Меню Рубрики

Художественное творчество с моей точки зрения не просто способ самовыражения

Автор данного текста – Леонид Александрович Тишков — российский художник — карикатурист. Предлагаемый для анализа текст представляет собой размышления автора о том, есть ли границы для настоящего искусства.

Поставленная автором проблема представляется мне достаточно актуальной, поскольку, пока существует мир, будут вестись споры о роли искусства.

Автор убежден, что благодаря творчеству можно обрести смысл и опору в жизни. Он полагает, что художественное творчество не просто способ самовыражения. Порой оно может стать спасительной соломинкой, уцепившись за которую человек может пройти через многие тяжёлые испытания и выжить. Внутренний мир, фантазирование, творчество спасли многим жизнь в трудное для них время. Леонид Тишков уверен, что искусство освобождает, выпускает на волю, может дать человеку ощущение внутренней свободы, даже если тот в реальности лишён её.

Я думаю, что Леонид Тишков прав. Искусство помогает выживать, помогает людям осмысливать ситуацию, правильно смотреть на вещи, порой даже не подозревая о его подлинной силе. Можно привести множество примеров, подтверждающих высказанную мысль.

Сталинград. Идут уличные бои. Одну сторону улицы занимают наши бойцы, другую — фашисты. Огонь не прекращается ни днём, ни ночью. Но однажды, к вечеру, из дверей дома выходит на улицу сержант. Он направляется на середину перекрёстка, где среди развалин виднеется засыпанный кирпичной пылью, но каким-то чудом сохранившийся рояль. С недоумением и тревогой смотрят на сержанта наши солдаты. В любую секунду всё может кончиться… С недоумением смотрят и с той стороны.

Сержант пробирается к роялю, поднимает крышку и начинает играть. Ни один выстрел не нарушает тишину. Всё это кажется каким-то неправдоподобным волшебством, каким-то чудом. Словно из давней мирной жизни до солдат долетели звуки «Вальса» Фридерика Шопена. Все слушают, как зачарованные. Автоматы замолчали.

Получается, что сила музыки больше, чем сила войны. Но в чём эта сила? Она прекрасный символ мира и жизни. В этом её сила. Пусть на время, но красивая музыка остановила сражение. Значит, прав был Фёдор Михайлович Достоевский, когда сказал, что красота спасёт мир.

Искусство обогащает духовный мир человека и тем самым поднимает его ещё на одну более высокую ступень. Д. Лихачёв сказал об искусстве: «Оно освещает и одновременно освящает жизнь человека. Оно делает его добрее, следовательно, счастливее».

Даже в самые безнадежные времена благодаря искусству к человеку возвращается надежда. В этом — назначение и сила искусства.

Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

  • Пользователей: 6
  • Гостей: 76
  • Мобильных: 21
  • Роботов: 9

Текст Тишкова Л.

(1)Художественное творчество, с моей точки зрения, не просто способ самовыражения. (2)Порой оно может стать спасительной соломинкой, уцепившись за которую человек может пройти через многие тяжёлые испытания и выжить. (3)И вот один из поразительных примеров.

(4) Удивительная женщина, художник-любитель Евфросинья Антоновна Керсновская много лет провела в сталинском лагере, после чего начала зарисовывать всю свою жизнь с самого начала: детство в Бессарабии, как была арестована в Румынии, как её в Сибирь сослали. (5)Много лет она изображала быт,детали и комментировала свои рисунки.

(6) Вот что она пишет маме:

(7) «Я их рисовала для тебя, думая о тебе. (8)Я начала рисовать там, в Норильске, сразу после того, как вышла из лагеря. (9)Не было ещё ни тюфяка, ни простыни, не было даже своего угла. (10)Но я уже мечтала нарисовать что-то красивое, напоминающее прошлое — то прошлое, которое неразрывно было связано с тобой, моя родная! (11) И единственное, что я могла придумать, это — рисовать. »

(12) И вот Евфросинья в картинках создаёт историю своей жизни, всех своих злоключений, чтобы освободиться от тех тяжёлых воспоминаний, что окружали её после выхода из двенадцатилетнего ада. (13)Она рисовала чем придётся: цветными карандашами, ручкой, иногда подкрашивала акварелью.

(14) И эти незамысловатые, но такие подробные, правдивые рисунки поражают своей убедительностью и внутренней свободой. (15)Целых двенадцать общих тетрадей были сочинены-нарисованы ею в 60-х годах прошлого века. (16)В 1991 году они вышли отдельной книгой, названной «Наскальная живопись». (17)И по сей день я, глядя на этирисунки, которые появились на свет так давно, где-то глубоко внутри ощущаю, насколько сильно искусство помогло этому потрясающему художнику и просто благородной женщине выжить.

(18)Вот ещё одна история. (19)Художник Борис Свешников также долгое время находился в заточении. (20)Альбомы его были нарисованы непосредственно там, в неволе, но они были не о лагере, не о той жизни, которой он жил тогда, — они были фантастическими. (21)Он изображал какую-то вымышленную реальность и необыкновенные города. (22) Тоненьким пёрышком, тончайшим, почти прозрачным серебряным штрихом он создавал в своих альбомах параллельную, невероятно загадочную, волнующую жизнь. (23)И впоследствии эти альбомы стали свидетельством того, что его внутренний мир, фантазирование, творчество спасли ему жизнь в этом лагере. (24)Он выжил благодаря творчеству.(25) Другой необыкновенный художник, Михаил Соколов, современник Свешникова, будучи посаженным в тюрьму за экстравагантный вид, тоже пытался искать свободы и спасения в творчестве. (26)Он рисовал цветными карандашами, а порой и огрызками карандашей маленькие картиночки три на три сантиметра или пять на пять сантиметров и прятал себе под подушку.

(27) И эти маленькие фантастические рисунки Соколова, по-моему, в каком-то смысле грандиозней, чемнекоторые огромные картины, написанные иным художником в светлой и комфортной мастерской.(28) Как видите, можно изображать реальность, а можно изображать фантазии. (29)И в том и в другом случае то, что ты переносишь из своей головы, из души, из сердца, из памяти на бумагу, освобождает тебя, выпускает на волю, даже если вокруг — тюремные решётки. (30)Поэтому роль искусства поистине велика. (31)И неважно, чем и как ты это делаешь: творчество не знает границ, не требует особых инструментов. (32)Оно, искреннее и правдивое, просто живёт в человеке, ищет выхода и всегда готово бескорыстно помочь ему.

*Леонид Александрович Тишков (род. в 1953 г.) — российский художник-карикатурист, также работает в области книжной графики.

Вариант № 2

(1)Водоросли – главные производители органических веществ в водной среде,

однако если в воде их слишком много, то имеющийся в ней кислород потребляется ими полностью и не достаётся рыбам и животным. (2)Многие обитатели подобных водоёмов погибают из-за нехватки кислорода. (3)(…) основной источник пищи для подводной фауны может стать причиной её гибели.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Основной источник пищи всех водных животных – водоросли.

2) Причиной гибели подводной фауны может стать переизбыток водорослей,

которые поглощают весь кислород в воде.

3) Большое количество водорослей – основного источника пищи для подводных

обитателей – может стать причиной их гибели животных и рыб, вызвав

нехватку кислорода в водоёме.

4) Водоросли – основной источник пищи подводных животных и главный

производитель органических веществ в водной среде.

5) Водоросли могут погибнуть, если имеющийся в воде кислород будет

полностью потреблён живущими в водоёме рыбами и животными.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

Например, / Кроме того,/ Однако / Хотя / Таким образом,

3. 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3)

предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в

приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОЧНИК, — а, муж.

1) Родник, ключ. инеральный И.

2) То, из чего берётся, черпается что-л. И. повышения доходов. И. просвещения и

3) Тот, кто даёт, сообщает какие-либо сведения. Сведения из верного И.

4) Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное

исследование (спец.). Древнейший письменный И.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

граждАнство/ катАлог/ знАчимый/ ободрИшься/ зАгнут

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В этом конкурсе побеждает самый АРТиСТИЧНЫЙ участник.

Дед Ермолай ПУГАНЫМ отродясь не был: на медведя зимой ходил с одной рогатиной.

РАЗДРАЖЕНИЕ является самым распространенным поглотителем психической энергии человека.

Он завязал платок ДВОЙНЫМ узлом.

Когда она вела речь о матери, в словах ее сквозил ИРОНИЧНЫЙ тон

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

свыше ТРЁХСОТ тысяч ЗАЖГЁМ огоньки вкусный ФРУКТ СЛАЩЕ мёда… охотничьих УГОДИЙ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и

предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) неправильное употребление

падежной формы существительного с

Б) ошибка в построении

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) нарушение связи между

подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной

Говоря о Пушкине, критик нашёл очень точные слова. Все, кто читал романы И. С.

Тургенева, почувствовал, вероятно,

силу его художественного таланта.

Молодой человек следил за поездом,

убегающим в даль степей.

погодным условиям урожайность

овощей несколько уменьшилась.

Кремом «Софья» пользуются несколько раз в год для профилактики отёчности ног. Перед обсуждением проекта все поглядывают и ищут будущих сторонников и оппонентов. Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. Закончив приготовления, он решил проверить всё заново. Когда мальчик увидел безобидную лесную природу, он просто наслаждался пейзажем, красотой лесной природы.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ауд..енция ст..ллаж расст..лать­ся об..няние

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

плюш..вый ми­лост..вый выдёрг..вая выкра..вать рас­спраш..вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

раз­буд…шь улож…шь высп…шься обид…вший выгор..шь

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

Это был ни­ко­му (не)из­вест­ный ар­тист.

Часто (не)до­ста­ет ре­ши­тель­но­сти, чтобы от­сто­ять свои убеж­де­ния.

Мне при­ш­лось пе­ре­жить (не)под­да­ю­щий­ся опи­са­нию ужас.

В нем (не)было ни со­ве­сти, ни доб­ро­ты, ни чест­но­сти.

Никто (не)мог на­звать его злым че­ло­ве­ком.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

В на­ча­ле мы ТО(ЖЕ) не по­ни­ма­ли друг друга, а (В)ПО­СЛЕД­СТВИИ очень по­дру­жи­лись.

Ночью раз­ве­ли огром­ный костёр (НА)ВЕРХУ горы, а я по­пы­тал­ся всем объ­яс­нить, (ЗА)ЧЕМ это нужно было сде­лать.

Он сде­лал над собой уси­лие, ЧТО(БЫ) за­снуть, но во сне пред­ста­ви­лось ТО(ЖЕ) самое мёртвое про­стран­ство с гря­да­ми серых туч.

Отец, (В)СИЛУ сво­е­го вы­со­ко­го по­ло­же­ния, пре­жде ездил толь­ко на ма­ши­не с пер­со­наль­ным шофёром, (ОТ)ЧЕГО долго не мог разо­брать­ся, как войти в метро и где за­пла­тить за про­езд.

(ПО)ТОМУ, что го­во­рил дядя, не было по­нят­но, СДЕР­ЖАЛ(ЛИ) он слово.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Весе(1)ие воды при­но­сят с вер­хо­вьев следы пре­бы­ва­ния че­ло­ве­ка: рва(2)ые сети, по­ло­ма(З)ые вёсла и дpyгиe не­мудрё(4)ые при­над­леж­но­сти ры­ба­чье­го оби­хо­да.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На утрен­ней мо­роз­ной заре или в зо­ло­ти­стых лет­них су­мер­ках город был похож на ожив­шую сказ­ку.

2) От домов во все сто­ро­ны шли ряды де­ре­вьев или ку­стар­ни­ков или цве­тов.

3) Поэту и вся при­ро­да ка­жет­ся оду­шевлённой и раз­де­ля­ю­щей его пе­ре­жи­ва­ния.

4) Для празд­нич­ной ил­лю­ми­на­ции ис­поль­зо­ва­лись как элек­три­че­ские гир­лян­ды так и фо­на­ри.

5) Звуки скрип­ки неотчётливо раз­да­ва­лись в су­мра­ке ночи и по­сте­пен­но они до­хо­ди­ли до самой глу­би­ны че­ло­ве­че­ско­го серд­ца.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Пе­ре­ли­сты­вая стра­ни­цы (1) при­несённой из ка­би­не­та (2) книги (3) отец оста­но­вил­ся у при­от­кры­той двери (4) при­слу­ши­ва­ясь к раз­го­во­ру на кухне

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Зву­ко­вая ор­га­ни­за­ция стиха (1) ра­зу­ме­ет­ся (2) все­гда была фак­то­ром смыс­ло­вым, ока­зы­ва­ю­щим силь­ней­шее воз­дей­ствие на зна­че­ние слов. Осо­бен­но (3) оче­вид­но (4) это в сти­хах Баль­мон­та

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

По об­ла­кам (1) кон­ту­ры (2) ко­то­рых ка­за­лись не­до­ста­точ­но чёткими (3) можно было до­га­дать­ся о пред­сто­я­щей пе­ре­ме­не по­годы.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Вы­яс­ни­лось (1) что ру­ко­пись окон­ча­тель­но ещё не от­ре­дак­ти­ро­ва­на (2) и что (3) пока не будет про­ве­де­на до­пол­ни­тель­ная ра­бо­та (4) сда­вать её в ти­по­гра­фию нель­зя.

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1)Ху­до­же­ствен­ное твор­че­ство, с моей точки зре­ния, не про­сто спо­соб са­мо­вы­ра­же­ния. (2)Порой оно может стать спа­си­тель­ной со­ло­мин­кой, уце­пив­шись за ко­то­рую че­ло­век может прой­ти через мно­гие тяжёлые ис­пы­та­ния и вы­жить. (3)И вот один из по­ра­зи­тель­ных при­ме­ров.

(4) Уди­ви­тель­ная жен­щи­на, ху­дож­ник-лю­би­тель Ев­фро­си­нья Ан­то­нов­на Керс­нов­ская много лет про­ве­ла в ста­лин­ском ла­ге­ре, после чего на­ча­ла за­ри­со­вы­вать всю свою жизнь с са­мо­го на­ча­ла: дет­ство в Бес­са­ра­бии, как была аре­сто­ва­на в Ру­мы­нии, как её в Си­бирь со­сла­ли. (5)Много лет она изоб­ра­жа­ла быт, де­та­ли и ком­мен­ти­ро­ва­ла свои ри­сун­ки.

(6) Вот что она пишет маме:

(7) «Я их ри­со­ва­ла для тебя, думая о тебе. (8)Я на­ча­ла ри­со­вать там, в Но­риль­ске, сразу после того, как вышла из ла­ге­ря. (9)Не было ещё ни тю­фя­ка, ни про­сты­ни, не было даже сво­е­го угла. (10)Но я уже меч­та­ла на­ри­со­вать что-то кра­си­вое, на­по­ми­на­ю­щее про­шлое — то про­шлое, ко­то­рое не­раз­рыв­но было свя­за­но с тобой, моя род­ная! (11) И един­ствен­ное, что я могла при­ду­мать, это — ри­со­вать. »

(12) И вот Ев­фро­си­нья в кар­тин­ках создаёт ис­то­рию своей жизни, всех своих зло­клю­че­ний, чтобы осво­бо­дить­ся от тех тяжёлых вос­по­ми­на­ний, что окру­жа­ли её после вы­хо­да из две­на­дца­ти­лет­не­го ада. (13)Она ри­со­ва­ла чем придётся: цвет­ны­ми ка­ран­да­ша­ми, руч­кой, ино­гда под­кра­ши­ва­ла ак­ва­ре­лью.

(14) И эти не­за­мыс­ло­ва­тые, но такие по­дроб­ные, прав­ди­вые ри­сун­ки по­ра­жа­ют своей убе­ди­тель­но­стью и внут­рен­ней сво­бо­дой. (15)Целых две­на­дцать общих тет­ра­дей были со­чи­не­ны-на­ри­со­ва­ны ею в 60-х годах про­шло­го века. (16)В 1991 году они вышли от­дель­ной кни­гой, на­зван­ной «На­скаль­ная жи­во­пись». (17)И по сей день я, глядя на эти ри­сун­ки, ко­то­рые по­яви­лись на свет так давно, где-то глу­бо­ко внут­ри ощу­щаю, на­сколь­ко силь­но ис­кус­ство по­мог­ло этому по­тря­са­ю­ще­му ху­дож­ни­ку и про­сто бла­го­род­ной жен­щи­не вы­жить.

Читайте также:  С точки зрения психологии человека от животного отличает наличие следующей особенности

(18)Вот ещё одна ис­то­рия. (19)Ху­дож­ник Борис Свеш­ни­ков также дол­гое время на­хо­дил­ся в за­то­че­нии. (20)Аль­бо­мы его были на­ри­со­ва­ны не­по­сред­ствен­но там, в не­во­ле, но они были не о ла­ге­ре, не о той жизни, ко­то­рой он жил тогда, — они были фан­та­сти­че­ски­ми. (21)Он изоб­ра­жал какую-то вы­мыш­лен­ную ре­аль­ность и не­обык­но­вен­ные го­ро­да. (22) То­нень­ким пёрыш­ком, тон­чай­шим, почти про­зрач­ным се­реб­ря­ным штри­хом он со­зда­вал в своих аль­бо­мах па­рал­лель­ную, не­ве­ро­ят­но за­га­доч­ную, вол­ну­ю­щую жизнь. (23)И впо­след­ствии эти аль­бо­мы стали сви­де­тель­ством того, что его внут­рен­ний мир, фан­та­зи­ро­ва­ние, твор­че­ство спас­ли ему жизнь в этом ла­ге­ре. (24)Он выжил бла­го­да­ря твор­че­ству.

(25) Дру­гой не­обык­но­вен­ный ху­дож­ник, Ми­ха­ил Со­ко­лов, со­вре­мен­ник Свеш­ни­ко­ва, бу­дучи по­са­жен­ным в тюрь­му за экс­тра­ва­гант­ный вид, тоже пы­тал­ся ис­кать сво­бо­ды и спа­се­ния в твор­че­стве. (26)Он ри­со­вал цвет­ны­ми ка­ран­да­ша­ми, а порой и огрыз­ка­ми ка­ран­да­шей ма­лень­кие кар­ти­ноч­ки три на три сан­ти­мет­ра или пять на пять сан­ти­мет­ров и пря­тал себе под по­душ­ку.

(27) И эти ма­лень­кие фан­та­сти­че­ские ри­сун­ки Со­ко­ло­ва, по-моему, в каком-то смыс­ле гран­ди­оз­ней, чем не­ко­то­рые огром­ные кар­ти­ны, на­пи­сан­ные иным ху­дож­ни­ком в свет­лой и ком­форт­ной ма­стер­ской.

(28) Как ви­ди­те, можно изоб­ра­жать ре­аль­ность, а можно изоб­ра­жать фан­та­зии. (29)И в том и в дру­гом слу­чае то, что ты пе­ре­но­сишь из своей го­ло­вы, из души, из серд­ца, из па­мя­ти на бу­ма­гу, осво­бож­да­ет тебя, вы­пус­ка­ет на волю, даже если во­круг — тю­рем­ные решётки. (30)По­это­му роль ис­кус­ства по­и­сти­не ве­ли­ка. (31)И не­важ­но, чем и как ты это де­ла­ешь: твор­че­ство не знает гра­ниц, не тре­бу­ет осо­бых ин­стру­мен­тов. (32)Оно, ис­крен­нее и прав­ди­вое, про­сто живёт в че­ло­ве­ке, ищет вы­хо­да и все­гда го­то­во бес­ко­рыст­но по­мочь ему.

*Лео­нид Алек­сан­дро­вич Тиш­ков (род. в 1953 г.) — рос­сий­ский ху­дож­ник-ка­ри­ка­ту­рист, также ра­бо­та­ет в об­ла­сти книж­ной гра­фи­ки.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Можно ри­со­вать где угод­но и чем угод­но: ис­тин­ное твор­че­ство спо­соб­но про­явить себя в любых усло­ви­ях.

2) На­хо­дясь в ме­стах ли­ше­ния сво­бо­ды, че­ло­век не­воль­но на­чи­на­ет ис­пы­ты­вать тягу к са­мо­об­ра­зо­ва­нию, к на­уч­но­му по­сти­же­нию окру­жа­ю­щей ре­аль­но­сти.

3) Твор­че­ство может дать че­ло­ве­ку ощу­ще­ние внут­рен­ней сво­бо­ды, даже если тот в ре­аль­но­сти лишён её.

4) Не так важно, что имен­но изоб­ра­жа­ет ху­дож­ник: нечто вы­мыш­лен­ное или ре­аль­ность: го­раз­до важ­нее, чтобы душа и серд­це, вы­плес­ну­тые на бу­ма­гу, да­ва­ли ощу­ще­ние сво­бо­ды.

5) Все, кто на­хо­дят­ся в ме­стах ли­ше­ния сво­бо­ды на­чи­на­ют ри­со­вать.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В пред­ло­же­нии 31 со­дер­жит­ся вывод из пред­ло­же­ния 30

2) Пред­ло­же­ние 12 ука­зы­ва­ет на след­ствие того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­ни­ях 7—11.

3) В пред­ло­же­ни­ях 28—32 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

4) Пред­ло­же­ние 26 рас­кры­ва­ет со­дер­жа­ние вы­ска­зы­ва­ния в пред­ло­же­нии 25.

5) В пред­ло­же­ни­ях 4—5 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

22. Из пред­ло­же­ния 27 вы­пи­ши­те ан­то­ни­мы, обо­зна­ча­ю­щие при­знак.

23. Среди пред­ло­же­ний 1—11 най­ди­те такое, ко­то­рое со­еди­ня­ет­ся с преды­ду­щим при по­мо­щи союза и од­но­ко­рен­но­го слова.

24. «Л. Тиш­ков про­сто, крат­ко, но ярко и вы­ра­зи­тель­но рас­ска­зы­ва­ет нам ис­то­рии из­вест­ных людей. В лек­си­ке тек­ста до­воль­но часто встре­ча­ют­ся (А)_____ («не было» в пред­ло­же­нии 9, «про­шлое» в пред­ло­же­нии 10, «можно изоб­ра­жать» в пред­ло­же­нии 28), а также такой троп, как (Б)_____ («тяжёлые ис­пы­та­ния» в пред­ло­же­нии 2, «се­реб­ря­ным штри­хом» и «за­га­доч­ную жизнь» в пред­ло­же­нии 22, «ис­крен­нее и прав­ди­вое» [твор­че­ство] в пред­ло­же­нии 32). Свои мысли и эмо­ции ав­то­ру по­мо­га­ют рас­крыть син­так­си­че­ские сред­ства вы­ра­зи­тель­но­сти: (В)_____ (пред­ло­же­ния 5, 13, 14, 29, 31, 32) и (Г)_____ (пред­ло­же­ния 1, 27, 28)».

1) ввод­ные слова и пред­ло­же­ния

4) вос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния

7) ряды од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния

Задание № 24. Языковые средства выразительности..doc — Тренировочные задания № 24 ЕГЭ по русскому языку «Языковые средства выразительности» (11 класс)

тер
ри
смат
зии. В нём рас

мент ре
те фраг
тай
чи

ще
пу
зии, про
ные в ре
цен

ю щие но
ме
ру тер

Задание 24 ЕГЭ. Языковые средства выразительности.
то рые
ко
сти тек
но
ста. Не

бен
те на места про

Текст 1.
1)Художественное творчество, с моей точки зрения, не просто способ самовыражения. (2)Порой оно
может стать спасительной соломинкой, уцепившись за которую человек может пройти через многие
тяжёлые испытания и выжить. (3)И вот один из поразительных примеров.
(4) Удивительная женщина, художник­любитель Евфросинья Антоновна Керсновская много лет про­
вела в сталинском лагере, после чего начала зарисовывать всю свою жизнь с самого начала: детство в Бес­
сарабии, как была арестована в Румынии, как её в Сибирь сослали. (5)Много лет она изображала быт, де­
тали и комментировала свои рисунки.
(6) Вот что она пишет маме:
(7) «Я их рисовала для тебя, думая о тебе. (8)Я начала рисовать там, в Норильске, сразу после того,
как вышла из лагеря. (9)Не было ещё ни тюфяка, ни простыни, не было даже своего угла. (10)Но я уже
мечтала нарисовать что­то красивое, напоминающее прошлое — то прошлое, которое неразрывно было
связано с тобой, моя родная! (11) И единственное, что я могла придумать, это — рисовать. »
(12) И вот Евфросинья в картинках создаёт историю своей жизни, всех своих злоключений, чтобы
освободиться от тех тяжёлых воспоминаний, что окружали её после выхода из двенадцатилетнего ада.
(13)Она рисовала чем придётся: цветными карандашами, ручкой, иногда подкрашивала акварелью.
(14) И эти незамысловатые, но такие подробные, правдивые рисунки поражают своей убедительно­
стью и внутренней свободой. (15)Целых двенадцать общих тетрадей были сочинены­нарисованы ею в 60­х
годах прошлого века. (16)В 1991 году они вышли отдельной книгой, названной «Наскальная живопись».
(17)И по сей день я, глядя на эти рисунки, которые появились на свет так давно, где­то глубоко внутри
ощущаю, насколько сильно искусство помогло этому потрясающему художнику и просто благородной
женщине выжить.
(18)Вот ещё одна история. (19)Художник Борис Свешников также долгое время находился в заточе­
нии. (20)Альбомы его были нарисованы непосредственно там, в неволе, но они были не о лагере, не о той
жизни, которой он жил тогда, — они были фантастическими. (21)Он изображал какую­то вымышленную
реальность и необыкновенные города. (22) Тоненьким пёрышком, тончайшим, почти прозрачным серебря­
ным штрихом он создавал в своих альбомах параллельную, невероятно загадочную, волнующую жизнь.
(23)И впоследствии эти альбомы стали свидетельством того, что его внутренний мир, фантазирование,
творчество спасли ему жизнь в этом лагере. (24)Он выжил благодаря творчеству.
(25) Другой необыкновенный художник, Михаил Соколов, современник Свешникова, будучи поса­
женным в тюрьму за экстравагантный вид, тоже пытался искать свободы и спасения в творчестве. (26)Он
рисовал цветными карандашами, а порой и огрызками карандашей маленькие картиночки три на три санти­
метра или пять на пять сантиметров и прятал себе под подушку.
(27) И эти маленькие фантастические рисунки Соколова, по­моему, в каком­то смысле грандиозней,
чем некоторые огромные картины, написанные иным художником в светлой и комфортной мастерской.
(28) Как видите, можно изображать реальность, а можно изображать фантазии. (29)И в том и в дру­
гом случае то, что ты переносишь из своей головы, из души, из сердца, из памяти на бумагу, освобождает
тебя, выпускает на волю, даже если вокруг — тюремные решётки. (30)Поэтому роль искусства поистине
велика. (31)И неважно, чем и как ты это делаешь: творчество не знает границ, не требует особых инстру­
ментов. (32)Оно, искреннее и правдивое, просто живёт в человеке, ищет выхода и всегда готово беско­
рыстно помочь ему.
(по Л.А. Тишкову*)
*Леонид Александрович Тишков (род. в 1953 г.) — российский художник­карикатурист, также работает в
области книжной графики.
«Л. Тишков, просто, кратко, но ярко и выразительно рассказывает нам истории известных людей. В
лексике текста довольно часто встречаются (А)_____ («не было» в предложении 9, «прошлое» в
предложении 10, «можно изображать» в предложении 28), а также такой троп, как (Б)_____
(«тяжёлые испытания» в предложении 2, «серебряным штрихом» и «загадочную жизнь» в предло­
жении 22, «искреннее и правдивое» [творчество] в предложении 32). Свои мысли и эмоции автору по­

могают раскрыть синтаксические средства выразительности: (В)_____ (предложения 5, 13, 14, 29,
31, 32) и (Г)_____ (предложения 1, 27, 28)».

Список терминов:
1) вводные слова и предложения
2) эпитеты
3) парцелляция
4) восклицательные предложения
5) антонимы
6) синекдоха
7) ряды однородных членов предложения
8) анафора
9) лексические повторы
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г

Текст 2.
(1)Человек должен излучать доброту и жить в сфере добра. (2)Эта сфера добра в значительной сте­
пени создаётся им самим. (3)Она создаётся из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на
окружающую среду, памяти на добро.
(4)Злое дело забывается быстрее, чем доброе. (5)Может быть, это происходит оттого, что вспоми­
нать хорошее приятнее, чем злое? (6)Конечно, приятнее! (7)Но дело и в другом. (8)Зло дробит общество.
(9)Оно «сепаратно» по своей природе. (10)Добро же социально в широком смысле этого слова. (11)Оно со­
единяет, объединяет, роднит. (12)Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. (13)Поэтому злые объедине­
ния недолговечны. (14)Они основываются на общности временных интересов.
(15)«Волчья стая», обозлённая, дикая, жестокая, безжалостная, оскалившаяся, со вздыбленной шер­
стью, с налитыми кровью глазами, рано или поздно кончается дракой волков. (16)Объединение же на почве
доброго дела, добрых чувств, доброты живёт даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее
причиной его создания. (17)Доброе объединение живёт в душах людей даже тогда, когда завершена и забы­
та практическая необходимость такого объединения.
(18)Добро выше практической нужды! (19)Потому в жизни добро и, соответственно, доброта, пожа­
луй, ценнее всего, и при этом доброта умная, целенаправленная. (20)Умная доброта – самое ценное в чело­
веке, самое к нему располагающее и самое в конечном счёте верное по пути к личному счастью. (21)Сча­
стья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих
интересах, о себе. (22)Это «неразменный рубль».
(23)Вот тут обратим внимание ещё на одну черту сферы добра. (24)Она плотно связана с традициями
родной культуры, с культурой человечества вообще, с его прошлым и будущим. (25)Сфера добра большая.
(26)Сфера добра прочная, несокрушимая, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла.
(27)Сфера добра ближе к вечности.
(28)Вот почему сфера добра требует от каждого из нас внимания к истории – своей и мировой, к
культурным ценностям, накопленным всем человечеством, к ценностям гуманитарным в первую очередь.
(29)Изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, градостроительство и природный ланд­
шафт, созданный одной природой или природой в союзе с человеком, – изучение всех этих гуманитарных
ценностей умножает, укрепляет, повышает нравственность отдельного человека и всего общества. (30)А
без нравственности, в свою очередь, не действуют социальные и экономические, исторические и любые
другие законы, которые создают благосостояние и самосознание человечества.
(31)И в этом огромный практический результат «непрактического» по своей природе добра.
(32)Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе – приумножать добро, чтить и хранить
традиции, знать и уважать родную историю и историю всего человечества. (33)Знать это, помнить об этом
всегда и следовать путями добра и доброты – очень и очень важно.
(по Д. С. Лихачёву*)
* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский филолог, культуролог, искусство­
вед, академик РАН.

«Проза Д.С. Лихачёва обладает собственным стилем, отличающимся узнаваемой лаконичностью
формы и неповторимой глубиной содержания. Автор в представленном тексте, как и в большинстве
своих произведений, использует очень мало тропов. И это вполне закономерно. Он рассуждает о
сложных вещах — вечных ценностях — и стремится сделать свои размышления доступными, понят­
ными, честными, лишёнными чрезмерного формального пафоса. Из встречающихся в тексте тропов
стоит отметить, пожалуй, лишь (А)_____ (в предложении 15). Зато в тексте очень часто встреча­
ется такое лексическое средство, как (Б)_____ (добро, добрый в предложениях 1–3), и такое синтак­
сическое средство, как (В)______ (в предложениях 3, 24, 29 и т. д.). В синтаксисе стоит отметить
также (Г)_____(предложения 6, 18): это добавляет экспрессии, передаёт эмоции автора»
Список терминов:
1) эпитеты
2) антонимы
3) парцелляция
4) разговорные слова
5) ряды однородных членов предложения
6) восклицательные предложения
7) лексический повтор
8) литота
9) аллитерация
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г
Текст 3.
(1)В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где­нибудь в прериях,
охотиться на бизонов, ночевать в шалаше. (2)Летом, когда я окончил девятый класс, моя мечта неожи­
данно сбылась: дядя предложил мне охранять пасеку на берегу тощей, но рыбной речушки Сисявы. (3)В
качестве помощника он навязал своего десятилетнего сына Мишку, парня степенного, хозяйственного, но
прожорливого, как галчонок.
(4)Два дня пролетели в один миг: мы ловили щук, обходили дозором наши владения, вооружившись
луком и стрелами, без устали купались; в густой траве, где мы собирали ягоды, таились гадюки, и это при­
давало нашему собирательству остроту опасного приключения. (5)Вечерами в огромном котле я варил уху
из пойманных щук, а Мишка, пыхтя от натуги, выхлебывал её огромной, как ковш экскаватора, ложкой.
(6)Но, как выяснилось, одно дело — читать про охотничью жизнь в книгах, и совсем другое — жить
ею в реальности.
(7)Скука мало­помалу начинала томить меня, вначале она ныла несильно, как недолеченный зуб,
потом боль стала нарастать и всё яростнее терзать мою душу. (8)Я страдал без книг, без телевизора, без
друзей, уха опротивела мне, степь, утыканная оранжевыми камнями, похожими на клыки вымерших репти­
лий, вызывала тоску, и даже далёкое поле жёлтого подсолнечника мне казалось огромным кладбищем, ко­
торое завалили искусственными цветами.
(9)Однажды после обеда послышался гул машины. (10)Дядя так рано никогда не приезжал — мы ре­
шили, что это разбойники­грабители.
(11)Схватив лук и стрелы, мы выскочили из палатки, чтобы дать отпор незваным гостям. (12)Возле
пасеки остановилась «Волга». (13)Высокий мужчина лет сорока, обойдя машину, открыл заднюю дверь и
помог выйти маленькому старичку. (14)Тот, шатаясь на слабых ногах, тяжело осел на траву и стал с жад­
ной пронзительностью смотреть кругом, словно чуял в летнем зное какой­то неотчётливый запах и пытал­
ся понять, откуда он исходит. (15)Вдруг ни с того ни с сего старичок заплакал. (16)Его лицо не морщи­
лось, губы не дрожали, просто из глаз часто­часто потекли слёзы и стали падать на траву. (17)Мишка
хмыкнул: ему, наверное, показалось чудным, что старый человек плачет, как дитя. (18)Я дёрнул его за
руку. (19)Мужчина, который привёз старика, понимая причину нашего удивления, пояснил:
(20)— Это мой дед! (21)Раньше он жил здесь. (22)На этом самом месте стояла деревня. (23)А потом
все разъехались, ничего не осталось.
(24)Старик кивнул, а слёзы не переставая текли по его серым впалым щекам.

Читайте также:  Найди лишнее с точки зрения орфографии слово крыжовник щелкать шов

(25)Когда они уехали, я оглянулся по сторонам. (26)Наши тени — моя, высокая, и Мишкина, чуть
меньше, — пересекали берег. (27)В стороне горел костёр, ветерок шевелил футболку, которая сушилась
на верёвке. (28)Вдруг я ощутил всю силу времени, которое вот так раз — и слизнуло целую вселенную
прошлого. (29)Неужели от нас останутся только эти смутные тени, которые бесследно растают в минув­
шем?! (30)Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда­то стояли дома, бегали шумные дети,
росли яблони, женщины сушили бельё. (31)Никакого знака былой жизни! (32)Ничего! (ЗЗ)Только печаль­
ный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка едва шевелилась среди камышей…
(34)Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной рухнула земля и я оказался на краю бездонной
пропасти. (35)Не может быть! (36)Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной
вечности?
(37)Вечером я варил уху. (38)Мишка подбрасывал дрова в костёр и лез своей циклопической ложкой
в котелок — снимать пробу. (39)Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из про­
шлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни.
(40)Порою, когда пробегал ветер, мне даже слышны были чьи­то тихие голоса.
(41)Тогда я подумал: память. (42)Чуткая человеческая память. (43)Вот что человек может противо­
поставить глухой, холодной вечности. (44)И ещё я подумал о том, что обязательно всем расскажу о сего­
дняшней встрече. (45)Я обязан это рассказать, потому что минувшее посвятило меня в свою тайну, теперь
мне нужно донести, как тлеющий уголёк, живое воспоминание о прошлом и не дать холодным ветрам веч­
ности его погасить.
* Роман Сергеевич Савинов (род. в 1980 г.) — российский писатель, публицист.
(По Р. Савинову*)
«Важную роль в создании образа Мишки играет синтаксическое средство — (А)_____ («огромной, как
ковш экскаватора, ложкой»), с помощью которого передаётся добродушный юмор автора. В финаль­
ной части речевой строй текста меняется. (Б)_____ («печальный ковыль», «бездонной пропасти»)
придают раздумьям героя­рассказчика лирически­взволнованную тональность. Троп — (В)_____ (в
предложении 28) − помогает создать образ безжалостного времени. Синтаксическое средство —
(Г)_____ (предложение 36) — отражает глубину чувств юноши».

Список терминов:
1) диалектизм
2) эпитеты
3) парцелляция
4) синтаксический параллелизм
5) вопросительное предложение
6) сравнительный оборот
7) просторечное слово
8) метафора
9) анафора
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г

Текст 4.
1)Какое же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным,
правдивым. (3)Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо, больше того ­ он вберёт и чужестран­
ные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от устаревших и заёмных слов. (4)Беда
только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении.
(5)Так, за короткий срок сумели обрусеть и даже размежеваться по значению такие привычные в
среде спорта слова, как «фанатик» и «фанат», а теперь и «фан», и даже религиозный фанатизм приобрета­
ет иную окраску. (6)Были когда­то «поклонники», даже «клакёры» (франц.) театральные, а теперь фанати­
ки размежевались с «фанатами». (7)Есть ещё футбольные фанаты (не «болельщики»), эстрадные.
(8)Даже старомодное «приватный», когда­то редко встречаемое в обыденной речи, в словаре В. Даля
толкуемое как «частный», «личный», «особенный», «домашний» («приват­доцент», «приватная беседа»),
мы сумели так национализировать, что слово «приватизация» даже в бытовом, всегда чутком на оттенки
языке приобрело пренебрежительное звучание, став «приХватизацией». (9)А ведь известно, что слово,
герой, явление, попавшие в народный язык, в фольклор, анекдот, становятся уже «нашими», «свойскими»,
как остроумные словечки из фильмов Данелия, Рязанова, Гайдая.
(10)Всюду языковое разноцветье. (11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров!
(12)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли
временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.
(13)Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и
уголовная лексика. (14)Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клёвые»? (15)Их источ­
ник ясен. (16)Но почему они расцветают среди вполне приличной молодежи, звучат с экрана, пестрят в пе­
чати?
(17)Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш язык. (18)Он ведь и сейчас «вели­
кий, могучий, правдивый и свободный». (19)Только портим его мы сами, забывая о том, что он живой, по­
этому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками,
несовместимой мешаниной.
(По Т. Жаровой*)
* Таисия Васильевна Жарова (родилась в 1923 году), член Союза журналистов, ветеран Великой Отече­
ственной войны. Основная тема творчества — судьба русского языка.
«Речь автора текста особенно эмоциональна, когда речь идёт о красоте и богатстве русского языка.
Это подчёркивает такое синтаксическое средство выразительности, как (А)_______ (предложения 1,
11), а такой приём, как (Б)_______ («всё приемлет, на всё отзывается»), и такие лексические сред­
ства, как (В)_______ («сверхделовой» в предложении 12) и (Г)_______ («великий, могучий, правдивый и
свободный» в предложении 18), делают речь экспрессивной, образной и позволяют глубже понять ав­
торскую позицию».

Список терминов:
1) эпитет
2) диалектизм
3) лексический повтор
4) индивидуально­авторские слова
5) литота
6) парцелляция
7) просторечное слово

8) фразеологизм
9) риторическое восклицание
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г

Текст 5.
(1)Житейские, бытовые наблюдения показывают, а научная психология подтверждает, что наиболее
опасные, агрессивные, разрушительные люди — люди «комплексующие». (2)Слабаки. (3)Именно они, по­
стоянно нуждаясь в компенсации своей недостаточности, плетут интриги, строят козни, исподтишка нано­
сят удары.
(4)Большая сила, напротив, великодушна. (5)Я знал сверхсилача, который за всю свою долгую бога­
тырскую жизнь никого не тронул пальцем, никому не желая зла. (6)Душевная сила и благородство идут
рука об руку, и это объясняет, почему в наше время благородство стало снова востребованным, ценимым
и настолько широко практикуемым, что подчас превращается чуть ли не в массовую профессию.
(7)В армиях спасения умный риск и истинное благородство неразделимы. (8)Ремесло спасения есте­
ственным образом фильтрует людей по их душевным качествам. (9)В результате долго в спасателях задер­
живаются только сильные люди, способные защитить слабого, попавшего в беду. (10)Так, желающим по­
пасть на работу в отряд «Центроспас» недостаточно иметь за плечами безукоризненное военное или спор­
тивное прошлое и владеть необходимым набором специальностей. (11)«Добро» медкомиссии ещё не явля­
ется залогом успеха. (12)Почти тысяча правильно выбранных ответов психологического тестирования
тоже не гарантирует кандидату места в штате элитного подразделения. (13)Новичку необходимо доказать
будущим коллегам в процессе стажировки, что на него в любой ситуации можно положиться, что он про­
являет доброту и терпимость, необходимые в их ежедневных миссиях.
(14)Чтобы справляться со своими обязанностями, человек должен обладать благородной душой,
полной лучших качеств, (15)Но почему, даже обладая добродетельными качествами, человек совершает
безнравственные поступки? (16)На подобный вопрос Конфуций ответил: «Все люди близки друг другу по
своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания. (17)Человек может утрачивать благородные
качества под влиянием дурного общения. (18)Поэтому, чтобы все члены общества выполняли свои граж­
данские обязанности и человеческие нормы, необходимо воспитывать человека в духе добродетели».
(19)Воспитание культуры, избавление от дурных манер и наклонностей нацелено против надменно­
сти, высокомерия, своеволия, злобы, зависти, чувства собственной неполноценности, недисциплинирован­
ности, излишней подозрительности, вероломства, лицемерия, двуличия, коварства, подлости и корысти.
(20)Только избавившись от дурных манер и наклонностей, очистив собственную душу, изгнав из нее всё
плохое, можно рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве. (21)Никому
из людей недалёких, корыстолюбивых, жестоких, хитрых и скрытных в силу душевной ущербности нико­
гда ещё не удавалось добиться сколь­нибудь значительных успехов, а если и удавалось, то торжество их
длилось недолго. (22)В конце концов всё кончалось плачевно как для них самих, так и для окружающих.
(23)Благородный человек погибнет в окружении конкуренции и злобы? (24)Нет! (25)Именно он и по­
бедит. (26)Поскольку благородство зиждется на силе духа. (27) Чтобы побеждать в жизни, побеждать кра­
сиво и долговечно, прочно, основательно, надобно иметь высокую душу. (28)Хороший характер.
(29)Самое надёжное в нашем мире — это благородство духа. (30)Не по рождению, не по крови, а по
уму и чести.
(По Б. Бим­Баду*)
*Борис Михайлович Бим­Бад (род. в 1941 г.) — академик РАО.
«Стремясь разобраться в причинах безнравственных поступков, автор прибегает к использованию та­
кого приёма, как (А)_____ (предложения 16­18). Необходимость воспитывать в людях культуру автор
подчёркивает с помощью такого синтаксического средства, как (Б)_____ (в предложениях 19, 20), а
использование таких приёмов, как (В)_____ (предложения 23—25) и (Г)_____ (предложения 27—28),
помогает подвести итог авторским размышлениям».

1) сравнение
2) термин
3) парцелляция
4) цитирование
5) риторический вопрос
6) эпитет
7) вопросно­ответная форма изложения
8) ряд однородных членов
9) гипербола
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г

Текст 6.
(1)Трудное и запутанное дело — писательство. (2)Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в
жизни, наблюдая её не снаружи, а изнутри. (3)Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась
ему вещь, обратил на себя внимание — и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом. (4)И
вот человек садится писать не тогда, когда ему что­то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за
квартиру, шить жене пальто. (5)И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (6)И нет уж писате­
ля. (7)Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой.
(8)Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. (9)Придёт время, и то же писатель­
ство самотёком начнет кормить тебя произведениями, написанными раньше.
(10)Не говорю уж об этом, но писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни.
(11)Обычная теперь для него среда — товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писате­
лей. (12)Варка в собственном соку. (13)А потом куда­нибудь выезжает, ходит с блокнотом и «набирает
материал».
(14)Нужно в жизни жить, работать — инженером, врачом, педагогом, рабочим.
(15)— Хорошо, а когда же тогда писать? — спросите вы.
(16)— Когда? (17)После работы. (18)В дни отдыха. (19)В месяц отпуска, — отвечу я.
(20)— Много ли тогда напишешь?
(21)— И очень хорошо, что немного. (22)Всё, что тогда напишется, будет полноценно, нужно. (23)А
так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений — много ли поте­
ряет литература, если выбросить из неё три четверти написанного?
(24)Я замечал на себе в начале литературной работы: каждый успех снижает требовательность к
себе, с каждым успехом начинаешь писать «легко». (25)И как в это время бывает полезен жестокий щел­
чок — отказ редакции, суровая встреча критики. (26)Просите, товарищи, судьбу, чтоб она была к вам по­
строже и позлее. (27)И тогда мы наверняка узнаем настоящего писателя.
(По В. Вересаеву*)
* Викентий Викентьевич Вересаев (1867—1945), прозаик, литературовед, критик. Центральная тема твор­
чества — раскрытие идейных исканий русской интеллигенции.
«С первых фраз В. Вересаев вводит читателей в круг проблемы. Размышляя о настоящем писателе,
он во втором предложении использует (А)_____ («не наблюдать, . а жить»). Автор подчёркивает,
что если писатель будет вести себя по­другому, то «. свежий росточек таланта желтеет, сохнет».
Этот троп — (Б)_____ усиливает впечатление от прочитанного. (В)_____ (предложения 15—23) де­
лает текст живым. Такое синтаксическое средство, как (Г)_____ (предложения 11, 13) помогают ав­
тору убедить читателя в правильности высказанного тезиса».

Список терминов:
1) контекстные антонимы
2) сравнительный оборот
3) фразеологизм
4) анафора
5) развёрнутая метафора
6) общественно­политическая лексика

7) вопросно­ответная форма изложения
8) цитирование
9) ряды однородных членов
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г

Текст 7.
(1)С чьей­то лёгкой руки природу русского Севера журналисты называют неброской, неяркой и
скромной. (2)Между тем нигде по стране нет таких ярких, таких выразительных, очень контрастных и
многозвучных красок, как на Севере России.
(3)Красота этих мест обусловлена не одним лишь разнообразием ландшафтов, сочетающих невысо­
кие горы, холмы, долины, распадки, озёра и реки, обрамлённые лесами, лугами, кустарниками; она обу­
словлена и разнообразными, то и дело сменяющими друг друга пейзажными настроениями. (4)Эта смена
происходит порою буквально в считаные секунды, не говоря уже о переменах, связанных с четырьмя вре­
менами года. (5)Лесное озеро из густо­синего моментально может преобразиться в серебристо­сиреневое,
стоит подуть из леса лёгкому шуточному ветерку. (6)Ржаное поле и берёзовый лес, речное лоно и луговая
трава меняют свои цвета в зависимости от силы и направления ветра. (7)Но кроме ветра есть ещё солнце и
небо, время дня и ночи, новолуние и полнолуние, тепло и холод. (8)Бесчисленная смена состояний и соче­
таний всего этого тотчас отражается на пейзаже, сопровождая его ещё и своеобразием запахов, звуков, а
то абсолютной тишиной, какая бывает в предутреннюю пору белой безветренной ночи, либо в зимнюю,
тоже совершенно безветренную нехолодную ночь. (9)Вспомним короткие, почти чёрно­белые зимние дни,
сопровождаемые, казалось бы, одной графикой: белые поля, чёрные леса и изгороди, серые дома и по­
стройки. (10)Даже в такое время снега имеют свои оттенки, а что говорить о солнечном утре и о морозной
вечерней заре! (11)У человека пока нет таких красок, нет и названий многих цветовых состояний закатно­
го или утреннего неба. (12)Сказать, что заря алая (или багровая, или лиловая), значит почти ничего не ска­
зать: заря ежеминутно меняет свои цвета и оттенки, на линии горизонта краски одни, чуть выше совсем
другие, и самой границы между зарёй и небом не существует. (13)А каким цветом назовёшь ярко слепящий
солнечным блеском зимний наст, в тени голубовато­просвеченный в глубину и серебристый, словно плавя­
щийся под прямыми лучами? (14)Морозное солнце рождает такое же богатство цветовых тонов, как, на­
пример, по­весеннему тёплое. (15)Но даже при плотных тучах, особенно перед началом весны, зимний пей­
заж неоднороден, снега то синеватые, то с едва заметной желтизной, лесные дали то дымчато­сиреневые,
то чуть голубоватые с коричневым цветом более ближнего лозняка, с сизоватой ольхой, с ясной сосновой
зеленью и едва уловимой салатной окраской осинок. (16)Такое предвесеннее состояние ассоциируется с
умиротворённою тишиной, с запахами снега, древесной плоти, сена, печного дыма.
(17)А сколько состояний ночного густо­фиолетового неба с гроздьями звёзд, уходящими в перспек­
тиву и бесконечность! (18)Весеннее и летнее небо меняет свои цвета так же быстро, не скупится на оттен­
ки и колориты, щедрость его на краски безгранична. (19)Постоянно меняются и зелёные краски леса, и
цвет водной глади в озёрах и реках. (20)Вода то светлая, стальная, то голубая, то синяя до чернильной гу­
стоты, то вдруг, особенно в тишине первых осенних холодов, становится зеленоватой.
(21)Надо быть глухим и слепым или же болезненно увлечённым чем­то отрешённо­своим, чтобы не
замечать этих бесконечно меняющихся картин мира.
(По В. Белову*)

Читайте также:  Как не терять зрение перед компьютером

* Василий Иванович Белов (родился в 1932 году), один из выдающихся русских писателей современности.
Основные произведения посвящены русской деревне. Центральная тема творчества — интерес к жизни со­
временного человека, к его духовному миру.
«Бесконечно меняющаяся картина мира описана автором текста с помощью разнообразных средств
выразительности. Так, уже в первом предложении употреблены такие лексические средства, как
(А)_____ («. неброской, неяркой, скромной. » — предложение 1; «. ярких, выразительных. » — пред­
ложение 2). (Б)_____ (предложения 10, 17) подчёркивают эмоциональное настроение автора текста.
При описании пейзажей Севера В. Белов использует такой троп, как (В)_____ «сизоватая ольха», «шу­
точный ветерок» и т. д. При описании природы Севера, её неповторимости автор употребляет такие
синтаксические средства, как (Г)_____ (предложения 3, 20)».

Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) эпитеты
3) фразеологизм
4) контекстные синонимы
5) анафора
6) парцелляция
7) вопросно­ответная форма изложения
8) ряды однородных членов
9) риторические восклицания
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г

Текст 8.
(1)В последние несколько лет к обычным страхам родителей прибавился ещё один. (2)Всё чаще под­
ростки пугают нас пристрастием к виртуальному общению. (3)Вот примеры жалоб.
«(4)Детей не оттащишь от компьютера. (5)Сидят сутками. (6)Какие­то аськи, агенты, чаты, фору­
мы. »
«(7)Я не понимаю, какое может быть от этого удовольствие. (8)Но сын сидит у монитора, смеётся
чему­то, а то и кулаком по столу бьёт. (9)Мне кажется, он сходит с ума — разговаривает сам с собой».
«(10)Раньше играл в видеоигры, это отнимало много времени, уроки забросил, а теперь вообще из
рук вон — будто его нет дома. (11)Целыми днями в Сети, говорит, у них там тусовка. »
(12)Примерно так начинается разговор обеспокоенных родителей с педагогами и психологами.
(13)Потом выясняются детали: вместе с увлечением компьютерными разговорами стала падать успевае­
мость, ребёнок всё время проводит дома, сидит и смотрит в экран. (14)Уроки подросток не делает, по
дому не помогает, на улицу не ходит, спортом не занимается.
(15)Вместо разговоров по телефону и прогулок допоздна всё чаще дети общаются друг с другом
через Интернет. (16)Вообще­то и раньше мы подобные жалобы слышали, только зло исходило тогда не от
компьютера, а от телефона или телевизора. (17)Теперешние «компьютерные» дети — потомки своих «те­
левизионных» родителей.
(18)Как решалась эта проблема, когда сегодняшние родители были подростками? (19)Скорее всего,
они из неё просто выросли. (20)Мне могут возразить, что не все же просиживали бесконечные часы у те­
леэкрана; кто­то уже в юности чётко знал, чем будет заниматься в жизни. (21)Многие рано стали ответ­
ственными, потому что у кого­то были младшие братья и сестры, на кого­то подействовал пример ответ­
ственных взрослых, а кто­то — неизвестно как и почему. (22)И хотя родители всерьёз опасались за их бу­
дущее, они стали вполне самостоятельными людьми, с разными профессиями и судьбами, у многих
семьи.
(23)К чему я всё это говорю? (24)К тому, что вот телевидение оказалось не опасным само по себе.
(25)Как ни обидно кому­то сознавать собственную «отсталость», придётся смириться с тем, что Интернет
стал частью нашей жизни и уже никуда не денется. (26)Умение ориентироваться в нём и использовать его
возможности становится условием успешной жизни во многих смыслах. (27)Из неограниченного источника

информации он превратился также в торговую сеть, способ общения, средство образования. (28)То ли
ещё будет.
(29)Нам стоит поучиться у детей. (30)Мне тоже в своё время пришлось пройти через период раздра­
жения и недовольства. (31)А сейчас с помощью сына стала неплохо ориентироваться в виртуальном про­
странстве. (32)Бывает, тоже «не оттащишь».
(3З)Времяпрепровождение в он­лайне вполне допустимо для подростков. (34)Скорее всего, это не­
вредное увлечение лежит в пределах возрастной нормы. (35)Хотя в отдельных случаях необходимо прове­
сти анализ ситуации.
(36)Если виртуальное общение стало всепоглощающей страстью, подросток замкнулся или стал
агрессивен, обеднел его словарный запас или есть другие волнующие вас симптомы, нельзя откладывать
визит к специалисту. (37)Только важно учесть: борьбу надо будет вести не с компьютером, а с причинами,
породившими зависимость.
(По А. Ивановой*)
*Александра Георгиевна Иванова — семейный психолог.
«Рассказывая о том, что беспокоит сегодня родителей подростков, автор использует такой приём,
как (А)_____ (предложения 4—6, 7—9, 10—11), а также такое синтаксическое средство, как
(Б)_____ (в предложениях 13, 14). Использование такого лексического средства, как (В)_____ («схо­
дит с ума» в предложении 9, «из рук вон» в предложении 10), подчёркивает обеспокоенность родите­
лей создавшимся положением. С помощью такого приёма, как (Г)_____ (предложения 18—19, 23—
24), А. Иванова стремится привлечь читателей к размышлению».

Список терминов:
1) литота
2) термин
3) фразеологизм
4) цитирование
5) риторический вопрос
6) эпитет
7) парцелляция
8) ряды однородных членов
9) вопросно­ответная форма изложения
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г
Текст 9.
(1)Нет сомнения — человечество найдёт пути, ведущие к обновлению, углублению и окрылению
своей культуры. (2)Но для этого оно должно научиться благодарности, чтобы строить на ней свою духов­
ную жизнь.
(3)Современное человечество не ценит того, что ему даётся; не видит своего естественного и духов­
ного богатства; не извлекает из своего внутреннего мира того, что в нём заложено. (4)Оно ценит не внут­
реннюю силу духа, а внешнюю власть — техническую и государственную. (5)Оно хочет не творить, созда­
вать и совершенствовать, а владеть. (6)Распоряжаться и наслаждаться. (7)И поэтому ему всегда мало и
всего мало: оно вечно считает свои «убытки» и ропщет. (8)Оно одержимо жадностью и завистью и о благо­
дарности не знает ничего.
(9)И вот каждый из нас должен прежде всего научиться благодарности.
(10)Стоит нам только раскрыть наше духовное око и присмотреться к жизни — и мы увидим, что
каждое мгновение как бы испытывает нас, созрели ли мы для благодарности и умеем ли мы благодарить.
(11)И тот, кто выдерживает это испытание, оказывается человеком будущего: он призван творить новый
мир и его культуру, он уже носит их в себе. (12)Он творческий человек; а тот, кто не выдерживает этого
испытания, одержим духовной слепотою и завистью, он носит в себе разложение гибнущей культуры, он
человек отживающего прошлого. (13)Вот критерий духовности, вот закон и мера, о которых мало кто ду­
мает, но по которым необходимо различать людей.

(14)Что такое благодарность? (15)Это ответ живого, любящего сердца на оказанное ему благодея­
ние. (16)Оно отвечает любовью на любовь, радостью на доброту, излучением на свет и тепло, верным слу­
жением на дарованную благодать. (17)Благодарность не нуждается в словесных изъявлениях, и иногда бы­
вает лучше, чтобы человек переживал и проявлял её бессловесно. (18)Благодарность не есть и простое
признание чужого благодеяния, ибо озлобленное сердце сопровождает такое признание чувством обиды,
унижения или даже жаждою мести. (19)Нет, настоящая благодарность есть радость и любовь и в дальней­
шем — потребность ответить добром на добро. (20)Эта радость вспыхивает сама, свободно и ведёт за
собою любовь — свободную, искреннюю. (21)Дар есть зов, взывающий к доброму ответу. (22)Дар есть луч,
требующий ответного излучения. (23)Он обращается сразу и к сердцу, и к воле. (24)Воля принимает реше­
ния; она желает ответить и начинает действовать; и это действие обновляет жизнь любовью и добротою.
(25)Так благодарность очищает душу от зависти и ненависти. (26)И будущее человечества принадле­
жит именно благодарным сердцам.
(По И. Ильину*)
*Иван Александрович Ильин (1882­1954) — известный русский философ, литературный
критик, публицист.
«Серьёзное и вдумчивое отношение автора к поставленной проблеме выражено с помощью таких
приёмов, как (А)_____ (предложения 4, 5) и (Б)_____ (например, в предложениях 14­15). Такое синтак­
сическое средство, как (В)_____ (предложения 1, 20), а также троп — (Г)_____ («духовное око») — в
предложении 10 придают особую образность размышлениям И. Ильина»

Список терминов:
1) риторический вопрос
2) ряд однородных членов
3) эмоционально­оценочные слова
4) гипербола
5) вопросно­ответная форма изложения
6) метафора
7) противопоставление
8) сравнительный оборот
9) эпитеты
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г

Текст 10.
(1)Нежность — самый кроткий, робкий, божественный лик любви.(2)Любовь­страсть — всегда с
оглядкой на себя. (3)Она хочет покорить, обольстить, она хочет нравиться, она охорашивается, подбоче­
нивается, мерит, всё время боится упустить потерянное. (4)Любовь­нежность всё отдаёт, и нет ей предела.
(5)И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего». (6)Только она одна и не ищет. (7)Но
не надо думать, что чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт сверху, она за­
ботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно только существо безза­
щитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности — слова уменьшительные, идущие от сильного к
слабому.
(11)Нежность встречается редко и всё реже. (12)Современная жизнь трудна и сложна. (13)Современ­
ный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. (14)Любовь — единоборство.
— (15)Ага! (16)Любить? (17)Ну ладно же. (18)Засучили рукава, расправили плечи — ну­ка, кто
кого?
(19)До нежности ли тут? (20)И кого беречь, кого жалеть — все молодцы и герои. (21)Кто познал
нежность — тот отмечен.
(22)В представлении многих нежность рисуется непременно в виде кроткой женщины, склонившейся
к изголовью. (23)Нет, не там нужно искать нежность. (24)Я видела её иначе: в обликах совсем не поэтиче­
ских, в простых, даже забавных.
(25)Мы жили в санатории под Парижем. (26)Гуляли, ели, слушали радио, играли в бридж, сплетнича­
ли. (27)Настоящий больной был только один — злющий старик, поправлявшийся от тифа.

(28)Старик часто сидел на террасе в шезлонге, обложенный подушками, укутанный пледами, блед­
ный, бородатый, всегда молчал и, если кто проходил мимо, отворачивался и закрывал глаза. (29)Вокруг
старика, как трепетная птица, вилась его жена. (30)Женщина немолодая, сухая, лёгкая, с увядшим лицом и
тревожно­счастливыми глазами. (31)И никогда она не сидела спокойно. (32)Всё что­то поправляла около
своего больного. (33)То переворачивала газету, то взбивала подушку, то подтыкала плед, то бежала греть
молоко, то капала лекарство. (34)Все эти услуги старик принимал с явным отвращением. (35)Каждое утро
с газетой в руках она носилась от столика к столику, приветливо со всеми беседовала и спрашивала:
— Вот, может быть, вы мне поможете? (36)Вот здесь кроссворд: «Что бывает в жилом доме?».
(37)Четыре буквы. (38)Я записываю на бумажке, чтобы помочь Сергею Сергеевичу. (39)Он всегда решает
кроссворды, и, если затрудняется, я ему прихожу на помощь. (40)Ведь это единственное его развлечение.
(41)Больные ведь как дети. (42)Я так рада, что хоть это его забавляет.
(43)Её жалели и относились к ней с большой симпатией.
(44)И вот как­то он выполз на террасу раньше обычного. (45)Она долго усаживала его, укрывала пле­
дами, подкладывала подушки. (46)Он морщился и сердито отталкивал её руку, если она не сразу угадыва­
ла его желания.
(47)Она, радостно поёживаясь, схватила газету.
— (48)Вот, Серёженька, сегодня, кажется, очень интересный кроссворд.
(49)Он вдруг приподнял голову, выкатил злые жёлтые глаза и весь затрясся.
— (50)Убирайся ты наконец к чёрту со своими идиотскими кроссвордами! — бешено зашипел он.
(51)Она побледнела и вся как­то опустилась.
— (52)Но ведь ты же. — растерянно лепетала она. — (53)Ведь ты же всегда интересовался.
— (54)Никогда я не интересовался! — всё трясся и шипел он, со звериным наслаждением глядя на её
бледное, отчаянное лицо. — (55)Никогда! (56)Это ты лезла с упорством дегенератки, каковая ты и есть!
(57)Она ничего не ответила. (58)Она только с трудом проглотила воздух, крепко прижала руки к
груди и огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала помощи. (59)Но кто же
может отнестись серьёзно к такому смешному и глупому горю? (60)Только маленький мальчик, сидевший
за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг зажмурился и горько­горько заплакал.
(по Н. А. Тэффи*)
* Надежда Александровна Тэффи (1872—1952) — русская писательница, поэтесса, мемуарист и пере­
водчик.
«В тексте анализируется проблема, волнующая людей на протяжении веков. Чтобы выразить своё
понимание любви и нежности, автор использует приём — (А)_________ (предложения 2, 3 — 4, 5) и
синтаксическое средство — (Б)_________ (в предложениях 1, 9). Создать образ нежной жены писа­
тельнице помогает троп — (В)_________ («тревожно­счастливыми глазами» в предложении 30) и
синтаксическое средство — (Г)_________ («как трепетная птица» в предложении 29)».

Список терминов:
1) разговорные слова
2) риторические вопросы
3) ряды однородных членов предложения
4) парцелляция
5) сравнительный оборот
6) противопоставление
7) эпитет
8) литота
9) фразеологизмы
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г

Источники:
  • http://saharina.ru/metod/ege/text/?name=text396
  • http://pandia.ru/text/82/474/55053.php
  • http://znanio.ru/media/trenirovochnye_zadaniya__24_ege_po_russkomu_yazyku_yazykovye_sredstva_vyrazitelnosti_11_klass-40348/48592