Меню Рубрики

Является ли точка зрения вебера прогрессом по сравнению

Читайте также:
  1. I. Перевести текст. 1 страница
  2. I. Перевести текст. 10 страница
  3. I. Перевести текст. 11 страница
  4. I. Перевести текст. 2 страница
  5. I. Перевести текст. 3 страница
  6. I. Перевести текст. 4 страница
  7. I. Перевести текст. 5 страница
  8. I. Перевести текст. 6 страница
  9. I. Перевести текст. 7 страница
  10. I. Перевести текст. 8 страница
  11. I. Перевести текст. 9 страница
  12. II. Разделы социологии: частные социальные науки

В России также организуются социологические конгрессы. На Всероссийские социологические конгрессы съезжаются все из­вестные социологи России, а также начинающие молодые ученые для того, чтобы обменяться своими мнениями, позициями и, тем самым, обогатить российскую социологию новым знанием, апро­бированным в жаркой полемике «круглых столов», секционных заседаний. Первый Всероссийский социологический конгресс «Общество и социология: новые реалии и новые идеи» прошел в 2000 г. в Санкт-Петербурге. II Всероссийский социологический конгресс «Российское общество и социология в XX веке» провел свою работу в 2003 г. в Москве на базе МГУ им. М.В. Ломоносова.

III Всероссийский социологический конгресс «Социология и общество: проблемы и пути взаимодействия» проходил 21—24 ок­тября 2008 г. в Москве. В его работе приняли участие 1286 социо­логов страны из 77 субъектов РФ. Российские социологи подверг­ли анализу и обсуждению многочисленные проблемы теоретиче­ской и практической социологии, ее развития в современной России и адекватности современным реалиям функционирова­ния российского и мирового сообщества. Свое мнение в виде те­зисов научных докладов выразили более 2500 российских социо­логов [48] .

Таким образом, сотрудничество социологов на российском и международном уровнях помогает на основе сравнения дости­жений различных научных школ совершенствовать методологию и теорию исследований, лучше понимать современное общество в целом и Россию в особенности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Внимательно прочитайте следующие определения предмета социоло­гии.

0 «. Можно назвать институтом все верования, все поведения, установ­ленные группой. Социологию тогда можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании» (Э. Дюркгейм).

0 «Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимо­действия, — с другой» (П.А. Сорокин).

0 «Социология — это наука о становлении, развитии и функционирова­нии социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта — общ­ностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностя­ми, между личностью и общностями; наука о закономерностях со­циальных действий и массового поведения» (В.А. Ядов).

О «Социология — это изучение общественной жизни человека, изуче­ние групп и обществ» (Э. Гидденс).

Какое из них, по вашему мнению, является наиболее адекватным? Обоснуйте свое мнение. Попробуйте опровергнуть мнение своих оп­понентов.

2. Проанализируйте следующие высказывания классиков социологии:

О «Социальная жизнь вся — конфликт, поскольку она изменчива. В че­ловеческих обществах нет постоянства, ибо в них нет ничего устойчи­вого. Поэтому именно в конфликте заключены творческое ядро лю­бых сообществ и возможность свободы» (Р. Дарендорф);

О «Человеческое сознание. есть не что иное, как коллективное созна­ние группы, которой мы принадлежим» (Э. Дюркгейм);

О «Не существует чувства Я. без соответствующего ему чувства Мы» (Ч. Кули).

Какое понимание общества вы видите в этих высказываниях? Какое место в них, по вашему мнению, отводится индивиду?

3. Чем различаются между собой эмпирические факты, социальные факты и научные факты? Приведите примеры.

4. Опишите основные социологические парадигмы.

5. В XIX в. О. Конт во всеобщей классификации наук поставил социоло­гию на самую вершину знаний — выше математики, физики и биоло­гии. На какое место поставили бы вы современную социологию?

6. Какую роль в развитии социального познания в целом и социологии в частности сыграла философия?

7. Во всех социологических размышлениях Г. Спенсера превалируют биологические аналогии. Например: «Общества, как и живые тела, начинаются как зародыши — возникают из масс, крайне малых по сравнению с массами, которых они в конечном итоге достигают». М. Вебер резко критикует «органическую социологию», рассматри­вающую отдельного индивида как часть, «клеточку» социального ор­ганизма. Понятие организма в применении к обществу может быть лишь метафорой — не больше, ибо «для социологии. объектом по­знания является именно смысловая связь поведения».

Является ли точка зрения Вебера прогрессом по сравнению с точкой зрения Спенсера, и если да, то почему?

8. Как вы понимаете высказывание Ч.Р. Миллса: «Первый урок социо­логии состоит в том, чтобы помочь человеку найти себя в контексте своей эпохи»?

1. О. Конт и его роль в институционализации социологической науки.

2. Классификация наук О. Конта и место социологии в ней.

3. Социологическое наследие Г. Спенсера.

4. Классические социологические теории: общая характеристика.

5. Социологические взгляды Э. Дюркгейма.

6. Социология М. Вебера.

7. История развития социологии в России.

8. Развитие социологии в СССР.

9. Современная социология в России.

10. Современная зарубежная социология: основные школы и направле­ния.

11. Т. Парсонс и его учение о социальном порядке.

12. Э. Гидценс и его социология.

13. Социология П. Бурдье.

14. Ю. Хабермас и его вклад в развитие социологического знания.

15. Социологические конгрессы: история развития и современное значе­ние.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

3.1. Социология управления

По мнению известного ученого Питера Дракера (Друкера), исторические успехи человечества на 80 % определя­ются не природными ресурсами и технологиями, а эффективно­стью управления [49] . То, что управление является важным ресурсом общества, было известно еще задолго до появления управленче­ской науки. В настоящий момент нет недостатка в управленче­ской литературе и каждый управленец, чтобы добиться эффектив­ности управления, вооружается положениями, концепциями и рекомендациями, разработанными в рамках управленческих от­раслей знания на основе теории управления.

Теория управления представляет собой отрасль научного знания, изучающая процессы управления в социальных и социально-эко­номических системах, систему принципов, методов и технологий управления, содержание, форму и эволюцию управленческих от­ношений, механизмы принятия и реализации управленческих ре­шений, а также их эффективность и т.п.

Вместе с изменением и развитием социально-экономической и духовной структур общества изменяется и совершенствуется управление и соответственно управленческие отношения. Поэто­му не может быть единой, универсальной для всех типов общест­венно-исторического развития системы управления, управленче­ских отношений.

В социологической и управленческой литературе сложились различные подходы к управлению: управление как наука, управ­ление как искусство, управление как функция, управление как процесс, управление как аппарат. Названные подходы выступают в комплексе и представляют собой систему управления, которая

сочетает все обозначенные элементы как подсистемы единой сис­темы управления.

Управление в наиболее общем виде может рассматриваться как воздействие субъекта управления на его объект [50] .

Всякое общество основывается на совместной, коллективной целенаправленной деятельности индивидов. Для того чтобы такая деятельность была успешной и вообще оказалась возможной, не­обходимо ее организовать тем или иным способом. В противном случае несогласованные действия отдельных людей будут не по­могать, а мешать достижению цели. Выделяют два необходимых условия организации коллективного действия:

— наличие иерархии — фиксированного вертикального ранжирова­ния статусов участников действия, когда нижестоящие в иерархии подчиняются вышестоящим;

— наличие управления — сообразного поставленной цели механизма обеспечения нужного порядка действий участников.

Если соблюдены оба условия, можно говорить об организа­ции. Иерархия образует статическое измерение организации, а управление — ее динамическое измерение. Организация социаль­ных действий и управление ими составляет предмет особой от­расли социологического знания — социологии управления. Со­циальное управление представляет собой специфический вид человеческой деятельности, необходимость которого обусловле­на потребностью в организации совместной деятельности людей. Оно является следствием разделения труда в силу различия при­родных способностей людей и сложности социальной действи­тельности. Социальное управление пронизывает собой все про­цессы жизни общества, охватывает все его сферы.

Процесс управления сам по себе можно в рабочем порядке опре­делить как непрерывное целенаправленное воздействие на инди­вида или группу людей. Индивид или группа, находящиеся под подобным воздействием, представляет собой объект управления, а индивид или группа, осуществляющая такое воздействие, — субъект управления. Процесс управления обязательно имеет ие­рархическую структуру, предполагает подчинение низшего звена высшему. Это обусловлено тем, что в процессе управления дея­тельность индивида или группы регламентируется и направляется не только их свободной волей, но и главным образом — требова­ниями, предъявляемыми извне. При этом с необходимостью про­исходит ограничение свободы действий объекта управления рам­ками правил, должностных инструкций, ролевых предписаний.

Управление как форма деятельности всегда элитарно по сво­ему характеру: тех, кто управляет, гораздо меньше, чем тех, кем управляют. По своей структуре оно представляет собой пирамиду, составленную из горизонтальных уровней управления. Однако, несмотря на простоту этих сущностных характеристик социаль­ного управления, не так легко дать исчерпывающее определение этого понятия. Различные варианты определений связывают со­циальное управление или с поставленной социально значимой целью, или с социальным характером объекта управления, или со спецификой применяемых в социальном управлении принципов и технологий, или с определенным соотношением управления и самоуправления. По-видимому, основным элементом социаль­ного управления следует считать присутствие значимого социаль­ного по своему характеру стимула деятельности, дающего возмож­ность максимальной мобилизации свободной воли и способно­стей индивида или группы. При этом чем более высокоразвитым и сложноорганизованным является общество, тем выше в процессе управления им доля самоуправления и самоорганизации, тем сложнее и разветвленнее система распределения управленческой инициативы, полномочий и ответственности- Однако даже самое развитое и «самоуправляющееся» общество или коллектив нужда­ется в опосредующих звеньях системы управления, т.е. в исполни­тельной иерархии. Даже когда субъектом управления в конечном счете является сам коллектив, необходимы исполнительные орга­ны, которые проводили бы в жизнь его решения. Поэтому социо­логия управления исследует логику развития управленческих структур и организационных форм управления человеческой дея­тельностью; проблемы становления социального самоуправления и обеспечения его эффективности; условия оптимизации управ­ления обществом и т.п.

В современной теории управления выделяют два уровня:

— первый уровень — концептуальные основы понимания социаль­ного управления, сами по себе составляющие часть широкомас­штабных политико-экономических, социально-философских, макросоциологических теорий;

— второй уровень — конкретные, более узкие по своему охвату тео­рии, сосредоточивающие свое внимание на разработке и решении

практических проблем управления, прежде всего проблемы дости­жения оптимальной эффективности функционирования управ­ленческих структур. Эти теории ближе к прикладному уровню и становятся основанием для выработки рекомендаций, внедряемых далее в управленческую практику.

Концептуально-методологические основания современной теории управления содержатся в работах М. Вебера, Ф. Тайлора, А. Файоля, Э. Мэйо, П. Дракера, Г. Саймона. На базе идей, разви­тых этими авторами, сформировались современные представле­ния о сущности управленческого процесса и сложились опреде­ленные «гуманизационные» тенденции в практике управления.

В социологии управления применяются различные концеп­туальные подходы к предмету изучения. Так, с точки зрения тех­нического или системного подхода управление понимается как функция системы, обеспечивающая посредством рациональных способов возможно более эффективное использование общест­вом человеческих ресурсов. Политический подход рассматривает управление как механизм реализации и сохранения власти правя­щей элиты.

В целом социальное управление представляет собой непрерыв­ный процесс активного воздействия на объект с помощью системы управления — механизма реализации такого воздействия. Система управления должна быть достаточно динамичной и обладать спо­собностью эффективного воздействия на окружающую среду с целью ее изменения. Эффективность системы управления зависит от слаженности функционирования всех без исключения элемен­тов системы. Если хотя бы один элемент системы управления рабо­тает неэффективно, когда его действие не оказывает влияния на функционирование целого или даже тормозит или деформирует его, то это сказывается на эффективности всей системы.

В систему социального управления входят такие элементы, как механизм управления, субъект и объект управления, органи­зационная структура, функции и сам процесс управления.

Механизм управления является продуктом целенаправленной разработки, предполагающей сбалансированное изменение функ­ций, форм, методов, рычагов и стимулов социального управления, ориентированное на достижение его оптимальной эффективности в конкретных условиях. Для нормальной жизнедеятельности со­циальной системы необходимо, чтобы функционирование механиз­ма управления обеспечивало слаженное взаимодействие всех его

элементов в решении поставленных задач. В этом смысле механизм управления как целостность представляет собой совокупность эко­номического, организационного и социокультурного механизмов, функционирующих синхронно в едином социетальном и организа­ционном контексте.

Рассматривая в этом аспекте социальную систему, можно ска­зать, что она одновременно представляет собой и субъект, и объект управления. Поэтому субъект и объект управления следует представ­лять как постоянно взаимодействующие управляющую и управляе­мую подсистемы социальной системы. Но управленческие отноше­ния в обществе никогда не проявляются в виде субъект-объектных отношений, а имеют вид субъект-субъектных отношений, посколь­ку объект управленческого воздействия тоже субъективен и спосо­бен к активной реакции на управленческое воздействие. Таким об­разом, управленческий процесс — это всегда взаимодействие, обра­зующее совокупность прямой и обратной связи [51] .

Любая социальная система включает в себя более частные подсистемы:

— техническую, представляющую собой комплекс отдельных техни­ческих средств;

— технологическую, которая представляет собой структурирование производственно-трудовой и политической деятельности посред­ством расчленения ее на стадии и процессы. Этот нормативный комплекс определяет следование друг за другом отдельных произ­водственных операций по ходу управления ими;

— организационную, которая на основе определенной структуры управления осуществляет рациональное использование техни­ко-технологических средств и человеческих ресурсов;

— экономическую, содержащую совокупность хозяйственных и фи­нансовых процессов и связей;

— социальную, образуемую совокупностью социальных отноше­ний, которые возникают в процессе коллективной деятельности.

Взаимосвязь подсистем и их слаженное совместное функцио­нирование в целостности образуют единый процесс социального управления: техническая, технологическая и организационная подсистемы образуют организационно-техническую сторону управления, а экономическая и социальная — социально-эконо­мическую сторону. Процесс управления представляет собой ис­ходящую от субъекта координацию и организацию объекта управ­ления. Будучи продуктом исторической дифференциации трудо­вой деятельности, управление осуществляет целенаправленное воздействие на технологические, экономические и социальные процессы.

Основные виды социального управления представлены поли­тическим или государственно-административным управлением, управлением социально-культурными процессами, управлением производством.

Читайте также:  Кому какая оправа очков для зрения идет

Управлять можно как вещами и предметами неживой приро­ды, так и живыми — биологическими и социальными системами. Управление объектами неживой природы входит в компетенцию в основном технических наук. Естественные науки исследуют про­цессы управления биологическими системами. Управление в со­циальных системах (социальное управление), или менеджмент, составляет предмет социальных наук, прежде всего социологии управления. Поскольку социальная система включает в себя дей­ствия людей с материальными ресурсами, социальное управление охватывает и управление материальными ресурсами в контексте человеческой деятельности, и управление самими людьми и их коллективными действиями.

Социальное управление — процесс многоуровневый: оно осу­ществляется на уровнях отдельной организации, административ­ного региона, отрасли материального или духовного производст­ва, наконец, государства в целом. На административно-политиче­ском уровне социальное управление представляет собой власть, поскольку проявляется и сосредоточивается в сфере политики.

Понятию «управление» синонимичны понятия «руководство» и «менеджмент», обозначающие деятельность по непосредствен­ному управлению трудовым коллективом. В частности, под ме­неджментом понимается как формулирование и постановка за­дач, так и управленческое обеспечение их выполнения. Менедж­мент представляет собой единый процесс, в котором сливаются воедино планирование, организация, мотивация и контроль, под­чиненные достижению цели, стоящей перед социальной сис­темой.

Прогнозирование и перспективное планирование будущих социаль­ных и организационных изменений является особо важным ас­пектом управления. Прогнозирование неотделимо от процесса принятия любых значимых стратегических решений, в связи с чем

актуализируется проблема стратегического управления, которое реализуется в виде следующих этапов [52] :

1) оценка исходного состояния организации (анализ основных сег­ментов рынка, плюсов и минусов конкурентов, финансовое поло­жение и инфраструктура организации и т.д.);

2) определение видения организации (образ желаемого будущего) в перспективе 3—5 лет;

3) выстраивание различного рода политик (финансовой, кадровой, технологической, маркетинговой и т.д.), которые будут являться мостиком между исходным состоянием организации и желаемым.

Неотъемлемым условием разработки стратегии организации является определение ее миссии.

Для того чтобы эффективно управлять обществом, необходи­мо иметь адекватные представления о действующих в нем тенден­циях и факторах, правильно оценивать возможную динамику их развития в том или ином варианте социальной ситуации. Разра­ботка и внедрение в управленческую практику перспективных стратегий социального развития входят в предметную область со­циологии управления и составляют один из наиболее важных ее разделов.

Исследования в области социологии управления как одной из отраслей социологического знания позволяют понять специфи­ческие закономерности управленческой деятельности, эволюцию ее принципов и форм.

В современной управленческой теории и практике накоплен обширный опыт, основанный на признании доминирующей роли в системе управления человеческого фактора, человека как субъ­екта управления [53] . Вместе с тем опыт российской системы управ­ления и ее современное состояние показывают, что степень его использования и эффективность чрезвычайно малы, о чем свиде­тельствуют как низкие показатели экономического развития стра-

ны, так и общественное мнение о российской управленческой элите и системе управления в ее лице.

Так, согласно данным социологического исследования «Бюрокра­тия и власть в новой России», проведенного в июле 2005 г. Институ­том социологии РАН совместно с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в РФ во всех территориально-экономических районах страны (согласно районированию, принятому Росстатом), на вопрос о том, что сегодня препятствует быстрому экономическому росту страны, почти половина россиян (49,9 %) отметила коррумпирован­ность нынешней экономической и политической элиты. Кроме того, респонденты оказались единодушны в мнении о том, что «россий­ский народ» не оказывает влияния на функционирование россий­ской власти.

Проблема бюрократии в России стояла остро всегда, хотя бю­рократические системы управления теоретически обладают высо­ким потенциалом с точки зрения эффективности, точности, по­стоянства, строгости и надежности работы. Однако в современ­ных условиях развития управленческих отношений и смены управленческой парадигмы потенциал бюрократических систем сокращается, возникают новые трудности и эффективность управления еще более снижается. Следствием этого является сни­жение доверия населения к властным структурам, а также и дру­гим социальным институтам.

Результаты упомянутого выше социологического исследования под­тверждают это и показывают, что государственные и общественные институты не пользуются поддержкой и доверием россиян и не рас­сматриваются ими в качестве инструментов реализации обществен­ных и личных интересов. В этом отношении характерны оценки рос­сиянами деятельности исполнительных органов власти, различных социальных служб, с одной стороны, и тех институтов, которые при­нято относить к гражданскому обществу (местные парламенты, су­ды, СМИ, партии и профсоюзы), — с другой. Наиболее провальной, по оценкам россиян, выглядит деятельность жилищно-коммуналь- ных служб, а также органов здравоохранения и правопорядка. Их деятельность со знаком «минус» соответственно оценили 65,2, 52,1 и 43,0 % опрошенных. Скорее как удовлетворительную (на «троечку») россияне оценивают работу местных органов исполнительной вла­сти — губернаторов, глав администраций регионов и муниципальных образований, а также органов системы образования и социального обеспечения (см. табл. 3.1).

Та б л и ца 3.1. Как бы Вы оценили работу органов власти, социальных служб и общественных организаций в Вашем регионе? (в %)

Бюрократия и власть в новой России: позиция населения и оценки экспертов. Аналитический доклад. М., 2005 / http//www.isras.ru

Деятельность судов, законодательных собраний регионов, профсою­зов и политических партий положительно оценивают от 1,7 до 5,1 % россиян, отрицательно — от 22,8 до 31,5 %, причем затруднились с оценкой работы этих органов свыше 40 % опрошенных. Это говорит либо о слабой информированности населения о деятельности органов, призванных представлять и защищать их интересы, либо об отсутст­вии этой деятельности как таковой. Единственным более или менее дееспособным институтом гражданского общества, по мнению росси­ян, являются местные СМИ.

Данные, полученные из исследования «Чего опасаются россияне?» 1 , показали следующее: россияне менее всего склонны доверять судеб­ной системе (21 %), милиции (24 %), профсоюзам (23 %), Государст­венной Думе (29 %) и Совету Федерации (31 %), печатной прессе (26 %) и телевидению (35 %), социальным службам (34 %) и политиче­ским партиям (13 %). Относительно высоким (41 %) остается лишь уровень доверия общественным организациям (правозащитные, жен­ские, экологические и т.д.) [54] .

1 Исследование осуществлено специалистами ИС РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в Российской Федерации в сентябре 2008 г. по общероссийской квотной выборке, охватившей 1750 респондентов от 18 лет и старше, в 12 территориально-экономических районах РФ (согласно райо­нированию Росстата), а также в Москве и Санкт-Петербурге.

Ученые пришли к неутешительному выводу о том, что россияне не только не готовы видеть в бюрократии выразителя интересов общест­ва, но и рассматривают ее как силу если и не прямо враждебную, то, безусловно, наносящую ущерб интересам страны.

Как видно из рис. 3.1, по оценке деятельности бюрократии позиции россиян и госчиновников оказались прямо противоположны: почти 3 /4 населения убеждены, что сегодняшние чиновники не столько спо­собствуют решению каких-то проблем и обеспечивают эффективное развитие страны, сколько мешают этому развитию. Удивительно, что и среди самих госслужащих каждый пятый считает, что работа чинов­ников сегодня мешает развитию России.

Обеспокоенность населения и самих чиновников вызывают не столь­ко громоздкость и неэффективность государственного аппарата и «за­силье бюрократии», сколько его тотальная коррумпированность и сращивание с криминалом (так считают 11,6 % и 25,3 % среди населе­ния в целом; 7,0 % и 24,1 % среди респондентов-госслужащих) [55] .

Российская система государственно-административного управ­ления по-прежнему основана на принципах бюрократической фор­мы организации, что затрудняет модернизацию системы управления и подготовки нового типа управленческих кадров, в которых так ну­ждается Россия. Поэтому необходимо обратить внимание на лично­стную составляющую в решении управленческих и профессиональ­ных вопросов для обеспечения эффективной деятельности в сфере социального управления.

Таким образом, социология управления как отрасль со­циологической науки исследует всю совокупность управленче­ских процессов в отношении их характера, структуры, социаль­ных функций, вопросы социального прогнозирования, конструи­рования, развитие социальных технологий.

3.2. Социология безопасности

Современное общество как целостность во мно­гом отличается от других исторических форм социальности. Наи­более существенными его отличиями являются:

0 растущая интегрированность как следствие и результат разверты­вания процессов глобализации;

0 нарастание осознания необходимости организованного противо­стояния множественным угрозам и рискам, опасным с точки зре­ния социетального самосохранения и жизнеобеспечения.

Глобальное общество начала XXI в. представляет собой чело­веческую общность, прошедшую через катастрофические уроки истории, на горьком опыте научившуюся тому, что самое цен­ное — не политические идеи, не технологические достижения, не утопические проекты вселенского счастья, а простое выживание и безопасное существование человечества. Согласно Н. Луману, об­щество является рефлексирующей, сознающей себя системой. Понимание необходимости единой теории безопасности можно рассматривать как продукт саморефлексии современного общества.

Социология безопасности — это отрасль социологического зна­ния, интегрирующая прикладные аспекты политических, со­циальных, военных, экономических, технических, гуманитарных наук, предметом которой являются разнообразные факторы рис­ка, угрожающие обществу и личности, а также сущность, методы, формы и средства обеспечения безопасности личности и общест­ва в условиях комплексного взаимодействия всех этих факторов. Сложность и широта предметной области социологии безопасно­сти отражается в ее структуре, где можно выделить три подобла­сти — социологию гуманитарной безопасности, социологию при­родной безопасности и социологию техногенной безопасности.

Социология гуманитарной безопасности изучает проблемы обес­печения защищенности человека в контексте сложившихся общест­венных отношений. Это емкое определение включает в себя разно­образные аспекты в соответствии с многогранностью самого поня­тия «человек». Безопасное существование индивида невозможно вне защиты возможностей нормальной жизнедеятельности, прав и сво­бод, не только его собственных, но и его семьи, родных, этнической общности, к которой он принадлежит, без свободной реализации се­бя в национальной культуре, идентификации с ее ценностями, тради­циями, идеалами и нормами. Гуманитарная безопасность предпола­гает также обеспечение свободного развития интеллектуального, ду­ховного, морально-этического потенциала человека, защиты его от разнообразных посягательств и угроз, от всякого насилия — физиче­ского, нравственного, социального и политического.

Проблематика духовной безопасности особенно актуальна для со­временного российского общества. Под духовной безопасностью подразумевается важнейшая качественная характеристика всей

культуры в целом, определяющая ее способность поддерживать нор­мальные условия жизнедеятельности населения, а в более широком (социетальном) контексте духовная безопасность определяется как качественная характеристика общества, исследуемая в духовно­нравственном срезе, т.е. рассматриваемая как целостность, для ко­торой состояние духовности/нравственности является одним из ин­дикаторов жизнеспособности и функциональной согласованности основных социальных институтов, идеологии и культуры [56] .

Духовная безопасность представляет собой комплекс таких ее составляющих, как культурная, религиозная, идеологическая, ко­торые пересекаются с другими сферами жизнедеятельности об­щества — политической, экономической, семейно-брачной и т.д. Вследствие этого анализ духовной безопасности предполагает обязательный институциональный анализ проблем, связанных с функционированием важнейших социальных институтов, от ко­торых зависит поддержание духовной безопасности общества. В структуре духовной безопасности общества выделяют три важ­нейших элемента: 1) культурную независимость; 2) стабильность функционирования политической системы; 3) способность на­ционального образования, здравоохранения и культуры к дина­мичному саморазвитию [57] .

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.017 сек.)

страница 6/37
Дата 15.05.2016
Размер 2.87 Mb.
Тип Книга
    Навигация по данной странице:
  • РАЗДЕЛ 2

Вопросы и задания

  1. Назовите социальные и научные предпосылки возникновения социологии.

  2. Чем социология отличается от философии, психологии и дру­гих гуманитарных наук?

  3. Найдите лишнее название науки в следующем ряду: матема­тика, психология, социология, химия, философия; философия, история, геофизика, социология, этнография. По какому прин­ципу организован ряд в первом случае, а по какому — во втором?

4. Дайте определение предмета социологии.

5. Внимательно прочитайте следующие определения предмета социологии. «. Можно назвать институтом все верования, все поведения, установленные группой. Социологию тогда мож­но определить как науку об институтах, их генезисе и функ­ционировании» (Э. Дюркгейм ).

1 Wallerstein I. Presidential Address, XlVth World Congress of Sociology, Montreal, July, 26, 1998.

«Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, — с другой» (П.А. Сорокин). «Социология — это наука о становлении, развитии и функци­онировании социальных общностей и форм их самооргани­зации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активнос­тью социального субъекта — общностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях соци­альных действий и массового поведения» (В.А. Ядов). «Социология — это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ» (Э. Гидденс). Какое, по-вашему, является наиболее адекватным? Обоснуйте свое мнение. Попробуйте опровергнуть мнение своих оппо­нентов.

6. Проанализируйте следующие высказывания классиков социологии:

«Социальная жизнь вся — конфликт, поскольку она измен­чива. В человеческих обществах нет постоянства, ибо в них нет ничего устойчивого. Поэтому именно в конфликте за­ключены творческое ядро любых сообществ и возможность свободы.» (Р. Дарендорф);

«Человеческое сознание. есть не что иное, как коллектив­ное сознание группы, к которой мы принадлежим». (Э. Дюрк­гейм);

«Не существует чувства Я. без соответствующего ему чув­ства Мы». (Ч. Кули).

Какое понимание общества вы видите в этих высказываниях? Какое место в них, по-вашему, отводится индивиду?


  1. Чем различаются между собой эмпирические факты, соци­альные факты и научные факты? Приведите примеры.

  2. Опишите основные социологические парадигмы.

  3. В XIX веке О. Конт во всеобщей классификации наук поста­вил социологию на самую вершину знаний — выше матема­тики, физики и биологии. А на какое место поставили бы вы современную социологию?

  1. Какую роль в развитии социального познания в целом и со­циологии в частности сыграла философия?

  2. Опишите предметную сферу истории, философии, политиче­ских наук, экономики, психологии, культурной антропологии.

  3. Как вы поняли термин «междисциплинарные границы»? Рас­кройте его содержание.

  4. Что такое социология на всеобщем уровне, на частном и еди­ничном?

  5. Во всех социологических размышлениях Г. Спенсера прева­лируют биологические аналогии. Например: «Общества, как и живые тела, начинаются как зародыши — возникают из масс, крайне малых по сравнению с массами, которых они в конеч­ном итоге достигают».

М. Вебер резко критикует «органическую социологию», рас­сматривающую отдельного индивида как часть, «клеточку» социального организма. Понятие организма в применении к обществу может быть лишь метафорой — не больше, ибо «для социологии. объектом познания является именно смыс­ловая связь поведения».

Является ли точка зрения Вебера прогрессом по сравнению с точкой зрения Спенсера, и если да, то почему?

15. Как вы понимаете высказывание Ч.Р. Миллса: «Первый урок социологии состоит в том, чтобы помочь человеку найти себя в контексте своей эпохи»?
Литература


  1. Асп Э. Введение в социологию. — СПб., 1999.

  2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. — М., 1993.

  3. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. — М., 1996.

  4. Гидденс Э. Социология. — М, 1999.

  5. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. — СПб., 1997.

  6. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 1: Ме­тодология и история. — М., 2000.

  7. История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов / Отв. ред. академик Г.В. Осипов. — М., 1998.

  8. Култыгин В.П. Классическая социология. — М., 2000.

  9. Миллз Ч. Социологическое воображение. — М., 1998.

  1. Немецкая социология. — М., 2004.

  2. Социологический энциклопедический словарь (Ред.-координатор Г.В. Осипов). — М., 2000.

  3. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и дополн. — М., 1998.

  4. Социология: Краткий тематический словарь / Под общ. ред. Ю.Г. Волкова. — Ростов н/Д, 2001.

  5. Учебный социологический словарь с английскими и испан­скими эквивалентами. Изд. 4-е, доп. и переработ. / Под ред. С.А. Кравченко. — М., 2001.

  6. Ферреоль Ж. Социология. Терминологический словарь. 2-е изд. — СПб., 2003.

  7. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, про­грамма, методы. — Саратов, 1995.

СОЦИАЛЬНОЕ

ФОРМИРОВАНИЕ

ГЛАВА 1. ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ

Встречаясь со старым знакомым, которого не видели мно­го лет, мы прежде всего спрашиваем: «Что у тебя нового?» Такой вопрос предполагает очевидную для нас вещь: человек уже не совсем тот, каким мы его знали, но это, несомненно, именно тот человек. Мы воспринимаем себя и других людей как меняющихся во времени, но все же сохраняющих в себе какое-то постоянное ядро.

Проблема постоянства, или тождества, личности — одна из важнейших и наиболее разработанных проблем филосо­фии, психологии и социологии. Традиционная для идеали­стической философии постановка этой проблемы сводится к тому, что личность — это чистое сознание, всегда одинако­вое, не зависящее от воспитания и влияний. В платониче­ском идеализме личность определяется душой, попадающей в тело из других сфер бытия и возвращающейся туда после смерти тела. Религиозная концепция личности также настаи­вает на бессмертии и бесконечной ответственности постоянно­го ядра личности, но либо допускает перевоплощение душ (реинкарнацию), либо, как христианство, считает каждую душу бесконечно индивидуальной и неповторимой, а каждую жизнь — однократной и ведущей к вечному существованию души в других мирах.

Каббалистическое понимание личности (иудейская мистическая традиция) представляет особый интерес. Здесь личность также рассматривается в целом как душа, но под­робно представлена ее внутренняя «анатомия». Структура лич­ности определяется индивидуальным переплетением духов­ных «сосудов» — каналов связи с Богом — и индивидуальной комбинацией десяти духовных качеств — сфирот.

Материалистические представления о личности сводят­ся к идее ее материальной обусловленности — воспитанием, социальным происхождением, уровнем обеспеченности. Тем не менее, материалистический подход допускает огромное мно­гообразие точек зрения — от вульгарно-материалистического биологического детерминизма до взглядов известного совет­ского философа Э. Ильенкова, отстаивавшего абсолютную из­менчивость человеческой личности в зависимости от воспи­тания.

Немецкая классическая философия — Кант, Фихте, Шел­линг и Гегель — внесла большой вклад в разработку фило­софского понятия личности. Главное преимущество их идеа­листических в целом взглядов состояло в том, что все они видели в личности активную силу, наделенную огромным пре­образующим потенциалом. Согласно Гегелю, личность — это как бы одна из множества граней мирового разума, универ­сального логического сознания, и смысл ее бытия в том, что­бы путем развития самосознания прийти к полному осозна­нию себя и свободе.

Переход от философского к собственно социологическо­му пониманию личности впервые совершил К. Маркс, зая­вивший, что «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть со­вокупность всех общественных отношений». В этой корот­кой фразе «Тезисов о Фейербахе» содержится целая диалек­тика личностного и индивидуального. Суть ее сводится к тому, что понятие «личность» выходит за рамки понятия факти­ческой индивидуальности и тождественно социальному в че­ловеке.

Необходимо отметить роль в разработке современного по­нимания личности и индивидуальности психологов психо­аналитического направления. Его основатель, венский пси­хиатр 3. Фрейд, доказал присутствие в человеческой инди­видуальности наряду с сознанием еще два других структур­ных уровня: бессознательное — несознаваемые инстинкты, влечения, комплексы, то есть, устойчивые системы подав­ленных влечений, травмы; сверхсознательное (сверх-«я») — система бессознательной цензуры, то есть контроля, вытесня­ющего из сознания недопустимые влечения, а из памяти — слишком травмирующие или позорные воспоминания. Его пос­ледователь К. Юнг расширил сферу бессознательного, вклю­чив в нее помимо индивидуального бессознательного, о кото­ром говорил Фрейд, коллективное бессознательное — сово­купность символических образов, воплощающих общечелове­ческие родовые стремления, страхи, поиски.

Экзистенциалистская философия (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр и другие) создала своебразное наложение философского и психологического планов рассмотрения проблем, связанных с личностью. С точки зрения экзистенциализма, вся внутрен­няя жизнь человека выражает онтологическую специфику его существования как уникального существа, сознающего свою неминуемую смерть и задающегося вопросом о смысле своего бытия. Сознание каждого человека в этом смысле не индивидуально, поскольку это общечеловеческие черты. Но свою подлинную индивидуальность человек обретает тог­да, когда отрывается от «безличного» — массы неиндивидуализованных, не осознавших свою личную обреченность смерти людей, — и начинает жить в сознании своего «бытия-к-смерти» и налагаемой им ответственности. Вообще для эк­зистенциализма личность — это прежде всего полнота ответ­ственности, которую предполагает свобода. В то же время личность человека — это нечто с ним постоянно несовпада­ющее, потому что человек всегда живет в отрыве от себя, проектируя свое будущее. Личность — это конечная цель проекта, реализация своего возможного «я». Поскольку че­ловек — это всегда движение, у него нет фиксированных черт, совокупность которых можно было бы рассматривать как личность или индивидуальность. Облик личности начи­нает просматриваться после смерти, потому что именно смерть кладет на нее последний и самый главный мазок. Но облик личности, то есть, ее главный проект, объясняющий все ее поступки, можно уяснить и из экзистенциального психоана­лиза — метода, специально для этой цели разработанного Ж.-П. Сартром.

Переходя теперь к собственно социологическому понима­нию категорий «личность» и «индивид», вспомним, что со­циология, в отличие от философии, имеет дело с социальной эмпирией, а говоря о нашем эмпирическом «я», мы не раз­личаем в себе индивида и личность. Вообще индивид — это скорее обезличенная единица человеческого существования, нечто статистическое. В социологии понятие «индивид» име­ет значение просто мельчайшей неделимой единицы, входя­щей в социальную группу.

Исторически индивидуальное «я», то есть, интроспектив­ное представление о самом себе, не совпадающее с «я» соци­альным, то есть, со своим статусным набором, существует не так давно. В традиционных обществах, как мы уже отмеча­ли, человек полностью идентифицировал себя со своей соци­альной группой. Появление возможности для индивидов от­носительно дистанцироваться от своей социальной жизни ис­торики относят к концу средних веков. Существовала даже гипотеза, что применительно к людям, жившим до этого вре­мени, неприменимы такие понятия, связанные с индивиду­альной внутренней жизнью, как совесть: у них не было ин­дивидуальной совести и ответственности, а лишь групповая (родовая, клановая) ответственность и стыд перед членами рода. Дальнейшее развитие западного общества пошло по пути прогрессирующей индивидуализации, на основе ценностей ин­дивидуализма. В контексте индивидуалистической культу­ры более всего ценится свобода личности, а индивидуальное право ставится выше коллективного. Это породило целую философию, базирующуюся на индивидуальном благосостоя­нии, где главным считается чувство комфорта, наличие сво­бодного времени, внимание к своему здоровью и внешности и т. д. Большое место здесь также занимает стремление «вы­делиться», сделать выдающуюся карьеру, добиться социаль­ного успеха.

Так что помимо понятия «индивид» следует пользоваться также и понятием «индивидуальность». Это то, что классик социологии Э. Дюркгейм называл «индивидуальной сущнос­тью»: совокупность качеств человека, обусловленных непо­вторимой комбинацией врожденных способностей, темпера­мента, психической конституции и следствий приобретенно­го в индивидуальной истории человека опыта. Все это состав­ляет в совокупности индивидуальный полюс личности. Поня­тие «индивидуальность» относится к тем особенным физичес­ким, психологическим, мировоззренческим качествам, кото­рые присущи только этому человеку в отличие от всех ос­тальных. Индивидуальность — это критерий неповторимос­ти каждой личности, воплощение ее права на свободный вы­бор и самоопределение.

Однако индивидуальным полюсом личность не исчерпы­вается. В ней наличествует еще и социальный полюс — то, что человек неизбежно приобретает в процессе социализации и социального взаимодействия. Система социальных отно­шений всегда по-своему преломляется в каждой личности, вызывая в ней определенные изменения и сказываясь на ее социальном поведении. Все мы из своего и чужого опыта зна­ем, как меняется человек после длительной травмирующей ситуации, войны, плена, безработицы, как преображает его социальный успех, стремительная карьера, резкое обнища­ние или внезапное обогащение, наконец, насколько отлича­ется личность, сформировавшаяся в закрытом идеологизиро­ванном обществе, от личности, воспитанной в условиях сво­бодного правового государства. Социальный полюс личности отражает присутствующее в ней коллективное начало, каче­ства, привычки, склонности, особенности поведения, прису­щие этому человеку не как индивиду, а как члену группы. На разнице, существующей между полюсами личности, по­строено множество художественных произведений, в основу которых положено социальное перевоплощение. Например, в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» влюблен­ный герой не узнает свою возлюбленную просто потому, что она мистифицирует его, переодеваясь то в крепостную крес­тьянку, то в барышню из высшего общества. Разумеется, дело здесь не только в переодевании, а в том, что героиня мастер­ски меняет все свое поведение, манеры, речь, то есть, полно­стью заменяет другим свое социальное лицо. И социальная составляющая личности оказывается так велика, что засло­няет собой собственную индивидуальность героини — она ос­тается неузнанной.

Социальный полюс личности включает в себя также и со­вокупность знаний, умений и навыков, позволяющих чело­веку свободно функционировать в своей социальной среде, не шокируя окружающих. Снова обратимся к литературно­му примеру. В повести Марка Твена «Принц и нищий» про­исходит случайная подмена наследного принца Великобри­тании похожим на него как две капли воды мальчиком из нищей семьи. Дальнейшее изложение построено на парадок­сальной ситуации, когда окружение ожидает от мнимого принца, что он поведет себя как принц, а он ведет себя не­обычно и странно, и точно так же удивляет людей своим не­свойственным его среде чувством собственного достоинства мнимый нищий. Тем не менее, обе ситуации оказываются очень продуктивными, поскольку нетривиальный взгляд, обо­гащенный альтернативным социальным опытом, помогает ре­шить многие проблемы. Принц видит, как бесправны люди на социальном дне, и остро воспринимает это бесправие, в то вре­мя как сами нищие на него уже не реагируют, так как счита­ют нормой. А нищий, став принцем, вынужден решать госу­дарственные дела, определять судьбы людей, и проявляет при этом здравый ум и практическую сметку человека из низов.

Социальный полюс личности — это также мнения, верова­ния, установки, предрассудки, которые сформированы в че­ловеке окружающей средой и принятыми в ней нормами. К примеру, в бедной среде часто бытует мнение, что богатые люди все без исключения отличаются алчностью и жестокос­тью. Люди из зажиточной среды часто воспитаны в пренебре­жении и брезгливом отношении к бедным. Преувеличенное, с точки зрения жителя Запада, гостеприимство восточных лю­дей также является привитой традицией социальной чертой их личности. То же самое можно сказать о вошедшей в плоть и кровь покорности женщин Востока, и вообще обо всем том, что мы иногда называем «национальным характером», не думая, что национальные черты характера преимущественно представляют собой плод воспитания в конкретной среде.

Наконец, социальное в личности — это то, что позволяет ей осуществлять социальную (групповую) идентификацию, отождествляя себя со своим классом, нацией, племенем, про­фессиональной группой.

Говоря о наличии в пределах одной личности двух полю­сов, нужно иметь в виду, что между этими полюсами нет никакого противоречия или борьбы. Они взаимозависимы и неотделимы друг от друга как две стороны одной монеты или медали. На протяжении всей жизни индивидуальное и соци­альное в личности развиваются параллельно и подвергаются взаимному влиянию. Такую взаимозависимость можно про­иллюстрировать на примере театральной труппы. Постанов­ка пьесы — это коллективное действие всей труппы. Каждый актер ощущает свою принадлежность к группе и работает для выполнения общей цели. В то же время каждый актер неповторимо индивидуален, отличает себя от других акте­ров, и группа делает ставку на индивидуальные качества исполнителей, чтобы раскрыть эмоциональные возможности каждого персонажа и тем самым обеспечить успех постановки. Исследования в области социальной психологии показа­ли, что когда человек чувствует себя в группе комфортно, он старается подчеркнуть свою индивидуальность. При межгруп­повом конфликте, наоборот, человек стремится унифициро­ваться со своей группой, слиться с ней, быть похожим на других.

Таким образом, личность в социологии можно определить как структурированный комплекс врожденных и приобретен­ных благодаря включенности в социальные отношения ка­честв, развивающихся и проявляющихся во взаимодействии с другими людьми.

С точки зрения макросоциологии, личность является про­дуктом общества. Такого взгляда придерживались Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс и др. Но в таком случае встает вопрос, каким образом общество формирует личность? Влия­ние общества на индивида, делающее его личностью, в соци­ологии получило название процесса социализации.

Социализацияэто освоение культуры (норм, ценнос­тей, идей, правил, поведения и стереотипов понимания) со­общества. Она не только связана с развитием личности, но и является своеобразным духовным кодированием человека, вырабатывая у него типовые (хорошо распознаваемые и про­гнозируемые) социальные реакции и формы активности. Функ­циональное значение такого «отесывающего» формирования способностей, навыков и знаний индивида состоит в том, что­бы подготовить людей к тесному сосуществованию, обеспе­чить их предстоящее взаимодействие и взаимопонимание.

Известный социальный антрополог Р. Линтон, который много работал в микросоциологии и является одним из осно­вателей теории ролей, ввел понятия модальной и норматив­ной личности.

Нормативная личность — это как бы идеал личности данной культуры.

Модальная личность — более распространенный тип от­клоняющихся от идеала вариантов личности. Чем нестабиль­нее общество, тем больше людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И наоборот, в стабиль­ных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах и поведении все меньше и меньше отрывается от «идеального» стереотипа.

В кризисные моменты в любом обществе возникают ано­мии и количество девиаций заметно увеличивается. Р. Мертон разработал свою систему классификации отклоняющего­ся поведения. Он выделил пять моделей социальной адапта­ции личности к выработанным в обществе культурным нормам в зависимости от того, признают ли люди господству­ющие ценности и следуют ли они правилам достижения цен­ностных благ.

Если личность разделяет цели данной культуры и обще­ства и стремится осуществить их легальными, рекомендуе­мыми средствами, она осуществляет конформную (приспособ­ленческую) модель адаптации.

Инновационная модель адаптации характеризуется тем, что личность принимает цели общества, но стремится их осуществить необычными, непризнанными и, возможно, неодобряемыми средствами. Такая модель поведения распрост­ранена в новых предэлитных слоях современного российско­го общества, которые характеризуются «достигательной» мо­бильностью, связанной с обогащением (по известному выра­жению: «Цель оправдывает средства»).

Ритуализм, как другая отклоняющаяся форма личност­ной адаптации, напротив, проявляется в том, что человек не признает целей и ценностей своего сообщества, но тем не ме­нее соблюдает «правила игры» и ведет себя в соответствии со сложившимися представлениями о допустимых средствах со­циальных достижений. В нашем обществе обычно это «се­мейная карма» детей из слоя российской интеллигенции.

Эскапизм (отстранение, уход от социальной реальности в свои экстравагантные миры) характерен для личностей, от­рицающих и доминирующие цели, и предписанные обществом средства их достижения. Это как бы квазиадаптация, модель «параллельного существования», признание собственной чужеродности и невозможности противостоять сложившимся обществе стереотипам.

И наконец, бунт, мятеж является такой формой откло­няющегося поведения, которая направлена на активное проти­востояние и опровержение норм общественной организации.

Таким образом, личность в макросоциологии — это социальный тип, отвечающий данной культуре и адаптиру­ющийся в ней.

В частности, согласно знаменитому американскому иссле­дователю современного общества Г. Маркузе, постиндустри­альное общество Запада формирует социальный тип «одно­мерного человека». Это результат направленного воздействия рекламы и массовой пропаганды, превращающего человека в потребителя, лишенного каких-либо высших, «многомер­ных», интересов и потребностей. Одновременно человеку об­щество навязывает «ложные потребности» чрезмерного по­требления, превращая их в средство манипуляции индиви­дуальным сознанием.

Такие исследователи, как Т. Адорно, К. Хорни и другие неомарксисты и неофрейдисты, в своих работах обосновали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современно­го общества — это невротик. Давно распались системы общ­ностей, где имелись общепринятые устойчивые ценности, и сейчас каждая социальная роль человека заставляет его «играть» в новой системе ценностей, предпочтений и стерео­типов (выходя из дома, попадая в транспорт, на работу, забе­гая в клуб, в кафе, путешествуя по магазинам, все время менять амплуа и социальные «маски»). При этом его Супер-, Эго (сверх-Я, нормативная структура личности, совесть, мо­раль, значимая традиция, представления о должном) стано­вится как бы «размазанным», неопределенно-множественным, плюралистичным.

И.С. Кон, М. Кон и многие другие исследователи уверяют, что современный человек отвергает любую роль. Он стано­вится «актером», который способен к постоянным социальным перевоплощениям и играет множество ролей, не принимая их всерьез. Несчастен тот, кто вживается в роль; он становит­ся невротиком, ибо не может соответствовать меняющимся требованиям, выдвигаемым разнообразным окружением мно­жества общностей, в которые он структурно и культурно впи­сан. Будучи даже очень хорошим руководителем, нельзя ос­таваться директором и дома, поскольку близкие любят и це­нят данного конкретного человека, возможно, совсем не за качество и эффективность управления; и наоборот: являясь в семье любимым избалованным ребенком, вряд ли стоит кап­ризничать или ожидать восторженной привязанности к себе в кругу друзей и коллег. Иными словами, современная жизнь разнообразна, люди вращаются в разных «кругах», где дей­ствуют специальные «правила», поэтому и следует вниматель­но оглядываться по сторонам и успевать менять передник на декольте, смокинг на джемпер, почтительность на распоря­дительность.

2. Личностная и социальная идентификация
Обилие ролей, исполняемых человеком в современном об­ществе, еще острее ставит проблему личностной и социаль­ной идентификации. Личностная идентификация — это уста­новление и сохранение в себе постоянного и неизменяемого ядра личности, о котором человек может сказать: «Это я». В противном случае личность потеряется за множеством сво­их ролей. Социальная идентификация — это отождествление себя по общим проблемам, жизненным интересам и соци­альным симпатиям с определенной социальной группой.

Как пишет В.А. Ядов, «социальная идентификация обу­словлена глубинной потребностью личности в признании со стороны других, в групповой защите, но также в самореали­зации, ожиданием позитивной оценки со стороны «своих» — референтных групп и общностей. Идентификация с группа­ми, общностями — результат не только межличностного, меж­группового взаимодействия, но также категоризации, осмыс­ления непосредственных или опосредованных взаимоотноше­ний между группами и общностями в доступных человеку понятиях. Идентифицируя себя с определенными группами и общностями, человек испытывает потребность «атрибути­ровать» себя, то есть, объяснить причины и следствия своей групповой солидарности, ответить на вопросы «почему это моя группа?» и «что из этого вытекает?» 1 .

Социальная идентификация может быть национальной, классовой, возрастной, профессиональной и т. п. Централь­ное место в социальной идентификации занимает ментали­тет. По мнению Мукьелли, менталитет — это совокупность усвоенных знаний и навыков, присущая всем членам данной группы. Такие приобретенные житейские навыки служат постоянными ориентирами в нашем восприятии вещей и оцен­ке фактов, помогая нам строить свое поведение. У людей с одинаковым менталитетом часто совпадает и мироощущение.

Этническая идентификация представляет собой важней­ший элемент социальной идентификации в целом. Это становится особенно очевидно тогда, когда речь идет об идентифи­кации себя с этнической или расовой группой, которая по тем или иным причинам низко оценивается окружающими и вызывает к себе неприязненное или пренебрежительное от­ношение. Г. и Т. Леонетти показали, что «принадлежность к отвергаемой или презираемой группе ставит перед каждой личностью серьезные проблемы, связанные с самооценкой» 2 . Американские психологи еще в тридцатые годы провели оп­рос чернокожих и белых детей: показывая им чернокожих и белых кукол, их спрашивали, какие из них им нравятся боль­ше. Большинство опрошенных (и белых, и черных) высказа­лись в пользу белых кукол. Затем детей спрашивали, какая из кукол больше всего похожа на них, и чернокожие дети не могли дать ответа на этот вопрос, при этом проявляя сильную эмоциональную реакцию. С одной стороны, они не могли уви­деть себя в белых куклах, а с другой стороны, признать себя в черных означало отождествить себя с куклами, которых все дети отвергли как «плохих» и недостойных любви.

Исследователи подчеркивают разрушительное воздействие на личность неспособности без проблем идентифицировать себя с группой. Обесценивание составленного о себе образа в результате идентификации с низко оцениваемой обществом группой человек воспринимает болезненно, и потому люди вырабатывают разнообразные стратегии, направленные на ослабление этого эффекта. Одна из таких стратегий заключа-

1 Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб., 2000. С. 331.

2 Gaulejac V. de, et Taboada Leonetti I. La lutte des places. Marseille, Epi, 1994. P. 94.

­ется в «интернализации обесцененного образа» — принятии себя «плохим» без протеста. Такая стратегия проявляется на уровне поведения в стремлении уйти в тень, подчиняться окружающим, в ощущении вины: человек старается стать не­заметным, быть «как все», никому не мешать и не бросаться в глаза, занимать как можно меньше места. Он может также притворяться безразличным, делая вид, что не замечает по отношению к себе признаков дискриминации. Он решает свою проблему изнутри, не принимая никаких мер к тому, чтобы изменить свое положение или положение своей группы.

Другая стратегия состоит в активном протесте против та­кого обесценивания. Либо человек ведет себя агрессивно по отношению к тем, кто его презирает, нейтрализуя их оцен­ку с помощью насмешек и презрения. Либо он старается самоутвердиться «таким, каков он есть», акцентируя в себе те именно черты, которые негативно воспринимаются в до­минирующей культуре. Такую стратегию используют черно­кожие, когда заявляют, что «черные — это прекрасно» (Камильери). 1 Третья стратегия — это стратегия ассимиляции, означающая отказ от собственной индивидуальности и попытку как можно больше походить на доминирующий этниче­ский тип как внешне, так и в культурном отношении. При этом используются такие банальные средства, как, например, окраска волос и осветление кожи с помощью косметических средств; изменение имени; активное выражение презрения по отношению к собственной этнической группе. Четвертый тип стратегии состоит в своего рода компромиссе, который Камильери называет «формированием критической личнос­ти», то есть, в заимствовании некоторых черт доминирую­щей культуры при сохранении ряда особенностей, присущих родной этнической культуре. Это проявляется в согласии с некоторыми негативными оценками своей группы и несогла­сии с другими.

Болезненно проходит для человека и идентификация с непопулярными в обществе возрастными группами. Прежде всего речь идет о пожилых людях, вышедших из активного возраста. Отношение к старикам в различных обществах очень сильно варьируется — от непререкаемого уважения к до изо­ляции и пренебрежения. Исторически также человечество знало разное отношение к старикам. Общеизвестно, что в пер­вобытных обществах стариков убивали, когда они станови­лись обузой для племени.

Несмотря на то, что в наше время старость является при­знанной социальной проблемой и старики находятся под опе­кой государства, в плане личной идентификации старость остается источником страданий. Это связано в первую оче­редь с тем, что пожилые люди не могут в большинстве случа­ев удовлетворить потребность в осмысленном существовании. Вопрос «Кто я такой» подменяется для них вопросом «Кем я был».

Кризис личности у стариков часто порождается самим обществом. Многие из них старость воспринимают как поте­рю всего, что наполняло их жизнь прежде: социальной активности, доходов, прежних социальных отношений, здоровья, многих физических и социальных возможностей. И все же важнее всего потеря ценностей социальной идентификации. К. Симар справедливо отмечает, что «выход на пенсию помимо биологического старения, отнимает у индивидов вся кую возможность участия в создании доминирующих ценностей нашего общества. Именно общество лишает пожильг людей возможности соответствовать ценностям, которые он само и выработало». 2 Драма пожилых людей в том, что он утратили элементы, составлявшие их личность.

Отсутствие значимых ценностей вызывает у пожилого человека различные чувства. Во-первых, это ощущение собственного физического обесценивания: он уже не может быт привлекательным, стройным и энергичным, то есть, не соответствует стандартам внешности, принятым обществом как ценность. Во-вторых, его умственные

1 Camilleri С. Les strategies identitaires des immigres // Sciences humaines, hors serie? 15, decembre 1996-javier 1997, p. 33.

2 Simard С. Identite, vieillesse et societe // Sante mentale au Quebec, 1980, vol. V, № 2, p. 25.

возможности также снижаются, поле получаемой им информации сужается и уменьшается способность усвоить и правильно — в духе активного поколения — эту информацию интерпретировать. В-третьих, общество имеет большой арсенал средств, чтобы показать че­ловеку, что больше ничего от него не ждет. В современном обществе существует негласная установка, что старый чело­век должен мириться с той долей социального внимания, которую ему оказывают, и не требовать большего, чтобы не мешать молодым.

Поэтому многие старики воспринимают свое положение и положение всех членов своей возрастной группы как соци­альную смерть. Как утверждает К. Симар, часть пожилых людей вырабатывают защитную стратегию самоидентифика­ции, характерную для этнических меньшинств, поскольку не могут отождествить себя со своей возрастной группой. Не­которые из них отказываются признавать свою принадлеж­ность к ней, считая, что есть люди гораздо более старые. Это проявляется в отказе от стандартного поведения старика: люди избегают общества ровесников, тянутся к общению с моло­дыми, стараются по одежде, облику, стилю жизни как мож­но меньше походить на стариков, до последней возможнос­ти обслуживать и содержать себя самостоятельно и т. д. Другие избирают стратегию агрессивного протеста, становясь сварливыми, раздражительными, циничными, особенно не­гативно относясь к молодежи и пользуясь каждой возможно­стью для публичного выражения такого отношения.

Есть и такая поведенческая стратегия, которая сводится к саморазрушительному стремлению «не быть обузой», когда пожилой человек замыкается в себе, считает себя недостой­ным любви и заботы, иногда приобретает суицидальные тен­денции.

В целом потеря социальных и культурных ориентиров, коллективный отказ со стороны общества интегрировать по­жилых людей и использовать их знания и возможности при­водят к тому, что у них развивается кризис социальной иден­тификации.

Можно было бы отдельно остановиться на проблемах со­циальной идентификации представителей бедных слоев об­щества, представителей так называемых «непрестижных» про­фессий и т. д., но суть и в этих случаях состоит в осознании человеком зазора между адекватной личной самооценкой и принадлежностью к социальной группе, не пользующейся об­щественным признанием, и выработке конкретного типа стра­тегии, позволяющей решить для себя эту болезненную про­блему.

Читайте также:  При каком зрении можно делать коррекцию
Источники:
  • http://dogmon.org/yu-g-volkov-sociologiya-izdanie-4-e.html?page=6