есть какая-то самостоятельная, от­дельно существующая часть культуры. Строго говоря, вне ду­ховной жизни, помимо сознательной деятельности людей куль­тура вообще не существует.

(По статье Э. В. Соколова)

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смы­словые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. На основе текста заполни пробелы в таблице

С4. Используя личный социальный опыт и факты общест­венной жизни, приведите три примера духовного производства.

С5. Степан хорошо образован, он увлекается живописью, много читает, посещает все премьерные театральные спектакли. Знакомые говорят о высоком уровне его культуры. В каком смысле в данном случае употребляется слово «культура»?Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.
С6. Автор утверждает, что без «сознательной деятельности людей культура вообще не существует». С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объ­яснения) в защиту этой позиции.

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смы­словые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


Материальная культура

Духовная культура

Продукт

Что воплощает

С1

В правильном ответе пункты плана должны соответство­вать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:


  1. смысловые оттенки понятия «культура»

  2. специфика культуры;

  3. основные виды культуры;

  4. особенности материальной и духовной культуры.
    Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение до­полнительных смысловых блоков.

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным

2

Верно выделены более половины смысловых фраг­ментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.

1

Не выделены основные фрагменты текста ИЛИ на­звания выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих час­тей текста, являясь цитатами из соответствующего
фрагмента, ИЛИ ответ неверный.

0

Максимальный балл

2

С2. На основе текста заполни пробелы в таблице


С2

Правильный ответ должен содержать заполненную таблицу, например:

Материальная культура

Духовная культура

Продукт (результат, форма)

вещи, орудия, на­выки, знания, ко­торые являются продуктами ма­териального про­изводства или об­служивают жизнь общества

Продукты духовного производства, идейное систематизированное содержание основных форм общественного сознания, а также эстетические ценности, выраженные средствами искусства

Что воплощает

Степень практического овладения человеком силами и веществами природы

Внутренне богатство сознания, степень развитости самого человека

Данные могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Правильно заполнены четыре пробела

2

Правильно заполнены два-три пробела

1

Правильно заполнен один пробел или ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С3. Какой аспект общественной жизни, по мнению авто­ра, наиболее всего выражает культура? Используя со­держание текста и обществоведческие знания, объясните мысль автора.


С3

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) аспект общественной жизни, который связан с преем­ственностью;

2) объяснение, например: развитие общества невоз­можно без опоры на опыт предшествующих поколений, который воплощается, прежде всего, в культуре Может быть дано иное объяснение.


Назван аспект, дано объяснение

2

Дано объяснение

1

Назван только аспект или ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С4. Используя личный социальный опыт и факты общест­венной жизни, приведите три примера духовного производства.


С4

Могут быть приведены такие примеры:

  1. композитор пишет музыку для кинофильма;

  2. известный писатель сочинил новый детектив;

  3. ученый разработал новую методику проведения опера­ции на сердце.

Могут быть приведены другие примеры


Приведены три примера

3

Приведены два примера

2

Приведен один пример

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания

0

Максимальный балл

3

С5. Степан хорошо образован, он увлекается живописью, много читает, посещает все премьерные театральные спектакли. Знакомые говорят о высоком уровне его культуры. В каком смысле в данном случае употребляется слово «культура»? Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.


С5

Правильный ответ должен содержать следующие эле­менты:

1) объяснение приведенного в задании факта, например: в данном случае понятие культура характеризует черты личности Степана.

Может быть дано другое объяснение приведенного в за­дании факта.

2) фрагмент текста: «В обыденном сознании культура служит оценочным понятием и относится к таким чертам личности, которые точнее было бы называть не культу­рой, а культурностью».

Дано правильное объяснение, приведен фрагмент текста.


Дано правильное объяснение, приведен фрагмент текста

2

Дано правильное объяснение ИЛИ приведен фрагмент текста

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С6. Автор утверждает, что без «сознательной деятельности людей культура вообще не существует». С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объ­яснения) в защиту этой позиции.

Прочтите текст и выполните заданияС1-С6

Термин «аудит» означает ревизию, бухгалтерскую про­верку. Аудиторская деятельность — это установление достоверно­сти бухгалтерской (финансовой) отчетности. Выступая в качестве аудиторов, специалисты по бухгалтерскому учету изучают и кон­тролируют финансовую отчетность компании, дают экспертное заключение относительно ее правильности, надежности и соот­ветствия общепринятым стандартам.

В достоверности бухгалтерской информации заинтересо­вано и само предприятие, и организации, с которыми предпри­ятие контактирует в своей деятельности. Руководству предпри­ятия достоверная бухгалтерская информация необходима для принятия правильных стратегических и тактических решений, для защиты своих интересов перед собственниками компании (например, акционерами или государством). Для собственников достоверная информация о состоянии компании нужна, чтобы принимать рациональные решения по управлению своей собст­венностью, решить, стоит ли оставаться собственником данного предприятия, оценивать деятельность администрации предпри­ятия. Для персонала компании реальная информация об экономи­ческом положении предприятия — возможность оценить перспек­тивы своей дальнейшей работы в ней, стабильность заработка, обеспеченность социальными льготами.

Происхождение понятия культура

Культура как объект философии.

Слово культура — одно из самых популярных в рассуждениях о вечных философских проблемах. Существуют сотни различных определений культуры и десятки подходов к ее изучению. В самом общем смысле под культурой чаще всего понимают достижения науки и искусства, а также усвоенный в процессе воспитания способ поведения. Слово “культура” появилось в латинском языке (cultura — возделывание, уход) и первоначально относилось к обработке земли. Римский оратор Цицерон впервые применил слово культура в переносном значении для характеристики человеческого мышления: “Философия есть культура ума”. Понятие культура соотносится с другим понятием “натура” (natura — природа) и противопоставляется ему. Человек, преобразуя природу, создает культуру, при этом он формирует и самого себя.

В наше время культуру изучает целый ряд наук: история, археология, этнография, антропология, религиоведение, социология, искусствоведение и т. д. Каждая из этих наук выбирает свой ракурс в изучении культуры, исследует одну из составляющих культуры в целом (например, политология изучает политическую культуру, а социология — культуру социальных отношений). На рубеже XIX-XX вв. возникла даже специальная наука о культуре —культурология, поставившая перед собой задачу изучения уже не отдельных элементов культуры, а культуры как системы. Ситуациядиалога культур потребовала новых подходов в изучении культуры, таких, например, как социологический и антропологический. Несмотря на то что культура изучается как культурологией, так и рядом социальных и гуманитарных наук, сохраняет свое значение философский анализ культуры. Философия культуры давно уже стала необходимой органичной составной частью философского осмысления бытия, мира и человека в мире.

Б. Этапы формирования понятия культура в философии.

В истории философии культуры можно выделить три главных этапа. Первый этап, начавшийся в античной философии и продлившийся до XVIII в., был временем зарождения знания о культуре. Ни в античности, ни в средние века, ни в эпоху Возрождения, ни даже в XVII в. ; культура как специфическое явление не становилась специально предметом изучения. Однако независимо от того, пользовались ли мыслители разных эпох понятием культура или же употребляли близкие по смыслу термины, такие как цивилизация или образование, обсуждаемые проблемы оказывались необходимой частью философского знания. Так, например, в античности центральное положение занимало воспитание. Причем воспитание рассматривалось как природный процесс, поскольку античное понимание культуры содержало представление о природности человека. Процесс подготовки граждан в античном полисе, формирование зрелого мужа из несмышленого ребенка древние греки обозначали при помощи понятия “пайдейя”. В Древнем Риме говорилось в первую очередь о “человеческом достоинстве”, которое связывалось с гражданскими доблестями. Средневековье также не знало о культуре как феномене, самостоятельно создаваемом человеком.Под культурой понималась богословская ученость, осведомленность в теологических вопросах. Особо подчеркивались преимущество веры и ее безграничность в отличие от слабости человеческого разума. Предпосылки для складывания идеи культуры возникли во времена Возрождения, когда появилось представление о специфически человеческом, отличающемся от природы. Для Ренессанса был характерен культ творческой личности, а под культурой понималась творческая (преимущественно художественная) деятельность человека. Культура стала фиксироваться в результатах творческой деятельности.

Вторым этапом стал этап превращения культуры в предмет самостоятельного философского анализа. Процесс осмысления культуры философией осуществлялся внутри традиционных философских областей и проблем: в теории познания, в философии человека, в социальной философии, этике и эстетике. Большинство мыслителей XVII-XVIII вв. были убеждены в огромных возможностях научного знания и создали целую программу совершенствования разума. Именно эта программа стала тем направлением в истории философии, которое имело непосредственное отношение к философии культуры.

Программа совершенствования разума обосновывалась в расчете на отдельного познающего субъекта, в то время как появившаяся на рубеже XVII-XVIII вв. проблема “естественного и искусственного” привела мыслителей к обсуждению социальных проблем. Так, Т. Гоббс разграничивал естественное (существующее от природы) и искусственное (созданное людьми). Общество, как и государство, для него являются искусственно созданными для ограничения эгоистических интересов людей. Понимание культуры как искусственного вошло составной частью во все последующие теории культуры. Мыслители XVIII в. (Руссо, Вико и Гердер) открыли историческое измерение культуры, обратив внимание на ее развитие.

Знание о культуре было столь же разнообразным, как и философская мысль в целом: достаточно привести такие имена, как Гегель, Ницше и Шпенглер на Западе и Данилевский, Розанов и Бердяев в России.

Натретьем этапе стремление к научности достигает крайней степени. Вместо обсуждения философских проблем отношения культуры к другим формам бытия, таким как природа, общество и человек, исследователь обращается к анализу конкретных феноменов культуры (исторических, социальных, этнических). Наряду с философией культуры возникают конкретные исследования культуры в рамках специальных гуманитарных и социальных наук. Происходит становление особой науки — культурологии.

Однако какой бы объем знаний о культуре ни добывался всей совокупностью наук о ней, изучающих ее конкретные исторические, этнические, социальные и профессиональные формы (например, античную и средневековую, эскимосскую и итальянскую, крестьянскую и рыцарскую культуры), вскрывающих различные механизмы функционирования культуры (экономические и социологические, психологические и семиотические), он не содержит ответов на главные вопросы: “Что такое культура?”, “Почему возникает такой способ существования человеческого вида?”, “Как функционирует культура?”, “Какие законы управляют ее историческим развитием?”, “Как осознается культура?”.

Философский характер этих вопросов и ответов на них состоит в том, что они соединяют объективное познание реальности и ее ценностное осмысление.

В. Многовариантность понятия культура.

Что же такое культура? Разберем несколько вариантов ответов, которые имеются в современной философии культуры.

1. Культура — это искусственная среда, созданная человеком. При таком понимании культура противопоставляется природе (“натуре”).

2. Культура — это научаемое поведение (т. е. не генетически наследуемое, а приобретенное в процессе социализации).

3. Культура — это специфически человеческая деятельность. Любое действие человека является фактом культуры.

4. Культура — это ценностная деятельность, способ развития человека и человечества. Культурой может считаться лишь то, что направлено во благо человека. Культура при таком понимании противопоставляется антикультуре.

5. Культура — это память человечества, средство сохранения и передачи опыта и традиций.

6. Культура — это новаторство, творчество, свободная деятельность.

7. Культура — это знаковая, символическая деятельность.

Множественность теорий культуры объясняется сложностью самого феномена культуры и разнообразием функций, которые выполняет культура.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 9491 — | 6697 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно


С6

Могут быть приведены, например, такие аргументы:

1) произведения культуры создаются в результате целена­правленной деятельности людей — познания, художест­венного или технического творчества, осмысления социальных реалий, т.е. духовного производства; 2) ценности культуры по преимуществу осознанно при­нимаются человеком, он трансформирует их, передает другим свое понимание, т.е. налицо духовная деятель­ность человека.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).


Приведены два аргумента (объяснения).

2

Приведен один аргумент (объяснение).

1

Ответ неверный.

0
Источники:
  • http://studref.com/394012/kulturologiya/proishozhdenie_evolyutsiya_ponyatiya_kultura
  • http://studfiles.net/preview/2506216/
  • http://www.psihdocs.ru/prochtite-tekst-i-vipolnite-zadaniya-s1.html?page=2
  • http://studopedia.ru/3_50668_proishozhdenie-ponyatiya-kultura.html