Меню Рубрики

Дизайна так и с точки зрения

У вас может быть самая замечательная графика в мире, но если композиция оставляет желать лучшего, ваш дизайн не удался.

Таким образом, очевидно, что композиция имеет большое значение. Но что такое композиция? Грубо говоря, это пространство, где отдельные элементы должны превратиться в одно целое, и где изображения, текст, графика и цвета формируются в единый дизайн, в котором все сочетается между собой.

Удачная композиция предполагает, что вы упорядочили элементы и правильно их распределили, и это не только выглядит красиво внешне, но также эффективно с функциональной точки зрения. Поэтому давайте пробежимся по основным советам, уловкам и техникам, которые в считанные минуты сделают из вас гуру композиции.

1. Акцентируйте внимание на главном

Как нам когда-то говорили в школе, распределение акцента — это очень важно. Ключевым элементом любой хорошей композиции является фокус, так как он помогает зрителю в первую очередь сконцентрироваться на самых важных деталях дизайна.

Выбирая точку фокусировки, помните, что главная цель любого дизайна — это коммуникация. Пытаетесь ли вы поделиться какой-то идеей, информацией, или просто чувствами или эмоциями, ваш дизайн будет передавать определенную историю, поэтому необходимо выбрать такой фокус, который поможет сделать это максимально эффективно.

Среди методов привлечения внимания можно отметить масштаб, контраст и указатели, и более подробно о них мы поговорим позже. А сейчас давайте проанализируем приведенный пример.

Это дизайн Мэттью Метца для ритейлера «Nordstrom», поэтому самым важным элементом здесь является модель и ее одежда. Так, модель поместили в центр, а размещенный особым образом текст и отсутствие цветовой палитры помогают сфокусироваться на ее лице и одежде. И затем указатели привлекают внимание к информации, приведенной несколько ниже.

На постере Шоны Линн Панцужен в центре внимания также находится сидящий мужчина. Фокус осуществляется с помощью центрального расположения фотографии, где вокруг человека используется графика, привлекающая к нему внимание.

2. Направляйте взгляд читателя с помощью указателей

Так же, как вы указываете человеку на что-то, что хотели бы ему показать, направляйте взгляд зрителей с помощью определенного расположения линий и различных фигур. Так вы сможете добиться правильного восприятия вашего дизайна.

Скорее всего, вы уже знакомы с одним из самых распространенных видов указателей — схематичных. В схемах используются линии, которые направляют взгляд с одного пункта на другой в достаточно очевидном порядке. Взгляните на эту открытку с приглашением на свидание, выпущенную Paper and Parcel. Дизайнер решил использовать схематичные указатели для передачи информации в интерактивном и необычном виде.

Кроме того, они могут указывать на какие-то связующие элементы текста или небольшие кусочки информации. Как уже говорилось, сначала вы должны сфокусироваться на главном объекте; но куда вы будете смотреть после? Правильно разместив указатели, вы не только сможете контролировать внимание на основных элементах, но и направлять взгляд вашего зрителя по всему дизайну.

Давайте, к примеру, посмотрим на постер от Design By Day, где используются четкие указательные линии, которые сначала направляют вас к основному элементу (названию), а затем к разным сегментам текста.

Разумеется, нет смысла использовать такие очевидные указатели в каждом дизайне, но это не значит, что нет другого выхода. Найдите какие-то фигуры и линии в используемых изображениях и графических элементах и применяйте их для того, чтобы задавать направление взгляду зрителя.

Подобное можно наблюдать на постере 1 Trick Pony, где правая рука мужчины используется для «переадресации» взгляда от изображения к логотипу, и затем к нижней части изображения. Таким образом, формы изображения могут послужить указателями.

3. Масштаб и иерархия

Масштаб и визуальная иерархия — это одни из тех креативных основ, которые могут либо испортить ваш дизайн, либо сделать из него конфетку. Поэтому так важно уметь правильно их применять для создания удачной композиции.

Если говорить вкратце, иерархия — это структурирование элементов в порядке важности. Так, более важный объект вашего дизайна вы можете сделать крупнее и ярче, а вторичные элементы — меньше и бледнее.

Особенно важно учитывать иерархию при написании текста. Для более подробной информации по вопросу иерархии в типографике вы можете обратиться к статье «Почему в каждом дизайне необходимо иметь три уровня типографической иерархии».

Масштаб часто используется для связности элементов иерархии. Крупный масштаб привлекает внимание к определенным объектам, подчеркивая их значимость для правильной коммуникации.

Например, в дизайне этого постера Джессики Свендсен в качестве самого крупного элемента используется увеличенное изображение, что позволяет привлечь максимальное внимание к данному объекту. Заголовок представляет собой самый крупный текстовый элемент, являясь важнейшим элементом информации в данном контексте, в то время как остальная часть текста написана в гораздо меньшем масштабе. Таким образом, масштаб идентифицирует главные объекты дизайна и сохраняет типографическую иерархию.

Масштаб также является невероятно полезным инструментом, когда речь заходит о создании пропорций и чувства размера. Вы можете сделать так, что некоторые вещи будут казаться максимально детализированными, замысловатыми и маленькими, а можете сделать их большими и даже громоздкими.

Взгляните на постер Скотта Хэнсена, где он использует силуэты двух людей, кажущихся очень маленькими по сравнению с необъятным пространством, которое окружает их. Этот прием определенно помогает прочувствовать все величие и масштабы данной сцены.

Создавая контраст между маленьким и крупным элементом в композиции, вы можете добиться самых разнообразных эффектов.

4. Соблюдайте баланс между элементами

Баланс — это довольно важная вещь с точки зрения многих аспектов. И, разумеется, ваш дизайн не является исключением.

Но как же соблюсти этот самый баланс в рамках собственного дизайна? Давайте быстренько пробежимся по двум основным типам баланса и приемам его соблюдения.

Во-первых, существует симметричный баланс. Суть его очевидна — баланс дизайна достигается за счет симметрии. Отражая определенные элементы по обеим сторонам (право-лево, верх-низ), вы добиваетесь абсолютной сбалансированности.

Вот пример симметричного баланса. В приглашении на свадьбу Дженнифер Уик использует симметричную композицию, где текст и графика размещены зеркально. Благодаря симметрии приглашение смотрится элегантным, аккуратным и сбалансированным.

Второй тип, который, вероятно, встречается гораздо чаще — это асимметричный баланс. Его название также говорит само за себя — баланс достигается путем асимметричного расположения элементов.

Вот пример удачного использования асимметричного баланса. В своем постере Munchy Potato целенаправленно распределил окружности разного размера по разным областям пространства, добившись таким образом асимметрии.

В приведенном выше примере три центральных окружности являются самыми крупными элементами дизайна, но, тем не менее, они сбалансированы благодаря правильно подобранному шрифту, графике и использованию небольшой текстурной окружности в нижнем углу постера.

Для развития навыков создания асимметричного баланса необходимо думать о каждом элементе как о единице, имеющей свой «вес». Объекты поменьше, соответственно, должны «весить» меньше, а насыщенные текстурами элементы должны «весить» больше, чем однородные. Какой бы ни была цель вашего дизайна, необходимо всегда достигать равновесия среди используемых объектов.

5. Используйте элементы, которые дополняют друг друга

Вы, должно быть, слышали о взаимодополняющих цветах, но слышали ли вы о взаимодополняющих элементах дизайна? Один из ключевых элементов удачной и эффективной композиции — это тщательный, целенаправленный подбор каждого объекта дизайна, в котором все должно превращаться в единое целое.

Типичная ошибка при создании композиции — это использование изображений, которые не дополняют друг друга. Поэтому, когда вы решаете использовать несколько изображений, всегда проверяйте, оказывают ли они должное воздействие на зрителя, и существует ли между ними необходимая связь. Вот несколько способов достижения этого эффекта.

Используйте снимки из одной фотосессии. Это невероятно легкий способ удостовериться, что изображения будут связными, учитывая, что они сделаны в одном стиле и принадлежат к одному направлению. Например, дизайнеры Jekyll & Hyde и Елена Бонаноми используют данный прием в одном из разворотов журнала Must.

Изображения должны быть в одной цветовой гамме. В настоящее время существует широкий выбор разнообразных фильтров и инструментов для редактирования фотографий, которые помогут вам сделать так, что выбранные изображения будут принадлежать к одной цветовой гамме, и, следовательно, будут взаимосвязанными. A is a Name сделал свой постер полностью черно-белым, чтобы добиться цветовой связи между объектами.

Выбирайте похожие снимки. Старайтесь комбинировать изображения со сходными параметрами и стилем. Например, если одна из фотографий сделана в минималистическом стиле, необходимо использовать подобные снимки. Ниже приведено дизайнерское решение Feint, где во всех подобранных изображениях можно наблюдать определенные «неровности» — разнообразные текстуры, древесные мотивы и холодные оттенки.

Создание хорошего макета также предполагает правильное сочетание текста и графики, где эти элементы взаимодополняют друг друга. Каждый шрифт в различном окружении имеет определенные оттенки и ассоциации — к примеру, четкий, курсивный шрифт с множеством завитков может ассоциироваться с элегантностью и утонченностью. Поэтому старайтесь подбирать шрифт в зависимости от собственных целей и замысла.

Взгляните на постер Адама Хилла для «праздника в честь запутанных отношений между татуировками и старым добрым рок-н-роллом», где мы наблюдаем сочетание традиционных винтажных изображений с заголовком в полужирном курсиве и основного текста, также написанного полужирным шрифтом и с засечками. Шрифт же, использующий тонкие изящные буквы без засечек, вряд ли бы подошел грубоватой рок-н-ролльной графике, и вероятно, не произвел должного эффекта.

6. Увеличьте (или уменьшите) контраст

Контраст — это невероятно полезный помощник, как для выделения каких-то элементов вашего дизайна, так и для их скрытия. Усиливая контраст, или используя высококонтрастную палитру, вы можете привлечь внимание к определенному объекту. В то же время, уменьшив контраст, вы можете добиться эффекта прозрачности для каких-то элементов, сделав их менее заметными.

В приведенном примере Теболт Джулиан использует высококонтрастные цвета для своеобразного обрамления и выделения центральных изображений, а также полужирный шрифт для привлечения внимания к ключевой информации. Однако он также прибегает к более легкому и тонкому шрифту, благодаря которому другие элементы становятся вторичными.

В то время как в предыдущем дизайне резонирующий цвет используется для привлечения внимания, в следующем примере он служит для скрытия определенного элемента.

Мелани Скотт Винсент в своем постере помещает желтую скрепку на желтый фон, тем самым сводя контраст между задником и объектом к минимуму. В обычном случае вам бы посоветовали так не делать, но здесь такой прием лишь усиливает эффект названия мероприятия «Каждый день проходим мимо».

Таким образом, контраст также может применяться как для «скрытия» тех или иных элементов дизайна, так и для привлечения к ним внимания. Поэтому используйте этот инструмент, опираясь на ваши цели и пожелания к дизайну.

Читайте также:  Операция по коррекции зрения со скольки лет

7. Повторяйте элементы дизайна

Повторяйте за мной: «Повторение сопутствует успешной композиции».

Для поддержания согласованности и последовательности в вашем макете, старайтесь использовать какие-то определенные элементы из одной секции в других местах. Скажем, можно несколько раз использовать один и тот же шрифт или графический мотив. Постарайтесь с помощью перетекающих из одной секции в другую элементов придать вашему дизайну связность.

Повтор элементов — это ключевой фактор при многостраничных макетах. Этот прием позволяет страницам перетекать из одной в другую, создавая между ними параллельную связь.

В качестве примера рассмотрим дизайны для журналов, разработанные Мауро Де Донатис и Елизаветой Ухабиной. Здесь композиция каждого разворота одинаковая, разница лишь в содержимом, цветовом оформлении и используемых изображениях. Повтор композиции позволяет читателям привыкнуть к формату и быстрее обрабатывать информацию.

Здесь вы сможете найти больше примеров, фишек и трюков для создания многостраничных макетов.

Помимо этого, повтор может также стать ключевым фактором при разработке композиции для всего одной страницы. Повторно используя графические элементы, вы можете поддерживать связность в дизайне (как пример — постер Джессики Хише).

Здесь повторяются некоторые стили шрифтов, графика и линейность, что помогает связать между собой элементы и добиться желаемого эффекта. Если бы автор дизайна вдруг решила использовать где-нибудь в середине какие-нибудь чертежные розовые элементы с полужирными линиями, ни о какой связности не могло бы быть и речи. Но она решила использовать для текста маленький размер, минимизировала цветовую гамму и сохранила графические элементы в изящной простоте, поэтому дизайн вышел удачным.

При разработке дизайна записывайте всю информацию об используемых шрифтах, линиях, цветах и т.д., и старайтесь использовать их повторно для объединения вашего макета в единое целое.

8. Не забывайте о белом пространстве

Чтобы обидеть белое пространство, достаточно назвать его «пустым местом». Пустота предполагает, что она должна быть чем-то заполнена, и поэтому она не «выполняет свою работу» должным образом. Но это не одно и то же.

Когда белое пространство используется целенаправленно, оно помогает повысить четкость и ясность вашего дизайна: когда более нагруженные и замысловатые части композиции сбалансированы белым пространством, ваш дизайн начинает дышать.

Например, взгляните на дизайн , выполненный Cocorrina. Белое пространство помогает достигнуть баланса между картинкой, текстурой и текстом, что придает дизайну изысканность и чистоту.

Итак, как же лучше использовать белое пространство?

Уменьшите масштаб графических элементов. Благодаря этому, вы сможете создать больше белого пространства вокруг центральных элементов, и при этом не выйдете за рамки изначального дизайна. Для наглядности взгляните на дизайн открытки с кулинарным рецептом от Serafini Creative, где основные элементы целенаправленно уменьшены для создания прекрасного обрамления из белого пространства.

Не пытайтесь заполнить все белое пространство. Как уже было сказано, белое пространство — это не пустое место, оно служит определенным целям, поэтому не пытайтесь заполнить каждый его кусочек.

В качестве примера можно привести дизайн веб-сайта от Creative Web Themes, где для презентации товара используется одно изображение, заголовок с полужирным начертанием, две небольшие линии текста и ссылка на дальнейшую информацию. Благодаря такому простому плану и большому количеству белого пространства каждый элемент имеет собственную территорию и может «дышать», что позволяет дизайну выглядеть опрятно и оказывать должный эффект на зрителя.

При создании дизайна всегда спрашивайте себя, все ли элементы на 100% необходимы. Нужен ли весь этот текст, обязателен ли ярко-голубой заголовок, нужны ли все 3 изображения? Удаляя лишние частички из макета, вы можете создать более точный дизайн, который будет только выигрывать за счет белого пространства.

9. Выстраивайте элементы дизайна

При создании композиции, включающей множество объектов, не стоит хаотично размещать их на странице, ведь выстраивание элементов — это быстрый и легкий способ превратить ваш дизайн в конфетку.

Не получается выстраивать объекты? Canva поможет избавиться от этой проблемы буквально за секунду с помощью специального автоматического и очень удобного инструмента. Просто перетаскивайте тот или иной элемент по странице, а Canva выровняет его с другими объектами дизайна и автоматически поставит его на нужное место. Волшебство!

Взгляните на этот идеально выстроенный дизайн из журнала, созданный Huck. Благодаря четкому построению элементов дизайн выглядит отчетливо и точно, он очень удобен при чтении и приятен с эстетической точки зрения.

Последовательное и четкое выравнивание элементов поможет вам также выстроить определенный порядок среди многих объектов. Так, если вы используете большое количество изображений, текста и/или графических элементов, выравнивание должно стать вашим лучшим другом.

Особенно важно умение применять выравнивание при работе с текстом. Существует множество способов это сделать, но одним из лучших остается выравнивание по левому краю, так как для большинства зрителей этот вариант наиболее удобен для чтения и понимания прочитанного.

10. Разделите дизайн на трети

Правило третей — это простой метод, с помощью которого дизайнеры могут разделить макет на 9 равных частей. Там, где пересекаются вертикальные и горизонтальные линии, находятся точки фокусировки.

Дизайнер Уилльям Бичи решил поиграть с этим правилом в своих работах (пример ниже). Его дизайн выглядит эффектно и привлекает внимание за счет того, что на каждом пересечении находится определенная точка фокусировки. Бичи также отмечает, что «Когда вы помещаете объекты не в центр дизайна, а на его периферию, картинка становится живой и интересной».

Использование правила третей поможет усовершенствовать композицию вашего дизайна, так как это один из наиболее быстрых и простых способов размещения и структурирования элементов.

Взгляните на дизайн Гаджана Ваматева для National Geographic и подумайте, как здесь применяется правило одной трети. Скорее всего, вы заметили, что линии (если бы они были) пересекались бы на точке фокусировки каждого из изображений: двух путешественниках на первой картинке, и большой птице — на второй. Линии бы также пересекались на текстовых рамках, привлекая внимание к тексту и предложению прочитать дальнейшую информацию.

Если вы хотите использовать правило третей в своем дизайне, желательно начать с сетки. Сетка позволит выстроить элементы более последовательно и видеть, как должны располагаться точки фокусировки на макете. Вы можете посмотреть обучение, где рассказывается, как использовать инструмент разметки в Canva, что поможет структурировать и упорядочить ваш дизайн.

Если после долгих часов работы над дизайном он вам наконец покажется эффективным, постарайтесь разделить его мысленно на части и увидеть глубинную структуру. Есть ли там деление на трети? Или он строится на основе другой разметки? Так или иначе, вы можете просматривать различные примеры разметки и черпать вдохновение из них.

Обращение к читателю

При создании композиции следует обращать внимание на многие вещи. Если вы еще начинающий дизайнер, вам скорее всего придется приложить немало усилий и потратить много времени на попытки систематизирования и перемасштабирования объектов, затем снова на их переразметку и т.д., но это нормально.

А у вас есть какие-нибудь хитрости для работы с композицией? Или, возможно, вы знаете примеры каких-нибудь дизайнов с высокоэффективной композицией? В любом случае, не стесняйтесь делиться своими мыслями и идеями по этому поводу в комментариях!

Гибкая черепица: на какой остановиться?

Как сориентироваться в многообразии предложения на рынке мягкой кровли.

Потребители уже наслышаны об одном из важных преимуществ так называемой мягкой, или гибкой, черепицы — она может быть очень разной. Причем как и с точки зрения дизайна, так и некоторых технических характеристик. Что приводит к дополнительным мукам выбора: на чем именно остановиться?

Однослойная или многослойная

Казалось бы, тут все просто. Денег в обрез и не до изысков — бери однослойную. Денег побольше — можно покупать двухслойную, а совсем не надо экономить — трехслойную, она самая красивая, но и самая дорогая.

Однако на деле эта схема не совсем верна. То есть с точки зрения дизайна однослойная и многослойная черепицы, конечно, отличаются. Чем больше слоев, тем крыша смотрится эффектнее и объемнее. Создается определенный голографический эффект. Но вопрос не только в красоте.

Во-первых, есть виды двухслойной гибкой черепицы, которые по цене почти не отличаются от однослойной. Как так, ведь материала же в два раза больше? Дело — в технологии. В России, под Рязанью, сейчас налажено высокотехнологичное, полностью автоматизированное производство двухслойной черепицы. Себестоимость такой продукции ниже, а качество — даже несколько выше, чем на линиях, где большая часть операций производится вручную.

Во-вторых, многослойная черепица, в отличие от однослойной, не требует стартовой полосы, поскольку нижний слой в любом случае имеет прямоугольную форму (второй-третий слои — узорчатые). И укладывать ее можно, не заботясь о точном совпадении рисунка (что в случае однослойной — крайне важно). А это экономия и материала, и времени.

Ну и наконец, как говорят эксперты, чем больше битума на крыше, тем надежнее — многослойная черепица более долговечна, чем однослойная, и менее подвержена воздействиям окружающей среды. Попросту говоря, вероятность того, что из-за каких-то внешних повреждений (скажем, большая ветка на крышу упала) кровля у вас потечет, в случае двухслойной мягкой черепицы значительно ниже, чем при однослойной. Ну и ветроустойчивость двухслойной — в два раза выше, гонты не будут задираться даже от сильного ветра.

Базальт или сланец

В основном мягкая черепица производится с двумя видами посыпки — базальтовой либо сланцевой. Именно это покрытие служит своеобразным защитным слоем, а кроме того, придает мягкой черепице цвет, то есть именно от него во многом зависит, насколько долго кровля будет радовать глаз.

Что лучше? Стоит иметь в виду, что сланцевое покрытие окрашивают химическим способом, поэтому со временем оно может менять цвет, тускнеть. Базальтовый же гранулят окрашивается при помощи высокотемпературного обжига и цвет у него сохраняется если не навечно, то, во всяком случае, в течении срока службы кровли точно.

Какой цвет выбрать

Как говорится, на вкус и цвет товарищей нет — выбирать стоит то, что нравится лично. Благо гибкая черепица позволяет удовлетворить самые смелые дизайнерские фантазии. Одно время, например, была мода на разноцветные гонты. Собственно, и сам гонт может быть не одноцветным, а как бы с переливом — что визуально придает крыше дополнительный объем, в том числе она может выглядеть, как будто покрыта натуральной черепицей. Здесь вы найдете несложную программку, которая поможет подобрать цвет и форму гибкой черепицы под цвет фасада дома.

СОВЕТЫ НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ

— Качественная гибкая черепица соответствует своему названию — то есть достаточно легко гнется.

Читайте также:  Социально экономические точки зрения экономической безопасности

— От покрытия не должно резко пахнуть битумом. Такая кровля может быстро потерять гибкость и эластичность.

— Гранулят не должен видимым образом осыпаться с поверхности черепицы. Это признак плохого качества покрытия.

Дизайн как вид искусства

Понятие дизайна

В современном мире понятие «дизайн» используется в различных областях жизнедеятельности человека: пошиве одежды и изготовле­нии промышленных аппаратов, макияже и строительстве линий электропередачи. Функциональная сторона дизайна самая много­значная, в отличие от других видов искусства. До сих пор существу­ют споры по поводу определения дизайна: считать его искусством или нет, и что вообще можно отнести к дизайну. Появление разных точек зрения обусловлено тем, что предметы дизайна очень отлича­ются друг от друга не только функциями, формой, фактурой, техни­кой изготовления и т.д. Иногда кажутся несопоставимыми целые группы предметов дизайна, как, например, дизайн обуви и дизайн станка для деревоперерабатывающей промышленности. Возникает сложность не только в выделении художественно-эстетической цен­ности дизайна, но и в определении самого понятия.

Дизайн (от англ. design — умение проектировать, конструировать, чертить) в широком смысле — любое проектирование, т. е. процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования, формиро­вания предметной среды. В узком смысле слова — «новый вид художественно-конструктивной деятельности, возникшей в начале XX века»1. В толковом словаре английского языка Уэбстера слово «дизайн» рассматривается с позиции глагола (указывать, намечать, создавать, оформлять, планировать) и существительного (цель, це­левое планирование, проект, схема действий, предварительный на­бросок, декоративный мотив, область создания форм промышленных изделий с учетом эстетических качеств)2.

Дизайн — одно из понятий в теории эстетики, которое одновре­менно обозначает процесс создания, зарождения, воплощения и результат деятельности. С английского переводится как «план», «ри­сунок», «чертеж», а также «хитроумный человек»: так точно подме­чены в переводе функции дизайна и дизайнера. Чтобы быть дизай­нером, необходимо иметь смекалку, позволяющую преобразовывать действительность так, чтобы было комфортно жить. Деятельность дизайнера сопряжена с поиском нестандартных, глубоко осмыслен­ных с точки зрения эстетики решений, которые помогают при ми­нимальных материальных и временных затратах получить желаемую продукцию.

Наравне с представленными определениями дизайна есть ряд официально принятых и используемых в различных областях науки. В 50 —60-х гг. XX в. президент Международного совета по промыш­ленному дизайну, ученый и педагог Ульмской школы дизайна в Гер­мании Томас Мальдонадо сформулировал это определение: «Ди­зайн — это творческая деятельность, цель которой — определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью; эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но глав­ным образом к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения как из­готовителя, так и потребителя). Дизайн стремится охватить все аспек­ты окружающей человека среды, которые обусловлены промышлен­ным производством»3.

Другое определение сформулировал Н. В. Воронов: «Дизайн — это ограниченное новое соединение существующих материальных объ­ектов и (или) жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам этого соединения эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом. Это определяет наличие присущих дизайну социальных последствий, проявляющихся в со­действии общественному прогрессу и формированию личности»4. Термином «дизайн» может определяться собственно замысел (про­ект), процесс его реализации и полученный результат.

1. Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна: учебник. — Казань, 1999. — С. 6.

2. Рунге В. Ф., Сеньковскии В. В. Основы теории и методологии дизайна: учеб. пособие. — M.„2003. — С. 5.

3. Рунге В. Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна: учеб. пособие. — М., 2003. — С. 6.

4. Лаврентьев А. Н. История дизайна: учеб. пособие. — М., 2007. — С. 13.

Более современный подход к определению дизайна продемон­стрировал Е.Н.Лазарев, указав, что «этимологически понятие «ди­зайн» охватывает несколько смысловых рядов. Первичный ряд ха­рактеризует декоративную сторону дизайна: узор, орнамент, декор, украшение, убранство. Ко второму ряду относятся проектно-графические трактовки: набросок, эскиз, рисунок, проект, чертеж, кон­струкция. Третий ряд, выходящий за рамки прямого проекта, — по­нятия, предвосхищающие: план, предположение, замысел, намерение.

И наконец, четвертый ряд определений — неожиданно «драматиче­ский»: затея, ухищрение, умысел и даже интрига 1 .

На сегодняшний день объектами дизайна являются не конкретные изделия, а потребности, наличие спроса на выполнение какого-либо вида деятельности или утилитарной функции. На этой основе сфор­мулировано следующее определение. «Дизайн — это специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно- пространственной среды (в целом и отдельных ее компонентов), а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проекти­рования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом» 2 .

Каждое из рассмотренных определений раскрывает одни и те же стороны дизайна, расставляя отдельные акценты. Во всех трактовках утверждается, что дизайн при всей своей универсальности, техноло­гичности, эстетичности доступен каждому, кто способен чувствовать форму, ее характер, преобразовательные возможности. Дизайнерские решения — это не столько работа фантазии, сколько наблюдение окружающей действительности и переработка прошлого опыта в со­ответствии с собственным мироощущением.

Первоначально цель дизайна состояла в организации целостной эстетической среды жизни человека. Но со временем дизайнеры ста­ли решать вопросы, связанные не только с эстетикой быта, но и с разработкой различных технически сложных приборов, устройств для того, чтобы облегчить труд человека. И в этом случае на первое место выдвигаются задачи, направленные на развитие наукоемких технологий.

Сегодня профессия дизайнера — одна из популярных и востре­бованных. Связано это с тем, что, окружив себя множеством вещей, машин, которые тем или иным образом обеспечивают жизнедеятель­ность, человек задумался о придании этим вещам эстетической фор­мы. Появилась необходимость в творческой конструктивной деятель­ности, способствующей удовлетворению появившихся потребностей. Однозначный ответ на вопрос «А стоит ли украшать все то, что окру­жает человека?» сложно получить. С одной стороны, природа сама по себе прекрасна и совершенна и не нуждается в постороннем вме­шательстве, поскольку это влечет за собой внедрение искусствен­ности, «второй природы».

1. Лаврентьев А. Н. История дизайна: учеб. пособие. — М., 2007. — С. 13.

2. Рунге В.Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна: учеб. пособие. — М., 2003. — С. 12

Получается, что в погоне за искусственной красотой мы превращаем первую природу во второстепенную, не оставляя первой никакого шанса на дальнейшее существование. Например, газоны, которые засеваются искусственно выведенной травой, не теряющей цвета, структуры даже зимой. Безусловно, соч­ная зеленая трава осенью радует глаз, но, во-первых, нарушается естественный цикл природы (и дошкольникам сложно объяснить многие характерные признаки осени); во-вторых, искусственное по­лотно травы становится безликим ярко-зеленым пятном, тогда как натуральная трава многоцветна: от светло-изумрудного до насыщен­ного зеленого.

Иногда дизайнерское вмешательство в оформление естественной среды пагубно сказывается на природе. И вред не всегда явственен. Так, иллюминация, размещаемая на деревьях и кустарниках, ночью смотрится очень эффектно, но в то же время постепенно наносится непоправимый вред: ночные мотыльки, реагирующие на свет, сле­таются к такому дереву, облепляют его, поедая листья, откладывая на них свои личинки. Таким образом, они способствуют сначала болезни дерева, а затем его засыханию и гибели. Возникает вопрос: «А так ли необходимо было украшать иллюминацией деревья?» Осве­щение улиц можно обеспечить и другим способом, например ис­пользуя фонари.

Актуальны слова немецкого исследователя-дизайнера Дитера Рам­са: «Хороший дизайн — это минимум дизайна»1. Они раскрывают суть дизайна, его влияние на природу, значение для человека.

В последнее время люди стали увлекаться пирсингом, татуиров­ками, «украшением» своего тела и лица, что обусловлено желанием выделиться из множества других людей, проявить свою индивидуаль­ность, свободу личности. Однако заполнение поверхности тела раз­ного рода рисунками и инородными телами в большом количестве способствует забиванию пор кожного покрова, что провоцирует воз­никновение различных заболеваний. Процесс нанесения татуировок, если он проходит не в стерильных условиях, может вызвать серьезные осложнения, вплоть до заражения крови. «Разукрашенные» тела утрачивают внутреннюю суть, возвышающую человека над всем жи­вотным миром.

Однако не все дизайнерские решения несут разрушение природе и человеку. Например, при застройке жилого комплекса лесопарко­вая зона часто оказывается в черте города. Если ее оставить в перво­зданном виде, парк превратится в уголок дикой природы, мало при­годный для прогулок. Проложенные дорожки, установленные ска­мейки, подстриженные кустарники и деревья, цветочные клумбы — все это, не нарушая целостности природы, делает такой уголок зоной отдыха. Другой пример. Медицинские инструменты (ножницы, щип­цы, скальпели и т.д.) несколько столетий назад были не всегда удоб­ными, имели далеко не изящный вид, во многих случаях не позво­ляли провести сложные операции. Сейчас эти инструменты, сохранив функциональную принадлежность, благодаря дизайну стали много­образными по форме и материалам, из которых они выполнены, что качественно сказалось на результатах операций.

1. Лаврентьев А. Н. История дизайна: учеб. пособие. — М., 2007. — С. 18.

Дизайн — одно из явлений, которое не только охватывает различ­ные области и сферы человеческой жизнедеятельности, но и синте­зирует опыт многих видов искусства (живописи, скульптуры, архи­тектуры, декоративно-прикладного искусства, графики). Невозмож­но быть дизайнером, не зная основ изобразительной грамоты, не владея конструктивными приемами, техниками пластики. В своей работе дизайнер использует арсенал самых разных средств (техниче­ское конструирование, композиционное построение, преобразование форм, стилеобразование, функциональный анализ, концептуальные модели предметно-пространственной среды), направленных на опре­деление общекультурных, художественно-образных аспектов пред­метного мира. С их помощью дизайнер решает разные задачи:

— социокультурные — выявление общественных потребностей в различных сферах жизни и удовлетворение их путем преобразования социальной и культурной среды;

— художественно-эстетические — выделение в предметах ди­зайна художественной образности с целью визуального воздействия на эстетическую культуру пользователей;

— конструктивно-технологические — выявление несоответствия между конструкторско-технологической характеристикой предметов дизайна и новыми потребностями общества, а также устранение данного несоответствия путем применения новых технологий в об­ласти моделирования и конструктивного творчества;

— практически-утилитарные — разработка и внедрение изделий, имеющих внеличностный характер, т. е. предметов дизайна, которые не могут быть приобретены в личное пользование;

— антропологические — определение значимости предметов ди­зайна для жизнедеятельности человека и степени влияния их на по­вышение уровня комфортности и безопасности предметной среды.

Дизайн объединяет в себе несколько явлений, связанных с хозяй­ственно-экономической жизнью общества, культурой, искусством, деятельностью, предваряющей изготовление изделий и создание сре- довых объектов:

— массовое машинное промышленное производство, внедрение автоматизированных линий производства;

— урбанизация (сосредоточение населения в крупных городах);

— развитие науки, техники, использование достижений науки и техники в повседневной жизни (телевидение, электроэнергия, транс­порт и т.д.);

— традиции и опыт художественно-прикладных ремесел;

Читайте также:  Как оценивается зрение если у пациента отсутствует предметное зрение

— смена стилистических и концептуальных направлений в искус­стве.

Дизайн как явление социокультурного и эстетического развития общества, как вид искусства возник в начале XX в. благодаря тому, что появилась такая специальность — «дизайнер». Разные страны приписывают себе первенство в зарождении дизайна.

Германия заявляет, что именно Петер Беренс был первым чело­веком, который получил должность художественного директора в компании AEG. Его основной обязанностью была разработка дизай­на электротехнических изделий, имиджа всей компании, а также составление рекламных проектов, макетов архитектуры цехов. В Ан­глии первым дизайнером считается Кристофер Дрессер, который после окончания Национальной школы дизайна стал заниматься дизайном керамики, декоративных орнаментов, используемых для оформления интерьеров. Его изделиям были присущи практицизм, элегантность и минимализм деталей.

Если говорить о дизайнере как изобретателе, то в этом случае было бы справедливым считать первым дизайнером Леонардо да Винчи, который очень много времени посвящал разработке разных механизмов, летательных и плавательных аппаратов, машин на осно­ве проектно-конструктивной деятельности как одной из составляю­щих сторон дизайна.

Если рассматривать дизайн с точки зрения его практико-эсте- тических характеристик, то можно говорить, что уже древний человек был дизайнером. В последующие эпохи существовали предметы ди­зайна, однако их относили к прикладному и декоративно-прикладному искусству. Поскольку все они были разрознены, отличны друг от друга, не связаны единой концепцией, отсутствовала научно-теоре­тическая основа обоснования дизайна. Факт выделения дизайна из прикладного искусства никто не отрицает, однако оба вида продол­жают существовать.

Объединяющие черты этих направлений очевидны. Отличия со­стоят в следующем.

В о-п ервых, дизайн направлен на удовлетворение практических потребностей и только потом эстетических. Декоративно-прикладное искусство в основе своей преследует реализацию эстетических задач, которые не всегда имеют практическое значение. Например, дым­ковские игрушки очень красивые, интересные, разнообразные, но играть с ним в быту нельзя, поскольку они хрупки и могут от неосто­рожного движения разбиться.

Во-вторых, предметы дизайна футуристичны, т.е. направлены на будущее. Их появление и внедрение в практическую жизнь людей связано с отказом от устаревших форм, прежних технологий и со­зданием на их основе новых предметов среды. Декоративно-при­кладное искусство особо ценно тогда, когда оно сохраняет традиции и создает произведения на основе устоявшихся канонов. Например, чертежи Леонардо да Винчи характеризовали его взгляд на будущее, но не на прошлое.

В-т р е т ь и х, в дизайне по отношению к декоративно-прикладному искусству доминирует технологичность процесса получения продук­ции и их большая серийность. Декоративно-прикладное искусство хотя и допускает использование механизмов для изготовления пред­метов искусства, но ручной труд остается главной составляющей творческого процесса. И, несмотря на то что в некоторых промыслах допускается повторение сюжетов и мотивов, произведения все равно отличаются, пусть незначительными элементами, друг от друга, по­скольку мастер не может полностью повторить рисунок. То есть про­изведения декоративно-прикладного искусства можно считать един­ственными в своем роде.

Дизайн — самостоятельный вид проектно-конструкторской дея­тельности, имеющий свою специфику, которая заключается в син­тезе искусства и промышленного производства. Эстетические про­блемы дизайна как индустрии не ограничиваются тем, как выглядят вещи, их внешней стороной. Они связаны со всеми аспектами их функционирования, и это находит отражение в ряде положений.

1. Эстетическое и художественное не обособлены, как в различных видах «чистого искусства». Это обусловливает остроту проблемы от­ношений формы и функции.

2. Произведения дизайна всегда оцениваются в зависимости от контекста, т. е. от своего окружения.

3. Восприятие эстетической стороны дизайна более изменчиво, чем художественный вкус в целом.

4. В дизайне отражается возможность варьирования культурного потребления.

Виды дизайна

Первый, кто попытался систематизировать предметы дизайна, был Дж. Дорфлес, предложивший исходить из наличия или отсутствия в них механизмов:

— изделия, изготавливаемые индустриальным способом, но ли­шенные какого-либо механизма (посуда, мебель, рекламные щиты, одежда и т.д.);

— изделия, изготавливаемые индустриальным способом, но функ­ционирующие только при наличии встроенного механизма (бытовая техника, автомобили, аппараты и т.д.);

— изделия, выполняемые ручным способом.

Классификация Дж.Дорфлеса основывается на характере при­менения предметов дизайна.

Первая группа — изделия, имеющие престижно-статусный харак­тер. В этом случае на первый план выступают знаковый и эстетиче­ский факторы. Примером служат те изделия, по которым можно определить статус человека, при этом абсолютно неважно, имеют они механизм внутри или нет (часы, посуда, одежда, автомобили и бытовая техника, мебель и т.д.).

Вторая группа — изделия, имеющие внеличностный характер, где на первый план выступают утилитарно-практические факторы (пред­меты, которые в целом обществу необходимы для нормального раз­вития и жизнедеятельности, но человеку в личном пользовании не нужны). Например, железнодорожное полотно, вышка для линий электропередачи и т. д.

По функциональному назначению дизайн можно условно поделить на следующие виды.

Индустриальный дизайн. Охватывает широчайший крут объ­ектов — от самых незначительных и простых до глобальных и слож­ных. Первая группа — наукоемкие, технически сложные, опреде­ляющие хозяйственно-экономический потенциал государства (про­дукция машиностроения и станкостроения, средства транспорта, вооружение).

Вторая группа — предметы всеобщего потребления — подраз­деляется на несколько подгрупп в соответствии с характером их ис­пользования (мебель, посуда, игрушки, бытовые приборы, аппара­тура и т.д.).

Графический дизайн. Также продолжает многовековые традиции, один из наиболее распространенных видов дизайнерского творчества. Приобрел большее звучание в тот период, когда возникла необходи­мость рекламы (начало XX в.). Выполняет роль условного визуаль­ного посредника между производителями и потребителями. Это касается не только взаимоотношений торгового характера, но и лю­бых взаимовыгодных отношений в различных общественных фор­мациях. Сфера использования графического дизайна велика. Его разновидности следующие: упаковки, этикетки, открытки, разработ­ка фирменных знаков, шрифтов, рекламные щиты, объявления, афиши и т. д.

Компьютерный дизайн. Переходит из сферы прикладного со­стояния, обслуживавшего ранее сложившиеся виды дизайнерского проектирования, в самостоятельный вид творчества, включающий в себя направление, связанное с веб-сайтами в Интернете. Построение графических изображений, всей системы информации в этой сети определяется своими, довольно жесткими правилами.

Дизайн архитектурной среды (интерьеры и внешняя архитек­турная среда вокруг архитектурных сооружений). Решение интерье­ров и оборудования общественных, производственных зданий, жилых помещений имеет свои особенности, определяющие круг дизайнер­ских задач и проектных методов.

Оформлению архитектурной среды не всегда придавалось большое значение. В прошлые столетия акцент чаще всего ставился на самой архитектуре, ее стилистическом и конструктивном оформлении. И только в 60-е гг. XX в. методы дизайна стали широко применяться при формировании среды. Появились благоустроенные пространства городов, возникло новое направление — ландшафтный дизайн, ко­торый потеснил традиционные садово-парковое искусство и ланд­шафтную архитектуру.

Дизайн выставочных экспозиций (праздничное оформление среды жизнедеятельности) — промежуточное звено между графиче­ским дизайном и дизайном архитектурной среды. Обладая свойствен­ными только ему характерными особенностями и традициями, спо­собствует формированию эстетического восприятия и отношения к различным экспонатам, представленным на выставках.

Дизайн одежды и аксессуаров. Давнее направление, поскольку вопросы моды всегда волновали человечество в целом и женскую его половину в частности. Индустрия одежды и аксессуаров в тесном их взаимодействии новое звучание приобрела совсем недавно. В мире моды выделяется несколько направлений:

— создание коллекций «от кутюр»;

— выпуск более крупных и серийных коллекций «пред-а-порте»;

— массовый выпуск серийных коллекций. В нем находят отражение отдельные идеи первых двух направлений, но из-за не всегда каче­ственного выполнения продукция становится безликой, неиндиви­дуальной, модель не просто выполняется большим тиражом, она предусматривает значительный размах в антропометрических раз­мерах потенциальных покупателей, без учета особенностей фигуры того или иного человека. Например, мини-юбка поступает к потре­бителю сразу нескольких размеров от 40-го до 54-го. Понятно, что женщина 54-го размера в мини-юбке будет смотреться несколько нелепо. Такой подход, безусловно, формирует вкус значительной части населения, не всегда характеризующийся высоким уровнем.

Арт-дизайн (от англ. art — искусство). Его специфика заключа­ется в реализации художественно-эстетической идеи в процессе со­здания образа. Изделия лишаются утилитарной функции (если и сохраняют, то в меньшей степени). Таким образом, предметы арт- дизайна становятся исключительно декоративными, выставочными. В связи с переходом к рынку оригинальных по своей форме, идее, технике изделий опыт произведений арт-дизайна все шире исполь­зуется в проектировании продукции индустриального дизайна.

Дизайнерские изделия делятся на следующие группы.

По признаку массовости производства:

Массовые предметы дизайна, рассчитанные на повсеместное их применение.

Корпоративные изделия, ограниченные определенным количе­ством и рассчитанные на потребление отдельной группой людей.

Индивидуальные предметы дизайна, выпускаемые в единичных экземплярах, приобретающие статус произведения искусства.

По характеру участия человека в процессе изго­товления изделий:

Автоматизированный дизайн, предметы которого выполняются исключительно автоматическим способом при косвенном руководстве человека (изделия, сбираемые автоматами на конвейерных ли­ниях).

Частично автоматизированный дизайн, изделия которого вы­полняются при равном участии в процессе изготовления как авто­матов, так и человека (человек выполняет творческую часть работы, а автомат механическую).

Ручной дизайн. Его изделия выполняются только ручным спо­собом, что делает его особо ценным.

По степени отношения ко времени:

Архаический дизайн. Создание изделий, отражающих традиции и идеи прошлого (исторические костюмы для спектаклей, маскарадов, праздников; татуировки; мебель и т.д.), использование изделий, вы­полненных в прошлых эпохах с целью их модернизации (винтаж).

Актуальный дизайн отражает идеи современности и направлен на удовлетворение потребностей сегодняшнего дня.

Футуристический дизайн. Наглядная модель, раскрывающая идеи будущего, а также прогнозирующая потребности и эстетические воззрения будущего поколения.

Дизайн как вид искусства, как явление истории и искусства мож­но рассматривать с различных сторон и с разных точек зре­ния. Эволюция стилей вызывает смену форм в зависимости от культурно-исторических эпох и художественных открытий.

Функциональная сторона дизайна помогает взглянуть на вещь не только с позиции условий ее использования, но и в отношении изобретательности ее создателя.

Конструктивная сторона обусловлена традициями в области про­странственных, динамических, модульно-геометрических структур.

Коммуникативная сторона раскрывает изделия с позиции со­циума, его потребностей и взаимоотношений.

Технологическая сторона связана с изучением, внедрением раз­личных технологий, которые помогают наилучшим способом достичь цели.

Художественно-эстетическая сторона раскрывает ценностный аспект вещи, ее индивидуальность и изысканность. Дизайн много­гранен, многофункционален и всегда интересен. Поэтому необходи­мо не только знакомить с ним детей дошкольного возраста, посколь­ку он окружает ребенка повсеместно, но и включать его в процесс дизайнерского творчества. В дизайне синтезируются различные об­ласти жизнедеятельности человека, помогающие ему раскрыться как личности.

Контрольные вопросы

1. В чем отличие дизайна от декоративно-прикладного искусства?

2. Какие задачи решает дизайн?

3. С чем связано, что дизайн как явление культуры оформился только к началу XX в.?

4. Какое значение имеет дизайн в жизни ребенка? Влияют ли предметы дизайна на творческое развитие дошкольника?

5. В чем заключается специфика арт-дизайна?

Источники:
  • http://www.kp.ru/specproject/msk/shinglas/articles/664/
  • http://poisk-ru.ru/s52318t4.html