Меню Рубрики

Какие точки зрения существуют на происхождение славян

В современной науке существуют 2 точки зрения на происхождение славян:

1) Согласно первой точке зрения славяне — коренное (автохтонное) население Восточной Европы. Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей зарубинецкой и черняховской археологических культур.

2) Согласно второй точке зрения славяне переселились на территорию Восточноеропейской равнины из Центральной Европы, а конкретнее, — из района верховий Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, они расселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда — на Днепр, где появились в VI — VII вв. В настоящее время эта точка зрения более распространена в науке.

Ученые отмечают и другой путь переселения славян в Восточную Европу: с южного побережья Балтийского моря на берега Ладоги и Волхова (в район будущего Новгорода).

В Восточной Европе славяне встретились с угро-финскими племенами и расселились среди них. Расселение славян проходило мирно, так как плотность населения была низка и земли хватало всем. Постепенно угро-финнское население было ассимилировано славянами, носителями более высокой культуры.

2. Расселение восточно-славянских племён

Славяне расселились по всей Восточноевропейской равнине.

  • На Днепре — поляне, к северу от них — северяне, к северо-западу — древляне.
  • На р. Припять — дреговичи (от «дрягва» — болото).
  • На р. Сож — радимичи.
  • В районе Смоленска и севернее — кривичи.
  • На Ильмень-озере и р. Волхов — Ильменские словене.
  • На северо-востоке (р-н Владимира и Москвы) — вятичи.
  • На юго-западе (зап. Украина) — уличи, тиверцы, волыняне.

3. Занятия древних славян

Главным занятием славян было земледелие. Однако оно было не пашенным, а подсечно-огневым и переложным.

Подсечно-огневое земледелие распространилось в лесной полосе. Деревья подрубались, засыхали на корню и сжигались. После этого пни выкорчевывались, земля удобрялась золой, рыхлилась (без пахоты) и использовалась до истощения. На ранее использованный участок земледельцы возвращались через 25-30 лет.

Переложное земледелие практиковалось в лесостепной полосе. Трава выжигалась, полученной золой удобрялась земля, рыхлилась и использовалась до истощения. Поскольку сжигание травяного покрова давало меньше золы, нежели сжигание леса, участки приходилось менять чаще — через 6 -8 лет.

Славяне занимались животноводством, но имело подсобное значение. Важную роль в хозяйстве славян играла охота, но не ради мяса, а только ради пушнины. Охоились на белку, куницу, соболя. Занимались бортничеством — собиранием меда диких пчел. Торговали мехами, медом, воском, обменивая их на ткани и драгоценности, главным образом в Византии.

Основной торговой дорогой Древней Руси стал путь «Из Варяг в Греки»: Нева — Ладожское оз. — Волхов — Ильмень-озеро — р. Ловать — волоки до притоков Днепра — Днепр — Черное море.

4. Общественный строй восточных славян

В VII — IX вв. у восточных славян шел процесс разложения родо-племенного строя: переход от родовой общины к соседской. Общинники жили в отдельных домах — полуземлянках, рассчитанных на одну семью. Частная собственность уже существовала, но скот оставался в общем владении, неравенства внутри общин еще не было.

Выделилась родо-племенная знать — вожди (кнезы, князья) и старейшины. Они окружали себя дружинами, то есть вооруженной силой, не зависящей от воли народного собрания и способной принудить рядовых общинников к повиновению. Таким образом, славянское общество уже подходило к возникновению государственности.

Каждое племя имело своего князя. Слово «князь» происходит от общеславянского «кнез», означающего «вождь». Одним из таких племенных князей-вождей VI (VII) века был Кий, княживший в племени полян. Русская летопись («Повесть Временных лет») называет его основателем Киева. Некоторые историки даже считают, что Кий стал основателем древнейшей племенной княжеской династии, но это мнение не разделяется другими авторами. Многие исследователи считают и самого Кия легендарной фигурой.

5. Возникновение государства

Летопись связывает возникновение государства у восточных славян с призванием варягов. «Варяжская легенда», изложенная в летописи, рассказывает, что словене, кривичи и чудь, стремясь преодолеть междоусобицы, призвали на княжение варягов (норманнов) из-за моря. Три варяжских вождя: братья Рюрик, Трувор и Синеус стали княжить соответственно в Новгороде, Изборске, Белоозере. После смерти братьев Рюрик правил один. Дружинники Рюрика Аскольд и Дир отпросились у него идти «на греки» и ушли на юг, однако осели в Киеве и стали править там. После смерти Рюрика его дружинник Олег с малолетним сыном Рюрика Игорем отправился на юг, обманом заманил в ловушку и убил Аскольда и Дира, а сам стал править в Киеве, объединив Киев и Новгород.

На основе легенды возникла в XVIII в. норманская теория. Она утверждала, что государство у восточных славян создали пришельцы-скандинавы, то есть германцы (скандинавские народы принадлежат к германской языковой группе). Русские ученые-монархисты на основе норманской теории доказывали невозможность революционных потрясений в России. Они рассуждали так: на Западе государство возникло в результате завоевания, а в России — в результате мирного добровольного призвания, поэтому на Западе отношения между властью и подданными с самого начала были враждебными, а в России — мирными.

Некоторыми западными, в основном немецкими, учеными XIX в. норманская теория использовалась для того, чтобы объявлять славян неполноценным народом, не способным самостоятельно создать государство. В середине ХХ века эти утверждения взяла на вооружение гитлеровская пропаганда, провозгласившая славян расово неполноценными.

В русской науке реакцией на норманизм стал крайний антинорманизм — стремление доказать, что варягов на Руси или не было совсем, или они не сыграли сколько-нибудь существенной роли в становлении Древнерусского государства. Таких взглядов придерживался, в частности, М.В. Ломоносов. В современной науке крайности норманской теории почти не встречаются. Серьезные ученые на Западе уже не пишут о том, что славяне получили государственность извне. В то же время и большинство российских авторов считает, что первыми князьями действительно были варяги. Правда, продолжаются споры о том, были ли варяги скандинавами, или западными славянами, жившими на южном побережье Балтийского моря (польское Поморье).

Большинство ученых признает:

  • историчность Рюрика,
  • вымышленность Трувора и Синеуса,
  • варяжское происхождение первых русских князей (Олега, Игоря, Ольги), имена которых — явно скандинавские (Хельг, Ингварь, Хельга).

В то же время, в современной науке существует единое мнение о том, что призвание варягов не являлось началом государственности на Руси. Государство возникло в результате закономерного развития восточнославянского общества. Норманны находились на той же стадии развития. Скорее всего, враждующие племена призвали их как нейтральную силу, способную прекратить усобицы. Варяги не были связаны ни с одной из враждующих группировок и потому в равной степени устраивали всех. Варягов призывали на княжение, следовательно сама эта форма власти у славян уже существовала.

6. Киевская Русь при первых князьях

Если до объединения Киева и Новгорода существовали отдельные племенные государства-княжения, то с этого момента возникло Древнерусское государство. Условной датой этого объединения считается вокняжение Олега — 882 г. Правление Олега продолжалось с 882 по 912 гг. Олег подчинил большинство восточнославянских племен, начал укрепление границы с кочевниками.

Киевский князь правил, опираясь на дружину. В IX — XI вв. дружинники являлись не слугами, но вассалами князей. Вассальные отношения подразумевают взаимные обязанности вассала и сюзерена (сеньора). Князь советовался с дружиной о предпринимаемых действиях. Дружина могла отказаться от участия в предложенном князем мероприятии, если считала его невыгодным. Именно дружине принадлежала инициатива повторного похода Игоря к древлянам за данью. Дружина вынесла решение отказаться от боя с византийцами в 944 г. и ограничиться предложенным выкупом. При заключении договоров с Византией клятву приносил не только князь, но и его дружинники.

Дружина делилась на старшую — бояр, и младшую — гридей (детьцких). Первые являлись по преимуществу советниками, вторые воинами.

Киевские князья правили Русью как князья сильнейшего племени — полян. Их главная функция заключалась в сборе дани (полюдья) . Киевский князь выезжал на полюдье в ноябре, когда установливался зимний путь, и возвращался в Киев весной, к моменту вскрытия рек. Собранная дань в ладьях отправлялась вниз по Днепру и морем — в Константинополь (по пути «из Варяг в Греки» ). Киев располагался ниже впадения притоков в Днепр, поэтому через него везли все товары в Византию. Это позволило Киеву добиться преобладания среди русских городов.

Русь экспортировала в Византию меха, мед, воск, невольников; импортировала из Византии драгоценности, вина, ткани, оружие.

Подчинение восточнославянских племен власти Киева оставалось еще непрочным. После смерти Олега некоторые племена (например, древлян) пришлось подчинять вторично. Подчинение вятичей произошло при Святославе, а окончательное подчинение радимичей — лишь при Владимире I.

Дань вначале не была регламентирована. Это вело к злоупотреблениям. Так, Игорь был убит в 945 г. древлянами, которые восстали из-за попытки князя вторично собрать дань. (Руководил восстанием племенной древлянский князь Мал, предложивший вдове Игоря Ольге выйти за него замуж). После подавления восстания Ольга регламентировала сбор дани, установив ее размеры — уроки, и места сбора — погосты. Так рядом с первой формой взимания дани — полюдьем, возникла вторая: повоз.

7. Социально-экономические отношения на Руси

Источником наших знаний о социально-экономических отношениях в Киевской Руси является, в первую очередь, законодательство — «Русская Правда». «Русская Правда» делится на «Краткую Правду», составленную в XI в., и «Пространную Правду», составленную в XII в. «Краткая Правда», в свою очередь, делится на «Правду Ярослава», составленную около 1015 г., и «Правду Ярославичей», появившуюся во 2-й половине XI в.

Большинство населения Киевской Руси составляли свободные общинники, зависимость которых ограничивалась выплатой дани. Община у славян называлась вервью. В X-XI вв. славянская община была уже не родовой, а соседской. Участки принадлежавшей общине земли находились в индивидуальном пользовании. Частное землевладение в IX — начале XI вв. еще не было развито. Имелись лишь немногочисленные и небольшие княжеские и боярские вотчины. В них работали зависимые люди.

В Киевской Руси было несколько категорий зависимого населения:

  • холопы, челядь (рабы);
  • закупы (люди, отрабатывающие долг, имеющие право после его выплаты освободиться, располагающие собственным хозяйством);
  • рядовичи (люди, работающие по ряду — договору);
  • смерды. (Значение этого термина не вполне выяснено. Возможно, так называли жителей недавно присоединенных территорий, обложенных повышенной данью. Есть мнение, что смердами называли всех земледельцев, среди которых были как зависимые, так и свободные.)

Законодательство Киевской Руси устанавливало пониженный штраф (виру) за убийство зависимого человека — 5 гривен. За убийство свободного платилась вира в 40 гривен, а за убийство княжеского приближенного — 80 гривен. Система штрафов за убийство и нанесение увечий являлась в XI в. новшеством, свидетельствующим о постепенном усилении государства. Еще в «Правде Ярослава» допускалась, хотя и ограничивалась, кровная месть. В «Правде Ярославичей» она была уже безусловно запрещена и заменена вирой.

8. Характер древнерусского государства

В отечественной исторической науке преобладало мнение, что Киевская Русь была раннефеодальным государством. Ранним считался феодализм без развитого феодального землевладения. В последние годы укрепляется мнение о том, что общественный строй Киевской Руси был многоукладным, сочетавшим признаки патриархального, рабовладельческого и раннефеодального общества.

СЛАВЯНЕ ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАССЕЛЕНИЯ

Виталий Игнатьев 13.10.2015

Виталий Игнатьев 13.10.2015

ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАССЕЛЕНИЯ

О происхождении славян пишут разное, но принято считать, что это была вторая половина первого тысячелетия от Рождества Христова, при этом также считается, что они появились сразу и вдруг. По крайней мере, версии о существовании славянских племен до этого времени официальная история не рассматривает. Наука отказывает им в наличие предков, праязыка и прародины. Были всякие малоизученные, и, не изученные совсем пеласги, иллирийцы, фракийцы, скифы, сарматы, даки, геты, анты, венеты с венедами, этруски, но славян, нам говорят, не было.

Официальная наука датирует происхождение славян примерно VI веком. В эти года они впервые упоминаются историками. Ареал их обитания очерчивается учеными от верхней Эльбы до Днепра, соприкасаясь на юге с Дунаем и захватывая верховья Вислы.

Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне на исторической территории, был древнейший летописец Нестор — автор «Повести временных лет» . Он определил территорию славян, включая земли по нижнему течению Дуная и Паннонию. Именно с Дуная, согласно «Повести…» начался процесс расселения славян, то есть они не были исконными жителями своей земли, речь идет о миграции. Следовательно, киевский летописец явился родоначальником, так называемой миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская» или «балканская». Популярной она была в сочинениях средневековых авторов: польских и чешских хронистов ХШ- XIV вв. Это мнение долгое время разделяли историки XVIII — нач. XX вв. Дунайскую «прародину» славян признавали, в частности, такие историки, как С. М. Соловьев , В. О. Ключевский и др. По мнению В. О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Исходя из этого, в его работе прослеживается мысль о том, что «история России началась в VI в. на северо-восточных предгорьях Карпат. Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII- VIII вв. Так, В.О. Ключевский (и не он один) видит восточных славян сравнительно поздними пришельцами на своей земле.

Аркаим. Вид сверху

В эпоху средневековья берет начало еще одна миграционная теория происхождения славян, получившая наименование «скифо-сарматской». Впервые она зафиксирована Баварской хроникой XIII в., а позднее воспринята многими западноевропейскими авторами XV — Х VIII вв. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья расселились на запад и юго-запад.

Иной вариант миграционной теории дал другой крупный историк и языковед академик А. А. Шахматов . По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв имя венедов (от кельтов), продвинулись на Нижнюю Вислу, откуда только, что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж II — III вв.). Следовательно, здесь (Нижняя Висла), по мнению А. А. Шахматова, была вторая прародина славян. Наконец, когда готы ушли из Причерноморья, то часть славян, а именно восточная и южная их ветви, двинулась на восток и на юг в Причерноморье и образовала здесь племена южных и восточных славян. А значит, следуя этой «прибалтийской» теории, славяне явились пришлыми на землю, на которой они затем создали свои государства.

Существовал и существует ряд других теорий миграционного характера происхождения славян и их «прародины»- это и «среднеевропейская», по которой славяне и их предки оказывались пришельцами из Германии (Ютландии и Скандинавии), расселяясь отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии. И «азиатская», выводившая славян с территории Средней Азии, где предполагалась общая для всех индоевропейцев «прародина», Подобную теорию выдвигал Александр Нечволодов. В своей книге «Сказание о Русской земле» он пишет: «Наше происхождение от колена Иафета… СВЯЩЕННОЕ писание повествует нам, что после потопа от трех сыновей Ноя — Сима, Хама и Иафета произошли все народы, обитающие ныне на земле. Одно из колен племени Иафета поселилось в верховьях рек Амударьи и Сырдарьи, находящихся ныне в пределах Российской империи — в Туркестанском крае. Здесь, колено это дало начало, как многим племенам Малой Азии, Персии и Индии, так и всем славным и знаменитым народам, населяющим Европу: грекам, римлянам, испанцам, французам, англичанам, немцам, шведам, литовцам и прочим, а также и всем славянским племенам: русским, полякам, болгарам, сербам и всем остальным» .

Реконструкция черепа девушки. Стоянка Сунгирь. 20-29 тыс. лет до Р.Х. Владимирская область

Много теорий и вымыслов выдвинуто разными авторами, учеными и не очень, о происхождении племени славян. Кто-то, основывает свою точку зрения на археологических раскопках, но и здесь нет единой точки зрения о преемственности культур – имеется в виду славянских и протославянских, так в последних, не отрицая их вклад в формирование славян, исследователи, тем не менее, замечают наличие неславянских компонентов: фракийцев, кельтов, германцев, балтов и скифов. А кто-то пытается проследить пути миграции, используя различные летописи. Но здесь проблема в том, что все летописные своды, так или иначе сообщающие сведения о происхождении славян и Руси, не дошли до нас в оригинале, а были переписаны гораздо позднее и в силу политических событий оказывавших на них безусловное влияние, не могут являться достоверными на 100%.

Читайте также:  Зрение и компьютер или как не потерять зрение работая на компьютере

А. Нечволодов — трактовал нашу историю как историю народа, наделенного Божественным призванием, видя ее корни в далеких библейских временах и включая в нее всю докиевскую древность. При этом к предкам славян причислялись скифы, гунны и другие народы .

Историк и этнолог Л. Н. Гумилев , написавший большое количество работ, посвященных истории древних народов, имел свою точку зрения на вопрос о происхождении славян. Особое внимание он уделял проблеме межэтнических контактов, в том числе и в российской истории, утверждая, что россияне — это этнос, сложившийся из трех компонентов: славян, финно-угров и татар.

Советский академик Б. А. Рыбаков, в книге «Киевская Русь и русские княжества XII-XIII веков» отнес начало славянской/русской истории к XV веку до Рождества Христова, и при этом предположил на основании ряда документов, что предками славян были отдельные скифские народы времен Геродота, тем более что достаточно очевидно сходство между описанием скифов Геродотом и позднейшими описаниями славян арабскими путешественниками, в частности ибн Фадланом, и им же ясно описано сосуществование землепашцев из лесных деревень и всадников из городов.

М. В. Ломоносов, начавший свою борьбу за русскую историю в Московском университете, воспринимался тогда официальной наукой России (именно вследствие германского влияния) как фантазер и неуч, однако, если бы не упорство Ломоносова, то в России до сих пор бы изучались в школах мифы о полной неспособности славян к созданию государства. Он доказывал, что история славян намного старше и глубже, чем та, которую для нас определили иностранцы, засевшие в нашей академии наук.

Спорить можно долго, но в помощь историкам приходит наука.

Для начала обратимся к антропологии – науке о человеке и его происхождении. Результаты масштабного эксперимента, опубликованные в научном журнале «The American Journal of Human Genetics» совершенно однозначно говорят, что «несмотря на расхожие мнения о сильной татарской и монгольской примеси в крови русских, доставшейся их предкам еще во времена татаро-монгольского нашествия, гаплогруппы тюркских народов и других азиатских этносов практически не оставили следа на населении современного северо-западного, центрального и южного регионов».

Карта распространения русских генов

Кроме того исследования строения черепов восточных славян, древних и современных, произведенные Т. А. Трофимовой, привело к неожиданному выводу об автохонности образования (возникшие и продолжающие существовать в данной местности, по сути то же самое, что и аборигены) племен восточных славян. То есть согласно этим данным, ни о каком переселении славян с западных территорий – и речи нет.

Антропология, наука достаточно молодая, но сегодня набирает силы совершенно новое течение – Генетическая генеалогия — использование ДНК-тестов совместно с традиционными генеалогическими методами исследования. ДНК-тест Y-хромосомы позволяет, например, двум мужчинам определить, разделяют ли они общего предка по мужской линии или нет. Y-хромосомные гаплогруппы, — это статистические маркеры, позволяющие понять происхождение человеческих популяций. Особенность Y-хромосомы в том, что она передается от отца к сыну практически в неизменном виде и не испытывает «смешения» и «разбавления» материнской наследственностью. Это позволяет использовать ее как математически точный инструмент для определения происхождения по отцовской линии. Если термин «династия» имеет какой-либо биологический смысл, то это именно наследование Y-хромосомы.

В настоящее время ДНК-генеалогия предоставляет куда более широкие возможности, нежели раньше, чтобы восстановить направления былых миграций. Так, согласно работам Анатолия Клесова, гаплогруппа R1а, особенно характерная для славян (хотя не только для них), характерна и для Северной Индии, где от 15 до 30% (по разным оценкам) населения имеет эту гаплогруппу, причем в высших кастах этот процент растет до 72%.

R 1 a 1 — происходит от мутации гаплогруппы R1, произошедшей у мужчины, жившего около 15 000 лет тому назад предположительно. И распространение потомков носителя протохромосомы вероятно осуществлялось несколькими волнами.

Самая значительная волна — около 3—5 тыс. лет назад из черноморских степей, вероятно, связана с распространением индоевропейских языков и курганной культуры. Больше всего данная гаплогруппа распространена среди славян, северных индийцев, иранских народов (таджики, пуштуны) и среднеазиатских народов (алтайцы, хотоны, киргизы).

Этногеографическое распространение гаплогруппы R1a

В настоящее время, высокие частоты гаплогруппы R1a находятся в Польше (56% населения), Украине (от 50 до 65%), европейской части России (от 45 до 65%), Беларуси (45%), Словакии (40%), Латвии (40 %), Литве (38%), Чехии (34%), Венгрии (32%), Хорватии (29%), Норвегии (28%), Австрии (26%), Швеции (24%), северо-восток Германии (23%) и Румынии (22%). Наибольшее распространение имеет в Восточной Европе: среди лужичан (63 %), поляков (ок. 56 %), украинцев (ок. 54 %), белорусов (52 %), русских (48 %), татар 34 %, башкир (26 %) (у башкир Саратовской и Самарской обл. до 48 %); и в Центральной Азии: у худжандских таджиков (64 %), киргизов (63 %), ишкашими (68 %). Гаплогруппа R1a наиболее характерна для славян. Например, у русских распространены следующие гаплогруппы :

R1a — 51% (славяне, поляки, русские, белорусы, украинцы);

N3 — 22% (финно-угры, финны, прибалты);

I1b — 12% (норманны — германцы);

R1b — 7% (кельты и италики);

11a — 5% (тоже скандинавы);

E3b1 — 3% (средиземноморцы).

Данные исследования не дают четкого ответа, когда и откуда появились славяне. Однако совершенно точно, что гаплогруппа R 1 a , присущая в большей долевой пропорции всем народам, известным как славянские, возникла не менее 15000 лет назад, а, по мнению других исследователей – 36000 лет назад, одновременно с другими основными гаплогруппами.

Расположение различных гаплогрупп в мире

По родине R 1 a ведутся споры, и однозначного ответа на этот вопрос нет. Существует несколько теорий ее возникновения. Вот три из них.

Восточноевропейская теория

Согласно теории происхождения R1a в Восточной Европе, C. Уэллс, директор Генографического проекта из NationalGeographic утверждает, что R1a возник в Европе от 10000 до 15000 лет назад на Украине или в южной России, этот регион называется «Украинским убежищем», которым он служил для людей во время последнего ледникового максимума. Также, допускается, что мутация пришла с территорий, которые лежат чуть дальше к востоку — с Причерномормско-Каспийской степи. В любом случае, это случилось в результате миграции, что подкрепляется Курганной гипотезой, согласно которой существует связь между распространением индоевропейских языков и развитием Курганной культуры. Эта теория подкрепляется высокой частотой (свыше 50 %) на Украине и на юге России (Wells 2001) и высоким процентом носителей R1a в приграничных областях.

Вероятно, там же произошло одомашнивание лошади, что сделало возможным широкую культурную экспансию, произошедшую более 5000 лет назад из области Курганной культуры на Украине.

Южноазиатская теория

Теория о происхождении R1a в Южной Азии, изложенная генетиком Стивеном Оппенгеймером из Оксфордского университета, предполагает происхождение этой гаплогруппы в Южной Азии около 36 тысяч лет назад, а уже оттуда она начала своё распространение. Гипотеза основана на разнообразии субкладов гаплогруппы и большом числе их носителей в Пакистане, Северной Индии и Восточном Иране.

Западноазиатская теория

Кивисилд (2003) придерживается гипотезы происхождения в Западной Азии из-за убеждения, что именно оттуда произошло вторжение индоарийских племен в Индию. Кроме того Семино (2000) говорит о появлении R1a на Ближнем Востоке, опираясь на то, что совместно с происхождением гаплогруппы здесь же возникли индоевропейские языки.

Но давайте отвлечемся от научных открытий и вернемся к истории славян, которая и без исследования ДНК свидетельствует о славном прошлом.

Своими корнями история славян уходит в глубокую древность. В качестве доказательства этому может выступить древнеславянский город Аркаим, который был обнаружен летом 1987 года в Челябинской области. Строения в этом городе были возведены кругообразно и между собой соединялись в виде амфитеатра. В таком расположении ученые усмотрели возможность участия в принятии решении большого круга людей. Проще говоря, в истории славян можно найти истоки демократии, которая зародилась здесь задолго до появления на западе.

Подтверждением древней истории славян могут служить и древнейшие мегалиты, которые удалось обнаружить недалеко от Уральского хребта в Челябинской области. Они размещались на площади около 6 квадратных километров, то есть, они более многолики и ярки по сравнению с английским Стоунхенджем. Помимо этого на одном из островов также было обнаружено древнее строение, которое очень напоминало обсерваторию. Крыша и стены сооружения построены из каменных многотонных плит, самая большая из которых весит порядка 17 тонн. Датируется это строение 4 тысячелетием до н.э., и воздвигли его предки славян.

В историю славян можно также включить и более древнее строение: завод по переработке металлов, который был обнаружен там же, на Урале. На этом заводе славяне выплавляли медь. В 2011 году группа археологов обнаружила там геоглиф гигантских размеров, который был выложен в форме лося из каменных плит и в длину достигал 265 метров.

В той же Челябинской области, в Каповой и Игнатьевской пещерах, ученым удалось найти наскальные рисунки, которые были сделаны более 14 тысяч лет назад, и изображают творение жизни на земле так, как видели это предки славян. Интересно, что фрагменты аналогичных рисунков гораздо более позднего происхождения были найдены в алжирских и австралийских пещерах.

Раскопки в Триполье (Украина)? Города по двадцать тысяч человек примерно пять тысяч лет до нашей эры. А Костёнки? (Близ Воронежа). Сорок четыре тысячи лет до нашей эры , по оценкам американских учёных-археологов! То есть Костёнки древнее египетских пирамид на сорок тысяч лет!

Мне кажется, что сегодня можно совершенно твердо утверждать, что так называемая «норманнская» теория возникновения славянских государств, утверждавшая, что славяне самый молодой народ, в корне не верна. Основной базис её апологетов, то, что ранее середины первого тысячелетия нигде не упоминается слова – славяне и русские. Однако эти самоназвания более позднего происхождения, и до их возникновения племена и народы носили другие названия. Просто русскими в далёком прошлом стали называться множество родственных народов, родов и племён, вошедших в государственное объединение под названием Русь . Тому доказательством строки, приведенные выше, археологические раскопки, устные предания и многое другое, о чем писать в данной статье нет ни времени, ни необходимости.

Пора переписывать историю. Но делать это надо не в угоду политической конъектуре, а осознано, опираясь на научные исследования.

P . S . «Русь была создана объединением славян, которые уходили как можно дальше на восток от евровойн и евроразборок. Началось это ещё задолго до Новгородской Руси. Уходили за мирной жизнью: земледельничать, создавать семьи, продолжать род, сеять, собирать урожай, петь, танцевать, водить на праздники хороводы…

Призыв «За Родину!» был всегда только у славян, потому, что славянам всегда приходилось защищаться!

С именем Иисуса славяне никогда не ходили в грабительские походы, как это делали в Европе «политкорректные» крестоносцы.

Женщин в России не жгли на кострах! Ужасающей /подобной западной/ инквизиции в России не было.

Наши предки, те же праславяне, не признавали рабства, в то время как в Греции и Риме оно процветало. За это, между прочим, славян и считали отсталыми » .

Михаил Задорнов

Берестяная грамота славян


Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из Филипповских курганов. Южное Приуралье. Сарматы, 5—4 века до н.э.

Реконструкция лиц мальчика из захоронения поселения Сунгирь

Обнаруженные захоронения мальчика и девочки в поселении Сунгирь 20-29 тыс лет до Р.Х

Скульптурная реконструкция по черепу женщины из могильника Алтын-Асар. Приаралье. Конец 1 тыс. до н.э.-1 тыс. н.э.

§1.Существование разных точек зрения на происхождение славян и местонахождение их прародины.

История славян уходит в глубину времен, и первые сведения о них зафиксированы в древнейших письменных источниках. Все они с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с середины I тысячелетия н. э. (чаще всего с VI века), то есть тогда, когда они выступают на исторической арене Европы как многочисленная этническая общность.

Античные авторы знали славян под различными именами: венеды, анты, склавины; но, прежде всего, под именем венедов. Впервые это название встречается в Естественной истории Плиния (середина I века н. э.). Плиний называет венедов в числе народов, соседствующих с группой германских племен — ингевонами: «земли до реки Вистулы обитаемы сарматами, венедами, скифами, гиррами». Скорее всего, это были области в бассейне реки Вислы и, может быть, более восточные земли.

К концу I века н. э. относятся сообщения о венедах Корнелия Тацита. Тацит указывает, что венеды жили между народами певкинов (северная часть Нижнего Подунавья) и феннов, занимавших территорию лесной полосы Восточной Европы от Прибалтики до Урала. Точное место локализации венедов указать невозможно. Трудно сказать к тому же, были ли венеды времен Тацита славянами. Существует предположение, что венеды в то время ассимилировались славянами и получили их имя. И если о венедах Тацита можно спорить, то венеды уже более поздних авторов — это несомненно славяне.

Более точны сведения о славянах середины I тысячелетия н. э. Теперь славяне называются своим именем — словены. Византийские авторы описывают в основном славян Подунавья и Балканского полуострова. Византийскими авторами сообщаются сведения о разных сторонах жизни и быта славян.

Более существенные сведения имеются в труде готского епископа Иордана. По Иордану, венеды — суть славяне. Из его труда видно, что в VI ве­ке славяне заселяли широкую полосу, простиравшуюся от Среднего Придунавья до Нижнего Днепра.

Информацию о восточных славянах дают нам не только византийские авторы, содержится она и в описаниях крупнейших арабских географов 2-й половины IX—X вв. О славянах имеются и полулегендар­ные сведения в скандинавских сагах, во франкском эпосе, германских сказаниях.

Места проживания древних славян, получившие название «прароди­ны», определяются неоднозначно.

Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне, был летописец Нестор — автор «Повести временных лет». Он определил территорию славян по нижнему течению Дуная и Паннонию. С Дуная начался процесс расселения славян, то есть речь идет об их миграции. Киевский летописец явился родоначальником миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская», или «балкан­ская». Дунайскую «прародину» славян признавали С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др. По мнению В.О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз во главе с дулебо-волынянами. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII—VIII вв.

К эпохе средневековья восходит зарождение еще одной миграционной теории происхождения славян — «скифо-сарматской». Впервые она зафикси­ро­вана Бавар­ской хроникой XIII века, а позднее воспринята многими западноевропейскими авторами. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья рассеялись на запад и юго-запад.

Читайте также:  Вижу боковым зрением черные тени что это такое

Третий вариант, близкий к скифо-сарматской теории, предложил академик А.И. Соболевский. По его мнению, названия рек, озер, гор в пределах расположения древних поселений славян якобы показывают, что они получили эти названия от другого народа, который был здесь ранее. Такой предшественницей славян, по предположению Соболевского, была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась (растворилась) с жившими далее к северу предками славяно-балтийцев и дала начало славянам где-то на берегах Балтийского моря, откуда славяне и расселились.

Четвертый вариант миграционной теории дал академик А.А. Шах­ма­тов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв имя венедов (от кельтов), продвинулись на Нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж II—III вв.). Следовательно, здесь (Нижняя Висла), по мнению А.А. Шах­матова, была вторая прародина славян. Когда готы ушли из Причерноморья, то часть славян, а именно восточная и южная их ветви, двинулась на восток и на юг в Причерноморье и образовала здесь племена южных и восточных славян. А значит, следуя этой «прибалтийской» теории, славяне явились пришлыми на землю, на которой они затем создали свои государства.

Существует ряд других теорий миграционного происхождения славян и их «прародины» — это и «азиатская», выводившая славян с территории Средней Азии, где предполагалась общая для всех индоевропейцев «прародина», это и «среднеевропейская», по которой славяне и их предки оказывались пришельцами из Германии (Ютландии и Скандинавии), расселяясь отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии, — и ряд других теорий.

В противоположность миграционным теориям признается автохтонное — местное происхождение славян. Согласно автохтонной теории, славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла не только территория современной Польши, но также значительная часть современной Украины и Белоруссии.

Автохтонная теория отмечает сложность процесса образования славян. Первоначально складывались мелкие отдельные разрозненные древнейшие народы на определенной обширной территории, которые затем образовались в более крупные и, наконец, в исторически известные народы. Выделяются протославянский, пра­славянский и собственно славянский периоды.

Предки протославян в результате своего культурного сближения дали славянство. Этот процесс археологами прослежи­вается до н. э. с III тысячелетия до I.

Праславянский период начинается с конца I тысячелетия до н.э. Устанавливается культурная, а также и языковая общность. Значительная часть праславян была включена в орбиту скифского влияния. В VI—VII вв. завершается период праславянской истории. Расселе­ние славян на обширнейших пространствах, их активное взаимо­действие с иными народами привели к культурной дифференциации славянского мира и членению единого языка на отдельные славянские языки.

В VIII—IX вв. наступает период собственно славянской истории, формирование союзов, образование государств. Происходит скла­ды­ва­ние современных славянских народов.

Таким образом, важнейшим историческим фактом является наличие в I тысячелетии н.э. на территории Восточной Европы славян.

Проблема происхождения славян

(основные точки зрения, решение проблемы разными науками, основные разбросы во мнениях по территории и хронологии)

Проблема происхождения славян обсуждается в науке уже более двух столетий. Археологи, лингвисты, антропологи, этнографы предлагают разные концепции и гипотезы и пока остаются в основном каждый при своем мнении.

А круг спорных вопросов весьма широк. Одно противоречие лежит на поверхности: славяне под таким именем выходят на историческую арену лишь в VI в. н.э., и потому велик соблазн считать их «молодым народом». В то же время славянские языки — носители архаичных черт индоевропейской общности. И это — признак их глубоких истоков. Естественно, что при столь значительных расхождениях в хронологии и территории и археологические культуры, привлекающие исследователей, будут разные. Невозможно назвать ни одну культуру, в которой сохранялась бы преемственность от III тыс. до н.э. до середины I тыс. н.э.

В современной науке существуют 2 точки зрения на происхождение славян:

1) Согласно первой точке зрения славяне — коренное (автохтонное) население Восточной Европы. Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей зарубинецкой и черняховской археологических культур. (Зарубинецкая культура — археологическая культура эпохи раннего железного века (III / II в. до н. э. — II в. н. э.), распространённая в Верхнем и Среднем Поднепровье от Тясмина на юге до Березины на севере, в Среднем Посеймье и Припятском Полесье, что соответствует территории Западной и Центральной Украины, югу и востоку Белоруссии и западным границам России. Керамика зарубинецкой культуры лепная — без использования ножного гончарного круга. Её лепили из глины с примесью шамота, реже — мелкотолчёного камня. Производство керамики у зарубинецкой культуры так и не вышло за границы домашнего ремесла. Орудия труда представлены прежде всего железными ножами с горбатой или прямой спинкой. Первые являются более ранними. Среди украшений и деталей одежды, которые в большинстве случаев найдены в погребениях, численно преобладают железные и бронзовые фибулы)

Черняховская культура — Черняховская культура — позднеримская археологическая культура, существовавшая на территориях Украины, Молдавии и Румынии в II-IV веках.

2) Согласно второй точке зрения славяне переселились на территорию Восточноеропейской равнины из Центральной Европы, а конкретнее, — из района верховий Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, они расселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда — на Днепр, где появились в VI — VII вв. В настоящее время эта точка зрения более распространена в науке.

Ученые отмечают и другой путь переселения славян в Восточную Европу: с южного побережья Балтийского моря на берега Ладоги и Волхова (в район будущего Новгорода). — норманнская теория

В Восточной Европе славяне встретились с угро-финскими племенами и расселились среди них. Расселение славян проходило мирно, так как плотность населения была низка и земли хватало всем. Постепенно угро-финнское население было ассимилировано славянами, носителями более высокой культуры.

ПВЛ: Летописец жил в Киеве, отождествлял себя с потомками издавна проживавшего здесь племени полян, которых и считал собственно «русью»*. Он пересказал предания о том, как теснимые волохами славяне, и в их числе поляне-русь, покинули Норик — римскую провинцию, расположенную между верховьями Дравы и Дунаем по соседству с Паннонией (нынешняя Западная Венгрия). Славяне разошлись по разным землям и обосновались на новых местах. Поляне-русь при этом заняли лесостепную область в Среднем Поднепровье. Когда это было, летописец не знал. Не пояснил он и того, кто такие волохи, поскольку современники его и так знали, о ком идет речь.

Основные точки зрения по вопросу происхождения славян и их исторической прародины

Сущность «норманнской» и «антинорманнской» теорий образования древнерусского государства. Последствия принятия христианства на Руси. Государственная реформа Владимира. Социальная структура, основные направления внешней политики Киевской Руси в Х-ХI вв.

Рубрика История и исторические личности
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 12.02.2011
Размер файла 101,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Основные точки зрения по вопросу происхождения славян и их исторической прародины

Согласно мнению некоторых историков и языковедов, прародина славян находилась на Востоке, в Азии (В.М. Флоринский, К. Мошиньский, Э. Гаспарини), или на Востоке Европы — на Оке и Волге (X. Ловмянский). В бассейне Немана и Западной Двины искал прародину славян А.А. Шахматов. Отсюда, по его мнению, пришли славяне на нынешние места обитания, причем для многих ученых вполне возможны и даже очевидны промежуточные остановки славян на тех или иных территориях. Шахматов вообще утверждал, что все европейские племена тянулись к более благоприятному в смысле жизненных условий Югу. По Шахматову, «исконною территорией восточных индоевропейских племен, в том числе и предков славян, был северо-запад России, бассейн Балтийского моря». Балты и славяне оставались на месте. Это мотивируется значительными славяно-германскими контактами и тем, что многие элементы средиземноморской и кельтской культур пришли к славянам через германцев, которые были юго-западными соседями славян. Во II-IV вв. н.э. готы покинули Повисленье, двинувшись на юг к нижнему Дунаю. Славяне, по Шахматову, заняли — еще до нашествия гуннов — Повисленье (северное Повисленье было захвачено балтами-прусами), а после падения гуннского владычества продолжили движение к устью Дуная. При этом западные славяне двинулись на запад в Германию с разреженным в то время из-за передвижения народных масс населением. Здесь они были остановлены и частью отброшены на восток, в нынешнюю Белоруссию, а может быть, и далее. На нижнем Дунае, по Шахматову, славяне оказались на рубеже V-VI вв. Шахматов считал, что упоминаемые Прокопием из Кесарии склавены — это южные славяне, а анты — восточные славяне. Эта точка зрения, как, впрочем, и другие элементы концепции Шахматова о славянской прародине, вызывали в научной литературе возражения и со стороны современников ученого, и в наши дни.

Большая часть современных историков и языковедов, занимающихся вопросом о прародине славян, помещают ее на территории между Днепром и Одером (Одрой), в лесостепной и лесной зонах. Однако в решении вопроса о размещении славян внутри этой значительной территории тоже нет единства. Многие ученые видят прародину славян на Полесье и на смежных территориях (М. Фасмер, Г. Гирт, Я. Ростафиньский), между Одрой и Вислой (многие польские ученые: Я. Чекановский, М. Рудницкий, К. Яжджевский, Т. Лер-Сплавинский, Т. Милевский; из советских языковедов — В.В. Мартынов), между Днепром и Вислой (советские археологи М.И. Артамонов, А.В. Арциховский, польский историк Г. Лабуда). Ряд ученых указывает уже названные более широкие границы, иногда с некоторыми уточнениями и мотивациями (чехословацкий историк и этнограф Л. Нидерле, советский историк П.Н. Третьяков, польский языковед Я. Розвадовский, польский историк В. Хенсель, чехословацкий археолог и историк З. Ваня, польский лингвист В. Маньчак и др.). Следует сказать, что и принятие за истину сообщения «Повести временных лет» не исключает позднейшее поселение славян на территории между Днепром и Одрой.

К этому времени в составе западных говоров уже выделились подгруппы северная (пралехитская) и южная (прачешско-словацкая). Восточная группа диалектов также имела диалектное членение. С одной стороны, здесь выделяется подгруппа, которую можно было бы охарактеризовать как восточную или северо-восточную, — она легла в основу современных восточнославянских языков. С другой стороны, вскоре после формирования различий восточных и западных диалектов начала формироваться группа южнославянских диалектов, основой которой стали, видимо, диалекты центральной подгруппы восточнославянской группы. Часть этих говоров продолжала еще взаимодействовать с западнославянскими. Внутри складывавшейся южнославянской группы выделились две подгруппы, на базе которых в будущем сложились, с одной стороны, словенский и сербскохорватский языки, а с другой — болгарский и македонский. В результате упомянутых взаимодействий формировавшейся группы южнославянских диалектов с западнославянскими и восточнославянскими сложился целый ряд изоглосс — линий, соединяющих одинаковые черты диалектов, например словенско-словацкие изоглоссы. Окончательное формирование южнославянской диалектной группы происходило в результате заселения славянами значительных территорий на Балканах, видимо в основном в VII-VIII вв. н.э., хотя отдельные славянские поселенцы могли проникнуть на Балканы и ранее, в частности в VI в.

Примерно в VII в. н.э. славяне заселили значительные территории Восточной Европы, включая Балканы, на западе дошли до Эльбы и вышли за нее, на севере вышли к Балтийскому морю, а на востоке продвинулись за Днепр. В дальнейшем продвижение славян было направлено главным образом на восток, вероятно не в последнюю очередь из-за того, что здесь территории оказывались малозаселенными, а подчас и незаселенными. На западе в первых веках II тысячелетия н.э. славяне также передвинулись восточнее, в основном к рубежу Одры и Нисы, лишь сравнительно небольшие группы славян оставались западнее этих рек. На юго-востоке славяне вышли в конце I тысячелетия н.э. к Черному морю, на северо-востоке славянская колонизация в первых веках II тысячелетия н.э. дошла до Белого моря.

2. Сущность «норманнской» и «антинорманнской» теорий образования древнерусского государства

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя датировать с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенное перерастание тех политических образование, о которых говорилось выше, в феодальное государство восточных славян. Однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.

Не совсем ясен вопрос и о том, как образовалось Древнерусское государство. И здесь мы сталкиваемся с так называемой норманнской теорией. В 18 веке три русских историка немецкого происхождения: Миллер, Байер, Шлейцер изучив древнерусские летописи и Повесть временных лет, истолковали их следующим образом:

— основатель первой княжеской династии у восточных славян Рюрик выходец из варягов (норманнов);

— слово Русь имеет скандинавское (варяжское) происхождение.

Следовательно, в образовании древнерусского государства главную роль сыграли варяги (норманны), пришельцы.

Подобные выводы были сделаны, чтобы доказать законность господства немецкого дворянства при тогдашнем российском императорском дворе, более того обосновать неспособность русского народа к созидательной государственной жизни как в прошлом, так и в настоящем.

Эти идеи были положены в основу норманнской теории происхождения русского государства — норманизма.

Первым критиком норманнской теории был М.В. Ломоносов, который на основе собственного анализа пришел к другим выводам:

— слово Русь происходит от названия реки Рось и названия славянского племени росичей, живших на берегах этой реки.

Главным опровержением норманнской теории, по мнению Ломоносова и его последователей, является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX веке. Государство не может организовать один человек — в данном случае Рюрик. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества.

Таким образом, в образовании древнерусского государства никакого внешнего влияния не было, а ведущую роль сыграли внутренние причины и предпосылки.

3. Причины и последствия принятия христианства на Руси

Князь Владимир пришел к власти после ожесточенной междоусобицы, дерзко захватив киевский стол. Установив свою власть в Киеве, Владимир произвел своего рода языческую реформу, стремясь, поднять древние народные верования до уровня государственной религии. Будучи ярым язычником, Владимир стал сильно ущемлять христиан. По его приказу был изготовлен новый истукан Перуна — бога грозы и войны — с серебряной головой и золотыми усами, и поставлен близ теремного двора на священном холме, вместе с другими шестью истуканами. Создание идольского святилища в Киеве сопровождалось языческими жертвоприношениями. По словам летописца, к этому месту стекался народ ослепленный и земля осквернялась кровью. Жертвой их стали два варяга, отец с сыном, причем летописец подчеркивает, что этот варяг пришел из Греции. Добрыня, посланный управлять Новгородом, также поставил на берегу Волхова богатый истукан Перуна. Но попытка превращения язычества в государственную религию с культом Перуна во главе, не удовлетворила Владимира.

В руках у князя Владимира сосредоточилась большая власть, которую он удерживал силой, но не было уважения и популярности, в связи с его распутной и аморальной репутацией. Советники князя понимали сложность внешнеполитической обстановки, особенно после похода Добрыни на Каму, и потребность в искренних союзниках.

Решение этой проблемы князь Владимир видел в принятии того или иного вероисповедания, игравшего значительную роль в политической жизни государства. Основной задачей становился поиск благоприятного союза с более сильным и развитым государством, но на условии политической независимости. Таким образом, требовалось выбрать программу, приемлемую для государства, правителей и народа. После совета с боярами Великим Князем было принято решение о крещении Руси по византийскому обряду, но при тогдашних богословско-юридических воззрениях византийцев принятие крещения из их рук означало переход новообращенного народа в вассальную зависимость от Византии.

Читайте также:  Ростислав ищенко в программе точка зрения

Владимир вторгся в византийские владения в Крыму, взял Корсунь (Херсонес) и отсюда уже диктовал свои условия императорам: Василию и Константину. Он хотел породниться с императорским домом, жениться на царевне Анне и принять христианство. Ни о каком вассалитете при таких условиях не могло быть и речи.

Киеву выгоднее было иметь дело с Константинополем, в его руках был водный путь «Из варяг в греки», а давнишние, хотя и не всегда мирные, налаженные экономические и политические отношения связывали его с Византией. Связи с западом были слабее, поэтому предпочтение было отдано восточному христианству.

Князь Владимир крестился сам, крестил своих детей, дружину, бояр и под страхом наказания заставил креститься киевлян и всех русских вообще. «За крещением князя тотчас последовало принятие христианства всею Русью и торжественное упразднение языческого культа на Руси». Были истреблены кумиры Велеса, Услада и других, а кумир Перуна избит палками и лошадями протащен через весь Киев.

Крещение Руси способствовало укреплению внешнего статуса государства и своего внутреннего политического устройства государства — создание внутренней стабильности, укрепление связей между всеми частями государства. Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках. Но позднее Русское государство оказалось изолированным от западного мира из-за того, что в Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была православной.

Государственная реформа Владимира пробудила огромный духовный потенциал народа, дав толчок к бурному развитию страны. С принятием новой веры, появились новые нравственные понятия и правила поведения в обществе. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.

Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело, а также архитектура — все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Стали создаваться рукописные книги на доступном для всех славянском языке. При церквях и монастырях возникали школы. Распространилась грамотность. При этом выступает против латинства, чем способствовала изоляции от стран Западной Европы, где утвердились богослужения и чтения на латыни, которыми владела весьма незначительная часть общества.

Православных приходов и монастырей в частности играют существенную роль в развитии административной жизни России.

После принятия христианства в качестве государственной религии на Руси складываются церковные организации и юрисдикция. Церковное землевладение первоначально возникало из княжеских земельных пожалований, другим источникам были пожалования частных лиц. Со временем церковь получила право приобретения земель и населенных деревень, на которых организовала свое хозяйство. Прежде всего — монастыри, которые со временем стали центрами торговли, и даже ростовщичества. Укрепившись в экономическом отношении, церковь стала играть большую роль и в политической жизни: выступала против междоусобиц и за единство Руси.

Формировалось автономное, защищенное привилегиями «церковное общество». Церковь была освобождена от уплаты податей и исполнения повинностей, имела: собственную администрацию, право на получение «десятины» и иммунитет.

Князья стали поручать церквям судопроизводство по семейным, религиозным делам и преступлениям против нравственности. Церковь стала осуществлять суверенную законодательную деятельность: акты, издаваемые ею, носили форму соборных постановлений и канонических посланий, имели государственное происхождение и издавались разными инстанциями и органами: великими и удельными князьями, византийскими императорами, позже — золотоордынскими ханами.

Заполните таблицу «Социальная структура Киевской Руси в Х — ХI вв.»:

В дружинной организации была внутренняя иерархия: верхушку дружинного слоя представляла старейшая дружина, ее члены именовались боярами. Низшим слоем была «молодшая дружина»; ее представители назывались отроками; со второй половины XI в. этот термин начинает употребляться преимущественно по отношению к военным слугам князей и бояр. Члены «молодшей дружины» иногда именовались также гридями

В начале XII в. все ее представители получили повышенную правовую защиту — за их убийство был установлен штраф в 80 гривен, вдвое больший, чем штраф за убийство простого свободного человека, в том числе младшего дружинника.

Смерд был лично свободен. Вместе с семьей он вел свое хозяйство. Князь давал смерду землю при условии, что тот будет работать на него.

В случае смерти смерда, не имеющего сыновей, земля возвращалась к князю. За свое право владения самостоятельным хозяйством смерд платил князю дань. За долги смерду грозило превращение в феодально-зависимого закупа.

Закуп — это человек, попавший в долговую кабалу и обязанный своей

работой в хозяйстве заимодавца вернуть полученную у него «купу».

Закуп был ограничен в своих правах. Прежде всего это касалось права ухода от «господина». Но закупа запрещалось продавать в холопы. Закуп мог выступать в суде в качестве свидетеля по незначительным делам, обращаться в суд на своего господина. Рост закупничества был связан с развитием частного землевладения.

Он исполнял сельские работы: работал на поле, ухаживал за господским скотом. Феодал предоставлял закупу земельный надел, а также сельскохозяйственные орудия и рабочий скот.

Изгой — человек «изжитый», выбитый из привычной колеи, лишенный прежнего своего состояния. Известны изгои свободные и изгои зависимые.

Значительный контингент феодально-зависимых изгоев формировался за счет выкупившихся на волю холопов. Они, как правило, не разрывали связи с господином и оставались под его властью. Однако были случаи, когда освободившийся холоп уходил от своего хозяина. Такие изгои-вольноотпущенники, порвавшие со своими прежним господином, попадали обычно в зависимость от церкви. Наряду с ними встречались изгои — выходцы из свободных слоев древнерусского общества.

Они были полностью бесправны. Холоп в отдельных случаях был наделен некоторыми правами. Так, будучи боярским тиуном, он мог выступить в суде в качестве «видока».

Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот не выдаст его, то господин может удержать его у себя, но должен заплатить за него 12 гривен, а затем пусть потерпевший побьет холопа, где его застанет.

В виде таблицы определите основные направления внешней политики Киевской Руси в Х — ХI вв.

Князь, годы княжения

Основные события в области внешней политики

Князь Олег (Вещий) (?-912) — князь новгородский (879) и (с 882) киевский.

Организовал поход в 907. Греки замкнули бухту Золотой Рог (внутреннюю гавань Константинополя) цепью, но русские вытащили ладьи на берег и на катках подкатили их к городским стенам.
Греки капитулировали, уплатили дань и заключили с Олегом договор.

Ярослав Владимирович (Мудрый) (ок.978-20 ФВ 1054) -каган киевский, сын Владимира I Святославича, правил с 1019 до своей смерти.

В 1024 против него выступает брат бежавшего в Польшу и умершего там Святослава Мстислав Тмутараканский. М.ними произошла битва под Лиственом близ Чернигова. Мстислав нанёс Ярославу поражение. В результате Ярослав был вынужден бежать в Новгород и в 1026 согласиться на раздел страны: область к востоку от Днепра перешла к Мсиславу, западнее от Днепра — остались владения Ярослава. В этом же году (1026) началось отвоевание у поляков Червенских городов, а в 1030 — Галиции. Война завершилась подписанием в 1039 союза с Польшей. В 1029 ходил «на ясы» (осетин). Объединение всей страны под властью Ярослава произошло после смерти Мстислава в 1035 (1036?). В 1030-1040-е предпринял походы на Польшу, балтские племена ятвягов, литовцев, емь (чухонцев). В Новгороде Ярослав посадил своего старшего сына Владимира, известного неудачным походом на Византию в 1043, сам же воссел на Киевский стол.

Составьте схему системы управления Киевской Руси в ХI веке.

христианство киевский русь внешний политика

В XII веке к наиболее важным должностным лицам относились:

— дворский — ведал всем княжеским хозяйством;

— воевода — командующий всеми вооруженными силами княжества;

— тиун конюший — отвечал за княжеские конюшни;

— стольник — ведал организацией снабжения княжеского двора продовольствием.

Более мелким должностными лицами были тиуны и старосты.

Разделение княжеств на административные единицы не было четким. Местное самоуправление в городах и волостях князья осуществляли через посадников и волостелей, которые являлись представителями князя. С середины XII века вместо посадников была введена должность наместников.

Белая Русь — название некоторых земель Северо-Восточной Руси в XII—XVII вв. В отношении современной территории Белоруссии употребление термина «Белая Русь» впервые зафиксировано в XIII веке. С XVI века термин «Белая Русь» становится широко употребимым для обозначения земель, которые относятся к современным белорусским регионам Подвинья и Поднепровья.

Боярин — в узком смысле высший слой феодального общества. В более широком смысле в XVII веке боярами называли всех помещиков зависимые от них крестьяне, отсюда происхождение слова «барин».

Варяги — поселенцы из Балтийского региона, представители которых присутствовали как наёмные воины или торговцы в Древнерусском государстве (IX-XII вв.) и Византии (XI-XIII вв.).

Вервь — древняя общинная организация на Руси и у хорватов.

Волость — единица административно-территориального деления в России, Латвии, Эстонии и некоторых других странах. В Древней Руси — вся территория земли (княжества); полусамостоятельный удел; сельская территория, подчинённая городу. С конца XIV века — часть уезда, с 1861 — единица сословного крестьянского управления. Была упразднена Административно-территориальной реформой 1923-1929 годов. В волость входили так называемые сельские общества.

Вотчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян.

Глаголица — одна из первых славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал славянский просветитель св. Константин (Кирилл) Философ для записи церковных текстов на славянском языке.

Дружина — княжеское войско. Дружина является таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка, так и для обороны от внешних врагов. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя.

Индикты — период в 15 лет, по которому прежние историки, особенно в Средние века, исчисляли эпохи разных событий. Существует несколько видов индиктов в зависимости от того, с какого числа отсчитывается начало года. Наиболее древним является греческий индикт, с началом года 1 сентября. Этот индикт использовался в допетровском летосчислении на Руси.

Кириллица — старославянская азбука: то же, что кириллический алфавит: одна из двух (наряду с глаголицей) древних азбук для старославянского языка;

Ключник — слуга (в частном, обычно помещичьем, доме), в ведении которого находились продовольственные запасы и ключи от мест их хранения.

Князь — глава феодального монархического государства или отдельного политического образования (удельный князь) в IX-XVI веках у славян; представитель феодальной аристократии; позднее — высший дворянский титул.

Корм и кормление — означало первоначально способ содержания должностных лиц.

Летопись (или летописец) — это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.

Митрополит — первый по древности епископский титул в Церкви. Первоначально был епископом христианской церкви, резиденция которого находилась в главном городе, или метрополии, провинции Римской империи.

Наместник (от «на месте») — историческая должность в России, Великом княжестве Литовском и других странах, руководитель крупной административно-территориальной единицы.

Окольничий — придворный чин и должность в Русском государстве в XIII-начале XVIII вв. С середины XVI века — второй (после боярина) думный чин Боярской думы.

Погост — административно-территориальная единица на Руси. Впервые административно — территориальное деление на Руси установила княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты, установив для них уроки, погост тем самым ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока — погостьем (своего рода постоялый двор, от слов погостить, гостить, гостиница).

Полюдье — способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси.

Посад (подол) — первоначально населённая область за пределами кремля или детинца; та часть, которой город прирастал, где находилось торжище и ремесленные слободы.

Путь «Из варяг в греки» — водный (морской и речной) путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию.

«Русская Правда» — правовой кодекс Руси. Правда Ярослава основана на устном законе и обычном праве Руси. Русская Правда содержит в себе, прежде всего, нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян.

Тиун — название княжеского или боярского чиновника, управителя. В Великом Княжестве Литовском и в Московском государстве до XVII в. — название некоторых должностей.

Чёрная Русь — название, применяющееся в историографии и литературе (чаще с XVIII в.) в отношении территории Верхнего Принеманья в период существования Городенского княжества (XII в.) и становления Великого княжества Литовского (ВКЛ) в XIII—XIV вв.

1. Арцибашева Т.Н. Славяне — русы — варяги — кто они? // Вопросы истории. — 2004. — № 1.

2. Орлов А.С., Георгиев В.А. История России. — М.: ПРОСПЕКТ, 1997.

3. Пятецкий Л.М. Справочник по истории России с древнейших времён до наших дней — М. Московский лицей, 1995.

4. Свердлов, И.Б. Начальная история России: исследовательские традиции и новации // Вестник РАН. — 2003. — № 1.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Характеристика так называемой «норманнской» теории возникновения русской государственности, а также анализ аргументов, предоставляемых непримиримой с ней «антинорманнской» теорией. Социальный строй среднеднепровских славян. Этапы сложения Киевской Руси.

контрольная работа [40,9 K], добавлен 26.01.2011

Основные положения норманнской и антинорманнской теории возникновения древнего государства. Исторические предпосылки расселения и объединения восточных славян на территории Древней Руси. Исследование путей формирования древнерусского государства.

контрольная работа [27,0 K], добавлен 16.10.2010

Славяне в эпоху великого переселения народов. Анализ племен славян: бужане, волыняне, радимичи. Сущность религиозных верований славян, анализ быта в Киевской Руси. Предпосылки происхождения древнерусского государства. Причины принятия христианства.

курсовая работа [89,9 K], добавлен 17.03.2012

Происхождение племен восточных славян, развитие Древнерусского государства и религиозная реформа Владимира. Начало и причины Смутного времени. Сущность и особенности преобразований Петра I и результаты его внешней политики. Предпосылки образования СССР.

шпаргалка [130,1 K], добавлен 23.11.2010

Анализ норманнской и антинорманнской теорий происхождения государства у восточных славян. Оценка причин наступления периода Смуты как реакции на процессы усиления эксплуатации низших слоев. Значение декабристского движения в отечественной истории.

контрольная работа [54,8 K], добавлен 13.09.2010

Причины образования Древнерусского государства. Возникновение норманской теории. Основные доводы представителей норманнской исторической школы. Становление и развитие антинорманизма. «Марксистская концепция» возникновения классового общества на Руси.

курсовая работа [56,1 K], добавлен 31.01.2013

История становления и развития Древнерусского государства, его политический и социальный строй в IX-X веках. Особенности религии славян-язычников, их ритуалы и жертвоприношения. Предпосылки и политические мотивы принятия христианства, его последствия.

реферат [31,5 K], добавлен 16.05.2009

Анализ проблемы происхождения Киевской Руси, обращение к ней легендарного летописца Нестора в «Повести временных лет». Предпосылки образования Киевской Руси, основные теории ее происхождения. Критика норманнской теории происхождения Киевской Руси.

реферат [52,7 K], добавлен 15.02.2014

Христианская религия в Киевской Руси до Владимира. Версии установления христианства. Реформа языческого культа. Первые попытки установления христианства. Крещение Руси Владимиром. Структура церкви. Культурно-историческое значение принятия православия.

реферат [21,7 K], добавлен 26.08.2008

Князь Владимир до крещения: его жизнь, деятельность, идеи. Начало княжения. Язычество славян. Первый этап религиозной реформы Владимира. Причины принятия христианства. Крещение князя Владимира и его народа. Итоги и последствия принятия христианства.

реферат [43,1 K], добавлен 10.04.2007

Источники:
  • http://russlovo.today/rubricator/istoricheskie-fakty/slavyane-teorii-vozniknoveniya
  • http://studfiles.net/preview/3823125/
  • http://xn--80aaivjfyj3e.com/drevnyaya-rus/problema-proishojdeniya-slavyan-154680.html
  • http://otherreferats.allbest.ru/history/00111668_0.html