Меню Рубрики

Как вы объясните с точки зрения этнических последствий

Крещение Руси началось в 988 г. , после того как крестился сам Владимир и его дружинники. Несмотря на то, что этот процесс проходил сложно и драматично (так как значительная часть населения Руси не желала расставаться с верой в языческих богов) , принятие Русью христианства во многом способствовало дальнейшему укреплению и развитию Руси.

Усилилась власть киевского князя, поскольку она приобрела божественный характер. Значительно возрос международный авторитет Руси. Христианизация Руси способствовала ее просвещению, развитию культуры. Расцвет Руси приходится на время правления Ярослава Мудрого, пришедшего к власти в 1019 г. после ожесточенной междоусобной борьбы за власть со своими братьями Святославом и Мстиславом. При Ярославе Мудром Русь стала одним из сильнейших государств Европы. Это выразилось не только в военных успехах, но и в переменах внутри государства. Был принят первый письменный свод законов – Русская Правда, которая имела очень большое значение для развития правовых институтов в зарождающимся русском обществе. Происходит дальнейшее развитие экономики. Серьезные изменения произошли в церковной организации. Церковь стала феодальной организацией, в ее пользу собирали налог — «Десятина» – десятая часть назначаемых князьям оброков и дани отдавалось на нужды церкви. Главой церкви был митрополит, назначаемый из Византии патриархом. Первый христианский храм, построенный в Киеве, получил название Десятиной церкви. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм. В этот период на Руси возникают первые монастыри, наиболее значимым из которых был Киево-Печерский. Монастыри являлись центрами культуры и просвещения, в которых создавались первые русские летописи. Отличительной чертой времени Ярослава Мудрого было распространение книжности, которая стала выходить и за пределы монастырей.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Оно содействовало завершению объединения восточных славян, укрепило международный престиж Руси, экономические, культурные связи с другими христианскими государствами, повлияло на развитие политических и правовых отношений в Древней Руси. Русь признали цивилизованным государством.

Религия является цементирующим центром для образования государства.

Этнос традиционно относят к мезофакторам социализации.

Известно, что современное человечество очень многообразно по своему составу. Оно имеет две-три тысячи этнических общностей. Существующие сегодня на земле государства (их около 200) полиэтничны. Это заставляет смотреть на этнические проблемы как на наиболее приоритетные в политике любого государства, в том числе и России. За рубежом исследования проблемы социализации детей в разных этнических условиях уводятся уже давно. В России вплоть до 30-х гг. она также занимала достойное место среди социологических и психологических проблем. В наши дни данная проблема вновь становится одной из самых актуальных.

Под этносом понимается «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями .туры (включая язык) и психического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований». 1 Этническая или национальная принадлежность че­ка определяется прежде всего языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком. Каждый этнос мест специфические особенности, совокупность которых образует его национальный характер, или психический склад, которые проявляются в национальной культуре. Этнопсихологи выделяют такие различия, например, в характере и традициях труда людей, в особенностях быта, представлениях о семейных взаимоотношениях и взаимоотношениях с другими людьми, о добре и зле, красивом и некрасивом и т.п. Нужно иметь в виду, что этнические особенности характе­ризуют не отдельного человека, а многочисленные группы — нации. Они формируются в течение веков и даже тысячелетий под влиянием природно-географической среды, экономичес­ких, социальных, религиозных и других обстоятельств. Наиболее очевидно этнические особенности проявляются на уровне Обыденного сознания. Например, американцы называют друг друга по имени, но это еще не означает, что они находятся в дружеских отношениях, как это принято у европейцев; пункту­альность как черта личности имеет высокую оценку у немцев, но мало значима для испанцев и еще меньше для жителей стран Латинской Америки.

Этнос как фактор социализации подрастающих поколений нельзя игнорировать, но не следует и абсолютизировать его влияние. Так, при сравнительном изучении воспитания в мно­гочисленных, не похожих друг на друга культурах, обнаружи­лось следующее: во всех стремились воспитывать одни и те же черты, у детей одного и того же пола. У мальчиков основное внимание уделялось развитию самостоятельности и стремле­ния к успеху, у девочек — чувства долга, заботливости и покор­ности; но в некоторых обществах шаблоны воспитания иные, мужчины и женщины ведут себя иначе. Доказано, что все наро­ды стремятся воспитывать своих детей трудолюбивыми, сме­лыми, честными, Различия заключаются в том, каким образом осуществляются социализация и воспитание детей, Этничес­кие особенности, связанные со способами социализации, под­разделяются на витальные (биофизические), т.е. способы фи­зического развития детей (вскармливание ребенка, характер питания, спортивные занятия, охрана здоровья детей и др.) и ментальные (духовные). На социализацию подрастающего поколения, считает А.В. Мудрик, большое влияние оказывает и духовный склад этноса, который рядом ученых обозначается как менталитет и который формируется в специфических социокультурных условиях жизни того или иного народа. Имен­но витальные и в особенности ментальные проявления этноса затрудняют вхождение людей в новую этническую группу. Специальными исследованиями установлено, что вхождение в новую этническую группу, в новую культуру сопровождается неприятными чувствами дискомфорта, отверженности, поте­ри статуса, друзей, снижением уверенности в себе, депрессией, тревожностью, раздражительностью, психосоматическими расстройствами.

Наряду с негативными имеют место и позитивные следст­вия перехода в новую этническую группу, например, когда в новой этнической группе складываются благополучные усло­вия для саморазвития и личностного роста. На смену диском­форту может прийти адаптация, принятие новых ценностей, новых социальных установок, новых моделей поведения, которые в совокупности могут обеспечить условия для личностного роста. Время адаптации и степень выраженности «культурного шока» зависят от многих показателей, в том числе от индивидуальных различий (личностных и демогра­фических); от готовности к переменам и знания языка, куль­туры, условий жизни; индивидуального опыта пребывания в инокультурной среде; степени сходства и различия между культурами и др.

Непосредственный контакт между двумя или более этническими или культурными группами называется аккультураци­ей, т.е. изменением социальных установок (аттитюдов), ценностных ориентации, ролевого поведения тех людей, чья группа подвергается коллективной аккультурации. Успешное приспособление «чужака», его благополучие и душевное здо­ровье зависят от умения снять «шок перехода» в новую культурную среду.

Выделяют различные виды последствий межкультурных контактов (С. Бокнер, 1982); 1) геноцид — уничтожение про­тивостоящей группы; 2) ассимиляция — постепенное добро­вольное или принудительное принятие обычаев, верований доминирующей группы вплоть до полного растворения в ней; У) сегрегация — курс на раздельное развитие групп; 4) интег­рация — сохранение группами своей культурной идентичнос­ти при объединении в единое целое сообщество на новом зна­чимом основании. Такая классификация межкультурных кон­тактов объясняет и их результаты. Человек либо «отбрасывает» собственную культуру в пользу чужой («перебежчик»), либо чу­жую в пользу собственной («шовинист»). «Маргинал» колеб­лется между двумя культурами, испытывая внутриличностный конфликт, путается в идентичности и в итоге не удовлетворя­ется требованиями ни одной из культур. Последний тип — «по­средник» — синтезирует обе культуры, являясь их связующим звеном.

Многие авторы, занимающиеся проблемами аккультура­ции, пришли к выводу, что действительно у индивидов и групп обычно имеет место один из следующих выборов: ассимиля­ция, сепаратизм, маргинализация, интеграция. Одним из про­дуктивных выборов является интеграция, которую называют «конструктивной маргинальностью», «межкультурной компетентностью», а индивида, сделавшего такой выбор, — «челове­ком мультикультуры».

Таким образом, успешная адаптация не всегда представляет собой ассимиляцию с чужой культурой и приспособление к новой среде. Индивид, хорошо приспособленный к жизни в новом обществе, вместе с тем может удовлетворить потребности своей этнической или культурной группы, овладеть богат­ствами еще одной культуры без ущерба для ценности собст­венной.

Чтобы обучить взаимодействию представителей различных этнических групп, необходимы специальные программы — «культурные ассимиляторы». Первые «культурные ассимилято­ры* были разработаны американскими психологами в начале 60-х гг. и предназначались для американцев, взаимодействую­щих с арабами, греками и др. Авторы программ ставили своей целью за короткое время дать обучающимся как можно больше информации о различиях между двумя культурами. «Культур­ный ассимилятор» является техникой когнитивного ориенти­рования и состоит из описания ситуаций (от 37 до 100), в кото­рых взаимодействуют персонажи из двух культур, и из интер­претации наблюдаемого поведения. При этом информация подбирается так, чтобы представить наиболее значимые разли­чия между культурами. При подборе ситуаций учитываются взаимные стереотипы, различия в ролевых ожиданиях, обычаи, особенности невербального поведения и др.

В сфере общественной психологии выделяется особый класс явлений, отличающих одну общность от другой и называ­емых менталитетом. Менталитет 1 — это совокупность устано­вок и предрасположений индивида иди социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир опреде­ленным образом 2 . Менталитет воспринимается человеком с раннего детства. Его влияние первоначально происходит в про­цессе усвоения родного языка. Язык народа отражает его исто­рию, жизнедеятельность, восприятие мира, мировоззрение, культуру, влияет на склад мышления, на систему ценностей.

Специфическая «теория личности» присуща каждому этно­су. Она всегда имеется в национальном сознании как представ­ление о природе и возможностях человека, о способах ее раз­вития и др. Такие представления и образуют имплицитную концепцию личности как центральную ценностную ориента­цию в социальном поведении взрослых по отношению к детям и молодежи. Естественным следствием этого является наличие в менталитете каждой нации также имплицитной концепции воспитания. Именно она во многом определяет, чего взрослые добиваются от детей и каким образом они это делают.

Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994. С 9—14.

Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969- С. 424.

ШхуратовВА Историческая психология. М., 1997.

СаракуевЭА^КрыськоВГ, Введение в этнопсихологию. М„ 1996. С. 69—84.

Как вы объясните с точки зрения этнических последствий

Автор считает, что этносы развиваются по законам природы. Вместе с тем многие исследователи относят этногенез к социальным явлениям. Какая из этих точек зрения представляется вам более правильной? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своего мнения.

Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.

Структура этнического стереотипа поведения — это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой. Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития. Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа.

Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не всё. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями — свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом.

Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.

(По кн. Л. Н. Гумилева «Этногенез и биосфера земли». М., 1994. С. 92−93)

В ответе могут быть приведены следующие аргументы в защиту точки зрения. что этнос развивается по законам природы: влияние географической среды через общение человека с кормящей его природой:

1) темный цвет кожи и курчавые волосы африканцев;

2) суровые природные условия и бедность земель повлияли на воинственность норманнов.

1) кровная месть у народов Кавказа — традиция;

Как вы объясните с точки зрения этнических последствий

«Преступление есть самый характерный, ‘бесспорный и для всех обязательный симптом ‘общественного неустройства».
Н. К. Михайловский (1842- 1904), русский критик, публицист, социолог

17. Нации и межнациональные отношения

Что составляет величие человека: национальность или культура? Может ли какая-либо нация осчастливить человечество? Что такое национализм: любовь к своей нации или минное поле между нациями?

Примерно три тысячи различных народов составляют современное человечество. А государств на земле вceгo oкoло 200. Следовательно, почти все они многонациональные.

Благополучие, а нередко и сама жизнь людей, существование их сообществ во мнoгoм зависят от способности народов к взаимоуважению, к диалогу, направленному на взаимопонимание; толерантности общества и каждого из нас к особенностям, обычаям. нравам, взглядам других нaродов; уважения существующих между людьми различий.

Из курсов истории вы уже знаете об исторически сложившихся общностях людей — родах, племенах, нapoднoстях, нациях. Развитие этих общностей связано с ростом производительных сил, расширением хозяйственных связей, особенностью формирования культуры народов. Род и племя характерны для первобытного общества. Народность складывается с усложнением социальной структуры общества и возникновением государства. Капитализм активизирует экономические и культурные связи, создает единый национальный рынок, ликвидирует хозяйственную раздробленность средневекового государства, сплачивает различные живущие в нем народы в единое национальное цeлое. Возникает нация.

Читайте также:  Формальная организация с точки зрения основных характеристик

В науке утвердилось и понятие этнос. Это греческое слово означает «народ» и не имеет однозначной характеристики. Под этносом, по мнению ряда ученых, понимается исторически сложившаяся на определенной территории coвокупность людей, обладающих общностью культуры, языка, сознанием cвoeгo единства.

Нация складывается в течение длительного времени в результате соединения, «сплавления» представителей различных (родственных и неродственных) племен и нapoдностей. Современные научные теории не дают однозначногo ответа на вопрос о признаках этой общности.

В начале ХХ в. главными признаками нации считалась общность языка, территории, экономической жизни, психического склада. Один из теоретиков марксизма, К. Каутский (1854- 1938), признаками нации считал тepриторию и язык, общность экономической жизни и традиций. Каутский не абсолютизировал эти признаки, полагая, что при отсутствии одного или нескольких из них нация продолжает существовать. Но был и другой взгляд, утверждавший, что только при наличии всех указанных признаков можно говорить о нации.

Существенные сдвиги в понимании нации произошли в последней трети ХХ в. Современные ученые полагают, что на этапе формирования нации большое значение имеет территориальное, языковое и экономическое единство. В дальнейшем же под влиянием интеграционных и миграционных процессов эти признаки нередко утрачивают определяющую роль, хотя и сохраняют свою значимость.

Единство нации, считают исследователи, может поддерживаться как материальными, так и психологическими факторами, общностью духовных ценностей, происхождения и исторической судьбы.

Распространен и еще один подход, при котором нация рассматривается не как этническая общность, а как многокультурная, политическая, гражданская, территориальная общность, как сообщество (совокупность) граждан дaннoгo государства. В дальнейшем мы будем употреблять слово «нация» в этнокультурном значении, т. е. как обозначение высшей формы этнической общности. Термин нaциональность означает принадлежность человека к той или иной нации либо eгo государственную принадлежность. В ряде стран мира определение национальной принадлежности — личное дело каждого, неотъемлемое право личности, одно из условий ее свободы. Это право имеют и граждане России.

Великий источник национальной общности и национальной ответственности — историческая память.

В повести Чингиза Айтматова «Белый пароход» описывается разговор одного из гepoeв с мальчиком, в кoтoром выясняется, что каждый человек должен знать обязательное колено семерых отцов:
«- Дед говорит, что если люди не будут помнить отцов, то они испортятся.
— Кто испортится? Люди?
— Да.
— Почему?
— Дед говорит, что тогда никто не будет стыдиться плохих дел, потому что дети и дети детей о нем не будут помнить. И никто не будет делать хорошие дела, потому что все равно дети об этом не будут знать».

Помнить об уроках прошлого, чтить предков, оберегaть вызреваемые столетиями национальные и общемировые ценности, остерегаться ошибочных поступков, чувствовать ответственность перед поколениями — это важные функции исторической памяти, помогающей сплачивать национальную общность.

Один из наиболее осязаемых результатов историческогo пути — национальная культура, сохраняющая сказки, легенды, исторические повествования, песни, танцы, музыку, особое художественное мастерство, проявляющееся в храмовых постройках, иконах, домашней утвари. Это и нaродный эпос, где ярко выступают национальные отличия, это и творчество писателей, живописцев, композиторов, где находят свое отражение культурно-национальные традиции, верования, нравы, обычаи нации.

Национальное самосознание является важным фактором, характеризующим нацию как общность и человека как члена этой общности.

Личность, полагая себя неотделимой частицей нации, осознает историю cвoeгo народа, общественно-национальные ценности, такие, как письменность, национальный язык, разнообразные достижения в духовной культуре, нaциональный менталитет, ценит вклад народа в мировую культуру, разделяет успехи нации и способствует ее развитию. Таким образом, национальное самосознание базируется на исторической памяти, знании истории, традиций cвoeгo рода. Оно включает в себя также эмоционально-ценностную оценку прошлого своей нации, ее cовpeмeннoгo состояния, ее взаимосвязей с другими народами. Все это обогащает духовный мир личности, создает определенную психологическую установку на цели и направленность деятельности.

История наций полна примеров единства вековых традиций и современных взглядов и поступков. Вот одно из свидетельств, отражающих психологические установки россиян в борьбе за Родину. Михаил Коряков, курсант военно-инженерного училища, оказавшись во время боев oceнью 1941 г. в библиотеке одного из монастырей, записал в своем дневнике: «Рыться в книгах — мое любимое занятие. И гадать по книге, по случайно открытой странице. Попалось под руку «Слово О полку Игореве». Выпало: «О, стонати Русской Земли! Истекает кровью народ русский, стонет Русская Земля». Я не политик, и Россия для меня всегда есть Россия, независимо от тoгo, какое в ней правительство. Как бы то ни было, но мы сейчас должны не жалеть своих сил, перевязывать раны народа, облегчать eгo страдания». Чувство патриотизма, национальной гордости за Россию стало психологической основой для деятельности во имя победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.

Благодаря национальному самосознанию человек ocтро чувствует интересы cвoeгo народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание национальных интересов побуждает личность к деятельности, в процессе которой эти интересы реализуются.

Отметим две стороны национальных интересов. Во-первых, необходимо сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры. Сохранять свои памятники, сохранять и обогащать свой язык. Не только решительно противодействовать физическому исчезновению народа, но и стремиться к вocполнению eгo естественной убыли, росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития на базе имеющихся регионально-хозяйственных факторов. Вo-вторых, интересы нации состоят и в том, чтобы психологически не отгораживаться от других наций и нapoдов, не превращать государственные границы в «железный занавес». Надо обогащать свою культуру контактами, заимствованиями из других культур, наполнять свой внутренний и культурный мир постижением общезначимых для человечества ценностей. Культурное многообразие является богатством страны.

Культурная политика нашего государства исходит из признания paвнoгo достоинства культуры, равных прав и свобод в области культуры всех проживающих в стране народов. государство способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур, укрепления целостности российской культуры.

МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Научно-техническая революция предполагает как специализацию производства, так и eгo широкую кооперацию, сотрудничество, ибо бурно растущим производительным силам тесно в рамках даже крупного государства. Идет процесс экономической интеграции, вместе с ним и процесс сближения народов.

Яркий пример — Европейский союз (ЕС), объединяющий ныне 25 государств, народы которых говорят по мeньшей мере на 40 языках. В мае 2004 г. ЕС расширился, за счет приема новых членов — постсоциалистических стран Центральной, Восточной Европы и Балтики. Намечается дальнейшее расширение ЕС. Введены единое европейское гражданство, единая валюта — евро. Регулярно проводятся выборы в Европейский парламент, разработан и после активного обсуждения проекта подписан странами — участницами ЕС Основной закон ЕС. Разработано единое европейское право, поставившее межнациональные отношения народов Западной Европы на твердую почву закона. Верховенство европейского права над национальным признают все государства ЕС. На случай конфликтов, для peшения сложных проблем организована «третья власть» — Суд европейских сообществ, решения котopoгo обязательны для всех государств ЕС.

Существует и другой путь межнациональной интеграции. Так, в США нет административного деления страны на отдельные национальные образования. государство на основе демократических законов гарантирует каждой нaции национально-культурную автономию (самостоятельность) и охраняет право на свободу всех видов объединений: экономических, партийных, профессиональных, возрастных, национальных, по интересам и т. д. В условиях демократического государства люди разных национальностей свободно сосуществуют и при желании свободно объединяются в различные сообщества соответственно их личным потребностям и интересам, если, конечно, эти объединения не носят криминального (преступного) характера. Всякая дискриминация (принижение, умаление, ущемление прав) по национальному признаку считается нарушением прав человека и карается по законам демократическoгo государства.

Путем межнациональной интеграции, признавая этнокультурные различия, успешно идут большинство дeмократических государств Западной Европы, Канада, нeкoтoрые развивающиеся страны с многонациональным населением.

НАЦИОНАЛИЗМ. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Обращаясь к истории, мы видим, что за время существования наций и народностей отношения между ними нeредко были напряженными, даже трагическими. И ceгoдня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое.

В межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются ценности. Причин тому мнoгo, и искать их следует не только в спаде производства, в росте инфляции, цен, в безработице, в резком ухудшении экологической обстановки, в антидемократических законах и т. д. Особенно тяжелые последствия вызывает подавление нации (ущемление прав людей по национальному признаку, преследование национальной религии, культуры, языка) или принижение ее, пренебрежение национальными чувствами.

Национальные чувства очень уязвимы. По наблюдениям психологов, проявления национального насилия вызывают у людей состояние глубокого пессимизма, отчаяния, безысходности. Сознательно или бессознательно они ищут поддержку в национально близкой среде, полагая, что именно в ней обретут душевное равновесие и защиту. Нaция как бы уходит в себя, самоизолируется, замыкается.

История свидетельствует, что в таких случаях нередко возникает желание найти виновного во всех бедах. А поскольку их истинные, глубинные причины часто остаются cкpытыми от мaccoвoгo сознания, то главным виновником чаще вceгo представляются люди другой национальности, проживающие на данной или соседней территории, или «свои», но «предатели», «переродившиеся». Постепенно складывается «образ вpaгa» — опаснейшее социальное явление. Разрушительной силой может стать и националистическая идеология.

Национализм, как вы знаете из курса истории, по-разному проявляет свою социально-политическую направленность. Так, движения, связанные с идеями национализма, сыграли немаловажную роль в антиколониальной борьбе народов Африки и Азии. Однако, как свидетельствует исторический опыт, ocoбенно ХХ в., национализм из идеологии и политики борьбы против национального угнетения все чаще превращается в утверждение словом и делом превосходства и даже исключительности «своей» нации.

Свое крайнее выражение политика национализма получ ила в странах с фашистским режимом. Человеконенавистническая идея искоренения « неполноценных» рас и народов вылилась в практику геноцuда — истребления целых групп населения по национальному признаку .

Из курса истории вы знаете, что фашистский диктатор А. Гитлер, придя к власти в германии в 1933 г., сделал частью государственной политики уничтожение еврейского населения. С этого времени и за период Второй мировой войны было расстреляно, сожжено и уничтожено в специальных лагерях смерти (Треблинка, Освенцим, Бухенвальд и др.) около 6 млн человек — почти половина вceгo еврейcкoгo народа. Эту величайшую трагедию называют теперь греческим словом Холокост, которое означает «всеуничтожение через сожжение».

К числу «неполноценных» гитлеровцы относили и славянские народы, планируя колонизацию «восточного пространства» с одновременным сокращением численности проживающего там населения и превращением оставшихся в рабочую силу для « высшей расы».

В начале параграфа говорилось о толерантности. Здесь подчеркнем: толерантность, т. е. терпимость, по самой своей сути непримирима к человеконенавистническим взглядам и действиям, к фашизму, терроризму, религиозному фанатизму.

Мыслители, прогрессивные политики ведут напряженный поиск путей выхода из многочисленных современных этнических кризисов. Передовой частью мирового сообщества осознана и признана ценность гу.манистического пoдхода к этническим проблемам. Суть eгo состоит, во-первых, в приверженности идее мира и согласия, в уважении к нaциональному достоинству, в добровольном поиске coг ласия (консенсуса) по спорным межнациональным вопросам, в отказе от национального насилия во всех eгo видах и формах, а вo-втopыx, в последовательном развитии дeмокpaтии, правовых начал в жизни общества. В обеспечении прав и свобод личности независимо от национальной принадлежности заключается одно из главных условий свободы любого народа. Овладение культурой межнациональных отношений — одно из средств предупреждения и преодоления межнациональных конфликтов. Культура межнациональных отношений определяет ценностные ориентации, особенности сознания и поведения личности, больших групп населения, представителей opгaнoв власти. Она требует безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальной принадлежности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключает малейшее проявление национального недоверия, вражды.

Значительный вклад в предупреждение и ликвидацию национальных конфликтов, особенно носящих религиозный оттенок, мoгYт внести церкви различных конфессий. Вспомним слова видного представителя православного дyховенства Александра Меня: «Понимание, терпимость — плоды высшей культуры. Оставаясь христианами и мусульманами, не оскорбляя друг друга, подать руки — вот наш путь».

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Национальная политика, являясь составной частью политической деятельности государства, призвана регулировать межнациональные отношения в различных сферах жизни общества.

Цели и направления национальной политики зависят от общей направленности политики государства. Мы уже гoвoрили о политике разжигания национальной ненависти и гeноцида, проводившейся фашистскими государствами. На противоположных принципах строится национальная политика в демократическом обществе. В ее основе — уважительное отношение к людям всех наций, формирование толерантности, установка на сотрудничество и сближение наций. Главной ценностью признается жизнь человека, eгo права и свободы независимо от национальной принадлежности.

Читайте также:  Как хорошо стрелять с плохим зрением

Национальная политика призвана создать наиболее благоприятные условия для свободного развития всех народов и каждого человека в отдельности. Смысл гуманистической, демократической национальной политики — максимально согласовать интересы разных народов, реализовать их с позиций уважения каждого народа, каждого человека. Важная задача национальной политики — предупреждать, преодолевать возможные конфликты на национальной почве.

Для нашей многонациональной страны проведение продуманной демократической национальной политики очень важная задача. Дела в этой области надо вести так, чтобы, с одной стороны, обеспечить развитие культурной самобытности каждого народа, с другой — сохранять исторически сложившуюся целостность Российского государства.

Документами, определяющими национальную политику в нашей стране, являются Конституция РФ, а также принятая в 1996 г. «Концепция национальной политики Российской Федерации».

Основными принципами государственной национальной политики в России согласно этой концепции являются:
— равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от eгo расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
— запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
— сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;
— равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
— гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
— право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;
— содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;
— своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;
— запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, pacoвой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
— защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нopмaми международного права.

Реализация последнего принципа приобрела ныне ocoбую остроту. После распада СССР около 25 млн наших coотечественников оказались за рубежами России. В нeкoтoрых государствах они испытывают национальную дискриминацию: ограничены в использовании pyccкoгo языка, фактически (кое-где и официально) лишены гражданских прав, не мoгут устроиться на работу. Россия стремится помочь соотечественникам получить равные права с гражданами тех стран, где они находятся.

Последовательная реализация этих принципов отвечает интересам всех народов, проживающих в России, вceгo общества.

1 Помните, всю свою жизнь, гдe бы вы ни находились — у себя на родине или на территории другого государствa,- вы всегда будете встречаться, общаться, работать, отдыхать, дружить, сотрудничать или соперничать с людьми самых разных национальностей

2 Постарайтесь усвоить прост-йшие, но вечные истины:
— природа сотворила людеи разными, но равными в своем достоинстве и правах;
— нет наций плохих или хороших, есть плохие или xopoшие люди, а точнее — плохие или хорошие поступки;
— национальное происхождение не является ни достоинством, ни недостатком, это просто игра случая, судьбы.

3 Постарайтесь понять, что смысл патриотизма cocтoит не в ксенофобии (навязчивой неприязни к «чужим»), не в примитивных рассуждениях о «неполноценности» других народов, не в шумных демонстрациях любви к «своим», не в оскорблениях и преследованиях «чужих». Патриотизм — высоконравственное чувство гражданина. И не следует кричать о своих чувствах, выставлять их напоказ, тем более что речь идет об особом чувстве — о любви к Родине. Патриотизм — в вашем честном труде на благо Отечества, в глубоком знании eгo корней, культуры, традиций, в вашем стремлении сберечь дарованную судьбой землю, родную природу, oкpyжающую среду.

4 Постарайтесь также осознать, что все межнациональные конфликты, даже самые тяжелые и затяжные, нaчинаются с внутpeннeгo состояния личности, ее поведения.

Знание этих истин само по себе, возможно, не сделает вас счастливыми, но очень поможет вашим добрым отношениям с окружающими, вашей личной репутации порядочного человека.

Документ

Из работы совpeмeннoгo россиiiского ученого-этнолога А. П. Свдохнна «Этнология».

Этнические процессы в Российской Федерации Социально-экономический кризис общества. отразился на этнических процессах Российской Федерации. После распада СССР она унаследовала многонациональный состав населения. Превращение. бывших союзных республик в независимые. государства. изменило этническую ситуацию в Pocсийской Федерации. Прежде вceгo, это значительно повысило экономический, политический и культурный статус группы бывших автономных республик, таких, как тaтapстан, Башкирия, Чувашия, Якутия и др. Их новое положение. стимулировало развитие их этнического самосознания и самооценки. В целом это усилило процесс этнической дифференциации и проявилось в стремлении расширить суверенитет, придать родным языкам статус государcтвeннoгo в границах. субъектов, повышении значения. традиционной культуры. Усиление этнической дифференциации имело. следствием также и усиление межэтнической напряженности. Политологи и социологи делают заключение, что в ближайшее время этническая ситуация будет определяться развитием этих процессов.

Отмеченные. процессы стали причиной появления этнической миграции. русскоязычного населения на жительство в Россию. Если учесть, что. в ближайшем зарубежье проживает более 23 млн русских, то этническая миграция будет продолжаться.

Вопросы и задания к документу

1. Найдите в тексте аргументы, которые свидетельствуют о коренном изменении этнической ситуации в Pocсийской Федерации.
2. Как вы понимаете выражение «этническая дифференциация»? Почему она усилилась в бывших автономных республиках и в чем проявляется?
3. Объясните смысл фразы: «. этническая миграция русскоязычного населения на жительство в Pocсию». Чем вызвано ее появление?
4. Объясните, каким образом национальная политика российского правительства поможет решить проблемы, описанные в дoкyменте.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какие признаки характерны для нации как наиболее развитой формы общности людей?
2. Что такое толерантность в межнациональных отношениях?
3. Раскройте функции исторической памяти и национального самосознания в формировании и сплочении в современной жизни нации.
4. Oxaрактеризуйте основные черты cовpeмeннoгo межнациональнoгo сотрудничества.
5. Каковы наиболее типичные причины межнациональных конфликтов?
6. Почему национализм oцeнивается в науке неоднозначно? В чем опасность национализма?
7. Что такое геноцид? Приведите известные вам примеры геноцида.
8. В чем суть гуманистического подхода к этническим проблемам?
9. Какие документы определяют в Российской Федерации национальную политику и каковы ее основные положения?

1. Как вы считаете, затрагивает ли проблема межнациональных отношений каждого из нас? Ответ аргументируйте.

2. Весной 2002 г. молодая русская женщина Татьяна Сапунова, проезжая по одной из самых оживленных трасс Подмосковья — Киевскому шоссе, увидела на обочине плакат с призывом к убийству евреев. Eгo миновали сотни машин, но только Татьяна Сапунова остановилась и попыталась coрвать позорный плакат. Однако плакат оказался заминирован, и женщина сильно пострадала от взрыва, но, к счастью, осталась жива. Позже Указом Президента рф она была нaграждена орденом Мужества. В некоторых СМИ установку плаката назвали фашистской вылазкой. Как вы объясните, почему Татьяна Сапунова не проехала мимо плаката? Выскажите вашу оценку: а) действий и позиций тех, кто установил плакат; б) тех, кто спокойно проезжал мимо; в) тех, кто отвечал за порядок на этом участке дороги; г) заявлений, сделанных в СМИ.

3. Ученые утверждают: агрессивный национализм xapaктeрен для малообразованных слоев населения и часто связан с антиинтеллектуализмом; в сущности, он является способом агрессивного самооправдания собственной неспособности к политическому мышлению. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Свой ответ мотивируйте конкретными историческими примерами.

4. Новый Закон «О противодействии экстремистской деятельности» запрещает пропаганду национальной исключительности и национального превосходства, а также пропагaнду расовой, национальной или религиозной неполноценности граждан; он запрещает любые действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, нaциональной или религиозной вражды. Кроме тoгo, закон запрещает пропаганду и демонстрацию подобной атрибутики и символики.

Уже при обсуждении этого закона со стороны объединений, называющих себя «патриотическими» или «национальнопатриотическими», зазвучали заявления о том, что закон якобы «ущемляет» патриотические чувства, призывает к «травле инакомыслия», ведет к «удушению свободы слова и печати».

Какие apгyмeнты вы могли бы высказать таким «критикам»? Почему патриотизм нельзя смешивать с национализмом, который базируется на чувствах национальной «исключительности» и национального «превосходства» либо «нeполноценности других народов»?

Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень под ред. Л. Н. Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М. : Просвещение, 2009.

Планирование уроков по обществознанию онлайн, задачи и ответы по классам, домашнее задание по обществознанию 10 класса скачать

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Популярные
Наши рекомендации
ТОП просматриваемых книг сайта:

Россия в мире. Базовый уровень. 10 класс. М. В. Пономарев

Информация о произведении:

Год выпуска 2015

не будет в живых, то все это ваше будет». А к великому князю Юрию во Владимир послали рязанские князья своих послов, прося помощи, или чтобы сам пришел вместе постоять за землю Русскую. Но великий князь Юрий не внял мольбе рязанских князей, сам не пошел и не прислал помощи; хотел он сам по себе биться с Батыем».

Как автор характеризует поведение русских князей перед лицом смертельной опасности? Чем можно объяснить поведение великого князя?

Вопросы и задания к главе 2

1. Назовите предков современных народов Восточной Европы.

2. В Европе начала XXI в. самыми многочисленными являются народы, говорящие на славянских языках: более 230 млн человек. На втором месте – романская и на третьем – германская группа языков. С какими историческими обстоятельствами в жизни Европы связан подобный порядок цифр?

3. Какие суждения из цитируемых ниже точек зрения современных историков кажутся вам более научными? Приведите доводы в их обоснование.

Б. А. Рыбаков: «Никакого отношения к созданию государства, к строительству городов, к прокладыванию торговых путей варяги не имели. Ни ускорить, ни существенно задержать исторический процесс на Руси они не могли».

В. Т. Пашуто: «Источники сохранили нам немало свидетельств о выходцах из стран Северной Европы и их деятельности на Руси в качестве враждебных «находников», а затем как наемников – князей, воинов, купцов, дипломатов, сыгравших в общем положительную роль в строительстве славянской знатью огромного и многоязычного Древнерусского государства».

В. Я. Петрухин: «Объединению славянских племен, Новгорода и Киева под эгидой русских (варяжских по происхождению) князей способствовало, очевидно, то обстоятельство, что эти разрозненные и населившие Восточную Европу разными путями племена сохраняли общеславянское самоназвание (напомним об общеславянском самоназвании словен новгородских). Эта же общеславянская основа способствовала распространению у восточных славян единого названия русь».

4. Какие последствия для Руси имело принятие христианства? Сгруппируйте их по трем разрядам: политические (внутренние и внешние), культурные и этнические. Как вы объясните с точки зрения этнических последствий тот факт, что в XI в. из летописных записей исчезает обозначение каких-либо территорий или групп населения по их племенной принадлежности и происходит замена названий на производные от городов (например, галичане и суздальцы).

5. Охарактеризуйте процесс образования государства у германцев, арабов и славян.

6. Каким образом были взаимосвязаны хозяйственная деятельность и представления об окружающем мире у славян-земледельцев и кочевников-скотоводов?

7. Почему период политической раздробленности на Руси наступил на два столетия позже, чем в Западной Европе?

8. Представьте себе, что встретились дружинник Александра Ярославича Невского и дружинник Даниила Романовича Галицкого. В каких выражениях каждый из них защищал бы политику своего «господина» в отношениях с Ордой и странами Запада?

Западная Европа в XI–XV вв.

Битва времен Столетней войны

§ 14. Экономическое и политическое развитие

В раннее Средневековье в большей части Европы климат был влажным и теплым. Позднее, в результате постепенного похолодания, он стал менее благоприятным для земледелия. Прокормиться на прежних посевных площадях было уже невозможно. Земледельцы вынуждены были распахивать пустоши, выкорчевывать лес, осушать болота. Процесс введения в сельскохозяйственный оборот новых посевных площадей получил название внутренней колонизации.

В Европе происходил постепенный переход к трехполью. Пашня делилась на три поля: одно – яровое – засевали весной, другое – озимое – осенью, третье было под паром – «отдыхало». Каждый сезон участки менялись. Такой способ земледелия давал более высокие урожаи, чем двуполье или подсека. Повсеместно стал применяться тяжелый колесный плуг, который был гораздо производительнее прежнего, легкого плуга. Благодаря успехам в сельском хозяйстве в Европе начиная с XI в. наблюдался медленный, но неуклонный рост населения.

В раннее Средневековье люди совмещали занятия ремеслом и земледелием. Крестьянин сам изготавливал необходимые в хозяйстве утварь и орудия труда. Успехи в развитии сельского хозяйства привели к появлению у земледельцев излишков продуктов. Продав их, крестьянин покупал вещи, которые не мог сделать сам: тонкостенную гончарную посуду, кожаные сапоги, красивую ткань или искусно изготовленный дверной замок. Потребности в качественной ремесленной продукции возросли. Теперь ремесленнику уже не было необходимости заниматься земледелием: свой дом он превращал в мастерскую и жил в основном за счет продажи изделий. Таким образом, благодаря успехам в развитии земледелия ремесло постепенно отделялось от сельского хозяйства.

Читайте также:  Почему может падать зрение после 40 лет

Ремесленники уделяли много внимания совершенствованию

Как вы объясните с точки зрения этнических последствий

1. Назовите предков современных народов Восточной Европы.

Предками современных народов Восточной Европы было три этнических группы:

— славянская (поляне, древляне, волыняне и дреговичи, белые хорваты, тиверцы и уличи, северяне, радимичи, кривичи; словене ильменские);

— лето-летовская (предки современных латышей и литовцев);

— финно-угорская (ливы, чудь, весь, водь, ижора, карелы, меря (меряне), мещера, мурома, мордва, марийцы, удмурты.

2. В Европе начала XXI в. самыми многочисленными являются народы, говорящие на славянских языках: более 230 млн человек. На втором месте — романская и на третьем — германская группа языков. С какими историческими обстоятельствами в жизни Европы связан подобный порядок цифр?

Такой порядок цифр связан с расселением носителей этих языков в результате Великого переселения народов.

Славяне в результате Великого переселения народов расселились на огромной территории Восточной Европы (устья Немана до устья Дуная с изгибом в сторону Карпатских гор, в верховьях Днестра и Прута).

Группа романских языков включает в себя испанский, итальянский, португальский, молдавский, румынский, латинский (мертвый язык). Романская языковая группа образовалась на базе латинского языка, связана с Западной Римской империей и народами, населявшими её.

Герма́нские языки распространены на территории ряда стран Западной Европы (Великобритания, Германия, Австрия, Нидерланды, Бельгия, Швейцария, Люксембург, Швеция, Дания, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн), Сев. Америки (США, Канада), юга Африки (ЮАР, Намибия), Азии (Индия), Австралии, Новой Зеландии. Носители этих языков пришли в Западную Европу в результате Великого переселения народов и смешались с местным населением.

3. Какие суждения из цитируемых ниже точек зрения современных историков кажутся вам более научными? Приведите доводы в их обоснование.

Б.А. Рыбаков: «Никакого отношения к созданию государства, к строительству городов, к прокладыванию торговых путей варяги не имели. Ни ускорить, ни существенно задержать исторический процесс на Руси они не могли».

В.Т. Пашуто: «Источники сохранили нам немало свидетельств о выходцах из стран Северной Европы и их деятельности на Руси в качестве враждебных «находников», а затем как наемников — князей, воинов, купцов, дипломатов, сыгравших в общем положительную роль в строительстве славянской знатью огромного и многоязычного Древнерусского государства».

В.Я. Петрухин: «Объединению славянских племен, Новгорода и Киева под эгидой русских (варяжских по происхождению) князей способствовало, очевидно, то обстоятельство, что эти разрозненные и населившие Восточную Европу разными путями племена сохраняли общеславянское самоназвание (напомним об общеславянском самоназвании словен новгородских). Эта же общеславянская основа способствовала распространению у восточных славян единого названия русь».

Я думаю, что более научным является мнение В.Т. Пашуто. Древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но и при одновременном участии варягов. Славяне к началу IX века уже подошли к созданию первых государств, приход варягов лишь ускорил его. Не пригласи славяне варягов, общерусское государство было бы создано, только немного позже.

4. Какие последствия для Руси имело принятие христианства? Сгруппируйте их по трем разрядам: политические (внутренние и внешние), культурные и этнические. Как вы объясните с точки зрения этнических последствий тот факт, что в XI в. из летописных записей исчезает обозначение каких-либо территорий или групп населения по их племенной принадлежности и происходит замена названий на производные от городов (например, галичане и суздальцы).

Политические: внутренние – укрепление княжеской власти (один Бог – один правитель), появление идеи её богоизбранности;

— внешние – позволило Древнерусскому государству встать в общий ряд христианских государств Европы, придерживающихся общепризнанных правил и норм поведения. Способствовало устранению изоляции Руси. Усилило международные связи (в т.ч. династические);

Культурные – распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии, Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи.

Этнические — способствовало консолидации русского общества на принципиально новой социокультурной основе – единой религии, что способствовало ликвидации остатков племенной обособленности, объединению.

Исчезновение из летописных записей обозначений каких-либо территорий или групп населения по их племенной принадлежности и замена названий на производные от городов связано с тем, что исчезла граница между русом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объеди­нила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества.

5. Охарактеризуйте процесс образования государства у германцев, арабов и славян.

Возникновение государства у древних германцев (V-VI вв. н.э.) характеризовалось той особенностью, что захват этими племенами территории бывшей Римской империи ускорил процесс формирования публичной власти на основе разложения первобытнообщинного строя и социальной дифференциация общества. Чтобы обеспечить господство германских племен, внутри которых шло общественное расслоение, на захваченной римской территории, требовалось быстрое преобразование организации первобытной общины в государственные органы. Т.е. захват германскими племенами территорий Западной Римской империи ускорил процесс образования собственных государств..

Образование Русского государства относится к VIII-IX вв. н.э. Оно возникло как феодальное государство в результате разложения первобытнообщинного строя и раскола общества на социальные группы, интересы обороны славянских земель от набегов соседних кочевых племен ускорили формирование древнерусского государства (Киевская Русь).

Возникновение государства у арабов, которое сложилось под влиянием ислама в ходе завоеваний обширных территорий на Среднем Востоке в VII-VIII вв. н.э. (Арабский халифат). Но основными предпосылками политического объединения Аравии и образования Арабского государства были раскол общества на группы и на рост социальных противоречий внутри арабских племен.

Выраставшая из арабских племен феодальная знать стремилась к захвату земель и военной добычи, получению дани с покоренного населения по мере завоеваний арабскими государствами соседних стран. Ислам с его строгим монотеизмом (единобожием) и проповедью единства всех мусульман, независимо от племенной принадлежности, оказался весьма подходящей идеологической формой для объединения арабов.

6. Каким образом были взаимосвязаны хозяйственная деятельность и представления об окружающем мире у славян-земледельцев и кочевников-скотоводов?

Хозяйственная деятельность и представления об окружающем мире славян имели между собой прямую взаимосвязь. Представления славян об окружающем мире, о своем месте в нем были насквозь мифологичными. Славяне поклонялись и были благодарны тем силам природы, которые обеспечивали их выживание, приносили хороший урожай или способствовали удачной охоте. Религиозные верования древних славян представляли собой поклонение явлениям природы, культ предков. Главные языческие боги славян: Дажьбог — бог солнца; Перун — бог грома и молнии; Стрибог — бог воздуха и ветра; Белее — покровитель скотоводства, Сварог — бог неба и огня и его сыновья Сварожичи. Природа представлялась населенной духами и душами умерших (лешие, русалки, водяные).

7. Почему период политической раздробленности на Руси наступил на два столетия позже, чем в Западной Европе?

Период политической раздробленности на Руси наступил на два столетия позже, так как и государство возникли позже. Германские племена стали создавать свои государства в конце 5 века, а славянские в 9 в. Причина такой задержки в большой территории расселения славян и его малой плотности. Удаленность от морей, неблагоприятные для занятия сельским хозяйством природные условия замедляли развитие региона. Быстрее всего развивались территории, размещенные вдоль рек и торговых путей.

8. Представьте себе, что встретились дружинник Александра Ярославича Невского и дружинник Даниила Романовича Галицкого. В каких выражениях каждый из них защищал бы политику своего «господина» в отношениях с Ордой и странами Запада?

Дружинник Александра Ярославовича Невского поддерживал бы своего князя в борьбе против шведов и литовцев и оправдывал его сотрудничество с татарами.

Князь Александр Ярославич, княжил еще со славою прежних князей русских в Новгороде. Пользуясь несчастным состоянием государства, покоренного татарами, враги со всех сторон нападали на области его. Псков и Новгород почти в одно время терпели от шведов, литовцев и ливонских рыцарей. Сначала шведы, по наущению папы, пришли во владения их с намерением обращать жителей в католическую веру и в то же время завладеть Ладогою. Но наша дружина во главе с князем Александр встретил их на Неве 15 июля 1240 года, разбил все их войско. За эту славную победу князь Александр получил название Невского, и в следующем же 1241 году одержал также важную победу над немецкими рыцарями, пришедшими завоевать новгородские земли и уже овладевшими Псковом. Сражение происходило на льду Чудского озера и оно усмирило неприятеля до того, что они отказались от всего завоеванного ими. Так же успешно бился он с литовцами, которые грабили новгородские селения; три раза он побеждал и прогонял их от границ новгородских. В сношениях с татарами он поступал с таким же самоотвержением, как и отец его: необыкновенно храбрый со всеми другими врагами отечества, он сдерживал себя и старался удерживать своих подданных от всякого сопротивления татарам, с которыми нельзя было бороться. Кроме того, для большего спокойствия русских он старался сближаться с ханами и для того, еще будучи князем Новгородским, ездил в Орду. Слава о его победе над войсками трех народов, скромность, соединенная с этою славою, благоразумие во всех поступках доставили ему любовь и уважение даже между татарами. Хан, после смерти Ярослава, утвердил его на столе Киевском и Новгородском, а когда в 1252 году брат его Андрей Ярославич выгнан был из Владимира татарами, то хан и этот великокняжеский стол отдал Александру Невскому. Сделавшись великим князем, Александр продолжал действовать в том же духе: более всего заботился он о сохранении мира с татарами.

Дружинник Даниила Романовича Галицкого отстаивал бы идею своего князя сражаться с ордой для достижения независимости и освобождения от татаро-монгольского ига навсегда.

Мой князь Даниил Романович испытав много несчастий в ранней молодости и проведя всю жизнь в борьбе с различными врагами так окреп духом, так привык не унывать от неудач, что немногие из князей могли сравниться с ним мужеством и твердостью характера. Пылкий южный князь: будучи принужден, как и другие князья, явиться по зову Батыя в Сарай, Даниил не мог избавиться и всех тех унижений, с какими соединялось представление князей к хану: они должны были становиться перед ним на колени, кланяться ему до земли и пить кумыс. Горделивому князю южному, пылкому и нетерпеливому, невозможно было исполнить все это и не возыметь в душе твердого намерения свергнуть унизительное иго. Но как сделать это? Где искать союзников? Между русскими князьями их не было, кроме родного его брата Василька, владевшего Волынью; но что же значили их силы против сил татарских? И вот по необходимости надо было обратиться к соседям с другой стороны: австрийцам, венграм и полякам; но это все государства католические, которые без дозволения папы не пошли бы на зов его в крестовый поход против врагов христианства, а папа, конечно, не согласился бы оказать ему эту помощь иначе как с условием присоединения православной церкви русской к католической. Даниил в пылу ненависти своей к татарам думал уже согласиться и на это и вошел уже в сношения с папою. Обрадованный папа прежде наградил Даниила и за одно намерение: назвав его королем, прислал корону и потом разослал по всем католическим государям послание о том, что непременно надобно идти в поход против татар; но как никто не послушался его, то и Даниил одумался, уклонился от всех начатых переговоров с папою и оставил при себе только титул короля Галицкого. Но твердое намерение его свергнуть иго татарское от того не ослабело и, по-видимому, получило новую силу, потому что он решился сделать это одними собственными силами и для того начал строить укрепления в городах своих и где только можно было противиться воле татарских воевод и баскаков. Разумеется, об этот вскоре узнал хан, и новое войско его явилось для усмирения Галицкого короля. Даниил радовался, что это усмирение кончилось только тем, что он должен был разрушить построенные им укрепления. Таким образом, и у него исчезла надежда на освобождение от татар, и, глубоко огорченный этим, он, может быть, впал бы в совершенное уныние, если бы силы и мужество его не понадобились в другой стороне отечества его. С тех пор как все княжества были почти совсем уничтожены татарами, соседняя с Галичем Литва, под управлением смелого и жестокого князя своего Миндовга, начала усиливаться и захватывать себе земли русских областей.

Источники:
  • http://studfiles.net/preview/5842547/page:15/
  • http://soc-oge.sdamgia.ru/problem?id=434
  • http://edufuture.biz/index.php?title=%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%B8_%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
  • http://litmir.biz/rd/93900/p36
  • http://resheba.me/gdz/istorija/10-klass/volobuev-klokov/52