Меню Рубрики

Что такое тип личности с точки зрения социологии

Формирование личности – процесс длительный и сложный. Общество предъявляет к индивидам определенные (и достаточно жесткие) требования. Через систему образования и воспитания оно стремится сформировать тип личности, наилучшим образом отвечающий предъявляемым им требованиям. В связи с этим и выделяют отдельные типы личности в социологии.

В силу разных объективных и субъективных особенностей в обществе формируются различные типы личностей. На это оказывают влияние различные аспекты количественного характера (социальная активность людей) и качественного (направленность активности может сознательной или стихийной, созидательной или разрушительной). Эти характеристики определяются социальной структурой общества, его нормативной культурой и ценностными ориентациями, а также самосознанием, установками и стилем мышления отдельных индивидов.

Личность с точки зрения социологии – это ядро, связывающее психические процессы человека и придающее его поведению определенную устойчивость и логическую последовательность. По признаку, главным образом влияющим на это ядро, типы личности в социологии определяются разными теориями: психобиологической (У. Шелдон), биосоциальной (Ф. Олпорт, К. Роджерс), психосоциальной (К. Хорни, К. Адлер), психостатической («факторные» – Д. Айзенк ,Р. Кеттел и др.).

Социальные типы личности в социологии определяются как продукт комплексного переплетения социально-экономических и историко-культурных условий жизни людей.

В социологической науке предлагаются различные типологии личности. М.Вебер за критерий типологии взял особенности социального действия, то есть степень его рациональности. К.Маркс главным признаком считает классовую и формационную принадлежность. Э.Фромм выделяет типы личности в зависимости от социального (в противовес индивидуальному) характера. По Фромму типы личности выделяются рецептивного (пассивного), эксплуататорского, накопительного и рыночного характера.

Типы личности в социологии – это модели личности, которые социологией (а также и психологией) используются как образцы для группировки при классификации, изучении и упорядочении множеств личностей. Различные теории выделяют идеальные конкретно-исторические и эмпирические типы личности.

В западной теории широко применяется типология на основе личностных показателей. Так К.Юнг выделяет типы на основе сензитивности, мыслительности, переживания оценки, интуитивности, экстравертивной или интровертивной направленности. По Х.Айзеку главными характеристиками индивидов являются такие понятия как экстраверсия и интроверсия. Экстраверты характеризуются тенденцией направлять энергию психики вовне, а интроверты – внутрь себя.

Типы личности в социологии на современном этапе принято выделять также следующие: традиционалисты, идеалисты, фрустированный тип, реалисты, гедонисты.

Традиционалисты нацелены на такие ценности как порядок, долг, законопослушание, дисциплина. При этом самостоятельность, стремление самореализоваться у них почти отсутствует. Идеалисты отрицают традиционные нормы, независимы, скептичны по отношению к авторитетам и ориентированы на саморазвитие. Фрустированный тип отличается низкой самооценкой, подавленным самочувствием и ощущением выброшенности из жизни. Реалисты стремятся к самореализации, обладают чувством ответственности и долга, самодисциплины и самоконтроля. Гедонисты стремятся к получению удовольствия, преимущественно в виде удовлетворения простых потребительских желаний.

Ролевая теория личности в социологии была создана представителями структурно-функционального направления Д. Морено, Т. Парсонсом и другими. Они рассматривали личность сквозь призму социальных ролей в обществе. В обществе объективным является разделение труда, в связи с чем появляются различные социальные статусы и роли людей, находящиеся в функциональной связи.

  • Предмет и объект социологии
  • Предмет, структура и функции социологии
  • Социология и социологические теории
  • Социальная парадигма
  • Основы социологии
  • Научная социология
  • Структура и уровни социологического знания

Основные социальные типы личностей

Социальный тип личности представляет собой продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей.

В социологии предлагаются различные критерии и уровни обобщения социальной типологии личности. Так, принято выделять модальный, идеальный и базисный типы личности. Модельным называют тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Базисный тип — тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям, рассматривается как эталон личности будущего.

Большой вклад в разработку социальной типологии личности внес американский социолог и психолог Э. Фромм (1900-1980), создавший концепцию социального характера. Согласно его теории, связями между психикой людей и социальной структурой выступают социальные характеры, выработанные психикой человека под воздействием социальной среды. По его определению, социальный характер представляет собой «ядро структуры характера, свойственное большинству членов определенной культуры». Э. Фромм считал, что значение социального характера состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно адаптироваться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. В человеческой истории он выделил четыре типа социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный.

Наиболее распространенной в современной социологии считается типология личности в зависимости от их ценностных ориентаций:

  • традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены очень слабо;
  • у идеалистов, наоборот, сильно выражены независимость и критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение к авторитетам;
  • для фрустрированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как выброшенного из потока жизни;
  • реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем;
  • гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», стремление «насладиться жизнью» и удовлетворить потребительские желания.

Иными словами, социальный тип личности — это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них — на его реальное поведение.

Коллективист

Коллективистская личность возникает в недрах первобытнообщинного строя и проходит следующие стадии: 1) патриархальную; 2) пролетарскую; 3) советскую. Она характеризуется определенным характером, ментальностью, мировоззрением.

Патриархальная личность религиозна, необразованна, занята сельскохозяйственным трудом, формируется в патриархальной семье, обладает малой социальной мобильностью, видит смысл своей жизни в религиозности и выполнении традиционных ролей, ставит интересы общины выше своих, органически коллективна. Ценностью патриархальной личности является прежде всего родственная (и личная) связь людей, входящих в большую (патриархальную) семью. Она формируется в доиндустриальном (аграрном) обществе, которое повсеместно господствовало до XIII века. Такие общества и личности сохраняются и сейчас на обширных территориях Земли, в том числе в России, в несколько измененном виде.

Индустриальные пролетарии стали новыми, постпатриархальными коллективистами, их объединили тяжелый механический труд, бедность, маргинальность (как недавних выходцев из деревни), бесправие, ненависть к буржуа, желание изменить свое социальное положение, революционность. Масса пролетариев, образовавшихся в России в результате роста капитализма, на фоне мировой войны стала социальной базой революций 1917 года, гражданской войны, советского социализма и коллективизма. А на Западе рабочие стали социальной базой формирования мелкобуржуазного среднего класса, буржуазного социализма, солидаризма.

Советский коллективист оказывался связан с множеством коллективов: школьным, студенческим, производственным, армейским и т. п. Он был административно-коллективистский человек, потому что находился в рамках административно-командных отношений, пронизывавших все трудовые коллективы. Советская личность занималась но преимуществу промышленным трудом, оставаясь исполнительной (безынициативной).

Ценностью пролетарской и советской личности объявляли прежде всего связь со своим трудовым коллективом: профессиональная, профсоюзная, партийная, комсомольская и т. п. Зависимость от него предполагала как персонального властителя (отца семейства, начальника, секретаря парткома и т. п.), гак и подчиненных (родственников, нижестоящих трудящихся и т. п.). Родственники и члены коллектива образуют круг свои:с, противостоящий остальным — чужим. Родственные и коллективистские отношения ценились выше политических, правовых, официальных. Социальное пространство коллективистской личности огромно: родственники и члены своего коллектива должны поддерживать «своих» на всей Земле.

Коллективистская личность убеждена, что именно власть дает богатство: землю, связи, подданных. Понятия власти, господства, управления, судейства, с одной стороны, и исполнительности, покорности, терпения, безынициативности, с другой стороны, образующие ментальность коллективистов, известны им лучше, чем понятия прибыли, цены, эффективности, экономности и т. и. Инновации для коллективистской личности затруднительны: она строго следует традициям. Изменения в производстве, военном деле, управлении происходят медленно и преимущественно под воздействием внешних контактов.

Коллективистская личность функциональна, т. е. создана для выполнения от века данных общественных функций: отца или матери, пахаря или скотника, землепашца или ткача, воина-защитника и т. п. Социальная роль воспринимается такой личностью как данная от Бога: остается только ей выучиться и соответствовать всю жизнь. В коллективистской личности происходит разделение моральных ориентаций: у одних (подчиненных) преобладают чувство обязанности и совесть, а у других (управленцев) — чувство чести, долга. Справедливостью для коллективистской личности является строгое следование своему статусу и традиции, закрепленным от века. Несправедливостью считается поведение, противоречащее этому статусу, ритуалу, традиции. В советском обществе справедливостью считали социальное равенство.

Советские коммунисты поставили задачу создать искусственного сверхколлективиста вместо природного человека. Для этого они (1) уничтожали целые социальные слои из досоветского общества, (2) запугивали остальных и (3) пытались формировать в молодежи коммунистического человека со следующими чертами: «. преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, странам социализма (и ненависть ко всем остальным. — С.С.); добросовестный труд на благо общества: кто не работает тот не есть (Бродский был осужден как тунеядец, так как занимался поэзией. — С.С.); забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния (но не своего. — С.С.); высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов; коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного; гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку — друг, товарищ и брат (если это советский человек. — С.С.); . непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству; . непримиримость к врагам коммунизма, делу мира и свободы народов».

Индивидуалист

Основой западного общества является индивидуалистическая личность. Различают индивидуалистическую личность античного, буржуазного, индустриального, постиндустриального общества. Важнейшей потребностью индивидуалиста становится потребность в свободном самоутверждении при выполнении своего долга и на фоне религиозности. Смерть рассматривается как рубеж самоутверждения, с которого личность оценивает свой жизненный путь, а не только с точки зрения религиозной. Индивидуальные интересы должны гармонировать с общественными. Общество выступает средой самоутверждения индивида. Приверженность свободе позволяет индивидуалисту, с одной стороны, отказаться от сковывающих патриархальных и религиозных догм, а с другой стороны, оставляет его наедине перед выбором, в котором индивидуалист может рассчитывать только на свое сознание, волю и Бога.

Массовым индивидуалистом индустриального общества стал буржуа (горожанин), одновременно являвшийся творцом капиталистического строя. Сущность последнего проявляется в (1) частной собственности, производстве ради прибыли, рыночных отношениях, конкуренции; (2) политической демократии; (3) либеральном мировоззрении, ментальности, мотивации. Ведущей для буржуа становится потребность в прибыли, эффективности производства, рыночной конкуренции, политической демократии.

Если для патриархала развитие идет по кругу (циклами), повторяя из века в век одни и те же состояния, то для индивидуалиста развитие идет от простого к сложному, от старого к новому, от известного к неизвестному, т. е. в форме прогресса. Выражением индивидуализации времени является использование часов и сбережение времени («время — деньги»). У индивидуалиста возникает проект — образ своей жизни не как судьбы, а как прогрессивного (карьерного) процесса восхождения от одной вершины к другой, пока жизненная дорога не оборвется со смертью. (Образ индустриального индивидуалиста Гарри дан, например, в романе Германа Гессе) «Степной волк»

Александр Зиновьев так характеризует постиндустриального индивидуалиста: «Сверхчеловек — это внутренне упрошенное, рационализированное существо, обладающее средними умственными способностями и контролируемой эмоциональностью, ведущее упорядоченный образ жизни, заботящееся о своем здоровье и комфорте, добросовестно и хорошо работающее, практичное, расчетливое, смолоду думающее об обеспеченной старости, идеологически стандартизированное, но считающее себя при этом существом высшего порядка по отношению к прочему (не западному) человечеству». Формула Гоббса «человек человеку — волк» превращается у постиндустриальных индивидуалистов в формулу «человек человеку — киборг».

Индивидуатистическая цивилизация и ее тип личности вступили в период своего заката в начале XX века, что осознали Кьер- кегор, Маркс, Ницше, Шпенглер. Питирим Сорокин отметил кризис и сфер общества, и экономической формации, и европейской цивилизации. В результате этого кризиса православная (восточная) часть христианского мира (Россия) вошла в советский (индустриально-коллективистский) строй с соответствующими цивилизацией и личностью, а западная христианская культура, учтя советский эксперимент, создала солидаристский строй, (цивилизацию и личность).

Солидарист

Солидаристская личность представляет собой результат конвергенции коллективистского и индивидуалистского типов личности. Она возникает, как случайные экземпляры, еще в античном обществе, развивается в индустриальном (буржуазном и советском), совершенствуется в постиндустриальном (информационном). На всем протяжении своего существования она сохраняет, совершенствует, дополняет собственные отличительные черты, оказывая стимулирующее влияние на типы обществ. Солидарист видит смысл своей жизни в самореализации, на пользу своему народу и человечеству, ориентирован на индивидуализм в быту и отдыхе и на коллективизм в профессиональной и гражданской сферах, разбирается в международных проблемах (глобализация, экологический кризис, постиндустриализм)

Солидариста иначе называют мещанином (обывателем). Герман Гессе так определил его в романе «Степной волк»: «Мещанство» же, всегда наличное людское состояние, есть не что иное, как попытка найти равновесие, как стремление к уравновешенной середине между бесчисленными крайностями и полюсам человеческого поведения У человека есть возможность целиком отдаться духовной жизни, приблизиться к божественному (или коммунистическому. — С.С.) началу, к идеалу святого. Есть у него, наоборот, и возможность целиком отдаться своим инстинктам, своим чувственным желаниям и направлять все свои усилия на получение мгновенной радости. Один путь ведет к святому, к мученику духа, к самоотречению во имя Бога (или коммунистической идеи. — С.С.). Другой путь ведет к развратнику, к мученику инстинктов, к самоотречению во имя тлена. Так вот, мещанин пытается жить между обоими путями, в умеренной середине. Он никогда не отречется от себя, не отдастся ни опьянению, ни аскетизму, никогда не станет мучеником, никогда не согласится со своей гибелью, — напротив, его идеал — не самоотречение, а самосохранение, он не стремится ни к святости, ни к ее противоположности, безоговорочность, абсолютность ему нетерпима, он хочет служить Богу, но хочет служить и опьянению, он хочет быть добродетельным, но хочет и пожить на земле в свое удовольствие. Короче говоря, он пытается осесть посредине между крайностями, в умеренной и здоровой зоне, без яростных бурь и гроз, и это ему удается, хотя и ценой полноты жизни и чувств, которую дает стремление к безоговорочности, абсолютности, крайности. Жить полной жизнью можно лишь ценой своего «я». А мешанин ничего не ставит выше своего «я» (очень правда, недоразвитого). Ценой полноты, стало быть, он добивается сохранности и безопасности, получает вместо одержимости Богом спокойную совесть, вместо наслаждения — удовольствие, вместо свободы — удобство, вместо смертельного зноя — приятную температуру. Поэтому мешанин по сути своей — существо со слабым импульсом к жизни, трусливое, боящееся хоть сколько-нибудь поступиться своим «я», легко управляемое. Поэтому-то он и поставил на место власти — большинство, на место силы — закон, на место ответственности — процедуру голосования».

Солидаристы образуют средний класс западного социал-демократического общества. Они реализуют несколько принципов, являющихся в той или иной мере чертами мировоззрения, ментальности, характера, институтов, образа жизни. Эти принципы были описаны в трудах Бернштейна, Гэлбрейга, Брандта, Хайека и других: свободная ответственность, относительное равенство, солидарность людей, приобретающие конкретно-историческое содержание. Солидарист признает свободу индивидов, институтов, организаций, но в рамках правил и принципов по согласованию соперничающих интересов и нахождению компромисса в том, что касается преимуществ. Развитое право, система законов регулируют все сферы общественной жизни.

Солидарист (так же, как индивидуалист) исходит из принципа, что никто из людей точно не знает, в чем состоят их общественные интересы (ценности). Правда, церковь, общественные науки и опирающиеся на них политики формулируют общественные интересы, строят на их основе прогнозы развития общества и человечества. Эти прогнозы не носят государственно-принудительного характера, а являют собой рекомендации индивидам, общностям, институтам, общественным сферам, остающимся относительно самостоятельными (свободными и ответственными). Это позволяет избежать ошибок индивидуализма и коллективизма.

Солидарист, с одной стороны, признает неравенство людей по их характерам, способностям, ментальности, что позволяет им самим найти свое место в обществе. Но одновременно он знает, что государство, церковь и гражданское общество помогают людям обнаружить свои способности, предлагают им на выбор разные рабочие места и социальные статусы, направляют процессы социальной мобильности. С одной стороны, у солидариста есть свобода выбора, а с другой стороны, она ограничена законами государства. Солидаристское общество — общество относительно равных возможностей.

Социальная типология личности (типы личностей)

Несовпадение статусов

Индивид обладает множеством статусов и принадлежит к множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков. В общественном мнении со временем выражается и поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов, где одни ценятся и уважаются больше, чем другие. Место в такой незримой иерархии статусов называется рангом. Существуют высокие, средние и низкие ранги. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества и тогда она называется межгрупповой, а также между индивидами в рамках одной группы — это внутригрупповая. Здесь место человека выражается тем же термином ранг. Несовпадение статусов описывает, противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархии, оно возникает при двух обстоятельствах:

— когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а в другой низкий;

— когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей других.

Каждое общество заинтересовано в определенном, наилучшим образом соответствующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это находит свое воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации и так далее. Социальный тип личности – это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них – на него социальное поведение.

Социальный тип личности — это результат сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. В социологии существуют различные варианты социальной типологии личности. Например, М. Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, а если более конкретно — степень его рациональности, Маркс — формационную и классовую принадлежность индивида. Для Э. Фрома социальный тип личности как господствующий тип характера — это форма связи индивида и общества. Он считает, что социальный характер позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Анализируя историю человечества, Фром выделил несколько типов социального характера:

В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентации:

традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств как стремление к самореализации и самостоятельности у этого типа личности весьма низкая;

идеалисты — наоборот, в этом типе сильно выражено критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение к авторитетам, установка на саморазвитие во что бы то ни стало;

фрустированный тип личности, для него характерна низкая самооценка, угнетенное, подавленное мироощущение, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни;

реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем;

гедонические материалисты ориентированы первую очередь на получение удовольствия «здесь и сейчас» и эта погоня за наслаждениями жизни приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний.

В социологии принято также выделять модальный, идеальный и базисный типы личностей. Модальный тип личности тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям, это тип личности как пожелание на будущее, как идеальная модель. Базисный тип личности тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития.

Таким образом, социальный тип личности — это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них на его реальное поведение.

Личностная активность, отношение к социальной действительности являются основой типологии личности. Однако разработать единствен­ный, наиболее адекватный тип личности невозможно. В силу чего суще­ствует несколько типологий личности. Так, например, возможно крити­ческое и некритическое отношение к социальной реальности, в соот­ветствии с которым человек строит модели собственного поведения.

Некритический конформистский тип — принимая данный тип действительности, человек может быть весьма деятельным прагматиком, активно достигать собственных целей, его принцип: максимум пользы, минимум неудобств. Другим вариантом конформистской личности является эскейпизм, сознательное бегство от общества. Модель пове­дения такого человека характеризуется социальной пассивностью, ней­тральным отношением к моральным и политическим ценностям, стремлением к максимальному ограничению общественных связей.

На основе критического отношения к социальной реальности фор­мируется четыре типа личностного поведения: нигилист, реакцио­нер, реформатор, революционер.

Нигилист — пренебрежительно относится к повседневным ситуа­циям настоящего, оценивая его с позиции либо идеализиро­ванного будущего, либо идеализированного прошлого. В силу чего он внутренне готов к тотальному разрушению во имя «но­вого порядка», который «осчастливит» все человечество. Ниги­лизм довольно часто является результатом краха романтичес­ких иллюзий, но может быть и прикрытием эгоистических ус­тремлений и банальной лености.

Реакционер (консерватор, ретроград) — модель личностного по­ ведения, целью и мотивом которого является стремление со­хранить (возродить) патриархальные ценности, воспрепятство­вать различного рода новациям.

Революционер как тип личности стремится к преобразованию на личного бытия, и, прежде всего к его разрушению. Хотя довольно часть революционеры — прагматики, однако их прагматизм не направлен на личные выгоды, они, скорее аскеты и готовы к жертвенности ради идеалов революции. Профессиональные революционеры ориентированы на высокую ответ­ственность, постоянную мобилизацию, высокую организован­ность и героизм. Такой тип личности наибольшее распростра­нение находит в обществах переходного типа, в кризисные, критические периоды истории.

Реформатор — тип ориентации личностного поведения на реа­лизм в оценках ситуации и целей и средств ее преобразования. Для него характерны склонность к компромиссам, решитель­ность и ответственность за выполнение поставленных целей.

Известный представитель конфликтологического направления в социологии Р.Дарендорф использует термин Аристотеля homo politicus, то есть человек политический, участвующий в общественной жизни и управлении, разработал свою социальную типологию личности. Он подчеркнул, что личность — это продукт развития культуры и социальных условий и пользуется термином homo sociologihus (человек социологический) выделял его виды:

1) homo faber — человек трудящийся, в традиционном обществе, то есть личность, несущая бремя, наделенное важной общественной функцией;

2) человек массовый — современный потребитель, личность, сформированная массовым обществом;

3) человек универсальный — способный заниматься разными видами деятельности, способный к всевозможным занятиям;

4) человек, зависящий от государства,

Д. Рисмен — социолог из США разработал свою концепцию так называемого
одномерного человека. Он считал, что под влиянием пропаганды, впитывая информационно- социальные стереотипы, человек формирует упрощенные схемы черно-белого видения проблем. Современное общество делает людей как бы одномерными, воспринимающими происходящее с помощью примитивных альтернатив и противоречий, то есть личностями с упрошенным социальным восприятием и примитивной интерпретацией.

Такие атрибуты современной жизни, как урбанизация, инду­стриализация, усиливающаяся мобильность, развитие средств мас­совой коммуникации накладывают свой отпечаток на человечес­кую личность. В 70-х гг. XX в. было проведено сравнительное изучение шести развивающихся стран (Аргентины, Чили, Индии, Из­раиля, Нигерии и Пакистана), в результате которого была постро­ена аналитическая модель современной личности.

Согласно этой модели основными чертами современного человека являются:

открытость экспериментам, инновациям и изменениям. Это может выражаться в различных формах — от готовности принять новое лекарство, воспользоваться новым средством передвижения до принятия новой формы брачной церемонии или нового типа обучения;

способность признавать существование разных точек зрения, готовность к плюрализму мнений, отсутствие страха, что взгляды других изменят его собственное видение мира;

— ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое;

экономия времени; пунктуальность;

уверенность в возможности покорения природы, контроля над политическими, экономическими и другими социальными проблемами;

планирование будущих действий для достижения поставлен­ных целей, как в общественной, так и в личной жизни;

высокая ценность образования и обучения;

уважение достоинства других, включая тех, кто обладает низким статусом или меньшей властью.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 7702 — | 6713 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

16. Личность в социологии. Типология личностей. Социализация личности.

Именно социальное, (неприродное) начало человека и отражается в понятии «личность». Личность в социологии понимается как целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития, субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Если личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, то используется понятие «Индивид». Если нужно подчеркнуть уникальность и неповторимость конкретной личности, то используется понятие «индивидуальность».

Личность выступает как носитель общих и специфических социальных свойств человека, характеризующих его национальную и классовую принадлежность, профессию и вид деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации, интересы, цели, идеалы. В процессе своей жизнедеятельности в обществе личность играет различные социальные роли.

При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.

Социальная типология — выявление ее сущностных черт, обусловленных образом жизни.

Типы личности: 1. Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у этого типа личности весьма низкая. 2. У идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетам, установки на саморазвитие во что бы то ни стало. 3. Для фрустированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетение, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни. 4. Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем. 5. Гедонистические материалы ориентированны в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний. В социологии принято выделять также модальный, идеальный и базисный типы личности. Модальный тип личности – тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как пожелание на будущее. Базисный тип личности – тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. Иными словами, социальный тип личности – это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них – на его реальное поведение.

Социализация — это процесс усвоения индивидом социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Социализация включает в себя: (из лекции)

— усвоение человеком социальных ролей и образцов поведения

— овладение нормами и ценностями, традициями, символами культуры

— приобретение собственного соц. культурного округа

-достижение статуса «взрослого» т. е. самостоятельного и автономного субъекта, способного к принятию ответственных и грамотных решений, касающихся его жизни.

В зависимости от жизненных циклов ( детство, юность ,зрелость, старость)

В зависимости от трудовой деятельности (до, трудовой, после)

Первичная социализация (от рождения до формирования личности)

Вторичная социализация (от формирования личности до последнего дня)

17. Социальный статус — показатель социального положение, занимаемого индивидом или социальной группой в обществе. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

Согласно своего статуса человек обязан выполнять конкретные требования, ведущие за собой определенные действия.

Тем самым признают его общественную значимость, а также требуют и ждут от него конкретных действий и поступков.

прирожденный статус — статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи — с рождения и до тех пор, пока существует монархия.

приобретенный (достигаемый) статус — статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост).

предписанный (приписываемый) статус — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

Несовпадение статусов возникает: 1) когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую в другой; 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают осуществлению прав и выполнению обязанностей другого статуса.

Примеры: ученому пришлось уйти работать продавцом в коммерческий киоск, пожилого человека используют в качестве мальчика на побегушках, министру — участвовать в переговорах с террористами. Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах — среди друзей, родственников, сослуживцев.

Социальная роль – 1) ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус 2) совокупность конкретных действий, которые должен выполнять человек, занимающий определённое положение (статус) в данном обществе.

Основные черты любой социальной роли:

эмоциональная содержательность (эмоциональной сдержанности и раскованности)

способ получения роли (предписыва-ние или приобретение)

масштаб (определяется количеством людей, на которых влияет роль)

формализация (строго установленная или размытая)

мотивация (побуждение, ориентация на личную прибыль или общее благо)

Ролевой набор – совокупность ролей, связанных с одним статусом. В ролевом наборе можно выделить основные (типичные) социальные роли — семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические роли и ситуационные — роли пассажира, пешехода, покупателя, зрителя и др. Ролевой набор формирует набор социальных отношений.

Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли.

Ролевое поведение – фактическое поведение того, кто играет роль. Нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково.

постоянные и временные;

предписанные и достигнутые;

активные и латентные (скрытые, внешне не проявляющиеся);

по степени интенсивности исполнения, по степени включённости в роль: нулевая стадия, ритуальная роль, углублённое исполнение роли, гипноз, невроз, экстаз, вера в сверхъестественные силы.

18. Социальная стратификация — это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни.

Стратификация — это деление общества на специальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по горизонтали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателямсоциального статуса). Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними — основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторамблагосостояния,власти,образования,досуга,потребления.

Во всем мире используют два показателя стратификации:

1. высота стратификации — социальная дистанция между самым высоким и самым низким статусами данного конкретного общества;

2. профиль стратификации — показывает соотношение численности мест (социальных позиций) в социальной структуре общества по мере повышения статуса.

По мнению ряда российских ученых, в настоящее время в стране сложилась такая стратификация: элита (крупные предприниматели и собственники, политики, высшая бюрократия, генералитет) – 0,5%; верхний слой (крупные чиновники, бизнесмены, высокооплачиваемые специалисты) – 6-7%; средний слой (мелкие частные предприниматели, работающие по найму специалисты) – 21%; базовый слой (полуинтеллигенция, работники массовых профессий сферы торговли и сервиса, квалифицированные рабочие и крестьяне) – 65%; нижний слой (технические служащие, работники без квалификации, люмпены) – 7%. Социальная стратификация российского общества выявила новые престижные группы, к которым стали относиться финансисты, банкиры, работники налоговых структур, юристы. В то же время в ряде молодежных слоев получила широкое распространение, приобрела особый авторитет криминальная этика. И это не случайно, учитывая, что в настоящее время в теневой экономике (непосредственно и параллельно) занята большая часть рабочей силы. Из них в 1998 г. 9 млн россиян принимало участие в криминальном бизнесе (охватывающем более 40 тыс. хозяйственных объектов). Коррупция стала атрибутом государственного устройства. В последние годы, несмотря на наличие низких потребительских стандартов и переживаемые страной сложности, отмечается постепенное складывание среднего класса.

19. В социологии известны четыре главных типа стратификации — рабство, касты, сословия и классы.

Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип — открытые. закрытым является такое обществе, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены.

Рабство — исторически первая система социальной стратифика­ции. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранилось в ряде регионов практически до настоящего времени. Рабство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и край­ней степенью неравенства. Оно исторически эволюционировало. Примитивная форма, или патриархальное рабство, и развитая форма, или классическое рабство, существенно различаются. В первом случае раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать. На зрелой стадии раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участво­вал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Раз­решалось убивать его. Он не владел собственностью, но сам счи­тался собственностью хозяина («говорящим орудием»). Рабство. При данной системе стратификации выделяются две основные группы населения, различающиеся по своему статусу, правам и обязанностям: свободные и рабы;

Касты. обнаружены только в Индии и отчасти в Афри­ке. Индия — классический пример кастового общества. Кастой называют социальную группу (страту), членством в ко­торой человек обязан исключительно рождению. Он не может пе­рейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение человека закреплено индусской религией. Согласно ее канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшест­вующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот. Всего в Индии 4 основных касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) и около 5 тыс. не основных каст и подкаст. Касты. При кастовой системе стратификации статус определяется с рождения и является пожизненным;

Сословия. В феодальных обществах, которые существо­вали в Европе с IV по XIV в., люди разделялись на сословия. Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наслед­ству правами и обязанностями. Для сословной системы, включаю­щей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравен­стве их положения и привилегий. Классическим образцом сослов­ной организации являлась Европа, где на рубеже XIV-XV вв. обще­ство делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, кре­стьяне). А в X-XIII вв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купе­чество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Со­словия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определялись юриди­ческим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры меж­ду сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри со­словий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским со­словием (рыцарством). Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем вы­ше был его статус. В противоположность кастам межсословные браки вполне допускались, допускалась и индивидуальная мо­бильность..

В классовом обществе государство не за­нимается вопросами социального закрепления своих граждан. Единственный контролер — общественное мнение людей, которое ориентируется на обычаи, сложившуюся практику, доходы, образ жизни и стандарты поведения. Поэтому точно и однозначно оп­ределить число классов в той или иной стране, число страт или слоев, на которые они разбиваются, принадлежность людей к стратам очень сложно. Необходимы критерии, которые выбира­ются достаточно произвольно. В социологии критерием отнесения человека к тому или иному слою являются не только доход, но также объем власти, уровень образования и престиж занятия, которые предполагают специфический образ жизни и стиль поведения. Можно получать очень много, но все деньги неумело потратить или пропить. Важен не только приход денег, но и их расход, а это уже образ жизни.

С тех пор как Л.Уорнер разработал свою концепцию классов, прошло более полувека. Сегодня она пополнилась ещё одним слоем и в окончательном виде представляет семипунктовую шкалу.

Верхний — высший класс включает «аристократов по крови», которые 200 лет назад эмигрировали в Америку и в течение многих поколений скопили несметные богатства. Их отличает особый образ жизни, великосветские манеры, безупречный вкус и поведение.

Низший — высший класс состоит главным образом из «новых богатых» ,еще не успевших создать мощные родовые кланы, захватившие высшие посты в промышленности, бизнесе, политике. Типичные представители — профессиональный баскетболист или эстрадная звезда, получающие десятки миллионов, но в роду у которых нет «аристократов по крови».

Верхний — средний класс состоит из мелкой буржуазии и высокооплачиваемых профессионалов: крупные адвокаты, известные врачи, актеры или телекомментаторы. Образ их жизни приближается к великосветскому, но позволить себе фешенебельную виллу на самых дорогих курортах мира или редкую коллекцию художественных раритетов они еще не могут.

Средний-средний класс представляет самую массовую прослойку развитого индустриального общества. Она включает в себя всех хорошо оплачиваемых служащих, среднеоплачиваемых профессионалов, одним словом, людей интеллигентных профессий, в том числе учителей, преподавателей, менеджеров среднего звена. Это костяк информационного общества и сферы обслуживания.

Низший — средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные рабочие, которые по характеру и содержанию своего труда тяготеют скорее не к физическому, а к умственному труду. Отличительная черта — приличествующий образ жизни.

Верхний — нижний класс включает средне- и малоквалифицированных рабочих, занятых в массовом производстве, на местных фабриках, живущих в относительном достатке, но манерой поведения существенно отличающихся от высшего и среднего класса. Отличительные черты: невысокое образование(обычно полное и неполное среднее, среднее специальное), пассивный досуг(просмотр телевизора, игра в карты и т.д.), примитивные развлечения, часто чрезмерное употребление спиртного и нелитературной лексики.

Нижний — низший класс составляют обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих малопригодных для жилья мест. Они имеют лишь начальное либо никакого образования, чаще всего перебиваются случайными заработками либо попрошайничают, постоянно ощущают комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений. Их принято называть «социальным дном», или андерклассом. Чаще всего их ряды рекрутируются из хронических алкоголиков, бывших заключенных, бомжей и т.д.

Термин «верхний-высший класс» означает верхний слой высшего класса. Во всех двусоставных словах первое слово обозначает страту или слой, а второе — класс, к которому данный слой относится.

20. Социальная мобильность — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословномобществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.

В живом, динамичном обществе всегда есть внутреннее движение, поскольку отдельные люди и образуемые ими общности, как правило, стремятся занять более высокое социальное положение. Это внутреннее движение, изменяющее индивидуальные или статусные позиции, называется социальной мобильностью.

Социальная мобильность – это изменение положения индивида в стратификационной системе.

Социальная мобильность может быть индивидуальной и групповой.

1. Индивидуальная социальная мобильность связана с переходом отдельных людей из одной общности в другую.

По отношению к индивидуальной мобильности Питирим Сорокин выделил вертикальную и горизонтальную социальные мобильности.

Вертикальная социальная мобильность – это изменение социального положения индивида, которое сопровождается повышением или понижением его статуса.

Переход человека к более высокому классовому положению называют восходящей социальной мобильностью. (Молодая женщина начинает работать низкооплачиваемой секретаршей, а затем достигает должности директора фирмы). Переход к более низкому социальному статусу – нисходящей социальной мобильностью. (Банкротство директора крупной фирмы, который после этого вынужден стать страховым агентом).

Горизонтальная социальная мобильность – это изменение социального положения индивида, которое не приводит к повышению или понижению его статуса. (Смена профессии на равную по престижу).

Каналами индивидуальной социальной мобильности являются армия, церковь, школа, политические и профессиональные организации, институты, производящие и распределяющие ценности, семья и брак.

2. Групповая социальная мобильность осуществляется тогда, когда в обществе меняются сами критерии стратификации (например, в СССР, чтобы осуществить социальную карьеру нужно было вступить в КПСС, а в современой России нужно разбогатеть, чтобы получить необходимые стартовые возможности для повышения своего статуса).

Читайте также:  Нормы по зрению на водительское удостоверение без очков
Источники:
  • http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnye-tipy-lichnosti.html
  • http://studopedia.ru/3_92213_sotsialnaya-tipologiya-lichnosti-tipi-lichnostey.html
  • http://studfiles.net/preview/2995169/page:6/