Меню Рубрики

Моя точка зрения на отношение отцов и детей

Рассуждения на тему: Отцы и дети

Отцы и дети — Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

Рассуждение на тему Отцы и дети

Школьные сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.

Сочинение-рассуждение на тему: Что такое преемственность поколений?

Что означает слово «преемственность»?
Это важная связь между прошлым, настоящим и будущим, когда элементы прошлого сохраняются и переносятся в настоящее. С помощью преемственности из рода в род передаются семейные традиции, культурное прошлое, социальные ценности.

В чём заключается преемственность поколений?
Наследие — это невидимая связь между потомками. Очень хорошее сравнение привёл учёный Владимир Яковлев, который соотнёс поколения с морскими волнами. Он говорил, что «если мировая история – океан, а индивид – капля в этом океане, то поколение можно сравнить с волной. Одна за другой набегают на берег волны. Их гребень растет, поднимается, а затем круто падает вниз. Одна волна сменяет другую. ». И так за разом раз. Так и в жизни. Одно поколение сменяется другим, но именно то самое «океанское» прикосновение помогает передать самые важные и жизненно необходимые ценности от одних людей к другим.

В чём скрывается проблема?
Основная проблема преемственности поколений скрывается в быстром темпе нашей жизни. Стремясь получить хорошее образование, найти достойную работу, молодые люди уезжают в большие города. И тогда ежедневная связь поколений прерывается. А ведь еще двадцать лет назад босоногое детство в деревне у бабушки и дедушки было явлением обычным. Внуки часто вырастали на руках у бабушки, впитывая культуру, традиции и обычаи семьи.
Сегодня молодые семьи стремятся отделиться от старшего поколения, хорошо это или плохо — вопрос спорный. Однако и в современном темпе жизни, с новыми идеалами и правилами очень важно сохранить преемственность поколений. Она обеспечивает связь между прошлым, настоящим и будущим. Знание истории и традиций своей семьи дарит ощущение уверенности, поэтому так важно обеспечить детям общение с бабушками и дедушками.
По словам семейного психолога Николая Суворова: «Представители старшего поколения относятся к ребенку не так, как его родители. Воспитывая своих детей, бабушки были слишком заняты работой и житейскими проблемами. Теперь у них освободилось достаточно времени, которое они готовы посвятить своим внукам. Просто поговорить с ребенком, выслушать все его истории, поиграть, приготовить что-нибудь вкусное. К тому же с возрастом шалости и капризы ребенка воспринимаются не так остро».
В таких спокойных беседах о детстве бабушки, дедушки или родителей, в записи рецепта любимого торта, в просмотре старых фотографий и формируется преемственность поколений. Очень многие семьи в наше время пользуются услугами няни, для работающих родителей это необходимость, но, к сожалению, не всем на пути встречается Арина Родионовна. Даже хорошая няня, находясь с ребенком целый день, волей или неволей будет передавать ему ценности и традиции своей семьи.

Очень важно, чтобы в семье были традиции.
Их наличие привяжет ребенка к дому и поможет воспитать преемственность поколений. Обычаи семьи, уклад жизни, привычки — все это ребенок уносит с собой во взрослую жизнь, чтобы передать своим детям. Традиции внушат ребенку уверенность и подарят чувство гордости за свою семью. Традиций не обязательно должно быть много, хотя их количество зависит только от фантазии и желания членов семьи. Можно, например, устраивать воскресные чаепития в гостях у бабушки или раз в несколько месяцев ходить всем вместе в театр. Идеально отмечать дни рождения в полном составе, когда вокруг торта со свечами собираются бабушки, дедушки, родители, братья и сестры. Обычный ужин родителей совместно с детьми, где каждый рассказывает о том, что произошло за день, поможет лучше понять друг друга и превратит семью в настоящую команду. Хорошо, если дети будут знать историю всей семьи. Можно всем вместе составить генеалогическое дерево с фотографиями и кратким описанием жизни. Старшие родственники еще могут помнить забавные, трагические или славные истории из жизни своих родителей, бабушек или дедушек. Это сможет оживить фотографии предков и подарить им характер.
В заключение хочется напомнить ещё раз: преемственность поколений — это нить, которую нельзя разрывать, это связь, которую надо поддерживать. Надо уметь хранить то, что было заложено предками.

Сочинение-рассуждение на тему: Проблема взаимоотношений поколений.

Проблема взаимоотношений поколений существовала, наверное, со времен появления человечества на Земле.
Взаимоотношения между поколениями, к сожалению, во все времена является сложной и актуальной проблемой.
Бесчисленное количество умов гадали над причинами и решением проблемы взаимоотношений отцов и детей.
Почему, казалось бы, самые близкие люди, родственники по крови не могут найти общий язык?
Почему возникает такое количество различных трений и разногласий?
Почему молодое поколение не понимает и не хочет понимать старших?

Столкновение разных жизненных позиций детей и их отцов присуще и нашему времени.
Взгляды на жизнь в разные времена различаются, и то, что было нормой или даже правилом лет так тридцать тому назад, теряет свою актуальность в наши дни. Меняются жизненные устои, политическая ситуация в стране, культурные, социальные и материальные ценности, что также влияет на жизненную позицию человека и является почвой для возникновения конфликтов.

Причины конфликтов и сложных взаимоотношений между поколениями.
Единой причины не существует, проблемы взаимоотношений поколений основываются на ряде причин.
Часто недовольство друг другом и молчаливый протест накапливаются годами, чтобы в один не самый прекрасный момент выплеснуться наружу.
Все зависит от самих людей, которые не могут найти общий язык и особенности построения отношений в семье.
Как правило, зерном преткновения считают неприемлемое поведение членов семьи, материальные проблемы, несовместимость интересов, бытовые трудности, социальное положение сторон, различие моральных ценностей поколений и другие.

Бывает, старшее поколение в семье не хочет видеть, что дети выросли, у них появились свои ценности и убеждения, возможно диаметрально противоположные их видению мира, и не желают мириться с таким положением дел.
Люди старшего возраста, возможно, из наилучших побуждений и желания передать свой опыт молодому поколению часто диктуют условия и правила жизни, что неизбежно ведет к конфликту.
Молодежь не желает жить по правилам старших, и хотят строить свою жизнь по-своему.
Они считают, что обладают достаточным количеством знаний и возраст не помеха собственному мнению на вещи.
Подобные разногласия вызывают конфликт сторон, и теряется возможность выяснить саму суть проблемы.

Решением данных проблем являются доверительные отношения в семье, когда ребенок может обратиться со своими проблемами к взрослым, не ожидая порицания и запретов, а знаю, что мама, папа или бабушка постараются вникнуть в суть вопроса и максимально лояльно смогут помочь.
В противном случае, будущий взрослый замкнется в себе, что приведет либо к подавленности и неуверенности в себе на всю жизнь, либо необузданному протесту, что впоследствии приведет к конфликтам сторон.

Нужно помнить о том, что ваша семья – это ваша крепость, которую вы должны оберегать и защищать, поскольку родные люди – это самые главные в жизни. Не стоит также забывать о пословице: «Если бы молодость знала, если бы старость могла». И сегодня мы – дети, а завтра – мамы и папы, и от того, как и на каких принципах мы будем строить отношения в своей семье будет зависеть, по сути, вся наша жизнь.

Сочинение-рассуждение на тему: Отцы и дети.

У каждого поколения есть свои ценности, приоритеты. Многие мои друзья жалуются на то, что родители не понимают их и, главное, не хотят понять. Родители ругают нас за желание самовыражаться: нельзя делать на теле татуировки, нельзя сделать пирсинг, нельзя ярко красить волосы. Но ведь было время, когда девушек ругали за короткие юбки, за яркий макияж на лице, так как считалось это вульгарным. Хотя наше поколение не видит в этом ничего непристойного.

Попробуем разобраться в нравственных ценностях. Я считаю, что понятие нравственности у поколения моих родителей развито на высоком уровне: они проявляют заботу о старшем поколении, всегда внимательны к тем, кто нуждается в помощи. Например, могут помочь перейти дорогу старикам.

К сожалению, ребятам моего поколения это кажется нелепым и смешным, что говорит о черствости души. Но ведь не все же люди такие! Просто злые поступки всегда запоминаются лучше, чем добрые. Сколько молодых волонтеров помогали на чемпионате мира по футболу — 2018?! Сколько ребят принимали участие в благотворительных акциях, посвященных сбору средств для жертв наводнений, для беженцев с Украины?! Значит, наше поколение тоже имеет нравственные ценности и стремится совершать добро.

Проблема спора поколений встречается и в художественной литературе. Тему взаимоотношения между родителями и детьми поднимает известный русский писатель XIХ века И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Евгений Базаров назван «нигилистом». Аркадий Кирсанов так объясняет это слово: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».

Нигилизм Евгения проявляется с Павлом Петровичем Кирсановым, человеком придерживающимся аристократических принципов. Без принципов, по его понятию, могут жить только безнравственные и пустые люди. Что же отрицает Базаров? Он отрицает существующий строй, все его прядки, отрицает искусство и природу («Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта»), Пушкина не знает и отрицает. Отрицание Базарова не бесцельное; он отрицает, потому что считает это полезным. На замечание Николая Петровича, что надо же и строить, Базаров отвечает: «Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить».

Базаров отрицает и любовь. Его взгляды на женщину, на любовь иногда называют циничными. Но на протяжении романа Базаров раскрывается как натура страстная, сильная, глубокая. Показательными являются сцены, когда Базаров приезжает к родителям. Он не может показать своих чувств к ним, и от этого страдают его родители и он сам. Вот и получается, что находясь вместе, они живут врозь, отчего мучаются и страдают.

Совсем другие отношения мы видим в романе Толстого «Война и мир» между членами семьи Ростовых. В их доме царит веселье, гостеприимство, объяснения в любви. Мир Ростовых – это мир, нормы которого утверждается Толстым за их простоту и естественность, чистоту и сердечность.

Таким образом, «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему», — заметил в романе «Анна Каренина» Л.Н. Толстой. Я абсолютно согласна с этим высказыванием. Там, где люди друг друга любят и понимают — живут дружно, а где нет понимания, там раздор.

Сочинение-рассуждение на тему: Отцы и дети.

Сколько существует человечество, столько и волнует его вечная проблема «отцов и детей», в основе которой лежит разрыв связей между разными поколениями. Что же ведет к недопониманию между «отцами и детьми»?Со времен Сократа и Аристотеля и до наших дней в обществе присутствует конфликт (разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы героев) между поколениями. Вопрос этот занимал и занимает если не центральное, то одно из основных мест в их мыслях. Во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы — консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети — «двигатели прогресса», стремящиеся свергнуть устои и традиции, воплотить в жизнь свои идеи. «Отцов и детей» я беру в более широком смысле, чем семейные узы.

Вспоминаю комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». Конфликт между «отцами и детьми» здесь лежит в области мировоззрений, взглядов на мир.Фамусов кичится тем, что жизнь, на его взгляд, прожил достойно. Он утверждает, что Софье не стоит искать для подражания другого образца, коли в глазах «пример отца». Что интересно в этом произведении, так это то, что к «отцам» относятся не только Фамусов и его окружение, но и ровесники Чацкого, Софья и Молчалин, которые являются членами фамусовского общества, а Чацкий — представитель нового света — им чужд. Чужд потому, что мыслит о мире и действует в жизни по-другому.

Это общественное явление нашло отражение и в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», где Евгений Базаров своим поведением и высказываниями показывает, что время, в котором жили старшие Кирсановы и его отец, необратимо уходит в прошлое, а на смену ему приходит эпоха с другими принципами и идеалами. Но и в этом произведении можно отметить, что в его финале к лагерю «отцов» присоединяются Аркадий, бывший спутник Базарова,и его жена Катя, люди молодые. Интересным в этом романе является и то, что Н. П. Кирсанов готов согласиться с упреками Базарова: «Пилюля горька, а проглотить ее нужно!»

Могу сделать вывод, что разногласия между «отцами» и «детьми» существовали всегда. Причины их совершенно различны, но суть одна – непонимание людей разных эпох, избежать которого легко, если быть хоть чуть-чуть терпимее друг к другу. В то же время хочу подчеркнуть, что как бы отцы и дети не спорили, они все равно оставались и остаются близкими людьми.

«Отцы и дети» в романе Тургенева.

Главной проблемой в романе И.С. Тургенева становится проблема «отцов и детей», которая существовала всегда. Дети не могут слушаться и во всем потакать родителям, потому что так заложено во всех нас. Каждый из нас — индивидуальность и каждый имеет свою точку зрения. Мы не можем копировать кого-либо, в том числе и родителей. Самое большее, что мы можем сделать для большего сходства с ними — это выбрать тот же путь в жизни, что и наши предки. Некоторые, например, служат в армии, потому что военными были их отец, дед, прадед и т.д., а некоторые лечат людей, так же как и их отец и как Евгений Базаров.

Читайте также:  Первая помощь при попадании инородных тел в органы зрения

Мне кажется, что проблема «отцом и детей» в романе это только повод для конфликта, а причиной является то, что отцы и дети являлись представителями разных идей. Уже описывая героев, Тургенев противопоставляет грязный балахон Базарова, который самим же хозяином называется «одежонкой», модному галстуку и полусапожкам Павла Петровича.

Принято считать, что в общении между Павлом Петровичем и Базаровым полная победа остается за последним, а между тем на долю Базарова выпадает весьма относительное торжество. И Базарова и Павла Петровича можно обвинить в том, что они любят спорить. Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них. А Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без принципов могут жить лишь безнравственные и пустые люди. А Евгений считает, что принцип это пустое и нерусское слово.

Кирсанов упрекает Базарова в презрении к народу, а он говорит о том, что «народ заслуживает призрения». И если проследить на протяжении всего произведения, то существует множества областей, в которых они не сходятся во мнениях. Так, например Базаров считает: «Порядочный химик двадцать раз полезнее всякого поэта».

Я считаю, что Базаров прав, что любые истины авторитета должны подвергаться сомнению. Но в то же время он не должен забывать об отношении к прошлой культуре, о культуре предков, а Базаров полностью отвергает все, что связно связано с прошлым. Для него истина это современная наука, современное естествознание. Базаров отрицает все исторические ценности. Он призирает преклонение Павла Петровича перед искусством, критикует их отношение к любви. Бросая вызов старому поколению, герой заходит слишком далеко. Он сам создает себе проблему, причем, отрицая искусство, которое близко Павлу Петровичу, отрицает всякое искусство. То же самое происходит с отношением к любви, к принципам и т.д.

Автор, сравнивая характеры и жизненные позиции Базарова и Кирсанова показывает проблему «отцов и детей» в спорах. В споре рождается истина и эту истину Тургенев желает донести до читателя. Тургенев старается показать, что позиции Базарова и Павла Петровича – крайние: в одной мы видим пережитки прошлого, а в другой нетерпимость. Таким образом, истина ускользает от спорящих сторон: Кирсанову не хватает понимания, а Базарову уважения к родителям.

Итак, перед нами два абсолютно разных героя. И их различия автор будет подчеркивать на протяжении всего романа. С первых страниц видно, что автор изображает Базарова более симпатичным человеком, чем Павел Петрович. Базарова невозможно повторить и в тоже время в нем есть что-то от каждого из нас. Это человек не дюжего ума, имеющий свою точку зрения, и умеющий ее отстоять.

На основе вышесказанного мы убеждаемся в том, что позиция героя особенно проявляется в спорах. В них речь идет о непримиримом конфликте не столько между «отцами и детьми», сколько между аристократами и демократами.

Автор описывает в своем романе еще одного героя – Аркадия, представляя его, как единомышленника Базарова. Но с моей точки зрения Аркадий является человеком, имеющим другую точку зрения, чем Базаров. Аркадий очень похож на отца, он хочет казаться взрослым, быть похожим на Базарова. Но на самом деле Аркадию надо не больше, чем его отцу: тихий родной дом, любящую жену, любимых детей. И это желание пересиливает мысль идею Базарова о всеми.

Сочинение-рассуждение на тему: Отцы и дети.

Проблема отцов и детей – это вечный вопрос, который поднимают писатели и поэты в своих произведениях. Конфликт поколений мы ежедневно можем встречать и в реальной жизни. Но особенно остро эта проблема появляется в том обществе, которое переживает переломные моменты, когда старшее и молодое поколение противостоит не только в бытовой борьбе, но и в борьбе политических и социальных взглядов.
Как раз такую проблему и показывает И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Конфликт поколений, изображенный в произведении, выходит далеко за семейные рамки. Это еще и общественная борьба двух разных идей, двух разных эпох: старого дворянства и демократической интеллигенции.
Несмотря на то, что молодой нигилист Базаров и представитель дворянства Кирсанов не спутаны семейными узами, основной конфликт разгорается между ними. Я считаю, что проблема отцов и детей – это не просто конфликт в одной семье, непонимание между кровными родителями и детьми. Эта проблема всегда шире, чем кажется. В большинстве случаев – это борьба между старшим поколением, которое привыкло жить по своим уставам, и новой, прогрессивной молодежью, которая хочет что-то изменить. И пускай даже молодые люди могут допускать ошибки, но это их жизнь и они заслуживают на свое мнение.
Базаров и Кирсанов спорят о вещах, которые актуальны во все времена. Это пути развития страны, науки, искусства, материальные ценности, жизнь простого народа.
Для нашего современном обществе также можно провести параллель с романом «Отцы и дети». Старшее поколение часто старается навязать нам свои интересы в вышеуказанных вопросах. Но, как и сам И. С. Тургенев, я в большинстве случаев стою на стороне молодежи. Я считаю, что у старшего поколения уже был шанс создать крепкое общество, а молодому необходимо эту попытку предоставить.

Отношение отцов и детей

Проблема «Отцов и детей»

Все мы живем на одной планете и, как мы часто любим говорить, составляем одну большую дружную семью. Все мы – дети разных эпох. Каждый человек имеет свой взгляд на вещи. У людей одного времени они (взгляды) в чем-то схожи, чего обычно нельзя сказать о взглядах представителей разных поколений. Поэтому неизбежно столкновение различных точек зрения.

Самой важной, на мой взгляд, является проблема «отцов и детей», иначе говоря, проблема отношений между старшим поколением и поколением «детей». Общение между ними и необходимо, и неизбежно. Именно между «отцами» и «детьми» возникает множество проблем. Вопрос «отцов и детей, волновал представителей разных эпох, он не раз поднимался и в русской литературе. Над этим вопросом размышлял Иван Сергеевич Тургенев в романе «Отцы и дети». В его произведении проблема «отцов и детей» созвучна времени написания, но имеет много общего с ее современным вариантом звучания. Автор представляет читателю суждения своих героев: «…сын отцу не судья…», «Пилюля горька – а проглотить ее нужно».

Проблема «отцов и детей» актуальна и по сей день. Однако сегодня она приобрела несколько иную окраску. В современном мире, мне кажется, вопрос этот возникает от непонимания, желания возвеличить себя перед старшим или перед младшим поколением.

Непонимание – это недостаток современного общества, а непонимание между «отцами» и «детьми» – это трагедия двух поколений. Оно является главной причиной, предпосылкой для возникновения проблемы. По моему мнению, непонимание зарождается при малейшем столкновении различных взглядов на один и тот же предмет. Для полноты представления данного вопроса я приведу довольно простой пример…

Второй причиной возникновения проблемы является желание возвеличить себя. Может быть, эта причина не самая главная, но она имеет большое значение. Это явление не столь эгоистично, как кажется на первый взгляд, оно скорее носит естественный характер, потому что заложено природой в сознании большинства людей. А так как эта черта может проявиться исключительно в общении, особенно между разными поколениями, то она в первую очередь послужит для возникновения рассматриваемой мною проблемы. Однако не только в этом ее недостаток. Можно заметить, что желание подобного рода является также непосредственной причиной и для возникновения непонимания.

Но что касается проблемы «отцов и детей» в общем, то анализ ее причин не может привести к ее решению. Она возникает почти мгновенно, и предотвратить это невозможно. После появления проблемы происходит процесс развития так называемой «проблемной ситуации». На мой взгляд, этот момент является наиболее интересным для рассмотрения. Развитие является самым болезненным этапом. Он включает в себя изменение эмоционального тона между двумя сторонами или, вернее сказать, его нарастание. Конечно, событие происходит постепенно. В течение этого периода представитель каждой стороны испытывает наивысшее нервное напряжение.

В семье это может быть выражено постоянными спорами между родителями и детьми, в школе – недовольством ученика учителем или учителя учеником. Этот этап, пожалуй, самый длинный во всем развитии отношений. И чем дольше он проходит, тем очевиднее конфликтная развязка.

Следующим этапом можно обозначить сам конфликт, хотя он и не обязателен. В такой ситуации как со стороны младшего, так и со стороны старшего выступают люди терпеливые, сдержанные, воспитанные. Они не могут позволить себе сорваться и тем самым показать свою отрицательную сторону.

Конфликт является своеобразным завершением проблемной ситуации. Однако проблема все-таки остается нерешенной.

Проблема «отцов и детей» в романе

Столкновение “отцов” и “детей”, которое происходило, происходит и будет происходить, не могло не отразиться в творчестве русских писателей. Каждый из них по-разному разрешает эту проблему в своих произведениях.

Среди таких писателей хочется выделить И. С. Тургенева, который написал великолепный роман “Отцы и дети”. В основу своей книги писатель положил сложный конфликт, возникающий между “отцами” и “детьми”, между новыми и отживающими взглядами на жизнь. Тургенев лично столкнулся с этой проблемой в журнале “Современник”. Писателю были чужды новые мировоззрения Добролюбова и Чернышевского. Тургеневу пришлось уйти из редакции журнала.

В романе “Отцы и дети” главными противниками и антагонистами являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Конфликт между ними рассматривается с точки зрения проблемы “отцов и детей”, с позиции их социальных, политических и общественных разногласий.

Нужно сказать, что Базаров и Кирсанов отличаются по своему социальному происхождению, что, конечно, отразилось на формировании взглядов этих людей.

Прародителями Базарова были крепостные крестьяне. Все, чего он добился, являлось результатом тяжелого умственного труда. Евгений увлекся медициной и естественными науками, проводил опыты, собирал различных жуков и насекомых.

Павел Петрович рос в атмосфере достатка и благополучия. В восемнадцать лет его определили в пажеский корпус, а в двадцать восемь лет он получил звание капитана. Переехав в деревню к брату, Кирсанов и здесь соблюдал светские приличия. Большое значение Павел Петрович придавал внешнему виду. Он всегда был хорошо выбрит и носил сильно накрахмаленные воротнички, что Базаров иронически высмеивает: “Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай. ” Евгений же совершенно не заботится ни о внешности, ни о том, что подумают о нем люди. Базаров был большим материалистом. Для него имело значение только то, что можно потрогать руками, положить, на язык. Нигилист отрицал все духовные наслаждения, не понимая того, что люди получают удовольствие, когда любуются красотами природы, слушают музыку, читают Пушкина, восхищаются картинами Рафаэля. Базаров лишь говорил: “Рафаэль гроша медного не стоит. ”

Павел Петрович, безусловно, не принимал такие взгляды нигилиста. Кирсанов увлекался поэзией и считал своим долгом блюсти дворянские традиции.

Огромную роль для раскрытия основных противоречий эпохи играют споры Базарова с П. П. Кирсановым. В них мы видим множество направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения.

Базаров отрицает принципы и авторитеты, Павел Петрович утверждает, что “. без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди”. Евгений разоблачает государственное устройство и обвиняет “аристократишек” в пустословии. Павел Петрович же признает старое общественное устройство, не видя изъянов в нем, боясь его разрушения.

Одно из главных противоречий возникает между антагонистами в их отношении к народу.

Хотя Базаров с презрением относится к народу за его темноту и невежество, все представители народной массы в доме Кирсанова считают его “своим ” человеком, потому что он прост в общении с людьми, в нем нет барской изнеженности. А в это время Павел Петрович утверждает, что Евгений Базаров не знает русского народа: “Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры. ” Но после этих красивых слов при разговоре с мужиками отворачивается и нюхает одеколон.

Разногласия, возникшие между нашими героями, серьезные. Базарову, чья жизнь построена на всеотрицании, не понять Павла Петровича. Последнему не понять Евгения. Кульминацией их личной неприязни и разногласий во взглядах явилась дуэль. Но главной причиной дуэли являются не противоречия между Кирсановым и Базаровым, а недоброжелательные отношения, которые зародились между ними еще в самом начале их знакомства друг с другом. Поэтому проблема “отцов и детей” заключается в личной предвзятости друг к другу, ведь решить ее можно мирным путем, не прибегая к крайним мерам, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение “детей” будет больше проявлять уважения к старшим.

Тургенев изучил извечную проблему “отцов и детей” с позиций своего времени, своей жизни. Он сам относился к плеяде “отцов” и, хотя симпатии автора на стороне Базарова, выступал за человеколюбие и развитие духовного начала в людях. Включив в повествование описание природы, испытывая Базарова любовью, автор незаметно включается в спор со своим героем, во многом с ним не соглашаясь.

Читайте также:  Потеря зрения после операции на мозге

Проблема “отцов и детей” актуальна в наши дни. Она остро встает перед людьми, которые принадлежат к разным поколениям. “Дети”, открыто выступающие против поколения “отцов”, должны помнить, что лишь терпимость друг к другу, взаимное уважение помогут избежать серьезных столкновений.

230930 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей»

Проблема непонимания между разными поколениями раскрыта в классическом произведении «Отцы и дети». Чувство отчужденности к своим родителям и старшим Кирсановым не покидает Евгения Базарова. Он признается, что любит их, однако огорчает своим отношением.

По мере взросления Николенька Иртенев познает мир и его несовершенство. Он видит непонимание старших, но и сам временами обижает их. Это показано в главах «Наталья Савишна», «Классы».

Настя живет в Ленинграде, где у нее много важных дел. Когда она получает телеграмму о болезни матери, то «неотложные» дела мешают ей сразу отправиться домой. Осознав, к каким последствиям может привести ее промедление, она приезжает в деревню, но уже слишком поздно: мать умерла.

В повести «Тарас Бульба» русского классика Н. В. Гоголя показаны взаимоотношения между Тарасом и его сыновьями, а также любовь матери к Андрию и Остапу.

Героиня рассказа Оленька – очень талантливая девочка, но родители избаловали ее. Эгоизм девочки, подкрепленный слепой родительской любовью, породил в ней ощущение своей исключительности. Она отказывается понимать переживания и чувства своих родных и друзей, чем вызывает тяжелую болезнь матери.

Лишь когда Остап и Андрий пройдут проверку боем, их воспитание можно считать завершенным. Так считал Остап Бульба, который ценил товарищество больше всего на свете, даже больше кровных уз. Однако, когда Андрий оказался предателем, Остап не смог простить и убил его своими руками. Второй сын, Остап, стал отдушиной для Тараса, поскольку проявил мужество не только в бою, но и во время казни.

Питер и Венди совершают чудовищное преступление: убивают своих родителей. Однако это произошло неслучайно. Они стали такими в результате неправильного воспитания, когда их чрезмерно баловали и потакали каждой прихоти.

Георгий Андреевич, герой рассказа, понимает, что родительский авторитет завоевывается не угрозами и приказами, а тяжелым трудом и демонстрацией сыну, что его отец достоин уважения.

Влияние родителей на детей можно проследить на примере взаимоотношений трех поколений семьи Ковалевских. В романе «Нескучный сад» и сын, и отец стремятся к духовному общению друг с другом. По мнению автора, родители непременно должны понимать и сопереживать своим детям. Иначе нельзя миновать отчуждения детей от семьи, школы и общества в целом. Недоверие и непонимание рождают драматизм в отношениях родных людей.

Даже в самые трудные минуты наставления отца помогали Петру Гриневу оставаться верным долгу и честным человеком.

Отец Чичикова научал его «копить копейку». В результате он всю жизнь посвятил себя деньгам, став бессовестным человеком.

М. Исаковский в стихотворении «Весна» описывает непосредственность детей, их наивный восторг и медлительные думы стариков о прожитой жизни.

Повесть «Станционный смотритель» раскрывает проблему взаимоотношений родителей и детей. Самсон Вырин без памяти любит дочь и находит в ней свое счастье. Пока она рядом, в доме чисто, тепло и уютно. Однако картины с изображением библейской истории блудного сына не зря намекали на скорый конец отцовского благоденствия. Самсон остается один и теряет смысл своего существования. Когда блудная дочь возвращается, уже поздно: отец умер.

В произведении «Воробей» Тургенева птица героически бросается в бой против собаки, стремясь защитить свое потомство.

Отец и мать настолько избаловали Оленьку, героиню рассказа, что та стала убежденной эгоисткой, уверенной в собственной исключительности. Она не хочет сопереживать своим друзьям и родным. Черствость Оли приводит к тому, что ее мать тяжело заболевает.

По мнению Тараса Бульбы, только познание боевой премудрости может завершить воспитание Андрия и Остапа. Только после этого, мечтал он, сыновья смогут стать его достойными наследниками. Но Андрий стал предателем, что заставило Тараса убить его. Лишь Остап сохранил уважение отца, проявив мужество в бою и перед лицом смерти во время казни. Тарас ценил товарищество выше родственных уз.

Питер и Венди пошли на чудовищное бесчеловечное преступление: убили родителей. Автор считает, что этот поступок стал результатом неправильного воспитания, из-за которого они стали слишком избалованными.

Георгий Андреевич видит, что родительский авторитет нужно завоевывать, а не добывать путем угроз и приказов. Нужно уметь доказать сыну, что его отец достоин уважения.

Автор показывает влияние родителей на своих детей на примере трех поколений, выросших в семье Ковалевских. Сын находит ответы на мучившие вопросы у отца. Но и отец стремится к духовному общению с сыном. По убеждению писателя, взрослые обязательно должны понимать своих детей и сопереживать им. Иначе это приведет к отчуждению в семье, школе, а затем и в обществе. Непонимание и недоверие влекут за собой драматизм и напряжение в отношениях между людьми.

Благодаря наставлениям отца Петр Гринев остается честным и верным долгу даже в самые напряженные моменты.

Как и советовал отец, Чичиков посвятил всю свою жизнь тому, чтобы «копить копейку». Это превратило его в бесстыдного человека.

И.С.Тургенев в романе затрагивает проблему нигилизма в российском обществе 60-х г.г. XIX века. Базаров – носитель новой философской идеи – нигилизма. Согласно этой теории, необходимо кардинальное изменение общественного устройства и мировоззрения. Евгений старается доказать, что искусство и эмоции тормозят прогресс и только мешают развитию науки. Он против духовных и материальных ценностей. Окружающие не разделяют взглядов Базарова, он наталкивается на стену непонимания и нежелания что-либо менять в жизни. Противоречия возникают и в самом главном герое: он понимает, что ошибался в отрицании (сам испытывает чувство любви к Анне Одинцовой, рассматривает картину).

И.С.Тургенев обращается к теме дружбы и показывает, что дружба невозможна без общности интересов и взаимоуважения. У Базарова, кроме Аркадия Кирсанова, нет друзей. Однако Евгений не дорожит этой дружбой. Он высокомерно и иронично посмеивается над высказываниями Аркадия. Кирсанов же, напротив, восхищается своим другом. Базаров – сильная личность, и Аркадий, дорожа приятельскими отношениями, во всем подчиняется ему. Их взаимоотношения сложно назвать дружбой: между молодыми людьми нет взаимопонимания. И.С.Тургенев подчеркивает противоположность своих героев. Базаров постоянно работает, проводит опыты, читает научную литературу. Аркадий ничем серьезным не занимается, любит уют и покой («нежная душа, размазня» ? говорит о нем Базаров). Контраст заметен в манере одеваться и в поведении.

Писатель продолжает создавать образы галереи «лишних людей» (Чацкий, Онегин, Печорин). Базаров не находит взаимопонимания в обществе и не может самореализоваться в жизни. Он сосредоточен на себе и равнодушен к проблемам и чувствам окружающих людей. Находясь в разладе с самим собой, Базаров пытается развеять душевную пустоту происшествиями и событиями, которые оборачиваются трагедией для всех. Говоря о нигилизме, как о возможности подготовить площадку для создания нового, герой не имеет четкого представления о том, что конкретно будет построено на расчищенном от старых «предрассудков» месте. Его представления о новом мире развенчиваются, когда герой испытывает настоящее чувство любви, когда понимает, что его научные опыты не смогут остановить эпидемию. Он ощущает себя «лишним человеком». Базаров умирает неслучайно: он не представляет, как дальше жить.

Взаимоотношение отцов и детей рассматривается с нескольких точек зрения. Автор это делает на примере трех семей: Ростовых, Курагиных и Болконских. Каждая из семей – это своя идеология и догма поведения.

На примере семья Ростовых показано теплое отношение и любовь к детям, причем, противостояния между родителями и детьми в идеологическом плане не возникает. Авторитет матери настолько силен, что сын Николай так и не решается пойти против нее и жениться на княжне Марье Болконской, а не на его любимой Соне.

Семья Курагиных – это образец корыстной и финансово ненасытной семьи, где все воспитания родителей строится на обучении выгоде и правильному устройству в мире. Автор на примере детей Курагиных, Анатоля и Элен, показывает читателям, что происходит с людьми, которые живут лишь с желанием наживы.

Болконские – семья, где повелевает отец. Он воспитывает всех в строгости и морали. Марья Болконская вырастает набожной и всепонимающей девушкой, любящей и почитающей отца. Андрей Болконский – сын, который является образцовым в понимании автора. Его отец, который некогда не сходился с ним во взглядах, все же нашел путь к сердцу сына и привел его к христианской идее.

Тема отцов и детей раскрывается и на примере семей Безуховых, Николая Ростова и даже сына Андрея. Семья Наташи Ростовой и Пьера Безухова – это образец нравственной любви к детям и уважения друг к другу.

В понимании автора, женская роль в семье заключается в том, что мать должна нести любовь и ласку, и окружать заботой всех. Отец же занимается основным воспитанием, особенно, христианско-нравственным.

Отношение отцов и детей в рассказе «Цифры» показано на примере маленького Жени и всей его семьи: мамы, бабушки и дяди. Произведения написано от лица последнего, который вспоминает один эпизод из своей жизни.

Произведение по-разному воспринимает ребенок и взрослый. Все потому, что рассказ пронизан эмоциями: яркими детскими и скрупулезно-методичными взрослыми. Отношения показаны на примере одной ситуации: любознательный мальчик желает познавать мир, тянется к изучению цифр, а дядя не имеет времени в данный момент заниматься с ним

Детская радость ребенка в предвкушении события обучения перерастает в баловство, потому что дети плохо улавливают эмоциональную границу. Непонимание со стороны взрослых проявляется в том, что ни бабушка, ни мама, ни, тем более, дядя не понимают его поведения и начинают его ругать

Одна из идей, которой руководствуются взрослые, – отсутствие баловства в воспитании, проявляется в том, что дядя все же под властью гнева хватает мальчика и выставляет за двери

Дети нуждаются в любви, утверждает автор. Их не надо баловать, их надо просто любить. К мальчику за весь день никто не подошел, что показывает непонимание взрослыми детского мира и его степени обиды за то, что его наказал дядя

О том, что не все потеряно, и мир детей и взрослых можно объединить в единое целое, говорит тот факт, что бабушка, как самый мудрый из членов семьи, все же нашла подход к малышу и убедила его в том, что с дядей надо помириться.

Степень горя ребенка можно понять по фразе, что он говорит сгоряча и с обиды. Он кричит, что не любит дядю. Здесь видна степень трагизма ситуации глазами ребенка

Неслучайно автор пишет рассказ от имени дяди. Это говорит о том, что отношения между детьми и взрослыми – динамическая система, где участники могут менять свои взгляды и позиции. Самое главное – руководствоваться чувство любви, а не общепринятыми догмами

Мальчик Женя – это образец любознательной чистой души, которую взрослые ввиду своей жизненной заскорузлости не в состоянии понять. И тем, что примирение все же происходит между дядей и племянником, автор показывает, что взрослых тоже можно изменять. Им можно дать почувствовать неизведанный мир радости и забытых чистых эмоций детства

Мастер сочинений — научит вас писать, поможет найти нужную тему и подготовит к ЕГЭ по русскому языку. На его страницах вы найдете только необходимый материал для 6-11 классов, в нашем каталоге более 10 000 готовых сочинений на любую тему, а в приложении более 45 000.

Сайт “Мастер сочинений” заменит вам десятки сайтов, а мобильное приложение сделает возможности портала доступными в любом месте.

Проблема отцов и детей: аргументы

Проблема отцов и детей: аргументы. Отцы и дети: проблема взаимоотношений

Вечная проблема отцов и детей существовала всегда. Она заключается в том, что на определенном этапе взаимодействия «взрослый-ребенок» возникает конфликт, требующий скорейшего рассмотрения и взаимовыгодного решения. Проблема поколений сама по себе является достаточно острой и конфликтной. Сторонам трудно прийти к согласию именно потому, что у каждой имеются свои собственные представления о том, как должна быть устроена жизнь.

Часто родители просто искренне переживают за своих детей, потому и стремятся во всем контролировать их действия. Дети же этого не понимают, им кажется, что их свободу ограничивают, причем намеренно. Но родитель никогда не поступает негативно по отношению к ребенку, так сказать, из вредности, в то время как отпрыск иногда готов страдать за принцип. В этом и состоит основная проблема отцов и детей. Аргументы могут быть самыми различными: от желания отстоять свою точку зрения до рьяной защиты индивидуальности.

Общие закономерности возникновения непонимания между поколениями

Самые открытые и длительные конфликты в основном порождают отцы и дети. Проблема поколений часто не дает прийти к единому соглашению, понять и услышать друг друга в противоречивой, отчаянной борьбе идеалов, смыслов, представлений. Со стороны кому-нибудь может показаться, что дети растут неблагодарными, но они просто отстаивают свою личность, желание во всем быть автономными и самодостаточными. Другой вопрос: готовы ли они к этой самостоятельности, о которой так самозабвенно кричат? Скорее всего, нет. Подростки и юноши еще в достаточной степени незрелы, чтобы начинать самостоятельную жизнь: элементарно не смогут обеспечить себя жильем, полноценным питанием.

Нередко такую фразу можно услышать от ребенка тринадцати-шестнадцати лет. Он хочет поступать так, как считает нужным, воплощать в жизнь свои смелые идеи и цели. Однако следует помнить, что подростку важнее отстоять принцип, чем в реальности что-то сделать. И спорит он с родителем чаще потому, что не умеет пока договариваться иначе. Ему важно, чтобы окружающие воспринимали его как взрослого и состоявшегося человека. При этом, по сути, он еще ребенок и не готов к полноценной самостоятельной жизни.

Читайте также:  Что такое отстоять свою точку зрения

Проблема поколений нередко обостряется еще и тем обстоятельством, что ребенок совершенно не понимает, что значит быть взрослым. Ему кажется, что самое важное – суметь доказать в споре свою правоту, идею, но на самом деле подлинная зрелость приходит тогда, когда молодой человек готов сам себя обеспечивать и полностью жить самостоятельно. Не все оказываются готовы к такому шагу, как отделение от родителей в 18, 20, 25 лет и старше.

Такую реплику могут услышать в свой адрес подросшие дети. Родители нередко считают, что их отпрыски взрослеют слишком быстро, носят одежду, которая их портит, излишне привлекает к себе внимание окружающих. У детей же имеется совершенно иное видение ситуации. Им кажется, что это родители излишне их опекают, не дают самостоятельно ступить ни шагу.

Что можно посоветовать родителям? Понятное дело, что вам категорически не нравится, как одевается ваш ребенок: какие-то непонятные фасоны, темные или, наоборот, слишком яркие цвета. Но лучшее, что можно сделать, – это принять выбор вашего ребенка. Уважайте в нем личность — и тогда однажды он прислушается к вашему мнению. Детям следует быть терпеливее и не слишком выпячивать напоказ свою «независимость», помня о том, что самостоятельными они еще не стали.

Примеры проблемы отцов и детей: дочь пятнадцати лет собирается на свидание, красится перед зеркалом. Мать делает ей замечание: короткая юбка, вызывающий макияж. В результате дочь обижается и демонстративно отправляется. Проблема не решена. Дочь еще несовершеннолетняя и не может сама себя содержать.

Сын шестнадцати лет любит слушать рок-музыку. Все свои карманные деньги, которые ему выделяют родители, он тратит на покупку музыкальных дисков. Отцу не нравится увлечение сына, он хотел бы видеть его в будущем преуспевающим спортсменом. При каждом удобном случае отец говорит сыну, что его увлечение ничего не стоит и не может считаться достойным настоящего мужчины. Сын обижается, хотя и не меняет своей позиции. Конфликт вялотекущий, но длительный.

Важно понять, что у родителей и детей не могут быть одинаковые взгляды на жизнь, лишь за редким исключением наблюдается почти полная идиллия. Это абсолютно нормально, и вовсе не нужно стремиться к тому, чтобы всем все нравилось. Кроме того, не следует забывать о том, что для родителей важна атмосфера тишины и покоя, в то время, как детям необходимы общение со сверстниками, гуляния, а значит — динамичность, шум.

Конфликты могут вызывать сами отцы и дети. Проблема взаимоотношений быстрее образуется там, где есть ощутимые разногласия, ярко выраженные противоречия.

Проблема отцов и детей (аргументы в пользу того, что старшее и младшее поколения должны прислушиваться друк к другу, не всегда правильно воспринимаются) порождает нередко взаимные обиды и недоразумения. Родителям кажется, что если взрослый ребенок живет вместе с ними, то должен жить по их указке, во всем выполнять их волю. Молодой человек и рад бы отделиться, да пока, к примеру, не позволяют финансы.

Взгляды на жизнь, убеждения родителей и детей, даже при низкой конфликтности, будут в какой-то степени различаться. Ведь всякая личность имеет свои цели и стремления. Достижения детей далеко не сразу видны, порой требуется приложить значительные усилия.

Тот, кто много лет прожил бок о бок с родителями, а потом наконец-то получил возможность приобрести собственное жилье, без сомнения, оценит все преимущества отдельного проживания. Родители могут быть самыми золотыми, но свою задачу по воспитанию детей они могут считать выполненной тогда, когда ребенок достиг хорошего уровня самостоятельности: он имеет возможность снимать жилье, питаться отдельно, обеспечивать себе быт, решать возникающие вопросы. Словом, нужно принять на себя ответственность, и только тогда приступать к взрослой жизни. Сама по себе самостоятельность требует больших вложений, преимущества не сразу заметны.

Живя с родителями под одной крышей, мы невольно нарушаем их личное пространство, а они ненароком вмешиваются в наше. Это нужно учитывать и понимать, если вы пока не собираетесь отделяться. Конечно, не у всех есть такая возможность, но тогда вы должны принять правила, царящие в вашей семье. Гнуть свою линию, спорить, конфликтовать с родителями, находясь у них на попечении, недостойно, некрасиво и неправильно.

Одной из самых значительных является проблема отцов и детей. Произведения русской классической литературы демонстрируют нам примеры подобных проявлений конфликта. Сразу же вспоминаются известные персонажи: Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов, «сражающиеся» в словесном поединке за идею. Кроме них, есть еще герои из драмы «Гроза»: Катерина, которая не смогла жить вместе со сварливой свекровью, и ее муж Тихон, всю жизнь подстраивающийся под желания своей матушки.

На сегодняшний день конфликты поколений существуют так же, как и много лет назад. Причинами разногласий служат разность интересов, взглядов на жизнь, воззрений, квартирный вопрос. Последний является наболевшим для многих, поскольку не иметь своего жилья для некоторых молодых людей оборачивается перспективой всю жизнь провести в неудачниках.

Никто так не стремится доказать свою правоту оппоненту, как отцы и дети. Проблема взаимоотношений кроется часто в нежелании понимать, учитывать потребности друг друга.

Тем, кто желает долгие годы радовать своих близких, лучше понимать мотивы их поступков и просто настроения, пригодятся наши советы. Прочной нитью связаны друг с другом отцы и дети. Проблема поколений чаще всего заключается в том, что люди не умеют правильно понять друг друга. Они словно говорят на разных языках. Детям следует с почтением относиться к родителям, уважать их опыт и мудрость, не стыдиться перенимать какие-то полезные навыки. Родителям же пойдет на пользу искреннее доверительное общение с выросшими детьми: их знания могут не раз пригодиться. Важно научиться уважать позицию другого человека, принимать его таким, какой он есть на самом деле, и не пытаться его переделать.

Таким образом, весьма существенной и важной является проблема отцов и детей. Аргументы, свидетельствующие о наличии трудностей взаимодействия, всегда содержат в себе ключи для позитивного решения. Стоит только захотеть что-то изменить в своей жизни, как находятся адекватные и приемлемые способы для реализации этого намерения.

«Авторская позиция и средства ее выражения в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»»

Роман «Отцы и дети» – одно из главных произведений Тургенева, в котором наиболее ярко отразились его взгляды на современную ему действительность. Однако свои взгляды Тургенев выражает не прямо: сквозь ткань повествования просматривается личное отношение автора к выведенным явлениям жизни. Все, что написано в этом романе, прочувствовано до последней строки; чувство это прорывается помимо воли и сознания самого автора и «согревает объективный рассказ», вместо того чтобы выражаться в лирических отступлениях. Автор сам не отдает себе отчета в своих чувствах, не подвергает их анализу, и это обстоятельство дает читателям возможность видеть эти чувства во всей их непосредственности. Мы видим то, что «просвечивает», а не то, что автор хочет показать или доказать, то есть Тургенев использует в основном косвенные средства выражения авторской позиции.

В своем романе Тургенев показал противостояние двух поколений в конкретный исторический момент. Однако никому и ничему автор не сочувствует вполне. Его не удовлетворяют ни «отцы», ни «дети». Он объективно оценивает обе стороны и, видя достоинства и недостатки каждой, не идеализирует ни одну из них.

Авторская позиция Тургенева выражается уже в самом выборе конфликта. Осознавая существовавший конфликт поколений и чувствуя себя причастным к нему, Тургенев, как человек, как представитель своей эпохи, пытался отыскать его корни, а как писатель – отразить результаты своих размышлений в произведении. Тургеневым специально были выбраны лучшие представители дворян и разночинцев, чтобы именно на их примере показать несостоятельность ни тех, ни других.

Создавая образ Базарова, Тургенев в его лице хотел «наказать» молодое поколение. Вместо этого он отдает дань справедливого уважения своему герою. Бесспорно, что нигилизм как направление отрицался Тургеневым, но созданный им самим тип нигилиста был продуман и понят им. С самого начала автор показал нам в Базарове угловатое обращение, самонадеянность, «черствую рассудочность»: с Аркадием он держит себя «деспотически–небрежно», к Николаю Петровичу относится насмешливо. Как и всегда у Тургенева (как у «тайного» психолога) особое значение имеет портрет героя, включающий социальную, психологическую и внешнюю характеристику героя. Широкий лоб, книзу заостренный нос, большие зеленоватые глаза выдают силу характера и ум Базарова. Манера разговаривать, смотря на собеседника свысока и точно бы делая ему одолжение, вступая в разговор, – самоуверенность и чувство превосходства Базарова над другими.

В начале романа симпатии Тургенева оказываются на стороне тех людей, которых обижает Базаров, тех безобидных стариков, о которых говорят, что они «отставные» люди. Далее автор начинает искать в нигилисте и беспощадном отрицателе слабое место: он ставит его в разные положения и находит против него только одно обвинение – обвинение в черствости и резкости. Тургенев пытается исследовать эти свойства характера Базарова через испытание любовью. Тургенев ищет человека. который смог бы привлечь такую сильную личность, как Базаров, который бы понял и не испугался его. Таким человеком оказывается Одинцова, умная, образованная, красивая женщина. Она с любопытством рассматривает фигуру Базарова, он же вглядывается в нее с возрастающим сочувствием и потом, увидев в себе что-то похожее на нежность, кидается к ней с нерассчитанной порывистостью молодого, любящего сердца, готового отдаться своему чувству вполне, без задней мысли. Тургенев понимает, что черствые люди не могут так любить, он показывает, что Базаров оказывается моложе и свежее той женщины, которая, боясь нарушения порядка жизни, подавляет в себе чувства и желания. И с этого времени сочувствие автора переходит на сторону Базарова. В описании смерти Базарова Тургенев воздал дань уважения «детям»: молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказывается свежая сила и неподкупный ум. Базаров умер так, как и должен был умереть человек с таким характером и отношением к жизни. И этим он заслужил любовь автора, выразившуюся в описании могилы героя в конце романа.

Но не только о Базарове идет речь в последнем абзаце. Здесь же проявляется отношение самого автора к родителям Базарова: сочувствие и любовь. Изображая отношение Базарова к старикам, Тургенев отнюдь не обвиняет его. Он остается искренним художником и изображает явления такими, какие они есть: ни с отцом, ни с матерью Базаров не может ни поговорить так, как он говорит с Аркадием, ни даже поспорить так, как он спорит с Павлом Петровичем. Ему с ними скучно и от этого тяжело. Но сострадательный Тургенев жалеет бедных стариков и сочувствует их непоправимому горю.

Авторская позиция в отношении к братьям Кирсановым несколько противоречива. С одной стороны, он любит их как представителей своего поколения, образованных и неглупых людей, а с другой – видит и понимает их отсталость от жизни.

Николай Петрович очень близок Тургеневу. Добродушный, тонко чувствующий природу, любящий музыку и стихи, он очень дорог автору. Тургенев проникновенно описывает состояние героя в саду, его любование природой, его мысли. У Николая Петровича между его умственными убеждениями и природными наклонностями гораздо больше соответствия и гармонии, чем у его сына Аркадия. Как человек мягкий, чувствительный и даже сентиментальный, Николай Петрович не стремится к рационализму и успокаивается на том миросозерцании, которое дает пищу его воображению. И именно это делает его в глазах Тургенева «отставным» человеком. С грустью и сожалением признает Тургенев, что его век прошел.

Описывая старшего брата Кирсанова, Тургенев также подчеркивает его отсталость от жизни. Как человек страстный, одаренный гибким умом и сильной волей, Павел Петрович резко отличается от своего брата. Он не поддается чужому влиянию. Он сам подчиняет себе окружающие личности и ненавидит тех людей, в которых встречает себе отпор. Жизнь Павла Петровича – неукоснительное следование заведенным когда-то привычкам, которыми он очень дорожит и ни за что не согласится отказаться. Тургенев же не видит смысла в жизни, лишенной цели (жизнь Павла Петровича совершенно опустела после разрыва отношений с княгиней Р.). Поэтому-то и называет он Павла Петровича «мертвецом». Сатирические нотки слышны в адрес старшего Кирсанова, когда тот говорит о русских мужиках, а сам, проходя мимо них, нюхает одеколон.

Роман Тургенева «Отцы и дети», кроме своей художественной красоты, замечателен еще тем, что он наводит на размышления, хотя сам по себе не разрешает никакого вопроса и даже освещает не столько выводимые явления, сколько отношение автора к ним. А наводит он на размышления именно потому, что весь проникнут полной и трогательной искренностью. Читая роман «Отцы и дети», мы видим в нем типы дворян и разночинцев конца 50-х гг. XIX в. и в то же время отдаем себе отчет в тех изменениях, которые испытали явления действительности, проходя через сознание автора. Тургенева не удовлетворяют ни «отцы», ни «дети», что явно просвечивает сквозь ткань повествования.

Источники:
  • http://psiholog4you.ru/otnoshenie-ottsov-i-detey/
  • http://www.allsoch.ru/sochineniya/20602