Меню Рубрики

Жизнь и смерть с медицинской точки зрения

Человек пытается понять природу смерти с тех давних времён, когда она начал думать.

В биологии смерть трактуется как «прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этого — гибель индивидуума как обособленной живой системы, сопровождающаяся разложением белков и др. биополимеров, являющихся основным материальным субстратом жизни. ».

Научная точка зрения

Некоторые биологи выделяют понятие частичной смерти, то есть смерти группы клеток или целого органа (некроз). У одноклеточных организмов — простейших — естественная смерть проявляется в форме деления, поскольку оно связано с прекращением существования данной особи и возникновением вместо нее двух новых. Смерть особи обычно сопровождается образованием трупа.

В зависимости от причин, обусловливающих наступление смерти, у высших животных и человека различают два ее вида. Естественная (физиологическая) смерть наступает в результате длительного, последовательно развивающегося угасания основных жизненных отправлений организма. Преждевременная (патологическая) смерть – вызывается болезненными состояниями организма, поражениями жизненно важных органов (мозга, сердца, легких, печени и др.). Преждевременная смерть может быть скоропостижной, т.е. наступить в течение нескольких минут и даже секунд — например, при инфаркте.

С чем связано?

Смерть теплокровных животных и человека связана с прекращением в первых очередь дыхания и кровообращения. Поэтому различают два основных этапа смерти: клиническую смерть и следующую за ней биологическую смерть, или истинную. По истечении периода клинической смерти, когда еще возможно полноценное восстановление жизненных функций, наступает биологическая смерть — необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях.

По сути дела, проблема причины смерти сводится к вопросу: является ли смерть живого организма запрограммированной в генах или это результат сбоя, ошибок в деятельности организма, приводящих клетки к старению и гибели? На этот вопрос нынешнее естествознание, кажется, нашло ответ. Американский биолог Леонард Хайфлик обнаружил предел деления человеческих клеток — 50 (плюс-минус 10) раз. Последующая гибель клетки неизбежна, на какие бы ухищрения мы ни шли. Клетку можно заморозить, а затем вернуть в обычное состояние — и она точно «припомнит», сколько раз она уже делилась. Алексей Оловников из Института химической физики РАН открыл и «счетчик» клеточного деления — причину старения и гибели клетки. Оказывается, при каждом размножении клетки молекулы ДНК становятся чуть короче. Когда укорочение доходит до гена, кодирующего жизненно важную информацию, клетка погибает.

Жизнь и смерть с медицинской точки зрения

В медицине изучением смерти занимается танатология.

Содержание

[править] Представления о смерти

Смерть всегда несла отпечаток таинственности и мистичности. Непредсказуемость, неизбежность, неожиданность и подчас незначительность причин, приводящих к смерти, выводили само понятие смерти за пределы человеческого восприятия, превращали смерть в божественную кару за греховное существование либо в божественный дар, после которого человека ожидает вечная и счастливая жизнь. У многих народов существовали представления о смерти, как о моменте, когда бессмертная душа человека расстаётся с телом и направляется к душам предков. Также имелись и обряды поклонения смерти.

Говоря об изучении смерти, академик В. А. Неговский в «Очерках по реаниматологии» писал: «…ход естествознания приостановился перед изучением смерти. Веками это явление было столь сложным и непонятным, что, казалось, находится за пределами человеческого познания. И лишь постепенно накапливающиеся робкие и вначале довольно элементарные попытки оживить человека и случайные успехи при этом разрушили эту непознаваемую стену, делающую смерть «вещью в себе».

Конец прошлого и особенно нынешний век внесли в проблему смерти коренные изменения. Смерть перестала нести на себе отпечаток мистики, но тайна её сохранилась. Смерть, являясь закономерным завершением жизни, стала таким же объектом научных исследований, как и сама жизнь.

Один из основателей экспериментальной патологии, стоявший у истоков танатологии, знаменитый француз Клод Бернар в «Лекциях по экспериментальной патологии» писал: «…чтобы знать, как живут организмы животного и человека, необходимо видеть, как множество их умирает, ибо механизмы жизни могут быть вскрыты и обнаружены лишь знанием механизмов смерти.»

Альфред Нобель, учредитель Нобелевских премий, рекомендовал особое внимание обратить на изучение вопросов старения и умирания организма, фундаментальных проблем современной биологии и медицины.

Изменение научного отношения к смерти, низведение смерти до естественного физиологического процесса, требующего квалифицированного физиологического анализа и изучения, пожалуй, особенно рельефно проявилось в высказывании И. П. Павлова: «…какое обширное и плодотворное поле раскрылось бы для физиологического исследования, если бы немедленно после вызванной болезни или ввиду неминуемой смерти экспериментатор искал с полным знанием дела способ победить ту и другую» (И. П. Павлов, собрание сочинений, т. 1, с. 364).

Таким образом уже в начале XX века смерть из мистической «вещи в себе», может быть пока ещё только в умах учёных, превратилась в объект научного поиска, требующий специальных исследований и анализа. Объект, который позволяет не только понять причины прекращения жизни, но и подобно Гераклу вступить в непримиримую борьбу со смертью и даже изучить саму жизнь, понять первоосновы, отличающие живые объекты от неживых.

[править] Смерть как природное явление

Жизнь и смерть, живое и неживое, выживание и гибель — это две стороны единой окружающей нас природы. Нам на Земле известен только один вариант жизни — жизнь белковых макромолекул. С другими вариантами мы сталкиваемся только при чтении фантастической литературы, где можно встретить жизнь на основе кремний-органических соединений, энергетических полей и тому подобное. Попытки учёных определить принципиальные различия живого и неживого делаются уже достаточно давно. В прошлом веке француз Танглю определял смерть, как общее свойство всех живых. Один из основоположников танатологии М. Ф. К. Биша говорил, что жизнь — это совокупность явлений, противящихся смерти. Классики диалектического материализма подвергли эти представления критике за их метафизический подход к решению сложной проблемы и Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге» написал: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования заключается по своему существу в постоянном обновлении их химических составных частей путем питания и выделения.» и далее «Жить значит умирать». Но если мы сопоставим представления Энгельса и его оппонентов, которых он критиковал, то окажется, что принципиальных различий между ними не существует. Более того, все они подходили к трактовке жизни только с позиций единственной известной им белковой формы, и определяли её по отношению к её же противоположности — смерти.

В последние годы появились гипотеза о существовании не только белковой формы жизни и не где-то в других галактиках, а рядом с нами. В основе этой гипотезы лежит, так называемая лептонная теория, объясняющая известные случаи проявления необычных знаний у людей после тяжёлых стрессовых ситуаций или травм, исследования по мониторингу массы тела человека в процессе умирания, при котором якобы установлено, что сразу после прекращения деятельности головного мозга, то есть наступления смерти мозга, масса тела умершего уменьшается на 50—60 г. Это может быть связано с тем, что во время агонии усиливается потоотделение. В научной литературе нет ни одного сообщения о подобных исследованиях.

Следует отметить, что современная наука отрицает возможность (в нормальных условиях) изменения массы какого бы то ни было объекта без потери им вещества. Закон сохранения массы в химических реакциях был экспериментально доказан М. В. Ломоносовым.

[править] Смерть как социальное явление

Смертность человека оказала огромное влияние на человеческое общество, став одной из важнейших причин появления и развития религий. Значительную роль религий в истории нашей цивилизации не станет отрицать никто, религиозные деятели всех времён и народов объявляли войны (крестовые походы, джихад), оправдывали захватнические войны религиозными целями, стояли в иерархии управления над правителями государств, определяли личную жизнь людей и направляли развитие культуры (архитектура, живопись, музыка, образование). Все религии основаны на страхе перед неизвестным, в первую очередь на страхе перед смертью. Таким образом, опираясь на страх перед смертью, обещая загробную жизнь, религии влияли и продолжают влиять на развитие социума.

Неизбежность гибели и вера в загробную жизнь привели к появлению проблемы избавления от тел умерших или хранения этих тел. Различные религии, в различные эпохи решали этот вопрос по разному. Христианство требует захоронения тел вследствие того, что, согласно христианским догмам, людям суждено воскреснуть в собственных телах, и для этого их необходимо сохранять. Такие представления привели к возникновению особых территорий, предназначенных для захоронения, — кладбищ. Во многих других религиях тело не имеет такого важного значения, и допускаются иные способы избавления, например, сожжение — кремация. Вера в загробную жизнь породила всевозможные коллективные ритуалы, призванные сопроводить умершего в последний в этом мире путь, такие как торжественные похороны, траур и многие другие.

[править] Смерть с точки зрения биологии и медицины

[править] Виды смерти. Терминальные состояния

Наступлению смерти всегда предшествуют терминальные состояния — преагональное состояние, агония и клиническая смерть, — которые в совокупности могут продолжаться различное время, от нескольких минут до часов и даже суток. Вне зависимости от темпа наступления смерти ей всегда предшествует состояние клинической смерти. Если реанимационные мероприятия не проводились или оказались безуспешными, наступает биологическая, или истинная смерть, которая представляет собой необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях.

[править] Преагональное состояние

В преагональном состоянии происходит нарушение функций центральной нервной системы (сопор или кома), снижение артериального давления, централизация кровообращения. Дыхание нарушается, становится неглубоким, нерегулярным, но, возможно, частым. Недостаток вентиляции лёгких приводит к недостатку кислорода в тканях (тканевой ацидоз), но основным видом обмена веществ остаётся окислительный. Длительность преагонального состояния может быть различной: оно может полностью отсутствовать (например, при тяжёлом механическом поражении сердца), а может сохраняться длительное время, если организм в состоянии каким-либо образом компенсировать угнетение жизненных функций (например, при кровопотере).

[править] Агония

Основная статья: Агония Агония — это попытка организма в условиях угнетения функций жизненно важных органов использовать последние оставшиеся возможности для сохранения жизни. В начале агонии увеличивается давление, восстанавливается сердечный ритм, начинаются сильные дыхательные движения (но лёгкие при этом практически не вентилируются — одновременно сокращаются дыхательные мышцы, ответственные и за вдох, и за выдох). Может кратковременно восстановиться сознание.

Из-за отсутствия кислорода в тканях быстро накапливаются недоокисленные продукты обмена. Обмен веществ идёт преимущественно по анаэробной схеме, во время агонии организм теряет 50-80 г массы (те самые, которые иногда объявляются «весом души») за счёт сжиганияАТФ в тканях [1] . Продолжительность агонии обычно невелика, не более 5-6 минут (в отдельных случах — до получаса). Затем артериальное давление падает, сердечные сокращения прекращаются, дыхание останавливается, и наступает клиническая смерть.

[править] Клиническая смерть

Основная статья: Клиническая смерть Клиническая смерть продолжается с момента прекращения сердечной деятельности, дыхания и функционирования ЦНС и до момента, пока в мозгу не разовьются необратимые патологические изменения. В состоянии клинической смерти анаэробный обмен веществ в тканях продолжается за счёт накопленных в клетках запасов. Как только эти запасы в нервной ткани заканчиваются, она умирает. При полном отсутствии кислорода в тканях омертвение клеток коры головного мозга и мозжечка (наиболее чувствительных к кислородному голоданию отделов мозга) начинается через 2-2,5 минуты. После смерти коры восстановление жизненных функций организма становится невозможным, то есть клиническая смерть переходит в биологическую.

В обычных условиях продолжительность клинической смерти составляет не более 5-6 минут. В популярной литературе можно встретить упоминания о случаях существенно более длительной клинической смерти (до получаса и более), но реальность подобных случаев крайне сомнительна; скорее, можно говорить об ошибочной констатации смерти.

Клиническая смерть в принципе обратима — современная технология реанимации позволяет в ряде случаев восстановить функционирование жизненно важных органов, после чего «включается» ЦНС, возвращается сознание. Однако в действительности количество людей, переживших клиническую смерть без серьёзных последствий, невелико: после клинической смерти в условиях медицинского стационара выживают и полностью восстанавливаются порядка 4-6 % больных, ещё 3-4 % выживают, но получают тяжёлые нарушения высшей нервной деятельности, остальные умирают [1] В ряде случаев, при позднем начале реанимационных мероприятий или их неэффективности, обусловленной тяжестью состояния пациента, пациент может перейти к так называемой «вегетативной жизни». При этом необходимо различать два состояния: состояние полной декортикации и состояние смерти мозга.

[править] Диагностирование смерти

Страх ошибиться в диагностике смерти толкал врачей на разработку методов диагностики смерти, созданию специальных жизненных проб, либо на создание специальных условий захоронения. Так, в Мюнхене более 100 лет существовала усыпальница, в которой руку умершего обматывали шнурком от звонка. Звонок прозвенел один-единственный раз, а когда служители пришли, чтобы оказать помощь очнувшемуся от летаргического сна пациенту, оказалось, что произошло разрешение трупного окоченения. Вместе с тем, из литературы и медицинской практики известны случая доставки в морг живых людей, которым врачи по ошибке диагностировали смерть.

Читайте также:  Как восстановить зрение без операции упражнения

Биологическая смерть человека констатируется по комплексу признаков, связанных с «витальным треножником»: деятельность сердца, сохранность дыхания и функция центральной нервной системы.

Проверка сохранности функции дыхания. В настоящее время достоверных признаков сохранности дыхания не существует. В зависимости от условий внешней среды можно использовать холодное зеркало, пушинку, производить аускультацию дыхания или пробу Винслова, которая заключается в том, что на грудь пациента ставят сосуд с водой и по колебанию уровня воды судят о наличии дыхательных движений грудной стенки. Порыв ветра или сквозняк, повышенная влажность и температура в помещении или проходящий транспорт могут оказать влияние на результаты этих исследований, и выводы о наличии или отсутствии дыхания будут неверными.

Более информативными для диагностики смерти являются пробы, указывающие на сохранение сердечно-сосудистой функции. Аускультация сердца, пальпация пульса на центральных и периферических сосудах, пальпация сердечного толчка — эти исследования нельзя в полной мере считать достоверными. Даже при исследовании функции сердечно-сосудистой системы в условиях клиники очень слабые сердечные сокращения могут быть не замечены врачом, либо сокращения собственного сердца будут оценены как наличие такой функции. Клиницисты советуют проводить аускультацию сердца и пальпацию пульса короткими промежутками, длительностью не более 1 минуты. Весьма интересна и доказательна даже при минимальном кровообращении проба Магнуса, заключающаяся в тугой перетяжке пальца. При имеющемся кровообращении в месте перетяжки кожный покров бледнеет, а периферический — приобретает цианотичный оттенок. После снятия перетяжки происходит восстановление окраски. Определенную информацию может дать просмотр на просвет мочки уха, которая при наличии кровообращения имеет красновато-розовый цвет, а у трупа — серо-белый. В прошлом веке для диагностики сохранности функции сердечно-сосудистой системы предлагались весьма специфичные пробы, например: проба Верня — артериотомия височной артерии, или проба Бушу — стальная игла, вколотая в тело, у живого человека через полчаса теряет блеск, первая проба Икара — внутривенное введение раствора флюоресцеина даёт быстрое окрашивание кожи у живого человека в желтоватый цвет, а склер — в зеленоватый и некоторые другие. Эти пробы имеют в настоящее время только исторический, а не практический интерес. Вряд ли разумно проводить артериотомию у человека, находящегося в состоянии шока и на месте происшествия, где невозможно соблюдать условия асептики и антисептики, либо ждать полчаса пока потускнеет стальная игла, а тем более вводить флюоресцеин, который на свету у живого человека вызывает гемолиз.

Сохранность функции центральной нервной системы является важнейшим показателем жизни. На месте происшествия констатация смерти мозга принципиально невозможна. Функция нервной системы проверяется по сохранению или отсутствию сознания, пассивному положению тела, расслаблению мускулатуры и отсутствию её тонуса, отсутствию реакции на внешние раздражители — нашатырный спирт, слабые болевые воздействия (покалывания иглой, растирание мочки уха, поколачивания по щекам и другие). Ценными признаками являются отсутствие роговичного рефлекса, реакции зрачков на свет. Но как эти, так и предыдущие признаки в принципе могут отсутствовать и у живого человека, например, при отравлениях снотворными, наркотиками, при коллапсе и в других состояниях. Поэтому относиться однозначно к этим признакам нельзя, их необходимо оценивать критически, с учётом возможного заболевания или патологического состояния. В прошлом веке для проверки функции нервной системы использовались чрезвычайно необычные и подчас весьма жестокие способы. Так, предлагаласьпроба Жоза, для проведения которой были изобретены и запатентованы специальные щипцы. При ущемлении складки кожи в этих щипцах человек испытывал сильные болевые ощущения. Также в расчёте на болевую реакцию основана проба Дегранжа — введение в сосок кипящего масла, или проба Разе — удары по пяткам, или прижигание пяток и других участков тела раскалённым железом. Пробы очень своеобразные, жестокие, показывающие до каких ухищрений доходили врачи в сложной проблеме констатации функции центральной нервной системы.

Одним из наиболее ранних и ценных признаков наступления смерти является «феномен кошачьего зрачка», иногда называемый признаком Белоглазова. Форма зрачка у человека определяется двумя параметрами, а именно: тонусом мышцы, суживающей зрачок, и внутриглазным давлением. Причём основным фактором является тонус мышцы. При отсутствии функции нервной системы прекращается иннервация мышцы, суживающей зрачок, и тонус её отсутствует. При сдавлении пальцами в боковом или вертикальном направлениях, которое необходимо проводить осторожно, чтобы не повредить глазное яблоко, зрачок приобретает овальную форму. Способствующим моментом для изменения формы зрачка является падение внутриглазного давления, определяющего тонус глазного яблока, а оно, в свою очередь, зависит от артериального давления. Таким образом, признак Белоглазова, или «феномен кошачьего зрачка» свидетельствует об отсутствии иннервации мышцы и одновременно о падении внутриглазного давления, которое связано с артериальным.

[править] Классификация смерти

Несмотря на сложность проблемы смерти, в медицине уже давно существует чёткая конкретная классификация, которая позволяет врачу в каждом случае наступления смерти установить признаки, определяющие категорию, род, вид смерти и её причину.

Вторым квалифицирующим признаком смерти является род. И в той, и в другой категории принято выделять три рода смерти. К родам ненасильственной смерти относятся — смерть физиологическая, смерть патологическая и смерть скоропостижная. Родами насильственной смерти являются убийство, самоубийство и смерть в результате несчастного случая.

Третьим квалифицирующим признаком является вид смерти. Установление вида смерти связано с определением группы факторов, вызвавших смерть, и объединённых по своему происхождению или воздействию на организм человека.

Одним из сложнейших этапов классификации смерти является установление причины её наступления. Независимо от категории, рода и вида смерти, причины её наступления делятся на основную, промежуточную и непосредственную.

В настоящее время в медицине не разрешается использовать термин «смерть от старости» — всегда нужно устанавливать более конкретную причину смерти.

[править] Смерть с точки зрения религий

  • Все основные религии имеют догматы, определяющее, что происходит с человеком после смерти. Поскольку религии утверждают существование нематериальной души, они, в основном, полагают смерть человека лишь гибелью тела и описывают различные варианты дальнейшего существования личности в виде духа или последующего возрождения в новом теле, либо вечного, либо заканчивающегося достижением нирваны (в буддизме) или «жизни вечной» (в христианстве).
  • Реинкарнация в Буддизме, Индуизме и пр.
  • В христианстве причиной смерти считается греховность человека: «Возмездие за грех — смерть» (Послание к Римлянам 6:23) Это обозначает, что «безгрешный человек» будет не знать смерти и жить вечно. Евангелия говорят, что в будущем, при наступлении Царства Божиясмерти не будет: «Ототрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» Откровение 21.4

[править] Необыкновенные формы смерти

  • Во всех религиях существуют представления о том, что особо святые люди умирают иначе — «возносятся к небу» или «засыпают», притом вместо процесса гниения «труп» «благоухает». Кроме того останки — Мощи не поддаются гниению.
    • См. Вознесение Господне
    • Вознесение Богоматери
    • Вознесение Илии (картина)
    • Вознесение Бахауллы празднуется 29 мая См.Календарь бахаи
    • Вознесение Абдул-Баха празднуется 28 ноября См.Календарь бахаи
    • Успение Богородицы
    • Мощи
    • «Успение» Хамбо ламы Итигилова
    • Смерть праведного и грешного

[править] Смерть и Воскресение

Во всех религиях описываются случаи чудесного воскресения после смерти.

В Библии описано 9 случаев воскресения после смерти:

Как наступает смерть

В этой статье мы расскажем какие процессы в организме ведут к завершению жизни и как наступает смерть. Вы задумывались об этом? После прочтения можете оставить своё мнение по этой теме, свой комментарий в конце статьи.

Для многих из нас смерть – это процесс, который мы может видеть только по телевизору и в кино. На экране герои умирают, а потом мы видим актеров, исполнявших их роли в полном здравии.

Смерть постоянно сопровождает и разные новости. Знаменитости умирают от передозировок, ДТП, обыватели – от несчастных случаев и терактов.

Что такое смерть?

В разные времена смерть определяли по-разному. Чаще всего, говорили, что это – разделение души и тела. Впрочем, об этом вещают чуть ли не все религии. Но с чисто биологической точки зрения смерть до сих пор трудно определить. Только недавно созданная медицинская аппаратура может помочь понять, жив человек или мертв.

Раньше такого не было. Если человек болел, к нему вызывали лекаря или священника, которые и констатировали смерть. На глаз. То есть, если человек не шевелится и вроде бы не дышит, он умер. Как определяли, что человек не дышит? К его рту подносили зеркало или перо. Если зеркало запотевало, а перо шевелилось от дыхания, человек жив, если нет – мертв. В XVIII веке стали проверять на руке пульс, но до изобретения стетоскопа было еще далеко.

Со временем люди поняли, что, несмотря на отсутствие дыхания и сердцебиения, человек может быть жив. Один только Эдгар По написал несколько рассказов о похороненных заживо. В общем, оказалось, что смерть может быть обратима.

Сегодня мы знаем, что есть аппарат, способный вернуть человека к жизни. Если человек перестает дышать, но сердце его еще бьется, стимулировать его деятельность можно с помощью дефибриллятора.

Правда, наличие пульса еще не говорит о том, что человек жив. И врачи, и родственники умирающих поняли это. Если мозг умер, а сердечную деятельность поддерживают машины в реанимации, то человек, скорее, мертв, чем жив. На врачебном языке это называется необратимой комой.

Родственникам умирающего такую смерть признать, конечно, трудно. Им говорят, что человек умер, в то время как тот дышит, а тело его излучает тепло. При этом машины фиксируют минимальную мозговую деятельность, и это дает родственникам ложную надежду на то, что больной поправится. Но одной мозговой деятельности для жизни недостаточно.

Несмотря на то, что смертью считают смерть мозга, редко вы увидите это заключение в виде официальной причины смерти. Чаще можно видеть такие как «инфаркт миокарда», «рак» и «инсульт». Вообще смерть вызывается тремя разными способами:

  • в результате тяжелых телесных повреждений, полученных в автомобильных и прочих техногенных авариях, при падениях и утоплениях;
  • в результате убийства и самоубийства;
  • в результате болезней и изнашивания организма при наступлении старости.

В былые времена люди редко доживали до старости, умирая раньше времени от болезней. В наши дни со многими смертельными заболеваниями покончено. Конечно, существуют еще на Земле районы с неразвитой медициной, где умирают, в основном, от спида.

В странах с высокими доходами населения смерть чаще наступает от ишемической болезни сердца, инсульта, рака легких, инфекций нижних дыхательных путей и легочной недостаточности. При этом в странах с высокими доходами и продолжительность жизни больше. Правда, люди чаще страдают от дегенеративных заболеваний.

Как наступает смерть — Процесс

Если первым в организме умирает мозг, человек перестает дышать. Клетки, не получающие кислорода, начинают умирать.

Разные клетки умирают с разной скоростью. Это зависит от того, как долго они не получают кислорода. Головному мозгу кислорода требуется много, поэтому когда поток воздуха прекращается, клетки мозга умирают в течение 3-7 минут. Вот почему инсульт так быстро убивает больных.

Во время инфаркта миокарда нарушается кровоток. Мозг тоже перестает получать кислород, и может наступить смерть.

Если человек ничем не болеет, но очень долго живет, его организм просто изнашивается от старости. Его функции постепенно угасают, и он умирает.

Существуют некоторые внешние проявления дряхлости организма. Человек начинает больше спать, чтобы не тратить энергию. После того, как у человека пропадает желание двигаться, он теряет желание есть и пить. У него наблюдается сухость в горле, ему трудно становится что-то глотать, а употребление жидкости может вызвать удушье.

Незадолго до смерти человек теряет возможность контролировать выделения из мочевого пузыря и кишечника. Впрочем, он уже почти и не мочится и не ходит по-большому, потому что практически не ест, и его желудочно-кишечный тракт перестает функционировать.

Если человек перед смертью испытывает боль, врачи могут облегчить его состояние.

Незадолго до смерти у человека начинается агония. Умирающий дезориентирован, и ему становится трудно дышать. Дышит он при этом громко и тяжело. Если имеется скопление жидкости в легких, у больного может наблюдаться предсмертных хрип. Из-за нарушения связи между клетками организма у умирающего начинаются судороги и мышечные спазмы.

Мы не можем знать точно, что испытывает человек накануне смерти. Но те, кто умирали, но были вовремя спасены, утверждали, что смерть наступает не больно. При этом все умирающие испытывали чувство отрешенности и умиротворенности, они чувствовали, что их душа отделяется от физического тела, у них было ощущение, что они из темноты движутся к свету. В общем, об этом уже написаны сотни книг и работ.

Некоторые врачи утверждают, что предсмертные впечатления связаны с тем, что перед смертью в человеческом организме выделяются эндорфины – гормоны удовольствия.

Читайте также:  Какие точки зрения существуют в исторической науке на характер

Когда сердцебиение и дыхание прекращаются, наступает клиническая смерть. Кислород не поступает в клетки, кровообращение отсутствует. Однако клиническая смерть – состояние обратимое. С помощью современных средств реанимации, таких как переливание крови или искусственная вентиляция легких, человека еще можно вернуть к жизни.

Точка невозврата – биологическая смерть. Она начинается через 4-6 минут после клинической. После того, как пульс останавливается, клетки мозга начинают умирать от недостатка кислорода. Теперь реанимация уже не имеет смысла.

Что происходит с человеком дальше, зависит от религиозных и культурных убеждений общества.

Что происходит с телом после смерти?

После того, как сердце прекращает биться, тело остывает, и начинается трупное окоченение. Каждый час температура тела падает почти на градус. Так продолжается до тех пор, пока температура тела не достигнет комнатной. При отсутствии движения кровь начинает застаиваться, и появляются трупные пятна. Это происходит в ближайшие 2-6 часов после смерти.

Несмотря на то, что организм умер, в теле все еще продолжаются некоторые процессы. Клетки кожи, например, функционируют в течение 24 часов после наступления смерти.

Через несколько дней после смерти за разрушение организма принимаются содержащиеся в нем бактерии и ферменты. Поджелудочная железа имеет так много бактерий, что начинает переваривать саму себя. По мере того, как микроорганизмы трудятся над телом, оно обесцвечивается, становясь поначалу зеленоватым, потом фиолетовым и, наконец, черным.

Если вы визуально не замечаете изменений тела, то запах вы не сможете не заметить. Бактерии, разрушающие тело, издают зловонный газ. Газ не только присутствует в помещении в виде неприятного запаха. Он раздувает тело, делая глаза выпуклыми и вылезающими из глазниц, а язык – таким толстым, что он начинает высовываться изо рта.

Через неделю после смерти кожа покрывается волдырями, и малейшее прикосновение к ней может привести к их самопроизвольному вскрытию. В течение месяца после наступления смерти продолжают расти ногти и волосы.

Но так происходит не потому, что они на самом деле растут. Просто кожа усыхает, и они становятся заметнее. Внутренние органы и ткани заполняются жидкостью и разбухают. Так будет продолжаться до тех пор, пока тело не лопнет. После этого внутренности высыхают, и остается один скелет.

Большинству из нас весь описанный выше процесс лицезреть не удается, потому что законы разных стран заставляют граждан что-то делать с телом. Тело можно положить в гроб и закопать в землю. Его можно заморозить, забальзамировать или кремировать. И по этой же причине мы не стали размещать изображения в этой части текста. Даже если они и существую, то не стоит на них смотреть — картина не для слабонервных.

Похороны в разных странах и у разных народов

В древности людей хоронили с тем, чтобы они пробудились в загробной жизни. Им в гробницы для этого клали их любимые вещи, а иногда и любимых зверей и даже людей. Воинов иногда хоронили в вертикальном положении, чтобы они в загробной жизни уже были готовы к бою.

Православные евреи заворачивали мертвых в саван и хоронили в день наступления смерти. А вот буддисты верят, что сознание сохраняется в организме в течение трех дней, поэтому хоронят тело не раньше этого срока.

Индусы тело кремировали, освобождая душу от тела, а католики к кремации относятся крайне негативно, полагая, что это оскорбляет тело, как символ человеческой жизни.

Смерть и медицинская этика

Мы уже писали о трудностях в определении наступления смерти. Благодаря современным медицинским технологиям стало возможным поддерживать жизнь тела даже после смерти головного мозга. Когда мозг умирает, это документально подтверждается и доносится до родственников умершего.

Дальше возможны два варианта событий. Одни родственники согласны с мнением врачей и дают разрешение на отключение умершего от аппаратов жизнеобеспечения. Другие смерть не признают, и умерший продолжает дальше лежать под аппаратами.

Люди хотели бы всегда контролировать свою жизнь, но смерть лишает их этого. Теперь их судьбу будет определять врач, от решения которого будет зависеть, отключать умершего от аппаратов или нет.

В общем-то, человек, у которого не работает мозг, уже не может жить полноценно. Он не может принимать решений и приносить пользу и своим родственникам, и обществу. Родственники умершего должны это понимать и примириться с потерей члена семьи.

Цените близких людей, пока они рядом с вами, и отпускайте, если они уже ушли.

СМЕРТЬ — необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежный естественный конец существования всякого живого существа.

У теплокровных животных и человека С. связана прежде всего с прекращением дыхания и кровообращения (см. Танатология). Различают два основных этапа С.— так наз. клиническую смерть и следующую за ней биологическую, или истинную, смерть. Клиническая С. является обратимым этапом умирания, к-рый протекает в течение нескольких минут после прекращения кровообращения и дыхания. Обратимость ее в основном зависит от степени гипоксических изменений нейроцитов головного мозга. Продолжительность пребывания человека в состоянии клинической смерти в условиях нормотермии не превышает 8 мин., в условиях гипотермии она может быть удлинена.

Наступлению клин, смерти предшествует предагональное состояние (постепенное снижение АД, угнетение сознания и электрической активности мозга, тахикардия, сменяемая брадикардией, нарушение стволовых рефлексов), терминальная пауза (временная задержка дыхания и брадикардия вплоть до периодически наступающей асистолии) и агония (см.).

Биологическая смерть — необратимое прекращение физиол. процессов в клетках и тканях, при к-ром реанимационные мероприятия остаются безуспешными. Достоверными признаками наступившей биологической смерти являются посмертные изменения (см.). Естественнонаучные аспекты С. как биологического феномена исследует комплекс биологических и медицинских дисциплин, ведущее место среди к-рых занимают реаниматология (см.), патологическая физиология (см.) и патологическая анатомия (см.).

С точки зрения диалектического материализма С.— необходимый и существенный момент жизни. Как подчеркивал Ф. Энгельс; «. отрицание жизни по существу содержится в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом. — смертью» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, с. 610). Поскольку С. неразрывно связана с жизнью, то в процессе биол. эволюции механизмы умирания также подвергаются эволюционным изменениям. У многоклеточных организмов смерти, как правило, предшествует процесс старения (см. Старость, старение).

Человек является высшей формой эволюционного развития жизни. Он генетически связан с другими жизненными формами и имеет с ними много общих черт (в т. ч. и нек-рые общие биол. механизмы старения и С.), но в то же время он принципиально отличается от них благодаря способности производить орудия труда, наличию членораздельной речи, мышления и сознания. Поэтому человек в отличие от других живых существ сознает свою смертность. Причем С. для человека выступает не в качестве природного феномена, но прежде всего как явление социально значимое, включенное в сложный контекст общественных отношений. Уже на самых ранних этапах развития человеческого общества формируются особые социальные нормы, регламентирующие как формы общения с умирающим человеком, так и способы захоронения трупа. Одновременно в мифологической форме происходит осознание смысла С., связи умерших и живых, формы существования после С. В этом отношении характерен культ мертвых, особенно развитый у древних египтян, к-рые рассматривали жизнь лишь как подготовительный этап к загробному существованию и поэтому уделяли огромное внимание строительству гробниц (пирамид), разработке методов бальзамирования трупов и др. В культуре многих древних народов важное место занимали религиозные представления, связанные с культом умерших предков, их влиянием на судьбу живых людей, переселением душ после С., бессмертием. Мифы о «загробной жизни» и «бессмертии души» всегда содержали попытку нравственного преодоления страха С., адаптации человека как к факту С. близкого для него существа, так и к неизбежности собственного ухода из жизни.

Развитие античной философии как формы рационального (в противоположность мифологическому) осмысления наиболее общих проблем человеческого существования позволило более глубоко подойти к пониманию С. Показательно, что порой противоположные мнения о существовании души, загробной жизни и др. использовались с одной и той же целью — разумного примирения человека со смертью. Сократ, Платон и Аристотель пытались помочь преодолеть страх перед С., отстаивая тезис о бессмертии души. Цицерон, по-своему переосмыслив это учение, убеждал, что умершие «живы и притом живут той жизнью, к-рая одна только и заслуживает названия жизни». Эпикур и Лукреций пытались освободить человека от страха С., доказывая противоположный тезис: душа гибнет вместе с телом, поэтому человек как таковой С. никак не воспринимает, а следовательно, ее ему и не нужно страшиться.

В христианской религии, для к-рой характерно острое переживание неповторимости бытия каждой отдельной личности, вера в загробную жизнь (воскрешение) в определенной степени освобождала человека от страха С., замещая его страхом перед наказанием (карой) за совершенные при жизни грехи. Подобный подход к пониманию С. содержит в себе основание моральной оценки поступков человека, различения добра и зла, культивирует чувство ответственности перед лицом С. за совершенные поступки. Девиз античных философов-стоиков — memento mori (лат. помни о смерти) — выступает важным побудительным стимулом нравственного поведения в христианской этике, влияние к-рой не ослабевает и в современном мире.

В противоположность религиозному пониманию С. уже в средние века и особенно начиная с эпохи Возрождения развивались материалистические тенденции, существенно подрывавшие догматы христианства о С. и бессмертии человека, чуде его воскрешения. Особую роль в этом процессе сыграло развитие естествознания, в т. ч. биологии и медицины. Однако метафизический и механистический материализм этохи Возрождения и Нового времени с его отрицанием идеи бессмертия души и нравственной значимости С. нередко приводил к отрицанию нравственной сущности человеческой жизни, представлениям о вседозволенности, оправданию поведения, исходящего из принципа «после нас хоть потоп». Поэтому в мировоззрении крупнейших естествоиспытателей, напр. Ньютона (I. Newton), и философов, придерживавшихся в основном материалистического подхода к изучению объективной реальности, для обоснования моральных ценностей сохранялись религиозные представления о боге, бессмертии души и др. В русской философии этот подход к проблеме С. и бессмертия выразил А. Н. Радищев в трактате «О человеке, его смерти и бессмертии».

Противоречия метафизического (как идеалистического, так и материалистического) понимания С. в связи с решением вопроса о бытии бога и бессмертии души были детально проанализированы Кантом (I. Kant). Им была показана противоречивость всех разработанных христианскими богословами рациональных доказательств бытия бога и представлений о бессмертии души, воскресении, каре за грехи и др. Вместе с тем с точки зрения морали, И. Кант считал необходимым для каждого вести себя таким образом, как будто нас безусловно ожидает иная жизнь и при вступлении в нее будет учтено моральное состояние, в соответствии с к-рым мы закончим нынешнюю. Такое акцентирование на моральной стороне проблемы С. и бессмертия человека, прямо или косвенно противопоставляемое ортодоксальным; религиозным подходам, получило широкое распространение в буржуазной философии 19—20 вв.

В резком противопоставлении рационалистическому подходу (как материалистическому, так и идеалистическому) к пониманию С. формировались иррационалистические представления о жизни и смерти человека, получившие предельное выражение у Шопенгауэра (A. Schopenhauer), Гартмана (Е. Hartmann) и особенно у Ницше (F. Nietzsche). Лейтмотивом этих представлений (имевших, разумеется, и существенные различия) явилось пессимистическое утверждение о том, что жизнь есть «бесконечное повторение» того, чему лучше было бы вовсе не быть, цель ее не в счастье, а в страдании, а значит С. оказывается главной ее истиной, по крайней мере для человека, способного предвидеть и ожидать ее. Отрицая идею воскресения тела и бессмертия души, сторонни-ки иррационалистических концепций утверждают бессмертие рода, к-рое реализуется через иррациональное, неопределенное жизненное начало, у Шопенгауэра именуемое волей. Жизнь с этой точки зрения бессмысленна. Признание бессмыслицы в качестве главного смысла жизни и G. характерно для одного из самых модных философских течений 20 в.— экзистенциализма, наиболее крупными представителями к-рого были Сартр (Т. P. Sartre) и Камю (A. Camus). В его основе лежит метафизическая, абстрактно-философская трактовка проблем жизни и С. человека, лишенная необходимой связи с социальными и биологическими «измерениями» личности.

В основе марксистского понимания проблемы С. лежит представление о социальной сущности человека (см.) как индивида и личности, его связи с обществом и человечеством в целом. Особенно важно диалектическое понимание единства и борьбы противоположностей родового и индивидуального в человеческом существовании. Сложность взаимосоотнесения родового и индивидуального достигает у человека своих предельных форм именно потому, что в биол. смысле индивид — всегда в нек-ром отношении лишь средство для вида в целом, поскольку именно через приспособительную жизнедеятельность индивида, завершающуюся воспроизведением потомства и С., вид обеспечивает свое существование как определенной формы жизни, длящейся в иных, чем для индивида, временных измерениях. Но если в биол. смысле природа становится «равнодушной», «теряет интерес» к индивиду после завершения нм репродуктивного возраста, то как раз тогда, когда отступает природа, возрастает интерес общества, т. к. развитие личности отдельного человека в конечном итоге является целью и средством существования и развития человечества — и как вида Homo sapiens, и как социальной общности, носителя разума и культуры на Земле.

Читайте также:  Какие качества личности с вашей точки зрения наиболее ценны

Единство противоположностей личного и общественного, вернее их мера, изменяющаяся на разных этапах истории и в разных общественно-экономических формациях, и определяет ценность человеческой жизни. Она не является надличной или надобщественной, но диалектически объединяет цели и смысл жизни человека и общества, к-рые могут находиться в непримиримом противоречии в частнособственнических общественно-экономических формациях и все более совпадать по мере приближения общества к коммунистическому будущему. Движение к нему — это постоянное изменение меры личного и общественного; это все более ярко выраженная индивидуализация личности и вместе с тем ее единение с обществом, его целями и смыслом его существования и развития, это, следовательно, постоянная устремленность в будущее, к-рая придает смысл и ценность человеческой жизни как на индивидуальном, так и на социальном уровне.

Непонимание диалектики индивидуального и родового, личностного и общественного, приводящее к их метафизическому противопоставлению, характерно для подхода к проблеме С. ряда совр. буржуазных философов. Показательной в этом плане является постановка вопроса, обсуждающегося в западной философской и научной литературе, о «праве на смерть», в к-рой сталкиваются две противоположные позиции, признающие, с одной стороны, неограниченность свободы личности в решении этих вопросов, а с другой — ее полную подчиненность общественным и государственным интересам. Человек, как и любое другое живое существо, смертен, и С. является неизбежным моментом его существования. 3. Фрейд точно подметил, но мистифицировал этот факт, введя представление о существовании особого «влечения» к С.

Не фантастические грезы и надежды, не панические отрицательные эмоции и болезненная психическая напряженность перед лицом С., а честный и мужественный подход к ней личности, мудро решающей для себя эти вопросы как органическую часть своей жизни — вот та философская основа, к-рую утверждает марксизм. Поэтому в подходе к проблеме С. неоправдан поверхностный оптимизм, учитывающий только интересы рода. Действительно, умереть, чтобы дать дорогу другим, чтобы жизнь была вечной, необходимо и справедливо. Сознание того, что умирает индивид, а личность не умирает полностью, она живет в делах и памяти потомства, как живет в нас и будет жить вечно А. С. Пушкин («Нет, весь я не умру. »), может примирить нас нравственно со С., хотя жизнь великой личности лишь невоспроизводимый образец для всех. Марксизм утверждает значимость и неповторимость каждой отдельной человеческой жизни и не отрицает другой индивидуальной стороны проблемы С., к-рая остро переживается личностью. В этом переживании присутствует трагизм личного соприкосновения со С., не снимаемый философией, даже самой оптимистической. Поэтому не поверхностный оптимизм, а реализм, точнее научный, реальный гуманизм утверждается марксистской философией в качестве основы подхода к вопросам С. и бессмертия. Философский подход не дает окончательных решений, пригодных для всех и каждого в любой, всегда чрезвычайно индивидуальной ситуации столкновения с фактом С. близкого существа или необходимости собственного ухода из жизни. Но такой подход ясно обозначает общую мировоззренческую позицию и жизненные пути решения этих вопросов, столь несхожих и неповторимых в интеллектуальном и эмоциональном планах для каждой личности.

Смертность человека, неповторимость его индивидуального бытия налагает на личность особую нравственную ответственность. В основе этого нравственного чувства лежит не страх перед наказанием за грехи в «загробном царстве», но прежде всего ответственность перед собственной общественной (родовой) сущностью. Она формируется на осознании того факта, что бытие человека, его поступки, дела приобретают независимое от него существование, поэтому они всегда необратимы и часто непоправимы. От того, в какой степени дела человека соответствуют общественным нормам гуманности, зависит осуществление его собственных жизненных целей, необходимое для каждой нравственно развитой личности ощущение целесообразности, значимости для других и как необходимое следствие — осмысленности и оправданности для самого себя своего собственного существования.

Осознание конечности и неповторимости бытия каждого человека — источник чувства его ответственности как за жизнь другого человека (что особенно необходимо врачу), так и за свою собственную жизнь. Современная наука не дает веских оснований для надежд на преодоление С., к тому же и возможное влияние подобного достижения на развитие культуры, если допустить его осуществимость, еще мало изучено и не может быть однозначно определено как прогрессивное. Гораздо важнее перед лицом С. как закономерного и необходимого явления развивать в человеке чувство ответственного отношения к жизни, ее содержанию и продолжительности.

Проблема продления человеческой жизни в этой связи должна рассматриваться как важная научная и социальная цель. Причем важна не сама по себе биол. длительность существования, но именно социальная продолжительность жизни, в к-рой условия жизни и ее общественная ценность играют определяющую роль. Процесс социального старения человека может быть нормальным, когда оно происходит естественно, по мере расходования резервов человеческого организма, и патологическим, при к-ром наблюдается негативное воздействие факторов, ускоряющих естественно протекающие процессы старения. Поэтому первой и основной является задача сведения до минимума причин, приводящих к патологическому социальному старению, и эта задача совпадает с более общими социальными задачами по такому переустройству общества, к-рое обеспечивало бы человеку нормальные человеческие условия существования, включая медицинскую помощь. Право на здоровье является в социальном плане исходным в утверждении права на жизнь, тем более долгую, чем более эффективно реализуются все биол. резервы человека и сводится до минимума патол. действие факторов раннего старения. Причем социальной ценностью обладает не просто увеличение длительности жизни. Возрастающую общественную ценность имеет сохранение дееспособной развитой человеческой индивидуальности, обогащенной знаниями, опытом жизни и мудростью.

Необходимость продления жизни перед лицом ее естественной ограниченности представляет собой не только важную общественную, но и личную задачу каждого человека. Что бы ни обещала наука (в частности, макробиотика — учение о продлении жизни) сегодня и в будущем, всегда остается в силе мудрое изречение римского философа Сенеки о том, что лучший способ увеличения продолжительности жизни — это не укорачивать ее. Интересную закономерность в этом плане подметил Кант: всего долее живут в том случае, если всего менее заботятся о продлении жизни, но соблюдают, однако, осторожность, дабы не сократить ее каким-либо неосторожным вмешательством в целесообразно организованную жизнедеятельность организма. Кроме соблюдения общегигиенических правил, должного уровня двигательной и психической активности, значительное влияние на продолжительность человеческой жизни оказывают личностные установки, включая понимание смысла жизни, ее цели и нравственно-этическую оценку. Вопрос о жизни и смерти подчас зависит от состояния духа человека, от того, считает ли он сам необходимым и оправданным свое собственное существование.

Чрезвычайно показательным в этом плане является высказывание Ф. Энгельса в письме к Зорге (F. А. Sorge) на следующий день после смерти К. Маркса: «Искусство врачей обеспечило бы ему, быть может, несколько лет прозябания, жизни беспомощного существа, умирающего не сразу, а постепенно, к вящему триумфу врачебного искусства. Но этого наш Маркс никогда не перенес бы. Жить, имея перед собой множество незаконченных трудов и испытывая танталовы муки от желания закончить их и от невозможности это сделать,— это было бы в тысячу раз горше для него, чем настигшая его тихая смерть» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 35, с. 386). Значение морально-волевых факторов, определяющих мужественное отношение человека к С., наглядно продемонстрировал массовый героизм советских людей в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945). Воля человека, моральные установки, сводящие к минимуму стрессовые ситуации в межличностном общении,— все это оказывает влияние на продолжительность жизни (см.) и непосредственно зависит от благоразумия и ответственного отношения к собственному существованию каждой личности. Поэтому нравственный и профессиональный долг врача заключается не только в том, чтобы лечить больного, но и в том, чтобы предупреждать возникновение болезни, внося свой посильный вклад в создание здорового образа жизни (см. Профилактика первичная, Социалистический образ жизни).

Особенно остро проблема С. и связанная с ней проблема неповторимости и уникальности каждой личности возникает в связи с проблемой пересадки жизненно важных органов и прежде всего сердца (см. Трансплантация). Когда «материал» для пересадки берут от трупа, то моральное право врача сомнений не вызывает, хотя, как известно, первые опыты по переливанию трупной крови вначале вызызали у нек-рых врачей резкое возражение именно по моральным соображениям. Интересы «реципиента» требуют от врача взятия материала для пересадки в кратчайшие сроки после наступления С. Интересы «донора» противоположны — они требуют максимальных затрат (в т. ч. и временных) на реанимационные мероприятия с целью реализации всех возможностей возвращения человека к жизни. Поэтому необходимы строгие научные критерии констатации С., базирующиеся на высоких моральных принципах, учитывающих безусловную ценность жизни каждого больного, в т. ч. и обреченного, по мнению врача, на неизбежную С. С моральной точки зрения, ни один больной не может рассматриваться в качестве «потенциального донора» жизненно важных органов, пока биологическая С. не констатирована. В ряде случаев возникает ситуация, когда гибнет только кора головного мозга при сохранении сердечной деятельности, наступает так наз. смерть мозга (см.). В наст, время вопрос о том, можно ли в этом случае говорить о жизни человека, поскольку он безвозвратно утрачивает личностные качества и перестает быть общественным существом, далек от своего окончательного разрешения.

Признание ценности и неповторимости жизни каждого человека составляет важный мотив этичного поведения врача у постели умирающего. Совершенно недопустимо отказывать безнадежному больному во внимании и тем более уходе, ссылаясь на интересы тех, кому врачебная помощь еще может принести пользу (см. Деонтология медицинская). Подобная душевная черствость лишь ускоряет гибель больного, усугубляет его нравственные муки перед лицом приближающейся С. и, что не менее важно, является для родственников умирающего и окружающих больных серьезным исихотравмирующим фактором. Неправомерна также и эйтаназия (см.) —умышленное ускорение врачом летального исхода из ложно понимаемого чувства гуманности. Отзывчивость врача, его способность к сочувствию и сопереживанию адаптирует больного к предстоящему уходу из жизни, смягчает мучительный страх перед наступающей С. Культура сопереживания С. другого человека должна быть атрибутом не только отдельной личности, но и общества в целом. Религия выработала определенные нормы поведения и обряды, к-рые в современном обществе все больше утрачивают свое значение.

Необходима большая нравственно-философская и практическая работа, имеющая целью развитие культуры поведения человека, освобожденного от догм религии и ее мифов, в отношении С. другого (включая церемонии погребения, похоронного обслуживания и др.). Стереотипы общественного поведения способствуют адаптации человека к феномену С., являющемуся необходимой частью человеческой жизни. Человек ни в одном из человеческих вопросов ие должен выходить за пределы своей сущности, определяющей его разум и гуманность. И это единственная и достойная его перспектива, к-рая придает смысл его индивидуальному существованию и историческому развитию человечества в целом.

Именно в сфере разума и гуманности в наивысшей степени проявляется сущность человека и его перспективы. В. И. Ленин говорил, что «человеку нужен идеал, но человеческий, соответствующий природе, а не сверхъестественный» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, с. 56). Марксистская философия и основывающийся на ней реальный гуманизм дают такой идеал, определяющий смысл человеческой жизни в ее индивидуальных, личностных и общечеловеческих социальных параметрах. Этот идеал утверждает диалектическую взаимосвязь природно-биологического и социального, конечного и бесконечного, С. и бессмертия человека, получающего свои завершенные формы в том, что единственно и соответствует его сущности — в материальной и духовной культуре человечества.

Библиография: Маркс К. и Э н г е л ь с Ф. Сочинения, т. 20, с. 548 и др.; Ленин В. Я. Полное собрание сочинений, т. 29, с. 56; Войтенко В. П. Проблема старения и смерти в современной биологии, Вопр. философии, 6, с. 93, 1982; Мечников И. И. Академическое собрание сочинений, т. 11, М., 1956; Н е-г о в с к и й В. А. Некоторые методологические проблемы современной реаниматологии, Вопр. философии, № 8, с. 64, 1978; Пермяков Н. К. Основы реанимационной патологии, М., 1979,

библиогр.; Шмальгаузен И. И. Проблема смерти и бессмертия, М.— JI., 1926; S h i b 1 e s W.. A. Death, an interdisciplinary analysis, Whitewater, 1974, bibliogr.

Источники:
  • http://funeralportal.ru/ency/20959.html
  • http://secretofworld.ru/samorazvitie/kak-nastupaet-smert.html
  • http://xn--90aw5c.xn--c1avg/index.php/%D0%A1%D0%9C%D0%95%D0%A0%D0%A2%D0%AC