Меню Рубрики

Почему рак с точки зрения православия

Паломническая служба Общества православных врачей Санкт-Петербурга приглашает приглашает в паломнические поездки: на остров Коневец и в Екатеринбург

все События и новости

Православный взгляд на ОНКОЛОГИЮ

Библиотека / Актуальные статьи / Православный взгляд на ОНКОЛОГИЮ

Интервью с протоиереем Сергием Филимоновым Председателем Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого). Газета «Знахарь», октябрь 2002 год.

Несмотря на все достижения современной медицины, болезни не уходят из нашей жизни. Сходят на нет одни, а им на смену появляются другие, возможно, более страшные. С библейских времен болезнь обычно рассматривалась как наказание за грехи. Почему болезнь. Поражая тело, так или иначе задействует и душу человека, в которой следует видеть образ Божий? Почему в старину доктор встречал больного вопросом: «Давно ли причащались?» — и не приступал к лечению, пока больной не исповедуется и не причастится? На эти и другие вопросы о болезнях телесный, душевных и духовных вы найдете ответы в рубрике «Вопросы священнику», Сегодня гость редакции – кандидат медицинских наук священник Сергий Филимонов.

Главная тема нашего номера — онкологические заболевания. В наше время ни одно заболевание не вызывает у людей такого ужаса и отчаяния, как рак. Если предположить, что рак — это наказание за грехи, что это колокол, призывающий к покаянию за всю прожитую жизнь, то прав ли человек, который не смиряется с волей Божией, а ищет пути к выздоровлению?

«Извещение» не подразумевает медленное умирание от посланного заболевания. Не исключен вариант, что наступит и излечение (как религиозного, так и нерелигиозного характера). Приведу такой пример:

Больная И., со II стадией рака желудка была предупреждена о необходимости хирургического лечения. Переосмыслила свою жизнь и дала обет Богу, что если останется живой, оставшееся время жизни посвятит Церкви. Вскоре, при предоперационном обследовании врачи с удивлением обнаружили исчезновение опухоли. Больная впоследствии приняла участие в восстановлении шестнадцати православных храмов.

Современная онкология располагает надежными и эффективными средствами в лечении менее распространенных стадий рака. При любой болезни мы сталкиваемся с внезапным срывом всех планов, дел, стремлений, интересов активно живущего человека. Часто человек бывает совершенно неподготовлен к крутому изменению образа жизни. Испытывая страх перед болезнью и возможной операцией, больные стремятся психологически «отгородиться» от несчастья и упускают драгоценное время для лечения. Но следует помнить, что даже если рак идентифицирован положительно, относиться к этому известию стоит взвешенно. Известен такой случай:

Больной Н. был поставлен диагноз рака груди. Больную не оперировали по причине множественного метастазирования опухоли, после помазания св. елеем в церкви, прекратился рост опухоли, исчезли болевые ощущения, больная прожила полноценной жизнью еще б лет и умерла от бронхиальной астмы.

Очень часто на задаваемые больными и их родственниками вопросы о происхождении врачи пока не могут дать ясный однозначный ответ. Такое положение порождает у населения различные догадки и создает почву для доверия ненаучным суждениям неспециалистов и знахарей. Обращение к последним отнюдь не является уделом малообразованных людей. Как раз наоборот — это широко образованные люди, читающие много разнообразной литературы, где время от времени появляются некомпетентные публикации о «новых методах», приводятся слухи об одном или двух известных им случаях излечения больного. Присутствуют и заявления такого рода: «Делать нечего. Почему не попробовать? А вдруг поможет?». Но нет ничего опаснее для окружающих, чем деятельное невежество, которое злоупотребляет доверием людей. Это тем более не находит никаких оправданий, так как речь идет больных которых особенно легко обмануть и за счет которых недопустимо наживаться. Следует вспомнить материалы проверки наделавших немало шума 20 лет назад «методов» лечения рака по Туману, Продану, Качугину, о которых сегодня мало кто помнит. Эти люди утверждали, что нашли радикальные пути лечения злокачественных В борьбе с этим заболеванием помогают твердость духа и терпение. Если человек идет к служителям оккультных наук (магия, целительство, экстрасенсорика, кодирование) или к знахарям, если он не укреплен верой и мало знаком с церковными установлениями, то часто такой поиск оборачивается новыми телесными страданиями, так как совершается страшный грех — грех риска здоровьем и жизнью, являющимися Божьим достоянием. Церковь всегда благословляла обращаться за помощью к ней или врачам, искусным в медицинской науке.

— Излечивается ли рак при совершении церковных таинств?

Можно сказать, что в ряде случаев «да». Об этом свидетельствуют факты исцелений после молитв перед иконой Божией Матери, мощами святых угодников Божиих, и другими святынями. Иногда бывает, что после молитв человек не исцеляется от опухоли, а она как бы «застывает», «замораживается» в той стадии, на которой человек при шел с просьбой к Богу. Есть группа больных, которые переходили все сроки, у которых должно было произойти и метастазирование, и переход в другую стадию, но все «остановилось». Это проявление действия благодати Божией, укрепляющей душевный и телесный состав человека, по силе его и упования на Создателя. Однако следует знать, что возможет и другой процесс быстрое озлокачествление («малигнизация») опухолей. Причиной этому является воздействие экстрасенса, колдуна, биоэнергетика и проч. Во время обращения к ним проявляется действие другой силы сатанинской, противной по характеру действию благодати Божией. Я уже приводил примеры чудесных исцелений с помощью церковных таинств, приведу еще один и, надеюсь, читатели вашей газеты извлекут полезные уроки:

Валентина Николаевна К. (46 лет) была выписана под наблюдение онколога домой, умирать. Во время операции на желчном пузыре у нее обнаружили в печени раковую опухоль в очень запущенном состоянии. Ни оперировать больную, ни подвергать лучевой терапии врачи уже не решались. Курс химиотерапии давал отсрочку максимум на полгода, а дома двое детей и младшему — 8 лет. Бедная женщина впала в неописуемое отчаяние. «Ну что ты кричишь? — однажды сказала ей соседка по палате, родом из Измаила, — у вас же на Карповке монастырь Иоанна Кронштадского. Сходи туда!». Добралась в монастырь Валентина Николаевна с трудом, хотя жила совсем рядом. Подошла к священнику, попробовала перекреститься. «Ну вот, даже креститься не умеете», — укорил батюшка. «Я умирающий человек. » — начала Валентина Николаевна и подробно поведала о своем горе. Священник посоветовал ей поговеть и причаститься Святых Христовых Тайн. Через четыре дня, впервые в жизни покаявшись, Валентина Николаевна причастилась. Потом вместе со всеми пошла на молебен в усыпальницу и долго там молилась и плакала. Еще раз в течение месяца ей удавалось приходить в монастырь и испрашивать у дорогого Батюшки Иоанна помощи в исцелении.

Всего лишь через полтора месяца после появления Валентины Николаевны в Иоанновском монастыре в медицинской карте появилась запись: «По данным УЗИ объемных образований под печенью в настоящее время отчетливо не выявляется». Повторные УЗИ вновь это подтвердили, а затем появилась и такая эмоциональная (что не характерно для подобного рода документов) запись онколога: «На данный момент, если ориентироваться на УЗИ (а именно эхография объектировала опухолевое поражение), больная излечена от опухоли? От какой? За счет чего произошла регрессия опухоли?» — не скрывает врач своего удивления, и далее, перебрав все возможные причины столь радикального улучшения, ни одну из них не признает удовлетворительной. Но прекрасно знает истинную причину исцелений сама Валентина Николаевна — это явление милости Божией по молитвенному ходатайству св. прав. Иоанна Кронштадского. Постоянная прихожанка Иоановского монастыря и по сей день бодрая и энергичная.

Архангельская епархия

Протоиерей Евгений Соколов: «Онкология – особая болезнь»

Сегодня в рамках социального проекта «Онкология» мы предоставляем слово представителю православного духовенства – главе миссионерского отдела Архангельской митрополии и настоятелю Домового храма САФУ, протоиерею Евгению Соколову.

– Отец Евгений, с какой точки зрения Русская православная церковь рассматривает такой тяжкий недуг, как онкологическое заболевание?

– Любая болезнь имеет тройственное значение. Если мы обратимся к библейской Книге многострадального Иова, то там показан поучительный пример. Бог разрешает дьяволу навести на Иова болезнь с условием сохранения ему жизни. И вот Иов поражен страшным недугом – проказой, однако от Бога он не отступает. И как ему ни тяжело, и как ни уговаривают его близкие принести покаяние, он не хочет каяться притворно. «Я не грешнее вас, но раз Богу угодно, я буду терпеть это испытание», – заявляет праведник. Так вот, болезнь посылается человеку для того, чтобы он показал свою веру в Творца и его промысел. Телесный недуг может быть ниспослан нам в том числе и как кара, если мы ведем непотребный образ жизни. Зачастую люди используют дар жизни для предания пороку, и тогда Бог вразумляет их через подобное наказание. Почему мать наказывает своего ребенка? Правильно, потому что любит. Она не смиряется с тем, что ее чадо лживо, жестоко, эгоистично, и после уговоров она принимает более жесткие меры воздействия на него. Сам Господь говорит: «Кого люблю – того наказываю».

Из вышесказанного можно сделать вывод, что онкологическое заболевание дается человеку для его вразумления, для проверки веры в Бога, как наказание. Есть и еще одна причина – испытание. Порой кому-то из нас нужно пройти испытание данной болезнью, чтобы укрепиться. Это некая проверка, насколько ты духовно силен, насколько плотская составляющая проникла в твою жизнь. Здесь уместна параллель с Великим постом – своего рода ежегодным экзаменом на проверку духовного состояния. Так же и рак является проверкой того, насколько ты готов к смерти и встрече с Богом.

– Как, по вашему мнению, должен вести себя человек, заболевший раком?

– Мне сразу вспоминается случай с одним моим высокопоставленным знакомым, которого я так и не смог довести до таинства исповеди и покаяния. Он все обещал прийти, но так и не являлся. Потом он умер – мгновенно, в считаные секунды, не исповедавшись и не покаявшись. Со светской позиции подобная кончина считается благом – дескать, ушел легко и не мучаясь. А вот по православию – это страшная смерть. Перед шагом в вечность лучше пройти через страдания. Онкология – своего рода Божья милость к человеку, когда тот осознает, что его дни сочтены, но при этом располагает достаточным количеством времени, чтобы исправить свои прегрешения. Если же исправить уже не получается, то хотя бы покаяться перед Богом и попросить прощения за все проступки.

Я слышал доклад одного академика, руководителя хосписа, в котором тот поведал следующую историю о двух людях. Один неизлечимо больной – известный режиссер, много раз ставивший смерть на сцене и в кино – убеждал врача, что проблем с ним не будет, так как он уже готов к переходу в Вечность. Просил только об одном – сказать, когда наступит последняя неделя его жизни. И вот она наступила. Тогда он спросил: «А что может отсрочить смерть?». Ему назвали какое-то сверхдорогое лекарство, продававшееся только на Западе. Умирающий призывает жену и говорит ей: «Продай все, но купи мне это лекарство». Но его мольба заключалась не в желании что-либо исправить – просто хотелось элементарно еще немного подышать воздухом. Другой больной – знаменитый бард, тоже безнадежный. Узнав, что ему остается последняя неделя, он собрал друзей и устроил мини-концерт у себя в палате, чтобы успокоить их. «Я никогда так твердо не стоял на ногах, как сейчас, придя к вере в Бога. Я понял смысл жизни и понимаю смысл смерти». И умирал он совершенно спокойно. Вот оно – правильное толкование использования онкологии как Божьего дара. Онкология – это особая болезнь, когда человек осознанно призывается в мир иной. Да, ее можно преодолеть силой веры и силой желания жить, но с конкретным смыслом, а не просто стремлением впустую прожигать время. Именно рак может встряхнуть человека и заставить его подумать об истинном смысле жизни. А смысл заключается в том, чтобы познать волю Божью в отношении себя. Если ты начнешь эту волю выполнять или хотя бы стремиться к этому – Бог продлит твои дни и до ста лет. Но если ты живешь бесцельно, Он вправе забрать тебя к себе, но перед этим из милости подарить тебе болезнь. Дескать, опомнись, встряхнись, и, может быть, в своем последнем земном испытании ты попробуешь выполнить волю Божью.

– Существуют ли в нашей митрополии специальные приходы, работающие с онкологическими больными?

Читайте также:  Сколько раз можно делать коррекцию зрения

– При Свято-Троицком храме Архангельска есть институт сестер милосердия. Среди этих сестер есть те, кто напрямую помогает больным в их страданиях. В областном онкологическом диспансере имеется домовая церковь, освященная в честь Чудотворной иконы Божьей Матери «Всецарица», где отец Вячеслав регулярно проводит литургии и исповеди. Там страждущие всегда могут найти духовную поддержку.

– Как вы считаете, много ли людей, которым поставлен страшный диагноз, приходят к Богу?

– Очень много. Во всяком случае попытки есть, правда, далеко не все они удачные. Люди зачастую пытаются вступить в некую сделку со Всевышним. Мол, я начну исповедоваться-причащаться, а Ты меня вылечи. А если исцеления не происходит, то наступает еще большее отторжение. Здесь священнику очень тонко надо показать человеку, что, возможно, он пришел очень поздно. Нельзя мгновенно вылечить насморк, нельзя мгновенно стать умным, нельзя мгновенно выучить иностранный язык. А ты уже настолько духовно измочален и слаб, что тебе просто не поднять ту тяжесть, которую тебе отмерил Бог. Тогда лучше уйти.

– Не так давно на всю страну стал известен случай о том, как органы опеки изъяли у больной раком архангелогородки несовершеннолетнего ребенка. Мотивация – пребывание дома несет «непосредственную угрозу жизни и здоровью» мальчика. Как вы прокомментируете эту ситуацию?

– Мы потеряли понятие слова «любовь». А любовь – это умение и желание правильно жертвовать собой. Этот мальчик в первую очередь любит мать, для него бытовые условия вторичны. Разрыв с матерью – это всегда трагедия для ребенка. Эти работники органов ювенальной юстиции, которые якобы заботятся о сыне больной женщины, элементарно не умеют любить. Они просто отрабатывают свои оклады и создают видимость активной деятельности. Я был в детских домах, общался с детьми, которых избивали их собственные матери, а они мне говорили, что хотят вернуться к ним, даже таким пьющим и непутевым. А здесь, в детском доме, где вроде бы есть еда, чистая постель и одежда, им плохо. Надо следить за тем, чтобы дети не страдали. Если ребенок сам хочет уйти из неблагополучной семьи, безусловно, его надо забрать. А в рассматриваемой нами ситуации просто верх подлости лишать мальчика любящей его матери и возможности ухаживать за ней.

– Отец Евгений, что бы вы как священник сказали тем, кто сейчас тяжело, а может быть, и неизлечимо болен?

– Сегодня мы живем странной жизнью. Мы не можем не признавать, что мир существует по законам. Простая материя подчиняется законам, а происхождение законов – загадка для любого материалиста. Однако мы понимаем, что Бог сотворил мир по таким законам, которые мы просто изучаем. Если мы нарушаем законы, мир разрушается. Есть еще и законы духовные – добра и зла, любви, нравственности. К сожалению, сегодня люди их не знают и поэтому нарушают. А душа-то ведь живая, она болит. Главное для всех онкологических больных – попробовать понять эти законы и сделать так, чтобы жизнь души возвратилась в их рамки. Нельзя жить, не любя Бога. А любовь к Богу проявляется в правильном служении Ему. Многие ли из нас, ложась спать или пробуждаясь, говорят «Господи, спасибо за дар жизни?». Единицы. Желаю всем научиться любить Творца. Нам дана заповедь – «Возлюби Бога и возлюби ближнего». А чтобы возлюбить, надо научиться любить. Душа нам дана именно для этого. Человек, не умеющий этого делать, никогда не будет счастливым, какие бы славные дела он ни совершил.

Константин ТАГАНОВ
По материалам 29.ru

Почему рак с точки зрения православия

Май 16, 2013 5:50 ДВ-РОСС No comments

Онкология — не самая страшная в мире болезнь. Есть патологии, которые по своей переносимости и тяжести протекают для пациента значительно тяжелее. Сегодня рак играет в обществе роль пугала, но с точки зрения православия это благодатная болезнь. Онкология просто говорит человеку, что его жизнь не вечна, а все остальное – ажиотаж вокруг заболевания. Об этом в интервью медицинскому порталу Приморья VladMedicina рассказал заведующий онкологическим отделением «тысячекоечной» больницы Игорь Истомин. Об этом передает ДВ-РОСС.

— Игорь Павлович, сколько вы уже работаете во второй клинической больнице Владивостока?

— Скоро будет почти 15 лет. В онкологию пришел практически после института, за исключением четырех лет, которые я отработал в Забайкалье хирургом.

— Спустя столько лет, какие стимулы находите для вашей работы? Ведь онкология полна человеческого горя.

— Во-первых, я другого ничего не могу делать. Во-вторых, горя и в жизни достаточно. Я бы не сказал, что его здесь больше, чем в каком-то другом месте или медицинской специальности. Существует некая общественная модель онкологии – роль пугала. Для многих это шок. А с точки зрения православия – онкология благодатная болезнь.

— Почему же?

— Попробую объяснить почему. Мы очень часто живем, не задумываясь о том, что наша земная жизнь конечна. Из-за этого мы иногда ведем себя не совсем правильно. Онкология в морально-этическом отношении говорит человеку, что жизнь не вечна. Все остальное — создаваемый вокруг болезни ажиотаж. Есть патологии, которые по своей переносимости и тяжести протекают для пациента значительно тяжелее. Шанс на выздоровление онкобольного, безусловно, есть, но в онкологии, как и другой специальности, во многом правит вероятность. А вероятность с какой-то стороны божий промысел.

— Ваши коллеги указывают на то, что риск развития онкологии в последнее время значительно вырос.

— В этом отношении есть одно очень интересное исследование нашего отечественного онколога. Согласно ему, онкология увеличивается, но не является сама по себе тем фактором, который может взорвать демографию. Кто в основном болеет? Безусловно, встречаются молодые люди, но большинство — пожилые. Катастрофической эпидемии сейчас нет. Есть отдельные нозологические формы, которые выходят на первое место, но для этого существует объяснение.

Вообще, опухоль чаще всего возникает в тех органах и системах, которые находятся в постоянном обновлении – эпителий кишечника, желудка, кожи. В тех тканях, которые созрели, например, нервных, опухоли практически не появляются. А если ткань делится, то вероятность появления опухоли достаточно высока.

Например, рак легкого. Если мы перечеркнем курение как дурную привычку, то риск заболевания существенно снизится. В раке легкого всегда замешан личностный фактор. Это твой выбор, который избрал сам, а не кто-то другой.

— Разумное объяснение.

— И таких немало. Еще один пример, связанный с раком предстательной железы. В западных странах он прошел свой пик, мы лишь слегка отстаем. В советское время в Россию приезжал американский журналист Фил Донахью, который вместе с Владимиром Познером вел одно телешоу. Во время выступления одна из зрительниц заявила гостю, что в России секса нет. Аудитория просто высмеяла. И я тоже смеялся над выступившей. Но дело было в том, что женщина говорила о высокой нравственности современного ей общества. В то время о физической близости мужчины и женщины не было принято говорить. Личные любовные отношения между мужчиной и женщиной всегда присутствовали и всегда будут. Только такого откровения не было.

Сейчас большинство рекламы построено на сексуальности женщины, и это имеет обратную сторону. В конце пятидесятых Хью Хефнер создал Playboy, его понемногу начинают читать, проходит 15-20 лет, и в Америке начинает увеличиваться случаи рака предстательной железы. Сексуальные раздражители постоянно стимулируют предстательную железу к выработке секрета. Для этого клетки железы активно делятся. Такой эпидемиологический фактор приводит к изменению процесса клеточного деления предстательной железы, приводя к росту заболевания. После шоу Донахью советские люди тоже стали толерантно относиться к порнографии и рекламе. Через 15-20 лет в России участились случаи рака предстательной железы. При этом достаточно посмотреть на мусульманские страны, где уровень данной патологии минимален, поскольку нет внешних раздражителей. Для меня это видно невооруженным глазом, но говорить об этом почему-то не хотят.

— Игорь Павлович, какова ваша позиция по хоспису?

— Хоспис однозначно нужен, но в нем есть одна вещь, которая мне не совсем нравится. Страждущему и умирающему человеку необходимо умирать дома в окружении родственников. Им тяжело, но они должны присутствовать. Ребенок, который видит умирающего человека, становится значительно лучше. Если ребенок видит эти страдания, то он никогда не станет убийцей. Если это все будет проходить на стороне, то ребенок вырастет с синтетическим сердцем, без умения сочувствовать и сострадать. Я являюсь сторонником патерналистского отношения к семье – она должна быть большой. Современный мир разрушает это. Хоспис нужен лишь для тех людей, у которых нет родственников, готовых ухаживать за ними. То есть тем, у кого нет больших семей.

Больному человеку, помимо медицинского обслуживания, необходим хороший качественный уход. Его может обеспечить только близкий родственник. Для хосписа необходимы либо высокие заработные платы, либо люди с высокими морально-нравственными качествами. Хорошее доброе отношение можно купить, но здесь происходит морально-нравственная ломка. Для того чтобы в хоспис пришли волонтеры, в обществе должны быть сформированы соответствующие воспитательные приоритеты. Мы должны уметь, сострадать и любить, по-другому не бывает.

— С вашими пациентами вы разговариваете как врач или как человек?

— Я говорю с ними о болезни, прогнозах, о том, каким образом им дальше жить. Если я перестану разговаривать с людьми как человек, то перестану быть врачом.

Русское слово «врач» происходит от слова «врать». Они всегда лечили своей речью. У современного врача нет времени, чтобы разговаривать с пациентом. Человек перестает быть психологом и психотерапевтом, а становится доктором, целителем. Межличностное отношение утрачивается.

— Как удается с профессиональным цинизмом справляться?

— Самые большие циники – врачи, и это плохо. Цинизм – хорошая ширма, за которой ты закрываешься. Если я в себе допускаю это, то оно происходит помимо моей воли. А она подсказывает мне, что я не имею права быть циничным.

— Врач вне работы тоже врач?

— При всей неудачности американской экранизации «Доктора Живаго», там есть основополагающий момент. Когда красные комиссары приходят к главному герою и спрашивают, кем он работает, Живаго отвечает, что он хирург. И когда ему задают следующий вопрос – «Работаете ли вы сейчас?», он отвечает, что врач должен работать всегда. Эта фраза полностью говорит о сути профессии. В больнице находятся страждущие, и если я о них забываю, то все равно должен их вспоминать. Они живые, с ними всегда можно поговорить, разделить радость. Вообще я очень счастлив, что живу и работаю. У меня нет пессимизма.

— Но, к сожалению, специалистов остается в отрасли все меньше.

— Дефицит кадров в здравоохранении будет только увеличиваться. Поменялись ценности. Медицина в свое время рассматривалась как служение пациенту. А для того, чтобы это ощущение привить, необходимо создавать условия.

И не всегда дело в зарплате, добывая которую, человек теперь вынужден находить дополнительные источники для ее повышения. Но при этом времени на служение у него не остается, приходится заполнять бумаги.

— Почти как у Грибоедова.

— Если честно прислуживаться надо уметь. Грибоедов здесь не совсем прав. Если возникает совершенно принципиальный вопрос, то его надо решать, но к своему начальнику я должен относиться с уважением. Говоря о прислуживании, Грибоедов становится революционером, а это всегда плохо заканчивается. Кстати, горе от ума происходит не только в произведении Александра Сергеевича, но и у нас. Когда житейский ум начинает побеждать совесть, то ничего хорошего не произойдет.

— Да, хорошие человеческие качества нынче не в чести.

— Во многом виновато наше поколение, которое не смогло вовремя заметить эти сдвиги в сознании молодых. У нас не было того самого грибоедовского ума, чтобы мы смогли предостеречь вас от ошибок. Тогда всем захотелось жить, как в Америке. Мы переняли западную модель, и постепенно нравственность стала исчезать. Город желтого дьявола, о котором писал Маяковский, потихонечку пришел к нам. Медицина из служения стала бизнесом. И, разумеется, она должна воспринять всю его историю, чтобы стать высокотехнологичной на самом высоком профессиональном уровне.

Для того чтобы закончить медицинский институт в США, нужно приложить массу усилий. Деньги, вложенные в это образование, побуждают человека, чтобы он реализовал свой потенциал самым добросовестным образом. Молодой человек знает, что если он все сделает правильно, то в будущем будет зарабатывать большие деньги. Это приемлемая модель, но она не кажется мне совершенной.

Читайте также:  3 месяца после лазерной коррекции зрения

— Я знаю, что вы верующий человек. Как вы пришли к вере?

— Человек приходит в церковь и к богу в своей скорби. Ты понимаешь, что она будет тебе дана до самой смерти. Церковь и помогает ее переживать. А скорби чистят меня. Сейчас молодежь отворачивается от церкви, глядя на некоторых священнослужителей и их образ жизни. Но человек пришел туда не для того, чтобы судить кого-то, а стать лучше самому. В противном случае, ты сам становишься хуже.

— Когда ваши больные уходят от вас, что вы испытываете?

— Я молюсь о них. По-другому не бывает, спасение только здесь. Как православный человек я глубоко убежден в том, что наша жизнь дана для покаяния. И то время, которое отпущено людям, когда они это осознали – время их покаяния. Об этом даже Тенгиз Абуладзе снял фильм, хоть и не в православном каноне. И если я как врач сумел продлить кому-то жизнь, увеличив период этого покаяния, то буду рад этому.

В чем смысл и причина смертельной болезни с точки зрения православия?

В чем смысл болезни? Неправильно задавать вопрос- за что? Правильно будет- для чего? Согласно православию главный смысл болезни- это духовное выздоровление, причем как больного, так и его близких. В итоге болезнь учит нас жить, учит любви и состраданию. Те, кто столкнулся с диагнозом рак, начинают жить по другому, они начинают ценить жизнь, начинают искренне радоваться мелочам, на которые будучи здоровыми даже не обращали внимания. Жизнь меняется,и не смотря на то, что рак излечим, никогда уже жизнь не вернется в прежнее русло, никогда! С одной стороны это хорошо, ведь здоровый человек в большинстве прозябает свою жизнь, ноет и ноет как тяжело нынче, плохая работа, недостаточно денег, непослушные дети, отсутствие времени на себя, порочный круг, который кажется невозможно порвать. Может и не всё так плохо, но однозначно могло бы быть лучше. Но в этой череде нытья, мы не ценим самого главного- мы здоровы и живы. И к сожалению, ценить начинаем лишь когда, появляется опасность это потерять.

Болезнь учит нас прощать. В книге есть замечательное сравнение. Вот представьте, что мы всю жизнь собираем обиды. Маленькая обида- это маленький камушек, большая обида-большой камень. И так мы собираем эти камни-обиды в мешок. Эти камни нужны нам для того, чтобы однажды встретить обидчика и бросить в него камень. Но мы не знаем точно когда и где его встретим, поэтому вынуждены таскать с собой мешок с камнями, чтобы в нужный момент наконец то восстановить справедливость. Обиды копятся, наш мешок тяжелеет, и в какой то момент мы уже не в силах его таскать, слишком тяжело, мы не можем полноценно жить, думать, пока за спиной столько злобы. Я уверена, что у каждого кто прочел эти строки, есть свой мешок с камнями? В следующий раз когда вы будете писать в церкви записку о здравии, не забудьте там написать имена тех, кто вас обидел. Помолитесь о них, этому учит нас православие.

Как нам добиться милости Божией? Большинство тех, кому озвучили страшный диагноз, начинают ездить по святым местам, стоять огромные очереди к святыням, постоянно посещать храмы. Но чтобы добиться милости Божией, мы сами себе должны задать очень простой вопрос- ты сам кого нибудь миловал, прощал? И здесь также затонула тема милостыни. Представим ситуацию, когда милостыню просит мошенник (вы знаете, что этого человека привозят, например, в метро утром и отвозят вечером, и это бизнес). Дадите вы такому человеку милостыню? Почему? И тут православная церковь объясняет, что подавая милостыню мошеннику, вы просите милости у Бога, так как вы не рассуждая, даете недостойному. И просите, господи, помилуй меня недостойного.

Если подвести итог, то данная книга интересна. Многое я уже знала, на многое нашла ответы. И это прочитав лишь половину книги. Но все таки я не готова мириться с болезнью. Мне не понравилось, что чем больше страниц я прочла, тем отчетливей было ощущение, что рак действительно смертельная болезнь, что шансов мало, и надо быть морально готовым отойти в лучший мир.

Исповедь обреченного

Как жить, узнав страшный для многих диагноз: онкология?

Публикуемый ниже материал – рассказ о жизни со смертельной болезнью. О жизни полноценной и преображенной верой. Почувствовав за спиной дыхание смерти, человек многое переоценивает, о многом задумывается. Так приходят к вере. И живут в вере – долго и счастливо, даже с онкологией. Это всегда сугубо индивидуальный опыт, очень личные переживания и открытия. Но тем они и интересны. И именно поэтому – как ни парадоксально – пример и назидание нам.

Я должен был умереть…

Тринадцать лет назад я должен был умереть. Диагноз никаких надежд не оставлял: ангиобластная лимфома, рак крови IV стадии. Потом были восемь тяжелейших курсов химиотерапии, четырнадцать курсов радиооблучения, три операции и двенадцать лет гормональной терапии.

Как человек, прошедший почти все стадии лечения от рака, могу свидетельствовать, что эти круги – поистине адовы. Причем для каждого человека начальные стадии одинаково ужасны. Сначала, при появлении непонятных симптомов (в моем случае это были многочисленные вспухшие лимфоузлы) редкий человек допускает возможность появления у себя рака – «надежда умирает последней». Может, ошибка в анализах? Может, анализы перепутали? Но вот анализы сданы, диагностика произведена и с замиранием сердца человек вопрошает врача: «Что у меня, доктор?» Времена сейчас изменились, врачи больше не имеют права скрывать от пациента диагноз. И вот звучит приговор, страшный в своей неотвратимости: «У вас онкология».

Услышав его, человек впадает в шок. «Рак? Так это же быстрая смерть! А как же семья, дети? А фирма, созданная неимоверными усилиями? Неужели это конец?» Эти мысли уже не покидают ни на минуту, они сверлят мозг постоянно – ежечасно и ежеминутно. Только ночной сон приносит забытье, и при пробуждении, когда человек находится еще на границе сна и яви, каждое утро чудится: «Сон! Это был просто кошмарный сон!» Но остатки сна быстро слетают, и страшная явь становится снова непереносимой.

Затем начинают приходить другие мысли: «Почему рак именно у меня? Почему именно я?»

Врачи подсказали (и это широко распространенное мнение), что тяжелые болезни являются следствием плохой экологии: вода из-под крана непригодна для питья, большинство продуктов в магазинах малопригодны для употребления в пищу, воздухом в крупных городах становится невозможно дышать.

На вопрос: “Почему именно я?” – ответа не находилось

Потом я вспомнил, что много лет провел на аэродромах – гражданских и военных, где рядом работали локаторы с сильным высокочастотным излучением, что, как известно, на здоровье влияет весьма негативно. Но на вопрос: «Почему именно я?» – ответа не находилось.

Стало очевидно, что искать ответа в материальной сфере бессмысленно. Вспомнилось, что человек состоит не только из телесной оболочки – кроме тела у него есть душа. Дальше – больше: оказывается, болезни тела могут вызываться повреждениями души.

Именно повреждение души привело меня к смертельной болезни – это был исчерпывающий ответ на мучившие меня вопросы. Стало приходить понимание того, что моя неизлечимая, смертельная болезнь – это Божия кара за совершённые грехи. Конечно, и другой вопрос возникал: «А разве все грешники тяжело заболевают?» Понадобилось время и духовные усилия, чтобы понять: конечно же, нет. Но это ничего не доказывает и ничего не опровергает: пути Господни неисповедимы, и Он посылает каждому то, что тот заслуживает. Только некоторым – еще при земной жизни. Впрочем, многие так и умирают, не найдя ответа на этот вопрос.

Я услышал слова, которые поставили всё на свои места: “Болезнь дана тебе не в смерть, а в укрепление твоей веры!”

Через год наступил рецидив, который вновь вернул меня к осознанию близкого конца. Но произошло почти полное примирение со страшной реальностью: Господь послал мне замечательного духовника – православного монаха, начитанного, эрудированного, с двумя высшими образованиями: радиофизический факультет университета и духовная академия. Именно от его духовника – настоящего старца, настоятеля монастыря – я услышал слова, которые поставили всё на свои места: «Болезнь дана тебе не в смерть, а в укрепление твоей веры!»

Вот как! Оказывается, болезнь является не только расплатой за грехи, как принято считать повсеместно.

Какое счастье – просто жить!

Итак, я уже знал выход: главное для меня – укрепление веры. Я стал читать святоотеческие книги, регулярно ходить в церковь и причащаться. Кроме понимания причин болезни открылось многое другое. Наблюдая за окружающим миром, я вдруг понял: какое счастье – просто жить и ценить каждый миг жизни. Особенно радостно наблюдать за природой. Наблюдать и безмерно удивляться, поражаясь, например, белизне цветов – такой белизне, которую не сможет создать ни один художник, даже самый гениальный.

Удивляться неизменной, ежегодно повторяемой картине: вот осенью растения и деревья гибнут – и воскрешаются, возрождаются весной. И это не просто возрождение появлением листьев, а цветение и созревание замечательных, вкусных плодов на фруктовых деревьях, возникающих, кажется, ниоткуда.

Даже сорняки на дачных грядках свидетельствуют о чуде Божиего присутствия на Земле. Почему, например, культурные растения требуют огромных усилий по их выращиванию, а сорняки растут и невероятно размножаются, даже несмотря на регулярную борьбу с ними? Я задавал этот вопрос профессиональным биологам. Следовали длинные разъяснения: культурные растения подверглись очень долгой селекции, отбору и якобы поэтому требуют повышенного внимания и забот. Но согласитесь, вряд ли это можно считать исчерпывающим ответом: почему селекция непременно должна сопровождаться слабой жизнестойкостью?

А настоящий ответ очень прост, и нашел я его на первых страницах Библии. Это напутствие, с которым Господь изгонял согрешивших Адама и Еву из рая: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей… Адаму же сказал: …проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе…» (Быт. 3: 16–18). «Терния и волчцы» – это именно те сорняки, которые, несмотря на усилия всех сельхознаук – агрохимии, агротехники и прочих – человечество полностью победить оказалось бессильно, как, впрочем, и полностью обезболить роды.

Для верующего человека никаких доказательств существования Бога не нужно – Он всегда рядом с ним

Для верующего человека никаких доказательств существования Бога не нужно – Он всегда рядом с ним. Но к этому еще нужно было прийти, а пока мой инженерный ум требовал научных доказательств. К моему удивлению, их оказалось предостаточно…

О вероятности невозможного

Оказывается, стоит изменить расстояние между Солнцем и Землей всего на 2%, как тепловое равновесие на Земле нарушится и всё живое на ней погибнет. Разница температур на Земле всего 100 градусов по Цельсию (от –50 до +50), тогда как во Вселенной эта разница просто непредставима – от –273 градусов по Цельсию до миллионов! Точно так же в ничтожно малом диапазоне на Земле держится и атмосферное давление.

Именно на Земле атмосфера состоит из такой смеси азота и кислорода, которая наиболее комфортна для дыхания людей и зверей. А на остальных известных планетах атмосфера (если она вообще есть) состоит из газов, для человека губительных. И почему только на Земле в изобилии существует оксид водорода, так необходимый для жизни человека – хорошо известный всем как вода?

Известно более 200 параметров, необходимых для поддержания жизни на нашей планете. И все эти параметры должны присутствовать постоянно. Нарушится хотя бы один из них – всё живое на Земле погибнет. Например, не будь недалеко от Земли массивной планеты Юпитер, притягивающей астероиды, большинство из них падало бы на Землю со всеми ужасающими последствиями.

На вопросы: «Кто с такой точностью отрегулировал диапазон температуры и давления на Земле; почему именно на Земле присутствуют благоприятные условия для жизни?» – материалист ответить не в состоянии.

До сих пор врачи не знают, почему бьется человеческое сердце. Обычно сердце принято сравнивать с насосом, прокачивающим кровь по организму. Но любой насос может работать только при подведении к нему определенного вида энергии, поэтому насосы бывают, например, электрическими, гидравлическими, пневматическими. Но сердце работает без получения какой-либо энергии извне, само по себе, что абсолютно противоречит известным законам физики.

Читайте также:  Какому святому молиться о зрении для ребенка

А почему дождевая туча, несущая в себе десятки и даже тысячи тонн воды, держится в воздухе?

И таких вопросов существует великое множество. Но человек, как правило, ими не задается. А задавшись, непременно приходит к выводу: гораздо проще поверить в то, что Кто-то создал комплекс этих оптимальных для существования человека условий на Земле, чем в то, что они создались сами по себе, в результате какого-то непостижимого процесса самосовершенствования.

Так же трудно поверить в пресловутую теорию эволюции Дарвина, с восторгом принятую всем «прогрессивным человечеством» во второй половине ΧІΧ века. За 150 лет ее существования ученые всего мира так и не смогли найти подтверждения этой теории: не удалось найти ни одного (!) черепа или скелета человекообразных обезьян, находящихся на разных этапах эволюции, так называемого «переходного звена». А ведь их должны быть миллионы!

Теория Дарвина опровергается и широко известным физическим законом – вторым законом термодинамики. Его суть заключается в том, что в любой замкнутой системе уровень энтропии непрерывно возрастает. Энтропия – это мера разрушения, мера хаоса. Другими словами, если любую замкнутую систему не регулировать извне, то она будет стремиться только к разрушению.

Так и жизнь на Земле: если бы не была создана идеальная система, необходимая для обеспечения существования человека, сама бы она появиться не могла. Кто-то из мудрых сказал: вероятность самосоздания живых организмов и развития их от простейших форм до высших – в виде человека – примерно такая же, как самосборка самолета из железок на свалке в результате прошедшего над ней тайфуна. Очевидно, что вероятность такого события не просто нулевая, она – отрицательная.

К сожалению, задумываться об этом, смотреть, удивляться и радоваться даже самым мелким проявлениям жизни способен, увы, только человек, заглянувший в Бездну, оказавшийся на краю гибели. Причем страшит не столько и не только она сама, сколько эфемерность, призрачность границы, которая отделяет эту жизнь человека от Бездны.

После болезни: новое испытание

С благоговением и неимоверной благодарностью я стоял на коленях в монастыре, молился, исповедовался и причащался почти каждую неделю. Постепенно приходило понимание, ради чего и как именно человек должен жить. Оказалось, что и Бездна – это совсем не бездонная, жуткая пропасть, сулящая неизбежную гибель. Это только переход в другую – вечную жизнь. А настоящая Бездна – это та греховная жизнь, которую я вел до болезни.

Появилась внутренняя потребность помогать людям – чем можешь

Конечно, укрепление веры никакой святости мне не прибавило – как грешил, так и продолжал грешить, даже курить не смог бросить: мол, снявши голову, по волосам не плачут. Так и отвечал на недоуменные вопросы знакомых. Но появилось другое, чего не было раньше, – стремление не совершать плохие поступки, а если совершил их – то извиняться и каяться. Появилась какая-то внутренняя потребность помогать людям – чем можешь.

Рецидивы смертельной болезни отступили, но через два года пришло новое испытание – появились сильные боли в ногах: оказывается, назначенные мне гормоны «съели» тазобедренные суставы. Узнал: в таких случаях производятся операции по замене суставов на искусственные, и опять забрезжила надежда. Увы, она быстро исчезла: хирурги в нашем городе делать такую операцию отказались напрочь и объяснили почему: возможны были рецидив онкологии и «ранняя нестабильность» сустава, попросту говоря растрескивание бедренной кости в месте соединения с металлическим искусственным суставом ввиду остеопороза. И тогда – полная неподвижность, пролежни и быстрый и окончательный исход.

Консультировавший меня хирург ограничился тем, что прописал мне… костыли-канадки. Впечатления и новости остались доступными только из «ящика». Окружающее пространство съежилось до размеров квартиры, природа – до размера дачного участка.

Стали недоступными незаметные, но великие радости бытия. Невозможно стало радоваться прошедшему дождю, пройдя по лужам, слышать скрип свежевыпавшего снега под ногами, наслаждаться солнечным теплом. Ни искупаться в речке, ни позагорать, ни съездить за грибами или на рыбалку.

Хотелось выть во всю глотку, изо всех сил удариться головой об стену – только чтобы закончилась эта выматывающая душу боль

Но это было еще не всё: боли в тазобедренных суставах усилились до невозможности. Без боли нельзя было не только ходить, но и сидеть и даже лежать. Особенно боли в ногах мучили по ночам – хотелось выть во всю глотку, броситься на стенку и царапать ее до вырывания ногтей, хотелось изо всех сил удариться головой об стену – только чтобы закончилась эта страшная, изнуряющая тело и выматывающая душу непроходящая боль…

Конечно, были инъекции сильных болеутоляющих, тех самых, из-за невозможности раздобыть которые стреляются видавшие виды офицеры. Каждый вечер – укол, без этого не уснуть – и так на протяжении почти десяти лет. Но и болеутоляющие уколы помогали ненадолго, всего на два-три часа, не больше. Потом опять ад – до утра, когда измученный болью организм просто «вырубался»: сон больше был похож на потерю сознания, чем на отдых организма.

Временами сил терпеть боль уже не оставалось – сознание плохо контролировало происходящее. Были моменты, когда я готов был сунуть голову в ременную петлю, прикрепленную к дивану для облегчения переворачивания с боку на бок, чтобы только исчезла боль. Тем более что к этому меня настойчиво, почти всю ночь напролет склонял какой-то «черный» человек, невидимый глазу, но присутствие которого я ощущал рядом, на краю постели, почти физически.

Вдруг совершенно неожиданно, как будто само собой произошло чудо: ночные боли исчезли, стало возможным обходиться без утомительных ежевечерних инъекций.

Но само ли собой произошло это чудо, случайность ли? Долго бессонными ночами я рассуждал об этом, пока мысли не оформились в определенные выводы…

Мое выстраданное убеждение

Я уверен, что это произошло благодаря моему обращению к вере, но не только. Я знал, что за меня молятся в Нижнем Новгороде мои знакомые батюшки. Знал, что за меня молятся в Москве мои верующие знакомые, мой лечащий врач. Знал, что за меня молятся мои родственники. Знал и верил. Молюсь и я – каждое утро, каждый вечер. Конечно, мне возразят: многие из верующих, заболев раком или другой тяжелой болезнью, вскоре умирают, несмотря на молитвы. И это действительно случается, но верующему человеку удивляться тут нечему: «неисповедимы пути Господни».

Вера помогла понять еще и другое: каким именно должно быть отношение к смерти. Давно нам насаждается и уже прочно укоренилось то, что навязывалось нам с Запада: главной ценностью якобы является человеческая жизнь. Это утверждение положено в основу современной медицины, в том числе и нашей – российской. Оно базируется на материалистической идее: человек, умирая, якобы исчезает бесследно. Часто утрата близкого человека становится настоящей катастрофой для его родных и друзей.

Но верующий человек знает: главной ценностью является не тело, а – душа человека. Умирая, человек не исчезает, а переходит в другое качество – живет в другой жизни. И смерть человека хотя и является величайшим несчастьем, но уже не становится вселенской катастрофой для верующего человека и его близких. Ведь такая же участь постигнет рано или поздно и их, и то, что они проживут еще 5, 10, 20 лет, особой ценности не имеет, хотя и звучит это достаточно жестко.

Считая жизнь главной ценностью, желая излечиться любой ценой, некоторые прибегают к страшному: делают инъекции стволовых клеток, взятых из плоти убитых в чреве матери младенцев, обращаются к колдунам и прочим экстрасенсам, тем самым еще более усугубляя болезнь души и, естественно, тела. Спросите у любого врача, какова статистика смертности среди, например, онкобольных, «лечившихся» у знахарей и «народных целителей»?

Спасти может только любовь к Богу, и действенной она может стать только через молитву – это еще одно выстраданное мое убеждение

Чудесные исцеления – явление нередкое. Рассказывая о таких случаях, журналисты часто прибегают к пафосным выражениям типа: «Любовь близких (жены, матери, детей) спасли такого-то от смерти». При всей выразительности такие утверждения являются не более чем красивыми фразами, а точнее – пустозвонством. Сама по себе любовь не может никого спасти. Спасти может только любовь к Богу, и действенной она может стать только через молитву – это еще одно выстраданное мое убеждение.

Не отчаивайтесь.

Многим может показаться странным, но истинно верующий человек радуется своей болезни, видя в ней средство спасения души. А онкологической болезни православный христианин радуется еще больше. Дело в том, что самым страшным для верующего православного человека является смерть без покаяния и святого Причастия. Рак же не является той болезнью, от которой умирают в одночасье: при этой болезни не нужна «Скорая помощь» с мигалками и сиренами, в отличие, например, от заболеваний сердечно-сосудистых.

За время болезни я приобрел больше, чем за предыдущие десять лет занятия бизнесом

Размышляя о своей жизни, я пришел к парадоксальному выводу: за время болезни я приобрел больше, чем за предыдущие десять лет занятия бизнесом – по сути сумасшедшей погони за материальными благами. За прошедшие в недуге тринадцать лет я более-менее обеспечил жильем своих детей, построил дом с баней, наслаждаюсь общением с двумя замечательными внуками. А еще… написал несколько книг на историческую тему, воспоминания, генеалогическую книгу. И пишу эти записки – в надежде, что они помогут кому-то пережить самые страшные моменты, связанные с тяжким недугом.

И мне всё чаще кажется, что Господь послал мне болезнь и отсрочил мой конец именно для того, чтобы я сделал именно то, что сделал за время болезни. А может, главным в жизни был приход к вере? Ведь занимаясь бизнесом, сутками пропадая на работе, не видя неделями своих детей, я не задумывался о скрытой, духовной стороне жизни. Всё время поглощала погоня за материальными благами: доход в фирме, новая квартира, новая машина, дача и прочее – какое уж там душеспасительство!

Теперь я могу с уверенностью заявить, что тяжелые заболевания, в том числе онкологические, не так уж и страшны, но только для человека, твердо верующего в Бога.

Во-первых, средства современной медицины позволяют довольно успешно с ними бороться, особенно на первоначальной стадии заболевания, а вера помогает найти необходимые для тяжелого лечения силы. Тем более что большинство врачей-онкологов сейчас – люди верующие.

Во-вторых, болезни дают верующему человеку редчайшую возможность познать настоящие, а не мнимые жизненные ценности, которые станут украшением жизни.

В-третьих, уход из жизни верующего человека перестает восприниматься как вселенская катастрофа. Верующие родственники и близкие понимают, что это – уход в другой мир, гораздо более совершенный и радостный, чем наш, и с помощью своих молитв они могут сделать этот переход менее болезненным.

Не отчаивайтесь, мои собратья по болезни!

Так что не отчаивайтесь, мои собратья по болезни (не хочу писать – «по несчастью»)! Помните: всё, что делается Господом, делается не во вред, а во благо человеку, и наша задача – просто вовремя осознать это! Здоровья вам и счастья!

А курить я все-таки бросил – ровно два года назад. Курил я 36 лет и, как все курильщики, пытался бросить – многократно и безуспешно. И все-таки я это сделал! Описывать, как это было тяжело, не буду: курильщики и так это знают, а некурящие – не поймут. И бросил курить я не потому, что это вредно для здоровья – его уже не поправишь. Произошло это после того, как я прочел на сайте «Православие.ру» статью батюшки Иова (Гумерова) на эту тему, раскрывшую мне всю пагубность, всю греховность этой гнусной привычки.

Я представил себя стоящим перед Высшим Судом в страшном виде – насквозь пропахшим куревом, этим «зельем сатанинским». Представил, как меня там спросят: «Зачем курил, ведь знал, что это великий грех?»

Александр Солнцев,
инвалид 1-й группы
(Нижний Новгород)

Источники:
  • http://www.arh-eparhia.ru/publications/23572/
  • http://trud-ost.ru/?p=198490
  • http://evstefeeva.livejournal.com/135397.html
  • http://pravoslavie.ru/87689.html