Меню Рубрики

С точки зрения неолибералов государство должно

Экономическая наука с давних времен до сегодняшнего дня прошла долгий путь. Множество теорий и законов были открыты ею, исследованы и выработаны на их основе наиболее правильные подходы к ведению хозяйственной деятельности человеком. Политэкономия рассматривает множество вопросов теории, входящих в ее компетенцию. Новые учения, взгляды, закономерности и гипотезы заслуживают повышенного внимания ученых, ведь от этого зависит благосостояние всего общества. Неолиберализм – это новое экономическое учение, основные черты которого и направления в области исследования действительности заслуживают внимательного рассмотрения.

Неолиберализмом называется новое направление в экономике, которое ставит во главу общей организации хозяйствования принцип невмешательства государства в процессы регулирования отношений между субъектами торговых, производственных отношений. Это направление сформировалось в 19 веке.

Происхождение данной теории ведется от системы либеральных взглядов английских ученых А. Смита и Д. Рикардо. По их мнению, государство должно вмешиваться в хозяйственную деятельность субъектов минимально.

Неолиберализм – это также результат мысли школы Германии, представители которой одними из первых начали рассматривать политэкономию как науку о ведении национального хозяйствования.

Развиваясь и совершенствуясь, неолиберализм в политике и экономике породил множество направлений и учений, стал основой для дальнейших изысканий ученых всего мира.

Самые известные представители

Неолиберализм, представители которого относятся к современным течениям экономической науки, критически характеризуют кейнсианство. По их мнению, роль государства заключается лишь в обеспечении условий, необходимых для создания конкуренции и осуществления контроля в сферах, где эти условия отсутствуют.

К неолибералам относятся такие школы как неоавстрийская (В. Хайек), чикагская (М. Фридман), фрайбургская (Л. Эрхард и В. Ойкен).

Большая вариативность взглядов определила развитие множества школ и подходов к изучению закономерностей экономической действительности.

Основные принципы

Существует несколько основополагающих принципов неолиберализма. Они определяют принадлежность учения к этому направлению. Экономический неолиберализм основывается на таких принципах как права и свободы личности, конституциализм, равноправие всех членов социума. Определяющими факторами развития хозяйственных отношений являются частная собственность и предпринимательство.

Саморегулированию рыночной экономики также должны способствовать действия централизованного управления в социальной сфере. Перераспределение доходов должно учитывать интересы малоимущих слоев населения в первую очередь. Это укрепляет социальную справедливость.

Основанный на главных принципах либерализма, неолиберализм смог адаптировать и принять ряд новых теорий и направлений, свойственных для других экономических систем (в том числе социалистической).

Историческая школа Германии

В 19 веке в Германии классическая школа распространения не получила. Поэтому здесь возникло историческое направление, которое основывалось на ряде концепций. Его представители утверждали, что общие законы экономики производства и распределения — выдумка, а правильное развитие объясняет именно неолиберализм. Школы неолиберализма этого направления придерживались мнения, что хозяйственная организация каждой страны должна функционировать по своим собственным закономерностям. Их определяют географическое положение и история, культурные и национальные традиции страны.

Выделяется три этапа развития этого направления. Первый датируется 40-60-ми годами 19 столетия. Это так называемая Старая историческая школа. Второй этап длился с 70-х до 90-х годов 19 века. В это время сформировалась Новая историческая школа. Затем была создано самое последнее направление. В первой трети 20 столетия возникла Новейшая историческая школа.

Старая историческая школа

Основал Историческую школу Ф. Лист, который выступал против английских классиков. Он определил основные концепции, характеризующие неолиберализм. Школы неолиберализма, основанные после этого периода, сохранили основные принципы его взглядов.

Общественное богатство, по мнению приверженцев данного направления, достигается путем слаженной деятельности людей. Политика при этом должна объединить народные массы и воспитать нацию с ценностями развития промышленности. Для каждой стадии производства должна осуществляться своя программа, позволяющая достичь всем классам общества высокого уровня.

Государство, по словам Листа, должно охватывать всю нацию, составляющие классы которой обладают самостоятельностью. Оно направляет основные усилия отдельных звеньев в правильное русло для достижения долгосрочных интересов общества.

Новая историческая школа

Появившееся позже направление развивало теории неолиберализма в новых условиях. Германия в то время уже существовала как сплоченная нация, однако культ государства и агрессивная внешнеполитическая настроенность ознаменовали этот период.

Одним из самых ярких представителей неолиберализма того времени стал Г. Шмоллер. Он говорил о необходимости связи этого течения с этикой, социологией, историей и политологией.

В экономической практике Шмоллер выделял три сферы деятельности: личный интерес, общественные принципы, благотворительность. В функциях государства представители этих взглядов усматривали заботу о воспитании, о здоровье людей, о развитии внутренних общественных связей, о стариках, детях, инвалидах. Л. Брентано выдвинул идеи о ликвидации неравенства среди рабочих.

Новейшая историческая школа

Политический неолиберализм достиг самых больших крайностей в предвоенную эпоху. В. Зомбарт в своих работах противопоставил «нации торговцев» (англичан) «нацию героев» (немцев). Он считал, что последние имеют право с помощью военной мощи забрать у первых то, что они приобрели за годы развития их торговых отношений и промышленности.

Это направление приписывало государству функции инициатора планирования национального экономического развития. Здесь были подняты идеи жесткой централизации власти и сословное деление общества на классы. Эти взгляды были применены германскими фашистами и стали одной из составных частей их политики.

В это же время М. Вебер призывал рассматривать экономическую действительность в сравнении с ее идеальной моделью. Определяя отклонения от нее, исследовалась степень этого несоответствия. Основная идеология неолиберализма, которая была выработана на то время германской исторической школой, была продолжена в других направлениях экономической мысли, например, в американском институционализме и ордолиберализме.

Фрайбургская школа

На основе взглядов новой исторической школы развилась Фрайбургская школа. Ее еще называют ордолиберальной. Однако с данной точки зрения неолиберализм – это учение, рассматривающее макроэкономические процессы жизни общества, поддерживающее утверждения, что индивидуальная частная собственность должна укрепляться повсеместно на средства производства. Но государство с точки зрения неолибералов этого периода должно вмешиваться в экономику, в ее механизмы прибыли и конкуренции.

Одним из выдающихся представителей этого направления был В. Ойкен. Он выделил два типа экономического строя. В одном преобладает централизованное управление, а в другом – общественное. Эти черты, по его мнению, встречаются в каждой системе. Только один из признаков преобладает больше.

Чикагская и неоавстрийская школы

К неоавстрийской школе относятся взгляды выдающего экономиста Ф. Хайека. Он развивал взгляды А. Смита и говорил о направляющей силе конкуренции. Ученый говорил о возникновении спонтанного порядка в экономике. По его мнению, конкуренция при помощи изменения цены дает понять участникам рынка о тех возможностях, которые открываются перед ними.

Он считал, что на рынке реализуются механизмы бессознательной организации. Поэтому информация должна распространяться беспрепятственно. Это даст возможность всем субъектам рыночных отношений организоваться лучшим образом.

Самым ярким представителем Чикагской школы является М. Фридман. Он придерживался идеи, что государство нельзя допускать в область регулирования объема производства, цены, занятости и создания богатства. Оно должно лишь регулировать уровень денег в обороте. По мнению этого ученого, изменение уровня предложения денег значительно влияет на рыночную конъюнктуру.

М. Фридман утверждал, что рынок может как способствовать общественному развитию, так и воспрепятствовать ему. Неолиберализм в экономике, с его точки зрения, позволяет не допустить негативных вмешательств со стороны заинтересованных групп людей. Ведь рынком пользуется каждая система. Разница состоит только в объеме власти, которой обладают разные участники.

Ознакомившись с основными понятиями и направлениями экономических взглядов данного направления, можно сделать вывод, что неолиберализм – это система взглядов, которая утверждает главенствующей управляющей силой на рынке саморегулирование. Государству отводится лишь определенная сдерживающая функция.

В чем состоит экономическая роль государства, по мнению неолибералов?

Неолибералы считают, что государство должно стимулировать экономическое равновесие с помощью налоговой и кредитной систем или путём регулирования денежного обращения. Государственное вмешательство, по их мнению, необходимо для поддержания благоприятных условий конкуренции и свободного предпринимательства, но государство не должно вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность предприятий.

В чем суть теории «идеальных» типов хозяйства?

Основоположником неолиберализма в Германии стал Вальтер Ойкен (1891-1950). В обобщающей работе «Основы национальной экономической теории» (1940) Ойкен на базе веберовской методологии «идеальных типов» выдвинул положение о существовании двух типов хозяйства — «свободного рыночного» и «центрально-управляемого». Первая форма, по Ойкену, более совершенная: экономика управляется рынком посредством механизма свободных цен. Во втором типе хозяйство выступает в виде абсолютной командной экономики, исключающей действие рыночного механизма.
Однако ни один тип хозяйства не может существовать «в чистом виде», они выступают лишь в качестве определяющего принципа реальной экономики. Всякое конкретное хозяйство состоит из одного и того же набора элементов (разделение труда, кредит, прибыль, процент, зарплата и т.д.), но эти элементы сочетаются всякий раз по-новому в зависимости от господствующего принципа (децентрализации или централизации) и от исторических обстоятельств. Ойкен высказывается в пользу преимущественно децентрализованных рыночных форм хозяйствования.

Каковы критерии «социального рыночного хозяйства»?

Концепция социального рыночного хозяйства, основоположниками которой являются Л. Эрхард и В. Ойкен, значительно отличается от теории классического либерального хозяйства — концепции рыночной экономики, где государству отводилась роль «ночного сторожа». Л. Эрхард и В. Ойкен считают, что перед современным государством стоят сегодня огромные задачи, что в середине XX в. возможность освободить государство от обязанностей маловероятна. Одной из наиболее важных задач государства, по мнению Л. Эрхарда, является обеспечение свободной конкуренции. Свободная собственная инициатива и конкуренция должны сочетаться с активной ролью государства в хозяйственной жизни. Ведущая форма проявления свободы, по Л. Эрхарду, — свобода потребления, которая логически дополняется свободой предпринимателя производить и продавать продукты, отвечающие спросу.

Важнейший критерий социального рыночного хозяйства, сочетающего рыночные и социальные принципы, — установление эффективного хозяйственного порядка, при котором на основе роста производительности труда снижаются цены, повышается реальная заработная плата. Благодаря конкуренции как наиболее эффективному способу достижения и обеспечения благосостояния, Можно достичь социализации прогресса и прибыли. Другим критерием выступает оптимальное сочетание рыночной экономики и планового хозяйства (централизованно регулируемая система экономики). Некоторые немецкие авторы социальное рыночное хозяйство определяют как современную форму экономической организации рыночного типа с налаженным механизмом государственного регулирования, соответствующей институциональной структурой и системой социальной защиты населения.

Что такое «неолиберализм»? Какие школы неолиберализма вам известны? В чем их особенности?

Сущность неолиберализма состоит в обосновании необходимости объединения государственного регулирования экономики с принципами свободной конкуренции и в разработке на этой основе определенной экономической политики. Лондонская школа (Фридрих Хайек) отвергала любые попытки государственного регулирования экономики, фрейбургская школа (Вальтер Ойкен) отводила государству задачу создания благоприятных условий для конкуренции, свободы ценообразования и свободы предпринимательства. Чикагская школа (Милтон Фридмен) отводила решающее место регулированию прироста денег в обращении, также известная парижская школа неолиберализма.

Кто автор концепции монетаризма и в чём её суть?

Фридмен бросил вызов кейнсианским моделям государственного регулирования экономики, противопоставив им регулирование прироста денег в обращении. Изменение массы денег в обращении ведет к пропорциональному изменению цен. Главная функция денег – определение цен. Фридмен установил, что взаимосвязь между изменением количества денег и номинальным доходом проявляется определенным лагом времени. Таким образом, в основе регулирования экономики, по мнению представителей монетаризма, должно лежать управление массой денег в обращении.

Читайте также:  Как вернуть себе зрение за неделю

Что такое неоклассический синтез?

Пол Самуэльсон поставил себе цель разработать такую теорию, опираясь на которую можно добиться бескризисного развития, стабильной и полной занятости при экономическом росте и повышении доходов населения. Он попытался соединить концепции неоклассиков и кейнсианцев. Макроэкономика — это не абстракция, сущность, состоящая из множества микроэкономических явления и процессов. Разрешить проблемы безработицы и инфляции возможно при эффективном воздействии государства на макроуровне, обеспечивая при этом свободу поведения хозяйствующих субъектов.

Неолиберализм

Неолиберализм — направление в экономической науке и практике хозяйственной деятельности, имеющее в основе принцип саморегулирования экономики, свободной от излишней регламентации.

Либерализм как система взглядов ведет начало от английских классиков А. Смита и Д. Рикардо. Либерализм основан на признании ведущей роли индивидуальной деятельности, обусловливаемой личным интересом. Государственное вмешательство в индивидуальную экономическую деятельность должно быть ограничено.

Другим источником неолиберализма, и в особенности его фрайбургской школы, является историческая школа Германии. Ее представители впервые стали рассматривать политическую экономию как науку о национальном хозяйстве.

Современные представители экономического либерализма следуют двум традиционным положениям: во-первых, они исходят из того, что рынок (как наиболее эффективная форма хозяйствования) создает наилучшие условия для экономического роста, и, во-вторых, они отстаивают приоритетное значение свободы участников экономической деятельности.

Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где отсутствуют эти условия.

К неолиберализму принято относить чикагскую (М. Фридмен), неоавстрийскую (Ф. Хайек), фрайбургскую (В. Ой- кен, Л. Эрхард) школы. Сторонники неолиберализма обычно выступают с критикой кейнсианских методов регулирования экономики.

В США и некоторых других странах современная неолиберальная политика опирается на ряд экономических подходов, получивших наибольшее признание. Это монетаризм, экономическая теория предложения, теория рациональных ожиданий.

Историческая и фрайбургская школы Германии

Историческая школа возникла в Германии в середине XIX в. там, где классическая школа не получила распространения. Представители исторической школы считали, что экономика каждой страны развивается по своим собственным законам, которые связаны с ее географическими условиями, историческим развитием, национально-культурными традициями и чертами национального характера. Они считали общие экономические законы производства, обмена, распределения выдумкой англичан.

Методологические особенности исторической школы:

  • учет влияния на экономическое развитие страны социальной среды, в том числе человеческого фактора;
  • выявление взаимосвязи экономических и неэкономических факторов;
  • определение места и роли неклассовых критериев в исследовании фаз и этапов развития общества.

По мнению представителей исторической школы, экономические законы не следует отождествлять с природными, которые неизменно проявляют себя, благодаря стабильному характеру вызывающих их действие заранее известных элементов и компонентов. Поэтому, наперекор классикам, они указывают на неуниверсальный характер политэкономии и зависимость результативности экономических процессов не только от экономических (базисных), но и от факторов неэкономического свойства, т.е., как принято говорить, от факторов социальной среды: национальных особенностей и традиций, исторической случайности, географических условий страны, особенностей национальной культуры, психологии, религии.

У классиков неэкономические факторы обусловлены влиянием экономических факторов, т.е. чем выше уровень производительных сил, тем более развитой будет социальная среда. В трудах немецких авторов экономические и неэкономические факторы рассматриваются во взаимосвязи. Эта позиция привела к зарождению идеи об уникальности немецкого национального духа.

У классиков историзм проявляется через критерий выделения на различных этапах эволюции народов и государств высших и низших, главных и неглавных классов общества. Немецкие авторы использовали сугубо хозяйственный подход.

В процессе эволюции исторической школы Германии в литературе выделяют три этапа:

Первый этап: 40-60-е гг. XIX в. получил название «Старая историческая школа» (В. Рошер, Ф. Лист, Б. Гильдебрандт, К. Книс).

Второй этап приходится на 70-90-е гг. XIX в. и называется «Новая историческая школа» (Л. Брентано, Г. Шмоллер, К. Бюхер).

Третий этап: первая треть ХХ в. «Новейшая историческая школа» (В. Зомбарт, М. Вебер, А. Шпитхоф).

Заслуга представителей старой исторической школы заключается, прежде всего, в формировании альтернативных классической школе методологических положений, которые затем легли в основу методологии социально- институционального направления.

«Старая» историческая школа

Основателем исторической школы считается Фридрих Лист (1789-1846 г.). В своем главном труде «Национальная система политической экономии» (1841 г.) он выступил против английских классиков. В центре его работы — национальная экономика как целое, в ее взаимосвязях с внешним окружением. Основные идеи книги:

1. Теория производительных сил. Рост общественного богатства достигается не через разрозненную, а через согласованную деятельность людей, которые должны сохранять и умножать произведенное усилиями предшествующих поколений. Истинное богатство заключается в развитии производительных сил, а не в количестве меновых ценностей. Задача политики — объединить людей, обеспечить промышленное воспитание нации; это облегчит подъем производительных сил. Увеличение производительных сил начинается с отдельной фабрики и затем распространяется до национальной ассоциации.

2. Концепция экономического прогресса нации в соответствии с учением о стадиях производства. Предложенные Листом стадии достаточно условны: «состояние дикости», «пастушеский быт», «земледельческое хозяйство», «земледельчески-ремесленное хозяйство». В итоге нации приходят в заключительную стадию, в которой гармонично развиваются сельское хозяйство, промышленность, торговля. Смысл «теории стадий» состоит в том, что каждой стадии должна соответствовать присущая ей экономическая политика, направленная на подъем производства, развитие производительных сил нации. Этот тезис направлен против универсальных рецептов классиков: их теория свободы торговли отвечала интересам Англии, но противоречила нуждам экономически не окрепшей, политически раздробленной в то время Германии.

3. Обоснование активной экономической политики государства. Лист писал, что нельзя понять народное хозяйство как органически целое, если исключить из него государственное хозяйство. Народная экономия становится национальной экономией в том случае, если государство охватывает целую нацию, обладающую самостоятельностью, способностью приобрести устойчивость и политическое значение. Государственная власть согласует и направляет усилия отдельных звеньев национального хозяйства во имя долгосрочных коренных интересов нации.

Эти же взгляды разделяли Вильгельм Рошер (18171894 гг.), выпустивший в 1843 г. книгу «Краткие основы курса политической экономии с точки зрения исторического метода», Бруно Гильдебрандт (1812-1878 гг.), главная работа которого «Политическая экономия настоящего и будущего» вышла в 1848 г. и Карл Книс (1821-1898 гг.), изложивший свои взгляды в работе «Политическая экономия с точки зрения исторического метода» (1853 г.).

«Новая» историческая школа

Она развивала методы «старой» школы в новых условиях. Германия была уже единым национальным государством, отпала необходимость доказывать жизненную важность объединения и жесткого протекционизма. Но националистические мотивы и культ государства остались традиционными чертами, подпитывавшимися внешнеполитической агрессивностью Германского государства. Густав Шмоллер (1838-1917 гг.) в своих работах «История мелкого ремесленного производства в Германии в Х1Х в.» (1870 г.), «Народное хозяйство, наука о народном хозяйстве и ее методы» (1897 г.) был твердо уверен в том, что политическая экономия может превратиться в доминирующую общественную науку только тогда, когда установит прочные научные связи с этикой, историей, социологией, политологией.

Шмоллер выделял три сферы деятельности в экономической практике: частное хозяйство, государственное хозяйство, харитативное хозяйство. В первом типе господствует личный интерес, во втором — общественный, основанный на принципе принудительности, в третьем благотворительность. В сферах первого типа возможны злоупотребления и другие крайности, которые должны регулироваться государством и нравственными нормами. В третьем — преобладают нравственные мотивы. В числе функций государства представители «новой» исторической школы называли следующие: забота об умственном и эстетическом воспитании; здоровье; развитие путей сообщения; покровительство старикам, детям; помощь рабочим, получившим увечья.

Луйо Брентано (1844-1931 гг.) в работах «Современные рабочие гильдии (1871-1872 гг.), «Об отношении заработной платы и рабочего времени к производительности труда» (1877 г.), «Аграрная политика» (1897 г.) выдвигал идеи о коренном изменении положения рабочих и ликвидации неравенства путем организации профессиональных союзов, потребительской кооперации, фабричного законодательства.

«Новейшая» историческая школа

Крайности в применении исторического метода характерны для работ Вернера Зомбарта (1863-1941 гг.). За долгую жизнь Зомбарт прошел путь от марксизма до фашизма. В работе «Герои и торговцы» (1915 г.) Зомбарт противопоставляет «нации торговцев» (англичан) «нацию героев» (немцев) и обосновывает право последних с помощью военной силы завоевывать себе то, что через развитие торговли и промышленности приобрели первые. В работе «Немецкий социализм» (1934 г.) Зомбарт формулирует социальный идеал для Германии в виде «государственного социализма», который у него равнозначен «плановому», или «организованному», капитализму. Основные элементы этой модели — корпоративное государство, осуществляющее планирование национальной экономики, жесткая централизация управления, строгая иерархия и сословное деление — были восприняты германским фашизмом и стали частью его социально-экономической политики.

Макс Вебер (1864-1920 гг.) в 1919-1920 гг. читал в Мюнхенском университете курс лекций, которые были изданы в виде книги «История хозяйства» (1923 г.), где концепция идеальных типов хозяйства используется для сопоставления идеальной конструкции с реальностью. Сравнивая идеальную «модель» с действительным процессом экономического развития, Вебер отслеживает степень отклонения реальной системы от идеала. Это метод исследования исторического развития народов, сопоставления национальной практики и общетеоретической модели.

Вебер показал значение религиозных норм, этики поведения для формирования товарно-капиталистических отношений. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» он выявляет влияние религии на экономику. Протестантская религия способствовала развитию деловой хватки, предпринимательской активности. Она помогала формированию бережливости, расчетливости, предприимчивости, оборотливости, способности к риску. Именно из числа протестантов формировался класс предпринимателей — собственников и организаторов производства. В результате сложилась «рационалистическая» форма капитализма.

Историческая школа за редким исключением не внесла заметного вклада в развитие экономической науки в современном ее понимании, но, тем не менее, она сделала многое для определения круга проблем, решение которых эта наука призвана найти. В конце Х1Х в. экономическая наука разделилась на теоретическую (позитивную) и практическую (нормативную) части. Первая изучает, что происходит в экономике, вторая — что надо сделать для достижения некоторых целей. Период формирования основ теоретической части экономической науки совпал с периодом возникновения и развития исторической школы, которая задала направление развития прикладной части именно тогда, когда теоретическая часть отстранилась от обсуждения практических задач. Таким образом, с точки зрения эволюции экономической науки оба течения оказались взаимосвязанными и взаимодополняющими.

Линия, прочерченная германской исторической школой, нашла своеобразное продолжение в американской экономической мысли конца Х1Х — первой трети ХХ вв. — институцио- нализме, а также в ордолиберализме.

Фрайбургская школа (ордолиберализм)

Ордолиберализм предпринял попытку создать собственное учение о народном хозяйстве на базе синтеза идей новой исторической школы, неоклассицизм и традиционного либерализма.

Методологически ордолиберализм наиболее близок к новой исторической школе, для которой характерна трактовка процесса общественного развития как медленной, постепенной эволюции.

В отличие от неоклассики в методологическом инструментарии ордолиберализма маржинализм не занимает самостоятельного места. Он учитывается как распространенный в западных концепциях теоретический прием.

С традиционным либерализмом ордолиберализм роднит идея индивидуальной свободы на основе всемерного укрепления и поощрения частной собственности на средства производства. Вместе с тем неолибералы, в отличие от своих предшественников, оценивали процессы хозяйственной жизни с макроэкономических, а не микроэкономических позиций. Кроме того, ордолиберализм отличается от либерализма эпохи капитализма свободной конкуренции тем, что он выступал за активное государственное воздействие на экономику. Причем объектом этого вмешательства ордолибералы, в отличие от кейнсианцев, считали не сам процесс воспроизводства, а институциональные основы механизма прибыли и конкуренции.

Читайте также:  Пожалуйста рассмотрите комедию тартюф с точки зрения

Основу ордолиберализма составляют учение о строе конкуренции и концепция социального рыночного хозяйства. Учение о двух типах экономического строя принадлежит Вальтеру Ойкену (1891-1950 гг.) и изложено в его работах «Основания национальной экономии» (1947 г.) и «Основные принципы экономической политики» (1950 г.).

Экономический строй — совокупность реализованных на практике хозяйственных форм, в которых протекает повседневный конкретный хозяйственный процесс.

Ойкен считает, что ключ к анализу всех известных в истории экономических систем можно получить, выделив два основных типа экономического строя. Во-первых, центрально- управляемое хозяйство, во-вторых, хозяйство общения, или рыночное хозяйство. Они никогда не встречаются в чистом виде, но всегда в виде некоторой смеси с преобладанием одного из них.

Задача экономического исследования состоит в том, чтобы найти, какой из возможных хозяйственных порядков реализовался в данном месте в данное время. Решив эту задачу, можно получить ответы на два вопроса: какова структура хозяйственного порядка и каковы происходящие в нем процессы.

Если Кейнс объяснял недуги капитализма хроническим недостатком эффективного спроса, что при невмешательстве государства в экономику лишает этот строй стимулов к развитию, то ордолибералы видели источник бед в подрыве совершенной конкуренции, монополизации. Монополия — отклонение от модели совершенной конкуренции. К монополистам он причислял профсоюзы, этим обосновывая правомерность принятия предпринимателями и государством ограничительных мер против них.

Из пассивности государства Ойкен выводил подрыв совершенной конкуренции и социальные издержки капитализма, которые могут быть устранены при помощи государства.

Основным направлением государственной экономической политики является формирование хозяйственного строя: регулирование монополии и конкуренции, соотношения частной и государственной собственности, прямых и косвенных мер вмешательства в экономику, установление правовых норм хозяйствования.

Основные принципы строя конкуренции по Ойкену:

  • неприкосновенность частной собственности;
  • стабильность денежной валюты;
  • открытые рынки;
  • свобода всех сделок и договоров;
  • возложение материальной ответственности на тех, кто отвечает за действия хозяйственных единиц;
  • постоянство экономической политики.

Ордолибералы противопоставляли постоянство экономической политики идеям Кейнса, считавшего необходимой гибкую фискальную и кредитно-денежную антициклическую политику. Государственное воздействие на хозяйственный процесс ордолибералы допускали лишь в исключительных случаях, связанных с действием экзогенных факторов.

Теория ордолибералов не могла использоваться в Западной Германии после войны по двум причинам:

  • из-за объективной необходимости более гибкого государственного воздействия на экономику, чем это допускали ордолибералы;
  • строй конкуренции не находил поддержки у широких слоев населения из-за кризиса 20-30-х гг.

Данные обстоятельства были учтены теоретиками «социального рыночного хозяйства». Этот термин впервые появился в 1947 г. в работе А. Мюллера-Армака «Регулирование экономики и рыночное хозяйство».

Если Ойкен провозглашал венцом социальной справедливости рыночное распределение доходов в условиях совершенной конкуренции, то Мюллер-Армак выступал за активную социальную политику, подчиненную принципу социальной компенсации, что являлось основным отличием социального рыночного хозяйства от капитализма.

Главным инструментом социальной компенсации Мюллер-Армак считал прогрессивное налогообложение лиц с высокими доходами и перераспределение этих средств в пользу менее имущих слоев в виде бюджетных дотаций на содержание детей, выплату квартплаты, строительство собственных жилищ. К другим формам социальной политики он причислял развитие системы социального страхования: по безработице, по болезни, — и достойной человека социальной инфраструктуры.

Выдающуюся роль в практической реализации ордолиберальных идей сыграл Людвиг Эрхард (1897-1977 гг.), вице- канцлер ФРГ при Аденауре и канцлер после его смерти. В книге «Благосостояние для всех» (1956 г.), которая явилась отчетом о проделанных преобразованиях, Эрхард отмечает, что основные цели социального рыночного хозяйства — свобода и справедливость, причем экономическая свобода невозможна без политической свободы, без государственных гарантий обеспечения прав и свобод человека, без социальной защищенности и социальной справедливости.

Тема 11. Неолиберализм

Вопросы к теме:

1. Л. Мизес – основатель неолиберализма. Его основные идеи.

2. Экономические воззрения Ф. Хайека.

3. Экономические взгляды В. Ойкена.

Более всего экономисты, не разделявшие идей Кейнса, опасались чрезмерного вмешательства государства в экономические процессы. И эта опасность действительно существовала.

Возникает направление в экономической теории, получившее название неолиберализма. Время возникновения – 30-е г. ХХ века. Девизом неолибералов стало высказывание Л. Эрхарда: «Конкуренция везде, где возможно, регулирование там, где необходимо!».

В ряде стран Европы даже были созданы неолиберальные центры противодействия идеям государственного вмешательства в экономику.

В 1938 году в Париже состоялся форум неолибералов, получивший название «Коллоквиум Липпмана», (по имени А. Уолтера Липпмана, американского экономиста, автора книги «Свободный город» (1938 г.)).

На форуме выработали и одобрили следующие принципы:

– государство должно содействовать свободной конкуренции;

– хозяйствующие субъекты должны строго следовать правилам свободной конкуренции;

– приоритет частной собственности;

– свобода сделок и рынков;

– невмешательство государства в экономические процессы.

У истоков неолиберализма стоял Людвиг фон Мизес (1881-1973 гг.), австриец по происхождению, но работавший в США.

Л. Мизес выделял три вида экономического устройства:

Частная собственность, являющаяся основой рыночного хозяйства, есть необходимое условие цивилизации и основа материального благосостояния. И только она может быть основой рациональной экономической деятельности, так как порождаемые ей индивидуалистические стимулы обеспечивают оптимальное использование ресурсов.

«Испорченный рынок» – это рынок, деформированный чрезмерным вмешательством государства.

Нерыночная экономика – это так называемая социалистическая экономика. Она очень жестко критикуется Л. Мизесом за отсутствие в ней конкуренции, отсутствие возможности развития частной инициативы, невозможность рациональной организации хозяйства, неизбежность коррупции, «удушение» всего прогрессивного. «Социализм» – это, по мнению Л. Мизеса, – система запланированного хаоса», а подлинный социализм невозможен «логически и практически».

Итак, только свободный рынок способен обеспечить рационально организованное производство и высокий экономический рост. Но почему же тогда целый ряд категорий населения отрицательно воспринимает идею свободного рынка? Потому, разъясняет Л. Мизес, что очень многих не устраивает конкуренция, они предпочли бы иметь высокое положение в обществе «по происхождению», так сказать. Многие не хотят затрачивать чрезмерных усилий для движения по социальной лестнице, стремятся довольствоваться немногим, склонны к социальному паразитизму.

Правоту Л. Мизеса в отношении так называемого «социализма» подтвердила история. Но представляются вполне здравыми и его рассуждения о противниках рынка и свободной конкуренции.

Фридрих Август Хайек (1899-1992 гг.) – австриец, работал в Вене, но также в университетах Лондона, Чикаго, Фрайбурга, Зальцбурга. (Англия, США, ФРГ, Австрия). Ученый широких и оригинальных взглядов. Круг научных интересов – экономика, но также политология, психология, право.

Основой его экономических взглядов является экономический либерализм. Он также безусловный сторонник рыночных принципов в экономике. Но подход его к рынку и рыночным принципам оригинален.

Ф. Хайек различает «рынок» и «хозяйство».

«Хозяйство» по Ф. Хайеку, это такое устройство общественного производства, при котором все ресурсы распределяются в соответствии со «шкалой потребностей», сначала удовлетворяются наиболее важные, затем менее важные, затем наименее важные.

«Рынок» соединяет цели отдельных людей, но не подразделяет потребности по важности. Через цены отражается лишь значимость товаров с точки зрения имеющих деньги. Поэтому ряд категорий людей отрицательно относится к рынку.

Но даже при этом, система цен нормально функционирует только в условиях конкуренции. Субъекты рынка могут учитывать движение цен, но не должны иметь возможность их контролировать. Административный контроль над ценами тем более недопустим.

Тогда рынок обеспечивает производство того, что необходимо субъектам рынка, обеспечивает то, что эти субъекты могут в обмен на продукт предложить продукт равной стоимости и то, что любой продукт будет произведен с наименьшими затратами.

Конкуренцию Ф. Хайек представляет как «обнаруживающую процедуру», так как она способна выявлять новые продукты и технологии. Стремясь выиграть в конкуренции, бизнес находит новые продукты, новое сырье, новые производственные комбинации и новые технологии.

Решая проблему прибыли, люди предлагают обществу все новое и новое, обеспечивая тем самым прогресс. Нет экономической свободы, – нет прогресса.

Но обеспечивает ли рынок социальную справедливость? Не обеспечивает. Но и ничто другое, в том числе «социалистическая планомерность» неспособно эту справедливость установить. Потому что если блага заранее и кем-то распределяются по установленным опять же кем-то стандартам, то никакой справедливости и здесь быть не может. К тому же при этом уничтожается свобода выбора.

Рынок этически нейтрален. И если все перед ним равны как перед законом – это и есть всеобщее равенство. Но стоит начать «втискивать» рынок в желательную схему распределения с включением контроля государства над экономикой – здесь и начинается настоящая несправедливость.

Но государство может и должно играть свою роль в экономике. Во-первых, оно должно создавать и совершенствовать правовые нормы – правила игры, обеспечивающие поддержание конкурентно-рыночной среды. Во-вторых, действовать там, где рынок не срабатывает вообще – обеспечивать создание и предоставление благ общего пользования (охрану порядка, образование, медицинское обслуживание и т.д.).

Таковы общие идеи Ф. Хайека. Необходимо при этом заметить, что в 1974 г. он получил Нобелевскую премию по экономике, но не за вышеизложенные идеи, а за решение частной проблемы в области теории денег.

Вальтер Ойкен (Эйкен) (1891-1950 гг.). Представитель немецкой экономической мысли. Профессор Берлинского, а позже – Фрайбургского университета.

Главный труд – «Основы национальной экономики» (1947 г.). Ойкен утверждает: существует два идеальных типа хозяйств: меновое (рыночное) и центрально-управляемое. Меновой тип хозяйства предполагает полную свободу субъектов экономики. Центрально-управляемый – наоборот, полную несвободу, полное подчинение их государственной бюрократии.

Но оба эти типа – теоретические абстракции в реальности неосуществимые. В чистом виде не существует ни первый, ни второй тип, обычно это сочетание того и другого.

Ойкен полностью одобряет экономическую свободу и свободную конкуренцию, но дело в том, что свободная конкуренция сама собой сменяется монополизмом, подрывающим конкуренцию. Вот здесь должно вмешиваться государство. Не для ограничения конкуренции, а для ее обеспечения.

Ойкен вводит понятие «установленный хозяйственный порядок». Этот порядок предполагает:

– регулирование монополий и конкуренции;

– поддержание определенного соотношения между частной и государственной собственностью;

– использование как прямых, так и косвенных методов вмешательства государства в экономические процессы;

– установление правовых норм хозяйствования.

При этом главная задача государства – противодействие любым факторам, нарушающим конкуренцию. А основной принцип, которого следует придерживаться при решении этой задачи – это неприкосновенность частной собственности.

Принципы обеспечения конкуренции по Ойкену следующие:

– стабильность денежного обращения и национальной валюты;

– свобода сделок и договоров, (кроме направленных против конкуренции);

– полная материальная ответственность всех участников рынка за свои действия;

– постоянство экономической политики.

Мы находим, таким образом, в концепции Ойкена его экономический идеал: свободное рыночное хозяйство.

Единственный вопрос, который может возникнуть при ознакомлении с современными неолиберальными теориями: зачем требуется вновь и вновь обосновывать и подтверждать преимущества свободной рыночной экономики? Ответ, видимо, должен быть таким: свобода (в том числе и экономическая) требует постоянного напоминания о ней и постоянной работы по ее поддержанию. Потому что несвобода во многих случаях удобнее и выгоднее свободы, и в обществе всегда действует тенденция замены свободы несвободой.

Читайте также:  Лишним объектом с точки зрения представления информации

Для более полного ознакомления с вопросами темы рекомендуется литература:

1. Всемирная история экономической мысли. Т.4. М., 1990.

2. Мизес Л. Человеческая деятельность. М.: Экономика, 2000.

3. Фридмен и Хайек о свободе. Минск, 1990.

4. Хайек Ф.А. Дорога к рабству. М.: Экономика, 1992.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы причины и условия возникновения неолиберализма?

2. Что такое «коллоквиум Липпмана»?

3. Какие экономические принципы были выработаны и одобрены «коллоквиумом Липпмана»?

4. Какие три вида общественных экономических устройств выделял Л. Мизес?

5. Какой фактор общественного устройства выделял Л. Мизес как необходимое условие цивилизации и основы материального благосостояния?

6. Почему Л. Мизес считал, что «социализм невозможен логически и практически»?

7. В чем видел Л. Мизес причину неэффективного и бездумного использования ресурсов в нерыночном хозяйстве?

8. Почему, по мнению Л. Мизеса, ряд категорий населения отрицательно относится к идее свободного рынка?

9. В чем заключается отличие «рынка» от «хозяйства» в представлении А. Хайека?

10. Какие экономические условия способен обеспечить рынок в соответствии с концепцией А. Хайека?

11. Что имел в виду А. Хайек, представляя конкуренцию как «обнаруживающую процедуру»?

12. Обеспечивает ли рынок, по мнению А. Хайека социальную справедливость при распределении общественного продукта?

13. Как понимал А. Хайек равенство в условиях рынка?

14. В чем должна заключаться, по мнению А. Хайека роль государства в рыночной экономике?

15. Какие два идеальных типа хозяйств представлены в экономической концепции В. Ойкена?

16. Что понимал В. Ойкен под «установленным хозяйственным порядком»?

17. Каков, по мнению В. Ойкена, главный принцип, которого должно придерживаться государство для обеспечения нормальной хозяйственной деятельности?

18. Каковы принципы установления реальной конкуренции в представлении В. Ойкена?

Тестовые вопросы:

1. Основной девиз неолиберализма:

– «только конкуренция, никакого регулирования!»;

– «конкуренция везде, где возможно, регулирование там, где

– «регулирование только для обеспечения конкуренции!».

2. «Коллоквиум Липпмана» это:

– международный форум сторонников кейнсианства;

– съезд сторонников противодействия идеям государственного

вмешательства в экономику;

– международная конференция, на которой сторонники кейнсианства и сторонники противодействия идеям государственного вмешательства в экономику выработали общие подходы к экономическим проблемам.

3. Необходимым условием цивилизации Л. Мизес считал:

– разумное регулирование государством экономических процессов.

4. Л. Мизес считал социализм невозможным «логически и практически» потому что:

– невозможно управлять экономикой из одного центра;

– без рыночной конкуренции невозможна рациональная организация

– при социализме неизбежны всеобщая бюрократизация хозяйственной жизни и коррупция.

5. Л. Мизес считал, что ряд категорий населения не воспринимают идею свободного рынка, потому что:

– рынок не обеспечивает реального вознаграждения за человеческие

– рынок не позволяет людям реализовать свои возможности;

– рынок не позволяет части населения занимать более выгодное

положение «по происхождению».

6. Рынок, по мнению Ф. Хайека:

– соединяет цели людей, но не способен выявлять менее важные и

более важные потребности;

– распределяет все ресурсы общества в соответствии со «шкалой

– позволяет выделять через цены товаров менее важные и более

7. Рынок, полагал Ф. Хайек, не обеспечивает:

– производство необходимых субъектам рынка товаров;

– обмен продуктами равной стоимости;

– производство продуктов с наименьшими затратами;

– контроль субъектов рынка над ценой.

8. «Обнаруживающая процедура», по представлению Ф. Хайека, это:

– способность конкуренции выявлять новые продукты и технологии;

– способность конкуренции обеспечивать равновесие на рынке;

– способность конкуренции устанавливать цены на продукты в

соответствии с оптимальными издержками

9. В условиях рынка, по мнению Ф. Хайека должна обеспечиваться:

– равномерное и справедливое распределение созданного в обществе продукта;

– равная возможность всех пользоваться рынком.

10. Государство, в соответствии с концепцией А. Хайека, не должно:

– создавать и совершенствовать правовые нормы для обеспечения конкурентно-рыночной среды;

– вмешиваться в сферы, где создаются и предоставляются в пользование общественные блага;

– перестраивать рыночный механизм в соответствии с желательной моделью распределения благ.

11. К идеальным типам хозяйств В. Ойкен не относил:

12. «Установленный хозяйственный порядок» по В. Ойкену не предусматривает:

– регулирование монополий и конкуренции;

– поддержание определенного соотношения между частной и государственной собственностью;

– использование как прямых, так и косвенных методов вмешательства государства в экономику;

– установление правовых норм хозяйствования;

– ограничение государством, при необходимости, свободной конкуренции.

13. Основным принципом установления свободной конкуренции В. Ойкен считал:

– неприкосновенность частной собственности;

– противодействие государства любым факторам, нарушающим конкуренцию.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 8558 — | 6842 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

2. Идеология неолиберализма и её проявления в государственной политике рф

Идеология – система ценностей, установок и идеалов, относящихся к ключевым проблемам общественной жизни, выполняющая целеориентирующую функцию. Любая идеология отвечает на 2 вопроса – Что такое хорошо и что такое плохо, и Что с этим делать?

Государственная идеология (по Конституции РФ)- официального навязывания идеологии нет.

Государственное управление – это деятельность целеориентированная, направленная на ключевые общественные интересы. Без идеологии ни одно государство существовать не может. На государственной идеологии государство строит свою государственную политику. Идеология у государства может меняться. С приходом новой власти происходит смена идеологий. Для России сегодня актуальна европейская идеология: — либеральная идеологическая семья,-социалистистическя, — консервативная идеологическая семья. В рамках каждой идеологической семьи много частных, поэтому и называется семья. Особенность Российского государства сегодня – на протяжении 20 лет идеология не меняется. Это идеология неолиберализма (в том виде, в котором она позаимствована у американских правых). В чём её государственный характер? – официальные высказывания, выступления высших должностных лиц; — структурируется законодательно.

Неолиберализм, в отличие от либерализма, не отрицает полностью государственное регулирование экономики, рассматривает свободный рынок и неограниченную конкуренцию как основное средство обеспечения прогресса и достижения социальной справедливости, возможных прежде всего на основе экономического роста, который измеряется валовым внутренним продуктом. Связывается с наступлением «второй эры глобализации» (не путать с новым либерализмом).

Неолиберализм сформировался в качестве оппозиции развитию в середине XX века идей социал-либерализма, предполагавшего социальное сотрудничество и защиту, сочетания конкуренции с государственным регулированием и социальными программами.

По содержанию неолиберальная идеология: 1)опирается на некоторые базовые общелиберальные ценности: а) ценность индивидуальной свободы, б) ценность свободного рынка; 2)специфика неолиберализма: а) неолибералы устанавливают иерархию базовых либеральных ценностей. Ценности рынка более значимы, чем индивидуальные ценности, б) устанавливают приоритет рынка над всеми другими видами общественных отношений (н:демографическая проблема имеет комплексный характер: — со стороны безопасности, — культурно-цивилизованное развитие, генофонд. Исходя из того, какую проблему будем рассматривать, будет зависеть политика государства. В настоящее время – нехватка трудовых ресурсов); в) универсальность рыночных механизмов (обязательность свободной конкуренции, ориентация на платёжеспособный спрос, собственность. Рынок должен функционировать, прежде всего, материально. Эти принципы и для других видов отношений – н:учреждения культуры переходят в статус автономных учреждений – без бюджетных гарантий); г)требования масштабного разгосударствления (приватизация, сокращение государственных расходов (снижение налогового бремени), дерегулирование (сокращение масштабов государственного регулирования разных видов деятельности), дебюрократизация (ограничение власти бюрократов, снижение численности бюрократов); 3)образ идеального будущего- это общество, состоящее из автономных индивидов, которые свободно конкурируют друг с другом, а конкурентный отбор ведёт к количественному и качественному росту, отсюда – рост доходов, далее – рост потребления, что в свою очередь стимулирует конкуренцию. В современной РФ либеральные реформы осуществляются непоследовательно и до идеального будущего ещё далеко.

Экономическая политика неолиберализма заключается прежде всего в полном отрицании протекционизма, который рассматривается как главная причина неэффективности экономики. Необходимым считается обеспечение полной открытости рынков и ориентация их на экспорт, для развивающихся стран это требование является категорическим. Эта идея обосновывается, во-первых, потребностями наднационального глобального распространения передовых технологий и, во-вторых, принципиальной неспособностью правительств регулировать действия крупных национальных и транснациональных корпораций. Политическая экономия неолиберализма лежит в основе принципов деятельности Международного валютного фонда, Всемирного банка и Всемирной торговой организации.

Социальная концепция неолиберализма основана на рыночной интерпретации всех типов общественных связей: каждый человек рассматривается как свободный предприниматель, организующий собственную жизнь как предприятие, а каждое социальное взаимодействие — как контракт (акт купли-продажи). Все формы отношений, в том числе взаимоотношения работников одной компании или членов семьи, рассматриваются как виды суб-рыночной конкуренции.

Согласно неолиберализму, нации и государства на мировом рынке также выступают в роли предприятий. С точки зрения философии неолиберализма, существование и функционирование рынка обладает самоценностью, независимо от его воздействия на производство товаров и услуг, а законы функционирования рыночных структур составляют фундаментальное основание этики. Соответственно, в неолиберализме не существует различия между рыночной экономикой и рыночным обществом, а его этическая концепция возвращается к меркантилизму.

Факторы, сдерживающие реализацию неолибералов: 1) системные искажения (монополизация экономики, усиление социальной дифференциации (по уровню жизни, здоровья, образования), обеспечивает экономический рост, а отсюда — рост доходов. Это оказывает консервирующее воздействие на структуру экономики: усиливает более развитые экономические районы и ослабевает – отстающие. Эта политика получила название неоконсерватизм. 2) активное сопротивление неолиберальным реформам внутри страны. Сопротивление социальных групп возможно при наличии 2 условий: — за сопротивлением стоит групповой интерес, — этот интерес подкрепляется возможностями. а)экономические группы интересов, которые одновременно зависят от государства и не являются конкурентными (с/х, автомобилестроение, военно – промышленный комплекс, банковский сектор), б)политические силы, которые настроены против неолиберализма (левые политические партии- КПРФ, Родина, Аграрная партия. Интерес их — политический (возможность влияния через выборы, участие в представительных органах), в) региональные и местные элиты. Интересы их – было 89 субъектов, сейчас- 83, из них доноров – 11; г) государственная бюрократия (в основном, федеральная – по численности), д) большая часть населения РФ. Уровень поддержки неолиберальных идей – 3% (-голосование, — массовая эмиграция, -суицидальные модели поведения (отсутствие жизненных перспектив – алкоголь, курение, наркомания, рискованное вождение).

Путину удалось решить практически все вопросы сопротивления, кроме бюрократии, некоторых экономических групп – банки, автомобилестроение.

Критики неолиберализма и глобализма указывают на пагубность неолиберальной экономической политики для разрешения проблем кризисных экономик, существенное снижение стандартов в сфере труда, нарастающий ущерб окружающей среде. Эта критика особенно усилилась после крупных неудач политики неолиберализма в Аргентине и Юго-Восточной Азии. Критиков неолиберализма объединяют названием антиглобалисты

Источники:
  • http://megalektsii.ru/s37694t9.html
  • http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/neoliberalizm.html
  • http://studopedia.ru/5_115012_tema--neoliberalizm.html
  • http://studfiles.net/preview/2851032/page:2/