Меню Рубрики

Культура с точки зрения технологического подхода

Культурология в системе наук о культуре и человеке. Понятие и многообразие подходов к определению культуры.

Культурология начала оформляться как самостоятельная дисциплина в начале прошлого века. Сам термин связан с именем выдающегося американского антрополога Лесли Уайта (1900-1975). В нашей стране культурология начала зарождаться с 60-х гг. XIX в. Появились научные центры и кафедры, были выпущены первые работы по культурологии. Однако само название дисциплины было долгое время неприемлемым по идеологическим соображениям. Первым специалистам по теории культуры приходилось с трудом добывать эмпирические сведения, «вводить в обиход» имена крупных исследователей. Сейчас положение изменилось. В высших и средних специальных заведениях читают новую дисциплину. Она призвана восполнить тот пробел, который всегда, и тем более, недавно характеризовал общественную науку и систему образования. В своих социальных иллюстрациях мы крайне редко выходили в широкий мир культуры. Когда, к примеру, мы задумывались о судьбах той или иной страны, мы в основном занимались проблемами идеологии и политики. Обществоведы игнорировали тот очевидный факт, что любое обнаружение социальной динамики начинается именно как сдвиг внутри культуры, как результат новых ценностных ориентации, как итог разносторонних социокультурных закономерностей.

Культурология — это наука о множественности культур, об их уникальности и несхожести и о закономерностях культурно-исторического процесса.

В самом деле, человечество накопило огромный эмпирический материал о том, как живут люди разных культур. Мы все больше убеждаемся в том, что эти культуры разные. Но может ли современная наука ограничиться этим утверждением? Ведь современному человеку вполне достаточно побывать в другой стране, чтобы убедиться в отличается быт и обычаи других народов. Несмотря на разность культурных космосов, они в чем-то существенном сходны. Мы просматриваем некоторые закономерности, которые, оказывается, все равно присущи самым, казалось бы, несовместимым культурам. Если бы не было этих закономер­ностей, культуры развивались бы непредсказуемо, нам не удалось бы зафиксировать опреде­ленную логику их развития. Наконец, мы не получили бы представления о некоем общем феномене — культуре.

Термин «культура» латинского происхождения, он восходит к латинскому cultura, что значит «возделывание», «обрабатывание», «уход». Однако данный термин уже в римской античности уже имел и другое, переносное, значение — воспитанность, просвещенность. Трансформация данного термина в риской античности свидетельствует о его наполненности антропологическим (общечеловеческим) содержанием.

Европейская культурология развивалась в русле античных традиций и их последующего переосмысления, поэтому можно сказать, что все историческое поле культурологических идей в той или иной степени имеет перед собой образ античной культуры. Античность, Средневековье, Новое время, Новейшее время — четыре эпохи, каждая из которых по-своему понимала культуру, и это понимание вписывалось в мыслительное пространство эпохи, со­относилось с представлениями о человеке, его назначении и смысле жизни, о высших (транс­цендентальных) ценностях.

В христианской культуре человек уподобляется Богу по внешнему виду и подобию, но для подлинной близости он должен преодолеть себя, осознать свою слабость, побороть искушения плоти. Все более осознается неполнота рационалистического понимания культуры. Рациональное (человек — «разумное животное») уже не считается главным в человеке -открываются иные, более глубокие измерения культуры: совесть, вера, надежда, любовь. Преодолевается изначальная ориентация греческой культуры на конечное, ограниченное пространство, меру, порядок, предел и усиливается представление о неисчерпаемости, бездонности, уникальности человеческой личности и трансцендентальное™ (запредельности) подлинной культуры, духовности и душевности.

В XVIII веке, вошедшем в историю под названием эпохи Просвещения, это понятие получило достаточно устойчивое употребление, которое, по сути, ограничивается одной лишь духовной культурой (просвещенность, образованность, воспитанность человека).

Культурология еще пребывает на стадии становления; в ней нет еще достаточно раз­работанных понятий, категорий и терминологического аппарата. Тем не менее, число определений культуры растет и составляет более полутысячи.

Культура рассматривается как: «степень человеческого в человеке» (Ф. Шиллер), «стиль жизни народа» (Ф. Ницше), «живая судьба народа» (Н. Бердяев), «предельное обобщение всего» (А. Лосев).

Существуют точки зрения, обобщив которые можно сказать, что слово «культура» имеет значение образования и воспитания, производства и творчества, поклонения и почитания (религиозному культу).

Практически все определения культуры едины в одном — это характеристика или способ жизнедеятельности человека, а не животных. Культура — основное понятие для обозначения особой формы организации жизни людей.

Разноплановые определения понятия «культура» связаны с тем или иным направлением в изучении теоретической концепции, используемой различными исследователями. Первым определение понятию дал классик эволюционистского направления Э. Тайлор. Он рассматривал культуру в качестве совокупности ее элементов: верований, традиций, искусств, обычаев и т.д. Такое представление о культуре накладывало отпечаток на его культурологическую концепцию, в которой не было места культуре как целостности. Ученый изучал ее как ряды усложняющих в процессе развития элементов, например, как постепенное усложнение предметов материальной культуры (орудий труда) или эволюцию форм религиозных верований (от анимизма до мировых религий).

Кроме описательного определения, в культурологии конкурировали два подхода к анализу понятия «культура» и соответственно к ее определению. Первый принадлежит А. Крёберу и К. Клакхону. «Культура состоит, согласно им, из внутренне содержащихся и внешне проявленных норм, определяющих поведение, осваиваемое и опосредуемое при по­мощи символов; она возникает в результате деятельности людей, включая ее воплощение в [материальных] средствах. Сущностное ядро культуры составляют традиционные (историче­ски сложившиеся) идеи, в первую очередь те, которым приписывается особая ценность. Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результаты деятельности людей, а с другой — как ее регуляторы». В данном определении культура есть результат деятельности людей; поведенческие стереотипы и их особенности занимают существенное место в исследовании культур в соответствии с таким подходом к определению.

Проблеме определения культуры была специально посвящена книга А. Крёбера и К. Клакхона «Культура, критический обзор определений» (1952), в которой авторы привели около 150 определений культуры. Успех книги был огромный, поэтому во второе издание этого труда вошло уже более 200 определений культуры. Хотелось бы подчеркнуть, что каждый тип определения выделяет свою грань в изучении культур, подчас становящуюся исходной установкой для того или иного типа культурологической теории.

Когда тот или иной специалист начинает рассуждать о культуре, он видит ее по-своему, нередко через призму своей научной дисциплины и поэтому дает своеобразное ее определение. Представим себе антрополога, который наблюдает, как люди работают в поле. Он видит людей, составляющих общество. Но он видит не только их, но их поведение, видит все предметы, сделанные ими, и все изменения, которые они вносят в свое окружение. И ан­трополог, стало быть, записывает отличительные черты поведения и результаты этого пове­дения. Это и составляет культуру группы. Психолог мог бы определить культуру как сумму общественных социально значимых привычек.

В современной культурологи наиболее распространены технологическая, деятельно-стная и ценностная концепции культуры. С точки зрения технологического подхода культура представляет собой определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни. Деятельностная концепция рассматривает культуру как способ и результат жизнедея­тельности человека, который отражается во всем обществе. Ценностная (аксиологическая концепция) культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели жизни — должного вжизни общества, и культура рассматривается как воплощение должностного в сущее, реаль­ное.

В самом широком смысле под культуройпонимаются все достижения человечества, все созданное человеком. Культура тогда предстает как «вторая природа», сотворенная са­мим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы.

Понятие «культура», — отмечается в Философском словаре, — означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а такжев создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Культуру обычно подразделяют на:

Материальная культура охватывает сферу материального производства и его про­дукты — технику, технологию, средства связи и коммуникации, производственные здания и сооружения, дороги, транспорт, жилища, предметы быта, одежду и т.д.

Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты

— религию, философию, мораль, искусство, науку и т.д. Внутри духовной культуры часто выделяют:

— художественную культуру, включающую произведения искусства и литературы;

Между материальной и духовной культурой имеется глубинной единство, поскольку:

— это результат человеческой деятельности;

— имеет духовной начало — идеи, проекты и замыслы человека;

— имеет материальное воплощение (и для художественного произведения — скульп­турного, живописного, литературного и т.д.). Примерами могут служить архитектурные по­стройки, когда они одновременно являются и произведениями искусства, и служат практиче­ским целям: здание театра, храм, гостиница, иногда и жилой дом.

Между предметами материального и духовного производства имеются существенные различия: в художественном произведении главным является не материальная оболочка, но духовное содержание, тогда как в некоторых технических творениях нередко весьма трудно обнаружить какие-либо признаки духовности.

Сферы культуры: нравственность, религия, наука, техника, искусство.

Культура — это специфический способ организации и развития человеческой жиз­недеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в сис­теме социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отноше­ний людей к природе, между собой и к самим себе.

Функции культуры.

Культура выполняетнесколько жизненно важных функций:

социализации, или человекотворчества, т.е. формирования и воспитания человека. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением все новых эле­ментов культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком.

познавательная (гносеологическая), информационная. Культура способна накап­ливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от поколения к поколению. Она выступает как социальная и интеллектуальная память человечества;

регулятивная, или нормативная, с помощью которой культура устанавливает, ор­ганизует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется прежде всего через системы норм, правил и законов морали и права, соблюдение которых составляет не­обходимые условия для нормального существования общества;

коммуникативная — осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей;

ценностная, или аксиологическая способствует формированию у человека цен­ностных потребностей и ориентации, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок выступают, прежде все­го, нравственные и эстетические ценности;

творческая — находит выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, обычаев и традиций, а также в критическом переосмыслении, реформировании и об­новлении уже существующей культуры;

-развлекательная, или компенсаторная, которая связана с восстановлением физи­ческих и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т.д.

Все названные и другие функции культуры могут быть сведены к двум: функции на­копления и передачи опыта и критически-творческой функции. Они также тесно связаны между собой, поскольку накопление включает в себя критический отбор из всего имеющего­ся наиболее ценного и полезного, а передача и освоение опыта происходят не пассивно и ме­ханически, но и предполагают опять же критическое, творческое отношение. В свою оче­редь, творческая функция означает, прежде всего, совершенствование всех механизмов куль­туры, что неизбежно приводит к созданию чего-то нового. Традиции в культуре не исклю­чают обновления и творчества (иконопись Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черно­го, Дионисия), и порой выступают как непреложное условие для воспроизведения и выжива­ния людей (запрещение инцеста, правила гигиены и др.).

Читайте также:  Как определить остроту зрения по звездам

Дата добавления: 2015-12-01 ; просмотров: 587 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Читайте также:

  1. D.2 Идентификация затрат на основные действия
  2. I. В зависимости от структуры маркетинговой концепции.
  3. I. История развития концепции гражданского общества. Структура гражданского общества.
  4. I. Основные задачи обеспечения безопасности и информации в информационных системах
  5. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ
  6. I. Основные теории происхождения государства и права.
  7. I. Понятие законности. Соотношение законности, права и власти.
  8. I. Понятие и виды источников (форм) права.
  9. I. Понятие и структура политической системы общества.
  10. I. Понятие и формы реализации права.
  11. I. Понятие товарный знак
  12. I. Понятие фирменного стиля

Тема 4. Сущность и основные функции культуры.

Культурология [Текст]: учебник/ под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.- М.: Высшее образование, 2009.- 566 c.

Шпаргалка по культурологии (№ 47) / Малешина Н.А. М.: Аллель, 2010.

  1. Культурология: Учебное пособие / Под ред. Г. В. Драча.- М.: Инфра-М, 2008.- 413 с.
  2. Костина А. В., Культурология [Текст]: учебник/ А. В. Костина.- 3-е изд., доп.- М: КноРус, 2008.- 336 c.

Цель лекции: характеристика основных концептуальных подходов к осмыслению сущности культуры, раскрытие основных положений философии культуры. Стремление к личностному и профессиональному саморазвитию, исходя из знаний о сущности человеческой культуры и ее предназначения..

Ключевые слова:«культура», «деятельность», «ценность», «знак», «информация», «артефакт», «субъект культуры», «общество», «личность», «функция культуры», «цивилизация».

  1. Понятие культуры. Основные концепции культуры.
  2. Культура и общество.
  3. Личность и культура.
  4. Культурные универсалии.
  5. Динамика культуры. Взаимодействие культур.
  6. Цивилизация и её роль в культурной жизни общества.
  7. Функции культуры.

Центральное понятие культурологии – культура. Однако, что понимается под этим термином. На первый взгляд, когда люди начинают говорить о культуре, всем кажется ясно, о чём идёт речь. Но когда дело доходит до определения этого термина, то тут возникают проблемы. В 60-е годы XX века учённые А. Кребер и К. Клакхом только в Американской культурологии насчитали 237 определений культуры. Сегодня их число исчисляется четырёхзначной цифрой. Что ни автор, то собственное понимание.

Такое многообразие определений свидетельствует о полифункциональности ёмкости, многообразии мира культуры и выражающего его понятия. Само понятие о культуре попадает в разряд тех, о которых как-то едко было сказано, что их можно применять по той методике, которой прибегают туземцы одного из тропических островов, передвигаясь по зыбучим пескам. А ходят они там по правилу – ходить легко и быстро, чуть касаясь, не останавливаясь, иначе начнешь тонуть в пучине.

И действительно, ряд общепринятых понятий, пока они используются походя, выполняют своё назначение в общем контексте размышлений и не вызывают сомнений в их собственном содержании. Но стоит остановиться, задуматься, вглядеться в них и к глубокому огорчению убеждаешься в том, насколько они размыты в своих очертаниях. А при попытке их анализа, начинаешь погружаться в логическую пучину, в полном смысле слова, – «зыбнуть» в расходящихся во все стороны связях и отношениях.

Но всё же разобраться необходимо. И в этом помогает философский анализ. Философский анализ — мыслительная процедура, которая состоит в том, чтобы выразить изучаемый предмет в понятиях. И не просто в них, а в тех наиболее общих понятиях, которые именуются категориями. Его цель – раскрыть сущность явления. Познание сущности – это процесс непрестанного углубления знаний о реальности. Итак, в чём же состоит сущность культуры?

Само слово культура латинского происхождения. В Древнем Риме этот термин означал возделывание, обработку почвы и сельскохозяйственных растений. Естественно, что в это время он не имел интегрирующего значения. Позднее значение термина изменилось, и он стал означать возделывание человеческой души. Именно в рамках такого понимания культуры было сформировано определение её через рефлексию – самосознания:«культура ума – есть философия». (Цицерон).

Культура стала трактоваться как что-то противоположное природе- культура есть контрнатура. Слово «культура» получило при этом ценностью окраску, она стала трактоваться как нечто положительное, что возвышает человека, выступая как результат собственных человеческих свершений, дополняющих его внешнюю и внутреннюю природу. Здесь культура определяется как производство чисто человеческих условий существования в противовес природным.

Врелигиозном понимании культура трактуется как культ, вера, традиции, высший смысл, заданный вседержателем. Отсюда культура – служение богу, его культ, приближение к нему.

Близко к этому и понимание культуры как обычаев и традиций конкретного общества, которое характерно для этнографического подхода к культуре.

Ещё одно понимание культуры – культура как символы, создание символов языка, письменности, художественного творчества и отход от этого мира, от мира природы к миру символов.

Определяют культуру и как творчество – создание чего – то нового, до сих пор не существовавшего, вдохновение. В этом понимании культура – привилегия немногих, творческой элиты, а собственно культурными признаются лишь произведения искусства, всё же остальное не имеет статуса культурности.

Возможно определение культуры и через общение и средства коммуникации. Здесь выделяют дописьменную, письменную культуры, а также в последнее время в связи с развитием компьютеризации – экранную культуру.

Но самыми распространёнными в наше времяявляются три подхода: технологический, аксиологический (ценностный) и деятельностный.

С точки зрения технологического подхода, культура представляет собой определённый уровень производства и воспроизводства общественной жизни, который зависит от технико-экономических показателей развития общества, его энерговооружённости, технологии и других параметров. Именно от них, считают культурологи этого направления, зависят вообще все стороны жизни общества – политические и правовые институты, семья и быт, формы досуга и формы морали, главные формы искусства.

Актуален и значим для сегодняшней культуролигииаксиологический или ценностнойподход к культуре. При нём культура отождествляется с духовной культурой. Эволюция человечества с этой точки зрения определялась тем, как и в каких формах эволюционировали религиозные, моральные, правовые философские и политические нормы общества, его эстетические взгляды и вкусы.

Но наибольший интерес всё же представляет деятельностная концепция культуры, которая рассматривает определённые типы и формы жизнедеятельности людей, совокупность которых и создаёт специфические особенности той или иной культуры. Если культура означает небиологическое существование человечества, то предметная деятельность людей, связанная с употребления орудий и знаков, норм и правил поведения, ценностей и символов культуры, раскрывает специфические формы и содержание социокультурных процессов, происходящих в разных сферах жизни общества.

Этот подход позволяет рассматривать культуру не только как сумму достижений человечества в той или иной области, но и как процесс самой деятельности человека по созданию этих ценностей и достижений .

Своеобразные подходы к понятию культуры сложились в рамках археологии, этнографии и социологии.

В археологии используется такая условная единица как «Археологическая культура». К ней обычно относят комплекс сходных памятников, археологических материалов, занимающих определённую территорию и хронологически совпадающих. Археологические культуры могут различаться по характерным признакам.

Широко используется в археологии представление о культурном слое – вертикальном срезе грунта, на глубину которого при раскопках залегают предметные остатки, следы человеческого присутствия.

В несколько в ином плане трактуется понятие культура в системе понятий этнографии, представляющей собой науку о народах на всех этапах их исторического бытия. Исходное понятие этой науки – «Этнос» во всех его достаточно пёстрых интерпретациях непременно включает в себя представление о наличии некоторой групповой культурной общности.

Ввиду этого в этнографии широко представлены понятия, произведённые от культуры и образующие смысловое древо: материальные культуры (предметы, вещи), духовная культура как информация, существующая в коллективной памяти народа и выступающая подчас в нормативной форме (обычаи и традиции), культурные нововведения, выражающие процесс в освоении деятельности, культурные комплексы и т.д.

По своему проявляется понятие культуры в рамках социологии. При его социологическом рассмотрении необходимо осуществление некоторых логико – методологических процедур. Идя от абстрактных определений, социолог встаёт перед необходимостью их эмпирической интерпретации, такой их конкретизации, которая, приведя к разложению общего понятия на составляющее, позволит уловить их средствами и техническими приёмами, присущими задачами эмпирического социологического исследования.

Происходит логический процесс, как бы абстрагированию, при этом обеспечивается нахождение и теоретических и так называемых эмпирических индикаторов Социолог должен при исследовании обеспечить квантификацию (выделение отдельных фактов – квантов) и шкалирование, то есть их иной процесс, социолог должен отвечать с опорой на исчислимые характеристики (статистические данные, результаты опросов, итоги анкетирования и т.д.)

Культурология использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Понятие культура – центральное в культурологии. Долгое время понятия «культура» и «цивилизация» были тождественны. Первым провел между ними границу немецкий философ И. Шпенглер и вовсе противопоставил их. Римский писатель Катон написал тракт о земледелии « Агрикультура». Речь в нём шла об уходе и за участником земли. Возделывание почвы невозможно без особого душевного настроя. Без предельного интереса к участку не будет и культуры. Затем слово «культура» отрывается от земной почвы. Оно метафорически соотносится с разумностью. Римский философ Цицерон уже имел в виду не землю, а духовность. Он вел речь о необходимости культуры души и духа. К понятию культуры близок и термин «оккультизм» (тайный, сокровенный). В Древнем Китае термин «культура Вэнь» был одним из центральных. В учении древнекитайского ученого Конфуция обосновывалась сущностная роль языка в познании принятии правильных решений. Оригинально расшифровал понятие «культура» Н. К. Рерих. Он разбил его на две части: «культ» — почитание, « ур » — свет, то есть почитание света. Духовный, сокровенный, тайный аспект понятий культуры развёртывается и таким образом: мистика, магия, мистерия. В античном сознании понятие культуры отождествляется с понятием «пайдейя», то есть «образованность» Пайдейя по определению Платона, означает руководство к изменению человека, всего его существа. В эпоху средневековья слово «культ» употреблялось чаще, чем «культура». Оно выражало способность человека раскрыть собственный творческий потенциал в любви к богу. В эпоху Возрождения Воскрешается античное представление о культуре. Оно выражает прежде всего активное творческое начало в человеке. В современном значении слово «культура» стало употребляться XVII в. В качестве самостоятельного оно появилось в трудах немецкого юриста С. Пуфендорфа.

Читайте также:  Очки для зрения по форме лица мужчине

В современной культурологии «Понятие «культура» означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (Философский энциклопедический словарь М. 1983 г. С. 292-293). Поэтому мир культуры, любой его предмет или явление – не следствие природных сил, а результат усилий самих людей, направленных на совершенствование. Преобразование того, что самой природой. Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека.

Раскрывая, реализуя сущностный смысл бытия человека, культура одновременно формирует и развивает саму эту сущность. Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование и воспитание – это не что иное, как овладение культурой,процесс передачи её от одного поколения к другому. Культура означает приобщение человека социуму, обществу. Любой человек прежде всего овладевает той культурой, которая была создана для него, тем самым осваивает социальный опыт предшественников.Но одновременно в культурный слой он вносит и свой вклад, тем самым обогащая его. Овладение культурой может осуществляться в форме межличностных отношений и самообразования. Процесс социализации можно представить как непрерывное овладение культурой. Н. А. Бердяеввыразил противоречия процесса социализации,культуры: Её противоречивость проявляется в противоречии:1) между социализацией и индивидуализации личности, 2) между нормативностью культуры и той свободой, которую она представляет человеку, 3) между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в её организме. Эти противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но являются источником её развития. Для культуры как социального явления основополагающими, системообразующими являются понятия, культурной статистики и культурной динамики.Первое характеризует культуру в покое, второе – как процесс в движении и изменении. Базисные элементы культуры существуют в двух видах – материальном и духовном. Совокупность материальную культуру, а нематериальных – духовную. Важная особенность материальной культуры – её нетождественность ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей деятельности. Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения влияния её на развитие человека, раскрывая его способности, творческие возможности, дарования. В материальную культуру входят: культура труда и материального производства, культура топоса, культура отношения к собственному телу, физическая культура. Духовная сторона культурной статики: нормы, правила, образцы и нормы поведения, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, в материальном посреднике. Духовная культура является многослойным образованием и включает в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и другие культуры. В культурной статике элементы разграничены во времени и в пространстве. Часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, носит название культурного наследия. Наследие – важный фактор сплочения людей, средство объединения общества в периоды кризисов. В культурную статику входит понятие культурного ареала – географического района, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах.

Культурное наследие выражают культурные универсалии– нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Антропологи выделяют более семидесяти универсалий ( число, этика, семья, и так далее).

Культура – это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по её носителю. Выделяют мировую и национальную культуры. Мировая культура –это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов. Национальная культура – синтез культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества.

Культуру часто определяют как «вторую природу».Такое понимание восходит к античной Греции. Демокритопределял культуру как «вторую натуру». Культура прежде всего природный феномен потому, что её творец – человек – биологическое создание. Без природы не было бы культуры. Однако если бы человек не переступил пределов природы, он остался бы без культуры. Культура есть акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта, сотворение того, что может надстроиться над природой. Культура предполагает спонтанный, свободный вид активности, преодолевающий видовую закреплённость. Для того чтобы создать культуру, человек должен был обрести некий дар. Культура вовсе не безобидное приобретение человека. Её рождение чревато неким возмездием, расплатой за приобретенное. Культура – надприродна, культура искусственна. Культура – это какой то радикальный поворот в органическом развитии мира.Человек претворяет и достраивает природу. Культура – это формированиеи творчество. Преобразуя окружающую его природу, человек одновременно перестраивает и себя самого. Чем шире его деятельность, тем более преобразуется, совершенствуется он сам. Человек в определённой мере есть природа, но нет чисто природного человека. Был и есть только «человек культурный». Освоить природу означает овладеть не только внешне, но и внутренней, человеческой природой. То есть приобрести дар, которым не обладает никакое другое живое существо. Данную мысль выразил французский культуролог Ж. Бенуа. «Культура – это специфика человеческой деятельности, то, что характеризует человека как вид».

Культура – это природа, которую «пересоздаёт» человек, утверждая посредством этого себя в качестве человека. Опосредующее связующее звено между культурой как творением человека и природой – деятельность, то есть разносторонняя, свободная активность человека, имеющая определённый результат. Разум, воля и чувства человека обуславливают такую активность. Культура определяется как результат всей человеческой деятельности. Но не всякая человеческая деятельность, а только определённая её разновидность ведёт к творению культуры.

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 2895 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Проблема определения понятия «культура». Основные современные подходы к понятию «культура»

Понятие культура существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории. Не случайно специалисты-культурологи давно бьются над его определением, но до сих пор не могут сформулировать такое определение культуры, которое бы удовлетворило если не всех, то хотя бы большинство ученых. Известные американские культурологи, ученые Гарвардского университета, Альфред Кребер и Клайд Клакхон насчитали почти 170 определений культуры, извлеченных из работ западноевропейских и американских исследователей, опубликованных с 1871 по 1950 г. Первым они считают Эдуарда Бернета Тэйлора — выдающегося английского историка культуры. Его книга «Первобытная культура» широко известна в России. В настоящее время, как утверждают знатоки, уже существует свыше 500 определений культуры. А по мнению некоторых это число якобы приближается к тысяче.

Одни авторы рассматривают культуру как «специфический способ деятельности, как специфическую функцию коллективной жизни людей» (Маркарян), другие делают акцент на «развитии самого человека как общественного человека». (Межуев) Весьма распространено духовных ценностей или как определенной идеологии. Наконец, иногда культуру трактуют лишь как искусство и литературу.

В рамках исторических, философских, этнографических, филологических и иных исследований можно обнаружить самые разнообразные представления о культуре. Это объясняется многогранностью данного феномена и широтой использования термина «культура» в конкретных дисциплинах, каждая из которых подходит к этому понятию в соответствии со своими задачами. Однако теоретическая сложность данной проблемы не сводится к многозначн6ости самого понятия «культура». Культура — это многогранная проблема исторического развития.

И хотя до сих пор как в отечественной, так и зарубежной науке не выработано единого определения феномена культуры, все же наметилось некоторое сближение позиции — многие исследователи подошли к пониманию культуры как сложного многокомпонентного явления, связанного со всем многообразием жизни и деятельности человека.

Само слово «cultura» известно со времени Цицерона и в переводе с латинского означает возделывание, обработка, уход, улучшение». Оно в отличие от другого понятия — то есть «природа», означает в данном контексте все созданное, внеприродное. Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.

Понятие культура означает, по своей сути, все то, что создано человеческим трудом, то есть орудия и машины, технические средства и научные открытия, памятники литературы и письменности, религиозные системы, политические теории, правовые и этические нормы. Произведения искусств и т. д.

Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры. Согласно, одного из основоположников русской и американской социологических школ Сорокина: «. Любая организованная группа неизбежно обладает культурой. Более того, ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут существовать. без культуры».

Современные культурологи считают, что все народы имеют культуру, нет и не может быть «некультурных» народов, однако каждому народу присуща своя, уникальная и неповторимая культура, нетождественная культурам других народов, но совпадающая с ними по многим значимым параметрам.

Культурные процессы представляют собой сложные и многоплановые явления. Так как они могут быть исследованы различными методами, а значит истолкованы и поняты по-разному, существует не одна, а множество концепций культуры, каждая из которых по-своему объясняет и систематизирует культурные процессы.

В современной культурологии среди множества определений культуры, самыми распространенными являются технологические, деятельностные и ценностные. С точки зрения технологического подхода культура есть определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни. В деятельностной концепции культуры она рассматривается как способ жизнедеятельности человека, который определяет и все общество. Ценностная (аксиологическая) концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели, должного в жизни общества и в ней культура рассматривается как трансформация должного в сущее, реальное.

Все культурологи справедливо считают, что культурные процессы исследуются в главных сферах жизнедеятельности человека. Культура материальная — это производство, его технология, орудия труда, жилище, одежда, вооружение многое другое. Вторая сфера жизни людей — социальная, и культура раскрывается в социальных отношениях, она показывается процессы, происходящие в обществе, раскрывает его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые и моральные нормы, типы управления и стили лидерства. И, наконец, важной сферой жизни человека является его духовная жизнь, которая раскрывается в понятии духовной культуры, включающей в себя все области духовного производства — науки и искусство, литературу и религию, миф и философию и основанной на едином, понятном всем членам данного сообщества языке.

Сущность культуры, ее подлинный смысл достаточно убедительно показывается в новых исследованиях культурологов. Независимо от общего подхода к проблеме культуры практически все исследователи отмечают, что культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом; что культура является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы; раскрывается культура через особенности поведения, сознание и деятельность человека равно как и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы и знаки.

Читайте также:  Презентация на тему что такое гигиена зрения и слуха

Первоначально в культурологии сложилась основанная на традициях Канта и Гегеля, точка зрения рассматривать культуру, главным образом, как искания человеческого духа, как ту область, которая лежит собственно за пределами природы человека и традициями его социального существования. Культура представлялась как область духовной свободы человека, творческий акт понимался как мистическое откровение, озарение художника, а все разнообразные культурные процессы сводились к духовному производству и высшим из них считалось творчество в сфере искусства.

Такое понимание до сих пор весьма популярно, и в представлении массового обыденного сознания «культурный человек» это тот, кто разбирается в искусстве, понимает музыку, знает литературу.

Культура всегда внутренне противоречива — вот вывод. Она несет в себе два начала: «сохраняющее» (т.е. буквально «консервативное») и «развивающее» (т.е. буквально же «прогрессивное», «отменяющее» многое из выработанного на предыдущих этапах). Но тем и сильна и жизнеспособна культура, что обладает способностью отбирать, возвращаться к прежнему опыту или отказываться от него.

Основные культурологические школы.

В современной культурологии есть несколько школ, направлений, течений. Понятие «культура» трактуется в зависимости от специфики подхода к исследованию культуры в этих направлениях. Сама по себе культура многогранна. Возможны и необходимы разные способы изучения культуры:

а) символическая школа.

Главное, с точки зрения этой школы, во всякой культуре является то, что она связана с использованием символов. Поэтому понятие «культура» определяет через указание этой особенности всякой культуры. Л. Уайт, к примеру, понятие «культура» определяет как «организацию вещей и явлений, основанную на символах». Представителями символической школы являются Кассирер и Леви-Строс.

б) натуралистическая школа.

Представители этого направления пытаются объяснить особенности той или иной культуры особенностями природного бытия человека, пытаются представить культуру как непосредственную адаптацию человека к условиям окружающей среды. К этому направлению относятся работы Ф. Гамильтона, Г. Спенсера, Б. Малиновского, 3. Фрейда, К. Лоренса.

в) психологическая школа.

С точки зрения этого направления культуры — это душа народа, «дух» народа.

г) социологическая школа.

Объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в его общественной природе и организации (Элиот, П. Сорокин, Вебер, Парсонс). Специфический облик той или иной страны, Вебер, например, связывал с культурными факторами, а не с цивилизационными, которые имеют общечеловеческий характер. Парсонс считает, что все духовные и материальные достижения, объединенные понятием «культура», являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем — социальной и культурной.

г) аксиологическая школа.

Это направление является самым распространенным в культурологии. Не случайно чаще всего можно встретить толкование понятия «культура» как «совокупность материальных и духовных ценностей». Понятие «ценность» впервые появляется в работах Канта. Широкое использование этого понятия в культурологии начинается с работ Виндельбанда. Видными представителями этого направления являются Риккерт, Коген, Мюнстерберг, Вундт, Брентано, Мейнонг, Шелер.

В современном словоупотреблении понятие культуры чрезвычайно многозначно, причём не только на обыденном уровне осмысления, но и научно-теоретическом. Дело в том, что каждая наука социально-гуманитарного цикла, рассматривающая культуру под собственным методологическим ракурсом, накладывает существенный отпечаток на понимание культуры. В итоге, в настоящее время насчитывается не менее четырёхсот научных определений культуры, которые культурология как междисциплинарная наука обязана учитывать при исследовании культуры. Несмотря на заведомую необъятность темы, всё же можно выделить несколько основных и самых распространённых методологических подходов, сложившихся в современном культурологическом знании.

1. Одним из наиболее распространённых подходов к определению культуры является антропологический. Согласно ему культура представляет собой всё, что создано человеком. Определение строится на оппозиции «естественный — искусственный», разграничивая вещи и явления, имеющие исключительно природное происхождение («натура») и связанные с человеческой активностью и деятельностью (культура). Иногда культура определяется как «вторая природа», та область природы, которая была изменена, организована или творчески преобразована человеком. Так, например, порода собак, специально выведенная в питомнике, представляет собой часть культуры. То же можно сказать и о декоративном растении. Первым строго научным определением, сформулированным в рамках данного подхода, стало определение культуры Э. Тайлора.

Как можно заметить, антропологический подход проистекает из первоначального значения культуры как возделывания и ставит акцент на её адаптирующей функции, приспособляющей человека к природным условиям существования. Он максимально расширяет сферу феномена культуры, включая в неё всё, что связано с воздействием человека. В связи с этим обнаруживается его существенный недостаток: между культурой и обществом не проводится никакого различия. Характерна для антропологического подхода и другая тенденция: отождествление культуры и цивилизации.

2. Аксиологический подход избегает выше упомянутой проблемы, поскольку исходит из оппозиции «культурный — некультурный», разделяя социальные и культурные аспекты в жизни человека. В качестве основы культуры здесь берётся система ценностей (название подхода происходит от философской науки о ценностях — аксиологии). В таком случае сами по себе общественные отношения и социальные группы относят к жизнедеятельности общества, а всё, что связано с ценностным освоением мира — к культуре. Современные аксиологические трактовки склонны усложнять данную схему, дополнительно выделяя цивилизационную сторону в общественном развитии (см. тему 4).

Аксиологические определения достоверно фиксируют одну из предельных духовных основ культуры (область высших идеалов и устремлений), но, как правило, чрезвычайно сужают сферу функционирования культуры, включая в неё одни позитивно-значимые ценности. Например, если широко известный в истории институт рабства совершенно вычеркнуть из границ культуры как антигуманный с позиции современного человека, то остаются не прояснёнными те общественные нормы и представления, благодаря которым стало возможным его длительное существование.

3. Достаточно близки к аксиологическим нормативные определения культуры, очень распространенные в западной культурной (социальной) антропологии (Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун, М. Мид и др.). Согласно данному направлению культура — это социальные нормы, определяющие поведение человека. В таком понимании культура предстаёт как сумма разных видов приобретённого поведения, основанного на социальных стандартах, моделях, передающихся от поколения к поколению в рамках определённого общества.

4. Принципиально иной взгляд на культуру предлагает нам деятельностный подход, достаточно распространенный в отечественной культурологи (Э.С. Маркарян, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов и др.). Согласно данной научной позиции, в основе бытия человека лежит деятельность — целенаправленная, орудийная и продуктивная активность. Если всё бытие человека представляет собой деятельность, то культура — это особый способ или технология деятельности человека. Понятие технологии в данном случае применяется в общетеоретическом смысле, обозначая исторически изменяющуюся совокупность тех приемов, процедур, норм, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности в конкретном обществе. Культура задаёт алгоритмы и модели деятельности в различных сферах общественной жизни (экономической, политической, художественной, научной, религиозной и т.д.), тем самым выступая способом сохранения, воспроизводства и регуляции всей общественной жизни.

Будучи тоже весьма широким, деятельностный подход, в отличие от антропологических определений, проводит различие между социальной и культурной сферами жизни человека, одновременно подчёркивая, что в реальности они создают трудноразличимое диалектическое единство, как бы две стороны одной «медали» (деятельности человека).

5. Знаково-символический подход интерпретирует культуру как мир смыслов, либо особую негенетическую «память» человеческого общества, которая кодируется, хранится и передаётся из поколения в поколение с помощью знаков. Под знаком понимается материально воспринимаемый предмет (явление, действие), замещающий в сознании человека другой предмет или представляющий некий смысл, отношение к чему-либо. Знаком может выступать слово, жест или вещь. Поскольку одно и то же слово, жест или вещь могут иметь совершенно различный смысл и связь с другими знаками из-за особенностей сознания и мировосприятия людей, живущих в разных обществах, возникает необходимость «расшифровки» их значений и реконструкции этих миров смыслов, которые и составляют основу различных культур.

Среди знаково-символических определений культуры наиболее известны символическое определение Л. Уайта, а также целый ряд семиотических определений, сложившихся в рамках науки о знаках (семиотики). Семиотическое понимание культуры очень родственно символическому определению Л. Уайта, разница между ними заключается лишь в материале исследования культурной реальности. Если Л. Уайт рассматривает в качестве культурных «фактов» идеи и отношения, внешние действия и материальные объекты, связанные со сферой символического, то семиотика интересуется в первую очередь языком как носителем культуры. Отсюда и своеобразие терминологии: в семиотике структурной единицей культуры считается «текст» (система знаков или символов), под которым могут подразумеваться как непосредственно письменный текст (художественное произведение, документ эпохи и т.п.), так и символика художественной картины или, скажем, архитектурного сооружения.

Подводя итог, важно отметить отсутствие общепризнанных универсальных определений культуры. В современной культурологии признана сложность и многомерность культуры, среди учёных господствует мнение о невозможности исчерпывающего объяснения культуры в рамках только одного методологического подхода. В качестве рабочего определения для данного учебного пособия хотелось бы предложить формулировку известного русско-американского социолога П.А. Сорокина: культура — это «совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения» 1 .

Данное определение выгодно тем, что соединяет в себе положительные стороны нескольких подходов (аксиологического, знаково-символического и антропологического). Считая ценности фундаментом любого типа культуры, оно включает в сферу культуры помимо ценностей любые значения и смыслы, пронизывающие социальные отношения между людьми. Идеи, представления, ценности, выражающие внутренний мир человека, как правило, материализуются в конкретных объектах (объективируются) и тем самым становятся всеобщим достоянием (социализируются). Поэтому культура — это и «совокупность носителей» значений и смыслов в виде искусственно созданных вещей. В этом заключается истина антропологического подхода. Данная трактовка подразумевает также проведение границы между культурой и обществом. Если общество строится на основе разнообразных социальных отношений между людьми (объединение и разделение на группы, кооперация, эксплуатация, управление, подчинение и т.д.) и формирует структуру совместной жизнедеятельности, то культура наполняет социальные формы ценностными ориентирами, смысловыми значениями, нормативными предписаниями, упорядочивая социальное взаимодействие, создавая единый язык общения и понимания между людьми.

«Культура» в современном социогуманитарном знании —открытая категория. В самом широком смысле Культура понимается как оппозиция Природе. Природа и Культура соотносятся как «естественное» и «искусственное».

В современной культурологии культура предстает как нечто отличное от природы, передающееся по традиции средствами языка и символов, практического изучения и прямого подражательства, а не биологического наследования. Культура представляет собой совокупность общепринятых образцов поведения, мышления и мироощущения, а также и индивидуально значимые действия. Категория «культура» обозначает содержание общественной жизни и деятельности людей, представляющие собой биологически ненаследуемые, искусствен-ные, созданные людьми объекты (артефакты).

Источники:
  • http://studopedia.su/6_24652_vopros-ponyatie-kulturi-osnovnie-kontseptsii-kulturi.html
  • http://studbooks.net/573521/kulturologiya/problema_opredeleniya_ponyatiya_kultura_osnovnye_sovremennye_podhody_ponyatiyu_kultura