Меню Рубрики

Кто мы с точки зрения биологии

Человек является таким же видом, биологическим, как и все остальные компоненты живой природы на Земле, связан с другими различными видами, связями, в том числе и в пищевой цепочке.

Мы себя считаем самыми разумными существами, но человек — это часть животного царства, хордового типа, позвоночный подтип и отряд приматов.

Из семейства гоминидов сохранился только человек — единственный вид.

Так что дедушка Чарлз, тот, что Дарвин, был прав в своих трудах о происхождении видов.

Человек разумный — Homo sapiens , он всего лишь часть биологической сферы, один из его элементов, часть общего животного мира на планете Земля.

Что такое человек? Вопрос о существовании человека на Земле, его сущности и происхождении занимал умы людей на протяжении многих тысячелетий. Существует множество теорий бытия человека, и в каждой из них представлена своя точка зрения на то, чем является человек во Вселенной. Наука определяет человека как отдельный вид из отряда приматов. От обезьян люди отличаются анатомическими особенностями, развитием материальной и духовной культуры, членораздельной речью и абстрактным мышлением. Самым близким предком человека является неандерталец, а из ныне живущих – шимпанзе.

Чем является человек и его особенности

  • Люди считаются единственными млекопитающими, которые отличаются прямохождением только на двух конечностях (некоторые обезьяны могут ходить на двух лапах, но лишь в течение короткого промежутка времени).
  • Люди отличаются от животных способом поглощения пищи (пища разнообразна и термически обработана).
  • Люди способны членораздельно говорить, в то время как животные могут лишь подражать звукам (исключения составляют отдельные представители приматов).
  • Люди обладают самым развитым головным мозгом (отделы мозга, отвечающие за координацию движений и равновесие, развиты наиболее сильно).
  • Люди определяются как социализированные существа со сложной системой поведения (каждый человек имеет свои традиции, культурные ценности, мировоззрение, религиозные взгляды).Только у человека можно выделить систему образования, социальные связи и такие характерные лишь для человека поступки, как самоубийство и обет безбрачия. Человечество стремительно увеличивается: так на данный момент население мира составляет 7 миллиардов человек, а по прогнозам экспертов к 2050 году цифра перевалит за 9 миллиардов.

Человек с точки зрения философии

В философии проблема человека считается одним из краеугольных вопросов, который в разные эпохи решался по-своему. Увы, то, что человек является личностью, человечество осознало не так давно. Какие же основные философские теории бытия человека можно выделить?

  • В философии Древнего мира (Индийской, Китайской, Греческой) человек определялся как часть космоса: он содержал в себе все основные стихии природы и состоял из тела, души и духа. Так, в Индийской философии человек обладал душой, которая переселялась, умирая, а граница между растениями, животными, Богами и человеком была вообще сильно размыта. В Античной философии человек наделялся духом, разумом и социальными способностями.
  • В Средневековой Христианской философии человек представлял собой образ и подобие Бога, который вкусил плод познания добра и зла, сформировавший в нем в итоге раздвоенную сущность. В это время было развито учение о соединении Божественной и человеческой сущностей (в образе Христа), к которому необходимо было стремиться каждому человеку, желающему быть принятым Богом после смерти.
  • В эпоху Возрождения человек, наконец, утверждается как личность, обладающая красивым телом, которое воспевается не только в трактатах того времени, но и творениях художников и скульпторов (Леонардо да Винчи, Микеланджело).
  • В философии Нового времени человеку приписывается титул субъекта духовной деятельности, который создает мир культуры и является носителем разума. В это время человек напрямую ассоциируется с высказыванием «Мыслю, следовательно, существую», то есть мышление кладется в основу существования человечества.
  • В Современной философии проблема человеческой личности считается центральной: так ницшеанство определяет человека как игру жизненных сил и влечений, экзистенциализм трактует человека как противопоставление социального и духовного, а в марксизме человек является частью общественной трудовой деятельности.

Таким образом, сущность человека очень многогранна, его в равной степени характеризует и тело, и дух, поэтому борьба низменных страстей человека и высоких духовных порывов всего лишь прерогатива философских прений.

Человек с точки зрения биологии

Выделяются следующие биологические характеристики человека:

  • средние размеры и масса тела человека колеблются в пределах 50-80 кг и 164-175 см (последние 150 лет наблюдается акселерация);
  • тело человека покрыто волосами в области головы, пах, подмышек;
  • кожа человека способна менять пигментацию (склонность к загару);
  • средняя продолжительность жизни человека составляет 79 лет;
  • женщина способна к оплодотворению в течение всего года, благодаря наличию менструаций;
  • беременность длится 40 недель, а потомство, как правило, не способно заботиться о себе в первые годы своего развития;
  • развитие человека определяется длительным периодом детства с низкой скоростью роста, и ярко выраженным скачком в период полового созревания;
  • старение человека играет большую роль в психологическом, социальном и экономическом аспектах;
  • главным способом межличностных коммуникаций является членораздельная речь.

Человек с точки зрения химии и физики

С точки зрения химии, человек – это набор химических реакций, результат взаимодействия органических молекул. Среди химиков бытует одно полушутливое определение человека, по которому человек представляет собой набор следующих химических веществ:

  • жир (7 кусков мыла);
  • известь (хватит побелить курятник);
  • фосфор (2200 спичек);
  • железо (1 гвоздь);
  • магний (1 фотовспышка);
  • сахар (около 0.5 кг).

С точки зрения физики, человек – это электростанция, так как в каждой человеческой клетке есть маленькие генераторы энергии (митохондрии), которые постоянно вырабатывают статическое электричество.

Таким образом, проблема человека всегда интересовала ученых и философов, но в наши дни главным фактором, характеризующим человеческое существо, считается определение человека как отдельной личности со своими физиологическими и духовными потребностями.

Кто мы с точки зрения биологии

Формулировки биологов, к сожалению, лишены поэтической вдохновенности — элегической грусти или экспрессивного метафоризма. В биологии смерть вульгарно трактуется как «прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этого — гибель индивидуума как обособленной живой системы, сопровождающаяся разложением белков и др. биополимеров, являющихся основным материальным субстратом жизни. «

Некоторые биологи выделяют понятие частичной смерти, то есть смерти группы клеток иди целого органа (некроз). У одноклеточных организмов — простейших — естественная смерть особи проявляется в форме деления, поскольку оно связано с прекращением существования данной особи и возникновением вместо нее двух новых. Смерть особи обычно сопровождается образованием трупа. В зависимости от причин, обусловливающих наступление смерти, у высших животных и человека различают: смерть естественную (физиологическую), наступающую в результате длительного последовательно развивающегося угасания основных жизненных отправлений организма, и смерть преждевременную (патологическую), вызываемую болезненными состояниями организма, поражением жизненно важных органов (мозга, сердца, легких, печени и др.). Преждевременная смерть может быть скоропостижной, т. е. наступить в течение нескольких минут и даже секунд (например, при инфаркте).

Смерть теплокровных животных и человека связана с прекращением прежде всего дыхания и кровообращения. Поэтому различают два основных этапа смерти: клиническую смерть и следующую за ней биологическую смерть, или истинную. По истечении периода клинической смерти, когда еще возможно полноценное восстановление жизненных функций, наступает биологическая смерть — необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях.

Пытаясь разгадать природу смерти, 3. Фрейд в работе «По ту сторону принципа удовольствия» соединяет психоанализ с рассмотрением результатов биологических исследований своего времени. Он не скрывает того, что человеку хочется найти утешение в биологической предопределенности смерти, не зависящей от него самого: «Если уж суждено самому умереть и потерять перед тем своих любимых, то все же хочется скорее подчиниться неумолимому закону природы, величественной необходимости, чем случайности, которая могла бы быть избегнута».

«Мы будем удивлены,- говорит далее Фрейд,- узнав, как расходятся биологи в вопросе о естественной смерти и что у них понятие о смерти вообще остается неуловимым».

Самый большой интерес у Фрейда вызывало исследование продолжительности жизни и смерти организмов в работах А. Вейсмана, предложившего разделение «живущей субстанции» на смертную и бессмертную половину. Смертной частью Вейсман считал собственно тело, сому, подверженную естественному умиранию; в качестве бессмертной части рассматривал зародышевые клетки, так как они способны при соответствующих условиях развиться в новый организм, создать себе новую сому. Фрейд находит здесь аналогии со своей теорией «влечений» двух родов — тех, что ведут жизнь к смерти, и тех, которые постоянно стремятся к обновлению жизни. Однако он честно признается, что «видимость этого совпадения быстро улетучивается, когда мы знакомимся с разрешением Вейсманом проблемы смерти. Ведь Вейсман допускает различие сомы от бессмертной зародышевой плазмы лишь у Metazoa (многоклеточных). Эта смерть высших живых существ есть естественная смерть от внутренних причин, но она опирается не на исходные свойства живой субстанции, не может быть понята как абсолютная необходимость, обоснованная сущностью жизни. Смерть есть больше признак целесообразности, проявление приспособляемости к внешним условиям жизни, так как при разделении клеток тела на сому и зародышевую плазму неограниченная продолжительность жизни индивидуума была бы совершенно нецелесообразной роскошью.

С наступлением этой дифференцировки у многоклеточных смерть стала возможной и целесообразной. С этой стадии сома высших организмов умирает, вследствие внутренних причин, к определенному времени, простейшие же остались бессмертными *. Напротив, размножение введено было не со смертью, а представляет собой первобытное свойство живой материи, как, например, рост, из которого оно произошло, и жизнь осталась на Земле с самого своего начала беспрерывной».

Поскольку для Фрейда все эти проблемы важны с точки зрения приложимости к теории «Влечений», то он с сожалением говорит, что признание естественной смерти для высших организмов мало помогает разрешению его вопроса. Ведь «если смерть есть лишь позднейшее приобретение живых существ, то влечения к смерти, которые восходят к самому началу жизни на Земле, опять остаются без внимания. Многоклеточные могут умирать от внутренней причины, от недостатков обмена веществ; для вопроса, который нас интересует, это не имеет значения».

В отличие от Фрейда причинность смерти интересует нас безотносительно к теориям смежных с биологией дисциплин. Но не делаем ли мы ошибки, пытаясь разложить понятие «смерть» по полочкам? Во времена античности и в средние века сознание ученого (и уж тем более обычного человека) не было столь дискретно, как в наше время. Очевидно, сумма знаний, накопленная человечеством, столь велика, что не позволяет нам иметь панорамный взгляд на бытие, разом охватывая все его возможные модели, подтвержденные теоретическим и практическим опытом цивилизации.

«Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння», — едко заметил Козьма Прутков еще в прошлом веке. А Павел Флоренский, один из лучших умов России XX века, негодуя на рационалистов, возведших в канон специализацию Познания, в начале 1920-х годов писал: «Но ведь это они раздробили всякую форму на кирпичики; это они расстригли Слово Божие на строчки и слова, язык растолкли в звуки, организм измельчили до молекул, душу разложили в пучок ассоциаций, и поток психических состояний; Бога объявили системою категорий, великих людей оценили как комочки, собравшиеся из пыли веков,- вообще все решительно распустили на элементы, которые распустились в свой черед, приводя бывшую действительность к иллюзии формы и ничтожеству содержания».

Сегодня естествознание начинает понимать, что невозможно установить механизм жизни и смерти органической материи, используя лишь идеи финитизма ** или один-два уровня исследования. Заманчиво, например, взять и исследовать организм человека прежде всего как химический реактор. Ан нет. Даже с этой точки зрения мы столкнемся с множеством вещей, необъяснимых в избранной системе отсчета. Скажем, знаменитый «химический маятник» — обратимые реакции, открытые Белоусовым — Жаботинским. Если они возможны, почему невозможна «обратная» работа химического реактора по имени «человек»?

Современный немецкий философ Э. Хикель по поводу ограниченности одноуровнего, одностороннего биофизического познания нашего бытия пишет: «Жизнь на земле и все живое примечательны способностью к размножению. Завораживающим оказывается то обстоятельство, что при такой размножении определенную роль в ядре клетки играют химические молекулы и что эта роль может быть выяснена. В этом состоянии завороженности забывают, что исследуемые химические ДНК-«кирпичики» никоим образом не являются всем тем, что образует живой организм: характер репликации ДНК в процессах размножения и росте организмов зависит от взаимодействия этой ДНК с бесчисленными другими факторами составными частями в ядре клетки; ядро же, в свою очередь, состоит во взаимодействии с окружающей его средой клетки, на которую влияют другие клетки, ткани и которая сама, опять же, оказывает на них влияние; и эти части организма находятся во взаимосвязи с целым и даже с окружающей его средой и многообразными влияниями, причем не только вещественной природы».

Читайте также:  С точки зрения неолибералов государство должно

По сути дела, проблема причинности смерти сводится к вопросу, который мучил Фрейда: является ли смерть живого организма запрограммированной в генах или это результат сбоя, ошибок и деятельности организма, приводящих клетки к старению и гибели? На этот вопрос нынешнее естествознание, кажется, нашло ответ.

Американский биолог Леонард Хайфлик обнаружил предел деления человеческих клеток — 50 (плюс- минус 10) раз. Последующая гибель клетки неизбежна, на какие бы ухищрения мы ни шли. Клетку можно заморозить, а затем вернуть в обычное состояние — и она точно «припомнит», сколько раз она уже делилась. Алексей Оловников из Института химической физики РАН открыл и «счетчик» клеточного деления — причину старения и гибели клетки. Оказывается, при каждом удвоении (размножении) клетки молекулы ДНК становятся чуть короче. Когда укорочение доходит до гена, кодирующего жизненно важную информацию, клетка погибает. Процессу укорочения, названному Оловниковым маргинотомией, ученый дает следующее объяснение: «Дочернюю цепь ДНК строит, перемещаясь по матричной цепи, фермент ДНК-полимераза. Узнающий и каталитический центры у него пространственно разделены. Когда первый — как локомотив — доходит до конца матрицы, второй — как последний вагон поезда — останавливается довольно далеко и конец цепи не копирует. А если узнающий центр находится сзади, то по этой же причине не скопируется начало цепи. Вот длина поезда — расстояние между центрами — и определяет, насколько копируется дочерняя цепь. Другой путь укорочения ДНК связан с тем, что синтез копии начинается с затравки — небольшого участка РНК. После синтеза затравка удаляется, и копия оказывается короче матрицы».

Для тех, кто не любит вникать в «технические» подробности, скажу проще: начальная длина и укорочение поезда (молекул ДНК) в процессе движения (жизни) запрограммированы ***. Зачем и кем? Богом? Природой? Естественным отбором? Здесь мы упираемся в самую больную проблему современной практики исследования бытия — проблему совмещения религиозного (мистического) и научного, рационального познания мира ****.

Именно здесь сходятся и расходятся точки зрения на феномен смерти и возможные модели загробного существования.

* Современный французский эколог Альбер Жикар, перекидывая мостик от бактерий к человеку, отмечает, что смерть — относительно недавнее изобретение природы, появившееся как следствие борьбы против… смерти. «Бактерия не может знать, что такое смерть, ведь она просто делится на две, четыре части. Смерть для нее не существует. Понятие «смерть» появилось тогда, когда двое соединились, чтобы произвести на свет третьего. Потому что этот третий — это и не первый, и не второй, не тот и не другой. Это новое существо. Мы себе позволяем роскошь делать что-то новое. А когда делаешь что-то новое, надо освобождать для него место. Итак, смерть — результат наличия полов. Получается парадокс: рожая детей, мы стремимся бороться со смертью, а ведь потому, что мы рожаем детей, мы неизбежно смертны».

** Финитизм — представление, что бытие можно описать с помощью конечного числа неразложимых далее элементов.

*** Единственное исключение — половые клетки человека, а которых ДНК копирует всю матрицу (за счет двух каталитических центров), благодаря чему эти клетки бессмертны.

**** См., например, статья В. Тростникова «Научна ли научная картина мира?» (Новый мир. 1989. N 12) и А. Паршина «Еще раз о „научной картине мира» (Вестник РХД. 1990. N2).

Человек — это существо, характеризующее высшую ступень эволюции живой природы на Планете, обладающий общественно-осознанной деятельностью.

В понятии «человек» выражается вся его биосоциодуховная реальность. В данном общем качестве человека есть совокупность разнообразных отношений, проявляемых в его конкретных состояниях и сложных жизненных условиях.

Биология человека

Человек — часть биосферы Земли. С биологической точки зрения Человек относится к царству животных — типу хордовых — подтипу позвоночных — классу млекопитающих — подклассу плацентарных — отряду приматов — семейству гоминидов — роду человек, в котором до нашего времени дожил только один вид — Человек разумный (Homo sapiens sapiens).

Человек является компонентом биосферы, в которой он связан пищевыми цепями с продуцентами. Сам он относится к консументам первого и второго порядков, гетеротрофам, т. е. пользуется готовым органическим веществом и биогенными элементами.

Биологические особенности человека

Анатомия человека

Физиология человека

  • здоровье;
  • физическое развитие;
  • характеристики человека:
    • физические качества;
    • черты личности.
    • типажи (телосложения).
    • другие различные характеристики.

Социально-психологические особенности человека

Человек обладает уникальными качествами присущими ему как социальному существу. Для него характерна членораздельная речь, наличие материальной культуры, умение использовать огонь и другие источники энергии, в последние тысячелетия ему свойственен постоянный технический прогресс.

10 изменений, которые произойдут с людьми в будущем

Люди не перестали развиваться. Хотя многие изменения, происходящие с человеком незаметны, с течением времени многие из них проявятся в полную силу.

Мы по прежнему подвержены естественному отбору, несмотря на развитие современной медицины и технологий.

Какими же особенностями мы будем обладать в далеком будущем, основываясь на современных тенденциях? Вот 10 самых больших изменений, которые могут произойти через несколько сотен тысяч лет.

1. Смешение рас

Развитие современных транспортных средств и коммуникаций приводит к тому, что все меньше людей остаются изолированным от других. Все чаще происходит смешение рас между представителями, чьи предки произошли из разных уголков нашей планеты.

В результате этого генетические различия между людьми начинают стираться, а расовые различия становятся менее заметными. Другими словами, люди будущего будут еще больше похожи друг на друга.

2. Ослабленный иммунитет

По мере того, как люди становятся все более зависимыми от лекарств для выживания, наша иммунная система начинает ослабевать.

Люди будущего будут более восприимчивы к болезнетворным микроорганизмам. Современные медицинские технологии и открытие антибиотиков улучшило наше здоровье и продолжительность жизни, но привело к тому, что нашей иммунной системе приходится меньше работать для поддержания здоровья.

С точки зрения биологии, наша иммунная система уже не так необходима, как раньше и мы еще больше будем зависеть от медицинских технологий.

3. Мышечная атрофия

Эволюция избавляется от тех признаков, которые больше не нужны. Одним из кандидатов на выбывание в этом смысле является физическая сила. Людям уже не приходится надеяться на сильные мышцы, для выполнения трудоемких задач. Мы все больше зависим от технологий, которые выполняют за нас эту работу. Исследования уже показали, что мы намного слабее наших дальних родственников, а в будущем, возможно, станем еще более хилыми.

Кроме того, если мы начнем все больше исследовать другие места в космосе, то, скорее всего, потеряем большую часть нашей мышечной массы. Космонавты, побывавшие в длительном космическом полете, возвращались на Землю, потеряв способность к физической работе на 40 процентов.

4. Высокий рост

Рост человека за последние два столетия быстро увеличивался. Только за последние 150 лет, человек стал в среднем выше на 10 см. Считается, что основной причиной этого является обилие доступной нам пищи.

Чем больше ребенок ест, тем больше энергии у него для роста. Пока люди способны есть с избытком, мы будем продолжать вырастать еще выше. Есть ли предел нашему росту, покажет эволюция.

5. Мало волос

Людей уже называют безволосыми обезьянами. Однако, как и у всех млекопитающих, у нас есть волосы, но их намного меньше, чем у наших человекообразных родственников и предков.

Одежда и современные технологии сделали согревающую функцию волос устаревшей. Женщины считаются более привлекательными без волос в отдельных частях тела, и возможно со временем, волосы вообще будут отсутствовать.

6. Нет зубов мудрости

Основанная причина, по которой удаляют зубы мудрости, состоит в том, что у большинства современных людей челюсть слишком мала, чтобы их вмещать, не мешая другим зубам. Их считают рудиментарными коренными зубами, которые появились у древних людей, когда их челюсть была больше, а питание состояло в основном из жесткой пищи.

Неудивительно, что зубы мудрости начинают исчезать. Более того, 35 процентов людей уже рождаются без зубов мудрости, у других есть только один, два или три зуба мудрости (всего их 4).

Кроме того, наши зубы станут еще меньше. За последние 100 000 лет назад наши зубы уменьшились в размере почти вдвое, и эта тенденция может продолжиться и в будущем.

7. Ухудшение памяти

Технологии уже влияют на то, как работает наша память. Человеческий мозг, будучи машиной, которая стремится к максимальной эффективности, как правило, запоминает, где хранится информация, а не саму информацию.

В век Интернета эта особенность стала еще более важной. Как часто вы пытались вспомнить что-то и вместо этого просто смотрели ответ в Википедии или поисковой системе? Привычка проверять все в Интернете научила нас использовать компьютер и интернет в качестве «внешней памяти», избавляя наш мозг от необходимости хранить информацию.

8. Меньше пальцев ног

До того, как люди научились прямохождению, наши пальцы на ногах использовались для хватания, также как руки. По мере того, как мы стали меньше взбираться и больше ходить, наши пальцы ног стали уменьшаться до текущих размеров.

В то время, как большой палец поддерживает равновесие и помогает при ходьбе, у мизинца нет какого-то особого предназначения. Возможно, по этой причине со временем люди станут существами с четырьмя пальцами ног.

9. Больший или меньший размер головы

Ученые до сих пор спорят, будет ли человек в будущем обладать большим или меньшим объемом черепа. Большинство придерживается мнения, что у человека не может развиться более крупная голова, так как это сделает естественные роды невозможными, и увеличить смертность у матерей. По этой причине, размер головы человека, скорее всего, останется неизменным, а может даже уменьшится.

Но стоит учесть тот факт, что все больше операций кесарева сечения позволяют выжить детям с крупной головой. Многие даже считают, что со временем кесарево сечение станет безопаснее естественных родов, и у детей с маленькой головой, рожденных естественно, будет меньше шансов выжить, чем у тех, чьи матери прошли через операцию.

10. Самосовершенствование

Люди могут достичь той стадии, когда они смогут управлять развитием человека с помощью технологий. Бионические органы и генетический отбор позволит будущим родителям выбирать особенности ребенка еще до рождения.

Это может искоренить все дефекты и нежелательные признаки. Как только такая практика станет распространенной, это может привести к исчезновению многих негативных качеств.

Как будет выглядеть человек будущего?

Именно так по мнению некоторых экспертов изменится наше тело и лицо через тысячи лет:

Рост около 180 -210 см из-за улучшения питания и прогресса в медицине

— Более короткий кишечник, чтобы поглощать меньше сахара и жира и предотвратить ожирение

Меньший размер яичек из-за снижения мужской плодовитости.

— Более длинные руки и пальцы, чтобы избавить нас от необходимости тянутся за предметами. Больше нервных окончаний на пальцах для использования различных приспособлений, таких как iPhone.

Меньший размер мозга из-за того, что задачу запоминания и мышления в основном выполняют компьютеры.

Большие глаза будут компенсировать маленький рот. Общение будет основываться на мимике и движении глаз.

Меньше зубов, так как пища становится мягче и не требует большого разжевывания.

Четверной подбородок из-за того, что наш организм создан, чтобы меньше есть и использовать больше энергии, чем сейчас.

Одинаковая форма носа, так как климат меньше влияет на организм благодаря кондиционерам и средствам отопления.

Меньше волос или лысина из-за использования теплых вещей и средства обогрева, но больше морщин из-за применения электронных устройств.

Обвисшая кожа на шее и мешки под глазами из-за сильного воздействия Солнца.

Читайте также:  Система права и ее элементы точки зрения

Более темный цвет кожи из-за смешения рас.

Существуют ли расы человека с точки зрения биологии?

Редьярд Киплинг в своём стихотворении «Племя белого человека» наглядно продемонстрировал отношение европейцев к неевропейским народам в эпоху колониализма. В те времена совершенно естественным казалось превосходство культурных «белых наций» над недоразвитыми, низшими «тёмными сынами Земли». Но, несмотря на очевидные различия по цвету кожи, разрезу глаз и формы носа, никто не знал, существуют ли расовые различия в плане генома, ДНК и умственных способностей?

Люди с разным внешним строением контактировали между собой с глубокой древности, и уже тогда устанавливались взаимоотношения, когда имевшие один признак господствовали над обладателями другого.

Обширная система каст, на которые распадается население Индии, развилась в период «Ригведы» (1700−1100 гг. до н.э.) из варн — четырёх основных сословий: брахманов, кшатрий, вайшьев и шудр. Санскритский термин «варна» переводится как «цвет», и это неудивительно. Вторгшиеся в Индию белокожие племена завоевали земли, населённые чернокожими людьми, поработили их и обратили в низшее сословие.

В эпоху освоения новых земель, начавшуюся в XV веке и продолжавшуюся до ХVII века, и последовавшую за ней эпоху колониализма цивилизация белых людей нещадно покоряла аборигенов — коренных жителей Америки, Африки, Полинезии. Захваты происходили молниеносно, так как туземцы не могли противостоять технологически подкованным европейцам.

Так продолжалось вплоть до ХХ века, когда империи сгорели в пламени революций, а нацизм потерпел окончательное поражение. Наконец-то пришло время научных открытий в биологии, которые пролили свет на сходства и различия между представителями всех рас. Конечно, прежде всего, имеются в виду исследования в области генов и ДНК.

Учёные выяснили, что геном всех людей — эскимосов, японцев, кенийцев, русских — идентичен на 99,9%, а все различия между этническими группами и отдельными индивидуумами приходятся на 0,1%. Сразу возникли вопросы: «А не прописаны ли в одной тысячной доле некие существенные различия между расами?» Причём имелось в виду не только морфологическое разнообразие, но и возможные различия в интеллекте и когнитивных способностях.

Но прежде чем отвечать на эти вопросы, для начала стоит разобраться: а существуют ли вообще расы с точки зрения биологии? Казалось бы, всё очевидно. Кто же не отличит китайца от испанца? Тем не менее окончательной ясности в этих вопросах нет до сих пор. Антропологи даже не могут понять, сколько рас может быть выделено внутри вида Homo Sapiens, увеличивая их количество с двух до пятнадцати.

Сначала появились классификации по существенным признакам, когда принадлежность к той или иной расе определялась по наличию характерного фенотипа — формы носа, толщины губ, разреза глаз. К этим же критериям относился и черепной указатель — отношение максимальной толщины мозговой коробки к её максимальной длине.

Позже эта концепция, опровергаемая генетическими исследованиями, понемногу стала отходить в историю антропологической науки. В наше время расы рассматриваются не как дискретные общности, а как совокупность популяций, между которыми есть набор общих фенотипических особенностей.

Всё человечество происходит от небольшой группы людей (как тут не вспомнить библейский рассказ об Адаме и Еве), вышедших из Африки несколько тысяч лет назад. В дальнейшем эта группа распространилась по обширной территории, и некоторые её части оказались изолированными друг от друга. В таких условиях новые, ещё более мелкие группки подверглись мутациям.

Например, в северных областях, при нехватке солнечного тепла, мутации проявлялись в угнетении выработки меланина, и кожа у потомков чёрных африканцев делалась светлой. В горных широтах происходила адаптация дыхательной системы к разреженному воздуху. Но не все изменения, подобно этим, носили приспособленческий характер. Они меняли внешний вид людей, но укоренялись не благодаря эволюционному отбору, а благодаря инцесту, который был нередким явлением в малочисленной популяции. В качестве примера можно назвать эпикантус (кожная складка в углу глаза), который встречается у представителей монголоидной расы.

Многие уверены, что эпикантус вроде бы образовался в ходе эволюции как защита роговой оболочки от песчаных бурь. Но российский антрополог Станислав Дробышевский считает эту гипотезу неверной, поскольку монголоиды возникли отнюдь не в «песчаных» регионах, а обитатели жарких пустынь наоборот обходятся без эпикантуса.

Со временем набор тех или иных фенотипических особенностей, возникших в компактной популяции, распространился по Земле, и дал начало расе. К слову, расовых типов, образовавшихся таким путём, могло быть гораздо больше, чем сейчас выделяется биологией, просто их носителям, грубо говоря, не очень повезло.

Кажется, всё предельно ясно: люди разбредались по планете, родственные линии протягивались всё дальше и дальше, поэтому возникли расовые различия. Но учёные не перестают бурно дискутировать о существовании рас в биологическом плане. Загвоздка в том, что термин «раса», с одной стороны, глубоко зарылся в социально-историческую область, а с другой, он применяется не только по отношению к человеку.

В зоологии и даже в ботанике тоже есть расы. Они выделяются у медоносных пчёл, обезьян, растений. Так, у пчёл описано около 30 подвидов, которые обнаружили биоакустическим методом, ибо каждый подвид (раса) издаёт характерный только для него звук. Подвиды имеют несколько иную морфологию, поведение и генетику, в отличие от других подобных систем.

Выходит, что если существуют расы и у людей, то между ними должны быть серьёзные несовпадения, к примеру, в строении организма, на основании которых можно делать вывод о принадлежности к определённой расе. Но этого не наблюдается, как у животных и растений. Да и потом вспомним, что генетические различия среди этносов лежат в плоскости 0,1%, а это несоизмеримо мало по сравнению с аналогичными различиями среди тех же пчёл.

Другой важный аспект заключается в Y-хромосомных и митохондриальных гаплогруппах, передающихся, соответственно, по отцовской и материнской линии. Так, Y-хромосомная гаплогруппа R1b наиболее распространена в Западной Европе и Южном Урале, но встречается также по всей Евразии и Центральной Африке, а после миграций европейцев в Америку и Австралию она составляет весьма крупную долю и там. Из этого следует, что расогенез вообще не похож на древо, ветви которого навсегда разошлись в разные стороны. Наоборот, ветви неоднократно переплетались, что и подтверждается исследованиями.

Более того, в современном изменчивом мире постоянно происходят миграции населения, приводящие к заключению межрасовых браков. Огромное количество жителей земного шара не может отнести себя к какой-то одной расе. Эта ситуация наглядно иллюстрирует, что раса является не столько биологической категорией, сколько социально-исторической условностью.

Тем не менее обнаруженные 0,1% различий, определяющие расовую принадлежность, вынуждают задать провокационный вопрос: насколько отличается уровень IQ между представителями разных рас? Уже давно доказано, что на различия между людьми по интеллектуальным, поведенческим и психическим особенностям влияет не генетика, а социум, в котором они родились и живут.

Доктор биологических наук Лев Животовский из института общей генетики РАН как-то сказал: «Между расами гораздо меньше различий, чем между соседями по квартире». Таким образом, учёные в очередной раз подтвердили библейскую мудрость, что все люди — братья. В крайнем случае — двоюродные.

Поговорим о любви с точки зрения биологии

Поделиться

Все мы с детства мечтаем о настоящей любви. Кто-то встречает её рано, кто-то поздно. А кому-то никак не удаётся встретить любимого человека. Многие даже обращаются к разным сайтам, чтобы использовать магию желаний и привлечь любимого в свою жизнь.

Как именно человек выбирает себе любимого человека? Почему мы влюбляемся? Как найти любимого человека на всю жизнь? В разговоре с Виктором Досенко, патофизиологом, генетиком, д.м.н., профессором, заведующим отделом общей и молекулярной патофизиологии Института физиологии им. Богомольца НАН Украины.

Вы проводили и проводите интересные лекции о любви. В какой момент возникает любовь? Что это за процесс? Какие условия для этого благоприятные?

У многих людей часто наступает момент, когда внешний объект накладывается на идеал, сформированный предыдущими годами жизни. Мы рисуем внутри различные образы людей, — это очень важно для приматов, живущих в обществе, которые общаются, могут запомнить поведение, выигрышное для собственных целей, могут запомнить, что эта обезьяна добра, а эта — злая, эта — может быть хорошей, если выполнить определенные действия, эта — меня накормит, эту- я буду защищать, эта — меня любит, это — меня ненавидит.

Определяющее влияние на выбор партнера делают родители, родственники, которые демонстрируют своим поведением то, что они могут вкладывать в понятие «добро» и «зло».

Детям не надо задавать вопросов: они наблюдают за реакцией родителей, когда сидят перед телевизором, смотрят программу. К примеру, показывают человека, а отец говорит: «Вот подонок». Ребенок не научился говорить, но восприятие отца сфотографировало: «Такое лицо — это плохо». На следующее изображение отец говорит: «Умный человек». Ребенок внимательно смотрит, слышит, хотя иногда родителям кажется, что ничего он не понимает.

Подобно происходит обучение в сексуальном аспекте — это нанизывание бусин на представление о будущем любви. Ребенок наблюдает, что отцу нравится мама с ее волосами, глазами, фигурой, не обязательно именно такую найдет, но у него отложится, что это образ красивой женщины.

Затем появляются дополнительные информационные источники: друзья, фильмы, театр. К примеру, мужчины бесятся от определенной женщины: «О, Моника Белуччи»! Конечно, на маленького мальчика это влияет, потому что много других мальчиков считают ее эталоном красоты. К цепи образов идеала прилагается, как она общается, как образована. С половым созреванием растет уровень половых гормонов, и мальчик впервые встречается с воображаемым идеалом.

Ключевые слова: магия желаний, Поговорим о любви, точки зрения биологии, сексуальность, мать, отец, Почему мы влюбляемся

Кто мы с точки зрения биологии

Формулировки биологов, к сожалению, лишены поэтической вдохновенности — элегической грусти или экспрессивного метафоризма. В биологии смерть вульгарно трактуется как «прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этого — гибель индивидуума как обособленной живой системы, сопровождающаяся разложением белков и др. биополимеров, являющихся основным материальным субстратом жизни. «

Некоторые биологи выделяют понятие частичной смерти, то есть смерти группы клеток иди целого органа (некроз). У одноклеточных организмов — простейших — естественная смерть особи проявляется в форме деления, поскольку оно связано с прекращением существования данной особи и возникновением вместо нее двух новых. Смерть особи обычно сопровождается образованием трупа. В зависимости от причин, обусловливающих наступление смерти, у высших животных и человека различают: смерть естественную (физиологическую), наступающую в результате длительного последовательно развивающегося угасания основных жизненных отправлений организма, и смерть преждевременную (патологическую), вызываемую болезненными состояниями организма, поражением жизненно важных органов (мозга, сердца, легких, печени и др.). Преждевременная смерть может быть скоропостижной, т. е. наступить в течение нескольких минут и даже секунд (например, при инфаркте).

Смерть теплокровных животных и человека связана с прекращением прежде всего дыхания и кровообращения. Поэтому различают два основных этапа смерти: клиническую смерть и следующую за ней биологическую смерть, или истинную. По истечении периода клинической смерти, когда еще возможно полноценное восстановление жизненных функций, наступает биологическая смерть — необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях.

Пытаясь разгадать природу смерти, 3. Фрейд в работе «По ту сторону принципа удовольствия» соединяет психоанализ с рассмотрением результатов биологических исследований своего времени. Он не скрывает того, что человеку хочется найти утешение в биологической предопределенности смерти, не зависящей от него самого: «Если уж суждено самому умереть и потерять перед тем своих любимых, то все же хочется скорее подчиниться неумолимому закону природы, величественной необходимости, чем случайности, которая могла бы быть избегнута».

«Мы будем удивлены,- говорит далее Фрейд,- узнав, как расходятся биологи в вопросе о естественной смерти и что у них понятие о смерти вообще остается неуловимым».

Самый большой интерес у Фрейда вызывало исследование продолжительности жизни и смерти организмов в работах А. Вейсмана, предложившего разделение «живущей субстанции» на смертную и бессмертную половину. Смертной частью Вейсман считал собственно тело, сому, подверженную естественному умиранию; в качестве бессмертной части рассматривал зародышевые клетки, так как они способны при соответствующих условиях развиться в новый организм, создать себе новую сому. Фрейд находит здесь аналогии со своей теорией «влечений» двух родов — тех, что ведут жизнь к смерти, и тех, которые постоянно стремятся к обновлению жизни. Однако он честно признается, что «видимость этого совпадения быстро улетучивается, когда мы знакомимся с разрешением Вейсманом проблемы смерти. Ведь Вейсман допускает различие сомы от бессмертной зародышевой плазмы лишь у Metazoa (многоклеточных). Эта смерть высших живых существ есть естественная смерть от внутренних причин, но она опирается не на исходные свойства живой субстанции, не может быть понята как абсолютная необходимость, обоснованная сущностью жизни. Смерть есть больше признак целесообразности, проявление приспособляемости к внешним условиям жизни, так как при разделении клеток тела на сому и зародышевую плазму неограниченная продолжительность жизни индивидуума была бы совершенно нецелесообразной роскошью.

Читайте также:  Сколько диоптрий при 50 процентах зрения

С наступлением этой дифференцировки у многоклеточных смерть стала возможной и целесообразной. С этой стадии сома высших организмов умирает, вследствие внутренних причин, к определенному времени, простейшие же остались бессмертными *. Напротив, размножение введено было не со смертью, а представляет собой первобытное свойство живой материи, как, например, рост, из которого оно произошло, и жизнь осталась на Земле с самого своего начала беспрерывной».

Поскольку для Фрейда все эти проблемы важны с точки зрения приложимости к теории «Влечений», то он с сожалением говорит, что признание естественной смерти для высших организмов мало помогает разрешению его вопроса. Ведь «если смерть есть лишь позднейшее приобретение живых существ, то влечения к смерти, которые восходят к самому началу жизни на Земле, опять остаются без внимания. Многоклеточные могут умирать от внутренней причины, от недостатков обмена веществ; для вопроса, который нас интересует, это не имеет значения».

В отличие от Фрейда причинность смерти интересует нас безотносительно к теориям смежных с биологией дисциплин. Но не делаем ли мы ошибки, пытаясь разложить понятие «смерть» по полочкам? Во времена античности и в средние века сознание ученого (и уж тем более обычного человека) не было столь дискретно, как в наше время. Очевидно, сумма знаний, накопленная человечеством, столь велика, что не позволяет нам иметь панорамный взгляд на бытие, разом охватывая все его возможные модели, подтвержденные теоретическим и практическим опытом цивилизации.

«Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння», — едко заметил Козьма Прутков еще в прошлом веке. А Павел Флоренский, один из лучших умов России XX века, негодуя на рационалистов, возведших в канон специализацию Познания, в начале 1920-х годов писал: «Но ведь это они раздробили всякую форму на кирпичики; это они расстригли Слово Божие на строчки и слова, язык растолкли в звуки, организм измельчили до молекул, душу разложили в пучок ассоциаций, и поток психических состояний; Бога объявили системою категорий, великих людей оценили как комочки, собравшиеся из пыли веков,- вообще все решительно распустили на элементы, которые распустились в свой черед, приводя бывшую действительность к иллюзии формы и ничтожеству содержания».

Сегодня естествознание начинает понимать, что невозможно установить механизм жизни и смерти органической материи, используя лишь идеи финитизма ** или один-два уровня исследования. Заманчиво, например, взять и исследовать организм человека прежде всего как химический реактор. Ан нет. Даже с этой точки зрения мы столкнемся с множеством вещей, необъяснимых в избранной системе отсчета. Скажем, знаменитый «химический маятник» — обратимые реакции, открытые Белоусовым — Жаботинским. Если они возможны, почему невозможна «обратная» работа химического реактора по имени «человек»?

Современный немецкий философ Э. Хикель по поводу ограниченности одноуровнего, одностороннего биофизического познания нашего бытия пишет: «Жизнь на земле и все живое примечательны способностью к размножению. Завораживающим оказывается то обстоятельство, что при такой размножении определенную роль в ядре клетки играют химические молекулы и что эта роль может быть выяснена. В этом состоянии завороженности забывают, что исследуемые химические ДНК-«кирпичики» никоим образом не являются всем тем, что образует живой организм: характер репликации ДНК в процессах размножения и росте организмов зависит от взаимодействия этой ДНК с бесчисленными другими факторами составными частями в ядре клетки; ядро же, в свою очередь, состоит во взаимодействии с окружающей его средой клетки, на которую влияют другие клетки, ткани и которая сама, опять же, оказывает на них влияние; и эти части организма находятся во взаимосвязи с целым и даже с окружающей его средой и многообразными влияниями, причем не только вещественной природы».

По сути дела, проблема причинности смерти сводится к вопросу, который мучил Фрейда: является ли смерть живого организма запрограммированной в генах или это результат сбоя, ошибок и деятельности организма, приводящих клетки к старению и гибели? На этот вопрос нынешнее естествознание, кажется, нашло ответ.

Американский биолог Леонард Хайфлик обнаружил предел деления человеческих клеток — 50 (плюс- минус 10) раз. Последующая гибель клетки неизбежна, на какие бы ухищрения мы ни шли. Клетку можно заморозить, а затем вернуть в обычное состояние — и она точно «припомнит», сколько раз она уже делилась. Алексей Оловников из Института химической физики РАН открыл и «счетчик» клеточного деления — причину старения и гибели клетки. Оказывается, при каждом удвоении (размножении) клетки молекулы ДНК становятся чуть короче. Когда укорочение доходит до гена, кодирующего жизненно важную информацию, клетка погибает. Процессу укорочения, названному Оловниковым маргинотомией, ученый дает следующее объяснение: «Дочернюю цепь ДНК строит, перемещаясь по матричной цепи, фермент ДНК-полимераза. Узнающий и каталитический центры у него пространственно разделены. Когда первый — как локомотив — доходит до конца матрицы, второй — как последний вагон поезда — останавливается довольно далеко и конец цепи не копирует. А если узнающий центр находится сзади, то по этой же причине не скопируется начало цепи. Вот длина поезда — расстояние между центрами — и определяет, насколько копируется дочерняя цепь. Другой путь укорочения ДНК связан с тем, что синтез копии начинается с затравки — небольшого участка РНК. После синтеза затравка удаляется, и копия оказывается короче матрицы».

Для тех, кто не любит вникать в «технические» подробности, скажу проще: начальная длина и укорочение поезда (молекул ДНК) в процессе движения (жизни) запрограммированы ***. Зачем и кем? Богом? Природой? Естественным отбором? Здесь мы упираемся в самую больную проблему современной практики исследования бытия — проблему совмещения религиозного (мистического) и научного, рационального познания мира ****.

Именно здесь сходятся и расходятся точки зрения на феномен смерти и возможные модели загробного существования.

* Современный французский эколог Альбер Жикар, перекидывая мостик от бактерий к человеку, отмечает, что смерть — относительно недавнее изобретение природы, появившееся как следствие борьбы против… смерти. «Бактерия не может знать, что такое смерть, ведь она просто делится на две, четыре части. Смерть для нее не существует. Понятие «смерть» появилось тогда, когда двое соединились, чтобы произвести на свет третьего. Потому что этот третий — это и не первый, и не второй, не тот и не другой. Это новое существо. Мы себе позволяем роскошь делать что-то новое. А когда делаешь что-то новое, надо освобождать для него место. Итак, смерть — результат наличия полов. Получается парадокс: рожая детей, мы стремимся бороться со смертью, а ведь потому, что мы рожаем детей, мы неизбежно смертны».

** Финитизм — представление, что бытие можно описать с помощью конечного числа неразложимых далее элементов.

*** Единственное исключение — половые клетки человека, а которых ДНК копирует всю матрицу (за счет двух каталитических центров), благодаря чему эти клетки бессмертны.

**** См., например, статья В. Тростникова «Научна ли научная картина мира?» (Новый мир. 1989. N 12) и А. Паршина «Еще раз о „научной картине мира» (Вестник РХД. 1990. N2).

УЧЁНЫЕ ОТКРЫЛИ СЕКРЕТ: ОТ КОГО НА САМОМ ДЕЛЕ ПРОИЗОШЁЛ ЧЕЛОВЕК

Наука всегда была построена на постулате, что человек является вершиной разумной жизни на планете. Но почему так? Почему только одному биологическому виду дано права первенства, тогда как остальные, стоящие на ступеньку позади, все вместе имеют равные шансы? Тем более что с точки зрения законов природы люди – самые слабые и беззащитные перед любым более или менее крупным хищником. Тем не менее, эта хрупкость не погубила человечество, а подтолкнула на иные уровни развития.До сих пор считалось, что человек произошел от обезьяны. Но тогда почему между ним и обезьяной такая разница, и почему остальные обезьяны до сих пор не говорят и не рассуждают?Ответа на этот вопрос в антропогенезе до сих пор нет. Но ученые долгое время искали недостающее промежуточное звено в истории эволюции человека. И, наконец, в начале двадцать первого века в Австралии и Африке были сделаны удивительные археологические открытия.Палеоантропологи громогласно заявили, что недостающее звено найдено, но даже они не смогли признать триумф науки. Звено это оказалось таким, что ученые поспешили заявить: обезьяны не являются предками человека. Более того: это две разные ветви, разошедшиеся около шести миллионов лет назад. И опять встроенная теория эволюция рассыпалась в прах.Расшифровка генома человека дала поразительный результат. Оказалось, что он на девяносто процентов совпадает с геномом всех живых существ на Земле. Это доказывает земное происхождение человека, кроме того, именно это позволяет человеку выживать в биосфере именно этой планеты.

Человек идеально вписывается в животный мир, но именно остальные пять-десять процентов генов и отличают его от крокодилов, медведей или ласточек. Небольшой скачок в развитии нуклеиновых генных кислот и дали возможность стремительному скачку развития от обезьяноподобных существ к человеку.Но генетический код не мог сам собой улучшиться – это очень сложная технология. Тем не менее, было какое-то мощное обстоятельство, которое превратило это дикое существо в человека.Это удивительно, но практически во всех культурах есть свои собственные, очень схожие с остальными, представления о происхождении человека. И связаны они все с прилетом богов, которые создали человека по своему подобию.Исследователей потрясла история о происхождении человека, описанная в древних текстах. Старейшей на Земле цивилизацией считаются шумеры. Этот народ возник в долине между реками Тигр и Евфрат восемь тысяч лет назад ниоткуда. Эта высокоразвитая нация знала астрономию и высшую математику, юриспруденцию и медицину. Шумеры считали, что человека создали боги – аннунаки, прилетевшие с далекой планеты Нибиру. Аннунаки добывали на нашей планете полезные ископаемые, но однажды им надоело трудиться на рудниках и они решили создать себе работников по собственному образу и подобию. Они взяли «сущность» молодого аннунака и смешали с яйцеклетками самки обезьяны с планеты Земля. Так родилось смешанное существо – человек.

Сначала эти гибриды не могли размножаться сами: их рожали богини аннунаки, но позднее они добавили людям и эту возможность, что, правда, вызвало гнев остальных богов. Историки говорят, что часть этого мифа – это история об Адаме и Еве, вкусивших древо познания.Поразительно, но подобные генетические эксперименты описаны и в других текстах. Все народы были уверены, что их создали боги. Египтяне, например, считали, что их сделали на гончарном круге, индейцы майя – из кукурузы. Археологи, находившие изображения аннунаков, говорят, что Верховные Боги действительно похожи на людей.При этом половина населения Земли считает своими предками рептилий. Культ драконов, змей и прочих земноводных есть в каждой религии. Удивительно, что люди выбрали в качестве культа этих опасных созданий.Считается, что в процессе эволюции эмбрион человека проходит все стадии: сначала он похож на червя, потом на амфибию или рыбу, затем на земноводное, а на шестой неделе на… рептилию. Дарвин считал это доказательством того, что был какой-то общий предок. И, действительно, гены раннего развития одинаковы у всех: и у людей, и у динозавров. А затем специальные белки запускают геном человека.«Божественным» рептилиям в культуре человека отво

Источники:
  • http://elhow.ru/psihologija/abstraktnye-voprosy/chem-javljaetsja-chelovek
  • http://dw8.ru/smert/cho-takoe-smert/165-s-tochki-zreniya-biologii
  • http://wikiwhat.ru/%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA
  • http://www.infoniac.ru/news/10-izmenenii-kotorye-proizoidut-s-lyud-mi-v-budushem.html
  • http://shkolazhizni.ru/world/articles/70265/
  • http://md-eksperiment.org/post/20160818-pogovorim-o-lyubvi-s-tochki-zreniya-biologii
  • http://dw8.ru/smert/cho-takoe-smert/165-s-tochki-zreniya-biologii
  • http://inmyway.org/news/uchyonyie-otkryili-sekret-ot-kogo-na-samom-dele-proizoshyol-chelovek