Меню Рубрики

Что такое мудрость с точки зрения философии

Философия учит решать проблемы и обращаться со сложными и еще неопределенными понятиями, развивая способности к логическому рассуждению и анализу, критическому мышлению и переосмыслению. Философия призвана воспитывать нестандартность и логичность мышления, потребность в доказательности и критичности, формировать навыки аргументации и ведения дискуссии. Изучение философии — не получение бесспорных истин и не навязывание точек зрения, а создание возможности свободного суждения в сфере общенаучных проблем, свободного выбора мировоззренческих позиций, а также стимулирование личностного отношения студентов к изучаемому материалу. С этой целью по каждой теме даны фрагменты оригинальных текстов разных мыслителей для самостоятельного анализа и осмысления студентами.

Путь в философию трудно начинать с определения, так как учитывая ее особенности, о ней можно говорить и как о самопознании человеческого духа, и как об учении о принципах, об абсолюте, как об искусстве удивления, об искусстве жить, сострадать, любить и т.д. Все это, а также сама этимология слова «философия» (vileo) означает мудрость, а точнее — любовь и путь к ней. Именно такое уточнение содержится в словах Платона: «Кто мудр, к мудрости не стремится» (“ Пир”./ Диалоги. М., Мысль. 1986. С. 432).

В античности толкование мудрости было различным: у одних — это всякая осмысленная деятельность, у других — гибкость ума и даже хитрость. Но всех объединяло то, что мудрый не просто знает, но и понимает. По словам Гераклита, многознание уму не научает. Мудрый не всегда многознающий. Общепризнанный мудрец Сократ имел смелость говорить: «Я знаю, что ничего не знаю». Знанию можно научиться, мудрости — нет. А позднее и Кант писал: «Одно многознание есть циклопическая ученость, которой недостает глаза философии». Так что мудрый не только знает, но и понимает, т.е. своим интеллектуальным взором он охватывает жизнь в целом, не останавливается на констатации эмпирических проявлений, а стремится к знанию причин существующего. Аристотель это выразил так: «Мудрость занимается первыми причинами и началами. Поэтому человек, имеющий опыт, считается более мудрым, чем тот, кто имеет лишь чувственные восприятия, а владеющий искусством — более мудрым, нежели имеющий только опыт; наставник — более мудрым, нежели ремесленник, а науки об умозрительном — выше искусства творения» (Соч. в 4-х т.т. М. Мысль.1976. т.1. С.76). Кроме того, он считал, что научить более способна та наука, которая исследует причины, и наиболее достойна познания первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное.

К античности относится включение в трактовку мудрости критериев оценки поступков человека. Согласно Сенеке, мудрость — это знание о сущности и причинах добра и зла. «Мудрец — это тот, у кого мудрость проявилась как непосредственное совпадение с личностной жизненной программой оптимистического, доброго настроя» (Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. М. 1986. С.46).

Все эти письма проникнуты жизнеутверждающим началом. С этим солидаризируется позднее Монтень, писавший, что «… признак мудрости — это неизменно радостное восприятие жизни; ей, как и всему, что в надлунном мире, свойственна никогда не утрачиваемая ясность. Это baroco и baralipton измазывают и прокапчивают своих почитателей, а вовсе не она; впрочем, она известна им лишь понаслышке. В самом деле, это она утишает душевные бури, научает сносить с улыбкой болезни и голод не при помощи каких-то воображаемых эпициклов, но опираясь на вполне осязательные, естественные доводы разума. Ее конечная цель — добродетель, которая пребывает вовсе не где-то, как утверждают схоластики, на вершине крутой, отвесной и неприступной горы. Те, кому доводилось подходить к добродетели ближе других, утверждают, напротив, что она обитает на прелестном, плодородном и цветущем плоскогории, откуда отчетливо видит все находящееся под нею, достигнуть ее может, однако лишь тот, кому известно место ее обитания; к ней ведут тернистые тропы, пролегающие среди поросших травой и цветами лужаек, по пологому, удобному для подъема и гладкому, как своды небесные, склону. Но так как тем мнимым философам, о которых я говорю, не удалось познакомиться с этой высшей добродетелью, прекрасной, торжествующей, любвеобильной, кроткой, но вместе с тем и мужественной, питающей непримиримую ненависть к злобе, неудовольствию, страху и гнету, имеющей своим путеводителем природу, а спутниками — счастье и наслаждение, то, по своей слабости, они придумали этот глупый и ни на что не похожий образ, унылую, сварливую, привередливую, угрожающую, злобную добродетель и водрузили ее на уединенной скале, среди терниев, превратив ее в пугало, устрашающее род человеческий» (Монтень М. Опыты. М.-Л., 1954. Кн.1. С.207-209).

Это было продолжение традиции, идущей от Сократа, понимавшего мудрость (Sophia) как добродетель, как целесообразную нравственную практическую деятельность.

И. Кант подразделял мудрость, рассматриваемую теоретически — как познание высшего блага, и мудрость, рассматриваемую практически — соответствие воли высшим благам. Т.е. для философа мудрость — категория практического разума, а именно она состоит больше в образе действия, чем в знании.

С такой трактовкой согласен Вл. Соловьев, считающий, что мудрость определяется пониманием способов и средств для достижения поставленных целей и уменьем надлежащим образом применять эти средства — в мире мнимой зависимости от достоинства самих этих целей.

Под словом мудрость мы зачастую подразумеваем глубокие знания о мире, которые можно получить, только достигнув преклонных лет. А между тем, это не совсем так: мудрость может быть свойственна не только убеленным сединами старцам. У этого слова есть несколько довольно близких, но отличающихся значений.

Определение понятия «мудрость»

Чтобы разобраться в том, что такое мудрость, следует изучить это понятие всесторонне, поняв что оно означает не только с точки зрения этимологии, но и философии, психологии, религии.

  1. В толковом словаре мы прочитаем, что мудрость — это одно из свойств разума человека, которая характеризуется способностью уместно применять глубокие знания, учитывая конкретную ситуацию, находить способы решения проблем, опираясь на чужой и свой (жизненный и подсознательный) опыт.
  2. Мудрость в философии — это свойство человеческого интеллекта, своеобразный измеритель степени познания окружающего мира. Здесь мудрость обычно рассматривается в контексте стремления к углублению этого познания. Недаром само слово «философия» буквально означает «любовь к мудрости».
  3. Мудрость в религиозном понимании — это самая высокая степень познания окружающего мира, которой обладают в совершенстве только боги, а люди способны постигнуть её лишь в той или иной мере. В христианстве есть понятие «премудрость», означающее абсолютную мудрость.
  4. Мудрость с точки зрения психологии — это не состояние, а процесс, который характеризуется относительностью и неопределенностью. То есть мудрец — это это тот, кто хорошо понимает, что жизнь непредсказуема и развитие ситуации зависит от множества обстоятельств и учитывает это в приятии решения.

Мудрость и предвидение

Современные психологи, размышляя о том, что такое мудрость, пришли к выводу, что мудрость не возможна без дара предвидения. Конечно, речь идёт не об экстрасенсорном даре ясновидения. Дар предвидения, свойственный мудрости, предполагает, что человек умеет:

  • понимать и осознавать значение событий, которые обычно не замечают другие
  • доверять своей интуиции
  • уметь точно выяснять причины своей внутренней тревоги
  • уметь определять момент, когда необходимо совершать действия, нужные для благоприятного выхода из ситуации

Отсюда можно сделать вывод, что мудрость присуща не только старости. Если молодой человек может находить верное решение жизненных проблем, способен анализировать ситуацию, правильно оценивать препятствия, стоящие на пути решения — его можно назвать мудрым.

Что такое народная мудрость

Зная значение слова «мудрость», нам гораздо проще понять, что такое народная мудрость. Народная мудрость — это совместный опыт, который накапливается человечеством за долгие годы. У разных народов на нашей планете свой менталитет, свои правила общения и культурные ценности. Весь совместно накопленный жизненный опыт народ воплощает в пословицы и поговорки. Эти народные афоризмы часто подсказывают как вести себя в как-либо ситуации, они проверены временем и включают в себя историю развития народа.

Теперь вы знаете, что такое мудрость. Совершенствуйте свои знания, учитесь анализировать происходящее, доверять своей интуиции и становитесь мудрецами!

Мудрость людей измеряется не их опытом, а способностью его приобретать.
Бернард Шоу

Обрести мудрость – это большое, можно даже сказать, великое достижение. И далеко не каждый человек, даже в весьма солидном возрасте, может им похвастать. Мудрость – это ценность, которая приходит к человеку с годами. Быть молодым и мудрым невозможно. Но и сам по себе возраст не делает человека мудрым. К мудрости нужно стремиться, а не просто ждать ее. Мудрость – это не просто знания, опыт, рассудительность – это прежде всего спокойствие, это отсутствие лишних эмоций, которые затмевают рассудок. Мудрый человек – это спокойный человек, он смотрит на жизнь с пониманием ее смысла. Он умеет принимать жизнь такой, какая она есть, видя во всем, что в ней происходит, определенную цель. В молодости, когда у людей все чувства обострены, когда они чаще реагируют на все, что происходит в их жизни достаточно импульсивно и очень редко обдумывают происходящее – они очень далеки от мудрости, потому что им не хватает спокойствия и уравновешенности, которые приходят с годами. Чувства, эмоции, обостренные инстинкты, ну и конечно же отсутствие нужных знаний и опыта – все это мешает людям быть мудрыми. В этой статье я расскажу вам о том, как люди, которых лично я считаю очень мудрыми, с их слов, обрели эту великую ценность.

Для начала следует сказать, что для обретения мудрости необходимо почувствовать, а если возможно, то и понять ее ценность. И чем раньше человек увидит в мудрости большую ценность для себя, тем быстрее он начнет к ней стремиться. А стремиться к ней можно разными путями. И первый из них, это, конечно же, получение знаний. Знания – ключ к пониманию этого мира и самого себя. Мы пришли в этот мир учиться, но каждый из нас делает это по-своему, кто-то учится на чужих ошибках, а кто-то на своих. А тот, кто вообще не учится – учит других своим негативным примером. К мудрости лучше всего стремиться через познание мудрости предков, то есть, учась на чужом опыте. Умение не наступать на те грабли, на которые наступали другие люди – колоссальное достижение. Как говорил Конфуций: «У человека есть три пути, чтобы познать мудрость: первый, самый благородный, — размышление; второй, самый легкий, — подражание; третий, самый горький, — опыт». Чтобы познать мудрость с помощью размышления – нужно получать знания и обдумывать их. То есть, нужно изучать этот мир. И все мы вроде бы начинаем это делать с ранних лет, когда учимся чему-то у своих родителей и других окружающих нас людей, а также получаем знания в школе и прочих учебных заведениях. Но при этом мудрыми становятся лишь немногие из нас. Это те люди, которые более остальных осознали всю важность знаний и развитого мышления, помогающего этими знаниями пользоваться, и посвятили свою жизнь активному познанию мира и самих себя. Посудите сами, что такое мудрость, как не постоянное стремление к знаниям, которых никогда не бывает много. Мудрец — это вечный ученик.

И все же, более важное значение в этом вопросе играет время, в течение которого человек познает этот мир. Это то время жизни, которое отведено каждому из нас и которое нам нужно грамотно использовать, а не просто прожигать. Сначала человек учится удовлетворять свои самые насущные потребности. Затем он формирует собственную систему ценностей, решая, что для него важно в этой жизни, а что нет и развивается согласно ей. Затем он становится более зрелым, убирая из своей жизни всякие глупости и нежизнеспособные детские мечты, если, конечно, развивается, а не застревает в подростково-юношеском возрасте. И только потом он приходит к первым крупицам мудрости. Таким образом, мудрости предшествует зрелость ума, ибо именно зрелый ум способен воспринимать жизнь максимально рационально, не поддаваясь влиянию своей животной сущности. А проявлением полной, абсолютной мудрости является спокойствие – это главный ее признак. А оно, как не крути, приходит с годами. Спокойный человек – это рассудительный, думающий, терпеливый, не суетливый, умеющий себя контролировать человек. Это также очень наблюдательный и внимательный человек – он постоянно наблюдает за собой и за другими людьми, и благодаря этому многое видит и понимает. Таким он может быть только в определенном возрасте, когда все его самые сильные чувства угаснут и жизнь он станет воспринимать преимущественно с помощью разума. Но, как я уже сказал, не стоит думать, что мудрость приходит сама – можно дожить до седых волос и так и не стать мудрым человеком. Ибо мудрость – это результат большой работы над собой. Можно, конечно, обрести какую-то мудрость и без всякой работы, ведь все мы с возрастом становимся спокойнее и набираемся какого-то опыта. Но такая мудрость, пришедшая к человеку не благодаря его работе над собой, а лишь с помощью возраста – не так богата, как та, которая стала результатом его серьезного труда. От того и не так много в нашем обществе мудрых людей. Большинство людей, старея, превращаются не в мудрецов, а в маленьких детей, которые практически ничему не могут научить молодое поколение. А именно для этого человеку и нужна мудрость.

Читайте также:  Какое основание с точки зрения амфотерных свойств лишнее

Да, смысл мудрости именно в том, чтобы передать ее в определенном виде последующим поколениям. Поэтому, чтобы ее обрести, человеку нужна мотивация в виде цели – научить кого-то чему-то очень полезному, непосредственно связанному с жизнью людей. То есть, если вы хотите стать мудрым человеком, то вам надо решить – кому и для чего вы будете передавать свою мудрость. Это могут быть ваши дети, ученики или вообще все те люди, которым будут интересны ваши знания и опыт. А такие всегда найдутся. Часто можно слышать о том, что молодежь ничему не хочет учиться, что она повторяет ошибки своих отцов и дедов и предпочитает самостоятельно набивать шишки. Но это не совсем так. Правильнее будет сказать, что большинство людей, в том числе и очень молодых, ничему и ни у кого не хотят учиться – не хотят перенимать опыт предков. Причем некоторые из них и на своем собственном опыте не учатся. Но есть люди [они всегда были, есть и будут], которые с удовольствием перенимают опыт более мудрых людей. Для них мудрость поколений – это огромная ценность, которой они страстно желают овладеть, чтобы потом передать ее следующему поколению. Вот им-то и нужны мудрые люди, которые станут для них учителями. Я считаю, что человечество должно взрослеть и умнеть. Все последующие поколения в целом должны быть умнее предыдущих. В этом, на мой взгляд, смысл нашего человеческого существования. Так что стать мудрым, чтобы сделать последующие поколения еще мудрее – это очень достойная цель для человека. Но совершенно очевидно, что не всем людям она подходит. Поэтому и не все из нас достаточно мотивированы к обретению мудрости. Многим она просто не нужна – они не видят в ней смысла.

Если вы принадлежите к числу тех людей, которые видят для себя смысл в мудрости и хотят ее обрести, то как и Конфуций, я советую вам делать это через размышление, а точнее, через получение знаний и развитие своего мышления. Чтобы стать мудрым, нужно активно познавать мир и решать самые разные проблемы и задачи, непосредственно связанные с жизнью людей. И чем шире будет ваше мировоззрение, тем лучше. Хорошие знания только в какой-то отдельно взятой области могут сделать человека хорошим специалистом, но не мудрецом, потому что во многих других делах, относящихся к жизни, он будет слеп. А поскольку человек не может знать всего, то для обретения широты познания ему необходимо развивать свое мышление, чтобы не просто быть человеком знающим, а быть человеком – ищущим знания и постоянно познающим этот мир. Ибо мудр тот, кто знает, что он ничего не знает, как говорил Сократ. А мы очень многого не знаем. И об этом нужно знать. Понимаете, друзья, истинная истина – это то, что постоянно нужно искать. В этом один из смыслов жизни – не знать, а узнавать. Истина где-то рядом. И мудрец знает, что она всегда будет недоступна для понимания человека, она всегда скрыта от его глаз. Мы можем знать лишь часть истины – то, что нам доступно и возможно даже позволено познать. Но что-то узнав, что-то открыв для себя, получив ответ на свой вопрос, человек одновременно получит и множество новых вопросов, он столкнется с множеством новых тайн, которые необходимо открыть, изучить, познать, чтобы узнать еще больше. Поэтому мудрый человек – это человек, который всегда открыт всему новому. Это человек, который будет познавать мир до последнего вздоха. К этому тоже нужно быть готовым. Я бы даже сказал – этого нужно хотеть. Определенность мудрому человеку не нужна. Он знает, что его знания не полны, сколько бы он всего не знал.

Я не могу и не стану утверждать, что каждый человек должен стремиться к чему-то великому, должен хотеть реализовать себя в полной мере, должен жить высшими ценностями и в конечном счете стать мудрецом. Это вопрос личных предпочтений, а может быть и предназначения человека. Жизнь часто показывает нам, что каждый человек должен находиться на своем месте. Я знаю многих людей, которых ничего в жизни не интересует, кроме того, что связано с их повседневным бытом. Они едят, пьют, спят, развлекаются, получают удовольствие от простых вещей и им больше ничего не нужно, вообще ничего. Они счастливы от того ограниченного образа жизни, который имеют. Значит, возможно, так и должно быть. Их жизнь должна быть именно такой. Не нужно им ничего высшего, великого, выдающегося, потому что они этого не способны понять. А есть люди, которые не могут жить ограниченной жизнью, их просто разрывает изнутри, если они не будут познавать, изучать, открывать, совершенствовать себя и реализовывать свой личностный потенциал. Вспомните того же Ломоносова, ну не мог он жить так, как жили другие люди в его деревне – он хотел большего, он был рожден для большего. И он к этому большему пришел. Поэтому быть или не быть мудрым – это возможно даже не выбор человека, а его предназначение. Как бы то ни было, если у вас есть желание обрести мудрость к старости – реализуйте его. Ибо лучше жалеть о том, что сделал, чем о том, что не сделал.

Некоторые люди начинают стремиться к мудрости лишь после того, как столкнутся с негативными потрясениями в своей жизни. Сильные потрясения часто заставляют людей переосмысливать свою жизнь и находить в ней новые ценности. Но важно не то, что вызовет в человеке желание стать мудрым, гораздо важнее то, что встав на путь мудреца, человек сделает первый и самый важный шаг в направлении мудрости. Он осознает высшую ценность в этой жизни, которой захочет обладать. В мудрость надо влюбиться, чтобы начать активно стремиться к ней. Ведь этот путь бесконечен, по нему можно идти вечно. Но тому, кто выберет его для себя, жизнь пойдет навстречу и будет всячески помогать. Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

МУДРОСТЬ – высшее, целостное, духовно-практическое знание, ориентированное на постижение абсолютного смысла бытия. Большинство определений мудрости, встречающихся в классической этико-философской традиции, подчеркивают в ней именно момент высшего знания в его ценностном выражении. В античности мудрость рассматривалась как одна из четырех кардинальных добродетелей (наряду с умеренностью [УМЕРЕННОСТЬ], справедливостью и мужеством [МУЖЕСТВО]). По Лейбницу, мудрость есть «знание высшего блага», по Канту – «свойство воли согласовываться с высшим благом как конечной целью всех вещей»; Л.Н.Толстой определял ее как «знание вечных истин, приложимых к жизни» и т.д. Один из существенных изначальных смыслов мудрости связывался с психической трансформацией субъекта знания на пути восхождения (рационалистического, экстатического и др.) субъективного духа к Абсолюту. Данный смысл мудрости, обозначающий состояние высшей сверхличностной духовности, был впоследствии соотнесен в ряде направлений (трансперсональная психология и др.) с различными сверхнормальными проявлениями ментальности (предвидением, ясновидением и т.п.).

В этико-философском контексте значение слова «мудрость» тесней всего переплелось с греч. понятием софия [СОФИЯ], означающим не только субъективное состояние души или ума, но и объективные характеристики вещей (их совершенство, красоту, гармонию), а также содержащим вполне четкое указание на творчество. Последнее значение понятия «софия» наложило существенный отпечаток на его этико-философское осмысление, начиная с Сократа–Платона и кончая русскими философами-софиологами (В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков, Е.Н.Трубецкой, Л.П.Карсавин и др.). В этико-философском смысле софия-мудрость стала пониматься как творческое воплощение идеи в бытии, истины в жизни, как идеальное преображение действительности и жизненное воплощение идеальности. Это состояние осуществляется в образе жизни мудреца, пытающегося через нравственное творчество жизни и софийное преображение «этоса» достичь единения с Абсолютом. Т.о., мудрость в ее целостном духовно-практическом выражении сопрягается и с нравственной мудростью.

Литература:

1. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития [Гл. IV]. Кн. 2. М., 1994;

2. Назаров В.И. Феноменология мудрости: Образы мудреца в истории культуры. Тула, 1993;

3. Проделки хитрецов: Мифы, сказки, басни и анекдоты о прославленных хитрецах, мудрецах и шутниках мирового фольклора. М., 1977;

4. Соловьев В.С. Философия начала цельного знания. – Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1988, с. 178–195.

Что такое мудрость с точки зрения философии

Мудрость — Мудрость ♦ Sagesse Идеал успешной жизни, не в том смысле, что ты преуспел в жизни (это всего лишь карьеризм), а в том смысле, что вся твоя жизнь удалась. По мнению древних греков, в этом и заключается цель философии. Вместе с тем мудрость –… … Философский словарь Спонвиля

МУДРОСТЬ — МУДРОСТЬ, мудрости, мн. нет, жен. (книжн.). 1. отвлеч. сущ. к мудрый. Ммудрость решения. Мудрость старца. 2. Сложность, замысловатость (разг.). Сумею, не велика мудрость! ❖ Зуб мудрости третий коренной зуб (по обоим концам каждой челюсти),… … Толковый словарь Ушакова

мудрость — афина, умственность, разумность, дианойя, башковитость, премудрость, толковость Словарь русских синонимов. мудрость премудрость (часто ирон.); умственность (ирон.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е … Словарь синонимов

мудрость — МУДРОСТЬ характеристика знания, содержащая в себе как оценку его универсально фундаментального уровня, так и жизненно практической ориентированности. По представлениям, идущим от глубокой древности, мудрец не только знает, как устроен мир … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

мудрость — бездонная (Сергеев Ценский); высокая (Пушкин); глубокая (Лесков); змеиная (Тютчев); неистощимая (Пушкин); суровая (Фофанов); седая (Кольцов, Мятлев); ясная (Андреев) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества… … Словарь эпитетов

МУДРОСТЬ — МУДРОСТЬ, и, жен. 1. см. мудрый. 2. Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. М. провидца. Народная м. (также о сложившихся в народе изречениях, отражающих его жизненный опыт, знания). • Зуб мудрости третий коренной зуб, появляющийся после 20… … Толковый словарь Ожегова

Мудрость — см. Мудрец (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов

Мудрость — Джордж Уитер. Эмблема мудрости. 1635. Мудрость имеет несколько близких, но отличающихся значений: свойство человеческого разума, характеризующееся степенью освоения знаний … Википедия

мудрость — • большая мудрость • великая мудрость • высокая мудрость • высшая мудрость • глубокая мудрость • неистощимая мудрость • необыкновенная мудрость • необычайная мудрость • непререкаемая мудрость … Словарь русской идиоматики

МУДРОСТЬ — по мнению Гартмана Н., это: 1) «проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного «оценивания», сопровождающего каждое переживание; 2) постижение всего действительно… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Найдено 13 определений термина Мудрость

свойство мудрого; премудрость, соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины, высшее состояние умственного и нравственного совершенства; философия.

Под мудростью я имею в виду правильное понимание жизненных целей. Это нечто такое, чего наука сама по себе не обеспечивает. Поэтому одного лишь роста науки недостаточно для того, чтобы гарантировать подлинный прогресс, хотя этот рост представляет собой один из элементов, необходимых для прогресса.

проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного «оценивания», сопровождающего каждое переживание; постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия; всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связь с ценностью» (Николай Гартман, немецкий философ XX века).

высшая духовная потенция человека, результат интеллектуальных, душевных и духовных усилий, синтезирующая все виды познания и активного отношения человека к миру; понимание смысла вещей, смысла своего собственного существования и смысла бытия в целом, позволяющее личности выстраивать собственный образ жизни и отношение к людям с точки зрения высших ценностей общечеловеческого и исторического характера.

проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного «оценивания», сопровождающего каждое переживание; постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия; всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связь с ценностью. В строго антиинтеллектуалистском смысле это можно было бы назвать этической духовностью, господствующим положением этики как осн. духовного фактора во всей жизни человечества» (Н. Гартман. Этика, 1935).

высшая духовная потенция человека, синтезирующая все виды познания и активного отношения человека к миру. В древности идеал мудреца — созерцательность, “зритель на стадионе” (где др. состязаются или торгуют). Иное понимание М. возникает в христианстве вместе с идеей “спасения”, личного и общественного совершенствования; мудрец здесь — учитель жизни, ее преобразователь. В М. присутствуют активность мифа, эмоциональность и многовариантность художественного образа, точность научного, рассудочного знания, антиномичность и цельность разума. М. заключает в себе идеал. Философия — “любовь к мудрости” (“любомудрие”). М.— это самокритика разума, вечное движение вперед.

Читайте также:  Оправы для очков для зрения по типу лица

Сама сущность мудрости содержится в Не-Бытии», говорят

каббалисты; но они также относят это термин к Слову или Логосу,

Демиургу, которым эта вселенная была вызвана к существованию.

«Единая Мудрость — в Звуке», говорят оккультисты, — где

опять-таки Логос подразумевается под Звуком, который есть

субстрат Акаши. В «Зохаре», «Книге Великолепия», говорится: «Это

есть Принцип всех Принципов, таинственная Мудрость, венец всего,

что имеется от Всевышнего». («Зохар», III, fol. 288, «Каббала»

Мейера.) И это объясняется: «Над Кэтер есть Айин или Энс, т.е.

Эйн, Ни-что». «Это так названо потому, что мы не знаем, и

не возможно узнать, что в этом Принципе, потому что. это выше

самой Мудрости» (III, fol. 288). Это доказывает, что истинные

каббалисты соглашаются с оккультистами, что сущность или то, что

есть в принципе Мудрости, еще выше этой высшей Мудрости.

понятие, в общем смысле означающее глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. М. — это особое отношение к миру, к жизни, понимание того, что, как правило, дано большинству людей, но не осознается ими как нечто важное и существенное. М. можно отнести к общечел. знанию, к-рое потенциально доступно каждому. Напр., соблюдение меры в делах, поступках, в достижении к.-л. целей. В то же время М. — не просто знание, она есть выражение эмоционально-чувственной сферы чел. психики, а ее постижение связано с самопознанием. Поэтому М. излагается обычно не в дискурсивной, а в афористичной форме. Известно, что философия понимается со времен Античности как «любовь к М.». Это означает, что сами по себе философия и философствование явл. не столько М., сколько возвышением ее и стремлением к ее постижению. Особенно возвеличена М. в Библии, где она говорит о себе: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там» (Притч. 8, 22—27). Лит.: Николай Кузанский. Охота за мудростью // Соч.: В 2 т. М., 1980. Т. 2. В.И.Полищук

— в философии нечто большее, чем интеллектуальная развитость, обладание обширным знанием или же компетентность эксперта. Это способность ставить любое знание в связь с общим смыслом бытия, с достоинством, призванием и назначением человека, с духовно-нравственными основами его мысли и жизни; это также искусство жить согласно обретенному смыслу. В древней философии мудрость рассматривалась как источник всех совершенств человека, его добродетели и счастья. Но нередки признания скорбного характера подлинной мудрости (Еккл.1.18). По Г.Марселю, способность человека овладевать мудростью «как бы подточена изнутри силами, словно сговорившимися не допустить даже возможности его!» Отсюда внутренний трагизм стремления к мудрости, которую философ должен принять как нечто неизбежное в условиях его работы, как следствие фундаментальной необеспеченности существования человека в мире, особенно в таком веке как ХХ-й. Этот трагизм смягчен надеждой обрести свет на тропах, ведущих за пределы нашего времени и нашего мира. Христианство апеллирует к мудрости неотмирной — к высшей Премудрости, что предполагает открытость и чуткость разума и сердца человека к Духу и Слову. Путь мудрости Бонавентура понимал как «путь пламенной любви к Распятому» и посвящения себя прославлению Бога. В неотомизме: мудрость — необходимое условие достижения святости и раскрытия человечности.

знание и добродетель. Мудрость — это конечная цель философии. Она объединяет в себе теоретическое знание с реализацией практического идеала: мудрец отличается от ученого тем, что воплощает свое учение в жизнь, и тем, что уже сама его жизнь представляет собой реализацию и свидетельство истины. Идеал мудреца — это высший идеал античности: например, «Семеро мудрецов» Древней Греции, с которыми советовались могущественнейшие люди того времени и которые единственные обладали полным для того времени знанием — Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисон и Хилон (Платон цитирует их в диалоге «Прота-гор»). Учение стоиков приоткрывает нам основные черты древнегреческого мудреца: его главная особенность — умение жить «в гармонии» с миром; в нем отражены все законы космоса (универсума). В воображении древних греков мудрец — это прежде всего тот, кто созерцает звездное небо и кто полон глубоким чувством порядка и разумности вещей. В более современном смысле мудрец — это тот, кто живет в гармонии с человечеством: кому в человеческом миропорядке не обязательно нужно все испытать, чтобы все понять (Гелен «Теория свободы воли», 1933). Самым строгим здесь будет космическое или этическое определение мудреца: для античности мудрость — это интуитивное познание мировых законов, а в современном смысле — понимание проблем другого. В более обыденном смысле мудрость — моральное понятие, означающее «уравновешенность» личности: «благоразумие» (Платон), или умение управлять своими желаниями. В этом смысле мудрость противоположна страсти и глупости. Иногда ее отождествляют с осторожностью.

высшее, целостное, духовно-практическое знание, ориентированное на постижение абсолютного смысла бытия. Большинство определений мудрости, встречающихся в классической этико-философской традиции, подчеркивают в ней именно момент высшего знания в его ценностном выражении. В античности мудрость рассматривалась как одна из четырех кардинальных добродетелей (наряду с умеренностью, справедливостью и мужеством). По Лейбницу, мудрость есть «знание высшего блага», по Канту — «свойство воли согласовываться с высшим благом как конечной целью всех вещей»; Л. Н. Толстой определял ее как «знание вечных истин, приложимых к жизни» и т. д. Один из существенных изначальных смыслов мудрости связывался с психической трансформацией субъекта знания на пути восхождения (рационалистического, экстатического и др.) субъективного духа кАбсолюту. Данный смысл мудрости, обозначающий состояние высшей сверхличностной духовности, был впоследствии соотнесен в ряде направлений (трансперсональная психология и др.) с различными сверхнормальными проявлениями ментальности (предвидением, ясновидением и т. п.).

В этико-философском контексте значение слова «мудрость» тесней всего переплелось с греч. понятием софия, означающим не только субъективное состояние души или ума, но и объективные характеристики вещей (их совершенство, красоту, гармонию), а также содержащим вполне четкое указание на творчество. Последнее значение понятия «софия» наложило существенный отпечаток на его этико-философское осмысление, начиная с Сократа—Платона и кончая русскими философами-софиологами (В. С. Соловьев, П. А Флоренский, С. Н. Булгаков, Е. Н. Трубецкой, Л. П. Карсавин и др.). В этико-философском смысле софия-мудрость стала пониматься как творческое воплощение идеи в бытии, истины в жизни, как идеальное преображение действительности и жизненное воплощение идеальности. Это состояние осуществляется в образе жизни мудреца, пытающегося через нравственное творчество жизни и софийное преображение «этоса» достичь единения с Абсолютом. Т. о., мудрость в ее целостном духовно-практическом выражении сопрягается и с нравственной мудростью.

Лит.: Лосев А. Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего ра.-кптия [Гл. IV). Кн. 2. М., 1994; Назаров В. Н. Феноменология мудрости: Образы мудреца в истории культуры. Тула, 1993; Проделки хитрецов: Мифы, сказки, басни и анекдоты о прославленных хитрецах, мудрецах и шутниках мирового фольклора. М., 1977; Соловьева. С. Философия начала цельного знания.— Соловьев В. С. Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1988, с. 178-195.

МУДРОСТЬ — характеристика знания, содержащая в себе как оценку его универсально-фундаментального уровня, так и жизненно-практической ориентированности. По представлениям, идущим от глубокой древности, мудрец не только знает, как устроен мир, но и понимает, почему его устройство именно таково, а также и то, как человек должен себя вести в таком мире. Выделение первых форм теоретического знания — философии — из мифологического мышления, определявшего жизнедеятельность архаических сообществ, было связано со становлением новой культурной фигуры — мудреца, стремящегося к пониманию абсолютных смыслов человеческого бытия. Сам термин «философия» (любовь к мудрости) осознавался не в качестве хранения уже имеющихся знаний, а как постоянное стремление к постижению истин, скрытых от большинства людей. В античной философии понятие М. (софии) было связано с представлением о разумной организации мира в целом, поэтому человеческая М. трактовалась как умение «правильно жить», т.е. соответствовать в своих действиях законам мирового устройства. Сходные идеи можно увидеть и во многих прототеоретических воззрениях, распространенных на Востоке (напр., идея Дао в древнекит. философии). В обыденном языке древних греков слово «софия» сперва означало способность человека целенаправленно организовать свои практические действия. Отделившись впоследствии от непосредственно предметной практики, понятие «М.» закрепилось за сферой познания, где и стало обозначать знание о сущности, об универсальных связях явлений действительности. ПОСКОЛЬКУ такие связи не мыслились вне целостности самого окружающего мира, постольку и мудрость воспринималась как свойство «бытия в целом», превосходящее по масштабу отдельное сознание каждого человека. К М. можно и нужно стремиться, но овладеть ею в целом человек не способен. Такая позиция наиболее явно представлена в философской системе Платона, для которого абсолютные истины являются содержанием особого «мира идей», недоступного людям. В соответствии с теорией познания Платона, человек может лишь пробуждать в своей душе частичные воспоминания о ее пребывании в мире сущностей. Эти воспоминания и оказываются элементами истинного знания, составляющего содержание человеческой философии. Философские взгляды Платона существенно повлияли на дальнейшее развитие европейского теоретического сознания. В средневековой традиции представления о М. приобрели религиозную окраску и стали трактоваться в качестве характеристики полноты знания всеведущего Разума — Бога. В дальнейшем, в философии Нового времени идея, Абсолютного разума, носителя высшей мудрости, несколько отходит от традиционно теологического толкования и начинает соотноситься, скорее, с представлением о потенциально возможном знании всего человечества в целом. Г. Лейбниц, И. Кант и др. представители нем. философии обсуждают идею «всеобщего блага», обосновывая утверждение о том, что оно достижимо только тогда, когда большинство людей поймет ограниченность узко индивидуальных интересов и научится жертвовать ими ради общих целей, что предполагает переход от традиционно толкуемой рациональности к более фундаментальному уровню общечеловеческого сознания — М. Эти идеи нем. философии, различные представители которой активно разрабатывали учение о глубинной М. Мирового Абсолюта, повлияли на формирование оригинальной концепции рус. мыслителя В. Соловьева, получившей название «философии все единства», в которой В. Соловьев старался обосновать представление о том, что разум может разъединять людей, тогда как универсальная М. должна стать основой их соединения в целостную систему. Сегодня понятие «М.» не является характеристикой собственно научных знаний. Оно, скорее, оказывается эффективным в сфере этики, поскольку выражает такую сторону бытия, в которой знания человека, понимание им смысла имеющихся знаний, его ответственность за осуществляемые действия- составляют единое целое и определяют жизненную позицию индивида. С. С. Гусев

по мнению Гартмана Н., это: 1) «проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного «оценивания», сопровождающего каждое переживание; 2) постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия; 3) всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связь с ценностью; 4) В строго антиинтеллектуалистическом смысле это можно было бы назвать этической духовностью, господствующим положением этики; 5) Основной духовный фактор, главная ценность, идеал во всей жизни человечества» (Н. Гартман. Этика, 1935). Следовательно, мудрость есть этическое, духовное знание с одновременной его реализацией в повседневную жизнь. Мудрец тем отличается от ученого, что воплощает свое учение в жизнь, и тем, что уже сама его жизнь представляет собой реализацию и свидетельство истины софийного знания. Учение стоиков приоткрывает нам основные черты древнегреческого мудреца: его главная особенность – умение жить «в гармонии» с миром; в нем отражены все законы космоса, универсума. В воображении древних греков мудрец – это прежде всего тот, кто созерцает звездное небо и кто полон глубоким чувством порядка и разумности вещей. В более современном смысле мудрец – это тот, кто живет в гармонии с человечеством, это понимание проблем другого, а также умение управлять своими желаниями. В этом смысле мудрость противоположна глупости и аффектам. Иногда ее отождествляют с осторожностью. В более практическом смысле мудрость – моральное знание, соединение любви, добра и истины (В. Даль). По мнению составителя словаря, мудрость – это высшая человеческая ценность и системная форма познания человека и мира, в которой органически сплавлены, слиты, соединены все уровни, формы, способы, аспекты познания. С ее помощью достигается целостное постижение Истины и Реальности, раскрываются секреты микро и макрокосмоса, великие тайны человеческой души. Мудрость как высшая духовная ценность представляет собой органическое соединение любви к людям, к себе, к природе с глубокими общими и профессиональными знаниями. Это единство творческого мышления с высокой нравственностью и обязательно реализация софийных качеств в повседневной жизни конкретного человека. В человеческом представлении о Мудрости отражаются глубокие онтологические корни софийности самого бытия, Космоса. Ими, видимо, будут такие свойства Вселенной: наличие в ней гармонии и симметрии, целесообразности и меры, а в живой природе мимикрии и другие. Софийность, как бы разлита в Космосе и постигается человечеством в различных срезах, видах, ликах, формах. Мудрость лежала и лежит в основе культуры всех народов земли. Глубинная мудрость пронизывает систему взглядов всех мировых религий и большинства религиозных конфессий мира. Осознание значения мудрости изначально присутствует в понимании смысла и назначения человека на земле, во всех видах и формах человеческой деятельности, человеческого бытия. Открытие для людей путей к мудрости, укоренение ее в сознании, в мировоззрении, в навыках и привычках человеческого характера, поможет излечить людей от глупости эгоизма: творить зло, насилие, несправедливость, то есть приносить другим и себе страдания и т.п. Решить эту проблему и просто, и бесконечно сложно: надо научить человека думать сердцем, то есть видеть себя, людей и природу глазами понимающей и любящей души. А для этого надо, как утверждал Шакарим, научить людей жить по совести. Философская мудрость это целостная форма восприятия себя и мира. В ней органически сливаются духовный опыт любви и добра с истинностью знаний человека, высокая степень развития его разума и интуиции, вера, высшая правда и ранимая совесть, здравый смысл и стремление к справедливости, совпадение мыслей, идеалов с поступками, с образом жизни. Другими словами мудрость представляет собой благородный сплав способов духовного, интеллектуального, ценностного, интуитивного и практического постижения действительности. Для практического разума необычайно важно осознать и уметь применять в повседневной жизни следующие критерии мудрости и ее отличия от глупости.

Читайте также:  Иметь свою точку зрения на английском

1. Всеобъемлющая бытийная Любовь;

2. Благоговение перед жизнью;

3. Соответствие человеческой жизни принципам и законам Космической Мудрости;

4. Неукоснительное следование высшему закону мудрости: «Делай другим то, чего ты желаешь себе» (Конфуций);

5. Способность предвидеть будущее, умение прогнозировать ход событий;

6. Соблюдение принципа единства слова и дела, мысли и поступка, идеала и образа жизни;

7. Искусство обретения на основе мудрости высших человеческих совершенств: крепкого здоровья, гармонии духовного и материального богатства и полноты жизненного счастья;

8. Овладение методами, способами, духовными законами достигать успеха в жизни на основе мудрости;

9. Стремись к согласию с другими людьми, относись с уважением к его мнению;

10. Постигай Целостную Истину, откажись от уверенности, что ты всегда прав, и только ты являешься носителем истины в последней инстанции;

11. Соблюдай меру во всем;

12. Умей отличать добро от зла, правду от лжи и поступать в соответствии с правдой, во имя добра и справедливости.

13. В триумвирате воли, разума и сердца научись таланту прислушаться к велениям сердца (Абай), научись «думать сердцем».

Мудрость и философия

Мудрость — это не столько природное свойство человеческого разума, постигающего сущность мира и смысл жизни, это высшая степень упорядоченности мыслей и чувств. Это такое состояние человеческого разума, которое способствует пониманию происходящего и предвидению всевозможных изменений в мире и жизни.

Существует множество версий того, откуда пришла к людям мудрость. Но, вне всякого сомнения, мудрости учит философия. Философия (любовь к мудрости) является одним из самых древних интеллектуальных и нравственных учений. Согласно Платону (427-347 до н.э.), мудрость может быть достигнута только в философии. Появление философии заявило о рождении особой формы мышления, направленной на критическое осмысление культуры вообще и знаний в частности. Это продукт размышлений, переживаний человека о бытии мира и жизни людей.

Мудрость человеческая — это конечная цель философии, которая предполагает не просто систему накопленных теоретических и опытных знаний о мире, обществе и человеке. Она дает понимание их смысла и выражает ценностное отношение ко всему комплексу знаний. Ценность философской мудрости и в том, что она помогает верно ориентироваться в жизнедеятельности общества, позволяет человеку компетентно судить о прошлом и настоящем и заглядывать в будущее. Философская мудрость человека — показатель его интеллектуального и душевного здоровья. Владеть философской мудростью — значит заботиться о своем духовном здоровье и здоровье общества, целенаправленно стремиться к интеллектуальному комфорту и нравственной жизни и деятельности.

Осмысливая жизненные проблемы, философия не только проясняет сущность бытия мира и всего того, что пребывает в нем, но и придает им гуманный жизнеутверждающий смысл. Именно поэтому и сама философия становится объектом специфического познания и осмысления ее роли в духовной культуре человечества. В связи с этим и возникла новая компонента в сфере познания, которая получила название «философия философии», или «метафилософия». Это критический самоанализ и самооценка способностей и возможностей человеческого разума, познающего и преобразующего мир. В древности разум, правящий миром, назвали логосом (греч. logos — духовное первоначало) — законом бытия или «словом природы» (Гераклит), преобразующим хаос в порядок. А человека, постигшего логос, обладающего искрой разумной силы, — мудрецом.

Философия философии — это наука, изучающая законы и принципы саморазвития человеческого мышления и мудрости. Она ставит перед мыслящим человеком актуальные вопросы о бытии вообще, смысле жизни и работает над их разрешением. Русский философ Г.Е. Струве (1840-1912) более 100 лет назад задумался над вопросом: а что жизненно важного дает людям философия? Насколько поддаются осмыслению такие феномены, как истина и ценность? На эти вопросы и стремится найти ответы философия, которая, согласно Р. Декарту (1596-1650), принципиально «отличает нас от дикарей и варваров» (Декарт. Избранные произведения. -М., 1950. — С. 412).

И. Кант (1724—1804) называл философию высшей максимой применения человеческого разума в познании мира, осмыслении знаний о нем и выработке принципов нравственного поведения. Зарождение философии было вызвано всем ходом интеллектуального развития человечества. Все формы общественного сознания в глубоком историческом прошлом имели разумные и моральные начала для своего дальнейшего саморазвития. Философия как форма самосознания в этом плане не была исключением. Однако генезис (греч. genesis — зарождение) философии отличается от такового религии, науки, искусства, медицины и т.д. Все они зародились, когда обнаруживалась недостаточность эмпирических знаний для адаптации человека к природной и культурной среде, а тем более для их преобразования. Философия зародилась как способ осмысления и обоснования истинности и ценности наличных знаний. Ее зарождение произошло в далеком прошлом, но ее рождение идет постоянно.

Философия в каждую новую историческую эпоху осмысливает наиболее существенные открытия в науке, искусстве, медицине и т.д. Однако если современные наука и медицина значительно продвинулись в познании мира и жизни по сравнению со временем, когда жил античный врач и мыслитель Гиппократ (ок. 460-ок. 377 до н.э.), то этого нельзя сказать о о философии. К тому же в философии никогда не было прежде, нет ныне и не будет впредь полного единодушия в оценке суждений о бытии мира, общества и человека. Но где бы и когда бы ни зарождалась та или иная система философии,она всегда представляет рациональный (лат. rationalis — разумность) способ критического осмысления знаний и жизненного опыта. Выступая как способ осмысления знаний о мире, философия отображает целостность и единство мира.

Человеческий разум «созерцает, видит Гиппократ (ок. 460-ок. 377 до н.э.) причину и смысл» мирового саморазвития. Он как бы заглядывает за горизонты очевидного. А это дает не просто новое знание о мире, а понимание смысла его бытия. Такое отношение к миру и жизни человека и стало называться мудростью. В XIII в. в Японии был создан сад камней, или философский сад, — сооружение, где из любого места амфитеатра «сада» можно увидеть 14 камней из находящихся там 15 — один камень искусно закрывается другими. Зритель, двигаясь в амфитеатре, мог увидеть все камни, но только не единовременно. На этом основании делался вывод, что в мире, как и в этом саду, нельзя все увидеть глазами, зато можно понять и оценить разумом. Такой рациональный подход и позволяет видеть умом (понимать) мир таким, каков он на самом деле.

Первый античный философ Фалес (ок. 624—ок. 547 до н.э.) как бы настроил камертон человеческого разума на космическую частоту саморазвития мира. И он в этом был не одинок. В Персии Заратустра, в Индии Будда (Гаутама), в Китае Лао-Цзы и Конфуций осмысливали далеко не совпадающие с религией идеи об устройстве мира и его понимании человеком. В Европе философия была рождена гениальным взлетом эллинской мысли. Она воспринималась как размышления, как умодеятельность, способствующая ныне прозрению человека, достижению им понимания первопричины бытия, предвидения и предсказания тех или иных его видов. Философия тогда буквально и означала не что иное, как любовь к мудрости и стремление к обладанию ею. Самой же мудростью сполна владели только боги (Пифагор), а люди могли и должны были только стремиться стать философами.

Философствовать — значит осмысливать знания о бытии, мире и жизни. Современное понимание философии восходит к Платону (427—347 до н.э.). Именно он увидел в ней основу «уразумения общего в частном». Философия тогда стала одновременно и способом мышления, и ценностным мировоззрением. Она слыла синонимом теоретической и нравственной мыслительности людей. Для их философских раздумий характерным был поиск причинных связей и отношений, присущих всему целостному миру. С этого времени человеческая мыслительность становится сферой познания, отличаясь своей критичностью, наибольшей степенью обобщения и оценочного осознания всех имеющихся знаний о мире, обществе и человеке. Так формировалось принципиально иное мышление — философское.

Ключевыми концептами философии стали:

1) живая мысль, которая опирается на естественно-научные достижения и их обобще­ние;

2) эта мысль не противоречит здравому смыслу, опираясь на жизненный опыт людей (обыденный, художественный, религиозный).

Обогащенный философией природный человеческий ум становится критичным конструктивным мышлением (мудростью). Это способ оценочного осмысления всех знаний в целях предсказания будущих событий. Философия наполняет сознание человека мировоззренческим, нравственным смыслом и нацеливает его на поиск Истины, добра, красоты и любви. А это означает не что иное, как настрой людей на постижение мудрости жизни — познавать и оценивать назначение своей жизни и деятельности. Гераклит (ок. 544— ок. 483 до н.э.) считал, что мудрость «заключается в одном: познавать мысль как то, что правит всем и во всем» (Книга для чтения по истории философии. В 2 т. — М., 1924. — Т. 1. — С. 16).

Для философии важно ориентировать мысль исследователя на осознание смысла познавательных задач. При этом инициирующая роль философского ориентирования исследователей в познании диктуется интересами человечества, хотя разрабатывается отдельными людьми. «Что касается отдельных людей, то уж, конечно, — рассуждал Г. Гегель (1770—1831), — каждый из них сын своего времени; а философия есть также время, постигнутое в мысли» (Гегель. Философия права. — М., 1990. — С. 55).

О философии К. Ясперс (1883—1969) говорил, что она «не как знание о чем-то, не как творение некоего произведения, созданного искусством мысли, а как нечто, существующее раньше этого, еще в самом мышлении, — это созидание сущности мыслящего человека, который творит себя сам» (Западная философия. Итоги тысячелетия. — Екатеринбург, 1997. — С. 121).

В.И. Вернадский (1863—1945) писал: «Я смотрю на значение философии в развитии знания совсем иначе, чем большинство натуралистов, и придаю ей огромное, плодотворное значение. Философия всегда заключает зародыши, иногда даже предвосхищает целые области развития науки. » (Вернадский В.И. Фило­софские мысли натуралиста. — М., 1988. — С. 412).

Человек, являясь существом одухотворенным, не только познаёт, но и оценивает мир. Он живет и действует в нем, морально и эмоционально переживая это свое существование. Он ищет ценностные критерии нравственности, чести, добра, красоты и т.д. Это составляет аксиологический стержень философии.

Аксиология (греч. axios — ценность и logos — учение) связана с нравственным осмыслением индивидуального и общественного начала человека. Вл. Соловьев (1853-1900), будучи философом, т.е. «влюбленным в мудрость», был искренне убежден, что только философ может понять и оценить собственно человеческое начало в самом человеке. Учение об удивительных феноменах человека (его разуме, чести, совести, любви, социальных и индивидуальных чувствах, общественном поведении) получило название философской антропологии или, иначе, философии человека.

Философия с момента своего зарождения есть духовно целое, но при этом обладающее очень разветвленной структурой, многообразным строением (как и все целое). Она ставит своей задачей интегрировать в систему знания о коллективной и личностной жизнедеятельности человека, рассматривая все три класса характеризующих его явлений: чувства, мысли и поведение. Каждый человек по сути философ хотя бы для самого себя уже потому, что он свободно мыслящий человек. Он хочет, может и стремится познать, понять и оценить окружающий его природный мир и общественные отно­шения. И, что весьма важно, человек самостоятельно и самобытно философствует, а значит, понятийно и критично осмысливает и нравственно переосмысливает свой жизненный опыт, накоплен­ный им багаж знаний. А это значит, что он уже живет своим соб­ственным умом. Он свободен, ибо не раб чужого мнения и воли, ибо имеет свою собственную жизненную позицию.

Источники:
  • http://elhow.ru/ucheba/opredelenija/m/chto-takoe-mudrost
  • http://psichel.ru/mudrost/
  • http://gufo.me/dict/philosophy_encyclopedia/%D0%9C%D0%A3%D0%94%D0%A0%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%AC
  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/764/%D0%9C%D0%A3%D0%94%D0%A0%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%AC
  • http://terme.ru/termin/mudrost.html
  • http://studfiles.net/preview/1630389/page:2/