Меню Рубрики

Своя точка зрения на слово звезда

точка зрения на проблему

• один из обсуждаемых вопросов, одна из сторон дела

• определенная сторона рассматриваемого явления, понятия

• точка зрения, взгляд на что-нибудь

• точка зрения, с которой рассматривается какое-либо понятие, явление

• относительное положение планет и созвездий

• одна из сторон проблемы

• в русском языке синоним понятия глагольный вид

• в астрологии — дуга определенной величины, соединяющая два элемента гороскопа, обычно, планеты, откладываемая вдоль эклиптики и измеряемая в градусах

• взгляд, точка зрения

• точка зрения на предмет обсуждения

• научная точка зрения

• точка зрения на предмет, явление

• особая точка зрения на проблему

• взгляд на проблему

• грамматическая категория глагола

• положение планет, солнца относительно друг друга

• «ну это как посмотреть » для философа

• точка зрения и категория глагола

• Точка зрения, взгляд на что-либо

• Один из обсуждаемых вопросов, сторона дела

• В ботанике — внешний облик растительного сообщества

• «ну это как посмотреть » для философа

• м. астроном. положение луны или планеты в отношении к солнцу или к другим планетам

В нашей жизни очень многое зависит от точки зрения. Точка зрения — это жизненная позиция человека, на основании которой он строит свои мнения.


Точка зрения, фото jplus.ru

Можно разделить всех людей на три вида: пессимист, оптимист и реалист. Вот тут как раз и можно поговорить про зависимости уровня жизни от точки зрения.

    Пессимистам живется хуже всего, они предвидят худшее и получают его. В этот момент он достигает некоторого удовлетворения: «Говорил же я вам. » Окружающим постоянно хочется размазать пессимиста по стенке. Жить с ними невыносимо тяжело. И их почему-то никто не любит.

    Оптимистам тоже приходится нелегко. Они надеются на лучшее, но жизнь их часто обламывает, что может довести до отчаяния и до превращения оптимиста в пессимиста.

    Реалистом, наверное, быть предпочтительнее: твердо стоять на земле, не ждать чего-то слишком хорошего (возможны сюрпризы!), и главное, не морочить голову окружающим.


    У каждого своя точка зрения, фото photoprikol.net


    Различные точки зрения на проблему, фото marketing-ua.com


    Основная точка зрения + дополнительная, фото way9.ru

    «Дополнительная точка зрения» играет определенную роль в восприятии тех впечатлений, которые не осознаются нами, но она всегда находиться за пределами нашего обычного сознания. То есть мы даже не подозреваем о ее существовании. Но если мы изменим привычное направление взгляда на противоположное, то все впечатления, вся информация, поступающая в эту часть сетчатки глаз станет постепенно осознаваться нами. Мы действительно увидим иную реальность.


    С точки зрения вечности. фото skravchenko.ru

    Здесь приведена схема возможных точек зрения с разных времен.


    Точка зрения мужчины и женщины, фото kotomatrix.ru

    Даже отношения в семье зависят от точки зрения. С точки зрения влюбленной женщины: «мой сладкий сидит в одном носке напротив телевизора», а с точки зрения нелюбящей жены: «вот придурок, опять в одном носке сидит, козел!». Причем, это может быть одна и та же женщина с разницей в несколько лет.


    Выхода нет, фото goldwebmaster.net

    Как всегда всё хорошо, что в меру. Поменяйте точку зрения и, возможно, всё будет не так страшно.


    Правильная точка зрения. фото demotivators.ru

    4.8. «Точка зрения» в повествовании и композиции литературного произведения.

    В художественном изображении того или иного объекта нужно различать по меньшей мере два разных «уровня» «субъективности».

    Во-первых, субъективность, индивидуальность восприятия, понимания и образного выражения мира самим художником, автором произведения (степень и формы такой субъективности различны в разных родах и жанрах литературы). «Перцептивность», или субъективность литературного образа в этом смысле Потебня постоянно имеет в виду и показывает, например, как она проявляется в тех случаях, когда одинаковые, близкие или очень похожие образы у разных поэтов становятся выражением разного содержания и отношения к миру [cм. 400 – 403].

    Во-вторых, субъективность того конкретного субъекта, с «точки зрения» которого ведется изображение. Такая субъективность есть во всех родах литературы, и носители ее многоразличны. Это может быть и сам автор (в «чистой лирике» или в «лирических отступлениях» романа), и его «двойник», (скажем, «лирический герой», понятие о котором было введено в литературоведение позднее теоретиками «формальной школы»), или близкий автору (в том числе «автобиографический») герой эпического или драматического произведения, или вовсе отделенный от него, чуждый ему, даже враждебный (как Клим Самгин для Горького) объективированный герой литературного произведения, или не тождественный автору «рассказчик» («повествователь») в романе или повести.

    В литературоведении «точку зрения» такого «субъекта» иногда называют еще «перспективным центром» изображения в произведении или каких-то его частях (потому что она может меняться, переходить от одного субъекта к другому). И вот в этом, так сказать, техническом, или технологическом смысле «точка зрения» может быть весьма важным элементом художественного образа, влияющим на изображение и действия, и времени, и в особенности пространства в литературном произведении.

    Здесь нужно еще раз напомнить одно очень существенное положение теоретической поэтики Потебни, касающееся отличий словесного изображения от изображения живописного, скульптурного, архитектурного, а также и музыкального. Оно раскрывает специфику СЛОВА как материала литературы и поэтому фиксирует отличия такого материала не только от пространственных (вещественных, зрительно воспринимаемых) искусств, но и от такого временнóго (подобно поэзии) вида искусства, как музыка.

    Говоря об определенности впечатления от живописного, скульптурного или музыкального образа, Потебня замечает: «Между тем слово, сменяясь, подобно звуку [в музыке – С.С.] другим, отличается тем, что служит лишь очень неопределенным знаком очертания, цвета, звука» [292]. Здесь только надо подчеркнуть: неопределенным лишь по сравнению с бòльшей определенностью их в других видах искусств.

    Именно поэтому для усиления степени определенности, яркости, выпуклости образа опытный художник слова всегда прибегает к тому, что связывает такой образ с определенной «точкой зрения» субъекта, «на которую легко поставить себя слушателю» (читателю) [294]. Это касается, в частности, изображения пространственных объектов, например, пейзажа.

    Потебня говорил о возрастающей роли пейзажных образов в современной литературе: «В силу того внимания ко внешней природе и той степени ее изучения, которые сказались в нынешнем развитии ландшафтной живописи, современному поэту приходится изображать пейзажи чаще и подробнее, чем древнему» [293]. При этом возрастает опасность «искушения перейти меру», то есть «вторгнуться в область живописца», притом чрезмерно раздробляя детали. Поэтому Потебня и формулирует несколько «правил» соблюдения законов собственно литературного, словесного изображения пространственных (в том числе пейзажных) образов.

    1. Чтобы избежать опасности «перейти меру» и нарушить законы словесного образа, поэт, по мнению Потебни, должен избегать дробности частей. А кроме того, лаконично выделенные детали пейзажа превращенные в последовательно во времени воспринимаемые элементы, вновь связываются в целое не только указанием на их соотношения, но еще и единством точки зрения. «Единство» не означает её неподвижности, статичности: она может быть и фиксированной в одном месте, и движущейся, перемещающейся, как в примере из Фета, который приводит в данном случае Потебня, говоря, что «при всех недостатках» оно благодаря соблюдению этих правил «представляет сносную картину»:

    Как ты мне родна:

    Свет небес высоких,

    И блестящий снег,

    И саней далеких

    Мы видим в этой картине не только экономность деталей, «отсутствие дробности частей», но и движение «точки зрения», с которой ведется изображение, находящее свое выражение в чередовании образов «верха», «низа», а также ближнего и дальнего планов.

    Вот еще несколько такого же рода наблюдений или советов Потебни, связанных с необходимостью учета природы словесного образа.

    2. «Помня одинаковое отношение слова к явлениям света и звука, не останавливаться исключительно на точке зрения живописца, но не оставлять ее совсем, связывая явления, подлежащие другим чувствам, с видимым предметом» [293 –394]. Иначе говоря, сочетать зрительные образы со звуковыми, моторными и т.п. Ведь пространство, время и действие, так же как и качества предметов, неразрывно связаны, и признаки их передаются только через такие взаимосвязи. «Нельзя, например, – писал Потебня,– видеть движения, покоя, белизны самих по себе, потому что они представляются только в предметах: в птице, которая летит или сидит, в белом камне и проч.; точно так нельзя видеть и предмета без известных признаков» [151].

    3. «Ради конкретности изображения держаться субъективной точки зрения, то есть своей или воображаемого зрителя» [294]. При этом Потебня считает, что эта точка зрения должна быть определенной (опять-таки имеется в виду: не обязательно фиксированной в одном месте, а именно определенной, то есть при перемене точки наблюдения и места наблюдаемой части пространства эта перемена должна быть очевидна для читателя): «Не заставлять произвольно менять эту точку, например: то отдалять или возвышать ее так, что картина превращается в географическую карту, то приближать ее на расстояние нескольких шагов или даже вытянутой руки. Или там, где необходимость заставляет делать это, то есть где сам поэт меняет точку, явственно делать это, вести за собой читателя» [294]. Как пример соблюдения единства и определенности точки зрения он приводит стихотворение Пушкина «Обвал», а также «Кавказ подо мною…»

    А как пример несоблюдения такого единства и определенности точки зрения он приводит одно пейзажное описание степи в «Тарасе Бульбе» Гоголя, где сам носитель «точки зрения» очень неопределенен и где образы «верха» и «низа» неожиданно и в силу неопределенности «точки зрения» немотивированно для читателя сменяют друг друга 1 .

    Требование определенности точки зрения Потебня распространяет на изображение не только пространства, но и движения: «если объективный покой превращается поэтическим изображением в движение, то и наоборот, когда изображается движение, лучше (экономнее) не делать зрителя участником движения каждой части, а заставлять движение проходить перед его глазами» [295]. Как пример он приводит картину движения войск по мосту через Энс в «Войне и мире»: оно показано глазами князя Несвицкого, который, прижатый к перилам моста, наблюдает то волны реки внизу, то движущиеся перед его глазами нескончаемые потоки солдат разных полков и родов оружия. Один из приемов такого рода использования «точки зрения» отметил с восхищением позднее М.Горький в «Хаджи-Мурате»: Толстой передает движение всадников по дну ущелья, ни слова не говоря ни о них самих, ни о их движении, а показывая перемещения звезд в небе относительно вершин гор, окружающих ущелье.

    4. Особенно большое значение при описании пейзажа, портрета, интерьера и других пространственных образов, а также движения и действия Потебня придает психологизации «точки зрения». Именно она способствует усилению определенности образа. Очень трудно или вообще нельзя описать красоту или просто наружность человека словами; чем больше подробностей в таких описаниях, тем труднее собрать их в целое. Поэтому при описании портрета столь важно выделение характерных деталей и выражение впечатления наблюдателя. «В «Войне и мире», – пишет Потебня, – нет описания красоты женской, но читатель не может смешать и по наружности жены князя Андрея, Элен, Наташи. Так присутствие высоких целей искусства, может быть, бессознательно ведет к соблюдению частных его правил (умеренности в описаниях), и наоборот, когда поэту нечего сказать более важного, он описывает» [295]. Он напоминает, что еще древние поэты, в частности, Гомер, это прекрасно понимали. По словам Лессинга, содержанием всей «Илиады» является красота Елены. Однако, замечает Потебня, Гомер ведь только мельком упоминает, что у Елены белые руки и прекрасные волосы, «но то, чего нельзя описать по частям и в подробностях, Гомер умеет показать другим образом, именно действием его на других – на мудрых старцев, которые, лишь только увидели идущую к башне Елену,

    Читайте также:  Упражнения и тренинги для восстановления зрения

    Тихие между собой говорили крылатые речи:

    Нет, осуждать невозможно, что Трои сыны и ахейцы

    Брань за такую жену и беды столь долгие терпят:

    Истинно, вечным богиням она красотою подобна» [292].

    То, что в «Мертвых душах» даме, спешащей к подруге с необыкновенной новостью, бег лошадей кажется несносно медленным, а стена богадельни, мимо которой она едет, – бесконечно длинной, мотивировано ее «точкой зрения», ее психологическим состоянием, так же как самые вздорные слухи о Чичикове и мертвых душах находят опору в психологическом состоянии и личных опасениях носителей и создателей этих слухов. Так что «точка зрения» является очень важным художественным инструментом не только в передаче при помощи слова пространства, времени, движения, но и психологии героя, рассказчика, повествователя, автора (т.е. она имеет не одну, а несколько художественных функций).

    Между прочим, словесное изображение сталкивается с серьезными трудностями не только в передаче объектов, подлежащих «ведению» пространственных искусств, но и такого временнóго, подобно самой литературе, искусства, как музыка.

    В музыке звук определеннее, чем в слове, а связанная с ним мысль, наоборот, неопределеннее мысли, выражаемой словом. Так что звук в музыке и звук в поэзии – отнюдь не одно и то же. Поэтому «музыка неизобразима словами, – говорил Потебня. – Словесные изображения музыки (сладкая, страстная мелодия… вся сияла… росла, таяла и проч.) и ее действия приводят только к тому, что мы наперед знаем, что музыка словами неизобразима, то есть что она есть самостоятельное, незаменимое искусство, и что хотя она «шевелит отрадное мечтанье», то есть может входить в ассоциацию с известными образами, но не дает им развиться и сама по себе лишена и той доли объективности и определенности мысли, какая свойственна слову» [299]. Т.е. здесь мы встречаемся с трудностью, обратной той, с которой имеем дело при словесном изображении «живописных» объектов: там слово неопределеннее цвета, очертаний, форм, а здесь, наоборот, слово определеннее в выражении мысли, чем музыкальный звук, и потому передать словами музыкальное содержание, музыкальную мысль нельзя (это всегда ее огрубляет и упрощает).

    Однако для литературы как словесного искусства выход из этой трудности – тот же самый, что и при описании пространственных объектов, например, в изображении красоты пейзажа или человеческого лица: «Музыка неизобразима словами, но возможны изображения моментов наибольшего восприятия» [299], т.е. эффекта психологического, эмоционального воздействия музыки на человека. Потебня приводит примеры такого изображения действия музыки из «Дворянского гнезда» Тургенева (музыка Лемма), из «Альберта» и «Люцерна» Л.Толстого, из «Войны и мира» – сцена, где Николай Ростов слушает пение Наташи 1 .

    Таким образом, при передаче реалий, являющихся специальным предметом других искусств, в литературе чрезвычайно важное значение, по Потебне, имеет изображение психологической реакции человека, воспринимающего эти явления.

    А какова специфика словесного образного выражения собственно самой психологии, внутреннего мира человека, мира его чувств, мыслей, воли – сознания и самосознания?

    Своя точка зрения на слово звезда

    Звёзды классифицируют по светимости, массе, температуре поверхности, химическому составу, особенностям спектра (спектральному классу) и кратности.

    Кратные звёзды

    Звёздные системы могут быть одиночными и кратными: двойными, тройными и большей кратности. В случае если в систему входит более десяти звёзд то принято её называть звёздным скоплением . Двойные (кратные) звёзды очень распространены. По некоторым оценкам более 70% звёзд в галактике кратные [5] . Так среди 32 ближайших к Земле звёзд 12 кратных из которых 10 двойных в том числе и самая яркая из визуально наблюдаемых звёзд Сириус. В окрестностях 20 парсек от Солнечной системы из более 3000 звёзд, около половины — двойные звёзды всех типов [6]

    Обозначения звёзд

    В нашей галактике более 100 млрд. звёзд. На фотографиях неба, полученных крупными телескопами, видно такое множество звёзд, что бессмысленно даже пытаться дать им всем имена или хотя бы сосчитать их. Около 0,01 % всех звёзд Галактики занесено в каталоги. Таким образом, подавляющее большинство звёзд, наблюдаемых в крупные телескопы, пока не обозначено и не сосчитано.

    Самые яркие звёзды у каждого народа получили свои имена. Многие из ныне употребляющихся, например, Альдебаран, Алголь, Денеб, Ригель и др., имеют арабское происхождение; культура арабов послужила мостом через интеллектуальную пропасть, отделяющую падение Рима от эпохи Возрождения.

    В прекрасно иллюстрированной Уранометрии (Uranometria, 1603) немецкого астронома И. Байера (1572—1625), где изображены созвездия и связанные с их названиями легендарные фигуры, звёзды были впервые обозначены буквами греческого алфавита приблизительно в порядке убывания их блеска: α — ярчайшая звезда созвездия, β — вторая по блеску, и т. д. Когда не хватало букв греческого алфавита, Байер использовал латинский. Полное обозначение звезды состояло из упомянутой буквы и латинского названия созвездия. Например, Сириус — ярчайшая звезда в созвездии Большого Пса (Canis Major), поэтому его обозначают как α Canis Majoris, или сокращённо α CMa; Алголь — вторая по яркости звезда в Персее обозначается как β Persei, или β Per. Байер, однако, не всегда следовал введенному им правилу, и в байеровских обозначениях есть большое количество исключений.

    Джон Флемстид (1646—1719), первый Королевский астроном Англии, ввёл систему обозначения звёзд, не связанную с их блеском. В каждом созвездии он обозначил звёзды номерами в порядке увеличения их прямого восхождения, то есть в том порядке, вкотором они пересекают меридиан. Так, Арктур, он же a Волопаса (α Bootes), обозначен как 16 Bootes.

    Некоторые необычные звёзды иногда называют именами астрономов, впервые описавших их уникальные свойства. Например, звезда Барнарда названа в честь американского астронома Э. Барнарда (1857—1923), а звезда Каптейна — в честь нидерландского астронома Я. Каптейна (1851—1922). На современных картах звёздного неба обычно нанесены древние собственные имена ярких звёзд и греческие буквы в системе обозначений Байера (его латинские буквы используют редко); остальные звёзды обозначают согласно Флемстиду. Но не всегда на картах хватает места для этих обозначений, поэтому обозначения остальных звёзд нужно искать в звёздных каталогах.

    Для переменных звёзд используется свой способ обозначения. Такие звёзды обозначают в порядке их обнаружения в каждом созвездии. Первую обозначают буквой R, вторую — S, затем T и т. д. После Z идут обозначения RR, RS, RT и т. д. После ZZ идут AA и т. д. (Букву J не используют, чтобы не было путаницы с I.) Когда все эти комбинации истощаются (всего их 334), то продолжают нумерацию цифрами с буквой V (variable — переменный), начиная с V335. Например: S Car, RT Per, V557 Sgr.

    Также необходимо подчеркнуть, что никаких официально присвоенных имён у звёзд не существует, лишь по сложившейся традиции, поддерживаемой астрономами, около 300 ярких звёзд имеют собственные имена. В связи с этим, выдаваемые некоторыми организациями сертификаты о наименовании звёзд являются частной инициативой и не признаются Международным астрономическим союзом [7] [8] [9] .

    Реакции термоядерного синтеза в недрах звёзд

    Реакции термоядерного синтеза элементов — основной источник энергии большинства звёзд.

    Регистрация

    Заводить отдельное имя и запоминать пароль специально для «Смены» вам не понадобится. Чтобы начать регистрацию, выберите один из популярных сервисов и введите свое имя пользователя.

    Вы не зарегистрированы ни в одном из этих сервисов?
    Ничего страшного, вас ждет классическая регистрация или логин на сайте «Смены».

    Своя точка зрения

    • В Мой Мир
    • Tweet
    • В закладки
    • Вставить в блог
    • Версия для печати
    • Постоянная ссылка
    • Сообщить об ошибке

    Когда шестнадцати-семнадцатилетний человек не решается говорить свое лишь потому, что боится: а вдруг его точка зрения не совпадет с учительской, — это хотя и противно, но исправимо. Куда страшнее, когда молчание это кончается равнодушием по принципу: мне это ни к чему, мне на это наплевать, и без меня разберутся.

    Равнодушие очень удобно обосновывать «философскими категориями», как-то: разочарование, душевная усталость, неверие.

    Года два назад была я в одной московской школе на отчетно-выборном собрании. Выбирали новый комитет. Выдвигали кандидатов.

    — Петров! — крикнул кто-то.

    — Непонятно, к чему выдвигать заведомых идиотов? — сказал мой сосед, десятиклассник.

    И пошел к трибуне. Там он повторил то же самое, обосновав свою точку зрения достаточно вескими доводами. Одни свистели, другие кричали: «Правильно, молодец!» А когда он вернулся на место, приятель его сонно заметил;

    — И чего ты лезешь?

    — Послушай, — рассвирепел первый, — ведь это твой и мой комсомол! Неужели тебе безразлично, кто будет руководить?

    — Ерунда, — усмехнулся «скептик», — одним дураком меньше, одним больше, какая разница?

    — Великолепно! Сегодня ты промолчишь на собрании. Завтра выполнишь глупый приказ — и все потому, что тебе безразлично. Но когда дурака будут снимать за развал работы, ты скажешь, что давно это предвидел. И тебе не противно?!

    Я не думаю, что самое страшное горе — это горе от ума. Куда страшнее, когда ум выключен. До сих пор речь шла о молчальниках. Но есть и любители поговорить. И говорят громко, много, а вот мыслей нет.

    Помню французскую выставку в Москве. Там было много современных картин, плохих и хороших. Естественно, они вызывали споры. Посетители — большинство молодежь, среди них много школьников — осматривали картины и реагировали на них по сверхскоростному методу. Одни плевались: «Какая гадость!» Другие приходили в бешеный восторг: «Великолепно, завтрашний день искусства, двадцатый век. » Но и те и другие не давали себе труда задуматься. Плохо? Предположим. Но почему? Хорошо? Весьма вероятно. Но «завтрашний день» и «двадцатый век» еще не доказательства.

    И такая взяла меня злость! Так хотелось крикнуть: «Да задумайтесь, черт возьми, не жалейте времени! Мысли — это как раз то, что всегда себя окупает. » Сколько дел хороших, сколько начинаний, починов не доведено до конца только потому, что принимали их не мозгами, а руками! Проголосовали, и. баста. А потом удивляются, мучаются часами обсуждают на собраниях: и где же это мы, братцы, не доглядели, что упустили. Доглядели, ничего не упустили. Только вот подумать забыли.

    . В Горловке была я на одной шахте. Секретарь комсомольской организации участка, парень лет семнадцати — учится в школе рабочей молодежи, — показывал план работ, повестки дня собраний, программы концертов художественной самодеятельности. А потом разоткровенничался и стал жаловаться на свои беды. Поначалу, говорит, все включились в соревнование за звание ударника коммунистического труда. А сейчас остыли. Надоело, что ли?

    Как будто все рассказал секретарь. Упустил лишь одно: как включились? Сами? Или это он их включил, как вилку в розетку?! А дело обстояло так. Всем комсомольцам были розданы бланки с напечатанными на них обязательствами ударника: «Я. вступая в соревнование за звание ударника коммунистического труда, обязуюсь выполнять норму на. процента, не давать брак, не отказываться от общественных поручений, принимать участие в комсомольской работе, поступить в шнолу рабочей молодежи и т. д.». Рабочему и думать нечего. Проставил вместо точек фамилию, цифры — и обязательство готово. Спроси его, о чем шла речь в этом обязательстве, он и не. вспомнит. Ведь не сам думал, а другие. Ведь не свои слова — чужие. Придумай он свои, помучься неделю-другую над этим обязательством, может, тогда секретарю не пришлось бы говорить, что комсомольцы его остыли. Да они и не загорались вовсе. Их просто подключили. Бездумье порождает безответственность. Вот кто придумал, пусть и отвечает, а мне-то какое дело.

    Читайте также:  Положена ли пенсия по потере зрения

    В прошлом году ездила я по Эстонии. В ЦК комсомола республики меня спросили: хотите познакомиться с мыслящим секретарем? Не энергичным, не боевитым, не задористым, не с огоньком (как принято говорить 6 секретарях), а мыслящим, И когда я встретилась с Эриком Труувяли, то поняла; все успехи в его работе идут от умения заставлять человека, как он сам говорит, «шевелить мозгами». И для него это не пустые слова.

    . Когда Эрику было десять лет, он разжег в Тарту первый пионерский костер. Родные (местные кулаки) выгнали его из дому: живи как хочешь. И он жил. Рассыльный, мастер, слесарь, кузнец. Это в «свободное» время, остальное — в школе. Было трудно. Иногда хотелось все послать к черту и бежать домой, чтобы отогреться, поесть досыта, наконец, просто как следует выплакаться. Не Эрик душой, сердцем, шестым или каким там хотите чувством знал: прав он, а не они. Однако — и это он тоже хорошо понимал — одного чутья мало. Ему нужны были более веские аргументы — для себя и для них. И в 15 лет (понимаете: в пятнадцать!) Эрик читал Ленина, Маркса, конспектировал «Капитал». Он приложил к заявлению о приеме в комсомол не просто хорошие отметки и знание Устава, но и прежде всего убежденность и осмысленную веру, что нет для него в жизни Иного пути.

    Вы, наверно, читали «Воспоминания» Вересаева. Помните описание «традиций» корпорантов Юрьевского (ныне Тартуского) университета: драки и пьяные дебоши, презрение к людям и слепая преданность корпорациям? Еще в тридцатые годы «Золотые лисицы» — так называлась самая многочисленная корпорация — десятилетиями околачивались в университете, чем и гордились. Жизненный опыт приобретали в поединках, «на вилках», сообразительность и сноровку — на соревнованиях по метанию крон в воду, духовные богатства — в попойках и любовных похождениях.

    Конечно, я понимала, что традиций тех давно нет. Но слово «традиция» как-то всегда ассоциировалось у меня с чем-то старым, покрытым годами, как морщинами. И потому меня удивило, когда Эрик назвал традиционными дела, которым всего-то два-три года от роду. Значит, у него есть уверенность, что это прочно и надолго. Почему? Для начала небольшое отступление.

    Нравственность: система запретов или путеводная звезда?

    Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра. Нравственное — то, что в своих действиях человеком видится не просто как допустимое, а доброе и благое. Безнравственное — нехорошее, недопустимое, вредное, этически безобразное и недостойное человека.

    Детям нравственность не свойственна: понятие «добро» для них бывает сильно расплывчато, и смотреть на свое поведение с какой-либо точки зрения им не интересно. Дети чаще живут с позиции «нравится» — «не нравится», и далеко не все, взрослея, становятся нравственными людьми.

    Человек этичный относится к нравственности, как к путеводной звезде: все наши земные повороты имеют смысл лишь постольку, поскольку мы идем верным путем. Нравственный смысл любого слова и поступка – первое, о чем думает такой человек, чем он руководствуется вне зависимости от того, смотрит кто-либо на него или нет.

    Но среди обычных – этичных людей не много.

    Много ли среди нас людей, которым это интересно, которые выбирают быть порядочными? Вынуждены огорчить: в России сегодня их меньше, чем в других европейских странах. Смотри Нравственное состояние современного российского общества

    Обычные люди относятся к нравственности, как к забору: пусть будет, пока не мешает. Сами вспоминаем о нравственности, когда кто-то нарушает наши границы, и вполне готовы перелезть через забор, когда очень нужно или хочется, а никто не видит. Не каждый взрослый человек — человек нравственный, в зависимости от своей осознанности и развитости позиций восприятия человек смотрит на свое поведение с разной нравственной глубиной. При малой осознанности человек может делать дурные дела и не считать себя безнравственным ровно потому, что не видит или не задумывается о том, что он делает↑. Человек с шаблонным мышлением вместо постоянных поисков и примерок «это добро или нет?» бездумно принимает расхожие формулы иногда не самого высокого качества.

    Что «нравственно», а что нет — определиться бывает очень непросто. Давать в долг — нравственно или безнравственно? Доброе дело или нет? Секс до брака — допустимо или безнравственно? Может ли мужчина иметь четыре жены? В разных культурах и в разное время эти вопросы решаются очень по-разному.

    Первая позиция восприятия подсказывает человеку формулы нравственности типа: «Добро — это то, что хорошо для меня. А все, что против меня — безнравственно».

    Взгляд бушмена: «Если увел коров я — это добро. Если увели коров у меня — это зло».

    Чем более развиты у человека позиции восприятия, тем больше человек в своей нравственности думает о добре для других. В качестве общей формулы можно принять следующее: «Нравственно то, что делает человека здоровым и счастливым, не причиняя существенного вреда другим. А то, что лишает человека счастья и идет во вред его здоровью — безнравственно».

    Не забывайте о других людях. Например, если ваше поведение касается не только вас, то нужно учитывать и интересы партнера. Если происходящее касается не только пары, то нужно учитывать и интересы окружающих. Ваша свобода кончается там, где начинается жизнь другого человека. «Свобода моего кулака кончается перед носом другого человека».

    Очень непросты конфликты, когда индивидуальная свобода сталкивается с консервативными взглядами окружающих. Откровенные, долгие и прочувственные поцелуи любящей пары в вагоне метро для них кажутся их свободным правом, но для сидящей с ними рядом пожилой одинокой женщины представляется дикой распущенностью. Кажется, в этих конфликтах нужна обоюдная корректность. Пусть люди воспитаны на ваш взгляд дико, но бить по их нравственным (моральным) чувствам своей свободой (в их восприятии — распущенностью) — не надо. Но также никому не надо называть непристойным, безнравственным все то, что выходит за ваши привычные и жесткие рамки, безнравственно в этом случае проявлять агрессивность и клеить оскорбительные ярлыки.

    Нравственности противостоит не столько прагматизм, сколько недалекость. Прагматик может быть человеком высокой нравственности, если он осознает, что это выгодно ему хотя бы с точки зрения перспектив. Прагматик-руководитель может насаждать нравственность, если видит, что она с течением времени дает повышение прибыли. Если же прагматик не привык и не умеет смотреть далеко, он бывает порядочным только в зоне наблюдений полицейского или по привычке.

    Урок внеклассного чтения по повести Э.Г. Казакевича «Звезда». 9-й класс

    Разделы: Литература

    Работа рассчитана на 2 часа. Предварительное домашнее задание к уроку:

    • прочитать повесть; нарисовать иллюстрации (по желанию);
    • изучить литературно-критическую и мемуарную литературу о писателе;
    • командам подготовить буклеты о писателях-фронтовиках.

    Тип урока – с точки зрения дидактики – комплексное применение знаний; с точки зрения методики – урок внеклассного чтения – литературная игра.

    Общедидактическая цель: создать условия для прочтения повести, осмысления и усвоения ее содержания, реализации своих литературно-творческих возможностей.

    Триединая дидактическая цель:

    обучающая: повторить и углубить сведения о писателях-фронтовиках, познакомить с творчеством Э.Г.Казакевича; проанализировать повесть “Звезда”;

    развивающая: развивать речь, навыки работы с книгой (художественной и мемуарной литературой) и навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой; продолжать формировать литературно-творческие способности, предметные умения и навыки;

    воспитывающая: вызвать эмоциональный отклик на события, связанные с войной; воспитывать нравственные качества личности на примере произведения и фильма о Великой Отечественной войне; развивать умение работать в коллективе, умение слушать, слышать и понимать друг друга.

    Урок нестандартный: урок — литературная игра “Что? Где? Когда? Как? Почему?”.

    Компьютер, мультимедийный проектор. Фрагменты художественных фильмов.

    Записи песен из сборников “Солдатская студия”:

    сб. “Взвод” — песня “Разведка” в исполнении Ольги Сердцевой;

    сб. “Для настоящих мужчин” — песня “Облака” в исполнении С.Толстого.

    Выставка книг писателей-фронтовиков. Портреты.

    Выставка книг Э.Казакевича. Портреты писателя.

    Повесть “Звезда” у каждого ученика. Ножницы, маркеры, листы бумаги.

    Репродукция картины В.Верещагина “Апофеоз войны”.

    Мемуарные статьи Б.Рубена, А.Твардовского, Мартова о Э.Казакевиче.

    Правая доска. Плакат с фотографиями писателей-фронтовиков “Сороковые пороховые…”. Слова В.Высоцкого: “Война всегда нас будет волновать – это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто владеет пером”. Выставка книг писателей-фронтовиков. Буклеты.

    Центральная доска. Тема. Портреты Э.Казакевича военных, послевоенных лет.

    Левая доска. Репродукция картины В.Верещагина “Апофеоз войны”.

    Светильник в форме звезды (во время урока включается).

    Оформление: в кабинете затемнено. Зажигается звезда. Часть кабинета оформлена как лес, в котором находится Травкин в форме разведчика с рацией; другая часть кабинета — блиндаж, где у рации сидит девушка в военной форме. Керосиновый фонарь освещает блиндаж, синий фонарь – лес.

    Автор. На третьи сутки Звезда заговорила, — вторично после того, как Травкин перешёл фронт.

    Травкин. Земля, Земля, я Звезда. Слышишь ли ты меня? Я Звезда.

    Катя. Звезда, Звезда! Я Земля! Я слушаю тебя, слушаю, слушаю тебя.

    Травкин. Передаю. Здесь сосредоточивается пятая танковая дивизия СС “Викинг”. Пленный девятого мотополка “Вестланд” показал, что здесь пятая танковая дивизия СС “Викинг”. Части разгружаются и движутся только по ночам. Здесь тайно сосредоточивается пятая танковая дивизия СС “Викинг”…

    Автор. И так повторял Травкин бесчисленное количество раз, сообщая состав полка “Вестланд”, местопребывание штаба. Сообщение Травкина наделало шума в дивизии. На тысячи карт синим карандашом наносился район сосредоточения дивизии “Викинг”. Из штаба армии данные внеочередным сообщением пошли в штаб фронта, а оттуда – в Ставку Верховного Главнокомандования, в Москву. Так ширились круги вокруг Травкина, расходясь волнами по земле: до самого Берлина и до самой Москвы.

    Сообщение темы урока.

    “Звезда” — первая военная повесть Эммануила Генриховича Казакевича, принесшая автору-фронтовику славу, — тема нашего урока-игры “Что? Где? Когда? Как? Почему?”

    КАК и ПОЧЕМУ в лирической повести писатель показал жестокие будни войны?

    КАКОВА служба армейских разведчиков в изображении бывшего фронтовика?

    КАКИЕ качества человек проявляет в экстремальных условиях войны, качества, которые сделали советский народ победителем в величайшей войне?

    КАКОВА цена Победы? На эти вопросы вы ответите, участвуя в игре.

    Наш урок – интеллектуальное состязание между командами на лучшее знание повести и умение анализировать произведение. Целью урока является не только умение применять знания о повести Казакевича, умения и навыки работы с книгой в ситуации соревнования, но и умение работать в группах, распределять обязанности, общаться во время урока. От работы каждого зависит победа всей команды.

    Проверка домашнего задания.

    В “сороковые пороховые” писатели: Э.Казакевич, В.Быков, Ю.Бондарев, Г.Бакланов, Б.Васильев, В.Курочкин, К.Воробьев – с первых же дней Великой Отечественной встали в боевые ряды защитников Родины:

    Читайте также:  На зрение занятие спортом как влияют

    От Москвы до Бреста
    Нет такого места,
    Где бы не скитались мы в пыли,
    С “лейкой” и с блокнотом,
    А то и с пулеметом,
    Сквозь огонь и стужу мы прошли,

    — писал К.Симонов, фронтовой корреспондент. Те, кому впоследствии предстояло обогатить библиотеку военной прозы и поэзии своими произведениями, воевали в пехоте, командовали артиллерийскими батареями, отправлялись в разведку.

    Военные портреты писателей. Плакат на доске – слова В.Высоцкого.

    Используя литературно-критическую, мемуарную, художественную литературу, вы подготовили буклеты о писателях-фронтовиках, авторах уже знакомых вам произведений о войне, которые близки поставленными проблемами:

    Какая она, война? Каков герой войны? Какова цена победы?

    Выставка книг писателей-фронтовиков.

    Команды поочередно представляют свои буклеты: Василь Быков. Виктор Курочкин. Константин Воробьев. Борис Васильев.

    Фрагмент фильма “А зори здесь тихие…” (сцена гибели Жени Комельковой: со слов Риты “Спасибо, Женя. Где немцы?” до слов “Мы Родину защищали”) – 7 минут.

    Сравнение с картиной.

    Что связывает военные произведения этих писателей-фронтовиков с известной вам картиной художника 19 века Василия Верещагина “Апофеоз войны”?

    Ответы: главная мысль произведений – осуждение войны. Пирамида человеческих черепов на фоне разрушенного войной города и высохших садов, стаи голодных птиц. Война – это разрушение, смерть: это гибель и проигравших, и победивших.

    В неравной схватке одна за другой отдают свои жизни девушки-зенитчицы (книга “А зори здесь тихие…); в бою с захватчиками погиб Саня Малешкин, сгорел в танке вместе с экипажем Пашка Теленков (“На войне как на войне”); в первые месяцы войны убиты под Москвой кремлевские курсанты К.Воробьева (“Убиты под Москвой”); повешен гитлеровцами не сломленный духом герой повести В.Быкова “Сотников”.

    И художник 19 века, и писатели 20-го сурово осуждают захватническую войну, несущую смерть, уничтожение, разрушение. На раме картины В.Верещагин начертал слова: “Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим”.

    Слово о писателе. Работа с мемуарной литературой.

    Бесстрашно боролись с захватчиками, погибали “ради жизни на земле” и герои-разведчики Казакевича. Эммануил Генрихович Казакевич… Посмотрите на его портреты. КАКИМ вы представляете писателя? (Ответы учащихся).

    А сейчас, познакомившись с произведениями мемуарной литературы, узнаем, каким его видели и знали современники, каков был его жизненный и творческий путь.

    1 команда подготовится рассказать о личности писателя по воспоминаниям современников, выбрав материал из статей Паустовского, Рубена, Мартова.

    2, 3, 4 команды выберут материал из этих же статей: ЧТО? ГДЕ? КОГДА? произошло в жизни писателя: ДО ВОЙНЫ (2 команда), ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ (3 команда), ПОСЛЕ ВОЙНЫ (4 команда). На столах статьи, ножницы, маркеры – можно вырезать или выделять. Ответы учащихся (отвечает 1 или несколько человек).

    Слово учителя о книге.

    Николай Тихонов написал: “И в самом пекле сражений Казакевич сохранял то нравственное здоровье, ту высоту и чистоту отношения к людям, его окружающим, которые позволили ему рассказать и о войне, и о жизни, и о тех, кто были его боевыми товарищами, с любовью и вдохновением. Недаром запевом этих песен о людях на войне явилась великолепная лирическая, романтически свежая повесть “Звезда”.

    Какие ассоциации рождает слово ЗВЕЗДА? (Записать на листочках, на доске)

    Звезда — путеводная; небесная (светящаяся точка, небесное тело); восходящая (знаменитость); фигура с треугольными выступами (пятиконечная); офицерский знак различия (генеральская); Звезда Героя Советского Союза и т.д.

    Как вы думаете, почему так назвал Казакевич свою повесть?

    Ответы: “Звезда” — поэтичный позывной разведчиков. Звезда – это восходящее, яркое, зовущее вперед. “Звезда” — название газеты, где редактором был отец писателя.

    Писатель своей повестью утверждает 2 значения:

    ЯРКАЯ – потому, что осветила своим светом высокий героизм советских солдат, зажгла негаснущие огоньки в сердцах людей;

    ЗОВУЩАЯ – потому, что пробуждает желание повторить подвиг, оставить след.

    В словаре Ожегова мы найдем и однокоренное слово: ЗВЕЗДАНУТЬ – в просторечии значит: крепко и сильно ударить.

    А каков был удар разведчиков? Может быть, и это значение имел в виду автор.

    Вернувшись из Берлина, в нетопленой комнатенке барака Казакевич писал “Звезду” и клял себя за потерянное время. Повесть ему не нравилась, но приятели убедили его отдать рукопись в журнал “Знамя”. Всеволод Вишневский, редактор, прочитав повесть в один присест, торопливо писал Казакевичу: “Сегодня ночью прочел Вашу “Звезду”. Поздравляю Вас. Это настоящая вещь: точная, умная, насквозь военно-грамотная, полная размышлений и души. Вещь нелегкая для любителей “беллетристики”. Вещь горькая и вместе с тем полная силы и оптимизма…”.

    В № 1 за 1947 год “Звезда” напечатана. И с 1947 по 1989 год переиздана 51 раз!

    Посмотрите, когда и кем издана ваша книга (учащиеся называют издательства).

    Анализ содержания повести (Казакевич Э.Г. Звезда. Двое в степи. Весна на Одере. Повести, роман. – М.: Вече, 2004).

    В аннотации к книге мы читаем: “Лирическая повесть о жестоких буднях войны”. И Н.Тихонов пишет: “Великолепная лирическая романтически свежая повесть”. А В.Каверин отметил, что его поразили “две черты: ее задушевность и ее нежность”.

    1 вопрос командам:

    Как проявляется лиризм в повествовании о жестоких буднях войны? КАК показывает автор нежность на страницах военной повести? (Во время подготовки звучит 1 куплет песни “Разведка”)

    Сомнений нет:/ Вы люди лучшие на свете!/ Какие тайны вам доверено хранить.

    1 команда обсуждает вопрос и готовится отвечать, используя текст повести; 2, 3, 4 команды готовятся дополнять отвечающих.

    Ответы. Учащиеся рассказывают о жестоких буднях войны (беспощадная реальность, хладнокровие автора, который обязан быть бесстрастным): стр.42 (гл.7) “древняя игра: человек и смерть” и другие примеры.

    Учащиеся примерами доказывают, что лиризмом, нежностью, поэтичностью дышит вся повесть от первой до последней страницы:

    1) любовь Кати к Травкину. Война позволяет им только перекликаться

    позывными: стр.56 (гл.9) “Мы горячо обнимаем вас!” и другие примеры.

    2) нежное отношение разведчиков, саперов к Травкину:

    стр.26 (гл.4) покровительство над лейтенантом в житейских делах и другие примеры.

    3) теплое отношение комдива к разведчикам:

    стр.8 (гл.1) “орлы…твои глаза и уши”, “его сердце играло” и другие примеры.

    4) отношение Сербиченко к дивизии:

    стр.8 (гл.1) тревога за судьбу дивизии и другие примеры.

    5) отеческое отношение комдива к Кате:

    стр.22 (гл.3); стр.28, 30 (гл.4) и другие примеры.

    6) поэтичное описание природы:

    стр.13 (гл.1) “Всматривался Травкин в безмолвную даль древних лесов…” и другие примеры.

    2 вопрос командам:

    КАКОВ портрет “зеленых призраков”? ПОЧЕМУ разведчиков так называют?

    2 команда готовится отвечать. Звучит 2 куплет песни “Разведка”:

    Зажглась звезда когда-то вдруг и очень метко,
    Упала вам и на погоны и в сердца,
    И стала вам как будто матерью разведка
    Вдали от родины, от дома и отца…

    Каждый солдат шел в бой, преодолевая страх. Но одно дело – в атаке, когда вокруг тебя товарищи, артиллерия, танки… И другое дело – в разведке, когда только тоненький писк рации связывает тебя с родной землей, когда все зависит от твоего умения “переиграть смерть”. Качества личности в разведке проявляются гораздо отчетливее. Духовная озаренность, сознание долга ведет на подвиг разведчиков, “отрешающихся от прошлого и будущего”: стр.11-12 (гл.1) “Не зная, сколько еще продлится война, они ушли в нее с головой. Война стала для них бытом и этот взвод – единственной семьей…” и другие примеры.

    3 вопрос командам:

    ПОЧЕМУ Травкина называют “красавцем лешим”? КАК талантливость личности Травкина показал писатель?

    3 команда готовится отвечать. Звучит 1 куплет песни “Облака”:

    Нам бы тем, плывущим рядом,
    Нам бы жить – и вся награда!
    Нам бы жить, нам бы жить, нам бы жить.

    Бесконечно талантлив Травкин: с легкостью и внутренней свободой ориентируется он в драматичных поворотах судьбы поисковой группы, вступившей в “игру со смертью”. Не думать о своей выгоде, а только о своем деле – так был воспитан Травкин, сын учительницы из небольшого волжского городка, юный красавец-леший. Вера в свое дело, сознание долга – вот что определяет готовность к героизму:

    стр.35 (гл.5) “Какое под этой гимнастеркой билось сердце?” и другие примеры.

    4 вопрос командам:

    Фрагмент х/ф (эпизод со слов “Я – Звезда” до момента, когда сарай горит).

    КАК проходит бой в одиноком сарае? ПОЧЕМУ Э.Казакевич не показал гибель разведчиков, а режиссер фильма, снятого по мотивам повести, Николай Лебедев изобразил? КАКОЙ финал предпочтительнее вам?

    4 команда готовится отвечать. Звучит 2 куплет песни “Облака”:

    Этот бой не утихает.
    Где же ты, вода живая?
    Ах, зачем война бывает?
    Ах, зачем? Ах, зачем? Ах, зачем,
    Зачем нас убивают?

    Учащиеся рассказывают финальные сцены повести и фильма:

    стр.57 (гл.9) гибель Голубка; стр.63 (гл.10) бой взвода солдат с “зелеными призраками” и другие.

    Вывод: звезда – свет – надежда.

    Казакевич писал читателю, отвечая на вопрос: “Вы можете задать мне вопрос, по какой причине я не описал гибели разведчиков. По двум причинам: во-первых, неинтересно описывать бойню – уничтожение шестерых человек тысячами врагов, во-вторых, потому, что обстоятельства гибели разведчиков, ушедших в тыл противника, обычно остаются окутанными тайной: они не гибнут как обычные солдаты, — они пропадают без вести. У оставшихся всегда остается маленькая, слабая надежда на возвращение погибших. А именно то, что они не вернулись, и означает, что они погибли”. Не убийство человека человеком, а Победу человека над Смертью хотел изобразить писатель и слабый фитилек надежды, что Звезда не закатилась и не погасла.

    Вот она – цена Победы! Вот апофеоз войны.

    КАКУЮ мысль выразил писатель своим произведением?

    Лейтенант Бугорков, командир саперной роты, склонившись над рацией, заплакал и сказал: “Скорей бы войне конец… пора, чтоб людей перестали убивать”.

    НАСКОЛЬКО актуальны слова героя повести, слова автора произведения – писателя-фронтовика, сказанные в 1946 году, почти 70 лет назад?

    Этот призыв писателя актуален и сейчас: борьба за мир продолжается и в наши дни. Вспомните: Афганистан, Чечня, террористические акты… А теперь Украина…

    НУЖНЫ ли книги о войне? Ваша позиция по данному вопросу (ответы).

    Книги учат нас помнить о цене Победы в этой священной войне, о подвигах погибших героев, чьи Звезды не угаснут в людской памяти – это символ патриотизма, чести и доблести советских воинов, победивших в Великой войне.

    …Нет, свет наших звезд
    Не затмить никому!
    (Александр Прокофьев 1.12.1941)

    1. Лес. Никого нет.

    2. Блиндаж. Катя у рации.

    Автор. После того, как Звезда на полуслове замолчала и уже больше не говорила, Катя всю ночь не смыкала глаз, но Звезда молчала.

    Катя. Звезда, Звезда, я Земля. Звезда, Звезда, Звезда…

    Автор. Молчала Звезда и на следующий день и позднее. И с ужасом вдруг Катя подумала, что, может быть, бесполезно ее сидение здесь, у аппарата, и ее бесконечные вызовы Звезды. Звезда закатилась и погасла. Но как она может уйти отсюда? А что, если он заговорит? А что, если он прячется где-нибудь в глубине лесов? И, полная надежды и железного упорства, она ждала. Никто уже не ждал, а она ждала. И никто не смел снять рацию с приема, пока не началось наступление.

    Домашнее задание: читаем военные повести В.Быкова.

    Подведение итогов игры. Подсчитываем жетоны, полученные за ответы, подводим итоги работы команд. Победителем становится команда, набравшая наибольшее количество баллов. Поощряются самые активные участники.

    Источники:
    • http://kevah.ru/studies/viewpoint.html
    • http://studfiles.net/preview/2554502/page:40/
    • http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/926193
    • http://smena-online.ru/stories/svoya-tochka-zreniya/page/2
    • http://www.psychologos.ru/articles/view/nravstvennost-dvoe-zn--sistema-zapretov-ili-putevodnaya-zvezda-vop-zn-
    • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/655819/