Меню Рубрики

Личность с точки зрения общей психологии

Общее представление о личности

Факторы социализации, формирования и развития личности

Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии

Подходы к изучению личности в отечественной психологии

Формирование и развитие личности

Общее представление о личности

Проблема личности – одна из центральных в психологии. Ведущей она является и для других гуманитарных, антропологических наук: философии, педагогики, юриспруденции, социологии и т.д. Все эти науки опираются на общее, сложившееся в теории понимание личности как явления, делая акцент при этом на своем аспекте изучения. Так, личность в педагогике это объект и субъект педагогического процесса, обучения, воспитания и развития. В философии личность выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимае-мого личностью в обществе. Личность в социологии – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт обществен-ного развития и включения индивида в систему социальных отношений посред-ством деятельности и общения. Юриспруденция рассматривает личность как носителя правового сознания, правовых норм, правил, ценностей, как субъекта правовых отношений, действий, поведения.

Личность в психологииизучается различными отраслями психо-логической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует, в свою очередь, разноуровневого психологического анализа.

Разработка личности в общей психологиинеобходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоцио-нально-волевых процессах. Психологию личность интересует с точки зрения ее внутреннего строения, архитектоники, закономерностей ее возникновения, формирования, развития, особенностей социально-психологических проявле-ний, роли в этом природных, биологических (наследственных), социальных и других обстоятельств. Одна из центральных проблем в психологии личности – выявление психологических механизмов ее функционирования, проявлений, регуляции жизнедеятельности человека.

Дифференциальная психология делает акцент на изучении индивидуаль-но-психологических особенностей личности и различиях между людьми.

Социальная психологиявыводит структуру личности из структуры ее взаимодействия с другими людьми и социальным целым. При этом социальная психология изучает статус и социальные роли личности в различных общнос-тях, ее самовосприятие в контексте этих ролей, установки, межличностные отношения и восприятие, связи личностей в совместной деятельности.

Существенный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая психология, психология труда, психология развития и ряд других.

Понимание личности тесно связано с осмыслением таких категорий, как «человек», «индивид», «индивидуальность», «субъект» «субъектность». В житейской практике нередко допускается смещение понятий «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность», что не оправдано с точки зрения научного подхода к изучению личности (рис. 1).

Человек как вид – это представитель вполне определенного биоло-гического вида (вида живых существ), отличающийся от других живот-ных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического и психологического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решение, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства.

Человек – понятие видовое и включает в себя две взаимосвязанные системы: биологическую и психическую, духовную. Каждая из этих систем, в свою очередь, состоит из подсистем и отдельных феноменов. В своем физиологическом и психическом развитии человек проходит несколько стадий: младенчество, детство, юность, взрослость, старость.

Рис. 1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность»

Специфические человеческие способности и свойства не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются в течение жизни, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколе-ниями. Никакой личный опыт не может сформировать логическое мышление и системы понятий человека. Участвуя в различных формах социальной деятель-ности, человек развивает в себе те специфические способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек подчиняется биологическим и физиологическим законам, как социальное – законам развития общества.

Индивид– человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпо-сылки развития личности и индивидуальности. В основе понятия «индивид» лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей.

В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:

1) человек – это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило — и онтогенетического развития, носитель видовых черт;

2) отдельный представитель человеческой общности, выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, исполь-зующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное. Понятие «индивид» не следует смешивать с противопо-ложным по значению понятием «индивидуальность», показывающим отличие человека от всех других людей.

«Индивид» обозначает нечто целостное, неделимое. Этимологически истоком этого значения понятия «индивид» и является латинский термин «индивидуум». Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность. Характеризуя личность, также имеют в виду целостность, но такую, которая рождается в обществе.

В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями. Человека как индивида и его развитие в онтогенезе изучают общая, дифференциальная, возрастная психология, психофизиология, онтопсихофизиология.

Субъект – это человек в совокупности таких психических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом.

Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основу предмет-ной деятельности человека составляет труд, и поэтому он выступает как субъект труда. Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания, и поэтому человек предстает каксубъект познания.В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качествесубъекта общения. Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости. Человека как субъекта деятельности изучают общая и генетическая психология, психология познания, труда, творчества.

Субъектность это способность человека к тому или иному целепо-лаганию и соответствующей поставленным целям активности.

Эти цели могут быть ситуативными, в интересах текущих дел и более отдаленного характера: на тот или иной отрезок жизни либо на всю жизнь. Очевидно, что чем более отдаленные цели, социально значимые и адекватные своим возможностям ставит человек и осуществляет действия по их достижению, тем более развита, социальна и социализирована личность, тем выше уровень ее субъектности.

Индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, эмоцио-нальной и волевой сферах, интересах, потребностях и особенностях человека. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личнос-ти. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенст-вующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих.

При всей разносторонности понятия «индивидуальность» оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями «особенность», «неповто-римость», сколько с понятиями «самобытность» индивида, его способность быть самим собой, быть независимым и самостоятельным. Именно на уровне индивидуальности становятся возможными наивысшие достижения человека, поскольку индивидуальность проявляется во взаимосвязи и единстве свойств человека как индивида, собственно личности и субъекта деятельности.

Личность– это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в обществен-ных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев).

Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн).

Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен).

Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон).

Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).

Личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).

Личность – человек как носитель сознания (К.К. Платонов).

Личность есть формирующуюся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых).

Личность – это сознательный индивид. Нельзя понять общественную роль личности, не анализируя ее психики: мотивов поведения, характера и способностей, а в некоторых случаях и особенностей ее телесной организации.

Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется:

развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности, самостоятельности личности в ее суждениях и действиях и ориентированным прежде всего на познание себя, усовершенст-вование себя и поиск смысла жизни;

активностью – стремлением выйти за пределы реализованных возмож-ностей, за рамки ролевых предписаний, расширить сферу деятельности;

наличием Я-образа – системы представлений человека о себе реаль-ном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.;

направленностью – устойчивой системой мотивов: потребностей, ин-тересов, идеалов, убеждений и т.д.;

характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающих типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования.

Личность – социальное качество человека, степень включенности в системы социальных отношений. Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной и природной средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. Именно в процессе этого взаимодействия человек и формируется, и раскрывается, и проявляет себя как личность.

Таким образом, приступая к психологической характеристике человека, необходимо дать психологическую характеристику человека как индивида, собственно личности, субъекта деятельности и индивидуальности.

Основные теории личности в отечественной психологии

В отличие от зарубежных теорий отечественная психология характеризуется в целом двумя направлениями, каждая из которых имеет свое основание.

Первая направление, в основном психолого-педагогическое, ориентировано на изучение и описание отдельных свойств человека, фиксируемых в чертах личности, с последующей организацией их в подструктуры (направленность, характер, способность, темперамент).

Второе – психологическое направление, опирается на деятельностный подход, разработанный А.Н.Леонтьевым, и ориентировано на выявление причин и механизмов образования характера, способностей и других проявлений личности.

В основу деятельностного подхода были положены следующие принципы:

1) принцип единства психики и деятельности, противопоставляющий отечественную психологию как различным вариантам психологии сознания, изучавшим психику вне поведения, например интроспективная психология, гештальтпсихология,так иразным натуралистическим течениям поведенческой психологии, исследующим поведение вне психики, например бихевиоризм, необихевиоризм;

2) принцип развития и историзма, введение которых в конкретные исследования с необходимостью предполагает исследование деятельности как движущей силе развития психики и формирования личности.

Основные характеристики деятельности — предметность и субъектность. Специфика предметной определенности деятельности в том, что объекты внешнего мира (и природы) воздействуют на субъекта не непосредственно, а лишь, будучи, преобразованными в процессе совместной деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, фиксированными в предметах культуры, а соответственно в алгоритмах действия и понятиях, в ценностях, социальных ролях и норм поведения.

Субъектность деятельности выражается во-первых, в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности. И, во-вторых, тем, что каждый образ имеет не только обще принятое значение, но и личностный смысл, т.е. «значение для меня» (мое значение), придаваемый мотивами или различными установками событиям, действиям и деяниям.

При анализе деятельности выделяются три плана ее рассмотрения:

1) генетический — в нем исходной формой любой человеческой деятельности является социальная совместная деятельность, а механизмом развития психики выступает интериориэация, в ходе коей происходит переход внешней по форме деятельности во внутреннюю деятельность;

2) структурно-функциональный — в основе такого рассмотрения деятельность дифференцируется либо на уровни строения, либо на отдельные компоненты с выделением их функций. При этом, этот аспект рассмотрения указывает на то, что в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяются содержание психического отражения, уровень отражения (осознаваемый или неосознаваемый) и вид регуляции деятельности (произвольный или непроизвольный);

3) динамический — здесь при рассмотрении деятельности изучаются механизмы саморазвития деятельности и возникновение ее новых форм, а также — обусловливающие устойчивость целенаправленной деятельности в изменчивой реальности.

Использование категории деятельности как объяснительного принципа привело к разработке представлений о планомерном формировании умственных действий; о ведущей деятельности как основе периодизации развития психики; о деятельностном опосредовании межличностных отношений и пр.

Поэтому, в деятельностном подходе заложены основы того, что именно анализ системы деятельностей, реализующих жизнь человека в обществе, приведет к раскрытию такого многоуровневого системного образования как личность. Отечественные психологические школы формировались вокруг ведущих ученых — Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе, А.В.Петровского.

Читайте также:  Объясните с точки зрения теории электролитической диссоциации сущность химических реакций протекающих

С теоретической точки зрения в теорию общей психологии вводится принцип личностного опосредования. Данное положение означает то, что все психические процессы: внимание, память, мышление и т.д. — носят активный, избирательный характер, т.е. зависят от особенностей личности (мотивации, интересов, целей, характера). С точки зрения изучения личности самой по себе — ее структуры, особенностей формирования и развития, самосознания и самооценки.

Л.С. Выготский — один из методологов психологии. Его концепция была названа культурно-исторической, потому что интерпретацию сознания и психических процессов можно было вывести только из культурно-исторических отношений, в которые вступает индивид с момента своего рождения. Л.С. Выготский формулирует две гипотезы: об опосредствованности высших психических функций, и о происхождении внутренней деятельности из внешней путем интериоризации.

Эксперименты, проведенные на разных функциях показали, что сначала овладение поведением происходит во внешнем (социальном) плане, в сотрудничестве со взрослым, а затем знаки и сами функции постепенно становятся внутренними. Этот закон носит название общего генетического закона культурного развития – «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, и к развития воли».

Главная идея Выготского состояла в утверждении положения о развитии высших психических функций из природных, натуральных процессов, обеспечивающих выживание посредством потребления и адаптации организма к внешней среде.

Личность есть понятие социальное, она охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не врожденна, но возникает в результате присвоения культуры данной исторической эпохи, и поэтому «личность» есть понятие историческое. Она охватывает единство поведения, которое ориентировано не на выживание и потребление, а на овладение социального опыта.

А.Н. Леонтьев — выдающийся отечественный психолог, организатор науки, создатель теории деятельности. Ведущим понятием его концепции является категория деятельности. Она рассматривается «как процесс, внутренние противоречия и трансформации которого порождают психику как необходимый момент его развития». Благодаря феномену деятельности, А.Н. Леонтьев преодолевает принцип непосредственности, согласно которому организм прямо реагирует на воздействия (стимулы), исходящие от среды.

Принцип предметности деятельности изменяет позицию субъекта в процессе взаимодействия с объектом, поскольку последний трактуется двояко: «первично — в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично — как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может».

Исходной и основной формой деятельности выступает деятельность внешняя, чувственно-практическая. В процессе исторического развития внешней деятельности возникают внутренние процессы, которые приобретают относительную самостоятельность и способность отделяться от практической деятельности путем интериоризации; существуют переходы и в противоположном направлении — от внутренней деятельности к внешней путем экстериоризации. Обе формы имеют общее строение.

В предметной деятельности выделяются относительно самостоятельные единицы — действия и операции. Во внутренней деятельности такими являются мотив, цель, условие. «Особенность анализа целостной деятельности, связанного с выделением ее единиц, состоит в том, что он направлен на раскрытие ее внутренних системных связей и отношений». При выделении таких единиц деятельности правомерно задать следующие три вопроса: «Ради чего совершается деятельность?» (мотив деятельности), «На что она направлена?» (цель), «Какими способами реализуется?» (средство).

Личность по Леонтьеву — внутренний момент деятельности. Ребенок становится личностью лишь как субъект общественных отношений. Понятие личности обычно сопоставляется с понятием индивида. «Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенность конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид — продукт филогенетического и онтогенетического развития. Личность — относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека; она «производится», создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности».

Структура личности раскрывается им через понятие мотива и деятельности. Он утверждает, что «исходя из набора отдельных психологических или социально-психологических особенностей человека никакой «структуры личности» получить невозможно, что реальное основание личности человека лежит не в заложенных в нем генетических программах, не в глубинах его природных задатков и влечений и даже не в приобретенных им навыках, знаниях и умениях, в том числе и профессиональных, а в той системе деятельностей, которые реализуются этими знаниями и умениями».

Единицей анализа личности выступает личностный смысл как отражение в сознании человека отношения мотива к цели. Личностный смысл обычно соотносится с понятием значения. А.Н. Леонтьев утверждает, что значение не может быть использовано как единица анализа личности, поскольку действительность отражается в нем в независимой от индивида, личности форме. «Значение — это то обобщение действительности, которое кристаллизовано, фиксировано в чувственном носителе его — обычно в слове или в словосочетании.

По мнению Леонтьева, структура личности представляет собой относи­тельно устойчивую конфигурацию «главных, внутри себя иерархизованных, моти­вационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий обра­зуют как бы общий «психологический» профиль личности». Все это позволяет Леонтьеву выделить три основных параметра личности: широта связей человека с миром (посредством его деятельностей); степень иерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей); общая структура этих связей, точнее мотивов-целей.

С.Л. Рубинштейн — выдающийся философ и психолог, занимавшийся проблемами психологии мышления и заложивший методологические основы психологии. В статье «Принцип творческой самодеятельности» он рассматривает познание не как созерцание, а как активную деятельность. На основе этой идеи он формулирует принцип единства сознания и деятельности.

«Утверждение единства сознания и деятельности означало, что надо понять сознание, психику не как нечто лишь пассивное, созерцательное, рецептивное, а как процесс, как деятельность субъекта, реального индивида, и в самой человеческой деятельности, в поведении человека раскрыть его психологический состав и сделать, таким образом, самую деятельность человека предметом психологического исследования». Рубинштейн специально отмечает, что не только деятельность влияет на личность, но и личность, имея право на выбор, занимает активную и инициативную позицию.

На первых этапах развития отечественной психологии введение понятия личностного принципа было связано с преодолением отрыва личности от сознания и деятельности. На этом этапе основной акцент делался на роли деятельности в развитии личности. Чтобы перейти от представления о личности как накопителе отдельных функций к исследованию личности как таковой, нужно было определить структуру личности.

Личность как целое, согласно С.Л. Рубинштейну, выражается через триединство:

— чего хочет человек (потребности, установки),

— что может (способности, дарования),

— что есть он сам (потребности и мотивы, закрепленные в характере).

Личность рассматривалась как высший уровень организации материи, как регулятор сознания по отношению к деятельности. Личность и ее психические свойства являются одновременно и результатом, и предпосылкой деятельности.

Б.Г. Ананьев — виднейший отечественный психолог. Как и в трудах других отечественных психологов, идея социальной детерминации личности занимает в концепции Ананьева одно из центральных мест. Социальный фактор рассматривается им опосредованно, через понятия социального статуса, социальной ситуации, образа жизни и прочее. Он наиболее тщательно исследовал проблему индивидуального развития человека. В этой комплексной проблеме он выделял понятия индивида, личности, субъекта, человека.

Личность рассматривается им как наиболее позднее образование по сравнению с индивидом. Это «связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения и предметной деятельности. Подобно тому, как начало индивида — долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, так и начало личности — долгий многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий на втором-третьем годах жизни человека».

Ананьев считал, что в изучении человека как личности особо выделяются:

— статус лично­сти, т. е. ее положение в обществе (экономическое, политическое, правовое и т. д.);

— общественные функции, осуществляемые лично­стью в зависимости от этого положения и исторической эпохи;

— мо­тивация ее поведения и деятельности в зависимости от целей и цен­ностей, образующих внутренний мир;

— мировоззрение и вся совокуп­ность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду, другим людям, самому себе);

— характер и склонно­сти.

Вся эта сложная система субъективных свойств и качеств чело­века, его социально-психологических феноменов определяет его деятельность и поведение.

В.Н. Мясищев — психолог, психиатр, психотерапевт, разрабатывал психологию отношений. Он подчеркивал, что система общественных отношений формирует субъективные отношения человека ко всем сторонам действительности. Отношение — одна из форм отражения человеком окружающей его реальности. «Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности».

Отношения личности — ее потребности, интересы, склонности являются продуктом взаимодействия человека с конкретной средой. Среди видов отношений он называет эмоциональное отношение, интерес и оценочное отношение. «Отношение — сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности. Отношения поэтому являются движущей силой личности».

Особый интерес вызывала у него проблема характера. Он определяет его как устойчивую в каждой личности систему отношений к разным сторонам действительности, проявляющуюся в типичных для личности способах выражения этих отношений в ее повседневном поведении. В структуре личности он выделял несколько планов. Первый — доминирующие отношения личности, второй — психический уровень, или уровень желаний и достижений, третий уровень — динамика реакций (или темперамент).

А.В. Петровский в своих исследованиях проводит и обосновывает личностный подход в психологии и трехфазную модель развития личности, включающую такие этапы как адаптация, индивидуализация и интеграция. Личностный подход, с его точки зрения, не ограничивается учетом индивидуальных особенностей психических процессов (мышления, воли, памяти и чувств), а нацелен на выявление представленности индивида в коллективе и коллектива в личности. В соответствие с этим понятием личность в психологии он обозначает «системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде».

Модель структуры личности составляют три подсистемы: внутрииндивидная (интраиндивидная), межиндивидуальная (интериндивидная) и метаиндивидную (надындивидную) подсистемы личности. В первую подсистему структуры личности входит системная организация ее индивидуальности, т.е. внутрииндивидная под­система, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека, необходимая, но недостаточная для понима­ния психологии личности.

Внутрииндивидная и межиндивидуальная подсистемы не покры­вают все проявления личности. Поэтому автор выделяет третью составляющую структуры личности — метаиндивидную (надиндивидную). Личность при этом не только выносится за рамки органического тела индивида, но и перемещается за пределы его наличных, существующих «здесь и теперь» связей с другими инди­видами.В этом случае в центре внимания психолога оказываются «вклады» в других людей, которые субъект вольно или невольно осуществляет посредством своей деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Психология личности

Насколько человек глубок, настолько он личность. Всегда и во всём — внутри должно быть больше, чем снаружи.
Бальтасар Грасиан-и-Моралес

Психология личности – это довольно-таки интересный и очень полезный раздел психологии, который, как видно из названия, изучает личность, а также различные индивидуальные процессы. Интересен этот раздел прежде всего потому, что личность – это очень ценное понятие в нашей жизни. Ведь изучать личность, значит, прежде всего, признавать ее, значит видеть ее в каждом человеке, значит считать личность одной из базовых ценностей нашего общества. А полезной эта область психологии является потому, что познавая самих себя, познавая свое внутреннее “Я”, мы одновременно многое узнаем и о других людях. Ведь все мы в чем-то и разные, и одинаковые одновременно. В психологии личности акцент делается на взаимосвязях личности с миром, социумом, жизнью, другими людьми, а также изучаются индивидуальные различия и динамические аспекты душевной жизни. Из всего этого делается попытка создать согласованную картину личности в ее взаимосвязях с окружающим миром и окружающими людьми. Видение и понимание этой картины мира, позволит нам всем понять свою роль в этой жизни. Поэтому, друзья, давайте посмотрим, что представляет из себя психология личности и какую пользу вы можете извлечь из этой увлекательной науки.

Что такое личность?

Первым делом нам с вами обязательно нужно разобраться с тем, что такое личность. Это чтобы понимать, изучением кого именно занимается рассматриваемая нами область психологии. Существует много определений личности и все они в той или иной степени верные. Но я хотел бы высказать наиболее, с моей точки зрения точную версию того, что такое личность. Личность – это совокупность психологических характеристик человека, а также все физиологические особенности его организма, которые складываются в процессе развития человека и определяют его поведение. Я считаю, что определенные отличительные особенности человек имеет с рождения. И дело не только и не столько в таких вещах, как отпечатки пальцев, сетчатка глаза, линия жизни, ДНК и всем остальном, что физически отличает нас от остальных людей, значительно более важную роль для нас играют – врожденный темперамент, психологические и умственные задатки, которые определяют наши способности и делают каждого человека уникальной личностью на более высоком уровне.

Читайте также:  Проверить зрение в туле и подобрать очки

Но мы должны понимать, что чем активнее и настойчивее мы будем развивать в себе свои индивидуальные задатки, тем отчетливее будут проявляться особенности нашей личности, тем более уникальной, а значит и ценной личностью мы будем. То есть, я хочу сказать, что недостаточно просто родиться не таким, как все – нужно еще стать не таким как все, чтобы не слиться с массой и не быть одним из многих, чья индивидуальность выражена недостаточно хорошо. И если раньше быть особенным, не таким как все, было во многих случаях не так уж и выгодно [коллективистская культура преобладала и сейчас преобладает во многих обществах перед индивидуалистической], а то и опасно, можно было подвергнуться остракизму [быть изгнанным], или наказанию, например, быть сожженным на костре за свои убеждения, то сегодня ценность уникальной, ни на кого не похожей личности существенно возросла, и будет расти дальше, можете в этом не сомневаться. В развитых обществах это точно будет происходить. Думаю, что и в развивающихся тоже. Поэтому так важно изучать психологию личности, чтобы понимать, как можно развить собственное “Я” максимально качественно.

Таким образом, для личности очень важно постоянно развиваться, чтобы все ее отличительные особенности становились все более отчетливыми и превращались в преимущество перед другими людьми. Задатки и возможности стать личностью не только по самому факту рождения, но и по факту развития, есть у каждого человека. При этом, как это ни странно, далеко не многие люди хотят быть личностью. Довольно большое число людей добровольно отказываются от этой возможности. Почему они это делают? По двум причинам – непонимание и страх. С одной стороны, люди не понимают, что значит, быть личностью, а с другой, они боятся той ответственности, которая на них ляжет, если они будут позиционировать себя, как личность. Ведь личность – должна нести ответственность за свою жизнь, а для этого она должна созреть. И вот тут-то у многих людей возникают проблемы – они останавливаются в своем развитии, с моей точки зрения, не без посторонней помощи, и поэтому просто не могут до конца повзрослеть, чтобы перестать бояться ответственности и начать видеть в ней хорошую возможность начать управлять своей жизнью. Это, кстати, очень интересное явление в нашей жизни, которое психология личности также изучает. Чуть более подробно мы поговорим о нем ниже, когда я расскажу вам о развитии личности.

Пока же, я хочу, чтобы вы понимали, дорогие читатели, многое из того, что нам с вами нужно знать о жизни, о других людях и о самих себе – находится внутри нас. Нам нужно изучать себя – свои желания, возможности, опыт, мысли, чувства. Все эти наши индивидуальные особенности определяют нашу жизнь. Внешний мир является лишь раздражителем для человека, на который мы реагируем так, как способны и как обучены реагировать. А реагируем мы все на разные вещи по-разному, вы это знаете. Есть, конечно, в нашей реакции на внешний мир что-то общее – мы все испытываем страх, зависть, отчаяние, страсть, жадность и так далее, мы все мечтаем о лучшей жизни, все стремимся к чему-то большему и лучшему, но все же, делаем мы это по-разному. Так что всегда можно выбрать и освоить наиболее эффективную модель поведения – для достижения своих целей, для защиты себя от агрессии со стороны внешнего мира, для воплощения своих желаний и так далее, если знать, что и каким образом нужно в себе изменить. Для этого имеет смысл изучать психологию личности.

Еще раз повторю, каждый человек – это личность. Каждый! Неважно, какая это личность, важно увидеть ее в каждом человеке и прежде всего в самом себе, чтобы затем уже оценить эту личность и понять, как ее развивать. Признавая личность, мы не только рассматриваем каждого человека отдельно от остальных людей, но и познаем удивительное многообразие его внутреннего мира. Вы только подумайте – каждый человек по-своему уникален и неповторим, это же просто поражает воображение. Да, мы во многом похожи, у нас схожее поведение, одинаковые потребности, часто схожие ценности, но все равно, в каждом человеке есть что-то свое, особенное, неповторимое, и что особенно важно, ценное для этого мира. И если человек развивает себя, он вне всяких сомнений повышает ценность и значимость своей личности.

Фиктивная личность

Но говоря о ценности личности, нельзя не сказать и о не совсем, скажем так, светлой стороне этого вопроса. Очень часто в нашей жизни можно встретить, так сказать, фиктивные личности, то есть личности, которые сильно выделяются на фоне других людей, но при этом их исключительность, избранность, особенность, не настоящая, то есть, это люди без внутреннего наполнения. Ну вот, например, некоторые звезды телевидения, кино, эстрады стали заметными и яркими личностями не благодаря каким-то своим особым качествам, которые они усиленно развивали в себе, а за счет той известности, которую они получили с помощью пиара. Ну, вы сами понимаете, стоит только какого-то человека несколько раз показать по телевизору, или где-то еще, как он уже становится известным. При этом, далеко не многие из тех, кого искусственным образом выделили на фоне остальных людей, действительно что-то из себя представляют. Таким образом, с помощью раскрутки, пиара, из человека создается не столько личность, в плане того, что этот человек действительно в чем-то превосходит других людей, а продукт, который затем успешно или неуспешно, как получится, продается. И таким продуктом, на самом деле, может стать каждый человек, даже полная бездарность и посредственность. Распиарить можно любого человека, из любого человека можно сделать особенную личность, которая благодаря внешней атрибутике, в первую очередь, благодаря информационному сопровождению, может казаться людям значимой личностью, авторитетной личностью, более важной, по сравнению с другими людьми личностью.

Но при этом, такой человек может ничего из себя не представлять, и если перестать его рекламировать, говорить о нем, он станет таким же простым человеком, как и все остальные, нередко даже менее талантливым, менее способным и менее интересным чем большинство других людей. Поэтому не спешите видеть развитую личность в том, кого вам преподносят различные источники информации. Оценивайте человека по его способностям, а не по тому информационному шуму или внешним атрибутам, которые его окружают. Это важно потому, что настоящая личность, в смысле, развитый человек – может помочь и вам стать личностью, а уж известной или не известной вы будете личностью, это другой вопрос. Далеко не всегда известность и популярность в этом мире что-то решает. Тогда как те личные качества человека, благодаря которым он может добиваться различных целей – гораздо важнее для жизни.

Есть также фиктивные, искусственные личности, которые пусты внутри, но при этом стремятся компенсировать свою пустоту снаружи. Это такие люди, которые чем-то хвастаются, что не имеет непосредственного отношения к ним самим, то есть, не является частью их самих. Неважно чем именно они хвастаются, все зависит от того, на кого они хотят произвести впечатление. Они могут хвастаться вещами, деньгами, связями с более известными людьми и так далее. Но при этом, без всего этого, они ничего из себя не представляют. Скажем, покупая дорогую вещь, например, тот же мобильный телефон, какой-нибудь дорогой и престижный, человек хочет выделиться, хочет казаться лучше и выше остальных, у кого такого телефона нет. Точно так же дела обстоят с автомобилем, одеждой и прочими вещами, которые, как кажется некоторым людям, делают их лучше в глазах других. Или речь может идти о каких-нибудь достижениях, ну там, скажем, о хорошем образовании, которое выражено не в знаниях и не в умениях человека, а в виде каких-нибудь атрибутов, например, в виде документов. Например, тот же диплом о высшем образовании, совсем ведь не означает, что человек образован, верно? Как и более серьезные документы. Но при этом некоторые люди активно хвастаются такими вещами, они хвастаются не знаниями и умениями, и не делами, а атрибутикой. Хотя эта атрибутика, может ни о чем вообще не говорить, ничего не доказывать.

Однако самое интересное во всем этом то, что подобное пускание пыли в глаза, как в свои собственные, так и в глаза другим людям, работает. То есть, многие люди действительно видят во всей этой внешней атрибутике свидетельство того, что обладающий ею человек действительно является особенной личностью. А ведь это может мешать нам принимать правильные решения, в отношении этих людей. Вот, скажем, к какому врачу вы пойдете лечиться, к тому, который имеет медицинский диплом или к тому, который его не имеет? Вероятно, что к тому врачу, у которого диплом есть, у вас будет больше доверия, чем к тому, у которого его нет. Но при этом, неужели у вас не появится желание узнать больше о реальных достижениях того или иного врача? Неужели одной только бумажки вам будет вполне достаточно для того, чтобы поверить в профессионализм того или иного специалиста? Совершенно очевидно, что никакие документы не гарантируют вам того, что вы имеете дело с профессионалом, однако многие люди верят во все эти вещи, во всю эту атрибутику, от того и совершают неправильный выбор. Или давайте так вопрос поставим – какой человек, с вашей точки зрения, может научить вас зарабатывать больше деньги, тот, который ездит на дорогом и шикарном автомобиле, или тот, кто ездит на работу на трамвае? Думаю, что вы [возможно] больше поверите тому, кто имеет дорогой автомобиль, чем тому, кто его не имеет. Но при этом, вы не станете задумываться о том, зачем богатому и успешному человеку вас чему-то учить, и что на самом деле может скрываться за его предложением научить вас зарабатывать большие деньги, или о том, кем раньше был тот человек, который сейчас не богат, — быть может в прошлом он миллионер, который разорился, но нужными знаниями не только обладает, но и искренне готов ими поделиться с другими людьми, в том числе и с вами. Я не говорю, что именно вы не станете обо всем этом задумываться, но большинство людей этого не делают. Им обычно достаточно поверхностных признаков для того, чтобы во что-то или кому-то поверить. Однако оценка личности того или иного человека – должна быть более глубокой, а не поверхностной. Только в таком случае вы сможете принять более правильное решение в отношении того или иного человека и не позволите никому пускать вам пыль в глаза.

Таким образом, для каждого человека такое понятие как личность, имеет свое определение. В том числе и неправильное. Для кого-то фиктивная личность – это личность, для кого-то личностью является тот, кто развил в себе те или иные качества, благодаря упорной работе над собой и действительно качественно отличается от большинства других людей. Другими словами, для кого-то имеет значение внешняя атрибутика, а для кого-то внутренняя наполненность. Какую пользу можно получить от взаимодействия с теми и другими, думаю, объяснять не надо. Хочу только сказать, что все то внешнее, что делает вас личностью, точно также может сделать вас никем. Стоит у вас только отнять все, что вы имеете и чем гордитесь, или поставить вас в такое положение, при котором ваши личностные качества начнут играть первостепенную роль, и многие иллюзии в отношении вас полностью развеются. Тогда как все то, что делает вас личностью изнутри – у вас никто отнять не сможет. Хотя, надо признать, что для пускания другим людям пыли в глаза – внешняя атрибутика очень даже эффективна. К сожалению, а для кого-то и к счастью, недалекие люди могут и встречать, и провожать друг друга только по одежке. На что, они, конечно же, имеют полное право. Каждый волен жить своими ценностями. Вам же нужно только определиться, каких ценностей хотите придерживаться вы, и ради чего.

Читайте также:  Разрешение экрана монитора оптимальное для зрения

Развитие личности

Ну и конечно же, говоря о развитии личности, я не могу не сказать более подробно о ее развитии. В конце концов, зачем ее, эту личность изучать, если не для развития. Все мы так или иначе развиваемся, хотя есть и такие люди, которые, к сожалению, деградируют. Однако развитие может быть разным – оно может быть интенсивным и целенаправленным, а может быть вялым и спонтанным. Тем не менее, я хотел бы, чтобы вы, уважаемые читатели, понимали, что не занимаясь саморазвитием – вы не сможете конкурировать с другими людьми в этом мире за одно только право считаться личностью. Это я и некоторые другие люди считают каждого без исключения человека личностью, но вы сами видите, что в этом мире, чтобы к тебе относились с уважением, с пониманием, чтобы тобой восхищались, чтобы любили тебя, нужно быть не таким как все, а каким-то особенным. Нужно быть лучше других. То есть, личность является личностью не по умолчанию, а благодаря чему-то, благодаря каким-то достижениям, либо, как было сказано выше, благодаря какой-то внешней атрибутике.

Только вот внешняя атрибутика – это не совсем то, к чему следует стремиться, с моей точки зрения. Быть фиктивной личностью, конечно, наверное, все-таки лучше, чем быть простым человеком, которого ни что не выделяет на фоне остальных людей. Однако, настоящая личность, обладающая массой выдающихся качеств, которые любой человек в себе может развить, а также харизмой, гораздо лучше. К тому же, все здесь зависит от вас, не от счастливого случая, не от других людей, а от вас. То, кем вы будете – зависит от вас. Вот что важно. Да, быть может обретя какие-то дорогие вещи, вы и привлечете к себе внимание других людей, которые начнут вас больше уважать и ценить. Или, возможно, случится так, что по какой-то причине, не зависящей от вас, о вас узнает большое количество людей и вы станете известным человеком. Все это может сделать вас личностью, вопрос лишь в том, какой вы будете личностью и как долго вы ею будете. Я же считаю, что вам надо работать над собой, чтобы не казаться личностью, а быть ею, причем всегда и везде. И главное для вас – это понимать, что вы личность, а не просто красиво наряженная елка. Психология личности вам в этом поможет – с ее помощью вы узнаете о многих секретах внутреннего мира человека и о том, как людям удается сделать из себя нечто особенное, уникально и чертовски ценное в глазах других людей и что особенно важно, в своих собственных глазах. На этом сайте я буду периодически размещать статьи, в которых расскажу вам о том, каким образом и для каких целей вы можете развивать свою личность, и буду стараться всеми силами мотивировать вас к такому развитию.

При этом ваше развитие, в идеале, должно быть полностью добровольным. Мы с вами должны понимать, что качественное, полноценное развитие личности требует определенной степени свободы. Нельзя управлять развитием другого человека, нельзя пытаться подчинить его своей воле вопреки его желанию. Человек сам должен хотеть развиваться, в противном случае, он так всю жизнь и будет что-то делать только благодаря внешним стимулам, но никак не внутренним. Так что вы сами должны захотеть стать личностью, благодаря развитию и саморазвитию, и при этом всегда стремиться к еще более лучшим результатам в этом деле, ибо совершенству, как известно, нет предела. И вам не стоит бояться той ответственности, которая на вас из-за этого ляжет, ибо развитая личность – способна справиться со всем. Так что не бойтесь быть кем-то большим, чем тот, кем вы являетесь сейчас.

Мудрецы всегда говорили: “Познай самого себя”. Сия истина вечна. Ибо все в этом мире, включая нас самих, берет свое начало внутри нас. Вот и психология личности, является очень ценной наукой благодаря тому, что пытается заглянуть вглубь каждого человека, чтобы помочь ему ответить на простой и одновременно сложный вопрос о том, кто он такой. И конечно же, она помогает нам стать лучше, лучше, как для самих себя, так и для других людей.

3.3. Что есть личность с психологической точки зрения?

Личность есть синтез психических процессов индивида. Возникает личность из индивидов (особей), которые как таковые еще не отличают себя от стада, и представляет собой продукт определенной степени развития социальных отношений, т.е. продукт определенной фазы формирования цивилизации.

Центр личности, ее содержание, по Овсянико-Куликовскому, образуют ее индивидуальные признаки, а также их специфическое конкретное сочетание: особый физиологический строй, темперамент, нравственность, волевые качества, личные особенности характера, вкусов, проявлений чувств, стремлений, умственные способности. Все это составляет ядроличности.

Это ядро, центр, эту точку окружают концентрически разные факторы и формы влияний, которые воздействуют на индивидуальное ядро личности.

«Если, выражаясь фигурально, произвести поперечный разрез личности, то такой разрез обнаружил бы ряд концентрических кругов» [1, 51), расположенных ближе или дальше от центра, ядра личности.

Самый широкий, самый дальний от этого ядра – круг национальный(признак, совокупность признаков).

Более узкий, более близкий к «ядру» личности – круг исторически-сословный(т.е. совокупность признаков, связанных с социальнымпроисхождениемличности: это может быть дворянин, потомок бояр, князей или крестьян и т.п.).

Еще ýже – круг современных классовых отношений(т.е. человек может бытьпо происхождениюдворянином, но в то же время фактически, «по жизни», являться «типичным для современности буржуа-капиталистом»). Или революционером. Ср. капиталиста и по происхождению и по роду профессиональных занятий Энгельса, дворянина по происхождению – профессионального революционера Ульянова-Ленина и т.п.

Далее – круг профессиональный, т.е. принадлежность к людям определенной профессии («долго служил по выборам и усвоил типичные черты земского деятеля» [1,51]).

Наконец, «круг из черт местных (типичный провинциал или типичный москвич)», москвич или петербуржец и т.п.

«Таких «кругов» у одного может быть больше, у другого меньше; одни из них представляются неяркими, малозаметными, другие – гораздо ярче, устойчивее и сохраняют свое значение при всевозможных переменах в судьбе человека»[1, 51] (например, национальные или некоторые наследственно-сословные, допустим, связанные с происхождением из среды духовенства и т.п.).

По мере удаленности от центра личности эти «круги различаются»:

а) по степени воздействияна личность: наименьшее – национального, большее – социального, еще большее – профессионального и т.д.;

б) по нравственномусодержанию: чем дальше круг от центра, тем меньше в нем нравственных признаков, нравственного содержания, тем безразличнее он для оценки нравственных качеств личности. «Не все, но огромное большинство этих форм должны быть признаны с этической стороны безразличными и нравственной оценке на подлежат» [1,52].

Так, национальность с точки зрения нравственной оценки практически нейтральна. Ближе к ней – профессиональная: так, некоторые профессии изначально считаются нравственными (медицина, образование), другие – изначально безнравственными (ростовщичество, воровство, проституция и т.д.).

Так что с этической точки зрения большинство этих «кругов» безразличны. Но чем ближе «круг» к центру личности, тем больше содержит в себе нравственных влияний.

Итак, личность схематически можно представить – если в плоскости – как ряд концентрических кругов вокруг ядра – содержания личности, ее индивидуальности. А если объемно, то личность – шар, сфера, ядро которой окружено и находится под воздействием концентрически расположенных друг над другом пластов. «Все окружающие эту точку концентрические круги форм, как обручами, сжимают и скрепляют личность. Они-то и объединяют ее, они вносят чрезвычайно важный вклад в дело организации личности, в дело создания ее синтеза» [1, 52].

Такая модель дает основания для разграничения собственно психологических и социально-психологических факторов и позволяет исследовать их взаимосвязь. Так, если связать ее с изложенной выше системой классификации чувств, то ближе всего к центру личности оказывается тот круг, который связан с чувствами – по классификации Овсянико-Куликовского – над-социальными, т.е. религиозным чувством и нравственным императивом. Поскольку они представляют собой синтез чувства и мысли, то они оказывают особо сильное воздействие на ядро личности, т.е. на индивидуальность человека. Религиозное убеждение или «голос совести» – это не просто чувство, а уже «скрытое суждение, чуть ли не силлогизм» [1, 56]. Поэтому они так сильны в своем регулирующем воздействии на проявления личности, направленность ее воли, на ее действия и поступки. «Голос совести говорит: ты должен поступать так-то и воздерживаться от таких-то поступков не потому, что это полезно или нужно кому бы то ни было, – тебе, другим, обществу, государству, – а потому только, что я, совесть, этого требую. Такое самоуправство, такой деспотизм совести свидетельствует прежде всего о том, что она – инстинкт. И в этом отношении она является деспотом не больше, чем другие инстинкты, например, половой. Но она по существу отличается от других тем, что она отнюдьне слепа, не иррациональна, как другие: это – единственноумный, сознательный,рациональныйинстинкт, который знает, какой высшей цели он служит, для чего властвует, во имя чего одобряет, порицает, терзает человека. Совесть ясно дает понять, что она стремится к тому, чтобы человек былличность, а не только особь, и, поверх всяких групп, в которые он входит, становился участником чистой человечности…Поверх социальностизавязаны иные отношения человека к человеку, определяемые формулою: человек человеку должен быть не средство, а цель. Эта формула и естьнравственный закон» [1, 63-64].

Таким образом, в структуре личности Овсянико-Куликовский различает: а) ФОРМУ личности – признаки национальные, классовые, социальные, профессиональные; они в этическом отношении безразличны и нравственной оценке не подлежат или же подлежат в незначительной степени; б) СОДЕРЖАНИЕ личности: то, что относится к ее ядру, и наиболее близкие и наиболее сильно определяющие ее «круги», прежде всего круг над-социальных (религиозных и нравственных) чувств и убеждений.

Такова теоретическая модель психологического состава личности, с точки зрения которой Овсянико-Куликовский анализирует особенности личности писателя, героев его произведений и т.п. Это – отправная точка и методологическая основа его психологического анализа литературных явлений. Чтобы понять литературоведческие работы Овсянико-Куликовского, скрепляющую их психологическую концепцию, нужно учитывать его трактовку проблемы личности – проблемы, которая составляет фундамент его литературоведческих построений: анализа произведения, творчества писателя, историко-литературного процесса как процесса смены психологических типов личности в литературе разных периодов и этапов развития (название главного его труда – «История русской интеллигенции» – вызвано как раз проходящей сквозь него центральной идеей о смене различных психологических типов личности литературных героев Х1Х века в произведениях разного времени – от Грибоедова до Чехова).

Однако уже изложение психологической концепции Овсянико-Куликовского отчетливо показывает, что она по отношению в искусству слова является, так сказать, достаточно внешней и к тому же априорной. Многие, почти все из упомянутых выше проблем (например, проблема национального и социального, проблема различия сфер мысли и чувства и др.) затрагивались и Потебней, но всегда и исключительно только в связи с анализом явлений языка, мифологии, фольклора и литературы, только на основе их исследования и только во взаимосвязях психологических проблем с филологическими. Потебня шел скорее от слова и произведения к психологии, а Овсянико-Куликовский скорее, наоборот, проецировал психологическую проблематику на материал литературы. Так что он действительно шел от Потебни в своих литературоведческих трудах, но именно от, порою весьма далеко удаляясь от идей и методологии своего учителя, а вместе с этим и от структуры слова и произведения литературы к выделенным, абстрагированным из них структурам психологическим (характер как таковой, психологический или социально-психологический тип и т.п.).

Источники:
  • http://studopedia.ru/4_122301_osnovnie-teorii-lichnosti-v-otechestvennoy-psihologii.html
  • http://psichel.ru/psihologiya-lichnosti/
  • http://studfiles.net/preview/2554499/page:5/