Меню Рубрики

Личность с точки зрения педагогики определение

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Молонов Геннадий Цыденович, Бадмаев Владимир Михайлович

В статье дается определение понятия человек в педагогическом аспекте, как биологического , разумного , исторического , социального и деятельного существа .

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Молонов Геннадий Цыденович, Бадмаев Владимир Михайлович,

The characteristics of the notion «person» from the pedagogical point of view1the Buryat State University

In the article the definition of the notion «person» from the pedagogical point of view as a biological, rational, historical, social and active being is given.

Текст научной работы на тему «Характеристика понятия «Человек» с точки зрения педагогики»

Основные этапы структурно-семантического анализа: разделение поэтического текста на уровни и элементы структуры, нахождение связей между уровнями и элементами структуры, определение типа отношений между элементами, рассмотрение всей совокупности элементов, составляющих структуру, как единого целого. Условная схема структурно-семантического анализа поэтического текста может быть такой:

1. Композиция (сколько частей, как они взаимосвязаны).

2. Образный ряд (ключевые образы, образы-символы и т.п.).

3. Звуковой строй текста (звукопись и ее роль).

4. Лексический строй текста (количественные и качественные характеристики частей речи). Изобразительно-выразительные средства языка (тропы).

5. Синтаксический строй текста. Изобразительно-выразительные средства языка (фигуры).

6. Поэтические интонации. Изменение настроения текста.

7. Стихотворный размер, длина стиха и его смысловая роль.

8. Особенности рифмовки и ее смысловая роль.

9. Строфика, ее особенности и смысловая роль.

10. Пространственно-временные связи и их смысловая роль.

11. Смысл названия стихотворения. Историко-культурные и биографические комментарии. Особенности жанра стихотворения. Литературные и культурные ассоциации, переклички.

Таким образом, в национальной школе структурно-семантический анализ дополняется рассмотрением поэтического текста в культурно-историческом контексте, учитываются его внетекстовые связи.

Старшеклассники, изучая произведения хакасских поэтов, должны уметь сравнивать их с произведениями русских писателей, определять специфические национальные особенности творчества русских и хакасских писателей, обусловленные их национальной принадлежностью (менталитет, система ценностей, художественная образность и т.д.). Предложенная система работы не должна превращаться в трафарет при изучении каждого произведения в разных классах, учитель должен выбрать методические приемы работы с учетом специфики изучаемого произведения и возрастных особенностей литературного развития учащихся.

1. Колесников И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. — 1995. — № 6.

2. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. — М., 1984.

3. Руссова Н.Ю. Внедрение общенаучной методологической парадигмы в практику литературного образования // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. — М., 2005.

4. Программно-методические материалы. Литература. 5-11 кл. / сост. Т.А. Калганова. 3-е изд., перераб. — М., 2000.

5. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. — М., 1970.

6. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Методы изучения литературы. — М., 2002.

7. Методика преподавания литературы в национальной школе / под ред. М.В. Черкезовой. — Л., 1992.

Кольчикова Наталья Лаврентьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры литературы Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова.

Kol ’chikova Nataliya Lavrentevna, candidate of pedagogical science, assistant professor of the department of literature of N.F. Katanov Khakassia State University.

Г.Ц. Молонов, В.М. Бадмаев

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ЧЕЛОВЕК» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ

В статье дается определение понятия человек в педагогическом аспекте, как биологического, разумного, исторического, социального и деятельного существа.

Ключевые слова: педагогика, человек, явление, существо, биологическое, разумное, историческое, социальное, деятельное.

Человек — историческое существо, это общеизвестный научный факт. Соответственно цели и задачи, содержание образования изменяются и обновляются со сменой исторических формаций — переходом от социалистического к рыночному, от индустриального к постиндустриальному обществу. Понятно, что общественно-исторические и социально-экономические изменения должны отражаться на содержании образования и требованиях к развитию и воспитанности учащихся, молодежи, и на развитие человека соответственно.

Человек — социальное существо. Социальное значит общественное, а общество состоит из разных классов, страт, слоев, групп, структур и т.д. Структура современного общества имеет весьма разветвленный характер, представители разнообразных социальных слоев и групп существенно отличаются в и материальном плане, что сегодня отражается на выборе образовательных учреждений, на качестве образования, уровне и особенностях воспитания детей, молодежи и т.д. Особенно много проблем существует с обучением и воспитанием детей необеспеченных родителей, сирот, одиноких родителей и т.п.

Россия находится на пути вступления в «общество знания». В связи перед с этим педагогической теорией и практикой возникло много актуальных проблем. В ведомственном документе Министерства образования и науки Российской Федерации «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики», принятом в 2008 г. в качестве приоритета до 2020 г. определены задачи подготовки нового поколения исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний. Фундаментальные научные исследования должны стать важнейшим ресурсом и инструментом освоения студентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации». Это позволит не только сохранить известные во всем мире российские научные школы, но и подготовить поколение, адаптированное к «веку знаний» [3, с. 16-17].

В приведенном извлечении выражены потребности, требования и программы развития российского образования на перспективу до 2020 г. Педагогическая теория должна разрабатывать теорию, методику и технологию решения названных проблем, а педагогической практике предстоит реализовывать их в жизни.

Человек — деятельное существо. С самого рождения он вступает в разные виды деятельности, начиная с игровой. На основе хозяйственно-трудовой, общественно-политической, финансово-экономической, социальной, образовательно-научной, правоохранительной, оборонной, оздоровительно-медицинской, физкультурно-спортивной деятельности человек развивается, а вместе с ним развивается и само общество.

Деятельность аккумулирует в себе другие сущности человека — биологическую, психическую, историческую и социальную. Успешность деятельности человека обусловлена уровнем его физического здоровья, развитостью его разума, благоприятным историческим временем, благополучием социальных условий. Однако результат деятельности во многом зависит и от субъекта, т.е. от самого человека.

Таковы основные характеристики человека с точки зрения его педагогической перспективы.

1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. — Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001.

2. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. — 9-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2008.

Молонов Геннадий Цыденович, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики Бурятского государственного университета.

Бадмаев Владимир Михайлович, кандидат педагогических наук, заведующий РУО Закаменского района РБ.

Molonov Gennadiy Tsydenovich, doctor of pedagogical science, professor of department of general pedagogy of the Buryat State University.

Badmaev Vladimir Mihailovich, candidate of pedagogical science, head of local education authority of Zakamensk district of Buryatia.

G.Ts. Mo/onov, VM. Badmaev

THE CHARACTERISTICS OF THE NOTION «PERSON» FROM THE PEDAGOGICAL POINT OF VIEW

In the article the definition of the notion «person» from the pedagogical point of view as a biological, rational, historical, social and active being is given.

Key words: pedagogic, person, phenomenon, creature, biological, thinking, historical, social, active.

В процессе педагогической деятельности мы изучаем человека в разные возрастные периоды — дошкольном, школьном, зрелом, пожилом. В учебниках по педагогике одна из первых тем называется «Педагогика в системе наук о человеке». При рассмотрении вопросов об объекте и предмете мы находим положения, подобные следующему: «Так, на первый взгляд, объектом научной педагогики является ученик, воспитанник и вообще любой человек, которого обучают и воспитывают» [2, с. 60] В этом же учебнике далее дается такое утверждение: «Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни» [2, с. 61] (подчеркнуто — Г.М.; В.Б.).

Содержание педагогической науки посвящено проблемам и вопросам образования, учения и воспитания человека в различных социальных институтах. В разных науках существует множество определений собственно категории «человек», в педагогических же изданиях определение этого понятия встречается редко. Приведем формулировку из источника по психологии: «Человек — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественноисторической действительности. Человек наделен сознанием, речью, способен трудиться, создавать ценности» [1, с. 481]. Думается, что сущность определения понятна и не требуются дополнительные пояснения, суждения.

Имея большую практику по преподаванию педагогики студентам вузов, мы попытались определить свое понимание этой категории. Итак, в определение вкладываем следующий смысл: человек — существо биологическое, разумное, историческое, существо социальное и деятельное. Понятие «существо» можно считать наиболее адекватным термином, обозначающим сущность, проявления природных и социальных реалий. Если словом «явление» отмечаются чаще всего представители неживой природы, растительного мира, то понятие «существо» характеризует представителей живых организмов.

В определение «человека» как биологического существа включается его анатомическое строение, особенности физиологических процессов, собственно само рождение человека, т.е. биологический факт. Физическое и психическое развитие детей основывается на биологических ресурсах, их раскрытии, опоре на них, использование и совершенствование которых в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями — задача педагогической практики, вооруженной педагогической теорией. Таким образом здоровье ребенка, школьника, студента — это и социальная, и педагогическая проблема.

Далее мы говорим, что человек — существо разумное. Выразителем разума является сознание, которое формируется психикой человека. Психика человека выполняет много функций:

— в ней рождаются и действуют психические процессы — познавательные, эмоциональные и волевые;

— она регулирует психические состояния и управляет ими;

— она является основой развития психологических свойств — направленности, способностей, опыта, характера, темперамента и др.

Содержание педагогической деятельности направлено на развитие, воспитание, обучение и образование учащихся, оно основывается на функционировании психики учащихся, развитии и совершенствовании психических процессов, состояний и психологических свойств. Достаточно полное и глубокое владение знаниями по общей, возрастной и педагогической психологии позволяет педагогу наиболее успешно осуществлять учебно-воспитательные задачи. Как видим, эта часть определения имеет прямой выход на педагогическую теорию и практику.

Найдено 16 определений термина ЛИЧНОСТЬ

1)индивид как субъект социальных отношений и социальной деятельности; 2) системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

в широком смысле слова это человек с момента его рождения. В более узком смысле, личность – это человек как представитель общества, ответственно и свободно определяющий свою позицию в обществе.

человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой.

социальное бытие человека в рамках проблематизации и совершенствования норм «изнутри». Самоопределение касается и соотносится не фиксированных норм, а процесса и формы процесса их смены в линии «совершенствования».

единство и индивидуальность всех жизненных и психологических проявлений человека; человек, сознающий сам себя как определенное индивидуальное единство и тождество во всех процессах изменения, происходящих в организме и психике.

1) человек как носитель социально значимых черт, характеризующих его как члена общества; 2) (в психологии) — системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения [80, c. 256].

Читайте также:  Давление у кошки и потеря зрения

субъект творчества во всех его формах, рефлексии принятия решений деятельности, воспроизводящей культуру, всю систему человеческих отношений, саму человеческую деятельность, самое себя. Л. – центральная категория социальных наук. В сфере воспитания Л.- его цель, объект и субъект, результат и показатель эффективности.

неповторимое для каждого человека сочетание антропологических, психических, культурных, интеллектуальных, социальных черт, находящихся в неразрывной связи с конкретной ситуацией его жизни; взятые в единстве соматическая структура, эмоциональность, тип нервной системы, познавательные способности, воля, одаренность, характер, культура, потребность, мировоззрение. Все это проявляется в переживаниях, суждениях, поведении, поступках, действиях.

1) человек как типичный представитель сформировавшего его общества. 2) человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 3) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.

человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляются преобразования природы, общества и самого себя. Только человек как субъект социальных отношений и сознательной созидательной деятельности становится личностью, т. е. носителем определенных качеств и свойств (социальных, опыта, интеллектуальных, генетических), которые позволяют ему осуществлять свою жизнедеятельность в данном конкретном социальном сообществе, делают его всесторонней, гармоничной личностью.

человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Понятие Л. — одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с гуманизацией учебно-воспитательного процесса становится активно используемой категорией и в педагогике. Существуют различные классификации личности, знание к-рых поможет учителю легче ориентироваться в особенностях своих воспитанников.

др.рус. – лик, лицо) – устойчивое духовно-психологическое образование, посредством которого человек становится членом общества, представителем своего народа и нации производителем духовных и материальных ценностей. Показателями сформированности личности в человеке являются: духовность, нравственность, развитость самосознания и творческость. Именно эти качества обеспечивают человеку свободу и субъективность как внутреннее состояние. Личность есть воплощение образа Божия в человеке, механизм и форма боговоплощения. И потому она не может быть отрицательной, а лишь положительной, направленной на добро. Человек может быть инстинктивным, личность же всегда целенаправленна, человек может поступить плохо, но личность в нем – это носитель образа Божия, т.е. совести, долга, чести, достоинства. Личность «приобретается» упорным трудом души и тела. Только через личность человек может быть духовным существом и выполнять свою миссию на Земле.

человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя. В общественных науках Л. рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и психологических концепциях Л. — это ценность, ради которой осуществляется развитие общества. В проблематике Л. традиционно выделяются такие аспекты, как многогранность феноменологии Л.; междисциплинарный статус проблемы Л.; зависимость понимания Л. от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке; несовпадение проявлений индивида, Л. и индивидуальности, исследуемых в рамках биогенетического, социогенетического и персогенетического направлений человекознания, и др. — человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретноисторическими условиями жизни общества. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. — М., 2005. )

конкретный человек, рассматриваемый с точки зрения его социально значимых особенностей. В психологии известны разные определения личности. Для использования в дидактике выбрано одно из них. С термином «личность» связаны многие недоразумения: одни психологи считают, что ребенок уже в три года — личность, другие, что некоторые и в пятьдесят лет не становятся личностью. Уже стало штампом изречение: «Только личность может воспитать личность». Некоторые считают личностью лишь того, кто имеет собственные убеждения и следует им, а не идет на поводу решений других. Однако самоактуализация и конформизм — всего лишь две социальные особенности личности, не исключающие всех остальных. Американский психолог А. Маслоу выделил 15 особенностей самоактуализирующейся личности. С другой стороны, говорят о конформной личности, предполагая, что и конформист — личность. «Самоактуализиpующиеся личности, обладающие большим творческим потенциалом и практически реализующие его, составляют ничтожное меньшинство (около 1%) населения и являют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих свою человеческую сущность людей». Для пояснения особенностей понятия «личность» считаем уместным привести мнение видного российского психолога П.Я. Гальперина: «Личность невозможна без сознания, и там, где оно нарушено, нарушена или утрачена личность. Такой человек (признанный невменяемым) может правильно видеть окружающее, может делать формально правильные умозаключения, память о прошлых событиях и прежде приобретенных знаниях также может не обнаруживать существенных нарушений. И, тем не менее, этот человек не способен оценивать свои действия, действия других людей и объективные события так, как это делают нормальные люди, не может пользоваться объективно-общественными критериями всех этих явлений и постольку не может управлять своим поведением. Он остается субъектом действия, но уже не является личностью и не отвечает за свое поведение. Ребенок до определенного возраста вообще считается не ответственным за свои поступки, за него отвечают воспитатели, а он рассматривается как растущая, но еще не сложившаяся личность»5. Таким образом, понятие «личность» непосредственно связано с понятием «социальная ответственность», а не с чем-то иным. Личность — термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности или 2) устойчивую систему социально значимых черт, хаpактеpизующих индивида как человека того или иного общества или общности6.

человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается Л., а становится ею в процессе социализации. Понятие Л. – одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с гуманизацией учебно-воспитательного процесса становится активно используемой категорией и в педагогике. Существуют различные классификации Л., знание которых поможет учителю легче ориентироваться в особенностях своих воспитанников. Мыслительный и чувствующие типы – типы Л., отличающиеся доминированием мыслительного, рационального начала или эмоционального, чувствительного. Люди, относящиеся к М.т.л., больше доверяют тому, что продумано, логически обосновано. Они стремятся к истине, не очень заботясь о справедливости. Любят доводить все до полной ясности. Способны оставаться спокойными тогда, когда окружающие теряют самообладание. Представители Ч.т.л. отличаются повышенной чувствительностью ко всему тому, что радует, и тому, что огорчает. Они альтруистичны, всегда ставят себя на место др., с удовольствием оказывают помощь даже во вред себе. Все принимают близко к сердцу, их упрекают в чрезмерной нерешительности. Садо-мазохистский тип – тип Л., склонный устранять причины своих жизненных неудач через агрессивные действия. Мазохисты стараются взять вину на себя и при этом упиваются самокритикой и самобичеванием, расписываются в своей собственной неполноценности и беспомощности. Садисты ставят окружающих в зависимость от себя, приобретают над ними безграничную власть, причиняют им боль и страдания, испытывая при этом наслаждение. Экстраверт–интроверт – типы Л., противоположные друг другу. Экстраверт не склонен анализировать свой внутренний мир, он общителен, легко вступает в контакт с большим кругом разнообразных и малознакомых людей, инициативен. Интроверт обычно замкнут, необщителен, склонен к самоанализу, с трудом адаптируется к новым условиям. Экстернальность-интернальность (от лат. externus – внешний, internus – внутренний) – склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, обстоятельствам (экстернальность) либо собственным способностям и усилиям (интернальность). Эктоморфный-эндоморфный типы – морфологические типы людей, особенности которых определяются телосложением человека (по классификации В. Шелдона). Эктоморфный тип свойственен худым людям с неразвитой мускулатурой, сильной нервной системой. Люди такого типа проявляют сдержанность манер и движений, их отличает скованность осанки, склонность к камерному общению, повышенная скорость реакций, скрытость чувств, повышенный уровень внимания, тревожности, затрудненность в установлении соц. контактов, неумение предвидеть отношение к себе др. людей, безмерная чувствительность к боли, хроническая усталость и др. Эндоморфный тип свойственен полным людям, которые отличаются общительностью, стремлением к комфорту и чувственным удовольствиям.

человек как участник ист.-эволюц. процесса. В обществ. науках личность не рассматривается также как особое качество человека, приобретаемое им в ансамбле обществ. отношений в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистич. филос. и психол. концепциях Л. — это человек как ценность, ради к-рой осуществляется развитие общества.

При всем многообразии подходов к пониманию Л. традиционно выделяются следующие аспекты этой проблемы: многогранность феноменологии Л., отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собств. жизни; междисциплинарный статус проблемы Л., находящейся в сфере изучения обществ. и естеств. наук; зависимость понимания Л. от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития; несовпадение проявлений индивида, Л. и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенетиче-ского и персоногенетического направлений совр. человекознания; разведение исследовательской установки, ориентирующей специалиста на понимание развития Л. в природе и обществе, и практич. установки, направленной на формирование или коррекцию Л. в соответствии с целями, заданными обществом или поставленными обратившимся к специалисту конкретным человеком.

В социологич., психол. и пед. представлениях о Л. существуют следующие «образы человека», оказывающие непосредств. влияние на исследование и практич. работу с людьми: «ощущающий человек» (человек как сумма знаний, умений и навыков; человек как устройство по переработке информации); «человек — потребитель» (нуждающийся человек; человек как система инстинктов и потребностей); «запрограммированный человек» (в поведенческих науках — человек как система реакций, в социальных — как репертуар социальных ролей); «деятель-ностный человек» (человек, осуществляющий выбор; человек как выразитель смыслов и ценностей).

Образ «человека ощущающего», наиб. ярко описанный Э. Б. де Кондильяком в виде статуи, рождающейся в ходе усвоения разных чувств, стал основой для разработки в 19 в. психологии сознания (В. Вундт), a во 2-й пол. 20 в. — когнитивной психологии. Последняя опирается на т. н. компьютерную метафору, согласно к-рой человек — это устройство по переработке информации. Если в практич. человекознании, в т. ч. в педагогике, исходят из образа «человека ощущающего», то Л. сводится к сумме знаний, ее действия расцениваются как продукт прошлого опыта, а процесс воспитания Л. подменяется убеждениями, уговорами, т.е. чисто словесными воздействиями. В результате преобладания подобного подхода в обучении и воспитании Л. происходит процесс «обнищания души при обогащении информацией».

Читайте также:  Массаж глаз для восстановления зрения картинки

Образ человека как вместилища нужд, инстинктов и влечений утвердился в ряде направлений психологии прежде всего под влиянием психоанализа. Согласно 3. Фрейду, развитие «человека нуждающегося» идет через непрекращающие — ся конфликты, разыгрывающиеся одновременно во внеш. и внутр. планах: во внешнем — между Л. и обществом, во внутреннем — между тремя такими субстанциями Л., как Сверх-Я (социальные нормы, запреты, цензура совести), Я (осознаваемый мир личности) и Оно (неосознанные нереализованные и подавленные влечения). Мн. направления (индивидуальная психология — А. Адлер, аналитическая психология — К. Юнг, неопсихоанализ — Э. Фромм и др., гуманистическая психология — А. Мас-лоу, К. Роджерс и др.) исходили в своих представлениях из образа «человека нуждающегося», выводя психол. закономерности развития Л. из исследования динамики реализации и удовлетворения разл. потребностей и мотивов. Если в педагогике, в технологии обучения и воспитания опираются на образ «человека нуждающегося», то невольно проектируется особый тип Л. — интеллектуально пассивного потребителя информации.

Образ «запрограммированного человека», оформившийся в разных сферах человекознания, определяет представления о Л. в социобиологии (развитие человека как развертывание генетич. программ), бихевиоризме, рефлексологии и необихевиоризме (развитие человека как обогащение рефлекторных программ поведения), социологических и социально-психол. ролевых концепциях Л. (поведение как разыгрывание усвоенных в ходе социализации ролевых программ и сценариев жизни). Если трактовка Л. в психологии и педагогике основывается на образе «запрограммированного человека », то пед. воздействие так или иначе сводится к удачному подбору стимулов и подкреплений, на к-рые должны послушно реагировать живые социальные автоматы.

Образ «человека-деятеля» — основа для построения культурно-ист. психологии, системно-деятельностного подхода к пониманию Л., гуманистич. социального психоанализа и экзистенциальной ло-готерапии. Если концепции Л. исходят из образа «человека-деятеля», то Л. понимается как субъект ответственного выбора, порождаемый жизнью в обществе, стремящийся к достижению целей и отстаивающий своими деяниями тот или иной социальный образ жизни, а в центр пед. процесса ставится поиск оптимальных форм организации совместной деятельности и общения между людьми.

От образов человека в культуре и науке зависят как конкретные действия по отношению к Л., так и теоретич. схемы анализа развития Л. Преобладание в психологии Л. образов «ощущающего человека», «нуждающегося человека» и «запрограммированного человека» во многом обусловили реальный факт несовпадения индивида, Л. и индивидуальности и обособленное становление биогенетической, социогенетической и персоногене-тической ориентации человекознания.

В центре внимания представителей био-генетич. ориентации находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетич. свойствами (задатки, темперамент, биол. возраст, пол, тип телосложения, нейро-динамич. свойства мозга, органич. побуждения и др.), к-рые проходят разл. стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе. В основе созревания индивида лежат преим. приспособит, процессы организма, к-рые изучаются в таких науч. областях, как психофизиология индивидуальных различий, психогенетика, психосоматика, нейропсихология, психоэндокринология и сексология.

Представители разных течений социогенетич. ориентации изучают преим. процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности. Проблемы социализации, или, в широком смысле, социальной адаптации человека, разрабатываются гл. обр. в социальной психологии, этнопсихологии, ист. психологии.

В центре внимания персоногенетической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества Л., формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности. С изучением всех этих проявлений Л. связана общая психология Л., разные аспекты к-рой освещаются в психоанализе, индивидуальной психологии, аналитич. психологии и гуманистич. психологии.

В обособлении биогенетич., социогенетич. и персоногенетич. направлений проявляется метафизич. схема детерминации развития Л. под влиянием двух факторов — среды и наследственности. В рамках системно-деятельностного ист.-эволюц. подхода разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития Л. В этой схеме свойства человека как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития Л., к-рые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития.

Социальная среда также представляет собой источник, питающий развитие Л., а не «фактор», непосредственно определяющий поведение. Будучи условием осуществления деятельности человека, социальная среда несет те обществ. нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с к-рыми сталкивается индивид. Подлинными основаниями и движущей силой развития Л. выступают совм. деятельность и общение, посредством к-рых осуществляется движение Л. в мире людей, приобщение ее к культуре. Через преобразование в своих поступках и деяниях мира, других людей и себя идет самоосуществление индивидуальности и обогащение жизни общества. Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей обществ.-ист. опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

В рамках системно-деятельностного подхода Л. рассматривается как относительно устойчивая совокупность психич. свойств, как результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей, где взаимоотношения в группе могут трактоваться как носители Л. ее участников; «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности др. людей. Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть Л. и обнаруживает способность стать Л., реализуемые в социально значимой деятельности. Этим определяется развитие человека как Л.

Формирующиеся в ходе развития способности и функции воспроизводят в Л. исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых. Деятельность ребенка всегда опосредована взрослыми, направляется ими. Тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии Л. Опираясь на то, чем ребенок уже обладает, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности и новыми формами поведения.

Развитие Л. осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов. Деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, к-рые складываются у человека с наиб. референтной группой (или лицом), является определяющим фактором развития Л.

В общем виде развитие Л. может быть представлено как процесс и результат вхождения человека в новую социальную среду и интеграции в ней. В том случае, если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит три фазы своего становления в ней как Л. Первая фаза — адаптация — предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до нек-рой степени уподобление индивида др. членам этой общности. Вторая фаза — индивидуализация — порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким, как все» и стремлением индивида к макс, персона-лизации. Третья фаза — интеграция — определяется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, к-рые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как Л. В случае, если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляции Л., либо ее вытеснение из общности, либо деградация с возвратом на более ранние стадии ее развития.

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке.

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

Человек по своей природе сеть существо общественное.

Наихудшее, чем>’ может научиться молодежь, — легкомыслие. Ибо последнее порождает те удовольствия, из которых развивается порок.

Человек рождается не для того, чтобы удовлетворять свою плоть и вести растительный образ жизни, а для жизни человеческой — разумной, нравственной, плодотворной.

Личность как объект и предмет педагогической науки

Специфика педагогического подхода к личности

Понятие «личность» используется во многих науках в схожих значениях, так как имеет общее происхождение. Личиной (персоной) в древнем театре называли маску, которую актер одевал на лицо (варианты ее можно увидеть сейчас на фронтонах театров и афишах). Маска была характерной — «герой», «злодей», «несчастный», «любовник» и т.д. и указывала место актера в театральном действе, роль, которую он играет. Сейчас, говоря о человеке как личности, также имеют в виду его роль, но в более широком значении — место в обществе, положение среди людей, роль в «театре жизни», вклад в него.

Личность — это системное социальное свойство каждого человека, имеющее у разных индивидов нечто общее и варьирующее в широком диапазоне индивидуализированные качественные характеристики. Человек как личность — это его социальная сущность и облик, главная характеристика как человеческого цивилизованного существа, показатель степени возвышенности над животным, которым он был при рождении, обладая единственной способностью стать человеком (А.Н. Леонтьев). Не врожденные биологические характеристики, не цвет волос, не одежда, не его имущество и т.п. определяют, что представляет собой данный человек как личность, а именно его социально значимые индивидуальные особенности. В личностных ипостасях человек предстает и оценивается как член общества, гражданин,

представитель определенной социальной группы, как потребитель и созидатель, носитель человеческого опыта, его защитник и творец.

Проблема личности не случайно находится в центре внимания многих наук, ибо она реально приоритетна и для самого человека, и для общества. Это острая, актуальная, центральная социальная проблема, определяющая сегодняшнюю жизнь человека, общества и их будущее [1] . Общество всегда таково, какой тип личности преобладает у его граждан. Оно и жизнь в нем не могут стать лучше, если люди не станут лучше как личности и если само общество не создаст условий для этого. Для современной России решение проблемы личности имеет повышенно судьбоносное значение. Самотек и хаос в формировании многих молодых людей в период социально-экономической смуты 1990-х гг. в будущем для России, не преодоленные во многом до сих пор, будут неизбежно негативно сказываться еще не менее 30—50 лет, что позволяет предсказывать трудности для общества.

Науки в соответствии со своим предметом выделяют в личности разное. В социологии, например, она оценивается преимущественно по социальным ролям и социально-демографическим данным. В этике личность — человек как носитель нравственных ценностей, чувства долга и ответственности, обладающий совестью и достоинством. В юриспруденции это дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и несущий юридическую ответственность за поступки. В психологии — главная целостная характеристика внутреннего мира человека, мера развитости его сознания, интеллекта, нравственно-психологических и деловых качеств и способностей, как защитника и творца человеческих ценностей. В психиатрии личность — оценка человека по его потенциям к психиатрическим заболеваниям и проявлениям их симптомов.

Специфика педагогического подхода к личности выражается:

• во-первых, в рассмотрении становления личности в проявлении и изменении ее педагогических свойств —

воспитанности, образованности, обученности и развитости (рис. 4.1). Они составляют макроструктуру ее педагогической системы, формирующейся прижизненно и развивающейся в идеале до своей индивидуальной цивилизованной вершины (акме). Развитие проходит ряд уровней, а качественная характеристика достигнутого (,педагогическое измерение) данным индивидом уровня развития определяет его педагогический облик (портрет) в данное время. Стать личностью в педагогическом качестве — значит формироваться и совершенствоваться в системе педагогических свойств, стремясь к цивилизованной вершине. Практически во всех сферах жизни общества и во все годы люди постоянно оцениваются по характеристикам их воспитанности, образованности, общей и профессиональной обученности и развитости;

Читайте также:  Утрата зрения у животных обитающих под землей является примером дегенерации

Рис. 4.1. Схема педагогической самореализации личности

• во-вторых, в признании факта возникновения и изменения педагогических свойств у каждого человека во всеобъемлющем и непрерывном процессе социализации [2] — индивидуализированном и избирательном присвоении и усовершенствовании им в процессе личной жизни разных видов опыта предшествующих и живущего поколения, а также субъективной переработке собственного опыта. Этот процесс непрерывен, и в нем выделяют дотрудовую, трудовую и послетрудовую социализации [3] . Понятие «социализация» по своему значению глобально. В педагогике оно становится популярным и имеет тенденцию приобрести категориальное значение (В.А. Сластенин,

И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов,

В.И. Смирнов, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик,

Приходится считаться с тем, что процесс социализации комплексен по своим качественным особенностям, содержанию, закономерностям, факторам, условиям, трудностям, управляемости и по соответствующей представленности в социализирующемся человеке (его свойствах, качествах, особенностях). Он включает разные ее виды — культурную, нравственную, правовую, трудовую, психологическую и др., рассматриваемые разными науками. Что касается педагогики, то процесс социализации выступает для нее в особом ракурсе рассмотрения, в связи с своеобразием ее предмета, компетенции и интересов, т.е. как вид педагогической социализации. Это процесс и результат возникновения у человека с момента рождения социально детерминируемых и важных педагогических новообразований — воспитанности, образованности, обученности и развитости и их дальнейшего непрерывного изменения (желательно — совершенствования) в течение всей жизни;

• в-третьих, в подходе к личности не как к пассивному объекту, «наполняемому» социальным опытом, а как к субъекту общественных отношений и педагогических систем, проявляющему активность и самостоятельность в усвоении опыта и формирующему самого себя, а поэтому несущему личную ответственность за свой жизненный путь. Задача педагогики — помочь человеку стать мыслящей личностью, гражданином своей страны и мира, понимающей свое место и поведение в обществе и для своей самореализации (самоосуществления. — А.В. Мудрик, 2001), ориентированной на сохранение и упрочение общечеловеческих ценностей в сотрудничестве с педагогами и педагогическим системами в обществе.

Понятия человек, личность. Их место среди понятий педагогики

Человек — живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью

создавать орудия, и пользоваться ими в процессе общественного труда. С

биологической точки зрения, человек — высшая ступень развития животных на

земле. В то время как поведение животного полностью определяется

инстинктами, поведение человека непосредственно определяется мышлением,

чувствами, волей, степенью познания законов природы, общества, самого себя.

Личность– понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность. Личность – человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации.

Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания.

Формирование личности. Это понятие в самом общем виде определяется как объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения человека.

Формирование личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. К основным факторам относят наследственность, социальную макро- и микросреду, материально-экономические условия жизни, воспитание и самовоспитание.

Социализация— процесс вхождения человека в общество, в культуру своей или чужой страны. С точки зрения современной психологии социализация — это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом норм, идеалов, ценностных ориентаций, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения, осуществляемый в общении и деятельности.

Воспитание — основное понятие педагогики, где оно используется в широком и узком социальном смысле, а также широком и узком педагогическом значении.

В широком социальном смысле это передача накопленного опыта (знаний, умений, норм) от старших поколений к младшим, включающая в себя воздействие на личность общества в целом.

В узком социальном смысле воспитание — это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (системы образования, семьи, церкви, СМИ и др.) с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, ценностей и личностных качеств.

В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание и методы.

Обучение. Как и воспитание, направлено на развитие личности. Но в обучении эта направленность реализуется посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Определение личности

Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельность, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально – значимых черт, отношений, установок и методов, характеризующих человека как члена общества

Личность – человек как актиынй субъект общественных отношений

Личность – это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой

Личность – человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности

Личность – человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений

Основные категории педагогики

-процесс или продукт «формирования ума, характера или физических

-овладения ЗУ, способами творческой деятельности, мировоззренческими идеями

– овладение всей совокупностью общественного опыта: способами творческой деятельности, социальными отношениями.

это процесс и результат приобретения систематизированных знаний, умений и навыков, усвоения определенного культурного багажа

двусторонний процесс совместной, целенаправленной деятельности учеников и учителей по приобретению систематизированных знаний, умений и навыков

процесс целенаправленного формирования личности

-специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников

целенаправленный и организованный процесс формирования личности

Функции педагогики

Общетеоретическая функция педагогической науки состоит в теорети­ческом анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описы­вает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким зако­нам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы.

Прогностическая функция — обоснованное предви­дение развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся и т. п.). На базе на­учно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное пла­нирование.

Практическая (преобразовательная, прикладная) функция – усовершенствование педагогической практики, разработка новых методов, средств, фор­м, системы обучения, воспитания, управления образовательными струк­турами.

Научно-теоретическая функция (описывает и объясняет педагогические явления):

— отражает педагогическую действительность как она есть, как сущее.

— даёт знания об успешности или неуспешности работы учителей по новым учебникам, о трудностях, которые испытывают учащиеся при изучении учебных материалов определенного типа, о составе, функциях и структуре содержания образования и т.п.

Конструктивно-техническая (нормативная, регулятивная)

— отражает педагогическую действительность такой, какой она должна быть

— даёт знания о должном — о том, как нужно планировать, осуществлять и совершенствовать педагогическую деятельность в соответствии с отраслями учебно-воспитательного процесса и условиями, в которых он протекает

Научно – теоретическая функция

-описание и объяснение педагогического явления

Конструктивно – техническая функция

Трактовка понятия «личность» в педагогике.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Существенное значение для педагогики имеет прежде всего уяснение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность», «развитие», «формирование». В многочисленных работах о личности нередко эти понятия путаются.

Понятие индивид обозначает единичное природное существо представителя вида Homo sapiens, отдельного представителя человеческой общности.

Понятие личность обозначает совокупность индивидуальных социально-психологических качеств, характеризующих человека и определяющих систему его отношений к окружающему миру.

Личность — системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения. К таким свойствам и качествам относятся речь, сознание, социальные функции (родителей, учителей, управленцев), позиции личности (отношение к материальным и духовным ценностям, к обществу, к людям, к себе, к обязанностям и степени их осознания), нравственный облик личности, ее социальные установки. Качества личности формируются в конкретных видах деятельности, в складывающихся отношениях с окружающим миром и людьми, в мышлении и сознании, в познавательных процессах.

Всестороннее и гармоническое формирование и развитие личности является главной целью воспитания.

Ниже приводится обобщенная схема психологической структуры личности (по В.Т. Чепикову):

Компоненты сторон личности

Опыт познавательной и предметно-практи-ческой деятельности

Опыт осуществления репродуктивной деятельности (умения и навыки)

Опыт осуществления творческой деятельности

Опыт социального поведения

Функциональные механизмы психики

Подсистема «Я» (самооценка, уровень притязаний)

Следует различать понятия «личность» и «индивидуальность». Понятие индивидуальность включает в себя то общее и единичное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, и что придает им своеобразную красоту и неповторимость (И.Ф. Харламов). Под индивидуальностью понимают главенствующую особенность личности, проявляющуюся в чертах темперамента, характера (например, уравновешенно-волевой и целеустремленный человек), специфике восприятия, интеллекте, потребностях и способностях. Основой индивидуальности являются анатомо-физиологические задатки. Индивидуален каждый человек, но в разной степени. В зависимости от степени выраженности биологических задатков и способностей, внутренний активности, среды и воспитания, индивидуальность проявляется ярко, образно, контрастно, вариативно или, наоборот, малозаметно.

Индивидуальность характеризует непохожесть и отличие одной личности от другой, что придает ей своеобразную красоту и неповторимость, и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения.

Так, рабочий может отличаться от своих собратьев по труду особой старательностью, рационализаторским подходом к делу. Индивидуальность преподавателя может выражаться в его глубокой эрудиции, широте педагогических взглядов, особой манере подхода к детям, творческом устремлении, характеризующем его работу.

Яркие индивидуальные проявления одной личности могут привести (и неизбежно приводят) к столкновениям с другими разнонаправленными личностями, что всегда чревато созданием конфликтных ситуаций.

Развитие в общем смысле – это поступательный процесс направленного изменения чего-либо.

Развитие личности — это качественное изменение психической деятельности, в переходах от ее низших ступеней к высшим, в возникновении новых черт памяти, восприятия, представлений, воображения, мышления, воли, характера и т. д.

Формирование личности — это становление целостной личности в результате возникновения, развития и интеграции отдельных личностных качеств.

Источники:
  • http://didacts.ru/termin/lichnost.html
  • http://studref.com/483415/pedagogika/osnovy_pedagogicheskoy_teorii
  • http://studopedia.ru/10_258136_ponyatiya-chelovek-lichnost-ih-mesto-sredi-ponyatiy-pedagogiki.html
  • http://studfiles.net/preview/4016733/page:2/
  • http://students-library.com/library/read/57080-traktovka-ponatia-licnost-v-pedagogike