Меню Рубрики

Главный критерий истины с точки зрения эмпириков

  • Философия бытия и его формы
  • Категория бытия в онтологии
  • Сущность и формы бытия
  • Философия природы
  • Философия жизни
  • Сознание и бытие

Главная цель познания — достижение научной истины.

Применительно к философии истина является не только целью познания, но и предметом исследования. Можно сказать, что понятие истины выражает сущность науки. Философы давно пытаются выработать такую теорию познания, которая позволила бы рассматривать его как процесс добывания научных истин. Основные противоречия на этом пути возникали в ходе противопоставления активности субъекта и возможности выработки им знания, соответствующего объективному реальному миру. Но истина имеет множество аспектов, она может быть рассмотрена с самых различных точек зрения: логической, социологической, гносеологической, наконец, богословской.

Что же такое истина? Истоки так называемой классической философской концепции истины восходят к эпохе античности. Например, Платон считал, что “тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, — лжет”. Долгое время классическая концепция истины доминировала в теории познания. В главном она исходила из положения: что утверждается мыслью, действительно имеет место. И в этом смысле понятие соответствия мыслей действительности совпадает с понятием “адекватность”. Иными словами, истина — это свойство субъекта, состоящее в согласии мышления с самим собой, с его априорными (доопытными) формами. Так, в частности, полагал И. Кант. Впоследствии под истиной стали подразумевать свойство самих идеальных объектов, безотносительных к человеческому познанию, и особый вид духовных ценностей. Августин развивал учение о врожденности истинных идей. Не только философы, но и представители частных наук сталкиваются с вопросом, что понимать под действительностью, как воспринимать реальность или реальный мир? Материалисты и идеалисты понятие действительности, реальности отождествляют с понятием объективного мира, т.е. с тем, что существует вне и независимо от человека и человечества. Однако и сам человек — часть объективного мира. Поэтому, не учитывая этого обстоятельства, прояснить вопрос об истине просто невозможно.

С учетом имеющихся в философии направлений, принимая во внимание своеобразие индивидуальных высказываний, выражающих субъективное мнение того или иного ученого, истину можно определить как адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, в ходе которого познаваемый предмет воспроизводится так, как он существует вне и независимо от сознания. Следовательно, истина входит в объективное содержание человеческого знания. Но коль скоро мы убедились, что процесс познания не прерывается, то возникает вопрос и о характере истины.

Ведь если человек воспринимает объективный мир чувственным образом и представления о нем формирует в процессе индивидуального познания и своей мыслительной деятельности, то естественен вопрос — каким образом он может удостовериться в соответствии его утверждений самому объективному миру? Таким образом, речь идет о критерии истины, выявление которого составляет одну из главнейших задач философии. И в данном вопросе среди философов согласие отсутствует. Крайняя точка зрения сводится к полному отрицанию критерия истины, ибо, по мнению ее сторонников, истина либо отсутствует вообще, или же она свойственна, кратко говоря, всему и вся.

Идеалисты — сторонники рационализма — в качестве критерия истины полагали само мышление, поскольку оно обладает способностью ясно и отчетливо представить предмет. Такие философы, как Декарт, Лейбниц исходили из представления о самоочевидности первоначальных истин, постигаемых с помощью интеллектуальной интуиции. Их доводы опирались на возможности математики объективно и беспристрастно в своих формулах отображать многообразие реального мира. Правда, при этом возникал другой вопрос: как, в свою очередь, убедиться в достоверности их ясности и отчетливости? На помощь здесь должна была прийти логика с ее строгостью доказательства и его неопровержимостью.

Так, И. Кант допускал только формально-логический критерий истины, в соответствии с которым познание должно согласовываться со всеобщими формальными законами рассудка и разума. Но и опора на логику не избавила от трудностей в поисках критерия истины. Оказалось не так-то просто преодолеть внутреннюю непротиворечивость самого мышления, выяснилось, что порой невозможно добиться и формально-логической согласованности суждений, выработанных наукой, с исходными или вновь вводимыми утверждениями (конвенциализм).

Даже стремительное развитие логики, ее математизация и разделение на множество специальных направлений, а также попытки семантического (смыслового) и семиотического (знакового) объяснения природы истины не устранили противоречий в ее критерии.

Субъективные идеалисты — сторонники сенсуализма — усматривали критерий истины в непосредственной очевидности самих ощущений, в согласованности научных понятий с чувственными данными. Впоследствии был введен принцип верифицируемости, получивший свое название от понятия верификация высказывания (проверка его истинности). В соответствии с этим принципом всякое высказывание (научное утверждение) только тогда является осмысленным или имеющим значение, если возможна его проверка. Главный упор при этом делается именно на логическую возможность уточнения, а не на фактическую. К примеру, в силу неразвитости науки и техники мы не можем наблюдать физические процессы, идущие в центре Земли. Но посредством предположений, опирающихся на законы логики, можно выдвинуть соответствующую гипотезу. И если ее положения окажутся логически непротиворечивы, то ее следует признать истинной. Нельзя не принять во внимание и другие попытки выявить критерий истины с помощью логики, характерные в особенности для философского направления, именуемого логическим позитивизмом.

Сторонники ведущей роли активности человека в познании пытались преодолеть ограниченность логических методов в установлении критерия истины. Была обоснована прагматическая концепция истины, согласно которой сущность истины следует усматривать не в соответствии ее с реальностью, а в соответствии с так называемым “конечным критерием”. Его же предназначение — в установлении полезности истины для практических поступков и действий человека. Важно отметить, что с точки зрения прагматизма сама по себе полезность не является критерием истины, понимаемой как соответствие знаний действительности. Иными словами, реальность внешнего мира недоступна человеку, поскольку человек непосредственно имеет дело именно с результатами своей деятельности. Вот почему единственное, что он способен установить — не соответствие знаний действительности, а эффективность и практическая польза знаний. Именно последняя, выступая в качестве основной ценности человеческих знаний, достойна именоваться истиной. И все же философия, преодолевая крайности и избегая абсолютизации, приблизилась к более или менее верному пониманию критерия истины. Иначе и быть не могло: окажись человечество перед необходимостью поставить под сомнение не только последствия сиюминутной деятельности того или иного человека (в отдельных, и нередких, случаях весьма далеких от истины), но и отрицать собственную многовековую историю, жизнь невозможно было бы воспринимать иначе, как абсурд. Только понятие объективной истины, опирающееся на понятие объективной реальности, позволяет успешно развивать философскую концепцию истины. Подчеркнем еще раз, что объективный или реальный мир существует не просто сам по себе, но только когда речь идет о его познании.

Относительная и абсолютная истины

Ограниченность практических возможностей человека выступает одной из причин и ограниченности его знаний, т.е. речь идет об относительном характере истины. Относительная истина — это знание, воспроизводящее объективный мир приближенно, неполно. Поэтому признаками или чертами относительной истины выступают приближенность и неполнота, которые связаны между собой. Действительно, мир представляет собой систему взаимосвязанных элементов, любое неполное знание о нем как целом всегда будет неточным, огрубленным, фрагментарным.

Вместе с тем в философии используется и понятие абсолютная истина. С его помощью характеризуется важная сторона развития процесса познания. Отметим, что понятие абсолютной истины в философии разработано недостаточно (за исключением метафизической, идеалистической ее ветви, где абсолютная истина, как правило, соотносится с представлением о Боге как исходной творящей и созидающей силе). Понятие абсолютной истины употребляется для характеристики того или иного специфического аспекта всякого истинного знания и в этом смысле оно аналогично понятиям “объективная истина” и “относительная истина”. Понятие “абсолютной истины” следует рассматривать в неразрывной связи с самим процессом познания. Этот же процесс представляет собой как бы движение по ступеням, означающим переход от менее совершенных научных представлений к более совершенным, однако при этом старое знание не отбрасывается, а хотя бы частично включается в систему нового знания. Вот это-то включение, отражающее преемственность (в историческом смысле), внутреннюю и внешнюю целостность знания и представляющее истину как процесс, составляет содержание понятия абсолютной истины. Еще раз напомним, что прежде всего материальная деятельность человека оказывает воздействие на материальный мир. Но когда речь заходит о научном познании, то имеется в виду, что из всего многообразия свойств, присущих объективному миру, выделяются лишь те, что составляют исторически обусловленный предмет познания. Вот почему практика, впитавшая в себя знания, является формой непосредственного их соединения с объективными предметами и вещами. В этом и проявляется функция практики как критерия истины.

Истина и ее критерии

Для того чтобы доказать истинность того или иного утверждения, необходимо каким-то образом проверить его. Средство такой проверки называется критерием истины (от греч. kriterion — мерило для оценки).

Истина и её критерии

Истина с точки зрения агностиков, эмпириков и рационалистов. Опыт и практика как критерии истины, чувственный и рациональный подходы к ним. Объективность истины. Относительная истина как меняющееся знание. Абсолютная истина как установленное знание.

Рубрика Философия
Вид презентация
Язык русский
Дата добавления 27.06.2014
Размер файла 330,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Истина и круг ее проблем. Развитие направлений, изучающих истину. Абсолютная и относительная истина. Концепции истины. Критерии истины: предметно-практическая деятельность, логическая непротиворечивость, а также простота и эстетическая организованность.

реферат [16,5 K], добавлен 16.03.2007

Истина, заблуждение, ложь как результат познания. Сущность понятия «истина», её объективность. Диалектика абсолютной и относительной истины. Основные критерии истины в познании. Практика как критерий истины. «Неопределенность», относительность практики.

реферат [22,9 K], добавлен 17.03.2011

Истина как величайшая социальная и личная ценность, ее нравственно-эстетический смысл. Понятие истины в философии; объективная, абсолютная и относительная истина, отношение между объектом познания и познаваемым объектом. Конкретность и критерии истины.

реферат [34,6 K], добавлен 03.02.2012

Формирование знания и его оценка в процессе познания. Истина как знание, соответствующее своему предмету. Свойства истины: объективность, конкретность, относительность и абсолютность. Проблема критериев истины. Как отличить истину от заблуждения или лжи?

реферат [46,5 K], добавлен 17.03.2010

Понятие абсолютной в объективной истины. Диалектичность практики как критерия истины. Истина и пространство в архитектуре. Общее понятие пространства в математике. Истина и истинность как результаты познавательной деятельности, человеческого опыта.

реферат [33,7 K], добавлен 23.07.2015

Под критерием истины понимается разрешающая процедура, позволяющая оценивать знание как истинное, либо как ложное. Главнейшие аспекты критериев истины. Практика как критерий истины. Эмпирические критерии истины. Проблема универсальных критериев истины.

реферат [21,4 K], добавлен 02.04.2009

Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике. Главная цель познания — достижение научной истины. Сторонники ведущей роли активности человека в познании, их идеология. Относительная и абсолютная истины, их критерии.

контрольная работа [40,1 K], добавлен 24.05.2016

Субъективные компоненты истины. Человеческое измерение истины. Диалектика относительной и абсолютной истины. Марксистско-ленинская и постпозитивистская концепции истины. Объект познания по Эйнштейну. Истина с точки зрения диалектического материализма.

реферат [36,4 K], добавлен 15.10.2010

Что такое истина? Основные виды и формы истины. Критерии истины в познании. Полезность знания и его эффективность. Отражение действительности в сознании человека. Способы толкования истины. Учение о формах постигающего истину мышления Аристотеля.

реферат [38,6 K], добавлен 07.07.2014

В лучах сознания истина предстает в живой форме знания. Понятие истины. Критика конвенционализма, релятивизма, догматизма в понимании истины. Понятие относительной и абсолютной истины, их диалектика. Критика ошибочных взглядов в понимании критерия истины.

реферат [32,5 K], добавлен 06.09.2010

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

4.2. Эмпирические критерии истины

Формой научного проявления критерия практики является эксперимент, т.е. строго описанная и желательно техническая воспроизводимая процедура проверки опытных (эмпирических) следствий, выводимых из какой-либо теории. В связи с этим можно говорить о существовании эмпирических критериев истинности научного знания.

Одним из таких эмпирических критериев (разрешающих процедур) служит верифицируемость теории, т.е заключение об ее истинности на основании практического подтверждения выведенных из нее опытных следствий. Процедура верификации была детально методологически осмыслена в рамках неопозитивистской традиции и даже квалифицировалась как универсальный критерий научности знания. Однако со времен Д. Юма известно, что любой индуктивный вывод носит вероятностный характер (за исключением случаев полной индукции), а потому никакая верифицируемость не может считаться надежной. Один-единственный отрицательный результат эксперимента поставит под сомнение истинность целой теории.

Это и дало основание К. Попперу сформулировать противоположный эмпирический критерий фальсифицируемости, нацеленный не на подтверждение, а, наоборот, на опровержение теоретической модели через опровержение (фальсификацию) выводимых из нее эмпирических следствий. Обе эти процедуры успешно используются в науке.

Однако критерий практики — и в ее общественно-историческом, и в научно-экспериментальном — проявлениях не может считаться достаточным. В науке, особенно в дедуктивных науках, существует масса теоретических идей и гипотез, которые нельзя проверить не только ни в какой практической деятельности, но даже в эксперименте. Более того, абсолютизация критерия практики может быть смертельно опасной для существования науки. В истории уже были случаи, когда требование немедленных практических и экспериментальных результатов служило оправданием идеологического давления на науку. Так, под лозунгом отсутствия реальных практических приложений в сороковых-пятидесятых годах у нас травили генетику, позднее – кибернетику. Все это заставляет искать критерии истины уже не вне, а внутри самой науки, позволяющей ей существовать в качестве относительно автономной и самоценной сферы духовного творчества человека.

4.3. Логические критерии

Существуют логические критерии истины. Важнейшим их них является непротиворечивость, т.е. запрет на одновременное наличие суждений А и не-А внутри научной гипотезы или теории. Формально-логическая противоречивость означает, что теория абсолютно не информативна, ибо из противоречия следует все, что угодно – бесконечный универсум суждений.

Другой важный логический критерий истины – критерий независимости аксиом, т.е. не выводимость одних исходно принятых допущений (аксиом, постулатов) теории из других. Обнаружение факта нарушения этого принципа – серьезное свидетельство в пользу ошибочности данной теории.

Кроме этого говорят еще о критерии полноты теории. Семантическая полнота означает, что все суждения внутри данной теоретической модели являются доказанными, а не произвольно введенными. Критерий синтаксической полноты гласит, что теория является истинной (или точнее – корректной), если присоединение к ней произвольного суждения (формулы) делает ее противоречивой. Логические критерии истины, во-первых, носят достаточно формальный и отрицательный характер 1 и, во-вторых, за исключением универсального критерия непротиворечивости имеют актуальное значение в основном для аксиоматически построенных теорий в логике и математике.

Критерии истины с точки зрения обществознания и философии

Приветствую Вас, дорогие друзья и читатели нашего образовательного ресурса! Критерии истины — это довольно не простая тема, поскольку она абстрактна и без конкретных примеров разобрать ее на должном уровня для понимания не представляется возможным. Однако если вы погуглите, то обнаружите, что никаких примеров, кроме сухой теории, вам не предложат другие сайты. Мы же сейчас на примерах разберем эту тему.

Круг — правда, квадрат — ложь, цилиндр — истина

Небольшое вводное замечание. Вы должны понимать, что обществознание — это не наука, в всего лишь отрасль знаний, которая сформировалась на стыке наук: истории, культурологии, философии, политологии, экономики и юриспруденции. Поэтому критерии истины мы будем разбирать с точки зрения философии, которая и так входит в обществознание.

Теории познания

В школьном курсе обществознания, как правило, особо не изучают теории познания. А ведь именно знаний этих теорий и умений их применять и требуется от выпускника при выполнении заданий ЕГЭ. Рассмотрим ключевые позиции теорий познания на истину.

  • Эмпиризм. Сторонники этой теории были за сухое измерение и фиксацию фактов, которые люди наблюдают в жизни. Эмпирический уровень познания — это познание фактов. Именно через них, с точки зрения эмпириков, и проявляется истина. К примеру, наступило лето, на смену ему пришла осень. Это истина, поскольку это факты.
  • Сенсуализм (+ субъективный идеализм). Его представители, считали что мир — есть комплекс ощущений человека. Вот не вижу я сейчас Африку, значит ее нет! Как следствие истина здесь — это проверяемые ощущения субъекта (человека). Спорная концепция, чего и говорить!
  • Рационализм. Представители этой концепции считали, что мир можно познать лишь силой разума. Ощущения вторичны.
  • Скептицизм. Скептики считают, что истины просто не существует, поскольку сознание человека ограничено.
  • Агностицизм — мир непознаваем, как непознаваема и истина. Человек ведь обладает очень примитивным сознанием и мышлением. Отсюда невозможность познать любую вещь.
  • Прагматизм. С точки зрения сторонников прагматизма, истинное знание только то, которое полезно для человека. В остальном истина — это непонятно что.

Современная философия считает, что мир вполне познаваем, как и истина. Доказать это довольно просто. Человека вбирает в себя все четыре формы материи: физическую (в нас есть атомы и молекулы), химическую (в нас есть химические элементы), биологическую (мы все — живые организмы) и социальную (человек образует новую форму материи — социальную). А раз так, то мир вполне познаваем, и истина нам доступна, ведь в нас есть все четыре формы материи! Железная логика — ничего не скажешь!

Основные критерии

Теперь разберем основные критерии истины. Существуют две группы критериев: теоретические и практические.

  • Истина должна соответствовать законам логики. Для тех, кто не в курсе, скажу, что есть такая отдельная наука Логика. В ней есть свои принципы. Например, есть такие принципы: принципы тождества (А=А, каждая вещь равна самому себе), закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания и пр. Принципы и законы логики — это не просто какие-то правила. Это правила, по которым развивается наша Вселенная. Они были выявлены в результате сотен веков развития науки.
  • Истина должна соответствовать совершенным ранее открытиям. К примеру, если ваше открытие будет утверждать, что Земля — не круглая, а плоская, то понятно дело, что где-то вы допустили ошибку в рассуждениях. Если открытие противоречит логике и открытиям, то допущена ошибка в исходных данных.
  • Простота. Есть такая поговорка — все гениальное — просто. На самом деле так и есть. Е равно МЦ квадрат — простая формула для выражения Закона относительности.
  • Вместе с тем, идея, которую вы предлагаете должна противоречить существующим научным тезисам. Ведь почему рождается новое знание? Потому что есть факты, которые противоречат ранее известным фактам, которые считались правильными. А значит и Ваше открытие должны им противоречить! Например, посмотрите в небо, и вы увидите, что Солнце вращается вокруг Земли. И все 500 лет назад утверждали это же, что Земля — плоская и сидит на трех китах, или черепахах. Однако затем Магеллан доказал, что Земля Круглая, а Коперник, Галилей и другие, что Земля вращается вокруг Солнца.

Практический критерий гласит о том, что критерием истины является практика.

Практика предстает перед нами в трех ипостасях:

  • Научный эксперимент, когда ученые создают искусственные условия и изучают поведение изучаемого объекта. Для чистоты его также нужно убрать эффект наблюдателя, ведь известно, что многие явления ведут себя по-другому, ежели на них смотрит наблюдатель. Например, чтобы доказать безусловный рефлекс у собак, ученому пришлось ставить опыты на них! Более подробно о методах познания смотрите здесь.
  • Материальное производство. Любое знание о мире может быть полезно для общества. К примеру, мы знаем, что острый нож режет лучше, а значит люди нуждаются в наждачной бумаге и прочих атрибутах, которые надо произвести. Внедряя открытие в производство, мы проверяем также, работает оно на практике или нет.
  • Социальное действие. Через них человек также может проверить истину. Почитать больше о таком действии можно здесь.

Думаю, вам стала понятна эта тема. Однако эта тема показалась вам сложной, то настоятельно рекомендую записаться к нам на курсы подготовки. В их рамках мы не просто объясняем темы по обществу, мы учим видеть связь между изученным материалом и реальность. В каждой теме мы приводим массу практических примеров, чтобы каждая тема Вам стала понятна и ясна! Именно поэтому 90 баллов — средний результат наших ребят по обществознанию!

С точки зрения эмпириков, критерием истины является

Право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления называется

а) активным избирательным правом;

б) классическим избирательным правом;

в) пассивным избирательным правом;

г) консервативным избирательным правом

2. Для традиционного общества характерны следующие черты:

а) преобладание государственной и общинной собственности;

б) рациональное восприятие мира;

в) стремление жить в гармонии с природой;

г) подчинение личности обществу

С точки зрения эмпириков, критерием истины является

а) теоретическое доказательство;

б) согласие с ранее полученными знаниями;

г) соглашения ученых.

4. Заполните пропуск в ряду. [10 баллов]

1 А.Смит, «Исследование о природе и причинах богатства народов»; К.Маркс, «Капитал»; …… , «Общая теория занятости, процента и денег».

2 Н.Макиавелли, «Государь»; ….. , «Два трактата о государственном прав­лении»; Ж.-Ж.Руссо, «Об общественном договоре».

3.Законодательная инициатива, принятие закона Государственной Думой РФ, …. , подписание закона Президентом РФ, опубликование за­кона.

4.М.атематика — . — физика — химия — биология — социология.

5.Прямой умысел, косвенный умысел, ………. .

5.Что или кто является ЛИШНИМ в ряду? Лишнее слово ПОДЧЕРКНИТЕ и ОБЪЯСНИТЕ, почему вы так решили. [8 баллов]

1.Правительство РФ, Министерство образования и науки РФ, Федеральное Собрание РФ, Федеральное агентство по надзору в области здравоохранения.

2.Суждение, умозаключение, гипотеза, понятие.

3.Партия избирателей, правящая партия, кадровая партия, массовая партия.

4.Закон, обычай, прецедент, отрасль права.

6. Найдите в перечне признаки пре­зидентской республики и обведите циф­ры, под которыми они указаны, в кру­жок. [8 баллов]

1.Глава государства является главой исполнительной власти. Глава государства не располагает правом роспуска парламента. Правительство назначается главой государства.

2.Правительство формируется партией, победившей на выборах. Исполнительная власть сосредото­чена у правительства. Унитарная форма государственно­го устройства. Президент обладает правом отла­гательного вето на решения парламента, которое парламент может преодолеть абсолютным большинством голосов.

7. Ученик попросил одноклассника проверить его работу, подчеркнуть все допущенные в ней ошибки и пронумеро­вать их. Одноклассник оказался не на высоте. Вместо ШЕСТИ ошибок, кото­рые были в работе на самом деле, он об­наружил девять. Ваша задача: написав рядом с соот­ветствующей цифрой «да» (если это правильное утверждение) или «нет» (если оно ошибочное), исправить те ут­верждения, которые вы считаете оши­бочными. [18 баллов]

Первичным элементом системы пра­ва, его «молекулой» является отрасль права (1). Внутри отрасли выделяются компактные группы норм, которые при­меняются к конкретной разновидности данных отношений. Это — институт пра­ва (2). Например, в такой отрасли, как трудовое право (3), выделяются инсти­туты дарения, сделки, исковой давности, купли-продажи и др. Конституционное, или муниципальное, право (4) закрепля­ет основы конституционного строя в стране, определяет систему и полномо­чия органов государственной власти, права, свободы и обязанности граждан. Гражданское право регулирует только имущественные (5) отношения между физическими и юридическими лицами (6). Семейное право устанавливает осно­вы правового регулирования брачно-се-мейных отношений (условия заключе­ния и расторжения брака, обязанности супругов и др.). Административное право регулирует отношения, хотя бы один из участников которых обладает властны­ми полномочиям (7). Все названные от­расли юристы объединяют в понятие «процессуальное право» (8). Существует также понятие «суперотрасль права», которое относится к характеристике международного права (9).

8. Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правиль­ную букву (правильные буквы) вместо пропусков. [20 баллов]

1. К. нф. рмизм — приспособленче­ство, пассивное принятие существую­щего порядка вещей.

2. М. н. т. ризм — экономическая те­ория.

3. Д. в. рс. фикация — распростране­ние хозяйственной деятельности фир­мы на новые отрасли.

4. Д. в. ден. —- доход, выплачивае­мый акционерам.

5. . кси. логия — учение о ценностях.

6. Д. скр. м. нация — ущемление прав по тем или иным признакам.

7. Стр. т. ф. кация — расположение социальных слоев на социальной лест­нице.

8. Л. г. тимность — законность.

9. С. п. р. тизм — стремление к отде­лению, обособлению.

10. Гл. б. л. зация — один из процес­сов, происходящих в современном мире.

Проанализируйте представленную диаграмму и оцените сделанные утверждения. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграммы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 8923 — | 6986 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Главный критерий истины с точки зрения эмпириков

17 апреля Кратко о специальной теории относительности.

14 апреля Вариант резервного дня ЕГЭ по математике.

13 апреля Вариант досрочного ЕГЭ по физике.

12 апреля Вариант досрочного ЕГЭ по информатике.

25 декабря На нашем сайте размещён курс русского языка Людмилы Великовой.

− Учитель Думбадзе
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Выберите вер­ные суж­де­ния о кри­те­ри­ях ис­ти­ны и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Ос­нов­ной кри­те­рий ис­ти­ны – со­от­вет­ствие ин­те­ре­сам по­зна­ю­ще­го субъекта.

2) К кри­те­ри­ям ис­ти­ны можно от­не­сти со­от­вет­ствие за­ко­нам логики.

3) Прак­ти­че­ское при­ме­не­ние может про­ве­рить ис­тин­ность знания.

4) Разум и ин­ту­и­ция учёного яв­ля­ют­ся кри­те­ри­я­ми истины.

5) С точки зре­ния пред­ста­ви­те­лей фи­ло­соф­ско­го на­прав­ле­ния эм­пи­ри­ков глав­ным кри­те­ри­ем ис­ти­ны яв­ля­ет­ся разум.

1) Ос­нов­ной кри­те­рий ис­ти­ны – со­от­вет­ствие ин­те­ре­сам по­зна­ю­ще­го субъ­ек­та — нет, неверно.

2) К кри­те­ри­ям ис­ти­ны можно от­не­сти со­от­вет­ствие за­ко­нам ло­ги­ки — да, верно.

3) Прак­ти­че­ское при­ме­не­ние может про­ве­рить ис­тин­ность зна­ния — да, верно.

4) Разум и ин­ту­и­ция учёного яв­ля­ют­ся кри­те­ри­я­ми ис­ти­ны — нет, неверно.

5) С точки зре­ния пред­ста­ви­те­лей фи­ло­соф­ско­го на­прав­ле­ния эм­пи­ри­ков глав­ным кри­те­ри­ем ис­ти­ны яв­ля­ет­ся разум — нет, неверно, чув­ствен­ные ощущения.

6 Истина и ее критерии. Относительность истины.

Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории по­знания: «Что есть истина?».


1.
В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний:

  • Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон)
  • Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм)
  • Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт)
  • Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант)
  • Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень)

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт пости­жения объекта сразу в полном объеме.

Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсо­лютный и относительный аспекты, которые можно рассмат­ривать и как относительно самостоятельные истины.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина — это исчерпывающее достовер­ное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина — это неполное, неточное зна­ние, соответствующее определенному уровню развития об­щества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения ис­тины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

2. Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Другие определения:

  1. соответствие знаний действительности;
  2. то, что подтверждено опытом;
  3. некое соглашение, конвенция;
  4. свойство самосогласованности знаний;
  5. полезность полученного знания для практики.

Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества

Абсолютная истина

Относительная истина

Гилас. Поистине, мое мнение состоит в том, что все наши мысли одинаково суетны и недостоверны. То, что мы одобряем сегодня, мы осуждаем завтра. И я не думаю, чтобы мы могли познать что-либо в этой жизни и. Наши способности слишком ограничены, их слишком рисмало.

Филониус. Какие. Ты говоришь, что мы ничего не можем познать,. Гилас?

Гилас. Нет никакой вещи, о которой мы могли бы познать ее действительную природу или то, что такое она сама в себе

Филониус. Ты хочешь мне сказать, что я в действительности не знаю, что такое огонь или вода?

Гилас. Ты можешь, конечно, знать, что огонь горячий, а вода текучая; но это значит знать не больше, чем какие ощущения вызываются в собственной душе, когда огонь и вода соприкасаются с твоими органами чувств. Что же касается их внутреннего устройства, их истинной и действительной природы, то в этом плане ты находишься в абсолютной тьме»(Д. Берклилі).

Итак, агностики утверждали, что в отношении»вещи в себе», т. е. сущности предмета, мы ничего определенного знать не можем. Нам не с чем сравнить наши ощущения, проверить, соответствует ли действительности то, что они передають.

В то же время для большинства философов было очевидно, что выводы агностиков расходятся со всем историческим опытом человечества, отрицают принципы экспериментального естествознания. Социальный прогресс бу заключенных бы невозможен без опоры на знания о реальном свит.

КРИТЕРИИ ИСТИНЫ

Но что же может служить критерием (в переводе с греческого — мерило) истины?

Обратимся к спору эмпириков и рационалистов. Эмпирики считают, что истинность знания обеспечивается опытными данными: что дается нам в ощущениях, то и есть в действительности. Отсюда цель науки — чистый оп пис фактов чувственного познания, к которым приспосабливается мысль. Но известно, что данные непосредственного опыта нередко вводят нас в заблуждение: например, ложка, опущенная в стакан воды, кажется нам изогнутой. Кроме того, далеко не все можно вывести из чисто эмпирической основы. Так, можно представить логику или математику как простое обобщение чувственных данныханих?

Для рационалистов критерием истины является разум. За истинное принимаются теоретически обоснованные знания, когда по законам логики с некоторых общих ссылок (аксиом) выводятся все другие суждения. Идеалом ц ьому плане долгое время выступала геометрия. Бвклидда.

Однако с открытием неевклидовой геометрии позиции рационалистов пошатнулись. Поскольку различные системы аксиом геометрий. Бвклида,. Лобачевского и. Римана согласовывались с опытом, то возникал вопрос о том,, какая из них соответствует действительному пространства, истинною.

Некоторые философы предложили считать, что в основе научных теорий лежат соглашения между учеными и выбор этих теорий основывается на соображениях удобства, простоты. Так, французский математик, физик и философ. ЖПуанкаре (1854-1912) писал:»Основные положения геометрии. Евклида также не что иное, как соглашение, и было бы столь же глупо доискиваться, истинны они или ложны, как задавать вопросы, истинная ч и ложная метрическая система. Эти соглашения только удобныні».

При таком подходе вопрос об истинности или ложности наших знаний вообще снимается с рассмотрения. Однако то, как упорно возвращаются к его рассмотрению философы разных школ и направлений, говорит о том, что он и сегодня сохраняет свое значениея.

В попытках снять односторонность указанных подходов родился еще один взгляд на главный критерий истины. Возьмем элементарный пример. Допустим, что человек видит темное пятно на белом фоне. Однако существует ли она реально, на самом деле? амкы чувственного опыта? ся, с каким-либо другим зависимости от того, получили ли мы ожидаемый эффект, можно судить об истинности первоначального впечатления или суждения. Оба эти пути укладываются в понятие»практика», которая и рассматривает ться как критерий истины. При этом данное понятие трактуется широко: в него включаются и материальное производство, и накопленный опыт, и научный эксперименсперимент.

Вряд ли можно отрицать значительную роль практики для познавательной деятельности людей. Практические потребности вызвали к жизни многие отрасли научных знаний. Из курса истории вы знаете, как потребности земледелия ва и мореплавания стимулировали развитие астрономии, геометрии. Производство создает необходимую для научных исследований, существенно раздвигает границы наших знаний. И наконец, опыт всего человечества в его историческом развитии является»верховным судьей»достоверности наших знаний. С точки зрения этого подхода знания о предметах и ??явлениях могут считаться правильными, если с их помощью мы можем сделать те или иные реальные вещи, осуществить целесообразное преобразованиерення.

Подумайте над изложенной здесь позицией. Может, на ваш взгляд, практика служить универсальным (общим) критерием истины в познании? ом случае можно доказать их истинность?

Так, ученик сопоставляет результаты, полученные при решении задач, не с реальной действительностью непосредственно, а с теоретическими познаниями (законами, правилами, аксиомами, ранее доказанными положениями, визн чение), полученными им в процессе обучения. Ученый в ходе своей научной деятельности для подтверждения выдвинутых идей во многих случаях опирается не только на эксперимент, но и на соответствующую теор ию. В математических науках обоснование положений всегда завершается теоретическим доказательством: критерием истинности этих положений непосредственно выступает теорииія.

Отметим еще одно обстоятельство. Целый ряд явлений действительности вообще не поддается оценке с точки зрения истинности или ложности. Это относится, в первую очередь, к духовным ценностям, форм культурного творчества. Прим миром, существует различное понимание художественных текстов, различные трактовки музыкальных произведений и среди них вряд ли стоит искать одно истинное. Со временем они неизбежно обогащаются новыми смыслами, значениями, будто перерастая то, чем они были в эпоху созданиярення.

Истина и её критерии

Истина с точки зрения агностиков, эмпириков и рационалистов. Опыт и практика как критерии истины, чувственный и рациональный подходы к ним. Объективность истины. Относительная истина как меняющееся знание. Абсолютная истина как установленное знание.

Рубрика Философия
Вид презентация
Язык русский
Дата добавления 27.06.2014
Размер файла 330,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Истина и круг ее проблем. Развитие направлений, изучающих истину. Абсолютная и относительная истина. Концепции истины. Критерии истины: предметно-практическая деятельность, логическая непротиворечивость, а также простота и эстетическая организованность.

реферат [16,5 K], добавлен 16.03.2007

Истина, заблуждение, ложь как результат познания. Сущность понятия «истина», её объективность. Диалектика абсолютной и относительной истины. Основные критерии истины в познании. Практика как критерий истины. «Неопределенность», относительность практики.

реферат [22,9 K], добавлен 17.03.2011

Истина как величайшая социальная и личная ценность, ее нравственно-эстетический смысл. Понятие истины в философии; объективная, абсолютная и относительная истина, отношение между объектом познания и познаваемым объектом. Конкретность и критерии истины.

реферат [34,6 K], добавлен 03.02.2012

Формирование знания и его оценка в процессе познания. Истина как знание, соответствующее своему предмету. Свойства истины: объективность, конкретность, относительность и абсолютность. Проблема критериев истины. Как отличить истину от заблуждения или лжи?

реферат [46,5 K], добавлен 17.03.2010

Понятие абсолютной в объективной истины. Диалектичность практики как критерия истины. Истина и пространство в архитектуре. Общее понятие пространства в математике. Истина и истинность как результаты познавательной деятельности, человеческого опыта.

реферат [33,7 K], добавлен 23.07.2015

Под критерием истины понимается разрешающая процедура, позволяющая оценивать знание как истинное, либо как ложное. Главнейшие аспекты критериев истины. Практика как критерий истины. Эмпирические критерии истины. Проблема универсальных критериев истины.

реферат [21,4 K], добавлен 02.04.2009

Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике. Главная цель познания — достижение научной истины. Сторонники ведущей роли активности человека в познании, их идеология. Относительная и абсолютная истины, их критерии.

контрольная работа [40,1 K], добавлен 24.05.2016

Субъективные компоненты истины. Человеческое измерение истины. Диалектика относительной и абсолютной истины. Марксистско-ленинская и постпозитивистская концепции истины. Объект познания по Эйнштейну. Истина с точки зрения диалектического материализма.

реферат [36,4 K], добавлен 15.10.2010

Что такое истина? Основные виды и формы истины. Критерии истины в познании. Полезность знания и его эффективность. Отражение действительности в сознании человека. Способы толкования истины. Учение о формах постигающего истину мышления Аристотеля.

реферат [38,6 K], добавлен 07.07.2014

В лучах сознания истина предстает в живой форме знания. Понятие истины. Критика конвенционализма, релятивизма, догматизма в понимании истины. Понятие относительной и абсолютной истины, их диалектика. Критика ошибочных взглядов в понимании критерия истины.

реферат [32,5 K], добавлен 06.09.2010

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Тест. Истина.

Список вопросов теста

Практика есть тоже относительный критерий истины, потому что:

Варианты ответов
  • ничего нельзя вполне доказать или опровергнуть в этом мире;
  • человек, а не практика – окончательный критерий истины;
  • все зависит от того, как трактовать или понимать ее, практики, результаты;
  • существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

Выберите верные суждения о критериях истины и запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответов
  • Основной критерий истины – соответствие интересам познающего субъекта.
  • К критериям истины можно отнести соответствие законам логики
  • Практическое применение может проверить истинность знания
  • Интуиция учёного являются критериями истины
  • С точки зрения представителей философского направления эмпириков главным критерием истины является разум

Выберите верные суждения об абсолютной истине

Варианты ответов
  • Абсолютная истина представляет полное исчерпывающее знание о предмете познания
  • Абсолютная истина носит субъективный характер, зависит от условий и инструментов познания.
  • Абсолютная истина может изменяться в процессе дальнейшего познания, устаревать и отмирать.
  • Абсолютная истина — субъективное знание.
  • Абсолютная истина — это полное совпадение предмета познания и мысли о нём.

Найдите в приведенном ниже списке характеристики относительной истины и запишите цифры, под которыми они указаны

Читайте также:  С точки зрения статистики у меня очень плохие перспективы
Источники:
  • http://revolution.allbest.ru/philosophy/00429976_0.html
  • http://studfiles.net/preview/1810297/page:133/
  • http://ege59.ru/2018/07/04/kriterii-istiny-s-tochki-zreniya-obshhestvoznaniya-i-filosofii/
  • http://studopedia.ru/10_190520_s-tochki-zreniya-empirikov-kriteriem-istini-yavlyaetsya.html
  • http://soc-ege.sdamgia.ru/problem?id=8448
  • http://humanitar.ru/page/ch1_6
  • http://uchebnikirus.com/soziologia/lyudina_i_svit_-_yuriy_mf/istina_kriteriyi.htm
  • http://revolution.allbest.ru/philosophy/00429976_0.html
  • http://videouroki.net/tests/istina.html