Меню Рубрики

Точки зрения на изменение и развитие общества

  • Общество
  • Понятие и признаки общества
  • Сферы жизни общества
  • Общество как социальная система
  • Цивилизационный и формационный подходы
  • Типология общества
  • Типы обществ
  • Правовое государство
  • Гражданское общество

Социальные изменения общества

Согласно наиболее общему определению под социальными изменениями понимается переход социальных систем, их элементов и структур, связей и взаимодействий из одного состояния в другое. Наиболее важными факторами социальных изменений выступают:

  • изменения среды обитания;
  • динамика численности и структуры народонаселения;
  • напряженность и конфликты из-за ресурсов или ценностей;
  • открытия и изобретения;
  • перенос или проникновение культурных образцов других культур.

По своему характеру и степени влияния на общество социальные изменения подразделяются на эволюционные и революционные. Под эволюционными понимаются постепенные, плавные, частичные изменения общества, которые могут охватывать все сферы жизни — экономическую, политическую, социальную, духовно-культурную. Эволюционные изменения нередко принимают форму социальных реформ, которые предполагают проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни.

Эволюционные концепции объясняют социальные изменения в обществе эндогенными или экзогенными причинами. Согласно первой точке зрения происходящие в обществе процессы рассматриваются по аналогии с биологическими организациями.

Экзогенный подход представлен в первую очередь теорией диффузии. т.е. «просачиванием» культурных образцов из одного общества в другое, что становится возможным благодаря проникновению внешних влияний (завоевания, торговли, миграции, колонизации, подражания и др.). Любая из культур в обществе испытывает на себе влияние других культур, в том числе и культур завоеванных народов. Этот встречный процесс взаимовлияния и взаимопроникновения культур называется в социологии аккультурацией.

Под революционными понимаются относительно быстрые (по сравнению с социальной эволюцией), всесторонние, коренные изменения общества. Революционные преобразования носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Следует отметить, что отношение к социальной революции социологии и других общественных наук неоднозначно. Например, марксисты рассматривали революцию как закономерное и прогрессивное явление в истории человечества, считая ее «локомотивом истории», «высшим актом политики», «праздником угнетенных и эксплуатируемых» и т.д.

Среди немарксистских теорий необходимо выделить теорию социальной революции П. Сорокина. По его мнению, ущерб, наносимый обществу революциями, всегда оказывается большим, чем вероятная польза, поскольку революция есть болезненный процесс, оборачивающийся тотальной социальной дезорганизацией. Согласно теории циркуляции элит Вильфредо Парето, революционную ситуацию создает деградация элит, которая находится у власти слишком долго и не обеспечивает нормальную циркуляцию — замену на новую элиту. Теория относительной депривации Теда lappa объясняет возникновение социальной напряженности в обществе разрывом между уровнем запросов людей и возможностями достижения желаемого, что приводит к появлению социальных движении. И наконец, теория модернизации рассматривает революцию как кризис, возникающий в случае, когда процессы политической и культурной модернизации общества осуществляются в разных сферах жизнедеятельности неравномерно.

В последние годы социологи все больше внимания уделяют циклическим социальным изменениям. Циклами называют определенную совокупность явлений, процессов, последовательность которых представляет собой кругооборот в течение какого-либо промежутка времени. Конечная фаза цикла как бы повторяет первоначальную, только в других условиях и на другом уровне.

Среди циклических процессов выделяют изменения по типу маятника, волновые движения и спиралевидные. Первые считаются наиболее простой формой циклических изменений. Примером может служить периодическая смена у власти консерваторов и либералов в некоторых европейских странах. В качестве примера волновых процессов можно привести цикл техногенных инноваций, который достигает своего волнового пика, а затем идет на убыль, как бы затухает. Самым сложным из циклических социальных изменений является спиралевидный тип, поскольку предполагает изменение по формуле: «повторение старого на качественно новом уровне» и характеризует социальную преемственность различных поколений.

Помимо циклических изменений, происходящих в рамках одной социальной системы, социологи и культурологи выделяют циклические процессы, охватывающие целые культуры и цивилизации. Одной из таких наиболее цельных теорий жизни общества является циклическая теория, созданная российским социологом Н.Я. Данилевским. Все культуры мира он подразделял на «неисторические», т.е. не способные быть подлинными субъектами исторического процесса, создавать «самобытную цивилизацию», и «исторические», т.е. создающие особые, своеобразные культурно-исторические типы.

В своем классическом труде «Россия и Европа» Данилевский, используя исторический и цивилизационныи подходы к анализу общественной жизни, выделил 13 культурно-исторических типов общества: египетский, китайский, индийский, греческий, римский, мусульманский, европейский, славянский и др. Основу выделения «самобытных цивилизаций» составляет своеобразное сочетание в них четырех главных элементов: религии, культуры, политического и общественно-экономического устройства. При этом каждая из названных цивилизаций проходит в своем развитии четыре основные фазы, которые, условно говоря, можно назвать зарождением, становлением, расцветом и упадком.

Аналогично рассуждал немецкий социолог Освальд Шпенглер. который в работе «Закат Европы» выделил в истории человечества восемь специфических культур: египетская, вавилонская, индийская, китайская, греко-римская, арабская, западноевропейская, майя и зарождающаяся русско-сибирская. В его понимании цикл жизни каждой культуры проходит два этапа: восходящая («культура») и нисходящая («цивилизация») ветви развития общества.

Позднее его английский последователь Арнольд Тойнби в своей книге «Постижение истории» несколько модернизирован циклическую модель исторического процесса. В отличие от Шпенглера с его «лоскутным одеялом отдельных культур», Тойнби считает, что мировые религии (буддизм, христианство, ислам) объединяют в единый процесс развитие отдельных цивилизаций. Динамику исторического процесса он связывает с действием «закона вызова и ответа», согласно которому общество развивается благодаря тому, что способно адекватно отвечать на вызовы складывающихся исторических ситуаций. Тойнби выступает противником технического детерминизма и видит развитие общества в прогрессе культуры.

К циклическим теориям также относится социокультурная динамика П. Сорокина, в которой дается весьма пессимистический прогноз развития современного западного общества.

Еще одним примером циклических теорий является концепция «мир-экономики» И. Валлерстайна (р. 1930), согласно которой, в частности:

  • страны третьего мира не смогут повторить путь, пройденный государствами — лидерами современной экономики:
  • капиталистическая мир-экономика, зародившаяся около 1450 г.. в 1967-1973 гг. вступила в неизбежную завершающую фазу экономического цикла — фазу кризиса.

В настоящее время социологи подвергают критике представления об однолинейном характере социальных процессов, подчеркивая, что общество может изменяться самым неожиданным образом. И происходит это в случае, когда прежние механизмы уже не позволяют социальной системе восстановить свое равновесие, а инновационная активность масс не укладывается в рамки институциональных ограничений, и тогда общество оказывается перед выбором дальнейшего варианта своего развития. Такое разветвление или раздвоение, связанное с хаотичным состоянием общества, называется социальной бифуркацией, означающей непредсказуемость общественного развития.

В современной отечественной социологии все более утверждается точка зрения, согласно которой исторический процесс в целом и переход общества из одного состояния в другое в частности всегда предполагает многовариантность, альтернативность общественного развития.

Виды социальных измений общества

Социология выделяет социальные и культурные изменения, происходящие в современных обществах.

К социальным изменениям относятся сдвиги в социальной структуре:

  • возникновение новых социальных групп, слоев и классов;
  • уменьшение численности, места и роли «старых слоев» (например, колхозников);
  • изменения в области социальных связей (характер взаимоотношений и взаимодействий, отношений власти, лидерства в связи с возникновением многопартийности);
  • изменения в области телекоммуникаций (мобильная связь, Интернет);
  • изменения в активности граждан (например, в связи с признанием права частной собственности и свободы предпринимательства).

Особую группу изменений мы наблюдаем в политической области:

  • изменение роли представительного учреждения (Государственной думы) и правительства РФ;
  • формирование многопартийности и устранение от руководства страной единственной партии;
  • официальное признание Конституцией идеологического плюрализма.

К социальным изменениям относятся также культурные изменения. Среди них:

  • изменения в области материальных и нематериальных ценностей (идеи, верования, навыки, интеллектуальное производство);
  • изменения в области социальных норм — политических и правовых (возрождение древних традиций, обычаев, принятие нового законодательства);
  • изменения в области коммуникаций (создание новых терминов, словосочетаний и т. п.).

Социальное развитие общества

С проблематикой социальных изменений тесно связаны понятия «социальное развитие» и «социальный прогресс». Под социальным развитием понимается такое изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношении, институтов, норм и ценностей. Социальному развитию присущи три характерные черты:

  • необратимость, означающая постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен;
  • направленность — те линии, на которых совершается это накопление;
  • закономерность — не случайный, а необходимый процесс накопления таких перемен.

Социальный прогресс предполагает такую направленность социального развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным. В целом под социальным прогрессом понимается совершенствование социального устройства общества и улучшение условий жизни человека.

Процессом, противоположным прогрессу, является регресс, он означает возвращение к предшествующему уровню развития общества. Если прогресс рассматривается как глобальный процесс, характеризующий движение человечества на всем протяжении общественного развития, то регресс — процесс локальный, затрагивающий отдельное общество в исторически небольшом отрезке времени.

В социологии для определения прогрессивности того или иного общества обычно использовались два наиболее общих критерия:

  • уровень производительности труда и благосостояния населения;
  • степень свободы личности. Но в последнее время российские социологи все чаше высказывают точку зрения о необходимости критерия, который отражал бы духовно-нравственные, ценностно-мотивационные аспекты экономической и социально-политической деятельности людей. В результате сегодня в социологии выявился третий критерий социального прогресса — уровень нравственности в обществе, который может стать интегративным критерием социального прогресса.

Завершая данный вопрос, отметим, что современные теории прогресса обращают внимание на то, что для спасения цивилизации необходима человеческая революция в форме изменения отношения человека к себе и другим, становление культурного универсализма (Н. Бердяев, Э. Фромм, К. Ясперс и др.). Перспективы развития современной цивилизации будут позитивными только в том случае, если в центре внимания в XXI в. окажутся не машины, а люди. Перспективными могут быть признаны такие изменения, которые способствуют подлинной гармонии между личностью, обществом и природой.

Варианты развития общества. Прогресс

В обществе постоянно происходят изменения.

Социальные изменения – это переход общественных явлений и процессов из одного состояния в другое.

Мир меняется каждый день, поэтому и социальные изменения мы можем наблюдать ежедневно. Но иногда эти изменения становятся особенно значительными и оказывают сильное влияние на жизнь всего общества. Тогда мы говорим об общественном развитии .

Все происходящие изменения в обществе влияют на направление его развития: либо вперёд, либо назад. Можно выделить два основных пути развития общества – это прогресс и регресс . Если все предельно упростить, то прогресс – это движение вперед, улучшение, а регресс – движение назад, упадок.

Общественный прогресс − это переход от более низкого уровня развития к более высокому, а также от простых форм организации общественной жизни к более сложным.

Но как отличить более высокий уровень развития от более низкого? По этому вопросу существует множество разных мнений, но в качестве основных критериев прогресса обычно называют следующие:

1) уровень развития науки и техники

2) гуманистические критерии: наличие в обществе условий для свободного развития личности, осознание обществом ценности человеческой жизни.

С точки зрения гуманистических критериев, запрет на применение смертной казни является проявлением общественного прогресса.

Эти два критерия не всегда выполняются одновременно. Например, во времена Советского Союза наука развивалась успешно, но при этом ценность отдельной личности не признавалась, а свобода была ограничена.

Нельзя говорить, что общественный прогресс несёт только благо для людей. Противоречивость общественного прогресса заключается в том, что какие-то новшества приводят не только к позитивным последствиям, но и к негативным.

Благодаря социальным сетям мы быстро узнаем новости и представляем, что происходит у наших знакомых. Но зато у нас остается меньше времени для личного общения и других занятий.

Читайте также:  Какое должно быть зрение чтобы носить линзы

Другое направление общественного развития – это регресс.

Регресс – это переход от более высокого уровня развития к более низкому, изменения к худшему.

Часто регресс проходит через две стадии – стагнацию и последующую деградацию .

Стагнация – это период остановки в развитии, застой .

Деградация – процесс ухудшения характеристик какого-либо объекта или явления с течением времени, движение назад .

Историки, философы и простые обыватели придерживались и придерживаются разных взглядов относительно преобладающего направления развития общества. Большинство мыслителей сходятся в том, что в целом общество идет по пути прогресса, но, например, религиозные фундаменталисты считают, что общество находится в состоянии регресса, и стремятся вернуть его к истокам.

Споры вызывает не только направление, но и траектория общественного развития. На этот счет существуют разные теории.

Тип социальной динамики

Восходящее или нисходяще развитие, проявляется в виде прогресса и регресса.

Если рассматривать всю историю человечества с первобытных времен до наших дней, то можно увидеть, как совершенствовались орудия труда: от каменных орудий до компьютеров

Социальные системы зарождаются, развиваются, достигают расцвета, а затем приходят в упадок и исчезают.

История Древнего Рима, который был одной из величайших цивилизаций Древнего мира, но пришел в упадок и прекратил свое существование

Развитие общества проходит через этапы (витки спирали), каждый из которых соответствует более высокому уровню. При этом каждый отдельный этап проходит через фазы роста, расцвета и упадка. После прохождения «витка спирали» общество не возвращается к исходной точке, а переходит на следующий уровень.

Формационный подход к истории Маркса, согласно которому этапам развития соответствуют определенные общественно-экономические формации (первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая)

Общественные изменения могут происходить по-разному: постепенно или скачкообразно, управляемо или стихийно, во всех сферах жизни или в одной какой-либо сфере.

Часто используют следующую условную классификацию форм общественных изменений.

Меняется одна сфера общественной жизни Меняются основы общественного устройства
Скачкообразные изменения Реформа Революция
Постепенные изменения Эволюция, инновации

Рассмотрим эти явления подробнее.

Реформа – преобразование одной из сфер общественной жизни, не приводящее к коренному изменению всего социального строя и осуществляемое властью.

Реформы могут происходить в любой сфере общественной жизни, поэтому их можно разделить на политические, социальные, экономические и духовные (культурные).

Также можно классифицировать реформы по их влиянию на жизнь общества: говорят о прогрессивных и регрессивных реформах. Прогрессивные реформы помогают обществу подняться на более высокую ступень развития, а регрессивные, наоборот, отбрасывают общество назад.

Хрестоматийный пример прогрессивных и регрессивных реформ:
– прогрессивные – либеральные реформы Александра II, среди которых особое место занимает отмена крепостного права в 1861 г.
– регрессивные – контрреформы его наследника Александра III, который отказался от многих начинаний своего отца

Для реформ свойственно:

  • сохранение основ общественного устройства
  • осуществление при непосредственном участии властей
  • итог – обновление части системы общественных отношений.

Революция – это глубокое изменение всех или большинства сторон общественной жизни, оказывающее сильное влияние на всё общественное устройство.

Революции различаются по продолжительности во времени: кратковременные (политические революции, например Великая французская революция 1789 г., Февральская и Октябрьская революции 1917 г.) и долговременные (обычно революции в экономической сфере, например научно-техническая революция сер. XX в., в результате которой произошел переход от индустриального общества к постиндустриальному).

Для революции свойственно:

  • радикализм, слом старых общественных форм
  • стихийность, инициатива снизу, от народных масс
  • итог – качественное обновление всей системы общественных отношений, а не только её части.

Великая французская революция 1789 г. привела к падению абсолютной монархии и провозглашению принципа свободы и равенства граждан.

Хотя по формальному определению революция коренным образом меняет все стороны общественной жизни, а реформа – нет, на практике выбор термина «революция» или «реформа» часто зависит от того, происходили ли изменения стихийно или осуществлялись властью.

Например, реформы Петра I или российские реформы в начале 90-х годов 20 века привели к коренным изменениям всего общественного устройства и по этому критерию могли бы считаться «революциями». Но эти события принято называть реформами, так как изменения были управляемыми и проводились «сверху».

И в социальных, и в естественных науках эволюцией называют процесс развития, состоящий из постепенных изменений.

Классический пример эволюции – это происхождение биологических видов, описанное Чарльзом Дарвином.

Общественные изменения тоже могут быть эволюционными. Например, в 19-20 вв. в Европе и США постепенно расширялись права женщин и их роль в общественной жизни.

В последние десятилетия в развитых странах общественные изменения носят эволюционный характер. В целом можно сказать, что эволюционные изменения благоприятны для общества по двум причинам. Во-первых, они помогают избежать общественных потрясений. Во-вторых, эволюционные изменения происходят в тот момент, когда общество к ним готово, не давая проблемам зреть, усугубляться и накапливаться (а вот реформы и революции являются путями решения застаревших проблем).

При эволюционном пути развития в обществе происходит большое число инноваций.

Инновация – это отдельное изменение в одной из сфер общественной жизни.

Как правило, под инновациями подразумевают изменения к лучшему.

Основным вектором общественного развития является модернизация.

Модернизация – это процесс перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному, а от индустриального – к современному постиндустриальному.

Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество рассматриваются подробнее в следующей статье .

Различают первичную (органическую) и вторичную (неорганическую, догоняющую) модернизацию. Первичная модернизация – это путь развития Европы и Северной Америки, в которых на протяжении веков формировались социальные институты и принципы, лежащие сегодня в основе общественного устройства большинства стран (например, капитализм, демократия). Вторичная модернизация характерна для стран, которые долгое время шли по своему особому пути, а потом оказались в положении, когда они вынуждены догонять наиболее развитые экономики. Вторичная (догоняющая) модернизация происходила быстрее, чем первичная, потому что, как правило, она проводилась «сверху», причем при ее осуществлении можно было ориентироваться на пример успешных развитых стран мира.

Иногда слово модернизация понимают в более узком смысле и используют его для обозначения только догоняющей модернизации. Модернизация может происходить по-разному: и эволюционно, и революционно, и в результате реформ.

Примеры догоняющей модернизации:
– Реформы Петра I

– Китайские экономические реформы, которые начались в 1980-х годах.

А. Общественное развитие проявляется в том, что общество статично.

Б. Социальные изменения неизбежно возникают в любом обществе.

Эволюция, изменение и развитие общества

Социология, имея представление об изменчивости, развитии общества предпринимает попытки вскрыть основные тенденции социальной эволюции, разобраться в причинах, определить основные этапы. Так социологически возникают различные интерпретации изменения и развития общества.

В XIX веке влияние дарвинизма было очень велико, и в социологии эволюционизм занял прочные позиции как система взглядов, признающая объективный характер социального развития. Эволюция общества – естественноисторический процесс, ученому-социологу необходимо выделить решающее звено, основные параметры происходящих изменений, которые в свою очередь повлекут за собой изменение всего облика общества.

Определяющим фактором у О. Конта выступает прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к позитивной, научной обусловливает переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, которое представляет собой уровень производства и удовлетворения потребностей, благодаря человеческому разуму.

Сущность эволюции у Г. Спенсера – в усложнении общества, в усилении его внутренней дифференциации, которая сопровождается ростом интеграционных, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе развития. Общество претерпевает изменение от гомогенности (однородности) к гетерогенности (неоднородности) и этот процесс сопровождается ростом свободы индивидов. Жесткий контроль со стороны общества исчезает и общество начинает все в большей степени обслуживать интересы индивидов.

Под социальным прогрессом Г. Спенсер понимает «усложнение общества, ведущее к самостоятельности граждан».

Взгляды Э. Дюркгейма на эволюцию сводятся к переходу от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов, их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, что дает возможность гражданам интегрироваться в единый социальный организм; солидарность выступает высшим моральным принципом в обществе.

Теория марксизма определяющим фактором социального развития считает производительные силы, которые в конечном счете обеспечивают смену общественно-экономических формаций. Стремление соединить эволюцию и революцию и доказать важность такого объединения для поступательного развития общества оказалось несостоятельным. К. Маркс считал, что прогресс возможен только на основе кардинального обновления способа производства.

Значение эволюционизма состоит в том, что признается объективность развития. История движется неотвратимо вперед, и общество изменяется во времени. Неуклонно и последовательно изменяются социальная структура, институты, нормы, ценности, а, значит, и сам индивид преобразуется со своими интересами, идеалами и ориентациями.

Данное направление позволяет определить некоторые тенденции социальной эволюции. Общество движется от простого состояния к более сложному, более структурированному, более дифференцированному. Усложнение социальной структуры одновременно является условием и следствием растущего многообразия запросов, устремлений, убеждений индивидов. Творческая личность с широким кругозором становится основным творцом истории. Она требует раскрепощения своего внутреннего потенциала, стремится к обществу, которое в наибольшей степени может обеспечить свободу.

Но процесс развития чрезвычайно сложней, чем эволюционизм, несмотря на свое признание в XIX веке встретил немало трудностей на своем пути. Имеется в виду его неспособность ответить на целый ряд вопросов, которые ставила социологическая наука. Прежде всего в рамки эволюционизма не укладываются попятные движения, кризисы и распады обществ, исчезновение целых цивилизаций. Чтобы объяснить эти явления социологи обратились к теориям циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби).

Эволюция общества представлялась теперь не как прямолинейное движение к более совершенному состоянию, а как своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка, повторяющийся по мере его завершения. Утвердились маятниковые концепции развития, также отрицающие прямолинейность. В соответствии данной концепции, общество, выведенное из равновесия под воздействием каких-либо факторов, начинает совершать колебательные движения от одной крайней точки к другой, останавливаясь где-то посередине и восстанавливая стабильность.

Теория эволюционизма имеет и свои «минусы». Применяя такой подход, эволюционизм создает впечатляющие картины развития общества в большой исторической ретроспективе, что, оказывается беспомощным в объяснении явлений и процессов на сжатом отрезке времени. Перемены, которые возникали, только тогда приобретали значимость для исследователей, когда они отражали глубинные изменения в поведении людей, деятельности институтов, социальных организаций. Вне поля зрения оставались и правительственный кризис, рост преступности, девиантное поведение и т.д. Назревала необходимость иного подхода в изучении социального развития. Появляются теории социального изменения.

Наглядно данная теория предстает перед нами на примере концепции Т. Парсонса. Т. Парсонс к проблеме социального изменения подходит с позиции системного анализа. Он исходит из того, что общество как социальная система обладает устойчивостью, способностью к самовоспроизводству, проявляющейся в постоянстве и стабильности ее основных структурных элементов. На определенном этапе может произойти нарушение соотношения сил, элементов, поддерживающих равновесие системы (возникает влияние какой-либо группы, формируется новый состав государственных органов и т.п.). Эти изменения Т. Парсонс называет «изменением равновесия».

Отличительной чертой является то, что общественная система в целом, ее основные структурные элементы остаются неизменными и благодаря этому быстро восстанавливают утраченное равновесие. Приспособление системы к изменившимся условиям осуществляется за счет внутренних резервов, она интегрирует в себя новые образования, оставаясь в целом неизменной. В качестве примера можно привести неоднократные попытки проведения реформ в 50-60-е годы в СССР. Система обладала высокой степенью устойчивости, все новые веяния (крайне необходимые) она интегрировала, поглощала, при том сохраняя основные структурные элементы, продолжая функционировать на прежних принципах.

Читайте также:  Что нужно есть чтобы поправить зрение

Следующий вид социального изменения по Т. Парсонсу – «изменения структуры», когда давление на систему изнутри и извне становится настолько сильным, что она оказывается неспособной восстанавливать утраченное равновесие. Чтобы сохранить целостность общества, повысить его адаптационные способности происходит трансформация ее важных структурных элементов (социальных ролей, институтов, организаций). Модификации подвергаются целые подсистемы – экономическая, политическая, система ценностей.

О качественно новом состоянии системы, по Т. Парсонсу, свидетельствует появление новых структур – эволюционных универсалиев.

На первом этапе в социальной системе складываются четыре универсалия: система коммуникаций, система родства, религия, технология.

Далее происходят следующие изменения системы – это возникновение в ней стратификационной структуры с соответствующей культурной легитимизацией ее принципов, появление бюрократии, денег и рыночного комплекса, безличного нормативного регулирования и демократических объединений.

Используя данную терминологию, наше общество находится в данный момент на этапе внедрения новых эволюционных универсалиев. Выживание общества как целого непосредственно зависит от успешного создания таких элементов, структур, которые придадут всей системе качественно иное содержание, повысит ее адаптационную способность в изменившихся условиях.

Системный подход Т. Парсонса дает возможность увидеть, какие явления и процессы, происходящие в обществе, ведут к его структурной перестройке, а какие остаются мало значимыми, второстепенными.

Мы уже отмечали некоторые ограничительные рамки такого подхода.

Напомним еще раз: развитие по Парсонсу – это скорее отклонение от нормального положения общественной системы, чем ее естественное состояние. Признавая некоторую слабость методологического подхода, он считал его применение необходимым для решения познавательных задач, выявления того, что изменилось в обществе и каковы последствия данных изменений.

Общество существует благодаря человеку и в самом человеке, в его стремлениях к организации деятельности, к упорядочиванию отношений с людьми, к предсказуемости поведения партнеров. Все это может дать только общество, как универсальный способ организации социальной жизни. Человеку остается только поиск оптимальных форм этой организации и тяжкая борьба по их воплощению в реальность.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

Эволюция общества [Изменения, Развитие, Социальная]

Эволюция общества — это его функциональное состояние, т. е. существование, изменение и развитие его составных частей в их взаимном соот­ветствии.

Не изучив механизма эволюционных изменений в обществе, нельзя получить представле­ние о его системном строении и его динамике во времени. Изменения в обществе происходят в результате выполнения каждой из со­ставляющих его сторон присущих только ей задач.

Природа сложноструктурных систем такова, что каждая из её составляющих по своей функциональности является много­мерным элементом. В соответствии с этим самосохранение общества, его целостность есть выражение функциональных связей. То есть любая структура внутри системы имеет свою целостность. А эта целостность обеспечивается малой функцио­нальностью на уровне структуры.

В описании общества недо­статочна констатация того, из чего оно состоит. Важно знать ещё и то, какие задачи стоят перед ним и как они выполняются.

При анализе функционального состояния общества вопрос о характере и направленности связей между составляющими его частями всегда является проблемным. В самом общем виде су­ществующие точки зрения по этой проблеме можно раз­делить на несколько групп: религиозное и светское направления.

Религиозный взгляд

В религиозном взгляде на эволюцию общества обосновывается положение о том, что начиная от ор­ганизационного формирования соци­ума и кончая его состоянием на всех этапах и уровнях функци­онального существования — все зависит от воли Всевышнего. Вопрос о том, что движет обществом и где его источник, возник на заре цивилизации.

В мифах даётся такой ответ:

  • боги, живущие на горе Олимп, создали первое поколение людей счастливым. Эпоха этого по­коления была золотым веком;
  • во втором веке по сравнению с золотым веком люди не были счастливыми и уступали также первому поколению в уме и фи­зической силе. Хуже того, они не признавали богов.
  • разгневан­ный Зевс создал третье поколение людей, живших в третьем — медном веке. У них все было из меди, и они беспощадно грабили друг друга;
  • четвёртый век и новый род людей, созданный Зевсом в виде полубога-героя, был истреблён в кровавых войнах;
  • наконец, созданные в пятом, каменном веке, люди обречены на изнурительный труд и днём и ночью. Хотя боги и посылают им иногда некоторое количество добра, но все же зла больше и оно повсеместно. Боги совести и справедливости покинули лю­дей;

Мифологическое объяснение эволюции мира людей в сильно изменённом виде позже перешло во все монотеистические религии.

Светский взгляд

В изучении процессов общества, а также их объяснении с эволюционной стороны различаются плюрали­стический и монистический подходы.

Плюрали­стический подход

Плюрализм (лат. много) — философское воззрение, которое подразумевает несводимость существования вещей и явлений к единой основе, а существование их в разнообразных формах и состояниях.

Плюрали­стический подход в качестве определяющих факторов выдвигает климат, растительный и животный мир, горы, моря и другое (географический фактор), этнические и расовые факторы (силовые факторы), борьбу за жизнь (биологический фактор), экономические интересы и классовую борьбу (марксистская теория о примате экономики) и т.д.

Плюралистический подход не признает определяющих и определяемых факторов. Все они взаимодополняемы, взаимо­связаны и взаимообусловлены.

Монистический подход

Монизм (греч. один) — это философское воззрение, при котором возможно существование лишь одной реаль­ности.

В основе монистического подхода — духовно-интеллектуальные факторы, т. е. развитие человеческого ума, научные знания, мировоззрение и религиозные убеждения, эстетическое наслаждение и др.

Устойчивость и развитие общества

При функциональном анализе организационных форм социума особую значимость приобретает, во-первых, обеспечение его устойчивого состояния, во-вторых, вопрос его совер­шенствования, развития.

В задачу обеспечения устойчивого состояния общества, пре­жде всего, входит необходимость воспроизводства самого че­ловека через разные сферы его деятельности как биопсихосоциального существа. Устойчивость не есть застой. Устойчивость социальной системы достигается через её развитие, оптимиза­цию.

Факторы развития и устойчивости общества

В ходе прогресса с точки зрения развития и устойчивости со­стояния общества человек последовательно находится под воз­действием следующих факторов. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

  • Непосредственное воздействие природы — при этом чело­век совершает то или иное действие, находясь под воздействием внешних и внутренних природных сил. Однако абсолютность этих сил постепенно будет меняться.
  • Воздействие религии — люди вкладывают в свои действия определённый смысл. Со временем и этот фактор стал противо­речить действительности.
  • Нравственность — люди независимо от смысла своих дей­ствий осуществляют то, что им необходимо, хорошо для них. Однако позже начинается и кризис нравственности.
  • Традиционность — это налаживание людьми своей жизни на основе принятых норм, которые также со временем переста­ют соответствовать интересам людей.
  • Правовой фактор — позволение людям заниматься всеми теми видами деятельности, которые разрешены.
  • Обыденные потребности — люди, исходя из своих воз­можностей, могут быть заняты экономической, политической, правовой и другими видами деятельности.

Социальные изменения и социальное развитие

Читайте также:

  1. II. Экономическое развитие Европы и России в 16-17 веках
  2. II.Историческое развитие языков
  3. III.Социально-политические изменения
  4. Абсолютные и относительные показатели изменения структуры
  5. Аграрная реформа П.А. Столыпина и развитие фермерского предпринимательства
  6. Активное развитие промышленности
  7. Анализ факторов изменения точки безубыточности и зоны безопасности предприятия
  8. Англия. Развитие ассоциативной психологии
  9. Аномалии, вызванные структурными изменениями хромосом.
  10. Антагонизм — это форма взаимоотношений между организмами, когда одни из них выделяют вещества (антибиотики, фитонциды, токсины) отпугивающие развитие других.
  11. Антропогенные изменения в биосфере.
  12. Биологическое и биосоциальное направление.

Социальное изменение – происходящий с течением времени переход социальных явлений, элементов, структур, связей из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» не содержит оценочного компонента, т.е. безразлично к направленности, в отличие от социального развития.

Социальные изменения могут происходить на макроуровне (международные системы, нации, государства), на мезоуровне (корпорации, социальные институты, ассоциации), на микроуровне (семья, сообщество, группа, индивид).

Социологи выделяют четыре вида социальных изменений:

1) структурные изменения,т.е. изменения, касающиеся структур различных социальных образований – государства, корпораций, сословно‑классовых образований, социальных слоев, массовых общностей, малой группы, семьи и т.п.;

2) процессуальные изменения,т.е. затрагивающие социальные процессы, отражающие отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности между различными субъектами социальных взаимодействий;

3) функциональные изменения,касающиеся функций различных социальных систем, структур, институтов, организаций и т.д.;

4) мотивационные изменения,происходящие в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности.

По своему характеру и степени влияния на общество социальные изменения подразделяются на эволюционные и революционные.

Под эволюционнымиизменениямипонимают постепенные, плавные, частичные изменения общества, они могут охватывать различные сферы жизнедеятельности общества – экономическую, политическую, правовую, социальную, культурную. Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ, которые предполагают проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни. Социальные реформы, как правило, не затрагивают основ социальной системы общества, а изменяют лишь отдельные ее части и структурные элементы.

Под революционнымиизменениямипонимают относительно быстрые, всесторонние, коренные изменения общества. Революционные изменения носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества от одного качественного состояния в другое. Эволюционные и революционные изменения, по мнению ряда социологов, представляют собой сопряженные стороны социального развития и взаимосвязаны.

Социальное развитие– изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей.

В научной литературе существует три основных точки зрения на процессы развития общества:

1.Развитие общества имеет линейно‑восходящий характер. Предполагается, что общество в своем развитии проходит ряд последовательных стадий, причем на каждой из этих стадий используются особые способы накопления и передачи знаний, коммуникации, добывания средств жизнеобеспечения, а также разные степени сложности структур общества. К сторонникам данного подхода развития общества следует отнести К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса, А. Тоффлера, Д. Белла и др.

2.Развитие общества имеет циклический, повторяющийся характер. В данном случае модель, описывающая развитие общества и его изменения, опирается на аналогию между обществом (период социальной стабильности сменяется периодом упадка, а на смену периоду упадка приходит период социальной стабильности и т.д.) и природой (смена дня и ночи, смена времен года и т.д.). Одним из примеров циклических процессов в жизни общества можно считать исторические циклы, которые проходят все цивилизации – от их возникновения через расцвет к распаду. Представители данного подхода развития общества – Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.

3.Нелинейное развитие общества. Сторонниками данного подхода являютсяМ. Хечтер, Д. Коулмэн и др., которые считают, что общество как социальная система обладает всеми признаками самоорганизующихся систем: оно характеризуется открытостью, определенной степенью согласованности своих подсистем и в то же время известной неравновесностью, нелинейностью и потому непредсказуемостью, вероятностным типом развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных субъектов создает предпосылки для реализации различных вариантов и моделей будущего развития.

Учение о нелинейном развитии самоорганизующихся систем представлено в новом движении современной науки – синергетике. Понятие «синергетика»древнегреческого происхождения, означает «сотрудничество, совместное действие» и по определению ее создателя, немецкого физика Германа Хакена,– это наука о самоорганизации сложных систем, о превращении хаоса в порядок.

Под влиянием поступающих в систему ресурсов и складывающихся внешних условий в ней медленно накапливаются количественные изменения, ситуация постепенно обостряется: между ее отдельными элементами рвутся старые связи и возникают новые, разрушаются некоторые старые элементы и зарождаются новые. Происходящие изменения иногда бывают столь масштабны и значительны, что система может оказаться в неустойчивом состоянии. Этот поворотный момент в ее жизни называют точкой бифуркации (от лат. bifurcus – раздвоенный, вилка). Это состояние, хотя и неустойчиво, но имеет перспективу в плане обновления системы, это точка «выбора» дальнейшего пути развития. Его определяет соотношение между двумя противоположными тенденциями. С одной стороны, ресурсные потоки провоцируют повышение неустойчивости системы, что ведет к нарастанию хаоса и, в конечном итоге, может привести к ее разрушению. С другой – система стремится сохранить устойчивость за счет переструктурирования и формирования нового порядка и таким образом снизить напряженность. Какая из них будет преобладать, зависит от множества случайных факторов и во многом определяется внешними и внутренними условиями, а также качеством поступающих ресурсов.

Читайте также:  С точки зрения бихевиорализма квантификация означает использование декан

Принципиальное отличие социальных систем от природных состоит, прежде всего, в том, что в них самоорганизация сочетается с организацией, поскольку в обществе действуют люди, одаренные сознанием, ставящие себе определенные цели, руководствующиеся мотивами своего поведения и ценностными ориентирами. Поэтому взаимодействие самоорганизации и организации, случайного и необходимого, субъективного и объективного составляет основу развития социальных систем.

Ярким примером осуществления процесса самоорганизации в обществе является механизм, посредством которого поддерживается соответствие между спросом и предложением, производством и потреблением в рыночной экономике. Рынок в данном случае можно рассматривать как самоорганизующуюся сложную систему.

В неравновесных системах напряженность усиливается, и система не может вернуться к исходному состоянию. Тогда рыночный механизм ищет новые формы и способы существования в изменившихся условиях. Результатом процесса самоорганизации является новый спонтанный порядок в системе, который образуется самопроизвольно, только под воздействием внутренних факторов.

Однако процессы самоорганизации в рыночной экономике дополняются, как правило, государственным регулированием, выступающим в данном случае как внешняя сила. Несмотря на широко известную позицию представителей монетаризма, которые считают рыночную экономику способной выходить из кризисных ситуаций самостоятельно, в особых ситуациях экономического спада, депрессий, а также при выполнении функции социальной защиты роль государства нельзя недооценивать. Государство выполняет также функцию прогнозирования с целью не допустить обвальных кризисных явлений.

Если говорить о мировой социальной системе, то на современном этапе множество обществ, связанных с нацией и государством, хотя и не равным им, объединяются в мировое сообщество, которое также называют квазиобществом и для которого характерен процесс глобализации.

Глобализация – многоаспектный естественноисторический процесс становления в масштабах планеты целостных структур и связей, которые имманентно присущи мировому сообществу людей, охватывают все его основные сферы и проявляются тем сильнее, чем дальше человек продвигается по пути научно-технического прогресса и социально-экономического развития.

В науке существует два основных подхода к процессу глобализации:

1) Глобализация – процесс, который может быть гарантом целостности мира и его развития и предполагает изучение глобальной проблематики (например, проблемы обеспечения населения Земли водой и продовольствием, решение проблемы болезней, парниковый эффект и т.д.).

2) Глобализация – процесс вестернизации, т.е. распространения ценностей и норм, характерных для евро-американской культуры. В плане оценки вестернизации нет единодушия, т.к. она рассматривается как положительная (развитие и усвоение достижений), так и отрицательная тенденция (культурный империализм).

В связи с проблемой глобализации следует упомянуть и о том, что для развитых стран, достигших стадии постиндустриального общества, этот процесс является выгодным, тогда как для стран периферии и так называемой «полупериферии» – вредным. Эти страны оказываются в значительной степени зависимыми от постиндустриальных стран, т.к. на современном этапе развитие общества определяют не столько противоречия и конфликты между разными государствами, сколько внутренние конфликты постиндустриальных государств.

| следующая лекция ==>
Основные признаки и типология обществ | Сущность и основные функции культуры

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 1660 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Изменение и развитие общества

Вернуться назад на Изменение общества

Одной из важнейших проблем социологии является проблема социальных изменений, их механизмы и направленность. Социальное изменение – это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» конкретизируется понятием развития. Развитие – это необратимое, направленное изменение материальных и идеальных объектов. Развитие предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему.

Социологи выделяют различные типы механизмов социальных изменений и развития: эволюционный и революционный, прогрессивный и регрессивный и т.д.

Эволюционные процессы трактуются как постепенные медленные, плавные, количественные преобразования объектов. Революционные – это относительно быстрые, коренные, качественные изменения. Абсолютизация того или иного типа изменений социальных объектов породила два методологически различных течения в социологии: социальный эволюционизм и революционизм.

Наиболее ярко социальный эволюционизм представлен в системе английского социолога Г.Спенсера. Ядро этой схемы составляет дифференциация, которая неизбежна, поскольку всякие однородные конечные системы неустойчивы в силу разных условий для их отдельных частей и неодинакового воздействия разнообразных внешних сил на их различные элементы. Дифференциация, по Спенсеру, предполагает специализацию, разделение функций между частями и отбор наиболее устойчивых структурных соотношений.

Эволюционные изменения происходят в направлении повышения гармонизации, структурного и функционального соответствия всех составляющих целого. Следовательно, дифференциация всегда сопровождается интеграцией. Естественным пределом всех эволюционных процессов в этом случае оказывается состояние динамического равновесия, обладающего инерцией самосохранения и способностью адаптации к новым условиям. Эволюция любой системы состоит в повышении и усложнении ее организации.

Значительный вклад в развитие идей социального эволюционизма внес французский социолог Э.Дюркгейм. Именно он впервые развернуто обосновал положение, что разделение труда является причиной и следствием усложнения общества. Э.Дюркгейм противопоставил два типа общества. На одном полюсе социальной жизни находятся простые общества с развитым разделением труда и сегментарной структурой, состоящие из однородных и подобных между собой сегментов, на другом, высокосложные общества, представляющие собой систему различных органов, из которых каждый имеет свою специальную роль и которые сами состоят из дифференцированных частей.

Переход от одного общества к другому происходит длительным эволюционным путем, основные пункты которого выглядят следующим образом: 1) в сегментарном обществе растет население, 2) это увеличивает «моральную плотность», многократно умножает общественные отношения в которые включен каждый человек, и, следовательно, усиливается конкуренция, 3) отсюда возникает угроза сплоченности общества, 4) разделение труда призвано устранить эту угрозу, так как оно сопровождается дифференциацией (функциональной, групповой, ранговой и т.д.) и требует взаимозависимости специализированных индивидов и групп.

В русле социального эволюционизма на основе противопоставления традиционного и современного общества сформировалась теория индустриального общества. Она описывает поступательное развитие общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствует натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому, промышленно развитому, «индустриальному» обществу. Для индустриального общества характерны: 1) развитая и сложная система разделения труда в обществе в целом, при сильной его специализации в конкретных сферах производства и управления, 2)массовое производство товаров на широкий рынок, 3) механизация и автоматизация производства и управления, 4) научно-техническая революция. Следствием этих процессов является высокая развитость средств транспорта и коммуникаций, высокая степень мобильности и урбанизации, качественные сдвиги в структурах национального потребления. С точки зрения данной теории, основные характеристики крупной промышленности (индустрии) обуславливают форму поведения не только в сфере организации и управления производством, но и во всех других сферах общественной жизни.

Популярная в 60-х годах теория индустриального общества в 70-х годах получает свое развитие в теории «постиндустриального общества». Согласно данной теории, общество в своем поступательном развитии проходит три основных стадии: 1) доиндустриальную (аграрную), 2) индустриальную и 3) постиндустриальную. На первой стадии преобладает первичная сфера экономической деятельности – сельское хозяйство, на второй – вторичная сфера – промышленность, на третьей стадии – третичная – сфера услуг. Основная задача последней стадии – индивидуализация производства и потребления. В доиндустриальном обществе главная цель – власть. В индустриальном – деньги. В постиндустриальном – знание, обладание знанием является главным, престижным фактором.

Теория индустриального и постиндустриального общества находятся в рамках социального эволюционизма, поскольку они предполагают прохождение обществом определенных стадий на основе технических и технологических нововведений в сочетании с различными психологическими мотивами деятельности: национализмом, духом предпринимательства, конкуренции, протестантской этикой, личными амбициями предпринимателей и политических деятелей. Технологические перевороты влекут за собой перевороты в других сферах общественной жизни, однако они не сопровождаются социальными конфликтами, социальными революциями.

Концепция социального эволюционизма занимает доминирующее положение в социологии. Однако наряду с ней довольно широкое распространение имела теория революционного преобразования общества, основоположниками которой были К.Маркс и Ф.Энгельс. Марксистская концепция общественного развития базируется на формационном подходе в интерпретации истории. Согласно этому подходу человечество в своем развитии проходит пять стадий: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется на основе социальной революции.

Экономической основой социальной революции является углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений, который проявляется в усилении социальных антагонизмов и обострении классовой борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетенными классами.

Первым актом социальной революции является завоевание политической власти. На основе инструментов власти победивший класс осуществляет преобразование во всех других сферах общественной жизни и таким образом создаются предпосылки для формирования новой системы социально-экономических и духовных отношений. С точки зрения марксизма, великая и стратегическая роль революций состоит в том, что они устраняют преграды с пути общественного развития, служат мощным стимулом для всего общественного развития. К.Маркс называл революции «локомотивами истории».

В современную эпоху, по сравнению с прошлыми историческими эпохами, неизмеримо возросло общепланетарное единство человечества, которое представляет собой принципиальную новую систему, спаянную общей судьбой и общей ответственностью. Поэтому, несмотря на разительные социально-культурные, экономические, политические контрасты различных регионов, государств и народов, социологи считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации.

Благодаря широкому развитию микроэлектроники, компьютеризации, развитию средств массовой коммуникации и информации, углублению разделения труда и специализации, человечество объединяется в единую социокультурную целостность. Существование такой целостности диктует свои требования к человечеству в целом и к отдельной личности в частности. В этом обществе должна доминировать установка на информационное обогащение, приобретение нового знания, овладение им в процессе образования, а также его технологическое и человеческое применение.

Чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой. Соответственно должна сформироваться новая гуманистическая культура, в которой человек должен рассматриваться как самоцель общественного развития. Отсюда и новые требования к личности: в ней должны гармонически сочетаться высокая квалификация, виртуозное овладение техникой, предельная компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями.

Однако глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в современном мире, наряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных проблем, которые получили название «глобальных проблем современности»: экологических, демографических, политических и т.д. Совокупность этих проблем поставила перед человечеством глобальную проблему «выживания человечества». Основатель международного исследовательского центра «Римского клуба», изучающего перспективы человечества перед лицом современных глобальных проблем, А Печчеи так сформулировал путь разрешения этой проблемы: «если мы хотим обуздать техническую революцию и направить человечество к достойному его будущему, то нам необходимо, прежде всего подумать об изменении самого человека». Печчеи имеет ввиду прежде всего изменение социальных установок личности и общества, переориентации человечества от идеологии поступательного роста производства и потребления материальных ценностей на духовное самосовершенствование.

Система общества
Общественная организация
Общественное сознание
Общественные объединения
Общественные сферы
Общество и государство

Источники:
  • http://lampa.io/p/%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-d6dedcd24e254ce9898c1e1d82128241
  • http://infopedia.su/15x31db.html
  • http://wikiwhat.ru/%D0%AD%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0
  • http://studopedia.su/7_55983_sotsialnie-izmeneniya-i-sotsialnoe-razvitie.html
  • http://center-yf.ru/data/stat/izmenenie-i-razvitie-obshchestva.php