Меню Рубрики

Как выбрать точку зрения в перспективе

Точка зрения

Точка зрения — точка, принимаемая за место, откуда рассматривается предмет, проецируемый на картинную плоскость. От положения точки зрения зависит вид выполняемого изображения, а выбор ее положения определяется различными соображениями. При этом руководствуются следующими основными правилами:

  • 1. Как правило, строить перспективу нужно при нормальном угле зрения, а если перспектива имеет большие размеры, то угол зрения должен быть таким, чтобы глаз мог охватить всю картину, т.е. равным приблизительно 45 градусов;
  • 2. Выбирают точку зрения так, чтобы были видны интересующие части предмета;
  • 3. Следует избегать расположения точки зрения на продолжении диагоналей предмета, иначе при симметричных частях передние части предмета будут закрывать задние;
  • 4. Не следует располагать картину параллельно к фасаду, так как в этом случае перспектива будет похожа на ортогональную проекцию, однако при изображении некоторых предметов иногда это целесообразно;
  • 5. Точку зрения лучше выбирать так, чтобы были видны три стороны предмета, т.е. изображать угловой вид предмета;
  • 6. Как правило, главное расстояние должно быть вдвое больше ширины или высоты картины или вдвое больше диагоналей предмета, но иногда главное расстояние принимается равным до трех диагоналей;
  • 7. Высоту точки зрения выбирают в зависимости от конкретного случая: при изображении, например, зданий и предметов, стоящих на земле, ее принимают обычно равной высоте роста человека или чуть больше; иногда ее выбирают на уровне плоскости основания, иногда ниже, иногда очень высоко.

На рисунке изображены перспективы одного и того же предмета, построенных при различных положениях точки зрения:

  • 1. Горизонт hh находится над основанием картины АВ на высоте около 3 м;
  • 2. Изображение «с высоты птичьего полета» — горизонт значительно выше основания картины;
  • 3. Изображение «с точки зрения лягушки» (лягушечья перспектива) — горизонт расположен низко. Во всех трех указанных случаях точка зрения, т.е. глаз наблюдателя, находится на уровне линии горизонта и построение перспективы одинаково — высота здания одна и та же.
  • 4-5. Неудачно выбранные точки зрения: против фасада и с боковой стороны.

Кроме указанных выше названий — «лягушечья перспектива» и перспектива «с высоты птичьего полета» — встречается название перспектива всадника — перспектива «с точки зрения всадника».

Построению перспективы предшествует выбор точки зрения наблюдателя. Процесс выбора точки зрения требует комплексного учета многих факторов и подразумевает выбор не только самой точки зрения, но и выбор других параметров перспективы. Выбор точки зрения включает в себя следующие факторы:

1. Выбор положения точки стояния S (выбор угла зрения α).

2. Выбор положения картинной плоскости K (выбор направления главного луча SP).

3. Выбор высоты линии горизонта h (выбор высоты точки зренияS).

Каждый из перечисленных факторов находится в определенной зависимости от двух других, Поэтому каждый из них выбирается исходя из определенных условий, а затем проверяется и при необходимости корректируется согласно значениям остальных факторов. Ниже рассматривается выбор каждого фактора.

Выбирая положение точки стояния (рис.5.1) на плане, необходимо учитывать, что угол ясного зрения α находится в пределах от 30 0 до 40 0 . В редких случаях разрешается использовать угол α до 50 0 . Выбор углаα равносилен выбору точки стояния S. Угол α измеряется между проецирующими лучами, проведенными из точки стояния Sк крайним точкам плана. Если главная точка Pнаходится не точно в середине перспективного изображения, то вместо углаα необходимо учитывать угол β, составляющий большую из двух частей угла α, предъявляя к нему требования: β ≤ 15 0 -20 0 . Уменьшение расстояния L от точки стояния до картинной плоскости влечет за собой увеличение угла β (илиα). Проверку угла зрения необходимо осуществлять не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости. Для этого из точки зрения проводится проецирующий луч к наиболее высокой и близкой точке сооружения (в данном случае точке 2). Луч 21S1поворачивается вокруг точки 2 (как вокруг проецирующей оси) до положения фронтали и строится его фронтальная проекция 22S2. Угол γ является аналогом угла β. Этим углом измеряется угол зрения в вертикальной плоскости. К углу γ предъявляются менее жесткие требования: γ ≤ 40 0 . Это требование удовлетворяется, если расстояние L≥ 2z, где z является расстоянием от линии горизонта до наиболее удаленной точки сооружения, измеренное по вертикали. Расстояние z измеряется до верха сооружения, если линия горизонта находится низко, и, наоборот, до основания сооружения, если линия горизонта находится высоко. В отдельных случаях требуется проверять угол зрения в наклонной плоскости.

Положение картинной плоскости, параллельное основным граням сооружения, дает перспективное изображение, называемое фронтальной перспективой. Положение картинной плоскости под углом к основным граням сооружения дает перспективное изображение, называемое угловой перспективой. При этом картинную плоскость проводится через какую-либо вертикаль сооружения (обычно наиболее близкую к точке стояния). Углы φ и δ, составляемые картинной плоскостью с основными направлениями граней сооружения, должны заметно различаться. Угол φ, составляемый с главным фасадом, должен быть меньше угла δ, составляемого с боковым фасадом. Выбор картинной плоскости равнозначен выбору главного луча SP. При этом главная точка картины P не должна выходить за пределы средней трети картины (т.е. средней трети отрезка AB). Перемещение картинной плоскости вдоль главного луча не изменяет изображения по существу. При этом изменяется лишь размер изображения.

Выбор высоты линии горизонта равносилен выбору высоты точки зрения и может осуществляться из различных соображений. Если при выборе точки зрения руководствуются соображениями ее реальности, то высота линии горизонта назначается примерно равной высоте человеческого роста с учетом рельефа местности. При разработке планировочных решений микрорайона и получения перспективы его в целом реальная точка зрения в большинстве случаев невозможна. В этом случае прибегают к построению перспективы с, так называемой, «высоты птичьего полета». Линия горизонта при этом принимается значительно выше даже самых высоких зданий.

Последовательность выбора всех трех факторов может быть различной. Например, можно вначале выбрать положение картинной плоскости, затем положение главной точки P на ней, что, в свою очередь, однозначно определяет направление главного луча. После этого назначается положение точки стояния и проверяются углы зрения в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

При выборе точки зрения кроме перечисленных выше ограничений необходимо удовлетворить следующим требованиям: точка зрения должна быть реальной, перспектива, построенная из этой точки зрения, должна полностью выявлять архитектурно-планировочное решение и авторский замысел.

Композиция изображения относительно листа должна удовлетворять также определенным требованиям:

а) сверху изображения необходимо больше свободного пространства, чем внизу, т.е. изображение должно быть ближе к нижней кромке листа бумаги;

б) при одинаково развитых обоих фасадах изображение должно располагаться по горизонтали примерно в середине;

в) при разных фасадах больше свободного пространства оставляется со стороны более развитого фасада.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

7.1 Выбор точки зрения и положения картинной плоскости

Для получения хорошего перспективного изображения рекомендуется при выборе точки зрения и положения картинной плоскости руководствоваться следующими правилами, выработанными практикой.

1. Положение точки зрения должно обеспечивать хорошую обозреваемость предмета. Его составные части не должны загораживать друг друга.

Угол зрения φ — угол между проецирующими лучами, направленными в крайние точки плана предмета (Рис. 7 .27), можно брать в пределах от 18 до 53°.

Для того чтобы предмет был ясно виден без поворота головы, угол зрения должен быть не более 23°. Так как размеры картины всегда немного больше размеров изображаемого на ней предмета, то наилучшим углом зрения для картины считается угол φ = 28°. При этом значении наибольший размер (00) картины (ширина или высота) вдвое меньше её удаленности (d) от точки зрения, т.е. d/00 = 2.

2. Картинную плоскость ориентируют так, чтобы главная точка P оказалась в пределах средней трети ширины картины, а горизонтальный след К1 картинной плоскости с одной из сторон плана (чаще всего — с главным фасадом) составлял угол от 25 до 35°.

Целесообразно, кроме того, картинную плоскость совместить с одним из ребер предмета, которое на перспективной проекции будет изображено в истинную величину.

На практике для выбора точки зрения и положения картинной плоскости применяют шаблон, изготовленный из листового картона по размерам, указанным на Error: Reference source not found.

Для переноса точек с комплексного чертежа на картину применяют поворотную линейку, изготовленную также из листового картона по размерам Error: Reference source not found.

3. Высоту горизонта обычно принимают на уровне глаз человека, стоящего на земле, т.е. h = 1,5 — 1,7 м. При изображении застройки большого района высоту горизонта берут равной 100 м и более. Такую перспективу называют перспективой «с птичьего полета».

Итак, на первом этапе построения перспективы по заданным прямоугольным проекциям здания или предмета необходимо:

— выбрать положение точки зрения относительно предмета;

— установить направление главного луча;

— определить положение картинной плоскости.

7.2 Методы построения перспективы: радиальный метод (метод следа луча)

Сущность данного метода, разработанного Дюрером (1471-1528), заключается в том, что картинная плоскость занимает либо фронтальное положение в ортогональных проекциях, либо профильное, а перспектива точки пространства определяется как картинный след луча зрения, проходящего через эту точку.

На приведенном примере (Рис. 7 .28) показано построение перспективы точки A.

Положительной стороной метода является простота теории, позволяющая без знания теоретических основ линейной перспективы осуществлять перспективное проецирование.

Отрицательной стороной является загроможденность изображения линиями вспомогательных построений, наложение перспективного изображения на ортогональный чертеж и др.

8.1 Методы построения перспективы: метод архитекторов

Точка зрения перспективы

Точка зрения перспективы должна иметь определеноое положение относительно объекта и картины, учитывающее естественный угол зрения человека и ряд других факторов. Точка зрения перспективы располагается, исходя из соблюдения следующих правил:

— главный луч зрения, направленный перпендикулярно картинной плоскости, делит картину примерно пополам или находится в средней трети картины. То есть необходимо придерживаться соотношения AB/BC=AKBK/BKCK; — угол между плоскостью картины и сооружением должен составлять 20° — 40°;

— наблюдатель должен находится на таком расстоянии от предмета, чтобы предмет был в конусе ясного зрения или был в поле ясного зрения. Для этого угол между крайними лучами зрения должен составлять 28° — 37°. Угол между крайними лучами зрения регулируется расстоянием от наблюдателя до сооружения; — По расположению картинной плоскости относительно объекта различают перспективы двух видов: — центральная фронтальная перспектива,

она применяется для построения перспективы внутреннего вида помещений, то есть интеерьера; — угловая перспектива

применяется при изображении отдельных объектов, в этом случае, картинная плоскость расположена под углом к сооружению;

— по высоте расположения линии горизонта различают перспективные изображения: — с нормальной высотой горизонта (а), равной высоте человеческого роста применяется при построении перспективы на ровном месте; — с низкой высотой горизонта (при виде снизу) (б), применяется для отдельных деталей, наблюдаемых снизу, и для сооружений стоящих на возвышенном месте; — с высокой высотой горизонта (в) высота горизонта может быть 100 м и выше; — по расстоянию наблюдателя от предмета перспективы различают: — перспективы с острым, резким ракурсом; — перспективы с тупым, пологим ракурсом

Читайте также:  Почему гарри поттер не наколдовал себе хорошее зрение аск фм

мерилом ракурса является отношение перспективного изображения ребер BB на переднем плане к ребру A 1 1A наиболее удаленного ребра той же грани.

Выбор точки зрения при построении перспективного изображения

Перспектива – очень действенная форма проверки композиционных достоинств объекта в стадии проектирования, отсюда ясна важность выбора точки зрения.

Так какперспективное изображение включает, в значительной степени художественные моменты, окончательное установление зависит от квалификации и вкуса исполнителя.

Рекомендации в этом вопросе могут носить только общий характер; они должны уточняться выполнением нескольких (3-5) предварительных набросков – эскизов, обязательно с учетом реально возможных в натуре точек восприятия объекта.

Выбор точки зрения включает три основных элемента, тесно между собой связанных и устанавливаемых совместно:

1) расстояние точки зрения от объекта L или величина угла зрения (что равнозначно);

2) положение главного луча SP, а, следовательно, и связанное с ним положение картины; главный луч зрения должен быть направлен перпендикулярно картинной плоскости и делить картину пополам или находиться в средней трети картины;

3) положение линии горизонта h1h2 (Z).

Все эти элементы устанавливаются не изолированно один от другого, а совместно; при изменении одного из них корректируются остальные.

Расстояние точки зрения от объекта выбирается так, чтобы объект охватывался конусом зрения (видимости).

Картиной (К)называется то, что будет заключено между крайними лучами, идущими от зрителя к предмету (объекту).

Рис.8Выбор точки зрения при построении перспективного изображения

Угол между основанием картины и объектом должен составлять 20 0 -40 0 (рис.9).

В том случае, когда у сооружения вертикальные размеры больше горизонтальных, зрителю следует отойти на 1.5-2 высоты от сооружения для того, чтобы угол зрения в вертикальной плоскости оказался в допускаемых границах (т.е. по фасаду) (см. рис.10).

Нередко учитывают только один угол зрения, забывая о важности положения главного луча. Поэтому лучше брать за исходную величину угла зрения, т.е. угол между главным лучом (SP) и крайним боковым лучом. Это половина угла зрения должна быть в пределах 15 0 -20 0 или 25 0 -30 0 .

По расположению картинной плоскости относительно объекта перспективы могут быть двух видов: центральная фронтальная перспектива применяется для построения интерьеров, т.е. перспективы внутреннего вида помещений.

Рис. 11 Фронтальная перспектива комнаты

Рис.12 Построение фронтальной перспективы комнаты

Угловая перспектива применяется при изображении отдельных объектов, в этом случае картинная плоскость располагается под углом к объекту.

Рис. 14 Угловая перспектива комнаты

Рис. 15 Расположение линии горизонта в комнате

При построении перспективы интерьера важным вопросом является расположение элементов картины: линии горизонта, главной точки картины – точки Р , дистанционных точек. Картина должна быть расположена в наилучшем поле зрения, т.е. с углами зрения, примерно равными 28 0 -53 0 . В зависимости от выбора главной точки зрения и ее расположения на картине будет меняться и перспективное изображение. На рис. 16 наглядно показано, как с изменением высоты линии горизонта и изменением положения точки Р меняется фронтальный вид комнаты (рис. 16а) и перспектива угла комнаты (рис. 16б).

По расположению линии горизонта перспективные изображения могут быть:

1) с нормальной высотой горизонта, т.е. на высоте человеческого роста 1.5-1.7 м; применяется при построении перспективы на ровном месте;

2) при виде снизу применяется для отдельных деталей, наблюдаемых снизу и для зданий стоящих на возвышении;

3) с высоким горизонтом, при этом высоту горизонта берут до 100 м и выше (перспектива «птичьего полета»);

4) повышенный горизонт (это высота равна менее 1/3 высоты объекта, или более 1/3 высоты объекта).

При выборе точки зрения необходимым условием является реальное расположение точки зрения, т.е. наилучшее. Выбирая точку зрения, можно использовать такую схему: намечая точки стояния, мысленно представить, как будет выглядеть здание, объем, объект.

Дата добавления: 2014-10-15 ; Просмотров: 3696 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Линейная перспектива.

Основы построения перспективных проекций.

Линейная перспектива – один из способов центрального проецирования. Принцип построения перспективной проекции. Свойства перспективного изображения (наглядность, обратимость).

Виды перспективы: линейная, цилиндрическая, купольная. Устройство проецирующего аппарата перспективы. Предметная и картинная плоскости, точка зрения, линия горизонта, главная точка схода, точки схода и дистанционные точки. Обозначение элементов проецирующего аппарата. Основные законы перспективы.

Учет особенностей зрительного восприятия при выборе удаленности и высоты точки зрения, угла зрения. Правила выбора точки зрения. Зависимость характера изображения от выбора угла картины, ее удаленности от объекта изображения. Изменение характера изображения в зависимости от высоты линии горизонта.

Перспективой называют такой способ центрального проецирования, при котором получается изображение, наиболее близкое к зрительному восприятию реальных объектов (реальной картины).

Точка зрения находится там, где помещен наш глаз, смотрящий на какой-либо предмет.

Лучи зрения — это прямые линии, проведенные от видимых предметов в точку зрения.

Линейная перспектива.

Трехмерная система перспектив — система, при которой пространство движется в глубину от переднего плана, все параллельные линии идущие в глубину сходятся в точке на линии горизонта, т.е. изображение на двухмерной плоскости трехмерного пространства.

Линейная перспектива (прямая) – вид перспективы, рассчитанный на неподвижную точку зрения и предполагающий единственную точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально, по мере удаления от переднего плана). Впервые появилась у Амброджо Лоренцетти в 14 веке.

Одноточечная перспектива – прямая линейная перспектива с одной точкой схода. В этой перспективе предмет будет перпендикулярен или параллелен смотрящему человеку, такое положение предмета называется — фронтальным (ракурсом)В. Суриков «Боярыня Морозова», Рафаэль «Обручение Марии»).

Основные понятия: линия горизонта, точка схода.

Если сесть или встать, линия горизонта будет перемещаться вместе с вами. Горизонт находиться на высоте глаз смотрящего.
Для построения перспективы предмета из некоторой точки ^ S проводят лучи ко всем точкам изображаемого предмета. На пути проецирующих лучей располагают поверхность K (картинную плоскость), на которой строят искомое изображение, определяя точки пересечения лучей с поверхностью картины.
Изображения предметов при помощи центрального проецирования отличаются хорошей наглядностью. Перспектива предмета практически соответствует тому, что видит наш глаз, т. е. она передает кажущиеся изменения величины и формы изображаемого предмета. Объясняется это тем, что процесс зрения в геометрическом отношении тождественен с методом центрального проецирования. Поэтому еще на стадии проецирования перспектива позволяет выявить недостатки объекта и внести соответствующие коррективы.

На рис. 25 изображен проецирующий аппарат перспективы с принятыми обозначениями. Поверхность, на которой создают перспективное изображение, может быть не плоской, а цилиндрической и сферической. В первом случае перспектива называется панорамной, а во втором – купольной. Предметом нашего изучения будет только линейная перспектива на вертикальной плоскости.
Перечислим ряд элементов, из которых состоит аппарат проецирования для построения перспективы:

– предметная плоскость ^ П – горизонтальная плоскость, на которой располагаются предмет, зритель и вертикальная плоскость K – картинная плоскость;

– картинная плоскость (картина) K – плоскость, служащая для получения перспективного изображения и расположенная перпендикулярно предметной плоскости (обычно предмет располагается по одну сторону плоскости K, а зритель по другую);

Рис. 25. Проецирующий аппарат перспективы
– основание картины ОK – линия пересечения картинной плоскости K с предметной плоскостью П (эта линия служит для определения положения картины на предметной плоскости);
– точка зрения ^ S – точка, указывающая место, где помещается глаз зрителя;
– точка стояния S / – проекция точки зрения S на предметную плоскость;
– плоскость горизонта ПГ – плоскость, перпендикулярная к картинной плоскости и параллельная предметной (эта плоскость проходит на уровне глаз зрителя);
– линия горизонта ^ ЛГ – линия пересечения плоскости горизонта с картинной плоскостью (эта линия определяет высоту точки зрения);
– главный луч зрения SP – перпендикуляр, опущенный из точки зрения S на картинную плоскость;
– главная точка схода лучей зрения P – точка пересечения главного луча зрения с картинной плоскостью;
– Проекция главной точки картины P на основание картины –Po.
S / Po – проекция главного луча SP на предметную плоскость.
– дистанционные точки D1 и D2 (точки отдаления) – точки, расположенные на линии горизонта так, что D1P = D2P = SP;
А, А / – точка и ее проекция на предметную плоскость;
AK, А / K – перспективные проекции точек А и А / ;
, А / ОK – ортогональные проекции точек А и A / на картину K.

Проанализировав рис. 24, можно сделать важные выводы по основным законам перспективы:
-прямые ААOK и A / A / OK, перпендикулярные картинной плоскости, в перспективе проецируются в отрезки AOKAK и A / OK AK / , которые лежат на прямых, пересекающихся в главной точке схода P;

-прямая S / A / , являющаяся вторичной проекцией лучей зрения (SA и SA / ), в перспективе перпендикулярна основанию картины OK (AKAK / ОK).

Построения в перспективной проекции требуют четкой графики и выполняются по определенным законам. Но на подготовительной стадии проявляется некоторая субъективность построения перспективы, т.е. личностный подход к работе. Это относится к выбору точки зрения, основания картины и линии горизонта.

От правильного выбора точки зрения и высоты горизонта зависит сходство перспективного изображения со зрительным восприятием объекта человеком. Глаз человека устроен так, что наиболее четкое и неискаженное изображение он видит в довольно небольшой окрестности точки P. Относительно главного луча SP эта зона представляет собой эллиптический конус с углами, изображенными на рис. 26, где S – глаз человека.

Рис. 26. Зона лучшего восприятия изображения

Выбор точки зрения при построении перспективы

Эту физиологическую особенность зрения необходимо учитывать при выборе точки зрения в перспективе. Угол между проецирующими лучами, направленными в крайние точки плана объекта, – угол зрения следует брать в пределах от 18° до 53°. Оптимальное значение угла зрения равно 28°
(рис. 27). Если вертикальные размеры предмета больше его длины, точку зрения следует удалить от картины на полторы-две высоты объекта.
Построению перспективы предшествует выбор точки зрения наблюдателя. Процесс выбора точки зрения требует комплексного учета многих факторов и подразумевает выбор не только самой точки зрения, но и выбор других параметров перспективы. Выбор точки зрения включает в себя следующие факторы:

  1. Выбор положения точки стояния S (выбор угла зрения α).
  2. Выбор положения картинной плоскости K (выбор направления главного луча SP).
  3. Выбор высоты линии горизонта h (выбор высоты точки зренияS).

Каждый из перечисленных факторов находится в определенной зависимости от двух других, Поэтому каждый из них выбирается исходя из определенных условий, а затем проверяется и при необходимости корректируется согласно значениям остальных факторов. Ниже рассматривается выбор каждого фактора.

Выбирая положение точки стояния (рис.5.1) на плане, необходимо учитывать, что угол ясного зрения α находится в пределах от 30 0 до 40 0 . В редких случаях разрешается использовать угол α до 50 0 . Выбор углаα равносилен выбору точки стояния S. Угол α измеряется между проецирующими лучами, проведенными из точки стояния Sк крайним точкам плана. Если главная точка Pнаходится не точно в середине перспективного изображения, то вместо углаα необходимо учитывать угол β, составляющий большую из двух частей угла α, предъявляя к нему требования: β ≤ 15 0 -20 0 . Уменьшение расстояния L от точки стояния до картинной плоскости влечет за собой увеличение угла β (илиα). Проверку угла зрения необходимо осуществлять не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости. Для этого из точки зрения проводится проецирующий луч к наиболее высокой и близкой точке сооружения (в данном случае точке 2). Луч 21S1поворачивается вокруг точки 2 (как вокруг проецирующей оси) до положения фронтали и строится его фронтальная проекция 22S2. Угол γявляется аналогом угла β. Этим углом измеряется угол зрения в вертикальной плоскости. К углу γ предъявляются менее жесткие требования: γ ≤ 40 0 . Это требование удовлетворяется, если расстояние L≥ 2z, где z является расстоянием от линии горизонта до наиболее удаленной точки сооружения, измеренное по вертикали. Расстояние z измеряется до верха сооружения, если линия горизонта находится низко, и, наоборот, до основания сооружения, если линия горизонта находится высоко. В отдельных случаях требуется проверять угол зрения в наклонной плоскости.

Читайте также:  Препарат на основе черники для зрения

Положение картинной плоскости, параллельное основным граням сооружения, дает перспективное изображение, называемое фронтальной перспективой. Положение картинной плоскости под углом к основным граням сооружения дает перспективное изображение, называемое угловой перспективой. При этом картинную плоскость проводится через какую-либо вертикаль сооружения (обычно наиболее близкую к точке стояния). Углы φ и δ, составляемые картинной плоскостью с основными направлениями граней сооружения, должны заметно различаться. Угол φ, составляемый с главным фасадом, должен быть меньше угла δ, составляемого с боковым фасадом. Выбор картинной плоскости равнозначен выбору главного луча SP. При этом главная точка картины P не должна выходить за пределы средней трети картины (т.е. средней трети отрезка AB). Перемещение картинной плоскости вдоль главного луча не изменяет изображения по существу. При этом изменяется лишь размер изображения.

Выбор высоты линии горизонта равносилен выбору высоты точки зрения и может осуществляться из различных соображений. Если при выборе точки зрения руководствуются соображениями ее реальности, то высота линии горизонта назначается примерно равной высоте человеческого роста с учетом рельефа местности. При разработке планировочных решений микрорайона и получения перспективы его в целом реальная точка зрения в большинстве случаев невозможна. В этом случае прибегают к построению перспективы с, так называемой, «высоты птичьего полета». Линия горизонта при этом принимается значительно выше даже самых высоких зданий.

Последовательность выбора всех трех факторов может быть различной. Например, можно вначале выбрать положение картинной плоскости, затем положение главной точки P на ней, что, в свою очередь, однозначно определяет направление главного луча. После этого назначается положение точки стояния и проверяются углы зрения в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

При выборе точки зрения кроме перечисленных выше ограничений необходимо удовлетворить следующим требованиям: точка зрения должна быть реальной, перспектива, построенная из этой точки зрения, должна полностью выявлять архитектурно-планировочное решение и авторский замысел.

Композиция изображения относительно листа должна удовлетворять также определенным требованиям:

а) сверху изображения необходимо больше свободного пространства, чем внизу, т.е. изображение должно быть ближе к нижней кромке листа бумаги;

б) при одинаково развитых обоих фасадах изображение должно располагаться по горизонтали примерно в середине;

в) при разных фасадах больше свободного пространства оставляется со стороны более развитого фасада.

При выборе положения основания картины ОK следует помнить, чем дальше основание картины от объекта (или, соответственно, ближе к наблюдателю), тем большее пространство вокруг объекта будет изображено в перспективе; и наоборот, – при приближении основания картины к объекту перспективное изображение будет сужаться (рис. 28).

Рис.28. Выбор положения основания картины в перспективе

Рис. 29. Выбор высоты горизонта в перспективе
На рис. 29 показаны три варианта высоты горизонта. В случае если величина SS / соответствует человеческому росту (рис. 29а), получают изображение 1-2, близкое к реальному, но недостаточно «раскрытое». Подробности изображенного объекта не выявлены. На рис. 29б линия горизонта ЛГ2 приподнята, что позволяет расширить картину в зоне 3-4. Так же в зоне 3-Р2 можно спроецировать пространство, находящееся за объектом. Высоко поднятая линия горизонта ЛГ3 (рис. 29в) позволяет дать панорамное изображение больших территорий с высоты птичьего полета 50…100 м.

| следующая лекция ==>
| РАЗДЕЛЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ МОЛЕКУЛ МЕТОДОМ ГЕЛЬ-ФИЛЬТРАЦИИ

Дата добавления: 2018-05-10 ; просмотров: 1116 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Перспектива

Вступление

В этой статье я попытаюсь объяснить, как строятся рисунки с перспективой и как различные типы перспективы используются для выделения тех или иных аспектов композиции. Здесь приведены мои собственные иллюстрации, большинство из которых нарисованы по соответствующей модели AutoCAD (для точности) или взяты непосредственно из этой программы. Для наглядности рисунки выполнены в линиях.

Что такое перспектива

Перспектива учитывает, откуда мы смотрим на сцену, что эта сцена собой представляет и какую её часть мы видим. Законы перспективы описывают, как сходятся прямые и уменьшаются предметы по мере удаления.

Законы перспективы были разработаны в эпоху Возрождения. Они позволили художникам с точностью изображать сцены, которые они наблюдали из определённой точки. До Возрождения иногда встречались картины, где объекты на переднем плане были больше, чем на заднем, но никто толком не понимал этих правил, поэтому изображения были неточными. Теперь в нашем распоряжении есть законы перспективы, и мы можем прибегнуть к ним для достижения большего реализма в рисунках.

Проекция сцены на трёхмерную плоскость

Когда мы рисуем, мы проецируем реально существующую или воображаемую трёхмерную сцену (будто бы наблюдаемую из определённой точки) на плоскость: холст или лист бумаги. Каждая линия или геометрическая форма находит своё отражение в рисунке. Это как если бы мы поместили мощный прожектор перед сценой, а позади неё — огромный экран (называемый картинной плоскостью), уходящий даже в землю. Прожектор освещал бы сцену, а она отбрасывала бы тень на экран (на картинную плоскость). Объекты, что находятся вблизи прожектора, будут отбрасывать большие тени, а те, что вблизи экрана, — тени размером с самих себя.

Изображение, получаемое таким образом на экране, — это изображение в перспективе. Оно показывает сцену такой, какой она видится оттуда, где находится прожектор. В разных книгах и графических пакетах эта позиция называется по-разному (точка наблюдения, камера, глаз).

Точки схода

Все прямые, которые параллельны в трёхмерной сцене, будут при перспективном изображении сходиться в одной точке. Это точка схода. Каждая группа параллельных прямых (параллельных между собой, но непараллельных прямым из другой группы) имеет свою точку схода на рисунке. У прямых, лежащих в плоскости земли или параллельных ей, точки схода всегда находятся на линии горизонта.

Исключение составляют прямые, параллельные картинной плоскости. Они не сходятся. Примером служат вертикальные прямые на рисунке вверху. Они так и остаются вертикальными.

Если посмотреть на трёхмерную сцену, то покажется, будто горизонтальные прямые сходятся в како-то точке на горизонте (её точное местонахождение будет зависеть от ориентации прямых относительно наблюдателя). Представьте себе несколько параллельных горизонтальных прямых, лежащих в одной вертикальной плоскости (например, полосы раствора в кирпичной стене) и сходящихся в одной точке на горизонте. Точно под этой точкой или точно над ней будет сходиться диагональ этой плоскости с параллельными ей прямыми. Это соотношение полезно для определения размеров объектов в перспективе.

Сходящиеся прямые и точки схода — не просто какая-нибудь условность, к которой прибегают художники. Это явление на самом деле имеет место. Параллельные прямые действительно кажутся сходящимися, если посмотреть на них под углом. Как-нибудь найдите себе кирпичную стену, встаньте напротив её и хорошенько приглядитесь. Если вы будете смотреть на неё прямо, полосы раствора покажутся параллельными, но если вы повернёте голову, создастся ощущение, будто они сходятся в точке на горизонте.

Другие особенности рисования в перспективе

Если вы внимательно посмотрите на окружающий мир, то заметите и другие особенности перспективы, помимо того, что параллельные прямые сходятся. По мере удаления объекты уменьшаются. Кажется, что чем дальше находятся равноудалённые друг от друга предметы (например, телефонные столбы или железнодорожные шпалы), тем теснее они расположены. Вдалеке наземные объекты настолько малы, что с трудом различимы. При ещё большем удалении они и вовсе превращаются в точки. Существуют методики построения линий и других геометрических форм, позволяющие реалистично воспроизвести на рисунке этот эффект. Вы сможете вполне убедительно его сымитировать, если имеете хоть какое-то представление о перспективе.

Считается, что линия горизонта находится на уровне глаз наблюдателя. Если человек стоит на земле в окружении людей (которые тоже стоят), линия горизонта будет находиться приблизительно на уровне глаз окружающих: пониже у высоких людей, повыше у низких. Предметы, высота которых не достигает уровня глаз наблюдателя, будут находиться ниже линии горизонта, и их верхние грани будут видны хотя бы чуть-чуть. Предметы, целиком расположенные выше уровня глаз, окажутся выше линии горизонта, и, хотя бы немного, но будут видны их нижние грани. По мере удаления они будут опускаться к линии горизонта и грани, обращённые к наблюдателю, будут видны полнее.

В трёхмерной сцене будут искажены все геометрические формы за исключением тех, которые параллельны картинной плоскости. Такие формы не искажаются, но изменяются в размерах в зависимости от того, на каком расстоянии находятся.

Остальные геометрические формы искажаются. Окружности превращаются в эллипсы. Если окружность служит основанием конуса или цилиндра, малая ось эллипса совпадает с их осью.

Одно-, двух- и трёхточечная перспектива

Любой рисунок предполагает несколько точек схода, например, одна для фасада здания, одна для торца, одна для меча героя, одна для копий в надвигающейся на него шеренге солдат, одна для боковой части повозки, которую защищает герой. Может получиться так, что множество прямых идут в разных направлениях, и ни одно из них нельзя выделить как главное. Или изображённых объектов недостаточно, чтобы выявить хотя бы одну точку схода. Примером может служить абстрактный рисунок или вид планеты из космоса. Однако в особо реалистичных изображениях одна, две или три точки схода наверняка выделяются на фоне остальных.

Одноточечная перспектива

Предметы направлены на зрителя

Когда взгляд художника направлен в главную и единственную точку схода, такая перспектива называется одноточечной. Сюда относятся ситуации, когда мы смотрим в тоннель, в пушечный ствол, на вершину небоскрёба (стоя у его подножья). Такой перспективой пользуются, когда хотят обратить внимание зрителя на точку, где сходятся прямые. Ещё этот приём как бы затягивает зрителя внутрь картины. В рисунке с одноточечной перспективой кажется, что предметы нацелены на зрителя либо находятся по бокам от зрителя и уходят вдаль.

Некоторые художники избегают одноточечной перспективы. Им кажется, что у зрителя возникает ощущение, будто ему что-то навязывают, заставляют смотреть не туда, куда ему хочется. Если одноточечную перспективу использовать не по назначению, она может нагонять скуку. Например, не стоит изображать в одноточечной перспективе стену. Вообще, стена — довольно заурядный предмет, чтобы разглядывать его в упор.

Читайте также:  Зрение у ребенка ребенок не смотрит в глаза

Конечно, вам придётся руководствоваться здравым смыслом. Вам может показаться, что в данном случае одноточечная перспектива выглядит занятно или что данный предмет хорошо смотрится именно в таком ракурсе. Ещё вы можете выбрать одноточечную перспективу для конкретной картины, потому что она берёт зрителя в плен или потому что создаёт ощущение неподвижности.

Двухточечная перспектива

Гораздо чаще встречается двухточечная перспектива. Например, это может быть сцена на улице, где здания и другие объекты уменьшаются по направлению к горизонту, или сцена в помещении, где стены и предметы интерьера окружают зрителя. В двухточечной перспективе взгляд зрителя обычно бывает направлен параллельно земле, поэтому вертикальные прямые не сходятся. Рисунок вверху слева как раз такой. Зрителя никуда не затягивают, его взгляд не устремлён вниз по коридору и не упирается в стену. Напротив, сцена простирается в нескольких направлениях. Предметы здесь расположены под углом, а не вдоль одной оси. Такой рисунок обычно представляет собой декорации, на фоне которых разворачивается действие, где внимание зрителя не сконцентрировано на отдельно взятой точке.

Заметьте, что, изображая сцену в помещении, нужно учитывать, как центр взгляда вписывается в комнату. Обычно вам не нужно, чтобы зритель смотрел прямо в угол или прямо из угла. У зрителя может возникнуть ощущение, будто его поставили туда в наказание.

Обычно в двухточечной перспективе имеются левая и правая точки схода. Реже встречается двухточечная перспектива с верхней и нижней точками схода. Скорей всего, вы прибегнете к помощи последней, если захотите создать у зрителя ощущение, будто он идёт вперёд по прямой, но смотрит вверх, а не на горизонт. Линии, параллельные прямой, по которой он идёт, будут иметь точку схода на горизонте, но и вертикальные прямые также будут сходиться. Этим подчёркивается высота. Примером служит рисунок вверху справа.

Трёхточечная перспектива

Чтобы подчеркнуть высоту

Трёхточечную перспективу построить сложнее. Она встречается реже, так как подразумевает, что зритель смотрит на сцену снизу или сверху, а не прямо. К такой перспективе обращаются, когда нужно не только дать полную картину происходящего, но и сделать акцент на вертикальном измерении (таков замысел художника на рисунке вверху слева). Трёхточечной перспективой следует пользоваться и когда вы пытаетесь подчеркнуть равноправность всех трёх измерений, например, на рисунке вверху справа, изображающем сцену в открытом космосе, где нет таких понятий, как верх и низ.

Угол зрения

Угол зрения 20 градусов

Угол зрения показывает, какая часть сцены попадает на рисунок при данной точке наблюдения, направлении взгляда и картинной плоскости. Чем шире угол зрения, тем большая часть окружения видна и тем сильнее увеличивается рисунок (тем сильнее уменьшаются предметы, если размер рисунка остаётся постоянным).

Если вы работаете с определённым размером бумаги и вам нужно расширить угол зрения, не изменяя при этом размеров персонажа, вы можете придвинуть точку наблюдения ближе к персонажу. При расширении угла зрения одновременно с приближением какого-то объекта, расстояние между точками схода сокращается, и все остальные предметы уменьшаются в размерах по сравнению с этим объектом. Это видно из вышеприведённых рисунков. Оба представляют собой изображения простой трёхмерной модели, сделанной в AutoCAD Release 13. На рисунке слева угол зрения мал, сравним с углом зрения обычного фотоаппарата. На рисунке справа представлена та же модель, но точка наблюдения находится ближе к группе людей, и угол зрения шире. Таким способом на картине можно выделить персонажа или предмет, обратить на него внимание и придать ему монументальность. Заметьте, что изображение персонажа слегка изменится: больше будут видны ступни, низ шляпы и так далее. Хотя на рисунке персонаж будет занимать примерно столько же места.

Только не стоит этим приёмом злоупотреблять. Он может быть уместен в батальной сцене, где нужно обратить внимание на главнокомандующего, и совсем не нужен в более мирной обстановке, например, в сцене с влюбленной парой. Постоянно использовать слишком широкий угол зрения — всё равно что ставить восклицательные знаки в конце каждого предложения.

Ещё одна проблема заключается в том, что при больших углах по краям изображения появляются сильные искажения. Это сбивает с толку и раздражает. Оцените рисунок. Приведённый ниже. Его угол зрения составляет около 150 градусов — явный перебор. Комната, которая здесь изображена, квадратная, хотя из рисунка сложно понять даже это. На самом деле, многие люди, видя этот рисунок, не верят, что комната квадратная. Но если внимательно присмотреться, можно заметить, что края ближней правой и дальней левой стены сходятся в одной точке, что может быть только если они параллельны. Поэтому углы в комнате прямые, а такие сильные искажения — из-за непомерно большого угла зрения.

Угол зрения 150 градусов

В большинстве рисунков из этой статьи применяется большой угол зрения: от 90 до 150 градусов и более. Это сделано с целью лучше иллюстрировать перспективные сокращения. Вы, вероятно, будете использовать меньший угол зрения, чтобы свести искажения к минимуму. Рекомендуется делать угол зрения меньше 90 градусов и даже меньше 60, если вам это удастся. Для двухточечной перспективы это означает, что хотя бы одна точка схода лежит за пределами рисунка.

Не рекомендуется использовать угол зрения более 90 градусов. Что касается 180 и более градусов, то это вообще невозможно при работе по методикам, описанным в этой статье (правильный термин для них — линейная перспектива). Вы не можете нарисовать на плоском листе бумаги то, что находится позади вас. Существуют методики создания изображения с углом зрения больше 180 градусов, но, насколько я понимаю, рисовать приходится на сферической поверхности, а потом проецировать рисунок на плоскость. Результат похож на фотографию, сделанную с помощью линзы «рыбий глаз». Рисунок строится по совершенно другим правилам. Если в трёхмерном пространстве линии прямые, то на получившемся рисунке они будут искривлены. Пучок прямых может исходить из тоски в левой части рисунка, затем расходиться и вновь сходиться в точку в правой части. Такой тип перспективы более сложен и не рассматривается в этой статье. Вообще, в большинстве книг, которые мне попадались, о нём ничего не сказано.

Определение размеров в перспективе

Продливаем линии чтобы определить высоту

В перспективе определить размер предметов достаточно сложно. Даже если на самом деле он одинаков, в перспективе он может различаться. К счастью, если вы правильно построили предмет в одном месте, вы можете продлить линии построения и узнать, как он будет выглядеть в другой части рисунка. Это показано на рисунке вверху слева. Если у нас получится точно изобразить вора на переднем плане, мы сможем определить, каких размеров будет ничего не подозревающая жертва на заднем плане. Мы проведём касательные к голове и ступням вора влево, затем перпендикулярно им построим прямые вверх по улице до того места, где будем рисовать жертву.

Мы также можем достраивать линии, чтобы легче было нарисовать тротуарные плитки, кирпичную кладку, забор, колонну пехотинцев и другие предметы, расположенные рядами. Начните с выбора прямой, параллельной картинной плоскости в трёхмерной сцене. Затем определите положение этой прямой на рисунке, разбейте её на равные отрезки и сделайте засечки, как на вертикальной прямой на рисунке вверху посредине. Проведите прямые от засечек до точки схода. Нарисуйте на глаз один кирпич. Диагональ этого кирпича будет служить диагональю ещё многим кирпичам, что позволит вам правильно определить их размер. Ваших знаний теперь достаточно, чтобы адекватно изобразить все или почти все кирпичи на рисунке. Чтобы нарисовать кирпичи, находящиеся в дальнем конце стены, проведите ещё диагонали. Все диагонали должны сходиться в точке, которая находится прямо над точкой схода прямых, проведённых от засечек, или прямо под ней.

Если предметы расположены в ряд, например, столбики забора или колонна пехотинцев, мы можем изобразить третий элемент ряда, основываясь на расстоянии между первыми двумя элементами. Сперва постройте прямые от вершины, середины и основания элемента к точке схода. Затем проведите прямую через вершину первого элемента и середину второго. Продлите её до пересечения с линией оснований. Из этой точки и рисуется следующий элемент.

Воздушная перспектива

Порт в ясный день

Иногда она называется туманом. Удалённые объекты кажутся подёрнутыми дымкой (по цвету приближаются к светло-серому) из-за испарений, дыма и других атмосферных эффектов. Воздушная перспектива должна усиливать ощущение дальности, создаваемое линейной перспективой. Из двух картинок вверху, на правой порт кажется чуть дальше, чем на левой. Что касается размеров, то предметы на картинках (скопированных с одного оригинала) совершенно одинаковые. Но на правой картинке туман слегка обволакивает берег и, хочется верить, немного уменьшает надежду на благополучное прибытие в порт.

Воздушная перспектива изменяется в зависимости от погодных условий, местности и, разумеется, желания художника. Если вы рисуете панораму сказочного города, может быть, вам и не захочется использовать воздушную перспективу, чтобы город предстал во всей своей красе. Но если это туманное болото или подводный мир, воздушная перспектива будет у вас ярко выражена.

Воздушная перспектива служит показателем расстояния. Однако у неё есть и другие не менее важные функции. Она помогает заострить внимание на переднем плане, поскольку здесь предметы чётче и контрастнее, чем на заднем плане. С её помощью можно создать ощущение смутного, полусонного восприятия, где настроение преобладает над деталями. Этот приём хорошо освоен импрессионистами.

Ещё раз об основных положениях

  • В рисунках с перспективой действуют некоторые правила, за выполнением которых нужно внимательно следить. Вот они:
  • В общем случае, прямые, параллельные в трёхмерном пространстве, на рисунке будут сходиться в одной точке.
  • Чем дальше находятся равноудалённые друг от друга предметы, тем теснее они будут располагаться на рисунке.
  • Геометрические формы, если мы смотрим на них прямо, не искажаются, изменяются только их размеры, причём пропорционально.
  • Если линии в трёхмерном пространстве прямые, они также будут прямыми в перспективе (при условии, что угол зрения меньше 180 градусов). Точки, лежащие на одной прямой, в перспективе по-прежнему будут лежать на одной прямой, а точки касания останутся точками касания. Это поможет вам при определении размера кирпичей, плиток и т.д. и при рисовании кривых.
  • Если в трёхмерном пространстве плоскость вертикальна, то все лежащие в ней прямые будут сходиться в точке на горизонте. Любая другая группа параллельных прямых, лежащих в этой же плоскости, будет сходиться в точку прямо над этой точкой горизонта или прямо под ней.
Источники:
  • http://studopedia.ru/7_18368_vibor-tochki-zreniya.html
  • http://studfiles.net/preview/4085533/page:8/
  • http://ngeo.fxyz.ru/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0/%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0_%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D1%8B/
  • http://studopedia.su/11_9456_vibor-tochki-zreniya-pri-postroenii-perspektivnogo-izobrazheniya.html
  • http://poznayka.org/s106358t1.html
  • http://render.ru/ru/articles/post/10956