Меню Рубрики

Понятие культура с точки зрения истории

ЛЕКЦИЯ № 1. Общие понятия истории культуры

1. Что такое культура

Когда в средние века появился новый способ возделывания зерновых, более прогрессивный и усовершенствованный, названный латинским словом culture, никто еще не мог догадаться, насколько изменится и расширится понятие этого выражения. Если термин agriculture и в наше время означает возделывание зерновых, то уже в XVIII–XIX вв. само слово culture потеряет свое привычное значение. Культурным стали называть человека, обладающего изяществом манер, воспитанием, начитанностью. «Культурные» аристократы, таким образом, отделялись от «некультурного» простого народа. В Германии существовало похожее слово kultur, которое означало высокий уровень развития цивилизации. С точки зрения просветителей XVIII в. слово культура объяснялось как «разумность». Эта разумность относилась прежде всего к общественным порядкам и политическим институтам, главными критериями ее оценки служили достижения в области искусства и науки. Сделать людей счастливыми – вот главная цель культуры. Она совпадает с желаниями человеческого разума. Данное направление, считающее, что главная цель человека – достижение счастья, блаженства, радости, получило название эвдемонизм. Его сторонниками были французский просветитель Шарль Луи Монтескье (1689–1755), итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668–1744), французский философ Поль Анри Гольбах (1723–1789), французский писатель и философ Жан Жак Руссо (1712–1778), французский философ Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803).

Как научная категория культура начала восприниматься только во второй половине XIX в. Понятие культуры становится все более и более неразрывным с понятием цивилизации. Для некоторых философов этих границ и вовсе не существовало, например для немецкого философа Иммануила Канта (1724–1804), существование таких границ было неоспоримо, он указывал на них в своих трудах. Интересен тот факт, что уже в начале XX в. немецкий историк и философ Освальд Шпенглер (1880–1936), наоборот, понятие «культура» противопоставил понятию «цивилизация». Он «оживил» понятие культуры, сравнив ее с некой совокупностью замкнутых «организмов», наделив их способностью жить и умирать. После смерти культура превращается в противоположную ей цивилизацию, в которой голый техницизм убивает все творческое.

Современное понятие культуры значительно расширилось, но сходства в современном ее осмыслении и в понимании ее в XVIII–XIX вв. остались. Оно, как и прежде, для большинства людей ассоциируется с различными видами искусства (театр, музыка, живопись, литература), хорошим воспитанием. В то же время современное определение культуры отбросило былую аристократичность. Наряду с этим смысл слова культура крайне широк, точного и устоявшегося определения культуры пока не существует. Современная научная литература дает огромное количество определений культуры. По одним данным, их насчитывается около 250–300, по другим – свыше тысячи. Вместе с тем все эти определения в свою очередь являются верными, ведь в широком смысле слово культура определяется как нечто общественное, искусственное, она идет в противоположность всему естественному, созданному природой.

Определением культуры занимались многие ученые и мыслители. Например, американский этнолог Альфред Луис Кребер (11 июня 1876 – 5 октября 1960), будучи одним из ведущих представителей школы культурной антропологии XX в., занимался исследованием понятия культуры, пытался сгруппировать основные черты культуры в одно четкое, ясное стержневое определение.

Представим основные трактовки термина «культура».

1. Культура (от лат. culture– «воспитание, возделывание») – обобщение искусственных объектов (материальных предметов, отношений и действий), созданных человеком, которые обладают общими и специальными закономерностями (структурными, динамическими и функциональными).

2. Культура – это образ жизни человека, который определен его социальным окружением (различные принятые в обществе правила, нормы и порядки).

3. Культура – это различные ценности группы людей (материальные и социальные), включая обычаи, виды поведения, институты.

4. Согласно концепции Э. Тейлора культура – это совокупность различных видов деятельности, всевозможных обычаев и верований людей, всего созданного человеком (книги, картины и т. п.), а также знаний о приспособлении к природному и социальному миру (язык, обычаи, этика, этикет и т. д.).

5. С исторической точки зрения культура есть не что иное, как результат исторического развития человечества. То есть сюда входит все то, что было создано человеком и передается от поколения к поколению, включая различные взгляды, виды деятельности и верования.

6. Из теории обучения следует, что культура – это то поведение людей, которому они учатся, а не то, которое они получили как биологическое наследство.

7. По идеологической теории культура есть некий поток идей, эти идеи переходят от человека к человеку с помощью различных действий, средств общения (слова, повторение чужого опыта).

8. Согласно психологической науке культурой является приспособление человека к окружающему миру (природному и социальному) для решения различных проблем на его психологическом уровне. Понятие культуры как раз и складывается из всех этих приспособлений.

9. По символическому определению культуры она есть не что иное, как совокупность различных феноменов (идей, действий, материальных предметов), организованная с помощью употребления всевозможных символов.

Все эти определения являются верными, но составить из них одно практически невозможно. Можно только сделать некое обобщение. Культура является результатом поведения людей, их деятельности, она исторична, т. е. передается из поколения в поколение вместе с идеями, верованиями, ценностями людей с помощью изучения. Каждое новое поколение не усваивает культуру биологическим путем, оно ее эмоционально воспринимает в течение своей жизни (например, с помощью символов), вносит свои преобразования, а затем передает следующему поколению.

Мы можем рассматривать историю человечества как целесообразную деятельность людей. То же самое и с историей культуры, которую никоим образом нельзя отделить от истории человечества. Значит, в изучении истории культуры нам может помочь именно этот деятельностный подход. Он заключается в том, что в понятие культуры входят не только материальные ценности, продукты человеческой деятельности, но и сама эта деятельность. Поэтому целесообразно рассматривать культуру как совокупность всех видов преобразовательной деятельности людей и тех материальных и духовных ценностей, которые и являются продуктами этой деятельности. Лишь рассматривая культуру через призму деятельности человека, народов, можно понять ее сущность.

Рождаясь, человек не сразу становится частичкой социума, он вливается в него с помощью обучения и воспитания, т. е. овладевая культурой. Значит, именно это приобщение человека к обществу, к окружающему миру людей и есть культура. Постигая культуру, человек при этом сам может вносить свой вклад, обогащая культурный багаж человечества. Огромную роль в овладении этим багажом играют межличностные отношения (они появляются с самого рождения), а также самообразование. Не стоит забывать еще про один источник, который стал очень актуальным в нашем современном мире, – это средства массовой информации (телевидение, Интернет, радио, газеты, журналы и т. д.).

Но неправильно думать, что процесс овладения культурой влияет только на социализацию человека. Постигая культурные ценности, человек прежде всего накладывает отпечаток на свою личность, вносит изменения в свои индивидуальные качества (характер, склад ума, психологические характеристики). Поэтому в культуре всегда есть противоречия между социализацией и индивидуализацией личности.

Данное противоречие не единственное в развитии культуры, но зачастую такие противоречия это развитие не тормозят, а наоборот, подталкивают к нему.

Изучением культуры занимаются многие гуманитарные науки. Прежде всего стоит выделить культурологию.

Культурология – это гуманитарная наука, которая занимается исследованием различных явлений и законов культуры. Сформировалась эта наука в XX в.

Существует несколько версий данной науки.

1. Эволюционная, т. е. в процессе исторического развития. Ее сторонником был английский философ Э. Тейлор.

2. Неэволюционная, основанная на воспитании. Поддерживала эту версию английская писательница Айрис Мердок (1919–1999).

3. Структуралистическая, к ней относится деятельность любого вида. Сторонник – французский философ, историк культуры и науки Мишель Поль Фуко (1926–1984).

4. Функциональная, за которую высказывался британский антрополог и культуролог Бронислав Каспер Малиновский (1884–1942).

5. Игровая. Нидерландский историк и философ-идеалист Йохан Хейзинга (1872–1945) видел основу культуры в игре, а игру как высшую сущность человека.

7. Диалогическая, сторонником которой был русский философ, литературовед, теоретик искусства Михаил Михайлович Бахтин (1895–1975).

Нет конкретных границ между культурологией и родственной ей философией культуры. Но все же это разные науки, поскольку философия культуры в отличие от культурологии занимается поиском сверхопытных начал культуры. К философам культуры относятся французский писатель и философ Жан Жак Руссо, французский писатель и философ-просветитель, деист Вольтер (1694–1778), представитель течения «философия жизни», немецкий философ Фридрих Ницше (1844–1900).

Помимо этих гуманитарных наук, существует еще целый ряд других, которые основаны именно на культуре. К таким наукам стоит отнести: этнографию (изучает материальную и духовную культуру отдельных народов), социологию (изучает закономерности развития и функционирования общества как целостной системы), культурную антропологию (изучает функционирование общества у различных народов, которое определяется их культурой), морфологию культуры (изучает культурные формы), психологию (наука о психической жизни людей), историю (изучает прошлое человеческого общества).

Более подробно остановимся на основных понятиях культуры.

Артефакт (от лат. arte/actum – «искусственно сделанное») культуры – единица культуры. То есть предмет, который несет за собой в себе не только физические черты, но и символические.

К таким артефактам можно отнести одежду той или иной эпохи, предметы интерьера и т. д.

Цивилизация – совокупность всех характеристик общества, зачастую это понятие выступает как синоним понятия «культура». По мнению общественного деятеля и мыслителя Фридриха Энгельса (1820–1895), цивилизация – это этап человеческого развития, следующий за варварством. Такой же теории придерживался американский историк и этнограф Льюис Генри Морган (1818–1881). Свою теорию развития человеческого общества он представил в виде последовательности: дикость» варварство» цивилизация.

Этикет – установленный порядок поведения в каких-либо кругах общества. Подразделяется на деловой, повседневный, гостевой, воинский и т. д.

Исторические традиции – элементы культурного наследия, которые передаются от поколения к поколению. Различают оптимистические и пессимистические исторические традиции. К оптимистам относятся немецкий философ Иммануил Кант, английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820–1903), немецкий философ, эстетик и критик Иоганн Готфрид Гердер. Эти и другие философы-оптимисты рассматривали культуру как содружество людей, прогресс, любовь и порядок. По их мнению, в мире господствует положительное начало, т. е. добро. Их цель – достижение человечности.

Противоположность оптимизма – пессимизм (от лат. pessimus – «наихудший»). По мнению философов-пессимистов, в мире преобладает не добро, а негативное начало, т. е. зло и хаос. Первооткрывателем этого учения стал немецкий философ-иррационалист Артур Шопенгауэр (1788–1860). Его философия получила широкое распространение в Европе конца XIX в. Кроме А. Шопенгауэра, сторонниками пессимистической теории являлись Жан Жак Руссо, австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856–1939), а также Фридрих Ницше, который выступал за анархию культуры. Эти философы были интересны тем, что отрицали всякие культурные границы, были против всевозможных запретов, налагаемых на культурную деятельность человека.

Культура – это неотъемлемая часть жизни человека. Она как генетически запрограммированное поведение организует человеческую жизнь.

2. Предмет и объект изучения культуры

В основе изучения истории культуры человечества на протяжении всего его существования лежат такие науки, как культурология, философия культуры и т. д. Что же является предметом изучения всех этих наук?

Предмет изучения – выявление закономерностей культурных процессов (как в целом мировых, так и национальных), а также различные явления духовной и материальной культуры, культурные памятники, факторы и исходные пути, которые стали предпосылками к возникновению, вырабатыванию и дальнейшему развитию культурных интересов, кругозора, надобностей и потребностей людей. Кроме того, важно и то, что эти достижения, явления, памятники и т. п. культурные материальные и духовные ценности должны не только потребляться людьми, но ими и приумножаться, сохраняться и передаваться дальше из поколения в поколение. На этапе этой исторической передачи опыта возникает новое противоречие культуры – взаимоотношения между традициями и обновлениями, которые несет каждое последующее поколение. Еще Николай Александрович Бердяев (1874–1948), русский религиозный философ, считал культуру сложной антиномичной (противоречивой) системой.

Все аспекты социальной жизни людей относятся к понятию объекта культуры. Также объект есть исследование всех особенностей и достижений базовых культурно-исторических типов, всевозможных процессов и тенденций в современной общественно-культурной среде.

Если основными науками, которые занимаются изучением культуры, являются культурология и философия культуры, то есть и науки, чей вклад в ее изучение тоже очень значителен. К таким наукам относятся психология, антропология, социология, история и конечно же философия. Но выделение конкретных предметов и объектов, относящихся к тем или иным наукам, как раз и позволяет их разграничить. К примеру, для культурологии в отличие от социологии важнейшую роль играет содержательная сторона совместной жизнедеятельности людей. В отличие от истории и социальной философии, которым больше интересна сторона событийно-деятельностного содержания жизни общества, культурология больше интересуется конкретными формами истории этой жизни, способами сохранить их, упорядочить и урегулировать. Хотя возникновение культурологии относят к началу XX в, в России это произошло еще позже, только в 90-х гг. XX в. В то же время на Западе нет четких границ владения этой науки. Ее обязанности взяли на себя и разделили между собой такие науки, как социология, культурная антропология, философия культуры, этнография, этнология и др.

Ученые выделяют три этапа формирования культурологии.

1. Этнографический (1800–1860).

2. Эволюционистский (1860–1895).

3. Исторический (1895–1925).

Именно в эти периоды и складываются основные понятия культурологии, которые присущи и ее современной версии. Хотя со второй половины XX в. культурологии становится присущ некий прагматизм. Ценностные знания становятся все больше и больше востребованы в связи с появлением и расширением средств массовой информации, применением этих знаний в дипломатии, политике, военном деле и т. д.

3. Структура культуры

Многие ученые и философы, например Н. А. Бердяев, рассматривали культуру как сложную систему. По мнению немецкого философа-историка О. Шпенглера, эта сложная система состоит из «замкнутых организмов». Вот почему вполне логично ввести понятие «структура культуры». Рассмотрим основные черты этой структуры. Чтобы это сделать, надо решить, какая именно культура нас интересует: культура в покое, повторяющаяся и неизменная, или же находящаяся в постоянном процессе, в движении, все время изменяющаяся. Первый вид культуры получил название культурной статики, второй – культурной динамики.

Читайте также:  Что является экспортом капитала с точки зрения российской экономики

Что же лежит в основе понятия культуры? Это прежде всего ценности. Они бывают материальными и нематериальными. В соответствии с этим культура подразделяется на материальную и нематериальную. Чаще всего нематериальную культуру называют духовной. Не стоит стараться всегда отдельно рассматривать эти, казалось бы, разные понятия, поскольку в обычной жизни они часто пересекаются, а иногда одно не может существовать без другого. В чем же особенности этих видов культур?

Под материальной культурой понимается совокупность всех материальных благ, а также средств и форм их производства и потребления. Важная особенность материальной культуры – неидентичность материальной жизни общества, а также всякой материальной деятельности и производства. Поскольку под материальной культурой понимается деятельность человека как влияющий фактор на развитие человечества. Это развитие и имеет большое значение для материальной культуры, а вместе с ним и те творческие способности и возможности человека, которые он с этим развитием получил.

Материальная культура имеет сложную структуру, в которую входят следующие составляющие.

1. Материальное производство.

2. Культура труда.

3. Культура топоса (города, деревни, села, дома).

4. Культура собственного тела, отношения к нему.

5. Физическая культура.

Духовная культура относится к культурной статике. Это различные нематериальные объекты (законы, нормы, правила, религии, языки, духовные ценности, традиции, мифология), которые нуждаются в материальном посреднике. Значит, духовной культурой является совокупность тех областей деятельности, знаний, мышления и т. д., которые относятся к формированию духовных ценностей.

Как было сказано выше, не существует четких границ между материальной и духовной культурами. Существует такое явление, как «вертикальное сечение» культуры. В него входят такие виды культуры, которые относятся равнозначно как к материальной, так и к духовной стороне понятия культуры. К таким видам культуры относятся экономика, политика, эстетика, экология и т. д.

Важной особенностью культурной статики является то, что все ее элементы подразделяются по временным и пространственным характеристикам. Культура исторична, часть материальных и духовных ценностей, созданных одним поколением, передается следующим поколениям, если эти ценности прошли испытание временем. В этом и состоит сущность такого явления, как культурное наследие. Культурное наследие играет огромную роль в формировании единого общества, поскольку именно оно является решающим фактором при оценке сплоченности нации.

Что, как не культурное наследие, может так объединить и укрепить общество в тяжелые для него времена.

Культурное наследие – не единственное понятие, относящееся к культурной статике. Важным понятием является культурный ареал. Сразу становится понятно, что речь здесь идет о каком-либо географическом районе. В это понятие входят те черты культуры, которые являются схожими у различных народов, стран, областей. Ведь на культуру влияет огромное количество факторов, она напрямую зависит от географического положения той или иной социальной группы. При том важной чертой является то, что в разных районах, удаленных друг от друга, может найтись что-то общее, тем более в современном мире, где огромное распространение получили средства массовой информации, благодаря чему знания становятся все более доступными. Вот почему вместе с понятием культурного ареала уместно ввести еще одно, которое выражало бы культурное наследие в масштабе всего мира. Таким понятием являются культурные универсалии. Что же это такое? Слово «универсалии» произошло от латинского universalis, что означает «общий». То есть, ведя речь о культурных универсалиях, мы говорим о тех ценностях, традициях, нормах, законах и правилах, которые присущи не какому-то отдельному району, а всем культурам независимо от их географического местоположения, исторического периода и других свойств общества.

Изучением таких универсалий культурологи занимаются уже много лет. Например, американские антропологи различают около семидесяти таких универсалий. К ним относятся привычные для нас понятия. Например, приготовление пищи, наличие календаря, возрастная градация, числа, личные имена, семья, танцы, религиозные ритуалы и др.

Антропологи обычно выделяют четыре основных элемента культуры.

1. Концепты, т. е. понятия, которые регулируют и упорядочивают опыт людей. В основном концепты содержатся в языке, на котором говорит тот или иной народ.

2. Ценности – те убеждения, к которым должен стремиться человек. Они основаны на нравственности, общепринятых нормах и т. д.

3. Правила – нормы, способствующие регулированию поведения человека. Здесь прослеживается взаимосвязь между ценностями и правилами, поскольку именно и устанавливают определенные правила, законы и нормы.

4. Отношения – средства связи между теми или иными понятиями культуры, даже теми, которые разбросаны в пространстве и времени.

Важную роль во всех этих элементах культуры играет язык. Являясь системой коммуникации, он имеет собственную сложную структуру. С помощью языка происходит социализация людей, благодаря ему люди получают опыт, накапливают его, передают из поколения в поколение. Язык может как сплотить общество, так и привести к его разобщению, когда люди говорят на разных языках, а живут на одной территории.

4. Формы культуры, ее классификация

Так как культура является сложной системой, ее принято рассматривать с разных сторон по определенным характеристикам.

Основные классификации культуры ведутся:

1) по географическим признакам (Восток, Запад и т. д.);

2) по временным признакам (ведется хронология культур);

3) по формационным признакам (каменный век, железный и т. д.);

4) по технологическим признакам (характеристика новых информационных технологий);

5) по носителю культуры.

Остановимся более подробно на последней классификации – по носителю культуры. В зависимости от этого культура подразделяется на мировую и национальную.

К мировой культуре относится все то лучшее, что было достигнуто национальными культурами различных народов всего мира.

Национальная культура является совокупностью культур уже не народов, а различных классов, групп и слоев общества. К национальной культуре относятся духовные ценности (язык, религия, литература и т. д.) и материальные (ведение хозяйства, орудия труда, экономический уклад).

Та культура с ее ценностями, обычаями, верованиями, укладом и традициями, которая присуща большинству членов общества, является доминирующей культурой. Но различные факторы (распад общества на отдельные социальные группы) привели к тому, что появились и так называемые субкультуры, т. е. культуры, которые присущи небольшим культурным мирам. К таким субкультурам могут относиться молодежь, пенсионеры, национальные меньшинства и другие группы. Зачастую расхождения между доминирующей культурой и субкультурой незначительны. Но случается, что различия бывают огромными, появляются группы, которые начинают противостоять доминирующей культуре. Это явление получило название контркультуры. Иногда это противоречие из пассивного перерастает в экстремистское. Зачастую таким группам присущ анархизм, радикализм. Стоит вспомнить шестидесятые и семидесятые годы XX в. В Европе и США появилось такое значительное движение, как хиппи. «Дети цветов», как называли себя его участники, отрицали нравственные нормы общества, жили по своим собственным принципам и убеждениям («свободная любовь»). Они были не согласны с конформизмом, присущим обществу того времени, с его сдержанностью и рационализмом. Основу нового движения составляла молодежь. На смену «детям цветов» пришло новое движение, уже более радикальное и ожесточенное, – панк. В переводе с английского слово punk означает «гниль, отбросы». Панкам были присущи анархические идеалы, музыка и атрибутика, которые отличали их от «потребительского» общества с его жаждой наживы, устаревшими моральными ценностями.

Многоуровневая культура, в зависимости от того, кто эту культуру создает, имеет несколько форм: элитарную, народную, массовую.

Из самих названий этих форм уже можно сделать выводы о том, о каких создателях культуры здесь идет речь. Но все же остановимся поподробнее на каждой из форм культуры.

Элитарную культуру часто называют высокой культурой. Она создается по заказу элиты общества, его привилегированной части профессионалами своего дела. Сюда входят и классическая музыка, и классическая литература, различные виды изящного искусства. Лозунгом служит высказывание «Искусство ради искусства». Элитарная культура чаще всего недоступна малообразованному народу, находится в некоторой изоляции от него.

Примером такой культуры служит российское художественное объединение «Мир искусства». Оно было создано в Санкт-Петербурге в 1898 г. русским художником, критиком и историком искусства Александром Николаевичем Бенуа (1870–1960) и русским театральным и художественным деятелем Сергеем Павловичем Дягилевым (1872–1929) и просуществовало до 1924 г. Деятели этого общества выступали за «чистое» искусство, стремились этим искусством «преобразить» жизнь.

Противоположностью элитарной (высокой) культуре является культура народная, другое название – любительская культура. Ее творцы не имеют какой-либо профессиональной подготовки в своем деле, зачастую их имена остаются неизвестными. Наиболее часто употребляемое определение для народной (любительской) культуры – фольклор. Сюда входят различные мифы, сказки, предания, танцы и песни. Народная культура подразделяется на индивидуальную (повествования, сказки, легенды), групповую (танцы, песни), массовую (карнавалы).

Фольклор в отличие от элитарной культуры остается привязанным к конкретному месту, к его традициям и нормам.

Другой вид культуры – массовая культура. Второе название – общедоступная культура. Она не отличается какой-то изысканностью и аристократичностью вкусов. Массовая культура появляется в середине XX в. Это связано с распространением в большинстве стран средств массовой информации. Массовое искусство – это искусство для каждого, поэтому должно удовлетворять вкусы большинства. Вот почему оно напрямую зависит от рынка.

Массовая культура тоже подразделяется, в нее входят интернациональная и национальная массовые культуры.

В отличие от элитарной культуры массовая предназначена для большей аудитории, а в противоположность народной культуре, для которой характерна анонимность, массовая культура – авторская.

Важной характеристикой массовой культуры является такое понятие, как мода. Массовая культура должна удовлетворять сиюминутные желания людей, быстро изменяться, быть актуальной. Все это ведет к ряду недостатков: примитивизму, культурной посредственности, появлению примитивных культов, героев, жажде обладания вещами и т. п. Но есть и достоинство: массовая культура прежде всего основана на архетипах. На этом бессознательном интересе людей к некоторым вещам (секс, насилие, деньги) и основана массовая культура, вот почему она так понятна всем. Все это приводит к низведению общества до стадии молчаливого потребления. Недаром многие философы, писатели стали затрагивать эту проблему. Первым начал немецкий философ и историк О. Шпенглер. Его главное сочинение «Закат Европы», написанное в 1918–1922 гг., посвящено смерти культуры, ее превращению в цивилизацию без какого-либо творчества. Проблему обладания и бытия, «свободы для» и «свободы от» затронул в своей книге «Иметь или быть» немецко-американский философ, психолог и социолог ЭрихФромм (1900–1980). Для этих философов массовая культура – лишь только духовная несвобода.

5. Значение и функции культуры

Значение культуры в нашем мире огромно. Она играет первую роль в развитии общества. Рассмотрим основные функции культуры, ее феномена.

1. Человеко-творческая функция. Она стоит во главе. Другое ее название – гуманистическая. Все рассмотренные ниже функции так или иначе являются следствиями гуманистической функции.

2. Передача накопленного социального опыта. Здесь речь идет главным образом об историзме культуры. Поскольку культура значима тем, что она преемственна, т. е. передается из поколения в поколение. Эти передачи опыта ведутся различными способами: с помощью устных преданий, посредством памятников искусства, литературы, религии, философии, науки и т. д. Причем передается не весь накопленный опыт поколения, а только лучшие его образцы. Человечеству необходимо делать все возможное, чтобы эта преемственность никогда не прекращалась, поскольку это может привести к ужасным последствиям. Существует такое понятие, как аномия. Оно как раз и обозначает разрыв этой самой преемственности. Как следствие аномии, человечество теряет свою социальную память, историческое сознание. Этот эффект получил название феномена манкуртизма.

3. Гносеологическая функция. Она связана со способностью познавать, а это познание приводит к накоплению богатого опыта и знаний об окружающем мире.

4. Нормативная функция. Она заключается в том, что культура регулирует различные стороны общественной и личной жизнедеятельности людей. Это регуляция ведется за счет таких систем, как мораль и право.

5. Семиотическая (знаковая) функция. К ней относятся различные знаковые системы культуры. Например, языки, знаковые системы в естественных науках (биология, физика, химия, математика, тригонометрия).

6. Ценностная (аксиологическая) функция. Поскольку культура – это система ценностей материальных и духовных, по которым уже можно судить о степени культурности человека, а следовательно, о его нравственности и интеллекте.

6. Методы и проблемы изучения культуры

Культура – сложная и многоуровневая система, поэтому и изучение ее не является единообразным.

Существует несколько подходов к анализу культуры:

1) технологический (оценивает уровень развития производства);

2) деятельностный (философия, живопись);

В XVIII в. сформировалось два основных подхода к ответу на вопрос: что такое культура?

Одно из направлений – пессимистическое (иррациональное). Его родоначальником стал французский писатель и философ-просветитель Ж.-Ж. Руссо. В его понимании человек – это совершенное существо, а самую благоприятную для него форму жизни – видел в естественной среде, на лоне природы. И так как культура, по мнению Руссо, проводит границу между человеком и природой, ее он считал основным злом. Выступая за равенство всех людей, он обвинял культуру вместе со всякими религиями, искусством и науками в том, что они этому равенству препятствуют.

Сторонником Ж. Ж. Руссо был немецкий философ Ф. Ницше. Он являлся приверженцем антикультуры как истинной природы человека. Культура, по его мнению, есть зло, которое не может дать свободы, а лишь порабощает человека. С этим порабощением культурой был согласен австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа 3. Фрейд. Он видел источник различных душевных страданий и отклонений людей в том, что им необходимо подстраиваться под окружающий мир с его культурными нормами.

В своих работах немецко-американский философ, психолог и социолог Эрих Фромм как раз и отталкивался от фрейдовского психоанализа, добавив к нему теорию отчуждения К. Маркса (1818–1883).

XX век ознаменовался сразу тремя теориями развития культуры: О. Шпенглера, А. Швейцера, М. Вебера.

Согласно теории немецкого философа О. Шпенглера, рационалистическая цивилизация привела к деградации духовных ценностей культуры. По мнению Шпенглера, культура есть организм, срок жизни которого примерно тысяча лет. Согласно этому всю мировую историю О. Шпенглер поделил на восемь культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую, культуру майя.

Читайте также:  Как и почему надо беречь глаза и зрение

Теория немецкого ученого Макса Вебера (1864–1920) отрицала крах культуры Западной Европы. По мнению философа, на смену одним ценностям неизбежно приходят другие, что и случилось в Западной Европе.

Немецко-французский мыслитель Альберт Швейцер (1875–1965) своей работой «Распад и возрождение культуры» поддержал О. Шпенглера. А. Швейцер также отмечал упадок западноевропейской культуры, приведший к ее кризису. Но в то же время А. Швейцер в отличие от О. Шпенглера не считал, что это необратимый процесс. Он верил, что ситуацию можно поправить.

Интересна концепция исследования культуры социолога Питирима Александровича Сорокина (1889–1968). Он выделял три основных типа культур:

Идеальный тип основан на сверхчувственном абсолюте, поэтому к нему в основном относятся духовные культурные ценности. Второй тип – чувственный – во главу всего ставит материальное. Его потребности чисто физические. Идеалистический тип является синтезом идеального и чувственного типов культуры.

Стоит заметить, что аналогичные типы имеет процесс развития общества. Первый тип, идеальный, относится скорее к античному миру. Он действует до XIII в. На смену ему приходит идеалистическая культура. Она сохраняется до XIV в., затем идет чувственная культура, в XX в. она приходит в упадок.

Большое влияние на понимание культуры оказал русский ученый-естествоиспытатель Владимир Иванович Вернадский (1863–1945). Он ввел новое понятие «ноосфера», означающее «сфера разума», а также изучил влияние ее на различные процессы, которые происходят на нашей планете.

Другой яркий представитель изучения явления культуры – Карл Ясперс (1883–1969), немецкий философ, представитель религиозного экзистенциализма. В то время в Европе господствовала теория культурных циклов, он же не был ее сторонником и ввел новое понятие – осевое время. Этой осью служит время около 500 лет до н. э. С наличием этой оси он связывает крупнейший переворот в истории.

Существует ряд наук, которые позволяют изучать историю культуры. К таким наукам относятся:

1) хронология – наука об измерении времени, которая позволяет устанавливать даты исторических событий;

2) метрология – историческая дисциплина, которая занимается изучением развития систем мер, денежного счета и т. п.;

3) геральдика – дисциплина, изучающая гербы;

4) палеография – историческая дисциплина, занимающаяся изучением памятников древней письменности;

5) генеалогия – историческая дисциплина, которая изучает происхождение и историю родственных связей, составляет родословные и т. д.

Проблема 1. Понятие «культура» в истории культурологической мысли. Функции культуры

Происхождение (этимология) термина «культура» восходит к латинскому cultura – обработка, возделывание; понятие связано с земледелием, участием первобытного человека в овладении силами природы, искусственным взращиванием растений. Для первобытной культуры характерен синкретизм. Природа, культура в сознании человека слиты, соединены, не расчленены.

(Смотрите раздел III. Словарь. Термины.).

Содержание понятия «культура» изменялось исторически.

Таблица: соответствие между исторической эпохой и определением понятия «культура».

Историческая эпоха Определение понятия «культура»
Первобытная обработка, возделывание
Античность воспитание в человеке меры, гармонии и порядка
Средневековье духовное совершенствование человека через богослужение
Возрождение воссоздание гуманизма, универсально развитого человека
Новое время. Эпоха Просвещения жесткое разграничение между природой и культурой, развитие знаний, образования, нравственности через культуру — «вторую природу»
Новейшее время мир идей, ценностей, символов

Английский этнограф, исследователь первобытной культуры Э. Тайлор (1832-1917гг.) разработал метод типологического сравнения культуры. С Тайлора начинается научный подход к культуре, поэтому его определение культуры считается классическим. Э. Тайлор понимал культуру как сложное целое, слагающееся из «знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». (Смотрите раздел III – Словарь. Персоналии.).

Однако эти воззрения основывались на идеях эволюционизма, постепенного поступательного движения народов от дикости, варварства к культурным ценностям. Культура мыслилась в одной-единственной форме – европейской. Такая позиция получила название европоцентризма. Ее сторонники были убеждены, что перспектива войти в культуру у других народов появилась только с момента открытия их европейцами, что оправдывало колониальную экспансию особой культурной миссией европейцев. (Смотрите раздел III – Словарь. Термины).

В культурологических концепциях XX-XXI веков утвердилась идея поликультурности.Человечество создало множество локальных, самоценных культур, которых нельзя делить на высшие и низшие, развитые и неразвитые, совершенные и несовершенные. В каждой культуре воплотился исторический и жизненный опыт народа, его ценностный и духовный потенциал. (Смотрите раздел III – Словарь. Термины. Персоналии.- концепция культурно-исторических типов, теория «локальных цивилизаций» Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби).

В современной научной литературе присутствует более 1000 определений понятия «культура». Многообразие определений говорит о сложности и многоуровневом характере самого феномена культуры. Классификация определений культуры проделана К.Клакхоном и А.Кребером в середине ХХ века. (Смотрите раздел III – Словарь. Персоналии.).

При всем многообразии определений можно выделить у всех авторов общие характеристики: культура — это сущностная характеристика человека, отличающего его от животного; человек создает искусственный мир идей, ценностей, символов, который противостоит миру природы; культура не наследуется биологически, а приобретается только в результате воспитания и образования, проходящего в обществе. Культура – сложное системно самоорганизованное целое, сеть отношений созданной человеком культуры к природе, обществу и самому человеку.

Функции ( действия, влияния ) культуры:

1) адаптивная –приспособление к среде (климат, география), изменение природной среды, создание культурной среды обитания.

2) знаковая, сигнификативная –функция присвоения имен. Предметы и явления, не имеющие имени, для человека не существуют. Именные помогают действовать, избегать опасность.

3) познавательная (гносеологическая)накопление знаний через науку и иррациональные системы.

4) информативно-трансляционнаямежпоколенная трансляция опыта через коды, знаковые системы. Формы трансляции – рефлексивные (осознаваемые): обучение, воспитание; нерефлексивные (неосознаваемые): подражание окружающим.

5) коммуникативнаяобщениечеловека с себе подобным для решения задач. Вербальные средства – речь, невербальные – мимика, жесты, позы, одежда. Важнейшим изобретением стала письменность (знаковая система).

6) интегративнаяобъединение, единство социальных общностей на основе взглядов, убеждений, ценностей, контактов государств, народов (этносов), способствует сплочению человечества.

7) нормативная (регулятивная)система норм и требований ко всем членам общества в данной культуре. Нормы разрешительные и запретительные. Уровни регуляции: мораль, право, обычаи, традиции, элементарно-бытовые.

8) аксиологическая (оценочная)формирование системы ценностей, т.к. значимость предметов и явлений для жизни неодинакова.

9) социализация –процесс усвоения человеком знаний, норм, ценностей, необходимых для жизни в обществе. В отличие от животного у человека нет врожденных программ. Он получает их от культуры в семье, взрослых, сверстников. В детстве на 70% формируется личность, но социализация происходит всю жизнь и обеспечивает стабильность культуры и общества.

10) инкультурацияпроцесс усвоения культуры,навыков и знаний, необходимых для жизни в культурной среде данного государства и социокультурной группы.

Все функции переплетены, классификация условная.

Функции культуры Определение функции культуры
адаптивная приспособление к среде
гносеологическая познавательная, накопление знаний через науку и иррациональные системы
информативно-трансляционная межпоколенная передача опыта через коды, знаковые системы
коммуникативная общение человека с себе подобным для решения задач
интегративная объединение, единство социальных общностей на основе взглядов, убеждений, ценностей
регулятивная система норм и требований ко всем членам общества в данной культуре
аксиологическая формирование системы ценностей
инкультурация процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в культурной среде данного государства и социальной группы
социализация процесс усвоения человеком знаний, норм, ценностей, необходимых для жизни в обществе

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 9491 — | 6697 — или читать все.

История понятия «культура»

Понятие «культура» — общенаучная категория, имеющая длин­ную историю и отражающая достаточно сложную реальность.

На определенном этапе развития науки возникло близкое куль­туре понятие «цивилизация».

Сегодня эти понятия иногда выступают как синонимы, ино­гда — как совершенно различные термины. В науке дискутируется вопрос о том, что обозначает каждый из этих терминов, какой из них «шире», какое из обозначаемых ими явлений старше, и др.

В настоящее время и само понятие «культура» не имеет едино­го, всеми принятого толкования.

В современной науке существует множество наук, занимаю­щихся изучением культуры, и множество концепций культуры, для каждой из которых за этим словом скрывается вполне опреде­ленный, четко очерченный смысл. Таких концепций насчитывается более двадцати. Так, для аксеологической концепции культура — это явление, отражающее духовную природу человека, это выраже­ние духовных ценностей и нравственных норм человечества. Дея-тельностная концепция видит в культуре проявление активной, креативной и разумной природы человека. Для нее культура — совокупность способов человеческой деятельности, а также выс­ший уровень овладения какой-либо областью деятельности (куль­тура умственного труда, культура речи и пр.). Личностная (или поведенческая) концепция представляет культуру как актуализа­цию социальной природы человека: как способ движения лично­сти в социальном пространстве и времени; как систему ее качеств и характеристик, важных для реализации отношений человека к природе, обществу, своим телесным и духовным потребностям, для процесса его социализации. (Данная концепция наиболее близ­ка традиционной педагогике с ее заботой преимущественно о куль­туре поведения ребенка.) Семиотическая концепция трактует куль­туру как совокупность знаков, как систему, передающую и хранящую информацию. Социологизаторская концепция характери­зует через понятие «культура» определенную историческую эпоху, ступень развития конкретного народа, социума. Для суммативной концепции культура — сумма продуктов деятельности и общения людей; «склад» технических и социальных достижений, накоплен­ных человечеством в процессе его развития; наследие, оставленное прошедшими поколениями и обеспечивающее прогресс человече­ства. Эвристическая концепция сводит культуру к креативной дея­тельности человека по совершенствованию того, что дается ему в природе, обществе, себе самом как космопланетарном, биосоци­альном, культурно-историческом существе.

Каждая из концепций культуры по-своему интересна, каждая •тмеет право на существование. Но культура не исчерпывается одним, каким бы то ни было аспектом, она представляет собой сложное системное образование. Именно поэтому возможно и су­ществование различных, иногда противоречащих друг другу кон­цепций культуры, и выделение культурологических аспектов в рахчичных отраслях знания. Именно этим объясняется и термино­логическая путаница, и возникновение специальной науки — куль­турологии, изучающей историю теоретических представлений о культуре.

Постичь и определить культуру люди пытались издавна. Уже в древнейшем из языков — санскрите — имеется соответствующее понятие, смысл которого «просвещение». В латыни «культура» — более многозначное слово. Оно означает и «воспитание, образо­вание, развитие», и «почитание», и «возделывание». Можно ска­зать, что для древнего сознания культура — это прежде всего од­нонаправленный процесс передачи и воспроизводства знаний, нравственных установок, смыслов, опыта от одного поколения к другому, являющийся глобальным условием жизни человека в обществе. Такое понимание сущности культуры сохраняется и в современном сознании, научном и обыденном.

Разнообразные культуроведческие науки и концепции сходят­ся в следующем:

культура отличает человека от других живых существ; через культуру происходит социальное наследование, связь поколений, сохранение и развитие этноса, человечества;

культура позволяет разным индивидам более или менее одина­ково понимать мир, совершать понятные другим поступки.

При этом в современном научном знании обнаруживаются следующие тенденции. Одна из них — анализировать соотноше­ние культуры и природы. Одни авторы противопоставляют их друг ДРУгу. (Такой позиции придерживался, например, Л. Н.Толстой, для которого природа — это гармония красоты, а культура — по­шлое людское произведение.) Другие видят в культуре продол­жение природы, рассматривают ее возникновение как результат развития не только общества, но и самой природы. Например, В. И. Вернадский рассматривал культуру как естественное и неиз­бежное проявление жизни, а не как что-то чуждое природным явлениям. П. Флоренский утверждал, что культура органично вклю­чает в себя природу и потому «растит и питает» человека. У совре­менных исследователей мы можем встретить похожие взгляды. Так, Н.З.Чавчавадзе считает, что энергия культуры почерпнута из природы. Оригинальной позиции придерживался Д. С. Лихачев. Он рассматривал человека и природу как две различные культуры, которые не могут существовать друг без друга. Каждая из них — плод исторического развития, и если природа издавна и повсеме­стно влияет на человека и его культуру, то человек влияет на природу — лишь недавно и не всюду. Другая тенденция — рассматривать культуру прежде всего ка] весьма специфическую и самоценную сферу человеческого бытш и при этом подчеркивать особую роль, которая принадлежит I процессе создания культуры выдающимся, особенным дюдям. (Не случайно в сферу заботы Министерства культуры входят театры музеи, музыкальные школы, библиотеки и тому подобные «не­массовые» учреждения.) В связи с этим интересна гипотеза, по которой культура как элитарная деятельность возникла в челове­ческом сообществе для удовлетворения потребности людей иметь ориентиры надежности принятых решений. Такие ориентиры да­вали сначала маги и колдуны, затем — герои и люди искусства, позже — ученые. Функции ориентиров выполняли талисманы и заклинания, ритуалы и предания, легенды и мифы, а позже — религия, искусство и наука. Именно эти составляющие, как изве­стно, и лежат в основе любой культуры.

Существует и тенденция понимать под культурой все содержа­ние жизни, которое характерно и для человечества в целом, и для конкретных сообществ людей (народов и стран, производствен­ных и неформальных объединений и пр.), и для каждого человека (взрослого и ребенка).

Историческое развитие понятия «культура»

Как уже было сказано выше, первоначально слово «культура» восходит к латинскому colère-culture, что означает возделывание, обработку почвы. Впоследствии Цицероном этот термин был перенесен на человека и стал означать его воспитание и образование.

В Античности культура понимается как воспитание меры, гармонии и порядка, формирование культурного человека, личности, идеала человека. Вся система образования была направлена на воспитание не узкого специалиста-профессионала, а личности с определившимися ценностными ориентациями (идеал человека). «Пайдейя» — культура — процесс формирования культурного человека, поэтому необходимо развить у человека разумную способность суждений, эстетическое чувство прекрасного, способность жить в гармонии с природой (единство природы и бога), в соответствии с законами гражданского общества, достичь физического и нравственного совершенства (уметь защитить свою честь, достичь славы, брать ответственность при принятии решений).

В Средние века (V-XVI вв.) со становлением христианства термин «культура» понимается как преодоление ограниченности и греховности человека, постоянное духовное самосовершенствование человека, осознание духовного родства с Богом.

Читайте также:  Как выбрать очки для зрения в интернет магазине

Новое время предлагает свои варианты культуры. В XVII в. под культурой подразумевается результат собственных человеческих свершении, то, что возвышает человека. В XVIII-XIX вв. культура стала рассматриваться как самостоятельное явление социальной жизни, впервые начинается теоретическое осмысление этого феномена. В этот период появляются различные философские теории культуры, в которых переосмысливаются античное и средневековое понимание культуры. Просветители осознали противоречие между природой и культурой. Эта точка зрения, характеризующаяся в целом пессимистическим взглядом на культуру, берет свое начало в работах Жан-Жака Руссо (1712-1778), который рассматривал человека как совершенное существо, а естественную жизнь на лоне природы — как наиболее простую и правильную форму жизни человечества. В концепции Ж.-Ж. Руссо культура осмысливается как разделяющая человека и природу, культура есть зло и создана для подавления и порабощения человека. Ж.-Ж. Руссо считал, что ребенка необходимо воспитывать вдали от городов, на лоне природы, соответственно требованиям естественных законов — возраста, здоровья, климата, — с учетом склонностей и способностей человека. Ребенка надо учить простым ремеслам, естественному образу жизни, далекому от жестокой и искусственной жизни городов — этих язв на теле человечества.

Немецкие просветители Иоганн Готфрид Гердер и Вильгельм фон Гумбольдт утверждали, что культура есть господство человека над природой. Так, И. Г. Гердер (1744- 1803) понимал культуру как историческую ступень совершенствования человечества, связывая ее со степенью развития наук и просвещения. Аналогичных взглядов придерживался и другой мыслитель — В. фон Гумбольдт (1769-1859), утверждавший, что культура есть господство человека над природой, которое он осуществляет с помощью науки и ремесла.

В такой трактовке понятие «культура» тесно переплеталось с понятием «прогресс». И. Кант (1724-1804) называл культурой совершенство разума и понимал прогресс как развитие культуры и человека. Целостность культуры рассматривается с позиций единства культуры и человека: человек — свободная личность, способная к самоусовершенствованию, приобщенная к сфере ценностей и культуре как выражению гуманистического своего предназначения.

Немецкая философия анализирует невозможность гармонического существования природы и культуры как «второй природы» (по определению Г. В. Ф. Гегеля), мира и человека. Возникает стремление рассмотреть культуру как процесс развития духа, в котором противоречия между природой и культурой являются необходимыми и неизбежными. В концепции И. Г. Фихте культура понималась как свобода духа. По мнению немецкого философа Эрнста Киссирери (1874-1945), культура — символическая вселенная, в которой человек осуществляет свою жизнедеятельность; культура — это процесс самоосвобождения человека, в котором он доказывает свою способность создавать свой собственный идеальный мир, а язык, религия, искусство, наука и философия выступают как фазы этого процесса. На этой основе складывается «классическая» модель культуры с ее ориентациями на гуманизм, историзм, рационализм.

Немецкий философ, социолог, экономист Карл Маркс (1818-1883) в качестве глубинного основания культуры рассматривает материальное производство. Результатом такого производства является материальная культура, которая признается первичной по отношению к культуре духовной, обеспечивает накопление и передачу прогрессивных ценностей и традиций. Таким образом, К. Маркс одним из первых раскрыл и обосновал связь культуры со всеми сферами социальной жизни, ее способность связывать историю человечества в единый целостный процесс.

В XVIII-XIX вв. исследователи нередко рассматривали общество и культуру как организм, где социальные институты уподоблялись органам и частям тела, а социокультурные процессы — физиологическим. Культура, подобно биологическому организму, проходит свой жизненный цикл от рождения до смерти.

Таким образом, «классическая» модель культуры в лице французских, немецких просветителей, немецкой классической философии и марксизма утверждала:

  • o возможность гармоничного развития человека;
  • o непререкаемую власть Разума как двигателя Мировой Истории;
  • o представление о мире как о разумном строе вещей;
  • o линейное или прогрессивное представление об истории и культуре;
  • o на протяжении истории действуют единые для всех обществ законы;
  • o культура сравнивается с биологическим организмом. В таблице I показано, как менялось понятие «культура».

Таблица 1. Историческое изменение понятия «культура» в разные периоды европейской цивилизации

Постклассическая философия разрушает все предыдущие теории культуры: реальная историческая действительность показала невозможность преодоления противоречия между прогрессом общественного развития и гармоническим существованием человека в мире. Развитие культуры и общества подчиняется не столько разуму человека, сколько страстям, инстинктам, бессознательному иррационализму.

В работах Ф. Ницше утверждается, что культура создана для подавления и порабощения человека. Человек, по мысли Ф. Ницше, изначально антикультурен, он — природное существо; но благодаря культурным запретам, созданным обществом, моральным правовым нормам и принципам искусства формируются социальные мифы и создаются иллюзорные мечты о гуманизме, свободе или справедливости, которыми спекулирует западная культура. Разоблачая несостоятельность этих буржуазных иллюзий, тех мифов, благодаря которым могут существовать слабые, больные, никчемные люди, Ф. Ницше провозглашает свою новую философию сверхчеловека. Только сверхчеловек в состоянии отбросить культурные запреты, все табу, мешающие ему жить, он порываете обществом, реализует свою личную свободу и достигает трагического единства жизни и смерти, характерного для культа античного бога Диониса.

Противоречия между ценностями культуры и реальными проблемами жизни людей анализировал немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920). Он зафиксировал весьма драматическое положение западного человека, который находится в противоречии между «землей» — эмпирическим миром, сформированным с помощью техники и науки, и «небом» — царством идеалов, ценностей истины, добра, красоты, которые призваны фундировать здание культуры, но при этом это царство не только оторвано от земли, т.е. не имеет здесь своего реального основания, но и потрясено в своих основаниях внутренними раздорами, противоречиями «ценностей».

Анализируя кризис европейского человечества, европейской культуры, немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859-1938) указывал на необходимость восстановить «жизненный мир» в его правах, поскольку именно он ценностно ориентировал познание (жизненный мир — это круг представлений, складываюшийся в человеческой жизни изначально и первично, практически проверенный и усвоенный). В европейской культуре этот «жизненный мир» вытесняется направленностью на научное, опытное и логико-математическое познание мира. В таблице 2 отражены основные идеи теорий культуры XIX в.

Таблица 2. Теории культуры XIX в.

«Философия жизни» Ф. Ницше (1844-1900)

Культура искажает подлинную природу, т.е. жизнь. Люди проявляют «волю к могуществу»: через интеллектуальные построения человек расширяет свое могущество и власть; постепенно человеческие понятия заслоняют собой реальную жизнь, становятся враждебны жизни. Диалектика человеческих идей, наука — это упорядочение мира по своим собственным законам (отдаляются от жизни). Искусство — вид иллюзии, более тесно связан с жизнью. «Культура — тоненькая кожура над раскаленным хаосом». В XX в. возник «европейский нигилизм», «переоценка всех ценностей», «смерть Бога»

М. Вебер (1864-1920)

Западный человек находится в противоречии между эмпирическим миром техники, науки и миром идеалов, добра, красоты и прочих ценностей, причем сами ценности современного человека противоречат друг другу

Герменевтика В. Дильтей (1830-1911)

Утверждает единство мира культуры, включенность в него рефлексивных форм — искусство, религия, философия; каждая культурная эпоха обладает целостностью. Герменевтика — способ понимания письменно фиксированных проявлений жизни, т.е. духовной культуры в ее исторических образцах

Феноменология Э. Гуссерль (1859-1938)

  • o Утверждает самоценность сознания. Культура — это познание мира через разум, веру (верования), волю, эмоции, любовь, желания.
  • o «Жизненный мир человека» — область непосредственно-очевидного, того, что всем известно и в чем все уверены, что практически проверено. «Религиозно-мифологический мир» заключает в своей целостности все предметы, всех животных, людей

и сверхъестественных существ

В европейской культуре «жизненный мир» и «мифологический мир» вытесняется различными научными и теоретическими философскими установками. o История культуры в своем развитии ориентирована на некий нормативный образ, на внутренне присущую истории разумную цель («телос»). Греческая философия способна стать всеобщей нормой (объективизацией «телоса»), которая объединит разные нации и многие поколения людей

В XX в. В работах немецких и французских экзистенциалистов, создавших свою концепцию соотношения человека и современной культуры, стати популярными иные трактовки. Так, немецкий философ Мартин Хайдеггер (1886-1976) выступает категорически против диктатуры безликости, заставляющей человека подчиняться тем или иным внешним по отношению к человеку обстоятельствам. Именно в этом подчинении человека вещам, предметам, расхожим мнениям и заключается, по мысли М. Хайдеггера, главная беда западной культуры, ломающая личность и ее самобытность. Человек, подчиняющийся культуре, отчужден от самого себя, обезличен и враждебен по отношению ко всем и всему, его бытие становится неподлинным, фальшивым, он мифологизирует свою жизнь. В борьбе за подлинное бытие, считают представители этого направления экзистенциализма, человек должен отбросить подавляющие его волю вещи, символы, культуру и вернуться к изначальной структуре человеческой естественной речи, обратиться к жизни, связанной с преодолением страха смерти, вины и покинутости, обретая тем самым свободу как главное основание своей подлинной сущности.

Фактически продолжая эти же позиции, французский философ и общественный деятель Жан-Поль Сартр (1905-1980) выступает против прогресса, не верит в прогресс, так как это — улучшение, а человек всегда остается одним и тем же перед лицом изменяющихся обстоятельств. Современное общество, считал Ж.-П. Сартр, основанное на технических достижениях и бюрократической рационализации производства, ведет к уничтожению человеческого достоинства, его внутренней свободы, а следовательно, и гуманизма. Любая культура ведет человека к разрушению. Главный тезис экзистенциализма — «человек — это свобода» предполагает вечную для человека проблему — проблему выбора своих поступков, своей жизни, своей судьбы. Человек всегда находится в ситуации выбора, он осужден на это и сам выбирает свое бытие. Свобода человека противостоит всему обществу, его культуре, всей цивилизации. Все поступки человека, утверждает Ж.-П. Сартр, не обусловлены средой, наследственностью или воспитанием, а определяются самим человеком. Выбирая свои поступки, человек сам создает себя, создает свой мир и становится таким, каким он себя сам создаст. Человек ответственен за свой выбор, и вина за то, что он выбирает: существование в мире вещей, комфорт и несвободу или жизнь как проявление своей сущности, не зависящей от мира культуры, — лежит на самом человеке. Идеи теории культуры XX в. отражены в таблице 3.

Таблица 3. Теории культуры XX в.

М. Хайдеггер (1889-1976)

  • o «Человек обитает в жилище языка. Мыслители и поэты — хранители этого жилища». Язык выступает средством общения, орудием господства человека над миром, инструментом воспитания, образования, культуры. Язык — средство передачи культурного наследия.
  • o Мышление современного человека должно вернуться к своим древнегреческим первоистокам, свершится так или нет — от этого зависит судьба европейской духовности

Р. Барт (1915-1980)

  • o «Структурный человек» — расчленяет предметы, создает свои смыслы, механически их объединяет (монтаж), создает культуру, которая противопоставлена природе, космосу.
  • o Вокруг языковых структур строится мировоззрение современного человека. Язык составляет основную социальную природу человека.
  • o Письмо, текст — проявления современной культуры, где противостоят языки и дискурсы (смыслы, которые принадлежат малой группе интеллектуалов); дискурсагрессивен в отношении противников и сторонников

o Взаимопроникновение цивилизаций, взаимное влияние различного типа культур (изучает это культурная антропология) — изменяются культурные парадигмы обеих культур — происходит «аккультурация» (М. Мид)

  • o Каждая культура имеет свое функциональное единство, а в процессе аккультурации нарушается функциональное единство и устанавливается новый баланс.
  • o Существует и психологический аспект аккультурации: имитация, адаптация, интердикция взаимодействующих людей и групп.

Происходят процессы: замена старых культурных форм на новые; ассимиляция — объединение старого и нового; отвержение каких-то элементов нового, отстранение людей; сохранение традиционных ценностей; поглощение иммигрантов аборигенами. Культура — совокупность взаимосвязанных социальных систем, которые служат для удовлетворения потребностей людей. Различие между культурами — разнообразие способов удовлетворения потребностей. Заимствование и изменение культуры происходит на уровне социальных институтов, изменения существующих форм социальной системы (Б. Малиновский)

В начале XX в. популярность приобрел антропологический функционализм: исследование культуры — это исследование того, как функционируют ее составные части в отношении друг к другу и целому (идея неравенства культур). Уже во второй половине XX в. становится все более популярной идея равенства культур. Концепция М. Дж. Херсковица гласит: каждый народ творит свою собственную культуру, обеспечивающую целостность и жизнеспособность общества. Поэтому нельзя определить, какая из культур лучше или хуже, более или менее развита.

Особое место среди современных концепций культуры занимает философия Франкфуртской школы, которая отрицательно относится к современной ей западной культуре, считая, что она, с ее несомненными достоинствами комфорта, безопасности, удобства бытия, рождает и репрессивную терпимость людей, их «одномерность», их интегрированность в буржуазное существование, а значит, и формирует нежелание бороться против существующего, за свободное развитие индивидуальности, проявление собственной самобытности, самореализации. Борьба за свободу человеческого существования, по мнению представителя этой школы — немецко-американского философа и социолога Герберта Маркузе (1898-1979), должна начинаться со всеобщего отрицания, а осуществить эту тактику могут только те люди, которые стоят на обочине современного общества, непроинтегрированы в систему репрессивной терпимости, в первую очередь молодежь, деклассированные элементы. Концепция всеобщего отрицания была подхвачена молодежью Запада, на ней основывалось движение «новых левых» в начале 70-х гг.: оно оказало существенное воздействие на реформу системы образования на Западе и заставило правительства ряда стран создать специальные министерства по делам молодежи, в задачи которых входит разработка политических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих бесконфликтную и высокоэффективную адаптацию молодежи к существующей культурной среде.

Современные концепции культуры — «постклассическая» модель культуры — выражает разочарование в возможностях разума. «Постклассическая» культура содержит в себе следующие основные положения:

  • o ориентация на повседневную жизнь человека;
  • o культура личности, этноса рассматривается и воспринимается человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия;
  • o характерен пессимизм, идея абсурдности;
  • o приоритет в жизни человека отдается личному, а не общественному;
  • o скептическое отношение к преобразованию мира: мир не только не поддается человеческим усилиям, но и не умещается ни в какие теоретические схемы;
  • o понятие «культура» как предельно общее не может быть выражено через какое-то одно адекватное определение, полученное с помощью (нормально-логической процедуры.
Источники:
  • http://studopedia.ru/10_231175_problema--ponyatie-kultura-v-istorii-kulturologicheskoy-misli-funktsii-kulturi.html
  • http://studfiles.net/preview/6187604/page:15/
  • http://studme.org/200802155572/kulturologiya/istoricheskoe_razvitie_ponyatiya_kultura