Меню Рубрики

Вещие сны с точки зрения ислама

  1. Басқы бет
  2. ВЕРОУЧЕНИЯ
  3. Стоит ли верить вещим снам с точки зрения ислама?

Стоит ли верить вещим снам с точки зрения ислама?

User Rating: 5 / 5

Сон это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Однако, несмотря на то, что это явление сопровождает человечество с самого его зарождения, до сих пор остается малоизученной областью.

Сны бывают разные. Среди них есть и те, которые в последующем становятся явью. Это явление может случиться с каждым человеком, и нужно отметить, что в этом нет ничего необычного. Возможно, у кого-то это случается чуть чаще, чем у остальных, у кого-то меньше.

Подобные сны являются одним из свидетельств существования предопределения, вера в которое по Исламу является одним из условий веры человека.

В некоторых случаях подобные сны могут быть предупреждением, предостережением для человека, а в некоторых случаях наоборот радостной вестью.

Всевышний Аллах передает людям подобные сообщения через своих ангелов, которые ведают о Ляухе Махфузе, то есть о том, что будет и что предстоит. Ангелы же передают по повелению Аллаха предписанную информацию человеку.

И, опять же, в зависимости от его повеления, оно будет носить либо предупреждающий либо поощряющий характер действий человека. Однако Иблис тоже не дремлет, и всячески пытается вторгнуться в нашу жизнь. Причем, не только, когда мы бодрствуем, но и когда спим, пытаясь исказить смысл сновидений или же возбуждая в нашей душе сомнения.

Поэтому, в любом случае полагаясь на Всесильного Аллаха, просите защиты и только благое у Него.

Подробный мусульманский сонник по Корану: трактовка сновидений в исламе

Сновидение, как часть пророчества, для мусульманина имеет огромное значение. О том, хороший сон или плохой, сбудется он или нет, расскажет мусульманский сонник по Корану и Сунне. Впрочем он может быть полезным и интересным не только для правоверных мусульман но и для представителей другой веры.

Толкование снов в Исламе: что написано в Коране относительно этого вопроса?

С точки зрения науки, сновидения являются ни чем иным, нежели отражением всего того, что человек переживает в повседневной жизни: его действий, мыслей, планов, мечтаний, чувств и эмоций. Некоторые же считают, что образы, возникающие в сознании человека во время его сна, навеяны определенной высшей силой, в частности, Богом. Они могут переносить не только в прошлое, но и в будущее, а также в другие реальности. Образы сновидений не всегда можно воспринимать дословно. Они нуждаются в верной трактовке. Людям, исповедующим исламскую религию, может помочь мусульманский сонник по канонам Корана.

Сон в исламской религии

Как правильно толкуются сны в исламе, сто написано в Коране и Сунне на этот счет? Сонник укусила змея

Сну и сновидениям в исламской религии уделяется огромное значение. То, что истинные мусульмане видят, заснув, они считают «наблюдениями души». Сам великий Аллах ниспосылает им знамения. Некоторые из них бывают явными, не нужно прилагать усилий, чтобы понять, что они означают. Другие же состоят из совокупности на первый взгляд несвязанных между собой образов. Смысл таких сновидений понятен только избранным толкователям.

Стать же толкователем, обучившись по книгам, невозможно. Способность разгадывать «видения души» даруется Аллахом. Чтобы получить подобный дар, необходимо быть богобоязненным и жить по Корану, не грешить и ограждать от грехов окружающих. Эти люди – либо пророки, либо святые. И обращаться за толкованием сновидений можно исключительно к ним.

Поэтому мусульманский сонник толкование по Корану и Сунне – это пособие скорее для людей любопытных. Он представляет собой обобщение знаний о сне и сновидениях в исламской религии, некий сборник наиболее достоверных трактовок. Благодаря ему человек получает представление не только о тех зрительных, звуковых и тактильных образах, явившихся ему после засыпания, но и об исламской культуре и вероисповедании.

Что может означать сон по мусульманскому соннику

Согласно мусульманскому Священному писанию, сны могут являться человеку от Аллаха (Бога), Шайтана (дьявола) или быть рожденными собственным подсознанием. Соответственно, они бывают трех видов:

  • Сны от Аллаха считаются добрыми, хорошими. Они – пророчества в миниатюре. Обычно, человеку снятся Пророки, святые и ангелы, спасение в День Страшного Суда. Увидев такой слон, мусульманин обязан поблагодарить за него Аллаха и поделиться своей радостью от увиденного с небезразличными людьми.
  • Шайтани –страшные, дурные грезы, которые внушает человеку дьявол с целью сбить его с верного пути, посеять в душе его страх и подтолкнуть к прегрешениям. Обычно, такие сновидения посещают человека, если он прожил день неправильно, не соблюдал ритуал отхождения ко сну или лег спать нечистым. Чтобы защитить себя от дурного, необходимо читать молитвы, прежде чем заснуть, и совершить намаз. Не нужно задумываться над смыслом дурных снов, тем более нельзя о них никому рассказывать.
  • Также, засыпая, мусульманин может переживать все то, что было с ним наяву.
    Чтобы верно применить мусульманский сонник по священному Корану, необходимо проанализировать все то, что явилось в грезе, выделить самое главное и отнести к одной и приведенных выше категорий. Если же сон путаный, многосюжетный и бессвязный, толковать его и вовсе не стоит.

Вещие сны могут сниться как мужчине, так и женщине. Это может произойти и ночью, и днем. Но наибольшая вероятность сбыться у тех, которые приснились ближе к утру и утренней молитве.

Что сделать, чтобы сон сбылся?

Как согласно Корану правильно толковать сны? Как узнать какой сон Аллаха а какой от Шайтана? Узнать к чему снится беременность сонник Ванги

Так почему же Коран и Сунна призывают делиться всем тем хорошим, что приснилось, и держать при себе все плохое? Дело в том, что сам Пророк Муххамед говорил о том, что пророчество, явившееся спящему человеку, материализуется лишь в том случае, если придать его огласке.

Исламская религия также предостерегает своих последователей предавать сновидениям повышенное внимание и пытаться трактовать все подряд образы, возникшие в грезах. Также следует уберечь себя от теле- и онлайн-толкователей, которые, большей частью, говорят неправду.

Отличие мусульманского сонника от других существующих

Наука о трактовке сна, ониромантия, популярна как никогда. В книжных магазинах и Интернете можно найти огромное количество сонников, предлагающих трактовки огромному количеству образов, способных присниться человеку. Очень трудно проверить их достоверность каким-либо другим способом, нежели на собственном опыте.

Сон с точки зрения Ислама

Эта статья адресована тем, кто полдня проводит в постели, кто всю ночь просиживает за компьютером или перед телевизором и засыпает к утру.

Что говорит наша религия об этике сна? На что стоит обращать внимание мусульманину до и после сна?

Не стоит пренебрегать ночным сном

Всевышний создал день для работы, а ночь — для сна и отдыха. Не зря в суре Аль-Фуркан в 25 аяте говорится: «Он – Тот, Кто сделал для вас ночь покровом, сон – отдыхом, а день – оживлением».

«Мы сотворили вас парами, и сделали ваш сон отдыхом, и сделали ночь покрывалом» (Сура ан-Наба, 8-10 аяты).

Это значит, что здоровый ночной сон — это одно видов поклонения. Однако с точки зрения Ислама под понятием «сон» подразумевается не только ночной сон.

Каким бывает сон?

Имам аль-Газали и многие другие ученые Ислама утверждали, что человек должен спать не более восьми часов в день.

Порой некоторые виды поклонения приходятся на ночное время, в таких случаях человек может выспаться после полудня, так делал и наш Пророк (с.а.с.). Этот сон называется кайлюля.

В какое время суток не желательно спать?

Наряду с дозволенными ночным и кайлюля, существует время, в которое сон нежелателен. Они называются гайлюля и файлюля.

Сон, называемый гайлюля – это сон, в который человек погружается после восхода солнца. Примерно 40-50 мин. после восхода солнца считается неблагоприятным временем для сна. Пророк Мухаммад (с.а.с.), подвигая представителей своей Уммы вставать с зарей и приниматься за работу с намерением получить довольство Аллаха, говорил о том, что сон в это время является причиной лишения милости во всем: в питании, во времени, в жизни; сон в это время — принесет нужду и неблагоприятные вещи различного рода, а также может стать причиной забывчивости и рассеянности. Человек, проведший это

время во сне, в течение дня будет испытывать слабость и тяжесть, у него будет плохое настроение и не возникнет желания работать.

Сон, называемый файлюля — это сон после полуденного намаза (Аср-намаза) до времени наступления вечернего Магриб-намаза. Спать в это время опасно тем, что состояние сна может повлиять на правильную работу головного мозга. Как не парадоксально, именно в это время на человека нисходит желание подремать. Сон в это время сокращает жизнь, является причиной головной боли.

Действия лучшего из людей, Мухаммада (с.а.с.):

Пророк (с.а.с.) не любил спать до ночной молитвы и бодрствовать после нее. Таким образом, руководствуясь этим, планируйте отход ко сну правильно.

Он не ложился спать после утренней молитвы, так как первые часы после нее — время ниспослания милости Всевышнего.

Стоит проявлять умеренность в вечернем приеме пищи, это значительно улучшит самочувствие, и вы с легкостью отойдете ко сну.

У Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) был свой метод отхода ко сну. Он отдавал предпочтение правой стороне, правой руке – ложась отдыхать, он ложился на правый бок. Этому есть объяснение и с медицинской точки зрения — зажимание сердца и желудка, находящихся слева, может нанести вред организму.

Зная, что ангелы любят чистоту и приятный запах, Пророк ( с.а.с.) держал постель в чистоте и пользовался перед сном благовониями.

Пророк Мухаммад всегда помнил о смерти. Не стоит забывать, что это путешествие в мирах может оказаться последним. Именно поэтому перед сном он( с.а.с.) читал молитвы.

Он произносил: «О Аллах! Я поручил себя Тебе! Я обратился к Тебе! Прося Твоей милости и опасаясь Твоего гнева, я надеюсь только на Тебя! У меня против Тебя нет защиты от Тебя же! Я уверовал в ниспосланные Тобою книги и в посланных Тобой Пророков».

Одному из своих сподвижников Пророк ( с.а.с.) советовал:

«Если ты ляжешь отдыхать, прочитав эту молитву, и в эту ночь вдруг внезапно умрешь, то умрешь мусульманином. Пусть эта молитва будет последним, что ты произнес перед сном!» (Бухари)

Какую информацию несут в себе сновидения

Люди всегда обращали внимание на сны, придавали им большое значение. К этому их подталкивает чувство любопытства, желание узнать будущее, это часть человеческой природы. И, к сожалению, некоторые мусульмане, особенно в последнее время, начали придавать большое значение снам. В этой статье, с помощью Аллаха, мы постараемся немного раскрыть тему сновидений.

Есть ли вообще смысл у сновидений?

Аллах упомянул имя только одного пророка в Коране, которого Он обучил толкованию снов, пониманию их значения – пророка Юсуфа (мир ему). С самого детства у него была связь со снами, так, однажды он сказал своему отцу: «Я видел во сне 11 звезд, солнце и луну, совершающими мне поклон» (сура «Юсуф», аят 4).

إِذْ قَالَ يُوسُفُ لِأَبِيهِ يَا أَبَتِ إِنِّي رَأَيْتُ أَحَدَ عَشَرَ كَوْكَبًا وَالشَّمْسَ وَالْقَمَرَ رَأَيْتُهُمْ لِي سَاجِدِينَ

Отец Юсуфа Якуб (мир ему) понял, что это не простой сон, что в нём содержится большой смысл, который прояснится в будущем. Именно поэтому он велел Юсуфу (мир ему) скрыть свой сон от других его братьев, чтобы те не навредили ему. Также Пророк Юсуф (мир ему) толковал сны и других людей, например, сновидения заключённых и фараона. Источником понимания Юсуфом (мир ему) значений снов было внушение от Аллаха (ильхам), порой божественное откровение (вахью), а иногда дар, данный ему Аллахом, иначе говоря, проницательность и мудрость.

Однажды сподвижник Пророка (мир ему и благословение) по имени Убада бин ас-Самит (да будет доволен им Аллах) попросил Пророка (мир ему и благословение) объяснить значение слов Аллаха в Коране: «Верующих ожидает благая весть на этом и том свете. ». Пророк (да будет доволен им Аллах) ответил ему: «Это благой сон, который снится праведному человеку или другому в пользу праведного» («Муснаду Ахмада», № 22688).

يَا رَسُولَ اللَّهِ أَرَأَيْتَ قَوْلَ اللَّهِ تَبَارَكَ وَتَعَالَى فَقَالَ لَقَدْ سَأَلْتَنِي عَنْ شَيْءٍ مَا سَأَلَنِي عَنْهُ أَحَدٌ مِنْ أُمَّتِي أَوْ أَحَدٌ قَبْلَكَ قَالَ تِلْكَ الرُّؤْيَا الصَّالِحَةُ يَرَاهَا الرَّجُلُ الصَّالِحُ أَوْ تُرَى لَه

В другом хадисе, переданном Абу Хурайрой, говорится: «Не осталось из пророчества ничего, кроме предвещающих благое. Тогда Пророка (мир ему и благословение) спросили: «Что же предвещает нам это?». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Это- благой сон» («Сахих аль-Бухари» № 6475).

حَدَّثَنَا أَبُو الْيَمَانِ أَخْبَرَنَا شُعَيْبٌ عَنْ الزُّهْرِيِّ حَدَّثَنِي سَعِيدُ بْنُ الْمُسَيَّبِ أَنَّ أَبَا هُرَيْرَةَ قَالَ سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ لَمْ يَبْقَ مِنْ النُّبُوَّةِ إِلَّا الْمُبَشِّرَاتُ قَالُوا وَمَا الْمُبَشِّرَاتُ قَالَ الرُّؤْيَا الصَّالِحَةُ

В ещё одном изречении Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится, что Джабир (да будет доволен им Аллах) слышал, что Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Сон верующего, праведного человека есть часть пророчества» («Муснаду Ахмада» № 14681)

رُؤْيَا الرَّجُلِ الْمُؤْمِنِ جُزْءٌ مِنْ النُّبُوَّةِ

Эти и многие другие доводы говорят, что сон порой может иметь смысл и даже быть вестником неких событий, которые произойдут в будущем в жизни человека, которому он приснился.

Источники сновидений

Источников снов три:

1. Сон от Аллаха.

2. Сны от шайтана.

3. Мысли и воображение (хадису-н-нафс)

Сон от Аллаха, или «вещий сон»

Сновидение, источником которого является Аллах, бывает истинным, такой сон всегда имеет смысл и сбывается. Сновидения пророков всегда имеют смысл и сбываются, потому они являются либо откровением (вахью), либо внушением (ильхам) от Всевышнего. Сны праведников тоже, зачастую, бывают вещими, особенно ближе к Судному дню. Доводам в пользу того, что сны Пророков (мир им) бывают вещими являются вышеприведённая история о пророке Юсуфе (мир ему), изречения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и история пророка Ибрахима (мир ему), которая тоже повествуется в самом Коране: (смысл): «Ибрахим (мир ему) сказал: «Сынок мой, я видел во сне, как предаю тебя в жертву ради Аллаха, что ты думаешь об этом?» (сура «ас-Саффат», аят 102).

قَالَ يَا بُنَيَّ إِنِّي أَرَى فِي الْمَنَامِ أَنِّي أَذْبَحُكَ فَانْظُرْ مَاذَا تَرَى

Сон от шайтана

Как правило, сны, источником которых является шайтан, бывают пугающими, вселяющими в человека тревогу, грусть и сомнения. Примеры такого сна: человек видит, что он падает с высокой горы, что его убивают, он тонет, душат и т.п. Шайтан пытается навредить человеку хотя бы во сне, когда не может сделать этого наяву. И об этом Аллах в Коране сказал:

Читайте также:  Инвалидом по зрению не видит один глаз

(смысл): «Воистину шайтан наущает верующим дурное, чтобы опечалить их» (сура аль-Муджадаля», аят 10).

إِنَّمَا النَّجْوَى مِنَ الشَّيْطَانِ لِيَحْزُنَ الَّذِينَ آمَنُوا

В таких случаях, проснувшись от кошмара, надо трижды произносить «аузубилляхи мина-ш-шайтани-р-раджим», каждый раз поплёвывая, поворачивая голову влево.

Также очень желательно читать «муаввизатайн» (суры «аль-Фаляк» и «ан-Нас»), суру «аль-Ихляс» (кулху) и аят «аль-Курси» (255 аят суры «аль-Бакара»).

Как свести к минимуму сновидения от шайтана?

Чтобы оградить себя от снов от шайтана и физического зла от него, необходимо ложиться спать при обязательном омовении или обновив его, при необходимости. Также каждую ночь очень желательно сомкнуть кисти рук как во время дуа и читать на них «муаввизатайн» (суры «аль-Фаляк» и «ан-Нас»), суру «аль-Ихляс» (кулху) и аят «аль-Курси» (255 аят суры «аль-Бакара»), а затем провести ладонями по всему телу. Очень важно не ложиться спать без чтения Корана и молитв (азкары, вирды). Если человеку будет суждено умереть во сне, то он умрёт поминающим Аллаха. Довольно многие люди позволяют себе ложиться спать без омовения, не прочитав никаких молитв, есть и такие, кто засыпает под музыку и потом ещё жалуются на то, что им снятся кошмары. Ведь известно, что музыка манит шайтана не хуже красивого чтения Корана для верующего.

Мысли и воображение (хадису-н-нафс)

Третьим источником снов являются его мысли и воображение. Довольно часто человеку снится то, чем он занимается, о чём много говорит, думает … К примеру, когда человек обсуждает кого-либо или что-либо, это может ему присниться. Может обсуждать с друзьями какую-нибудь машину, а затем увидеть её во сне; может планировать поездку и после увидеть её во сне и т.п. Такой сон не имеет ни значения, никакого-либо влияния, иначе говоря, это всего лишь человеческая фантазия и игра воображения.

Сонники и исламские сонники

Сегодня на прилавках книжных магазинов с легкостью можно найти так называемые сонники, встречаются и, якобы исламские, сонники. Однозначно могу сказать, что пользы от этих сонников, в том числе и так называемых «исламских» нет! Поэтому не стоит их покупать и вообще тратить время на их чтение. Они бесполезны, потому что в лучшем случае составлены из отрывков историй, в которых некие праведники и мудрецы толковали сны обратившихся к ним людей, которым приснился тот или иной сон. Еще раз хочу обратить ваше внимание на то, что сонники составляются таким образом в лучшем случае, в иных же случаях они попросту придумываются ради жажды заработать деньги на их продаже.

Так, например, однажды к Ибн Сирину (да смилуется над ним Аллах) пришёл некий человек и сказал, что видел себя во сне призывающим (к молитве). Ибн Сирин (да смилуется над ним Аллах) растолковал его сон так, что он в ближайшем будущем совершит хадж . Однако, когда к Ибн Сирину (да смилуется над ним Аллах) пришёл другой человек и рассказал ему про такой же сон, Ибн Сирин (да смилуется над ним Аллах) заявил, что он вор! Сон первого был растолкован таким образом, потому что он был праведным человеком. Аллах в Коране сказал: (смысл) «И призови, о Ибрахим, людей к хаджу. » (сура «аль-Хадж, аят 27).

وَأَذِّنْ فِي النَّاسِ بِالْحَجِّ

Что же касается второго, то он был нечестивцем, грешником и это было известно всем. В Коране сказано: (смысл) « затем воззвал один из них: «О караван, да вы воры»» (сура «Юсуф», аят 70).

ثُمَّ أَذَّنَ مُؤَذِّنٌ أَيَّتُهَا الْعِيرُ إِنَّكُمْ لَسَارِقُونَ

Как ясно из этого случая, даже один и тот же сон может иметь совсем разное значение для разных людей

Можно ли рассказывать свой сон?

Когда человеку снится какой-нибудь удивительный сон, ему не следует рассказывать его. Можно рассказать алиму или хорошему и честному человеку, который любит тебя и желает для тебя только блага, и который может дать тебе хороший совет. Но ни в коем случае не рассказывайте о своих снах всем подряд, людям, которые не отвечают вышеприведённым критериям. Ибо Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Сон привязан к лапке птицы до тех пор, пока тот, кому он приснился не расскажет его. А когда он расскажет его другому, он упадет (т.е. может не сбыться). И не рассказывай свой сон никому, кроме алима, искреннего советчика, умному и проницательному. Благой сон есть 1/46 часть пророчества» («Джамиуль-ахадис», № 12813).

الرؤيا معلقة برجل طائر ما لم يحدث بها صاحبها فإذا حدث بها وقعت فلا تحدثن بها إلا عالمًا أو ناصحًا أو لبيبًا والرؤيا الصالحة جزءًا من ستة وأربعين جزء من النبوة

Если Вам приснился благой сон и Вам есть с кем поделиться им, естественно, им должен быть любящий Вас и желающий Вам только добра человек, можете рассказать его. А если Вам приснился плохой сон, никому не рассказывайте его!

Вещие сны: что делать?

Да, я знаю, что это часто обсуждаемая тема, и, поверьте, я не ленилась и прочитала много информации, в том числе и на нашем сайте. Знаю, что вещие сны — это 46-ая часть пророчества. И что к концу времен правдивые люди будут видеть правдивые сны. И что во сне (и только во сне) можно получить информацию от умерших. И что, увидев плохой сон, надо прибегнуть к помощи Аллаха для защиты от лукавого и трижды сплюнуть через левое плечо. И что нельзя рассказывать плохие сны и любой сон нужно растолковывать только в лучшую сторону. Но вопросов меньше не становится, и интерес к этой теме у меня не праздный.

Дело в том, что моя тётя постоянно видит вещие сны, на протяжении уже многих лет. Сама она — очень простой и честный человек, без высшего образования, кондуктором работает. Во снах она видит умерших родственников (например, свою тётю, которая при жизни очень много молилась) или просто слышит голос и получает информацию о предстоящих событиях. И всё сбывается. Причем, иногда во сне ей говорят, какие сны можно рассказывать другим людям, а какие нельзя. Могу привести примеры. Когда её свёкру (отцу мужа) сделали операцию, и врачи сказали, что операция прошла удачно, во сне голос сказал: «Вы должны подготовиться – в такой-то день, в такое-то время отец умрет». Тётя сказала своему мужу и свекрови об этом. Муж поверил, а свекровь страшно обиделась и сильно ругалась, что, мол, ты такое говоришь! А свёкр и вправду умер – день в день, минута в минуту. Уже на похоронах свекровь плакала и извинялась. Вы можете сказать, что нельзя было плохой сон рассказывать, но ведь свёкр не из-за этого умер? Не счесть случаев, когда тетушка предсказывала свадьбы (в том числе одному закоренелому холостяку – месяца не прошло, как он женился), тюремные сроки (помню, один случай – никто не верил, что за ерундовую провинность человеку дадут семь лет, а ведь вышло именно так). Год назад – прогноз от тётушки: «В семьях наших ближайших кровных родственников родятся три девочки и два мальчика. Причем одну беременность женщина скрывает, или сама еще не знает, так как срок маленький». За девять месяцев мы и получили весь предсказанный комплект младенцев. «Мелких предсказаний» об удачных или потенциально опасных сделках и договорах, разводах и изменах (с детальным описанием соперницы!), государственных наградах и т. д. было так много, что все не опишешь.

За долгие годы мы вроде бы как привыкли к тётушкиным прогнозам, но, всё равно, когда она звонит и осторожно делает вступление: «Я тут о тебе сон видела…», колени подкашиваются и во рту всё пересыхает от страха.

Всё бы ничего, но вот проблемки. Во-первых, если уж поступила информация о будущих событиях, говорить о них является грехом, как и любое предсказание?

Во-вторых, что делать, если предсказано плохое? Мне кажется, что в данном случае сплёвыванием не обойтись, ведь это не просто плохой сон и к лучшему тут ничего не растолкуешь.

В-третьих, и это более глобально. Есть у нас близкий родственник (очень набожный, бородатый, читает намаз, изучает Коран и арабский язык, книг много перечитал; если честно, жизненная история этого парня сама на целый роман тянет, но пост не о нём), так вот он говорит, что на самом деле к тётушке являются джины и это очень плохо. Если честно, этот мой родственник – самый «продвинутый» из наших по части ислама (другие просто столько даже не читали!), и его замечание меня сильно смутило. Если он прав, то что делать-то?

Пока я посоветовала тёте читать намаз. А сама обращаюсь к знающим людям с огромной просьбой помочь разобраться.

Вещие сны с точки зрения ислама

В 21-м аяте Суры «Аз-Зарият» сказано:

وَفِي أَنفُسِكُمْ أَفَلا تُبْصِرُونَ

В этом аяте дано знать, что если человек посмотрит на свое тело и организм, он увидит, сколько знамений в человеке создал Аллах, указывающих на Его Всемогущество.

Из таких знамений – сны, которые мы видим. Человек оказывается в дальних странах, видит удивительные, необыкновенные вещи, испытывает тревогу и страх, радость и веселье. Это необычное состояние исчезает, когда он открывает глаза, но очень часто сны оставляют неизгладимое впечатление и хочется знать о смысле увиденного.

Сон – это «наблюдение (видение) душой».

После того, как человек заснет, его душа, не покидая полностью тело, выходит, а затем Аллах дает ей видеть.

Сны бывают разными. Помимо бессвязных, путанных снов, человек может видеть какое-либо хорошее предзнаменование и предвестие, а, если в сон вошел шайтан, можно увидеть что-либо неприятное.

Передал имам Аль-Бухарий, что Пророк, мир Ему, говорил: «Правдивый сон – от Аллаха, а плохой – от шайтана».

Плохие сны, навеянные шайтаном, зачастую сопровождаются запугиванием и наущениями.

Сказал Пророк, мир Ему:

ذهبت النبوة وبقيت المبشرات قيل وما المبشرات يا رسول الله قال الرؤيا الصالحة

«Завершилось пророчество и остались благие увещевания. Его спросили: «Что такое благие увещевания, о, Посланник Аллаха? Он, мир Ему, ответил: «Благой сон»». Передал Аль-Бухарий в книге «Ат-Та’бир».

В другой передаче хадиса сказано:

«Видит его (сон) верующий мусульманин или видят его (мусульманина)».

К благим снам причисляют видение Пророков, мир Им, ангелов, радостные известия от них, а также видение себя в Раю или в числе спасшихся в День Суда.

Сказано в Суре «Юнус», аят 64:

لَهُمُ الْبُشْرَى فِي الْحَياةِ الدُّنْيَا وَفِي الآخِرَةِ

Им предназначена радостная весть в этом мире и в Последней жизни. «

Некоторые ученые-толкователи, комментируя этот аят, говорили, что речь идет о видении во сне Пророка, мир Ему. Видение во сне Пророка, мир Ему, — знак, что человек покинет эту жизнь с верой в сердце.

Человек может видеть обычные, ясные и понятные сны, как, например, утреннюю зарю. Что касается подробностей и деталей, которые может увидеть человек, их могут растолковывать только избранные люди: Пророки и некоторые аулия` (святые), которых Аллах наделил даром толковать.

Сны Пророков, мир Им, — это Откровение от Аллаха.

Например, в Куране передается об истории Пророка Ибрахима, который увидел во сне, что он приносит в жертву своего сына.

Также известна история о Пророке Юсуфе, переданная в Куране. Он увидел во сне солнце, луну и одиннадцать звезд, совершающих суджуд (земной поклон). Через некоторые время стало известно толкование этого сна: его родители и братья сделали ему наземный поклон в качестве приветствия.

По этому поводу сказано в Суре «Юсуф» (аят 100), о том, что Пророк Юсуф, мир Ему, сказал:

وَقَالَ يَا أَبَتِ هَذَا تَأْوِيلُ رُؤْيَايَ مِن قَبْلُ قَدْ جَعَلَهَا رَبِّي حَقًّا

«О, отец мой! Это является толкованием того сна, который я увидел. Аллах хотел, чтобы это было истиной»

Известно, что Пророк, (мир Ему и благословение Аллаха), толковал некоторые свои сны и сны сподвижников.

Так, передал аль-Бухарий, что Пророк, мир Ему, сказал:

بينا أنا نائم أتيت بقدح لبن فشربت منه حتى إني لأرى الري يخرج من أظفاري ثم أعطيت فضلي ‏ ‏يعني ‏ ‏عمر ‏ ‏قالوا فما أولته يا رسول الله قال العلم‏

«Однажды во сне мне принесли сосуд с молоком. Я пил из него, пока не увидел, что жидкость начала выливаться из-под ногтей. Затем оставшееся я отдал ‘Умару». Пророка, мир Ему и благословение Аллаха, спросили: «О, Посланник Аллаха! Какое толкование этого сна?» Он, мир Ему и благословение Аллаха, ответил: «Это – знание».

Также имам аль-Бухарий передал хадис, в котором Пророк, мир Ему и благословение Аллаха, толковал сон Его сподвижника Абдуллаха ибн Саляма.

Толкователи снов из числа святых могут делать это благодаря дару от Создателя. Этот дар не приобретается путем получения знаний от учителя к ученику, в медресе и т.п., поэтому не каждый святой способен толковать. Это особое знание, данное Аллахом тем аулия`, которым он хотел его дать.

Сказано в Куране (Сура «Аль-Бакара», аят 282):

وَاتَّقُواْ اللهَ وَيُعَلِّمُكُمُ اللهُ وَاللهُ بِكُلِّ شَىْءٍ عَلِيمٌ

«Будьте богобоязненными. Аллах даст вам особое знание. Воистину, Аллах Всевышний обо всем знает»

То есть, если человек будет богобоязненным, возможно Аллах даст ему способность толковать сны.

Основа богобоязненности – религиозные знания, выполнение всех обязанностей, возложенных Аллахом, призыв к добру и запрет выполнения грехов.

Поэтому человек не должен обращаться к кому-либо с просьбой толковать сон, если тот не обладает вышеуказанными качествами.

Также не следует истолковывать свои сны самим, ссылаясь на прочитанное в книгах, которые принято называть «Сонниками». Толкование – дар только Пророков и некоторых святых, но не всех подряд.

Существуют книги о толкованиях снов, написанные такими большими учеными, как Ибн Сирин, др. Их можно читать, но при этом помнить, что несмотря на то, что примеры толкований, указанных в этих книгах, написаны учеными, это не означает, что они подходят всем без исключения людям.

Бывает такое, что люди видят одно и то же во сне, но значения этих снов для них различны. Смысл некоторых снов может открыться человеку через время.

Видение во сне Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение Аллаха

Сон, в котором человек увидел Пророка, мир Ему и благословение Аллаха, — знак, указывающий на то, что такой человек уйдет из жизни, будучи верующим. При этом такой сон не связан с каким-то определенным состоянием человека. Его может увидеть грешник или, например, ребенок.

Согласно мнению одной части теологов для абсолютного утверждения, что человек увидел во сне Пророка, мир Ему и благословение Аллаха, он должен увидеть Посланника, мир Ему и благословение Аллаха, в Его истинном облике, то есть так, чтобы Он соответствовал описанию, которое известно из Его жизни:

Читайте также:  С какого расстояния нужно проверять зрение

Пророк, мир Ему и благословение Аллаха, был среднего роста, у Него была светлая кожа, черные глаза и волосы, широкий лоб.

Другие ученые не посчитали это условием, поэтому согласно их мнению даже если спящий увидел Пророка, мир Ему и благословение Аллаха, ребенком или в образе знакомого человека, а сердцем почувствовал, что это Пророк, мир Ему и благословение Аллаха, — считается, что он увидел Посланника, мир Ему.

Второго мнения придерживались многие алимы, ссылаясь на хадис Пророка, мир Ему:

من رءاني في المنام فقد رءاني فان الشيطان لا يتمثل بي

«Тот, кто увидел меня во сне – увидел меня. Воистину, шайтан не принимает мой образ»

Важно знать, что Пророк, мир Ему, не может сказать или сделать во сне то, что запрещено шариатом в действительности.

Поэтому тот, кто утверждает, что видел Пророка, мир Ему, который во сне сообщил или повелел ему что-то противоречащее шариату, такой человек либо не понял о чем говорил Пророк, мир Ему, либо сознательно лжет.

Кроме того, в жизни верующему необходимо основываться на законах шариата, а не на сновидениях. Например, если человек утверждает, что видел во сне Пророка, мир Ему, который сказал ему, что завтра Рамадан, он не может опираться на сон. Он должен наблюдать за луной, как этому учит шариат. То же касается и религиозного заключения. Оно не может быть дано, опираясь на увиденное во сне.

Запрещено рассказывать то, чего не видел во сне

Передано имамом Аль-Бухарий от ибн ‘Аббаса, что Пророк, мир Ему, сказал:

من تحلم بحلم لم يره كلف أن يعقد بين شعرتين ولن يفعل

«Тот, кто лгал, что видел какой-либо сон, а он не видел этого, будет завязывать узел из двух волос и не сможет сделать это…»

Сказал ибн Аби Джамрах, толкуя этот хадис сказал: «Этот хадис означает, что такой человек будет мучиться от наказания долго, подобно тому человеку, который пытается завязать узел из двух волос. Он будет делать это длительное время, но сделать не сможет…».

Некоторые люди совершают грех, когда утверждают, что видели во сне Пророка, мир Ему и благословение Аллаха, хотя на самом деле этого не было. Тем самым они преследуют разные цели. Так, встречаются такие люди, которые говорят другим: «Сегодня ночью я видел Пророка, мир Ему и благословение Аллаха, который повелел мне жениться на твой дочери». Такая ложь, приписываемая Пророку, мир Ему и благословение Аллаха, — грех, за который человека ожидает большие наказания.

Пророк, мир Ему и благословение Аллаха, сказал:

إن كذبا علي ليس ككذب على أحد من كذب علي متعمدا فليتبوأ مقعده من النار

«Воистину, обман со ссылкой на меня несравним с обманом со ссылкой на кого-либо другого. Тот, кто обманывал, ссылаясь на меня, – уготовил себе место в аду»

Что делать, чтобы видеть хорошие сны?

Для того, чтобы увидеть хорошие сны, необходимо много читать зикр (восхваления Аллаха); восхвалять Пророка, мир Ему и благословение Аллаха; ложась спать, иметь омовение и читать последние суры Курана. Тот, кто увидел хороший сон, пусть расскажет о нем тому, кого любит, а тот, кто увидел плохой сон, пусть просит у Аллаха защиты.

Пророк, мир Ему, говорил:

فَمَنْ رَأَى شَيْئًا يَكْرَهُ فَلْيَنْفُثُ عَنْ شِمَالِهِ ثَلاثًا وَلْيَتَعَوَّذُ بِاللهِ مِنَ الشَّيْطَانِ فَإِنَّهَا لا تَضُرُّهُ

«Если кто-нибудь увидит во сне неприятное, пусть трижды сплюнет (без слюны) через левое плечо и скажет: «А‘узу билляhи минаш-шайтанир-раджим», тем самым он оградит себя от шайтана. После этого увиденное не навредит».

Вещие сны с точки зрения ислама

Есть ли связь между сном и судьбой человека? Что может означать, когда человек видит во сне то, что потом случается с ним наяву?

Сон это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Однако, несмотря на то, что это явление сопровождает человечество с самого его зарождения, до сих пор остается малоизученной областью.

Сны бывают разные. Среди них есть и те, которые в последующем становятся явью. Это явление может случиться с каждым человеком, и нужно отметить, что в этом нет ничего необычного. Возможно, у кого-то это случается чуть чаще, чем у остальных, у кого-то меньше.

Подобные сны являются одним из свидетельств существования предопределения, вера в которое по Исламу является одним из условий веры человека.

В некоторых случаях подобные сны могут быть предупреждением, предостережением для человека, а в некоторых случаях наоборот радостной вестью.

Всевышний Аллах передает людям подобные сообщения через своих ангелов, которые ведают о Ляухе Махфузе, то есть о том, что будет и что предстоит. Ангелы же передают по повелению Аллаха предписанную информацию человеку.

И, опять же, в зависимости от его повеления, оно будет носить либо предупреждающий либо поощряющий характер действий человека. Однако Иблис тоже не дремлет, и всячески пытается вторгнуться в нашу жизнь. Причем, не только, когда мы бодрствуем, но и когда спим, пытаясь исказить смысл сновидений или же возбуждая в нашей душе сомнения.

Поэтому, в любом случае полагаясь на Всесильного Аллаха, просите защиты и только благое у Него.

Вещие сны с точки зрения ислама

1. Правдивые сновидения, которые являются частью пророчества, как передается от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Правдивые сновидения являются одной из сорока семи частей пророчества». ( ал-Бухари 6472 и Муслим 4201).

2. Сновидения, ознаменовавшие начало Откровений. (ал-Бухари, 3 и Муслим, 231).

3. Правдивость сновидения связана с искренностью того, кто видит этот сон. Самые правдивые сновидения видят самые правдивые в своих речах. (Муслим, 4200).

4. К концу Времени почти все сновидения будут правдивыми, как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. «Это будет по причине отдаленности времени пророчества и её влияния. Взамен верующим будет дарованы сновидения, содержащие благие вести, или которые помогут им быть терпеливыми и стойкими в вере» (аль-Бухари, 6499 и Муслим, 4200). То же самое относится и к чудесам (карама), которые появились после эпохи сподвижников. Эти чудеса не происходили в их время, потому что они не нуждались в них, т.к. обладали сильной верой. Последующие поколения нуждались в чудесах, потому что их вера была слаба.

5. Сновидения бывают трех видов: рахмани (от Аллаха), нафси (из подсознания человека) и шайтани (от шайтана). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сны бывают трёх видов: сны от Аллаха, горестные сны от шайтана и сны, связанные с тем, что человек думает, когда он бодрствует, а затем видит это во сне» (аль-Бухари, 6499 и Муслим 4200).

6. Пророческие сны – Откровения. Эти сны защищены от влияния шайтана, по единогласному мнению Уммы. Именно поэтому пророк Ибрахим беспрекословно отправился выполнять полученное во сне повеление Аллаха принести в жертву своего сына, мир им обоим.

7. Что касается сновидений обычных людей (не пророков), они должны рассматриваться через призму ясных Откровений, если они соответствуют им. В противном случае, ничего не нужно предпринимать. Это очень опасные вопросы, которые стали причиной заблуждения многих еретиков из числа суфистов и прочих сект.

8. Тот, кто хочет видеть правдивые сны, должен говорить только правду, есть дозволенную пищу, придерживаться заповедей Шариата, остерегаться того, что запретили Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует. А так же ложиться спать в состоянии полной чистоты, обратившись в сторону Каабы и поминать Аллаха до тех пор, пока его не одолеет сон. Если будут выполнены все эти действия, то его сны едва ли будут ложными.

9. Самыми правдивыми являются сны, увиденные перед самым рассветом (сухур), потому что это время, когда Аллах спускается на нижнее небо, и когда милость и прощение близки, как никогда. Это так же время, когда шайтаны уходят на покой, противоположностью чего является начало ночи, когда распространяются шайтаны и дьявольские души. См. Мадаридж ас-Саликин (1/50-52).

10. Все сны можно разделить на две категории:

а. Вещие сны. Это – сны пророков и праведников, которые следуют им. В редких случаях вещие сны видят другие люди (например, правдивый сон царя кафиров, который растолковал для него пророк Юсуф, мир ему). Вещими являются сны, которые в точности сбываются в реальности.

б. Несвязные сны, которые ни о чём не говорят. Они бывают разных типов:

Первый: Игра шайтана, чтобы напустить на человека печаль и тоску. Например, когда человеку снится, что ему отрубили голову, и он бросился за ней. Или, что его обуял страх, от которого он не может избавиться, и подобные бессмысленные сновидения.

Второй: Сны о том, что некоторые ангелы велят ему совершить запретное или другие подобные вещи, противоречащие здравому смыслу.

Третий: Человеку снится то, что случилось с ним в реальности, или то, чего он желал. Так же он видит во сне то, что обычно происходит с ним во время бодрствования, или то, что соответствует его превалирующему настроению. В большинстве случаев эти сны говорят о будущем, во многих случаях – о настоящем, и редко – о прошлом. См. «Фатхь ал-Бари» (12/352-354).

11. Передаётся от Абу Са’ида ал-Худри – да будет доволен им Аллах, – что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас увидит сон, который ему понравится, то, поистине, это от Аллаха. Так пусть он воздаст за этот сон хвалу Аллаху и расскажет его другим. Если же ему приснится нечто другое, что ему не понравится, то, поистине, это от шайтана. Так пусть он прибегает к Аллаху от зла шайтана и не рассказывает этот сон никому, и тогда он не повредит ему». Хадис передали ал-Бухари (6584) и Муслим (5862).

Передаётся от Абу Къатады, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Хорошие сны от Аллаха, а плохие – от шайтана. Кто увидит то, что ему не понравилось, пусть сплюнет налево три раза и прибегает к Аллаху от шайтана, и тогда это не повредит ему». Хадис передали ал-Бухари (6594) и Муслим (5862).

От Джабира – да будет доволен им Аллах – передаётся, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-либо из вас увидит сон, который ему не понравится, пусть сплюнет налево три раза, прибегает к Аллаху от шайтана три раза и повернётся на другой бок». Хадис передал Муслим (5864).

Ибн Хьаджар сказал: Подводя итог сказанному о хороших снах, можно упомянуть три вещи:

а. Человек должен воздать хвалу Аллаху за этот сон.
б. Он должен возрадоваться за этот сон.
в. Он должен рассказать о нём тому, кого он любит, но не тому, к кому он чувствует неприязнь.

Подводя итог сказанному о плохих снах, можно упомянуть четыре вещи:

а. Человек должен прибегнуть к Аллаху от зла этого сна.
б. Он должен искать убежища у Аллаха от зла шайтана.
в. Он должен сплюнуть налево три раза, когда проснётся.
г. Он никому не должен рассказывать этот сон.

У ал-Бухари в главе «Оковы во сне» приводится хадис от Абу Хурайры, где говорится о пятой вещи. Текст хадиса таков: «Если кто-нибудь из вас увидит то, что ему не понравится, пусть не рассказывает об этом никому, и пусть встанет и совершит молитву». Имам Муслим привёл его в своём «Сахихе» как хадис-мавсуль (хадис с непрерывным иснадом).

Муслим добавил шестую вещь: повернуться на другой бок…

В итоге мы имеем шесть вещей: первые четыре; молитва, например, в два раката; изменение позы, например, лечь на спину. (См. «Фатхь ал-Бари», 12/370)

12. Согласно хадису, который приводит ат-Тирмизи от Абу Разина: «И пусть не рассказывает свой сон никому, кроме как очень близкому другу или мудрому человеку». Согласно другому сообщению: «И пусть не рассказывает никому, кроме как мудрому или другу». В другом сообщении говорится: «И пусть не рассказывает свой сон никому, кроме как ученому или искреннему советчику». Ал-Къады Абу Бакр б. ал-‘Араби сказал: «Ученый даст ему хорошее толкование, на которое он способен, а искренний советчик направит его к тому, что принесет ему пользу, и поможет ему. Что касается мудрого человека, то он знает его толкование и сообщит ему только то, что поддержит его, или промолчит. Что касается друга, то если он знает хорошее, то скажет ему, а если не знает или сомневается, то промолчит». См. «Фатх ал-Бари» (12/369).

13. Имам ал-Багави сказал: «Толкование снов подразделяется на категории. Сны могут быть истолкованы в свете Корана и Сунны, или согласно пословицам, известным среди людей, а так же именами, метафорами и понятиями противоположностей». Конец цитаты из «Шарх ас-Сунна» (12/220).

Он, да смилостивится над ним Аллах, привел некоторые примеры:

— Толкование снов в свете Корана: верёвка означает союз, потому что Всевышний сказал: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе» (Коран, 3:103).

— Толкование снов в свете Сунны: ворона олицетворяет нечестивца (фасикъ), потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал её так.

— Толкование снов согласно пословицам: копание ямы означает коварство, как говорится у людей: «Тот, кто копает яму (другому), попадёт в неё сам».

— Толкование снов с помощью имён: видение во сне человека по имени Рашид (ар.: благоразумный), означает благоразумие.

— Толкование снов понятиями противоположностей: страх означает безопасность, потому что Всевышний сказал: «…и (Он непременно) сменит их страх на безопасность» (Коран, 24:55).

14. Что касается книги Ибн Сирина «Толкование снов», то многие из исследователей сомневаются, что эта книга принадлежит Ибн Сирину. Поэтому, нет уверенности в том, что данная книга принадлежит перу этого великого учёного. А Аллах знает лучше.

Шейх Мухаммад Салих ал-Мунаджид

Люди любят проникать в вопросы сокровенного, будь то из прошлого или будущего. Отрицать это явление равносильно отрицанию действительности. Серьёзность или обратное этого феномена зависят от близости людей к свету пророчества и истинной религии, которая твёрдо управляет этим вопросом, о котором Аллах говорит: «Он один – Ведающий Невидимое, и Он не открывает Своего Сокровенного никому, кроме Посланника (из человечества), которого Он избрал». аль-Джин 72:26-27.

В таком случае неудивительно, что в эту современную эпоху мы видим тех, кто вторгается в вопросы невидимого, и наблюдаем, что много неразумных людей хотели бы знать его или посредством суеверных методик или путём догадок, хотя им всё время читаются аяты Аллаха. Аллах говорит: «Скажи (о Мухаммад): «Никто на небесах и на земле не ведает Сокровенное, кроме Аллаха, не могут они и постичь, когда им предстоит быть воскрешёнными»». ан-Намль 27:65.

Читайте также:  Данная операция неправильно сформирована с точки зрения вашего банка

Этим людям также читаются высказывания Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о Невидимом. Среди этих изречений: «Существует пять вещей, которые не знает никто, кроме Аллаха: «Поистине, у Аллаха знание о Часе, Он ниспосылает дождь и знает то, что находится в утробах. Ни один человек не знает, что он приобретёт завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрёт. Аллаах – Всё Знающий, Всё Ведающий». (Лук\’маан 31:34). Ат-Тирмизи.

Поэтому не следует вторгаться в дела Сокровенного, кроме как в свете Корана и Сунны. Всё, что помимо этого, – всего лишь догадки, если не иллюзии. Ислам в самой его сути – это религия, которая ликвидирует все религиозные предрассудки. Поэтому вера в Невидимое не должна расцениваться как вера в фантазии.Однако есть некоторые люди, которые, хотя, и находятся в безопасности от этого суеверия, впадают в другое зло, посредством которого они воспринимают свои сны как имеющие сильную связь со своим будущим, и вы видите их счастливыми или печальными из-за обыкновенных снов. Это явление свойственно не только простым людям, но сны повлияли и на многих великих мужей, и много наций были поглощены влиянием своих снов. Сон Пророка Юсуфа и царь Египта не безызвестны нам. В обоих снах были благие новости и, в то же время, предупреждение.

Сны обладали важностью в жизни людей до и после появления Ислама, но по мнению учёных и образованных людей та важность может разниться в результате различий в авторитетных источниках. Философы отрицают сны и приписывают их физическим предрасположенностям, которые только отражают то, что находится в уме видящего сон. У некоторых психологов тоже подобное представление, так как они считают сны сочетанием настроений, которое оседает в памяти человека и которое порождается сном.

В Исламе мусульманские учёные следовали путём Пророчества в соответствии с тем, что упоминается в Коране и Сунне. Они полагают, что хорошие и правдивые сны – истинные от Аллааха. Некоторые из них несут благие новости, а некоторые несут предупреждения. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пророчество ушло, но вестники остаются». Сподвижники сказали: «Что такое вестники?» Он ответил: «Хорошие сны, которые видит человек, или которые видятся для него».

Возвещающими тут могут быть вестники благих новостей или плохих новостей, ибо Аллах говорит: «И дай им вести о тягостном мучении».

Многие люди были доведены до дистресса в результате духовного вакуума и удалённости от Аллаха и отсутствия веры в Его предопределение – что быть только тому, что Он желает, и что никогда не быть тому, что Он не желает. Многие зависели от снов и видений в отношении, которое противоречит пути наших праведных предшественников. Вопрос снов стал настолько широко распространён среди людей, что они редко говорят о других вещах, и этот предмет доминирует даже на спутниковых каналах и в исламских фатвах до такой степени, что вопросов, имеющих отношение к снам, в два раза больше таковых из других областей религии. Всё это – результат безудержно растущей неосведомлённости о правильной позиции, которую мусульманин должен занимать в отношении снов, несмотря на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставил нас на Прямом Пути. Дело дошло до такой степени, что, если кто-то из нас видит сон, он встревожен и не успокоится, пока он не найдёт того, кто истолкует сон для него. Если бы каждый из нас придерживался руководства Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мы не вовлекли бы себя в это плачевное положение.

Не всё, что человек видит в своём сне, может растолковываться, так как сны бывают трёх видов, как объяснил Посланник Аллааха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он сказал: «Сны бывают трёх типов: Устрашения от Шайтаана, которыми он вызывает у человека печаль. То, чем человек озабочен в состоянии бодрствования и видит в его снах. Сон, который является одной из 46 частей пророчества».

Аль-Багави сказал: «Этот хадиис объясняет, что не всё то, что человек видит в своём сне, может быть верным, хотя это и может толковаться. Истинный сон – тот, который приходит от Аллаха, а всё, что помимо этого, – всего лишь сбивающие с толку сны, у которых нет толкования. В числе таких запутывающих снов тот, который сообщили от арабского бедуина, рассказавшего Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, что он видел во сне, что его голову отсекли, и она откатилась, и что это серьёзно взволновало его. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Не говори слугам Шайтана забавляться с тобой в твоём сне».»

Всё, что помимо этих снов, – что касается установления исламского управления в отношении халяла, харама, актов поклонения или определения Лайлатуль Кадр, как тот сон, показанный Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и который его заставили забыть, или те, на которых базируются факторы, касающиеся прав людей, или те, которые вызывают предубеждение, или те, которые подвергают сомнению непорочность людей или намерений – всё, что является приводящими в замешательство снами, следует полностью игнорировать, согласно мнению большинства учёных как аш-Шатиби, ан-Навави, Ибн Таймийя, Ибн аль-Каййим и др.

Аш-Шатиби рассказал в своей книге «аль-Итисам», что, когда Халифа аль-Махдии хотел убить Шариика бин Абдиллах аль-Кадии, Шариик спросил его: «О властитель верующих! Почему ты хочешь убить меня, тогда как тебе запрещено убивать невинную душу?\» Аль-Махди ответил: «Потому что я видел во сне, что обратился к тебе, но ты повернулся ко мне спиной. Поэтому я спросил толкователя снов, и он сказал: «Этот человек приходит в твой суд, но втайне не согласен с тобой». Тогда Шариик сказал: «О повелитель верующих! Твой сон – не сон Пророка Юсуфа, сына Пророка Йакуба, и кровь мусульман не должна проливаться из-за простых снов.\» Тогда аль-Махдии опустил свою голову и дал сигнал, что я должен уйти».

Ибн Асакир также сообщил в своей книге, что некто видел Иаама аш-Шафии в своём сне, и что тот сказал ему: «Юнус бин Абдил Аля солгал обо мне в хадисе, который не был частью моего хадиса, и я не сообщал его». Ибн Касир, давая комментарий к этому сну, сказал: «Юнус бин Абдил Аля – один из самых заслуживающих доверия людей. Не должно умалять его авторитет из-за простых снов».

Аз-Захаби сообщил от аль-Маруджи, что тот сказал: «Я привёл Ибрахима аль-Хусари к Ахмаду бин Ханбалю, и он был праведным человеком. Ибрахим сказал Ахмаду: «Я видел сон о тебе, который такой-то и такой-то», и он упомянул Рай. Тогда Имам Ахмад сказал ему: «Брат мой, люди имели обыкновение говорить такие вещи Сахлю бин Саляма, пока он не вышел и не пролил невинную кровь». Имам Ахмад также сказал: «Хорошие сны радуют верующего, но не вводят его в заблуждение».

Много сказав об излишествах людей в вопросах, касающихся снов, акт справедливости говорить о тех, кто растолковывает сны, поскольку они берут на себя огромную ответственность по отношению к видящим сны. Толкователь снов должен быть сведущим в этой области и должен знать пользу и вред этого. Он не должен становиться муфтием снов, особенно на экранах телевидения и в местах для встреч.

Толкование снов и издание фатв – собратья. Ибн аль-Кайим сказал: «Муфтий, толкователь снов и врач одинаковы в этом, они имеют доступ к тайнам людей, чего нет у других. Поэтому они должны утаивать то, что не должно быть раскрыто».

Далее, толкователи никогда не должны спешить в выводах, когда объясняют сны. Они должны учитывать опасность этого, так же как и искушение и бахвальство этим, которые это может вызвать. Они должны также принимать во внимание, что их ситуация является более критической, нежели положение муфтиев и учёных.

Ибн Абдил Барр передал, что Хишам бин Хассан сообщил: «Ибн Сирина спрашивали о сотнях снов, и он ничего не объяснял, прежде чем сказав: «Бойтесь Аллаха в своём бодрствовании, ибо то, что вы видите в свойм сне, никогда не навредит вам». А когда он растолковывал, он говорил: «Я растолковываю только из предположений, а предположения могут быть верны или неверны». Если это – высказывание лидера толкователей снов его эпохи и более поздних поколений, что же тогда говорить о тех, кто пришёл после него.

Толкователи должны понимать, что толкование снов на телеэкранах опасно в свете следующих факторов:

Неумеренная откровенность в толковании снов – это своего рода искушение, в особенности когда он говорит о вопросах Невидимого, которые ведомы только Аллаху.

Его способность знать действительное состояние увидевшого сон. Двое мужчин пришли к Ибн Сирину, и каждый из них рассказал, что видел себя во сне совершающим азан, и спросил его о значения этого сна. Для праведного человека из двух Ибн Сирин растолковал его, что тот совершит Хадж, а для другого человека, который не был праведен, что тот украдёт.

Отсутствие понимания у людей методики толкователя, что может легко привести к тому, что его обвинят в ворожбе, догадке или предсказании будущего.

Что предотвращению вреда нужно давать предпочтение перед получением выгоды.

Что касается аргумента некоторых людей, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел обыкновение спрашивать его сподвижников после Фаджра: «Кто из вас видел сон?», на это можно ответить в свете следующих моментов:

Что это – Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и что его толкование является правдой и совершенно.

Его толкования имели место в мечети в присутствии ряда сподвижников-мусульман, которых было намного меньше миллионов, смотрящих это по телевизионным каналам в наши дни.

Не установлено, чтобы кто-либо из сподвижников или их преемников делали это в мечети, как это обычно делал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, даже Абу Бакр ас-Сиддик, которого Пророк засвидетельствовал за его знание толкования снов, никогда так не делал.

Поэтому бойтесь Аллаха и будьте покорны Ему в глубине души и на людях, с тем чтобы вы преуспели.

По материалам хутбы шейха Сауда аш-Шурейма, Мекка

Некоторые люди могут увидеть Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во сне. Шайтан не может принять образ Пророка, но он может принять любой другой облик и утверждать, что он Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

Передается, что Абу Хурайра сказал: Я слышал как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Кто увидел меня во сне, тот увидит меня наяву. Шайтан не может принять мой облик». Хадис передали Бухари (6592) и Муслим (2266).

Аль-Бухари добавил: Сказал Ибн Сирин: «Кто увидел его в его истинном образе». В версии Ахмада (3400) говорится: «Поистине шайтан не может уподобиться мне».

Аль-Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Мы передали его (хадис) с полным иснадом от Исмаила бин Исхакъа аль-Къады, от Сулеймана бин Харб, который был одним из учителей аль-Бухари, от Хаммада бин Зейда, от Айуба, который сказал: Когда Мухаммаду (имеется ввиду Ибн Сирин) кто-то рассказывал, что видел во сне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он говорил: «Опиши мне того, кого ты видел». Если ему давали описание, которое он не знал (т.е. не соответствовало описанию Пророка, да благословит его Аллах и приветствует), он говорил: «Ты не видел его». Его иснад достоверный, и я нашел ещё одно сообщение, которое подтверждает его. Передал аль-Хаким через Асима бин Кулейба, который сказал: Мой отец сказал мне: «Я сказал Ибн Аббасу, что я видел во сне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Он сказал: «Опиши его мне». Я упомянул ему Хасана бин Али и сказал, что он был похож на него, на что Ибн Аббас сказал: «Ты действительно видел его»». Его иснад хороший (джайид)». Фатх аль-Бари (12/383-384)

А тот, кто говорит, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, может появиться во сне в любой форме, ссылается на сообщение, которое передал Ибн Аби Асим от Абу Хурейры, что он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто увидел меня во сне, тот видел именно меня. Поистине, меня можно увидеть в любом образе»». Это слабый (да’иф) хадис.

Аль-Хафиз Ибн Хаджар сказал: «В его иснаде присутствует Салих, вольноотпущенник Тавъама, а он слабый (да’иф), рассудок которого помутнел (от старости), и этот хадис передал тот, кто услышал его после того, как его разум помутнел». Фатх аль-Бари (12/384).

Во-вторых, то, что было сказано в вопросе насчет видения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как молодого человека или ребенка – такое возможно, но в соответствии с приведенными выше условиями, т.е. он должен выглядеть так, как выглядел бы в этом возрасте.

Аль-Хафиз Ибн Хаджар сказал: Слова «(шайтан) не может» указывают, что хотя Всевышний Аллах наделил его способностью принимать любую форму, которую пожелает, Он не дал ему возможность принимать облик Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Это мнение группы ученых, которые сказали о хадисе: «Это относится к тому, кто увидел его таким, каким он действительно выглядел».

Некоторые из них (ученых) были категоричны до такой степени, что сказали: «Он должен видеть его таким, каким он выглядел, когда умер. Поэтому, он должен еще принять во внимание количество его седых волос, которых было не больше двадцати».

Правильное мнение: Его можно увидеть в любом состоянии или возрасте, при условии, что увиденный образ соответствует тому, как он выглядел в это время, было ли это время его юности, зрелости или старости, или любое другое время его жизни. Фатх аль-Бари (12/386)

В-третьих: Принимая во внимание вышесказанное, возможно, что шайтан придет к человеку во сне и будет утверждать, что он Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, если он пришел в образе, отличающемся от настоящего образа Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на всех этапах его жизни.

Что касается голоса, подобного голосу из старых времён, или очень красивых мужчин, или того, кто сказал: «Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует!», — всё это не имеет отношения к видению Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в его истинном облике.

Источники:
  • http://gadalkindom.ru/sonnik/musulmanskij-sonnik-po-koranu.html
  • http://www.ansar.ru/rightway/son-s-tochki-zreniya-islama
  • http://islam.ru/content/veroeshenie/43430
  • http://minbar.kz/islam/blog/id/1820.html
  • http://islam.kz/ru/articles/raznoe/sny-i-ih-tolkovaniya-s-tochki-zreniya-islama-348/
  • http://islam-today.ru/veroucenie/vopros-otvet/stoit-li-verit-vesim-snam-s-tocki-zrenia-islama/
  • http://www.umma-42.ru/pages-320.html